Итоговое сочинение на тему: «К чему приводит стремление возвыситься над окружающими»

Источник

   4 декабря 2019 г. все одиннадцатиклассники нашей страны писали итоговое сочинение. В их числе были и мои 45 учеников. В 2020-м году нам предстоит сдать ЕГЭ по русскому языку, некоторым – ЕГЭ по литературе. А вот итоговое сочинение должны писать все – ведь этот вид работы при получении зачёта является допуском к экзамену.

   В Самарской области всем выпускникам были предложены следующие темы:

   112. Как Вы понимаете слова Л.Н. Толстого, прозвучавшие в романе «Война и мир»: «нет величия там, где нет простоты, добра и правды»?

   203. Верно ли, что надеяться можно только на себя?

   312. Через какие «лазейки» зло проникает в душу человека?

   406. К чему приводит стремление возвыситься над окружающими?

   510. На какие жертвы способны он и она ради любви?

   Думаю, уважаемые читатели, вы уже догадались, что самое большое сочинений не только в нашей гимназии, но и в городе было на тему № 510. Да, направление “Он и она” пользовалось огромной популярностью (среди 61-го одиннадцатиклассника гимназии, например, 41 человек писал сочинение о любовных жертвах).

   Литературные аргументы традиционные: М.А.Булгаков “Мастер и Маргарита”, А.И.Куприн “Гранатовый браслет”, Ф.М.Достоевский “Преступление и наказание”, А.С.Пушкин “Капитанская дочка” и др.

Меня же восхитил аргумент из поэмы Н.А.Некрасова “Русские женщины”. Во время подготовки к итоговому сочинению мы с ребятами, к сожалению, не вспомнили об этом произведении.

Искренне сожалею о том, что упустила такой красивый литературный аргумент.

   Традиционно опубликую ученические “перлы”. Куда ж без них! Собрана коллекция, благодаря моим коллегам. Выражаю огромную благодарность и слова признательности коллегам! СПАСИБО!!!

   Уважаемые гости! Читайте! Улыбайтесь! Смейтесь! И старайтесь не совершать подобных ошибок!

Итоговое сочинение на тему: «К чему приводит стремление возвыситься над окружающими»
Источник

203

Первая работа, которая может предоставить ответ на волнующий нас вопрос, является проза А.И.Куприна “Чудесный доктор”.

Данным произведением А.И.Куприн хотел сказать нам о том, что среди подлых и злых людей найдутся и те, кто сможет помочь в трудную минуту.

  • Однажды, когда Базаров работал с телом человека с заболеванием, он ранит себя и заражается вирусом.
  • Так Базаров погибает в одиночестве и с ужасом на лице.
  • После этого инцидента он решил обратиться за помощью к правоохранительным органам (об Акакии Акакиевиче Башмачкине).

В городе было очень много шпаны, и один из них придирался к Людочке. Он был одним из авторитетов, и звали его Серёжа (“Людочка” В.П.Астафьева).

Также в произведении Горького «На дне» мы видим, как один житель ночлежки, который работал актером, стал много выпивать.

Похожим образом зло поступило в пьесе М.Горького “На дне”.

  1. Таким образом, я выявил только две лазейки, через которые зло может проникнуть в душу человека.
  2. Ющка носил облезлую одежду, а всё из-за болезни – чахотки.
  3. Раскольников очень долго спал, чтобы не кушать.
  4. “Лазейка” закрыта, а зло побеждено.

Игнатьич уже находился почти на грани между жизнью и смертью (“Царь-рыба” В.П.Астафьева)

Итоговое сочинение на тему: «К чему приводит стремление возвыситься над окружающими»
Источник

406

Убив девушку, которая отказала ему в любви, его наказали (о Ларре, герое рассказа М.Горького “Старуха Изергиль”).

Драматург Ф.М.Достоевский в рассказе “Старуха Изергиль”…

“Преступление и наказание” стало бестселлером не только в отечественной, но и в мировой литературе.

Раскольников выдумал теорию, в которой было два типа людей: “Твари дрожащие” и “Твари, право имеющие”.

В своём рассказе “Старуха ИзВергиль” М.Горькие пишет…

Троекуров подкупает людей и находит легальные решения для этого нелегального дела.

510

Девушка была очень доброй, красивой и понимающей, хоть и росла вдали от цивилизации (речь идёт об “Олесе” А.И.Куприна).

В произведении А.С.Пушкина “Евгений Онегин” Татьяна до последнего момента отдаляла свою свадьбу и отказывала другим женихам, безнадёжно ожидая Онегина. Она проводит в ожидании свои лучшие годы.

Когда Раскольникова отправили в рассылку, Соня едет за ним.

У Юшки чИхоточная болезнь…

Любовь Желткова врезалась клином ему в бок.

Вера Алмазова собрала все дорогие украшения, в том числе и свои.

Главный герой до встречи с Агафьей ведёт лежачий образ жизни… Ему нужно что-то поменять в себе, чтобы заполучить Агафью (об Обломове).

Так вышло, что Соня является единственным человеком, приносящим деньги в семью, но из-за того, что ей недостаточно и не всегда платили, она, девушка хрупкая, тоненькая, бледная, верующая и душевно чистая, словно ангел, становится женщиной лёгкого поведения.

Ромео и Джульетта влюбились друг в друга до безумия, но любовь не пошла им навстречу.

Встреча с АзазеллОЙ всё изменила…

Однажды в их жизни был переломный момент: их раскинуло друг от друга (“Мастер и Маргарита” М.А.Булгакова).

  • Соня Мармеладова жертвует ради любви даже два раза.
  • Пётр Гринёв живёт беззаботной жизнью и мечтает о службе в Питере.
  • Для примеров жертв людей обратимся к литературе.
  • Единственным разумным выходом для Желткова было покончить жизнь самоубийством.

У девушки был муж, с которым у них после страстной и бурлящей любви была уже тёплая, будто дружеская любовь (“Куст сирени” А.И.Куприна)

Мы узнаём о Родионе Раскольникове, которому не всегда хватает на удовлетворение.

И вот Джим понимает, что у Джилл больше нет прекрасной копны, а значит ей больше не к лицу черепашковые гребни. Сами посудите, не на лысину же их закреплять.

Таким было сочинение-2019. Что будет через год? Остаётся только догадываться. Да и что будет? Кажется, мы ко многому готовы. Что будет, то и будет. Год ещё впереди ))

Сочинение: К чему приводит стремление возвыситься над окружающими?

Представленные варианты итогового сочинения «К чему приводит стремление возвыситься над окружающими» наглядно покажут, какие пути раскрытия темы можно выбрать ученикам выпускных классов.

В данных работах рассуждение построено при помощи привлечения для аргументации двух произведений отечественной литературы.

Таким образом, автор может показать свой уровень осмысления литературного материала.

Вариант 1

По своей природе все люди равны, но у многих появляется стремление возвыситься над окружающими.

К чему же может привести подобное желание? Мне кажется, что человек, который считает себя лучше остальных в итоге остаётся несчастным.

Если у него не получается достигнуть поставленной цели – жизнь превращается в вечную гонку, в которой нет времени для радости и счастья, а если цель всё же становится достигнутой – жизнь теряет смысл.

Данная проблема полностью раскрывается в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Главный герой Раскольников глубоко переживал социальную несправедливость и испытывал боль за других людей.

Именно это стало причиной возникновения его теории, согласно которой все люди делились на два разряда: те, кто покорно подчинялся установленному порядку и те, кто имел право нарушать любые нормы, даже совершать преступления. Себя Раскольников относил ко второму типу, т.е.

старался возвыситься над остальными людьми. Убийство старухи-процентщицы он расценивает всего лишь как проверку правильности своей теории. Главный герой просто хотел узнать, способен ли он на нарушение нравственных законов, дозволено ли ему безнаказанно забрать чужую жизнь.

Он даже нашёл себе оправдание, ведь преступление совершено с благородным умыслом, оно, по его мнению, поможет сотням обездоленных.

Убийство является следствием теории Раскольникова, возникшей под влиянием жизненных обстоятельств. Судьба Сони, её семьи и позор родной сестры становятся последней каплей в бушующем море переживаний Родиона. Он не хочет верить в то, что обречён на безысходность, как и все бедные люди.

По его мнению, сверхлюди, к которым он относил себя, находятся выше всех сформировавшихся устоев, для них не существует нравственных преград. Порядки созданы для представителей второго сорта, которые рождены, чтобы терпеть и подчиняться. Однако совершённое преступление не принесло удовольствия главному герою, он не учёл сопротивление человеческой натуры и душевные муки.

На примере Родиона Раскольникова Ф.М. Достоевский показал, к чему приводит губительное стремление возвыситься над окружающими.

Другим ярким примером чувством собственного превосходства над остальными людьми является Ларра из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Герой этой легенды был сыном простой женщины и орла. Он лишь внешне был похож на человека, а в остальном представлял воплощение бездуховности.

Только себя он считал совершенством, поэтому не ценил жизнь других и считал, что имеет полное право отнять её по собственному желанию. В итоге себялюбие лишило Ларру человеческой судьбы, обрёкши его на вечное одиночество. Всё, что осталось от гордого сына орла – это тень и имя Отверженный.

Тщеславие Ларры перешло все границы, перешло в крайнюю степень эгоизма, которая сделала его сосуществование с обществом невозможным.

Оценив два приведённых примера из художественной литературы, можно прийти к выводу, что стремление возвыситься над окружающими не делает человека счастливым.

К сожалению, это осознание к людям приходит слишком поздно, когда дороги назад уже нет.

Нужно помнить о том, что все люди равны и имеют одинаковые права, нельзя считать себя более достойным и позволять себе делать больно другим членам общества.   

Вариант 2

Все люди равны. Не зря чувство собственного превосходства считается грехом во всех религиях. Однако не каждый помнит об этом, начинает считать себя лучше других. А в результате появляется стремление возвыситься над окружающими. К чему же это может привести? В поисках ответа на этот вопрос, хотелось бы обратиться к роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

Читайте также:  Краткий анализ «Бородина» Лермонтова

Главный герой романа считал себя лучше других, он ни во что не ставил чужую жизнь и с лёгкостью рушил судьбы. В своём дневнике он признался, что относится к радостям и страданиям других людей, как к пище, которая поддерживает его жизненные силы. Появляясь в жизни окружающих, Печорин думает только о себе.

Такое чувство, что он испытывает судьбу, проверяя рамки дозволенного. Он говорил, что давно думает головой, а не сердцем. Получается, что все его ужасные поступки совершены обдуманно, умышленно. Их нельзя списать на чувственный порыв или вспышку ненависти, и это делает главного героя ещё более бездушным.

Печорин стал таким не по своей воле: его искренность и открытость были встречены враждебно, общество заставило юношу стать злым и закрытым. Но это не оправдывает его чувство собственного превосходства над остальными. Разве можно грубо вмешиваться в чужую жизнь, только потому, что считаешь себя лучше других? Разумеется, нет. Поэтому М.Ю.

Лермонтов делает своего персонажа «лишним» человеком, которому нет в этом мире места. Печорин обречён на одиночество, ему не суждено познать вкус жизни. Судьба уже и так наказала его, подвергнув вечной скуке и разочарованию.

В жизни главного героя не было никакого смысла, он не смог реализовать себя, потому что не соответствовал своему времени.

Другим примером человека, считающего себя лучше остальных, является главный герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Евгений Базаров – необыкновенная личность. Он человек дела, а не слова.

Евгений действительно верит в свои идеалы и правоту собственных убеждений, он искренне ненавидит всех аристократов и резко негативно выступает против дворянских устоев.

Его можно было бы отнести к великим борцам за благо народа, если бы не излишняя категоричности и чрезмерная увлечённость философией нигилизма.

Базаров упростил сложный духовный мир человека до физиологических процессов, он отрицал не только сословные разделения, а и чувства, искусство, веру. Главный герой признавал только то, что можно потрогать, то, что приносит реальную пользу.

Всё остальное было придумано для того, чтобы запутать человека, сбить с истинного пути. По его мнению, во всём этом виновато само общество: те, кто навязывает свои мысли, и те, кто беспрекословно подчиняется мнению окружающих.

Однако Базаров, мечтая стать народным героем, сам не замечает, как от него отрывается. Он считал себя лучше остальных, а свою точку зрения – единственно правильной. Желая помочь народу, он не принимает в учёт его духовность, неуважительно относится к его традициям и истории.

Собираясь разрушить и освободить место для строительства новой жизни, он пытается перечеркнуть жизненный опыт всего человечества, бережно хранимый на протяжении многих веков.

Всё несовершенство теории главного героя заключалось в том, что он только себя считал достойным человеком, а остальных презирал за их несовершенство и недалёкость в суждениях. Нельзя создать светлое будущее для тех, кого не уважаешь.

Базаров не мог воспитать себя самого, что уже говорить обо всём мире. Смерть стала итогом его конфликта с обществом, образовавшегося на почве непомерной гордыни. У человека без прошлого не может быть будущего, поэтому судьба главного героя романа И.С.

Тургенева была предрешена с самого начала.

Таким образом, можно прийти к выводу, что человеку необходимо чувство собственного достоинства, но важно научиться отличать его от тщеславия и высокомерия. Желание возвыситься над остальными людьми не приведёт ни к чему хорошему. Подобное стремление разрушает жизнь, лишает её радости и счастья. Невозможно жить в согласии с окружающим миром, считая себя лучше других.

Дополнительные аргументы

С другими аргументами по направлению «Я и другие» вы можете ознакомиться, перейдя по ссылке.

Итоговое сочинение: К чему приводит стремление возвыситься над окружающими?

Многомудрый Литрекон призывает читателей адекватно оценивать свои возможности и вообще вести себя хорошо. Вдохновят Вас итоговые сочинения на тему: К чему приводит стремление возвыситься над окружающими? Аргументы он взял из книг «Преступление и наказание», «Война и мир», «Шинель», «Золотая рыбка».

Вариант 1

(445 слов) Высокомерие, тщеславие, жажда самоутверждения — все эти качества свойственны многим людям. Но далеко не каждый из них задумывается, к чему приводит стремление возвыситься над окружающими? О последствиях этого неблаговидного желания и его реализации много писали выдающиеся литераторы и философы. Обратимся к их произведениям, чтобы узнать правду.

О нелегком уделе тех, кто предпочитает смотреть на людей свысока и стремится к власти над ними, писал Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир». Борис Друбецкой рос в бедной семье.

Его обеспечением занималась одна лишь несчастная вдова, которая вечно попрошайничала у более богатых вельмож, используя заслуги своего покойного мужа. Из-за унижений и стыда Анна вложила в голову своего сына одну лишь истину: нужно занять в обществе выгодную позицию и приобрести высокой статус любой ценой.

Борис вынужден был участвовать в этих набегах на богачей, просить и лицемерить, лишь бы добиться своего. Такое воспитание сделало героя до боли самолюбивым, высокомерным и беспринципным. Борис готов был на все, лишь бы вылезти из бедности и перестать пресмыкаться.

Поэтому он не стеснялся лгать, хитрить, претворяться. Но к чему его привело стремление возвыситься над былыми покровителями? Он женился не по любви на Жюли, хотя нравилась ему Наташа. На службе Борис постоянно врал, подслушивал и унижался до подлости.

Все его настоящие друзья, видя такое отношение, отвернулись. В результате Друбецкой стал влиятельным человеком, но одиноким, все еще зависимым и несчастным в семейной жизни. Вот до чего его довела гонка за властью и признанием.

Иногда стремление возвыситься доводит человека и до преступления. Такой пример описал Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание». Родион Раскольников был унижен бедностью, но самолюбив и тщеславен, поэтому от жизни он хотел большего. Его кумиром был Наполеон, который смог добиться своего, не боясь идти по крови.

Поэтому Родион мысленно поделил людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих». Лидеры могли мять и давить серую массу по своему усмотрению, если цель была благородна. Родион решил проверить теорию на практике и убил того члена общества, которого считал наиболее вредным. Алена Ивановна занималась ростовщичеством и была жестокой женщиной.

Раскольников рассудил, что он выше ее по нравственным убеждениям, а значит, лучше распорядится ее деньгами. Однако расправа не принесла миру нового мецената. Родион не смог нормально жить после убийства и едва не сошел с ума от мук совести. Лишь покаяние принесло ему облегчение. Только на каторге он смерил свою гордыню, читая Библию и переживая духовный кризис.

Именно стремление стать «право имеющим», возвыситься над людьми привело героя к нравственному падению и крушению всех надежд.

Таким образом, желание самоутвердиться за счет других ни к чему хорошему не приводит. Из-за высокомерия и тщеславия они теряют нравственные принципы и законы, и в итоге окружение отталкивает их. В награду им остается одиночество и сомнительные награды в виде самобичевания и неудовлетворенности жизнью.

Вариант 2

(421 слово) Никто не станет спорить с утверждением, что быть выше других — это приятное ощущение. Чувство собственного превосходства доставляет удовольствие, но к чему приводит стремление возвыситься над окружающими? Последствия движения к этой цели совсем не так милы и хороши, как впечатление от победы. Это утверждение доказывают многочисленные литературные примеры.

Рассмотрим один из них. В повести Н.В. Гоголя «Шинель» главный герой стал жертвой всеобщего стремления к самоутверждению за счет «мальчика для битья». Акакий Акакиевич мирно и честно трудился в своем департаменте, никому ничего плохого не делал, но сослуживцы не давали ему прохода. Они высмеивали и оскорбляли его, пользуясь тем, что Башмачкин не сопротивлялся.

Насмешники хотели поставить себя выше его и намеренно унижали человека, чтобы добиться этого. Данное желание не давало покоя и грабителям, которые отняли у Акакия Акакиевича новую одежду. Они тоже использовали силу, чтобы почувствовать себя хозяевами положения.

Наконец, даже «значительное лицо» накричало на Башмачкина и выгнало его вон только потому, что хотело показать свою власть тем, кто сидел с ним рядом. Всеобщая мания превосходства довела жертву обстоятельств и людей до преждевременной смерти. Акакию Акакиевичу никто не помог, потому что все были заняты гонкой за самоутверждением.

В финале муки совести появились у «значительного лица», которое осознало свою вину. Но было уже слишком поздно: доминирование над Башмачкиным переросло в травлю и закончилось трагедией.

Конечно, далеко не всегда стремление человека возвыситься отражается на его окружении. Чаще он сам получает по заслугам, ведь никто не любит самовлюблённых и высокомерных людей. Последствия зацикленности личности на жажде своего превосходства были описаны А.С. Пушкиным в знаменитой сказке «О рыбаке и рыбке».

Старик удил рыбу, и однажды ему попалась волшебная рыбка. За свое спасение она предложила человеку исполнение нескольких желаний. Дед отпустил ее бескорыстно, но, вернувшись домой, получил от жены упрёки. Она была очень тщеславной и высокомерной, поэтому стала просить у рыбки все больше и больше чинов, богатств и власти.

Из крестьянки она превратилась в столбовую дворянку, но и этого ей было мало. Стала она царицей, а мужа своего оставила в конюшне. Затем вздумалось ей владеть морем и самой золотой рыбкой. Но на этот раз волшебница наказала жадную старуху по заслугам: осталась она у разбитого корыта.

Это очень поучительный финал: когда человек одержим жаждой поклонения и доминирования, он приходит к одиночеству и краху своих амбиций, ведь никто не поддержит его в трудную минуту.

Таким образом, стремление возвыситься над окружающими приводит человека не к ожидаемому успеху, а к разрыву отношений с людьми и одиночеству. Более того, попытка самоутвердиться за чужой счет может стать причиной трагедии: «мальчик для битья» не выдержит очередного наскока, и его обидчик будет виноват в трагедии.

Читайте также:  Сенека - кто твой лучший друг: читать стих, текст стихотворения поэта классика

Итоговые сочинения
декабрьское сочинение

Какие темы итогового сочинения попались детям в разных регионах?

Итак, выпускники написали декабрьское сочинение. Какие же темы им достались в разных уголках нашей страны?

Москва и весь Центральный федеральный округ, а заодно с ними Санкт-Петербург и СЗФО, Северо-Кавказский федеральный округ и часть Южного ФО писали сочинения на следующие темы:

  • 113.Согласны ли Вы с убеждением автора романа «Война и мир», что каждый человек должен пройти свой путь духовных исканий?
  • 202.Какую книгу Вы посоветовали бы прочитать тому, кто устал надеяться?
  • 313.Как Вы понимаете известное утверждение, что главное поле битвы добра и зла – сердце человека?
  • 407.Считаете ли Вы смирение добродетелью?
  • 503.Что мешает взаимопониманию между любящими?

Дальневосточный федеральный округ порадовал большим разнообразием тем.

Амурская область:

  • 107.Разделяете ли Вы убеждение княжны Марьи, что существует «счастье прощать»?
  • 213.В каких ситуациях человеком может овладеть отчаяние?
  • 310.Согласны ли Вы с М.Ю. Лермонтовым, назвавшим равнодушие к добру и злу «постыдным»?
  • 405.Почему гордые люди часто бывают одинокими?
  • 512.Что может привести к разрушению любви?

Еврейский автономный округ:

  • 111.Согласны ли Вы с позицией княжны Марьи: «Мы не имеем права наказывать»?
  • 208.Что помогает человеку не отчаяться в сложной жизненной ситуации?
  • 303.Меняются ли со временем понятия о добре и зле?
  • 401.Чем можно и нужно гордиться?
  • 511.Какое значение в любви имеет взаимопонимание?

Камчатка и Чукотка:

  • 105.Согласны ли Вы с убеждением автора романа «Война и мир», что ход исторических событий не определяется волей одного человека?
  • 207.Чем опасно для человека отчаяние?
  • 302.Как совесть помогает человеку совершать выбор между добром и злом?
  • 411.Почему поединок между гордостью и смирением так драматичен?
  • 502.Помогает ли любовь лучше понять самого себя?

Сахалин:

  • 101.Над чем Вас заставил задуматься роман Л.Н. Толстого «Война и мир»?
  • 210.Согласны ли Вы с тем, что безвыходных ситуаций не существует?
  • 304.Всегда ли легко различить добро и зло?
  • 412.Как победить в себе гордыню?
  • 504.В чём заключается рыцарское отношение к женщине?

В Сибирском федеральном округе тоже было несколько комплектов тем.

Новосибирск:

  • 102.Какие человеческие проявления автор романа «Война и мир» считал неприемлемыми, разделяете ли Вы его позицию?
  • 204.Можно ли жить без надежды на лучшее?
  • 307.Как связаны добро и благородство?
  • 408.В чём проявляется смирение?
  • 506.Нужны ли подвиги во имя любви?

Иркутск:

  • 108.Как Вы понимаете мысль автора романа «Война и мир» о том, что главная победа над врагом – это «победа нравственная»?
  • 201.Может ли книга помочь в минуту отчаяния?
  • 306.Почему доброе дело благотворно для того, кто его совершает?
  • 404.Должен ли человек смирять свою гордость?
  • 509.Он и она: в чём причины непонимания?

В Уральском федеральном округе ребята работали над следующими темами:

  • 109.Как Вы понимаете слова Пьера Безухова: «Надо жить, надо любить, надо верить…»?
  • 211.Верно ли, что надежда делает человека сильнее?
  • 301.Почему так трудно отвечать добром на зло?
  • 413.В чём разница между смирением и покорностью?
  • 505.Всегда ли он достоин её?

В Южном федеральном округе Республика Крым, Краснодарский край повторили московские наборы тем. Другой комплект достался Астраханским выпускникам:

  • 112.Как Вы понимаете слова Л.Н. Толстого, прозвучавшие в романе «Война и мир»: «нет величия там, где нет простоты, добра и правды»?
  • 203.Верно ли, что надеяться можно только на себя?
  • 312.Через какие «лазейки» зло проникает в душу человека?
  • 406.К чему приводит стремление возвыситься над окружающими?
  • 510.На какие жертвы способны он и она ради любви?

Несколькими субъектам в Приволжском федеральном округе (например, Татарстану) тоже достались темы ЦФО. А вот в Оренбурге увидели такой набор:

  • 109.Как Вы понимаете слова Пьера Безухова: «Надо жить, надо любить, надо верить…»?
  • 211.Верно ли, что надежда делает человека сильнее?
  • 301.Почему так трудно отвечать добром на зло?
  • 413.В чём разница между смирением и покорностью?
  • 505.Всегда ли он достоин её?

Напомним, для тех, кто не справился с этой работой с первого раз, предусмотрено еще две попытки: 5 февраля и 6 мая 2020 года.

Также можно почитать: Одиннадцать работ с ЕГЭ-2019 могут аннулировать из-за почерка.

Итоговое сочинение – 2020 – всё о нём

Итоговое сочинение – 2020 – всё о нём.

В среду, 4  декабря 2019 года, большинство выпускников Поволжского управления шагнули в исторический отрезок своей жизни под названием Единый Государственный Экзамен.

Шестой год подряд для выпускников написание итогового сочинения (изложения) является обязательным этапом завершения среднего общего образования и рассматривается как допуск к государственной итоговой аттестации, а также позволяет заработать несколько дополнительных баллов при поступлении в вуз. Результатом итогового сочинения или изложения является «зачет» или «незачет».

На участие в итоговом сочинении (изложении) было зарегистрировано 728 человек, фактически приняли участие 723 человека. Успешно справились 99,6% участников, «незачет» получили 3 учащихся (около 0,4%).

Ранее Рособрнадзором были опубликованы направления тем для подготовки на 2019/20 учебный год: «Война и мир» – к 150-летию великой книги», «Надежда и отчаяние», «Добро и зло», « Гордость и смирение», «Он и она».

Ровно за 15 минут до начала экзамена в каждой школе были объявлены конкретные темы сочинений. В Самарской области 11-классникам были предложены следующие темы сочинений:

Как Вы понимаете слова Л.Н. Толстого, прозвучавшие в романе «Война и мир»: «нет величия там, где нет простоты, добра и правды?»

  • Верно ли, что надеяться можно только на себя?
  • Через какие «лазейки» зло проникает в душу человека?
  • К чему приводит стремление возвыситься над окружающими?
  • На какие жертвы способны он и она ради любви?

Большинство выпускников Поволжского управления (51,3%) выбрали тему «На какие жертвы способны он и она ради любви?». Кроме того, школьники охотно рассуждали на тему «Верно ли, что надеяться можно только на себя?» (26%). Наименьший интерес у ребят вызвала тема «Как Вы понимаете слова Л.Н.

Толстого, прозвучавшие в романе «Война и мир»: «нет величия там, где нет простоты, добра и правды?», доля выбравших составила 1,2%.

Остальные 21,4% одиннадцатиклассников выбрали темы «Через какие «лазейки» зло проникает в душу человека?» и «К чему приводит стремление возвыситься над окружающими?».

  1. Проверка работ осуществлялась территориальной экспертной комиссией в соответствии с критериями оценивания итогового сочинения (изложения).
  2. Критерии оценивания итогового сочинения:
  3. 1.Соответствие теме

2.Аргументация. Привлечение литературного материала

  • 3.Композиция и логика рассуждения
  • 4.Качество письменной речи
  • 5.Грамотность
  • Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям №1 и №2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев (№3-№5).

       При выставлении оценки учитывался  объем сочинения (требование 1). Рекомендуемое количество слов – 250. Если в сочинении менее 250 слов, то за такую работу ставится «незачет».

Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения выпускник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут.

«Незачет» по требованию 1 получил 1выпускник текущего года, что составило 0,14 %.

Если сочинение списано из какого-либо источника, включая интернет, то за такую работу ставится «незачет» (требование 2). Таких работ среди выпускников Поволжского управления не было.

Критерий №1 является важнейшим: выпускник должен откликнуться на предложенную задачу, избежать ее подмены, выбрать свой путь рассуждения, сформулировав тезисы, которые предстоит аргументировано раскрыть.

С этой задачей справились 722 человека (99,9%), выпускники размышляли над предложенной проблемой, строили высказывание на основе связанных с темой тезисов, опираясь на художественные произведения.

Литературный материал использовался как основа для собственных размышлений.

Критерий № 2 – один из двух важнейших параметров оценивания сочинений. Без зачета по этому критерию невозможно получить положительную оценку сочинения. По этому критерию зачёт получили 721 человек (99,7%).

Выпускники обстоятельно аргументировали свои тезисы на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы.

1 человек (0,14%) не справился с данным критерием, а это значит, что сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения.

По критерию №3 454 работы (62,8%) были зачтены. Сочинения в основном построены логично, выдержано соотношение между тезисами и доказательствами. Вступление, тезисно-доказательная часть, заключение связаны между собой. Однако в некоторых работах эксперты выделили несколько композиционных недостатков. Имеются логические ошибки, нарушена последовательность мыслей.

Критерий №4 нацеливал на проверку речевого оформления текста сочинения. Выпускники должны были точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины, избегать речевых штампов. 426 выпускников (58,9%) получили «зачет».

Критерий №5 позволял оценить грамотность выпускников. 528 человек (73%) получили «зачет».

Читайте также:  Образ и характеристика Коробочки в поэме «Мертвые души» (Н. В. Гоголь)

Обучающиеся, получившие «незачет», не явившиеся на итоговое сочинение (изложение), не завершившие его написание по уважительным причинам, смогут написать сочинение в дополнительные сроки – 5 февраля и 6 мая 2020 года. 

Реальные темы итогового сочинения 2019-2020 по регионам

Реальные темы на итоговое сочинение будут делиться по часовым зонам, зон всего 11, значит и комплектов c темами будет 11.

На просторах интернета стали появляться реальные темы итогового сочинения 2019-2020. Мы их собираем и будем добавлять на данной странице по регионам абсолютно бесплатно. Если найдете какую-нибудь информацию — добавляйте ее в х. Вы очень поможете.

Зона 1 — Часовой пояс MSK-1 (МСК-1) UTC+2 (-1 час к Москве) — точные темы ИС 2019-2020

  • 103. Разделяете ли Вы убеждение Андрея Болконского: «надо…чтобы не для одного меня шла моя жизнь»?
  • 206. Как надежда помогает выстоять в жизненных испытаниях?
  • 305. Верно ли, что добро всегда сильнее зла?
  • 403. Почему «гордость» и «гордыня» – разные понятия?
  • 513. Он и она: искусство понимать друг друга.

Москва — Зона 2 — Часовой пояс MSK+0 (МСК+0) UTC+3 (+0 час к Москве) — точные темы ИС 2019-2020

  • 113. Согласны ли Вы с убеждением автора романа «Война и мир», что каждый человек должен пройти свой путь духовных исканий?
  • 202. Какую книгу Вы посоветовали бы прочитать тому, кто устал надеяться?
  • 313. Как Вы понимаете известное утверждение, что главное поле битвы добра и зла – сердце человека?
  • 407. Считаете ли Вы смирение добродетелью?
  • 503. Что мешает взаимопониманию между любящими?
  • 103. Почему говорят, что на войне не бывает победивших?
  • 206. Может ли отчаяться человек, не понимающий причин зла?
  • 512. От каких ошибок может предостеречь нас любимый человек?

Самарская область — Зона 3 — Часовой пояс MSK+1 (МСК+1) UTC+4 (+1 час к Москве) — точные темы ИС 2019-2020

  • 107. Как ведет себя человек на войне? (по роману-эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир»)
  • 112. Как Вы понимаете слова Л.Н. Толстого, прозвучавшие в романе «Война и мир»: «нет величия там, где нет простоты, добра и правды»?
  • 203. Почему для человека важно не терять надежду?
  • 203. Верно ли, что надеяться можно только на себя?
  • 308. Трудно или легко делать добро?
  • 312. Через какие «лазейки» зло проникает в душу человека?
  • 406. К чему приводит стремление возвыситься над окружающими?
  • 411. Сила или слабость человека проявляется в смирении?
  • 502. Сущестует ли вечная любовь?
  • 510. На какие жертвы способны он и она ради любви?

Свердловская область — Зона 4 — часовой пояс MSK+2 (МСК+2) UTC+5 (+2 часа к Москве)

  • 108. Какие проблемы в романе Льва Толстого «Война и мир» наиболее интересны для Вас?
  • 109. Как Вы понимаете слова Пьера Безухова: «Надо жить, надо любить, надо верить…»?
  • 207. Как вы понимаете смысл фразы: «Там, где есть надежда, непременно есть и отчаяние»?
  • 211. Верно ли, что надежда делает человека сильнее?
  • 301. Почему так трудно отвечать добром на зло?
  • 413. В чём разница между смирением и покорностью?
  • 505. Всегда ли он достоин её?

Тюменская область — Зона 4 — часовой пояс MSK+2 (МСК+2) UTC+5 (+2 часа к Москве)

  • 109. Можно ли на войне сохранить человечность?
  • 202. Почему надежда важна для человека?
  • 310. Хороша ли месть в качестве средства борьбы со злом?
  • 412. Что проще — простить обидчика или отомстить ему?
  • 506. Как важна связь человека с семьей?

Зона 5 — Часовой пояс MSK+3 (МСК+3) UTC+6 (+3 часа к Москве)

110. Согласны ли Вы с убеждением автора романа «Война и мир», что единение всего народа — это условие победы в любой войне? 205. Как помочь человеку обрести надежду? 309. Можно ли делить зло на «малое» и «большое»? 410. С чем бы Вы не могли смириться никогда в жизнь?

508. Каким Вы представляете себе гармоничный семейный союз?

Презентация к уроку-знакомству с итоговым сочинения

  • Слайд 1
  • Слайд 2
  • Итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации.
  • Слайд 3

Итоговое сочинение по литературе

Основной срок написания итогового сочинения в учебном году – начало декабря.

Обучающиеся , получившие неудовлетворительный результат «незачет», не явившиеся на итоговое сочинение (изложение) или не завершившие его написание по уважительным причинам, смогут написать сочинение в дополнительные сроки – в начале февраля и мая.

  1. Слайд 4
  2. Время написания итогового сочинения 3 часа 55 минут.
  3. Слайд 5

В рамках открытых направлений тем итогового сочинения разрабатываются конкретные темы итогового сочинения для каждого часового пояса отдельно. Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления).

  • Слайд 6
  • Результатом итогового сочинения будет « зачет» или «незачет ».
  • Слайд 7

Сочинение оценивается по двум требованиям ( объем и самостоятельность) и пяти критериям (« Соответствие теме»; «Аргументация. Привлечение литературного материала»; «Композиция и логика рассуждения»; «Качество письменной речи»; «Грамотность»).

Слайд 8

Требование № 1. «Объем итогового сочинения». Рекомендуемое количество слов – от 350. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается.

Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом ( такое итоговое сочинение не проверяется по требованию № 2 «Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)» и критериям оценивания).

Слайд 9

«Самостоятельность написания итогового сочинения» Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).

Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника.

Если сочинение признано несамостоятельным , то выставляется «незачет» за 6 невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом ( такое сочинение не проверяется по критериям оценивания). Требование № 2.

Слайд 10

Критерии оценивания сочинения. Сочинение оценивается по пяти критериям: Соответствие теме Аргументация. Привлечение литературного материала Композиция и логика рассуждения Качество письменной речи Грамотность

Слайд 11

Критерии оценивания сочинения. Для получения оценки «зачет» необходимо иметь положительный результат по трем критериям ( по критериям № 1 и № 2 – в обязательном порядке), а также «зачет» по одному из других критериев.

Слайд 12

Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах утверждены пять открытых направлений тем сочинения на 2020-2021 учебный год.

Забвению не подлежит» (исторические события, общественные явления, произведения искусства, память о которых не имеет срока давности); «Я и другие» (человек среди людей; проблема конфликта, понимания, что значит «быть собой»); «Между прошлым и будущим» : портрет моего поколения» (культурные запросы, литературные пристрастия, жизненные оценки, отношения с семьей и обществом); «Время перемен» (тема изменений, открытий, вызовов, стоящих перед человеком и человечеством); «Разговор с собой» (внутреннее пространство человека и словесные способы его исследования – вопросы, которые человек задает себе; внутренние переживания; тема совести).

Слайд 13

Структура сочинения вар.1 Вступление. Размышление по теме сочинения. Оно раскрывает основную мысль, вводит в круг рассматриваемых проблем . (60-70 слов) Основная часть . В этой части доказывается 2-3 тезиса.

Здесь раскрывается идея сочинения и связанные с ней вопросы. (200-250) Это доказательство строится по принципу: тезис-доказательство-вывод- логический переход к новой мысли. 3. Заключение.

Здесь подводятся итоги, содержатся конечные выводы и оценки (40-60 слов)

Слайд 14

Структура сочинения вар.2 Вступление. Размышление по теме сочинения. Оно раскрывает основную мысль, вводит в круг рассматриваемых проблем . Логичнее всего заканчивать вступление вопросом.(60-70 слов) 2.2 Основная часть – тезис. Ответ на поставленный вопрос, свое мнение.

В идеале должен состоять из двух частей. (70-90 слов) 2.2. Основная часть – аргументы. Состоит из двух абзацев . Каждый строится по принципу – аргумент к части тезиса, микровывод . (примерно 200 слов) 3. Заключение.

Здесь подводятся итоги, содержатся конечные выводы и оценки (40-60 слов)

Слайд 15

Несколько советов по написанию сочинения Выберите тему . Прочитайте все предложенные темы сочинений и выберите ту из них, в которой вы лучше ориентируетесь. . Сформулируйте аргументы , подтверждения и доказательства своей точки зрения.

Сформулируйте вопросы , на которые можно дать ответы в ходе рассуждения. Работаем в черновике . Пишем вступление, выделяя в нем проблемы и вопросы. Работаем в черновике . Пишем основную часть. Каждый тезис подкрепляйте аргументами. Работаем в черновике .

Иногда лучше начать с основного текста, а не с вступления, чтобы в ходе рассуждения более четко сформулировать проблемы, вопросы и ответы на них. Работаем в черновике . Вступление и заключении должны быть логически связаны. Проверьте сочинение в черновике .

Исправьте речевые, орфографические, пунктуационные и другие ошибки. Сочинение следует проверять не менее 2 раз! Перепишите сочинение в бланк ответа . Проверьте сочинение.

Слайд 16

Что может являться аргументами? Произведения классической литературы 18-20 веков Произведения школьной программы Современная художественная литература НО!!! Будьте аккуратны с малоизвестными произведениями!

Слайд 17

СПИСОК ТЕМ по направлениям 2020-2021 учебного года Как судьба человека связана с историей народа? Согласны ли Вы с утверждением героя И.С. Тургенева: «Всякий человек сам себя воспитать должен»? Что важнее для детей: советы родителей или их пример? К чему приводит стремление возвыситься над окружающими? Почему многие люди так боятся перемен?

Ссылка на основную публикацию