Итоговое сочинение по направлению «Между прошлым и будущим» (пример)

  • Итоговое сочинение по направлению «Между прошлым и будущим» (пример)
  • Беседы с выпускниками о сочинении по литературе в декабре.
  • Беседа № 5.

Направление «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения».

Пятое направление тем сочинений по литературе – «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения». Прочитаем комментарий к данному направлению, данный на сайте ФИПИ.

5. Между прошлым и будущим: портрет моего поколения.

  1.  Темы сочинений данного направления приглашают к размышлению
  2. ·       о культурных запросах современного человека,
  3. ·       его литературных пристрастиях,
  4. ·       жизненной позиции,
  5. ·       о сходстве и различиях между ним и его предшественниками,
  6. ·       о влиянии молодого поколения на формирование будущего мира.
  7.  Потребуется
  8. ·       осмысление духовных ценностей и нравственных ориентиров молодежи,
  9. ·       ее места в современном мире.
  10. О сущности сегодняшнего поколения, чертах людей ХХI века размышляют современные писатели, ученые, журналисты, чья позиция имеет подчас дискуссионный характер, что дает возможность высказать свое мнение в рамках обозначенной проблематики.

По моему мнению, это одно из сложных направлений тем, так как всегда легче оценивать чьи-то поступки, поведение, какие-то события со стороны и очень сложно говорить о самих себе, о своём времени, о своём поколении. Нужно время, чтобы осмыслить всё, подумать, взвесить, понять, правильно ли мы поступали, те ли цели и принципы были для нас главными, да и вообще – во всём разобраться.

Как писал С. Есенин, «лицом к лицу- лица не увидать, большое видится на расстоянье».

Попробую разобраться в данном направлении, дать вам, ребята, первые рекомендации по подготовке.

  • Скорее всего, вам будет дана какая-то цитата (см. комментарий ФИПИ: «…размышляют современные писатели, ученые, журналисты»).
  • Данная цитата будет иметь «дискуссионный характер», то есть предполагать различные точки зрения на какую-то проблему. Вам нужно будет высказать свою позицию и доказать её примерами из литературы.
  • Цитата будет содержать проблемы именно нашего, ХХI века, о чём чётко указано в комментарии ФИПИ, поэтому примеры из литературы даже века 20-го не подойдут.
  • Облегчает задачу то, что можно использовать литературу не только художественную, но и научную, публицистическую, мемуарную (это общее требование к сочинению).
  • Наш 21 век – это время, когда есть прекрасные возможности проявить себя, выразить свою гражданскую позицию не только словами, но и делами.
  • Советую подготовить материал из СМИ, то есть из публицистической литературы.
  • Какие нужно искать примеры?
  • Позитивные.
  • О волонтёрском движении (это вообще прекрасная тема, столько сегодня направлений деятельности волонтёров, стольким людям помогли и продолжают помогать волонтёры в период пандемии).
  • О благотворительной деятельности (найдите примеры конкретных благотворительных фондов, информацию об их деятельности, об активистах).
  • Прекрасная тема – конкурс «Лидеры России», в котором может принять участие буквально каждый желающий, если у него есть идеи, желание что-то сделать полезное для своей страны.
  • Наконец, обязательно найдите материал о героях нашего времени – пожарных, врачах, работников МЧС и о многих других людях, которые в наше мирное время совершили героические поступки, спасая жизни людей.

Негативные.

  • О компьютерной зависимости, уходе молодёжи в виртуальный мир.
  • О пагубных пристрастиях (алкоголизм, наркомания).
  • О падении нравственности, культуры, нежелании учиться, работать.
  1. Начинайте искать материал, делать записи, конспектировать основные положения статей.
  2. Список рекомендуемых произведений художественной литературы XXI века о наших современниках я прокомментирую в следующей статье.
  3. Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Бесплатные шаблоны для Joomla на web-disign.ru.

Примеры сочинений по направлению «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения»

13.09.2020

Собираем самые различные, НО ВСЕ ПОЛЕЗНЫЕ 🙂 примеры сочинений, которые можно использовать при подготовке по направлению Между прошлым и будущим: портрет моего поколения» к итоговому сочинению 2020-2021.

Некоторые примеры будут представлены в видео формате, некоторые в формате текста.

Примеры по направлению «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения»

Пишем вместе сочинение по направлению МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И БУДУЩИМ

Раздел будет обновляться!

Как материальные ценности могут вытеснить духовные? ЗАЧЁТ 5 из 5

Каждый человек хоть раз задумывался над тем, что такое материальные или духовные ценности. На мой взгляд, духовные ценности-это ценности человека, который в приоритете ставит душевные качества, поступки, характер, внутреннюю красоту.

Если для человека главное иметь много денег, жить в большом и дорогом доме, находиться в высоком социальном статусе благодаря финансовому положению, то это-материальные ценности. Несомненно, нужно иметь как духовные, так и материальные ценности в равной степени. Но иногда бывает так, что материальные ценности выходят на первый план, вытесняя духовные.

Это может привести к гибели человеческой души, ведь человек стремится только за деньгами, забывая о внутренних качествах.Попробую доказать свою точку зрения примерами из литературы.

Тема гибели человеческой души затрагивается в рассказе А.П.Чехова «Ионыч».

Главный герой рассказа, Дмитрий Старцев, будучи целеустремленным, амбициозным человеком, приезжает в провинциальный городок, где получает уважение горожан, ведь он живет так, как велит ему душа. Он не поддаётся влиянию общества, а остаётся самим собой.

После знакомства его с интеллигентной, на первый взгляд, но глупой на самом деле семьей, мы можем заметить, как начинает гибнуть душа Ионыча, у него уже появляется соблазн слиться с обществом. Ионыч влюбляется в Котика и предлагает ей руку и сердце.

Получив отказ, он полностью посвящает себя работе, начинает много зарабатывать, толстеет. В погоне за деньгами Ионыч забывает о своих духовных ценностях, он становится черствым и бездушным человеком.

Так, Чехов показывает нам, как материальные ценности, встав на первый план у Ионыча, загубили его душу.

Также влияние материальных ценностей на душу человека можно увидеть в рассказе А.П.Чехова «Крыжовник». Главный герой, чиновник Чимша-Гималайский, живет с одной целью-купить усадьбу и развести в ней крыжовник. Чтобы купить усадьбу, чиновнику нужно много денег, поэтому он женится на богатой женщине.

Позже она погибает, и чиновник воплощает свою мечту. После покупки усадьбы с крыжовником мы видим изменение в Чимше-Гималайском. Он думает о необходимости телесных наказаний для крестьян.

Чехов показал нам, что стремление за одними лишь материальными ценностями негативно влияет на внутренние качества человека.

Таким образом, если материальные ценности становятся главным в жизни человека, то он начинает забывать о ценностях духовных. Теряет свои внутренние качества и убеждения, что ведёт к гибели человеческой души.

Комментарий эксперта:

По всем критериям сочинение получает ЗАЧЁТ.

НЕПРАВИЛЬНОЕ СОЧИНЕНИЕ! Читай и ТАК НЕ ДЕЛАЙ!

НЕЗАЧЕТ: Какого человека можно назвать героем своего времени? (Между прошлым и будущим: портрет моего поколения)

Автор – Коршунова Анастасия Алексеевна

Какого человека можно назвать героем своего времени? Я считаю, что герой своего времени это то, кто сделал что-то необычное для своего времени (построил самолёт, ракету), кто преодолел боль и выжил в сложных условиях (в наводнении), кто помогал людям в трудные минуты их судьбы (спасал людей от пожара, от большой воды), кто показал мир другим по-другому (открывал другую сторону людям). Это «новые» личности, на них равняются, ими гордятся.

Есть много произведений о героях своего времени. Давайте обратимся к «Герою нашего времени» М. Ю. Лермонтова. Главный герой произведения – Печорин Григорий Александрович. Это эгоистичный человек, который любит побаловаться девушками. Он увёз в тайне от родных и близких людей Белу – черкешенку, дарил ей драгоценности, потом она в него влюбилась, отдалась ему.

Вскоре Печорин бросил девушку, потому что та скучна была ему (не было в той никакой загадки) . Её зарезал кинжалом один черкес. Похоронили Белу. Печорин не грустил (для него любовь не вечна), отправился искать приключения. Делал так, чтобы другие его любили.

Ему нравилось «играть» девушками, слышать их вздохи и ахи, чувствовать на себе их поцелуи, видеть мамаш, которые только и думают о будущей свадьбе, а потом разбивать сердца тех, кто любил его. Он одновременно ухаживал за княжной Мэри, увёл её от лучшего своего друга и убил того на дуэли, и за Верой – замужней женщиной, которая была его «вечной» любовницей.

Если вторая знала, что Григорий забавляется ею, то первая – нет. Мэри сначала ненавидела Григория (он рассказывал анекдоты её друзьям и уводил людей от неё), потом привыкла к нему и постепенно влюбилась в того (он прекрасно танцевал с нею, часто к ней заходил в гости, говорил ей разные комплименты, один раз нарочно поцеловал в щёчку ту).

Дуэль с Грушницким – другом Печорина произошла, Григорий убил того, слухи быстро распространились по округе о том, его отправили в другое место службы (он был военным человеком), простился с Мэри и не женился на той. Григорий считал, что ему всегда будет везти (его не убил пьяный мужик, которого все боялись).

Он думал, что должен разбивать женские сердца (он добивался кого-то сначала, потом женщина ему принадлежала, а затем она ему не нужна была, ведь его игра была закончена). Григорий полагал, что нет ему вечного покоя (он его искал и нигде надолго не засиживался). Он путешествовал и внезапно умер. Через какое-то время после его смерти вышло произведение о нём.

Григорий – это «новый» человек для начала 19 века. Это был распад христианских традиций (влюбился, значит, должен жениться, жить с невестой до конца её дней, а он не хотел связывать свою жизнь брачными узами). Печорин – человек, у которого не было ни к кому привязанностей. Он путешественник, который искал место в жизни, покой в душе своей.

Таких как Печорин в наше время, в 21 веке, много. Им всё скучно. Они любят управлять людьми (Григорий прекрасно управлял чувствами Мэри, делал так, чтобы она плакала или смеялась). Личности эти образованные, обаятельные. Прекрасно умеют быстро менять маски (то быть злым, то добрым). Это важнейшие качества современного человека (многие психологи так считают).

Читайте также:  В чём состоят обязанности человека перед обществом?

Обладая ими, он с одной стороны, может добиться высокой заработной платы (быть обаятельным человеком с начальством), с другой – внутреннего беспокойства (скучно будет сидеть на одном месте, если его никто ничем новым не сможет удивить). Такие люди, как Григорий Печорин, начали появляться в 19 веке, и до сих пор имеются в обществе.

Быть «игрушками» их забавно («печорины» придумывают разные вещи, чтобы в их любовные «ловушки» попадались личности). Они, как правило, из девственницы делают женщину (ведь те понимают, что любовь не вечна, что любимый может разлюбить тебя). Наверное, именно поэтому «печорины» нужны обществу, а значит, являются героями своего времени.

При всех недостатках (в основном душевных) на них равняются люди, которые снимаются в фильмах.

Комментарий эксперта

  • Тема не раскрыта, сочинение максимально нелогичное. В вопросе, какого человека можно назвать героем своего времени? А ты в сочинении размышляешь о Печорине.
  • Печорин – герой своего времени, потому что это собирательный образ: «портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». Печорин уникален не только потому, что он обманывал женщин.
  • Видно, что произведение не понято, много лишнего пересказа.

Пример итогового сочинения на тему «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения»

Как часто мы слышим от людей предыдущих поколений (наших дедушек и бабушек, пап и мам) негативные оценки поколения нового! К его портрету они добавляют такие тёмные характеристики, как лень и инфантильность, ограниченность мировоззрения и нежелание учиться, предпочтение бесцельного «сидения в интернете» живому общению и двигательной активности. Я не буду отрицать существование всего вышеперечисленного, однако считаю неправильным рисовать портрет моего поколения только лишь темными красками.

Зададимся вопросом: почему существует такое отрицательное и скептическое отношение старшего поколения к младшему? Если проанализировать прошедшие времена, то становится понятно: в любую эпоху между ними были и будут недопонимания и взаимная критика.

Лучшим примером, иллюстрирующим это явление, можно назвать роман Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети».

В нём скрытое недовольство представителя старшего поколения – аристократа Павла Петровича Кирсанова – молодым (Евгением Базаровым) – переросло в открытый конфликт между ними.

В запальчивости Кирсанов называет новое поколение «варварами, грубой монгольской силой». Хотя на самом деле его оппонент Базаров во многом прав, просто с присущим ему юношеским максимализмом он заходит слишком далеко в своей критике.

Сегодня мы понимаем: нынешнее поколение сильно отличается от своих ровесников, двадцатого века. Ему выпала возможность жить в информационную эпоху, когда компьютерные технологии развиваются невероятными темпами и завоёвывают одно из главных мест в жизни человека. Новое поколение активно общается, в том числе и иностранцами; имеет мгновенный доступ к огромному количеству информации.

Молодые люди действительно много времени проводят в интернете. Однако их нельзя назвать ленивыми и безынициативными. Сама жизнь заставляет нас, молодых, быть трезво мыслящим, независимым и работящим. Получать прикладное (то есть применимое на практике) образование, активно развиваться, с ранних лет задумываться о том, как заработать деньги и жить в достатке.

При этом правильные нравственные ориентиры современного поколения никуда не ушли. Мы не перестали высоко ценить такие качества, как доброту, верность, порядочность, искренность, любовь к своей родине. Мы также любим жизнь и хотим быть счастливыми, как и молодые люди ХХ или XIX в.

Современные молодые юноши и девушки, как и в прежние времена, готовы прийти на помощь тому, кто попал в беду или в трудную ситуацию. Но сегодняшние молодые люди лет через сорок тоже скажут своим детям, что они были другими и жили не так. В этом и есть вечный спор «отцов и детей».

Также хотелось бы вспомнить рассказ-притчу «Чем люди живы?» Льва Толстого. Там повествуется о том, что бедный сапожник приютил бездомного, дал ему кров, чтобы тот не замёрз, поделился последней краюхой хлеба.

Жена сапожника не была рада такому гостю, но всё-таки тоже пожалела его. В конце рассказа выясняется, что бездомный был ангелом, который хотел выяснить: чем люди живы? А живы люди любовью.

Ведь не хлебом единым сыт человек.

Вот и нам, новому поколению, не меньше, чем хлеб насущный, по-прежнему нужны духовные ценности. И мы также не пройдём мимо нуждающегося. Мы поможем ему, ведь наши отцы и деды учили нас именно этому.

Образец сочинения №2

Тема: «Каждое поколение имеет цель в самом себе, несёт оправдание и смысл в своей собственной жизни, в творимых им ценностях, а не в том, что оно является средством для поколений последующих» (Н. Бердяев)

Размышляя над данной темой, невольно напрашиваются вопросы «А какой смысл жизни моего поколения?», «Какие ценности мы созидаем и будут ли они актуальны для наших потомков?».

Ответы придут сами собой, если разобраться, насколько тесно мы связаны с прошлыми поколениями. Ведь поколение по сути – это группа людей, родившихся и выросших в одном временном промежутке.

Именно отрезок времени, в котором живёт то или иное поколение, имеет ключевое значение в определении ценностей каждого из них.

Смысл моего времени – открывать как можно больше горизонтов, в том числе научных, чтобы человечество и дальше двигалось по прогрессивному пути. Да, мы живём сегодня, здесь и сейчас, но наши достижения окажут непосредственное влияние на наших детей и внуков.

Каждому новому поколению свойственно разрушать стереотипы, отбрасывать в сторону пережитки прошлого, но несмотря на это мы неразрывно связаны как с прошлым, так и с будущим.

Мы непрерывно создаём новое, и всё же есть нечто, что имеет вечную ценность и неподвластно течению времён.

Так, в стихотворении «Людей неинтересных в мире нет» Евгений Евтушенко делает упор на человеческую ценность как основополагающее звено ценностей общественных. Это произведение создано как ответ на главный проблемный вопрос советского поколения, для которого ценность общества ставилась выше ценности личности.

Поэт пишет о том, что каждый человек представляет собой отдельный мир, о том, что часто мы не знаем и малой части этого мира, даже если это очень близкий человек. Также автор упоминает, что человек, оставивший после себя наследие (произведение искусства, изобретение, сына), всё равно оставляет лишь часть себя. Весь остальной мир умирает вместе с человеком.

Поэт остро ощущает эту неизбежность – с каждым человеком умирает отдельный, до конца неизведанный мир, и от этого хочется кричать. И несмотря на то, что в среде современного поколения каждая личность знает себе цену, актуальность строк Евтушенко не гаснет со сменой поколений. Ведь в погоне за глобальными достижениями человечества мы всё также не замечаем друг друга.

Да и людям стало свойственно надевать маски, за которыми порой не видно истинного внутреннего мира.

Обобщая сказанное, хочу сказать, что поколения меняются, меняя мир. Каждое поколение живёт своей неповторимой жизнью.

Но несмотря на массу новых открытий, познаний неизведанного и стремительному взлёту в развитии общества, в любом поколении найдётся место для хранения и почитания ценностей прошлого, передающихся в будущее.

Памятью о прошлом, следованием традициям и сбережением наследия человечество связано навсегда. Эту связь поколений мы называем историей.

Итоговое сочинение – 2021. Аргументы по направлению «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения»

  1. Зачем человеку заглядывать в будущее?
  2. Почему так важно сохранять связь между поколениями?
  3. Спор поколений — вечный или временный?
  4. Каковы последствия разрушения преемственности поколений?

Роман “Отцы и дети”, И.С.Тургенев

Что находится “между прошлым и будущим”? Если ответить применительно к человеческому сообществу, то прошлое – это старшее, уже отошедшее от дел поколение, а будущее – это совсем еще дети, которые еще не могут влиять на общественную жизнь. Посредине остается поколение тех, кто активно взаимодействует с окружающей действительностью или те, кто готовится к этому, например, школьники старших классов.

Все эти поколения совершенно разные, не похожие одно на другое и безусловно конфликтующие между собой.

Почему конфликт отцов и детей неизбежен? Все зависит от того, сформировано ли мировоззрение или нет, есть ли жизненный опыт, насколько гибок и готов к изменениям мозг и другие, существенные факторы.

Но, очень важно, чтобы между поколениями существовала бы устойчивая, непрерывная и взаимодополняющая связь.

Причиной конфликта, описанного Тургеневым в романе “Отцы и дети” является стремление молодого поколения построить что-то новое (или хотя бы разрушить старое), и стремление старого поколения сохранить привычный им уклад жизни.

Отец Аркадия очень любит своего сына и гордится им. Он мучается сомнениями, переживает то, что считается “вышедшим в отставку”, хотя по сути он сам еще молодой человек, по крайней мере по меркам нашего времени. Сорокалетним еще рано становится стариками и рано жить исключительно прошлым.

Аркадий также любит своего отца, но считает, что старое должно уйти,расчистить место чему-то новому. С этой позицией категорически не согласен Павел Кирсанов, аристократ, который считает что любое действие имеет смысл если направлено на пользу обществу. И его противником становится Базаров, нигилист до мозга костей.

Конфликт между ними принимает самые уродливые форму, дело доходит до дуэли, которая кажется комической нам, но не кажется таковой ее участникам. Для них все серьезно и их точки зрения непримиримы.

Этот конфликт – конфликт взглядов и разного отношения к жизни. Конфликт интересов. Конфликт старого и молодого, прошлого и будущего. И это вечный конфликт, который всегда будет иметь место в нашей жизни.

Читайте также:  Джованни боккаччо стихи: читать все стихотворения, поэмы поэта джованни боккаччо - поэзия

Роман “Отцы и дети”, И.С.Тургенев

Сохранение связи между поколениями очень важно, ведь дети должны быть продолжателями своих отцов, которые накопили огромный положительный опыт.

Конечно, отрицательный опыт не нужно продолжать – отрицательный опыт не идёт в копилку важных человеческих ценностей таких, как любовь, справедливость, взаимопомощь, сочувствие, милосердие.

Отрицательный опыт всегда стоит особняком и предупреждает следующие поколения о неверно выбранном пути и о плохих последствиях этого пути.

О последствиях разрыва связи между поколениями говорится и в произведении И.С. Тургенева «Отцы и дети». Главный герой романа, Евгений Базаров, отстаивает теорию нигилизма.

Нигилизм — новое идейное течение того времени, ставящее под сомнение или даже отрицающее общепринятые ценности, идеалы, нормы нравственности, культуры.

Так Базаров выступает не только против консерватизма, но и против того, на чем всегда держался, держится и будет держаться мир.

По мнению Базарова, природа — это не храм, а мастерская. Любовь он считает всего-навсего романтической чепухой, поэтому, узнав о несчастной любви Павла Петровича Кирсанова, насмехается над ним. Высмеивает Базаров и искусство, утверждая, что любой ученый гораздо полезнее какого-нибудь писателя или поэта.

Отрицая всё вокруг, Базаров не осознал, что зашел слишком далеко. Автор понимает, что такая теория не может быть жизнеспособна. Поэтому Базаров остается обреченным на одиночество, а впоследствии умирает. Тем самым Тургенев хочет нам показать, что нельзя полностью отвергать тот опыт, который принесли в нашу жизнь «отцы».

Таким образом, можно сделать вывод: сохранение связи между поколениями — один из самых важных аспектов нашей жизни. Несмотря на все новшества, ежедневно приходящие в нашу жизнь, мы должны помнить и уважать прошлое.

Помните, что разрывая связь между «отцами» и «детьми», человек не только обрекает себя на одиночество, но и становится эгоистом, теряет почти все качества,

свойственные настоящему Человеку.

Между прошлым и будущим

Ритм современной жизни требует от человека быть гибким и быстро приспосабливаться к обстоятельствам. Всё, что ещё недавно казалось новым и удивительным, становится обыденным, привычным.

Это касается не только материальных объектов, технологий, но и культурных ценностей, моральных принципов.

Современный человек должен помнить о том лучшем, что он унаследовал от прошлого поколения, и предугадывать последствия своих шагов.

Тезис №1: «Как формируются нравственные ориентиры современного человека?»

По моему мнению, нравственные ориентиры нынешнего поколения формируются под влиянием множества факторов. К воспитанию в семье и школе, общению с окружающими добавляются средства массовой информации: телевидение, радио, интернет. Не перестаёт иметь значение и литература, преподающая читателю уроки жизни.

Аргумент №1

Комплекс факторов, влияющих на нравственную составляющую людей, исследуется различными русскими писателями. Прежде всего, стоит вспомнить комедию А.С. Грибоедова «Горе от ума».

Автор показывает нам типичных представителей общества того времени: образованного, широко мыслящего Чацкого, умную и романтичную барышню Софью, хитрого и амбициозного Молчалина, консервативного Фамусова. Взгляды, характеры героев, обусловленные воспитанием и социальным положением, находятся также под влиянием исторических факторов.

Это касается моды на французскую культуру, иностранных гувернёров, увлечения либеральными идеями и попытки патриархально настроенных представителей общества противостоять им. Всё это формирует моральный облик каждого из указанных людей.

Аргумент №2

Вопрос о нравственных ориентирах общества рассматривается в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Главный герой Печорин – собирательный образ молодого поколения 30-х годов XIX века.

Являясь его типичным представителем, герой демонстрирует достоинства и недостатки своих современников: он умён, энергичен, но разочарован в жизни, поэтому ищет пищу своей страстной натуре в пустых интригах и мимолётных романах.

Появление таких «умных ненужностей» объясняется не только их статусом, воспитанием, но и историко-культурным фоном: близкие по взглядам к декабристам, романтично настроенные молодые люди мечтали о переустройстве мира, чувствовали себя избранными, однако не находили этому подтверждения в реальной жизни. Не реализовав свой потенциал, они разочаровывались и теряли смысл жизни.

Вывод

Примеры из вышеуказанных произведений доказывают, что моральный облик людей находится под воздействием целого ряда факторов. Важную роль в формировании наших идеалов, взглядов и принципов играют семья, окружающие люди и историко-культурный аспект.

Тезис №2: «Могут ли материальные ценности вытеснить духовные?»

По моему мнению, материальные ценности оказываются важнее духовных у людей, в чьих семьях материальная составляющая была в приоритете. Кроме того, подобная ситуация может произойти со слабохарактерным человеком, не обладающим устойчивыми моральными принципами.

Аргумент №1

Во многих произведениях русской литературы встречаются герои, для которых материальное становится важнее духовного. Прежде всего, вспомним комедию А.С. Грибоедова «Горе от ума». На примере Фамусова, Молчалина и других персонажей автор показывает, на что готовы эти герои ради материальных ценностей.

К примеру, амбициозный секретарь Молчалин ради карьерных успехов способен изображать героя-любовника, угождать любому, кто выше него статусом. Такая расстановка приоритетов – следствие воспитания. Молчалин придерживается завета отца «угождать всем людям без изъятья» и никак не заботится о своём духовном развитии.

Неудивительно, что он легко вписался в панораму фамусовского общества, для которых важны чины, деньги, репутация и связи.

Аргумент №2

Забота о материальной составляющей характерна для многих героев поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души». Павел Чичиков с самого детства был приучен беречь копейку, поэтому всю свою жизнь он посвятил зарабатыванию денег.

Свой ум и способность к критическому анализу Павел Иванович предпочитает использовать чисто практически, а не для заботы о духовном развитии. Главному герою хватает терпения, чтобы каждый раз при разоблачении начинать с нуля свой путь к богатству. Он не единственный герой, которому свойственна жажда наживы.

Каждый из помещиков в той или иной степени одержим этой страстью. Такое духовное обнищание можно простить лишь Плюшкину, который превратился в скрягу и скупца из-за семейной трагедии.

Вывод

Примеры из вышеуказанных произведений доказывают, что материальные ценности вполне могут вытеснить духовные, если человек заботится о накоплении внешнего богатства, а не внутреннего. Это можно объяснить как идеалами, унаследованными от семьи, так и жизненными обстоятельствами, которыми привели к такой ситуации.

Пример итогового сочинения по направлению «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения» (2020-2021 год)

Многие современные авторы задаются вопросом: «Чем новое поколение отличается от предшествующих?». На каждом этапе развития человечества у людей есть свои отличительные черты.

Если проанализировать ментальность молодежи наших дней с сравнить ее с идеалами и нравственными ориентирами предков, можно выделить главные признаки, которые позволят понять разницу.

Чтобы сделать это, необходимо сравнить две книги, в которых можно найти соответствующие характеристики. 

В качестве первой книги для сравнения лучше всего взять роман «Война и мир» Л.Н. Толстого. Молодежь в книге изображена во всех подробностях и с должной объективностью. В семье Ростовых растет пятеро детей, которые взрослеют на протяжении всего повествования. Что их всех объединяет? Они инфантильны и легкомысленны, потому что им не приходится работать.

Они знают, что в будущем унаследуют богатство семьи и будут жить за счет труда принадлежащих им крестьян. Поэтому их образование не носит прикладной характер. Девушки и юноши учились танцевать, петь, писать и читать по-французски и по-русски. Немногие изучали математику и историю.

Все занятия девушек были направлены на приобретение навыков, необходимых для удачного замужества. Бремя материнства им помогали нести крестьянки и няни, работы для них не было, хозяйство вели за них наемные сотрудники, поэтому особых знаний о практической стороне жизни они не имели.

Юноши мечтали о ратных подвигах или карьерных взлетах на статской службе, поэтому получали более серьезное образование. В частности, Николай Ростов был юнкером, а потом стал офицером царской армии. Петя не успел пройти всего пути к службе и погиб на войне 1812 года. Однако военное поприще не давало дворянам глубоких знаний.

Например, Николай Ростов не мог разобраться в счетных книгах и навести порядок в своем хозяйстве. Его отец из-за финансовой безграмотности поставил под удар будущее семьи, поэтому нельзя сказать, что дети Ростовых были исключением из правил. Однако стоит отметить положительные черты молодежи того времени: юноши и девушки были добры, наивны, патриотичны.

Так, Наташа Ростова пожертвовала имущество семьи и отдала подводы раненым солдатам, чтобы они смогли покинуть осажденную Москву. Все эти черты создают портрет поколения того времени, который мы сравним с тем, чем увидим в современной литературе.

Для примера можно взять произведение Джеймса Клавелла «Шамал». В книге рассказывается история молодого человека по имени Скот, который тоже является выходцем из богатой семьи и в будущем унаследует вертолётную компанию.

Несмотря на совсем еще юный возраст, он уже работает пилотом и рискует жизнью наравне с наемными работниками, обеспечивающими его благосостояние. Он учился в школе, затем поступил в престижный университет и получил фундаментальное образование.

Потом он стал работать на рядовой должности и получать обычный оклад в компании своего отца. Он практичен, умен, отважен и хитер, все эти качества он проявил в схватке с горными сепаратистами в Иране. В отличие от Ростовых, он не рискует собой напрасно, а выжидает и продумывает каждый свой шаг, чтобы выиграть.

Он знает цену деньгам, не растрачивая их в азартных играх и на пирах. Не менее серьезным и основательным человеком является героиня по имени Азадэ. Она получила образование в Швейцарии и безвозмездно работала в школе, просвещая иранских детей.

Эта девушка не раз брала судьбу в свои руки, спасая себя и близких людей от расправы иранских радикалов. Очевидно, что представители современного поколения более решительны, практичны и образованы. Они вынуждены работать с юности, чтобы обеспечить себя, и это делает их более ответственными.

Читайте также:  Краткое содержание романа И.А. Гончарова «Обыкновенная история»

Таким образом, новое поколение людей можно назвать более трезво мыслящим, независимым и работящим.

Мы получаем более прикладное образование, наши навыки направлены на достижение конкретного результата в отрасли, необходимой обществу.

Мы с детства готовимся трудиться и привыкли к тому, что сами отвечаем за свои поступки, в то время как наши предки были более легкомысленны, ведь их воспитание было ориентировано на нужны другой социальной реальности.

ПредыдущаяСледующая

Итоговое сочинение 2020: темы и аргументы ⋆ MAXIMUM Блог

Вы уже видели эти направления? Кажется, эксперты ФИПИ доказали, что они умеют удивлять! Просто так допуск до ЕГЭ не получишь, поэтому давайте разберемся, что нас ждет в декабре. В статье вы найдете примеры тем и аргументы, которые помогут вам написать итоговое сочинение 2020.

Итоговое сочинение 2020: темы и аргументы

Основные правила

2 декабря 2020 года вам предстоит за 3 часа 55 минут  написать развёрнутое, структурное и аргументированное сочинение по одной из выбранных тем.

  • ВАЖНО! Объём не может быть меньше 250 слов (иначе незачёт!)
  • Сочинение должно быть написано самостоятельно

По формату итоговое сочинение 2020 отличается от сочинения ЕГЭ. Каждый из вас получит пять тем: по одной теме для каждого направления. Темы вы узнаете только за 15 минут до экзамена. Несмотря на то, что пишите сочинение вы только по одной из них, мы рекомендуем готовиться к нескольким направлениям — вдруг тема по вашему любимому направлению окажется сложной!

Хотите подготовиться к итоговому сочинению 2020 за две недели? Записывайтесь на интенсивный онлайн-курс от MAXIMUM Education! На курсе ученик разберет формат итогового сочинения и научится правильно выстраивать аргументацию. После прохождения курса ученик будет знать, какие произведения можно использовать для аргументации, как выстроить логику в сочинении и как избежать грамматических и речевых ошибок.

Итоговое сочинение 2020: критерии

Всего есть пять критериев, по каждому можно получить или «зачет» (1), или незачет (0). Первые два критерия главные — если не получить по ним «зачет», за сочинение его тоже не поставят. Для того, чтобы получить «зачет» за сочинение в целом, нужно выполнить два первых критерия — и хотя бы один из остальных.

1. Соответствие теме

Самое важное — не уходить от темы, соотнести доказательство и вывод с тезисом, не подменять понятия.

2. Привлечение литературного материала

Чтобы получить зачет, нужно привести минимум 1 литературный аргумент — из русской классики, школьной программы или мировой литературы. Можно использовать даже «Гарри Поттера» или «Голодные игры». Главное — написать развернутый аргумент, который подтвердит ваше мнение.

3. Композиция и логика рассуждения

Чтобы получить балл по этому критерию, предлагаем вам использовать классическую структуру сочинения.

 5 абзацев:

  • вступление (тезис)
  • собственное мнение, которое будем доказывать аргументами
  • аргумент 1 (доказательство и микровывод)
  • аргумент 2 (доказательство или контраргумент)
  • вывод (итог рассуждений)

Если сочинение выстроено логично и в нем есть абзацное членение, критерий засчитают.

4. Качество письменной речи

Если всё настолько плохо, что речевые ошибки затрудняют понимание смысла, ставят «незачёт», если мысль ясна – «зачет».

5. Грамотность

«Незачет» поставят, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных. Помните, что на сочинении можно пользоваться орфографическим словарём! Этот поможет вам свести орфографические ошибки к минимуму.

Как писать сочинение ЕГЭ? Лайфхаки для высоких баллов

Направления, темы и аргументы для итогового сочинения 2020

1. Забвению не подлежит

Это направление заставляет нас задуматься о значимых исторических событиях, деятелях, общественных явлениях, достижениях науки и культуры. Они оказали влияние как на судьбы конкретных людей, так и на развитие общества в целом. Память о них вечна, она передается от поколения к поколению, напоминая о горьких уроках прошлого и его славных страницах.

Примерные темы:

  • Почему так важно помнить свои корни?
  • Как вы понимаете смысл фразы: «Кто не помнит прошлого своего народа, вынужден вновь и вновь повторять его ошибки»?
  • Чему нас учат уроки истории?
  • Что пробуждает героизм в людях?
  • Согласны ли вы с утверждением, что главная задача каждого поколения – не допустить войны на родной земле?
  • Забвение – утрата не информации, а ценности (А.Круглов)
  • Человек не умирает до тех пор, пока жива память о нём.

Литературные аргументы:

  • «Война и мир» Л.Н. Толстой
  • «Судьба человека» М.Шолохов
  • «Телеграмма» К.Г. Паустовский
  • «Капитанская дочка» А.С. Пушкин
  • «Гарри Поттер» Дж. Роулинг
  • «Обелиск» В.Быков
  • «1984» Дж.Оруэлл
  • «Момент истины (В августе 44-го…)» В.О. Богомолов
  • «Мы» Е.И. Замятин

2. Я и другие

Речь пойдёт о формах человеческого взаимодействия, вопросах взаимоотношений личности и общества, проблемах самоопределения человека в социальной среде. В основу сочинения лягут рассуждения о причинах и способах разрешения конфликтов, о достижении понимания и согласия между людьми.

Примерные темы:

  • Почему может закончиться дружба?
  • Согласны ли вы с тем, что чаще всего стремятся изменить других те люди, которые не могут изменить себя?
  • Все люди разные или все люди похожи?
  • Согласны ли вы с утверждением: «Мы никогда не бываем более недовольны другими, как когда мы недовольны собой»? (Анри Амьель)
  • Мы не любим людей не потому, что они злы, но мы считаем их злыми потому, что не любим их. (Лев Толстой)
  • Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Если между двумя людьми есть вражда, то виноваты оба»? 
  • Что сближает людей?
  • Согласны ли вы с высказыванием: «Горе нужно пережить в одиночестве, но радость — чтобы познать в полной мере — нужно разделить с другим человеком»?

Литературные аргументы:

  • «Война и мир» Л.Н. Толстой
  • «Гарри Поттер» Дж. Роулинг
  • «Крыжовник» А.П. Чехов
  • «Господин из Сан-Франциско» И.А. Бунин
  • «Алые паруса» А.С. Грин
  • «Горе от ума» А.С. Грибоедов
  • «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», «Дубровский» «Повести Белкина» А.С. Пушкин
  • «Герой нашего времени», «Маскарад» М.Ю. Лермонтов
  • «Шинель», «Мертвые души», «Тарас Бульба» Н.В. Гоголь
  • «Гроза» А.Н. Островский
  • «Отцы и дети» И.С. Тургенев
  • «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский
  • «Уроки французского» В.Г. Распутин

3. Время перемен

Здесь нужно поразмышлять о меняющемся мире, о причинах и следствиях изменений, происходящих внутри человека. Полезно подумать о том, перед каким выбором он оказывается, когда его мировоззрение только формируется.

Примерные темы:

  • Почему люди боятся перемен?
  • Согласны ли вы тем, что «в мире нет ничего постоянного»?
  • Может ли один человек изменить мир?
  • К чему может привести человека нежелание менять свою жизнь?
  • Каковы причины внутренних перемен в человеке?
  • Согласны ли вы утверждением: «Люди, которые не хотят меняться, обречены страдать»?
  • Есть перемены необходимые, а есть перемены, которые уничтожают личность.

Литературные аргументы:

  • «Мастер и Маргарита» М.А. Булгаков
  • «Моцарт и Сальери» А.С. Пушкин
  • «Слепой музыкант» В.Г. Короленко
  • «Скрипка Ротшильда», «Попрыгунья» А.П. Чехов
  • «451 по Фаренгейту» Р. Брэдбери
  • «Тарас Бульба» Н.В. Гоголь
  • «Земля обетованная» Э.М. Ремарк «Три товарища»
  • «Дорога перемен» Р. Йейтс
  • «Убить пересмешника» Х. Ли
  • «Унесенные ветром» М. Митчелл
  • «О дивный новый мир» О. Хаксли

https://blog.maximumtest.ru/post/kak-podgotovitsya-k-ege-po-russkomu-2021.html

4. Разговор с собой

Данное направление побуждает к размышлению о том, что значит быть самим собой. Данная тематика связана с вопросами об опасности внутреннего конфликта, о совести и поиске смысла жизни.

Важно задуматься о самоаналие, осмыслении опыта других людей, стремящихся понять себя.

Темы позволяют задуматься о сильных и слабых сторонах собственной личности, о ценности и уникальности своего внутреннего мира, о необходимости самопознания и самосовершенствования.

Примерные темы:

  • Бывают ли ситуации, в которых можно поступиться своими жизненными принципами?
  • Согласны ли вы с мыслью, что сложнее всего человек найти ответ на вопрос: «Кто я?»
  • Что значит быть самим собой?
  • К чему приводит душевный разлад?
  • Как найти «свой путь»?
  • Почему важно быть честным с самим собой?
  • Как вы понимаете словосочетание «внутренний голос»?
  • Легко ли достичь гармонии с собой?
  • Можно ли жить без совести?
  • Какого человека можно назвать «сильной личностью»?

Литературные аргументы:

  • «Капитанская дочка», «Евгений Онегин» А.С. Пушкин
  • «Война и мир» Л.Н. Толстой
  • «Гарри Поттер» Дж. Роулинг
  • «Мастер и Маргарита» М.А. Булгаков
  • «Граф Монте-Кристо» А. Дюма
  • «На дне» М. Горький
  • «Мастер и Маргарита» М.А. Булгаков
  • «Черный человек» С. Есенин

5. Между прошлым и будущим: портрет моего поколения

Здесь вам предлагают поразмышлять о культурных запросах современного человека. О его литературных пристрастиях, жизненной позиции, о сходстве и различиях между ним и его предшественниками, о влиянии молодого поколения на формирование будущего мира. Нужно будет задуматься о духовных ценностях и нравственных ориентирах молодежи, о ее месте в современном мире.

Примерные темы:

  • Какие книги читают современные подростки?
  • О чем мечтает современное поколение?
  • Кто является героем для молодежи?  
  • Как формируются нравственные ориентиры современного человека?
  • Почему старшее поколение так редко бывает довольно молодёжью?
  • Какие вопросы волнуют человека в любую эпоху?
  • Актуальна ли классическая литература в наши дни?
  • «Век нынешний» и «век минувший»: возможно ли согласие?
  • Может ли художественное произведение дать ответы на вопросы, волнующие современного человека?
  • Согласны ли вы с утверждением: «Каждое поколение восстает против отцов и дружит с дедами». (Льюис Мамфорд) 
  • Согласны ли вы с утверждением: «Каждое поколение высмеивает старые моды и благоговейно следует новой». (Генри Дэвид Торо)

Литературные аргументы:

«Война и мир» Л.Н. Толстой«Недоросль» Д.И.Фонвизин«Похороните меня за плинтусом» П. Санаев«451 по Фаренгейту» Р. Брэдбери«Над пропастью во ржи» Дж. Сэлинджер«1984» Дж. Оруэлл«Голодные игры» С. Коллинз«Дневник памяти» Н. Спаркс«Повелитель мух» У. Голдинг

  • «Хроники Нарнии» Льюис Клайв Стейплз
  • Готовьте аргументы, изучайте возможные темы и побольше тренируйтесь — тогда вы точно напишете итоговое сочинение 2020!
Ссылка на основную публикацию