Отцы и дети: диалог или спор

Диалоги-споры играют важную роль в романе И. С. Тургенева отцы и дети. В их процессе герои высказывают свое мнение по поводу разных тем, которые имеют место быть в этом произведении. Хотелось бы предложить проанализировать самые основные диалоги-споры романа, которые, в первую очередь, связаны с главным героем романа – Евгением Васильевичем Базаровым.

Это крайне необычный человек.

Базаров трудоголик, посвящает все свое время науке, исследованиям, опытам. Он совершенно не похож на остальных персонажей романа. Кроме того, Базаров нигилист. Он отрицает многие вещи: аристократию, красноречие, искусство, поэзию и, конечно, любовь.

Павел Петрович Кирсанов, аристократ, либерал, дворянин, спокойно живет в имении своего брата, но Базаров рушит всю идиллию одним своим появлением. Евгений Васильевич ставит под сомнения все его принципы с помощью своих нигилистических взглядов и убеждений.

Между ними вспыхивает спор, который не спешит прекращаться, ведь ни один из участников не собирается отступать. Но если Евгений Базаров ведет себя спокойно, равнодушно, «лениво отхлебывая чай», хладнокровно отвечая, что «отрицает все», то Павел Кирсанов весь горит от желания продолжить словесную перепалку с нигилистом.

Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Они спорят о принципах, русском народе, но, в конце концов, И. С. Тургенев не дает ответ на вопрос: «Кто же победил?» Ведь каждый прав по-своему.

Еще один основной диалог-спор – это разговор Аркадия Кирсанова и Евгения Васильевича у стога сена. Сейчас они находятся в имении родителей Базарова, и именно в этот момент друзья начинают медленно отдаляться друг от друга.

Евгений Васильевич хочет отпустить Аркадия, а Кирсанов, в свою очередь, прекращает соглашаться с каждым его словом и вступает в спор.

Из-за несовпадений мнений друзья готовы начать драку, но появившийся из ниоткуда Василий Базаров разряжает напряженную обстановку добродушной фразой: «А! Вот куда вы забрались!»

Данный эпизод показывает нам, что Евгений Васильевич и Аркадий – совершенно разные люди. Базаров нигилист, который относит себя к новому поколению, а Кирсанов либерал, принадлежащий к «отцам».

В конце концов, Базаров остается один на один со своими убеждениями. Но абсолютно все были искренне с ним в спорах, поэтому он остается сильным и уверенным в себе человеком со своими личными взглядами на жизнь, которые рано или поздно приведут его к полнейшему разрушению.

Полезный материал по теме:

Отцы и дети: диалог или спор

Роль диалогов-споров в романе «Отцы и дети»Тургенев И. С.Стр. 1

Отцы и дети: диалог или спор

Роль диалогов-споров в романе «Отцы и дети»Тургенев И. С.Стр. 2

Споры отцов и детей диалоги из романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»

(446 слов) Проблема конфликта между представителями разных поколений всегда была актуальна. Борьба отцов и детей, идейные споры и непримиримость взглядов – то, что всегда волновало умы писателей и философов.

С одной стороны, это недопонимание кажется вполне естественным, ведь время идёт, всё меняется, поэтому и мировоззренческие взгляды не могут отставать от темпа жизни. С другой стороны, всё циклично, на смену настоящему приходит хорошо забытое прошлое, поэтому молодёжь не может отказываться от ценного опыта предков.

Я думаю, молодежь нуждается в продуктивном диалоге с родителями, как и представители старшего поколения. Чтобы убедиться в этом, рассмотрим примеры из литературы.

Вспомним знаменитый роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». Само название готовит читателей к конфликту времён. Молодой нигилист Базаров по своим взглядам абсолютно противоположен дворянину Павлу Петровичу Кирсанову. На протяжении всего произведения мы видим их бесконечный спор обо всём на свете.

Для Евгения опыт предков — мусор, от которого нужно «место расчистить». Однако Павла Петровича такая категоричная позиция возмущает, ведь молодое поколение должно созидать, а не разрушать. Сложный конфликт новых и уже отживших взглядов толкает героев на крайние меры.

В романе дуэль стал неким символом вечного столкновения «отцов и детей», которое очень редко находит мирное решение. Однако финал книги доказывает, что молодые и зрелые люди нуждаются именно в диалоге. Счастья удостоились лишь те герои, которые смогли наладить общение, несмотря на идеологические споры. Это Аркадий и его отец — люди, которые нашли взаимопонимание.

А вот непримиримый Евгений умер, так и не познав счастья. Его родители обречены были навещать могилу сына, который при жизни не нашел времени для диалога с ними.

В литературе можно найти массу произведений, в которых подобный конфликт «разрешается» гибелью одной из противоборствующих сторон. Всем известная пьеса А.Н. Островского «Гроза» — яркий пример трагического исхода извечного спора. Главная героиня Катерина, попав под полное подчинение Кабанихи, не может вынести такой жизни.

Ведь их взгляды и устои абсолютно противоположны. Влияние старшего поколения оказалось настолько гибельным, что молодежь просто исчезла из дома: Варвара сбежала, Тихон восстал против матери, а Катерина бросилась в воду. Однако тем самым спор «отцов и детей» не разрешается, а лишь повисает в воздухе.

Героям пьесы не хватило желания наладить взаимопонимание между собой, поэтому их жизни были разрушены противостоянием. Если бы Кабаниха, ее невестка, дочь и сын хотя бы раз сели стол переговоров, то трагедии удалось бы избежать. Они разграничили бы семьи, перестали упрекать друг друга и замалчивать обиды. Именно этого им не хватило для мирного сосуществования.

Поэтому каждый из нас должен выбирать диалог, а не спор с родителями, ведь все люди нуждаются в поиске компромиссного решения.

Противоположные взгляды родителей и детей на жизнь — это важная и актуальная для всех времён проблема, которая нуждается в разрешении. Конструктивный диалог, построенный на взаимопонимании и уважении — единственно верное решение, к которому должны прийти оба поколения во избежание серьёзных негативных последствий.

Алёна Бурдина Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Урок по литературе в 10 классе Сюжет и композиция романа И. Тургенева «Отцы и дети»

Тема урока: Роман И.С. Тургенева . История создания романа .Сюжет и композиция

Цели урока:1.познакомить учеников с историей создания романа, познакомить с эпохой ,во время которой создавался роман2.объяснить смысл заглавия романа 3 . познакомить учеников c сюжетом романа4.рассказать о композиции романа5.воспитывать у учеников уважительное отношение к старшему поколению ,понимание того, что роман актуален и в наше время

Ход урока:

1

.Орг. момент

  • 2
  • .Сообщение темы и целей урока
  • 3.Проверка домашнего задания
  • 4. Объяснение новой темы
  • I.Вступительная беседа учителя

— Каково ваше первое впечатление от произведения? Какие проблемы романа являются современными и для нас?(отношение к природе, отношения отцов и детей.)

И.С. Тургенев писал: «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса. Вглядитесь в лицо Николая Петровича, Павла Петровича, Аркадия.

Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших представителей дворянства, чтобы тем вернее доказать мою тему: если сливки плохи, что же молоко? …Они лучшие из дворян – и именно потом и выбраны мною. Чтобы доказать их несостоятельность».

II.Лекция учителя1) рассказ учителя и беседа

Роман написан в 1861 году. Время действия – 1855-1861 гг. – период, сложный для России. Роман посвящен памяти русского разночинца В.Г. Белинского и был создан в период отмены крепостного права. Россия переживала основательную ломку социальных, политических, духовных и нравственных отношений, это были годы бурных споров о будущем России.

Роман был начат в 1860 году на о.Уайте Франции и закончен в России в 1862 году (ж. «Русский вестник»). Как только роман вышел в свет, о нем все заговорили. Спор в основном шел по образу Базарова.

  5 ошибок наших родителей, которых мы можем избежать

Автор противопоставляет два поколения – «отцов» и «детей» в полном смысле этого слова. По жанру роман является социально-психологическим.

Проблема отцовства – одна из важнейших, это проблема единства развития всего человечества. Только осознание человеком своих корней, своей глубокой духовной связи с прошлым дает ему будущее. Смена поколений – процесс всегда непростой.

«Дети» принимают в наследство от «отцов» весь духовный опыт человечества.

Разумеется, они не должны рабски копировать «отцов» — необходимо творческое переосмысление их жизненного кредо – но переосмысление на основе уважения к принципам предков.

Действия в «Отцах и детях» начинается 20 мая 1859 г. и завершается зимой 1860 года.

Смена поколений – процесс всегда непростой. «Дети» принимают в наследство духовный опыт человечества. Они на должны рабски копировать «отцов» — необходимо творческое переосмысление их опыта, но на основе уважения к принципам предков.

В эпоху социальных потрясений такая переоценка происходит более жестко и жестоко, и результаты бывают трагичны .

В романе Тургенева , либерального по политическим взглядам человека, показаны раздумья автора : кто они «новые люди», можно ли связать свое прошлое с их будущим?

« Я пытался представить конфликт двух поколений» — писал Тургенев Полине Виардо. Этот замысел определил и художественную структуру( строение , взаимосвязь частей) романа.

В романе точная датировка событий для создания у читателя конкретного представления об исторической обстановке. Действие начинается 20 мая 1859 г., заканчивается зимой 1860. Это были годы , когда обнажился кризис крепостнической системы, обострилась борьба демократов и либералов.

В эту эпоху формируется новый тип передового общественного деятеля – разночинца –демократа, человека дела , а не фразы, желающего изменить жизнь, чуткий художник подметил рождение героя нового времени и попытался изобразить его в романе, по жанру роман социально-психологический

Открываем первую страницу романа, читаем: «Посвящается памяти В.Г. Белинского».

— Как вы думаете, почему автор посвятил свой роман В.Г. Белинскому? (Белинский был для Тургенева не только авторитетным критиком, отличавшимся резкостью, верностью, глубиной суждений, но и весьма характерным представителем демократического общества 40-х гг. Тургенев очень ценил Белинского).

Сюжет и композиция романа

Пристальный интерес писателя к человеку 60-х годов определил композицию романа. Кольцевая композиция: Тургенев дважды проводит героя по кругу : Марьино – Никольское – дом родителей. Создается великолепный эффект: к тем же людям приходит новый Базаров , познавший сомнение , мучительно старающийся сохранить свою теорию спрятаться за ней от нарастающей сложности реального мира.

Задание.

I глава. Зачитайте начало главы. Уже в первых строчках романа точно указывается год, месяц, число, когда начинается действие. Почему? Назовите основные моменты 1-3 гл.

( В первой главе знакомимся с Н.П. Кирсановым, который вместе со своим слугой приехал на постоялый двор встречать сына. Обращаем внимание на то, что Петр, слуга «новейшего» типа, приказания Н.П.

Кирсанова выполняет снисходительно, к руке молодого барина не подходит, а издали кланяется. Во второй главе знакомимся с новым героем. Третья глава.

Намечаются взаимоотношения Базарова с Павлом Петровичем.

Центральное место в романе занимает базаров (из 28 глав его он не присутствует только в 2) Все персонажи группируются вокруг главного героя, раскрываются во взаимоотношениях с ним, отчетливее оттеняют черты его облика, незаурядность натуры.

  Рецензия на проект. Н.В.Гоголь “Мертвые души” 9 класс

Базаров резко противопоставлен всем действующим лицам. Он человек иной среды, и это проявляется в его взглядах ,словах , во взаимоотношениях его с родителями , другом , любимой женщиной.

Резкое отличие Б. от окружающих дворян-помещиков бросается в глаза при первом появлении героя в романе. Знакомя нас в экспозиции с обстановкой и главными героями ,автор рисует портрет Б. Тургенев – мастер многозначительной детали.

Читайте также:  Не заботиться о родителях — значит предать

— Найдите основные детали в облике героя . ( красная ,обнаженная рука символизирует человека труда , не считающего ,что нужно соблюдать правила «хорошего тона» ,существенные в дворянском кругу)

-Как в последующем сказывается это в поступках Базарова? В привычках ? речах? В портрете героев – одежда как отражение личности , портрет детализирован (ногти П.П.) , психологический (желчное лицо)

— На каком принципе строится описание внешности героев ? ( по принципу контраста, антитезы) Через небольшие детали автор дает понять , как между героями возникает острая неприязнь.

Поражает лаконизм тургеневского повествования. Картины жизни русского общества в переломный момент истории умещаются в рамках небольшого произведения. Характерна такая особенность композиции : в романе немного действующих лиц , отобраны наиболее существенные события. Перед нами не вся жизнь героя , а лишь важные , узловые ее моменты.

-Детали позволяют писателю открыть самое главное и в общественных взглядах , и в душевном складе героев.

Т. Крайне редко поясняет значение слов и поступков героев. В этом проявляется один из характерных художественных принципов романиста. В любой сцене проявляется и «тайная Психология» героев.

Тургенев – мастер диалога , в котором тонкие и точные детали обнажают психологическое состояние героев. Рассмотрим сцену разговор Аркадия с отцом о родных местах .(гл.

3) Мы видим , насколько точно передано состояние смущения Аркадия, боязнь показаться в глазах Б. смешным , он «поет с чужого голоса» .

Так меткое слово писателя позволяет раскрыть сложные интимные и общественные отношения между людьми , не прибегая к пояснению , к прямым оценкам.

Итак , в романе социальная заостренность сочетается с глубоким психологизмом, мастерством создания человеческих характеров.

В отличие от Толстого и Достоевского , Тургенев считал, что автор не должен подробно передавать движения души героев , а делать это средствами «внешнего обнаружения психологии» : с помощью диалога , портрета , пейзажа, реалистических деталей в описании обстановки и поведения героев.Это и является художественным своеобразием романа.

.

В главе 10 происходит открытый идеологический конфликт между Базаровым и братьями Кирсановыми. Разберемся в их споре.

-Как вы думаете, что преобладает в главе: описание, повествование, диалог? Особую роль играют его столкновения с идейными противниками, большое место в романе занимают споры .

Диалог – главное композиционное средство раскрытия характера Б. Лаконизм повествования достигается благодаря тщательному отбору языковых средств.

(Диалог этой главы и большинства других является характерной особенностью композиции романа.)

-Как можно объяснить такое количество диалогов в романе?( Большое количество споров обусловлено содержанием романа. Наличие острого конфликта придает произведению драматичность. А преобладание в манере изложения диалогов с авторскими замечаниями, напоминающими ремарки, говорит об известной сценичности романа; вот поэтому роман много раз инсценировался. )

-Ярким свидетельством связи героя с народом может служить их речь.

Что вы можете отметить в языке Базарова и Павла Петровича?((Павел Петрович Кирсанов говорит языком Александровсконо времени, употребляя устаревшие слова «эфто»( вместо «это»), «принсип» (вместо «принцип»), а также использует витиеватые обороты: «А вот извольте выслушать», «Чувствительно вам обязан », «Вам все желательно шутить»

Представитель молодого поколения Базаров, напротив, говорит просто, иногда даже грубо: «Тамошние ученые дельный народ», «Всякий человек сам себя воспитать должен — ну хоть как я ,например», «Дрянь, аристократишко». Кроме того, будучи по образованию медиком, он часто использует в речи медицинские термины и латинские выражения.

Своеобразие пейзажа в романе «Отцы и дети»

По сравнению с другими романами И.С.Тургенева, «Отцы и дети» значительно беднее пейзажами. Исключение составляет описание местности вблизи Марьино в 3 главе (пейзаж служит доказательством мысли Аркадия: «преобразования необходимы»).

Вечерний пейзаж в 11 главе (показывает односторонность взглядов Базарова, который считает, что «природа не храм, а мастерская», и Н.П.Кирсанова, который, восхищаясь природой, не обращает внимания на нищету крестьян).

Картина заброшенного сельского кладбища в 28 главе (настраивает читателя на философские размышления

. Комментарий учителя

«Отцы и дети»- роман в жанровом отношении многоплановый. Наличие семейно-бытовой темы позволяет назвать его семейным. Использование в качестве замысла общественно-исторического конфликта- социальным.

Глубокое исследование человеческих характеров — психологическим. А освещение философских проблем — философским. Чаще всего.

Учитывая степень разработанности указанных аспектов, жанр «Отцы и дети» определяют как роман социально- психологический.

Базаров – бесприютный скиталец, устремленный к недостижимой цели. И разве не является романтическим этот высокий порыв к недостижимому? Базаров, отрицающий внешний романтизм. По своей духовной сути романтическая личность.

Путь и цели Базарова- «горькая, терпкая, бобылья жизнь – это сознательный, личный выбор героя, выводящий его из числа обыкновенных людей, делающий его избранным. Так признать конечность своего бытия, как делает это тургеневский Базаров, дано не каждому, но только необыкновенно сильной личности, в которой торжествует дух личности.

Но почему же так несчастливо, бездарно заканчивается жизнь самого интересного и неоднозначного героя Тургенева? Об этом мы поговорим на следующем уроке.

4. Итог урока

1. Какова же история создания этого романа? 2.Почему роман называется ? Кому посвящён роман? 3. Каков сюжет и композиция этого романа?

Домашнее задание

Подумать над вопросом: почему роман « Отцы и дети» заканчивается смертью главного героя? Выучить историю создания ,сюжет и композицию романа Тургенева

( 1 оценка, среднее 5 из 5 )Отцы и дети: диалог или спор

Основной конфликт романа «Отцы и дети»: анализ романа Тургенева

Иван Сергеевич создал знаменитый роман в девятнадцатом веке. Работу над книгой автор начал в 1860, а уже в 1861 произведение вышло в свет. Тургенев поднимает важные темы, которые актуальны в наше время. Проблема взаимоотношений между детьми и родителями возникает в каждой семье. 

Основой конфликта романа «Отцы и дети» является социальное неравенство и социальные разногласия. Это одновременно конфликт сословий и поколений внутри каждого сословия. Писатель рассказывает о взглядах на жизнь четырех кардинально противоположных персонажей: 

  • Базаров – беспринципный, радикально настроенный нигилист. Признает только свою точку зрения, не обладает высокими моральными принципами;
  • Павел Кирсанов – дядя Аркадия, аристократ, преданный традициям и нравам своего поколения;
  • Петр Кирсанов – представитель прошлого поколения, уважает семейные ценности, помещик;
  • Аркадий – молодой студент, символизирует сомнения людей. Изначально поддается идеям нигилизма. К концу произведения идет по стопам отца, заводит семью, продолжает дело Петра.

Основной конфликт романа «Отцы и дети» является скрытым. Он базируется на непонимании между молодыми и взрослыми героями, но в глубине присутствует спор между социальными слоями, семейными ценностями и воспитанием.

Отцы и дети: диалог или спор

Основной конфликт романа «Отцы и дети»

Представители демократических взглядов – молодые люди, столкнувшиеся с проблемами крепостного права, бедности, социального неравенства. Дворяне – старшее поколение, привыкшие жить в достатке. Их устраивает нынешняя жизнь, поэтому они не видят смысла в отторжении устоявшихся принципов. 

Основой конфликта романа «Отцы и дети» является противостояние между Евгением и Павлом. Они принадлежат разным сословиям, имеют кардинально противоположные взгляды на жизнь. Это объясняется не только разницей в возрасте. Базаров вырос в бедности, Кирсанов – участник ведущих светских мероприятий, модный франт, дворянин. 

Аркадий – ребенок Петра, хоть и вырос в достатке, прислушивается к Евгению. Его восторгает прямота, сила, радикальность героя. Однако он не обладает теми качествами, которые есть у друга. Для него в приоритете остаются семейные узы. Перечислим основные причины споров в романе:

  • Социальное неравенство;
  • Идейный конфликт поколений;
  • Отношения в семье;
  • Разница мировоззрения.

Евгений полностью отрицает моральные ценности, нравственные устои, государственные правила. Существующий уклад не принес ему счастья, поэтому он рьяно его отрицает. У Аркадия жизнь складывалась иначе, в нем нет столь жестокого отношения к власти, дворянству и традициям. Поэтому он продолжает семейное дело, отказываясь от радикализма Базарова. 

Социальный конфликт в романе «Отцы и дети» – дворянство и разночинцы

Ключевыми участниками социального конфликта становятся два персонажа – Павел и Базаров. Отец Аркадия не участвует в постоянных спорах, он читает Пушкина, любит музыку. Младший Кирсанов в большинстве случаев тоже не принимает ничью сторону. В его глазах Евгений изменился, когда влюбился в Анну. Ключевые аспекты, которыми автор подчеркивает разницу между нигилистом и светским львом:

  • Воспитание;
  • Одежда героев;
  • Идеология;
  • Жизненные обстоятельства;
  • Привычки;
  • Пейзажи.

Разногласия между героями возникают на любые темы. Через описание спора Тургенев поднимает актуальные проблемы для русского общества:

  • Жизнь русского народа;
  • Природа, искусство, наука;
  • Значение дворянства в период отказа от крепостного права;
  • Государство, действия власти. 

Смотри также: Характеристика Аркадия в романе «Отцы и дети»: цитаты из романа

Анализ произведения "Отцы и дети" с конфликтологической точки зрения

Конфликт поколений в романе «Отцы и дети» — это различие взглядов на политическую, культурную и социальную ситуацию в России во второй половине XIX века. Именно о историческом периоде, в котором разворачивается действие романа, стоит сказать в первую очередь. 

События датируются тысяча восемьсот пятьдесят девятым годом. До одного из важнейших событий в истории России остаётся всего пару лет, а пока для него вовсю созревает почва. Гремят крестьянские восстания, создаются всё новые комиссии, открываются женские училища и вечерние школы. Россия открывается многим западным тенденциям.

Появляются новые научные сообщества, открываются новые, индустриальные производства, строятся железные дороги.

Россия готовится к масштабному событию – отмене крепостного права, основой же антагонизма на политической арене становятся либеральные и демократические силы (забавно, что ни тем, ни тем не пришёлся по душе роман Тургенева, так как обе стороны уличили автора в, якобы, иронических и высмеивающих изображениях в свой адрес).

Именно в этом контексте появляется межпоколенческий конфликт в “Отцах и детях”. Как столкновение консерватизма и прогрессивизма, западных ценностей с устоями российскими.

В романе есть одна примечательная деталь. Несмотря на то, что по поводу принадлежности персонажей к лагерю “отцов” и “детей” существуют некоторые споры, абсолютно очевидно, что к последним относится один лишь герой истории – Евгений Васильевич Базаров.

Базаров – личность крайне спорная и конфликтогенная. С самого начала произведения он выделяется своей независимостью, раскованностью, резкостью и прямотой. Герой пренебрежительно относится к старшим, отталкивает любые идеи, противоречащие его собственным.

Нигилист до мозга костей, Базаров отрицает абсолютно всё, где под “всё” подразумеваются человеческие блага и познание природы через личный опыт, эмпирически. Знаменитый девиз Евгения: “Природа не храм, а мастерская, и человек в ней – работник” наиболее ярко отражает его отношение к миру.

Но у нигилизма Базарова есть важная черта – он направлен вовнутрь. То есть Евгению всё равно, поймут его или нет. Он никогда не скрывает своих убеждений, но и проповедовать их не собирается.

Базаров отрицает культуру и искусство как абсолютно бесполезные элементы, говоря о том, что хороший химик многократно полезней любого поэта. Но чего Базарову не хватает – так это подкрепления собственных позиций аргументацией.

Он отрицает искусство чисто инстинктивно, рефлекторно, совершенно не разбираясь в вопросе. Здесь и всплывает важная черта Базарова – его нигилизм, отрицание эмпиризма и искусства и, как следствие, конфликты с лагерем “отцов” происходят из-за отсутствия в молодом человеке эмпатии.

И действительно, Базаров по ходу произведения показывает свою полную неосведомлённость в литературе, отсутствие дружеских чувств и любого любовного опыта.

Примечательно, что когда эмпатия всё же появляется в жизни Базарова в виде любви к Одинцовой и родителям, внутреннее устройство героя вступает в противоречие с самим собой, так что Евгений довольно примечательно реагирует в обеих ситуациях – гневом непонимания в первой и отрицанием с избеганием во второй.

Нередко противоречия встречаются и в обычных позициях Базарова. Он говорит, что не признаёт никаких авторитетов и во всём убеждается сам, но в то же время заявляет, что его учителя – немецкие учёные. В этом противоречии проявляется важная истина – даже мятежному, ищущему ответы самостоятельно, разуму необходимы наставники.

Читайте также:  Характеры и судьбы пьесы «На дне»

Немалую роль играет утопизм Базарова. Для него идеальный образ жизни – по ощущениям, а не по принципам. Однако Евгений не осознаёт, что это невозможно. Невозможно это было в девятнадцатом веке, невозможным осталось и в наше время.

Но достаточно о Базарове. Другой важный герой произведения – Аркадий Кирсанов. У него крайне примечательный архетип. Являясь в начале произведения соратником Базарова и предателем для Павла Кирсанова, к концу романа Аркадий диаметрально противоположно меняет свои позиции.

Примечательно, что первый конфликт поколений возникает именно у Аркадия с отцом – Николаем Петровичем.

Однако Аркадий не проходит проверку холодной отстранённостью Базарова и родственными связями с, по сути, идеологическим противником и в конце концов присоединяется к лагерю “Отцов”.

Примечательным персонажем является и сам отец молодого человека – Николай Петрович. Он – заядлый либерал, при этом связи с простым народом боится крайне сильно. Его внутренний конфликт – между основными принципами дворянского чина и любовью к простолюдинке Фенечке.

Забавно, что, по сути своей, разрешившись в пользу любви, этот конфликт приносит ощутимых результатов в борьбе против консерватизма пользы чуть ли не больше, чем весь персонаж Базарова.

Однако, покусившись любовью на собственные устои, Николай Петрович в конце концов остаётся несчастным. 

Не стоит забывать и о родителях Базарова. Они – исключительно положительные образы. Мать – милая старушка, сочетающая веру в Бога с народными суевериями.

Отец – человек искренний, уважаемый своими знакомыми, примечательно, что он даже пытался приобщиться ко взглядам сына, но у него ничего не вышло.

Непосредственными участниками конфликта они не выступают, но отлично помогают раскрытию персонажа Базарова.

И, наконец, рассмотрим личность Павла Петровича – главного представителя лагеря “отцов”. Павел Кирсанов – полная противоположность Базарову.

Сын боевого генерала, окончивший пажеский корпус, он имел красивое лицо и юношескую стройность. Павел Петрович аристократичен, смешлив, самоуверен, не упускает возможности себя побаловать.

Через призму восприятия Базарова Павел Петрович предстаёт “сковывающей, леденящей силой прошлого”. 

Со сторонами конфликта всё ясно. Условия конфликта также предельно понятны. Предметом конфликта становятся взгляды и убеждения по поводу социальных, культурных, научных политических и прочих явлений России девятнадцатого века. Можно переходить к анализу развития конфликта.

Наверное, одна из самых примечательных сторон конфликта в том, что он скорее не из черт характера конкретных персонажей, а именно из-за идеологических расхождений.

Базаров и Павел Петрович, по сути своей, собирательные образы эпохи, в которой события происходят.

Революционер-демократ и дворянин-либерал, они символизируют те противостоящие силы, которые стали главными политико-идеологическими противниками во второй половине девятнадцатого века.

Сама суть будущего конфликта явно прослеживается уже в самом начале романа. На вопрос Кирсановых о том, кто такой Базаров, они получают достаточно однозначный для них ответ – нигилист.

Для Павла Петровича этого оказывается достаточно, ведь в его понимании “нигилист” – это человек, который попросту ничего не признаёт и ничего не уважает. Однако же, истинные взгляды Базарова, разумеется, можно было выяснить лишь из прямого с ним диалога.

Как мы видим, Павел Петрович совершает абсолютно типичную ошибку восприятия – стериотипизацию – частую причину конфликтов. 

Дальнейшее радикальное расхождение во взглядах лишь способствует нарастанию конфликта.

Павел Петрович – человек нравственный, действующий во благо своих аристократичных принципов и свято почитающий их, как основной фактор формирования личности.

Базаров же разрушает эту концепцию своими высказываниями о “громких словах”, замечаниями о том, что принципы Кирсанова расходятся с его делами и общей настроенностью на абсолютный рационализм деятельности. 

Важные разногласия возникают у персонажей по поводу отношения к народу и его обычаям. Павла Петровича народные верования смешанные с религией умиляют, что не слишком удивительно – как всякий аристократ он смотрит на простых людей сверху вниз, тешась “неразумным людом”.

Базарову же, наоборот, эта смесь религии и суеверий отвратительна, так как он, как мы помним, встречался с ней на более личном уровне (в своей матери).

Однако антагонизм базаровских суждений оказывается иррациональным, так как никаких попыток просветить людей он не предпринимает. 

Другое фундаментальное разногласие возникает из отношения персонажей к искусству. Павел Петрович наслаждается им, Базаров – отрицает и презирает. Евгений считает, что искусство лишь размягчает душу и разум, отвлекая от настоящего дела. Здесь фанатичный фатализм Базарова вновь не даёт ему увидеть полную картину мира, существование которого без искусства практически невозможно. 

Именно в ходе этих споров становится очевидно, что персонажи представляют собой идеологически. Павел Петрович – консерватор, не способный на изменения, лишь отстаивающий наследие уходящих дней. Базаров же – хаотичная, разрушительная, неостановимая сила будущего, которая, тем не менее, не стремится создавать что-то новое, а лишь разрушает уже существующее.

В этом контексте очень интересен персонаж Аркадия Кирсанова. Он, по сути своей – олицетворение промежуточного звена, между лагерями.

Да, верным будет причислить его к лагерю “отцов”, но совершенно неверна позиция, которая рассматривает его только лишь как персонажа истории. Аркадий, в какой-то мере – нейтральная сила, человек, до конца не определившийся с выбором идеологического направления.

Как молодой человек, он, разумеется, сперва отдаёт предпочтение прогрессу, но по ходу развития возвращается к традициям. Почему так?

Именно здесь Тургенев даёт мастерское предостережение и наставление всем представителям прогрессивных идей.

Базаров, как раз такой представитель, но идеи его, и, что более важно, их подача – ещё не до конца сформированные, не предлагающие должной замены существующим традициям.

Но, при этом, эти идеи саморефлексирующие, замкнутые, а их преподнесение агрессивно и иррационально. Не удивительно, что Базаров не достигает никаких успехов в своих начинаниях – потому что и начинаний никаких нет.

По мере столкновения эти силы всё больше способствуют эскалации конфликта. Кульминацией же выступает дуэль между Павлом Петровичем и Базаровым. Здесь мы вновь отойдём от самих персонажей и обратимся к тому, что они олицетворяют.

Примечательно здесь то, что инициатором дуэли выступает именно Кирсанов. Традиции, в его лице, стараются отстоять своё право на существование и даже подавить инициативу прогресса.

Но на самой дуэли, несмотря на практически смертельные разногласия, противники не стремятся убить друг друга. И это вовсе не из-за моральных устоев – просто гибель одного из них невозможна. Традиции не могут убить прогресс – он неостановим.

Но и прогресс не может уничтожить традиции – ему нечем их заменить. Однако превосходящую роль прогресса Тургенев всё же подчёркивает – через ранение Павла Петровича.

Однако, затем прогресс, в лице Базарова, сам же приходит условно восстанавливать эти самые традиции.

Конфликт же ничем особо не заканчивается. Тургенев вновь делает достаточно мрачное предостережение – в конце романа Кирсановы остаются консервативными, но всё же несчастными. Базаров же, окончательно предоставленный самому себе, наконец направляет всю свою рефлексию прогресса вовнутрь, чем окончательно добивает себя, в итоге погибая.

Вероятно, нам, как конфликтологам, полагается найти способ разрешения конфликта, но это невозможно. Конфликт Базарова и Кирсановых – куда более глубокий, чем противоречия между личностями.

Он – олицетворение идеологий, политических взглядов, двух диаметрально противоположных систем мировоззрения. Такой конфликт – вечен, потому что не встаёт в формально-определённые рамки отдельных взглядов – он абсолютно универсален.

Его можно было наблюдать в античности, в средневековье, его развитие можно отследить в наши дни и спрогнозировать на будущее, но разрешить его – задача невыполнимая.

Семантические особенности диалогов в романе и.с. тургенева «отцы и дети» как один из способов характеристики персонажей

Кирина Алина СергеевнаСеверо-Кавказский федеральный университет

Библиографическая ссылка на статью:
Кирина А.С. Семантические особенности диалогов в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» как один из способов характеристики персонажей // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2020/06/92590 (дата обращения: 21.10.2021).

Диалог представляет собой форму коммуникации, в которой совмещаются позиции двух субъектов говорения.

В современной лингвистической науке активно исследуется специфика спонтанного диалога, протекающего в разговорной речи, однако особенности речевого общения могут быть исследованы и на материале художественных диалогов.

Под художественным диалогом мы подразумеваем продукт литературной коммуникации, в которой субъектами выступают персонажи художественного произведения. Своеобразие построения диалогов в литературном тексте обусловлено тем, что оно подчинено, в первую очередь, реализации эстетической функции.

Структурно-семантический подход к анализу художественного диалога позволяет исследовать особенности речевого поведения персонажей литературного произведения.

В этом отношении особый интерес, на наш взгляд, представляет знаменитый роман И.С.

Тургенева «Отцы и дети», в котором обнаруживается большое количество многообразных, как с точки зрения структурного построения, так и с точки зрения содержательного наполнения, диалогов.

В основе сюжетной составляющей романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» лежит конфликт, выраженный в борьбе между радикалами и либералами, между демократией и аристократией, между старыми и новыми понятиями.

Неудивительно, что главные герои, будучи выразителями противоположных мнений, затевают постоянные споры, в частности, речь идет о Евгении Базарове и Павле Кирсанове. Характер взаимоотношений персонажей обусловил и своеобразие построения их диалогов.

Изучение структурных особенностей реплик героев данного произведения позволит нам глубже рассмотреть и специфику идейного наполнения текста.

Но для начала отметим общие черты структуры диалогов романа. Стремясь передать особенности разговорной речи, Тургенев использует в тексте огромное количество диалогов, представленных краткими и лаконичными репликами, выраженными простыми и нераспространенными предложениями.

Односложные реплики, чаще всего, бывают ответными, они характеризуются минимальным лексико-синтаксическим составом и упрощенной грамматической организацией.

Нужно отметить, что высказанные соображения об усложняющихся ответных конструкциях лишь намечают направление структурной характеристики соответствующих реплик. Эта характеристика должна учитывать синтаксические особенности предложений, выступающих в роли элементов диалога.

Значительная часть ответных реплик не что иное, как неполные предложения, то есть предложения с лексически незамещенными синтаксическими позициями.

  • Односложные реплики позволяют обозначить основные стадии усложнения или трансформации простейших исходных конструкций, таких как согласие «(Да», «Конечно»), несогласие («Нет», «Ну что вы»), недоумение («Позвольте»). Простые ответные реплики также иногда свидетельствуют о нежелании персонажа давать развернутый ответ и продолжать тем самым тему:
  • — Ты недавно с ним познакомился?
  • — Недавно [Тургенев 1985: 137].
  • Особенно ярко эта структурная особенность проявилась в диалоге Евгения и Аркадия, когда первый внезапно услышал донесшиеся из соседней комнаты звуки виолончели:

— Это что? — произнес с изумлением Базаров.

  1. — Это отец.
  2. — Твой отец играет на виолончели?
  3. — Да.
  4. — Да сколько твоему отцу лет?
  5. — Сорок четыре [Тургенев 1985: 166].

В представленном выше случае краткость реактивных реплик обусловлена нежеланием Аркадия отвечать на смущающие его вопросы об отце. Структура реплик персонажей позволяет тем самым проследить и особенности их эмоций. Иногда односложные ответные реплики в романе Тургенева могут быть использованы и по другой причине: они указывают на кроткий характер героя:

– Это ты все сама нарвала? – спросила Одинцова.

  • – Сама, – отвечала Катя.
  • – A тетушка придет к чаю?
  • – Придет [Тургенев 1985: 198].
  • Краткие ответы практически всегда присутствуют и в репликах Николая Кирсанова, особенно когда речь в разговоре заходит о сложных или неоднозначных вопросах.
  • Данный герой отличается добродушием и старается всячески избежать конфликтных ситуаций:
Читайте также:  Краткая биография е. евтушенко: самое главное и основное

— Кто сей? — спросил Павел Петрович.

  1. — Приятель Аркаши, очень, по его словам, умный человек.
  2. — Он у нас гостить будет?
  3. — Да.
  4. — Этот волосатый?
  5. — Ну да [Тургенев 1895: 140].

Синтаксическая развернутость реплик может зависеть либо от особенностей контекста ситуации, как в вышеприведенном случае, где Аркадий не желал отвечать на задаваемые ему вопросы, либо от характера самого персонажа. В этом отношении наибольший интерес с точки зрения лингвистического изучения представляют реплики Евгения Базарова.

На протяжении всего романа можно следить за трансформацией структурной организации его реплик. В первых главах произведения он принимал лишь пассивное участие в диалогах, так как не был знаком с другими людьми, да и сама обстановка была для него непривычной. В первых главах характер Базарова проявлялся только в его диалогах с Аркадием:

— Ну, словом, — продолжал Аркадий, — он глубоко несчастлив, поверь мне; презирать его — грешно.

— Да кто его презирает? — возразил Базаров.

— А я все-таки скажу, что человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви и когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек — не мужчина, не самец.

Ты говоришь, что он несчастлив: тебе лучше знать; но дурь из него не вся вышла. Я уверен, что он не шутя воображает себя дельным человеком, потому что читает Галиньяшку и раз в месяц избавит мужика от экзекуции.

— Да вспомни его воспитание, время, в которое он жил, — заметил Аркадий.

— Воспитание? — подхватил Базаров. — Всякий человек сам себя воспитать должен — ну хоть как я, например… А что касается до времени — отчего я от него зависеть буду? Пускай же лучше оно зависит от меня.

Нет, брат, это все распущенность, пустота! И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения.

Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество. Пойдем лучше смотреть жука [Тургенев 1985: 157-158].

Мы видим, что реплики Евгения более развернуты, чем реплики Аркадия.

Базаров строит сложные и многосоставные предложения, кроме того, в его репликах мы можем обнаружить и осложненные предложения, которые не свойственны для обыденной речи.

Одним из наиболее ярких синтаксических осложнений являются ряды однородных членов (романтизм, чепуха, гниль, художество), которые часто встречаются в его речи, если он говорит о предмете, его заинтересовавшем:

– Как? эта смугленькая?

– Да, эта смугленькая. Это вот свежо, и нетронуто, и пугливо, и молчаливо, и все что хочешь. Вот кем можно заняться. Из этой еще что вздумаешь, то и сделаешь; а та – тертый калач [Тургенев 1985: 202].

Выше мы отметили, что подобные осложнения редко встречаются в разговорной практике, так как обыденное общение реализует, в первую очередь, коммуникативно-информационную функцию языка, а не эстетическая.

Именно поэтому совершенно отдельным предметом исследования являются художественные диалоги: в них автор может использовать сложную структурную организацию, стремясь передать особенности характера своего героя, что мы и наблюдаем в случае с репликами Базарова.

Его развернутые высказывания являются свидетельством неординарного ума и ясности мыслей персонажа.

Если определять доминантные синтаксические средства в организации художественного единства диалогов, то, в первую очередь, в их число войдут риторические восклицания и многоточия.

Первые служат наиболее ярким способом выражения эмоциональности говорящего, и так как герои романа часто общаются на повышенных тонах, именно это средство является ключевым композиционным элементом всего текста.

Не менее значимыми являются и многоточия, которые в структуре произведения выполняют несколько функций. Во-первых, посредством многоточий выражаются внезапно прерванные реплики персонажей:

— Я здесь с коляской, но и для твоего тарантаса есть тройка, — хлопотливо говорил Николай Петрович, между тем как Аркадий пил воду из железного ковшика, принесенного хозяйкой постоялого двора, а Базаров закурил трубку и подошел к ямщику, отпрягавшему лошадей, — только коляска двухместная, и вот я не знаю, как твой приятель…

— Он в тарантасе поедет, — перебил вполголоса Аркадий. — Ты с ним, пожалуйста, не церемонься. Он чудесный малый, такой простой — ты увидишь [Тургенев 1985: 137].

Во-вторых, благодаря многоточиям читатель видит интонационные особенности речи героев: многоточия зачастую выражают смущение персонажа, его неумение подобрать нужные слова (в этой функции многоточия, чаще всего, присутствуют в речи Николая Кирсанова):

— Не называй ее, пожалуйста, громко… Ну, да… она теперь живет у меня. Я ее поместил в доме… там были две небольшие комнатки. Впрочем, это все можно переменить.

  • — Помилуй, папаша, зачем?
  • — Твой приятель у нас гостить будет… неловко… [Тургенев 1985: 139].
  • И, наконец, в-третьих, многоточия иногда служат для того, чтобы показать ход размышлений персонажа. В этой функции они фигурируют в репликах Евгения Базарова и Павла Кирсанова, так как именно эти герои склонны к долгим размышлениям, превращающим диалоги в монологи:

— Что касается до меня, — заговорил он опять, не без некоторого усилия, — я немцев, грешный человек, не жалую. О русских немцах я уже не упоминаю: известно, что это за птицы. Но и немецкие немцы мне не по нутру. Еще прежние туда-сюда; тогда у них были — ну, там Шиллер, что ли, Гётте… Брат вот им особенно благоприятствует… А теперь пошли всё какие-то химики да материалисты…

— Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта, — перебил Базаров [Тургенев 1985: 151].

Таким образом, главная особенность структуры диалогов романа И.С.

Тургенева «Отцы и дети» заключается в ее приближенности к разговорной речи, что проявляется в односложных репликах-стимулах, которые зачастую свидетельствуют либо о кротком характере героя, либо о его нежелании продолжать диалог.

Развернутые многосложные предложения чаще всего встречаются в репликах Павла Петровича и Евгения Базарова, так как именно эти герои больше остальных любят размышлять и спорить, отстаивая свою точку зрения.

Интерес представляют и синтаксические средства организации структуры художественных диалогов данного произведения.

Реплики героев романа насыщены риторическими восклицаниями, которые подчеркивают эмоциональность высказывания, а также многоточиями, благодаря которым в структуре диалогов решается множество функций: передача смущения, прерывания фразы на полуслове, замешательства героя, который не может подобрать нужных слов и т. д.

Диалоги в романе «Отцы и дети» являются важной частью характеристики персонажей и занимаемых ими позиций. Наиболее ярко это проявляется в диалогах-спорах двух ключевых героев – Павла Кирсанова и Евгения Базарова.

Разница их мировоззрений проявляется даже в семантических особенностях самих реплик. Так, в речи Павла Петровича встречается большое количество архаизмов – устаревших слов, вышедших из активного употребления.

А иногда Кирсанов целенаправленно произносит слова неправильно, стараясь тем самым указать на свою аристократическую дозволенность пренебрежения правилами языка:

  1. — Да на что тебе это?
  2. — А чтобы не ошибиться, если ты занеможешь и мне тебя лечить придется.
  3. — Разве ты дохтур?
  4. — Да [Тургенев 1985: 145].
  5. Именно в таких словах выражается консерватизм мышления Павла Петровича, а подчеркнуто дворянская манера общения, которая зачастую не соответствует ситуации, нередко выставляет его в комичном виде.

Живая полемика помогает Тургеневу ярко изобразить героев, как в идеологическом, так и в эмоциональном плане. Например, можно отметить, что Базаров явно более сдержан, чем Кирсанов.

Вопрос Аркадия Кирсанова «Вы разве танцуете?» вызвал сложную реакцию Одинцовой.

После утвердительного ответа последовал ее встречный вопрос: «А вы, почему думаете, что я не танцую?», который демонстрирует недоумение, а еще один вопрос – «Или вам кажусь слишком стара?» – свидетельствует уже о явном недовольстве. С другой стороны, это элемент игры, в основе которой может и не быть отрицательных эмоций.

Стоит сказать, что вопрос Аркадия звучит довольно странно и его трудно отнести к проявлениям вежливости и тактичности. В этом плане перед нами один из элементов речевой характеристики персонажа, так же как довольно сложная реплика Одинцовой выступает в качестве проявления живости ее ума.

Также в романе довольно много ремарок, например: Петр «промолвил», «прибавил презрительно», Николай Петрович «процедил сквозь зубы», «запнулся на мгновенье», «заметил вполголоса», Аркадий «перебил вполголоса», «почтительно спросил», Катя «прибавила вполголоса», Базаров «заметил вполголоса», Василий Иваныч «с важностью, вполголоса подсказал».

Данные имплицитные конструкции дают автору возможность передать как языковую, так и неязыковую информацию, снабжая читателя дополнительными индивидуальными характеристиками персонажей.

Таким образом, имплицитный смысл ответной реплики читатель извлекает, опираясь на ситуативные признаки и на понимание общей картины взаимоотношений персонажей.

Многие особенности диалога, такие как лаконичность, формальная неполнота, структурная взаимообусловленность реплик, носят синтаксический характер.

В семантическом отношении большой интерес представляют лексические повторы, которые мы условно назовем «повторами-подхватами», возникающие в ситуации, когда герой повторяет уже сказанное собеседником, выражая тем самым свое удивление или недоумение:

— Он нигилист.

— Как? — спросил Николай Петрович, а Павел Петрович поднял на воздух нож с куском масла на конце лезвия и остался неподвижен.

  • — Он нигилист, — повторил Аркадий.
  • — Нигилист, — проговорил Николай Петрович… [Тургенев 1985: 148].
  • Ещё пример:

– А как же Анна Сергеевна? – продолжал Аркадий.

  1. – Что такое Анна Сергеевна?
  2. – Я хочу сказать: разве она тебя отпустит?
  3. – Я у ней не нанимался [Тургенев 1986: 214].

Такой лексический «повтор-подхват» – довольно частое явление в повседневной речи. Они выполняют функцию паузы хезитации, позволяя человеку задуматься над услышанной информацией. Иногда такие повторы в диалогах романа «Отцы и дети» могут служить средством передачи иронии:

  • — Так, — перебил Павел Петрович, — так: вы во всем этом убедились и решились сами ни за что серьезно не приниматься.
  • — И решились ни за что не приниматься, — угрюмо повторил Базаров.
  • Ему вдруг стало досадно на самого себя, зачем он так распространился перед этим барином.
  • — А только ругаться?
  • — И ругаться.
  • — И это называется нигилизмом?
  • — И это называется нигилизмом, — повторил опять Базаров, на этот раз с особенною дерзостью [Тургенев 1985: 171].

Так, наличие большого числа архаизмов в речи Павла Петровича отражает его консервативный характер, а лексический повтор в ответных репликах Базарова зачастую является выражением иронии и т. п. Следовательно, исследование семантических особенностей реплик героев художественного произведения позволяет глубже рассмотреть специфику их характеров.

Семантические особенности диалогов романа проявляются, прежде всего, в художественных средствах выразительности, которые в репликах каждого персонажа способствуют раскрытию их личностной индивидуальности. Немаловажное значение имеет также изучение имплицитных способов выражения смысла, которые раскрываются в ремарках автора.

Таким образом, главные семантические особенности художественных диалогов заключаются в том, что они передают характер героев.

Диалоги – один из основных способов раскрытия персонажа, так как в коммуникативном воздействии с другими людьми, проявляются особенности личности, которые отражаются, в первую очередь, в речи.

Именно поэтому во время исследования семантики художественных диалогов чрезвычайно важно обратиться к средствам выразительности в репликах персонажей.

Библиографический список

  1. Тургенев И.С. Накануне. Отцы и дети. Степной король Лир. – Л.: Художественная литература, 1985. – 368 с.

Количество просмотров публикации: Please wait

Ссылка на основную публикацию