Итоговое сочинение: Бойся равнодушных — они не убивают и не предают, но с их молчаливого согласия существует на земле предательство и ложь

Многие произведения русской классики освещают тему равнодушия, но мне бы хотелось остановиться на одном. Это рассказ Андрея Платонова “Юшка”. По моему мнению, этот пример русской литературы показывает равнодушие во всех его проявлениях.

Главный герой Юшка – светлый и добрый человек, который умеет излучать теплоту к другим людям. Он вырастил сиротку отказывая, себе во многом, и она была единственным человеком, который относился к нему с любовью.

Другие же люди вечно унижали и били несчастного Юшку, однако он никогда не отвечал им тем же. В один из дней Юшку убили. Сделал это из-за душившей его злобы случайный пьяный прохожий.

После смерти, правда, стали замечать, что его всем не хватает.

  • Таким образом, в произведении Андрея Платонова “Юшка” показывается, как с молчаливого согласия равнодушных можно убить человека.
  • Что же касается отзывчивости, то хотелось бы вспомнить произведение Владимира Железникова “Чучело”.
  • В этой повести показывается какой силой обладает отзывчивость.

Главная героиня повести – Ленка, всегда была посмешищем для своего класса, но несмотря на это, была доброй и отзывчивой. Она заступилась за Димку, когда увидела на его лице страх.

Ленку компания Мироновой обзывала чучелом, и она, чтобы утвердить это звание, предприняла отважный поступок: постриглась налысо и надела сожженное платье. Дети поняли, что они натворили, но изменить уже было поздно.

Конечно, их учительница могла бы не допустить этих насмешек в сторону Ленки, поэтому это скорее её глупость и ошибка, чем осознанный поступок, но результат её поведения – жизнь, которая могла бы быть прожита по-другому.

Ленка приняла решение уезжать из города, но перед самим уездом, её дядя подарил музею свою бесценную коллекцию картин, а любимую Ленкой картину “Машка” отдал в школу, в которой училась Чучело.

Таким образом, в произведении “Чучело” мы видим, как с молчаливого согласия равнодушных можно убить человека.

В заключение хотелось сделать вывод, что действительно с молчаливого согласия равнодушных на земле есть предательство и убийство.

Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Равнодушие – это безучастие к человеку, к его проблемам. Отзывчивость – это помощь нуждающимся.

Полезный материал по теме:

Итоговое сочинение: Бойся равнодушных — они не убивают и не предают, но с их молчаливого согласия существует на земле предательство и ложь

Сочинение «Бойся равнодушных – они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство»Итоговые сочиненияСтр. 1

Итоговое сочинение: Бойся равнодушных — они не убивают и не предают, но с их молчаливого согласия существует на земле предательство и ложь

Сочинение «Бойся равнодушных – они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство»Итоговые сочиненияСтр. 2

Конспект классного часа "Равнодушие"

Классный час «Равнодушие»

«Люди! Бойтесь равнодушных – именно с их молчаливого согласия происходят все самые ужасные преступления на свете!»

Юлиус Фучик (чехословацкий журналист, литературный и театральный критик)

Автор О.А. Бондаренко

Группа СЗ-21

Дата проведения 29.03.2013

  • Цель: сформировать правильное отношение к такому состоянию человека, как равнодушие, выработать у каждого свой взгляд на эту проблему.
  • Предварительная подготовка: сформировать три группы
  • Необходимые материалы: Фильм, карточки с высказываниями.
  • Оборудование: компьютер, проектор, доска.
  • Ход классного часа:

– Добрый день, дорогие мои ребята! Сегодня я хотела бы с вами поговорить о равнодушии и, как следствие этого, о проявлении жестокости.

Как говорил в свое время Бруно Ясенский, не бойся врагов – в худшем случае они могут тебя убить. Не бойся друзей – в худшем случае они могут тебя предать.

Бойся равнодушных – они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство!Очень точно и правильно высказана мысль, характеризующая наше общество. Оно ведь никогда не отличалось особой гуманностью и желанием кому-то помочь.

Хотя отдельные люди, неравнодушные к чужой беде, были всегда, но безразличных, к сожалению, больше. Российские студенты провели эксперимент. Двенадцать раз они «ограбили» в метро подставное лицо, восемь раз – даже сняли с парня ботинки.

Результаты эксперимента шокирующие: только один раз какая-то женщина несмело произнесла: «Что же вы и ботинки забрали?» Множество подобных преступлений совершается ежедневно. И кто же виноват? На мой взгляд, именно равнодушное общество является виновником подобных инцидентов.

Люди не торопятся на помощь, боясь, что преступник навредит и им? Возможно. Но, скорее, думают, что с ними-то такого произойти не может. А оказавшись однажды в роли жертвы, искренне удивляются, почему же общество так жестоко и равнодушно. Что же с нами происходит? Порой тот, кто и хотел бы помочь, не делает этого только потому, что люди скажут: «Тебе что, больше всех надо?» или просто боится осуждения и косых взглядов.

  1. Сведения из словаря «Равнодушие – состояние равнодушного человека, безучастное, лишенное интереса, пассивное отношение к окружающему».
  2. Назовите мне, пожалуйста, синонимы слова равнодушия (безучастность, пассивность, апатия)
  3. Предлагаю вашему вниманию фильм, после просмотра, которого мы попытаемся выяснить, почему так происходит.
  4. Фильм (6 минут).
  5. I. Задание группам (10 минут):
  1. Назовите причины такого поведения

  2. Что можно было сделать, чтобы изменить ситуацию?

II. Задание группам (10 минут):

Карточки с высказываниями о равнодушии, дать свое объяснение

  • Равнодушие – это паралич души, преждевременная смерть. (Антон Павлович Чехов)
  • Если ты равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь названия человека. (М. Саади)
  • Наука изобрела лекарство от большинства наших болезней, но так и не нашла средства от самой ужасной из них – равнодушия. (Хелен Келлер)
  • Худшее преступление, которое мы можем совершить по отношению к людям,- это не ненавидеть их, а относиться к ним равнодушно; в этом – суть бесчеловечности. (Б. Шоу)
  • Легко скрыть ненависть, трудно скрыть любовь, всего труднее скрыть равнодушие.
  • Люди живут и друг друга не видят, ходят бок о бок, как коровы в стаде; в лучшем случае бутылку вместе разопьют.
  • У людей теперь нет времени друг для друга.

III. Задание группам (10 минут). Дать анализ ситуации.

Ситуация 1. Антон, выходя из класса на перемену, взял незаметно с парты телефон у своей одноклассницы, чтобы потом продать, а деньги потратить на свои удовольствия. Это заметило несколько человек, но не остановили его. Позже, когда был поднят шум, опять же все промолчали.

Ситуация 2. Старый дедушка пытался перейти дорогу. Вернее он смог перейти толькоодну полосу, дальше никто не останавливался. Водители сигналили, объезжали, но никто не пропускал.

Ситуация 3.

Молодого человека высадили из автобуса, и он простоял на морозе 12 часов, получив серьезные обморожения. Теперь ему нужна операция – врачи опасаются, что придется ампутировать кисти рук, сообщает радио “Вести ФМ”. 

Инвалида Виталия Седухинского сопровождала мать, но на остановке она поскользнулась и не успела зайти в салон. Двери захлопнулись прямо перед ней. Догнать сына на другом автобусе женщина не смогла.

Молодой человек уехал до конечной остановки – в поселок Новосиликатный. Попросить помощи молодой человек просто не мог – в силу состояния здоровья он не разговаривает.

Спустя 12 часов, в 4 часа утра, на этой остановке инвалида обнаружила прохожая. Она и вызвала скорую помощь.

В словаре сказано, что жестокость – это человеческое чувство, не знающее жалости, сожаления, сочувствия. Это способность причинять страдания людям или животным.

  • Жестокость есть всегда результат страха, слабости и трусости. (Гельвеций)
  • Жестокость – это порождение злого ума и часто трусливого сердца. (Л.Аристо)
  • Жестокость всегда проистекает от бессердечности и слабости. (Сенека)

Никогда не бойтесь помогать людям! Только так мы можем оставаться Людьми, а не просто существами. Только совершенствуя себя, мы совершенствуем общество. Видя добрые дела и поступки других, может быть, оттают сердца и у равнодушных. И тогда мы перестанем бояться, что никто не придет на помощь.

(Обратная связь)А теперь я прошу каждого из вас назвать, что вам понравилось или не понравилось, что нового вы узнали и нужно ли вам это.

Итоговое сочинение: Бойся равнодушных — они не убивают и не предают, но с их молчаливого согласия существует на земле предательство и ложь

Прочитайте высказывания. Как вы их понимаете? Объясните.

  • Равнодушие – это паралич души, преждевременная смерть. (Антон Павлович Чехов)
  • Если ты равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь названия человека. (М. Саади)

Прочитайте высказывания. Как вы их понимаете? Объясните.

  • Наука изобрела лекарство от большинства наших болезней, но так и не нашла средства от самой ужасной из них – равнодушия. (Хелен Келлер)
  • Худшее преступление, которое мы можем совершить по отношению к людям,- это не ненавидеть их, а относиться к ним равнодушно; в этом – суть бесчеловечности. (Б. Шоу)

Прочитайте высказывания. Как вы их понимаете? Объясните.

  • Легко скрыть ненависть, трудно скрыть любовь, всего труднее скрыть равнодушие.
  • Люди живут и друг друга не видят, ходят бок о бок, как коровы в стаде; в лучшем случае бутылку вместе разопьют.
  • У людей теперь нет времени друг для друга.

Ситуация 1. Антон, выходя из класса на перемену, взял незаметно с парты телефон у своей одноклассницы, чтобы потом продать, а деньги потратить на свои удовольствия. Это заметило несколько человек, но не остановили его. Позже, когда был поднят шум, опять же все промолчали.

Ситуация 2. Старый дедушка пытался перейти дорогу. Вернее он смог перейти толькоодну полосу, дальше никто не останавливался. Водители сигналили, объезжали, но никто не пропускал.

Ситуация 3.

Молодого человека высадили из автобуса, и он простоял на морозе 12 часов, получив серьезные обморожения. Теперь ему нужна операция – врачи опасаются, что придется ампутировать кисти рук, сообщает радио “Вести ФМ”. 

Инвалида Виталия Седухинского сопровождала мать, но на остановке она поскользнулась и не успела зайти в салон. Двери захлопнулись прямо перед ней. Догнать сына на другом автобусе женщина не смогла.

Молодой человек уехал до конечной остановки – в поселок Новосиликатный. Попросить помощи молодой человек просто не мог – в силу состояния здоровья он не разговаривает.

Спустя 12 часов, в 4 часа утра, на этой остановке инвалида обнаружила прохожая. Она и вызвала скорую помощь.

Итоговое сочинение: Бойся равнодушных — они не убивают и не предают, но с их молчаливого согласия существует на земле предательство и ложь

Не пропусти реальные темы и онлайн-помощь по ИС в нашем паблике 

(335 слов) Почему равнодушные люди так пугают нас? Они не делают ничего плохого, но зато на многое закрывают глаза. Их бездействие сравнимо с согласием или даже поощрением чужих злодеяний. Такое бесчувственное отношение ко всему происходящему говорит о том, что безразличие смертоносно для человеческой души.

Порой равнодушие можно сравнить с преступлением, как в повести А.П. Чехова «Палата №6». Андрей Ефимыч Рагин безразлично относится к ужасной антисанитарии в больнице. Его нельзя назвать плохим человеком, но у него совсем нет веры в то, что он может изменить ситуацию к лучшему.

Изначально он вкладывает усилия в свою работу, но позже приходит к выводу, что пытаться лечить людей в таких условиях бесполезно. Кроме того, Рагин начинает оправдывать свое бездействие тем, что смерть это «нормальный и законный конец каждого», поэтому и лечить пациентов бесполезно.

Да и облегчать страдания больных, по его мнению, тоже не нужно, ведь именно через них человек приходит к совершенству. Врач в Рагине подавляется такими философскими рассуждениями и совсем опускает руки. Андрей Ефимыч наплевательски относится к своему долгу: приходит изредка, да и то работает лишь для вида. С его молчаливого согласия в больнице происходят бесчинства.

В итоге Рагин, только оказавшись на месте пациентов, когда коллеги заподозрили его в сумасшествии, осознает весь ужас действительности, на который ранее закрывал глаза. Однако становится слишком поздно для раскаяния, и приходит расплата за равнодушие.

В повести Л.В. Толстого «После бала» также затрагивается проблема равнодушия. Главный герой Иван Васильевич ночью веселится на балу со своей возлюбленной и ее отцом-полковником. Все вокруг кажется ему какой-то невероятной сказкой, но это абсолютно противоположно тому, с чем он сталкивается позже.

Иван Васильевич видит, как доселе очаровательный и добродушный полковник поощряет безжалостное избиение татарина, пытавшегося совершить побег. Несмотря на мольбы несчастного, полковник остается равнодушным к чужим страданиям. И даже наоборот: он бьет по лицу солдата, нанесшего недостаточно сильный удар.

Читайте также:  Анализ повести «Степь» (А. П. Чехов)

Подобная жестокость и бесчувственность говорят о том, что безразличие порой прячется за самой красивой маской, но по-прежнему является источником зла.

Равнодушие опустошает человека, обедняет его душу. Если мириться со злом, то оно одержит победу. Лучше сделать хоть что-то, чем не делать совсем ничего.

Диана Ахмедова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Согласны ли вы с утверждением Б. Ясенского: « Бойся равнодушных

Согласны ли вы с утверждением Б. Ясенского “Бойся равнодушных – они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство”?

Что такое равнодушие? Это самое страшное качество человека. Оно обозначает безразличие к чему угодно: вещам, мыслям, жизни… А иногда к людям. Б. Ясенский как-то сказал: “Бойся равнодушных – они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство”.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

И знаете, он оказался прав. Разве равнодушный человек способен на деяние хуже, чем безразличие?

Данная тема интересна как зарубежным, так и русским писателям. Прежде всего мне хотелось бы остановиться на рассказе Ф.М. Достоевского “Мальчик у Христа на елке”. Главный герой приезжает в Петербург вместе с матерью, которая вскоре умирает из-за болезни.

После ее смерти мальчик становится никому не нужным: ему никто не подает куска хлеба, чтобы спасти от голода, никто не жертвует ему какой-нибудь теплой вещи, чтобы ребенок не замерз. Даже проходящий мимо главного героя страж порядка отворачивается от него.

Равнодушие слишком сильно захлестнуло души людей. Это безразличие к проблеме ребенка, который остался совсем один, погубило его: мальчик замерзает на улице.

И после этого вы все еще думаете, что не стоит бояться равнодушных? Что не стоит бояться тех, кто вот так просто разрешает смерти забрать невинную душу? Очень зря…

В качестве второго примера мне хотелось бы взять рассказ Ю. Яковлева “Он убил мою собаку”. Таборка, главный герой, подбирает на улице собаку и приносит ее домой. Мама мальчика сразу проявила безразличие к животному: сказала, чтобы Саша сам за ней ухаживал. Даже когда отец Таборки выгнал собаку на улицу, а затем и вовсе застрелил ее, женщина показала свое полное равнодушие.

Как и мужчина. Родители мальчика показали безразличие не только к судьбе бедного животного, но и к тому, что будет чувствовать их ребенок. Мама Таборки, женщина, которая должна быть всем для своего ребенка, разрешила так бесчеловечно поступить отцу. Она не убила, не предала. Но из-за ее молчаливого согласия произошло убийство собаки, а в первую очередь убийство в ребенке его души.

Таким образом, становится ясно, что равнодушие – самое страшное качество человека. Лишь из-а безразличия людей на земле все еще существует предательство и убийство. Так стоит ли нам опасаться тех, чье самое худшее деяние – равнодушие?

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id15889

Сочинение на тему бойся равнодушных

Где проходит грань между человеком как личностью и обезличенным существом?
Анна Чайникова
monateka.com

Продолжаем подробно разбирать направления итогового сочинения, которое, напомним, выпускники напишут 6 декабря. На этот раз разбираемся в нюансах таких непростых человеческих отношений, как равнодушие и отзывчивость.

Комментарий ФИПИ

Темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь).
В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и беды, а с другой — персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический тип личности.

Словарная работа

РАВНОДУШИЕ — состояние равнодушного человека, безучастное, лишенное интереса, пассивное отношение к окружающему(Словарь Д.Н. Ушакова).
ОТЗЫВЧИВОСТЬ — духовно-нравственное качество человека, выражающееся в сочувственном отношении к другим, готовности помочь.
Синонимы

Равнодушие: апатия, безразличие, безучастность, бесчувственность, душевная глухота, невнимательность, нечувствительность, холодность.

Отзывчивость: душевная теплота, сердечность, сострадательность, сочувствие, чуткость, участливость.
К кому или чему нельзя проявлять равнодушие?
Близким (родителям, детям, возлюбленным, друзьям)
Нуждающимся в помощи
Людям, перед которыми выполняем профессиональный долг (отношение врача к пациенту, учителя к ученику, начальника к подчиненному, государства к гражданину)
Порокам общества и человека (жестокости, лжи, лицемерию, предательству)
Жизни в целом

Равнодушие — тяжкий душевный недуг. Его развитие у человека может означать не только полную безучастность к окружающим, но и к себе. Равнодушие опустошает человека, разъедает его душу, деформирует личность и убивает все прочие чувства. Ущербность равнодушия — в отсутствии любви.

Надо отличать равнодушие от черствости, ведь есть люди, которые от природы нечувствительны, не эмпатичны

Эгоизм, цинизм и расчетливость могут быть расценены как проявление равнодушия к окружающим, но не тождественны ему.
В рассказе «Плотники» В. Шаламов изображает беспощадный к человеку мир Колымы, в котором среди тотального равнодушия не только к окружающим, но и к собственной жизни все-таки остается место отзывчивости и состраданию.

По мысли писателя, на Крайнем Севере тонка грань между человеком как личностью, еще сохраняющей способность мыслить и страдать, и обезличенным существом, уже не владеющим собою и начинающим жить примитивными рефлексами. Пронизывающий до костей мороз, постоянный голод и изнурительные работы выматывают душевные силы.

Когда они заканчиваются, исчезает сам рефлекс выживания: наступает апатия, человек равнодушно смотрит на мир, даже собственная смерть его не волнует.

Чужие смерти становятся привычным делом, на них никто не обращает внимания: «Сосед его умер вчера, просто умер, не проснулся, и никто не интересовался, отчего он умер, как будто причина смерти была лишь одна, хорошо известная всем».

Главный герой рассказа Поташников, как и все, стал равнодушен к окружающему, «смерти не боялся» и привычными глазами смотрел на безразличие других:

«Он не винил людей за равнодушие. Он понял давно, откуда эта душевная тупость, душевный холод. Мороз, тот самый, который обращал в лед слюну на лету, добрался и до человеческой души

Если могли промерзнуть кости, мог промерзнуть и отупеть мозг, могла промерзнуть и душа». Необратимы ли эти изменения, навсегда ли промерзшая, сжавшаяся душа останется холодной? Можно ли отогреть душу такого человека? Есть ли вообще место душевной отзывчивости и состраданию в таких бесчеловечных условиях?
Отвечая на эти вопросы, В.

Шаламов рассказывает историю двух интеллигентов-неумех, Поташникова и Григорьева, назвавшихся плотниками, чтобы их перевели на несколько дней на более легкие работы в столярную мастерскую.

Никогда не держали они в руках ни топоров, ни пил, не умели тесать и выполнять другие столярные работы, но обман был для них единственным способом выжить — несколько дней провести в тепле и набраться сил.

Пожилой инструментальщик Арнштрем, посмотрев на работу Поташникова и Григорьева, сразу понимает, что они солгали, назвав себя плотниками и вызвавшись на работы, но не выдает их начальству. Напротив, он отдает им собственноручно выточенные топорища и угощает хлебом, разрешая два дня провести в мастерской.

Рассказ заканчивается словами: «Сегодня и завтра они грелись у печки, а послезавтра мороз упал сразу до тридцати градусов — зима уже кончалась». Именно благодаря душевной отзывчивости Арнштрема, его неравнодушию к совершенно незнакомым, но нуждающимся в помощи людям, Поташников и Григорьев выживают, ведь если бы инструментальщик раскрыл их обман, они непременно были бы возвращены на тяжелые работы, где замерзли бы насмерть.

Несмотря на мрачность изображения Колымы и отрицание существования чего-либо положительного в этом антимире, Шаламову в высшей степени дорого все человечное. Как писал Н. Лейдерман: «Он порой с умилением “вылущивает” из мрачного хаоса Колымы свидетельства того, что Системе не удалось до конца выморозить в людских душах то нравственное чувство, которое называют способностью к состраданию».

Афоризмы и высказывания известных людей:

Равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть. (А. П. Чехов)
Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека. (М. Горький)
Не бойся врагов — в худшем случае они могут тебя убить. Не бойся друзей — в худшем случае они могут тебя предать.

Бойся равнодушных — они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существуют на земле предательство и убийство. (Р. Эберхардт)
Величайший грех против ближнего не ненависть, а равнодушие. Это самое нечеловеческое из человеческих чувств. (Б.

Шоу)
Восприимчивость и отзывчивость составляют едва ли не самое драгоценное достояние человека. (М. Е. Салтыков-Щедрин)
Нет опаснее человека, которому чуждо человеческое, который равнодушен к судьбам родной страны, к судьбам ближнего. (М. Е.

Салтыков-Щедрин)
Снисхождение к злу очень тесно граничит с равнодушием к добру. (Н. С. Лесков)

Большой порок — это равнодушие, бесстрастность. Маленький человек с льдинкой в сердце — будущий обыватель. Уже в детстве надо зажечь в сердце каждого человека искру гражданской страсти и непримиримости к тому, что является злом или потворствует злу. (В. А. Сухомлинский)

Над какими вопросами стоит задуматься?

В чем проявляется отзывчивость?
При каких обстоятельствах отзывчивость особенно важна?
Всегда ли нужно быть отзывчивым?
В чем опасность равнодушия?
Можно ли равнодушного человека назвать эгоистичным?
Как соотносятся понятия доброта и отзывчивость?
К чему приводит равнодушное отношение к природе?
Предполагает ли отзывчивость к себе равнодушное отношение к окружающим?

Можно ли из равнодушного человека сделать отзывчивого, а из отзывчивого — безразличного?

Список рекомендуемых произведений:

Бойся равнодушных..

Крылатыми стали слова американского поэта Ричарда Эберхарта: «Не бойся врагов, в худшем случае они могут тебя убить, не бойся друзей — в худшем случае они могут тебя предать. Бойся равнодушных — они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существуют на земле предательство и убийство».

Может быть, именно эти слова в последние минуты своей жизни смутно припомнила молодая американка Китти Дженовезе (на портрете). Ее жизнь трагически оборвалась ранним утром 13 марта 1964 года на глазах у десятков свидетелей, ни один из которых не пришел ей на помощь. Этот инцидент получил освещение в десятках газет, но скоро забылся бы подобно тысячам других «маленьких трагедий большого города». Однако психологи по сей день продолжают обсуждать «случай Дженовезе» в безуспешных попытках понять темные стороны человеческой натуры (этот инцидент упоминается в широко известных у нас учебниках Жо Годфруа, Эллиота Аронсона и др.). В ту ночь (шел четвертый час) молодая официантка возвращалась с ночной смены. Нью-Йорк — не самый спокойный город на Земле, и она, наверное, чувствовала себя не очень уютно, шагая в одиночестве по пустынным ночным улицам. Смутные опасения материализовались в кровавый кошмар у самого порога ее дома. Здесь на нее было совершено жестокое немотивированное нападение.

Этот случай наводит на самые невеселые размышления о человеческой природе. Неужели принцип «Моя хата с краю» для большинства людей перевешивает естественное, казалось бы, сострадание к беззащитной жертве? По горячим следам психологи опросили 38 свидетелей ночного инцидента. Вразумительного ответа о мотивах их безучастного поведения получить так и не удалось.

Тогда было организовано несколько экспериментов (не очень-то этичных, ибо они носили откровенно провокационный характер): психологи инсценировали некий инцидент, в котором подставное лицо оказывалось в угрожающей ситуации, и наблюдали за реакцией свидетелей. Результаты оказались неутешительны — мало кто поспешил на выручку ближнему.

Впрочем, не было даже нужды в особых экспериментах — в реальной жизни оказалось достаточно подобных коллизий, многие из которых описаны в прессе.

Зафиксировано множество примеров того, как человек, пострадавший от нападения, несчастного случая или внезапного приступа, подолгу не мог получить необходимой помощи, хотя мимо него проходили десятки и даже сотни людей (одна американка, сломавшая ногу, почти час пролежала в шоке посреди самой многолюдной улицы Нью-Йорка — Пятой авеню).

Кое-какие выводы из провокационных экспериментов и простых житейских наблюдений все же удалось сделать. Оказалось, что само количество наблюдателей выступает не просто впечатляющей цифрой, вопиющим свидетельством массовой душевной черствости, но и сильным деморализующим фактором.

Чем больше посторонних наблюдают беспомощность жертвы, тем меньше оказывается для нее вероятность получить помощь от кого-либо из них. И напротив, если свидетелей немного, то кем-то из них поддержка, скорее всего, будет оказана. Если свидетель и вовсе один, вероятность этого еще более возрастает.

Характерно, что часто единственный свидетель невольно озирается по сторонам, словно желая сверить свое поведение с поведением окружающих (или найти кого-то, на кого можно было бы переложить свалившуюся вдруг ответственность?). Поскольку окружающих не оказывается, приходится действовать самому, в соответствии со своими нравственными представлениями.

Читайте также:  Верность — основа настоящей любви

Разумеется, и тут люди ведут себя по-разному, но, наверное, именно такая ситуация личной ответственности и выступает своеобразным нравственным тестом: «Если не я, то кто?» Наоборот, при виде тех, кто не реагирует на происходящее, человек невольно задается вопросом: «Мне что — больше всех надо?» Психологи отмечают: в подобных критических ситуациях крайнюю безучастность гораздо более склонны проявлять обитатели крупных перенаселенных мегаполисов, чем жители сельской местности и небольших городков. Наверное, прав был Гюго, заметивший: «Нигде не чувствуешь себя таким одиноким, как в толпе». Анонимность большого города, где все друг другу безразличны, все чужие, каждый сам за себя, приводит к тяжелым моральным деформациям. Горожанин постепенно обрастает скорлупой равнодушия, не отдавая себе отчета, что, случись беда с ним, сотни прохожих перешагнут через него, не обращая внимания на его страдания.

В такой бездушной атмосфере истощается душа, рано или поздно происходит эмоциональный и нравственный надлом. И человек спешит к психологу, чтобы спастись от духовной нищеты. Квалифицированных психологов сегодня много. Хороших — меньше.

Потому что хороший психолог, по верному наблюдению Сиднея Джурарда, это в первую очередь хороший человек. По крайней мере, он не должен быть похож на тех, кто много лет назад мартовским утром глазел на мучительную смерть Китти Дженовезе.

Сергей СТЕПАНОВ

Читать

Бруно Ясенский

Заговор равнодушных

  • Не бойся врагов – в худшем случае они могут тебя убить.
  • Не бойся друзей – в худшем случае они могут тебя предать.
  • Бойся равнодушных – они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство.
  • (Роберт Эберхардт. «Царь Питекантроп Последний»)

ГЛАВА ПЕРВАЯ

1

31 декабря 1934 года на четверти земного шара лежал снег. В городах с улиц его сметали механическими щетками, ледяную корку скалывали вручную скребком. Снега от этого не убавлялось, он порошил не переставая.

В столицах обильно солили мостовые и тротуары, посыпали песком. Семь с половиной миллионов людей с утра до вечера только и занимались этой непроизводительной работой.

Прохожие скользили, падали, отряхивались и приплясывая бежали дальше.

К вечеру в городах, на фасадах зданий, зажглись синие и красные – аргоновые и неоновые – трубки. Оба газа найдены были недавно английским химиком Рамзаем и быстро нашли применение как дешевая световая реклама, вытесняя электрические лампочки.

В большинстве стран в этот вечер, по очень старому обычаю, люди собирались в ресторанах и на частных квартирах, много ели и выпивали, поминутно поглядывая на часы.

Ровно в двенадцать под общий звон и гомон они поднимали тост за наступивший Новый год. Большинство из них: полагало, что истекший год был на редкость плох и тяжел, но новый будет непременно лучше.

Впрочем, так они думали и год тому назад.

На следующее утро десятки миллионов людей вставали с головной болью, с отрыжкой, глотали чай с лимоном, минеральную воду, соду, всякие пилюли и с туманом в голове отправлялись на работу. Начинался новый, лучший год.

Итак, когда большая стрелка приближалась к двенадцати, где ее уже поджидала малая, она была, как любили выражаться журналисты, «в центре внимания всего мира».

В одном только городе большие часы на городской башне показывали неизменно 8.26. Город назывался Сан-та-Рита и лежал в Центральной Америке, в республике Гондурас. Часы на его башне показывали 8.

26 не потому, что таково было местное время, а потому, что две недели назад в маленьком городе Санта-Рита случилось большое землетрясение, разрушившее до единого все дома. По непонятным причинам уцелела лишь городская башня с часами, которые остановились навсегда, отметив час и минуту постигшего город бедствия.

Лишенные крова, сантаритяне вместе с населением других разрушенных районов бежали в горы Гватемалы и встречали новогоднюю ночь под открытым небом при свете костров. Новый год не сулил им ничего хорошего.

Впрочем, и в других странах много людей не смотрело в эту ночь на часы.

В Польше, в Домбровском бассейне, шел снег. У ворот шахты «Баська» всю ночь до утра толпились женщины, много женщин в платках. На шахте происходили странные вещи. В поселках об этом передавали шепотом.

Когда управление решило закрыть шахту, горняки заявили, что добровольно не уйдут, – уйти им было некуда. Последняя смена в восемьдесят человек осталась под землей.

Забастовщики сняли с тросов подъемную машину и объявили голодовку.

На следующий день из шахты «Дорота» на «Ваську» прорвалась вода. Вода затопила лаву «А». Восемьдесят человек, отступая по пояс в воде, укрепились в штреке 12. В штреке сильно пахло газом.

На пятый день у забастовщиков под землей осталась всего одна лампа и совсем немного карбида. Наверху, у спуска в шахту, молчаливо караулили полицейские. Управление на запрос профсоюза ответило, что шахту спасти нельзя.

31 декабря, в одиннадцать часов вечера, лампа в штреке 12 потухла. Люди остались впотьмах.

В городе Саарбрюккене царило в эту ночь необычайное оживление.

Все «истинные германцы» приветствовали новый год как год освобождения Саара от французской оккупации и приобщения его к единому телу праматери Германии.

В пивных и винных погребках настоящие патриоты, изъявившие готовность поднять тост за рейхсканцлера Гитлера, получали бесплатно бокал рейнского вина и пиво в неограниченном количестве.

Рабочий Карл Люкеембургер не раз в беседах заявлял своим друзьям, что ему не нравится рабочее законодательство в Германии. В конце концов он эльзасец, и из двух зол он предпочитает французскую оккупацию национал-социалистской.

В этот день рабочий Карл Люкеембургер был особенно доволен. После длительных хлопот он заполучил наконец французский паспорт. Теперь ему на этих свиней наплевать! Он французский подданный, и ему нет до них никакого дела.

Новый год он решил для вящей безопасности встретить в семейном кругу, с женой и двухлетней дочкой. Поздно вечером, нагруженный покупками, он возвращался домой. Над улицами сплошным потолком нависли гирлянды электрических лампочек.

Город, как в мировую войну, кишел офицерами всех союзных армий, с той только разницей, что к англичанам и итальянцам прибавились еще голландцы и шведы. Итальянцы в эту ночь оккупировали отель «Месмер», англичане укрепились в баре «Эксцельсиор».

На пороге бара долговязый капитан индийской армии, в красном смокинге и зеленых брюках в желтую клетку, воинственно потрясал в воздухе шестидюймовым снарядом для сбивания коктейлей. Рабочий Люкеембургер плюнул и прошел мимо.

Дома, когда он сел с семьей за стол и стал раскупоривать бутылку недорогого, но честного вина, стекла окна звякнули, раздалось несколько выстрелов. Карл Люкеембургер был убит на месте, его жена и дочь в тяжелом состоянии были доставлены в ближайшую больницу.

«Отчизна-мать, цвети века! На Рейне мощь твоя крепка!»

В Союзе Советских Социалистических Республик, в городе Москве, происходила в это время радиопередача для зимовщиков Арктики.

«Алло! Алло! Говорит Москва! Говорит Москва! Радиостанция имени Коминтерна… У микрофона председатель Центрального Исполнительного Комитета СССР Михаил Иванович Калинин».

«Товарищи работники Арктики! Вы разбросаны в отдаленных, безлюдных местах, в местах суровой природы, где появление человека, в особенности в зимнее время, считалось исключительным геройством отдельной личности, исключительным геройством мучеников науки, либо где люди появлялись в результате бедствия полярной экспедиции…»

На полярной станции Маре-Сале, у западного побережья полуострова Ямал, в теплом помещении станции люди, затаив дыхание, гурьбой стояли у радиоприемника.

Вчера с вечера продовольственные склады станции подверглись атаке полярных мышей – лемингов. Голодные рыжие леминги, похожие на бесхвостых крыс, ринулись пожирать съестные припасы, заготовленные на зиму, до будущей навигации. С севера надвигались новые необозримые стаи.

Весь день на станции кипела работа. Продукты поднимали на навес, водруженный высоко над землей на деревянных столбах. На дворе ревела метель. Ночью леминги приступом взяли столбы.

Не дослушав передачи, люди кинулись к навесам защищать драгоценный провиант.

Vyacheslav Mazurenko

Знакомо? Да, это наша жизнь. Наивный эгоизм, когда все что хочу – остается в романтике далекого детства, которое, чем дальше, тем меньше трогает наше сердце. Мы черствеем под ударами судьбы и превращаемся в «нечто», что трудно охарактеризовать. И вот, от некогда наивной, теплой улыбки – не остается и следа.

Озабоченность, хмурость и оно – безразличие, граничащее с равнодушием – две сестры отравляющие нашу жизнь. Друг просит помочь, болен близкий человек, или того хуже – умер: необходима сумма денег до получки, или машина для ритуальных приготовлений. А в наших глазах равнодушие, и, зачастую, отказ со ссылкой на массу причин.

Не у всех, конечно: некоторые не могут отказать и скрепя сердцем с деланным радушием и сочуствием оказывают помощь. Что же такое РАВНОДУШИЕ? Что за чувство такое, чувство, которое овладевает нами в определенный момент нашей жизни. Что за психологическое состояние и почему оно охватывает общество эпидемией массового безразличия к чужим проблемам.

«Моя хата с краю – ничего не знаю» – эта поговорка возникла, подозреваю, давно. С момента появления первого разумного существа на нашей маленькой планете под названием Земля. Как же люди выжили? Но ведь выжили и не только выжили, но и развились в высокотехническую цивилизацию.

Говорю: высокотехническую, так, как сказать высокоразвитую – значит подразумевать и высокодуховную, а этого я как раз говорить и не хочу. Так, как же выжили и не погибли? Думаю, на этот вопрос даст ответ любой школьник.

Ну, например, он может прозвучать так: коллективные действия давали возможность в поисках еды убить мамонта и противостоять враждебному племени, а одинокий житель, почти всегда погибал. И школьник будет прав.

Ведь цивилизованное первобытное общество, лишенное высоких христианских и других учений формирующих нашу духовность и мораль, выжило в сложных природных условиях. Выжило и развилось в высокотехническую цивилизацию.

Развивалось за счёт сплоченности, чувства плеча товарища, то есть соплеменника, а взаимовыручка была основным фактором, который позволил, если верить ученым мужам, первобытному человеку стать «Homo sapiens», то есть «Человеком разумным».

Каждый член общины знал: равнодушие к ближнему, безразличие к общим интересам племени – стоили жизни в первом же бою, тому, кто их проявлял. И вот цивилизация, набирая обороты и пройдя непростой путь через рабовладельческий и феодальный строй – пришла к апогею своего бытия, так сказать вершине… Вершине, которая оказалась дном.

И тут уже школьник не даст ответ: почему так случилось? На это не могут дать однозначный ответ лучшие умы человечества. Расцвела бездуховность, появились изощренные технологии массового уничтожения людей, каждый забился в свои жилища, квартиры с одной мыслью: Как выжить? Власть захватили очень непорядочные люди. Соседа в тюрьму бросили!.. Хорошо, что не меня! Ага, еще одного власть упрятала!.. Ну что ж… пронесло, и, слава Богу! И вот… и вот наступил момент, когда позвонили в вашу дверь!.. Впрочем, все по порядку.

«Зло проистекает не от дьявола – оно коренится в банальности. Зло состоит в том, что мир равнодушен. Ты идешь по улице, видишь бездомных, умирающих от голода людей – и тебе все равно. В каком-то смысле ты становишься носителем зла. С моей точки зрения, равнодушие эквивалентно злу»

Так считает Вуди Ален. Не одинок ли он в своей оценке современного человека и общества, в котором мы провозглашаем истины, но не следуем им. «Помимо воли память воскрешает трагическую историю Армении конца XIX начала XX веков, резню в Константинополе.

Сасунскую резню, «великого убийцу», гнусное равнодушие христиан «культурной» Европы, с которыми они относились к истреблению их «братьев во Христе», позорнейший акт грабежа самодержавным правительством церковных имуществ Армении, ужасы турецкого нашествия последних лет, – трудно вспомнить все трагедии, пережитые этим энергичным народом».

А так, писал в 1894-5 годах соратник Сталина по голодомору на Украине, Максим Горький. Жаль только что эти слова относились только к армянскому народу, но не к «братскому» украинскому. В отношении украинцев Пешков проявил именно то «гнусное равнодушие» и даже оказывал идеологическую помощь в оправдании политики геноцида против народа Украины.

Он говорил: «…сельских единоличников тяготеющих к собственничеству, нужно уничтожить как класс». Правда, это было уже в 1932 году, и погибло тогда не 10 тысяч армян, а 10 миллионов украинцев. От высказывания «народного» писателя до фразы: «Равнодушие – есть наивысшая жестокость», принадлежащей Митчеллу Уилсону – и вовсе рукой подать.

И так: нам кажется, что мы раскрыли суть, что же такое РАВНОДУШИЕ. Раскрыли ли? В самом деле, наши дни, казалось бы, нисколько не повлияли на смысл этого понятия. Мы едем в метро, равнодушно взирая на соседей – у каждого свои заботы. Едем, молча, может в этом причина? Но давайте обратимся к соседу, например, на работе. Попросим поучаствовать в акции поддержки Юлии Тимошенко.

Читайте также:  Проблема человеческого счастья в рассказе «Крыжовник»

Ведь так много говорим друг другу правильных слов, о неправильных, мягко говоря, действиях власти. Сочувствуем борцу за свободу и народной избраннице, возмущаемся вопиющими нарушениями законов и откровенно политической подоплёкой процесса над ней – и вот тут происходит сбой. Печерский суд рядом – идти пять-десять минут, но у каждого появляется масса причин избежать своего гражданского долга.

В глазах большинства вижу то страшное равнодушие, которое превращает наших людей в стадо потребителей материальной жизни – идеалы уходят прочь. Откровенно говоря, на такую реакцию хочется ответить резко, но знаешь – тебя не поймут. Не поймут и осудят. Принцип «Моя хата с краю…» работает четко и бесперебойно. Недавно я смотрел телепередачу о тюрьмах на Украине.

Человеку со слабыми нервами, смотреть подобное не рекомендую. Эпидемия туберкулеза косит людей независимо от вынесенного срока отбывания. Человек, попавший за незначительные нарушения закона на несколько лет, имеет полный шанс угодить прямо на кладбище. Вдумайтесь в это! Не нужно смотреть фильмы ужасов: они в нашей украинской тюрьме! Это происходит в XXI веке, причём не при феодальном строе.

Медикаментов нет никаких. Разве что вам дадут «Цитрамон» от головы и активированный уголь от проблем с желудком. Это все!!!.. От питания, которое дают заключенным – этих самых желудочных проблем масса. В беседе с одним из бывших узников, слышу: Каждый день в тюрьме умирает человек. Пишу не узник, а именно человек.

Потому что никто не давал права забирать у людей их гражданские права, а главное жизнь!.. Но власть не думает о лучшей доле для заключенных, а урезает и так мизерные субсидии. Урезает почти в половину, а то и более. Ну как же, ведь нужно пополнять бюджет для содержания Верховной Рады: например, купить 500 компьютеров.

Стоимость компьютера – это относительно нормальное питание и содержание десятка заключенных около 4-5 месяцев. Но, что же общество? Да ничего! Оно молчит, а те, кто не молчат – борются за свои права, но не за тех, кому в данный момент хуже их в десятки раз. Тоскливо наблюдать за благотворительной деятельностью толстосумов.

Как-то, Кучму показывали в телепрограммах, по причине: помощи талантливому мальчику –виртуозу скрипки.

Слезы умиления отнюдь меня не прошибли, глядя на самодовольную физиономию экс-президента, зная, что все то, что сей господин «снял с общества», хватило бы построить в каждом областном центре больницу для онкобольных, открыть новые учебные заведения и значительно улучшить содержание, хотя бы тех же заключенных… а тут один мальчик, пусть и гений.

Тема бесконечная и неблагодарная! Известные пиарщики, сделав на копейку, трубят в СМИ об этом мизере, раздувая его и прикрывая глобальные проблемы общества. Кризис и политическая нестабильность в Украине – еще более ожесточают людей. Равнодушие захлестывает наше общество.

Взаимовыручка и дружеское плечо становятся дикими понятиями и отторгаются, как ненужный отживший элемент, модифицированной, точнее суррогатной духовности. Но в стране, да и во всем мире есть люди, которым плохо, очень плохо – значительно хуже, чем нам. В Средние века, в период феодализма, у каждого барона – кубки, подносы и миски (тарелок, как и ложек, тогда еще небыло), имели надписи.

Вот они: «Пока ты ешь – кто-то голодает!», «Ты ешь мясо, а у кого-то нет куска хлеба на обед!». «Ты пьешь и ешь, но есть те, кто страдают от голода!». Надписи разные, произвольной формы, но все имели одну суть: напоминать власть имущим о том, что они обязаны заботиться о ближнем и о народе. Сейчас таких надписей нет, никому и в голову не приедет написать что-либо подобно.

«Мрачное» Средневековье, которое нам подают историки, точнее фантасты от истории – оказалось намного гуманнее нашего развитого компьютеризированного века. Нам все равно, что происходит в обществе, нам безразлично кто придет к власти, нам абсолютно все равно, что творится в соседнем доме. Даже если там умирает соседка от голода, мы сохраняем спокойствие.

Был один случай в Одессе, произошел он 1995 году. Пожилая женщина, живущая на четвертом этаже, умерла от голода. Телефон отключили за неуплату – старенькая не могла ходить ни в сберкассу, ни в магазин за продуктами, а соседи по лестничной клетке забыли о ее существовании, как забыли и собственные внуки. Конечно, потом всколыхнулась вся Одесса, но это было потом.

Равнодушие – что это? Как с этим живет человек и человек ли он? Может мы на этой планете – давно уже бездуховные мутанты? Нам дела нет до того, что пьяницы-родители, живущие по соседству, издеваются над своим ребенком, калеча ему жизнь морально и физически. Нам все равно, даже если разгоряченный водкой папаша, убивает жену и ребенка.

Мы пожмем плечами, и для видимости немного повозмущаемся узнав, что власть опять арестовала очередного политического противника, и опасливо будем оглядываться при очередной информации от дворовых сплетниц, что у соседа бандиты забрали бизнес или закатали того в асфальт, когда он воспротивился его отдать.

Правда, при последнем известии, на всякий случай проверим охотничье ружье, купим лишнюю пачку патронов и заведем собаку больше размером. Каждый за себя и, конечно же, каждый в отдельности, мы проигрываем. Проигрываем, потому что власть – это государство, а последнее – «организованный аппарат насилия», как писал К.Маркс. Бандиты же всегда приходят группой и с оружием.

Равнодушие делает нас соучастниками преступлений, происходящих в обществе. Кто-то это сказал и думаю, не один раз. Вот свежий пример. Международная амнистия (Amnesty international) ежегодно проводит МАРАФОН по сбору писем главам государств и прокурорам, в поддержку узников совести, людей незаконно осужденных, людей над которыми власть издевается и попирает человеческие нормы и законы.

Сидят они по сфабрикованным делам. Самая распространенная форма привлечения человека к уголовной ответственности – это пакетик наркотиков, который, поднаторевшие в этом деле милиционеры, подбрасывают в карман жертве. Реальность поражающая и возмущающая каждого нормального человека, и эта реальность – суть нашего бытия в обществе с хромой демократией.

Международная общественность подключается к массовым протестам против нарушения прав человека и требует освобождения таких узников. Разговаривая с близкими, товарищами по работе и просто знакомыми, обмениваешься информацией о подобных правонарушениях со стороны государственных силовых структур и ощущаешь, что тебя понимают.

Но это обманчивое ощущение, потому что, когда возникает необходимость в письменном протесте против содержания узников совести в тюремном заключении – происходит трансформация людей. Пряча глаза, многие отказываются, ссылаясь на занятость и массу других причин. Нет, они не боятся писать, им просто все равно, то есть они равнодушны к чужому горю, к чужой несправедливости.

Любое письмо может изменить судьбу человека неправедно осужденного на тюремное заключение, Но ведь, как сложно взять ручку и от руки написать письмо главе государства или Генеральному прокурору страны. И что интересно, в разговоре с таким человеком можно несколько часов говорить о справедливости, но двадцать минут конкретных действий – вызывают у него обратную реакцию.

Я не могу сказать, что перед нами люди черствые – они проявляют себя в жизни иногда очень по доброму. Многие просто не задумываются, над тем, что кроме личных забот, в стране кипит жизнь, в которой часто погибают не только не знакомые нам люди, но и близкие и в, которой, можем погибнуть и мы.

В годы войны, массовый патриотизм и не безразличие к общей цели – победе над врагом: были консолидирующей силой. Равнодушных небыло, потому что обстановка заставила определиться каждого гражданина страны. В годы возрождения из руин и пепла, эта же консолидирующая сила опять закрыла дорогу безразличию к окружающему миру и не дала отдельным проявлениям перерасти в глобальные масштабы.

После распада СССР, так называемый «дикий капитализм» – уничтожил духовность и мораль минувших поколений, не воспитав в новом – ни чувства взаимовыручки, ни чувства ответственности за свое дело, ни чувства элементарного добрососедства. Хуже того, эта эпидемия охватила не только Восточную Европу, но и разлагает духовность более здоровых, демократически настроенных наций.

Наркомания захлестнула весь мир, не только из-за огромных прибылей наркоторговцев, но и из-за нашего равнодушия. Мы взираем на своих детей, мысленно и вслух благодаря Бога за то, что именно они не подвержены этому смертельному недугу, но нам дела нет до соседского мальчишки или девчонки, погибающего от этой заразы. Но равнодушие наказуемо, так как уже наши внуки попадают в сети наркоторговцев.

Разврат, проституция, пьянство, умственная деградация – все это следствие нашего безразличия к происходящему вокруг нас. Сосед сидит в тюрьме и страдает – нам все рано, не важно, что он знакомый или даже друг. Ну, посочувствуем, сделаем трагическое лицо, чтобы уже через минуту смеяться над, чем-то очень забавным и посторонним. Что у ж говорить о людях,, которых мы и в глаза не видели. МАРАФОН проводимый Международной амнистией (Amnesty international) – наглядно показал: каждое письмо писалось, как подвиг, как нечто столь значимое. Да и пусть. Это и есть подвиг души, когда человек, пусть даже и неискренне, но чиркнул несколько строчек. Поражаешься только, как далеко зашло наше общество в своем безразличии к окружающему миру. В наше время в нашем государстве и других развивающих странах, где демократия борется с тоталитарными режимами уходящего прошлого, любой из нас может оказаться в числе тех, нам неизвестных, что томятся без суда и следствия, или по сфабрикованным делам в тюрьме.

И тогда каждое письмо будет для нас, надеждой на справедливость и тогда мы начинаем понимать, что: РАВНОДУШИЕ – ЭТО ПАРАЛИЧ ДУШИ, ПРЕЖДЕВРЕМЕННАЯ СМЕРТЬ – так пишет величайший драматург Антон Павлович Чехов, и тогда мы начнем осознавать: РАВНОДУШИЕ – ЭТО САМАЯ СТРАШНАЯ БОЛЕЗНЬ – так говорил А, Токвиль, и вспомним слова Р. Эберхарда: НЕ БОЙСЯ ВРАГОВ, В ХУДШЕМ СЛУЧАЕ ОНИ МОГУТ ТЕБЯ УБИТЬ, НЕ БОЙСЯ ДРУЗЕЙ, В ХУДШЕМ СЛУЧАЕ ОНИ МОГУТ ТЕБЯ ПРЕДАТЬ. БОЙСЯ РАВНОДУШНЫХ – ОНИ НЕ УБИВАЮТ И НЕ ПРЕДАЮТ, НО ТОЛЬКО С ИХ МОЛЧАЛИВОГО СОГЛАСИЯ СУЩЕСТВУЮТ НА ЗЕМЛЕ ПРЕДАТЕЛЬСТВА И УБИЙСТВА. А когда придет наш час, уходить в мир иной, горько пожалеем, вспоминая слова Э. Севруса: ТЕМ, КТО НА ВСЕ ЗАКРЫВАЕТ ГЛАЗА ПРИ ЖИЗНИ – НЕКОМУ ЗАКРЫТЬ ИХ ПРИ СМЕРТИ.

Я же хочу закончить следующим: РАВНОДУШИЕ – ЭТО НРАВСТВЕННАЯ И ДУХОВНАЯ ГИБЕЛЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. ПОСЛЕ ЭТОГО – МЫ ПОПАДАЕМ В ЖАЛКОЕ НИЧТО.

Сами собой в голове сложились стихи-резюме моим словам:

РАВНОДУШИЕЯ равнодушен к повседневной суете, Я равнодушен к этой власти и народу! Я равнодушен к тем, кто в киевской тюрьме, Сидят за вас и за мою с тобой свободу. Я равнодушен к злой улыбке палача, Того, кто приготовил нам колоду, Что б голову отсечь, я не боюсь меча, Но своему я не хочу служить народу! Я равнодушен к злобной своре, я с плеча, Не буду им переходить дорогу, Зачем мне это, я равнодушен как всегда, Нет дела мне до вас, до тех, кто потерял свободу, Я равнодушен, если вдруг София упадёт, А в Межигорье поселится злой диктатор, Я равнодушен, если кто Михайловский собор взорвёт, А моих деток монстрам сопровадят в рабство, Я равнодушен, если Украина вдруг падёт, Я равнодушен к окружающему миру. И так живу я, равнодушным весь свой век,

Я равнодушен, Я – УЖЕ НЕ ЧЕЛОВЕК!

Материал подготовлен автором блога по источнику-http://pravda.ks.ua/blogs/14365-yeduard-loshhickij.html

Ссылка на основную публикацию