Образ С.А. Есенина в лирике

2.0

А1 Используя  QR-код, перейдите по ссылке и прочитайте
краткие факты биографии С.А. Есенина.

Образ С.А. Есенина в лирике

  • 1)             
    Где и когда родился?
  • 2)             
    Родители
  • 3)             
    Образование
  • 4)             
    Жизнь в Москве 
  • 5)             
    Жизнь в Петрограде
  • 6)             
    Литературная деятельность
  • 7)             
    Гибель поэта

А2 Прочтите вступительную статью в учебнике о С.А.
Есенине и ответьте на вопрос:

  1. Каким вы представляете себе поэта?
  2. А3 
  3. 1  вариант 

Как вы понимаете слова литературного
критика В.Г. Белинского о поэте «не нужно было ездить в Италию за картинами
прекрасной природы, прекрасная природа была у него под рукой, здесь, на Руси…»
?

2  вариант

Прочтите строки из его произведений и сделайте вывод,
как поэт воспринимает мир и природу вокруг себя? 

  • Месяц в облачном тумане водит с тучами игру.
  • Распоясала зарница в пенных струях поясок
  • Держат липы в зеленых лапах Птичий гомон и щебетню.
  • Б1
  1. О всех ушедших грезит коноплянник
  2. С широким месяцем над голубым прудом.
  3. Белая береза
  4. Под моим окном
  5. Принакрылась снегом, Точно серебром.

Познакомьтесь в учебнике со
стихотворением С.А.Есенина «Песнь о собаке».

Эта история занимает особое место среди произведений
поэта о животных. Стихотворение датировано автором 1915 г., а опубликовано лишь
в 1919-м. В это время Есенин неоднократно читал «Песнь о собаке» публике. Как
вы считаете, с чем связан такой большой промежуток времени между написанием и
публикацией произведения?

Б2 

  • Заполните
    сравнительную таблицу «Сходства и различия» двух стихотворений
    .
  • Б3
  • 1  вариант
  • Продолжите ряд слов, выражающих ваши чувства при
    прочтении «Песни о собаке». 
  • Жалость, сочувствие,
    _________________________________________________________
  • 2  вариант
  • Выпишите строчки стихотворения, показавшиеся вам
    самыми яркими и запоминающимися. 
  • Б4 
  • Где златятся
    рогожи в ряд, до вечера она их ласкала и струился снежок подталый под теплым ее
    животом.
  • Что добавляют приведенные выражения, использованные
    автором в, казалось бы, будничную зарисовку?
  • Б5 (ГРУППОВАЯ РАБОТА)

На сколько интонационных частей можно разделить это
стихотворение? Где проходит граница? Обсудите в группе, приводя
аргументы в пользу своей точки зрения.  Объясните разницу в оценочности слов.

Пользуясь знаниями русского языка, объясните, какие
смыслы добавляют слова семерых, всех (Обратитесь к учебнику русского
языка для уточнения частеречной принадлежности слов).

Б6    Прочтите толкование слова (Толковый словарь
Ушакова).

ПОКЛАСТЬ— ПОКЛАСТЬ,
покладу, покладёшь, прош. вр. поклал, поклала, совер., что?

(прост.).
Положить, уложить в несколько приемов. 

Все
вещи поклали в сундук. «Окончив привычное дело, на дровни поклала дрова.»
Некрасов
Найдите в тексте стихотворения строчку с эти словом и сравните, на
когочто направлено это действие? 

Б7  


вариант

Представьте, что вы
режиссер-постановщик, которому заказали снять короткометражный фильм по
стихотворению С.А. Есенина «Песнь о собаке». Прежде чем начать съёмку вам
необходима раскадровка (раскадровка — это последовательность кадров, которые в
конечном счете станут фильмом).

Создайте свою, опираясь на пример
ниже. (Задание выполняется на листе формата А4, минимум 4 кадра на листе).
Какой из кадров станет кульминацией вашего фильма, пометьте его *.

  1. Образ С.А. Есенина в лирике 

  2. Образ С.А. Есенина в лирикевариант Используя QR-код, перейдите по ссылке и
    прослушайте «Песнь о собаке» в исполнении актера Василия Ивановича Качалова.
  3. Опишите
    эмоции, с которыми актер декламирует произведение.

Назовите строки, на которых оратор делает смысловые
акценты. Какая из них будет являться кульминацией произведения?

Б8 

Почему стихотворение С.Есенина называется «Песнь о
собаке», а не «Собака», как стихотворение Г.Анфилова? Для ответа на этот вопрос
нужно вспомнить определение термина «песнь» в литературе. 

3.0 

А1 Прочтите стихотворение «Разбуди меня завтра рано…»
В каком году оно написано?

Используя знания истории России начала 20 века,
запишите историческое событие, выпавшее на жизнь С.А.Есенина. Объясните, в чем
оно заключалось (Можно обратиться к статье в учебнике «Из литературы 20 века»).

А2 ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТАПАРНАЯ РАБОТА

Какой интонацией наполнено это произведение? 
Заполните таблицу. Задай вопросы, которые у тебя получились соседу по парте.
Можно ли дать на них четкий однозначный ответ?

Фрагменты текста,  на которых остановилось внимание при чтении стихотворения Какие вопросы возникли у меня?

А3 

Опишите гостя, которого встречает лирический герой
(какой ончто он делает). Кто промчится на рассвете?

А4 

1  вариант

Изучив лирику С.

Есенина, можно прийти к выводу, что
наиболее ярким, часто используемым является образ коня (ветер – кони, вьюга –
тройка, годы – кони, тучи – кобылы, осень – кобыла, рассвет – кобылица, месяц –
жеребенок, паровоз – кобыла, конь). Например, из 339 стихотворений в 153
упоминаются образы различных животных, причем в 46 из них упоминается конь.
Этот образ неоднозначен. Поэт наделил его самыми неожиданными символами и
значениями:

  • •     
    Образ молодости; дорога, уходящая вдаль – «розовый конь».
  • •     
    Образ уходящей молодости – «рыжая кобыла».
  • •     
    Символ революции, образ восставшей России – «красный конь».
  • •     
    Предвестник смерти – «чёрный конь».
  • •     
    Смерть –«белый конь».
  • Что
    символизирует конькобылица в анализируемом нами стихотворении?
  • 2  вариант

Образ С.А. Есенина в лирике

Познакомьтесь со статьёй, перейдя по ссылке. Какой
символикой обладает конь на полотне художника?

Б1 ПРОВЕРОЧНОЕ ЗАДАНИЕ

Как в литературоведении называется группа стихов
(строк), составляющих единство? Выпишите пример из проанализированных
произведений С.А.Есенина.

Б2 ПРОВЕРОЧНОЕ ЗАДАНИЕ

Запишите основную идея статьи, учебника «В мире
художественного слова С.А. Есенина».

  1. Б3 ПРОВЕРОЧНОЕ ЗАДАНИЕ
  2. 1  вариант 
  3. Как в названии стихотворения «Песнь о собаке»
    проявляется отношение автора к природе?

Как относится С.Есенин к революции, исходя из анализа
стихотворения «Разбуди меня завтра рано…»?

  • 2  вариант 
  • Б4 ПРОВЕРОЧНОЕ ЗАДАНИЕ
  • Выпишите наиболее яркие метафоры из стихотворения
    «Песнь о собаке».
  • 4.0

Образ С.А. Есенина в лирике

4.0 
Я могу предложить альтернативный вариант трактовки произведения
3.0
А1  Я могу найти связь между историей и литературой
А2  Я могу задать вопросы к фрагментам стихотворения
А3 Я могу находить образ в стихотворении
А4  Я могу сделать вывод о символичности использованных образов
Б1 Я могу использовать при анализе литерарутоведческую терминологию
Б2 Я могу сформулировать идею статьи
Б3 Я могу сделать вывод на основе проведенного анализа
Б4  Я могу выявить в тексте изобразительно-выразительные средства
2.0
А1  Я могу используя ресурсы сети Интернет узнать факты биографии автора
А2  Я могу на основе воспоминаний современников создать целостный образ поэта
А3 Я могу сформулировать представление о восприятии мира поэтом
Б1 Я могу сделать вывод об отношении автора к своему произведению
Б2 Я могу сравнить два произведения схожих по тематике
Б3 Я могу выявить и назвать личные впечатления от стиховтврения
Б4 Я могу определять стилистическую окраску слов, использованных в стихотворении
Б5  Я могу определить оценочность слова, опираясь на его морфологические признаки
Б6 Я могу выявить несоответствие толкования слова с его употреблением
Б7 Я могу выделять в тексте элементы композиции
Б8 Я могу, используя литературоведческие знания, назвать жанр произведения

История русской литературы XX века (c 1917 года)

Сергей Александрович Есенин

(1895 – 1925)

В 1916 году вышел в свет первый поэтический сборник Есенина – «Радуница» (православный праздник на 9 день после Пасхи, День поминовения, родительский день).

У Есенина Радуница – это символ весны, возрождения, де, связанный с предками, а значит и с Родиной. Так было заявлено важнейшее направление в творчестве поэта – прославление красоты родного края: «Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к Родине.

Темы Родины – основная в моем творчестве» (идея неотделимости своей судьбы от судьбы России).

Основные темы лирики Есенина:

  • тема Руси
  • тема революции
  • тема любви

В связи с отношением Есенина к революции можно выделить следующие этапы творчества:

  • 1917 – 1919 – самые оптимистические для Есенина годы: он воспевает февральскую и Октябрьскую революции, хотя и принимает все по-своему, с «крестьянским уклоном», как напишет позже в автобиографии. Для творчества этого периода характерен пафос историзма, бунтарства, революционной романтики, призывные интонации, богоборческие мотивы.
  • 1919 – 1923 – время разочарования в революции, непринятия братоубийственной гражданской войны и того социализма, который строят большевики: «Веслами отрубленных рук // Вы гребетесь в страну грядущего» («кобыльи корабли»).

В эти годы поэт входит в литературную группировку имажинистов (от фр. и англ. Image – образ). Имажинизм как оппозиция футуризму провозглашал самоценность художественного образа, а Есенин утверждал связь художественного образа с языком устного народного творчества.

  • 1921 – 1923 – время характеризуется двойственным, противоречивым отношением Есенина к советской действительности.
  • 1923 – 1925 – время новой попытки понять Русь Советскую: «Я человек не новый, что скрывать, // остался в прошлом я одной ногою, // Стремясь догнать стальную рать, // скольжу и падаю другою.» итог духовных исканий поэта: «Радуясь, свирепствуя и мучась, // Хорошо живется на Руси!» Ведущим в творчестве становится исповедальные мотивы, лирические интонации, мотив покаяния. 

Основные мотивы лирики Есенина:

  • мотив природы особенно характерен для раннего творчества, в котором основным приемом становится олицетворение («Поет зима, аукает…»); позже от простого олицетворения поэт перейдет к образам («Зеленая прическа, девическая грудь…»).
  • мотив любви к животным («Табун», «Корова», «Лисица», «Песнь о собаке»), жизненная позиция поэта выражена в словах «зверье, как братьев наших меньших, никогда не бил по голове».
  • мотив крестьянского труда («Марфа Посадница», «Ус»).
  • мотивы устного народного творчества (дед и мать Есенина на память знали множество народных песен, частушек, в тетрадях поэта было записано около четырех тысяч миниатюрных шедевров).
Читайте также:  Смысл песни «Медуза» (Matrang)

Например, мотив несчастной любви («Хороша была Танюша»). 

  • «древесные мотивы».
  • космические мотивы.

Основные образы лирики Есенина

Образ Родины претерпел огромную эволюцию в творчестве Есенина. Уже в первом сборнике «Радуница» было сделано поэтическое открытие (находка) – образ голубой  Руси (рожден весенним половодьем, которое Есенин наблюдал еще в детстве в родном селе Константиново: Ока слитая с небом).

Но голубая Русь соседствует с Русью нищей, патриархальной (мотив сыновней любви). У Клюева Есенин заимствует концепцию макрокосмоса крестьянской избы (изба как символ Руси). Эта концепция непосредственно связана с неприятием цивилизации, сначала буржуазной, затем цивилизации вообще (см.

«Сорокоуст» (молитва по усопшему – автор провожает в последний путь Русь, уничтожаемую «железной конницей»), где неприятие переходит в протест, а заканчивается стихотворение активной нотой проклятия: «Черт бы взял тебя, скверный гость!»).

неприятие цивилизации связано и с мотивом природы: устройство жизни лишь по принципу крестьянского подворья, а цивилизация губит природу – деревню – избу – человека.

Другим главным составляющим художественного мира поэта являются образы земли и неба. В центре природно-поэтического мира Есенина – «деревянная избенка». В начале творческого пути – это реальная деревенская изба.

  Но постепенно она мифологизируется, становится храмом, связующим землю и небо, а различные части этой избы и ее украшения (красный угол, конек на крыше) предстают символами связи земли с небом. С 1914 года в поэтическом мире Есенина появляется и небесное жилище – изба на небе. Это «золоченая хата», «божий» или «райский терем».

В 1914 – 1919 годах обе сферы есенинского мира – земная и небесная – взаимодействуют, влияют друг на друга и даже сливаются: божественный мир приобретает черты земного, а земной обожествляется.

Вот почему небо в художественном мире поэта – «голубая трава», «голубая пыль», «голубой («небесный») песок», там растут деревья, пасутся «животные» (солнце, месяц, облака, тучи), а вода на земле – это небесная «синь, упавшая в реку». Природа у Есенина – божественный храм: в ней звезды «лампадки небесные», деревья – монашки, сумрак – ангел и т. п.

В 20-е годы более важным для поэта будет образ земли: «На земле милее. Полно плавать в небо»; «Я думаю, как прекрасна земля и на ней человек!». А в центре земли все та же крестьянская изба с постройками (хлевом, гумном и другими). Характерно, что в поэзии Есенина почти нет городских пейзажей.

«Осколки» города – «московские изогнутые улицы», «скелеты домов», «продрогший фонарь» – случайны, единичны и не складываются в цельную картину, то есть образа города как такового нет. Зачастую лирический герой даже не находит слов для описания месяца на городском небосклоне: «А когда ночью светит месяц, // Когда светит… черт знает как!». В городе поэт не находит себе места, мечтает, как блудный сын, возвратиться и вылечить душу слиянием с природой: «Я вернусь, когда раскинет ветви // По-весеннему наш белый сад».

Так поэт решает проблему личности и ее связи с миром, проблему отношений человека с обществом и природой. В стихах Есенин создает собственную концепцию человека. Поэт наделяет человека растительными, животными, космическими, божественными и дьявольскими качествами, но продолжает мечтать о гармонии в мире и душе человека.

Для раскрытия отношения поэта к природе, миру людей, историческим событиям служат также образы животных.

Творчество Есенина: темы, мотивы, особенности стиля | СуперСоч

Сергей Есенин (1865 – 1925) – великий русский поэт, чьи произведения полны безраздельной любви к России со всеми ее достоинствами и недостатками.

Есенина зачастую называют «крестьянским поэтом», «тонким лириком» и «мастером пейзажа», однако его творчество настолько многогранно, что этих эпитетов недостаточно для полной характеристики  творца.

Чтобы разобраться в творчестве Есенина, необходимо тщательно проанализировать темы и мотивы произведений, а также особенности уникального стиля поэта.

История успеха

Сергей Александрович Есенин появился на свет 21 сентября 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии.

Родителями будущего поэта были простые крестьяне, которые были вынуждены следовать царившим в их среде обычаям.

Так, например, юных девушек было принято выдавать замуж помимо их воли, за того человека, которого ей присмотрели родители. В большинстве случаев такие браки распадались. Не стала исключением и семья Есениных.

Мать будущего поэта, Татьяна Федоровна, без любви вышла замуж за Александра Никитича Есенина, и родила в браке троих детей: старшего Сергея, Екатерину и Александру.

Почти сразу после свадьбы Александр Никитич вернулся в Москву, где работал в мясницкой лавке, а мать приехала к своим родителям.

Денег молодой семье катастрофически не хватало, и Татьяна Федоровна была вынуждена бросить маленького сына на попечение дедушки и бабушки, и отправиться на заработки в Рязань.

Дед Сергея, Федор Андреевич Титов, был знатоком церковных книг, а бабушка, Наталья Евтихиевна, в большом количестве знала занимательные народные сказки, песни, прибаутки. Мальчик рос очень смышленым, и в пять лет уже научился читать, а в восьмилетнем возрасте попытался написать первые стихи.

В 1904 году Сергей был принят в Константиновское земское училище, которое спустя пять лет окончил с отличием.  Юноша решил продолжить обучение, и поступил в церковно-приходскую второклассную учительскую школу.

Сергей очень скучал по своей семье, но мог видеть близких лишь во время каникул. Именно к этому периоду времени относятся его первые стихи: «Зима», «Осень», «Наступление весны». Все они были написаны примерно в 1910 году.

Спустя два года закончив школу дипломированным специалистом «учитель грамоты», Есенин решил начать новую жизнь в Москве.

Оказавшись в  столице без средств к существованию, молодой Есенин был вынужден устроиться на работу в мясную лавку – туда же, где работал его отец. Однако подобная работа не была предметом мечтаний творческого юноши.

Поссорившись с отцом, он пошел работать в типографию И. Д. Сытина. Это решение оказалось судьбоносным для будущего поэта, поскольку именно там он познакомился со своей первой гражданской супругой.

Анна Изрядова оказала большую поддержку Есенину тем, что ввела его в столичный литературно-музыкальный кружок.

Сергей Есенин очень хотел получить полноценное высшее образование. В 1913 году он поступил в Московский городской народный университет имени Шанявского на историко-философский факультет.

Однако вскоре он забросил учебу, и полностью посвятил себя написанию стихотворений.

Спустя время в журнале «Мирок» впервые было опубликовано его стихотворение «Береза», а еще спустя несколько месяцев произведения молодого поэта стала печатать большевистская газета «Путь правды».

Большое значение в судьбе поэта сыграл 1915 года. Именно тогда он познакомился с Н. Гумилевым, С. Городецким, А. Блоком. Осенью того же года свет увидела его «Молитва матери»,  посвященная Первой Мировой войне. Так литературное сообщество осознало – матушка-Россия подарила настоящий самородок, способный тонко чувствовать и переживать.

Сергей Есенин оказался в числе призывников, но среди его друзей оказались влиятельные люди, которые хотели уберечь талантливого поэта от жестокой мясорубки.

Так, благодаря их протекции Есенин был определен в Царскосельский военно-санитарный поезд № 143 Ее Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны. И даже там Есенин не переставал писать.

Позже в журнале «Женская жизнь» была напечатана первая литературная статья «Ярославны плачут».

Жизнь Есенина в Москве буквально «била ключом». Пребывая в плену юношеского максимализма, он писал свои произведения в духе революционных настроений и под девизом борьбы за русскую правду.

К таким произведениям относятся его небольшие по объему поэмы «Инония», «Иорданская голубица», «Небесный барабанщик». Все они пронизаны стойким ощущением грядущих перемен, которое было близко очень многим передовым людям того времени.

Однако подобные свободолюбивые порывы привлекали внимание не только интеллигенции, но и жандармерии, которая стала появляться на выступлениях поэта.

Большое влияние на судьбу Есенина оказало его знакомство с Анатолием Мариенгофом, и попытка писать в духе новейших модернистских течений. Так был сформирован своеобразный есенинский имажинизм, который наиболее ярко представлен в произведении «Ключи Марии», 1919. Впрочем, чрезмерная эпатажность простого деревенского парня быстро прискучила публике, и Есенин поспешил на поиски новых решений.

Так год спустя появился новый литературный образ – пьяницы, скандалиста, дебошира, но при этом тонко чувствующего человека с большим сердцем. «Исповедь хулигана» была восторженно принята читателями, и Есенин понял, что выбрал верное направление в своем творчестве.

Читайте также:  Отцы и дети: диалог или спор

Он принялся оттачивать свой новый имидж, в основу которого легли бурные романы, скандальное поведение в общественных местах, гонение на действующую власть.

Результат подобного бесконтрольного поведения был предрешен – убийство, ловко замаскированное под самоубийство, которое произошло 28 декабря 1925 года.

Поэтические сборники

Первый поэтический сборник – «Радуница» – был напечатан в 1916 году. В нем очень четко прослеживалось отношение поэта к своей земле, родине.

Критики оценили этот сборник следующим образом: «…на всем его сборнике лежит печать подкупающей юной непосредственности… Он поет свои звонкие песни легко, просто, как поет жаворонок…».  Центральным образом стала крестьянская душа – простая и бесхитростная, но при этом щедро одаренная «радужным светом».

Здесь также присутствует имажинизм, однако он является лишь рабочим инструментом для поиска лиризма и принципиально новых поэтических форм.  Так Есенин стал основоположником нового литературного стиля.

После удачного начала один за другим последовали следующие сборники: «Голубень» (1920 г.), «Москва кабацкая» (1924 г.), «Любовь хулигана» (1924 г.), «Персидские мотивы» (1925 г.), «Стихи скандалиста» (1926 г.). Каждый сборник отличался самобытностью, и бы не похож на предыдущий ни настроением, ни темой, ни мотивами.

Но при этом все они весьма гармоничны и составляют единую концепцию творчества Есенина. В центре внимания поэта всегда была открытая русская душа, которая могла меняться в зависимости от перемены мест и времени.

Поначалу она – чистая и непорочная, тесно связанная с природой, затем – хмельная, безнравственная, испорченная городом, и уже в финале – одинокая, глубоко разочарованная.

Художественный мир

Мир Сергея Есенина удивительно многогранен, и состоит из большого количества понятий, тесно связанных между собой: счастья, любви, природы, дружбы, отечества. Чтобы в полной мере ощутить и понять художественный мир поэта, следует проанализировать лирическое наполнение его произведений.

Основные темы

  • Счастье (сущность самого счастья, его поиск и утрата). В 1918 году было опубликовано стихотворение «Вот оно глупое счастье», в котором Есенин вспоминает о своем безмятежном детстве, когда особенно остро чувствовалось приближение счастья. Оно представлялось автору чем-то далеким, почти несбыточным, но вместе с тем до боли близким и понятным. Есенин с ностальгией вспоминает те давно минувшие дни, когда жил в своей родной деревушке и не ведал серьезных проблем: «Глупое, милое счастье, свежая розовость щек». Однако образ счастья для поэта олицетворяется не только с родным краем, но и с любовью. Особенно явно это чувствуется в  стихотворении «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», в котором поэт признается в любви к прекрасной молодой девушке, которая подарила ему чувство гармонии.
  • Женщины (страсть, любовь, разлука, очарование музой, пресыщение). Есенин всю свою недолгую жизнь пользовался большой популярностью у женщин, однако это не мешало ему писать о тяжести неизбежных расставаний, горечи измен, безнадежности безответного чувства. Чтобы познакомиться с достаточно трагичной любовной лирикой поэта, достаточно прочесть сборник «Москва кабацкая», в котором почти каждое произведение о любви – это щемящий душу крик человека, который остро нуждается в искренних чувствах, а не в подобии любви и страсти. По этой причине  в отечественной литературе даже появился термин – «есенинская любовь», которая прямо говорит о сильной душевной боли и переживаниях, связанных с любовью, нежели с ощущением полета, гармонии и счастья.
  • Родина (исторический путь Отчизны, искренняя преданность и восхищение родиной). Для Сергея Есенина лучшим воплощением любви, ее самым чистым, ничем не замутненным вариантом, является любовь к родине. Так, в произведении «Русь» он так трогательно и открыто признается в своих чувствах к родине, будто делает признание конкретной женщине.
  • Природа (описание времен года, ощущение красоты каждого мига). В стихотворении «Белая береза…» поэт детально и с большой нежностью описывает березку, непорочно белый цвет ее ствола, который ассоциируется с символичным значением смерти, неустойчивостью.
  • Деревня. Есенин, будучи крестьянским сыном, глубоко и нежно любил деревню, которая символизировала для него отчий дом. Так, в стихотворении «Село» олицетворением стабильности, благосостояния является изба. Но при этом автор подчеркивает разницу между «сытым миром», который присущ лишь верхушке общества, и затхлыми, бедными избами крестьян – пропасть между ними просто огромна.
  • Революция, война, новая власть. Пожалуй, лучшей работой Есенина на эту тему является поэма «Анна Снегина», в которой описываются страшные события 1917 года. В этом произведении Есенин продемонстрировал авторское отношение к происходившим событиям, показал, насколько небезразлично ему все то, что происходило в стране.

Главные мотивы

В лирике Сергея Есенина ведущими являются мотивы страсти, раскаяния, саморазрушения и переживания за судьбу родины. В более поздних сборниках на смену чистым, возвышенным чувствам приходит пьяный угар, глубокое разочарование и тоска по несбывшимся надеждам.

Подобная перемена в лирике является зеркальным отражением поведения самого Есенина, который быстро спивается, проявляет агрессию внутри семьи, теряя таким образом близких людей. В этот период в его творчестве все чаще воспевается красота духовной и физической деградации.

Любовь, которая раньше воспевалась Есениным почти в каждом произведении, отныне приобретает форму тоски, страдания, глухого отчаяния.

Жизнь поэта была не слишком продолжительной, однако удивительно яркой, насыщенной важными масштабными событиями. Есенин был прямым свидетелем смены идеалов в России, и это не могло не отразится на его творчестве. Ярким примером тому служит стихотворение «Возвращение на Родину», в котором есть следующая строчка: «И вот сестра разводит, раскрыв, как Библию, пузатый «Капитал»».

Язык и стиль

Поэтический стиль Есенина отличается некоторой сумбурностью и хаотичностью, и далеко не всегда соответствует читательскому представлению о том, каким должно быть «стихотворное сложение». Но вместе с тем язык Есенина прост и понятен каждому.

Любимым стихотворным размером поэта были дольники – одна из самых древних форм поэзии, которая существовала еще до появления и развития силлабо-тонической системы стихосложения. Есенинская лексика по-настоящему уникальна, и щедро сдобрена архаизмами, просторечиями, диалектизмами, разговорными фрагментами речи и даже матом.

При этом следует отметить, что столь любимые Есениным просторечия  – это, прежде всего, своеобразная дань своему простому происхождению, особенность художественного оформления стихотворений.

При чтении и анализе произведений Есенина не стоит забывать о том, что он был простым крестьянским парнем, который все свое детство и юность провел в деревне, и искренне считал, что душой и сердцем всей России был диалект простого народа.

Образ Есенина в лирике

Сергею Есенину довелось жить и творить в очень непростое время, когда в российском государстве произошел мощнейший раскол. Революционные события 1905-1917 гг., Гражданская война оказали на поэта колоссальное влияние. Он не мог остаться в стороне от происходивших в стране событий, и все свои мысли, переживания, надежды отразил в своем творчестве.

  • Лирический образ Есенина – это собрание самых лучших качеств поэта, которые нашли свое отражение в стихотворениях. К примеру, искреннее восхищение вызывает его патриотизм в стихотворении «Поэт»:
  • Тот поэт, врагов кто губит, Чья родная правда мать, Кто людей, как братьев, любит
  • И готов за них страдать.

Для лирики Сергея Есенина весьма характерна и так называемая «любовная чистота», которая особенно заметна в цикле «Любовь хулигана». В нем лирический герой признается в своих светлых чувствах музам, раскрывает перед ними всю свою глубокую, многогранную душу.

Стоит отметить, что в своей лирике Есенин зачастую предстает эдаким нежным и робким поклонником, к которому любовь бывает зла и несправедлива. Лирический герой восхищается Женщиной, одаривает ее комплиментами, цветистыми эпитетами и восторженными репликами. При  этом он намеренно оскорбляет себя, и даже бахвалится хмельной удалью, сильной натурой и сломанной судьбой.

В унижении Есенин видел способ произвести впечатление сложного, никем не понятого и обманутого в лучших чувствах возлюбленного.

Однако на деле именно он становился инициатором разрывов с женщинами, опускаясь до измен и избиений в хмельном угаре.

Однако эти нелицеприятные моменты в лирике Есениным упускались, и речь шла лишь об обманутых надеждах и его разочаровании. Ярким примером тому служит его знаменитое «Письмо к женщине».

Есенин стремился идеализировать собственную личность, обогащал собственную биографию разного рода мистификациями. Он даже датировал свои зрелые работы более ранними сроками, чтобы создать иллюзию, будто он был с самого рождения феноменально одаренным поэтом.

Поначалу Сергей Есенин, как истинный мятежник и борец, с большим энтузиазмом принял идеи революции. Но со временем он глубоко разочаровался в новой России, в которой чувствовал себя чужеземцем.

Положение крестьян в деревнях еще больше ухудшилось с приходом большевиков. Появилась жесткая цензура, и власть все чаще стала вмешиваться в искусство.

По этой причине со временем в репликах лирического героя стали все более заметны желчные ноты и саркастические интонации.

Читайте также:  Проблемы и аргументы к сочинению на ЕГЭ по русскому на тему: Животные (таблица)

Авторские эпитеты, метафоры, сравнения

  1. Особенность есенинской речи такова, что она представляет собой особую художественную композицию, насыщенную олицетворениями, метафорами, фразеологизмами, которую придают всему произведению неповторимый стиль.

  2. Так, например, в стихотворении «Тихо в чаще можжевеля» поэт использует следующее метафорическое высказывание:
  3. Тихо в чаще можжевеля по обрыву, Осень — рыжая кобыла — чешет гриву.

А в знаменитом произведении «Письмо к женщине» он выдал глубокую, развернутую метафору длиной с целое стихотворение. В нем Россия представляется судном, большевистская партия – рулевым, кабак – трюмом, а революционные настроения – качкой.

При этом сам поэт отождествляет себя с загнанной лошадью, которую безжалостный седок все пришпоривает и подгоняет. Так в иносказательной форме поэт показал время, которое стремительно менялось, и требовало от него невозможного. Там же Есенин предрек себе и роль попутчика новой власти.

Есенинские эпитеты представляют особую художественную ценность: они уникальны, самобытны и позволяют очень точно представить то, что хотел донести автор.

«Точеные печурки», «рыхлые драчены», «смешной дуралей» – все они являются прямым свидетельством того, насколько интересным, ни на что не похожим слогом обладал Сергей Есенин. В нем чувствуется живая народная речь, не обремененная какими-либо рамками и условностями.

Также в своих произведениях Есенин с удовольствием использовал неологизмы, на пример, «златокарий омут».

Другие примеры средств выразительности Есенина можно поискать в анализе стихотворений «Собаке Качалова», «Разбуди меня завтра рано», «Письмо к матери», «Заметался пожар голубой», «Черный человек», «Анна Снегина», «Гой ты, Русь моя родная».

Особенности поэзии

Особенность поэзии Сергея Есенина заключается, прежде всего, в том, что она самым тесным образом связана с народными традициями и фольклором, максимально приближена к простому народу.

В своих произведениях поэт мог себе позволить и нецензурную брань, и реалистичное описание окраин, которые были для городских литераторов настоящей экзотикой. Подобным колоритом он покорил капризную публику, которую было уже трудно чем-либо удивить.

Она нашла в творчестве деревенского поэта национальную самобытность, и полюбила его.

В русской поэзии Сергей Есенин держался особняком, так и не примкнув к одному из популярных в те времена модернистских течений. Весьма непродолжительным было его увлечение имажинизмом. Вскоре он смог отыскать собственное звучание, благодаря чему стал одним из выдающихся русских поэтов.

Многие стихотворения Есенина были положены на музыку, и эти песни стали по-настоящему народными. Секрет их непреходящей популярности заключается в том, что поэт смог разгадать секрет истинно русской души и показать ее во все величии и многообразии.

Образы-символы в поэзии Сергея Есенина. Сочинение

Сочинения

Образы-символы в поэзии Сергея Есенина

Мир поэзии Есенина, несмотря на сложность, многообразие и даже противоречивость его творчества, представляет собой неразрывную художественную ткань из образов, символов, картин, мотивов, тем. Одно и то же слово, многократно повторяясь, превращается в своеобразный есенинский символ, а, соединяясь с другими словами и образами, создает единый поэтический мир.

Так, одно из самых распространенных слов, которое проходит через все творчество Есенина, — это черемуха. Осыпающиеся цветы черемухи напоминают снег, метель, “черемуховую вьюгу”: “Сыплет черемуха снегом”. Метель и цветы черемухи, вроде бы не могут сочетаться, но, сочетая их, Есенин добивается совершенно нового ощущения прелести снежных цветов.

Белые цветы и белая кора березы (береста) также “связываются” друг с другом. А общий для них признак — белый цвет — ассоциируется с белым снегом, метелью, символом неустроенности, и белым саваном, символом смерти: Снежная равнина, белая луна, Саваном покрыта наша сторона И березы в белом плачут по лесам Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?

(“Снежная равнина, белая луна “)

С образом метели, в свою очередь, связан образ тройки как “символ радости, молодости, летящей жизни, счастья, родины.

А промчавшаяся, запоздалая или чужая тройка — это потерянная радость, ушедшая чужая молодость: Снежная замять крутит бойко, По полю мчится чужая тройка.

Мчится на тройке чужая младость, Где мое счастье? Где моя радость? Все укатилось под вихрем бойким Вот на такой же бешеной тройке.

(“Снежная замять крутит бойко…”)

Каждый образ-символ имеет свои признаки, которые, соединяясь, выстраиваются в новый ряд связанных между собой образов: тройка — кони, сани — колокольчик… И это наполняет самые простые слова новым смыслом. Интересен образ слова “окно”. Воробышки игривые, Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

Здесь слово “окно” — только художественная деталь. А далее в стихотворении это слово наполняется новым смыслом, расширяя свое значение. Повторяясь в соединении с эпитетом “мерзлый”, оно превращается в поэтический образ: И дремлют пташки нежные Под эти вихри снежные

  • У мерзлого окна.
  • Образность слова “окно” усиливается также за счет ее связи со словом “ставни” — “атрибутом” окна: А вьюга с ревом бешеным Стучит по ставням свешенным
  • И злится все сильней.

Интересно, что в стихотворении сквозной образ окна превращается для автора в своего рода пункт наблюдения. Из окна он видит лес, облака, двор, метелицу во дворе и воробышков. И в стихотворении “Подражанье песне” лирический герой наблюдает за происходящими событиями из окна: Я смотрел из окошка на синий платок…
В пряже солнечных дней время выткало нить…

Мимо окон тебя понесли хоронить.

Такую позицию лирического героя как стороннего наблюдателя (из окна) мы встречаемся во многих произведениях раннего Есенина. Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром.

(“Береза”)

Эта же позиция характерна и для некоторых персонажей стихов Есенина: Знаю, знаю, скоро, скоро, на закате дня Понесут с могильным пеньем хоронить меня… Ты увидишь из окошка белый саван мой…

(“О дитя, я долго плакал над судьбой твоей…”)

Вот в другом стихотворении мать, поджидая сына, “подошла, взглянула в мутное окошко…” Даже боги с ангелами в “райском тереме” — и те наблюдают за жизнью людей и природы не иначе как из окна: “Говорит Господь с престола, / Приоткрыв окно за рай…” (“Микола”)

Таким образом, окно — важная деталь в поэтическом мире Есенина. А окна — это глаза избы, с которой поэт очень многое связывал. Весь есенинский мир как бы разведен на две части: изба и все остальное пространство. Это скорее даже два мира, разделенные стеклом: окно — граница этих миров.

Русская изба для поэта — действительно целый мир. Это мир крестьянской избы, медленное течение сонной жизни за ее толстыми бревенчатыми стенами. Есенин поэтично изобразил этот мир в своих ранних стихах: “Смолкшим колоколом над прудом/ Опрокинулся отчий дом” (“Нощь и поле, и крик петухов…

“); “Изба-старуха челюстью порога / Жует пахучий мякиш тишины” (“О красном вечере задумалась дорога…

“) Образ богатого дома, “больших хором”, “палат” и сытого мира вообще в сопоставлении с крестьянскими “избами”, “хатами” и миром голодных возникает и в стихотворении “Село”: Цветут сады, белеют хаты, А на горе стоят палаты, И перед крашеным окном

В шелковых листьях тополя.

Есенинскую избу окружает двор со всеми его атрибутами: “Под красным вязом крыльцо и двор”.

Избы, окруженные двором и огороженные плетнями, “связанные” друг с другом дорогой — это и есть один из ликов есенинской дореволюционной Руси: Гой ты, Русь, моя родная, Хаты — в ризах образа.

(“Гой ты, Русь, моя родная…”) В том краю, где желтая крапива И сухой плетень,
Приютились к вербам сиротливо Избы деревень.

(“В том краю, где желтая крапива…”)

Окно, в представлении поэта, является границей, отделяющей внутренний мир избы от внешнего мира. Есенин не видит путей выхода из этого, созданного им, замкнутого мира, опоясанного деревенской околицей: Закружилась пряжа снежистого льна, Панихидный вихорь плачет у окна, Замело дорогу вьюжным рукавом, С этой панихидой век свой весь живем.

(“Закружилась пряжа…”)

К образу-символу окна особенно часто поэт обращается в последний год жизни — в 1925 году. Образ этот наполняется еще более глубоким смыслом.

Окно разделяет не только два мира — внутренний и внешний, но и два периода жизни поэта: его “голубые года”, детство, и настоящее. Лирический герой мечется между этими двумя мирами, входя попеременно то в один, то в другой: За окном гармоника и сиянье месяца.

Только знаю — милая никогда не встретится. (“Песня”) Проходил я мимо, сердцу все равно — Просто захотелось заглянуть в окно.

(“Не криви улыбку, руки теребя…”)

В поэзии Есенина все взаимосвязано, и почти каждая художественная деталь, каждое слово является важной частицей целого — есенинского поэтического мира. Уникальность этого мира ощущали не только современники, но и потомки. Утонченность, образность, изящество стихов Есенина позволили Горькому сказать: “Есенин не человек, это орган, созданный природой для своего самовыражения”.

Ссылка на основную публикацию