Краткое содержание рассказа Виктора Астафьева «Фотография, на которой меня нет»

В школьном курсе литературы изучают полный текст рассказа «Фотография, на которой меня нет» или его краткий пересказ. Он помогает детям понять важность воспоминаний, переоценить значимость прошлого. Полный текст заставляет задуматься о других вещах и черпнуть более глубокие мысли.

Основные герои рассказа

Астафьев написал рассказ «Фотография, на которой меня нет», с кратким пересказом которого следует ознакомиться. Для автора это не обычная литературная работа. Она основана на реальных событиях. Автобиографический текст увидел мир в 1968. Действия происходили 1932-36 годах. Писатель и драматург точно передал атмосферу происходящего, так как являлся участником событий.

Сюжет краткого пересказа крутится вокруг нескольких главных героев:

  • Екатерина Петровна – бабушка Вити. Простая женщина, крестьянка. Любящая и заботливая для своего внука.
  • Витя – главное действующее лицо. В рассказе говорится об уже взрослом человеке. Судьба у него трагическая. Воспитанием занималась бабушка, родителей не было.
  • Евгений Николаевич – учитель школы, в которой учился Виктор. Творческий, умный и дружелюбный человек.
  • Саша – лучший друг Вити. История их дружбы легла в основу произведения и стала примером для многих детей.

В рассказе задействованы также другие местные жители, учителя, ученики школы. Среди них уважаемые люди, пьяницы, простые крестьяне. Несмотря на сложное время, главные герои проявляли дружелюбие, уважение. И даже главные хулиганы проявили себя с положительной стороны.

Интересно! Рассказ является одной из глав творения автора «Последний поклон».

Краткое содержание рассказа Виктора Астафьева «Фотография, на которой меня нет»«Последний поклон» В.Астафьева

Пересказ в кратких тезисах

Вместе с преподавателем рекомендуется обратить внимание на тезисы. Основные положения рассказа помогут ученикам выделить главные мысли во всем тексте:

  1. Приезд фотографа в довоенную деревню привел в восторг всех жителей, он должен был делать снимок школьного класса.
  2. Все мечтают оказаться в первых рядах на фотографии, но у Вити и Саши не получилось выбить первые места.
  3. Затаив обиду, Витя с другом долго играл на улице и заболел.
  4. Бабушка любила внука и всеми силами пыталась поставить его на ноги, но из-за болезни мальчик не смог пойти на фотосессию.
  5. Санька проявил уважение и разделил проблему со своим лучшим другом, также отказавшись от фотографии.
  6. Школьный учитель оценил поступок ребят и пришел на чаепитие в дом Вити.
  7. Школьные друзья навсегда остались на фотографии. Сохранились дорогие воспоминания о тех, кто не вернулся с войны.

Краткое содержание рассказа Виктора Астафьева «Фотография, на которой меня нет»Фотография из музея, посвященного автору

Краткое содержание

Пересказ поможет сделать вывод из истории. Однако в полном тексте автор использует новые слова, интересные сравнения. Прочтение принесет пользу и поспособствует развитию мышления. Рекомендуется использовать упрощенное описание рассказа как дополнительную возможность изучения текста.

Витя – сирота, которого воспитывает любящие бабушка и дедушка. В глухой сибирской деревне жизнь людей была сложной, однако они оставались открытыми, мудрыми, добрыми. Повседневную жизнь селян изменило редкое событие – приезжал фотограф, который должен был сделать фотографию учеников местной школы. Его было решено поместить в доме у одного из местных жителей.

Дети начали спорить, кто как будет стоять на фотографии, ведь это было важным событием для тех времен. Было решено, что отличники заслужили первые ряды, а двоечники – последние.

Лучшие друзья Санька и Витя были не согласны с решением. Они учились плохо, однако тоже хотели стоять впереди.

Мальчикам не удалось убедить в своей правоте других, и они отправились кататься на горку в морозный день.

После зимних развлечений Витя слег. Ему в наследство остался ревматизм, теперь его ноги болели. Проказник долго терпел, ведь завтра должен был прийти фотограф, но ночью боль стала нестерпимой.

Бабушка долго ругала Витю, но любила его всем сердцем. Началось длинное лечение. Он грел ноги в бане, но боль все не проходила. Саша пришел за другом, однако Витя не мог идти.

Мальчик проявил сочувствие и тоже остался дома, не желая появляться на фотографии.

Лечение было скучным, и Витя целыми днями смотрел в окно. Наблюдение прервал классный руководитель, который пожаловал с фотографией. Бабушка угостила чаем уважаемого человека, о котором по всей деревне ходили только хорошие разговоры.

Краткое содержание рассказа Виктора Астафьева «Фотография, на которой меня нет»Учитель принес Вите фотографию

Будучи взрослым, Витя хранил фотографию, которая со временем обрела желтый оттенок. Несмотря на то, что его с другом на ней нет, фотография много значила для обоих: он вспоминал ребят, которые были на снимке.

Основная идея произведения

Прочитав краткий или полный текст, школьники могут найти в нем то, чему стоит поучиться.

История произошла в 30 годы 20 века. В довоенной деревне жизнь крестьян была тяжелой. Только упорный труд мог хоть как-то улучшить качество жизни. Судьба людей была трагической.

Мужчины не возвращались в семьи, их дети росли без отцов. Однако люди не забывали про человечность. Они оставались простыми и открытыми для общения. В них была мудрость, обретенная в нелегких жизненных обстоятельствах.

Учителя всегда готовы были помочь, а дети знали, что такое дружба.

Стоит сделать акцент на дружеских отношениях. Санька проявил настоящую солидарность, поддержав друга, который не мог присутствовать на фотосъемке класса. Важно отметить, что фотография в те времена – невиданная редкость и роскошь.

Еще одна идея произведения заключается в уважении к прошлому. Нужно помнить, откуда пошли наши корни, кто всегда был готов поддержать нас. Важно хранить в памяти и на снимках значимые моменты и на протяжении жизни интересоваться теми, кто был ее частью хоть на миг.

Краткое содержание рассказа Виктора Астафьева «Фотография, на которой меня нет»Фотография В. Астафьева

Рассказ Виктора Петровича Астафьева обращает внимание на важные человеческие качества, которые следует проявлять даже в самых сложных жизненных ситуациях. Автор делает акцент на важности памяти о нашем прошлом. Нельзя забывать о том, что оказало влияние на настоящее и прошлое.

«Фотография, на которой меня нет» В. П. Астафьев Кратко

Главная › Все произведения › Произведения В. П. Астафьева ›

Рассказ Астафьева является автобиографическим произведением, который был написан 1968 году.

Очень краткий пересказ рассказа «Фотография, на которой меня нет»

Герой этого произведения повествует о том, как к ним в Овсянку приехал фотограф. Все ученики маленькой сельской школы были очень рады и мечтали сфотографироваться в первых рядах.

Однако, наш герой и его друг не отличались прилежанием и хорошим поведением и поняли, что будут на снимке в последнем ряду. Обидевшись, они пошли кататься с горки, а ночью мальчик заболел.

Он не смог пойти в школу, его друг тоже не попал на фото.

Список и краткая характеристика героев «Фотография, на которой меня нет»

Главные герои:

  • Витя Подтылицын растёт без матери, которая рано умерла, и отца, поэтому живёт в доме бабушки и деда. Добрый, отзывчивый, наблюдательный, старается прислушиваться к советам старших, но иногда поддаётся влиянию друзей.
  • Бабушка – настоящая хозяйка дома и семьи. Она строгая, но справедливая, добрая и любящая.

Второстепенные персонажи:

  • Санька – друг и сосед Вити, бесстрашный, заводила во всех шалостях, уважительно относится только к бабушке Катерине.
  • Молодые учителя деревенской школы, прежде городские жители. Они увлечённые своим делом, целеустремлённые, доброжелательные, воспитанные, любят своих учеников.
  • Дедушка – мягкий, доброжелательный, трудолюбивый человек.
  • Тётка Авдотья – помощница по хозяйству в семье учителей. Решительная, отзывчивая, доброжелательная, хозяйственная.

Краткое содержание рассказа «Фотография, на которой меня нет»подробно

Евгений Николаевич привёз в деревню фотографа, чтобы заснять на плёнку всех учеников школы. Витя и его друг Санька не могли рассчитывать на то, что их посадят впереди или в середине. Оставались задние ряды, где и не разберёшь, кто снят.

Тогда наши герои решили доказать всем, что они «люди пропащие» и пошли кататься на увал, где мчались с высоты, разбивая сани и свои коленки. После такого разгула у главного героя начались сильные боли в ногах, так как он страдал ревматизмом.

Всю ночь бабушка лечила его, даже заставила деда затопить баню.

К обеду пришёл Санька, но Витя не мог даже стоять. Тогда верный друг тоже отказался фотографироваться, а бабушка в утешение пообещала внуку отвезти его в город к фотографу Волкову.

Через несколько дней пришёл учитель, чтобы проведать больного, и принёс фотографию, на которой его не было. Всех ребят было видно, хотя лица «величиной с подсолнечные семечки». Вите было очень грустно, что его там нет.

  • Дальше рассказчик кратко говорит о жизни учителей в их селе, о том, как все деревенские уважали учителей за простоту, доброту и вежливость.
  • Затем идёт эпизод о путешествии в лес, когда ребята учили своего педагога узнавать голоса птиц, зверей, выбираться из леса, если заблудишься, и не бить палкой змею через плечо.
  • В завершении произведения автор говорит о том, что деревенская фотография стала памятной летописью жизни народа.

Кратко об истории создания рассказа «Фотография, на которой меня нет»

Рассказ «Фотография, на которой меня нет» является частью книги «Последний поклон», вышедшей в Перми и состоящей из 15 глав.

«Фотография, на которой меня нет» В. П. Астафьев Кратко Ссылка на основную публикацию Краткое содержание рассказа Виктора Астафьева «Фотография, на которой меня нет» Краткое содержание рассказа Виктора Астафьева «Фотография, на которой меня нет»

Фотография, на которой меня нет ???? краткое содержание, о произведении

Краткое содержание рассказа Виктора Астафьева «Фотография, на которой меня нет»

Иллюстрация к рассказу

Однажды в середине зимы жителей сибирской деревни взволновала новость: к ним приезжает фотограф. Снимать будут не жителей, а учеников местной школы. Так как Витя и его друг Санька учились плохо, им объявили, что посадят их позади всех учеников. От обиды мальчишки пошли на обрыв кататься на санках. Домой они вернулись все в снегу, с промокшими насквозь ногами.

Читайте также:  Мой любимый герой в «Слове о полку Игореве»

Болезнь Вити

Ночью у Вити так разболелись ноги, что он не мог сдерживать стонов. Что только ни делала бабушка: и растирала ноги спиртом, и кутала их в шаль покойной Витиной мамы и даже носила Витю в баню для пропарки.

Но все эти мероприятия не помогли, боль не утихала. Утром пришел Санька, но Витя не смог сделать даже шага. Бабушка отругала Саньку за то, что он затеял эти катания на санках и стал причиной Витиной болезни.

Тогда Санька объявил, что раз Витя не будет фотографироваться, то и его не будет на этой фотографии.

Окна, как люди

Пока Витя болел, у него было только одно развлечение – изучать окна в деревенских избах. Все окна были разными, и каждое могло бы рассказать о своем хозяине.

В их избе пространство между рамами было украшено ветками рябины и брусники. Окно тетки Авдотьи – калиной, мхом, разными цветами. Посередине всего этого великолепия восседала безногая кукла.

А вот у «лиходея из лиходеев» Левонтия окно было треснуто и между рамами ничего не было.

Уважение к учителям

Витю навестил учитель. Он принес фотографию, на которой не было ни Вити, ни его друга Саньки. Учитель успокаивал мальчика, но Витя знал, что его уже никогда не будет на этом фото. Бабушка пригласила учителя к столу, за чаем он рассказал ей, что кто-то привез к его дому целую кучу дров.

Так повелось, что сельчане из уважения к учителям часто «забывали» в их доме продукты, тайно чинили обувь. Учителя устраивали в местном клубе спектакли про буржуев, их всегда приглашали на все деревенские мероприятия, включая свадьбы. Они никогда не отказывали людям, но водку не пили, в отличие от местных.

Школьный дом

Раньше школа была жилой избой, которую срубил еще прадед Вити Яков. Не было там тогда ни книг, ни учебников, ни парт, а был один на всех карандаш красного цвета.

С этим домом у Вити были связаны лучшие воспоминания детства, ведь он сам родился в бане, рядом с этой избой. Когда раскулачили Витиного деда Павла, всю семью выгнали на улицу.

Все раскулаченные семьи тогда разбрелись по стайкам и сарайчикам, которые постепенно превратили в дома. Все их вещи были разворованы захватчиками.

Раскулачивание

За одну зиму сгорело полсела. Когда Платоновских выгоняли в первый раз, немой Кирила жил на заимке. Тогда его обманули, сказав, что выселение временное. Когда же Платоновских выселяли уже во второй раз, Кирила, примчавшись в деревню, разрубил голову оперуполномоченному. Он буйствовал до тех пор, пока его не скрутили и не передали властям. Это происшествие ускорило ссылку и выселение.

Краткое содержание рассказа Виктора Астафьева «Фотография, на которой меня нет»

Иллюстрация к рассказу

Судьба дома

После этого Витя с другими пацанами выламывал перегородки в своем бывшем доме. Этот дом и был запечатлен на этой фотографии. Потом туда перевели правление колхоза, потом его заселили пьяницы, а потом дом опустел. В конце концов, его разобрали на дрова.

Но все это будет потом. Пока же учитель мирно разговаривал с бабушкой за чаем, а когда уходил, сказал Вите, что фотограф еще обязательно приедет. В том году Витя часто болел. Учитель часто водил ребят в лес и рассказывал им о природе. Однажды им попалась змея. Учитель, опасаясь за ребят, начал бить ее палкой. Они смотрели и не знали, что учитель в первый раз видел живую змею.

Воспоминания

Прошло много лет, но Виктор не забыл своих учителей. Сохранилась и пожелтевшая школьная фотография. Виктор всегда с улыбкой смотрит на нее, вглядываясь в лица ребят и в свой дом, где прошло его детство.

???? «Фотография, на которой меня нет» за 6 минут. Краткое содержание рассказа Астафьева

: Рассказчик смотрит на школьную фотографию и вспоминает о друге детства, бабушке, родной избе, раскула­чивании, деревенском быте и семье молодых учителей, которые организовали школу в его глухом селе.

В оригинале имена учителей становятся известны лишь в конце — рассказчик напрочь их забыл, но разыскал при работе над рассказом. Деление пересказа на главы — условное.

Зимой Витину школу, находящуюся в глухом сибирском селе, взбудоражило известие о том, что к ним едет фотограф из города, чтобы сфотогра­фировать «не стариков и старух, не деревенский люд, алчущий быть увековеченным», а учеников местной школы.

????????Витя — рассказчик (в персо­наже угады­ва­ется сам Аста­фьев); школьник, сирота, живёт с бабушкой и дедом, учится плохо, озор­ни­чает.

Продолжение после рекламы:

Весь длинный зимний вечер школьники решали, «кто где сядет, кто во что оденется и какие будут распорядки». Было решено, что «прилежные ученики сядут впереди, средние — в середине, плохие — назад». По всему выходило, что Витю и его друга Саньку посадят в задний ряд, поскольку они «не удивляли мир прилежанием и поведением».

????????Санька — друг Вити, хулиган, подтал­ки­вает его на опасные приклю­чения.

Отстоять место получше в драке не получилось — ребята просто прогнали их. Тогда друзья отправились кататься с самого высокого обрыва, и Витя начерпал полные валенки снега.

Витя застудил ноги, и у него начался приступ болезни, которую бабушка Катерина Петровна называла «рематизня». Она утверждала, что внук унаследовал её от покойной мамы.

????????Катерина Петровна — бабушка Вити, властная женщина, внука любит, но держит его в ежовых рука­вицах.

Не уснул я в ту ночь. Ни молитва бабушкина, ни нашатырный спирт, ни привычная шаль, особенно ласковая и целебная оттого, что мамина, не принесли облегчения. Я бился и кричал на весь дом.

Брифли существует благодаря рекламе:

Бабушка растирала Витины ноги нашатырным спиртом, укутывала шалью, грела у печной трубы, парила в бане, макая веник в хлебный квас.

Затем она дала внуку ложку водки и напоила молоком, кипячённым с маковыми головками. Под утро Витя наконец уснул и проспал до полудня.

Днём за Витей пришёл Санька, но пойти фотогра­фи­роваться мальчик не смог: «подломились худые ноги», будто чужие.

Вид друга опечалил Саньку, и он заявил, что тоже не пойдёт, а сфотогра­фи­роваться успеет и потом — жизнь-то долгая. Бабушка их поддержала, пообещав свезти внука к самому лучшему фотографу в городе.

Только Витю это не устраивало, ведь на фото не будет школы, и он долго ревел «от горького бессилия».

  • Через несколько дней к больному Вите зашёл Евгений Николаевич, справился о здоровье и принёс готовую фотографию.
  • ????????Евгений Николаевич — сель­ский учитель, лет 25, волосы гладко зачё­саны назад, уши отто­пы­рены, лицо бледное, непри­метное, добрый и умный, само­от­вер­женный.
  • Несмотря на молодость, Саньке он казался пожилым и очень солидным.

Продолжение после рекламы:

Витя долго рассматривал фотографию, на которой были запечатлены сельские ребятишки. В гуще ребят стояли Евгений Николаевич с женой Евгенией Николаевной и чему-то еле заметно улыбались.

????????Евгения Николаевна — сель­ская учитель­ница, жена Евгения Нико­ла­е­вича, похожая на него не только именем, но и внешне.

Только Вити и Саньки там не было…

Бабушка тем временем окружила учителя заботой и вниманием, напоила чаем. Учителя, молодые супруги, были вежливы даже к ссыльным и всегда готовы помочь, поэтому Катерина Петровна, как и остальные жители села, относилась к ним с молчаливым уважением. Даже Санькиного отца, многодетного пьяницу и «лиходея из лиходеев», Евгений Николаевич смог утихомирить, лишь один раз поговорив с ним.

Семья молодых учителей занимала половину ветхого домишки. Деревенские помогали им как могли: кто за их новорождённым ребёнком присмотрит, кто оставит им молока, сметаны, творогу или брусники, кто воз дров привезёт.

«Учителя были заводилами» в сельском клубе: учили ребят петь и танцевать, ставили смешные пьесы и сами играли в них попов и буржуев. На деревенских свадьбах учителя были самыми почётными гостями, но во время гулянок вели себя строго и приучили народ «выпивкой их не неволить».

Брифли существует благодаря рекламе:

Работать учителя начинали в деревенском доме с плохими печами, который был построен Витиным прадедом. Прадеда раскулачили и сослали, а в его избе снесли перегородки, и получился большой класс.

Потом школе отвели здание получше, а в прадедовой избе устроили правление колхоза, который быстро развалился. Затем там поселились местные бедняки, после чего в конец обветшавшее жилище разобрали на брёвна. Изба Витиного прадеда, в которой мальчик родился, осталась только на фотографии: на её фоне снялись школьники.

Сначала в школе не было ни парт, ни учебников с тетрадями, ни карандашей. На весь первый класс был один букварь и красный карандаш, которым дети писали по очереди.

Потом учителя организовали сбор вторсырья и на вырученные деньги купили книги, тетради, краски и карандаши, а сельские мужики бесплатно смастерили парты и лавки.

Поделились учителя и с соседями — сельские женщины разжились иголками, нитками и пуговицами, а дети впервые попробовали петушков на палочках.

Весной, когда тетради кончались, учитель вёл учеников в лес и рассказывал «про деревья, про цветки, про травы, про речки и про небо». О природе он знал много, но и дети знали про лес то, о чём учитель не догадывался.

Дети учили его таёжным хитростям. Однажды они наткнулись на гадюку.

Защищая учеников, учитель убил её палкой, и только потом дети объяснили ему, что нельзя бить змей, замахиваясь через плечо: змея может обвиться вокруг палки и упасть человеку на спину.

Прошли годы… А я таким вот и помню деревенского учителя… — вежливого, застенчивого, но всегда готового броситься вперёд и оборонить своих учеников, помочь им в беде…

Виктор повзрослел, фамилии и лица учителей стёрлись из памяти, но осталось главное — уважение к слову «учитель». Уже работая над книгой, от земляков он узнал, что не только именами, но и внешностью они были похожи как брат и сестра. Эти добрые и самоотверженные люди запомнились даже таким нерадивым ученикам, как Витя и Санька.

Школьная фотография тоже сохранилась. Многие снятые на ней ребятишки погибли во время Великой Отечественной войны. Повзрослевший Витя смотрит на неё с доброй улыбкой, без насмешки, ведь эта «фотография — своеобычная летопись нашего народа, настенная его история», сделанная «на фоне родового, разорённого гнезда».

Краткое содержание Фотография, на которой меня нет Астафьева

Посреди глухой зимы в сибирской деревне прошла волнующая новость: из города приезжает фотограф, чтобы сделать снимок местных школьников. Вите и его другу Саньке придётся сесть сзади, ведь они всегда учились плохо. От досады ребята пошли кататься на санках с крутого обрыва и вернулись домой промокшие и в снегу.

Читайте также:  Конфликт в пьесе Островского «Гроза»

Ночью у Вити заболели ноги. Бабушка принялась лечить его от «рематизни»: натирала ноги спиртом, укутывала шалью его покойной мамы, носила в баню.

Но всё это не помогло, и на утро, когда пришёл Санька, мальчик не смог встать с печи.

Бабушка ругала Саньку за то, что он уговорил её внука кататься, и мальчик принял серьёзное решение: раз его друг не может фотографироваться, то и он не пойдёт. Таким образом Вити и Саньки не оказалось на снимке.

Во время болезни Витя внимательно изучал окна в избах деревни. Каждое из них было уникальным, по окну можно было судить о хозяйке и самой избе.

Например, его бабушка вставляла между рам розетки рябины, вату, бруснику, всё было просто, но красиво. У тётки Авдотьи навалено калины, мху, разноцветных цветов, а главным украшением служит безногая кукла.

У Левонтия, «лиходея из лиходеев», изучать нечего: между рам ничего не лежит, не все стёкла целы.

Вскоре в гости зашёл учитель. Он принёс фотографию, на которой не было Вити. Мальчик стал рассматривать знакомые лица, здесь были все, кроме него и Саньки. Учитель с учительницей, муж с женой, слегка улыбались.

Они были уважаемыми людьми в деревне, и все старались им помочь: кто крынку молока под дверью оставит, кто дрова отгрузит и уйдёт. Благодаря учителям в деревне появились учебники, краски, женщины обзавелись иголками и нитками. Деревенские мужики сделали столы и скамейки. Организовали школу.

Дом, в котором она помещалась, до раскулачивания принадлежал прадеду Вити. К весне, когда все обменянные на утильсырье тетрадки и карандаши закончились, учитель стал водить учеников в лес. Он много знал, но часто и ребята учили его.

Однажды на горе им попалась змея, и учитель встал на защиту детей, убив её палкой. Только позже ребята догадались, что он никогда раньше не видел змей.

Много лет автор хранит старую фотографию, ведь на ней изображены дорогие ему люди и его «родовое гнездо». В произведении очень много примет времени, диалектных и разговорных слов.

Рассказ учит настоящей дружбе, искренней любви к родному краю и показывает, каким должен быть настоящий учитель. Важно помнить тех, кто был с тобой в детстве. Эти люди могут быть важной частью вашей жизни.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Астафьев. Все произведения

Фотография, на которой меня нет. Картинка к рассказу

Сейчас читают

  • Краткое содержание Костер Легенда об Уленшпигеле
    В произведении «Легенда об Уленшпигеле», созданном бельгийским писателем Шарлем де Костером, рассказывается о жизненном пути Тиля по прозвищу Уленшпигель в страшное время, когда в его родных землях творила суд над всеми людьми инквизиция
  • Краткое содержание Бронте Джейн Эйр
    В книге рассказывается о жизни сироты Джейн Эйр. Она рано стала сиротой и стала проживать у тети миссис Рид. Миссис Рид была вдовой брата матери девочки. Тетя придерживалась плохого мнения о семье девочки
  • Краткое содержание Балет Ромео и Джульетта
    Все происходит в Вероне. В этом городе имеются две семьи, которые никак не могут поладить друг с другом. В доме Капулетти живет Джульетта.
  • Краткое содержание Дудкин острит Сотника
    В городе заселялись в многоэтажный дом жители. Первыми оказались несколько семей, ребята из которых познакомились и подружились. Они наблюдали за новоселами и всегда разглядывали мебель.
  • Краткое содержание Уэллс Война миров
    Научно-фантастическое произведение «Война миров», написанное английским писателем Гербертом Джорджом Уэллсом, освещает события нападения на Землю существ с Марса.

«Фотография, на которой меня нет» — читательский дневник по рассказу В. Астафьева

Рассказ «Фотография, на которой меня нет» Виктора Астафьева написан в 1968 году.

Описание книги для читательского дневника

Автор: Астафьев Виктор Петрович
Название произведения: Фотография, на которой меня нет
Число страниц: 56
Издательство: «АСТ».
Год издания: 2018 год
Жанр: Рассказ.
Год написания: 1968 год

Главные герои и их краткая характеристика

  • Витя – сирота, живший с бабушкой и дедушкой, большой проказник и озорник, плохо учится в школе.
  • Бабушка Вити – добрая, любящая женщина, строгая, но справедливая.
  • Санька – лучший друг Вити, такой же шалопай и двоечник, верный, преданный товарищ.
  • Учитель – всеми уважаемый человек в деревне, внимательный, добрый, искренне любящий детей.

Время и место сюжета

Действие рассказа происходит глухой зимой примерно 1932-1936 года в Сибири, в деревне Овсянка. Автобиографическое произведение названо так потому, что главному герою из-за болезни не удалось попасть на общую школьную фотографию.

Очень краткое содержание для читательского дневника

В деревню приехал фотограф и мальчики на радостях побежали кататься с горки. У Вити сильно заболели ноги и он не смог пойти в школу фотографироваться.

С ним остался его друг Санька, но мальчик все равно был очень несчастен. Школа была устроена в доме, который рубил еще прадед Вити. Но дом отняли во время раскулачивания, деда сослали, а потом дом разрушили.

Фотография выцвела, но Виктор смотрит на нее и улыбается, ведь это летопись народа.

Краткое содержание и сюжет

у должен был приехать фотограф, чтобы сделать общую фотографию всех учеников сельской школы. Для местных жителей это стало очень важным, волнительным событием. Но больше всего переживали ребята, которые тут же принялись решать, кто где будет сидеть на фотографии.

Единогласно пришли к выводу, что самые лучшие ученики сядут впереди, хорошисты – во втором ряду, ну, а отстающим ученикам было уготован самый дальний ряд. Лишь самые отъявленные двоечники – Витя и Санька – были против такого решения.

Они попытались добиться лучшего для себя места кулаками, но потерпели поражение и отправились кататься на санках с крутой горки.

В тот же вечер, вернувшись домой, Витя понял, что заболел. Он серьезно застудил ноги, которые у него и так страдали от ревматизма. Поначалу он мужественно терпел, но к ночи боль стала такой невыносимой, что Витя завыл. Проснулась бабушка, и принялась натирать лекарством больные ноги, не забывая ругать внука за неосмотрительность.

Так Витя надолго застрял дома. Ноги так сильно болели, что он не мог ходить. Ситуация не улучшилось и к тому времени, когда должен был приехать фотограф. Витя очень хотел хоть как-то добраться до школы, чтобы попасть на общее классное фото, но он не мог сделать и шага. Узнав об этом, верный Санька также отказался фотографироваться.

Однажды к ним пришел учитель, и принес Вите фотографию, на котором его не было. Он сохранил ее на всю жизнь, и часто рассматривал лица знакомых ребят, многие из которых не вернулись потом с войны.

Основная мысль

Каждый человек, что бы с ним не случилось в жизни, должен помнить, откуда его корни, откуда он родом.

Вывод и мое мнение

В далекие 30-е годы прошлого века фотография имела совсем иную ценность, нежели сейчас.

В рассказе Астафьева она выполнила роль настоящей летописи глухой деревушки, благодаря которой писатель помнил, как сложилась дальнейшая жизнь друзей его детства.

Отдельно хочется упомянуть поступок Саньки, который, поддерживая друга, отказался участвовать в совместной съемке. Это история о настоящей дружбе, любви, о быте крестьян довоенной маленькой деревушки, их жизненных ценностях.

Чему учит

Рассказ учит ценить все, что случается в жизни. Дорожить минутами счастья. Учит верной дружбе, не бросать товарища в беде. Учит не совершать необдуманных поступков. Учит заботиться о своем здоровье.

Что понравилось

Мне очень понравился этот трогательный рассказ и мне было очень жаль героя, худенького и болезненного мальчика, который по собственной неосторожности лишился одного из главных чудес своего детства. Ему остались воспоминания об этом событии, но на памятной фотографии его не оказалось. И все равно эти воспоминания дарят ему счастье.

Цитаты из текста рассказа

«…Народные приметы не знают границ и расстояний…»
«…Мы полезли в драку, чтоб боем доказать, что мы — люди пропащие…»
«…Деревенская фотография – своеобычная летопись нашего народа, настенная него история…»
«…Самолучший это в городе фотограф! Он хочь портрет, хочь на почпорт, хочь на коне, хочь на ероплане, хочь на чем заснимет!..»
«…Но фамилию учителя можно и забыть, важно чтоб осталось слово “учитель”!..»
«…Но в те годы Бог был занят чем-то другим, более важным, и от русской деревни отвернулся…»
«…Ты долго кряхтеть будешь, толстодум? Чо ишшэш? Вчерашний день ишшэш?..»

«…Учителей уважают за вежливость, за то, что они здороваются со всеми кряду, не разбирая ни бедных, ни богатых, ни ссыльных, ни самоходов…»

Краткое содержание «Фотография, на которой меня нет» В. П. Астафьева

В рассказе Астафьев описывает период раскулачивания, жизнь и быт крестьян сибирской деревеньки. Краткое содержание «Фотографии, на которой меня нет» В. Астафьева поможет узнать главных героев и фабулу рассказа.

История о старой фотографии, сделанной приезжим фотографом в то далекое время. Писатель описывает случай, произошедший с ним в детстве.

Читайте также:  Анализ стихотворения Пушкина «Пророк»

Когда приезжал фотограф, мальчишка лежал с больными ногами, и не смог идти фотографироваться.

Основные персонажи рассказа

Главные герои:

  • Витя – мальчик, по болезни пропустивший такое знаменательное событие, как приезд фотографа. Живет с бабушкой и дедушкой.

Другие персонажи:

  • Санька – верный и преданный друг Вити. Когда увидел, что Витя не может встать, сам не пошел в школу.
  • Бабушка Вити – добрая старая женщина. Она очень любит своего внука.
  • Евгений Николаевич – учитель, уважаемый человек в деревне, к чьему мнению прислушиваются даже отпетые хулиганы.

Главный герой рассказа, мальчик Витя, живет с бабушкой и дедушкой в сибирской деревне Овсянка; родители мальчика умерли. Однажды зимой в деревню приезжает фотограф из города, чтобы сделать общий снимок всей школы.

Накануне съемки Витя и его друг Санька катаются на санках и набирают полные валенки снега. Ночью у Вити начинают ужасно болеть ноги от ревматизма: это случается каждый раз, когда мальчик застужает ноги. Витя воет и плачет от боли.

Бабушка ругает его за безответственность. Всю ночь старушка лечит внука народными средствами, растирая ему ноги и т.д. Ночью дед затапливает баню, бабушка уносит туда Витю и снова растирает ему ноги и т.д.

Наконец под утро мальчик засыпает.

На следующий день Санька приходит к Вите и зовет на фотосъемку. Увидев, что друг не может ходить от боли, Санька в знак солидарности решает тоже не идти фотографироваться. После этого Витя неделю не ходит в школу из-за болей в ногах.

В эти дни его навещает школьный учитель Евгений Николаевич. Мужчина спрашивает про здоровье мальчика и вручает ему фотографию: на ней есть все ученики и двое учителей, но, конечно, нет Вити и Саньки.

Витя едва не плачет оттого, что не попал на фотографию.

Бабушка Вити угощает учителя чаем и сладостями. Тот рассказывает, что вчера какой-то добрый человек подбросил ему к дому воз дров. Бабушка и все село знают, кто это сделал, но не говорят учителю.

В деревне все уважают эту милую семейную пару учителей за их вежливость и отзывчивость; кто-то из местных тайно подбрасывает им дрова, кто-то приносит молоко, сметану и т.д. Учителю около 25 лет, у него немного печальные и очень добрые глаза. Его жена-учительница недавно родила сына.

Когда пара только приехала в село, в школе не парт и тетрадей, на весь класс был один учебник и карандаш. Учитель помог детям приобрести учебники, тетради, краски и т.д., за свои деньги установил в школе парты.

В эту зиму, после визита фотографа, Витя много болеет и пропускает уроки. Весной учитель водит детей в лес, где они беседуют о природе, приметах и т.д. В одном из походов учитель видит змею. Боясь за жизнь учеников, мужчина свирепо бьет змею палкой, пока та не умирает.

Потом дети объясняют учителю, что змею нельзя бить, махая палкой через плечо: так ее можно забросить на себя. Учитель признается, что впервые в жизни видел змею. Спустя годы взрослый Виктор с нежностью и благодарностью вспоминает своих добрых школьных учителей.

Виктор сожалеет, что многие ребята из его школы (с той самой общей фотографии) впоследствии погибли на войне 1941–1945 гг.

Виктор также помнит, как в его селе происходило раскулачивание зажиточных крестьян (вероятно, в 1930‑е гг.). Осенью бригады “ликвидаторов” выселяли раскулаченные семьи на улицу. Обездоленные люди ютились у родных, селились во времянках и терпели всяческие лишения. “Ликвидаторы” действовали хладнокровно и безжалостно.

Однажды “ликвидаторы” пришли выселять семью Платоновских. Хозяйка дома отказывалась покидать дом, тогда один из “ликвидаторов” ударил ее сапогом по лицу. В ответ немой крестьянин Кирила накинулся с топором на “ликвидатора”, изувечив его насмерть. Кирилу арестовали, а выселение раскулаченных семей ускорилось.

Бедных Платоновских выслали в город, после чего о них никто не слышал (вероятно, их сослали или расстреляли).

В те же годы были раскулачены и выселены из своих домов прадед и дед Вити; прадеда сослали в тюрьму, где тот вскоре умер.

Рассказ «Конь с розовой гривой» Астафьева В. П. был написан в 1968 году. Произведение вошло в повесть писателя для детей и юношества «Последний поклон».

На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Коня с розовой гривой», который изучают в 6 классе. В рассказе «Конь с розовой гривой» Астафьев раскрывает тему взросления ребенка, формирования его характера и мировоззрения.

Произведение считается автобиографичным, описывающим эпизод из детства самого автора.

Глухой зимой нашу школу взбудоражило невероятное событие: к нам едет фотограф из города. Фотографировать он будет «не деревенский люд, а нас, учащихся овсянской школы».

Возник вопрос — где селить такого важного человека? Молодые учителя нашей школы занимали половину ветхого домишки, и у них был вечно орущий малыш. «Такую персону, как фотограф, неподходяще было учителям оставить у себя».

Наконец фотографа пристроили у десятника сплавной конторы, самого культурного и уважаемого человека в селе.

Весь оставшийся день школьники решали, «кто где сядет, кто во что оденется и какие будут распорядки».

По всему выходило, что меня и левонтьевского Саньку посадят в самый последний, задний ряд, поскольку мы «не удивляли мир прилежанием и поведением».

Даже подраться не получилось — ребята просто прогнали нас. Тогда мы начали кататься с самого высокого обрыва, и я начерпал полные катанки снега.

Ночью у меня начали отчаянно ныть ноги. Я застудился, и начался приступ болезни, которую бабушка Катерина называла «рематизня» и утверждала, что я унаследовал её от покойной мамы. Бабушка лечила меня всю ночь, и уснул я только под утро.

Утром за мной пришёл Санька, но пойти фотографироваться я не смог, «подломились худые ноги, будто не мои они были». Тогда Санька заявил, что тоже не пойдёт, а сфотографироваться успеет и потом — жизнь-то долгая. Бабушка нас поддержала, пообещав свезти меня к самому лучшему фотографу в городе.

Только меня это не устраивало, ведь на фото не будет нашей школы.

В школу я не ходил больше недели. Через несколько дней к нам зашёл учитель и принёс готовую фотографию. Бабушка, как и остальные жители нашего села, относилась к учителям очень уважительно.

Они ко всем были одинаково вежливы, даже к ссыльным, и всегда готовы были помочь. Даже Левонтия, «лиходея из лиходеев», наш учитель смог утихомирить.

Помогали им деревенские, как могли: кто за дитём посмотрит, кто горшок молока в избе оставит, кто воз дров привезёт. На деревенских свадьбах учителя были самыми почётными гостями.

Работать они начинали в «доме с угарными печами». В школе не было даже парт, не говоря уже о книжках с тетрадками. Дом, в котором разместилась школа, срубил ещё мой прадед. Я там родился и смутно помню и прадеда, и домашнюю обстановку. Вскоре после моего рождения родители отселились в зимовье с протекающей крышей, а ещё через некоторое время прадеда раскулачили.

Раскулаченных тогда выгоняли прямо на улицу, но родня не давала им погибнуть. «Незаметно» бездомные семьи распределялись по чужим домам. Нижний конец нашего села был полон пустых домов, оставшихся от раскулаченных и высланных семей.

Их-то и занимали люди, выброшенные из родных жилищ накануне зимы. В этих временных пристанищах семьи не обживались — сидели на узлах и ждали повторного выселения. Остальные кулацкие дома занимали «новожители» — сельские тунеядцы.

За какой-нибудь год они доводили справный дом до состояния хибары и переселялись в новый.

Из своих домов люди выселялись безропотно. Только один раз за моего прадеда заступился глухонемой Кирила. «Знавший только угрюмую рабскую покорность, к сопротивлению не готовый, уполномоченный не успел даже и о кобуре вспомнить. Кирила всмятку разнёс его голову» ржавым колуном. Кирилу выдали властям, а прадеда с семьёй выслали в Игарку, где он и умер в первую же зиму.

В моей родной избе сперва было правление колхоза, потом жили «новожители». То, что от них осталось, отдали под школу.

Учителя организовали сбор вторсырья, и на вырученные деньги купили учебники, тетради, краски и карандаши, а сельские мужики бесплатно смастерили нам парты и лавки.

Весной, когда тетради кончались, учителя вели нас в лес и рассказывали «про деревья, про цветки, про травы, про речки и про небо».

Уже много лет прошло, а я всё ещё помню лица моих учителей. Фамилию их я забыл, но осталось главное — слово «учитель». Фотография та тоже сохранилась. Я смотрю на неё с улыбкой, но никогда не насмехаюсь. «Деревенская фотография — своеобычная летопись нашего народа, настенная его история, а ещё не смешно и оттого, что фото сделано на фоне родового, разорённого гнезда».

Рассказ Виктора Астафева «Мальчик в белой рубахе», написанный в 1968 году, является очень серьезным и трагическим. Сюжет рассказа разворачивается вокруг одной семьи – матери и трех её сыновей. При подготовке к уроку по литературе предлагаем прочитать краткое содержание «Мальчик в белой рубашке» для читательского дневника.

Рассказ опубликован в сборнике «Далекая и близкая сказка». Книга классика отечественной литературы адресована подрастающему поколению.

Ссылка на основную публикацию