Образ Пугачёва в произведениях Пушкина и Есенина

Два замечательных русских поэта создали, каждый по-своему, образ Емельяна Пугачёва, предводителя восстания яицких казаков, переросшего в Крестьянскую войну 1773–1775 гг.

Роман Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка», в котором Пугачёв — центральная фигура, был написан в 1836 году, а поэма Сергея Александровича Есенина «Пугачёв» увидела свет в 1922 году, когда была издана отдельной книгой.

Пушкин был любимым поэтом Есенина, но Есенин был не согласен с тем, как осветил автор «Капитанской дочки» Пугачёвское восстание и образ его предводителя. Сравнительная характеристика Пугачёва у Есенина и Пушкина поможет выявить разницу во взглядах поэтов на эту историческую фигуру.

Различие в подходе освещения образа Пугачёва

Помимо того, что дворянин Пушкин и поэт крестьянского происхождения Есенин не могли одинаково оценивать Пугачёвское восстание и его предводителя, имеются ещё несколько причин различного изображения ими образа Пугачёва.

Роман «Капитанская дочка» написан от лица дворянина Петра Гринёва в виде мемуарных записок, поэтому чёткой авторской оценки Пугачёва здесь нет. Поэма же Есенина написана от лица поэта-лирика, и образ главного героя получился лирическим. Поэт сочувствует своему герою.

У Пушкина Пугачёв — один из героев, он — центральная фигура, к которой сходятся все сюжетные линии, но не единственный главный герой. А у Есенина Пугачёв — главный, причём романтический, герой. Поэт показывает, что у Емельяна душа романтика, хотя он и стал лидером жестокого бунта.

Сравнивать образ Пугачёва, описанный в стихотворной форме и в прозе, сложно. Тем более, если это пушкинская проза, которой присущи лаконичность и сжатость слога. Пушкин отказался от сближения прозы с поэзией, которое было присущё ранее русской прозе.

Он демонстративно отказывается от романтизации своих героев, в том числе и Пугачёва. Для него этот человек — не только предводитель восстания, но и простой донской казак Емелька Пугачёв, который стал во главе грандиозных исторических событий во многом случайно.

До написания «Капитанской дочки» Пушкин изучил много документов по истории Пугачёвского бунта. Но главной его задачей было показать, что в борьбе противоположных общественных сил человек может сохранить честь и достоинство.

Поэтому-то бунт и его предводителя читатели видят глазами такого героя — молодого честного дворянина Петра Гринёва.

Думается, упрёк Есенина Пушкину в том, что в «Капитанской дочке» мало имён сподвижников Пугачёва, не совсем справедлив — ведь повествование ведётся от лица Гринёва, который виделся с этим донским казаком и его товарищами всего несколько раз.

В своей поэме Есенин постарался образно и ярко воссоздать не только образ Пугачёва, но и образы его сподвижников (атаманов Кирпичникова, Оболяева, Караваева, Зарубина, беглого каторжника Хлопуши). Есть в поэме и образы предателей: Творогова и Крямина.

Стоит отметить, что образы Хлопуши (Афанасия Соколова) и беглого капрала Белобородова в «Капитанской дочке», несмотря на то, что описаны лаконично, предстают перед читателем, как живые, запоминающиеся герои.

Именно при общении с ними предводитель восстания показывает свою зависимость от этих своих «господ-енералов». Он опасается и своих «казачков», и дворян, которые перешли на его сторону.

Сообщая Петру Гринёву, что Белобородов и Хлопуша смотрели на него косо, а Белобородов даже настаивал на пытке, Пугачёв понижает голос, — чтобы его слова не услышал сопровождавший их татарин.

Пушкин показал необузданную силу Пугачёва, но отметил, что свободой, самостоятельностью и независимостью в своём праве миловать (то есть именно тем, что делает властителей властителями) он обладает не вполне; значит, он не вполне и господин своего положения.

В романе Пушкина не предводитель управляет стихией народного бунта, и не стихия им — просто они уже стали неотделимы. Угасание стихии, усмирение восставшего народа равнозначно смерти вождя бунтовщиков.

В приписке «издателя» к запискам Гринёва сообщается, что Пугачёв перед казнью узнал в толпе некогда спасённого им дворянина «и кивнул ему головою, которая через минуту, мёртвая и окровавленная, показана была народу».

Авторское отношение к Пугачёву

Пушкин и Есенин по-разному относились к личности Пугачёва, но сходились в том, что она неоднозначна.

Отношение Пушкина к личности Пугачёва

Центральной фигурой в «Капитанской дочке» Пушкин сделал Пугачёва — к нему сходятся все сюжетные линии романа.

В сюжетном построении этого произведения обозначены любовная история взаимоотношений Гринёва и Маши Мироновой и события Пугачёвского восстания.

Такая структура романа позволила автору осмыслить народное восстание и наиболее полно раскрыть личность его предводителя, а также на примере Гринёва и Маши обратиться к основным ценностям русского характера.

Пушкин хоть и понимал, что в восстании проявилось стремление народа к воле и свободе, не мог одобрить жестокость этого бунта. «Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!» — писал он в главе XIII «Арест».

Пугачёв, при всей своей жестокости, в изображении Пушкина вызывает симпатию читателей. Он показан человеком широкой души, способным к великодушным поступкам, к милосердию.

Пушкин изобразил Пугачёва как талантливого предводителя стихийного народного восстания, воплотил в этом образе яркий народный характер, лучшими чертами которого являются сметливость, находчивость, наблюдательность, ум, отсутствие рабского унижения.

Этот человек может быть как жестоким, так и благодарным и справедливым. Его захватила стихия народного движения.

Мотивы поступков героя заложены в морали калмыцкой сказки, которую от него услышал Гринёв: «…чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что бог даст!»

В «Капитанской дочке» Пугачёв описан весьма подробно — таким, каким видит его не автор, а Гринёв, от лица которого ведётся повествование. Чёткого же авторского мнения о вожде бунтовщиков в романе не выражено, Пушкин предоставляет читателю самому оценить личность этого человека.

Отношение Есенина к личности Пугачёва

Поэтический образ Пугачёва в поэме Есенина «Пугачёв» окрашен трагическим лиризмом. Этот герой к мысли о бунте приходит не сразу. После долгих скитаний он приходит на берега Яика и видит тяжёлую жизнь народа, его возмущает бедственное, убогое существование простых людей.

Емельян узнаёт от сторожа-казака, что жизнь народа стала тяжелее после смерти Петра III и что люди надеются, что придёт «мужицкий царь» и возглавит мятеж против Екатерины II.

Герой поэмы принимает на себя имя царя Петра III, несмотря на то, что «в мёртвое имя влезть — то же, что в гроб смердящий» («Больно, больно мне быть Петром, //Когда кровь и душа Емельянова»).

Пугачёв у Есенина — романтический герой. Он против стихийного, жестокого и беспощадного мятежа и упорно отстаивает идею разумной, справедливой войны.

Образ есенинского Пугачёва — это образ доброго человека, умеющего прощать, ведь даже сподвижников, предавших его, он простил: «Неужель под душой так же падаешь, как под ношей? //А казалось… казалось ещё вчера… //Дорогие мои… дорогие… хор-рошие…» Этот последний возглас-выкрик звучит как прощание со своей мечтой и как прощение отступникам.

Есенин показывает и самоуверенность своего героя, его убеждённость, что его везде ждут, везде ему рады. Эта самоуверенность не привела его ни к чему хорошему.

Образ Пугачёва в поэме противоречив, сложен:

  • Этот степной дикарь с «медвежьим» тёмным нутром наделён «светильником» мысли, светлым разумом.
  • Герой — свирепый мятежник, любимый народом «за буйство и удаль». И в то же время он — чудак, мечтатель, «как в решете, просеивающий плоть».

Можно сказать, что сподвижники Пугачёва в поэме — это его сомнения и мысли, одетые в «плоть». Они помогают раскрыть разные стороны души героя. Есенин показал, что трагедия главного героя поэмы состоит в том, что он не смог обуздать стихию бунта, передать людям силу своей убеждённости в победе и был ими предан.

Сравнительная характеристика Пугачёва в романе «Капитанская дочка» и в поэме «Пугачёв» (таблица)

Параметры сравнения В романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» В поэме С. А. Есенина «Пугачёв»
Черты характера Ум, находчивость, сметливость, наблюдательность, отсутствие рабского унижения, смелость, решительность, самоуверенность, свободолюбие.
Дерзость, жестокость, но в то же время милосердие, великодушие; глубокая связь с народом. Мечтательность; неприятие жестокой стихийности бунта; желание вести войну справедливо; умение прощать.
Отношение автора к герою Пушкин представил Пугачёва как человека с противоречивым характером, но своего отношения к нему не обозначил, считая, что читатели сами оценят этого героя. Есенин сочувствует своему романтическому герою-мечтателю, жалеет, что он был предан своими сподвижниками.
Вывод Образ Пугачёва для Пушкина — это повод для размышления о соотношении жизни исторической и частной жизни человека, а для Есенина — раскрытие трагедии личности, поднявшейся на протест и обречённой на гибель.

Вывод

Образ Пугачёва в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» и в поэме С. А. Есенина «Пугачёв» показан по-разному: у Есенина он идеализирован, поэтизирован, а Пушкин раскрыл этот образ в традициях реализма.

В есенинской поэме ярко обозначена авторская симпатия к главному герою, который показан в роли мученика, а в романе «Капитанская дочка» Пушкин явно своего отношения к предводителю восстания не демонстрирует, предоставляя самим читателям решить, кто это — кровавый убийца или народный герой.

Пугачев в поэме Есенина «Пугачев» и в народном фольклоре :: сочинение по литературе на Сочиняшка.Ру

Два великих поэта, Пушкин и Есенин, каждый в свое время взялись за задачу освящения пугачевского восстания. Казалось бы, взгляд на одни и те же события должен быть одинаков, однако у них получилось немало различий. Среди прочего — использование для этой цели разных инструментов.

Пушкин использовал образ Пугачева в произведении «Капитанская дочка». Оно является историческим романом, т.е. в книге описывается конкретная историческая эпоха. Автор со стороны наблюдает за развитием действий.

Есенин выбрал для своего повествования жанр драматической поэмы. Он глубоко чувствовал дух того восстания и личность Пугачева, восхищался им.

Можно сказать, что образ Пугачева в произведениях Пушкина и Есенина обретает разницу уже с жанров их сочинений, что удивительно, ведь оба изучали практически одни исторические свидетельства.

  Басня «Стрекоза и муравей»: колорит крыловских басен

Пугачев в произведении Пушкина

Пугачев в «Капитанской дочке» Пушкина предстает больше похожим на главаря шайки разбойников, нежели на руководителя восстания. Он хочет быть похожим на Гришку Отрепьева, жестокого авантюриста. Готов убивать невинных людей, которые встают на его пути. Он вполне осознает, что восстание обречено на поражение, и от этого ведет себя как загнанный зверь.

Тем не менее даже Пушкин не может отрицать, что в Пугачеве есть великодушие и доброта. Так, например, он не смог причинить вреда Гриневу, который однажды помог лидеру восстания. Это зрелый, бывалый человек, которого люди готовы слушать и за которым готовы идти. Именно многогранность образа придает жизнь герою. Таким увидел Пушкин Пугачева, изучая исторические документы.

Пугачев в произведении Есенина

Есенин также изучал именно исторические документы, однако его Пугачев получился куда более привлекателен. Есенин наделяет своего героя такой чертой, как мечтательность, Пугачев очень хочет в казахские степи на волю. Лидер восстания у поэта теперь уже обладает романтической душой. Он очень добр и прощает даже своих друзей-предателей, которые его и выдают властям.

Слегка портит образ у Есенина пугачевская самоуверенность. Он считает, что ему все и всегда рады. Также в поэме говорится, что люди любят его за буйство, но, очевидно, оно справедливо, иначе все попросту боялись бы его.

Популярные сочинения

  • Сочинение на тему Конь с розовой гривой по рассказу Астафьева Произведение является автобиографическим рассказом, сюжетная линия которого повествует об одной из житейских ситуаций, произошедших с писателем.
  • Ложный и истинный патриотизм в романе Война и Мир сочинение В романе-эпопее «Война и мир» Л.Н.Толстой изобразил долгие и сложные события начала 19 века, поэтому произведение стало одним из важнейших в русской литературе
  • Образы народных заступников в поэме Кому на Руси жить хорошо Некрасов в своем творчестве очень часто обращается к такой теме, как показ «народного заступника», в частности и в своем произведении «Кому на Руси жить хорошо».

Сопоставление образа Пугачева в произведениях Пушкина и Есенина

Сочинение на данную тему следует начинать с обзора образов по отдельности, что мы и сделали выше. Затем, уже по готовым описаниям, будет очень легко составить сравнительную характеристику.

Образ Пугачева в произведениях Пушкина и Есенина похож в некоторых чертах характера. Так, общими у них выступают жестокость к виновным и невиновным, а также иногда проявляющаяся доброта.

Оба поэта находят, что Пугачев является сильной, неординарной личностью, однако у Есенина он выступает почти гением.

Авторы наделяют Пугачева даром предвидения, герой точно знает, что его попытки создать восстание и освободить крестьян провалятся.

Отметим, что образ Пугачева в произведениях Пушкина и Есенина имеет и довольно сильные отличия. Самое главное из них заключается в понимании роли восстания Пугачева. Пушкин не понимал и считал, что это лишь единичный случай, что восстание не могло закончиться по-иному.

Есенин же видел в Пугачеве всех россиян, крестьянство и чувствовал родство с ними, это было именно народное восстание. Не зря автор так много описывает природу, как будто соединяет восстание и Пугачева с ней.

У Есенина он наделен поэтической душой, в то время как у Пушкина он просто умный, но не слишком глубокий человек.

Пугачев в поэме Есенина

Есенин подошел к описанию Пугачева с несколько другой стороны. В его произведении образ революционера гораздо более привлекателен, чем в произведении Пушкина. Читателю автоматически становится интересен и приятен этот образ, он в какой-то мере даже вызывает восхищение.

Читайте также:  Роль пейзажа в повести «Олеся» (Куприн)

Несмотря на то, что Пугачев – главный лидер жестокого восстания, в произведении Есенина читатель видит его романтическим героем. Он мечтателен и устремлен к цели, он верит в свою идею и готов отдать жизнь за то, чтобы сделать мир лучше.

Есенин дает читателю понять, что убийства, совершенные Пугачевы совершены из чувства справедливости. Он – великодушный и честный человек, готовый к прощению и добру. Недаром Пугачев прощает даже тех предателей, которых он считал друзьями.

Отрицательной чертой Пугачева у Есенина является излишняя самоуверенность, ведь Емельян уверен, что его везде ждут, везде рады ему. Но эта черта героя не приводит к хорошим последствиям.

Причины таких разных мнений

Существует несколько причин, почему образ Пугачева в произведениях Пушкина и Есенина получился по-разному.

Во-первых, Пушкин принадлежал к высшему, дворянскому сословию. Он смотрел на это восстание как на угрозу, на ошибку со стороны негодующих и не понимал, с какой целью это было сделано. Он так и называет этот бунт — «бессмысленный и беспощадный».

Есенин же вырос в деревне, среди крестьян, поэтому можно сказать, что он из низшего сословия, из которого и происходили восставшие. Именно поэтому ему близки и понятны и цель, и средства.

Это и объясняет, почему таким негативным вышел образ Пугачева в произведениях Пушкина, а у Есенина он гораздо более приятен.

Во-вторых, великие поэты жили с разницей в сто лет. За это время изменилась политическая ситуация, произошла отмена крепостного права и царской власти. В это время шел пересмотр всех исторических событий, в том числе и о восстании Пугачева. Его дело возвеличивалось и воспевалось, создавалось множество произведений на эту тему.

Сопоставление образа Пугачева в произведениях А. С. Пушкина, С. А. Есенина и в фольклоре

Сопоставление образа Пугачева в произведениях А. С. Пушкина, С. А. Есенина и в фольклоре Сопоставление образа Пугачева в произведениях А. С. Пушкина, С. А. Есенина и в фольклоре 1. Пугачев — герой одноименной поэмы Есенина. 2. Пушкинский Пугачев. 3. Фольклорный образ Пугачева.

В поэме Сергея Есенина «Пугачев» главный герой предстает перед нами как романтический, трагически лирич­ный образ. Историческое лицо трансформировалось у Есенина в олицетворение русского бунта, как бы его духовная ипостась. Сам поэт называл Пугачева «почти гениальным человеком». Герой Есенина осознает, что он избран.

Яик, Яик, ты меня звал Стоном придавленной черни! Пугачев расспрашивает сторожа из городка, как живется народу: Слушай, отче! Расскажи мне нежно, Как живет здесь мудрый наш мужик? Так же ль он в полях своих прилежно Цедит молоко соломенное ржи? Так же ль здесь, сломав зари застенок, Гонится овес на водопой рысцой, И на грядках, от капусты пенных, Челноки ныряют огурцов? Так же ль мирен труд домохозяек, Слышен прялки ровный разговор? Услышав, что народ ждет пришествия не кого иного, а Петра III, он решает принять его имя, хотя это для него «то же, что в гроб смердящий». Больно, больно мне быть Петром, Когда кровь и душа Емельянова. Человек в этом мире не бревенчатый дом, Не всегда перестроишь наново… Но… к черту все это, к черту! Прочь жалость телячьих нег! Нынче ночью в половине четвертого Мы устроить должны набег. Пугачев у Есенина — и дикарь, и светлый ум, и мечтатель, и мятежник. Как говорит Хлопуша, чернь любит Пугачева «за буйство и удаль». Автор показывает характер своего героя во всей полноте. Поняв, что его предали соратники, Пугачев все равно называет их «дорогими, хорошими». Это означает прощение. Поэму даже называли «исповедью души Пугачева». Есенин создал драму одного героя, все остальные персонажи не сопровождают его на протяжении повествования, не выходят за пределы своих глав. В герое Есенина мы видим обреченность, трагическую предопределенность.

В «Капитанской дочке» А. С. Пушкина картина Пугачевского восстания показана как стихийный крестьянский бунт. Пушкин написал свой исторический роман в форме мемуаров. До Пушкина эта тема считалась запретной, и ее изображение было достаточно однобоко.

Материалов по восстанию было мало, и Александр Сергеевич сам ездил в Оренбургскую область и записывал свидетельства очевидцев, изучал архивы. Пушкин в своем трактате «История Пугачевского бунта» наиболее объективно отразил все события.

Но «Капитанская дочка», сохраняя принцип историзма как главный, сплетает судьбы вымышленных героев и реальных исторических лиц. В сюжетную линию повести положены реальные события, и автор на примере своих героев показывает судьбу всего народа. Рассказчик Петруша Гринев — непосредственный участник событий и свидетель истории.

Он лично знаком с Пугачевым и не может не рассказать о нем и его окружении, потому что сам столкнулся с ним настолько близко, что от решения Пугачева порой зависела его жизнь и жизни дорогих ему людей. Как дворянин Гринев принимает восстание как бессмысленный бунт, рассказывает о расправах пугачевцев, например, о расправе в Белогорской крепости.

Но вместе с этим он говорит о широкой душе Пугачева, благородстве: три раза помиловал его Пугачев, избавил его невесту от надругательства Швабрина. Он живет по пословице «долг платежом красен». Пугачев предстает перед читателем как антипод Гринева. Он и враг ему и друг.

Когда Пугачев предлагает Гриневу служить ему, Петр отказывает потому, что уже дал присягу императрице. Он считает, что долг и офицерская честь — превыше всего. Его устами автор говорит: «Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!» Пугачев — это разрушение и гибель. Характер Пугачева раскрывается по ходу повествования.

Сначала мы видим его то ли беглым каторжником, то ли пропойцей, «мужичком» в пророческом сне Гринева. Пугачевское восстание несет с собой разрушение и гибель. На военном совете у Пугачева Петрушу поражает песня, которую поют обреченные на виселицу люди. Пушкинский герой решителен, суров и великодушен.

Он борется не за себя, а за народ, чтобы облегчить его жизнь. Перед Гриневым он не таится, почти прямо говорит, что он самозванец. Пугачев знает, что совершает государственное преступление, но сознательно идет на жертву во имя людей. Это исторически правдивый образ крестьянского вождя.

Пугачев у Пушкина во многом похож на Пугачева из фольклора, казацких песен и былин. Появление героя во время бурана предвещает бунт. Он безжалостен, но помнит добро, обладает по-царски широкой душой. Основным источником событий прошлого в то время были исторические песни, предания, легенды. В фольклоре Пугачев — царь — избавитель, герой былин, песенный разбойник.

Русский народ постоянно складывал легенды о том, что на землю придет истинный царь, настоящий, именно таким и считали Пугачева. Он ассоциируется в фольклоре с «законным царем» Петром Федоровичем, в отличие от Степана Разина. В некоторых преданиях, как заметил исследователь Л.

Элиасов, утверждается, что Пугачев был прямым преемником Степана Разина, который лично поручил ему продолжать крестьянское восстание. О Пугачеве народ сложил много легенд. Гора Пугачева, речка Пугачевка, дуб Пугачева на Кленовой горе в Марий Эл, с которого он смотрел, далеко ли до Казани — все это, названное его именем, говорит о нем как о любимце народа.

Итак, Пугачев в литературе и фольклоре разный, герой отвечает требованиям того времени, в которое написано произведение, он зависит от личности автора. Но Пугачев везде — личность незаурядная, загадочная и по-своему благородная.

Другие части и похожие материалы:

  • Земли родной минувшая судьба
  • Героический образ Пугачева в повести «Капитанская дочка»
  • Герои исторические и вымышленные в повести А. С.…
  • ПРОЕКТ «ЕМЕЛЬЯН ПУГАЧЁВ»

Пугачев в истории

Неполным был бы без исторического обзора образ Пугачева в произведениях Пушкина и Есенина. Сочинение на эту тему вполне можно закончить краткой исторической справкой.

Емельян Иванович Пугачев родился в Донской области и обладал всеми чертами настоящего казака. Он всегда имел особые качества лидера, а также смекалку. Пройдя две войны, Пугачев отправился к реке Яик и там объявил себя убитым Петром III.

Место было выбрано с умыслом, потому что незадолго до этого в этом месте были жестокие столкновения крестьян и правящей верхушки. Можно сказать, что Пугачев лишь возглавил это восстание. Он смог собрать солидную армию, причем не один раз, однако организации войску явно не хватало.

В результате 9-тысячное войско мятежников было разгромлено всего 3 тысячами регулярных войск. Сам Пугачев был выдан властям своими же соратниками. Его казнили в 1775 году в Москве.

Образ Пугачева в произведениях Пушкина, Есенина может помочь лучше понять суть восстания и характер лидера при изучении исторического аспекта темы. Вообще, такие произведения позволяют взглянуть на события с другой, человеческой стороны.

Сравнительный анализ

Получается, что образ одного и того же человека у двух авторов представлен по-разному. Несмотря на то, что и тот, и тот вариант не являются безосновательными, основаны на реальных событиях, написаны по историческим документам, читатель все же видит разного человека.

Образ Пугачева в произведениях Пушкина Есенина различается. Почему? Для этого может быть несколько причин. На этом могли сказаться разница эпох и социальное положение авторов. Есенин жил гораздо позже Пушкина, информация до него дошла уже в форме далекой истории.

К тому же разница в происхождении авторов могла сказаться на восприятии и передаче образа.

Если для Есенина, который был близок к крестьянскому народу, идеалогия Пугачева была близка и понятна, то для Пушкина Пугачев служил скорее угрозой и противником, нежели кумиром идеалом.

Таким образом, в разных произведениях историческая личность может быть описана по-разному. Читатель должен уметь воспринимать художественное произведение не как достоверные факты, а как размышление автора, его точку зрения на ту или иную проблему.

Данная статья поможет грамотно написать сочинение на тему «Образ Пугачева у Пушкина и Есенина».

Образ Пугачева в поэме Есенина "Пугачев". Оценка поэмы критиками

Сергей Есенин исключительно тщательно приступил к сбору материалов перед написанием поэмы «Пугачёв».

Поэт решился осветить один из наиболее сложных этапов развития отечественной истории, хотел максимально правдиво рассказать о том времени. Все необходимые исторические сведения он собирал, исследовал не один год.

Непосредственно к работе над поэмой поэт приступает в 1921-м году, а в 1922-м она уже была опубликована отдельной книгой.

Сам Есенин говорил о своей работе над произведением И. Н. Розанову. Стоит отметить, что у Сергея Есенина любимым поэтом был Пушкин, однако к освещению данного восстания в произведениях великого поэта Есенин отнёсся критично.

Автор поэмы «Пугачёв» в процессе исследования исторических фактов пришёл к выводу, что, к сожалению, в текстах Пушкина многое оказалось искажёно.

В произведениях Пушкина совсем мало имён бунтовщиков, зато названо много людей, пострадавших от рук пугачёвцев, усмирителей восстания. Есенин замечает, что он постарался обрисовать не только самого Пугачёва, но и воссоздать ярко и объективно образы его сподвижников.

Кроме того, Сергей Есенин в своей поэме стремится придать действию динамизм, меняя героев в каждой сцене. Никто не повторяется, кроме самого Пугачёва. Этот приём создаёт акцент и на его образе.

Интересно, что именно монолог Хлопуши часто читал сам Есенин, сохранилась даже фонограмма с записью.

Почему поэт обратился к образу Емельяна Пугачева?

Образ Пугачева в поэме Есенина «Пугачев» является центральным. Для чего же поэту понадобилось обратиться к нему? Есенин надеялся, что Россию возвеличит Октябрьская революция, что она сделает нашу страну сильной. Сергей Александрович мечтал об Инонии — крестьянском рае.

Однако он не наступал, а между тем вопрос о том, куда же несет всех нас рок событий, все больше тревожил Есенина. Инония превратилась в недостижимую мечту. Поэтому обратился, тревожась за будущее крестьянской Руси, к такому историческому персонажу, как Емельян Пугачев, Есенин.

Ведь именно Емельян пытался построить силой этот крестьянский рай.

Каким увидел Пугачёва Есенин

Мы не сомневаемся, что Сергею Есенину довелось изучить те же самые исторические свидетельства, но вот что интересно — образ его Пугачёва вышел намного привлекательнее, и вызывает даже некоторое восхищение.

У главного героя в произведении Есенина есть такие черты, как стремление у воле и мечтательность. По сути, это романтический герой, у него душа романтика, хоть он и выступил лидером жестокого восстания.

Образ Пугачёва у Есенина наполнен добротой и прощением, ведь даже якобы друзья его, которые оказались предателями и выдали его, получили прощение главаря.

Хотя скажем, что из-за самоуверенности его личность несколько омрачена, ведь убежденность Пугачёва, что его везде ждут и радуются, не приводит ни к чему хорошему.

Поэма Есенина разъясняет, что людям нравится жестокий нрав этого человека, но его убийства, скорее всего, продиктованы чувством справедливости, в противном случае, он навевал бы на людей только страх.

Образ Пугачева у Есенина: основные черты

Поэма создавалась автором с марта по август 1921 г. В этом же году состоялась ее читка в театре Мейерхольда. Однако постановка не осуществилась.

У Есенина образ Пугачева романтизирован. Сергей Александрович свою поэму не осложняет другими персонажами, даже малозначительными. Лишь образ Пугачева в поэме Есенина «Пугачев» показан в развитии. По замечанию автора, кроме Емельяна, почти никто не должен повторяться в трагедии. Новые лица должны быть в каждой сцене. Это выдвигает главную роль Пугачева и придает больше движения.

Читайте также:  Как выбрать ВУЗ по направлению «Журналистика»? (обзор московских вузов)

Емельян выступает человеком, которого ждал народ. Своего героя Есенин показывает и тогда, когда мятеж лишь назревал, и после того, как главный герой объявил о том, что он царь.

Образ Пугачева в поэме Есенина «Пугачев» достаточно сложен. Емельян показан противоречиво. В его образе жестокость сочетается с доверчивостью.

Складывается впечатление, исходя из отношения этого героя к подчиненным, что они его слуги, обязанные выполнять его распоряжения.

Об избранности, значимости Пугачева говорит Хлопуша, уральский каторжник, который был послан к Емельяну для того, чтобы убить его, но пришел к нему как друг. Как и главный герой произведения, Хлопуша считает, что войну нужно вести разумно, необходимо налиться умом, а не только гневом.

Сравнительный анализ

Получается, что образ одного и того же человека у двух авторов представлен по-разному. Несмотря на то, что и тот, и тот вариант не являются безосновательными, основаны на реальных событиях, написаны по историческим документам, читатель все же видит разного человека.

Образ Пугачева в произведениях Пушкина Есенина различается. Почему? Для этого может быть несколько причин. На этом могли сказаться разница эпох и социальное положение авторов. Есенин жил гораздо позже Пушкина, информация до него дошла уже в форме далекой истории.

К тому же разница в происхождении авторов могла сказаться на восприятии и передаче образа.

Если для Есенина, который был близок к крестьянскому народу, идеалогия Пугачева была близка и понятна, то для Пушкина Пугачев служил скорее угрозой и противником, нежели кумиром идеалом.

Таким образом, в разных произведениях историческая личность может быть описана по-разному. Читатель должен уметь воспринимать художественное произведение не как достоверные факты, а как размышление автора, его точку зрения на ту или иную проблему.

Данная статья поможет грамотно написать сочинение на тему «Образ Пугачева у Пушкина и Есенина».

Отражение авторской позиции и мироощущения в образе Емельяна

Продолжая описывать образ Пугачева у Есенина, отметим, что Емельян не является сторонником беспощадного и стихийного мятежа. Его мечты — мечты о новом мире, которые разделял и сам Есенин. В полном драматического напряжения финале мы видим героя, преданного соратниками. И ощущаем как никогда его трагедию и одиночество.

Заключительный монолог главного героя Сергей Александрович читал Максиму Горькому, взволновав последнего до спазма в горле. Состояние самого поэта отражается в его надрыве. Есенин в городе не прижился, но уже стал чужим в деревне. Он почувствовал свое одиночество особенно сильно тогда, когда вернулся из заграничного путешествия.

Пугачев в произведении Пушкина «Капитанская дочка»

Пушкин описывает Пугачева весьма подробно. Автор рассказывает о событиях с точки зрения стороннего наблюдателя, не выражая своего четкого мнения. Тем не менее, определенный образ складывается у читателя через представление героя Алескандром Сергеевичем.

В «Капитанской дочке» Раскольников больше похож на главаря разбойничьей банды. Во многом он копирует Гришку Отрепьева. Пугачев понимает, что его восстание обречено на провал, он чувствует себя как будто загнанный зверь. Тем не менее, у Пушкина Пугачев представлен добрым и великодушным человеком.

Эта черты выражена в эпизоде, когда Пугачев помиловал Гринева потому, что тот оказывал ему помощь.

Таким образом, у Пушкина Пугачев представлен умным, зрелым и опытным человеком, попавшим в определенные жизненные обстоятельства, не готовым мириться с судьбой. Он пытается бороться за новую жизнь, он способен повести за собой людей. Этот образ нельзя называть простым – он многогранен и глубок.

Оценка поэмы критиками

Неоднозначной была реакция на эту поэму современников. Н. Осинский, например, считал, что поэт изобразил «пафос мятежной стихии», течение ее от Емельяна Пугачева до сегодняшних дней. Поэму в целом считали неудачной.

В произведении отразились особенности стиля, свойственные имажинизму, которым в то время увлекался Сергей Александрович.

Непривычная система образов, смешение различных слоев лексики, вызывающие метафоры — все это характерно для данного произведения. Автора упрекали в том, что речь Пугачева подверглась имажинизации.

Было подмечено некоторыми критиками, что в произведении есть блестящие монологи. Поэтому они назвали его героической драмой в стихах.

Жанр Пушкина и жанр Есенина

Александр Пушкин отразил образ Пугачёва в «Капитанской дочке», и мы знаем, что это произведение — исторический роман, то есть автор описал в нём конкретную историческую эпоху. Пушкин взглядом стороннего наблюдателя смотрит на развитие действия. А что можно сказать об образе Пугачёва в произведении Есенина?

Сергей Есенин ведёт повествование в несколько другом жанре — это драматическая поэма. Образно говоря, проникнувшись духом того времени, глубоко поразмышляв над личностью Пугачёва, Есенин восхищается им. Поэтому разница в жанрах произведений явно видна, хоть оба поэта отталкивались от одних и тех же исторических свидетельств.

sochinyai.ru

Оцените сочинение: Рейтинг 4.21 [121 Голоса (ов)]

Пушкин и Есенин, два признанных мастера пера, не обошли своим вниманием тему пугачевского восстания. Каждый из них, используя разные инструменты, осветил это событие по-своему.

Образ Пугачева использован Пушкиным в романе «Капитанская дочка». В этом произведении он представляет собой по большей части главаря банды разбойников. Этот человек готов убивать всех, кто встает у него на пути.

Осознавая обреченность восстания, Пугачев уподобляется загнанному зверю. Однако Пушкин также показывает и его положительные стороны: доброту и великодушие. Предводитель восстания не стал причинять вред Петру, который когда-то помог ему.

Это многогранная личность, способная вести за собой других.

В отличие от исторического романа Пушкина, Есенин выбрал драматическую поэму. Поэт прочувствовал естество восстания и его предводителя, искренне восхищаясь им. В версии Есенина Пугачев вышел значительно привлекательнее. Он наделил героя мечтательностью и романтичностью. Пугачев хоть и самоуверен, но добр. Народ любит его и возлагает на героя надежды.

Образ этой исторической личности в произведениях обоих поэтов в чем-то похож. Например, они описывают его жестокость с одной стороны и доброту с другой. И Пушкин, и Есенин считают, что Пугачев – неординарный человек с внутренним стержнем, наделенный даром предвидения. Он точно знает, что крестьянский бунт обречен.

Также этот образ имеет и определенные различия у авторов. Пушкин видел в восстании единичный, ни к чему не ведущий случай, а Есенин понимал, что восстание народное, оно не взялось на пустом месте и не прошло бесследно. Он наделил Пугачева поэтической душой, тогда как Пушкин считал его просто умным, однако не очень-то глубоким человеком.

Очевидно, что Пугачев был непростой личностью, ведь память о нем дошла и до наших дней, а значит, он оставил значительный след в истории. Точки зрения поэтов и писателей на его счет могут разниться, но истина, как всегда, находится где-то посередине.

Заказать сочинение Мы можем написать 100% уникальное сочинение под любые ваши требования всего за 24 часа!

Похожие сочинения на тему:

  • Сочинение «Капитанская дочка»
  • Сочинение на тему «Гринев и Пугачев, история их отношений»

Общий анализ поэмы «Пугачев» Есенина

Есенин не старался передать детали восстания, он показывал общность народа и настрой Пугачева. В то время народ ждал доброго царя и увидел его в Пугачеве. Об этом Емельян узнал от сторожа. Он казался им спасением, и они ждали нового героя.

С каждым новым действием присоединяется новый герой, готовый помочь в восстании. Хлопуша, который мечтал увидеть Пугачева, тоже становиться частью его команды. Интересно, что до сих пор хранится запись, в которой Есенин читает монолог Хлопуши, беглого каторжника.

Пугачев понимает, что нужно поднимать крестьян и обеспечить их оружием. Необходимо собрать войско, которое будет едино и жить одной целью.

Но в отряде бунтовщиков не может быть общности и сплоченности. Благодаря Творогову и Крямину в войске наступает разлад, они сеют панику. Пугачев решает напасть на Азию, но многие против, в том числе и Крямин.

Емельян убивает его, а его послушники нападают на провозглашенного царя и связывают его. Бунтовщикам нужен был лишь предводитель, человек, который будет подталкивать их, принимать те сложные решения, на которые они не способны, они были лишь движущей силой.

В финале Пугачев уже не изображен предводителем, а одинокой душой. Он один не может противостоять целой империи.

Проводя анализ поэмы «Пугачев» Есенина, можно прийти к выводу, что в ней больше подчеркивается не само восстание, а то что привело к нему. Надеемся, что этот анализ «Пугачева» был полезен для вас.

На нашем сайте присутствует также краткое содержание поэмы «Пугачев» Есенина. Прочитайте его, если хотите более подробно узнать сюжет поэмы, но мы всегда рекомендуем прочитывать произведения полностью.

Некоторые выводы при проведении сопоставления образов

Обсудим причины, почему так по-разному Пушкин и Есенин смотрели на одни и те же события.

Начнем с того, что Пушкин относился к дворянам, то есть был частью высшего сословия, и в его глазах восстание Пугачёва было прямой угрозой, поэтому и назвал его «бессмысленным и беспощадным» бунтом.

А поэт Сергей Есенин вышел из крестьянской среды, из деревни, и принадлежал к совсем другому сословию. Те, кто восстал вместе с бунтовщиком, были близки ему по происхождению и по духу, поэтому Есенин хорошо понимал, что служило целью и средствами этого восстания.

Теперь ясно, почему образ Пугачёва в произведениях Пушкина и Есенина получился таким разным. Пушкин показал его с негативной, тёмной стороны, а Есенин наоборот — с приятной и положительной.

Хотя есть тут еще важная деталь.

Пушкин и Есенин жили в разные эпохи, и через сто лет после Пушкина в России изменилось очень многое — было отменено крепостное право и царская власть, многие события истории были пересмотрены и переоценены.

Скорее всего, вас также заинтересуют статьи по теме:

  • Анализ поэмы «Пугачёв» Есенина
  • Пётр Гринёв и Емельян Пугачёв

Образ Пугачёва в произведениях Пушкина и Есенина

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Образ Пугачёва в произведениях Пушкина и Есенина

Вошедшие в историю великие люди и истории связанные с ними воодушевили большое количество российских мастеров слова на написание великолепных литературных трудов.

И случается так, что один существовавший в действительности человек, скорее всего, упомянут во многих литературных работах. Такого рода фигурой оказывается Емельян Пугачев. Относительно мятежа бунтовщика писали Сергей Есенин и Александр Пушкин.

В собственных работах что один, что другой литератор рассказали свои мнения о государственном перевороте в стране.

Александр Пушкин показал фигуру мятежника в любовном произведении «Капитанская дочка». Роман показывает весь век вошедший в историю. В любовном произведении писатель оказывается очевидцем событий, в которых участвуют главные персонажи. Сергей Есенин пишет драматичные произведения.

В своем произведении, Есенин восхищается фигурой революционера. Пушкин показал мятежника как предводителя шайки бандитов, подражающего Григорию Отрепьеву. Григорий являлся жестоким убийцей, уничтожающим всех без исключения. В «Капитанской дочке» Пугачев понимал, что мятеж не станет толчком к долгожданным изменениям в стране.

Пушкин показал персонажа как добродушного и благородного заговорщика. Его благородность показывается, когда главный персонаж простил Гринева. Вдобавок Пушкин заостряет внимание на зрелости вошедшего в историю действующего лица, который может возглавить и повести за собой всех мятежников.

Пушкин написал фигуру Пугачева из материалов, взятых с исторических описаний.

Сергей Есенин изобразил революционера более позитивным и положительным. В труде Есенина Пугачев представлен как основной действующий персонаж. Главному герою характерна задумчивость и склонность к вольной жизни.

Невзирая на то, что Пугачев был главным человеком вооруженного восстания, он был чувствительным и добродушным. Он мог простить и прощал любого из перебежчиков и обманщиков. Есенин продемонстрировал, что народу прошлого нравился его безжалостный нрав.

Писатель предполагал, что главный персонаж убивал вследствие любви к правде.

Есенин и Пушкин относились к вошедшим в историю событиям по-разному. Пушкин появился на свет в безбедном титулованном семействе и относился к высшему сословию страны. К мятежу Пугачева автор относился как к безжалостной и бессмысленной беде и как к обыкновенному бунту.

А Есенин был рожден в семье обыкновенного бедняка и был представителем бедного класса. К революционерам и простым людям автор относился как хорошим знакомым, которых он знает не понаслышке. И благодаря этому Есенину были знакомы цели вооруженного выступления.

Разное отношение литераторов оказало влияние на образ Пугачева. Пушкин выделил его негативные черты. А Есенин показал лишь позитивные стороны мятежника. Вдобавок необходимо принять во внимание, что Есенин и Пушкин жили в разное время.

В эпоху Есенина монархическая свобода изменилась, а в государстве был ликвидирован рабовладельческий строй.

Сравнение Пугачева у Пушкина и Есенина

Образы исторических личностей часто используются в произведениях. Одна из таких личностей Емельян Пугачёв. Пушкин и Есенин описывают его характер, эмоции так, как представляют сами.

Образ Емельяна Пугачёва у Пушкина

Всё, что связано с Пугачёвым, Пушкин описал в мельчайших деталях. Мнение читателя о действиях, поступках и намерениях Раскольникова формируется из характеристики Петра Андреевича Гринёва. Пугачёв Пушкина настоящий злодей и разбойник, который прикрывался чужим именем, играл роль другой личности, чтобы завоевать славы и денег.

Пугачёв осознавал, что его восстание будет подавлено, а сам он обречён на погибель, но пошёл навстречу смерти. Всё же Раскольников описан как человечный и благодарный человек. Он понимал полную власть над судьбой Гринева и не стал убивать его.

В «Капитанской дочке» Пугачёв представлен как целеустремлённый лидер, который способен управлять толпой, имеет смелость противостоять огромному войску.

Образ Емельяна Пугачёва у Есенина

Читайте также:  Почему многие люди считают необходимым делиться своим жизненным опытом?

Есенин представлял Пугачёва не только беспощадным бандитом, но и романтической натурой, который имеет чёткую цель и делает всё, чтобы добиться её. Пугачёв считает, что лишает людей жизни не просто так, а из благих намерений.

Он думает, что добивается справедливости и улучшает мир. Пугачёв Есенина способен к прощению, ведь он простил даже предателей.

У этого Раскольникова есть и негативные стороны, например это высокомерие, потому что он думает, что за ним хотят пойти все.

Сравнение двух образов

Даже учитывая тот факт, что подобное видение личности было получено после долгой работы, которая была проделана за изучением исторических материалов, реальных событий, один образ два автора описали по-разному. Почему же так? Во-первых, на видение автором могла повлиять эпоха, в которой они жили.

Пушкин получил более свежую информацию, а Есенину она уже могла дойти в искажённом виде. Во-вторых, социальное положение заставляло смотреть на одни и те же вещи по-разному.

Есенин был близок к крестьянам, то есть его идеи и действия были для автора более понятны, для Пушкина же Пугачёв выступал как опасность существующему строю, а не тем, кому стоит подражать.

Таким образом, каждый читатель должен понимать, что видение писателей не может быть абсолютной истиной. Ни Есенин, ни Пушкин лично не встречались с Пугачёвым и не были участниками данных событий. Творчество как раз и подразумевает размышления, домысливания.

Пугачев в поэме Есенина

Есенин подошел к описанию Пугачева с несколько другой стороны. В его произведении образ революционера гораздо более привлекателен, чем в произведении Пушкина. Читателю автоматически становится интересен и приятен этот образ, он в какой-то мере даже вызывает восхищение.

Несмотря на то, что Пугачев – главный лидер жестокого восстания, в произведении Есенина читатель видит его романтическим героем. Он мечтателен и устремлен к цели, он верит в свою идею и готов отдать жизнь за то, чтобы сделать мир лучше.

Есенин дает читателю понять, что убийства, совершенные Пугачевы совершены из чувства справедливости. Он – великодушный и честный человек, готовый к прощению и добру. Недаром Пугачев прощает даже тех предателей, которых он считал друзьями.

Отрицательной чертой Пугачева у Есенина является излишняя самоуверенность, ведь Емельян уверен, что его везде ждут, везде рады ему. Но эта черта героя не приводит к хорошим последствиям.

Конспект урока по теме «Образ Пугачева в фольклоре и литературе»

Любовники простились и расстались. Иван с глубоким вздохом пошел домой, а Дарья заперла за собою калитку, и стерла горячие слезы, которые по румяному и полному лицу ее катились градом.

Кто таков Иван? Кто такова Дарья? Иван — Илецкий Казак, причисленный к Оренбургскому войску, сын урядника Творогова, прекрасный двадцатилетний мужчина; неученый, необразованный, но от природы умный, пылкий и честолюбивый.

Дарья – прелестная шестнадцатилетняя девушка, дочь вдовы, жены Оренбургского хорунжего Бавина, скромная, тихая, милая. Более года уже прошло, как Иван и Дарья полюбили друг друга; но любовь их была младенческая; чистая, невинная, святая.

Все желания их состояли в том, чтобы чаще видеться, чаще говорить друг с другом. Иван уверял Дарью, что он скоро на ней женится; Дарья от души, от сердца верила Ивану, и заранее почитала себя счастливою… Но туча мрачных горестей невидимо собиралась над головою бедной девушки! …

По наступление утра, Иван оседлал верного коня своего, и, вооружаясь саблею, пикою и ружьем, отправился в Яицк, искать счастья. Бедная Дарья, разлучаясь с ним, тосковала, печалилась, каждое воскресенье ходила в молельню (2), и там с чистою душой умоляла Всевышнего о ниспослании счастья милому ее другу.

***

Благословенные берега тихого Дона были свидетелями рождения такого человека, который, в последствии времени, забыв закон Всевышнего, явился преступником перед Самим Творцом небесным; презрев присягу данную Государю, сделался не только изменником, но, похитив священное имя Монарха, стал возмутителем народа, виновником ужаснейших бедствий и кровожадным губителем множества невинных людей; нарушив обязательство перед отечеством, оказался врагом ему и злодеем, а разрушив все права, естественные перед человеческим родом, сделался врагом всему роду человеческому (3). Я говорю об известном изверге Пугачеве (4). Отец сего злодея был Донской казак Зимовейской станицы (5) Иван Измайлов Пугачев, который между товарищами своими пользовался особенным уважением. В то время, когда бессмертный Петр бросал бранные перуны в дерзновенного Карла. Измайлов сражался на полях Полтавских, как храбрый казак, как истинный сын отечества. Возгорелась новая война; Российский Орел мощными когтями своими начал сжимать рога Турецкой луны – и мужественный Измайлов снова явился на поле брани. Храбрость, незнающая границ, или, лучше сказать, дерзновенная запальчивость, доставила возможность Туркам схватить Измайлова, и увести в плен. Побег возвратил ему свободу; он снова явился в войско, снова сражался против поклонников Магомета, и пал на поле битвы. После него остался сын, Емелька Пугачев, под присмотром развратной матери беспечного дяди. Природа наградила Емельку стройным, мужественным станом, красивым лицом, проницательным взором, острым умом и геройским духом. Но худое воспитание и дурные примеры испортили добрые качества Пугачева. Он, в самых молодых летах, женился на дочери Донского казака Дмитрия Никифорова, Софья, с которою прижил трех детей, одного сына и двух дочерей. Потом Пугачев служил во время семилетней войны, и находился при взятии Бендер, где оказал отличие, за которое получил чин Есаула, но, почитая себя мало награжденным, оставил родину, мать, дядю, жену, детей и бежал в Польшу; там скитался между раскольниками, свел знакомство с беглым гренадером Алексеем Семеновым, и питался мирским подаянием. Из Польши перешел Пугачев в Малороссию, потом удалился в Уральск. Опасаясь заслуженного наказания и узнав междоусобное несогласие Уральских казаков, Пугачев старался подговорить их бежать на Кубань; причем обещал им большие выгоды. Побудительною причиной ко всему подговору было предложение Пугачева, что казаки, согласясь бежать, изберут его своим атаманом, почему он может с ними начать разбой, и, хотя на несколько времени, укрыться от поимки. Но безумное предположение Пугачева не имело успеха: он был пойман Дворцовой волости в селе Малыковке и отправлен в город Симбирск, а оттуда отвезен в Казань. Здесь Пугачев содержался в тюрьме, судился и был приговорен к отсылке в Сибирь; но познакомясь с раскольничьим попом, и, подговорив караульного солдата, бежал (6), и снова явился к Уральским казакам, во множестве находившимся при Камыш-Самарском озере. Здесь честолюбивый злодей возымел самые дерзкие, самые безумные замыслы, и торжественно объявил себя Императором Петром Третьим. Легковерные Уральцы поверили Пугачеву, и везде старались распространять слухи, что он действительный Государь. Основываясь на этом слухе, простой народ каждодневно стекался к самозванцу толпами, и предлагал ему свои услуги. Главные любимцы Пугачева, казаки: Афанасий Перфильев, Иван Чика, Максим Шигаев, Василий Плотников, Денис Караваев, Григорий Закладнов и другие, приняли на себя имена первостепенных Русских вельмож. Хитрый Пугачев, притворяясь смиренным, уверил своих приверженцев, что он желает возвратить престол не собственно для себя, но для Наследника; сам же имеет намерение удалиться в Филаретовский скит, чтобы там посвятить остаток дней своих набожности и уединению. Желая больше привлечь к себе Уральцев, Пугачев уверял их, что они составляют самое лучшее войско в России; что, по возвращении престола, он предоставит им самые знатнейшие выгоды, и что почитая храбрых казаков, намерен вступить с ними в родство, дабы доказать целому свету любовь и уважение, которые он питает к знаменитому казацкому войску. В самом деле, коварный Пугачев устоял в своем слове: по любви, или по каким-либо расчетам, он женился на дочери Уральского казака Петра Кузнецова, Устинье (7), и приказал своим приверженцам почитать ее настоящею Императрицею.

ШколеNET

1 Образ Емельяна Пугачёва в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка» До начала XIX века имя Пугачева, предводителя крупнейшего восстания в феодально-крепостнической России, было под запретом, и только во времена Пушкина стали появляться первые исторические сочинения, повести и даже романы о пугачевщине.

Но о самом Пугачеве писали только как о «злодее», «убийце», «враге отечества», и только простой народ хранил память о нем как об «отце», заступнике угнетенных, народном герое. Емельян Пугачёв, Зимовейской станицы служивый казак. Он был 40 лет от роду, росту среднего, смугл и худощав, волосы имел тёмно-русые, бороду чёрную….

«Богу было угодно наказать Россию через моё окаянство», — такие слова сказал Пугачёв на допросе. В «Истории Пугачевского бунта» Пушкина интересовала, прежде всего, «пугачевщина», то есть само восстание, а не его инициаторы, вожди и вдохновители. Они обрисованы Пушкиным скупо. Все повествование занял размах восстания и как бы «образ» восстания в народном сердце и в народной памяти.

Образ Пугачёва в «Капитанской дочке» Пушкин первый из литераторов и историков увидел в Пугачеве выдающегося человека из народа. Пугачёв проявляет сметливость, изворотливость, помнит добро. Он хороший организатор, умеющий вести за собой людей.

Необыкновенно привлекателен внутренний облик Пугачёва, воплотившего в себе характерные черты русского народа — широту, цельность и удаль натуры, талантливость. Пугачёв кровно связан с народом, пользуется его любовью и поддержкой.

Народ видит в Пугачёве «народного паря» и своего заступника, любит его и гордится им, восхищается его смелостью, решительностью, верит в его могущество, справедливость. Пушкин поставил в романе один из самых сложных вопросов – вопрос о зависимости жизни людей от хода истории. История вывела Пугачёва из-под таинственных покровов, сделала фигурой жуткой и одновременно почти сказочной.

В пушкинском Пугачёве уживаются жестокость и великодушие, лукавство и прямота, желание подчинить человека и помочь ему. Отношение Пушкина к Пугачёвскому восстанию выражено фразой: «Не дай бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный». 2 Образ Пугачева в поэме С.А. Есенина «Пугачев» Личность Пугачева представлена в поэме Есенина неординарной, противоречивой и трагичной.

С одной стороны, Пугачев появляется, как сильная, уверенная, волевая натура, человек бывалый, а с другой – видно, что он оказался самоуверенным. Это человек неистового темперамента, сильной воли, раздираемый внутренними противоречиями.

Есенин показывает Пугачева с двух сторон: то он вожатый, самозванец, выдающий себя за Петра, то преступник, которого предали свои же люди и отдали власти на растерзание. «C таким, как Пугачев, на любую битву не страшно идти!»– восклицал Есенин, знавший наизусть многие эпизоды «Капитанской дочки». Поэма С.А.

Есенина «Пугачев» – это драматическое произведение, обращенное к сложному историческому периоду. В эпоху революционного перелома XX века Есенин пытается понять сущность мятежной, революционной стихии. Поэтому его так интересует Емельян Пугачев, герой народного восстания. Пугачев у Есенина — и дикарь, и светлый ум, и мечтатель, и мятежник.

Как говорит Хлопуша, чернь любит Пугачева «за буйство и удаль». Перед Есениным все чаще вставал мучительный вопрос: «Куда несет нас рок событий?» Ответить на него было нелегко. Душа поэта сжималась от боли при виде страшных следов войны и разрухи. Тогда-то и появился образ Пугачева, попытавшегося силой построить крестьянский рай на земле.

Есенин раскрывает в образе Пугачева черты могучего бунтаря, который по призванию должен повести казаков и крестьян дорогой мести и борьбы к свободе. Но народ, желавший получить свободу, еще не способен был ее завоевать. Вся надежда крестьян и казаков на лучшее будущее была связана с верой в хорошего царя. В Пугачёве Есенина мы видим обреченность, трагическую предопределенность. С.Есенин создает в поэме образ человека сильного и решительного, способного на обдуманные действия. Но ему не дано обуздать стихию мятежа, не дано наделить своей волей тех, кто рядом. История, к которой обратился поэт в своей поэме, давала ответы на мучивший его вопрос о судьбе русского крестьянства в революционную эпоху. Есенин понял неоднородность крестьянства, стихийность его сознания, слабость. более месяца назад

Причины таких разных мнений

Существует несколько причин, почему образ Пугачева в произведениях Пушкина и Есенина получился по-разному.

Во-первых, Пушкин принадлежал к высшему, дворянскому сословию. Он смотрел на это восстание как на угрозу, на ошибку со стороны негодующих и не понимал, с какой целью это было сделано. Он так и называет этот бунт — «бессмысленный и беспощадный».

Есенин же вырос в деревне, среди крестьян, поэтому можно сказать, что он из низшего сословия, из которого и происходили восставшие. Именно поэтому ему близки и понятны и цель, и средства.

Это и объясняет, почему таким негативным вышел образ Пугачева в произведениях Пушкина, а у Есенина он гораздо более приятен.

Во-вторых, великие поэты жили с разницей в сто лет. За это время изменилась политическая ситуация, произошла отмена крепостного права и царской власти. В это время шел пересмотр всех исторических событий, в том числе и о восстании Пугачева. Его дело возвеличивалось и воспевалось, создавалось множество произведений на эту тему.

Ссылка на основную публикацию