М. Цветаева «О Москве» — анализ стихотворения

  • М. Цветаева «О Москве» — анализ стихотворения
  • «Стихи о Москве» Марина Цветаева
  • Цикл
  • 1
  • Облака – вокруг,
    Купола – вокруг,
    Надо всей Москвой
    Сколько хватит рук! –
    Возношу тебя, бремя лучшее,
    Деревцо мое
  • Невесомое!
  1. В дивном граде сем,
    В мирном граде сем,
    Где и мертвой – мне
    Будет радостно, –
    Царевать тебе, горевать тебе,
    Принимать венец,
  2. О мой первенец!

Ты постом говей,
Не сурьми бровей
И все сорок – чти –
Сороков церквей.
Исходи пешком – молодым шажком! –
Все привольное

  • Семихолмие.
  • Будет твой черед:
    Тоже – дочери
    Передашь Москву
    С нежной горечью.
    Мне же вольный сон, колокольный звон,
    Зори ранние –
  • На Ваганькове.
  • 31 марта 1916 г.

М. Цветаева «О Москве» — анализ стихотворения

  1. 2
  2. Из рук моих – нерукотворный град
    Прими, мой странный, мой прекрасный брат.
  3. По церковке – все сорок сороков,
    И реющих над ними голубков.
  4. И Спасские – с цветами – воротá,
    Где шапка православного снята.
  5. Часовню звездную – приют от зол –
    Где вытертый от поцелуев – пол.
  6. Пятисоборный несравненный круг
    Прими, мой древний, вдохновенный друг.
  7. К Нечаянныя Радости в саду
    Я гостя чужеземного сведу.
  8. Червонные возблещут купола,
    Бессонные взгремят колокола,
  9. И на тебя с багряных облаков
    Уронит Богородица покров,
  10. И встанешь ты, исполнен дивных сил…
    Ты не раскаешься, что ты меня любил.
  11. 31 марта 1916 г.

М. Цветаева «О Москве» — анализ стихотворения

  • 3
  • Мимо ночных башен
    Площади нас мчат.
    Ох, как в ночи страшен
  • Рев молодых солдат!

Греми, громкое сердце!
Жарко целуй, любовь!
Ох, этот рев зверский!

  1. Дерзкая – ох – кровь!
  2. Мой рот разгарчив,
    Даром, что свят – вид.
    Как золотой ларчик
  3. Иверская горит.

Ещё по теме:  Марина Цветаева ~ Говорят, что август пахнет осенью…

  • Ты озорство прикончи,
    Да засвети свечу,
    Чтобы с тобой нонче
  • Не было – как хочу.
  • 31 марта 1916 г.

М. Цветаева «О Москве» — анализ стихотворения

4

Настанет день – печальный, говорят!
Отцарствуют, отплачут, отгорят,
– Остужены чужими пятаками –
Мои глаза, подвижные как пламя.
И – двойника нащупавший двойник –
Сквозь легкое лицо проступит лик.
О, наконец тебя я удостоюсь,

  1. Благообразия прекрасный пояс!
  2. А издали – завижу ли и Вас? –
    Потянется, растерянно крестясь,
    Паломничество по дорожке черной
    К моей руке, которой не отдерну,
    К моей руке, с которой снят запрет,
  3. К моей руке, которой больше нет.

На ваши поцелуи, о, живые,
Я ничего не возражу – впервые.
Меня окутал с головы до пят
Благообразия прекрасный плат.
Ничто меня уже не вгонит в краску,

Святая у меня сегодня Пасха.

По улицам оставленной Москвы
Поеду – я, и побредете – вы.
И не один дорогою отстанет,
И первый ком о крышку гроба грянет, –
И наконец-то будет разрешен
Себялюбивый, одинокий сон.
И ничего не надобно отныне

Новопреставленной болярыне Марине.

11 апреля 1916 г.,
1-й день Пасхи.

М. Цветаева «О Москве» — анализ стихотворения

  • 5
  • Над городом, отвергнутым Петром,
    Перекатился колокольный гром.
  • Гремучий опрокинулся прибой
    Над женщиной, отвергнутой тобой.

Царю Петру и вам, о, царь, хвала!
Но выше вас, цари, колокола.

  1. Пока они гремят из синевы –
    Неоспоримо первенство Москвы.
  2. И целых сорок сороков церквей
    Смеются над гордынею царей!
  3. 28 мая 1916 г.

М. Цветаева «О Москве» — анализ стихотворения

  • 6
  • Над синевою подмосковных рощ
    Накрапывает колокольный дождь.
  • Бредут слепцы калужскою дорогой, –
  • Калужской – песенной – прекрасной, и она
    Смывает и смывает имена
  • Смиренных странников, во тьме поющих Бога.
  • И думаю: когда-нибудь и я,
    Устав от вас, враги, от вас, друзья,
  • И от уступчивости речи русской, –
  • Одену крест серебряный на грудь,
    Перекрещусь, и тихо тронусь в путь
  • По старой по дороге по калужской.
  • Троицын день 1916 г.

М. Цветаева «О Москве» — анализ стихотворения

7

Семь холмов – как семь колоколов!
На семи колоколах – колокольни.
Всех счетом – сорок сороков.

  1. Колокольное семихолмие!
  2. В колокольный я, во червонный день
    Иоанна родилась Богослова.
    Дом – пряник, а вокруг плетень
  3. И церковки златоголовые.

Ещё по теме:  Марина Цветаева ~ Вам одеваться было лень…

  • И любила же, любила же я первый звон,
    Как монашки потекут к обедне,
    Вой в печке, и жаркий сон,
  • И знахарку с двора соседнего.
  • Провожай же меня весь московский сброд,
    Юродивый, воровской, хлыстовский!
    Поп, крепче позаткни мне рот
  • Колокольной землей московскою!

8 июля 1916 г., Казанская.

М. Цветаева «О Москве» — анализ стихотворения

8

– Москва! – Какой огромный
Странноприимный дом!
Всяк на Руси – бездомный.

  1. Мы все к тебе придем.
  2. Клеймо позорит плечи,
    За голенищем нож.
    Издалека-далече
  3. Ты все же позовешь.
  4. На каторжные клейма,
    На всякую болесть –
    Младенец Пантелеймон
  5. У нас, целитель, есть.
  6. А вон за тою дверцей,
    Куда народ валит, –
    Там Иверское сердце
  7. Червонное горит.
  8. И льется аллилуйя
    На смуглые поля.
    Я в грудь тебя целую,
  9. Московская земля!

8 июля 1916 г., Казанская.

М. Цветаева «О Москве» — анализ стихотворения

  • 9
  • Красною кистью
    Рябина зажглась.
    Падали листья,
  • Я родилась.
  • Спорили сотни
    Колоколов.
    День был субботний:
  • Иоанн Богослов.
  • Мне и доныне
    Хочется грызть
    Жаркой рябины
  • Горькую кисть.
  • 16 августа 1916 г.

М. Цветаева «О Москве» — анализ стихотворения

Москва, Вид на Кремль, художник Игорь Разживин

Анализ цикла «Стихи о Москве» Марины Цветаевой

Поэтический цикл «Стихи о Москве» написан с марта по август 1916 года и состоит из девяти стихотворений, связанных единой темой – любовью поэтессы к столице. Сборник относится к раннему творчеству Марии Ивановны, произведения в нём написаны в лирическом стиле.

  1. Первое стихотворение цикла является одой, в которой славится древний град Москва:
  2. Где и мертвой мнеБудет радостно!
  3. Цветаева называет столицу своим первенцем, ведь она родилась в столице и останется с ней навсегда, пусть и на Ваганьковском кладбище (к сожалению, последнее пожелание не сбылось).

Второй стих славит православную Москву с её сорока сороками церквей и Спасскими воротами. Этот город хранит сама Богородица, накрывая его своим покровом и благословляя на вечность.

И на тебя с багряных облаковУронит Богородица покров.

Финал стиха описывает воскрешение града, который всегда будет возрождаться из пепла, исполненный дивных сил, при этом он не раскается, что любил автора строк.

Стих №3 – это лихая поездка по ночной столице, где тишина сторожевых башен сочетается с страшным ревом молодых солдат. Не забываем, что идет Первая мировая война и Москва наполнена солдатами.

  • Молодая кровь поэтессы играет, и она сама себе приказывает:
  • Ты озорство прикончи,Да засвети свечу.
  • Цветаева даже в 24 года знает грани и умеет останавливать своё «Я хочу» против «Я должна».

Интерес представляет стих №5, где речь идёт о городе, который когда-то был отвергнут Петром (при Петре столицей стал Питер). Марина Цветаева пишет тут, что этот град мстит ей отвергая её, словно бы в отместку за петровский поступок.

Вместе с тем поэтесса признает Москву лидером на первенство и пишет, что столица просто смеются над гордыней царя Петра, она выше его, она выше всего земного.

— И целых сорок сороко́в церквейСмеются над гордынею царей!

Последний стих цикла написан в августе 1916 года и восхваляет красоту Москвы на излете лета. Тут мало философии, но град коротко и красиво описан в своей августовской красе. В это время зажигаются листья рябины, а в воздухе витает субботний перезвон сотен колоколов Иоанна Богослова.

  1. В целом стихотворения цикла восхваляют Москву, делая акцент на православии и могуществе русской столицы XX века. Хорошо обозначают это цикл последние строки восьмого стихотворения сборки:
  2. — Я в грудь тебя целую,Московская земля!
  3. Средства выразительности

Анализ средств выразительности помогает нам найти в строфах эпитеты, метафоры и олицетворения. Особое внимание стоит уделить эпитетам, так как они помогают оживить картинки стихов и более четко прорисовать образ столицы.

  • Отметим эпитеты, относящиеся к Москве – «дивный… мирный град», «нерукотворный град» и «странноприимный дом».
  • Из метафор выделим – «дочери передашь Москву» и «с багряных облаков уронит Богородица покров». Четвертая строфа второго стиха является двойной метафорой:
  • Часовню звёздную — приют от зол —Где вытертый — от поцелуев — пол.
  • Олицетворения – «площади нас мчат», «бессонные взгремят колокола», «встанешь ты, исполнен дивных сил» (град) и т д.
  • Рифмовка в цикле меняется от перекрёстной до параллельной, что усложняет восприятие строк, если читать все стихотворения подряд, поэтому делайте паузу между ними.

М. И. Цветаева. Образ Родины в лирическом цикле «Стихи о Москве»

  • Сегодня на уроке мы:
  • ·     продолжим разговор о творчестве Марины Цветаевой;
  • ·     узнаем, как раскрывается тема Родины в лирике этого поэта;
  • ·     попытаемся понять, какой видит Россию Марина Цветаева;
  • ·     познакомимся с циклом «Стихи о Москве».

«Родина не есть условность территории, а непреложность памяти и крови. Не быть в России, забыть Россию – может бояться лишь тот, кто Россию мыслит вне себя. В ком она внутри, – тот потеряет её лишь вместе с жизнью», – написала Марина Цветаева в 1925 годув эмиграции.

Судьба поэтессы сложилась непросто. Она подолгу жила вдали от Родины. Когда поэтесса была ещё ребёнком, Цветаевым пришлось уехать в Европу из-за болезни матери – Мария Мейн тяжело заболела туберкулёзом.

М. Цветаева «О Москве» — анализ стихотворения

После гражданской войны были долгие семнадцать лет жизни в эмиграции. Возвращение в Россию далось Марине Цветаевой нелегко и принесло много страданий.

«Что до меня – вернусь в Россию не допущенным «пережитком», а желанным и жданным гостем», – утверждала Цветаева.

В России арестовали и расстреляли её мужа Сергея Эфрона, осудили на годы лагерей дочь Ариадну. Стихи Цветаевой не печатали, её ждали невостребованность и бедность, так же, как и в годы гражданской войны в России, так же, как и в эмиграции.

Читайте также:  Краткое содержание произведения «детство» по главам (л. н. толстой)

Несмотря на все эти беды, треть жизни, прожитую вдали от родины, Марина Цветаева осталась русским поэтом, который, говоря её же словами, «невозможен» вдали от родного края. Тема Родины звучит в её стихах на протяжении всей жизни.

  1. Юную поэтессу не очаровывает великолепие Парижа. В 1909 году семнадцатилетняя Цветаева пишет:
  2. В большом и радостном Париже
  3. Мне снятся травы, облака,
  4. И дальше смех, и тени ближе,
  5. И боль как прежде глубока.

Это строки из стихотворения «В Париже», в котором говорится об одиночестве в праздничном городе, о тоске по Родине. И от этой тоски не спасают красоты чужих краёв.

А какой же видит Родину поэт?

Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к циклу стихов Марины Цветаевой под названием «Стихи о Москве».

Этот цикл насчитывает 9 стихотворений. Создавался он весной и летом 1916 года, ещё до революции. И Москва в нём предстаёт старинным городом, в котором сияют золотом купола храмов и звучит колокольный звон.

  • Облака – вокруг,
  • Купола – вокруг,
  • Надо всей Москвой
  • Сколько хватит рук!
  • Таким восклицанием открывается цикл стихов.

Тема православия в этом цикле очень сильна. Во втором стихотворении цикла лирическая героиня открывает Москву собеседнику, чужеземному гостю. Что же она ему предлагает? Что показывает гостю?

  1. Православные святыни.
  2. По церковке – все сорок сороков,
  3. И реющих над ними голубков.
  4. И Спасские – с цветами – ворота,
  5. Где шапка православного снята.
  6. Часовню звёздную – приют от зол –
  7. Где вытертый от поцелуев – пол.

И ведёт она гостя к старинной иконе Богородицы под названием «Нечаянная радость», на которой изображён грешник, стоящий на коленях перед иконой Божьей Матери. Сюжет этой иконы – покаяние и прощение. «Нечаянная радость» – не единственная чудотворная икона, которая упоминается в цикле.

  • Как золотой ларчик
  • Иверская горит, – пишет Цветаева.
  • Мы видим, что Москва в стихах этого цикла – город-святыня, куда со всей Руси стекаются паломники, чтобы обрести прощение и благодать.
  • – Москва! – Какой огромный
  • Странноприимный дом!
  • Всяк на Руси – бездомный.
  • Мы все к тебе придём.

В глазах поэта Москва – это сердце страны, средоточие той самой исконной «нутряной» Руси. Поэтому главным городом, истинной столицей Цветаева считает именно Москву, а не Петербург.

В пятом стихотворении цикла говорится именно об этом. Москву Цветаева в нём называет «городом, отвергнутым Петром». Известно, что Пётр I перенёс столицу из Москвы в Петербург. Поэт спорит с императором, утверждая, что «неоспоримо первенство Москвы»:

  1. И целых сорок сороков церквей
  2. Смеются над гордынею царей!
  3. Лирическая героиня цикла «Стихи о Москве» предстаёт богомолкой и грешницей, хозяйкой города и его дочерью, плотью от плоти московской земли.
  4. Так в последнем стихотворении цикла прямо не говорится ни о Москве, ни о Руси. В нём Цветаева повествует о дне своего рождения:
  5. Красною кистью
  6. Рябина зажглась.
  7. Падали листья,
  8. Я родилась.
  9. В этом стихотворении появляется один из ключевых символов поэзии Цветаевой – рябина.

М. Цветаева «О Москве» — анализ стихотворения

Образ красной рябиновой кисти открывает и завершает стихотворение. Рябина в поэзии Цветаевой не только олицетворяет «жаркий» и «горький» характер лирической героини, но и связь с Родиной, родным домом.

  • Годы спустя, уже в эмиграции, Цветаева напишет в стихотворении «Тоска по родине»:
  • Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,
  • И всё – равно, и всё – едино.
  • Но если по дороге – куст

Встаёт, особенно – рябина…

Заключительное стихотворение цикла подчёркивает нерушимую, кровную связь поэта с родной землёй.

Примечателен этот цикл ещё и тем, что относится он к раннему творчеству, но при этом в нём уже обозначены главные темы творчества Цветаевой. Например, несколько раз возникает тема смерти.

В первом же стихотворении цикла Цветаева обращается к дочери, отдавая ей Москву «царевать» и «горевать» в ней, а после передать уже своей дочери как величайшую святыню, «с нежной горечью».

О себе она говорит:

  1. Мне же вольный сон, колокольный звон,
  2. Зори ранние –
  3. На Ваганькове.

Ваганьково – одно из старейших кладбищ Москвы. Поэтому вольный сон – это смерть.

  • А вот как заканчивается 7-е стихотворение цикла:
  • Провожай же меня весь московский сброд,
  • Юродивый, воровской, хлыстовский!
  • Поп, крепче позаткни мне рот
  • Колокольной землёй московскою!

М. Цветаева «О Москве» — анализ стихотворения

4 стихотворение цикла «Настанет день — печальный, говорят!» и вовсе представляет собой картину похорон. Какой представляется смерть поэтессе?

Прекрасной и благообразной. В стихах слово благообразие повторяется. «Новопреставленную болярыню Марину» окутывает «с головы до пят благообразия прекрасный плат», и она наконец-то удостоилась прекрасного пояса благообразия.

  1. Смерть – это освобождение от всего мирского, в том числе и земной любви.
  2. Смерть – это отстранённость, покой и обращение к Богу:
  3. Ничто меня уже не вгонит в краску,
  4. Святая у меня сегодня Пасха.

Ещё одна цветаевская тема – это тема страстной, грешной земной любви. Любовная тема присутствует уже во втором стихотворении цикла, где появляется образ гостя, которому героиня показывает Москву. Дело в том, что «Стихи о Москве» обращены к поэту Осипу Мандельштаму, с которым у Цветаевой в этот период был короткий, но очень яркий роман.

Кроме того, мы можем видеть в этом цикле, что несмотря на всю футуристичность своей поэтики, Цветаева следует традициям русской литературы. Одна из этих традиций – обращение к русскому фольклору, его образам.

  На страницах «Стихов о Москве» появляются странники-слепцы, юродивые и знахарки. Лирическая героиня предстаёт перед нами то богомолкой, то посадской поселянкой.

Она хозяйка города, которая дарит свою Москву тем, кого полюбила.

Русь Цветаевой богомольная и сказочная, бескрайняя. Как и у Блока, у Цветаевой Родина предстаёт в женском облике.

М. Цветаева «О Москве» — анализ стихотворения

  • И льётся аллилуйя
  • На смуглые поля.
  • Я в грудь тебя целую,
  • Московская земля!
  • Родство с народной поэзией в полной мере проявится у Цветаевой в поэмах «Переулочки», «На Красном коне», «Молодец», «Царь-Девица».

В цикле «Стихи о Москве» ярко проявляется и новаторство цветаевской поэтики. Цветаева стремится передать свою мысль максимально ёмко и мощно, чтобы слово било навылет. Литературоведы часто сравнивают её поэзию с бурей, разгулом стихии или бунтом. Ритм цветаевских стихов сбивчивый, эмоциональный, будто задыхающийся от избытка чувств. Этот эффект усиливается огромным количеством восклицаний.

  1. Греми, громкое сердце!
  2. Жарко целуй, любовь!
  3. Ох, этот рёв зверский!
  4. Дерзкая – ох –кровь!

Фразы часто разорваны, а паузы возникают в любом месте строки. Для поэта важнее подчеркнуть образ, выставить нужный акцент, чем соблюсти классическую гармонию стиха. Отсюда у Цветаевой появляется обилие тире:

М. Цветаева «О Москве» — анализ стихотворения

  • И все сорок – чти –
  • Сороков церквей.
  • Исходи пешком – молодым шажком! –
  • Всё привольное
  • Семихолмие.

Поэтику Цветаевой называют уникальной потому, что она сочетает в себе новаторский подход и приверженность традициям. Абсолютно новый, ломающий все каноны подход к созданию стиха и традиционные темы гражданской и любовной лирики. Обращение к истокам, устному народному творчеству характерно для золотого века русской литературы.

Кроме того, Цветаеву часто называют последним поэтом-романтиком. Лирическая героиня её стихов – бунтующий человек, одинокий, не понятый миром. Героиня Цветаевой не желает мириться с несовершенством мира, она бросает ему вызов, борется с ним.

От символизма в цветаевской лирике приверженность к символам. Поэтесса жертвует красотой фразы, эпитетами, мелодикой стиха ради создания ёмкого образа, за которым скрывается множество смысловых пластов и оттенков.

Цветаева обращается не только к фольклору, но и к греческой мифологии, литературной традиции всего мира. История, искусство, мистика и религия – всё это причудливым образом переплетается в цветаевском стихе. Именно поэтому стиль Цветаевой не подлежит определению. Её стихи невозможно отнести ни к одному литературному течению. Марина Цветаева воистину уникальный поэт.

 «Цветаевапоэт чрезвычайно искренний, вообще, возможно, самый искренний в истории русской поэзии. Она ни из чего не делает тайны, и менее всегоиз своих эстетических и философских кредо, рассыпанных в её стихах и прозе с частотой личного местоимения первого лица единственного числа», – писал о Марине Цветаевой поэтИосиф Бродский.

М. Цветаева «О Москве» — анализ стихотворения

Анализ стихотворения Цветаевой Москва

Марина Цветаева отличалась от остальных поэтов, то, что она писала небольшие произведения, и они, безусловно, имели смысл. Она в своих стихах всегда передавала свое душевное состояние, и это ее не отличало от остальных поэтов. Цветаева безумно, любила свой родной город и сильно была привязана к нему.

Уже с первых строк произведения «Стихи о Москве» понятно становиться, что речь пойдет именно о городе, где она родилась и жила – это Москва. Москва интересна ей не по архитектурным достопримечательностям, а более с православной стороны.

Но и с этой стороны есть, что рассказать об этом незабываемом и интересном городе, так как Москва является богатой на православные и исторические места, имеет большое количество церквей и храмов, и именно это привлекает поэтессу.

Она отдает предпочтение иконам и очень любит колокольный звон.

В цикле «Стихи о Москве» собраны десять ранних произведений юной поэтессы о Москве. Они без порно могут существовать по отдельности, но, соединив их в одно целое становиться интереснее и увлекательнее читать. Во всех них речь идет только о любимой ею Москве.

Она помешена была на православии. И это становиться понятно с ее произведений. Так как чуть ли не в каждом стихотворении из десяти упоминает она об иконах, колоколах и куполах. Все эти собранные произведения показывают образ лирической героини с разных сторон.

Читайте также:  Анализ произведения «Золотой горшок» (Гофман)

Образы меняются очень быстро.

Заключение

Прочитав все десять циклов «Стихи о Москве» становиться понятно читателю, как безумно и странно любила она свой город, Марина Цветаева, передавая в каждой строчке свое настроение и душевное переживание о Москве. Она вместе с ней переживает все ее изменения.

Так как поэтесса чувствует себя одинокой и не кому не нужной, кроме своего родного города. Она упоминает о рябине, в своем произведении, не спроста, так как рябина для нее стала частичкой родного города. Прочитав произведение, становится понятно, как у поэтессы меняется настроение от озорного и веселого к мрачному и грустному.

Все произведения Цветаевой остались, актуальны и интересны, по сей, день.

Анализ стихотворения Москва Цветаевой

Стихотворение Марины Цветаевой « Москва », было написано летом 1917 года. По названию можно догадаться, что на этот раз речь пойдет, о старом, русскому, городе – столицы всей России.

Действительно, в этом произведение, поэтесса создает образ великого города, который готов принять в свои стены, любого странника.

Цветаева так же отметила то, что Москва является главнейшим религиозным оплотом всей Руси, то есть не просто столицей государства, а символом христианской веры.

В первых строчках автор прямо рисует нам, этот образ большого гостеприимного города, где каждый бездомный хоть немного, но слышал, об нем. Всякий бедный человек придет к Москве, за помощью и поддержкой. В следующей части автор решил более конкретизировать изображение того контингента, что тянется в чудо – город.

И мы видим клеймо  и нож, что олицетворяет нелегкую жизненную ситуацию, а следовательно и желание попасть в пригретое место. Все эти моменты поэтесса создала неспроста, судя по всему, она захотела показать Москву похожую на спасительницу, где всегда найдется покой и прощение.

Эта мысль прослеживается и дальше, где нам представляется картина исцеления душ всех тех преступников, которые прибыли именно за этим. Дальше в стихотворение Цветаева, создает помимо исцеления младенцем, образы святынь, куда валит народ, ищущий очищения. При этом икона кажется поэтессе горящим сердце в червонной оправе.

В последнем четверостишие, происходит обобщения всей жизни Москвы, которая еще в то время заманивала столько людей.

И над всем этим остается сделать вывод, что Марина Цветаева, представила Москву, как место или пристанище, людей с трудным положением. Но в этом чувствуется некий двойной смысл, возможно Марна хотела донести нам отрицательную сторону этой ситуации, а именно то, что эти толпы заполонили все улицы и осквернили святыни. Но этот только догадка. 

Анализ стиха Москва какой огромной, кратко

М. Цветаева «О Москве» — анализ стихотворения

  • Анализ стихотворения Бродского Письма римскому другу
    Творчество Иосифа Александровича Бродского, постоянно вызывало множество споров, среди литературного общества. Многие, считают его труды безнравственными, грубыми и очень трудными для восприятия.
  • Анализ стихотворения Пушкина Разлука
    Как важны для нас бывают товарищи, которым мы доверим самые сокровенные тайны, делимся с ними радостями и тревогами. Именно так им верным другом, братом, товарищем, единомышленником был для Пушкина Кюхельбекер.
  • Анализ стихотворения Пастернака Нобелевская премия
    Автор был выбран на получение Нобелевской премии. Эту премию он по праву заслужил за свою огромную лепту, которую внес в литературу. Но это совершенно не принесло писателю никаких благ. СССР не очень хорошо приняли данное
  • Анализ стихотворения Есенина Ты запой мне ту песню, что прежде
    Есенин является знаменитым русским писателем начала двадцатого века, его стихотворения имеют много тематик, но больше всего поэт любил писать о родимом крае, и своем селе. Творчество Сергея Есенина во многом отличается от
  • Анализ стихотворения Пастернака Объяснение
    «Объяснение» – одно из 25 поэтических произведений Бориса Пастернака, вошедших семнадцатую главу, завершающую его роман «Доктор Живаго». Специалисты относят пастернаковское «Объяснение» к автобиографическим стихотворениям.

???? Стихи о Москве (цикл)

Поэтический цикл «Стихи о Москве» написан с марта по август 1916 года и состоит из девяти стихотворений, связанных единой темой – любовью поэтессы к столице. Сборник относится к раннему творчеству Марии Ивановны, произведения в нём написаны в лирическом стиле.

Разбор стихов

Первое стихотворение цикла является одой, в которой славится древний град Москва:

Где и мертвой мне Будет радостно!

Цветаева называет столицу своим первенцем, ведь она родилась в столице и останется с ней навсегда, пусть и на Ваганьковском кладбище (к сожалению, последнее пожелание не сбылось).

Второй стих славит православную Москву с её сорока сороками церквей и Спасскими воротами. Этот город хранит сама Богородица, накрывая его своим покровом и благословляя на вечность.

И на тебя с багряных облаков Уронит Богородица покров.

Финал стиха описывает воскрешение града, который всегда будет возрождаться из пепла, исполненный дивных сил, при этом он не раскается, что любил автора строк.

Стих №3 – это лихая поездка по ночной столице, где тишина сторожевых башен сочетается с страшным ревом молодых солдат. Не забываем, что идет Первая мировая война и Москва наполнена солдатами.

Молодая кровь поэтессы играет, и она сама себе приказывает:

Ты озорство прикончи, Да засвети свечу.

Цветаева даже в 24 года знает грани и умеет останавливать своё «Я хочу» против «Я должна».

Интерес представляет стих №5, где речь идёт о городе, который когда-то был отвергнут Петром (при Петре столицей стал Питер). Марина Цветаева пишет тут, что этот град мстит ей отвергая её, словно бы в отместку за петровский поступок.

Вместе с тем поэтесса признает Москву лидером на первенство и пишет, что столица просто смеются над гордыней царя Петра, она выше его, она выше всего земного.

— И целых сорок сороко́в церквей Смеются над гордынею царей!

Последний стих цикла написан в августе 1916 года и восхваляет красоту Москвы на излете лета. Тут мало философии, но град коротко и красиво описан в своей августовской красе. В это время зажигаются листья рябины, а в воздухе витает субботний перезвон сотен колоколов Иоанна Богослова.

В целом стихотворения цикла восхваляют Москву, делая акцент на православии и могуществе русской столицы XX века. Хорошо обозначают это цикл последние строки восьмого стихотворения сборки:

— Я в грудь тебя целую,

Московская земля!

Средства выразительности

Анализ средств выразительности помогает нам найти в строфах эпитеты, метафоры и олицетворения. Особое внимание стоит уделить эпитетам, так как они помогают оживить картинки стихов и более четко прорисовать образ столицы.

Отметим эпитеты, относящиеся к Москве – «дивный… мирный град», «нерукотворный град» и «странноприимный дом».

Из метафор выделим – «дочери передашь Москву» и «с багряных облаков уронит Богородица покров». Четвертая строфа второго стиха является двойной метафорой:

Часовню звёздную — приют от зол — Где вытертый — от поцелуев — пол.

Олицетворения – «площади нас мчат», «бессонные взгремят колокола», «встанешь ты, исполнен дивных сил» (град) и т д.

Рифмовка в цикле меняется от перекрёстной до параллельной, что усложняет восприятие строк, если читать все стихотворения подряд, поэтому делайте паузу между ними.

Полный текст

1

Облака — вокруг,Купола — вокруг.Надо всей Москвой— Сколько хватит рук! —Возношу тебя, бремя лучшее,Деревцо мое

  • Невесомое!
  • В дивном граде сем,В мирном граде сем,Где и мертвой мнеБудет радостно —Царевать тебе, горевать тебе,Принимать венец,
  • О мой первенец!

Ты постом — говей,Не сурьми бровейИ все сорок — чти́ —Сороков церквей.Исходи пешком — молодым шажком! —Всё привольное

  1. Семихолмие.
  2. Будет тво́й черед:Тоже — дочериПередашь МосквуС нежной горечью.Мне же — вольный сон, колокольный звон,Зори ранние
  3. На Ваганькове.

31 марта 1916 год

2

  • Из рук моих — нерукотворный градПрими, мой странный, мой прекрасный брат.
  • По це́рковке — все́ сорок сороков,И реющих над ними голубков;
  • И Спасские — с цветами — ворота́,Где шапка православного снята;
  • Часовню звёздную — приют от зол —Где вытертый — от поцелуев — пол;
  • Пятисоборный несравненный кругПрими, мой древний, вдохновенный друг.
  • К Нечаянныя Радости в садуЯ гостя чужеземного сведу.
  • Червонные возблещут купола,Бессонные взгремят колокола.
  • И на тебя с багряных облаковУронит Богородица покров,

И встанешь ты, исполнен дивных сил…— Ты не раскаешься, что ты меня любил.

31 марта 1916 год

3

  1. Мимо ночных башенПлощади нас мчат.Ох, как в ночи́ страшен
  2. Рёв молодых солдат!

Греми, громкое сердце!Жарко целуй, любовь!Ох, этот рёв зверский!

Дерзкая — ох! — кровь.

  • Мо́й — ро́т — разгарчив,Даром, что свят — вид.Как золотой ларчик
  • Иверская горит.
  • Ты озорство прикончи,Да засвети свечу,Чтобы с тобой нонче
  • Не было — как хочу.

31 марта 1916 год

4

Настанет день — печальный, говорят!Отцарствуют, отплачут, отгорят,— Остужены чужими пятаками —Мои глаза, подвижные как пламя.И — двойника нащупавший двойник —

  1. Сквозь легкое лицо проступит лик.
  2. О, наконец тебя я удостоюсь,Благообразия прекрасный пояс!
  3. А издали — завижу ли и Вас? —Потянется, растерянно крестясь,Паломничество по дорожке чернойК моей руке, которой не отдерну,К моей руке, с которой снят запрет,
  4. К моей руке, которой больше нет.

На ваши поцелуи, о, живые,Я ничего не возражу — впервые.Меня окутал с головы до пятБлагообразия прекрасный плат.Ничто меня уже не вгонит в краску.

  • Святая у меня сегодня Пасха.
  • По улицам оставленной МосквыПоеду — я, и побредете — вы.И не один дорогою отстанет,И первый ком о крышку гроба грянет, —И наконец-то будет разрешен
  • Себялюбивый, одинокий сон.
  • И ничего не надобно отнынеНовопреставленной болярыне Марине.

11 апреля 1916 (первый день Пасхи).

5

Над городом, отвергнутым Петром,Перекатился колокольный гром.

Гремучий опрокинулся прибойНад женщиной, отвергнутой тобой.

Царю Петру и Вам, о царь, хвала!Но выше вас, цари, колокола.

Читайте также:  Анализ поэмы есенина «анна снегина»

Пока они гремят из синевы —Неоспоримо первенство Москвы.

— И целых сорок сороко́в церквейСмеются над гордынею царей!

28 мая 1916 год

6

  1. Над синевою подмосковных рощНакрапывает колокольный дождь.
  2. Бредут слепцы калужскою доро́гой —
  3. Калужской, песенной, привычной, и онаСмывает и смывает имена
  4. Смиренных странников, во тьме поющих Бога.
  5. И думаю: когда-нибудь и я,Устав от вас, враги, от вас, друзья,
  6. И от уступчивости речи русской —
  7. Одену крест серебряный на грудь,Перекрещусь — и тихо тронусь в путь
  8. По старой по дороге по калужской.

Троицын день, 1916 год

7

  • Семь холмов — как семь колоколов,На семи колоколах — колокольни.Всех счетом: сорок сороков, —
  • Колокольное семихолмие!
  • В колокольный я, во червонный деньИоанна родилась Богослова.Дом — пряник, а вокруг плетень
  • И церко́вки златоголовые.
  • И любила же, любила же я первый звон —Как монашки потекут к обедне,Вой в печке, и жаркий сон,
  • И знахарку с двора соседнего.
  • — Провожай же меня, весь московский сброд,Юродивый, воровской, хлыстовский!Поп, крепче позаткни мне рот
  • Колокольной землей московскою!

8 июля 1916 год

8

Москва! Какой огромныйСтранноприимный дом!Всяк на Руси — бездомный.

  1. Мы все к тебе придем.
  2. Клеймо позорит плечи,За голенищем — нож.Издалека́-далече
  3. Ты всё же позовешь.
  4. На каторжные клейма,На всякую болесть —Младенец Пантелеймон
  5. У нас, целитель, есть.
  6. А вон за тою дверцей,Куда народ валит —Там Иверское сердце,
  7. Червонное, горит.
  8. И льется аллилуйяНа смуглые поля.— Я в грудь тебя целую,
  9. Московская земля!

8 июля 1916 год

9

Красною кистьюРябина зажглась.Падали листья.

  • Я родилась.
  • Спорили сотниКолоколов.День был субботний:
  • Иоанн Богослов.
  • Мне и донынеХочется грызтьЖаркой рябины
  • Горькую кисть.

16 августа 1916 год

Аудио-вариант

Анализ стихотворения Цветаевой М.И. «Стихи о Москве»

Стихи Марины Цветаевой небольшие, но всегда со смыслом. Через свои произведения поэтесса передает нам свое отношение к жизни, свое видение, свою любовь к городу, краю, где родилась и росла.

Сегодня нам предстоит сделать анализ цикла «Стихов о Москве» Цветаевой, чем мы и займемся. Уже по названию мы понимаем, что данный цикл стихов будет посвящен городу, где родилась Цветаева и это Москва.

В цикл Марины Цветаевой «Стихи о Москве» вошло девять самостоятельных работ, которые могут существовать самостоятельно, но благодаря объединению их в цикл, стихотворения Цветаевой в цикле «Стихи о Москве» приобретают новые смысловые комплексы.

Стихи о Москве Цветаева

Все стихи о Москве Цветаевой имеют общий образ и это образ Москвы, которая у поэтессы ассоциируется прежде всего с храмами, соборами, иконами, куполами и колоколами.

Почти в каждом произведении из цикла Цветаева упоминает образ «сорока сороков церквей». Так данный образ встречается в первом, во втором, пятом, седьмом стихах.

Часто в стихах является нам образ колоколов и колокольных звонов: «Мне же – вольный сон, колокольный звон», «накрапывает колокольный дождь», «спорили сотни колоколов» и так далее.

При этом Цветаева в своих произведениях описывает конкретные церкви. Они у нее не безликие: «Пятисоборный колокольный звон», «Иверская горит», «Иверское сердце». Использует писательница в своих работах и образ холмов, на которых, по преданию, и была заложена Москва.

Все стихотворения Цветаевой, что вошли в цикл «Стихи о Москве» открывают читателям разные стороны души лирической героини, так, мы видим героиню – мать, героиню, переполненную чувствами любви. Уже в третьем стихотворении у лирической героини проявляется «озорство».

В четвертом стихотворении используется мотив страстности, и при этом фигурирует мотив смерти. Далее в цикле «Стихов о Москве» Цветаевой и в анализе стихотворения мы видим, что в пятом стихотворении Москва противопоставляется Петербургу, сама же героиня сравнивает свою судьбу с судьбой своего города: она «отвергнутая», как и ее Москва «отвергнутая Петром».

Далее мы видим усталость героини, и ее желание следовать за «смиренными странниками».

В восьмом стихотворении Цветаева показывает свое отношение к Москве, свою любовь, рассказывает нам о том, чем ей так близка Москва, а в последнем стихотворении из цикла «Стихи о Москве» Цветаевой и в анализе поэтесса рассказывает о своем рождении в день Иоанна Богослова, когда поспела рябина.

Цикл «Стихи о Москве» поведал нам о любви к родному краю, о любви к родной земле, о широте русской души, о готовности отказаться от благ.

Анализ стихотворения о Москве в цикле М. Цветаевой

Определение 1

Ассонанс – это прием звуковой организации текста, преимущественно стихотворного, заключающийся в повторении гласных звуков.

В поэтический цикл Марины Цветаевой «Стихи о Москве» входит девять наиболее значительных произведений ее раннего творчества, созданных весной и летом 1916 года.

Цикл «Стихи о Москве» воплощает характерные особенности цветаевского синтаксиса (обилие восклицаний и тире, фрагментарность), благодаря которым поэтесса передает свое взволнованное отношение к миру и любование красотой родного города.

В цикле Цветаева изображает дореволюционную Москву, главным украшением которой являются храмы. Цветаева воспевает красоту родного города, подчеркивает, что это не просто город с древней историей, это город, который нужно понять.

Цикл «Стихи о Москве» написан в традициях православной культуры, поэтому образ города здесь воспринимается как символ национальной святыни. Москва воспринимается лирической героиней как сердце родной земли.

М. Цветаеву можно назвать бунтарем, причем эта черта характера проявлялась и в ее жизни, и в ее творчестве.

Поэтесса считала, что не стоит прибиваться к каким-либо определенным направлениям, так как это ее ограничивает в том, что она пишет, что думает, как видит этот мир.

поэтому стихотворения цикла о Москве сложно отнести к какому-то одному направлению. Цветаева узнаваема в своем стиле письма.

В стихотворении «О Москве» поэтесса использовала акцентный стих, тоническое стихосложение, базирующееся на равенстве числа ударений в строке. Акцентный стих в литературу пришел из народного творчества.

Этот незаурядный размер используется неслучайно – он хорошо гармонирует с идеей произведения.

Дореволюционная Москва словно говорит с читателем на родном наречии, игнорируя западную систему стихосложения (силлабо-тоническую).

Остальные стихи в цикле Цветаевой написаны разностопным ямбом.

Цикл «Стихи о Москве» написан в жанре оды. Поэтесса воспевает город, при этом используя слова «высокого стиля», которые сейчас являются архаизмами. Рифмовка строк перекрестная, со схемой АВАВ.

Тематика, проблематика произведения

Основной темой цикла М. Цветаевой «О Москве» является описание и характеристика древнего города. Поэтесса показывает многогранный образ Москвы, который одарен богатым историческим прошлым, воинской славой и яркой красотой. Цветаева постоянно подчеркивает духовность Москвы, ее связь с народными традициями, с церковью. Москва – сердце страны.

В цикле стихотворений о Москве Цветаева поднимает ряд проблем:

  • Грядущие перемены в городе;
  • Переживания за родной город, который может потерять свой исторический облик;
  • Страх перемен. Поэтессе очень дорог облик старой Москвы, она не хочет перемен и боится их.

В цикле стихотворений о Москве подчеркивается родственная связь лирического героя с городом. Цветаева упоминает день своего рождения и личные ассоциации, связанные с Москвой. Все стихотворения цикла проникнуты особым настроением, пророчеством о грядущих переменах. Цветаева говорит о своем городе с особой любовью, называет его храмом, к которому придет каждый и покается в содеянном.

В ранней лирике Марины Цветаевой одним из ключевых мотивов является мотив смерти. В четвертом стихотворении лирическая героиня представляет картину своего прощания с миром. Цветаева ассоциирует образ смерти с благообразием, покоем и отстраненностью.

В «Стихах о Москве» Цветаева изображает дореволюционный город с его церквями, часовнями, соборами, куполами, которые являются главным украшением Москвы. Они изображены в радостном величии.

Москва для Цветаевой – это драгоценная святыня, которую каждое поколение передает следующему из рук в руки. Но лирическая героиня и после своей смерти не отделяет свою судьбу от родного города. А употребление древнерусского слова «град» подчеркивает древнюю историю Москвы.

В пятом стихотворении поэтесса называет Москву «городом, отвергнутым Петром». Цветаева здесь имеет в виду факт переноса столицы в Петербург. Но поэтесса все равно называет Москву первым городом России.

Особое значение для Цветаевой имеет православный календарь. Она неслучайно в цикле упоминает Троицын день, Пасху, Иоанна Богослова.

Главной темой в восьмом стихотворении становится тема соборного единения.

Последнее стихотворение цикла «Стихи о Москве» начинается и заканчивается образом красной рябиновой кисти. В последней строфе она символизирует импульсивный, страстный характер лирической героини и наделяется эпитетами «горький», «жаркий».

Средства выразительности

Образ Москвы поэтесса раскрывает по-разному с помощью тропов и символов.

Цикл начинается со стихотворения «Облака – вокруг, Купола – вокруг…». Само по себе это стихотворение словно открывает и завлекает собой, дает понять, что читателю еще предстоит познакомиться с городом, с настоящей Москвой.

Такой эффект громкости стихотворению придают знаки препинания и прием ассонанса. В этом стихотворении очень много «о» и «а», что создает эффект крика, зазывания. Это стихотворение – прямая хвала городу за его историю и величие.

Прием аллитерации на букву Р подчеркивает настроение стихотворения, здесь звук Р напоминает ритмичный грохот. В другом отрывке: «Над городом, отвергнутым Петром, перекатился колокольный гром» аллитерация на букву Р создает эффект злости лирической героини и ее одновременной радости за величие города.

Для раскрытия образа Москвы, передачи основной идеи цикла М. Цветаева использует:

  • Эпитеты: «дивный град», «мирный град», «странноприимный дом», «нерукотворный град»;
  • Метафоры: «с багряных облаков уронит Богородица покров», «дочери передашь Москву». Двойная метафора: «Часовню звездную – приют от зол – Где вытертый – от поцелуев – пол»;
  • Олицетворения: «бессонные взгремят колокола», «площади нас мчат».

Смена рифмовки от перекрестной до параллельной усложняет восприятие стихотворений.

Ссылка на основную публикацию