Образ русской женщины в литературе

Женские образы в детских сказках были близки к идеалам — невинные падчерицы, покорные жены, мудрые девушки, обладающие волшебными силами.

Как правило, не было подробных описаний внешности героинь, а высшая степень красоты обозначалась так: «ни в сказке сказать, ни пером описать».

Характеризовали девушек также через имена: Василиса Премудрая, Елена Прекрасная. Таким способом у них сразу же выделяли наиболее яркие черты личности.

Настенька в «Морозко» проявляла терпеливость и по-доброму относилась к жестокой мачехе. Аленушка из «Аленького цветочка» Аксакова любила сестер, несмотря на их зависть и упреки, заботилась о своем отце и готова была пойти на жертву, чтобы его спасти.

«Было у того купца три дочери, все три красавицы писаные, а меньшая лучше всех… Меньшую дочь любил больше, потому что она была собой лучше всех и к нему ласковее», — Аленушку выделяли из всех не по внешности, а по отношению к отцу и характеру. В частности, девушка проявляла скромность.

В то время как старшая просила привезти зеркало, благодаря которому она могла стать «краше», Аленушка пожелала лишь аленький цветочек.

Эталон красоты в русских сказках определялся не внешностью, а чертами характера, такими как трудолюбие, мудрость, сила духа, доброта

Тем не менее, читатели могли уловить общие черты: белые руки и лицо, румяные щеки, длинные косы, лебединая осанка и глаза «словно звезды». В движениях прослеживались легкость (например, в сказке «Царевна-лягушка»), а иногда робость («Морозко»).

Образ русской женщины в литературе

На контрасте с такими чертами, как покорность, сострадание, доброта, жертвенность были жадность, зависть, лживость. Отрицательные персонажи, а именно, злодеи всегда были уродливы — горб, седые волосы, длинный нос.

Прием перевоплощения в животных использовался в сюжетах, где были проклятия — Царевна стала лягушкой. А в сказке «Белая уточка» — княжну наказали за нарушение запрета и превратили в уточку.

Образы стройных высоких красавиц складывались благодаря книжным иллюстрациям и мультфильмам — в самих сказках не говорилось о росте, размерах и отдельных чертах лица героинь.

Женские образы в русской классике

Один из самых знакомых образов русской литературы — Татьяна Ларина. У нее, согласно описанию автора, нет румянца, ярких глаз, статной осанки, Александр Пушкин описывает свою героиню иначе, сравнивая ее с сестрой Ольгой:

“…Ни красотой сестры своей, / Ни свежестью ее румяной / Не привлекла б она очей…”

Образ русской женщины в литературе

Красота же Ольги проявлялась в полном лице, румянце, белокурых вьющихся волосах: «Кругла, красна лицом она». Дмитрий Быков, писатель, литературный критик, публицист отмечает, что Татьяна — первая настоящая женщина в русской литературе, олицетворение чистоты, честности, долга. При этом героиня не соответствует стандартным критериям красоты в отличие от Ольги.

Образ русской женщины в литературе

И вот что я рискну сказать: русские писатели предпочитают автопортрет в женском образе. Почему? Во-первых, тогда точно на вас не подумают. Во-вторых, потому что это портрет души.

И очень многие (разумеется, кроме тех, у кого женщина играет роль чисто служебную), они оставили по одному женскому такому автопортрету. Конечно, Татьяна — в огромной степени автопортрет Пушкина.

И письмо, выдающее интонацию очень многих пушкинских текстов, и романтическое, вот это фаталистическое мироощущение, и суеверность, и аристократическое представление о долге, который выше выбора, — это Пушкин.

Дмитрий Быков в своей программе на «Эхо Москвы»

В русской литературе широко известен собирательный образ «тургеневской девушки» — чувственная, скромная, начитанная девушка, которая, как правило, родилась в глухом поместье и не видела светской жизни. Она робка в общении — в современном обществе ее скорее всего назвали бы интровертом.

Внешность идеальной девушки в романах Тургенева совершенно разная. У героинь были некоторые черты типичных русских девушек — длинная коса, белая кожа, русые волосы. Но вместе эти черты не были воплощены в одном персонаже. Девушки могли быть смуглыми, сутулыми, с большим носом.

Образ русской женщины в литературе

Наталья Ласунская из романа «Рудин»:

Была худа, смугла, держалась немного сутуловато. Но черты ее лица были красивы и правильны, хотя слишком велики для семнадцатилетней девушки. Особенно хорош был ее чистый и ровный лоб над тонкими, как бы надломленными посередине бровями.

Марина Синецкая из романа «Новь»:

В сравнении с теткой Марианна могла казаться почти «дурнушкой». Лицо она имела круглое, нос большой, орлиный, серые, тоже большие и очень светлые глаза, тонкие брови, тонкие губы. Она стригла свои русые густые волосы и смотрела букой. Но от всего ее существа веяло чем-то сильным и смелым, чем-то стремительным и страстным.

Елена Астахова из романа «Накануне»:

Росту она была высокого, лицо имела бледное и смуглое, большие серые глаза под круглыми бровями, окруженные крошечными веснушками, лоб и нос совершенно прямые, сжатый рот и довольно острый подбородок. Ее темно-русая коса спускалась низко на тонкую шею. Руки у ней были узкие, розовые, с длинными пальцами, ноги тоже узкие; она ходила быстро, почти стремительно, немного наклоняясь вперед.

В произведениях Михаила Лермонтова женский образ имел некоторые мифические черты. Например, в главе «Тамань» Печорин воспринимает героиню как русалку, и называет ее «Ундиной». У нее правильный нос, «белая фигура», «длинные русые волосы».

В то же время сам автор отмечает, что красавицей ее нельзя было назвать. Печорина во многом привлекает «ее порода», и описания черт лица во многом рисуют психологический портрет: «выразительные глаза и непослушный взгляд».

Тем не менее, даже в воинственной контрабандистке прослеживаются типичные черты русской красавицы.

Тамара из «Демона», которая становится возлюбленной главного героя, имела «шелковые кудри», «черные брови». Сам автор подчеркивает ее красоту: «С тех пор как мир лишился рая, // Клянусь, красавица такая // Под солнцем юга не цвела».

Образ русской женщины в литературе

Писатель Дмитрий Быков предполагает, что Тамара была автопортретом Михаила Лермонтова: «То есть автопортрет в женском образе — это такой способ, во-первых, отвести от себя все подозрения, а во-вторых, запечатлеть свою бесконечно красивую душу. Не все к этому прибегают. Но если человек к этому прибегает, то это получается, как правило, замечательно точно».

Внешность женщин в русской литературе во многом была связана с их чертами характера. Тем не менее, если в сказках красота проявлялась в длинных косах, белой коже и румянце, то русские классики, рисуя психологические портреты, не следовали этим критериям и могли исказить привычные представления.

Неоднозначные женские образы в русской литературе

Женский образ в русской литературе развивался не так активно и разносторонне, как мужской. Его функция зачастую заключалась в одном: женщина как мотиватор главного героя на подвиг, поддерживающая и сострадающая, помогает найти истину.

Как правило, такая героиня сама является яркой личностью: за каждым великим мужчиной стоит великая женщина, согласно английской пословице. Однако идеальный однозначный тип – не всегда настоящий и естественный.

На протяжении 19 века, самого плодотворного в истории русской литературы, женский образ развивался от простого и однозначного к сложному и многогранному.

Госпожа Простакова («Недоросль», Д. Фонвизин, 1782)

Элла Долматова в роли госпожи Простаковой в фильме-спектакле «Недоросль» (1987 г.)

Согласно правилам классицизма в литературе герои пьесы должны быть носителями одной добродетели и одного порока. Одна из первых русских пьес, одно из первых произведений русской литературы, комедия «Недоросль», соответствует этим принципам. Самый запоминающийся женский образ – госпожа Простакова, мать «недоросля».

Это кардинально отрицательный персонаж, не имеющий в ходе пьесы никакого развития, носитель полного букета дворянских пороков конца 18 века. Собирательность образа характерна для сатирических произведений, так как нужно максимально широко показать отрицательность пороков. Это приводит к однозначности, шаблонности и карикатурности персонажа.

Женские герои на заре истории русской литературы были такими же примитивными, как и мужские.

Софья Фамусова («Горе от ума», А.С. Грибоедов, 1825)

Образ русской женщины в литературе

Ольга Кузина в роли Софьи Фамусовой в постановке «Театрального товарищества 814»  (2000 г.)

Неоднозначность героини пьесы Грибоедова состоит в том, что она находится одновременно на двух сторонах конфликта.

Софья отличается от женщин фамусовского общества решительным характером, умом и чувственностью, но она выросла и принадлежит этому обществу, и разорвать с ним связь не представляется возможным, потому что она разделяет его взгляды, несмотря на то, что как личность отличается от его представителей. Сила личностных качеств роднит её с Чацким, но не взгляды и ценности. Отношение к Софье разделяется: её хочется уважать за характер, но не хочется за мораль.

Катерина Кабанова («Гроза», А.Н. Островский, 1859)

Евгения Крегжде в роли Катерины в постановке «Гроза» Театра имени Е.Вахтангова

Если в случае с Софьей Фамусовой возникает проблема отношения к героине из-за ситуации, в которую она попадает, то в случае с Катериной всё сложнее. Полемика вокруг героини продолжалась на протяжении 19-20 веков, сталкивались полярные мнения.

Женский образ становится центральным в пьесе, но характер и действия героини подвергли как резкой критике («кидается из крайности в крайность», Дмитрий Писарев), так и увидели в ней едва ли не мессию и посланницу («луч света в тёмном царстве», Николай Добролюбов).

Катерина осталась непонятной критикам, как и самой себе, настолько она противоречива. Через сто лет после публикации пьесы и первой премьеры постановку «Грозы» в украинском театре посетили американский писатель Джон Стейнбек и фотограф Роберт Капа.

Американцы остались в легком недоумении от пьесы, особенно в контексте послевоенного времени: «Нам показалось странным, что люди в зале, познавшие настоящую трагедию, трагедию вторжения, смерти и разорения, так сильно волнуются за судьбу женщины, которой поцеловали в саду пальцы».

Анна Сергеевна Одинцова («Отцы и дети», И.С. Тургенев, 1862)

Олеся Ленская в роли Одинцовой в фильме-спектакле «Отцы и дети» Константина Богомолова в 2008 году

Одинцова – нетипичная тургеневская девушка, которые помогали мужским персонажам в трудных ситуациях и вдохновляли их. Благодаря Анне Сергеевне Базаров сталкивается с любовью и чувствами, которые отрицал, осознает их и признаёт ошибку, тем самым вырастая как личность.

Но заслуги Одинцовой в этом нет – она изменила Базарова не целенаправленно, не потому, что хотела принять в нём участие, а буквально случайно. Эта героиня – та ещё нигилистка, даже больше, чем Базаров.

Читайте также:  Зимняя антиутопия луперкаля

Она кажется тёмной лошадкой, но на самом деле плоская и пустая, потому что не стремится ни к каким проявлениям жизни и беспокойства: она всегда делает интуитивный выбор в пользу безмятежности и покоя.

Таким образом, женский персонаж оказался лишен сильных личностных качеств, которые заставляют его чисто драматургически действовать, думать, ввязываться в конфликт.

Анна Каренина («Анна Каренина», Л.Н. Толстой, 1875)

Образ русской женщины в литературе

Татьяна Самойлова в роли Анны Карениной в одноимённом фильме Александра Зархи 1967 года

Прототипами Карениной стали несколько женщин. У них Толстой позаимствовал обстоятельства, а характер проработал самостоятельно. Так, внешность героини писатель списал у дочери А.С.Пушкина – Марии Александровны Гартунг.

Печальную кончину выбрала себе Анна Пирогова: девушка бросилась под поезд на станции Ясенки возле Ясной Поляны из-за несчастной любви.

В основу конфликта легло несколько реальных историй развода в высшем свете 19 века; правда, далеко не все они закончились так печально, как в произведении.

В итоге писатель поместил свою героиню в эти обстоятельства и начал развивать образ «женщины, замужней, из высшего общества, но потерявшей себя… жалкой и не виноватой» (из дневника С.А.Толстой).

Анна Каренина – неоднозначный образ и для самого Толстого, который всегда делил своих героев на «хороших» и «плохих». Она хорошая мать, добросовестная хозяйка и любящая жена, но вот её моральные принципы писатель отдаёт на испытание, которое она не проходит из-за правил и устоев современного общества. Их в романе и осуждает сам писатель. Героиня русской литературы теперь имеет полное право на ошибку и отстаивание своей позиции.

Александра «Шурочка» Петровна Николаева («Поединок», А. И. Куприн, 1905)

Образ русской женщины в литературе

Екатерина Вилкова в роли Шурочки в сериале «Куприн. Поединок» (2014 г.)

Роман «Поединок» рассказывает о русской армии начала 20 века. В книге Александр Куприн выразил накопленную за годы службы неприязнь к армейскому быту и контингенту. Подпоручик Ромашов влюблён в Шурочку, жену поручика Николаева.

Однако за уменьшительно-ласкательным именем скрывается холодная расчётливость жёсткой и тщеславной женщины. Александра Петровна не любит своего мужа – казалось бы, это не редкость для молча бунтующей героини русской литературы.

Но Шурочка не так проста: можно не любить мужа, но использовать его для личных целей, поэтому она помогает ему с подготовкой к поступлению в престижную военную академию.

Она не намерена отступаться от мужа, но дело не в любви, а в холодном расчёте: Шурочка не хочет, чтобы вложенные ею инвестиции ушли впустую.

К концу века женский образ уже не вдохновляющий и любящий «гений чистой красоты», преданный и милый; в нём развивается жёсткость и даже жестокость, которая понадобится женщинам 20 века перед приближающимися историческими событиями, когда русская литература станет советской, а затем и российской.

Альбина Ахатова

Образ женщины в русской литературе

Замечание 1

Образ русских женщин всегда притягивал внимание как читателей, так и любителей кино. Именно образ русской женщины – одна из самых популярных и значимых тем в русском кинематографе и литературе.

  • Рассмотрим образ русских женщин в литературе.
  • Во многих произведениях различных эпох можно встретить различные описания этого образа, однако, они схожи в одном: русская женщина – это, прежде всего, сильная и выносливая женщина, которой не страшны тяготы судьбы и которую невозможно сломать.
  • Рассмотрим это подробнее на примере нескольких произведений различных эпох и сравним образы женщин в них.
  • Во-первых, в произведениях русской литературы образ русской женщины может быть спокойным и нежным. Такие женщины хрупкие, кроткие и тихие, однако, сильные и гордые, смиренно несущие на своих плечах весь быт и помогающие мужчинам во всем. Пример такого образа женщины можно встретить в произведениях И. С. Тургенева.
  • Во-вторых, в произведениях русской литературы встречается также образ одухотворенной женщины, увлеченной каким-либо делом или отдающейся чему-нибудь с упоением. Пример таких образов можно встретить в произведениях Карамзина, Толстого и Достоевского.
  • В-третьих, отдельную категорию в русской литературе занимает женщина-мать. Матерям посвящено множество лирических и прозаических произведений русской литературы ибо только мать способна на большую и искреннюю любовь к своему ребенку. Пример женщин-матерей можно встретить во многих лирических стихотворениях С. А. Есенина, в поэме «Матренин двор» и во многих других произведениях.
  • В-четвертых, в русской литературе существует образ любящей женщины. На самом деле, любящая женщина в русской литературе встречается довольно часто. Любовь – это основной синоним образа женщины в русской литературе, наряду с нежностью, спокойствием и кротостью.
  • В-пятых, имеет место быть образ женщины-воина, сильной и храброй, которая наряду с мужчинами сражается с врагом. Пример такого образа встречается в военных произведениях второй половины двадцатого века, в частности, в произведениях Б. Васильева.
  • В-шестых, в русской литературе существует образ хитрой женщины, эгоистичной, которая ради своего довольства и достатка способна наплевать на других, ближних людей. Такой пример встречается довольно редко, присутствует в произведении Л. Н. Толстого «Война и мир» (Образ Элен).
  • В-седьмых, также имеет место быть образ эмансипированной женщины, которая имеет равные права с мужчинами, наряду с ними вовлечена в «мужские» дела. Такой образ ярко представлен в произведении И. С. Тургенева «Отцы и дети», а также во многих лирических произведениях М. Цветаевой и А. Ахматовой.
  • В-восьмых, в русской литературе встречается также образ женщины, переживший горе или беду, потерявшей кого-то, но сумевшей перебороть это в себе, продолжая помогать окружающим людям.
  • В-девятых, довольно распространен в русской литературе образ женщины-незнакомки, поистине прекрасной и чарующей. Такой образ часто встречается в лирических произведениях.

Все вышеперечисленные образы являются лишь основными типажами русских женщин, встречающихся в русской литературе. Существуют и многие другие. Как мы видим, все они различны, однако обладают одной общей чертой: во всех без исключения произведениях русская женщина – это, прежде всего, сильная духовно и физически личность, несмотря на всю свою хрупкость и нежность.

Замечание 2

Довольно часто в русской литературе образ женщины символизирует образ России. Россия в произведениях также представляется прекрасной, хорошо воспитанной, скромной и нежной девушкой, сильной духовно, с богатым внутренним миром.

Значение образа женщины в русской литературе

Образ женщины в русской литературе имеет очень большое значение:

  1. благодаря образу женщины в русской литературе, мы видим сейчас Россию такой, какой она была для простого народа, для женщин, которым приходилось подчиняться воле судьбы и жить в постоянном смирении. Таким образом, можно сказать, что использование образа женщин в русской литературе несет в себе историческую ценность.
  2. образ женщины в русской литературе может нести философско-религиозное значение, благодаря каким-то внутренним качествам.
  3. образ женщин в русской литературе несет нравственной смысл, благодаря ему в произведениях зачастую воспевается мораль, скромность и способность к жертве – все те качества, которыми обладала русская женщина.
  4. образ женщины в русской литературе зачастую связан с образом России и это не случайно. Так автор хочет показать, что качества русских женщин олицетворяют саму сущность нашей родины и ее народа. Также Россия – это мать для русских людей, поэтому может ассоциироваться с образом женщины-матери, родной, которую стоило не просто защищать – за которую стоило умереть.
  5. образ женщины-незнакомки, прекрасной, одухотворенной может ассоциироваться у читателя с чем-то недосягаемым, божественным, невесомым. Так, и русская женщина, и сама Россия казались высоконравственными, высокоморальными, обладающими самыми лучшими духовными качествами.

Таким образом, можно прийти к выводу о том, что образ женщины в русской литературе играет очень большую роль. Именно благодаря образу женщины русская литература приобрела свои отличительные черты и особенности, такие как: высокая мораль и нравственность произведений, патриотичность и любовь к своей родине, к земле, которая вырастила и воспитала.

Исходя из всего этого, можно сделать вывод, что образ русских женщин является опорным, ключевым во многих произведениях русской литературы. Без этого образа невозможно представить русскую литературу, как явление, потому что именно русские женщины, прекрасные, нежные, хрупкие, но такие сильные – вдохновляли поэтов и писателей на творчество во все времена!

12 героинь русской классики, которым нам всегда хотелось сказать: «Что-то не то вы творите, девчата»

В школьные годы вы наверняка написали не одно сочинение из серии «Женские образы в произведениях русских писателей XIX—ХХ века». И практически в каждом из них полагалось восхищаться поступками героинь «Войны и мира», «Обломова» или «Преступления и наказания». Причем неважно, что вы на самом деле думали по этому поводу.

Мы в AdMe.ru с уважением и трепетом относимся к отечественной классике, но, честно говоря, на месте некоторых из этих дам мы бы точно поступили по-другому.

© Жестокий романс / Мосфильм

Главная героиня пьесы Островского совсем запуталась в своих ухажерах.

И вроде бы девушка вполне прагматичная: отказывается от «неприличных» отношений с Кнуровым и Вожеватовым, выбирает простого и понятного Карандышева, который, кстати, единственный, кто на самом деле зовет ее замуж.

Но зачем же было рушить свою жизнь ради пары минут наедине с Паратовым, зная, что он уже собрался жениться на другой девушке?

© Жестокий романс / Мосфильм

Читайте также:  Художественный мир бориса виана «пена дней»

Мать Ларисы спит и видит, как выдать замуж дочку и за счет ее супруга поправить пошатнувшееся финансовое положение. Дальнейшая судьба девушки Хариту Игнатьевну, кажется, не особенно волнует.

Кстати, в фильме «Жестокий романс», ставшем вольной экранизацией пьесы Островского, упоминается, что обе старшие сестры Ларисы уже замужем и отчаянно несчастливы в браке: одна попала в лапы мошенника, а другая и вовсе вскоре стала жертвой ревности мужа.

Чтобы проучить навязанного ей жениха, героиня романа Достоевского недрогнувшей рукой отправила в камин 100 тыс. рублей.

В одном из отечественных изданий решили выяснить, сколько это будет в перерасчете на современные деньги, и обнаружили, что Настасья Филипповна чуть не сожгла 8 млрд рублей.

Вот и гадай, что это было: жест отчаяния или уверенность в том, что жадный до денег Ганя все равно успеет вытащить их из огня.

© Преступление и наказание / АСДС

Мало того что Сонечка из «Преступления и наказания» регулярно жертвует собой ради близких и, по сути, содержит всю семью, так она еще и отправляется на каторгу за компанию с Раскольниковым.

Девушка искренне надеется, что ее любовь и самоотверженность помогут преступнику окончательно раскаяться и отказаться от намерения выяснить «тварь он дрожащая или право имеет».

О дальнейшей судьбе героев Достоевский умалчивает, а нам почему-то кажется, что вряд ли эта совместная поездка в острог могла закончиться благополучно.

© Анна Каренина. История Вронского / Мосфильм

Главная героиня «Анны Карениной» разрушила свою семью ради любви молодого офицера. А ведь она наверняка понимала, что последствия ее романа будут весьма печальными.

Так и произошло: эта история сильно ударила по репутации ее супруга, а сама Анна потеряла возможность видеться с сыном Сережей.

Кстати, вы помните, что после трагической ситуации с поездом осиротел не только этот мальчик, но и крошечная дочка Анны, рожденная уже от Вронского? В итоге эту малышку забирает к себе Каренин и воспитывает как собственного ребенка.

© Анна Каренина. История Вронского / Мосфильм

Эту героиню романа можно назвать полной противоположностью яркой и дерзкой Анны. Многодетная мать Долли, она же Дарья Облонская, покорно терпит постоянные загулы и неверность мужа.

Правда, иногда она все-таки пытается показать характер, но затем все вновь возвращается на круги своя.

Некоторые литературоведы считают, что образ Долли Толстой списал со своей жены Софьи Андреевны, тоже с головой погруженной в домашние хлопоты.

© Гроза / Гостелерадиофонд

Конечно, мы обеими руками за семейные ценности и ни в коем случае не оправдываем супружеские измены. Но зачем так кардинально-то? Катерина сначала решила встречаться с другим мужчиной, затем сама во всем призналась злобной свекрови, а в финале бросилась с обрыва. Ну а мы в школьные годы дружно жалели ее и писали сочинения на тему «Луч света в темном царстве».

© Евгений Онегин / Ленфильм

Как раз из-за младшей сестры Лариной и произошла знаменитая дуэль Онегина с Ленским. Кажется, девушке просто понравилось то, что на нее обратили внимание сразу двое достойных мужчин, и она начала кокетничать напропалую, а вот о последствиях такого поведения барышня даже не задумывалась. Как и о том, что Онегин стал ухаживать за ней просто для того, чтобы позлить Ленского.

© Дама с собачкой / Ленфильм

Курортный роман Анны Сергеевны и Дмитрия Гурова никак не может закончиться. Герои рассказа Чехова знакомятся на отдыхе в Ялте и влюбляются друг в друга. Никого не смущает, что и она замужем, и он женат и воспитывает 3 детей.

Правда, со временем их отношения начинают приобретать болезненную окраску, когда так жить уже невозможно, но что дальше делать — совершенно непонятно. Впрочем, автор упоминает, что Анна Сергеевна раньше отчаянно скучала.

Возможно, именно поэтому она не спешит отказываться от романа, который стал для нее своеобразным развлечением.

Искренняя и самоотверженная героиня «Войны и мира» долгие годы была затворницей в имении своего деспотичного отца. Кажется, она до конца жизни проживет с навязанным ей комплексом «некрасивой, но доброй женщины».

Вспомните, как легко она отказалась от своей любви к Анатолию Курагину и попыталась устроить его счастье со своей компаньонкой-француженкой. Да, в конце романа Марья все же выходит замуж, но кто знает, удалось ли ей стать по-настоящему счастливой.

Возможно, она так и продолжала жертвовать собой и спасать других.

© Мастер и Маргарита / Россия-1

Героиня одного из самых знаменитых романов XX века выглядит настоящей хулиганкой. Получив волшебный крем и став невидимкой, она тут же полетела громить квартиру критика Латунского.

Причем делала это с видимым удовольствием: ведрами носила воду из кухни в кабинет и выплескивала ее в ящики письменного стола, залила кровать чернилами, утопила в ванне костюм критика, изрезала кухонным ножом простыни и разломала молотком шкаф.

© Мой ласковый и нежный зверь / Мосфильм

Образ нежной и романтичной Оленьки, безумно влюбленной в Камышева, накрепко засел в нашем воображении во многом благодаря фильму «Мой ласковый и нежный зверь». А ведь Чехов изначально считал свою героиню расчетливой и тщеславной.

© Мой ласковый и нежный зверь / Мосфильм

Оля Скворцова, с детства мечтавшая быть богатой и знатной дамой, после свадьбы буквально пошла вразнос.

Она начала оказывать знаки внимания другим мужчинам, что в итоге закончилось настоящей трагедией.

Если вы помните, ее мужа, который и вытащил Ольгу из нищеты, незаслуженно отправили на каторгу. А ведь у него были дети от первого брака — гимназист Гриша и 5-летняя дочка Саша.

А вы любите перечитывать классику? Как вы считаете, действительно ли все ее героини «белые и пушистые»?

Эстезис – Не героем единым: женщины в русской средневековой литературе

СТАТЬЯНе героем единым: женщины в русской средневековой литературе

Образы женщин в древнерусской литературе немногочисленны, но при этом они настолько яркие и запоминающиеся, что могут с легкостью стать в ряд с пушкинской Татьяной, Наташей Ростовой и Еленой Страховой из романа Тургенева «Накануне».

Княгиня Ольга была, пожалуй, самой выдающейся женщиной в древнерусской литературе.

Ответьте себе (только честно) на один вопрос: какая часть «Повести временных лет» вам запомнилась больше всего? Конечно, найдутся и такие, кому запомнилось описание убийства Бориса и Глеба, или такие, кому запало в душу «Поучение», но всё же большинство, не раздумывая, скажет: «Как Ольга древлянам отомстила». И это совершенно оправданный выбор! Для него есть целый ряд причин, не говоря уже о том, что сами способы казни древлян, выдуманные Ольгой, надолго впечатываются в память из-за своей зрелищной жестокости.

Первая причина – это сам факт того, что женщина стала главным героем летописи.

 Конечно, до написания «Домостроя» оставалось ещё несколько веков, и роль женщины в обществе ещё не была ограничена злополучным «Kinder, Küche, Kirche», но всё же в литературе доминировали мужчины, которые писали про мужчин и для мужчин.

Персонаж Ольги, соответствующий, вдобавок, исконно мужскому архетипу князя-полководца («Ольга с сыном своим Святославом собрала много храбрых воинов и пошла на Деревскую землю»), ещё долгое время оставался единственным в своём роде.

Вторая причина это, собственно, сам персонаж Ольги, её характер, ум, её цели и амбиции. Ольга не просто так уничтожает древлян – помимо того, что она мстит за своего мужа, она ещё и укрепляет свою власть, показывая, что покушение на князя не может остаться безнаказанным.

Месть княгини Ольги. Радзивилловская летопись. Часть 1, XV век

Месть княгини Ольги. Радзивилловская летопись. Часть 2, XV век. 

Пожалуй, самая интересная черта Ольги – это её ум, её изобретательность и проницательность.

Она не собирается просто убить послов древлян, она устраивает из этого самое настоящее шоу: «Любезна мне речь ваша, – мужа моего мне уже не воскресить; но хочу воздать вам завтра честь перед людьми своими; ныне же идите к своей ладье и ложитесь в ладью, величаясь, а утром я пошлю за вами, а вы говорите: «Не едем на конях, ни пеши не пойдем, но понесите нас в ладье”, – и вознесут вас в ладье». Занимателен тот факт, что ладья находится как бы на пересечении двух обрядов – свадебного и похоронного – так как задействована в каждом из них, и именно на этом и играет Ольга: древляне, ослеплённые её гостеприимством, видят только свадебный обычай, в то время как она сама уже подготовила для них похоронный.Третья причина носит экстратекстуальный характер: Ольга воплощает в себе целый ряд архетипов древнерусской литературы: как женских, вроде мудрой девы и разборчивой невесты, так и мужских, вроде вышеупомянутого полководца или мстителя.* Человеку, хоть немного подкованному в вопросах мифологии, её образ не может не напомнить древнегреческую Афину, богиню мудрости и войны. Подобная многогранность встречается довольно редко, особенно в летописях, и крайне эффектно поднимает Ольгу на целую ступень выше остальных персонажей.

Женские образы в «Слове о полку Игореве»

И снова я попрошу вас задать себе тот же вопрос. 

Ольга воплощает в себе целый ряд архетипов древнерусской литературы: как женских, вроде мудрой девы и разборчивой невесты, так и мужских, вроде вышеупомянутого полководца или мстителя

И снова большинство, наверняка, скажет, что глубже всего из всего «Слова» им запал в память плач Ярославны.

  • Над широким берегом Дуная,
  • Над великой Галицкой землей
  • Плачет, из Путивля долетая.
  • Голос Ярославны молодой;

Если Ольгу, мудрую воительницу, можно сравнить с Афиной, то верная, горячо любящая своего мужа Игоря Ярославна скорее похожа на Афродиту, древнегреческую богиню любви, или на заботливую Деметру.

Ярославна, как и Ольга, потеряла на войне своего любимого мужа, но её реакция кардинально отличается от действий Ольги: она не может пуститься в опасную дорогу на его поиски, равно как и не может оставить своих родных и детей, и единственное что ей остаётся – это молиться о его скорейшем возвращении.

Плач Ярославны носит легко ощутимый фольклорный характер: она трижды обращается к силам природы, к Ветру, Солнцу и Днепру, восхваляя Днепр и в то же время укоряя Ветер, который «… стрелы вражеские сея, только смертью веет с высоты» и Солнце, которое «жаждою стянуло лук походный, горем переполнило колчан», как бы намекая им, что для того чтобы загладить свою вину им надо вернуть Игоря в родную землю. Интересны и другие детали. Плачет Ярославна «Далеко в Путивле, на забрале», хотя историки единогласно утверждают, что в это время она была в Новгороде. Очевидно, что автор переместил Ярославну в Путивль, самый южный город Игорева княжества, для придания большей силы её плачу: она напрямую обращается к степи, которая забрала у неё мужа. Именно поэтому Ветер и Солнце оказываются в её речи главными виновниками – каждый, кто хоть раз был в степи, знает, что степной ветер не представляет собой ничего хорошего, а от палящего солнца в степи попросту негде укрыться.

Читайте также:  Образ маленького человека в рассказе Чехова «Смерть чиновника»

В. Г. Перов. «Плач Ярославны» (1881)

И плач её возымел действие! Первозданные стихии помогли Игорю освободиться из плена:

  1. И взыграло море. Сквозь туман
  2. Вихрь промчался к северу родному –
  3. Сам господь из половецких стран
  4. Князю путь указывает к дому.

Несмотря на то, что Ярославна появляется только в третьей части «Слова о полку Игореве», и роль её ограничивается только плачем, её персонаж является ключевым в развитии сюжета.

Автор строит повествование таким образом, что получается, будто именно Ярославне и её заговору (а её плач является ничем иным как фольклорным заговором), Игорь обязан своим спасением.

Ярославна являет собой образ женщины-берегини, любовь которой к своему мужу так велика, что преодолевает любые преграды, оказывается сильнее всех стихий и в итоге спасает его из заточения.

Но Ярославна не единственная женщина в «Слове». Помимо неё там присутствует ещё один, не столь конкретный образ. Он появляется не в самые важные, но эмоциональные моменты повествования и как раз является тем, что делает эти моменты эмоциональными.

Это собирательный женский образ, в который входят как половецкие девы, захваченные Игоревым войском в набеге в начале произведения, так и жены дружинников, оплакивающие их поражение, или «девы готские», ликующие после поражения князя.

Он не несёт в себе сюжетной нагрузки, но возникает тогда, когда необходимо показать лиричность момента, вызвать определённые контрастные эмоции и помочь читателю более глубоко проникнуть в настроение всего повествования.

Авдотья Рязаночка

Теперь давайте вернёмся к героической женщине. Авдотья Рязаночка, героиня одноимённой песни – образ фольклорный, даже былинный. В этой песне, сложенной, по мнению историков, в середине XIII века, речь идёт о разорении Казани турецким королём Бахметом:

  • Славный старый король Бахмет турецкий —
  • Воевал он землю российскую,
  • Завоёвывал он старый Казань-город подлесный

Именно такими словами начинается эта песня, и у читателя сразу же возникает ряд вопросов: что это за царь Бахмет такой? Когда это он завоёвывал Казань?

Да и причём здесь, собственно, Казань, если песня об Авдотье Рязаночке? Ответ на все эти вопросы один, и он очень прост: эта версия былины является адаптацией, в которой действующие лица (ну, по большому счёту – лицо, потому что во всей былине действует только два персонажа, один из которых – это сама Авдотья, а второй – царь Бахмет) и места (опять-таки, место, Казань) были заменены. В изначальной версии песни речь шла о разорении Рязани Батыем, то есть вышеупомянутые строчки должны читаться примерно как:

  1. Славный старый хан Батый татарский –
  2. Воевал он землю российскую,
  3. Завоёвывал он старый Рязань-город подлесный

Те, кто читал «Повесть о разорении Рязани Батыем», помнят, что закончилась она тем, что князь Ингвар Ингоревич заново отстраивает и заселяет Рязань. Здесь же его делом занимается как раз Авдотья:

Повесть о разорении Рязани Батыем. Миниатюра. Лицевой свод XVI в.

  • Только в Казани во городе
  • Оставалась одна молодая жёнка Авдотья Рязаночка.
  • Она пошла в землю турецкую
  • Да ко славному королю ко Бахмету турецкому,
  • Да она пошла полон просить

Уходя из Казани, царь Бахмет оставляет за собой, по всем фольклорным канонам,  «три заставы великие», которые Авдотья преодолевает. Прийдя, в итоге, к царю, Авдотья просит его «отпустить мне народу сколько-нибудь пленного, хоть бы из своего-то роду-племени».

Бахмет, опять-таки, как и положено, загадывает ей загадку, которую Авдотья успешно разгадывает.

 В итоге, проникнувшись уважением к этой храброй женщине и впечатлившись её подвигом, царь отпускает всех её сограждан, и вдобавок предлагает ей взять «золотой казны столько, сколько надобно».

В общем и целом, мы видим типичную былину, но с одним существенным отличием: главным героем в ней является женщина. Образ Авдотьи – это воплощение женщины-спасительницы, самоотверженно решающейся на подвиг ради спасения своего народа.

Подвиг Авдотьи – подвиг именно женский: она не сражается с несметными полчищами врагов, но вместо этого преодолевает испытания благодаря своей мудрости и непоколебимой силе духа.

Авдотья – это собирательный образ, в котором проявляется характер настоящих русских женщин: женщин, которые защищали свои дома и следили за хозяйством, пока их мужья были на войне. Женщин, которые следовали за своими мужьями в ссылку.

Женщин, которые восстанавливали заводы и работали в тылу, не покладая рук. Не воительниц, как княгиня Ольга, но, тем не менее, настоящих героинь.

Мать в «Житии Феодосия Печорского»

Мать – это первый женский художественный образ, который приходит на ум, но я не зря привожу его последним, ведь мать в «Житии», написанном Нестором, может испугать читателя:

«… не раз, придя в ярость и гнев, избивала она сына, ибо была телом крепка и сильна, как мужчина. Бывало, что кто-либо, не видя ее, услышит, как она говорит, и подумает, что это мужчина.»

Феодосий с самого детства был благочестивым ребёнком, он чурался игр с другими детьми, носил лохмотья вместо одежды, прилежно учился и усердно работал. Казалось бы, это мечта любой матери, но она считала, что «своим видом он и себя срамит, и семью свою.»

Когда Феодосий попытался уйти с группой паломников в Святую Землю, мать догнала его и с побоями отвела домой. Когда Феодосий начал печь просфоры для богослужений в местной церкви, мать устыдилась его занятия и снова, побоями, заставила его прекратить.

Когда Феодосий начал носить вериги, мать заметила это, сорвала их с него и запретила носить их дальше. Казалось бы, мать Феодосия играет роль явного антагониста.

Более того, в тексте прямо говорится, что сам дьявол пытался через неё совратить Феодосия с пути истинного: «Но и враг не дремал, побуждая ее воспрепятствовать смирению сына.»

Подвиг Авдотьи – подвиг именно женский: она не сражается с несметными полчищами врагов, но вместо этого преодолевает испытания благодаря своей мудрости и непоколебимой силе духа.

Житие Феодосия Печерского, XVII век

Но затем ситуация резко меняется. Когда Феодосий уходит в Киев – туда, где ему было суждено оказаться, мать оказывается не в состоянии ему помешать.

Когда она, в итоге, находит его и пытается вернуть его домой, Феодосий непреклонен в своём намерении остаться.

Он предлагает матери постричься в монахини в одном из соседних монастырей, чтобы они могли видеться, и после долгих размышлений она соглашается.

Примечателен тот факт, что после того как она уходит в монастырь, Нестор даже не упоминает о том, виделись ли они после этого или нет: «…постриглась она, облеклась в монашеское одеяние и, прожив много лет в искреннем покаянии, мирно скончалась.»

Итак, что же получается? Мать Феодосия (имени которой мы, кстати, не знаем) волей-неволей направила своего сына на тот путь, который и был ему предначертан, не давая свернуть с него (уйти в Святую Землю или в другой город, не названный в летописи).

Она сыграла роль Божественного промысла, и если бы не она, Феодосий не основал бы свой монастырь и не совершил бы всех чудес, описанных в «Житии». Сама она, при этом, обрела покой в монастыре, и якобы именно с её слов и было записано «Житие».

Иными словами, даже если её методы можно назвать спорными, она помогла своему сыну найти своё место в жизни, выполнила свой материнский долг и, поняв это, смирилась, отпустила сына и позволила ему идти своим путём. Ведь, так или иначе, такова судьба всех матерей.

Неудивительно, что многие из женских образов, появившиеся много столетий назад, мы храним в памяти до сих пор – настолько яркими они получились.

Их описания могут быть немногословными, но, согласитесь, в женских характерах, созданных в столь давние времена, проступают новые неожиданные грани.

Начиная с XII века через всю русскую литературу проходит образ русской женщины – умной, сильной, решительной, но непредсказуемой и противоречивой. ■

Наталья Дровалёва

Ссылка на основную публикацию