Краткое содержание рассказа «Студент» для читательского дневника (А.П. Чехов)

Короткий философский рассказ был создан Чеховым в 1894 году. Его относят к переходному периоду в творчестве писателя. В это время он уже перестал писать сатирические рассказы, но еще не приступил к созданию пьес. В рассказе впервые прослеживается сюжетная линия, отражающая связь между веками и поколениями, которая развивается в последующих произведениях писателя.

Краткое содержание рассказа Чехова «Студент» представлено ниже. Текст не делится на главы или части.

Основные герои рассказа

  • Иван – 22-летний студент духовной академии, сын дьяка.
  • Василиса – видавшая виды старая вдова.
  • Лукерья – некрасивая и нелюдимая дочь Василисы.

Краткий пересказ сюжета

Ранняя весна. Студент духовной академии Иван Великопольский с тяги держал путь домой. Дорога был неблизкая. День был теплым, но к вечеру подул холодный ветер, лужи стали затягиваться тонкой корочкой льда. Иван шел по тропинке заливного луга, пальцы у него совсем замерзли, настроение испортилось.

Внезапное похолодание будто нарушило всю гармонию мира. С грустью вспомнил Иван о том, как во время его ухода из дома, мать, босая на полу в сенях, сидя начищала самовар. Отец кашлял, лежа на печи.

В страстную пятницу, во время поста, в доме еду не готовили, а чувство голода одолевало. И подумал Иван, что так же бедно и беспросветно жили и во времена Рюрика, и при Иване Грозном, и в эпоху Петра.

И так же плохо и несчастливо будут люди жить дальше, хоть тысяча лет пройдет — ничего не изменится. Совсем не хотелось идти домой.

Ежась от холода, студент, вглядываясь в вечернюю мглу, разглядел огонек на «вдовьих огородах». Такое название огороды получили потому, что они принадлежали двум вдовам: матери и дочери. Костер горел весело и ярко освещал вокруг уже обработанную под посев землю.

Краткое содержание рассказа «Студент» для читательского дневника (А.П. Чехов)Студент подошел к «вдовьему» костру погреться и отдохнуть

Вдова Василиса-мать, грузная женщина высокого роста, стояла у огня, грела руки и задумчиво смотрела на языки пламени.

Лукерья — дочь, низенького роста и некрасивая, сидя на земле, мыла кухонную утварь. Вероятно, они только что поужинали, предположил Иван.

С реки доносились мужские голоса. Местные работники привели лошадей на водопой. Иван подошел к костру и поздоровался. Василиса не сразу признала знакомого, затем приветливо заулыбалась: «Богатым быть!», проговорила она.

Несмотря на близкое родство, женщины были разные. Василиса служила ранее у господ. Она была степенной, разговаривала уважительно и улыбалась.

Лукерья – обычная деревенская баба, смотрела на студента, щурясь, и все время молчала.

Протягивая с удовольствием к огню окоченевшие руки, он рассказал женщинам о том, что такой же холодной ночью отогревался у огня апостол Петр. Иван заговорил о событиях Тайной Вечери, когда Петр пообещал Иисусу, что последует за ним всюду: «и в темницу и на смерть».

В ответ Иисус мягко возразил Петру и заверил его, что не пропоет и первый петух, как он трижды отречется от него. В эту же ночь Иисуса предал Иуда. Связанного его вели к первосвященнику и по дороге били. А Петр, понимая, что происходит что-то ужасное, шел вслед.

Искренне любивший Иисуса, он с горечью смотрел, как его бьют.

Безразличная ко всему Лукерья впервые пристально взглянула на студента. Иван рассказывал не останавливаясь. У первосвященника Иисусу устроили допрос. Работники точно так же собрались вокруг разведенного костра.

Вдруг одна женщина, указав на Петра, крикнула, что и он был там и его надо допрашивать так же. Когда взгляды работников устремились на Петра, он смущенно заявил, что незнаком с этим человеком.

Через некоторое время в нем снова признали ученика, но он отрекся во второй раз. Затем Петру задали вопрос в третий раз, не он ли был с тем самым человеком. И преданный ученик отрекся. Трижды.

Тут же пропел первый петух, и Петр вспомнил сказанное ему Иисусом.

Краткое содержание рассказа «Студент» для читательского дневника (А.П. Чехов)В отчаянии Петр вышел со двора

Он ушел от вопрошающих и заплакал от горя.

Студент вздохнул и замолчал. Василиса всплакнула. Стыдясь своих слез, она закрыла лицо рукавом. А Лукерья, не отводя взгляда от студента, покраснела. Выражение лица ее передавало боль, которая сдерживалась внутри.

Студент простился и, пожелав спокойной ночи, двинулся в путь. И правда, зима вернулась, подумал Иван. Тем временем, послезавтра великий праздник Пасхи.

По дороге домой студент вспоминал Василису и ее дочь. Одна заплакала, другая сильно смутилась. Значит, эта история близка для них. И поступок Петра, произошедший тысячу лет назад, растрогал их.

Небезразличен он также Ивану и наверняка другим людям.

Иван ощутил радость и душевный подъем. Остановившись, он оглянулся. К студенту в голову пришла мысль: «Прошлое связано с настоящим непрерывною цепью событий, вытекавших одно из другого».

Студент переправился через реку, дорога шла в гору. Когда он увидел свою родную деревню, он думал о правде и красоте, управляющих человеческой жизнью — как тогда в саду у первосвященника, так и сегодня у костра. Они продолжаются вечно и образуют главное на земле.

Одухотворенный молодостью, полный здоровья и сил, окрыленный предвкушением счастья, Иван уверенно зашагал к дому. Жизнь уже представлялась студенту бесценным даром, осмысленной и полной добра.

Главная мысль

Главная мысль рассказа «Студент– необычайная важность силы духа и веры. В какой бы трудной жизненной ситуации ни находился каждый человек, он способен обрести счастье вместе с верой и любовью. Меняясь сам, он способен изменить к лучшему мир.

Особенность жанра — «история в истории», обращение к библейским сюжетам встряхивает и в сегодняшние дни. Тем самым подтверждая мысль студента о связи событий во времени.

Краткий пересказ не передает сюжетных деталей произведения. Для полного понимания содержания рекомендуется прочитать рассказ полностью.

Краткое содержание Чехов Студент для читательского дневника

В этом рассказе показан небольшой по времени и событийности, но огромный по значению урок для студента духовной семинарии – Ивана. Урок этот он получает по пути в непогоду, подойдя к двум бедным женщинам: старая Василиса и дочь ее Лукерья. Он рассказывает им, как Иисус предсказал, что один из его учеников отречется от него.

Василиса заплакала, а ее дочь смутилась… Реакция, которой Иван никак от них не ожидал, поражает его. Он не приписывает себе способность так уж хорошо рассказывать, но понимает теперь связь времен, цикличность.

Главное, что люди не теряют способность сочувствовать даже тем, кого они не знают, кого давно уже нет на свете, а, может быть, никогда и не было.

Главная мысль и чему учит рассказ Студент Чехова

Этот рассказ Чехова тонко психологичен, он показывает способность даже простого народа к восприятию того, что было сотни лет назад, к человеческому сочувствию. Также важна здесь мысль о том, что всё в этом мире повторяется.

Краткое содержание Чехов Студент

Студент семинарии (будущий церковный батюшка или настоятель монастыря) идёт в непогоду домой. Много внимания уделяет он этому холодному ветру, дождю, грязи.

Молодой человек размышляет о том, что и сотни лет назад мог быть точно такой вечер, с такой промозглой погодой и ощущением одиночества. Его одолевают грустные мысли о том, что и через сотни лет будет такая же тоска и грязь.

Ему кажется, что самой природе жутко от её состояния. Надвигается зима, всем грустно.

Замерзший и усталый Иван не мог бы не подойти к костру, который развели две женщины в конце огородов. Они встречают его приветливо. Родственницы не очень похожи друг на друга: статная и бодрая Василиса степенна, улыбчива, привыкла к общению с господами, а Лукерья забита мужем, вечно испугана, напоминает глухонемую.

Грустные мысли напоминают студенту евангельскую историю о предателе Петре. Иван говорит, мол, вот в такой же промозглый вечер и Петр грелся у костра. Он напоминает женщинам историю того, как Христос был оставлен своим учеником. Женщины очень внимательно слушают. В финале его истории Василиса плачет, а Лукерья смущается.

Реакция крестьянок переворачивает мировоззрение юноши, дарит надежду, вдохновляет… Иван понимает, что всё в этом мире не зря. Не просто так жертвовали собой первые христиане, апостолы, не забыта жертва Иисуса.

И не просто это остаётся фактом в людской памяти, а страшное событие через такие долгие годы может вызывать эмоциональный отклик даже у простых людей. Пусть и в будущем будет иногда плохая погода – это не так уж страшно, если людские сердца сохраняют главное.

Сердца людей открыты, сопереживание делает его ещё мягче – более живым и настоящим.

Студент получает один из самых важных уроков (о сочувствии, о продолжении жизни) не в духовной семинарии, хотя там, наверняка, много об этом рассказывается, а в жизни – у простых людей.

Представ в начале рассказа грустным и пессимистичным, после разговора с женщинами Иван снова обретает радость, веру в жизнь, надежду на всё хорошее. Студент будто бы, действительно, сдал важный экзамен, получил важнейший урок.

Чехов – Студент: краткое содержание, пересказ для читательского дневника – РуСтих Кратко

22-летний студент Духовной академии Иван Великопольский, сын дьячка, в Страстную пятницу, день строгого поста, идет в село домой. Погода, как бывает весной, портится. Веет зимой. Студенту холодно, тоскливо.

Дома больной отец, уставшая мать. Кругом ветер и бедность, как тысячу лет назад. И так на Руси будет всегда. «Жизнь не станет лучше».

У вдовьих огородов (хозяйками их были вдовы мать Василиса и дочь Лукерья) он остановился у костра.

И вспомнил при женщинах евангельскую историю, как грелся у костра в такую же ночь апостол Петр, и трижды отрекся от Спасителя, и безутешно плакал потом. При этих словах мягкая улыбка на лице старой Василисы, бывшей няньки у барских детей, сменилась слезами.

А глуповатое лицо Лукерьи, забитой мужем, исказилось как от боли. Прошлое ожило. Выходит, этой Василисе и ее Лукерье понятно, что было «в душе Петра». Всем людям до сих пор важны истина, красота, высокий смысл жизни, что открылись когда-то в «саду и дворе первосвященника».

Читайте также:  Образ бернарда маркса в романе «о дивный новый мир»

И от этого юноше тепло на душе, и кажется, что счастье еще будет.

Читательский дневник по рассказу «Студент» Чехова

Сюжет

Страстная пятница перед Пасхой, 22-летний студент Духовной академии Иван Великопольский под ветром греется у костра двух вдов, пожилой матери Василисы и ее дочки Лукерьи.

Он напоминает им о другой холодной ночи, когда был предан Христос, а апостол Петр три раза отрекся от него. Василиса плачет, горько и Лукерье. У студента светлеет на душе.

Раз евангельская правда и свет все еще трогают людей, жизнь прекрасна и имеет смысл.

Отзыв

Главный герой, будущий священник, унывает, но укрепляется в вере после встречи с двумя бедными вдовами. Тема живой народной веры и надежды, поиска смысла жизни, единства. Рассказ учит во всех испытаниях жизни оставаться светлым, отзывчивым к чужому горю человеком, беречь веру в душе, чувствовать родство с народом, не опускать руки, жить по правде, совести, помогать друг другу.

Анализ рассказа «Студент» Чехова

Для автора этот рассказ был любимым. Страстная пятница, мрак и холод в природе, и в душе студента. Жизнь кажется бесцельной и безотрадной. Кажется, что на Руси ничего не меняется.

Как было при Рюрике, Иване Грозном, Петре Первом – так и осталось. Бедность, невежество, страдания, мрак. После встречи с вдовами, матерью и дочерью, мрак в его душе рассеивается.

Обе женщины с нелегкой судьбой, всю жизнь в труде, младшую обижал муж – сохранили в сердце отзывчивость, веру и смирение.

Своим рассказом о евангельских событиях герой соединил прошлое и настоящее. Люди во все времена одинаковы. И путь у всех один. Всем понятны стыд и раскаяние Петра, каждый знает свои грехи. И стремление к правде и красоте живо в людях. Пока человек плачет, совесть в нем не умерла – жизнь продолжается.

Будущий священник, герой чувствует связь времен, всего человечества, и себя с русским народом. Среди главных символов рассказа: огонь, свет, мрак, пустыня. Яркие метафоры: ледяные иглы, запахло зимой, лютая бедность. Просторечные слова смешаны с церковными.

Значительную часть рассказа занимает пересказ евангельской истории об отречении апостола Петра.

Краткое содержание рассказа «Студент» А. П. Чехова

Рассказ «Студент» Чехов написал в 1894 году. Он отличается от других произведений писателя глубоким философским смыслом, отсутствием сарказма. Для читательского дневника и подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать краткое содержание «Студент» Чехов. Произведение поражает мастерским сплетением библейских и повседневных мотивов, колоритными образами.

Чехов «Студент» очень кратко

А. П. Чехов «Студент» краткое содержание для читательского дневника:

В этом рассказе показан небольшой по времени и событийности, но огромный по значению урок для студента духовной семинарии – Ивана. Урок этот он получает по пути в непогоду, подойдя к двум бедным женщинам: старая Василиса и дочь ее Лукерья.

Он рассказывает им, как Иисус предсказал, что один из его учеников отречется от него. Василиса заплакала, а ее дочь смутилась… Реакция, которой Иван никак от них не ожидал, поражает его.

Он не приписывает себе способность так уж хорошо рассказывать, но понимает теперь связь времен, цикличность. Главное, что люди не теряют способность сочувствовать даже тем, кого они не знают, кого давно уже нет на свете, а, может быть, никогда и не было.

Главная мысль:

Этот рассказ Чехова тонко психологичен, он показывает способность даже простого народа к восприятию того, что было сотни лет назад, к человеческому сочувствию. Также важна здесь мысль о том, что всё в этом мире повторяется.

Рассказ «Крыжовник» Чехова был написан в 1898 году и считается одним из лучших произведений русской классической литературы XIX века. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Крыжовника». Рассказ вошел в «Маленькую трилогию» автора, включающую также рассказы «Человек в футляре» и «О любви».

Сжатый пересказ «Студента» Чехова

Краткое содержание «Студент» Чехов:

Студент духовной академии рассказывает двум женщинам библейскую историю. Наблюдая за их реакцией, он постигает связь веков и поколений.

Иван Великопольский, студент духовной академии, сын дьячка, держит путь домой. Темнеет, погода ухудшается, становится мрачно и пустынно.

Студент подходит к вдовьим огородам, где старуха Василиса вместе с дочерью Лукерьей развели костёр. Иван рассказывает женщинам евангельскую историю о том, как Иисус предсказал, что один из его учеников, Пётр, отречётся от него. Слушая историю, Василиса плачет, а Лукерья, неизвестно отчего, смущается.

Простившись с женщинами, Великопольский держит свой путь дальше. Он размышляет о реакции Василисы и её дочери на библейскую историю. Ему думается, что старуха растрогалась не потому, что он умеет хорошо рассказывать, а потому что, Пётр и его душевные переживания имеют какое-то отношение к ней самой.

Студент приходит к выводу, что все события прошлого связаны с настоящим, они имеют смысл для его современников. Юноша постигает связь времён.

Это интересно: Рассказ «Ванька», который Чехов написал в 1886 году, – трогательное произведение о мальчике-сироте, который с ранних лет познал горе и лишения, живя у чужих людей. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Ваньки» для читательского дневника и при подготовке к уроку литературы.

Сюжет рассказа «Студент»

«Студент» Чехов краткое содержание:

Студент семинарии (будущий церковный батюшка или настоятель монастыря) идёт в непогоду домой. Много внимания уделяет он этому холодному ветру, дождю, грязи. Молодой человек размышляет о том, что и сотни лет назад мог быть точно такой вечер, с такой промозглой погодой и ощущением одиночества.

Его одолевают грустные мысли о том, что и через сотни лет будет такая же тоска и грязь. Ему кажется, что самой природе жутко от её состояния. Надвигается зима, всем грустно.

Замерзший и усталый Иван не мог бы не подойти к костру, который развели две женщины в конце огородов. Они встречают его приветливо. Родственницы не очень похожи друг на друга: статная и бодрая Василиса степенна, улыбчива, привыкла к общению с господами, а Лукерья забита мужем, вечно испугана, напоминает глухонемую.

Грустные мысли напоминают студенту евангельскую историю о предателе Петре. Иван говорит, мол, вот в такой же промозглый вечер и Петр грелся у костра. Он напоминает женщинам историю того, как Христос был оставлен своим учеником. Женщины очень внимательно слушают. В финале его истории Василиса плачет, а Лукерья смущается.

Реакция крестьянок переворачивает мировоззрение юноши, дарит надежду, вдохновляет… Иван понимает, что всё в этом мире не зря. Не просто так жертвовали собой первые христиане, апостолы, не забыта жертва Иисуса. И не просто это остаётся фактом в людской памяти, а страшное событие через такие долгие годы может вызывать эмоциональный отклик даже у простых людей.

Пусть и в будущем будет иногда плохая погода – это не так уж страшно, если людские сердца сохраняют главное. Сердца людей открыты, сопереживание делает его ещё мягче – более живым и настоящим.

Студент получает один из самых важных уроков (о сочувствии, о продолжении жизни) не в духовной семинарии, хотя там, наверняка, много об этом рассказывается, а в жизни – у простых людей.

Представ в начале рассказа грустным и пессимистичным, после разговора с женщинами Иван снова обретает радость, веру в жизнь, надежду на всё хорошее. Студент будто бы, действительно, сдал важный экзамен, получил важнейший урок.

Сам рассказ очень короткий, поэтому изучив Чехова «Студент» краткое содержание,обязательно прочитайте произведение полностью.

Рассказ «Хирургия» Чехова был написан в 1884 году. Для читательского дневника и подготовке к уроку литературы в 5 классе рекомендуем прочитать краткое содержание «Хирургия». С присущим ему юмором и сарказмом писатель описал весьма распространенную ситуацию в медицине, когда обыватели вынуждены доверять свое здоровье коновалам.

Краткое содержание рассказа «Студент» для читательского дневника (А.П. Чехов) | Литерагуру

Рассказ Антона Павловича Чехова «Студент» был опубликован в «Русских ведомостях» в 1894 году. Как и многие произведения писателя, «Студент» затрагивает острые и актуальные во все времена вопросы смысла жизни и связи времён.

Рассказ стал новым витком творчества писателя, что отмечали многие критики. По словам Поля Буайе, Чехов как никто другой смог выразить «русскую печаль, сотканную из тоски, гордости, фатализма и усталости».

Для самого Антона Павловича «Студент» стыл любимым рассказом.

Краткий пересказ (219 слов). Студент духовной академии, Иван Великопольский, возвращается вечером с тяги домой. Дует холодный восточный ветер, и Иван замерзает, он думает, что такие холода были и при Рюрике, и при Петре. Проходя мимо вдовьих огородов, студент заглядывает на костёр к вдове Василисе и её дочери, и начинает разговор.

Иван рассказывает вдове, как в такую же холодную ночь грелся у костра апостол Пётр. Далее он напоминает её, как на тайной вечери Пётр клялся Иисусу в своей верности, а тот сказал, что ещё до крика петуха Пётр трижды отречётся от него. Так и случилось. А потом Пётр очнулся и долго-долго плакал в тёмном саду. 

Выслушав рассказ студента, Василиса горько заплакала, а дочь её сидела неподвижно с выражением сдерживаемой сильной боли. Иван пожелал женщинам спокойной ночи и отправился дальше. 

Студент шёл и думал, что, если Василиса заплакала, то её близко то, что переживал Пётр, значит, она заинтересована в том, что происходило в душе апостола. Он думал и о том, какую связь имеет то, что происходило 12 веков назад, с настоящим, какое отношение имеет это ко всем людям и к этим женщинам. 

Радость вдруг охватила Ивана. Прошлое связано с настоящим неразрывной цепью. Сегодня он тронул один её конец, а другой дрогнул. Он думал о том, что красота и правда, направлявшие человека тогда, в прошлом, продолжаются непрерывно до настоящего дня, и жизнь казалась ему восхитительной. 

Отзыв (77 слов). Поразительно точно передано состояние мыслей молодого студента, актуальное и для современных молодых людей. Рассказ позволяет быстро проникнуться лёгким и романтичным разочарованием от невежественной и тоскливой жизни.

К концу рассказа мысли читателя вместе с мыслями героя проясняются, в них находится место надежде на счастье и обретение своего места в жизни. Чехов в лаконичном произведении затрагивает глубокие нравственные проблемы поколения, объединяя их с лирическим настроением молодого персонажа.

Читайте также:  Краткое содержание повести «метель» для читательского дневника (а.с пушкин)

По моему мнению, рассказ производит положительное впечатление, оставляя лёгкое послевкусие светлой грусти.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Краткое содержание Чехов Студент

Рассказ повествует об одном эпизоде из жизни молодого дьяконовского сына Ивана Великопольского. Однажды, в тихий день ранней весны, юноша возвращался из духовной академии.

Всё вокруг было безжизненным, холодное дыхание ветра напоминало о недавней близости зимы. Невольно Иван задумался о том, что такой ветер дул во все времена, и всегда были холод, бедность, несчастья.

Жизнь виделась ему в тёмных красках, и возвращаться скорее домой совершенно не было желания.

Вокруг не было ни души, лишь возле вдовьих огородов горел свет. Название этих мест объяснялось тем, что на них работали две вдовы – мать Василиса с дочерью Лукерьей. Добротный костёр озарял пахотные земли, издалека доносились звуки рабочих. Женщины грелись у костра после ужина.

Иван Великопольский подошёл к огородам и начал беседовать с Василисой, опытной хозяйкой, ходившей ранее на службу к господам. Здесь у студента промелькнула мысль: а ведь именно так стоял у огня в библейские времена апостол Пётр… Иван поведал Василисе историю отречения святого Петра.

Когда происходила тайная вечеря, Пётр сказал Христу, что готов идти с ним до конца, даже если ради этого придётся пожертвовать жизнью. Иисус ответил ему, что ещё не пропоёт петух, как Пётр отречётся от Учителя.

Вскоре Иисуса предаёт Иуда, и Пётр испытывает страшные душевные терзания от осознания участи наставника. Начинается допрос, а Пётр неподалёку греется у костра. Вдруг, одна из женщин, что были там, узнала в Петре последователя Христа – но будущий апостол отрёкся.

Так повторялось дважды, и тотчас после трёх отречений прозвучало пение петуха. Вспомнил Пётр слова Господа, и отчаянно зарыдал.

После того, как история была рассказана, Василиса прослезилась. Лукерья тоже изменилась в лице: необычное, безучастное выражение сменилось на напряжённое. Иван попрощался с женщинами и продолжил путь домой.

Он продолжил свои раздумья – отчего же Василиса заплакала? Наверняка не от искусной подачи древних откровений… Может личность Петра была близка Василисе, и в её жизни произошло нечто подобное рассказанному? Пожалуй, она была искренне взволнована переживаниями апостола, так как человеческая природа неизменна, и книга 19-ти вековой давности актуальна и в современных реалиях.

Мир и покой поселился в сердце студента, и возрадовался он от осознания непрерывности бытия. Когда пришла пора переправляться через паром, он увидел зарю и почувствовал неподдельный восторг.

Главная мысль рассказа Студент

Рассказ учит, что правда и красота – главные ориентиры на жизненном пути всех времён.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Чехов. Все произведения

Студент. Картинка к рассказу

Сейчас читают

«Студент» (А. Чехов)

Цитата: «…Что такой же ветер дул и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре, и что при них была точно такая же лютая бедность, голод, такие же дырявые соломенные крыши, невежество, тоска, такая же пустыня кругом, мрак, чувство гнёта — все эти ужасы были, есть и будут, и оттого, что пройдёт ещё тысяча лет, жизнь не станет лучше».

  • Проблематика: философская (связь времён, непреложность красоты и правды, вечное повторение).
  • Смысл названия: автор ничего не подсказывает названием.
  •  Литературное направление: реализм.
  • Литературный жанр: философский рассказ.

Жанровые особенности: в небольшом рассказе рассматриваются важные философские проблемы — проблемы жизни как таковой. К жанровым особенностям рассказа «Студент» можно отнести отсутствие значительного событийного ряда — в этом рассказе будто бы ничего не происходит.

Время и место действия: действие происходит в русской деревне, современной Чехову.

Действующие лица

  • Иван Великопольский — студент.
  • Василиса — пожилая крестьянка, вдова.
  • Лукерья — дочь Василисы.

Краткое содержание

Студент Иван Великопольский, сын диакона, едет домой. Вокруг темно и мрачно. Студент думает, что такая мрачная безысходность была здесь во все времена — и при Иване Грозном, и при Петре. Ему тяжко. Иван проходит мимо Василисы и Лукерьи, которые жгут костёр.

Как бы случайно он рассказывает женщинам о той ночи, когда происходила Тайная Вечеря, и апостол Пётр обещал Иисусу, что пойдёт с ним и в тюрьму, и на смерть, а Иисус ответил, что Пётр предаст его ещё до рассвета.

Василиса, услышав эту историю, плачет, а Лукерья смущается.

Иван идёт дальше. Он вдруг ощущает, что всё, что было прежде, напрямую связано с настоящим. Он осознаёт цельность мира и важность красоты и правды.

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

О чём Иван Великопольский рассказывает Василисе и Лукерье?

Ответ. Он пересказывает библейскую историю о том, как апостол Пётр отрёкся от Христа.

Какова проблематика рассказа «Студент»?

Ответ. Философская.

Главный герой понял, что все события прошлого связаны с настоящим, что вся жизнь важна и осмысленна.

Поделиться ссылкой

Краткое содержание рассказа «Студент» (А.П. Чехов) | Литрекон

Рассказ Антона Павловича Чехова “Студент” был опубликован в 1894 году. Это один из любимых рассказов автора, поэтому его обязательно стоит прочитать каждому. Основные события повествуют о бедном студенте, которого одолевают сомнения о правильности своего пути. Многомудрый Литрекон постарался передать сюжет в сокращении.

Краткий пересказ рассказа «Студент» (420 слов):В осеннем лесу было тихо и уютно, кричали дрозды. Вдруг раздался выстрел — это Иван Великопольский вёл охоту на птиц. Когда наступила ночь, стало очень холодно, поэтому его пальцы и лицо замёрзли.

Возвращаясь домой, молодой студент духовной академии шёл через луг по темноте. Ему казалось, что этот внезапно наступивший холод нарушил порядок вещей. Во всей деревне было мрачно и пустынно, только во вдовьих огородах возле реки светился огонь.

Он вспомнил, что когда уходил из дома, его босая мать чистила самовар, а отец-дъяк лежал на печи и кашлял. Так как была страстная пятница, в доме ничего не варили, и сейчас Иван был голодный.

Он размышлял о том, что во все времена — и при Рюрике, и при Иване Грозном, и при Петре Великом — ветер дул точно такой же, а люди жили в нищете и невежестве, под гнётом государственности. И казалось, будто это будет длиться ещё тысячу лет. Домой молодому человеку не хотелось.

Огороды назывались вдовьими, потому что находились под содержанием двух вдов — матери и дочери. На вспаханном участке горел яркий костёр. Василиса — высокая и полная старуха — смотрела на огонь. Её дочь Лукерья — низенькая и рябая, с глуповатым лицом — сидела на земле и мыла посуду после ужина.

Иван поздоровался и произнёс, что зима вернулась, а Василиса его не узнала. Она служила у господ, и говорила деликатно с улыбкой на лице. Дочь же её была побита мужем, поэтому лишь хмурилась. Студент поделился с ними своей мыслью о взаимосвязи эпох, и начался разговор о том, как апостол Пётр отрёкся от Христа, хотя обещал, что никогда этого не сделает.

Василиса заплакала, а Лукерья покраснела, словно сдерживала сильную боль.

Иван отправился дальше и подумал о том, что если Василиса так горько заплакала, а Лукерья смутилась, то эта история имеет к ним какое-то отношение.

Он снова размышлял о том, как всё взаимосвязано — то, что происходило девятнадцать веков назад, повлияло на настоящее, на жизнь вдов, на эту деревню и всех её жителей, на него самого. Старуха заплакала не потому, что студент умеет трогательно рассказывать, а потому что ей не безразлична судьба Петра.

Вдруг ему стало так радостно оттого, что прошлое связано с настоящим непрерывной цепью событий. Он словно видел перед собой два этих конца и дотронулся до них.

А ещё позже, когда он переправлялся на пароме через реку, поднимаясь на гору, глядел на родную деревню и любовался багровой зарёй, он думал о том, что правда и красота всегда были такими, как сегодня, и составляли человеческое счастье, здоровье, силу и вообще всё на земле. Ему было двадцать два года, он был молод и счастлив, и жизнь имела огромный смысл.

Елена Леонтьева

"Студент" – краткое содержание рассказа А.П. Чехова

Время на чтение: 14 минут

История создания

Точный год написания произведения неизвестен, но первая публикация состоялась в 1894 году в газете «Русские ведомости». Предположительно, Чехов написал его в том же году во время своего пребывания в Ялте, где он работал над книгой «Остров Сахалин».

Антон Павлович Чехов нередко заявлял, что у него не было детства: с юных лет он выполнял работу в отцовской лавке, а также пел в церковном хоре по настоянию отца Павла Егоровича, довольно набожного человека, прививавшего сыновьям любовь к религии. Воспоминание об этих годах жизни и подтолкнуло автора к написанию этого и ещё нескольких рассказов, в которых затронуты философская и религиозная темы.

Интересно, что вначале рассказ получил название «Вечером», но оно не в полной мере соответствовало его идее, так как вызывало ассоциации либо с отдыхом от трудов, либо с сумерками, темнотой и движением во тьму, тогда как главный герой проходит непростой путь духовного роста, постигает Истину и, наоборот, движется к пониманию устройства этого мира, надежде, красоте и гармонии, чему-то оптимистичному и светлому. Именно молодой студент духовной академии проходит этот путь, что и отражено в названии.

Кроме того, после первой редакции автор внёс в текст некоторые изменения: например, строки о слезах Василисы и слова о правде и красоте в человеческой жизни.

Краткое содержание

Студент духовной академии Иван Великопольский возвращался домой с охоты. И если днём погода была хорошая и тихая, то к вечеру стало неуютно и мрачно. С востока подул пронизывающий ветер, по лужам протянулись ледяные иглы, запахло зимой.

Всё это навевало на студента невесёлые мысли: он думал, что такой же ветер дул и много лет назад, и при Рюрике, и при Иване Грозном, и при Петре, и что во все времена были такая же бедность, невежество, тоска и мрак.

Читайте также:  Иван дмитриев - модная жена: читать стих, текст стихотворения поэта классика

Так будет и в будущем, снова будет зима, в которую будут мести снега и дуть ветры. Оттого, что пройдёт ещё тысяча лет, жизнь не станет лучше. Его семья тоже бедна, родители голодают.

Из-за тяжёлых мыслей ему не хотелось домой.

В это время он подошёл ко вдовьим огородам около реки, где светился огонь. Огороды имели такое название из-за того, что их содержали две вдовы — мать Василиса и дочь Лукерья. Они недавно отужинали и теперь мыли котёл и ложки. Иван подошёл, чтобы немного погреться у костра, поздоровался с ними и начал диалог.

Он вспомнил, что так же в одну из холодных ночей грелся у костра апостол Пётр. Тогда студент завёл пламенную речь о Тайной Вечере, когда Пётр сказал Иисусу, что пойдёт за ним и в темницу, и на смерть.

Но Иисус ответил ему, что не успеет пропеть сегодня петух, как он трижды отречётся от него. Скоро Иуда предал Иисуса: тот оказался в руках мучителей, которые стали его бить. Его повели к первосвященнику.

А Пётр трижды отрёкся от Иисуса и, вспомнив его слова, предрекающие такой исход событий, горько заплакал.

На этом моменте рассказа Ивана заплакала и Василиса, но стала тереть лицо рукавом, словно стесняясь своих слёз, а на лице её дочери появилось такое напряжённое выражение, будто она сдерживает сильную боль. Всё это заметил студент. Однако ему пора было уйти и двигаться дальше, поэтому он попрощался с женщинами и отправился в путь.

Но теперь настроение молодого человека совершенно изменилось.

Он задумался: если Василиса и Лукерья заплакали и прочувствовали боль, то это не только потому, что он умеет трогательно рассказывать, а ещё и потому, что рассказанное близко им, понятно и имеет к ним какое-то отношение. Значит, они всем своим существом заинтересованы в том, что почти девятнадцать веков назад происходило в душе апостола Петра.

Эта мысль стала для Ивана главным аргументом того, что прошлое и настоящее тесно взаимосвязаны, а он сейчас стал свидетелем непрерывной цепи событий: дотронулся до одного её края, а дрогнул другой.

Правда и красота, которые много веков назад направляли человеческую душу в саду и во дворе первосвященника, сохранились до настоящего времени и незримо присутствовали всегда и везде.

Эти мысли заставили студента ощутить невыразимую радость, его сердце охватило сладкое ожидание счастия, а жизнь показалась ему чудесной и наполненной великим смыслом.

Можно выделить ключевые эпизоды для пересказа:

  • Тяжёлые думы студента, навеянные хмурой природой и холодным ветром.
  • Встреча с Василисой и Лукерьей.
  • Воспоминание эпизода из Евангелия.
  • Обретение студентом внутренней гармонии и понимание устройства мира.

Главные герои

В рассказе присутствует три главных персонажа. Их описание и характеристика:

  1. Иван Великопольский — 22-летний студент духовной академии, сын дьячка, происходит из бедной семьи. Судя по всему, он является тонко чувствующей натурой, склонен философствовать и размышлять. Обладает талантом оратора, поскольку его рассказ вызывает живой отклик у двух слушательниц. Он молод, полон жизни и надежд на будущее счастье. Его фамилия в некоторой степени является говорящей и намекает на обретение им нового духовного статуса.
  2. Василиса — вдова, содержащая свои огороды. Высокая, пухлая, бывалая старуха в мужском полушубке. Когда-то она служила у господ сначала в мамках, а потом в няньках, поэтому выражается деликатно, а с её лица не сходит мягкая, степенная улыбка.
  3. Лукерья — дочь Василисы. Маленькая, рябая деревенская баба с глуповатым лицом, которое иногда приобретает выражение, как у глухонемой. Забитая мужем вдова, простая неграмотная женщина.

Жанр и композиция

Жанр «Студента» Чехова – рассказ, так как произведение небольшое по объёму, повествует об одном эпизоде из жизни главного героя, а количество персонажей ограничено. Однако некоторые исследователи утверждают, что в нём присутствуют признаки притчи и проповеди, поскольку в текст мастерски вплетена глава из Евангелия, а Иван Великопольский посредством обращения к библейской истории и общения с вдовами обретает надежду и просветление. Но всё же текст далёк от церковной проповеди: герой всего лишь ведёт беседу на религиозную тематику.

Рассказ написан в направлении реализма, которое характерно и для всего творчества Чехова в целом. В «Студенте» описывается момент из жизни самых обычных людей, простых деревенских жителей.

Произведение имеет линейную композицию: повествование движется по порядку от экспозиции к развязке. Всё начинается с описания природы: хорошая весенняя погода быстро уступает место холоду зимы, которая пока ещё не хочет сдаваться. В дальнейшем композиция строится следующим образом:

  • Студент замечает огонь и подходит к вдовам поговорить – завязка.
  • Слёзы Василисы, впечатлённой рассказом – кульминация. С этого момента начинается духовное перерождение Ивана.
  • Возвращение домой в приподнятом настроении – развязка.

Автор использует приём художественной выразительности – раскрытие настроения героя через описание природы. Сама атмосфера в тексте наталкивает на философские размышления о вечном.

В начале и в конце рассказа эти описания очень отличаются: в начале читатель может почувствовать безнадёжность и мрачность через демонстрацию унылого леса, луга, села, холодного ветра, воспоминания о бедной семье героя.

В конце же читатель вместе со студентом ощущает затаённое ожидание счастья, молодость, силу, радость и ждущий дом.

Анализ и смысл

Проводя анализ «Студента» Чехова, можно увидеть, что путь – это важный символ в произведении. Молодой человек возвращается домой, а автор проводит его от мрачного мировосприятия к обретению надежды и счастья. Таким образом, он проходит не столько физический, сколько духовный путь.

Проблематика произведения затрагивает вопросы бедности – причём как материальной, так и духовной. Эти проблемы взаимосвязаны. Иван происходит из бедной семьи сельского дьячка: отец болеет и кашляет на печи, босая мать на полу чистит самовар.

Великопольские могли бы провести Великую пятницу в церкви, но вместо этого вынуждены заниматься бытом. Сам Иван тоже отправился на охоту не ради развлечения. Домой ему возвращаться не хочется, ведь там он опять столкнётся с нищетой и голодом.

Из этого вытекает и духовная бедность: молодой человек теряет надежду и думает о том, что такой пронизывающий ветер дул во все времена, будет дуть в будущем, а изменить что-либо уже невозможно: и нищета, и голод, и невежество, и обречённость будут всегда. Он утрачивает веру, а уныние – это, как известно, грех. Он сталкивается с отчаянием и малодушием, с какими столкнулся и апостол Пётр, отрёкшийся от Иисуса в трудную минуту.

Но слёзы Василисы заставляют Ивана о многом задуматься.

Смысл «Студента» Чехова заключается в цитате, приведённой в тексте произведения: «…правда и красота, направлявшие человеческую жизнь там, в саду и во дворе первосвященника, продолжались непрерывно до сего дня и, по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле». Осознание этого помогает молодому человеку выйти из тяжёлого состояния и обрести счастье и радость. Более того, в этом он видит смысл жизни.

Ещё одна важная тема, затронутая в рассказе – взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего. Иван Великопольский видит тонкую нить, которая незримо связывает все эпохи, а он способен не только коснуться прошлого и настоящего, но и приоткрыть эту таинственную завесу для других – своих малограмотных слушательниц.

Всё это приближает его к пониманию смысла жизни. Он словно чувствует единение с Христом и с апостолом Петром, становясь приближённым к событиям далёкого времени.

Отзывы на произведение

Сегодня в классе мы читали рассказ Чехова «Студент». Если сравнивать его с другими произведениями писателя, то сразу заметно, что от них он немного отличается.

Мне очень понравился этот рассказ, потому что он имеет глубокий смысл и даже чем-то напоминает глубокомысленную притчу.

Здесь явно есть над чем задуматься и записать свои мысли в читательский дневник, а при втором, более внимательном, прочтении даже можно заметить новые детали, которые не были заметны ранее.

Момент со слезами Василисы показался мне наиболее сильным и трогательным.

Он произвёл впечатление и на самого студента: благодаря эмоциям этой женщины история об апостоле Петре перестала быть для него красивым религиозным рассказом, а превратилась в такую же реальность, как разговор с вдовами у костра. И именно это осознание помогло ему по-новому взглянуть на мир и по-настоящему почувствовать вкус жизни.

В произведении Чехова «Студент» мне очень понравился сам главный герой. Читая рассказ, мы видим, какой непростой путь он проходит: от разочаровавшегося в жизни, отчаявшегося человека до того, кто осознал свою молодость, нашёл своё место в жизни, воспрянул духом.

Иван очень простой человек.

Видно, что он – добрый и открытый, с чистой душой, общительный: подойдя к деревенским жительницам погреться у огня, он просто начинает говорить с ними, вспоминает историю об апостоле Петре.

Его никто не просит это рассказывать, но он хочет поделиться тем, что его волнует. И обычная на первый взгляд беседа переворачивает его мировоззрение, а также затрагивает струны души тех, с кем он поговорил.

Главное – не отчаиваться и не опускать руки: таким я вижу смысл рассказа А. П. Чехова «Студент».

Главный герой оказался в очень непростой ситуации, он происходит из бедной семьи, домой возвращаться нет смысла, но и на улице дует холодный пронизывающий ветер.

Повсюду холод и нищета, и это, в общем-то, обычная ситуация для того времени, особенно – для людей, живших в деревнях. Но люди тогда как-то жили, находили смысл жить дальше, видели что-то хорошее и светлое даже в безрадостном существовании.

И душа студента не погибает в беспросветной тоске, а возрождается и стремится к свету.

Этот рассказ каждому читателю может дать надежду на лучшее и позволить увидеть что-то хорошее даже в самой тяжёлой ситуации, поэтому советую ознакомиться с этим рассказом, хотя бы прочитав краткое содержание онлайн. Многие рассказы Чехова достаточно короткие и ёмкие, но в них заложен глубокий смысл – и этот рассказ один из них.

Ссылка на основную публикацию