Образ учителя в русской литературе

Образ учителя в русской литературе

Образ учителя в русской литературе XX века. Подготовили: ученицы 8 класса, Кардашина Софья и Щербакова Алёна Руководитель: Куклева Татьяна Васильевна

Образ учителя в русской литературе

Разными были учителя Разными были учителя В человеческом общежитии, Но на них держалась земля, Наши открытия. Они не ожидали от нас Непременной известности, Но предпочитали известный запас Порядочности и честности. Л.Куклин

Образ учителя в русской литературе

Актуальность Образ учителя в литературе не является стабильным: он меняется. Какие изменения связаны с этим в русской литературе и каковы причины этих изменений.

Образ учителя в русской литературе

Цели и задачи Цель – проследить динамику образа учителя в русской литературе ХХ века. Задачи: 1.Подобрать художественные произведения русской литературы ХХ века, в которых присутствует образ учителя. 2.

Проследить динамику личностного развития учителя, а также отношения к нему общества. 3.Определить характер изменения образа учителя в литературе ХХ века и степень влияния исторической действительности на художественный образ. 4.

На основе анализа сочинений учащихся составить характеристику идеального учителя.

Образ учителя в русской литературе

Предмет и объект Предметом исследования являются художественные произведения писателей XX века. Объектом исследования является образ учителя.

Образ учителя в русской литературе

Методы исследования элементы анализа текста анализ сочинений учащихся

Образ учителя в русской литературе

Гипотеза Созданные мастерами художественного слова образы педагогов воплощают в себе все изменения, отражают все особенности, происходящие с людьми этой профессии в исторической действительности..

Образ учителя в русской литературе

Отношение к учителю в обществе В 30 – 70-х годах учитель является наставником и его отношения с учениками строятся на доверии и взаимоуважении, поэтому образ педагога в литературе данного этапа в большинстве случаев оценивается как положительный.

Образ учителя в русской литературеОбраз учителя в русской литературе

В данный период образ педагога в литературе характеризуется положительно. Отношения ученика и учителя основаны на взаимоуважении, доверии, нравственных ценностях. Такая ситуация в литературе отражает историческую действительность.

В данный период образ педагога в литературе характеризуется положительно. Отношения ученика и учителя основаны на взаимоуважении, доверии, нравственных ценностях. Такая ситуация в литературе отражает историческую действительность.

Перестроечное и постперестроечное время В перестроечный период происходит подмена духовных ценностей материальными, общественных интересов личными, и учитель занят своей карьерой, зарплатой и т.д., что отражается на его отношениях с учениками.

В литературе этого периода образ учителя приобретает отрицательные черты. После перестройки ситуация усугубляется: отношения ученика и учителя становятся все более натянутыми. Соответственно меняется художественный образ.

Однако все острее чувствуется необходимость появления нового типа учителя – понимающего, воспитывающего, искреннего, и в то же время твердого, волевого.

ВЫВОДЫ: ВЫВОДЫ: 1.Личностное развитие учителя, а также динамика его взаимоотношений с окружающим, особенно с учениками, зависят от условий исторической действительности.

Особенности каждого этапа развития страны накладывают свой отпечаток на ее жителей, в том числе и учителей. 2.Каждое изменение реальности отражается в литературе.

То же самое происходит и с образом учителя: динамика личностного развития педагога и его отношений с учениками отразилась в художественных произведениях.

Образ идеального учителя Пол и возраст не имеют значения, но учитель должен обладать приятной внешностью, быть образованным и эрудированным (при этом степень образования не так важна для учеников). Важно, чтобы педагог мог увлекательно и интересно преподавать свой предмет.

Быть добрым, но строгим и справедливым одновременно, относиться одинаково ко всем ученикам, не выделяя «любимчиков». Ученики понимают сложность профессии учителя, поэтому считают, что чувство юмора необходимо педагогу, как необходимо и быть общительным. Так же выделяют такие качества, как отзывчивость, терпение, требовательность.

При этом педагог должен развиваться, повышая свой профессионализм. И, безусловно, учащимся хочется, чтобы учителя с пониманием и уважением относились к своим ученикам.

5 произведений русской литературы с самыми яркими образами учителей

Ко Дню учителя редакция «Летидора» вместе с онлайн-сервисом по подбору репетитора Tutor.ru вспомнила, как в русской литературе от эпохи классицизма XVIII века до современности изображали учителей, гувернеров и тех, кого мы теперь называем репетитором или тьютором.

Попробуйте найти среди описанных типажей своего преподавателя!

В классицистической комедии о Митрофанушке, который «не хотел учиться, а хотел жениться», сатирик Фонвизин метко описал нерадивых учителей, которые отбили у ребенка всю тягу к знаниям.

Во второй половине XVIII века дворянские дети могли оставаться на домашнем обучении, учителя приходили к ним сами, а зачастую были приставлены к ребенку и проживали вместе с семьей. Из-за границы выписывали гувернеров, которые обучали дворянских отпрысков языкам и манерам. Но не всегда эти люди были компетентны.

Так что родители по незнанию и следуя моде нанимали для обучения своих детей бывших лакеев и парикмахеров.

Именно таких учителей описывает Фонвизин в образах отставного солдата Цыфиркина, ставшего учителем арифметики, семинариста-недоучки Кутейкина и кучера Адама Адамыча Вральмана, который должен был обучить Митрофана французскому.

Что получилось из ученика таких педагогов, можете судить по комедии Фонвизина. А чтобы не повторять ошибок, ищите проверенных репетиторов, обращайте внимание на образование и методику педагога.

Ведь хороший преподаватель ценится не только за знание своего предмета, но и за умение качественно объяснить его ребенку, а главное, заинтересовать им.

«Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь», — эти строки из пушкинского романа в стихах «Евгений Онегин» стали афоризмом. Действительно, образование складывается не только из школьных уроков, но и всех прочих занятий, которым посвящает свое время ребенок. А в учителе важны его харизма и человеческие качества.

Так, в романе «Капитанская дочка» Пушкин описывает преподавателя-самозванца Бопре, который «в отечестве своем был парикмахером, потом в Пруссии солдатом, потом приехал в Россию pour être outchitel, не очень понимая значение этого слова».

Пушкин от лица Петруши Гринева пишет, что Бопре был «добрый малый, но ветрен и беспутен до крайности».

Они с главным героем тотчас поладили, хотя вместо того чтобы учить Гринева говорить по-французски, по-немецки и всем наукам, Бопре предпочел наскоро выучиться от него кое-как болтать по-русски, и потом каждый занимался своим делом.

«Мы жили душа в душу. Другого ментора я и не желал», — писал Гринев в своих мемуарах, которые цитирует Пушкин. Без сомнения, ребенок только порадуется, если учитель будет травить байки о собственной жизни весь урок и не задаст домашнего задания. Только вот на экзамене байки вряд ли помогут.

Во второй половине XIX века образование стало более доступным, педагогические идеи заняли умы самых разных революционно настроенных мыслителей, от Писарева до Чернышевского. Важным вопросом стало женское образование, появились Высшие Бестужевские курсы, где готовили в том числе и преподавателей. Образ учителя в литературе тоже менялся.

В повести Л.Н. Толстого «Детство» учитель-немец Карл Иванович был именно тем учителем, который, по мнению писателя, способен развивать душу ребенка.

Карл Иванович — хорошо образованный человек, профессионал, любящий преподавание и детей. Сам Толстой увлекался идеями образования, организовал школу для своих крестьян в Ясной Поляне, где вел уроки по им же написанным учебникам и отменил наказания. По мнению классика, любое воспитание — попытка загнать ребенка в рамки, подчинить правилам и законам взрослого мира.

Он считал, что следует развивать в детях те качества, которые уже заложены в характере, и не пытаться их исправить. «Человек всякий живет только затем, чтобы проявить свою индивидуальность. Воспитание стирает ее», — писал Толстой.

Реализовать толстовский индивидуальный подход в школе сложно, с репетитором выработать персональную стратегию обучения проще. А насколько предоставлять ребенку свободу творчества, которая в перспективе разовьет его потенциал, — это выбор каждого родителя. Главное, не переборщить и не избаловать.

В годы Великой Отечественной войны от учителя требовалось не только знание предмета, но и особая душевная теплота и самоотдача. Он должен был не слепо следовать учебной программе, а нести идеи добра и мира, которые помогали бы выжить в трудное психологически время.

Таким учителем можно назвать Лидию Михайловну, героиню повести В.Г. Распутина «Уроки французского».

В послевоенные годы Лидия Михайловна пыталась спасти от голода талантливого мальчика, приглашая его на дополнительные уроки, после которых играла с ним в «пристенок» на деньги. Она пошла на эту хитрость, чтобы не смутить подростка, который не взял бы у нее деньги.

Этот ее поступок школьной администрацией был расценен не как помощь, а как «растление и совращение».

В спорной ситуации между вашим ребенком и учителем постарайтесь выслушать обе стороны. Порой может возникнуть недопонимание, ребенок иногда пытается манипулировать мнением родителей, обращая ситуацию в свою пользу.

Очень важно, чтобы доверительный контакт установился не только между репетитором и учеником, но и между родителями и педагогом.

Читайте также:  Сочинение на тему: Почему любовь Бэлы к Печорину закончилась трагически?

Подчиняться школьным порядкам или отстаивать индивидуальный, нестандартный подход в современной школе — проблематика романа Алексея Иванова, написанного в 1995 году.

Виктор Служкин, которого в одноименном фильме Александра Велединского сыграл Константин Хабенский, — уволенный из НИИ молодой ученый, который устраивается работать учителем географии в школе, но сталкивается с отсутствием заинтересованности подростков-учеников в предмете.

Как мотивировать учиться детей, которых беспокоят совсем другие проблемы личного характера? А главное, как заслужить их уважение, авторитет?

Не всегда дисциплину можно установить традиционными методами оценок и наказаний, в современной школе нужно исходить из доступных возможностей, как сделать предмет интересным и актуальным.

Служкин придумал отвести детей в поход, где показал им родные края, а заодно и проверил на прочность их принципы.

Конечно, школьные власти его самодеятельность не оценили…

Репетитор на своих занятиях может использовать нестандартные методы обучения — показывать фильмы, обучающие видео, рекомендовать игры и приложения. Не стоит воспринимать это как угрозу традиционному образованию, зачастую такие решения идут только на пользу. Но во всем важен баланс.

VOSTOCK, кадры из фильмов, фото спектаклей

Образ учителя в художественной литературе

Учитель, ученик, школа. Эти слова неразрывно связаны между собой. Богат и многогранен мир школы, воссозданный в произведениях художественной литературы.

В романах, повестях, рассказах школьной тематики предстает перед нами образ Учителя, Школы, Ученика, затрагиваются разнообразные педагогические вопросы. Рисуется пестрая школьная жизнь.

Предлагаем вам познакомиться с подборкой книг о школе и учителях. Все они имеются в фонде нашей библиотеки. 

Айтматов Ч. Первый учитель [Текст]: повесть / Ч. Айтматов ; пер. с кирг. – М.: Дет. лит., 1971. – 63 с. 

Алексин А. Безумная Евдокия [Текст] : повесть /А. Алексин // Звоните и приезжайте : повести / А. Алексин. – Минск: Юнацтва, 1981. – С. 225-230. 

Бруштейн, А. Я. В рассветный час [Текст]/Александра Бруштейн. – М: АСТ: Астрель: АСТ МОСКВА, 2009. – 446 с. – (Внеклассное чтение)

  • Поразительная, увлекательная история девочки, которой довелось расти и взрослеть в один из самых интересных периодов истории нашей страны…
    Маленькие радости – и большие события… Первая любовь, верная дружба – и опасные приключения…
  • Так начинается вторая книга замечательной трилогии классика отечественной детской литературы Александры Бруштейн, на которой выросло уже несколько поколений российских юных читателей.

Быков В.В. Обелиск [Текст]: повесть / В.В. Быков ; пер. с бел. Г. Куренёвой ; послесл. М. Синельникова. – М. : Мол. гвардия, 1985. – 235 с.

Васильев Б.В. Завтра была война[Текст] : роман, повести, рассказ / Б.В. Васильев. – М.: АО Изд-во «АСТ – Пресс», 1994. – 477 с.

Веркин, Э. Книга советов по выживанию в школе [Текст]/Эдуард Веркин. – М: Эксмо, 2013. – 320 с. – (Настольная книга для девочек и мальчиков).

А там, глядишь, и своих детей больше понимать станут.

Железников, В. Чучело [Текст]: повесть. – М: Дет. лит, 1988. – 190 с.

Много “чучел” живет на планете, и маленьких, и больших, но далеко не всем удается вступить в борьбу с несправедливым большинством и победить.

Иванов, А. Географ глобус пропил [Текст]/Алексей Иванов: роман. – СПб:Азбука- классика, 2005. – 512 с.

Внешне сюжет книги не сложен. Молодой биолог Виктор Служкин от безденежья идет работать учителем географии в обычную пермскую школу. Он борется, а потом дружит с учениками, конфликтует с завучем, ведет девятиклассников в поход- сплавляться по реке. Еще он пьет с друзьями вино, пытается ужиться с женой и водит в детский сад маленькую дочку.

Он просто живет…Но эту простую частную историю Алексей Иванов написал так отчаянно, так нежно и так пронзительно, что «Географ глобус пропил», как это бывает с замечательными книгами, стал историей про каждого. Каждого, кто хоть однажды запутывался, терялся в жизни. Каждого, кто иногда ощущал себя таким же бесконечно одиноким, как Виктор Служкин.

Каждого, кто несмотря на одиночество и тоску, никогда не терял способность чувствовать и любить.

Изотчин, А. День учителя: большая повесть для взрослых [Текст]/Александр Изотин. – М: АСТ, 2014. -512 с.

Кучерская, М. А. Плач по уехавшей учительнице рисования [Текст]: [рассказы] /Майя Александровна Кучерская. – М: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2016. – 286 с.- (Эксклюзивная новая классика)

Лиханов А.А. Повести  [Текст]/ А.А. Лиханов. – М. : Худож. лит., 1983. – 599 с.

Главная героиня в повести «Благие намерения»- молоденькая выпускница пединститута.
Волею судьбы Надежду сразу после окончания пединститута отправляют в небольшой город, где она оказывается не преподавателем литературы, как ожидалось, а воспитательницей первоклассников.

Ей достаётся младший класс в интернате, двадцать обездоленных детишек, которые жаждут не знаний, а любви и ласки. Вот как в такой ситуации можно не повиноваться сердцу и не попытаться помочь ребятишкам? Вот она и пытается, в силу своих возможностей.

Самоотверженность, самоотдача, любовь к детям, своему делу – основные черты героини.

В 1983 году повесть «Благие намерения» удостоена Международной премии социалистических стран имени М. Горького.

Неволина, Е. А. Начало [Текст]/Екатерина Неволина. – М: Эксмо, 2013. – 384 с.- (Закрытая школа).

В элитной школе-пансионе “ЛОГОС” при загадочных обстоятельствах пропадает учитель истории. Шестеро его учеников начинают свое расследование, не подозревая, какие страшные тайны хранят стены “ЛОГОСа”. Пытаясь докопаться до истины, ребята очень скоро поймут, что ценой правды порой может стать их собственная жизнь.

Для старшего школьного возраста.

Распутин В.Г. Уроки французского [Текст]: рассказ / В.Г. Распутин. – М.: Дет. лит., 1982. – 110 с.

Герой рассказа приезжает из деревни учиться в райцентр, где находится школа. Живется ему трудно, голодно – время послевоенное. В районе у него нет ни родных, ни знакомых, он живет на квартире у чужой тети Нади.

В один из трудных моментов на помощь мальчику приходит молоденькая учительница французского языка – Лидия Михайловна. Она присылает ему посылки, как будто от матери. Но мальчик отказывается.

Учительница предлагает играть на деньги и, естественно, «проигрывает», чтоб на эти копейки мальчик смог купить себе молока. И счастлива, что ей удается этот обман.
Идея рассказа заключается в словах Распутина: «Читатель учится у книг не жизни, а чувствам.

Литература, на мой взгляд, — это прежде всего воспитание чувств. И прежде всего доброты, чистоты, благородства». Эти слова напрямую относятся к рассказу «Уроки французского».

Рекунова, А. К. Жизнь среди людей [Текст]/Алиса Константиновна Рекунова. – М: АСТ, 2015. – 442 с. – (Средняя школа №…)

“Я просто хочу быть как все.
Хочу общаться с людьми, дружить, смеяться над чьими-то шутками, говорить впопад. Хочу быть частью чего-то.
Чего-то большего, чем я сам”.
Необычный ученик в обычной средней школе. Правила игры известны всем…

…кроме него.

Тендряков В.Ф. Весенние перевертыши. Чудотворная [Текст]: повести / В.Ф. Тендряков ; предисл. В. Гречнева ; рис. Б. Михайлова. – Л.: Дет. лит., 1988. – 208 с. : ил.

В повести «Весенние перевертыши» сквозной темой проходит образ учителя – математика Василия Васильевича Васильева, которого ученики прозвали Вася – в – кубе. Он уже стар, который год грозится уйти на пенсию, но не уходит. Его внешний вид и грозный голос наводят ужас на новичков, но ребята постарше знают, что это обманчивое впечатление.

Он всегда готов прийти на помощь.
Главный герой повести «Чудотворная» – Родька Гуляев случайно находит на берегу реки икону, и с этого момента для мальчика начинаются сплошные злоключения. На помощь Родьке приходят добрые и чуткие люди, такие, как учительница Парасковья Петровна, которая помогает ему встать на правильный жизненный путь.

Образ учителя в литературе: герои и злодеи

Образ учителя в среднестатистической российской голове довольно однозначен. Как правило, это либо интеллигентный мужчина с той самой «благородной сединой» и потрёпанным кожаным портфелем, либо это женщина с добрым взглядом и морщинками усталости на лице, опрятно, но небогато одетая, цель её жизни – просвещение, поэтому она терпит низкую зарплату, главная отрада – благодарность учеников, которые даже спустя десятилетия с букетом сирени навещают её, проходя мимо своей школы. Именно таких учительниц представляют, когда произносится слово «призвание», которым наш премьер-министр оправдывал безденежье в образовательной сфере.

Читайте также:  Краткая биография Александра Грина

В общем, образ мученицы, задвинувшей всю свою жизнь на второй план ради блага наших детей, – это именно тот тип преподавателя, который хотели бы видеть многие современные родители. Это представление бывает и недалеко от истины, хотя всё же слишком романтизировано.

Но таким образ школьного учителя был далеко не всегда, и формировался он, естественно, в зависимости от времени, быта и нравов. Как пишут в школьных сочинениях, образ учителя динамичен.

Так давайте попробуем вспомнить преподавателей, о которых мы читали в русской литературе, возможно, нам даже удастся проследить, какими были внутришкольные отношения в разные эпохи.

Учителя для галочки

Конечно же, первое, что приходит в голову – петровское время, когда юным провинциальным дворянам помимо их воли запихивали в голову знания (ну или хотя бы пытались).

Указ, согласно которому нельзя было жениться до получения образования, заставил многих родителей срочно искать своим чадам преподавателей. Именно об этом «Недоросль» Дениса Фонвизина.

Все учителя бедового Митрофанушки – уморительные комедийные образы.

Отставной солдат Пафнутьич Цыфиркин – единственный из учителей, кто хоть сколько-нибудь знает свой предмет, арифметику. Но даже его слабые потуги действительно чему-то обучить разбиваются вдребезги о нежелание ученика и причитания его матери.

Цыфиркин просит разделить триста рублей на троих, а мать встревает: «Нашёл деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке». Цыфиркина не очень-то уважают и воспринимают его ученье как проклятую пилюлю.

Ещё смешнее Адам Адамыч Вральман – немец, выписанный из-за границы, который призван учить французскому языку, а заодно и всем наукам. К нему в семье относятся с пиететом: сажают за свой стол, опаивают вином и платят больше всех.

Правда, оказывается, что он совсем не иностранный учитель, а всего лишь бывший кучер. Он прямо и признаётся: «Та што телать, мой патюшка? Не я перфый, не я послетний. Три месеса ф Москфе шатался пез мест, кутшер нихте не ната.

Пришло мне липо с голот мереть, липо ушитель…»

Преподаватели-самозванцы для русской провинции восемнадцатого века явление довольно привычное. У Пушкина в «Капитанской дочке» тоже был отличный тому пример. У молодого Петра Гринёва – главного героя повести – в отрочестве был наставник Бопре, так учивший «по-французски, и по-немецки, и всем наукам».

Только этот Бопре в молодости был парикмахером, слово «учитель» не очень хорошо понимал вообще, не пропускал ни одной юбки, а в последствии ещё и пристрастившийся к русской водке. В конечном итоге Бопре предпочёл выучиться у своего же воспитанника русскому языку и добросовестно плюнуть на учёбу.

Интересно отношение самого Гринёва, которое тоже довольно показательно для образования того времени: «Каждый из нас занимался уже своим делом. Мы жили душа в душу. Другого ментора я и не желал».

Учитель против учеников

В девятнадцатом веке одним из самых частых мотивов становится противостояние учеников и преподавателей. Чаще всего в это время юные недоросли учатся в пансионах, в которых и живут, а те, кто побогаче, конечно, нанимают частных преподавателей.

Но требования к ученикам здесь уже несравненно выше, ведь теперь, хоть и разрешено жениться без «венчальной грамоты», но в светском обществе без должной подготовки очутиться было бы нежелательно. В это время процветают ученические товарищества, ученики часто жаждут найти у преподавателя слабые места и сорвать весь образовательный процесс, высмеять учителя или дискредитировать его.

У учеников вырабатывается привычка к обману учителей. И это точно подметили писатели. Надуть учителя – значит получить уважение сверстников. В произведении «Детство Тёмы» Н. Г. Гарина-Михайловского главный герой с самого детства тренируется и старается обвести вокруг пальца мать, «смотря на неё, как на подготовительную для себя школу по части надувания более опытных своих учителей».

Правду говоря, иногда, когда читаешь описания этих самых преподавателей, возникает ощущение, что это обоюдная вражда, основанная на самом принципе иерархии, вполне оправдана.

Например, Лев Толстой в своём «Отрочестве» показывает урок, который проводил для Коли и его брата Володи St.-Jerome – учитель истории. Учитель делает вид, что не замечает ни присутствия, ни отсутствия ученика.

Коля надеется, что так и будет продолжаться весь урок, тогда будет «всё кончено» и про него забудут.

Но преподаватель устраивает опрос по теме, причём описывает это Толстой не иначе как «злодей-учитель» «смотрел мимо моего уха» и «со злодейской полуулыбкой» и «усмешкой» обращался к несчастному ученику.

Часто преподаватели показывались через призму юношеского страха перед ними. Поэтому нередко они выставлялись прямо-таки чудовищами. Они не разговаривают, а «шипят», их лица «зеленеют от злости», они «распекают, упиваясь краснобайством».

Учитель-чиновник

Тоже не самый приятный тип преподавателей в литературе. Учителя – люди системные, собственно, они зависят от того, нужно ли и, если да, то какое нужно образование на данный момент. Так что образ учителя как глубоко системного человека тоже присутствовал. В том числе и с перегибами.

Самый известные представители этого типажа – Беликов в чеховском «Человеке в футляре» и Передонов в сологубовском «Мелком бесе». Герои очень похожи своим практически маниакальным страхом к жизни вообще.

Люди, которые боятся лишний раз проявить себя и тем самым навлечь на себя какие-нибудь неприятности «сверху». Эдакое духовное рабство. В какой-то момент, в период конца девятнадцатого и начала двадцатого века, эти учителя «в футляре» становятся частым явлением.

Такие и учеников-то считали всего лишь неприятностью, с которой приходится мириться: «Передонов во всю свою учительскую деятельность совершенно искренно не понимал и не думал о том, что гимназисты — такие же люди, как и взрослые.

Только бородатые гимназисты с пробудившимся влечением к женщинам вдруг становились в его глазах равными ему».

Учитель-праведник

Довольно о неприятных персонажах, давайте теперь лучше о хороших. Да, безусловно, над учителями всегда нависает система, готовая спихнуть на них ответственность за свои ошибки и присвоить себе же их достижения.

Но, по мнению многих писателей, лучший учитель – тот, который даже в таких нечеловеческих условиях сохраняет чистоту своей души.

Учителя-праведники понимают, что ученики это не просто неуправляемые создания, это будущие взрослые, поэтому так важно вкладывать в них стремление к добру, поэтому не стоит срывать на них свою злость.

Позвольте представить, Михаил Степанович Перский – герой рассказа Николая Лескова «Кадетский монастырь». Он практически безотлучно находился в корпусе со своими учениками, и всего один раз, когда его увидели на тротуаре вне здания, взбудоражил весь корпус, настолько это было экстраординарное явление.

Что же он делал внутри всё это время? По несколько раз в день обходил все классы, каждый день понемногу присутствовал на каждом уроке, который проводился в кадетском корпусе.

Единственное наказание, которое он позволял себе применять к ученикам: «Кадета ленивого или нерадивого он, бывало, слегка коснется в лоб кончиком безымянного пальца, как бы оттолкнет от себя, и скажет своим чистым, отчетливым голосом:

— Ду-ур-рной кадет!..»

— И это служило горьким и памятным уроком, от которого заслуживший такое порицание часто не пил и не ел, и всячески старался исправиться и тем «утешить Михаила Степановича».

И, как оно водится, своих детей и семьи у него не было, ведь куда тут уж думать о своих детях, когда провидение ему вверило столько чужих. Помимо невероятного количества школьных обязанностей, он ещё успевал много читать и постоянно упражняться в нескольких иностранных языках. Так что такой идеальный учитель, естественно, ложился спать позже всех, а вставал намного раньше.

Учителя-праведника всегда отличает благородство и прямота, мудрый и добрый взгляд, а также обострённое чувство справедливости.

Именно такие: батюшка Василий из повести «Соперницы» Л. Чарской, учитель-естественник из «Детства Тёмы» Гарина-Михайловского или в книге «До университета» А. Яроша.

Многие писатели отмечают, что лучшие учителя не просто «сверху вниз» передают знания, для них процесс учёбы это дружеская совместная работа. А в условиях такой работы авторитет признаётся естественно и беспрекословно.

Учитель-герой

Праведники старались как могли, чтобы пресловутая система не мешала им нести добро и свет в юные головы. А вот учителя-герои активно выступали против этой самой бюрократической и авторитарной системы.

Читайте также:  Смысл песни Оксимирона «Переплетено»

Пример тому – сельский учитель Алесь Иванович Мороз из повести Василя Быкова «Обелиск».

Местная администрация дала Морозу уничижительную характеристику, ведь он не поддерживает дисциплину, с учениками ведёт себя как равный, отказывается от «необходимой строгости», занимается не по одобренным программам и «самое главное — говорит ученикам, что не надо ходить в костел, пусть туда ходят бабушки».

Это учитель, который понимал, что нормы не успевают за жизнью, что, в первую очередь, надо выращивать хороших людей, а вот, знают ли они биномы Ньютона или правила написания деепричастных оборотов – дело десятое. Ему не нравилось, что каждый учитель предметник ставит свою науку выше остальных, потому что не это важно в образовании.

Алесь Иванович заботился об учениках, как о собственных детях, покупал им ботинки, если не в чем ходить, мог приютить дома, заступался перед начальством, пополнял детскую библиотеку.

Он погиб во время войны, пытаясь спасти своих учеников. Но его действия никто подвигом не считал, и даже спустя годы отношение к нему было не лучшее. Зато выжившие ученики запомнили его на всю жизнь, и знакомство с таким человеком оказалось для них ценнее всяких учебников.

Безвестные учителя

В той же повести Василя Быкова есть рассуждение на тему сельского учительства в советские годы. Это образ наиболее близкий к тому, что мы имеем сегодня, – преподаватель, скромно и неприметно делающий свою важную и нелёгкую работу.

Таких «сельских учителей» тысячи, и то развитие, которое вообще есть у нашего общества, – в огромной степени именно их заслуга.

Люди, которые делают всё возможное, чтобы дети из самых разных концов России имели достаточно знаний, чтобы учиться и работать в самых престижных и полезных сферах.

«Спроси любого огольца, кем он станет, как вырастет, — скажет: врачом, летчиком, а то и космонавтом. Да, теперь есть такая возможность. И в действительности так бывает, до космонавта включительно. А прежде? Если рос, бывало, смышленый парнишка, хорошо учился, что о нем говорили взрослые? Вырастет — учителем будет. И это было высшей похвалой».

Получается, что литературные примеры подтверждают тот факт, что авторитет учителя достигается не запугиванием и жёсткой субординацией. Чем меньше преподаватель старается подавить своих учеников, тем выше он поднимается в их глазах.

Образы плохих учителей все разные, их присутствие часто обусловлено внешними обстоятельствами, политикой или проблемами системы образования.

А вот образы хороших учителей во многом схожи. Можно проследить, что именно нравится детям в их наставнике.

Согласно художественной литературе, лучших учителей ценят и уважают за их неподдельную любовь к детям, внешнюю и внутреннюю красоту – благородство, добро, заботу и верность принципам, а также за справедливость, даже если иногда она побуждает их к строгости. В общем, с учителями всё, как с обычными людьми, главное, быть хорошим человеком. По крайней мере это главное для детей, если верить художественной литературе.

Абрамчик Юлия Владимировна

В процессе исследовательской работы по литературе “Образ учителя в русской литературе 20 века” ученицей 9 класса была поставлена цель на примере выбранных произведений определить, какие средства используются для создания образа учителя в художественном тексте.

Подробнее о работе:

В исследовательской работе по литературе “Образ учителя в русской литературе 20 века” автором проводится анализ повести Василя Быкова “Обелиск” на предмет выявления художественных средств, применяемых автором для создания литературного образа учителя, его характеристики и роли в произведении.

В предложенном проекте по литературе “Образ учителя в русской литературе 20 века” автор анализирует образ учителя в рассказе В. Распутина “Уроки французского”, определяет, какое значение имела фигура учителя в жизни каждого человека, и какие качества делали учителя человеком уважаемым и значимым в социуме.

Результаты исследовательской работы “Образ учителя в русской литературе 20 века” могут быть использованы обучающимися на уроках литературы, при подготовке к экзаменам и контрольным работам, а также для расширения кругозора в области литературы.

Оглавление

Введение
1. Средства создания образа учителя в литературе.
1.1. Какими качествами должен обладать учитель?
1.2. Понятие художественного образа.
1.3. Средства описания образа.

2. Анализ образа учителя в произведениях Василя Быков «Обелиск» и Валентина Распутина «Уроки французского».

Заключение

Литература

Введение

Литература XX века обнажила глубокие противоречия, возникшие в обществе того времени. Писателей перестали устраивать классические каноны, начался поиск новых форм, новых идей. На передний план выходят общечеловеческие, философские темы о смысле бытия, о нравственности, о духовности.

Актуальность: Современное общество должно проникнуться уважением к Учителю, признать его важную роль в формировании личности человека. Дмитрий Сергеевич Лихачёв писал: «Учительство – это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжёлый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой… напрямую.

Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру».

[9] В современном мире профессия учителя не пользуется особой популярностью среди молодежи, что может сильно усложнить развитие данной профессии в будущем.

Чаще всего это происходит из-за того, что дети в школе не видят пример Хорошего Учителя. А каким должен быть Хороший Учитель? В данной работе я постараюсь понять это, на основе выбранных мной литературных источников.

Цель проекта: на примере выбранных произведений определить, какие средства используются для создания образа учителя.

Задачи проекта:

  1. Выяснить, какие средства используются для создания художественного образа.
  2. Понять, как жизненный опыт писателей повлиял на образ учителя в их произведениях, определить степень влияния исторической действительности на художественный образ.
  3. Раскрыть образы учителей в выбранных произведениях.
  • Методы:Биографический.
  • Продукт:Статья.
  • Материал: Произведения Василя Быкова «Обелиск» и Валентина Распутина «Уроки французского»

Какими качествами должен обладать учитель?

Хороший учитель увлечен как предметом, так и процессом обучения. Важнейшим качеством педагога является искреннее желание передать знания всем своим ученикам и сделать это так, чтобы даже самый «слабый» смог освоить материал, заинтересовать и вовлечь в процесс обучения весь класс.

Педагог должен быть справедлив и терпелив. Терпение – основная добродетель учителя: ему часто приходится по нескольку раз повторять один и тот же материал, чтобы разъяснить его.

Что больше всего ценится учениками в преподавателе? Конечно, личность педагога. Уверенный в себе, целеустремленный, успешный человек, разбирающийся не только в своём предмете, но эрудированный и начитанный, – это объект для подражания. Такие люди становятся Учителями не по диплому, а по призванию, уважаемы и любимы коллегами и учениками. [11]

Понятие художественного образа

  1. Образ художественный – обобщенное художественное отражение действительности в конкретной форме, картина человеческой жизни (или фрагмент такой картины), созданная при помощи творческой фантазии художника.[3]
  2. Образ в литературе – это образ, который составляет автор из поступков, привычек и характера героя своего произведения.[8]
  3. Средствами создания образа человека являются:
  1. номинации: имя, фамилия, прозвище и т.п.;
  2. портрет – фрагментарный, «осколочный», детали которого рассыпаны по всему произведению; развернутый;
  3. речевая характеристика (содержание речи и ее форма: что, о чем говорит герой и как) – языковая форма выражение характера героя присуща практически всем литературным произведением, именно благодаря этому способу читатели могут полноценно понять тонкости характера литературного героя и его внутренний мир;
  4. интерьер – описание обстановки является важным средством, с помощью которого автор создает общую атмосферу произведения; оно служит не только фоном, но и помогает нам понять характеры героев. Описание интерьера в произведениях, где действия происходят в городе, очень важно и представляет собой одно из основных средств характеристики героев;
  5. предмет как составная часть образа персонажа;
  6. пейзаж – это одно из главных средств раскрытия душевных переживаний героев;
  7. художественная деталь – небольшая предметно-бытовая, психологическая подробность, становящаяся важнейшей чертой образа или помогающая раскрыть характер, душевное состояние героя;
  8. поступки героя – действия героя, его решения и выборы говорят нам о его натуре и том характере, который хотел выразить в нем автор;
  9. оценочные высказывания в адрес героя от лица других персонажей;
  10. авторская оценка – отзывы самого автора о своем герое;
  11. композиция произведения, в том числе такие внесюжетные элементы, как сны, письма, дневниковые записи, вставные эпизоды и др.;
  12. изобразительно-выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения и т.д.).
Ссылка на основную публикацию