Лирические отступления в поэме «мертвые души» (н. в. гоголь)

Лирические отступления в поэме «Мертвые души» (Н. В. Гоголь)
«Тройка Чичикова». Художник А. Лаптев.

Лирические отступления занимают особое место в поэме «Мертвые души» Гоголя. В них автор размышляет о России и ее будущем, о русском народе и его особенностях. Авторские отступления в «Мертвых душах» можно условно разделить на два типа: 

  1. Развернутые лирические отступления о России и личных переживаниях автора 
  2. Характеристики отдельных особенностей русской жизни и народа

Ниже представлено описание лирических отступлений из поэмы «Мертвые души» по главам (в таблицах указаны темы и цитат из них).Смотрите: — Краткое содержание поэмы— Все материалы по поэме «Мертвые души»

Развернутые лирические отступления в поэме «Мертвые души»

В таблице ниже представлены наиболее известные, крупные лирические отступления из поэмы «Мертвые души». Эти отступления посвящены размышлениям о России, а также личным переживаниям автора: 

Лирические отступления в поэме «Мертвые души»
Тема Цитаты из начала и конца
Глава V  «О метком русском слове» «…Выражается сильно российский народ!..  …как метко сказанное русское слово…»
Глава VI «О юности и впечатлениях» …О моя юность! о моя свежесть!..»
Глава VII «О двух типах писателей» …величавый гром других речей…»
Глава XI «О любви автора к Руси» «…Русь! Русь! вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далека тебя вижу…
Глава XI «О дороге» сколько перечувствовалось дивных впечатлений!..»
Глава XI «О быстрой езде и птице тройке» дают ей дорогу другие народы и государства…»

Прочие авторские отступления в поэме «Мертвые души»

В таблице ниже представлены прочие авторские отступления из «Мертвых душ». В этих отступлениях Гоголь описывает отдельные особенности русского народу и жизни на Руси, особенности различных групп людей и т.д.:

Прочие авторские отступления в поэме «Мертвые души»
Тема Цитаты начала и конца
Глава I  «О толстых и тонких» «…Увы! толстые умеют лучше на этом свете обделывать дела свои…  …спускают, по русскому обычаю, на курьерских всё отцовское добро…»
Глава II «О видах известных» Словом, виды известные…»
Глава II «О трудностях в изображении характеров» «…Гораздо легче изображать характеры большого размера… …изощренный в науке выпытывания взгляд…»
Глава III «О веселом и печальном» … и уже другим светом осветилось лицо…»
Глава IV «О людях, умеющих нагадить» «…Есть люди, имеющие страстишку нагадить ближнему… …дивишься, пожимая плечами, да и ничего более…»
Глава V «Об однообразии жизни» «…Везде, где бы ни было в жизни, среди ли черствых… … пропал из виду дивный экипаж…»
Глава VIII «О читателях» «…Таково на Руси положение писателя!.. … надо признаться, бывают еще мудренее…»
Глава IX «Об именах и личностях» «…Какое ни придумай имя… …словом, вмиг смекнет, в чем дело…»
Глава X «О дураках и заблуждениях» «…щедр человек на слово дурак… …над которыми также потом посмеются потомки…»
Глава XI «О страстях» …для неведомого человеком блага…»

Это были материалы о лирических отступлениях в поэме «Мертвые души» Гоголя: таблицы с указанием главы, темы и цитат из каждого лирического отступления.Смотрите: Все материалы по поэме «Мертвые души»

 Лирические отступления в поэме «Мертвые души» (Н. В. Гоголь)

Глава Лирическое отступление
1 О толстых и тоненьких
2 О двух типах характеров
3 Об оттенках и тонкостях обращения
4 О людях, имеющих страстишку нагадить
5 О живучести Ноздрёвых
5 О славной бабёшке
5 Об однообразии жизни
5 О метком русском слове и о бойком русском уме
6 О человеке
6 О юности
7 О двух типах писателей
7 О крестьянах, купленных Чичиковым
8 О крестьянах Чичикова и о силе власти исправника
9 О крестьянах селения Вшивая — спесь
10 Повесть о капитане Копейкине
11 О Руси
11 О дороге
11 О добродетельном герое и герое-подлеце
11 О Кифе Мокеевиче
11 О страстях
11 Русь-Тройка

Примечание. Готовится таблица с кратким анализом лирических отступлений и их роли в произведении. Следите за публикациями.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Мысли и чувства автора об идеальной России выражаются в лирических отступлениях, наполненных чувством глубокого патриотизма и любви к Родине и чувством ненависти к несправедливости.

В лирических отступлениях мысль писателя уходит далеко от событий из жизни главного героя и охватывает весь предмет изображения, В«всю РусьВ», и даже выходит на общечеловеческий уровень.

Мысли автора о высоком назначении человека, о судьбе Родины и народа контрастно противопоставлены мрачным картинам русской жизни.

Лирические отступления, разбросанные по всей поэме, органически вплетаются в повествование и звучат как крик боли, негодования и восторга. Они затрагивают актуальные для всех времен вопросы и усиливают впечатление от изображаемых картин. В отступлениях читатель знакомится с лицами, которые не действуют непосредственно в поэме.

Это господа В«толстыеВ» и В«тонкиеВ», господа В«большой рукиВ» и В«средней рукиВ», правитель канцелярии Иван Петрович, разбитные малые, пьяницы и скандалисты и другие. Эти эпизодические лица нарисованы автором двумя-тремя штрихами, но играют большую роль.

Они никогда не встречаются с главным героем – Чичиковым, но помогают автору в создании образа единой Руси.

Повествование поэмы не раз прерывают приподнято-лирические дорожные зарисовки, душевные разговоры с читателем. В одном из самых поэтических мест произведения, предворяющем рассказ о жизни и формировании личности главного героя, тема дороги и будущего России сливаются.

В этом лирическом отступлении народно-разговорная речь переплетается с возвышенным тоном речи, и читатель вместе с автором проникается обаянием и музыкой самого слова В«дорогаВ» и чувством восторга перед природой: В«Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога! и как чудна она сама, эта дорога: ясный день, осенние листья, холодный воздух…В»

Автор говорит о В«церквях со старинными куполами и чернеющими строениямиВ», В«темных бревенчатых и каменных домахВ», В«полях и степяхВ», В«избах, рассыпавшихся на косогореВ», проникновенно передает ощущения человека, мчащегося на тройке: В«Боже! как ты хороша подчас, далекая, далекая дорога! Сколько раз, как погибающий и тонущий, я хватался за тебя, и ты всякий раз меня великодушно выносила и спасала! А сколько родилось в тебе чудных замыслов, поэтических грез, сколько перечувствовалось дивных впечатлений!..В»

Органически входят в поэму внесюжетные, вставные эпизоды, сцены, картины, рассуждения автора. Например, Гоголь как бы мимоходом набрасывает портреты В«тонкихВ» и В«толстыхВ» чиновников.

В«Увы! Толстые умеют лучше на этом свете обделывать дела свои, нежели тоненькиеВ», – пишет Гоголь. Или сатирический портрет некоего правителя канцелярии. Среди своих подчиненных правитель – В«Прометей, решительный Прометей!..

а чуть немного повыше его, с Прометеем сделается такое превращение, какого и Овидий не выдумает: муха, меньше даже мухи, уничтожается в песчинку!В»

В последней главе, рассказывающей о становлении характера Чичикова, читатель снова погружается в мир пошлости и зла. На примере жизни своего героя автор очень точно формулирует принципы, господствующие в современном ему мире: В«больше всего береги и копи копейкуВ», В«водись с теми, кто побогачеВ», В«угождай начальствуВ».

С нескрываемой иронией писатель говорит о системе воспитания, при которой способности и дарования не имеют никакой ценности, а вечные истины вбиваются в головы юношей с помощью порки и других наказаний.

Дух торгашества и наживы, царивший в мире крепостнического дворянства, проникал в учебные заведения и уничтожал в душах молодых людей все чистое и поэтическое.

Однако погрузив в очередной раз в мир корысти и наживы, Гоголь вновь возвращает нас к положительным началам русского характера, вселяет уверенность в светлом будущем своего народа.

В лирическом отступлении, завершающем повествование, он рассказывает об одаренности ярославского мужика, долотом да молотом смастерившем дорожную кибитку, о птице-тройке, зародившейся у бойкого народа В«в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсветаВ», о смелости и удали простого русского человека.

Завершает поэму грандиозный по своей выразительности образ несущийся Руси – птицы-тройки. В последнем лирическом отступлении автор подчеркивает обреченность мира чиновников и помещиков и веру в безграничные возможности русского народа.

На протяжении всего повествования автор обращает наше внимание на тройку Чичикова, не раз указывая даже клички впряженных в нее лошадей. Тройка Чичикова является одним из главных и выразительных действующих лиц произведения. В конце поэмы мы опять видим тройку Чичикова: Селифан шлепает Чубарого по спине, после чего тот пускается рысцой.

Движение тройки постепенно ускоряется, и образ тройки меняет свое внутреннее значение. Вместо тройки Чичикова появляется русская тройка, и одновременно с этим меняется и интонация повествования.

Перед нами возникает образ родной земли, а кони несутся вихрем, отделяются от земли и превращаются в летящие по воздуху линии, а вместо тройки возникает Русь во всем ее стремительном движении. Речь автора напевна, наполнена эмоциональными эпитетами и синонимами, метафорами и восклицаниями: В«Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответаВ».

В этом отступлении содержится итог многолетних размышлений Гоголя о судьбе России, о настоящем и будущем ее народа. Ведь именно народ противостоит миру чиновников, помещиков, дельцов, как живая душа – мертвой.

В 

в–єВсе темыВ книги В«»Мертвые души» Н.В. Гоголя. Краткое содержание. Особенности поэмы. СочиненияВ»:

Читайте также:  Краткое содержание сказки братьев Гримм «Живая вода»

Краткое содержание поэмы В«Мертвые душиВ»:Том первый. Глава первая

Особенности поэмы В«Мертвые душиВ»

Критики о поэме В«Мертвые душиВ» и творчестве Н.В. Гоголя

Лирические отступления в поэме «Мертвые души» – важная составляющая произведения Н. В. Гоголя. Благодаря им читатель узнает мнение автора на те или иные события, его отношение к главным героям, а также чувствует невероятную любовь Гоголя к своей стране. Какова же роль лирических отступлений в поэме «Мертвые души».

+

План

  1. Философские отступления
  2. Любовь к Родине в отступлениях
  3. Самостоятельные рассказы
  • Полезные ссылки
  • Тест по произведению

Философские отступления

К философским можно отнести такие лирические отступления, как «Толстый и тонкий», «О страстях», «О человеке» и другие. Эти три отступления встречаются в I, XI, VI главах соответственно. «Толстый и тонкий» – это сатира на современных чиновников того времени.

Людей этого класса Гоголь считает самыми непорядочными, заостряя внимание на том, что к власти на Руси часто приходят люди малограмотные и глупые. В особый класс он выделяет толстых чиновников, которые всегда выглядят представительно и занимают самые хорошие должности.

Эти люди всегда хитры и умеют подстраиваться под людей с еще более высокими чинами.

В лирическом отступлении «О страстях» внимание автора обращено к тому, что каждый человек в той или иной степени подвержен страстям. Кто-то страдает от низменных страстей, а кто-то появился на этот свет для благих свершений. В отрывке «О человеке» автор размышляет о человеческой сущности и о том, что с возрастом все люди меняются. Никто не может представить себя в старости.

Любовь к Родине в отступлениях

Вся поэма пронизана любовью Гоголя к своей стране. Русь – единственный положительный герой в этом произведении. Все остальные помещики и даже сам Чичиков – антигерои. яркими примерами могут служить такие отступления, как «Русь-тройка», «Русское общение», «Дороги», «Русская речь».

В первом отступлении автор сравнивает Родину с лихой тройкой коней, которая свободно и лихо мчится на встречу будущему. Именно этим отрывком заканчивается поэма.

Кстати, крылатая фраза «А какой русский не любит быстрой езды» принадлежит авторству Гоголя и была употреблена именно в этом отрывке.

В отрывке «Русское общение» Гоголь утверждает, что при общении с иностранцами и другими народами, наш человек способен подстраиваться и мимикрировать. С высокими чинами он разговаривает кротко и послушно и даже вся его внешность выражает покорность. Если говорить о русской речи, слово у нашего народа – всегда емкое и имеет особую силу.

Самостоятельные рассказы

К самостоятельным рассказам можно отнести «Повесть о капитане Копейкине», «Киф Мокиевич и Мокий Кифович», «Крестьяне села Вшивая спесь». Повесть о капитане, потерявшем во время войны ногу, имела важное значение для самого Гоголя.

Он очень переживал, когда этот отрывок не пропустила цензура, и его пришлось урезать.Рассказ о том, как человек сражался за свое государство, а в результате не получил от него никакой благодарности, является важным элементом, характеризующим помещичью Россию Гоголя.

«Киф Мокиевич и Мокий Кифович» – лирическое отступление, которое в этих двух персонажах объединяет всех помещиков, повстречавшихся на пути у Чичикова.

последний рассказ о трудолюбивом русском народе, который хоть и находится в рабстве, свободен душой и готов преодолеть все горести и невзгоды.

Данная статья поможет школьникам сделать анализ и написать сочинение на тему «Лирические отступления в «Мертвых душах». На основе перечисленных лирических отступлений можно составить таблицу, которая поможет систематизировать знания по данной теме.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 19

    К какому жанру относится произведение «Мертвые души»?

    • Роман в стихах;
    • Повесть;
    • Поэма;
    • Новелла.

Лирические отступления в поэме Мертвые души Гоголя

Лирическое отступление — это такое место в произведении, где автор может напрямую пообщаться с читателями. Порассуждать на какую-то тему, навеянную ходом повествования, поделиться своими соображениями по этому вопросу. В поэме «Мертвые души», которая сама по себе является остросоциальной, писатель позволяет себе лирические отступления, где говорит об основных проблемах России.

В первой главе представлено рассуждение о «толстых» и «тонких» помещиках. Оно пропитано фирменной иронией Гоголя. Толстые, по его мнению всегда лучше умеют устраиваться в жизни, они надежно занимают важные и прибыльные места.

В пятой главе писатель восхищается силой и меткостью народного слова. Его поражает то, как живой и быстрый русский ум может обращаться со словами, рубить словом. Ни один язык в мире не способен вложить в одно слово столько жизни, столько силы, столько чувство. Одним словом может русский народ задеть за живое, достигнуть самого сердца.

В лирическом отступлении из седьмой главы Гоголь рассуждает о незавидном положении русского писателя. Читатели из высшего света очень взыскательны по отношению к качеству и чистоте книжной речи.

При этом они сами часто плохо говорят на родном языке, допускают французский или английский акцент.

Они не хотят ничего делать для родной речи, но при этом хотят язык чистый и благородный, без простонародных словечек.

Самое известное лирическое отступление о «птице тройке» располагается в одиннадцатой главе поэмы. В нем Гоголь поднимает тревожащую всех тему о судьбе России, о том, по какому пути ей нужно развиваться. Писатель уподобляет Русь лошадиной тройке, которая несется на огромной скорости, а управляет ею простой ямщик.

Через образ ямщика Гоголь пытался донести, что от самого народа, прежде всего, зависит, как будет идти развитие страны. Россия очень самобытна, у нее есть свой особенный путь. Но один человек никак не сможет повлиять на ее судьбу, такая неукротимая сила никому не подвластна.

Сам народ должен взять на себя ответственность за судьбу родной земли.

Лирические отступления в поэме помогают читателю немного глубже заглянуть во внутренний мир автора, посмотреть на общественные явления под новым углом. Ведь писатели и поэты чувствуют все гораздо острее.

2 вариант

Во времена Гоголя образованные люди во многом обучались на основе греческой античности. Основные произведения Гомера изучались довольно подробно и заучивались. Поэтому, когда рассматривается структура и наполнение поэмы в прозе Мертвые души, трудно не вспомнить про Илиаду и Одиссею.

Эти произведения представляют собой эпические поэмы и Мертвые души тоже – эпическая поэма. Автор берет на себя трудную работу описать вообще всю Русь, и первая часть поэмы является только началом, далее Гоголь предполагал также сделать «чистилище» и «рай», наподобие известного и тоже эпического произведения Данте. О чем говорит этот факт?

Дело в том, что автор использует общую эпическую канву, но подобно всем таким произведениям, он использует лирические вставки. По сути, в любом таком произведении содержание разбавляется различными лирическими вставками.

Автор по ходу своего рассказа о таких глобальных делах как человеческие пороки и ситуация в обществе добавляет свои рассуждения, порой даже немного отвлеченные, которые могут включать в себя и мысли об искусстве и видения современной ему политики.

Довольно много посвящено русскому народу, эти лирические вставки нужно отметить отдельно. Гоголь видит русский народ своевольным и склонным к свободе, в частности такие характеристики проявляются в рассказе об Абакуме Фырове. Также Гоголь говорит о смекалке этого народа, его умении выражать точные мысли простыми словами.

Тем не менее, есть и эпизоды, которые рассказывают о трагической судьбе. К примеру, истории с Меняем и Митяем или девочкой Пелагеей. Такие истории вызывают в душах читателей сочувствие и глубокое понимание тяжелой судьбы закрепощенных людей.

Конечно, трудно обойти вниманием некоторые лирические вставки, которые стали практически классикой метафорического восприятия России. Русь-тройка – самый наглядный пример. Этим эпизодом завершается поэма и Гоголь тут выражает масштабность мысли, глубокое видение дела.

Помимо этого интересен также эпизод с описанием городских чиновников, которые сравниваются то с толстыми мухами, то с другими не особенно приятными существами.

Тем не менее, автор тут не особенно и издевается над своими героями, в его словах есть усмешка, но он точно описывает ситуацию.

Более того, если посмотреть на современное общество, то некоторые указанные Гоголем факты остаются актуальными до сих пор.

В завершение следует сказать про использование образа дороги, который пролегает через всю поэму и является стержневым. По этой дороге и едет Русь-тройка, а различные манифестации как бы одной и той же дороги представляют собой метафорическое описание разнообразия многогранного русского бытия.

Образец 3

В данном произведении мы можем следить за мыслями и чувствами автора касательно того, какой он видит свою страну, в лирических отступлениях, которых, к слову, в нем не мало.

Большинство из них наполнено любовью и заботой к Родине и показывают негативное настроение Гоголя к таким понятиям, как несправедливость и «чиновничий беспредел».

Здесь писатель мыслит крайне абстрактно, позволяя читателю на момент отвлечься от действий главного героя, и показывает суровую реальность «всей Руси без прикрас».

Лирическими отступлениями в произведении можно назвать те моменты, когда автор отходит от основной линии сюжета, при этом испытывая крайне сильные чувства, вызванные гневом, радостью или тоской по тому, что изменить в его любимой стране что-либо крайне тяжело.

Здесь затрагиваются крайне важные и исключительные понятия, важные, пожалуй, для каждого человека.

Читайте также:  Бродский и его «прекрасная» эпоха

Например, в этих отступлениях, автор применят такие понятия, как «толстый человек» и «тонкий человек», «люди средней руки» и «люди руки большой», в них участвуют люди, которые любят поскандалить, поругаться, также люди, которые занимали большие должности и другие.

Про всех них автор говорит всего в нескольких предложениях. Однако философский смысл, который присутствует в каждом из отступлений, заставляет читателя задуматься о тонкостях жизни того времени. Эти люди никогда не пересекаются с главным персонажем, и не помогают Гоголю создать единый образ его страны.

Рассказ поэмы самим автором и продвижение по кульминационным моментам произведения часто прерываются на моментах «разговора писателя с читателем».

Например, в одном из самых богатых на эпитеты моменте, связанном с рассказом Чичикова о своей жизни и о том, как он рос и формировался как личность, автор очень часто сравнивает дорогу с будущим страны.

Писатель подчеркивал, что дорога несет в себе дополненный смысл чего-то нового, ясного, и что просто смотреть на дорогу у него никогда не выходит, плеяда мыслей окутывает его сознание, погружая в пучину раздумий и размышлений

Также, используя внесюжетные вставки, автор показывал всю ситуацию, которая была привычна не только в том месте, где происходило действо произведения. Так было в большинстве городов, и все эти отступления были характерны и несли в себе собирательный образ.

Проблема чинопочитания и страха «большой руки», разделение представителей власти на «толстых» и «тонких». Пишет Гоголь также о том, что «толстым дела даются лучше, нежели тонким».

Также, автор рисует комичные портреты некоторых персонажей, таких, как, правитель канцелярии, которого сравнивает с существом, которое меняет свою форму и поведение в зависимости от того, какую должность занимает его собеседник.

Несколько интересных сочинений

«Лирические отступления» в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»

/ Сочинения / Гоголь Н.В. / Мертвые души / «Лирические отступления» в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»

  Скачать сочинение

    Поэму “Мертвые души” невозможно представить без “лирических отступлений”. Они настолько органично вошли в структуру произведения, что мы уже не мыслим его без этих великолепных авторских монологов.

Благодаря “лирическим отступлениям” мы постоянно чувствуем присутствие автора, который делится с нами своими мыслями и переживаниями по поводу того или иного события, описываемого в поэме. Он становится не просто экскурсоводом, ведущим нас по страницам своего произведения, а, скорее, близким другом, с которым нам хочется разделить переполняющие нас эмоции.

Зачастую мы ждем этих “отступлений” в надежде, что он своим неподражаемым юмором поможет нам справиться с возмущением или грустью, а иногда просто хотим знать его мнение по поводу всего происходящего. Кроме того, эти “отступления” обладают невероятной художественной силой: мы наслаждаемся каждым словом, каждым образом и восхищаемся их точностью и красотой.

    Что же говорили знаменитые современники Гоголя по поводу “лирических отступлений” в поэме? А. И. Герцен писал: “Тут переход от Собакевичей к Плюшкиным, – обдает ужас; вы с каждым шагом вязнете, тонете глубже, лирическое место вдруг оживит, осветит и сейчас заменяется опять картиной, напоминающей еще яснее, в каком рве ада находимся”. В. Г.

Белинский тоже высоко оценивал лирическое начало “Мертвых душ”, указывая на “ту глубокую, всеобъемлющую и гуманную субъективность, которая в художнике обнаруживает человека с горячим сердцем, симпатичною душою”.
    С помощью “лирических отступлений” писатель выражает свое отношение не только к описываемым им людям и событиям.

Эти “отступления” несут в себе утверждение высокого призвания человека, значимости больших общественных идей и интересов.

Высказывает ли автор свою горечь и гнев по поводу ничтожества показанных им героев, говорит ли о месте писателя в современном обществе, пишет ли о живом, бойком русском уме — источником его лиризма являются думы о служении родной стране, о ее судьбах, печалях и скрытых гигантских силах.
    Лирические места автором включены в произведение с большим художественным тактом.

Вначале они содержат его высказывания только о героях произведения, но по мере развития сюжета их темы становятся все более разносторонними.
    Рассказав о Манилове и Коробочке, автор ненадолго прерывает повествование, как будто хочет немного отойти в сторону, чтобы читателю стала яснее нарисованная картина жизни.

Авторское отступление, которым прерывается рассказ о Коробочке, содержит в себе сравнение ее с “сестрой” из аристократического общества, которая, несмотря на иной облик, ничем не отличается от поместной хозяйки.
    После посещения Ноздрёва Чичиков в дороге встречается с прекрасной блондинкой.

Описание этой встречи завершается замечательным авторским отступлением: “Везде, где бы ни было в жизни, среди ли черствых, шероховато-бедных и неопрятно-плеснеющих низменных рядов ее, или среди однообразно-хладных и скучно-опрятных сословий высших, везде хоть раз встретится на пути человеку явленье, не похожее на все то, что случалось ему видеть дотоле, которое хоть раз пробудит в нем чувство, не похожее на те, которые суждено ему чувствовать всю жизнь”. Но все это совершенно чуждо Чичикову: его холодная осмотрительность здесь сопоставляется с непосредственным проявлением человеческих чувств.
    В конце пятой главы “лирическое отступление” носит совершенно иной характер. Здесь автор говорит уже не о герое, не об отношении к нему, а о могучем русском человеке, о талантливости русского народа. Внешне это “лирическое отступление” как будто мало связано со всем предыдущим развитием действия, но оно очень важно для раскрытия основной идеи поэмы: подлинная Россия — это не собакевичи, ноздрёвы и коробочки, а народ, народная стихия.
    С лирическими высказываниями о русском слове и народном характере тесно связана и та вдохновенная исповедь художника о своей юности, о своем восприятии жизни, которая открывает шестую главу.
    Повествование о Плюшкине, с наибольшей силой воплотившем в себе низменные стремления и чувства, прерывается гневными словами автора, имеющими глубокий, обобщающий смысл: “И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!”
    Седьмую главу Гоголь начинает своими рассуждениями о творческой и жизненной судьбе писателя в современном ему обществе, о двух разных уделах, ожидающих писателя, создающего “возвеличенные образы”, и писателя-реалиста, сатирика. В этом “лирическом отступлении” отразились не только взгляды писателя на искусство, но также его отношение к господствующим верхам общества и к народу. “Лирическое отступление”: “Счастлив путник, который после длинной и скучной дороги…” является важным этапом в развитии повествования: оно как бы отделяет одно повествовательное звено от другого. Высказывания Гоголя освещают сущность и значение как всех предшествующих, так и последующих картин поэмы. Это “лирическое отступление” непосредственно связано с народными сценами, показанными в седьмой главе, и играет очень важную роль в композиции поэмы.
    В главах, посвященных изображению города, мы встречаем авторские высказывания о чинах и сословиях: “…теперь у нас все чины и сословия так раздражены, что все, что ни есть в печатной книге, уже кажется им личностью: таково уж, видно, расположенье в воздухе”.
    Описание всеобщей сумятицы Гоголь заканчивает размышлениями о человеческих заблуждениях, о ложных путях, которыми нередко шло человечество в своей истории: но смеется текущее поколение и самонадеянно, гордо начинает ряд новых заблуждений, над которыми также потом посмеются потомки”.
    Особенной силы гражданский пафос писателя достигает в “лирическом отступлении”: “Русь, Русь! Вижу тебя из моего чудного, прекрасного далека”. Как и лирический монолог начала седьмой главы, это “лирическое отступление” составляет отчетливую грань между двумя звеньями повествования — городскими сценами и рассказом о происхождении Чичикова. Здесь уже широко развернута тема России, в которой “бедно, разбросано и неприютно”, но где не могут не родиться богатыри. Вслед за этим автор делится с читателем мыслями, которые вызывают в нем далекая дорога и мчащаяся тройка: “Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога! и как чудна она сама, эта дорога”. Гоголь набрасывает здесь одну за другой картины русской природы, возникающие перед взором путешественника, мчащегося на быстрых конях по осенней дороге. И несмотря на то что образ птицы-тройки остался позади, в данном “лирическом отступлении” мы снова чувствуем его.
    Рассказ о главном герое поэмы завершают авторские высказывания, представляющие резкие возражения тем, кого может шокировать как главный герой, так и вся поэма, изображающая “дурное” и “презренное”.
    “Лирические отступления” отражают высокое чувство патриотизма автора. Глубокой любовью овеян образ России, завершающий роман-поэму, образ, воплотивший в себе тот идеал, который освещал художнику путь при изображении мелкой, пошлой жизни.

Читайте также:  Сочинение: Характеристика героев рассказа А.П. Чехова «О любви»

    Но без ответа остается самый важный для Гоголя вопрос: “Русь, куда ж несешься ты?” Что ждало в конце пути эту “вдохновенную Богом” страну, тогда мог ведать только Бог.

79366 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Гоголь Н.В. / Мертвые души / «Лирические отступления» в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»

Персональный сайт – Роль лирических отступлений

Поэму «Мёртвые души» Н. В. Гоголь пишет как писатель-патриот, гражданин своей Родины, как человек, глубоко любящий свою страну, народ и страдающий душой от произвола, беспорядков, бесправия.

         Изображая характеры людей и условия их жизни, писатель часто вводит в поэму лирические отступления, которыми он или прерывает, или заканчивает художественно нарисованные сцены. Взволнованные монологи автора разнообразны и отражают его душевные переживания. Ценны они своей высокохудожественностью, предельностью самовыражения автора, уместностью в том или ином контексте.

         В первой главе «Мёртвых душ» Н. В.

Гоголь иронически-насмешливо рассуждает о чиновниках, поделив их на «тонких», модно одетых, ловких в обращении с дамами, завсегдатаев балов, весёлых пирушек, бросающих деньги на ветер, проматывающих состояния отцов, и «толстых», почётных сановников, «надёжно и крепко» сидящих в присутственных местах, занимающихся поборами с населения и взятками, ворующих деньги у государства, потихоньку приобретающих «дом, купленный на имя жены, потом в другом конце города другой дом, потом близ города деревеньку, потом село со всеми угодьями». Зло и беспощадно смеётся писатель над представителями власти, которые под старость лет, заслужив «всеобщее уважение», нажив нечестным путём состояние, делаются благодушными и хлебосольными  помещиками.

         Во второй главе открывается серия загородных визитов Чичикова к помещикам, пригласившим его на вечере у губернатора к себе. Павла Ивановича сопровождают слуги — Селифан и Петрушка, которых автор весьма колоритно характеризует и делает остроумные замечания и наблюдения. Объективная картина становится истоком обобщений иного порядка: «…

автор совестится занимать так долго читателей людьми низкого класса, – пишет Н. В. Гоголь, – зная по опыту, как неохотно они знакомятся с низким сословием. Таков уж русский человек: страсть сильная зазнаться с тем, который хотя бы одним чином был его повыше, и шапочное знакомство с графом или князем для него лучше всяких тесных дружеских отношений».

         Может сложиться ошибочное мнение, что в этом лирическом отступлении выражено представление автора о русских людях вообще. Нет. «Низкое сословие» сразу выведено из-под «подозрения».

Чинопочитание закреплено за другими слоями российского населения, бросающего гордые взгляды «на всё, что ни пресмыкается у ног» их.

Тем не менее верная критика обывателя, мещанской психологии не теряет выразительных «отечественных» признаков.

         Раздумья писателя о нравах общества получают развитие благодаря воспроизведению дальнейших дорожных впечатлений героя- «приобретателя».

Как бы глазами Чичикова, а по сути своим чутким оком, автор видит печальные картины русской природы, «загрустившей» при виде убогих деревень, расположенных вдоль проезжего тракта, «мужиков…

в овчинных тулупах», баб, смотревших «из верхних окон; из нижних глядел телёнок или высовывала слепую морду свою свинья». Здесь размышления о «низких сословиях» приобретают новый оттенок. Теперь понятно, о каком русском человеке говорит писатель. Но, пожалуй, не это главное.

         Ощущается участие самой матери-земли к судьбе крестьянских сёл. Прекрасное зелёное царство с грустью воспринимает жалкие, бедные поселения. Так передано авторское сочувствие народу, мысль о его слиянии с природой, о недопустимости социальной дисгармонии на фоне вечного совершенства вселенной.

         Размышления о русском народе и чуждом ему чиновничьем мире получают своё продолжение в глубоко продуманном и с затаённой грустью высказанном мнении о широкой типичности выведенных Н. В. Гоголем помещиков. Художника-психолога волнует несовершенство самой природы человека.

Мечта о «муже, одарённом божественными доблестями», возникает и укрепляется при созерцании низменных проявлений людей, двойственности их натуры: « Есть люди, имеющие страстишку нагадить ближнему.

Иной, например, даже человек в чинах, с благородною наружностью, со звездой на груди, будет Вам жать руку, разговорится с Вами о предметах глубоких, вызывающих на размышления, а потом, смотришь, тут же, перед Вашими глазами, и нагадит Вам».

         В этих рассуждениях автор хочет показать различие между внешним поведением человека, например Ноздрёва, и его внутренними склонностями. Н. В. Гоголь говорит о тёмных тайниках человеческой психологии и её малейших искажениях. Но не менее внимателен он и к ярким душевным порывам.

С горечью размышляет писатель о собственной утрате свежих чувств, вспоминая, что в юности он наслаждался творением природы, домами, церковью, наблюдал за проходящим человеком, размышляя над его судьбой: « Везде, где бы ни было в жизни…

хотя раз встречаются на пути человеку явление, не похожее на то, что случалось ему видеть дотоле… Везде поперёк каким бы то ни было печалям, из которых плетётся жизнь наша, весело промчится блистающая радость…».

Но проходит время, притупляются чувства, равнодушно и холодно воспринимает душа то, чем когда-то восхищалась. « О моя юность! о моя свежесть!» – восклицает автор «Мёртвых душ»..

         Особенно внимательно нужно остановиться на двух лирических отступлениях: о типах русских писателей, Руси и скрытых силах русского народа.

         Начиная со второй главы, Н. В. Гоголь определяет себя как реалиста-сатирика, «дерзнувшего вызвать наружу всё, что ежеминутно пред очами и чего не зрят равнодушные очи, – всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь, всю глубину холодных, раздробленных, повседневных характеров, которыми кишит наша земля, подчас горькая и скучная дорога…».

Автор поэмы «Мёртвые души» говорит о тернистом пути писателя, беспощадно обличающего пошлость и косность, о его духовном одиночестве: « Ему не собрать народных рукоплесканий, ему не зреть признательных слёз… не избежать лицемерно-бесчувственного современного суда». Н. В.

Гоголь, гражданин и борец, ясно осознаёт враждебное отношение к нему « со стороны так называемых патриотов, которые спокойно сидят себе по углам и занимаются совершенно посторонними делами, накопляют себе капитальцы, устраивая судьбу свою за счёт других», недовольных тем, что писатель показывает « много презренного и глупого в жизни России». Подлинными патриотами Н. В.

Гоголь считает тех, кто не боится писать правду, громко говорит о неудачах своей страны и своим трудом способствует её процветанию.

         «Счастливые писатели» наделены той душевной высотой, достоинствами, что и их герои. Слава их разносится далеко, удел прекрасен, при одном их имени « объемлются трепетом молодые пылкие сердца», рукоплещут им и приветствуют почитатели.

Лирическое отступление о «счастливом поэте» – памятник и эпитафия великому А. С. Пушкину. Который был для Н. В. Гоголя любимым учителем и символом высокой гармонии искусства.

Оставаясь последователем поэта, писатель полемизирует с ним, являя своим творчеством новый этап литературы — сатирический « смех сквозь слёзы».

         Читая лирические отступления ( да и не только их, а всю поэму) в первый раз, не зная имени автора, с уверенностью скажешь: «Писал русский».

Какие точные выражения, само построение фраз, глубокое и обширное знание земли и народа! Истинно русская ( плавная, немного с грустью, богатая самыми тонкими оттенками настроения) поэзия.

Надо быть поэтом, каким был Гоголь, чтобы написать такую поэму в прозе! В «Мёртвых душах» Гоголь стал «русским национальным поэтом во всём пространстве этого слова» ( В. Г. Белинский).

         Книга Н. В. Гоголя, исполненная мужественной и мудрой правды жизни, завершается лирическими раздумьями о судьбе Родины и народа, в могучие силы которых он верит и ассоциирует их с образом « птицы-тройки», несущейся по столбовой дороге. Летят мимо верстовые столбы, «купцы на облучках своих кибиток…

лес с тёмными строями елей и сосен», мелькают «небо над головой, да лёгкие тучи, да продирающийся месяц». Широко раскинулась земля русская, нет ей конца и края, и скачет по ней «не хитрый снаряд» с железным винтом, а сделанная одним топором руками « расторопного мужика» бричка. И « понеслась, понеслась понеслась!..

» тройка с удалым ямщиком, затянувшим песню. И видит автор иную — прекрасную –  Россию будущего (… у! какая сверкающая, чудная незнакомая земле даль! Русь!..»), которой поражаются другие народы и государства, « косясь, постараниваются и дают ей дорогу».

Величественный простор внушает автору уверенность и надежду на появление настоящих, « добродетельных» людей, способных спасти страну от рабства и разорвать цепи крепостного права. « Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему?» – задаёт вопрос Н. В.

Гоголь, на который нет ответа, потому что неясна писателю дальнейшая дорога его страны: « Русь, куда же несёшься ты? дай ответ. Не даёт ответа». И мчатся кони-птицы, « в гривах которых завиваются вихри будущих событий», в неведомую даль.

Ссылка на основную публикацию