Отзыв о рассказе «Людочка» для читательского дневника

Отзыв о рассказе «Людочка» для читательского дневника

Многомудрый Литрекон очень кратко пересказал знаменитый рассказ Виктора Астафьева и написал отзыв, чтобы помочь читателям правильно оформить читательский дневник и быстро узнать сюжет произведения. Если Вам нужен более подробный вариант пересказа, то к Ваших услугам краткое содержание «Людочки» по главам.

(651 слово) Людочка родилась в небольшой деревне Вычуган. Родители работали в колхозе. Отец спился. Люда родилась слабенькой, тихой, типичной «серой мышкой». В школе она училась плохо, в основном на тройки.

Со смертью отца в доме стало спокойнее. Иногда даже приходили мужики, а один вообще задержался надолго. Стал помогать матери по хозяйству. Девочка боялась постояльца.По окончанию школы, мать отправила Людочку в большой город — жизни учиться.

Она отправилась туда поездом, и первую ночь провела на вокзале. В попытках привести себя в порядок в местном салоне красоты она приглянулась его хозяйке, которую все звали Гавриловной. Старая парикмахерша сразу разглядела в девушке близкую душу.

В первый день Люда подметала, подавала салфетки, возилась с косметическими средствами, и в итоге хозяйка взяла ее в подмастерье.

Денег у девочки было немного, она не могла содержать себя самостоятельно, и Гавриловна разрешила пожить у себя при условиях, что девушка будет вести себя тихо, не пить и не курить, не водить мужиков, возвращаться до 11 вечера, помогать по хозяйству и почитать хозяйку как родную мать. Девочка с радостью согласилась и со свойственной ей кротостью выполняла эти условия.

На работу от дома Гавриловны девушка ездила на трамвае, потом шла пешком через заброшенный парк. Там орудовала шпана. Во главе этой шайки был Артемка-мыло, прозванный так из-за белых вечно грязных, похожих на пену волос.

Он частенько приходил к Людочке стричься и распускал руки, однако девушка ударила его машинкой по голове, что не только остановило Артемку, но и вызвало у него уважение к ней. Главарь бандитов запретил всем своим трогать Людочку, и она спокойно могла ходить через парк.

Однажды в парке атаман-мыло затащил Люду на местную дискотеку. В помещении было темно, сыро, душно. Громко играла музыка. Толпа танцующих людей бесновалась. Бедная напуганная Людочка еле отбилась от случайного кавалера и сумела выбраться из этого ужасного «зверинца».

Гавриловна настоятельно рекомендовала Людочке сосредоточиться на работе, а потом найти работящего мужа. Вышла бы из нее хорошая жена…

Той порой вернулся известный в тех местах бандит, Стрекач. Он был похож на черного ускоглазого жука с грязными усами и испорченными зубами. Вся округа боялась его и носила ему дань как хану. Его тут почитали вором в законе.

Однажды он повстречал Людочку, Артемка-мыло пытался остановить бандита, но он изнасиловал ее за кустом, приказав своей шайке «испачкаться» тоже, чтобы никто не сдал. Увидев растерзанную Людочку, Артем попытался натянуть на нее плащ, но та, обезумев, убежала с криками.

Она не дошла до дома, упав на лестнице около дверей, а проснулась на маленьком диванчике, куда ее затащила сердобольная Гавриловна. Она поняла, что произошло, и сказала, что все бабы через это прошли, волноваться нечего. Люда решает уехать к маме.

В деревне осталось всего два дома – старухи Вычуганихи  и матери Людочки с отчимом. Мать была беременна. Материнское сердце сразу почувствовало неладное, однако женщина даже не пожалела дочь и вообще вела себя отчужденно. А Людочка хотела уже пойти выплакаться отчиму, так ей не хватало тепла и заботы. Люда решила ехать обратно в город.

Вернувшись она узнала от Гавриловны, что если старуха что-то расскажет местной милиции, то ее хату сожгут, а саму прикончат.

Людочка вспоминает, как она, находясь в больнице с воспалением легких, встретилась с умирающим, еще совсем молодым парнем-лесорубом, которого оставили «догнивать» в больничном коридоре. Девушка проникается сочувствием к парню, читает с ним молитву, держит за руку.

Но он отвернулся от нее, потому что понял, что сочувствие лицемерно: все ждут его смерти. Теперь она осознала, что и ее пожалеть некому.

Девушка продолжала ходить через парк. Там она снова встретилась с бандитами, которые заулюлюкали, увидев ее силуэт. Тут она решилась на отчаянный шаг. Она развязно попросила «мальчиков» подождать, чтоб переодеться и не пачкаться. Девушка переоделась и вернулась в парк.

Она залезла на тополь, сделала петлю, простилась с родными и повесилась.Девушку схоронили на городском кладбище. Отчим, приехавший на похороны, решает отомстить за падчерицу. Застав шпану во главе со Стрекачом в парке, он мстит насильнику, швыряет его в бурлящую кипятком реку под протекающей трубой, и уезжает с беременной женой.

Милиция обошла стороной оба случая, ведь никому не хотелось портить отчетность.

Отзыв (322 слова): Мне понравился рассказ В. Астафьева, потому что в нем без прикрас изображена правда жизни, на которую многие люди хотели бы закрыть глаза. Впечатление от прочтения самое мрачное, но именно оно помогает правильно расставить жизненные приоритеты и заставляет задуматься о ценности сочувствия.

Главная мысль рассказа – необходимость взглянуть правде в глаза. Все советское общество жило ложными представлениями о жизни, начертанными на жизнеутверждающих плакатах. Контраст пронизывает весь текст, где разрухе городов и деморализации людей противостоит содержание красочного плаката.

Социальные последствия возведения в норму этих двойных стандартов мы видим на примере Люды: ее мама проигнорировала беду, а Гавриловна предпочла замять дело, лишь бы спасти свое имущество о бандитов. И их можно понять! Герои и так живут в атмосфере горя, нищеты и страданий, даже краюху хлеба и избу они зарабатывают, мотаясь по тюрьмам и болея лишаем.

Для них групповое изнасилование уже не было чем-то из ряда вон выходящим, поэтому каждая зрелая женщина отнеслась к нему как к норме. Почему же люди привыкли к несправедливости и мучениям? Да потому, что страна жила искусственной жизнью лозунгов и песен, а реальное ее состояние замалчивалось лживыми отчетами, где сквозило лишь одно желание – не портить статистику.

Так и Люда стала жертвой видимости, вытеснявшей реальность. Люди не стали вмешиваться в ее ситуацию, не стали помогать и решать вопрос со Стрекачом, потому что легче и выгоднее сделать вид, что ничего не случилось. Повальное равнодушие и криводушие – вот явления в советской ментальности, которые подточили мощное тело страны изнутри и привели ее к медленному гниению.

Поэтому автор учит нас решительности и стремлению к справедливости и правде, ведь именно это помогло отчиму Людочки решить проблему всего города одним волевым усилием.

Таким образом, мое отношение к рассказу положительное, ведь в нем я все-таки вижу триумф справедливости посреди развалившегося от двойных стандартов мира. Мораль, заложенная автором, близка мне, и я тоже считаю, что невозможно жить, скрывая и замалчивая проблемы, нужно смело бороться с ними и уметь проявить сочувствие к пострадавшим, даже если ты закален и вымотан в этой борьбе.

  • София Ловцова
  • Краткие содержания
    Виктор Астафьев
  • Поделиться

Людочка

“Людочка” – это рассказ на 50 страничек о простой девушке из русской провинции. Простая, хорошая, но вот безысходность и чернуха затянули ее.

Это очень грустный рассказ, одна из грустнейших работ, что мне приходилось читать. Астафьев крайне коротко, иногда одним предложением, описывает окружение, и одного предложения оказывается достаточно. Вот, выкопали яму, проложили трубу, «но, как у нас водится, закопать трубу забыли». Я с этих строк ощутила себя на мгновение в родном городе летом, когда все копано-перекопано.

И вот ее жизнь на ладони, и совсем ничего она не стоит. Людочка видела вокруг себя только безразличие. Всегда вроде кто-то был рядом, но никому до нее не было дела. Мать посмотрела на нее, поняла, что с ней произошло что-то, и даже поняла что именно, но не стала ничего делать. Не…

Развернуть Завтра будет скучно и смешно
Это не больно—просто вчера был день
Завтра будет вечно и грешно
Это не важно—важен лишь цвет травы Соль насыпана на ладонь Она Рассыпана на ладони… …мышеловка захлопнулась!

“Людочка” прочно соединилась в моих ассоциациях с настроением и философией стихов Егора Летова, современника,кстати героини. Крик души.

Воробьиная, кромешная, пронзительная,
Хищная, отчаянная стая голосит во мне.

Астафьев жесток в свой прозе. “Пролётный гусь”, прочитанный мною давным-давно, до сих пор остался кровавой раной среди книжных впечатлений.

Астафьев не надеется в своих “жестоких романсах” на милосердного бога, а , быть может, и упрекает творца в несовершенстве созданного им человечества.
“Господи, ведь недостойна же…

“- героиня остаётся одинока в своей…

Развернуть

Мне очень трудно было оценить этот рассказ. По многим причинам. В том числе и по моему теперешнему мышлению, которое, впрочем не изменилось, со времён юности: «Что бы не случилось, ничто не стоит твоей (моей) жизни. Всё можно поправить, исправить, преодолеть. Всё, кроме смерти.»
А тут такое…

Эх ты, Людочка-дурочка, что же ты так опустила руки, даже не пытаясь бороться? Что же не поверила в то, что ты кому-то нужна? Ох уж эти скверные привычки проживать горе в себе. Не уметь поговорить, не захотеть открыться.

Ох уж эти пережитки прошлого, что женщина рождена терпеть: «На роду бабьем даже как бы записано — терпи… через ту беду не беду, скорее неизбежность, все бабы поздно или рано должны пройти.

И каждая баба проходит ее одна и сама же с бедой совладать обязана, потому как от первого…

Развернуть

Школьное чтение? Серьезно? У меня много вопросов к школьной программе литературы и тем, кто составляет списки книг.
Рассказ, полный нашей провинциальной русской безысходности, помноженный на бардак, нищету и разруху в головах конца 80.

Из умирающей деревни приезжает в маленький городок учиться Людочка.

Городок этот до боли узнаваем всеми, кто жил в похожих местах нашей Родины, где уродство во всем, все загажено и изломано, ни на чем не отдыхает взгляд человека, и из этого уродливого бытия рождаются еще более уродливые создания.

Где концентрация урок и уголовщины рождает мир, где все говорят и мыслят по уголовному, а человеческая жизнь и женская честь ни стоят и гроша. Дети, выросшие в этом аду, сами воспроизводят ад, становясь или жертвами, или “Стрекачами”.
Людочка тоже не блещет ни…

Развернуть

От книги остался неприятный осадок, хоть и читается она легко и с интересом. Дочитала с облегчением, невыносимо было дальше находиться в этом мусорном мирке Вэпэвэрзэ. Развязка сюжета получилась еще более удручающей, безнадежной и бессмысленной, чем его завязка, поэтому после прочтения у меня было только две мысли:
“Наконец-то все закончилось” и “..Зачем я это прочла?”

Прочитала этот рассказ, который меня, как и многих не оставил равнодушной. Виктор Петрович Астафьев великий писатель, это бесспорно. Я по сей день с удовольствием перечитываю его повесть “Последний поклон”, написанную живым, образным языком.

Живым и образным языком написан и рассказ “Людочка”. В нем также показан талант мастера, но вот результат… Для начала хочу сказать, что не бывает ничего абсолютно черного и абсолютно белого, абсолютно плохого или, напротив, хорошего.

В этом же произведении автор намеренно окрашивает всё и вся в темно-серый и черный цвета. “Свинцовые мерзости жизни”, – приходят на ум слова Горького, когда читает данное произведение. И чувствуется, что Астафьев сделал это специально.

Читайте также:  В каких поступках проявляется великодушие?

Для чего? Чтобы показать, как всё плохо “в Датском королевстве?” Узнали. Ужаснулись.…

Развернуть

Скоро институтский зачёт по истории русской литературы XX века и плавно переходящей в XXI век, открывающийся нам с творчеством Улицкой, Устиновой, Пелевина, Петрашевской, Татьяны Никитичны Толстой и других авторов заметных для современной литературы, но прошедших пока мимо меня. В школе читал его “Матрёнин Двор” и мне это произведение показалось интересным и довольно мирным, но вот прочёл по программе “Людочку” и хочу сказать что это другая сторона автора, в которой мы можем наблюдать его жёсткий реалистический слог, история одно женщины по имени Людочка в которой мы видим как девушка из деревни, закончив школу перебирается в большой город и живёт на квартирке у старшего мастера, училась она то ли в техникуме, то ли где-то ещё на парикмахершу, учёба немного не задалась, но Гавриловна…

Развернуть

«Людочка» – это, конечно, жесть. Я все понимаю, конфликт города и деревни – это святое, но доводить до таких крайностей тоже не стоит.

Итак, жила-была девочка Люда. «Она росла, как вялая, придорожная трава, мало играла, редко пела и улыбалась, в школе не выходила из троечниц, но была молчаливо-старательная и до сплошных двоек не опускалась».

Но Людочка выросла и пришла пора жить самостоятельно. Девушка уезжает в город и поступает в ученицы к парикмахеру.

Живет она у Гавриловна, которая обычно не берет постоялиц, но в этот раз сделала исключение, потому что угадала в девушке чистую деревенскую душу, еще не испорченную городом.

Вот только была у Людочки привычка – сокращать дорогу через парк, который облюбовала шпана. С местными хулиганами у Людочки заключен мирный договор (это особая история), но однажды там появляется уголовник, вернувшийся недавно с зоны. Так что девушку грубо и жестоко насилуют.

Меня, да и не только меня, удивляет реакция окружающих. Наше поколение понимает, что это ненормальная ситуация. Персонажи же книги реагируют – ну и что? Неужели за такое короткое время успело так измениться сознание людей?

Бабе сердце беречь надо, остальное все у нее износу не знает… И родится баба не под нож, а под совсем другое… Ну сорвали плонбу, подумашь, экая беда. Нонче это не изъян, нонче замуж какую попало берут, тьфу нонче на эти дела…

Дальше…

Читала в школе. Грустный рассказ. Нехороший осадок. Как будто сам искупался в этой грязи. Все же, хочется какой-то надежды, а не всепоглощающей безысходности.

Текст вашей рецензии… Всего 1K Всего 359

Астафьев «Людочка» читательский дневник: краткое содержание, главные герои и главная мысль

 Виктора Петровича Астафьева.

Жанр: рассказ.

Краткое содержание для читательского дневника

  1. Жили в одной деревне Людочка и её мама.
  2. Но после школы Людочка уехала в посёлок и остановилась у парикмахерши Гавриловны.
  3. Главная героиня училась на парикмахера и заботилась о пожилой женщине.

  4. Спустя какое-то время в парке бандит Стрекач изнасиловал девушку.
  5. Приятель Артём, Гавриловна и родственники отнеслись равнодушно к беде главной героини.
  6. Людочка вскоре совершила самоубийство.

Читайте по теме: 

Полный список рассказов Астафьева для читательского дневника, в т.ч. краткое содержание, главные герои и т.п.

Образец оформления читательского дневника для 1, 2, 3, 4 класса

Образец оформления читательского дневника для 5, 6, 7 класса

Главные герои

  1. Людочка – девушка. Добрая, скромная и заботливая. Училась на парикмахера и пыталась устроить свою жизнь. Но в конце произведения из-за случившегося убила себя.
  2. Гавриловна – парикмахерша, женщина преклонного возраста. Не избалованная городскими обычаями. Суровая.

    Проявила равнодушие к беде Людочки. Но потом винила себя в содеянном.

  3. Артём – приятель Людочки. Трусливый и ничтожный персонаж. Обещал девушке защиту, но не смог оказать помощь, так как испугался влиятельного Стрекача.
  4. Мама – мама Людочки. Любила дочку, заботилась о ней.

    Но не поддержала свою дочь в сложившейся ситуации.

  5. Стрекач – бандит. Жестокий и безнравственный человек. Надругался над девушкой от скуки и желания утвердиться в коллективе.
  6. Отчим – тракторист. Скромный и тихий человек. Не проявлял к девушке родственных чувств.

    Отомстил обидчику главной героини.

Главная мысль

Равнодушие и жестокое обращение никогда не останутся без наказания.

Чему учит

Произведение Астафьева учит читателей быть милосердными и добрыми людьми. Не стоит относиться безразлично к чужому горю. Не стоит никого обижать и совершать кому-то подлости.

Отзыв

Произведение Астафьева не оставило меня равнодушной. Над скромной и милой девушкой надругалась шайка парней. Никто не оказал Людочке поддержки и внимания, всем было плевать на её горе. Главная героиня не выдержала случившегося и наложила на себя руки. Нельзя вести себя так жестоко и безнравственно. Не стоит походить на таких людей, стоит помогать нуждающимся.

Читайте по теме: Полный список для читательского дневника (в т.ч. краткое содержание, главные герои, главная мысль и т.п.) для 1 класса, 2 класса, 3 класса, 4 класса, 5 класса.

О чем рассказ в. п. астафьева «людочка», краткое содержание, главные герои?

Скромная, тихая, простая ,деревенская девушка Люда, окончив школу, поехала в город устраивать свою жизнь.

В городе Людочка знакомится с парикмахершей Гавриловной, которая даёт работу девушке и поселяется к себе. Героиня знакомится с предводителем местной шпаны Артемкой, который берет девушку под свою защиту.

  • Однажды Людочка возвращалась домой через парк и ,на ее беду, в парке , ожидая “жертву” сидел на скамейке некий Стрекач, только что освободившийся из мест заключения.
  • Стрекач изнасиловал девушку на глазах у местной шпаны и ее предводителя.
  • После случившегося , Людочка уезжает к матери, но ,не найдя понимания, возвращается в город.
  • Гавриловна же отправляет Людочку в общежитие, мотивируя это тем, что девушке нельзя оставться у нее из-за угроз Стрекача.

И, когда в очередной раз, девушка возвращается домой через парк, к ней пристают хулиганы.Но мужественная и решительная Людочка, кончает жизнь самоубийством:вешает­ся на дереве.

  1. Приехав на похороны падчерицы, отчим девушки наказывает Стрекача.
  2. Предводителю шпаны делают строгое предупреждение и отпускают(впоследств­ии он становится примерным семьянином).
  3. В газете , в сводке о происшествиях, не стали упоминать про Людочку и Стрекача, дабы не портить отчётность.

Главная героиня рассказа- простая, трудолюбивая , деревенская девушка Людочка. Одиночество заставило её ехать в город.

Но, прожив здесь некоторое время, и испытав все “прелести” городской жизни, главная героиня понимает, что и тут никому не нужна: никто не захотел защитить её от посягательств уголовника.

Оказавшись в нелёгкой жизненной ситуации и ненаходя успокоения душе, Людочка все чаще вспоминает детство. Из памяти вдруг всплывает история об умирающем парне, которого, как думает Людочка, она предала, оставшись в живых.

Девушка винит себя за то , что смалодушничала тогда и не умерла вместе с тем парнем.

Может быть за это сейчас её наказывает бог, насылая на неё одиночество и предательство близких?!

А может смысл жизни в любви к ближнему и в самопожертвовании во имя ближнего?!

  • Такие мысли и терзали душу бедной девушки, и в то же время, придавали ей силу, мужество и решительность.
  • Людочка знала на что идёт, и во имя кого, поэтому ей нестрашно было умирать.
  • Вот такой перед нами предстает главная героиня.
  • Ещё один персонаж рассказа-мать Людочки.

Это – несчастная женщина, до сорока лет прожившая с мужем-алкоголиком.Не­видевшая ничего, кроме нужды и горя ,женщина была очень счастлива, когда по встречала крепкого, настоящего мужчину.И матери стало не до Людочки, так как она всеми силами старалась удержать, сохранить своё, такое хрупкое, счастье.

Отчим главной героини был свиду человек тихий и не приметный, но чувствовалась в нем сила, характер, закаленный войной и лагерями. К падчерице отчим относился сдержанно, не проявляя родственных чувств.Но мы видим, как он наказал обидчика и виновника смерти Людочки.

Ещё один из главных персонажей- это Гавриловна, неизбалованная жизнью женщина.Она просто использовала Людочку,постоянно нагружая её работой. В трудную же минуту она девущку предала.

  1. Стрекач- это “дешёвый фрайер”, собравший подле себя местную шпану. Кто- то
  2. из них-“идейныйе”, кто-то запутавшиеся по жизни, но так или иначе- это толпа,трусливость и равнодушие которой, становятся причиной многих преступлений и бед.
  3. Примерно так, вкратце, можно охарактеризовать героев рассказа “Людочка”.

"Людочка"

Советский писатель Виктор Астафьев хорошо понимал чувства простого человека. Неслучайно главным героями его произведений являются обычные люди.

Писатель не стремился приукрасить жизнь, он описывал реальность такой, какая она есть на самом деле. Даже в кратком содержании «Людочки» можно увидеть важные социальные проблемы.

Автор знакомит читателя с непростой судьбой деревенской девушки, переехавшей в город.

История создания

История «Людочки» демонстрирует негативное отношение автора к укладу брежневского времени. Он старался передать эмоции, показать людям, что никакие лозунги и громкие слова не изменят жизни вокруг, обращая внимание не только на внутренние, но и общемировые проблемы. В произведении четко просматривается экологический кризис, неправильные уклады общества, трусость перед теми, кто сильнее.

Жанр «Людочки» Астафьева позиционируется, как деревенская проза. Небольшой рассказ, пропитанный эмоциями, многих заставлял плакать. Но именно этой цели и придерживался писатель. Несмотря на то что произведение вышло в свет в 1987 году, писать его автор начал намного раньше. Идея вынашивалась задолго до печати.

За основу он взял реальную историю, которую услышал в юношестве. Его настолько поразила бесчувственность людей, что он решил указать на нее в своем произведении. Как и полагается жизненным жанрам, в рассказе полностью отсутствуют положительные персонажи, у каждого есть свой грех за плечами.

Упоминание об этом произведении будет уместно в школьных сочинениях на разные темы, так как здесь поднимаются многие жизненные проблемы.

Образ Людочки

С детства героиня не отличается красотой и умом. Несмотря на это, автор описывает ее с большой теплотой. Главными качествами девушки являются:

  • скромность;
  • трудолюбие;
  • милосердие;
  • сочувствие;
  • доброта;
  • порядочность.

Людочка не отличается сильным характером, поэтому ей тяжело жить среди людей в городе. Чувствуя безотказность, Гавриловна сваливает на нее всю домашнюю работу, которую Люда выполняет с удовольствием.

Девушка способна чувствовать чужую боль. Она испытывает жалость и сочувствие к молодому парню, который из-за халатности врачей умирает в городской больнице. Испытывая сострадание, она сама сталкивается с бессердечием и непониманием близких.

В родной деревне она хочет найти поддержку у матери, но женщина слишком занята личными проблемами и только замечает, что дочь стала нервной и держится скованно. По этой причине Людочка не решается рассказать ей страшную правду и возвращается в город.

Не выдержав предательства, она понимает, что отчасти сама виновата в трагедии. Серая, безучастная, однообразная жизнь подталкивает Люду к страшному шагу.

Главной причиной самоубийства стала не городская жизнь, а равнодушие окружающих, которые отвернулись от нее в тяжелую минуту. Девушка почувствовала себя лишней и никому не нужной.

Только после смерти героини родные люди осознали, насколько она им необходима.

Основы сюжета

Главная героиня родилась в деревне, жила вместе с матерью и отчимом. Но, как и все, стремилась к цивилизации, где, как ей казалось, были перспективы. Именно поэтому, окончив 10 классов, она переезжает в поселок, где знакомится с Гавриловной. Та видит наивность девочки и предлагает ей жить в свободной комнате, помогая по хозяйству.

С одной стороны, Гавриловна предстает перед читателями как нравственная и добрая женщина. Но с другой, именно она преследует корыстные мотивы, рассчитывая, что девушка сможет помочь ей с уборкой, будет вести дела по хозяйству, составит компанию и спасет от скуки.

Главные сцены происходят в заброшенном парке. С их помощью автор хотел показать, насколько окружающая действительность влияет на людей. Здесь:

  • Горы мусора. Местные используют парк, как свалку.
  • Канализационные отходы, источающие неприятный запах далеко за пределы территории парка.
  • Плохая растительность из-за испорченной экологии.
  • Мрачность даже под яркими солнечными лучами.

Людочке приходилось каждый день проходить через этот парк. Вечерами он оживал: здесь проводились танцы, приходили юноши и девушки, тешили себя дешевым алкоголем и скудной закуской. Героиня даже не могла подумать, что тут с ней приключатся ужасные вещи, поэтому совсем не боялась, пересекая местность. Кроме того, лидер местных ребят Артем пообещал ей защиту.

В один из дней в парке на Людочку напал бандит Стрекач и надругался над ней. Он совсем недавно вышел из тюрьмы и, не испытывая к девушке никаких чувств, из-за скуки решился на такой поступок. Защитить ее никто не смог, так как все боялись местного авторитета.

Из-за случившегося Людочка сильно переживает. Она обращается сначала в Гавриловне, потом к маме, но везде находит лишь безразличие. Только отчим, который раньше никогда не проявлял родительских чувств в дочери, решается на месть, как подобает отцу, и наказывает обидчика. Но было уже слишком поздно. Не найдя поддержки, главная героиня заканчивает жизнь самоубийством.

«Беспризорничество. Сиротство. Интернат»

Виктор Астафьев с родителями в детстве, 1931. Фотография: gapeenko.net

Виктор Астафьев родился 1 мая 1924 года в деревне Овсянка недалеко от Красноярска. Его родители были небогатыми крестьянами, Виктор был единственным ребенком в семье, две его сестры умерли в раннем детстве. «Я всю жизнь ощущал и ощущаю тоску по сестре и на всех женщин, которых любил и люблю, смотрю глазами брата», — писал Астафьев в автобиографии.

Детство будущего писателя было тяжелым. Родители — Петр и Лидия Астафьевы — плохо ладили между собой. Семьи коснулось и раскулачивание: советские власти национализировали мельницу, которая много лет помогала Астафьевым прокормиться.

…Призвали моего папу мельничать, пообещав зачислить его и маму мою в колхоз, чему мама была безмерно рада, но потрудиться ей на счастливой коллективной сельхозниве не довелось.

Папа мой, восстановив мельницу, снова загулял, закуролесил, не понимая текущего момента, и однажды сотворил аварию, но мельница-то не его уже и не дедова — это уже социалистическая собственность, и папу посадили в тюрьму…

Виктор Астафьев, «Расскажу сам о себе…»

1931 год стал особенно трагичным для Виктора Астафьева: погибла его мать, а отца осудили на пять лет, признали врагом народа и отправили в Карелию — на строительство Беломорканала. Мальчик остался на попечении бабушки. Этот период его жизни лег в основу сборника «Последний поклон» и рассказов «Фотография, на которой меня нет» и «Конь с розовой гривой».

Осенью 1934 года отец Виктора Астафьева вернулся в Овсянку. На стройке Беломорканала его признали ударником пятилетки и освободили досрочно. Вскоре Петр Астафьев женился второй раз, на Таисии Черкасовой, и вместе с ней и сыном перебрался в небольшой город Игарка.

О жизни в Игарке Астафьев вспоминал с горечью и болью: отец и мачеха мало интересовались им, и вскоре новая семья буквально выставила мальчика на улицу — он оказался в детском доме. «Беспризорничество. Сиротство. Детдом-интернат. Все это пережито в Игарке. Но ведь были и книги, и песни, и походы на лыжах, и детское веселье, первые просветленные слезы», — вспоминал он об этом времени.

Игнатий Рождественский, преподаватель русского языка и литературы в детском доме, стал его другом на долгие годы: писатель уважал его за «требовательность и человеческое внимание».

Другим наставником Астафьева был директор детского дома Василий Соколов.

И Рождественский, и Соколов заметили, что мальчику легко даются литература и русский язык, и советовали ему подумать о писательской карьере.

В 1941 году Виктору Астафьеву исполнилось 17 лет, и по закону он больше не мог оставаться в детдоме.

К этому моменту он закончил только шесть классов — его несколько раз оставляли на второй год из-за проблем с арифметикой.

«Я должен был начинать самостоятельную жизнь, кормить и одевать сам себя, думать о дальнейшей судьбе», — писал он. Мечты о высшем образовании он отложил: на учебу не хватало денег.

Астафьев пошел работать на завод коновозчиком, затем поступил в железнодорожную школу.

Главные идеи

Углубленный анализ «Людочки» Астафьева позволяет выделить не одну идею, а несколько. Несмотря на то что рассказ короткий, здесь рассматривается много проблем того времени, а некоторые актуальны до сих пор.

В первую очередь, автором высмеиваются всяческие попытки скрыть правду. Гавриловна переживает за свой дом, мать девушки — в осуждении от «честного народа», а полиция просто не хочет портить статистику преступлениями.

Писатель рассказывает о существовании «скверной истины», которую не нужно скрывать, а стоит работать над исправлением ошибок.

Другая идея — попытки вырваться из дома в лучшее место. Все деревенские перебираются в поселки, селяне — в областные центры и т. д. Но из-за наивности никто даже не подозревает о том, что там никто не будет ждать. И чтобы чего-то достичь, потребуется пройти через лишения и трудности.

Еще одной из основных идей, проходящих через каждую главу, является крайне негативное окружение. В деревне героине приходится наблюдать пьянство, беспорядочность, жестокость и другие плохие стороны жизни. Приехав в крупный поселок, она не видит изменений. Все остается таким же, как и дома.

Проблематика персонажей

Виктор Петрович Астафьев славится тем, что в его текстах отсутствуют полностью положительные или отрицательные герои. Он старался передать жизнь такой, какой она была.

Поэтому виноваты все персонажи, включая Людочку.

С одной стороны, она представлена, как добрая и наивная девушка, но с другой, именно она боится пойти на жертвы, когда лежит в больнице в одной палате с умирающим лесорубом.

Он хороший мужчина, и с ним у Людочки могла бы случиться любовь, но человек при смерти, а девушка боится брать на себя ответственность, ведь никто не может сказать, будет ли он жить и не останется ли инвалидом.

Именно о лесорубе Людочка часто вспоминает перед тем, как повеситься. Она думает, что слишком легко променяла собственное «счастие» на перспективы большого поселка. Оставив короткую записку, девушка вешается в том же парке, где на нее свалилось несчастье, на хвостике своей старой колыбельки.

Характеристика отрицательных героев «Людочки» Астафьева тоже неоднозначна. Писатель вовсе не пытается сделать их жестокими.

Он рассказывает о том, как живется людям в ситуации, когда общество отворачивается от них, закрывает глаза на горе и бедствия посторонних, а то и родных.

Он вовсе не приводит аргументов, оправдывающих Стрекоча или Артема, но показывает их, как потерянных личностей, от которых все отказались.

Главные герои

В произведении Астафьева несколько героев, но в роли главной выступает Люда — девушка, приехавшая из маленького населенного пункта, чтобы устроить свою жизнь в городе. Она трудолюбива, добра и ответственна, всеми силами старается постичь парикмахерское мастерство, но не брезгует заработать копейку в должности уборщицы.

Девушка, попав в трудную ситуацию, пытается найти помощь и сопереживание у близких людей, но те заняты собственной жизнью и делами дочери не интересуются.

Стоит дать характеристику и остальным действующим лицам трагической истории, среди них можно выделить следующих персонажей:

  1. Отчим — новый ухажер матери, мужчина большую часть жизни провел в ссылках и лагерях, в конце он отомстил за смерть падчерицы.
  2. Гавриловна — старая парикмахерша, у которой проживала и работала Людочка, когда находилась в городе.
  3. Мать Люды — сорокапятилетняя женщина, от которой ушел первый муж, она была занята собственной жизнью, поэтому не откликнулась на просьбу дочери о помощи, позднее она об этом очень пожалела.
  4. Стрекач — уголовник и главарь банды, он изнасиловал главную героиню и стал виновником ее последующего самоубийства.

Также в разное время в сюжете появляется Артем по прозвищу «Мыло». Он руководил бандой до Стрекача, но вовремя взял себя в руки и стал законопослушным гражданином.

Тематика и образы

Основной проблемой, которую автор видит в своем произведении, является жизненный уклад. Сам он родился до войны и прожил очень сложную жизнь, но не позволял себе камнем упасть на дно жестокого по отношению к окружающим общества.

Бедность и нищета, сбор урожая деревенскими для обмена на выпивку выглядят в глазах автора не настолько ужасными, как безразличие людей. Людочка повесилась не потому, что не смогла справиться с трудностями жизни в большом городе. Ее довели безразличие и критика со стороны близких людей. Она хотела всего лишь нескольких ласковых слов поддержки, но не получила этого.

Показал Астафьев в «Людочке» доброту и жестокость, постарался преподать урок читателям, рассказать, насколько важно участие в жизни близких и любимых людей и как учиться на чужих ошибках.

После произошедшего Артем пересмотрел свое существование:

  • отучился на электрика;
  • нашел хорошую работу, с помощью которой смог приносить пользу;
  • женился на доброй девушке;
  • к концу книги уже нянчил собственного ребенка.

Артем, бывший лидер молодых преступников, больше не хотел никого обижать. Он начал новый этап своей жизни. Но наверняка до конца будет вспоминать юную наивную девушку, которую пообещал защитить, а когда потребовалось — побоялся это сделать.

«Война — везде и всюду»

Виктор Астафьев на фронте. Фотография: patriofil.ru

Занятия в железнодорожной школе начались в декабре 1941 года, а закончились в мае 1942-го. К этому моменту вовсю шла Великая Отечественная война, ее отголоски были слышны в Красноярском крае. Туда спешно эвакуировали жителей европейской части России, налаживали производство военной техники.

Всегда думал, что война — это бой, стрельба, рукопашная, но там, где-то далеко-далеко. А она вон как — везде и всюду, по всей земле моей ходуном ходит, всех к борьбе за жизнь требует и ко всякому своим обликом поворачивается.

Виктор Астафьев, «Где-то гремит война»

Виктор Астафьев, как и многие его сокурсники, не захотел оставаться в тылу и пошел добровольцем на фронт. В первых боях он участвовал уже в конце 1942 года. На войне Астафьев сменил несколько специальностей: служил разведчиком, водителем и связистом.

Он воевал на Первом Украинском фронте, участвовал в Корсунь-Шевченковской операции, форсировании Днепра, наступлении Красной армии под Каменцем-Подольским.

Во время войны Виктор Астафьев получил несколько наград: ордена Красной Звезды, медали «За отвагу», «За освобождение Польши», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов».

В боях под польским городом Дукла осенью 1944-го Астафьев был ранен и несколько месяцев провел в госпитале.

После лечения от строевой службы его отстранили, и победу он встретил во вспомогательных частях Первого Украинского фронта в Ровно. Там же он познакомился со своей будущей женой — медсестрой Марией Корякиной.

Они поженились вскоре после войны — 26 октября 1945 года. Затем супруги переехали в Пермскую область, в родной город Марии Корякиной — Чусовой.

Отзывы читателей

Произведение сильно тем, что при малом объеме автору удалось раскрыть множество проблем общества. Причем большинство из них являются актуальными до сегодняшнего дня.

Читатель

Астафьеву всегда удавалось гениально раскрыть тему своих произведений. Так и в «Людочке» он показал, насколько легко можно остаться одинокими в окружении родственников и близких людей.

Читатель

В послевоенное советское время говорить правду часто было не принято. Но Астафьев раскрывал истину в своих повестях и рассказах. Он не просто хотел показать обществу, насколько полезной может быть правда. Виктор Петрович собственным примером демонстрировал, что честно говорить нужно всегда, даже под прицелом властей. От этого читать его произведения становится намного приятнее. Читатель

«Людочка» — анализ произведения В. Астафьева

Мы подготовили для Вас несколько вариантов анализа произведения Виктора Астафьева «Людочка». Используйте эти примеры для написания школьного сочинения по литературе на эту тему.

Вариант 1

Содержание:

  • 1 Вариант 1
  • 2 Вариант 2
  • 3 Вариант 3
  • 4 Вариант 4
  • Произведение относится к философской лирической прозе писателя и в качестве основной тематики рассматривает вопрос о падении нравственности и деградации личности, описывая жестокую действительную реальность.
  • Центральным персонажем рассказа является шестнадцатилетняя девушка по имени Людочка, представленная писателем в образе юной, простой русской женщины, не отличающейся по внешности от обычных людей, но характеризующейся автором в качестве порядочного, доброго, милосердного человека, испытывающего искреннее уважение к окружающим людям.
  • Сюжетная линия рассказа повествует о сложной судьбе деревенской девушки, оказывающейся в непростой жизненной ситуации, которая заканчивается трагическим финалом в виде самоубийства Людочки.

После окончания девяти классов Людочка оставляет деревню и перебирается в город в надежде достойного устройства собственной жизни. В родной деревне у девушки остается мать с отчимом, жизнь с которыми не приносит Людочке счастья, поскольку близкие отличаются равнодушным отношением к девушке, полностью поглощенные решением собственных проблем.

Городская жизнь неприветливо встречает девушку, которая вынуждена снимать угол в доме местной парикмахерши Гавриловны, занимаясь всеми бытовыми делами, а также убирая помещение парикмахерской за мизерную зарплату.

В один из вечеров Людочка подвергается нападению группы молодых людей во главе с недавно освободившимся уголовником Стрекачом, которые принуждают ее к совершению насильственных действий.

Физически и морально раздавленная девушка пытается найти поддержку со стороны хозяйски квартиры Гавриловны, а затем и собственной матери, но близкие люди оказываются безразличными к душевному состоянию Людочки, которая, не сумев пережить случившееся, решает покончить с собой.

Идейное содержания рассказа подчеркивается писателем средствами художественной выразительности, применяемыми в виде многочисленных афоризмов, устойчивых оборотов, жаргонного лексикона, передающих экспрессивный, эмоциональный характер произведения.

Кроме того, посредством пластичного, емкого художественно выразительного языка, наполненного простыми олицетворениями, сложными метафорами и эпитетами, писатель придает рассказу колоритное, неповторимое, насыщенное мелодичное звучание.

Также автор применяет литературный прием контраста, изображающий духовную взаимосвязь природы с человеком, показывая существование светлого начала в человеческой жизни.

Смысловая нагрузка произведения позволяет продемонстрировать авторский замысел, заключающийся в изображении недолгой, трагичной жизни девушки, ставшей беспросветной, серой, однообразной, отличающейся безучастным равнодушием окружающих, а также отсутствием ласки, нежности и заботы. Тем самым писатель обращает внимание читательской аудитории на деградацию современного общества, погрязшего в аморальных пороках, звериных инстинктах, развратных законах.

Вариант 2

Астафьев считается самым профессиональным, а также и самым читаемым автором. Он родился еще до наступления войны и поэтому он на себе ощутил всю боль данной войны. Он очень хорошо понимал чувства обычного человека.

Многие писатели стараются рассказать в своих рассказах жизнь, которую они прожили и все чувства, которые испытывали. Если писатель действительно профессионал своего дела, то он будет рассказывать только правду. Вот так и Астафьев рассказал всю правду в произведении «Людочка».

Данное произведение было написано больше тридцати лет назад, но все равно до сих пор остается актуальным. Здесь он затрагивает такие вопросы как загрязнение окружающей среды, падение общественной нравственности и деградация людей, а также уничтожение русских деревень.

Наверное, многим людям, которые живут в деревне поскорее отучиться в школе, а потом отправиться в большое плавание в большой город. Вот этого же хотелось и нашей главной героини по имени Люда. Писатель называет ее Людочка потому что это очень хорошая и хрупкая девушка. Она родилась и выросла в деревне.

Родители старались сделать все для того чтобы у девочки все было и чтобы она ни в чем не нуждалась. Но вскоре отец очень сильно заболел, а потом умер. Спустя некоторое время мать девочки нашла себе другого мужчину. С тех пор в жизни девочки все стало вяло, и мир стал бесцветным. Отчим к ней никак не относился, и ему было вообще на нее все равно.

Больше всего на свете Люда хотела вырваться поскорее в город, где ее мир заполнится красками.

Девочка ничем не отличалась от других ребят. Она училась также как и все остальные ребята. Но одно в ней было прекрасно, это характер. Она никогда не пройдет мимо человека, которому было плохо и всегда поможет и выручит, если у него беда.

Когда Люда приехала в город, то поселилась у одной женщины. Как только женщина поняла, что у девушки обычный и простой характер, та потихоньку начала складывать на нее работу по дому, а потом и вовсе все переложила на нее. Теперь девочка должна отвечать за все, что происходит в доме.

Также ей было очень жалко парня, который работал постоянно в лесу, но в этот день с ним приключилась беда и если вовремя ему не помогут врачи, то парень расстанется с жизнью. Вот только врач в больнице был молодым и неопытным. Кроме этого парень был грязным, а он боялся замараться.

Больше всего на свете Астафьев был возмущен тем, что люди совсем не чувствуют сострадание к другим людям и думают только о себе.

Вариант 3

Произведение писателя Людочка, который большое внимание гибели русской деревни, посвящено процессу роста городов, тому, как переезд людей туда меняет их мораль. Для иллюстрации негативной составляющей этого процесса автором была выбрана трагическая история обыкновенной девушки.

Людочка родилась и выросла в колхозе. Отец ее спился, а мать вышла замуж. Главная героиня, как и многие другие, отправилась в город, надеясь обрести там жизнь лучшую, чем в вымирающей родном селе.

Астафьев показал, что сначала девушке очень везло. Она уговорила (в чем ей, вероятно, помогала деревенская непосредственность) случайную знакомую парикмахершу взять ее в ученицы и даже послилась у нее.

Однако Астафьев на примере своей героини показывает, что в городе все построено не на взаимопомощи, а на личных усилиях. В отличие от деревни, здесь люди живут сами по себе и равнодушно, в своей массе, относятся друг к другу. Людочка не смогла выучиться и осталась в парикмахерской на положении уборщицы, только время от времени она выполняла самые простые стрижки.

На своем рабочем месте она познакомилась с предводителем местной шпаны Артемом, по кличке Мыло. Он в рассказе является одним из олицетворений городской жизни, потребительского отношения к другим.

Затем, когда уголовник Стрекач, освободившись из тюрьмы, насилует героиню и побуждает остальных гопников сделать то же, мыло не смог защитить Люду, которая ему нравилась. Этот эпизод, помимо личной трагедии героини, должен был показать слабость городских, у которых нет сдерживающего общинного начала.

Сила шпаны состоит только в том, что их сравнительно слабая кучка заведомо сильнее каждого, живущего по- одиночке, в обществе, где не помогают друг другу.

Попытка Людочки вернуться в деревню ни к чему не приводит. Ее жители умерли от старости или разъехались по городам, старого мира больше нет.

Смерть героини должна была показать, что в городе свои порядки и он уничтожает людей, устроенных по другому. Не умея защищать себя без поддержки родственников и соседей, Людочка столкнулась снова с той же самой шпаной, которая хотела ее вновь изнасиловать. В результате, она разыгрывает небольшой спектакль и вешается.

Писатель все же не хотел сделать свой рассказ беспросветно мрачным. Мыло, отсидев в следственном изоляторе, но, не попав в тюрьму, выучивается на связиста, женится и заводит ребенка. Отчим Людочки, отсидевший в лагерях, сорвав крест с груди Стрекача, швыряет его в кусты, отомстив в некоторой степени за смерть падчерицы. Однако общей картины эти эпизоды не меняют.

Изложенная в рассказе история призвана заставить задуматься о людском равнодушии, которое зачастую приводит к трагедиям.

Вариант 4

Из самого названия рассказа можно сделать вывод о характере главной героини. Это юная хрупкая девушка, наивная, полная надежд и мечтаний.

Действительно, Людочка выросла в деревне в самой обыкновенной семье. Родители всю жизнь работали в колхозе. Со временем старая система начала разрушаться, жить стало тяжелее.

Оставшись без работы, отец героини нашел утешение в алкоголе, еще более усложняя жизнь домашним. Маленькая Люда мечтала переехать из опостылевшей деревни в город.

Он представлялся ей местом перспектив, неограниченных возможностей и свободы.

К сожалению юной и наивной героине придется столкнуться с реальностью, разрушающей мечты. В городе вроде все начинается неплохо. Девушка сразу находит работу и жилье. Только вот хозяйка сваливает на нее всю работу по дому, а профессия никак не дается. Вскоре суровые реалии жизни в городе проявляются еще больше.

У Астафьева город представляет собой каменные джунгли, где кто сильнее, тот и прав, и каждый сам за себя. Безраздельную власть имеют шпана и хулиганы, вдохновленные бывшими заключенными. Они собираются в парке, олицетворяющем все самые неприглядные стороны жизни.

Милиция же предпочитает обходить это место стороной. Отчасти из страха перед властью, имеющейся у преступников. С другой стороны представителям правопорядка это даже удобно.

Закрывая глаза на реальные преступления, милиция демонстрирует отличные показатели раскрываемости.

В таком поведении вся суть жизни советского общества тех времен. Это показной идеализм на руинах человеческих жизней. В гниющем заброшенном парке висят красивые плакаты с лозунгами о счастливом будущем. В то же время людские сердца зачерствели и потеряли способность к сочувствию.

Факт надругательства над героиней никого не повергает в шок. Наоборот, окружающие считают, что через это должна пройти каждая женщина. Не найдя отклика среди родных, Людочка пытается найти ответ в себе. Она приходит к выводу, что и сама является черствой и неспособной к сочувствию.

Дабы разбить этот порочный круг она приносит себя в жертву, пытаясь ценой собственной жизни искупить вину человечества. И ее поступок не проходит бесследно. Казалось бы безразличный к ней отчим становится человеком, отомстившим за нее. Однако добиться справедливости в таком мире можно только приняв правила игры, самому одолеть зло.

Автор с любовью относится к героине, усиливая отрицательное восприятие действительности, отравляющей жизни людей.

Ссылка на основную публикацию