Народ в романе-эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир»

Уроки 71-72. Л. Н. Толстой: жизнь, судьба, этапы творческого пути, духовные искания. «Севастопольские рассказы»

Урок 73. Л. Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир»: история создания, особенности жанра, образ автора в романе

Урок 74. Л. Н. Толстой «Война и мир». Духовные искания Андрея Болконского

Урок 75. Л. Н. Толстой «Война и мир». Духовные искания Пьера Безухова

Урок 76. Л. Н. Толстой «Война и мир». Женские образы в романе

Урок 77. Л. Н. Толстой «Война и мир». «Мысль семейная» в романе. Семьи Ростовых и Болконских, Бергов и Курагиных

Урок 78. Л. Н. Толстой «Война и мир». «Мысль народная» в романе. Народ и личность — одна из главных проблем в романе-эпопее

Урок 79. Л. Н. Толстой «Война и мир». «Мысль народная» в романе.
Философский смысл образа Платона Каратаева

Урок 80. Л. Н. Толстой «Война и мир». Картины войны 1812 года, смысл противопоставления Кутузова и Наполеона. Осуждение войны

Урок 81. Л. Н. Толстой «Война и мир». Нравственно-философское осмысление
добра и зла, чести и бесчестия, величия и низости человека, долга, дружбы, товарищества

Урок 82. Л. Н. Толстой «Война и мир». Описания природы и их связь с внешней
и внутренней жизнью человека. Анализ эпизода. Всемирное значение Толстого-художника и мыслителя

Урок 83. Урок развития речи. Контрольное сочинение по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»

УРОК 78
Л. Н. ТОЛСТОЙ. РОМАН-ЭПОПЕЯ «ВОЙНА И МИР». «МЫСЛЬ НАРОДНАЯ» В РОМАНЕ.
НАРОД И ЛИЧНОСТЬ — ОДНА ИЗ ГЛАВНЫХ ПРОБЛЕМ В РОМАНЕ-ЭПОПЕЕ

Цель:


показать гражданскую позицию писателя-патриота Л. Н. Толстого; анализируя эпизоды романа, выяснить,
какое понятие вложил автор в признание: «В “Войне и мире” я любил мысль народную, вследствие войны
1812 года»; совершенствовать навыки аналитического чтения, текстуального анализа литературного произведения; развивать монологическую речь; формировать
отношение к художественному тексту как источнику исторических знаний.

  • Оборудование:
  • Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
  • Прогнозируемые результаты:

учебник, таблица, текст романа «Война и мир», иллюстрации к роману.

учащиеся знают содержание изученных глав романа; комментируют отрывки из них; анализируют текст, содержащий описание военного времени, определяя проблемы, поднятые автором в романе-эпопее; пересказывают описание батальных сцен, выражая собственное отношение к изображаемому; делают выводы об авторской позиции писателя в изображении народа и роли личности в истории.

ХОД УРОКА I. Организационный этап II. Актуализация опорных знаний

Вводно-ориентировочная беседа

• Почему вопрос о народе занимал центральное место в литературе ХIХ в.? • Как Л. Н. Толстой понимает слово народ? • Как проявляет себя народ в войне 1812 г.? Какие герои вам запомнились?

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

  1. Слово учителя
  2. IV. Работа над темой урока
  3. 1. Лекция учителя
  4. 2. Ознакомление с таблицей «Развитие темы народа в романе
    “Война и мир”»
    (работа в группах)
  5. Народ в романе-эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир»
  6. 3. Работа с текстом романа: анализ эпизодов
  7. 1) «Смотр под Браунау»
  8. 2) «Переправа через Энс»

— А. С. Пушкин отмечал, что произведение, основанное на историческом материале, должно отражать «судьбу человеческую, судьбу народную». Эту задачу блестяще осуществил Л. Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир». Опираясь на опыт Пушкина («Арап Петра Великого», «Борис Годунов», «Капитанская дочка»), Толстой создал совершенно новую форму исторического повествования. Развитие событий определяется движением самой истории, все действующие лица вовлечены в исторический поток, отдельные судьбы переплетаются с судьбами народа, философские размышления автора сочетаются с семейной хроникой, картинами природы, сценами сражений. И весь этот разнообразный огромный материал связан единой мыслью, которую писатель определил как «мысль народную». Раскрыть народное значение Отечественной войны 1812 года, показать роль масс и отдельных людей в ходе исторических событий, понять и запечатлеть черты национального характера великого народа, характера, с особенной силой проявившегося в один из самых острых исторических моментов,— вот к чему стремился Толстой. (Учащиеся составляют тезисы.) — Роман «Война и мир» первоначально был задуман автором как роман о декабристе, возвращающемся в 1856 году из ссылки. Но чем больше Толстой
работал с архивными материалами, тем больше понимал, что, не рассказав о самом восстании и ещё глубже — о войне 1812 г., нельзя написать роман на
необходимом для масштабов такого замысла уровне. Так замысел писателя постепенно трансформировался, углублялся, и результатом его явилось создание грандиозной эпопеи. Это рассказ о подвиге русского народа, о победе народного духа в войне 1812 г. Позже, говоря о романе, Л. Н. Толстой писал, что главная мысль произведения — «мысль народная». Тема народа и цель
«писать историю народа» определили и жанр «Войны и мира» — роман-эпопея. «Война и мир» — русская национальная эпопея. Писатель представлял себе сотни тысяч людей — творцов истории — не как безликую массу, он
изображал неповторимо своеобразные черты каждого человека. Все герои Толстого — настолько живые люди, что читатель видит их лица, слышит
их голоса, проникает в их внутренний мир, узнаёт их тайные мысли, любит или ненавидит их. «Без ложной скромности, это — как “Илиада”,— говорил
Л. Н. Толстой М. Горькому. Сравнение с эпосом Гомера могло иметь только один смысл: в «Войне и мире» нашли своё отражение национальный характер великого народа в тот момент, когда решались его исторические судьбы. Толстой сумел с необычайной силой передать патриотический подъём, который в 1812 г. испытали русские люди. И всем содержанием романа-эпопеи писатель показал, что именно русский народ, поднявшийся на борьбу за национальную независимость, изгнал французов из пределов своей страны
и обеспечил победу. Толстой смотрит на всё изображаемое им не с позиции той или иной социальной группы, но народа, как сложного и целостного
единства, как решающей исторической силы, и любит он в своём творении не себя самого, а те народные начала, которые удалось ему выразить силой
искусства. «Мысль народная» пронизывает в романе и те сцены, где народ непосредственно не изображается. Она незримо присутствует при описании
персонажей не из народной среды, поэтому одна из важнейших идей романа может быть сформулирована так: чем ближе жизнь к народу, природе, естественным человеческим потребностям, тем она симпатичнее автору, и, наоборот, чем дальше от народа и природы, фальшивее, искусственнее человеческая жизнь, тем она противнее вообще и автору романа в частности. Уже в эпоху написания романа Толстой считал, что народ — решающая сила истории, и достоинство человека дворянской среды прежде всего в том, насколько полно его нравственное единение с народом. Это первая форма воплощения «мысли народной». Вторая форма — деятельность исторических лиц — также проверяется мыслью народной. Наполеон отвергается потому, что он избрал для себя роль палача народа.
Кутузов велик потому, что умел подчинить все мысли и действия народному чувству. «Умные» предначертания Сперанского отвергаются на том основании,
что они не применимы к народной жизни. Следующей формой воплощения «мысли народной» является протест против захватнической войны Наполеона, благословение освободительной войны.
Такое отношение к войне усваивают все лучшие герои романа. Толстой выбирает самые сложные моменты истории, чтобы показать силу
народа, его облик в годину испытаний, в эпоху военных событий. Он считал, что произведение может быть хорошим только тогда, когда писатель любит в нём
свою главную мысль. В «Войне и мире» писатель, по его признанию, любил
«мысль народную». Она заключается не только и не столько в изображении самого народа, его быта, жизни, а в том, что каждый положительный герой романа связывает свою судьбу с судьбой нации. • Объясните цели и задачи этой войны. Зачем Россия принимает участие в ней? • Сравните сцены «Вечер у А. П. Шерер» и «Смотр под Браунау». Как меняется интонация, позиция автора? • Почему сценой «Смотр под Браунау» Л. Н. Толстой вводит тему народа? • В чём особенности поведения Кутузова? Почему он так активно показывает невозможность русской армии продолжать войну? • Какая внутренняя связь существует между Кутузовым и солдатами? Как это показано? Почему из многих солдат Кутузов выделяет Тимохина? • Сравните поведение Тимохина и Долохова во время разговора с Кутузовым. Какой смысл выявляет это сопоставление? • Почему так детально выписывает Толстой сцену, изображающую поющих песню солдат? Проанализируйте сцену и определите, какие слова говорят об
отношении автора к этой сцене и о высоком духе русской армии. • Почему в развитии военной темы переправа через Энс — вторая? • Сравните эту сцену с «Вечером у А. П. Шерер» и найдите общее и отличное. Где здесь мир Курагиных, а где простой человек, готовый жертвовать собой? • Кто виноват в неразберихе во время поджога моста? • Как ведёт себя эскадрон Василия Денисова, а как штабные офицеры — Несвицкий, Жерков? Как раскрываются их цели? • Сравните два эпизода — «Переправа через Энс» и «Переправа через Неман». Что можно сказать о поведении русских солдат и польских улан?

4. Краткий пересказ учащимися эпизода «На мосту через Дунай»
(т. 1, ч. 2, гл. 7–8)

5. Аналитическая беседа

Читайте также:  ОГЭ: аргументы к сочинению «Что такое сила духа?»

• В чём своеобразие смоленских сцен? Докажите, что именно в Смоленске зарождается единение всех русских людей перед опасностью. Как ведут себя
жители города? • Почему решающий бой был дан только на Бородинском поле? Какую мысль проводит Толстой, рассуждая о расположении войск? • Зачем Толстой показывает войну глазами Пьера, человека невоенного? • Какой смысл вкладывает Толстой в слова солдата: «Всем народом навалиться хотят, одно слово — Москва! Один конец сделать хотят»? • Центральное место Бородинской битвы — курган Раевского. Как ведут себя защитники кургана Раевского? • Сравните отношение к войне и поведение во время угрозы России в салонах Шерер, Элен, Ростопчина с поведением простого народа. • Как с настроением русских людей связаны слова Кутузова: «Пока они были сильны, мы себя не жалели, а теперь их и пожалеть можно. Тоже и они
люди»?

6. Сопоставительный анализ Шенграбенского и Аустерлицкого сражений: коллективная работа над составлением таблицы

(запись на доске и в тетрадях)

Сопоставительный анализ Шенграбенского и Аустерлицкого сражений
Шенграбенское сражение Аустерлицкое сражение
Решающее сражение в кампании 1805–1807 гг. Шенграбен — это судьба русской
армии, а значит, проверка нравственной силы русских солдат. Путь Багратиона с четырёхтысячной армией через Богемские горы имел целью задержать армию
Наполеона и дать русской армии возможность собрать силы, то есть, по сути, сохранить армию
Аустерлиц — «сражение трёх императоров». Цель его — закрепить достигнутый
успех. Но на самом деле Аустерлицкое сражение стало страницей «срама и разочарования для всей России и отдельных людей
и торжества Наполеона-победителя»
Цель сражения благородна и понятна солдатам Цель сражения не понята солдатами
Героизм, подвиги Неразбериха среди солдат; бессмысленный подвиг князя Андрея
Победа Поражение

Лекция №9 на тему " Мысль народная в романе-эпопее "Война и мир"

Лекция
9  «Мысль народная» в романе

Цель:

показать гражданскую позицию
писателя-патриота Л.Н.толстого; анализируя эпизоды романа, выяснить, какое
понятие вложил автор в признание: «В «Войне и мире» я любил мысль народную, вследствие
войны 1812 г.

»; раскрыть философский смысл образа Платона Каратаева;
совершенствовать навыки аналитического чтения, текстуального анализа
литературного произведения; развивать монологическую речь; формировать
отношение к художественному тексту как источнику исторических знаний.

  • Тип урока:
  • урок-лекция,
    усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
  • Прогнозируемые результаты:
  • учащиеся знают содержание изученных глав
    романа; комментируют отрывки из них; анализируя текст, содержащий описание
    военного времени, определяя проблемы, поднятые автором в романе-эпопее;
    раскрывают философский смысл образа Платона Каратаева; делают выводы об авторской
    позиции в изображении народа и роли личности в истории.
  • ЛЕКЦИЯ:

«Предмет истории есть жизнь народов и человечества», — так
начинает Л.Н.Толстой вторую часть эпилога романа-эпопеи «Война и мир».

Далее он
задается вопросом: «Какая сила движет народами?» Рассуждая над этими
«теориями», Толстой приходит к выводу, что: «Жизнь народов не вмещается в жизнь
нескольких людей, ибо связь между этими несколькими людьми и народами не
найдена…» Другими словами Толстой говорит о том, что роль народа в истории неоспорима,
и вечная истина о том, историю вершит народ, доказана им в своем романе. «Мысль
народная» в романе «Война и мир» Толстого действительно одна из основных тем
романа-эпопеи.

Многие читатели понимают слово «народ» не совсем так, как
понимает его Толстой. Лев Николаевич подразумевает под «народом» не только
солдат, крестьян, мужиков, не только ту «огромную массу», движимую некой силой.
Для Толстого «народ» — это и офицеры, генералы, и дворянское сословие.

Это и
Кутузов, и Болконский, и Ростовы, и Безухов, — это все человечество, охваченное
одной мыслью, одним делом, одним предназначением. Все главные герои романа
Толстого напрямую связаны со своим народом и неотделимы от него.
Судьбы любимых героев романа Толстого связаны с жизнью народа.

«Мысль народная»
в «Войне и мире» проходит красной нитью через жизнь Пьера Безухова. Находясь в
плену, Пьер познал свою истину жизни.

Открыл ее Безухову Платон Каратаев,
крестьянский мужик: «В плену, в балагане, Пьер узнал не умом, а всем существом
своим, жизнью, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в
удовлетворении естественных человеческих потребностей, что все несчастье
происходит не от недостатка, а от излишка».

Французы предлагали Пьеру
перевестись из солдатского балагана в офицерский, но он отказался, оставшись
верен тем, с кем постиг свою участь. И после он долго с упоением вспоминал этот
месяц плена, как «о полном душевном спокойствии, о совершенной внутренней
свободе, которые он испытывал только в это время».

Андрей
Болконский в битве под Аустерлицем тоже почувствовал свой народ. Схватив древко
знамени и ринувшись вперед, он не думал, что солдаты пойдут за ним.

А они,
увидев Болконского со знаменем и услышав: «Ребята, вперед!» бросились на врага
за своим предводителем.

Единство офицеров и простых солдат подтверждает, что
народ не подразделяется на чины и звания, народ един, и это понял Андрей
Болконский.

Наташа
Ростова, выезжая из Москвы, сбрасывает на землю семейное имущество и отдает
свои подводы для раненых. Это решение приходит к ней сразу, без обдумываний,
что говорит о том, что героиня не отделяет себя от народа.

Еще один эпизод,
говорящий об истинном русском духе Ростовой, в котором сам Л.

Толстой
восхищается любимой героиней: «Где, как, когда всосала в себя из того русского
воздуха, которым она дышала, — эта графинечка, воспитанная
гувернанткой-француженкой, — этот дух, откуда она взяла эти приемы… Но дух и
приемы эти были те самые, неподражаемые, неизучаемые, русские».

А
капитан Тушин, который жертвовал собственной жизнью ради победы, ради России.
Капитан Тимохин, который бросился на француза с «одной шпажкой». Денисов,
Николай Ростов, Петя Ростов и многие другие русские люди, стоявшие вместе с
народом и знавшие истинный патриотизм.

Толстой
создал собирательный образ народа – народа единого, непобедимого, когда воюют
не только солдаты, войска, а и ополченцы.

Мирные жители помогают не оружием, а
своими методами: мужики жгут сено, чтобы не везти в Москву, люди уходят из
города только потому, что не хотят подчиняться Наполеону. В этом и заключается
«мысль народная» и способы ее раскрытия в романе.

Толстой дает понять, что в
единой мысли – не сдаться врагу — силен народ русский. Для всех русских людей
важно чувство патриотизма.

Единственным
главнокомандующим армией, который никогда не разделял себя и народ, был
Кутузов.

«Он знал не умом или наукой, а всем русским существом своим знал и
чувствовал то, что чувствовал каждый русский солдат…» Разобщенность русской
армии при союзе с Австрией, обман австрийской армии, когда союзники бросали
русских в сражениях, для Кутузова были невыносимой болью.

На письмо Наполеона о
мире Кутузов ответил: «Я был бы проклят, если бы на меня смотрели, как на
первого зачинщика какой бы то ни было сделки: такова воля нашего народа»
(курсив Л.Н.Толстого). Кутузов писал не от себя, он выражал мнение всего
народа, всех русских людей.

Образу
Кутузова противопоставлен образ Наполеона, который был очень далек от своего
народа. Его интересовал лишь личный интерес в борьбе за власть. Империя
всемирного подчинения Бонапарту — и пропасть в интересах народа. В итоге война
1812 года была проиграна, французы бежали, и первым покинул Москву Наполеон. Он
бросил свою армию, бросил свой народ.

В своем романе «Война и мир» Толстой показывает, что сила
народная непобедима. И в каждом русском человеке есть «простота, добро и
правда». Истинный патриотизм не меряет всех по рангам, не строит карьеру, не ищет
славы.

В начале третьего тома Толстой пишет: «Есть две стороны жизни в каждом
человеке: жизнь личная, которая тем более свободна, чем отвлеченнее ее
интересы, и жизнь стихийная, роевая, где человек неизбежно исполняет
предписанные ему законы».

Законы чести, совести, общей культуры, общей истории.

Образ народа в романе Война и мир

Народ в эпопее. “Я стремился написать историю народа”, – отмечал о “Войне и мире” Толстой. Но его иногда упрекали в том, что в таком масштабном произведении писатель мало уделил внимания народу, не отразил всех ужасов крепостного права. Подсчитано, что только 8 процентов текста составляют эпизоды с участием простого люда.

Но при этом в эпопее только массовых сцен более сотни, свыше двух сотен поименно названных персонажей из народа. Писатель не отождествлял народ только с крестьянством.

В романе слово “народ” используется в значении, более близком понятию “нация”, в центре которой находится два сословия – крестьянство (представители простого народа) и дворянство, но автор их не противопоставляет друг другу: у лучших представителей дворянства внутренний мир чрезвычайно сложный, а крестьянское взгляд на окружающий их мир гармоничен в своей простоте. Любимые автором герои-дворяне приходят в результате своих духовных исканий к соединению с народом, принятию его способа жизни и моральных ценностей.

“Народная мысль”, которую, по собственному замечанию, больше всего любил в романе Толстой, раскрывается в “Войне и мире” в двух аспектах: философском и нравственном. С позиции толстовской философии народ является движущей силой истории. Именно потому, что защищать свою страну стал весь народ, русские и одержали победу в Отечественной войне 1812 года. Наполеон не мог выиграть эту войну даже теоретически, так как сражался не с армией, а целым народом. В морально-этическом плане народ является, носи носителем лучших человеческих качеств, поэтому с народных позиций оцениваются абсолютно все события в романе. Оба эти аспекта неразрывно взаимосвязаны и дают автору критерий для оценки своих героев – близость народу, его судьбе и истории делит героев романа на две группы.

Толстой поэтизирует в романе народ как духовное единство людей, основанное на вековых традициях. Ему он противопоставляет толпу – агрессивных, эгоистичных людей. Толпу возглавляет Растопчин, в толпу превращается бегущая из России армия Наполеона. Эти персонажи не могут называться героями. Истинным героем является Кутузов – носитель “народного чувства” в эпопее.

Сквозь призму народного мировосприятия в романе дается оценка светской жизни. Наташа Ростова не могла оценить оперу, на которой познакомилась с Анатолем. Девушка видела и в декорациях, и в сюжете, и в игре актеров надуманность, фальшь, “ей становилось то смешно за актеров, то совестно за них”.

Читайте также:  Образ Пугачёва в произведениях Пушкина и Есенина

Народ у Толстого – это и армия, и партизаны, и смоленский купец Ферапонтов, который готов поджечь свой дом, чтобы добро не досталось врагам. Это и мужики, которые не хотели продавать сено французам даже за хорошие деньги и жгли его.

Это и москвичи, покидавшие свои дома, потому что нельзя было оставаться под властью врагов. Это и Марья Болконская, которая после смерти отца пришла в ужас, от предложения своей компаньонки Бурьен остаться в Богучарове и просить покровительства у французского генерала.

Это и Ростовы, бросающие свои пожитки, чтобы найти место для раненых. В толстовском понимании народную душу отражали и Василий Денисов, и Кутузов, и Ростовы, и Болконские, и сам автор.

Им свойственны сострадание и патриотизм – лучшие черты народного характера, которые наиболее ярко проявились в Отечественной войне.

И все-таки писатель не дегазирует народ. Он рассказывает о казаках вернувшихся москвичах и мужиках из соседних деревень, которые возвратились в столицу, чтобы грабить, “продолжали то, что делали французы”. Толстой вводит в роман повествование о бунте богучаровских крестьян как о некой стихийной силе, неожиданно прорвавшейся и трудно объяснимой, не управляемой разумными способами. Богучаровцы отказались дать подводы княжне Марье, не приняли помещичий хлеб, который Княжна Марья разрешила им раздать. Но они сделали это, поверив фальшивым французским листовкам о том, что Наполеон дарует им свободу и землю (чего тот не собирался делать). Автор обращает внимание на то, что такой бессмысленный бунт мог произойти только в этом имении Болконских, поскольку жизнь в Богучарове и в мирное время очень отличалась от лысогорской. Здесь было мало грамотных, селение было фактически изолировано от окружающего мира. Поэтому крестьянский бунт был вполне закономерен, но крайне несвоевременен. Богучаровцы выпадают из общего единения, они готовы предать своих господ и родину, подчинившись французскому императору. Этот стихийный бунт невозможно было разрешить с помощью разумных действий, как это пыталась сделать княжна Марья, но зато неразумная животная злоба Ростова смогла отрезвить толпу крестьян.

Воплощением русского народного характера принято считать образы Платона Каратаева и Тихона Щербатого. Этих героев объединяет не только крестьянское происхождение. Они оказались на войне. Но Платон пошел в армию по набору, а Тихон присоединился к “партии” Денисова по своей воле.

Они оба притягивают к себе людей: Тихон – шутками, Платон – рассказами. Оба умеют приспосабливаться к ситуации, могут быть названы народными умельцами.

Но каждый из них представляет свой вариант русского национального характера: Тихон – его активное начало, а Платон – пассивное миросозерцание, близкое к христианскому милосердию.

Образ и роль народа в романе Война и мир Толстого

Народ в романе – это не только простые солдаты, большей частью крепостные. Народ – это и люди богатых сословий Ростовы, Болконские. Народ здесь трактуется, как нация. Народ всегда был движущей силой истории.

Любимый герой Толстого князь Андрей Болконский, потомственный военный. В начале романа этакий сухарь в мундире, который старается быть похожим на своего кумира Наполеона. Как человек военный, он понимает, что генералы без простых солдат ничего не сделают. Воют простые люди не за звания и должности, а за Россию.

Это особенно чётко прослеживается во время Бородинской битвы. Простой солдат говорит перед боем, что надо на французов навалиться всем миром. И задушить его, уничтожить, раздавить, как ядовитую змею.

Кутузов тоже понимает, что русский народ долго запрягает, но быстро ездит. Пришёл тот самый переломный момент. Народ «запряг», и сейчас он поедет так, что доедет до Парижа. Так будет гнать французскую армию по той дороге, по которой они пришли, и всё сожгли и разорили на своём пути.

Он заботится о солдатах, как отец родной. Кутузов понимает, чтобы за ним пошли в атаку, на верную гибель, простые солдаты надо относиться к ним по-человечески. А вот многие генералы и офицеры не понимают этого. Для них солдаты всего лишь крепостные.

Народ показан в образе отдельных его представителей. Пьер Безухов в плену познакомился с Платоном Каратаевым. Он научил его крестьянской мудрости и осознанности – рассудительности, спокойствию, покорности судьбе, умению дорожить настоящим моментом и не думать о будущем.  Что там будет, одному лишь Богу известно.

Вот купец Ферапонтов, жадный, изворотливый человек. Но чтобы всё его имущество не досталось французам, поджигает его. Он даже не допускает мысли, что французы могут оккупировать его город. А мужики жгут собственное сено, не желая, чтобы оно досталось врагу.

А мужик Тихон Щербатый создаёт крестьянский партизанский отряд. И воюет с французами своими методами и ничуть не хуже регулярной армии. Во время войны создавалось много партизанских отрядов. Были случаи, что ими командовали женщины.

Вот ополченцы в белых рубахах роют окопы накануне Бородинского сражения. Оделись сразу во всё чистое, мало ли что. Чтобы похоронили их во всём чистом, как и положено. Простые люди молятся перед иконами и просят у господа Бога прощения.

Даже Ростовы, бросив своё имущество, отдали все свои телеги раненным солдатам. Хотя этот шаг сильно подорвал их финансовое состояние.

Говоря современным языком – народ и армия едины. И пока будет так, Россию никто не победит.

Образец 2

Роман «Война и мир» по праву является одним из гениальнейших произведений русской литературы. Автор изображает в нем целую историческую эпоху, рассказывает о жизни русского народа, о его духе и воле. Самой главной проблемой романа считается образ народа, который питает каждую страницу произведения. Народ выступает в лице как простых крепостных и солдат, так и богачей и полководцев.

Народный образ насыщенно представлен в разгар Бородинской битвы. Ведь и до начала сражения командующие чины только и делали, что думали о высоком заработке и продвижении по карьерной лестнице. В то время как обычные люди отдавали себе отчет, что решается доля их родины. Выхода лишь два: победить или погибнуть.

Толстой заметно выделяет военного князя Болконского. В самом начале он предстает как высокомерный и отчасти равнодушный человек, подражающий Наполеону. Но позже можно проследить, как он меняется, чувствуя что-то ностальгическое.

Князь наблюдает за тем, как развиваются трагические события, как простые люди идут на риск и смерть, чтобы спасти свою страну. Мысль о том, что без солдат генералы ничего не смогут сделать, заставляет его кардинально измениться, смягчается и военный характер.

Кутузов же корит себя за то, что не смог вовремя остановить неприятеля и позволил ему добраться до Москвы. Он относится к солдатам как к сыновьям, понимая, что для многих офицеров они лишь крепостные. Знает, что русский народ долго собирается, но резко нападает. Верит, что русская армия будет гнать французов до самого Парижа и отплатит им за все.

Еще одним представителем народа является Пьер Безухов. Он попадает в плен и встречает там простого крестьянина – Платона Каратаева. Он, в отличие от Пьера, покорно ждет своей участи, не беспокоится, старается жить каждым мгновением, не думая о туманном будущем. Своим поведением он поражает Безухова.

Люди жгут свои припасы и сено, уничтожают все, что имеют. Коварный и скупой купец Ферапонтов решает последовать примеру и испепелить все свое нажитое добро, лишь бы не отдавать врагам.

Собрав мужиков, Тихон Щербатый создает один из партизанских отрядов, который борется с врагами своеобразными методами. Встречались случаи, когда подобные объединения возглавляли представительницы прекрасного пола.

Богатое семейство Ростовых отдают раненым бойцам собственные телеги. Пойдя на такой кардинальный и героический шаг, они существенно ухудшают свое финансовое положение.

Как видно, люди из разных слоев населения всеми силами старались объединить свои усилия для общей цели – проучить и побить вражеских французов. Именно эту истину старался передать писатель в своем легендарном романе.

Сочинение Народ в романе Война и мир Толстого

Народная мысль очень ярко изображается в произведении Льва Николаевича Толстого в произведении «Война и Мир». В этом романе автор представляет читателю ярких личностей. Так же Толстой характеризует отношения интеллигенции с простым народом.

Читайте также:  Женские образы в «Преступлении и наказании»

В самом начале произведения автор, показывает читателю интеллигентного человека с духовным развитием. Лев Николаевич описывает его как человека погруженного в свои мечты. Андрей Болконский Очень высокомерный и только Бородинское сражение и героизм простых людей дает ему понять, что его отношение было неправильным.

Пьер Безухов, был противоположностью Болконского, он всегда чувствовал свой народ. Встреча в плену с Платоном очень потрясла его. Пьер постоянно был чем-то озадачен, был в постоянном поиске чего-то. А Платон был наоборот очень спокоен, он был покорен своей судьбе. Он был очень мудр именно поэтому был очень миролюбив.

В Бородинском сражении очень ярко проявляется величие народа. Люди понимали, что пришел тот момент, когда решается судьба всей страны. Чины же думали только о получении наград. Народ был связан со своей страной, они были как одно целое. И перед ними стоял выбор либо победить врага, либо умереть.

Лев Николаевич в своем произведении представил русский народ разными персонажами. Он собрал черты простых людей и создал персонажи, которые воплощали в себе несколько образов.

Лев Толстой совершенно не идеализировал народ, он также мог показать их злость и низкие поступки. В описании одной из сцен, где мужики, пытались сохранить нажитое не выпускают княжну.

Этим эпизодом он хотел показать, что есть не только героичные, отважные люди, но и такие подлецы.

В романе были и партизаны, которые как будто играючи уничтожали отряды. Религиозные странники, странствующие по святым местам. Мужики в простых белых рубахах, которые рыли траншеи, перед Бородинским сражением

Больше всего силу и дух народный понимает Кутузов. Он понимал, что с каждой минутой крепнет дух народа, и растёт его сила. Несмотря на то что Кутузов корил себя за то, что пустил врага на границу своей страны, он понимал, что уже не в силах что-то изменить.

Он был спокоен, и понимал, что сдерживать народ больше не в силах, они не готовы вновь к отступлению. Уж слишком крепок был боевой дух его солдат. Он знал, что все идет своим чередом, все так как должно быть.

Кутузов немного отстранился от сражения, он верил в свой народ.

Несколько интересных сочинений

«Мысль народная» в романе-эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир»

    Л.Н.Толстой как-то признался: «Я старался писать историю народа». Автор поставил перед собой непростую задачу, но ему оказалось под силу ее выполнить. В своем произведении «Война и мир» он пытается проникнуть в сущность русского национального характера, понять причины победы в Отечественной войне 1812 года. 

    «Мысль народная» лежит в основе всего произведения и каждого тома в отдельности. В разных частях романа она проявляется по-своему. Именно народ является главным действующим лицом романа, движущей силой истории. Эта тема разрабатывалась и в других произведениях писателя: в «Севастопольских рассказах», повести «Казаки» и др. Но наиболее полно и ярко она раскрылась в «Войне и мире».

    У Л.Н. Толстого несколько способов раскрытия образа народа. Автор создает собирательный, обобщенный образ. Чаще всего это можно наблюдать в батальных сценах. Л.Н.Толстой подчеркивает, что для всех русских людей основными чертами характера являются «скрытая теплота патриотизма» и «чистота нравственного чувства». Эти качества проявляются во множестве сцен. 

    Все события даются с народной точки зрения. Именно поэтому кампания 1805 года в целом оказалась проигранной. Ее интересы были чужды народу. В армии царило засилье немецких солдат и военачальников. Стоит только вспомнить повторяющийся диалог накануне и после Аустерлицкого сражения. Князь Андрей слышит его на военном совете: «Тит, а Тит, кончай молотить!». В этих словах брейтора дана народная оценка предстоящей битвы. В итоге, союзные войска обратились в бегство, а сам бой был проигран.

    Характер войны 1812 года иной. Это священное, освободительное движение. С нравственной точки зрения оно целиком оправдано.

Все положительные герои романа (Кутузов, капитан Тимохин, Тушин, Андрей Болконский, Пьер Безухов, Петя Ростов, Денисов и другие) сближаются с народом, вместе защищают родину.

Все отрицательные персонажи (князь Василий, Анатоль, Ипполит, Элен, Борис Друбецкой, Пфуль, Вейротер) далеки от народа и озабочены только своими личными интересами. 

    Главную роль собирательный образ народа играет во время Бородинского сражения. В нем принимают участие не только регулярные войска, но и ополченцы. «Всем народом навалиться хотят, одно слово – Москва. Один конец сделать хотят»,- говорит Пьеру ополченец, встреченный им под Можайском.

    Герой видел «мужиков-ополченцев с крестами на шапках и в белых рубашках, которые с громким говором и хохотом, оживленные и потные, что-то работали…» Глядя на них, Пьер уже не сомневался, что враг будет остановлен. Когда Кутузову говорят, что мужики надели «белые чистые рубахи, чтобы приготовиться к смерти», он восклицает: «Чудесный, бесподобный народ». 

    С такой же серьезностью к Бородинской битве готовились солдаты и офицеры, такие, как Тимохин. Он так говорит о настроении своих солдат: «Что себя жалеть теперь! Солдаты в моем батальоне, поверите ли, не стали водку пить: не такой день, говорят».     Решающую роль в сражении сыграла батарея Раевского. Она приняла на себя основной удар противника. Мужество капитана Тимохина и каждого рядового солдата («краснорожего солдата» и юного офицера) определило итог сражения.

    «Мысль народная» – это и композиционная основа романа. В первом томе мы встречаемся с капитаном Тушиным. Еще в палатке маркитанта князь Андрей заметил этого скромного, несуразного военного. Он стоял разувшись, немного стесняясь своего неловкого положения. Князь Андрей услышал его тонкий, тихий голос. 

    Это был мирный, добрый человек. Но он совершенно меняется по ходу сражения. Вместе со своим фельдфебелем Захарченко капитан Тушин проявляет чудеса храбрости. При этом он даже не догадывается о том, что ежеминутно совершает подвиг.     Тушин ласково называет свою пушку «Матвеевной», разговаривает с ней, как с живым существом. Положение батареи капитана Тушина самое невыгодное. Он находится на холме, на незащищенной местности. Несмотря на это, создается впечатление, что силы капитана увеличиваются с нарастанием опасности.     Но его подвиг не оценен по достоинству. Багратион ругает Тушина за то, что тот оставил на поле орудие, посмел выступить без разрешения командования. Князь Андрей говорит справедливые слова о том, что исходом сражения все обязаны этому скромному капитану. Князю Андрею стало горько и обидно. Он понял, что настоящие подвиги могут быть никем не замечены. А истинными героями войны являются не штабные офицеры, а скромные, неприметные воины.

    Один из героев Бородинского сражения – капитан Тимохин – бросается на врага с одной «шпажкой» в то время, как два полковых командира ссорятся по вопросам субординации. Тимохин не отличается привлекательной внешностью.

Автор постоянно упоминает одну и ту же деталь его облика – красный нос.

Именно князь Андрей указал на Тимохина как на командира, очень хорошо понимающего мысли и чувства солдат: «Считаю, что от нас, действительно, будет зависеть завтрашний день…от того чувства, которое есть во мне, в нем, – он указал на Тимохина, – в каждом из нас».

    Когда французы пришли в Москву, город был похож на покинутый пчелами улей. Мужики Карп, Влас и «все бесчисленное количество таких мужиков» не только не везли сено в Москву за большие деньги, а жгли его.

Впервые в своем романе Толстой описывает действия партизанских отрядов. Столкнувшись с народной войной, Наполеон не переставал жаловаться Кутузову и императору Александру на то, что война «велась противно всем правилам».

Толстой добавляет к этому: «Как будто существуют какие-то правила для того, чтобы убивать людей».

    Одним из важных народных образов, связанных с партизанским движением, является образ Тихона Щербатова. Это ловкий, активный крестьянин, беспощадный к французам. Его отличает дух непокорности, свободолюбия, бунтарства.

Он является гордостью партизанского отряда Денисова. Противоположен ему по характеру Платон Каратаев. У этого крестьянина своя житейская мудрость. Он помогает Пьеру пережить французский плен.

Каратаев успокаивает героя, утверждает, что рано или поздно эти ужасы закончатся, надо только подождать. 

    Речь Платона наполнена пословицами и поговорками. Это настоящий источник народной мудрости. Пьер понимает, как мало надо человеку для счастья. В этом убеждает его жизнь Каратаева. По мысли автора, Платон Каратаев воплощает психологию патриархального крестьянства. В конце романа Наташа спрашивает своего мужа, одобрил бы его действия Платон. Пьер не сомневается в его поддержке, потому что встреча с этим крестьянином помогла ему найти свою дорогу в этом мире.

    Символическим становится эпизод охоты в имении Ростовых. Волка удалось поймать простому крестьянину. Этот волк – олицетворение наполеоновского нашествия. Именно народу принадлежит победа в Отечественной войне 1812 года.

Каждый герой из народа воплощает определенные черты, свойственные национальному характеру. Кутузов был близок простым солдатам, поэтому он точно угадывал итоги многих сражений. Наполеон не принял всерьез широкое народное движение и проиграл.

Толстой всем сердцем верил в великое будущее русского народа, потому что в каждом русском человеке есть «простота, добро и правда».

Ссылка на основную публикацию