Мое любимое стихотворение серебряного века

Владимир Маяковский – один из выдающихся поэтов Серебряного века. Его поэзия футуриста отличалась своей ритмичностью и непохожестью на другие произведения авторов того же времени.

За свою жизнь Маяковский пережил немало любовных интриг и романов, что отразилось в его любовной лирике.

Истинной музой для поэта была та самая представительница московского богемного общества Лиля Брик, которой он посвятил замечательное стихотворение “Лиличка!”.

Это стихотворение – одно из моих самых любимых, относящихся к поэзии Серебряного века.

Автор романтического и пропитанного горечью произведения “Лиличка!” был безумно влюблен в свою музу. Поначалу Лиля отвечала ему взаимностью, но со временем любовь поэта для нее превратилась в “тяжкую гирю”. Осознавая это, Маяковский в обращении-письме просит, чтобы она не выгоняла его лишь из-за перемены в настроении.

Он выражает состояние возлюбленной словами “сердце в железе”, что помогает читателю понять дурное расположение духа Лили Брик. Возможно, эта сцена повторялась не один раз, поэтому поэт точно знает, как будут развиваться события. “Выбегу, /тело в улицу брошу я./ Дикий, / обезумлюсь, / отчаяньем иссечась…”, – такие чувства неоднократно испытывает Маяковский.

Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Он обращается к Лиле со словами: “Дай простимся сейчас”, – чтобы избежать унизительной сцены и не показывать своей слабости к этой женщине.

Рассуждая над ситуацией, автор применяет различные способы самоубийства и в конце осознает, что никто не властен над ним так, как эта женщина. Для передачи состояния героя автор использует сопоставление с быком и слоном, которые ассоциируются с самим поэтом.

Если животное, устав от труда, может отдохнуть, то герой не может этого сделать, потому что любовь для него – это непосильная работа.

Стихотворение Владимира Маяковского “Лиличка!” пропитано любовью и одновременно глубокой грустью от неразделенной симпатии. Монолог к возлюбленной с нотами горечи. Еще ни одному поэту не удавалось передать отчаяние с такой силой, поэтому я так люблю это стихотворение. Оно трогает до глубины души.

Полезный материал по теме:

Мое любимое стихотворение серебряного века

Мое любимое стихотворение Серебряного Века «Лиличка!»Маяковский В. В.Стр. 1

Сочинение на тему "Моё любимое стихотворение Серебряного века"

Моё любимое стихотворение Серебряного века.

Во времена серебряного века русской литературы заявило о себе множество талантливых поэтов и писателей, что своими произведениями тронули душу многим  читателям. Об одном из таких людей, точнее о его произведении я и хочу написать.

Данное произведение родилось из, казалось бы, обыденной ситуации – трое молодых людей: Сергей, Александра и Соня – ехали в повозке. Внезапно Саша заметила, что им на пути попадается много кошек.

Тогда Сергей предложил их считать до тех пор, пока они не доедут до Театральной площади, и первым начал с энтузиазмом вести подсчёт.

На следующий день Шура получила от своего брата, Сергея Есенина, стихотворение «Ах, как много на свете кошек,..»

  • Ах, как много на свете кошек,
  • Нам с тобой их не счесть никогда.
  • Сердцу снится душистый горошек
  • И звенит голубая звезда.

В детстве большую часть времени дети проводят во сне. Я не исключение. Однако у меня были проблемы со сном, и я долго лежала, разглядывая светящиеся звёздочки и луну на дверце шкафа. Спать постоянно хотелось неимоверно, но что-то противным комочком сидело в груди, не давая сомкнуть веки. В то время у нас была кошка – старая, ворчливая, с подолгу отсутствующим взглядом.

Первые несколько месяцев она не хотела принимать нового жильца и постоянно шипела на меня, однако всё равно приглядывала за неразумным ребёнком, коим тогда была я. Но со временем она смирилась с раздражающим элементом, и в течение нескольких лет мы медленно, со скрипом притирались друг к другу. Окончательно подружиться нам помогли именно начавшиеся проблемы со сном.

Всем в доме было некогда со мной возиться – они просто засыпали рядом, а когда я их будила, то только отмахивались усталым «Нам рано вставать. Помечтай о чём-нибудь, может, уснёшь». Нет, я не хочу сказать, что думаю, будто меня никто не любит. Но в то время мне было действительно обидно, пусть я и понимала своим подсознанием измотанность родных. И тогда на помощь приходила кошка.

Она неуклюже забиралась на кровать (иногда мне даже приходилось подтягивать её), подходила ко мне и садилась на колени, начиная передними лапами по очереди поглаживать мои щёки. Тогда я погружалась в лёгкую дремоту, и она, слезая с колен, устраивалась у меня под боком калачиком, возле которого я сворачивалась в подобную же позу и засыпала.

Наутро я неизменно находила её над своей головой, ощущая еле слышное мурлыканье:

  1. Наяву ли, в бреду иль спросонок,
  2. Только помню с далёкого дня –
  3. На лежанке мурлыкал котёнок,
  4. Безразлично смотря на меня.

Иногда мне казалось, что кошка смотрит будто мимо меня, на кого-то другого. Вначале я пугалась и пыталась растормошить её, а потом привыкла и смирно ждала, когда на меня обратят внимание.

А однажды я узнала, что Бестия (так звали кошку) не просто бродяжка, а домашняя кошка какой-то бабушки. Когда она умерла, мать, задолжавшая старушке услугу, забрала полную сил тогда ещё кошку.

Кошка постоянно портила всем нервы, драла обои, выворачивала еду из мисок и шла охотиться на мышей – бунтовала, как могла. Но всегда возвращалась, а весной пряталась от котов за огромным тёмно-коричневым шкафом.

Немного успокоилась она только на пятом месяце беременности моей матери: видимо, истерики выбивают из колеи даже зверей. А когда я родилась, по словам матери, Бестия стала больше времени проводить дома, особенно у моей кроватки:

  • Я тогда ещё был ребёнок,
  • Но под бабкину песню вскок
  • Он бросался, как юный тигрёнок,
  • На оброненный ею клубок.

Кошка была старой и не любила двигаться в последнее время. Но исправно терпела меня – тогда ещё маленькую, глупую, раздражающую.

Многие люди говорили, что я чудесный ребёнок, но только кошка знала меня полностью, со всеми моими страхами, радостями, глупыми мыслями и поступками. Она проводила со мной большую часть суток – ночью и днём, пока брат с сестрой были в школе, а остальные на работе.

Пусть ей, престарелой и одряхлевшей, хотелось просто тихо, мирно погреться на солнышке, Бестия играла со мной, носилась по дому или слушала меня, отвечая беззвучно на мои вопросы. Когда она однажды ушла и не вернулась, я поняла, что её больше нет.

Перед своим уходом она провела весь день со мной, ни на секунду не отходя и никого ко мне не подпуская. Даже поцарапала отца, что пытался схватить её за загривок.

  1. Всё прошло. Потерял я бабку,
  2. А ещё через несколько лет
  3. Из кота того сделали шапку,
  4. А её износил наш дед.

Это стихотворение словно пробрало меня до костей, вытащило наружу все внутренности и заставило вспомнить боль потери. Бестия – первая значимая потеря в моей жизни.

Потом я пережила много подобных утрат, но ни одна из них не была уже столь болезненной. Я уверена, что не только я теряла что-то или кого-то, но и другие люди.

Но мёртвые уже не вернутся, и всё, что нам остаётся – продолжать жить, встречая и теряя, радуясь и горюя.

Сочинение Поэзия серебряного века (9-11 класс)

Серебряный век является одним из этапов развития русской литературы 1880-1917 годов.

На данном историческом этапе было написано множество произведений, наполненных огромной силой энергией, благодаря которым поэзия тех времен стала достойным продолжателем художественных открытий русской литературы 19 века.  Стоит понимать, что поэты не только развили старые традиции, но и внесли нечто новое в русскую культуру.

Писатели серебряного века сумели найти гармонию между душой человека и окружающей его природой.  Акцент делается на проблематику человеческого «я», замученного принятием собственного одиночества и отсутствием конечной жизненной цели.

Грани между реальностью и фантазией стираются, делая поэзию индивидуальным.

Изменения в обществе побудили в поэтах ощущение перевернутости мира, а значит, нужно было найти ответы на вопросы души человека и  попытаться эту самую душу излечить.

Литература разделилась на две большие стилистические группы: модернизм и реализм. К реализму принято относить таких авторов, как Б. Зайцев, М. Горький, И. Бунин. Но это уже реализм не традиционный, писатели ставят цель обобщения общества, они стремятся отразить настроения, царящие в среде простых людей.

Модернизм пришел в Россию из Франции и являл собой нечто совершенно новое для читателя. Первым течением модернизма принято называть символизм. В таких произведениях мы видим борьбу мечты, фантазии и воображения с реальностью.

Образы имеют переносный смысл, мы видим огромное количество отсылок, намеков. Из символизма вытекает идея двоемирия: бытие разделяется на реальное, несовершенное, тоскливое, и на идеальное, нерушимое.

Произведения символистов даются для читателя с большим трудом, нужно быть подкованным в религии, эзотерике и магии.

К началу 20 века символизм находится в кризисе, и его вытесняют такие течения, как футуризм и акмеизм. Акмеизм шел наперекор к символизму, образы уже не отвлеченные, а наоборот – точные и понятные. Писатели-акмеисты идут против мистицизма, они желают диалога со своими произведениями и поэзией мировой.

Футуризм развивался вместе с акмеизмом, но было совершенной его противоположностью. Футуристы, в чье число входили такие видные поэты как Б. Пастернак и В. Маяковский, не желали иметь ничего общего со старыми устоями, ими двигала цель создания своей, новой культуры. А старую стоило уничтожить.

Читайте также:  Краткое содержание романа «Доктор Живаго» по частям и главам (Б. Пастернак)

В 20 веке мы наблюдаем множество катаклизмов и общественных кризисов. Мир меняется, меняется и искусство.

Свобода уже не простой звук, религия, законы уходят на второй план, появляется множество способов заявить о себе, выразить свою позицию.

Серебряный век дал нам много поэтов с разными мыслями и мировоззрением, и многие из них стали для нас сокровищем русской литературы. Своими произведениями они навеки остались в сердцах читателей.

Вариант 2

«Серебряный век» – это очередной переворот не только в литературе, но и других областей культуры. Период его начала – это конец 19 столетия и начало 20 века. Одно из главных направлений – это новое представление литературы не как зеркало действительности, а как искусство.

Именно в этот период рождаются лучшие из лучших. Появляются такие талантливые люди как Блок, Цветаева, Ахматова, Маяковский, Есенин, Брюсов. Грядущие перемены в жизни России сильно влияют на поэзию. Сила и мощь, предаваемая в стихах великих творцов поэзии, передается и простому читателю.

В них они призывают народ совершенствоваться, задуматься о духовности и нравственности. Одно из лучших произведений того времени «Возмездие» было написано Блоком.

В нем он искренне и с сильным душевным порывом раскрыл посыл укрепить себя и силу духа изнутри, так как грядущие перемены полностью меняли устоявшуюся систему культуры и литературы.

Благодаря началу «Серебряного века» русская литература раскрывает такие направления в поэзии как футуризм, акмеизм и символизм. Основное направление в поэзии и других культурах в тот период – это символизм.

Главные составляющие символизма – это философичность и глубина. К поэтам-символистам можно отнести Тютчева, Фета, Блока и Бальмонта.

Каждый текст их произведений пропитан образом-символом, они содержат громкие и многозначные слова и чаще других используют различные аллегории, метафоры или сравнения.

Для поэтов-символистов поэзия – это не только стихи, она являлась для них самым прекрасным и ценнейшим из искусств. Они постоянно восхваляли поэзию, говорили о ней, как о чем-то идеальном и прекрасном. Любое, написанное произведение содержало в себе частичку женственности, вечности и совершенства мира.

К поэтам-акмеистам относились Ахматова, Гумилев, Мандельштам и т.д. Их главный призыв в поэзии – материальность и предметность. Чаще всего, чтобы с точностью предать все эмоции и переживания они использовали образы библейских или мифологических героев. Главная тема произведений – это внутренняя, земная красота, чувства, эмоции и глубина человеческих переживаний.

Любимое современниками направление в русской литературе в период «Серебряного века» – это футуризм. Главное, что хотели выразить поэты в своих стихах – это тонкость человеческой души, протест в отношении буржуазии. Поэты-футуристы – Северянин, Маяковский, Крученых были против устаревших рифм и системы фраз прошлых лет.

Клычков, Есенин и Клюев так же предпочли собственное направление в русской литературе – новокрестьянская поэзия. Они воспевали матушку-природу, предавали красоту жизни в русской деревне, а так же часто затрагивали фольклорные образы.

Ослепительное и необычайно прекрасное время, которое изменило представление большинства людей о русской литературе – Это «Серебряный век». Большое влияние на поэзию в этот период оказали война, революция и просто противостояние человека власти, нежелание мириться с действительностью.

`

Поэзия серебряного века

Популярные сочинения

  • Сочинение Аксинья Астахова в романе Тихий Дон (Образ и характеристика) Шолохова
    Аксинья Астахова – один из самых страстных и пронзительных женских образов русской классики. Коренная казачка, с внешностью необыкновенной, «манящей красоты», является самой большой любовью донского казака
  • Сочинение про Равнодушие
    В жизни каждого человека есть выбор. Выбор карьерный – какую профессию выбрать и кем работать в будущем, выбор семейный – с кем связать свою жизнь, кого выбрать в спутники жизни, выбор личностный
  • Сочинение-описание по картине Золотая осень Поленова (2, 3, 4, 5, 7 класс)
    Очень многие известные художники брали за основу своего творчества прекрасные русские просторы. Русь-матушка хоть раз вдохновляла почти каждого, кто-то видел свою музу в широких зеленых просторах полей

Мой любимый поэт Серебряного века (поэзия А. А. Ахматовой)

  • Я вижу все. Я все запоминаю,
  • Любовно-кротко в сердце берегу.
  • А. Ахматова

XX век подарил русской литературе и всему миру целое созвездие ярких и самобытных поэтов.

Начало века было временем перемен, переоценки ценностей, гражданской войны и революций — переходным этапом к неведомому новому, тяжелым испытанием для всей страны. Поэты — это существа с обнаженным сердцем.

Им от Бога дан дар предвидения и более глубокого чувствования реальности, поэтому и доля ответственности, возложенная на их плечи, больше, и страдания от понимания противоречий или трагичности происходящего — сильнее, чем у обычных людей.

Возможно, именно этим можно объяснить роковую и страшную последовательность имен талантливых людей, слишком рано ушедших туда, откуда нет возврата, или чьи судьбы сложились настолько трагически, что мы и сегодня невольно ощущаем вину за это.

Не вынеся напряжения революции и послереволюционных лет, погибают Блок, Есенин. Вскоре за ними уходит Маяковский. Марина Цветаева, не сумев принять революцию, вынуждена долгие годы провести во всегда остававшейся для нее чужой эмиграции, а вернувшись, встречает лишь непонимание, боль: арест самых близких людей — мужа и дочери, одиночество, и тоже трагически уходит из жизни.

  Сказки Салтыкова‑Щедрина: сюжетные линии и образы

Анна Ахматова сумела пережить все: горе и обиды, войны и революции, гибель мужа и заключение сына в годы репрессий, боль непонимания и запрет печататься.

А в комнате опального поэтаДежурят страх и Муза в свой чередИ ночь идет, Которая не ведает рассвета,

Кажется невероятным, что хрупкая чувствительная женщина смогла перенести столько горя и сохранить в своем сердце великую способность любви — к близким, к своему народу, к родине, к жизни. Эта любовь наполняет ее стихи особым животворящим светом, возрождающим и веру, и надежду.

Женский голос, как ветер, несется, Черным кажется, влажным, ночным, И чего на лету ни коснется — Все становится сразу иным. Заливает алмазным сияньем, Где-то что-то на миг серебритИ загадочным одеяньемНебывалых шелков шелестит.

Среди глубоко личных, интимных стихов Анны Ахматовой встречаются настоящие философские прозрения, потому что внимательный взгляд и чуткое сердце поэта способны проникать в миры, где нет времени и пространства, жизни и смерти в понимании обычного человека.

Наше священное ремеслоСуществует тысячи лет…С ним и без света миру светло. Но еще ни один не сказал поэт, Что мудрости нет, и старости нет, А может, и смерти нет.

И все же большинство стихотворений А. Ахматовой предельно конкретны, реалистичны. Она предпочитала видеть мир таким, каков он есть на самом деле, хотя, конечно же, глядя на него по-своему — изнутри, умея увидеть не только внешние, но и скрытые, запредельные стороны предметов и явлений.

Синий вечер. Ветры кротко стихли, Яркий свет зовет меня домой. Я гадаю: кто там? — не жених ли, Не жених ли это мой?..

Поэзия Анны Ахматовой занимает особое место в русской литературе, поскольку в ней органично соединились новая поэзия XX века с лучшими традициями старой русской литературы.

И всегда Анна Ахматова шла к постижению большого мира эпохи, родины, человечества, благодаря сначала интуитивному, а затем все более сознательному чувству своей кровной принадлежности к родной земле, своему народу, что позволяет говорить о ней как о русском национальном поэте.

Нет, и не под чуждым небосводом, И не под защитой чуждых крыл, — Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был.

Поэзия пробуждает в душе человека наиболее звонкие струны, заставляет оторваться от реальной действительности и воспарить своей мыслью в невиданные высоты. Стихи способны стать для человека спасением в трудных и даже в трагических обстоятельствах.

Рифмованные строки заставляют задуматься о возвышенном, благородном, вечном. Поэзию Анны Андреевны Ахматовой невозможно читать с равнодушием.

Буквально каждое ее произведение переворачивает все привычные представления о мире, заставляет иначе взглянуть на окружающую жизнь.

Стихи Ахматовой

удивительны, они просты и безыскусны, на первый взгляд. Но если вдуматься, то открывается их истинный смысл и читатель понимает, что оказывается перед бездной чувств, эмоций, мыслей. Анна Ахматова сумела выразить в стихах все глубинные устремления человеческой души, все оттенки чувств и эмоций.

И каждый, кто начинает читать ее бессмертные произведения, удивляется, насколько близко и понятно ему все, о чем говорила поэтесса. Уже в ранних стихах Анны Ахматовой можно увидеть все, чем жила поэтесса. Ее внутренний мир был удивительно богат. В нем находилось место всему: любви, восхищению красотой окружающего мира и удивительной мудрости, свойственной поэтессе.

Она может легко, самыми простыми словами передать свое настроение в стихах:

Молюсь оконному лучу — Он бледен, тонок, прям. Сегодня я с утра молчу, А сердце — пополам.

В поэзии не существует мелочей, все имеет свое, ‘ очень важное значение. Любовная лирика Ахматовой завораживает, заставляет проникнуться всеми чувствами, которые только могут присутствовать в сердце влюбленной женщины:

Так беспомощно грудь холодела, Но шаги мои были легки. Я на правую руку надела Перчатку с левой руки. Показалось, что много ступеней, А я знала — их только три! Между кленов шепот осенний Попросил: «Со мною умри!»

Поэзия Ахматовой удивительно целомудренна. Переживания влюбленной женщины настолько возвышенны, что кажется, будто автором этих строчек явилось неземное существо. В стихах Анны Ахматовой перед читателем раскрывается удивительная красота любви, способная оправдать все, что люди могут совершить ради этого прекрасного чувства.

Стихи свидетельствуют о глубочайшем страдании, которое может доставить любовь. Но это страдание одновременно возвышает человека. И поэтому любовь предстает испытанием, посланным свыше. Среди повседневных забот и проблем стихи Ахматовой могут оказаться оазисом, освежающим душу, мысли и чувства.

Ведь любовь — это не просто игра воображения, а единственная реальность, которая может поднять человека на вершину счастья. Мысли о любви заставляют задуматься о собственной душе, о которой подчас мы забываем в суете повседневности. Любовь заставляет расправить крылья и взлететь над серой и унылой действительностью.

Читайте также:  Взаимоотношения отцов и детей в романе Тургенева «Отцы и дети»

Но одновременно любовь может оказаться тяжелым камнем, который не дает подняться и воспарить.

Не любишь, не хочешь смотреть? О, как ты красив, проклятый! И я не могу взлететь, А с детства была крылатой.

В стихах Ахматовой лирическая героиня удивительно романтична. Она обращает внимание на все знаки окружающего мира, и абсолютно на все она чутко реагирует. Каждый поступок, стремление или слово могут оказаться решающими или же роковыми.

Было душно от жгучего света. А взгляды его — как лучи. Я только вздрогнула: этот Может меня приручить. Наклонился — он что-то скажет. От лица отхлынула кровь. Пусть камнем надгробным ляжет На жизни моей любовь.

Поэтесса не просто воспевает красоту любви. Она говорит, что любовь может одновременно стать величайшей из трагедий, обрекающей человека на несчастье. Но без любви теряется сам смысл жизни.

И поэтому душа изнывает без любви, а человек тянется к ней всем своим существом. В стихах Ахматовой встречаются изысканные сравнения.

Поэтесса беседует с бессонницей, рассказывает ей о своих переживаниях:

Ты опять, опять со мной, бессонница! Неподвижный лик твой узнаю. Что, красавица, что, беззаконница, Разве плохо я тебе пою?

Лирическая героиня Ахматовой постоянно размышляет о смысле жизни. И размышления ее приводят к удивительно красивым и изысканным оборотам в стихах, воспевающих великолепие жизни:

Я научилась просто, мудро жить, Смотреть на небо и молиться Богу, И долго перед вечером бродить, Чтоб утолить ненужную тревогу.

Ахматова успевает заметить все вокруг и воспеть это в своем творчестве. И лопухи в овраге, и грозди желто-красной рябины, и мурлыкающий пушистый кот — все это находит свое отражение в стихотворении. На первый взгляд, это несущественные детали.

Но ведь все это — часть жизни, такой, какая она есть в действительности. Когда я читаю стихи Ахматовой, мне кажется, будто передо мной раскрывается удивительный мир, целая Вселенная ее души. Анна Андреевна жила в нелегкое для страны время.

Привычные общечеловеческие ценности были забыты. И именно поэтому к творчеству Ахматовой относились настороженно. А саму поэтессу назвали «взбесившейся барынькой, мечущейся между будуаром и молельней».

Насколько чудовищно несправедливыми кажутся подобные высказывания сегодня, когда безусловная гениальность ахматовского творчества оценена читателями по достоинству!

Мне всегда было интересно, откуда художник берёт своё вдохновение? Ведь несмотря на доступность и кажущуюся простоту, его творчество охватывает целый мир, безграничную вселенную бытия. Но даже при всём этом величии и многообразии где-то между строк всегда присутствуют общие, универсальные темы и неизменные образы.

Равно как творчество Анны Андреевны Ахматовой в своём контексте определено целым рядом центральных идей и мотивов, которые легли в основу многих её стихотворений.

Для простого читателя, взявшего в руки томик стихов Ахматовой, автор, прежде всего, предстаёт в образе Овидия в юбке — певца любви, глашатая высоких и искренних переживаний.

Именно это огненное чувство Ахматова, искренно соглашаясь с Шекспиром («Любовь и голод правят миром…»), считала хозяином мира, властелином людских судеб.

Тема любви у Ахматовой раскрыта своеобразно, не так, как у большинства её великих современников. В ней нет тех многочисленных мистических прозрений, той социальной детерминированности любовных конфликтов.

В любовной лирике Анны Ахматовой явно прослеживается глубокая внутренняя связь поэзии Александра Блока и напористого творчества Владимира Маяковского. Драматизм страсти в её, по сути, не всегда женских стихах пропитан отношениями двух сильных характеров, насыщен неким психологизмом.

Здесь женская сущность реалистична и насыщена, в духе русской классики, без каких-либо абстракций, социальных и философских обобщений.

Новизна и размах любовной лирики Анны Ахматовой с первых строк бросились в глаза пытливым современникам, но тяжёлое бремя акмеизма, под чьи знамёна встала молодая и горячая Анна, довольно продолжительное время скрывало от масс истинное лицо поэтессы, нежной и настоящей.

Героиня Ахматовой — простая русская женщина. Для неё любовь — смысл существования, сила жизни, движение по спирали вверх, роковое стечение обстоятельств. То, что предопределено свыше, что естественно и не противоречит человеческой природе:

Я на солнечном восходе Про любовь пою, На коленях в огороде Лебеду полю.

  Прометей Освобожденный: Перси Биши Шелли

Или:

Так дни идут, печали умножая. Как за тебя мне Господа молить? Ты угадал: моя любовь такая, Что даже ты не смог ее убить.

  1. Но любовь, кроме всего, — это ещё и нестерпимая боль, душевные истязания. Когда молчит сердце — плачет душа:
  2. И эту песню я невольно Отдам за смех и поруганье, Затем, что нестерпимо больно Душе любовное молчанье.
  3. У ахматовской любви нет спокойного состояния: она «то змейкой, свернувшись клубком, у самого сердца колдует, то целые дни голубком на белом окошке воркует».

Лирическая героиня поэзии Ахматовой — она сама — то сдержанна, то вдруг прямолинейна и полна скрытого бунтарства, глубокой страсти. Тема женской независимости и гордости неразрывно связана с темой всепоглощающей любви. Героиня индивидуальна и свободолюбива:

Тебе покорной? Ты сошел с ума! Покорна я одной Господней воле.

Она часто противопоставляет Любовь и творчество, всё же неизменно указывая на их тесную связь и взаимосплетение:

Одной надеждой меньше стало, Одною песней больше будет.

В стихах Ахматовой часто развивается тема поэтического предназначения. Поэзия — как путь служения людям, обществу. Путь нелёгкий и тернистый. Но, несмотря на злобу и глумления со стороны, поэт призван быть выше любых предрассудков и нести в мир целебные ноты добра, истины и здравомыслия:

Иди один и исцеляй слепых, Чтобы узнать в тяжелый час сомненья Учеников злорадное глумленье И равнодушие толпы.

В 30-е годы XХ века заметно меняется тональность лирических произведений Ахматовой. С переменами в мироощущении поэтессы в её лирику приходят гражданские мотивы.

Но и тогда она для большей массы своих читателей продолжала оставаться художником любовного чувства. Поэзия — не только сладкий дым, но и тяжёлый крест, нести который дано лишь истинному поэту.

Творец должен быть всегда в гуще событий, какими бы тягостными и даже трагическими для него самого и для его Родины они ни были:

Нет, и не под чуждым небосводом, И не под защитой чуждых крыл — Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был.

В её творчестве почти все стихи смятенны и драматичны. Внезапные мольбы смешаны с проклятиями, тон контрастен и безысходен. Победные восторги резко меняют окрас на крайнюю опустошённость, а блаженство и нежность вдруг переплетаются с яростью, словно море жизни несёт человеческую судьбу по крутым волнам к первозданному хаосу:

Я гибель накликала милым, И гибли один за другим. О, горе мне! Эти могилы Предсказаны словом моим.

Как вороны кружатся, чуя Горячую, свежую кровь, Так дикие песни, ликуя, Моя посылала любовь…

«Женская» тема в творчестве Анны Ахматовой является чуть ли не доминирующей. Это жгучее стремление показать и доказать, что простая женщина — это огромная и чистая сила, способная как создать, так и разрушить.

Поэт, растворив в своей лирике женскую душу, мечтала научить «женщин говорить». Поэтический мир Ахматовой открыт для взаимного контакта, насыщен духом экспрессии и разочарования, исполнен особой силы и полноты восприятия всего окружающего.

Её женщина — противоречива и изменчива.

Нет, царевич, я не та, Кем меня ты видеть хочешь, И давно мои уста Не целуют, а пророчат.

Часто Анна Андреевна иронизировала над самой собой, над своей ролью женщины-поэта, говоря:

Могла ли Биче словно Дант творить, Или Лаура жар любви прославить? Я научила женщин говорить, Но, Боже, как их замолчать заставить!

Как истинная петербурженка, Ахматова в своём творчестве не могла обойти тему своей духовной родины, оставив её без внимания. Тема города близка её поэзии, строгой и торжественной, как вся архитектура великого Петербурга — от Летнего сада до невских набережных:

Как площади эти обширны, Как гулки и круты мосты! Тяжелый, беззвездный и мирный Над нами покров темноты.

Любимый Питер-Ленинград в её стихах — то дикая и «мрачнейшая столица», то священный и спокойный город, где живут разлука и любовь, ненависть и радость.

Вот именно таким представляется мне поэтический космос настоящей женщины Анны Ахматовой. Она внесла в столь хрупкий мир свою цепкую мысль, своё искреннее понимание любви, женской души, патриотизма. Её незабываемый слог своеобразного стиха прошит глубокой творческой индивидуальностью, которая воедино спаяла великие традиции русской поэзии двух непохожих веков.

Лирическая героиня А. А. Ахматовой, — читать школьное сочинение на УкрЛибе

Анна Ахматова — последняя яркая звезда, загоревшаяся под знаком Серебряного века русской поэзии, талант и личное мужество которой соизмеримы: она отвергла эмиграцию, не была сломлена страшными испытаниями, выпавшими на ее долю, не склонив головы, пережила замалчивания и травлю, начавшуюся в 1946 году.

Ее поэзия и сегодня собирает под свои знамена самых разных людей: христиане поднимают на щит ее глубокую веру, патриоты — ее “русскость”, антикоммунисты — внутреннее сопротивление режиму, монархисты — ее имидж императрицы.

Мужчинам нравится ее женственность, женщинам — мужественность, и абсолютно всем — ее простота и понятность.

О ней сразу же заговорили как о явлении в литературе, хотя в это время Россия внимала голосу великих поэтов — А. Блока, К. Бальмонта, В. Брюсова и др. Поэзия Ахматовой раскрывает душу человека, в первую очередь — женщины, и ее стихи привлекают не столько сюжетом, сколько драмой чувств, которая вмещается в несколько поэтических строк.

Биография Анны Ахматовой до сих пор не написана, и факты в ней тесно сплавлены с мифом. Сама Ахматова легендарные моменты собственной жизни зачастую очень тонко, незаметно культивировала, предлагая их будущим биографам в качестве фактов.

Читайте также:  4 сочинения на тему «Моё любимое время года»

В своей родословной поэтесса подчеркивала линию, восходящую по матери к древним новгородцам: “Ведь капелька новгородской крови во мне, как льдинка в пенистом вине”.

Но в то же время любила говорить, что в качестве псевдонима взяла девичью фамилию своей бабушки, урожденной княжны Ахматовой (“бабушки-татарки”).

Очутившись в эвакуации в Ташкенте, Ахматова вспомнила, что Азия — ее родина: “Я не была здесь лет шестьсот”.

В характере Анны Ахматовой присутствовал стремительный темперамент девочки, родившейся под Одессой и проведшей детство на берегу Черного моря. Но этот южный темперамент уравновешивался сдержанностью женщины, воспитанной в атмосфере Царского Села и усвоившей каноны этикетной петербургской культуры.

Еще важнее, что Ахматова была человеком подлинно европейского типа и европейской образованности. В ее лице мы находим русскую европеянку с глубинными славянско-азиатскими корнями, то есть частный случай универсализма русской культуры конца XIX — начала XX века.

Все это вошло в ее стихи и выстроило характер ее лирической героини. Анна Ахматова писала о жизни, о смерти, о печали, о Музе. Но главная ее тема — любовь. Фактически ее первые пять сборников от “Вечера” до “Anno Domini” почти полностью посвящены этой теме.

Даже в стихах, декларирующих позицию автора в пору социальных катаклизмов (например, “Мне голос был”), тема любви не исчезает, а становится фоном.

И всегда у нее это самые различные проявления чувства: дан их разный накал и напряженность, изменчивые формы, то есть любовь показана в ее переходах, неожиданных всплесках и противоречиях. Сама любовь для лирической героини — это и свет, песнь, свобода, и грех, бред, недуг, плен. Любовь сопряжена у нее с обидой, ревностью, отречением, изменой.

  • Первые рецензенты отмечали в стихах Ахматовой, посвященных любовной теме, обостренный психологизм, говорили, что ее лирика интересна изображением тончайших движений женской души, да и сама поэтесса ставила себе это в заслугу, написав: “Я научила женщин говорить”. Ее стихи часто сравнивали с русской психологической прозой, потому что каждое ее стихотворение — маленькая новелла, где изображено сильное психологическое переживание, в поле которого попадают случайные детали внешнего мира:
  • Проводила друга до передней,
  • Постояла в золотой пыли,
  • С колоколенки соседней
  • Звуки важные текли.
  • Брошена! Придуманное слово —
  • Разве я цветок или письмо?
  • А глаза глядят уже сурово
  • В потемневшее трюмо.

Михаил Кузмин в предисловии к “Вечеру” назвал это способностью “понимать и любить вещи в непонятной связи с переживаемыми минутами”. Позднее В. В. Виноградов отмечал, что “предметная лексика ее стихов существует в аспекте единичного переживания, создавая между лирической героиней и окружающими ее вещами “интимно-символическую связь”.

В любовных стихах Ахматовой критика часто видела рассказ о борьбе женщины с мужчиной за свое равноправие. На самом деле коллизия “Вечера” и особенно “Четок” намного сложнее. Любовь требует от любящих предельного напряжения душевных сил.

Не случайно она названа “любовной мукой” и даже “любовной пыткой”. И поединок лирическая героиня Ахматовой ведет вовсе не с мужчиной, которого любит, а с самим любовным чувством, превращающим ее в игрушку (“Разве я цветок или письмо?”), грозящим утратой чувства личного достоинства.

Женщина у Ахматовой проявляет в этой ситуации, прежде всего, волю, характер: “Слаб голос мой, но воля не слабеет”. Позднее критики не раз отмечали в лирике Ахматовой сочетание романтичности, женственности и хрупкости с твердостью, властностью, сильной волей.

Не потому ли, что уже в 1910-е годы Ахматова предчувствовала, что персонажам ее любовной лирики уготована необычная и жестокая историческая судьба? С наибольшей отчетливостью это проявилось в произведениях 20-х годов, в которых лирическая героиня переживает любовную радость на фоне трагического предчувствия небывалой беды.

В 30-е годы О. Мандельштам очень точно определил одно из главных качеств творческого дара Ахматовой: “Она — плотоядная чайка, где исторические события — там слышится голос Ахматовой. И события только гребень, верх волны: война, революция. Ровная и глубокая полоса жизни у нее стихов не дает”.

  1. Эта характеристика не раз подтверждалась стихотворениями-откликами Ахматовой на события современности, например откликом на Первую мировую войну— стихотворением “Молитва” (1915):
  2. Дай мне горькие годы недуга,
  3. Задыханья, бессонницу, жар.
  4. Отними и ребенка, и друга,
  5. И таинственный песенный дар.
  6. Так молюсь за Твоей литургией
  7. После стольких томительных дней,
  8. Чтобы туча над темной Россией
  9. Стала облаком в славе лучей.

Взрослела сама Ахматова, взрослела и ее лирическая героиня. И все чаще в стихах поэтессы стал слышаться голос взрослой, умудренной жизненным опытом женщины, внутренне готовой к самым жестоким жертвам, которые потребует от нее история.

Постепенно “женская” лирика Ахматовой претерпевала метаморфозу, приближаясь, по словам О. Мандельштама, к тому, “чтобы стать одним из символов величия России”.

Октябрьский переворот 1917 года Анна Ахматова встретила так, словно давно была к нему внутренне готова, и отношение к нему сначала у нее было резко отрицательным. Она понимала, что обязана сделать свой выбор, и сделала его спокойно и сознательно, обозначив свою позицию в стихотворении “Мне голос был”. На призыв покинуть родину героиня Ахматовой дает прямой и ясный ответ:

  • Но равнодушно и спокойно
  • Руками я замкнула слух,
  • Чтоб этой речью недостойной
  • Не осквернился скорбный дух.
  • Позже она уточнила свой выбор:
  • А здесь, в глухом чаду пожара.
  • Остаток юности губя,
  • Мы ни единого удара
  • Не отклонили от себя.
  • И знаем, что в оценке поздней

Оправдан будет каждый час…

  1. Лирическое “я” поэтессы сливается в этих стихах с “мы”, и точно так же от имени всего народа она напишет во время Отечественной войны стихотворение “Мужество” (1942):
  2. Мы знаем, что ныне лежит на весах
  3. И что совершается ныне.
  4. Час мужества пробил на наших часах,
  5. И мужество нас не покинет.

Лирическая героиня Ахматовой не раз ощущала себя стоящей на изломе эпох, на “мировом ветру”, как говорил А. Блок, и ее живое материнское чувство становилось началом, связующим в единое целое распавшуюся Россию.

В 20-е годы Ахматова активно обращается к античности, Библии, и в числе “двойников” ее лирической героини мы встречаем Дидону, Кассандру, Федру, Лотову жену, Рахиль.

Переживания лирической героини Ахматовой 20-30-х годов — это также переживание истории как испытания судьбой. Главным драматическим сюжетом лирики этих лет становится столкновение с трагическими событиями истории, в которых женщина вела себя с поразительным самообладанием. Ее героинями становятся и Клеопатра, и боярыня Морозова, и “стрелецкая женка”.

Живой интерес проявляла Анна Ахматова и к русской истории и фольклору. В стихотворении “Не бывать тебе в живых” (1921) лирическая героиня Ахматовой — плакальщица.

Эти стихи родились под впечатлением трагических обстоятельств в жизни самой Ахматовой: погибли три самых близких ей духовно, самых дорогих человека — А. Блок, Н. Гумилев и А. Горенко.

В стихотворении “Не бывать тебе в живых” лирическое “я” обобщено до образа всякой русской женщины, оплакивающей мужа, брата, сына, друга, чья кровь пролита за Русскую землю:

  • Горькую обновушку
  • Другу шила я.
  • Любит, любит кровушку
  • Русская земля.

В 1935 году были арестованы муж и сын Ахматовой — Николай Пунин и Лев Гумилев. И все же она не переставала писать. Так отчасти сбывалось пророчество, сделанное в 1915 году (“Молитва”): сын и муж у нее были отняты.

В годы ежовщины Ахматова создает цикл “Реквием” (1935-1940), лирическая героиня которого — мать и жена, вместе с другими современницами оплакивающая своих близких. В эти годы лирика поэтессы поднимается до выражения общенациональной трагедии, и рядом с ней можно поставить разве что Н.

Клюева и О. Мандельштама — двух ее мученически погибших современников.

1940 год для Ахматовой оказался переломным. Началась Вторая мировая война, охватившая практически всю Европу, Россия снова выдвинулась в центр мировой истории, и Ахматова ощутила приближение событий шекспировского размаха. Она почувствовала прилив новой стихотворной волны.

Стихи 1941-1944 годов, составившие цикл “Ветер войны”, были продиктованы ощущением Ахматовой своего личного участия в этой драме. В них мощно проявилось материнское начало. Лирическая героиня, провожая на фронт ленинградских мальчиков и понимая, что их ждет впереди, говорила от имени всех женщин:

  1. Вот о вас и напишут книжки:
  2. “Жизнь свою за други своя”,
  3. Незатейливые парнишки —
  4. Ваньки, Васьки, Алешки, Гришки,
  5. Внуки, братики, сыновья!

Ахматова говорила на всю страну и за всю страну, ли в чем не изменив себе и ничем не поступившись. Ситуация общенародной беды подчеркнула национальную основу ее уникального лирического дара.

  • Все эти принципы окончательно оформились в ключевом произведении Ахматовой — “Поэме без героя”, над которым она работала с 1940 года практически до конца жизни.
  • Работая над “Поэмой без героя”, она не переставала писать лирические стихи, которые резко и ярко высветили сквозной сюжет ее поэзии в целом — драму невоплощенной любви. В этой лирике поражает мощное творческое усилие, создающее миф о великом чувстве, которое преодолевает пространство и время, — лирическая героиня снова идет навстречу собственной судьбе, как некогда шла рать Дмитрия Донского, чтобы победить:
  • И встретить я была готова
  • Моей судьбы девятый, вал.

Здесь пересекаются друг с другом две важнейшие темы творчества Ахматовой — любовная и национально-историческая. История не только формирует, но и деформирует человека, сочиняет ему другую судьбу, и противостоять этому способна только Любовь.

Ссылка на основную публикацию