Пейзаж в «Грозе» Островского

С момента написания пьесы всеми любителями литературы было признано, что пейзаж в произведении является не только способом описать локацию в которых проходит действие, но и уникальным художественным средством, позволяющим дополнительно обозначить философию персонажей, задать фон повествованию.

Посмотрим на самое начало, на оглавление: пьеса называется «Гроза». Это уже наталкивает на мысль, что мощное природное явление занимает не последнее место для построения сюжета. Гроза – это предвестник чего-то очень яркого и неожиданного, способного встрясти серые будни.

Гроза – перелом, гроза – символ перемен, зачастую не в лучшую сторону, гроза – раскол между противоборствующими сторонами.

Еще один яркий художественный маркер произведения – Волга. Величественно несет она свои воды в Каспийское море. Кажется, что ничто не может потревожить ее вековое молчание. А какие виды открываются с ее берегов?  Все это так не соответствует городку Калинову, гордо стоящему на берегу великой реки. Он погряз в мелких дрязгах и поместных провинциальных конфликтах.

Лишь некоторые могут соответствовать пейзажу, окружающему город.

Кулигин – персонаж с тонкой духовной организацией, ценящий красоту в мелочах. Как истинный естествоиспытатель, он понимает, что без осознания важности природы человек ничего не стоит.

Катерина – девушка высокой морали, чье умение любить жарко и страстно сложно оспорить. Ей некомфортно в мирской суете. Ей до глубины души противны жадность, алчность, склочность. Она тоже непостижима и своенравна, как и сама природа.

Девушка искренне не понимает, почему жители города увязли в пустой суете. Ей хочется большой воды, хочется на волю. Они настоящие волжские дети. Им не место в «затхлой атмосфере» города.

Кабаниха, в свою очередь, считает, что если природу нельзя подчинить, то она абсолютно бесполезна.

Сложно сказать: природа ли так влияет на душевные муки или сами герои заставляют терзаться? Но вполне ясно, что эмоциональные переломы, важные события в жизни героев и природные явления связаны. Например, как гроза стало прибытие Тихона или же весть об измене Катерины, была сопровождена мощнейшим грозовым разрядом.

Таким образом, нельзя игнорировать факт того, что полностью понять смысл произведения можно только благодаря образу пейзажа.

Вариант 2

Интересно, что обычно в пьесе, вообще, сложно говорить о роли пейзажа. То есть тут явно не будет описаний природы на две страницы. Обычно вид сцены (пейзаж) обозначен кратко в самом начале действий перед диалогами. Сцена такая-то и такая-то! Или ещё пейзаж представлен в речи персонажей, они могут возмущаться или восхищаться, обсуждать что-то из увиденного.

С другой стороны, когда пьеса ставится, декорации имеют огромное значение. Не зря над ними серьезно работают специальные художники театра.

Декорации создают атмосферу, они могут отражать происходящее на сцене или работать на контраст. В «Грозе», скорей, вся работа пейзажа на контрасте.

Ведь показана прекрасная волжская природа, но люди тут, в основном, морально уродливы. В принципе, не думаю, что та же Кабаниха замечает красоту природы.

А вот Кулигин признается, что не налюбовался красотой местной природы, хотя каждый день ей восхищается. (В реальности все мои знакомые, кто был на Волге, тоже говорят, что виды просто необыкновенные!) Про тут самую грозу этот герой говорит, как про что-то живое и темное, что подбирается к городу.

И Катерина восхищается пейзажем. Она говорит о них более образно и подробно. Например, она видит в солнечном луче, в пылинках ангелов. У неё красота природы будто вызывает подъем религиозных чувств, от восхищения она начинает молиться, плакать слезами счастья. Грозы Катерина боится как наказания за любовь к Борису.

Кстати, жители Калинова боятся грозы, так как суеверно считают, что она послана им в наказание за их грехи, которых, на самом деле, много.

Понятно, что новость о самоубийстве тоже прогремит, как гроза над этим несчастным городом. Показное спокойствие, чинность с прогулками по главной улице хотя бы на недолгий срок пропали в городе.

Слишком много плохого скрывается под внешней, как говорится, благопристойностью.

И ещё гроза в сознании Катерины. Она страдает от своей греховной любви, мечется. Тут гроза создаёт напряжение в атмосфере. Тучи сгущаются и в небе, и в душе главной героини.

В общем, в этой пьесе пейзаж имеет огромное значение. Думаю, что даже большее значение, чем во многих других пьесах. Где нужно, создаёт контраст, где нужно, усиливает события, как б подчеркивает их значимость. Хорошо образно представлять эту волжскую красоту, надвигающуюся мощную грозу. По крайней мере, мне это очень помогло при чтении этой пьесы.

Все сочинения

Образ природы в драме "Гроза" Островского

Вид на Волгу. Декорации первого и пятого действий должны, согласно авторской ремарке, изображать следующее: «Общественный сад на высоком берегу Волги; за Волгой сельский вид. На сцене две скамейки и несколько кустов».

Пейзаж Волги — одновременно и граница сценического пространства, и символическая перспектива: как бы окно, ведущее из города Калинова в другой мир.

Эта перспектива, с одной стороны, оптимистическая (поскольку живописный пейзаж противопоставлен безрадостной атмосфере города Калинова), с другой стороны — зловещая, поскольку тема Волги с самого начала увязана с темой смерти (реплика Катерины: «…В окно выброшусь, в Волгу кинусь»; пророчества «полусумасшедшей барыни»), и эта связь окончательно реализуется в трагической развязке (Катерина сначала мечтает о том, чтобы ее бросили в Волгу, а потом сама бросается туда).

Природная стихия

Совершенно понятно, что определённую роль играет сцена грозы в пьесе. Но какую именно, можно узнать, проанализировав, с чем стихия символизируется. В первом значении гроза символизирует явление. Природные зарисовки имеют большой смысл в произведении, они дополняют и подчеркивают сюжет.

Так, можно увидеть, какую роль играет в пьесе «Гроза» пейзаж, живописный и спокойный. Он — предвестник. Например, Картина бескрайних просторов Волги соответствует мечтам Катерины о свободе и независимости. А описание буйной стихии предшествует ее самоубийству. Гроза служит катализатором для развития действия и стимулирует возникновение конфликта.

Можно проследить, как стихия набирает силу от первого действия к четвертому. Жители города фактически живут в ожидании грозы, испытывая первобытный ужас перед природным явлением.

В первом же действии читатель наблюдает признаки надвигающейся стихии: слышатся раскаты грома, сверкает молния. При этом природное явление то набирает силу, то успокаивается. Но даже в ясный день, с очевидной тревогой, ждут герои прихода пьесы грозы.

Какую роль играет ее образ для них, можно понять, узнав, чем грешны перед небом жители городка.

Однако не все обитатели Калинова видят в феномене наказание и символическое значение. Кулигин воспринимает ее как бытовое явление. Изобретатель-самоучка в отличие от многих жителей города живет по совести, честно зарабатывает и думает о благе общества.

Он не находится в постоянном ожидании кары за свои проступки. Кулигина удивляет, почему общественность так реагирует на явление, для него это величественное и притягивающее зрелище.

Такую цитату он использует, чтобы показать свое отношение к стихии: «Не гроза это, а благодать!».

С опаской ждет природного явления Катерина Кабанова, но боится она по другим причинам.

Если остальные жители ждут стихию, как наказание за содеянное, то героиню, спокойную и уравновешенную по своей натуре, на подсознательном уровне пугает буйство стихии и ее неуправляемая энергия.

Тревогу она пытается объяснить с философской позиции: «не то страшно, что убьёт тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми».

Монолог Кулигина о грозе

Кулигин, чтобы передать толпе свое ощущение красоты и гармонии, говорит о природе словами Ломоносова, т. е. апеллирует к поэзии классицизма: «Ну чего вы боитесь, скажите на милость! Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой!..

Северное сияние загорится — любоваться бы надо да дивиться премудрости: «С полночных стран встает заря» а вы ужасаетесь да придумываете, к войне это или к мору. Комета ли идет — не отвел бы глаз! красота…» (действие 4, явление 4).

Таким образом, Катерина и Кулигин — единственные два персонажа драмы, способные эстетически воспринимать природу, причем особенности восприятия у каждого свои: Кулигин мыслит и говорит о природе языком классицизма, Катерина — языком романтизма.

Популярные сочинения

  • Сочинение Дедушка Каширин (Дед) в повести Детство Горького (Образ и характеристика) В 1913 году вышла первая часть трилогии «Детство». Его автор Алексей Максимович Горький описал в ней своё детство. В нем повествуется о нелегкой жизни простых людей
  • Жизненные ценности — сочинение-рассуждение 9 класс 15.3 Жизненные ценности бывают разные, и у каждого они – свои. Но есть жизненные ценности, наличие которых всеми признается необходимым условием для хорошей жизни.
  • Сочинение-описание по картине Оттепель Васильева (4 класс) Картина Васильева «Оттепель» написана в 1871 году, но стала известной только через несколько десятков лет, после того, как умер автор картины.

Островский А. Н. Гроза, Роль природы в переживаниях действующих лиц

Островский А. Н.

Сочинение по произведению на тему: Роль природы в переживаниях действующих лиц

В пьесе А. Н. Островского “Гроза” значительное место отводится природе. Само название драмы обозначает яркое и сильное природное явление. Названием своего произведения Островский словно подчеркивает, что природа имеет сильнейшее влияние на человеческую жизнь. Также огромная роль в пьесе принадлежит описанию природы.

Пейзаж у Островского является не только фоном, на котором разворачиваются все события, он как бы предстает живым действующим лицом, наравне с остальными персонажами участвующим в совершающихся событиях. В пьесе “Гроза” перед читателем предстают великолепные картины природы. Город Калинов расположен на великой русской реке Волге.

Образ свободолюбивой и прекрасной реки противопоставляется удушающей атмосфере города, в которой нет ничего живого, все устаревшее, мрачное, закостенелое. Красота природы действует на человека, завораживает его своей силой и красотой.

И каким же ничтожным начинает чувствовать себя человек по сравнению с сильной рекой, могучей и девственной природой! Красота природы существует независимо от желания человека, но она всячески влияет на его сознание, напоминает ему о вечном.

Наблюдая за красотой и жизнью природы, человек понимает, что его повседневные, такие мелкие и несущественные проблемы кажутся совершенно незначительными по сравнению с этим гордым и молчаливым великолепием. Рядом с природой сердце человека словно оживает, начинает острее чувствовать радость и горе, любовь и ненависть, надежды и радости. Катерина — натура мечтательная.

Читайте также:  Сочинение: Внутренняя красота человека в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

Все ее светлое, жизнерадостное детство было связано с природой. Когда девушка говорит о своем детстве, она в первую очередь вспоминает любимую мать, души в ней не чаявшей, и уход за любимыми цветами, которых у Катерины было “много-много”. Также Катерина очень любила прогулки по саду. Сад — это живая природа в миниатюре. Катерина вспоминает о своем детстве, глядя на прекрасный пейзаж.

Естественная красота окружающего мира гармонично переплетается с самой речью девушки, с речью живой, образной, эмоциональной. В произведении сам образ Катерины тесно связан с окружающей природой. Но далеко не все герои Островского обращают внимание на эту красоту. Например, Кулигин говорит, что не может наглядеться на нее в течение всей своей жизни.

Также с большим удовольствием любуется красотой природы Катерина. Она выросла на Волге и с детства любит все, что связано с этой рекой и природой вокруг. Но для большинства персонажей пьесы природа совершенно не важна Например, Кабаниха и Дикой на протяжении всей драмы ни разу не выразили восхищения красотой окружающего мира.

На фоне окружающей природы и Дикой, и Кабаниха выглядят особенно жалкими. Не случайно они боятся природы и ее проявлений, например воспринимают грозу как наказание свыше. На самом деле гроза является благом для маленького города, погрязшего в пошлости, раболепстве и жестокости.

Гроза как природное и как социальное явление смывает пелену ханжества и лицемерия, которой прикрывались до сих пор горожане. Чувство любви неразрывно связано с красотой трепетной природы вокруг. Очень часто встреча влюбленных происходит на фоне красивого пейзажа. Встреча Катерины и ее возлюбленного происходит чудесной летней ночью.

Природа вокруг живет и радуется, и кажется, что ей нет никакого дела до людской жизни. Катерина признается в совершенном преступлении, то есть в своей любви, тогда, когда разразилась гроза. Стихийное природное явление удивительным образом гармонирует с чувствами поруганной и униженной женщины. Во время признания Катерина находится в полуразрушенной церкви.

Из всех фресок уцелела лишь картина ада. Катерина чувствует себя глубоко несчастной, совершившей преступление грешницей, она уже ненавидит себя и свой поступок. В это время пошел дождь, который словно старается смыть всю грязь с человеческих отношений, чтобы они предстали в своей первозданной чистоте. Катерина решает свести счеты с жизнью. В этом ей помогает любимая с детства река Волга. Девушка бросается в волны реки, чтобы навсегда избавиться от людской жестокости, ненависти и лицемерия. Она не может жить среди людей, но природа остается на ее стороне. ostrovskiy/groza8 История народа и законы развития языка. Вопросы метода в языкознании. Как написать школьное сочинение. Книжные предисловия — сборник сочинений и эссе по литературе

Роль пейзажа в произведении Островского «Гроза»

В драме «Гроза» Александра Николаевича Островского пейзаж является не просто фоном, на котором развертываются события пьесы, но также он имеет ряд функций, необходимых для создания атмосферы действия и раскрытия характеров персонажей. И именно в названии произведения, которое представляет собой такое природное явление, как гроза, автор подчеркивает всю важность этого образа.

Первой и, пожалуй, основной ролью, которой наделяет автор природу, является художественная, так как на протяжении всей пьесы он рисует удивительно красивый пейзаж, который открывается с высокого берега Волги с его необъятным простором, невольно заставляющим душу петь.

Но этот образ Великой и прекрасной реки противопоставляется мрачной удушающей атмосфере города Калинова, которая дает общее представление о его обитателях .

Второй же функцией пейзажа является обрисовка действующих лиц. Так, мы узнаем, что Кулигин-один из персонажей, который способен чувствовать и видеть красоту, разлитую в природе, что характеризует его, как человека чувственного и поэтичного.

И Катерина, тонкая, мечтательная, но одновременно сильная и страстная натура, способная по-настоящему любить.

Но честному и доброму человеку тяжело выжить в гнетущей среде, где преобладает «жестокие нравы»: деспотизм, самодурство и ханжество, присущие остальным горожанам.

Чтобы передать во всей полноте чувства и терзания главных героев, в частности Катерины, автор использует пейзаж для создания эмоционального настроя произведения.

Поступаете в 2021 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

И поэтому, можно сказать, что этот образ непосредственно учувствует в самом действии. Природа живет и страдает вместе с героями, она меняется в зависимости от внутреннего состояния человека, порой, помогая ему разобраться в себе. Так, пророда являлась для Катерины неотъемлемой частью ее жизни, именно в ней девушка находила спасение в тяжелые минуты.

Таким образом, роль пейзажа в драматическом произведении Островского « Гроза» играет важную и многозначную роль, где природа становится не только фоном, с помощью которого автор раскрывает человеческие пороки и мелочность их отношений, но и становится полноправным действующим лицом, которое оказывает влияние на души и сердца людей.

Полезный материал по теме:

  1. Роль второстепенных персонажей в пьесе островского гроза
  2. Какую роль играет образ Кулигина в пьесе А.Н. Островского «Гроза»?
  3. Нравственный герой в произведении «Гроза»
  4. почему пьеса Островского названа «Гроза»?
  5. Самое краткое содержание пьесы Островского «Гроза»

Аллегория любви

Чувства Екатерины и Бориса также можно сравнить с природным явлением. Подобно стихии, они неудержимо и стремительно развиваются. Как и гроза, эта запретная любовь не приносит счастья никому из героев. Катерина, несмотря на то что не любит Тихона, является его законной женой и давала клятву верности.

Борис — единственный приезжий обитатель Калинова. Он неглуп и достаточно образован.

Борис лучше других понимал Катерину, однако в силу своей нерешительности и жажды наследства оказался не в состоянии ей помочь, тем самым демонстрируя в себе самые отрицательные качества типичного обывателя города — трусость, скупость, лицемерие и покорность. Чувства героев изначально обречены на быстрый трагичный финал.

Роль пейзажа в Грозе Островского сочинение

  • Сочинения
  • По литературе
  • Островский
  • Роль пейзажа в Грозе

В произведении Гроза, автор уделяет большое внимание окружающей его природе.

Название произведения лишь подтверждает то, что автор хочет передать благодаря погодным явлениям, а именно те накалы страстей, которые происходили в произведении.

Это природа, которая окружает человека, всегда имела большое значение для его жизни и играла бывало ключевую роль в жизни человека.

Главной особенностью рассказа является то, что автор выносит природу как главного персонажа произведения, у которого есть свои манеры поведения, и которые она действует так как, считает нужным, вне зависимости от желания людей. А действующие персонажи произведения, лишь вынуждены подчиняться всем явлениям и особенностям погодных условий и природе.

В произведении автор показывает противопоставление между природой и людьми.

Это природа, которая окружает город под названием Калинов, который находится на реке Волге, показывает насколько округа данного города прекрасна, пейзажи, которые описывает автор являются красочными и греют душу персонажей.

Но не все персонажи замечают окружающую красоту и прелесть природы, так как город является полной противоположностью такой красоты, которая была описана автором.

Прежде всего это город, который окутан мраком и там проживает очень злые и корыстные люди. Жадность является основной чертой, которой присутствует у большинства персонажей данного произведения.

Главная идея автора заключается в том, чтобы показать насколько природа прекрасна и насколько она возвышается и имеет невероятную силу по сравнению с маленьким и холодным городом, под названием Калинов.

Островский пытается показать, что человек проживающий в окружающей среде может быть полностью взаимосвязан и даже в какой-то степени, зависим от той среды и той природы, в которой он проживает. Но природа показывает свое величие и доказывает каждому человеку, что она является независимой и всегда возвышается над человеческой жизнью.

  Сочинение на тему любовь и быт в произведениях маяковского

Например, самым главным персонажем, который восхищается красотой и величием природы является Катерина.

Эта девушка, которая все свое детство провела в садах родного дома. Её мама очень её любила и опекала, ну, а позже девушка вынуждена была в раннем возрасте, выйти замуж за нелюбимого человека.

Она ушла жить в дом мужа, в котором проживала его мать, которая не давала ей спокойно жить и наслаждаться мужем.

Но, несмотря на всё что происходило, она является страстным любительницей природы и при каждом своём слове, старается упомянуть о том, насколько красиво то место, в котором она находится, она описывает деревья и реку Волгу, и не забывает прекрасные цветы. Те небеса, которые её окружают восхищают своей красотой.

Значение картины волжского пейзажа в пьесе А. Н. Островского «Гроза»

1. Жизнь в провинциальном городке. 2. Живой и непокорный характер главной героини. 3. Роль природы в пьесе. А. Н.

Островский в пьесе “Гроза” показывает, как в маленьком городке на берегу Волги, разворачиваются трагические события. С самых первых строк произведения мы узнаем о том, в какой атмосфере довелось жить героям пьесы.

В произведении нет мелочей, любая, даже, казалось бы, незначительная деталь имеет важное значение.

И в данном контексте нельзя забывать о том, что писатель не случайно указывает время года и место, где произошла трагедия.

Город Калинов располагается на берегу великой русской реки Волги. Уже в самом начале первого действия об этом сказано устами Кулигина. Изобретатель-самоучка смотрит на Волгу, говорит о ее красоте. Эта деталь показывает, что умный и незаурядный человек понимает красоту окружающей природы, способен насладиться ею.

Окружающие люди об этом не задумываются, что свидетельствует об их ограниченности, отсутствии тяги к прекрасному и, наконец, об эмоциональной глухоте. Совершенно иной предстает главная героиня пьесы – Катерина Кабанова.

Только она, в отличие от всех остальных людей, в состоянии понять, оценить, прочувствовать главное достоинство родного городка – красивую природу.

Катя способна подолгу любоваться прекрасным пейзажем, она с детства любит природу. В мире людей молодая женщина чувствует себя крайне неуютно, люди вокруг грубы и жестоки. Катерине не хватает ярких, свежих впечатлений.

Она задыхается в удушающей атмосфере лжи, тупости, ханжества. Катерина говорит: “Кабы моя воля, каталась бы я теперь по Волге, на лодке, с песнями, либо на тройке на хорошей”…

Читайте также:  Какая польза от чтения книг?

И дело здесь совсем не в том, что она тянется к развлечениям, забывая о повседневных делах.

На самом деле молодой, эмоциональной женщине хочется, чтобы в жизни было что-то яркое, прекрасное. Но вокруг лишь мрачные лица, строгие порядки. Окружающие не способны оценить красоту природы вокруг, они озабочены только повседневными делами, скучными, как и вся их жизнь. У природы в пьесе собственная жизнь, коренным образом отличающаяся от жизни людей, прекрасная, свежая, свободная.

Природу нельзя покорить. Катерина в этом очень похожа на нее. Приближается гроза – яркое, заметное и сильное явление природы. И главная героиня словно предчувствует приближение грозы, настолько страдает она от тесного и узкого мира “темного царства”.

Катерина беззащитна и беспомощна перед злобой и ненавистью окружающих. Она впечатлительна, нежна, мечтательна. И ей, в сущности, нечего противопоставить таким, как Кабаниха, грубым, неразвитым людям. Катерина гармонично связана с природой.

Она мечтает о полете: “Отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела…”. Такие слова свидетельствуют о том, что Катерине не хватает свободы, чтобы вырваться из домостроевских порядков. В детстве Катя с радостью ухаживала за цветами.

Она вспоминает именно об этом, а совсем не о людях, которые когда-то окружали ее. С людьми Катерине было неинтересно, хотя родители любили и баловали ее. Мир природы был для девочки более интересен, чем мир людей. Она подолгу любовалась садом, рекой.

Свадьба стала для нее переломным моментом, после которого жизнь изменилась в худшую сторону. Эмоциональная глухота мужа, жестокость, тупость и ханжество свекрови делают девушку несчастной.

От прежней жизни остаются лишь воспоминания, да красота окружающей природы, которая осталась такой же, как и раньше.

Катерина вспоминает, как в детстве, после сильной обиды, она убежала к Волге, села в лодку… Ее нашли лишь на следующий день далеко от того места. Девочка не случайно бежит к реке, а совсем не пытается найти утешение у людей, пусть даже у родных и близких.

Гармоничная связь с природой показывает незаурядную натуру, пусть даже и непонятную для окружающих. Нам трудно представить, что картиной волжского пейзажа могла любоваться Кабаниха, ведь она предстает совершенной противоположностью романтичной и чуткой Катерины.

Таких, как Катя, в городке, практически, нет. Исключение составляет лишь Кулигин, который, как и Катя, не может наглядеться на красоту вокруг. Для Катерины очень важна красота природы. Не случайно трагедия случилась летом, когда природа предстает перед человеком во всей красе.

Именно летом Катерина особенно остро ощутила свое одиночество и свою несвободу, которая делала ее такой несчастной. Красоту и величие природы Катерина воспринимает через призму своей мечтательной натуры. Она живет этой красотой, не может представить собственной жизни без нее.

Окружающие настолько привыкли к волжскому пейзажу, что он кажется лишь фоном для обыденной повседневной жизни. Более того, окружающие боятся этой природы, чувствуют в ней скрытую опасность. Например, Дикой боится грозы, считает ее наказанием свыше.

А Кулигин, наоборот, рад грозе, говорит, что радуется каждая травинка, а люди сами себя пугают. Но Дикой и ему подобные “пугают” себя совсем не случайно. На самом деле они боятся всего, что неподвластно их воле, в том числе, и природные явления.

Островский изображает встречи Бориса и Катерины на фоне летней ночи. На самом деле, любовь Катерины к Борису стала ярким событием ее безрадостной жизни. Катерине кажется, что она, наконец, нашла свое счастье. Отношения влюбленных на самом деле гармоничны, по крайней мере, именно такое впечатление создается у читателей. Но идиллия оказалась лишь иллюзией.

Вокруг Катерины говорят о том, что гроза предвещает несчастье – чью-то смерть или пожар. Женщина в панике, она думает, что небеса вознамерились наказать ее за совершенный грех. И гроза убьет только ее.

Под влиянием таких мыслей Катерина признается в том, что изменила мужу. На фоне грозы ее признание приобретает особое значение.

В природе разразилась гроза; и такой же “грозой” в социальном смысле стала измена робкой, покорной жены.

Природа во время грозы становится непривычной, страшной. Это как нельзя лучше соответствует настроению Катерины. Она думает о том, что ей нет прощения, доходит до помешательства. Гроза в данном случае как бы олицетворяет страдания Катерины, которые привели ее к самоубийству. Жизнь становится ей не мила. Катерина уже ни о чем не думает.

Идет дождь, как будто прекрасный мир вокруг льет свои слезы, сочувствуя несчастной женщине. От людей Катерина не видит жалости. Только свободная река Волга принимает в свои волны тело страдалицы. Так в чем же значение картины волжского пейзажа в пьесе? Упоминание о нем мы встречаем очень часто.

Без сомнения, сила, величие и красота природы противопоставляется автором “темному царству”, где не посчастливилось жить главной героини. “Паршивый городишка”, как называет Кулигин Калинов, несмотря ни на что, расположен в красивейшем месте.

Однако это достоинство города не делает никого счастливым, напротив, только подчеркивает убогость жизни людей.

Природа становится одним из главным действующих лиц в пьесе, она необходима для того, чтобы читатель осознал недостатки человеческих отношений, изображенных в произведении.

Роль пейзажа в произведении Островского «Гроза» – по русскому языку и литературе

  • Сочинения
  • /

  • Литература
  • /

  • Островский

Познакомившись с произведением Островского А.Н. «Гроза», мы видим, какое отдельное внимание уделяется пейзажу. Пейзаж в этом произведении помогает читателю более глубоко проникнуться атмосферой переживаний и чувств героев. Произведение даже получило название по одному из явлений природы.

Пейзаж окружающей природы, на протяжении всей драмы, рисует нам необычайные красоты, которые открываются с высоких берегов реки Волги. Природа всегда имела большое значение в жизни русского человека.

В произведение, окружающий пейзаж великой русской реки, является противоположным той обстановке городка, в котором проживают его жители.

Природа в драме обрисована как отдельный персонаж со своим самостоятельным поведением, а люди уделяют большое внимание и значение природным явлениям. Также мы видим, что автор описывает и разное отношение героев к явлениям окружающей природы.

Если Кулигин, один из персонажей драмы, восхищается окружающими город пейзажами, то Кудряш, ещё один из персонажей, не видит ничего особенного. И главная героиня Катерина является тонкой восприимчивой натурой, которая обращает внимание на красоту природы. Она часто вспоминает своё детство и родительский дом. Там со своей мамой она часто совершала прогулки по саду.

Катерина вспоминает любимые цветы, которых очень много было в её саду. Вообще образ главной героини в произведении постоянно окружает природа.

Катерина, мечтательная и страстная натура, которая способна на любовь, попадает в тяжелую для себя среду, в которой царят жестокость, грубость и самолюбие. И здесь автор использует пейзаж окружающей природы, чтобы отразить чувства и эмоции героев в данном произведении. В зависимости от переживаний людей, природа меняется, будто переживает и страдает вместе с ними.

Любовные встречи главных героев происходят на фоне чудесного пейзажа летней ночи. Природа окружает их и отстраняет от грязной людской жизни, приглашая, погрузится в её спокойную отрешенную от суеты атмосферу. И совсем противоположное соединение эмоций человека и природы мы видим, когда с началом грозы, Катерина не выдерживает и признается мужу в том, что любит другого.

Мы видим, что природа на протяжении жизни, была для Катерины важным спутником и помощником в трудные и важные моменты. Можно сделать вывод, что в произведении «Гроза», роль пейзажа очень велика. С помощью его автор помогает раскрыть человеческие отношения. И сама по себе природа является той силой, которая влияет на чувства и поступки героев.

Другие темы: ← Снегурочка — анализ произведения↑ ОстровскийЖенские образы в Грозе →

`

Популярные сочинения

  • Сочинение Первый снег Как прекрасен первый снег! Природа погружается в белую сказку. Земля радостно ждет того момента, когда ее укроет мягкая пелена пушистого снега. День с каждым днем становится короче, но это не омрачает счастливые лица людей. Все ждут праздника!
  • Сочинение-описание картинеы Прибыл на каникулы Решетникова описание (6 класс) В этой картине мне нравится всё! Забавное название, лица героев, сама обстановка – праздничная. Замечательная картина! Её можно на открытку!
  • Нравственная красота Маши Мироновой сочинение Маша Миронова — это главная героиня повести Александра Пушкина «Капитанская дочка», в честь которой и названо произведение.

Составить план:роль пейзажа в пьесе: Гроза

Ответ оставил Гуру

В пьесе А. Н. Островского “ Гроза ” значительное место отводится природе. Само название драмы обозначает яркое и сильное природное явление. Названием своего произведения Островский словно подчеркивает, что природа имеет сильнейшее влияние на человеческую жизнь. Также огромная роль в пьесе принадлежит описанию природы.

Пейзаж у Островского является не только фоном, на котором разворачиваются все события, он как бы предстает живым действующим лицом, наравне с остальными персонажами участвующим в совершающихся событиях. В пьесе “Гроза” перед читателем предстают великолепные картины природы. Город Калинов расположен на великой русской реке Волге.

Образ свободолюбивой и прекрасной реки противопоставляется удушающей атмосфере города, в которой нет ничего живого, все устаревшее, мрачное, закостенелое. Красота природы действует на человека, завораживает его своей силой и красотой.

И каким же ничтожным начинает чувствовать себя человек по сравнению с сильной рекой, могучей и девственной природой! Красота природы существует независимо от желания человека, но она всячески влияет на его сознание, напоминает ему о вечном.

Наблюдая за красотой и жизнью природы, человек понимает, что его повседневные, такие мелкие и несущественные проблемы кажутся совершенно незначительными по сравнению с этим гордым и молчаливым великолепием. Рядом с природой сердце человека словно оживает, начинает острее чувствовать радость и горе, любовь и ненависть, надежды и радости. Катерина — натура мечтательная.

Все ее светлое, жизнерадостное детство было связано с природой. Когда девушка говорит о своем детстве, она в первую очередь вспоминает любимую мать, души в ней не чаявшей, и уход за любимыми цветами, которых у Катерины было “много-много”. Также Катерина очень любила прогулки по саду. Сад — это живая природа в миниатюре. Катерина вспоминает о своем детстве, глядя на прекрасный пейзаж.

Читайте также:  4 сочинения на тему «Моё любимое время года»

Естественная красота окружающего мира гармонично переплетается с самой речью девушки, с речью живой, образной, эмоциональной. В произведении образ Катерины тесно связан с окружающей природой. Но далеко не все герои Островского обращают внимание на эту красоту. Например, Кулигин говорит, что не может наглядеться на нее в течение всей своей жизни.

Также с большим удовольствием любуется красотой природы Катерина. Она выросла на Волге и с детства любит все, что связано с этой рекой и природой вокруг. Но для большинства персонажей пьесы природа совершенно не важна. Кабаниха и Дикой на протяжении всей драмы ни разу не выразили восхищения красотой окружающего мира. На фоне окружающей природы Дикой и Кабаниха выглядят особенно жалкими.

Не случайно они боятся природы и ее проявлений, например воспринимают грозу как наказание свыше. На самом деле гроза является благом для маленького города, погрязшего в пошлости, раболепстве и жестокости. Гроза как природное и как социальное явление смывает пелену ханжества и лицемерия, которой прикрывались горожане. Чувство любви неразрывно связано с красотой трепетной природы вокруг.

Очень часто встреча влюбленных происходит на фоне красивого пейзажа. Встреча Катерины и ее возлюбленного происходит чудесной летней ночью. Природа вокруг живет и радуется, и кажется, что ей нет никакого дела до людской жизни. Катерина признается в совершенном преступлении, то есть в своей любви, тогда, когда разразилась гроза.

Стихийное природное явление гармонирует с чувствами поруганной и униженной женщины. Катерина чувствует себя глубоко несчастной, совершившей преступление грешницей, она уже ненавидит себя и свой поступок. В это время пошел дождь, который словно старается смыть всю грязь с человеческих отношений, чтобы они предстали в своей первозданной чистоте. Волга помогла Катерине уйти от невыносимой жизни среди людей, прекратила муки и страдания. Дала покой. Смерть в Волге стала выходом из того тупика, куда загнали Катерину человеческая черствость и жестокость. Оцени ответ

Образ грозы в пьесе Островского

Образ грозы в пьесе Островского «Гроза» символичен и многозначен. Он включает в себя несколько смыслов, которые сочетаются и дополняют друг друга, позволяя показать несколько граней проблемы. Для начала нужно отделить понятие образ-символ от понятия метафоры.

Образ-символ многозначен, как и метафора, но, в отличие от последней, подразумевает, что у читателя могут возникнуть множество различных ассоциаций, которые не ограничиваются авторской трактовкой текста. То есть в тексте произведения не указано как именно следует расшифровывать и понимать тот или иной образ-символ.

Трактовку метафорического переноса обычно указывает сам автор. Именно последний вариант реализуется в рассматриваемой пьесе Александра Николаевича.

Образ грозы в драме Островского включает в себя несколько авторских трактовок. Гроза понимается в прямом смысле, то есть как природное явление. Гроза начинается уже в первом действии и, к четвёртому, периодически прекращаясь, набирает свою силу. Город Калинов буквально живёт ожиданием грозы.

Страх жителей перед громом и дождём сравним с языческими страхами перед стихией. Единственный, кто не боится грозы – изобретатель-самоучка Кулигин. Он один, кто в городе ведёт праведную жизнь, стремиться заработать честным трудом и думает о благе общества. Для него в грозе нет ничего таинственного и мистического.

Кулигин потрясён реакцией на грозу: «Ну, чего вы боитесь, скажите на милость!

Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой! Гроза убьет! Не гроза это, а благодать! Да, благодать!». Мужчина не понимает тот первобытный страх, которому подчиняются все. Дикой и вовсе считает, что грозу посылает Бог, чтобы грешные о нём не забывали. Это языческое, а не христианское понимание.

Катерину, главную героиню пьесы, гроза пугает по другим причинам. Сама по себе Катерина спокойная и тихая девушка, поэтому любой всплеск энергии вызывает у неё чувство беспокойства. С первых явлений пьесы читатель узнаёт, что Катерина ужасно боится грозы, поэтому всячески стремится как можно раньше спрятаться от неё.

Даже замечание Варвары «да что ты боишься: ещё далеко гроза-то», которое можно расценивать как пророческое, не может успокоить девушку. Свой страх Катерина объясняет с философской точки зрения (вполне в духе Воланда из «Мастера и Маргариты»): «не то страшно, что убьёт тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми».

Так становится понятно, что образ грозы в драме Островского сопряжён с мотивом смерти. Сила стихии достигает своего апогея в четвёртом действии – кульминации произведения. Сначала, как и водится перед грозой, было тихо. Горожане гуляли по набережной, общались, любовались пейзажами.

Но как только погода начала портиться, многие укрылись в галерее, на стенах которой можно было различить остатки от рисунка геенны огненной, то есть ада. Вновь в образ грозы добавляется отрицательная символика.

При этом образ грозы в пьесе нельзя воспринимать как однозначно отрицательный. Безусловно, Катерина напугана буйством погоды. Раскаты грома становятся всё громче, а страх погрязнуть во лжи всё сильнее. В грозе Катя видела символ Высшего суда, кару господнюю для тех, кто не живёт праведной жизнью.

Именно поэтому начавшуюся грозу можно считать катализатором признания в измене. На набережной, при всех, несмотря на уговоры Тихона и Варвары, Катерина говорит, что всё то время, пока Тихон был в отъезде, она тайно встречалась с Борисом. Вот это становится настоящей грозой.

Катеринино признание перевернуло жизнь всей семьи, заставило задуматься о жизни. Гроза становится непросто внешним проявлением, но и внутренним конфликтом. Гроза была в душе Катерины. Она собиралась долгое время, облака становились чернее с каждым упрёком свекрови.

Разрыв между реальной жизнью и представлениями девушки был слишком велик. Катерина не могла избежать внутренней грозы: она по-другому воспитана. Её учили жить честно и праведно. А в семье Кабановых хотят научить врать и притворничать. Чувства к Борису также можно сравнить с грозой.

Они развиваются стремительно, стихийно. Но к сожалению априори обречены на скорый и печальный финал.

Роль грозы в пьесе «Гроза» сводится к тому, чтобы расшевелить людей, растрясти пространство. Добролюбов назвал Калинов «тёмным царством», царством пороков и застоя. Здесь живут ограниченные люди, которых дураками делает не незнание культур других стран, а незнание собственной культуры, неумение быть человеком.

Купец Дикой, один из влиятельнейших людей города, не знает Державина и Ломоносова; жители привыкли врать и воровать, делать вид, что ничего не происходит, но при этом изменять и терроризировать свои семьи. В жителях не осталось ничего человеческого.

Кулигин, Тихон, Борис и Катерина называют Калинов по-разному, но смысл один: это пространство, из которого невозможно выбраться. Там нет свежего воздуха, и оно затягивает, как болото. Гроза же, своей силой и энергией, должна проломить корку, сломать капкан, дать возможность новому проникнуть в город Калинов.

К сожалению, одной грозы недостаточно. Как и гибели Катерины недостаточно для того, чтобы люди убрали «тёмное царство» из своей души. Только Тихон, неспособный на решительные действия, впервые идёт наперекор устоявшимся правилам.

Он обвиняет мать в смерти жены, а сам, оплакивая Катерину, жалеет, что не может отправиться с ней в другой мир, где можно жить по законам совести.

Рассуждения об образе грозы и её роли в пьесе Островского пригодятся 10 классам при поиске материалов для сочинения на тему «Образ грозы в пьесе Островского «Гроза»».

Тест по произведению

Образ природы в драме «Гроза» А.Н. Островского. Проект учащихся 10 класса

Презентация «Образ природы в драме «Гроза» А.Н. Островского. Проект учащихся 10 класса».

Нами был проведён заключительный урок литературы по драме «Гроза» А.Н. Островского с применением исследовательской технологии проекта. Тема урока: «Образ природы в драме «Гроза» А.Н. Островского». Цель: 1). выявить особенности влияния природы на характеры героев драмы «Гроза» А.Н.

Островского; 2) формировать умения и навыки исследовательской деятельности учащихся. Учащихся волновали вопросы: 1. Какое место занимает природа в драме «Гроза» А.Н. Островского? 2. Как природа влияет на героев? 3. Какой смысл вкладывает автор в название драмы? 4. Кто из героев восхищается природой, обращается к ней? 5.

А кто не придает особого значения природе и не обращает внимания на нее? 6. Какие народные традиции раскрываются в драме ? 7. Есть ли мотивы природы в монологе Катерины? Проблема, которая определила темы групповых и коллективного проектов: недостаточная информированность учебника, отсутствие критических статей по драме «Гроза» А.Н.

Островского, неполная характеристика героев произведения. Представление и защита коллективного проекта «Образ природы в драме «Гроза» А.Н. Островского» предусматривали постановку сцен пьесы с использованием презентации.

Предварительные задания: 1) прочитать драму, 2) выбрать сцены для постановки , 3)подобрать костюмы, 4) обосновать свой выбор, 4) составить афишу, 5) выучить наизусть роли, 6) подготовить костюмы, 7) подобрать декорации и музыкальное сопровождение. Представление и защита групповых проектов: А). «Что такое природа? (По драме «Гроза» А.Н. Островского).

Цель: выявить особенности влияния природы на характеры героев драмы «Гроза» А.Н. Островского и ответить на вопрос: «В чем заключается благотворное воздействие природы на человека?» Задачи: через инсценированную игру одноклассников, чтение и сопоставление статей интернета, учебника литературы, ответить на вопросы: 1.Что такое природа? 2.

Какой мы ее видим в драме «Гроза»? 3. В чем заключается благотворное воздействие природы на человека? Б). «Влияние природы на характеры героев драмы «Гроза» А. Н. Островского». Цель: проследить по тексту драмы «Гроза» А.Н. Островского за тем, как природа влияет на характеры героев.

Задачи: используя статью в учебнике, перечитывая драму «Гроза», выявить, влияет ли природа на характеры героев драмы .2. Обратиться к мнениям и высказываниям критиков и писателей.3. Ответить на поставленные вопросы.4. Подобрать иллюстрации с изображением природы. 5. Указать использованную литературу.

Продуктом проектов стали презентации, подготовленные группами учащихся, их доклады, афиша и декорации с постановкой сцен драмы «Гроза» А.Н. Островского. Исследовательская деятельность опиралась на проблемный анализ. Литературное произведение стало средством для решения не только нравственных, но и экологических вопросов. Свои наблюдения и выводы обучающиеся оформили в виде сопоставительных слайдов, иллюстраций, рисунков-схем.

Ссылка на основную публикацию