Фёдор Иванович Тютчев родился в 1803 году в Орловской губернии. Написанием стихов будущий поэт начал увлекаться ещё в юности. Способствовало тому прекрасное образование, полученное под присмотром домашнего учителя. В его творчестве преобладает пейзажная, любовная и философская лирика.
Философские мотивы в стихах Тютчева
Фёдор Иванович Тютчев – последний романтик русской поэзии. В его творчестве преобладают пейзаж и философские размышления. Картины природы воплощают глубокие, трагические раздумья о жизни и смерти, о человеке и его месте в мире, а также и о человеческой судьбе.
Так в стихотворении «Мотив Гейне» автор рассуждает на тему жизни и смерти, сравнивая их с днём и ночью. «Ах, умаял, он, пёстрый день, меня!..» — восклицает лирический герой. Он устал от жизни и уже его голова «ко сну клонится» — лирическому герою хочется умереть. «Обессиленный» он поддаётся сну, засыпает, умирает.
Но не может расстаться с грёзами о жизни и любви. В последней строфе стихотворения читатель ясно видит сожаление лирического героя о том, что его время пришло, а «ясный день» продолжает «блестеть» и «незримый хор о любви гремит». «Гремит», а не поёт, ведь гром слышно лучше пения – любовь призывает к жизни того, кто уже не вернётся к ней.
Размышления Ф.И. Тютчева о человеке изображены в стихотворении «Silentium!». Здесь автор призывает читателя молчать, таить «и чувства, и мечты свои», ведь никто не сможет понять их так, как понимает их сам человек. «Мысль изречённая есть ложь», — пытается донести нам автор.
В третьей строфе Ф.И. Тютчев пишет — «Есть целый мир в душе твоей». Эта фраза призывает читателя осознать себя, не равняться на окружающих, быть собой, но при этом – молчать, никому не выдавая самого сокровенного.
Стихотворение объединило в себе две философских темы: глубину и многогранность души человека, и конфликт лирического героя с обществом, толпой. Также конфликт лирического героя и толпы – тема стихотворения «Кто хочет миру чуждым быть…». «Что вам беда моя, она лишь про меня…» — пишет автор.
Судьба одного человека, его беспомощность перед течением времени и невозможность повлиять на происходящие вокруг него события, ярко выражена в стихотворении «Из края в край, из града в град…». «Судьба как вихрь людей метёт», пишет Ф.И. Тютчев.
Этот вихрь не спросит у человека его мнения, и ему остаётся только наблюдать за этой жизнью, участвовать в ней, теряя и приобретая, терпя боль и испытывая радость и не зная, что ждёт его в будущем.
Таким образом, мы приходим к выводу, что Фёдор Иванович Тютчев видел жизнь с разных сторон, о чём свидетельствуют его стихотворения, раскрывающие нам множество философских тем – от внутреннего мира человека до его судьбы и судьбы близких ему людей.
Характер философских стихов поэта
Какие бы философские мотивы в лирике Тютчева ни звучали, они всегда заставляют читателя волей-неволей вслушиваться, а затем и вдумываться в то, о чем пишет поэт. Эту особенность безошибочно распознал в свое время И.
Тургенев, говоря, что любое стихотворение «начиналось мыслию, но мыслию, которая, как огненная точка, вспыхивала под влиянием глубокого чувства или сильного впечатления; вследствие этого… всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы, проникается им, и сама его проникает нераздельно и неразрывно».
Тема космоса и хаоса
«Нераздельно и неразрывно» связаны между собой у поэта мир и человек, весь род человеческий и Вселенная, ведь стихотворения Тютчева основаны на понимании целостности мира, невозможной без борьбы противоположностей. Мотив космоса и хаоса, изначальной основы жизни вообще, проявления двойственности мироздания, как никакой другой, значим в его лирике.
Хаос и свет, день и ночь – о них размышляет в своих стихотворениях Тютчев, называя день «блистательным покровом», другом «человека и богов», и исцелением «души болящей», описывая ночь как обнажающую бездну «с своими страхами и мглами» в человеческой душе. В то же время, в стихотворении «О чем ты воешь, ветр ночной?», обращаясь к ветру, просит:
- О, страшных песен сих не пой
- Про древний хаос, про родимый!
- Как жадно мир души ночной
- Внимает повести любимой!
- Из смертной рвется он груди,
- Он с беспредельным жаждет слиться!
- О, бурь заснувших не буди –
- Под ними хаос шевелится!
- Хаос для поэта «родимый», прекрасный и притягательный, – ведь именно он часть мироздания, основа, из которой появляется свет, день, светлая сторона Космоса, снова превращающаяся в темную – и так до бесконечности, переход одного в другое вечен.
- Но с новым летом – новый злак
- И лист иной.
- И снова будет всё, что есть,
- И снова розы будут цвесть,
- И терны тож, –
- читаем в стихотворении «Сижу задумчив и один…»
- Вечность мира и временность человека
Хаос, бездна, космос – вечны. Жизнь, как понимает ее Тютчев, конечна, существование на земле человека зыбко, да и сам человек не всегда умеет и хочет жить по законам природы. Говоря в стихотворении «Певучесть есть в морских волнах…» о полном созвучье, порядке в природе, лирик сетует на то, что свой разлад с природой мы осознаем только в «призрачной свободе».
- Откуда, как разлад возник?
- И отчего же в общем хоре
- Душа не то поет, что, море,
- И ропщет мыслящий тростник?
- Человеческая душа для Тютчева – отражение порядка мироздания, в ней тот же свет и хаос, смена дня и ночи, разрушения и созидания. «Душа хотела б быть звездой…в эфире чистом и незримом…»
- В стихотворении «Наш век» поэт рассуждает о том, что человек стремится к свету из черноты незнания и непонимания, а обретая его, «ропщет и бунтует», и так, мятущийся, «невыносимое он днесь выносит…»
- В других строках сожалеет о пределе человеческого познания, невозможности проникновения в тайну истоков бытия:
- Мы в небе скоро устаем, –
- И не дано ничтожной пыли
- Дышать божественным огнем
- И смиряется с тем, что природа, вселенная движется дальше в своем развитии бесстрастно и безудержно,
- Поочередно всех своих детей,
- Свершающих свой подвиг бесполезный,
- Она равно приветствует своей
- Всепоглощающей и миротворной бездной.
- В небольшом стихотворении «Дума за думой, волна за волной…» Тютчев пронзительно передает воспринимаемое им «сродство природы и духа или даже их тождество»:
- Дума за думой, волна за волной –
- Два проявленья стихии одной:
- В сердце ли тесном, в безбрежном ли море,
- Здесь – в заключении, там – на просторе, –
- Тот же всё вечный прибой и отбой,
- Тот же всё призрак тревожно-пустой.
- Природа как часть целого
Еще известный русский философ Семен Франк заметил, что поэзию Тютчева пронизывает космическое направление, превращая ее в философию, проявляясь в ней в первую очередь общностью и вечностью тем.
Поэт, по его наблюдениям, «направлял свое внимание прямо на вечные, непреходящие начала бытия… Все служит у Тютчева предметом художественного описания не в их отдельных…проявлениях, а в их общей, непреходящей стихийной природе».
Видимо, поэтому примеры философской лирики в стихотворениях Тютчева привлекают наше внимание в первую очередь в пейзажном творчестве, радугу ли «пишет» художник слова в своих строках, «шум от стаи журавлиной», «всеобъемлющее» море, «опрометчиво-безумно» надвигающуюся грозу, «лучистую на зное» реку, «полураздетый лес» весенний день или осенний вечер. Что бы то ни было, оно всегда часть естества вселенной, неотъемлемая составляющая цепи вселенная-природа-человек.
Наблюдая в стихотворении «Смотри, как на речном просторе…» за движением льдин на просторе реки, констатирует, что плывут они «к одной мете» и рано или поздно «все – безразличны, как стихия, – сольются с бездной роковой!» Картина природы вызывает размышления и о сути «человеческого Я»:
Не таково ль твое значенье,
Не такова ль судьба твоя?..
- Даже, казалось бы, в совершенно простом по сути и восприятию стихотворении «В деревне», описывая привычный и невзрачный бытовой эпизод шалости пса, который «смутил покой величавый» стаи гусей и уток, автор видит неслучайность, обусловленность события. Как для разгона застоя «в ленивом стаде…нужен стал, прогресса ради, внезапный натиск роковой»,
- Так современных проявлений
- Смысл иногда и бестолков… –
- …Иной, ты скажешь, просто лает,
- А он свершает высший долг –
- Он, осмысляя, развивает
- Утиный и гусиный толк.
- Философское звучание любовной лирики
Примеры философской лирики в стихотворениях Тютчева находим в любой теме его творчества: мощные и страстные чувства рождают у поэта философские мысли, о чем бы он ни говорил. Мотив признания и принятия невозможно узких пределов любви человека, ее ограниченности звучит в любовной лирике бесконечно.
В «буйной слепости страстей мы то всего вернее губим, что сердцу нашему милей!» – восклицает поэт в стихотворении «О, как убийственно мы любим..». И в любви Тютчев видит продолжение противоборства и единения, присущее космосу, говорит об этом в «Предопределении»:
- Любовь, любовь – гласит преданье –
- Союз души с душой родной –
- Их съединенье, сочетанье,
- И роковое их слиянье,
- И… поединок роковой…
Двойственность любви просматривается в творчестве Тютчева изначально.
Возвышенное чувство, «луч солнца», изобилие счастья и нежности и вместе с тем взрыв страстей, страдания, «роковая страсть», разрушающая душу и жизнь, – все это мир любви поэта, о котором он так пламенно повествует в Денисьевском цикле, в стихотворениях «Я помню время золотое…», «Я встретил вас – и все былое…», «Весна» и многих других.
Философский характер лирики Тютчева таков, что не просто воздействует на читателя, но и влияет на творчество поэтов и писателей совершенно разных эпох: мотивы его лирики находим в стихотворениях А.Фета, поэтов-символистов, в романах Л. Толстого и Ф. Достоевского, произведениях А.Ахматовой, О. Мандельштама, И. Бунина и Б. Пастернака, И. Бродского, Е. Исаева.
Философская лирика Тютчева
Философская лирика у Тютчева глубока и многообразна. Часто поэт ищет ответы на «риторические» вопросы, размышляет над такими понятиями как любовь, счастье…
Например, Фёдор Иванович в «Безумии» описывает с философской точки зрения это явленье. Поэт представляет безумие существом весёлым и жалким. Оно прислушивается к источникам «всего». Действительно, безумие может быть и священным, а может наступить от столкновения с чем-то нереальным.
Важна тема природы в философских стихах. Тютчев боготворит её, ищет в ней утешения, чувствует связь свою (и, вообще, людей) с природой. Вот в стихотворении «Тени сизые…» он говорит, что отражается во всём, но и всё в нём отражается.
В «Успокоении» поэт говорит о таких важных вещах, как время, утраты… Герой смотрит в поток (обращается опять к вечной природе), чувствует, что эти струи уносят всё. И человек страдает, плачет, ведь он не в силах остановить «поток». Но в итоге успокоение приходит, вода уносит и саму душу человека. Это метафорически представлено, что каждый становится частью Вселенной.
В «воду» уходит и такое важное чувство людей, как любовь. Вот в стихотворении «На Неве» челнок любви как будто уносит река. Это философски показывает, что чувства со временем (хотя бы после смерти) уходят, но в смысле, что не исчезают, а растворяются в Вечности, делая её немного лучше. А влюбленные тут то ли святые, то ли грешные – не совсем понятно. Или уж не так важно.
Даже в «Мотиве Гейне» поэт, сравнив день с жизнью, признаётся, что день этот его утомил, он уже отходит ко сну, но слышит и сквозь сумерки вечный хор любви.
В философском стихотворении «Два единства» практически призыв к славянам сплотиться. Тютчев говорит о том, что Запад пытается соединить народы, людей кровью, войной, но вот славяне, наследники Византии, стараются это сделать любовью. И время уж рассудит.
И всё-таки поэт всегда просит Создателя о милосердии. Например, в стихотворении «Пошли, Господь…» поэт молится за всех заблудших и несчастных.
У Тютчева много философских стихов. Хотя названия чаще заставляют подумать о природе, красоте. Важнейшие понятия для поэта – Природа, Любовь, Вечность. Федор Иванович воспевает мирозданье, которое объединяет крайности.
Сочинение про философские стихотворения Тютчева
Раннее творчество Тютчева дышит архаичностью и созвучно поэзии ХVIII века. На стихи этого периода повлияла влюблённость автора. Поэт создавал стихи, посвящённые своим музам – любимым женщинам.
Позднее Фёдор Иванович наряду с традиционно русской лирикой будет использовать в своих стихах европейский романтизм. Среди всех произведений обособленно можно выделить те, которые по праву можно назвать философской лирикой.
Как всякий образованный и думающий человек, поэт задумывался над проблемами мироздания и бытия. Этому способствовала дипломатическая работа Тютчева. Большое влияние на творчество оказал и переломный момент в общественной жизни России.
Поэта-мыслителя волнует проблема обустройства жизни. Он размышляет о том, что такое жизнь. Каково место человека в обществе, для чего он рождён и предназначен и в чём смысл его жизни.
Главными образами в творчестве сочинителя стали любовь к Родине, природе и женщинам. Любовь для Фёдора Ивановича и услада, и погибель одновременно. Он упивается своей любовью и страдает от неё. Изображая природные явления в своих стихотворениях, Тютчев отождествляет их с душевными порывами, происходящими в душе человека.
Природа, то как будто оживает и становится одушевлённой, то безмолвствует. И на фоне этой величественной красоты и безмолвия человек ничтожен и одиночество его трагично. Вся философская лирика поэта построена на чувстве переживания и тревоги. Грусть и сознание беспомощности сквозит в стихах.
Трагедия потери близких и горячо любимых людей так же повлияла на творчество поэта. Время быстротечно. И оно тоже становится темой творчества Тютчева. Он раздумывает над сменой времён года, лет и эпох.
Тема одиночества и обречённости всегда присутствует в поздних творениях автора. Каков он, жизненный путь человека и куда он ведёт. Что ожидает человека по окончании жизни, в тот момент, когда закончится его время.
- Лирик и философ одновременно, Тютчев в поэтической форме пытается донести своё видение явлений быстротечных, преходящих и явлений вечных, как сама Вселенная.
- Тургенев «Певцы» герои рассказа и характеристика образов.
- Философская лирика как жанр – всегда раздумья о смысле бытия, о ценностях человеческих, о месте человека и его предназначении в жизни.
Все эти характеристики мы не просто находим в творчестве Федора Тютчева, но, перечитывая наследие поэта, понимаем, что философская лирика Тютчева – творения величайшего мастера: по глубине, разноплановости, психологизму, метафоричности. Мастера, чье слово весомо и своевременно независимо от столетия.
Философские стихи Тютчева о жизни: Лирика
Федор Тютчев — Цицерон: Стих
Оратор римский говорил Средь бурь гражданских и тревоги: «Я поздно встал — и на дороге Застигнут ночью Рима был!» Так!.. Но, прощаясь с римской славой, С Капитолийской высоты Во всем величье видел ты
Закат звезды ее кровавый!..
Блажен, кто посетил сей мир В его минуты роковые! Его призвали всеблагие Как собеседника на пир. Он их высоких зрелищ зритель, Он в их совет допущен был — И заживо, как небожитель,
Из чаши их бессмертье пил!
Федор Тютчев — Чему бы жизнь нас не учила: Стих
- Чему бы жизнь нас ни учила, Но сердце верит в чудеса: Есть нескудеющая сила,
- Есть и нетленная краса.
- И увядание земное Цветов не тронет неземных, И от полуденного зноя
- Роса не высохнет на них.
- И эта вера не обманет Того, кто ею лишь живет, Не всё, что здесь цвело, увянет,
- Не всё, что было здесь, пройдет!
- Но этой веры для немногих Лишь тем доступна благодать, Кто в искушеньях жизни строгих,
- Как вы, умел, любя, страдать.
- Чужие врачевать недуги Своим страданием умел, Кто душу положил за други
- И до конца всё претерпел.
Федор Тютчев — Ночное небо так угрюмо: Стих
Ночное небо так угрюмо, Заволокло со всех сторон. То не угроза и не дума, То вялый, безотрадный сон. Одни зарницы огневые, Воспламеняясь чередой, Как демоны глухонемые,
- Ведут беседу меж собой.
- Как по условленному знаку, Вдруг неба вспыхнет полоса, И быстро выступят из мраку Поля и дальние леса. И вот опять все потемнело, Все стихло в чуткой темноте — Как бы таинственное дело
- Решалось там — на высоте.
Федор Тютчев — Видение: Стих
- Есть некий час, в ночи, всемирного молчанья, И в оный час явлений и чудес Живая колесница мирозданья
- Открыто катится в святилище небес.
- Тогда густеет ночь, как хаос на водах; Беспамятство, как Атлас, давит сушу; Лишь Музы девственную душу
- В пророческих тревожат боги снах!
Федор Тютчев — День и ночь: Стих
- На мир таинственный духов, Над этой бездной безымянной, Покров наброшен златотканный Высокой волею богов.
День — сей блистательный покров День, земнородных оживленье, Души болящей исцеленье,
- Друг человеков и богов!
- Но меркнет день — настала ночь; Пришла — и с мира рокового Ткань благодатную покрова Сорвав, отбрасывает прочь… И бездна нам обнажена С своими страхами и мглами, И нет преград меж ей и нами —
- Вот отчего нам ночь страшна!
Федор Тютчев — Бессонница: Стих
- Часов однообразный бой, Томительная ночи повесть! Язык для всех равно чужой
- И внятный каждому, как совесть!
- Кто без тоски внимал из нас, Среди всемирного молчанья, Глухие времени стенанья,
- Пророчески-прощальный глас?
- Нам мнится: мир осиротелый Неотразимый Рок настиг — И мы, в борьбе, природой целой
- Покинуты на нас самих.
- И наша жизнь стоит пред нами, Как призрак на краю земли, И с нашим веком и друзьями
- Бледнеет в сумрачной дали…
- И новое, младое племя Меж тем на солнце расцвело, А нас, друзья, и наше время
- Давно забвеньем занесло!
- Лишь изредка, обряд печальный Свершая в полуночный час, Металла голос погребальный
- Порой оплакивает нас!
Федор Тютчев — Как неожиданно и ярко: Стих
- Как неожиданно и ярко, На влажной неба синеве, Воздушная воздвиглась арка В своем минутном торжестве! Один конец в леса вонзила, Другим за облака ушла — Она полнеба обхватила
- И в высоте изнемогла.
О, в этом радужном виденье Какая нега для очей! Оно дано нам на мгновенье, Лови его — лови скорей! Смотри — оно уж побледнело, Еще минута, две — и что ж? Ушло, как то уйдет всецело,
Чем ты и дышишь и живёшь.
Федор Тютчев — Как океан объемлет шар земной: Стих
- Как океан объемлет шар земной, Земная жизнь кругом объята снами; Настанет ночь — и звучными волнами
- Стихия бьет о берег свой.
- То глас ее; он нудит нас и просит… Уж в пристани волшебный ожил челн; Прилив растет и быстро нас уносит
- В неизмеримость темных волн.
- Небесный свод, горящий славой звездной, Таинственно глядит из глубины,- И мы плывем, пылающею бездной
- Со всех сторон окружены.
Федор Тютчев — Летний вечер: Стих
- Уж солнца раскаленный шар С главы своей земля скатила, И мирный вечера пожар
- Волна морская поглотила.
- Уж звезды светлые взошли И тяготеющий над нами Небесный свод приподняли
- Своими влажными главами.
- Река воздушная полней Течет меж небом и землею, Грудь дышит легче и вольней,
- Освобожденная от зною.
- И сладкий трепет, как струя, По жилам пробежал природы, Как бы горячих ног ея
- Коснулись ключевые воды.
Федор Тютчев — Листья: Стих
Пусть сосны и ели Всю зиму торчат, В снега и метели Закутавшись, спят, – Их тощая зелень, Как иглы ежа, Хоть ввек не желтеет, Но ввек не свежа. Мы ж, легкое племя, Цветем и блестим И краткое время На сучьях гостим.
Всё красное лето Мы были в красе – Играли с лучами, Купались в росе!.. Но птички отпели, Цветы отцвели, Лучи побледнели, Зефиры ушли.
Так что же нам даром Висеть и желтеть? Не лучше ль за ними И нам улететь! О буйные ветры, Скорее, скорей! Скорей нас сорвите С докучных ветвей! Сорвите, умчите, Мы ждать не хотим, Летите, летите!
Мы с вами летим!..
Федор Тютчев — Осенний вечер: Стих
- Есть в светлости осенних вечеров Умильная, таинственная прелесть: Зловещий блеск и пестрота дерев, Багряных листьев томный, легкий шелест, Туманная и тихая лазурь Над грустно-сиротеющей землею, И, как предчувствие сходящих бурь, Порывистый, холодный ветр порою, Ущерб, изнеможенье — и на всем Та кроткая улыбка увяданья, Что в существе разумном мы зовем
- Божественной стыдливостью страданья.
Федор Тютчев — Святая ночь: Стих
- Святая ночь на небосклон взошла, И день отрадный, день любезный, Как золотой покров, она свила, Покров, накинутый над бездной. И, как виденье, внешний мир ушел… И человек, как сирота бездомный, Стоит теперь и немощен и гол,
- Лицом к лицу пред пропастию темной.
- На самого себя покинут он – Упра?зднен ум, и мысль осиротела – В душе своей, как в бездне, погружен,
- И нет извне опоры, ни предела…
- И чудится давно минувшим сном Ему теперь всё светлое, живое… И в чуждом, неразгаданном ночном
- Он узнает наследье родовое.
Федор Тютчев — О, вещая душа моя: Стих
О вещая душа моя! О сердце, полное тревоги,- О, как ты бьешься на пороге Как бы двойного бытия!.. Так, ты жилица двух миров, Твой день – болезненный и страстный, Твой сон – пророчески-неясный,
- Как откровение духов…
- Пускай страдальческую грудь Волнуют страсти роковые — Душа готова, как Мария,
- К ногам Христа навек прильнуть.
Федор Тютчев — О чем ты воешь, ветр ночной: Стих
О чем ты воешь, ветр ночной? О чем так сетуешь безумно?.. Что значит странный голос твой, То глухо жалобный, то шумно? Понятным сердцу языком Твердишь о непонятной муке — И роешь и взрываешь в нем
Порой неистовые звуки!..
О! страшных песен сих не пой! Про древний хаос, про родимый Как жадно мир души ночной
Внимает повести любимой!
Из смертной рвется он груди, Он с беспредельным жаждет слиться!.. О! бурь заснувших не буди —
Под ними хаос шевелится!..
← Предыдущая Следующая → 1 2
Показаны 1-15 из 16
Философские стихи Тютчева о жизни: Лирика – Стихи & Поэзия
Оратор римский говорил Средь бурь гражданских и тревоги: «Я поздно встал — и на дороге Застигнут ночью Рима был!» Так!.. Но, прощаясь с римской славой, С Капитолийской высоты Во всем величье видел ты
Закат звезды ее кровавый!..
Блажен, кто посетил сей мир В его минуты роковые! Его призвали всеблагие Как собеседника на пир. Он их высоких зрелищ зритель, Он в их совет допущен был — И заживо, как небожитель,
Из чаши их бессмертье пил!
- На мир таинственный духов, Над этой бездной безымянной, Покров наброшен златотканный Высокой волею богов. День — сей блистательный покров День, земнородных оживленье, Души болящей исцеленье,
- Друг человеков и богов!
- Но меркнет день — настала ночь; Пришла — и с мира рокового Ткань благодатную покрова Сорвав, отбрасывает прочь… И бездна нам обнажена С своими страхами и мглами, И нет преград меж ей и нами —
- Вот отчего нам ночь страшна!
Стихи для детей, Стихи про ночь, Стихи русских поэтов классиков, Стихи Федора Тютчева, Федор Тютчев – Стихи для детей, Философские стихи Тютчева о жизни: ЛирикаПрокомментировать
Ночное небо так угрюмо, Заволокло со всех сторон. То не угроза и не дума, То вялый, безотрадный сон. Одни зарницы огневые, Воспламеняясь чередой, Как демоны глухонемые,
- Ведут беседу меж собой.
- Как по условленному знаку, Вдруг неба вспыхнет полоса, И быстро выступят из мраку Поля и дальние леса. И вот опять все потемнело, Все стихло в чуткой темноте — Как бы таинственное дело
- Решалось там — на высоте.
Стихи о жизни классиков, Стихи о небе, Стихи о природе русских поэтов, Стихи русских поэтов классиков, Стихи Федора Тютчева, Федор Тютчев – Стихи о природе, Философские стихи Тютчева о жизни: ЛирикаПрокомментировать
- Когда пробьет последний час природы, Состав частей разрушится земных: Всё зримое опять покроют воды,
- И божий лик изобразится в них!
- «Последний катаклизм» Тютчева
Философская лирика – визитная карточка Федора Ивановича Тютчева. К ней можно отнести и произведение «Последний катаклизм».
Стихотворение написано в 1829 году.
Его автору в эту пору исполнилось 26 лет, он уже не первый год служит в Германии на дипломатической работе, даже произведен в титулярные советники, занимает активную позицию в делах обретения Грецией независимости, отстаивает необходимость покровительства России греческому народу, счастливо женат, воспитывает детей. На Родине он бывает наездами.
В этой обстановке видимого довольства, расцвета жизненных сил и семейного благополучия, он пишет произведение «Последний катаклизм». По жанру – религиозная лирика, по размеру – ямб с перекрестной рифмовкой, состоит всего из одного катрена. Интонация почти пророческая. Лексика возвышенная, торжественная, местами устаревшая.
Сам размер стихотворения подчеркивает высокую трагедию происходящего. Между тем, поэт описывает скорее первую катастрофу (потоп), а не последнюю. Если опираться на Священное Писание, то при конце мира будут потоки не воды, а огня.
Следует отметить, что поэт содрогается от зрелища перемен в природе, человек как активно действующий герой в произведении отсутствует. «Последний час»: метафора. «Состав частей»: разрушение земли, атмосферы, гидросферы. Из воды появится обновленное естество мира, на всем будет лежать зримый отпечаток славы Бога.
Больше уже никогда и никто не поставит его могущество под сомнение. Заключительное восклицание в финале словно подчеркивает неотвратимость приближающегося преображения. Кстати говоря, название стихотворения может и не нести негативную, устрашающую окраску. Возможно, имеется в виду превращение, очищение, изменение, а не уничтожение, гибель, хаос.
Эти стихи интересны еще и тем, что молодой Ф. Тютчев о кончине этого мира думал скорее в философском, чем христианском духе. Скажем, нет намека на учение о Страшном Суде. Впрочем, в столь короткой зарисовке почти невозможно выразить всю христианскую эсхатологию. Эти строки похожи почти на экспромт, запись поразившей его мысли, мгновенного озарения. Он посчитал его настолько важным, что вскоре предложил к публикации. В катрене несколько раз использована инверсия: покроют воды.
Стихотворение «Последний катаклизм» впервые было опубликовано в журнале «Денница» спустя 2 года после создания.
Короткие стихи, Короткие стихи – легко учить, Короткие стихи о жизни, Стихи о жизни классиков, Стихи русских поэтов классиков, Стихи Тютчева – легко учить, Стихи Федора Тютчева, Философские стихи Тютчева о жизни: ЛирикаПрокомментировать
О вещая душа моя! О сердце, полное тревоги,- О, как ты бьешься на пороге Как бы двойного бытия!.. Так, ты жилица двух миров, Твой день – болезненный и страстный, Твой сон – пророчески-неясный,
- Как откровение духов…
- Пускай страдальческую грудь Волнуют страсти роковые — Душа готова, как Мария,
- К ногам Христа навек прильнуть.
Короткие стихи, Короткие стихи – легко учить, Короткие стихи о жизни, Стихи о жизни классиков, Стихи про душу, Стихи русских поэтов классиков, Стихи Тютчева – легко учить, Стихи Федора Тютчева, Философские стихи Тютчева о жизни: ЛирикаПрокомментировать
О чем ты воешь, ветр ночной? О чем так сетуешь безумно?.. Что значит странный голос твой, То глухо жалобный, то шумно? Понятным сердцу языком Твердишь о непонятной муке — И роешь и взрываешь в нем
Порой неистовые звуки!..
О! страшных песен сих не пой! Про древний хаос, про родимый Как жадно мир души ночной
Внимает повести любимой!
Из смертной рвется он груди, Он с беспредельным жаждет слиться!.. О! бурь заснувших не буди —
Под ними хаос шевелится!..
Стихи о жизни классиков, Стихи русских поэтов классиков, Стихи Федора Тютчева, Философские стихи Тютчева о жизни: ЛирикаПрокомментировать
- Чему бы жизнь нас ни учила, Но сердце верит в чудеса: Есть нескудеющая сила,
- Есть и нетленная краса.
- И увядание земное Цветов не тронет неземных, И от полуденного зноя
- Роса не высохнет на них.
- И эта вера не обманет Того, кто ею лишь живет, Не всё, что здесь цвело, увянет,
- Не всё, что было здесь, пройдет!
- Но этой веры для немногих Лишь тем доступна благодать, Кто в искушеньях жизни строгих,
- Как вы, умел, любя, страдать.
- Чужие врачевать недуги Своим страданием умел, Кто душу положил за други
- И до конца всё претерпел.
Стихи о жизни классиков, Стихи русских поэтов классиков, Стихи Федора Тютчева, Философские стихи Тютчева о жизни: ЛирикаПрокомментировать
На брань летит младой певец, Дней мирных бросил сладость; С ним меч отцовский — кладенец, С ним арфа — жизни радость. «О, песней звонких край родной, Отцов земля святая, Вот в дань тебе меч острый мой,
Вот арфа золотая!»
Певец пал жертвой грозных сеч; Но, век кончая юный, Бросает в волны острый меч И звонкие рвет струны. «Любовь, свободу, край родной, О струны, пел я с вами! Теперь как петь в стране вам той,
Где раб звучит цепями?»
Стихи Ивана Козлова, Стихи русских поэтов классиков, Философские стихи Тютчева о жизни: ЛирикаПрокомментировать
- Есть некий час, в ночи, всемирного молчанья, И в оный час явлений и чудес Живая колесница мирозданья
- Открыто катится в святилище небес.
- Тогда густеет ночь, как хаос на водах; Беспамятство, как Атлас, давит сушу; Лишь Музы девственную душу
- В пророческих тревожат боги снах!
- «Видение» Тютчева
- Произведение Федора Ивановича Тютчева «Видение» впервые было опубликовано на страницах журнала «Галатея».
Стихотворение написано в 1829 году.
Его автору в эту пору исполнилось 26 лет, дипломатия стала его профессией, он занимается переводами и пишет собственные стихи, проживает в Германии, в Мюнхене, женат. В те годы литературная критика не жаловала его вниманием, впрочем, он и печатался весьма редко. Много лет продолжалась дружба поэта с немецким философом Ф. Шеллингом. По жанру – философская лирика, ноктюрн, по размеру – разностопный ямб с перекрестной и опоясывающей рифмовкой, 2 строфы. Открытых и закрытых рифм поровну. Интонация задумчивая, с единственным восклицанием в финале. Лирический герой явно себя не обнаруживает. Герой пытается поведать о своем открытии: есть некий час в ночи.
Время, когда все земное, наносное, шумное утихает и во «всемирном молчанье» удается почувствовать ход времени, истории, необъятность космического пространства. «Оный»: устаревшее слово, означающее «тот». «Явлений и чудес»: человек спит, но все существующее движется и стремится к своей таинственной цели. «Колесница»: образ из античности, которую поэт с детства хорошо знал.
«Открыто катится»: не перед кем притворяться, ведь мало кто решится подглядывать за происходящим. «Святилище небес»: образ, видимо, мифологический. Второе четверостишие нагнетает напряжение. «Густеет ночь» (инверсия): тьма становится абсолютной. «Хаос на водах»: собственно, возможен перифраз библейской цитаты, где упоминается «тьма над бездною», над водой.
Таким был первозданный мир. «Хаос» здесь имеет отношение не к беспорядку, а к первоначальному состоянию Вселенной. Следом еще одно сравнение: беспамятство, как Атлас. Под последним подразумевается титан, держащий небесный свод. Известен в древнегреческой мифологии. «Давит сушу»: поэту кажется, что человечество забыло, откуда пришло и куда направляется.
Муза: покровительница искусств, вдохновляющая поэтов. Ф. Тютчев намеренно пишет это слово как имя, поскольку она – один из главных символов творчества, свободы. «Пророческих снах»: не наяву, а в сновиденье она постигает суть вещей. Страдающий бессонницей поэт становится проводником ее прозрений.
«Тревожат боги» (инверсия): вновь он обращается к античной эпохе, использует классический образ, присущий романтизму. Эпитеты: девственную (чистую, невинную), всемирного. Метафора и оксюморон: живая колесница.
В ранней лирике Ф. Тютчева сильны метафизические мотивы, есть жажда прорваться к тайнам бытия.
Стихи о жизни классиков, Стихи русских поэтов классиков, Стихи Федора Тютчева, Философские стихи Тютчева о жизни: ЛирикаПрокомментировать
- Как океан объемлет шар земной, Земная жизнь кругом объята снами; Настанет ночь — и звучными волнами
- Стихия бьет о берег свой.
- То глас ее; он нудит нас и просит… Уж в пристани волшебный ожил челн; Прилив растет и быстро нас уносит
- В неизмеримость темных волн.
- Небесный свод, горящий славой звездной, Таинственно глядит из глубины,- И мы плывем, пылающею бездной
- Со всех сторон окружены.
Короткие стихи, Короткие стихи – легко учить, Короткие стихи о жизни, Стихи о жизни классиков, Стихи русских поэтов классиков, Стихи Тютчева – легко учить, Стихи Федора Тютчева, Философские стихи Тютчева о жизни: ЛирикаПрокомментировать
Как неожиданно и ярко, На влажной неба синеве, Воздушная воздвиглась арка В своем минутном торжестве! Один конец в леса вонзила, Другим за облака ушла — Она полнеба обхватила
И в высоте изнемогла.
О, в этом радужном виденье Какая нега для очей! Оно дано нам на мгновенье, Лови его — лови скорей! Смотри — оно уж побледнело, Еще минута, две — и что ж? Ушло, как то уйдет всецело,
Чем ты и дышишь и живёшь.
Стихи о природе русских поэтов, Стихи про радугу, Стихи русских поэтов классиков, Стихи Федора Тютчева, Федор Тютчев – Стихи о природе, Философские стихи Тютчева о жизни: ЛирикаПрокомментировать
У Максима сегодня горе Потерял он плавки в море Спрятав все в большой кулак
Выбегает кое-как.
Стихи про Максима, Федор Тютчев – Стихи про лето, Философские стихи Тютчева о жизни: ЛирикаПрокомментировать
- Часов однообразный бой, Томительная ночи повесть! Язык для всех равно чужой
- И внятный каждому, как совесть!
- Кто без тоски внимал из нас, Среди всемирного молчанья, Глухие времени стенанья,
- Пророчески-прощальный глас?
- Нам мнится: мир осиротелый Неотразимый Рок настиг — И мы, в борьбе, природой целой
- Покинуты на нас самих.
- И наша жизнь стоит пред нами, Как призрак на краю земли, И с нашим веком и друзьями
- Бледнеет в сумрачной дали…
- И новое, младое племя Меж тем на солнце расцвело, А нас, друзья, и наше время
- Давно забвеньем занесло!
- Лишь изредка, обряд печальный Свершая в полуночный час, Металла голос погребальный
- Порой оплакивает нас!
Стихи о жизни классиков, Стихи о смысле жизни, Стихи русских поэтов классиков, Стихи Федора Тютчева, Философские стихи Тютчева о жизни: ЛирикаПрокомментировать
Мы потянем ручки, ножки, Ах какой был сладкий сон, Кто проснулся? Наш Антошка?
Замечательно спал он.
Стихи про Антона, Стихи Юлии Пономаревой, Федор Тютчев – Стихи про осень, Философские стихи Тютчева о жизни: ЛирикаПрокомментировать
- Святая ночь на небосклон взошла, И день отрадный, день любезный, Как золотой покров, она свила, Покров, накинутый над бездной. И, как виденье, внешний мир ушел… И человек, как сирота бездомный, Стоит теперь и немощен и гол,
- Лицом к лицу пред пропастию темной.
- На самого себя покинут он – Упра?зднен ум, и мысль осиротела – В душе своей, как в бездне, погружен,
- И нет извне опоры, ни предела…
- И чудится давно минувшим сном Ему теперь всё светлое, живое… И в чуждом, неразгаданном ночном
- Он узнает наследье родовое.
Стихи о жизни классиков, Стихи про ночь, Стихи русских поэтов классиков, Стихи Федора Тютчева, Философские стихи Тютчева о жизни: ЛирикаПрокомментировать