Характеристика творчества франсуа вийона: анализ стихотворения

Характеристика творчества Франсуа Вийона: анализ стихотворения Характеристика творчества Франсуа Вийона: анализ стихотворения Характеристика творчества Франсуа Вийона: анализ стихотворения Характеристика творчества Франсуа Вийона: анализ стихотворения Характеристика творчества Франсуа Вийона: анализ стихотворения Характеристика творчества Франсуа Вийона: анализ стихотворения Характеристика творчества Франсуа Вийона: анализ стихотворения Характеристика творчества Франсуа Вийона: анализ стихотворения Характеристика творчества Франсуа Вийона: анализ стихотворения Характеристика творчества Франсуа Вийона: анализ стихотворения

В мае 1461 года поэт очутился в тюрьме городка Мен-сюр-Луар, находившегося под юрисдикцией сурового епископа Орлеанского Тибо д'Оссиньи, недобрыми словами помянутого в “Большом Завещании”. Известно также, что из тюрьмы Вийон вместе с другими узниками был освобожден 2 октября того же года по случаю проезда через Мен только что взошедшего на престол короля Людовика XI.

Освобожденный из тюрьмы, Вийон направляется к столице и скрывается в ее окрестностях, поскольку дело об ограблении Наваррского коллежа отнюдь не было забыто. Здесь, под Парижем, зимой 14611462 года, и было написано главное произведение поэта – “Завещание” (или “Большое Завещание”).

Особенности построения, структура В самом конце 1461 или в начале 1462, сразу по возвращении в Париж, Вийон создал свой шедевр – Завещание (Testament), иначе Большое Завещание (Grand Testament).

Оно повторяет структуру Лэ, но насмешливые дарения предваряются обширным вступлением (строфы 1 -832).

Кроме того, поэт включил в поэму многочисленные “баллады” и несколько других стихотворений, написанных в разное время и по разным поводам.

Самая знаменитая – Баллада-молитва Богородице (Ballade pour prier Nostre Dame), которую Франсуа вложил в уста своей матери.

Столь же известны баллада, посвященная бойким на язык парижанкам (Баллада о парижских дамах – Ballade des femmes de Paris), и баллада, в которой высмеивается сельская идиллия (авторство ее приписывается епископу Филиппу де Витри) Баллада-спор с Франком Гонтье (Les contrediz de Franc Gontier).

Завершают поэму эпитафия Вийона самому себе и Баллада о прощении (Ballade de mercy). Среди вставных баллад лучшей, без сомнения, является Эпитафия (L'pitaphe Villon), более известная под названием Баллада повешенных (Ballade des pendus): она была написана в то время, когда Вийон ожидал смертной казни.

Своеобразие тематики Вийон пишет самого себя, точно так же как Рембрандт изображает на полотнах собственное лицо — отнюдь не эталон красоты; немногие написанные им стихи сливаются в единую поэму — вещь, совершенно немыслимая для искусства Арнаута Даниеля или Бодлера. Вийон ни в чем не винит ни себя, ни Бога; он не пеняет на провидение, ибо законы, правящие этим миром, таковы, что всякому воздается сполна, и Вийон — не исключение.

Иронический смысл поэзии Вийона и прежде всего “Завещания” ясно обнаруживается в том, что Вийон почти нигде не говорит “своим голосом”.

Во всяком случае, стоит только появиться новому персонажу, как Вийон немедленно заговаривает с ним (или о нем) на его собственном языке.

Вийон хорошо знает, что реальные интересы, поведение и мышление людей резко расходятся с той “мудростью жизни” или с тем кодексом, которые как раз и закреплены в различных социальных “языках”.

Мотивная структура По большей части оба «Завещания» — и «Малое» , и «Большое» — менее всего поэзия, в каком бы то ни было смысле; это — меткость голых фактов; вор, убийца, сводник, сутенер, приторговывающий шлюхами, Вийон гордился парой десятков пассажей, поражающих своей искренностью; он пел вещи как они есть. Он отваживается быть только таким, как есть. Его порочность — не поза, культивируемая ради вящего литературного эффекта. Он ни разу не совершает необратимой ошибки, не опускается до прославления собственной греховности, наслаждения ею или до презрения к добродетели.

Анализ стихотворений: • «Баллада о дамах былых времен» • «Жалобы прекрасной оружейницы» • «Двойная баллада о любви»

«Баллада о дамах былых времен» Тема «Баллады» характерна для позднего средневековья, в котором куртуазный мотив воспевания прекрасной дамы сливается с христианским мотивом бренности земной жизни.

В данной балладе Вийона чередуются не женщины, а тени. Звучание имен создает мелодику стиха, завершающегося печальным ироническим рефреном: «Но где же прошлогодний снег? » .

Этот вопрос утверждение несет основную идею баллады.

Композиционно она состоит из трех слов – вопросов, содержащих слово «где» , и заключительного обращения, переводящего закон мироздания в плоскость обозримую: «Принц, не теряйте времени» , содержащую ту же основную мысль.

«Жалобы прекрасной оружейницы» В «Жалобах прекрасной оружейницы» Вийон пародирует традиционно – каноническое описание красоты, наделяя ею не благородную даму (как было принято), а публичную девицу.

Вийон вновь обращается к теме телесности: описывает переход от молодости к старости. Старение для него – это не столько состояние души, сколько увядание тела. Баллада построена на ярком контрасте образов молодости и старости.

Старость – это увядание, молодость – это расцвет.

«Двойная баллада о любви» Это типично пародийное произведение, в котором насмешливо перечисляются персонажи античной и библейской мифологии, “поглупевшие” от страсти и поддавшиеся женской хитрости и коварству.

И вдруг эта вереница принадлежащих легендарному прошлому персонажей размыкается, чтобы дать место двусмысленной фигуре самого Вийона, выскакивающего совершенно неожиданно, “как черт из коробочки”: «Меня ж трепали как кудель, /Зад превратили мне в котлету!/Ах, Катерина де Воссель/ Со мной сыграла шутку эту» .

Фигура Вийона здесь в высшей степени двусмысленна. Поставленный в ряд с пародийными персонажами, неизбежно сам начинает восприниматься как один из них, как карикатурная марионетка, как уже знакомый нам “образ Вийона”.

Но с другой стороны, упоминание совершенно конкретного имени Катерины де Воссель и намек на столь же конкретные обстоятельства инцидента не оставляют сомнений, что Вийон имеет в виду какой-то реальный случай из своей жизни, оставивший глубокий след в его душе.

Здесь, наконец, обнаруживается ключевой принцип: разобрать серьезные (но тщательно приглушенные) интонации можно лишь в одном случае – вслушавшись в полногласную иронию и дав себя увлечь ею, ибо серьезность Вийона существует не рядом с этой иронией, а пробивается сквозь нее и ощутима только по контрасту с ней.

Место творчества Ф. Вийона в контексте европейской поэзии

Вийон вовсе не стремится выставить на всеобщее обозрение эту наготу и эту беззащитность, он стыдится своей боли, своих обид и неудач; ему не хочется выглядеть в глазах окружающих ни слабым, ни несчастным.

Его стихи более всего далеки от сознательной исповеди, ибо, чтобы вывернуть себя наизнанку перед чужими людьми, нужна либо большая самоуверенность (уверенность в значительности собственного “я”), либо наивное доверие к этим людям.

Ни того, ни другого у Вийона не было.

Наоборот, он до крайности неуверен в себе, а от окружающих ждет не сочувствия, а одного только недоброжелательства и преследований.

Он озабочен не тем, чтобы поэффектнее подать свое “я”, искусно наложив на лицо грим, а тем, чтобы как можно тщательнее спрятать его, скрыть за спасительными личинами единственной защитой, позволявшей Вийону ускользать от осуждающих и насмешливых взглядов, направленных на него со всех сторон.

В этом смысле Вийон не только не предвосхищает тех лириков XIX – XX вв. , с которыми его так часто сравнивают, но является их прямой противоположностью.

В отличие от них Вийон совершенно не знает рефлексии, не умеет всматриваться в себя, перебирать собственные переживания и наслаждаться страданиями, чтобы затем ласкать ими “чужие души”; короче, Вийону чужда всякая эстетизация своей личности, превращение ее в предмет рассматривания, любования или недовольства. Ни в каком смысле Вийон не “воспевает” себя. Он весь поглощен внешним миром и своими нелегкими – отношениями с ним, но отнюдь не самосозерцанием.

Не озабоченный тем, чтобы приукрасить себя, Вийон предстает перед нами таким, каким был на самом деле, а не таким, каким ему хотелось бы казаться. Поэтому, когда его личность – против его собственной воли – все же приоткрывается, нас поражает не ее глубина, сложность или противоречивость черты, которые мы привыкли ценить у современных поэтов, – а ее абсолютная неподдельность.

Громадное влияние Вийон оказал на поэтов конца средневековья и начала Возрождения (Пьер Грэнгуар, Клеман Маро, даже Рабле), а затем влиял на сатириков и реалистов XVII века (Матюрен Ренье, Лафонтен, отчасти Мольер). С похвалой отзывались о Вийоне Буало и Вольтер; в XIX веке Вийону поклонялись и романтики (Т. Готье) и Беранже, сильно напоминающий Вийона.

Читайте также:  Стихи про войну для детей

• Косиков Г. Франсуа Вийон. – М. , 1984. Список используемой литературы • Мандельштам О. «Франсуа Виллон» • Корнозе З. И. Пронин В. Н. Практикум по истории Французской литературы. – М. , 1991.

Новаторский характер лирики Франсуа Вийона

  • Министерство образования 
    и науки Украины 
    Луганский национальний университет имени Тараса Шевченка 
  • Реферат по зарубежной литературе 
    на тему:
  • «Новаторский характер лирики Франсуа Вийона» 
     
  • Выполнила
  • Студентка второго курса
  • Чивиль Ирина
  • Группа 2-Г 
    Факультета иностранных языков 
  • Луганск 2011
  • План:
  1. Введение
  2. Биография Франсуа Вийона
  3. Характеристика творчества
  4. Новаторство автора
  5. Вывод
  6. Использованная литература.

1.Введение

В XIII в.

культура Франции, благодаря 
поэзии гениальных провансальских трубадуров и творчеству труверов, среди которых 
блистала ярчайшая звезда Кретьена де Труа, благодаря великолепной готической архитектуре и университетской 
науке, была ведущей среди западных культур. В немалой степени этому, разумеется, способствовала и деятельность выдающихся мыслителей Сигера Брабантского и Жана де Мена, антипапская политика французских королей, проводником 
которой в Италии был Брунетто Латини, учитель Данте.

В XIV – первой половине XV в. развитие французской культуры проходило 
в обстановке Столетней войны (1337 – 1453), острых социальных потрясений, что, однако, не привело к быстрому качественному 
скачку: слишком сильны были во Франции 
средневековые литературные традиции.

Поэтому можно сказать, что в 
данный период здесь развертывался 
новый тип эволюции средневековой 
культуры, с ее аллегоризмом и морализмом.

Но жизнь все же развивалась, росли 
города, а вместе с ними и удельный вес городской словесности, оттесняющей 
куртуазную литературу, видоизменяющей ее и приобретающей таким образом 
новое качество.

Усилиями ученых и философов 
Иоанна Буридана (1300 – 1359), Николая Ортекура, Николая Орезмского (1320 – 1382) во Франции 
усилился интерес к античности, который 
рассматривается специалистами 
как первые ростки гуманизма. Проповедник 
Жан Жерсон (1362 – 1429) одним из первых принялся за изучение классической латыни. Филипп де Мезьер (1327 – 1405) стал первым переводчиком Петрарки на французский язык.

Оплотом новой культуры были круги городской интеллигенции, отчасти связанные с двором, но главным образом – с вышедшими 
из-под жесткой опеки церкви “молодыми” университетами в Орлеане, Лионе, Гренобле, Перпиньяне, Анжере. Возникают и 
светские городские школы, прообразы 
коллежей.

Начинается время публицистики, и теперь уже не Франция на Италию, а Италия на Францию начинает оказывать 
просвещенное влияние.

Новая литература начинается, собственно, с театра, с 
мистерий, то есть полупрофессиональных представлений, в которых обыкновенно 
принимают участие и зрители, зачастую идущих неделями: многие из них 
насчитывали по 50 и более тысяч 
стихотворных строк. Сперва они были, конечно, чисто религиозными, но быстро обмирщались.

Наиболее популярные авторы мистерий: Арнуль Гребан (1420 – 1471) с его “Мистерией страстей” и “Мистерией 
деяний апостолов”; Жан Мишель, а 
также Жак Миле (1428 – 1466) с “Мистерией 
о разрушении Трои” и “Мистерией 
об осаде Орлеана”, в которой 
была выведена Жанна д' Арк.

Помимо мистерий очень популярны были небольшие 
аллегорические пьесы – моралите, изображавшие такие понятия и страсти, как, например, Скупость, Вожделение и т.п. Наиболее значительные авторы: Андре 
де ла Винь, Жорж Шателен (1403 – 1475).

Самым 
же популярным жанром во Франции тех 
времен был, что совершенно естественно, фарс с его духом веселья, грубой буффонады, идущей от масленичных игр и карнавалов. И, тем не менее ведущее положение было все-таки за лирикой. Школа искусства поэзии Гийома де Машо превратила поэзию в науку, так называемую “вторую риторику”. Скоро поэзия сильно сблизилась с музыкой (впрочем, они были неразлучны еще со времен трубадуров), и многие поэты составляли музыкальные трактаты: Жан де Мюри, Жан де Груши, тот же Николай Орезмский (“О конфигурации качества”, “О разделении монохорда”).

Знаменитый везде Петрарка (помните, его собирались увенчать лавровым венком короля поэтов сразу в нескольких городах, в том числе и в 
Париже, но поэт выбрал Рим?..) лучшим французским 
поэтом считал Филиппа де Вентри (1291 – 1361). Трактаты последнего “Новое 
искусство” и “Искусство контрапункта” оказали большое влияние на искусства 
поэзии и музыки.

Автора называли даже “цветом музыкантов всего мира”.  Наиболее значительным поэтом был Гийом 
де Машо (1300 – 1377), сочинявший баллады, рондо, верелэ, мотеты. Его поэма “Взятие Александрии” считалась самым 
виртуозным произведением времени.

Продолжателем Машо был Эсташ 
Дешан (1346 – 1406) – ученый-клирик, воспевавший 
Париж и в поздних стихах в 
чем-то предвосхитивший первого 
гения новой французской литературы Франсуа Вийона. Наиболее яркий историк 
эпохи – Жан Фруассар (1337 – 1414). Его 
многотомные “Хроники” охватывают историю Франции с 1328 по 1400 г. К началу XV в.

относится творчество очень талантливого поэта Алена Шартье (1385 – 1434). Славу ему принесли поэмы “Книга четырех дам” и “Безжалостная красавица”.

Творческим итогом развития средневековой французской литературы и одновременно предвестником Ренессанса стала поэзия Франсуа Вийона,

Франсуа Вийон (фр. François Villon) (настоящая 
фамилия — де Монкорбье (de Montcorbier), Монкорбье (Montcorbier) или де Лож (des Loges)); родился между 1 апреля 1431 и 19 апреля 1432, Париж, — год и место смерти неизвестны (после 1463, но не позднее 1491)) — последний и величайший из поэтов французского средневековья.

Bийон — 
его псевдоним — фамилия воспитавшего 
его родственника, парижского священника.

Рождённый и воспитанный в 
среде парижского мещанства в 
эпоху обнищания и кризиса 
Франции после «Столетней войны», Вийон оказался среди «деклассированных».

Будучи студентом Парижского 
университета и получив в 1452 звание магистра, Вийон принимал 
участие в разгульной жизни 
школяров; вскоре Вийон оказался 
замешанным в уголовных преступлениях.

В 1456, вследствие участия в крупном грабеже, Вийон 
бежал из Парижа; в это время 
им написано первое крупное произведение — шуточное послание к друзьям 
«Les legs» («legs» — «статьи», «пункты»), впоследствии названное «Le petit testament» (Малое завещание). Вся последующая 
жизнь Вийона проходит в бесконечных 
скитаниях по Франции в компании подонков общества.

Изредка он находил 
убежище при дворах феодалов (в 
том числе и герцога Карла 
Орлеанского — талантливого поэта).

В 1461, приговорённый к смертной казни, от которой его спасла лишь амнистия, Вийон создаёт свои лучшие произведения: «Epitaphe» (Эпитафия), вошедшую в лирический цикл «Codicille», и «Testament» (Завещание), впоследствии названное «Le grand testament» (Большое завещание).

Кроме этих произведений Вийону принадлежит ряд 
отдельных баллад, не дошедшая до нас 
поэма «Le Romant de Pêt-au-Deable», баллады 
на воровском жаргоне. Поэт был изгнан из Парижа в 1463, далее его следы 
теряются. Вийон умер не позднее 1491, когда вышло первое издание его 
произведений.

  1. Характеристика творчества

Биография и творчество более тесно 
связаны у Вийона, чем у какого бы то ни было иного поэта Франции. Большинство его произведений сочинены «на случай».

Таково и крупнейшее его произведение «Testament» (к которому примыкают и его мелкие вещи), представляющее синтез всех основных моментов творчества Вийона.

Таковыми являются прежде всего контрастность 
и ирония, лирический субъективизм и крайний сенсуализм (тяготение 
к чувственной стороне жизни); вся поэтика Вийона построена 
на этих моментах, и соответственно им можно различить несколько 
оттенков в лирических излияниях 
Вийона.

Он — реалист в том смысле, что в его поэзии — большое 
количество бытовых образов, контрастирующих 
друг с другом.

Ирония и пародийность лежат в основе замысла «Testament»; здесь традиционная форма «поэтического 
завещания» даётся в бурлескном преломлении: предметом завещания являются безделицы, вроде вывески кабака, кружки пива, пустого кошелька, а также баллады, вставленные в текст; эта канва 
прерывается более или менее 
обособленными лирическими отрывками.

Традиционная, характерная для формалистической и аллегорической поэзии XIV-XV веков 
баллада у Вийона также часто 
пародийно снижена; в виде пародии 
даёт он и ультранатуралистические 
картинки попоек, притонов Парижа, говоря от лица кутилы (баллада «Père Noé» из «Testament»), вышибалы («Ballade, de Villon et de la grosse Margot», там же) и т. п.; в эпизоде 
с «Прекрасной оружейницей» поэт детально описывает «увядшие прелести» 
и сравнивает их с былыми; наконец 
в «Epitaphe» реальность переходит 
в гротескную утрировку: говорят 
повешенные, тела которых гниют, глаза 
которых выклевали птицы, и т. п.; к этому присоединено обращение 
к «людям-братьям», просьба молиться за их души; стираются границы гротеска, пародии и философского размышления (последнее — особенно характерно для Вийона; оно носит чисто 
субъективный характер).

Вийон почти 
не выражает в своей поэзии социального 
протеста (за исключением эпизода 
с Александром Македонским в 
«Testament»), и социальная значимость его 
творчества, ультрасубъективного по своему характеру, — в картинах нищеты, порока, которых так много в 
его произведениях («Legs», «Testament», а 
также в воровских балладах).

Оригинальность Вийона – в первую очередь в его отношении ко всей (как серьезной, так и комической) культурно-поэтической традиции зрелого 
Средневековья, в той критической 
дистанции, которую он сумел установить по отношению к этой традиции, ощутив свое превосходство над нею и 
превратив ее в материал для иронической 
игры.

Вийон – поэт прежде всего, и по преимуществу пародирующий. Однако его пародирование 
имеет совершенно иное, нежели средневековый 
комизм, содержание и направленность. Хотя Вийон охотно прибегает к 
приемам “вывороченной поэзии”, эти 
приемы либо сами являются объектом насмешки, либо служат целям глубоко чуждым, даже враждебным духу веселого “снижения” и “удвоения”.

Его смех основан 
не на таком – буффонном – удвоении пародируемых норм, произведений и т. п., а на их ироническом и безжалостном разрушении, прежде всего на разрушении и обесценении 
канонов традиционной поэзии. Если творчество Вйиона и можно сравнить с вершиной средневековой поэзии, то лишь с такой, откуда он с откровенной 
насмешкой оглядывает почву, его 
породившую.

Тому есть свои причины.

С одной стороны, сама поэтическая культура зрелого Средневековья, пережив начиная с XII века эпоху 
возвышения и расцвета, в XV столетии вступила в период если не упадка, то, во всяком случае, определенного застоя: ее каноны все больше и больше превращались в штампы, в “общие места”, вызывавшие недоверчивое к себе отношение: во времена 
Вийона уже встречалось немало поэтов, заподозривших, например, каноническую трактовку темы любви в жизненной 
неадекватности; они по всем правилам описывали невероятные мучения “отвергнутого влюбленного”, с тем, однако, чтобы 
в последней строчке заявить: “Так принято говорить, но в 
жизни так никогда не бывает”.

Вийон же распространил свое недоверие практически 
на всю поэтическую (и не только поэтическую) культуру Средневековья, превратив 
это недоверие в принцип своего творчества. В значительной мере этому 
способствовало и социальное положение 
Вийона – преступника и бродяги.

И 
как гражданское лицо, и как 
поэт, не находившийся на службе ни у 
кого из владетельных особ, не являвшийся также членом никаких поэтических 
корпораций, Вийон оказался как бы на периферии средневекового общества, едва ли не полностью отрешенным от его норм и ценностей, что и 
позволило ему увидеть мир 
этих ценностей не изнутри, а как 
бы извне, со стороны. Отсюда – самобытность поэзии Вийона, отсюда же и ее исключительный внутренний драматизм, основанный на разладе 
между каноническими способами 
экспрессии, существовавшими в ту эпоху, и “неканоническим” взглядом на жизнь самого Вийона.

Принцип его 
поэзии – ироническая игра со всем твердым, общепринятым, раз навсегда установленным. Излюбленные средства этой игры – антифразис (употребление слов в противоположном 
значении) и двусмысленность.

Вийон занимает уникальное место в литературе, потому что 
он — единственный поэт, лишенный каких 
бы то ни было иллюзий. Его Подлинное 
новаторство Вийона в том, что 
на самый “кодекс” средневековой 
культуры он сумел взглянуть с 
точки зрения реальной жизни, кодекс проверить жизнью.

Хороша эта жизнь 
или плоха, жестока или добра, правильна или нет, для Вийона несомненно, что она безнадежно ускользает из-под власти любых заранее заданных категорий, любой – теологической, юридической, житейской, воровской – “мудрости”, которая пытается навязать себя жизни 
и закрепляется в том или ином социально-языковом стиле.

Читайте также:  Лирические отступления в поэме «мертвые души» (н. в. гоголь)

Билеты. Вариант 8. 26. Жизнь и творчество Франсуа Вийона в контексте литературы позднего Средневековья

Предыдущая страница Оглавление Следующая страница

26. Жизнь и творчество Франсуа Вийона в контексте литературы позднего Средневековья. Своеобразие мировоззрения и поэтики, жанровый состав творчества (характеристика баллад и «завещаний»). Лирическая маска и лирическое «я» Вийона.

Франсуа Вийон (фр. François Villon) (настоящая фамилия — де Монкорбье (de Montcorbier), Монкорбье (Montcorbier) или де Лож (des Loges)); родился между 1 апреля 1431 и 19 апреля 1432, Париж, — год и место смерти неизвестны (после 1463, но не позднее 1491)) — последний и величайший из поэтов французского средневековья.

Bийон — его псевдоним — фамилия воспитавшего его родственника, парижского священника.

Рождённый и воспитанный в среде парижского мещанства в эпоху обнищания и кризиса Франции после «Столетней войны», Вийон оказался среди «деклассированных».

Будучи студентом Парижского университета и получив в 1452 звание магистра, Вийон принимал участие в разгульной жизни школяров; вскоре Вийон оказался замешанным в уголовных преступлениях.

В 1456, вследствие участия в крупном грабеже, Вийон бежал из Парижа; в это время им написано первое крупное произведение — шуточное послание к друзьям «Les legs» («legs» — «статьи», «пункты»), впоследствии названное «Le petit testament» (Малое завещание). Вся последующая жизнь Вийона проходит в бесконечных скитаниях по Франции в компании подонков общества.

Изредка он находил убежище при дворах феодалов (в том числе и герцога Карла Орлеанского — талантливого поэта).

В 1461, приговорённый к смертной казни, от которой его спасла лишь амнистия, Вийон создаёт свои лучшие произведения: «Epitaphe» (Эпитафия), вошедшую в лирический цикл «Codicille», и «Testament» (Завещание), впоследствии названное «Le grand testament» (Большое завещание).

Кроме этих произведений Вийону принадлежит ряд отдельных баллад, не дошедшая до нас поэма «Le Romant de Pêt-au-Deable» (существование которой некоторыми вообще оспаривается), баллады на воровском жаргоне (dubia). Поэт был изгнан из Парижа в 1463, далее его следы теряются. Вийон умер не позднее 1491, когда вышло первое издание его произведений (не исправленное).

Характеристика творчества

Биография и творчество более тесно связаны у Вийона, чем у какого бы то ни было иного поэта Франции. Большинство его произведений сочинены «на случай».

Таково и крупнейшее его произведение «Testament» (к которому примыкают и его мелкие вещи), представляющее синтез всех основных моментов творчества Вийона.

Таковыми являются прежде всего контрастность и ирония, лирический субъективизм и крайний сенсуализм (тяготение к чувственной стороне жизни); вся поэтика Вийона построена на этих моментах, и соответственно им можно различить несколько оттенков в лирических излияниях Вийона.

Он — реалист в том смысле, что в его поэзии — большое количество бытовых образов, контрастирующих друг с другом.

Ирония и пародийность лежат в основе замысла «Testament»; здесь традиционная форма «поэтического завещания» даётся в бурлескном преломлении: предметом завещания являются безделицы (в связи с его похождениями), вроде вывески кабака, кружки пива, пустого кошелька, а также баллады, вставленные в текст; эта канва прерывается более или менее обособленными лирическими отрывками (здесь сказалось влияние поэта XIII века Рютбёфа с его пародийным «Завещанием осла» (Testament de l’asne)].

притонов Парижа, говоря от лица кутилы (баллада «Père Noé» из «Testament»), вышибалы («Ballade, de Villon et de la grosse Margot», там же) и т. п.

; в эпизоде с «Прекрасной оружейницей» поэт детально описывает «увядшие прелести» и сравнивает их с былыми; наконец в «Epitaphe» реальность переходит в гротескную утрировку: говорят повешенные, тела которых гниют, глаза которых выклевали птицы, и т. п.

; к этому присоединено обращение к «людям-братьям», просьба молиться за их души; стираются границы гротеска, пародии и философского размышления (последнее — особенно характерно для Вийона; оно носит чисто субъективный характер).

Свои лучшие лирические стихотворения Вийон создал в этой манере.

Можно назвать знаменитую «Ballade de menus propos» («Testament»; все строки начинаются словами «je connais» — «я знаю», рефрен же — «je connais tout, fors moi-même» — «я знаю все, но только не себя»), балладу «Contraintes», написанную на конкурс, на заданную тему (где Вийон пустил крылатое изречение «je riz en pleurs» — «смеюсь сквозь слезы»), «Dialogue entre le cœur et le corps» (Диалог сердца и тела), проникнутый глубоким пессимизмом, как и знаменитая «Ballade de dames du temps jadis» (Баллада о дамах былых времён, в «Testament», с рефреном «Mais où sont les neiges d’antan?» — «но где же прошлогодний снег?»). Наконец любопытна помещённая в «Testament» молитва в форме баллады от имени матери Вийона, простой, набожной женщины, создающая один из сильнейших контрастов в «Testament».

Вийон почти не выражает в своей поэзии социального протеста (за исключением эпизода с Александром Македонским в «Testament»), и социальная значимость его творчества, ультрасубъективного по своему характеру, — в картинах нищеты, порока, которых так много в его произведениях («Legs», «Testament», а также в воровских балладах).

В “Большом Завещании”, например, Вийон представляется больным и умирающим от неразделенной любви поэтом, который отказывает перед смертью свое, по большей части несуществующее, имущество.

Все “отказы” имеют шутливый, насмешливый, издевательский или непристойный характер – в зависимости от отношения Вийона к тому или иному “наследнику”. Такие бурлескные “Завещания” были каноническим жанром средневековой поэзии, широко распространенным уже за много веков до Вийона.

Из ближних к нему образцов назовем “Завещание” Э. Дешана (конец XIV века) и “Завещание узника” Жана Ренье (начало XV века). С традициями средневекового комизма связаны у Вийона и многие другие жанры и мотивы.

Так, “Баллада истин наизнанку”, “Баллада примет”, как и многие пассажи “Большого Завещания”, внешне написаны совершенно в духе “вывороченной поэзии”.

Прославленная “Баллада о толстухе Марго”, в которой долгое время видели интимное и пикантное признание Вийона-сутенера, на самом деле вовсе не автобиографична, а представляет собой типичный образчик “дурацкой баллады”. О пародировании Вийоном Священного писания, текстов отцов и учителей церкви не приходится и говорить – все это не выходило за рамки расхожих “школьных” шуток средневековых клириков.

Перечисление можно продолжить, но и сказанного довольно, чтобы возник вопрос: в чем же в таком случае оригинальность и новаторство Вийона? Ведь его совершенно уникальное место во французской поэзии ни у кого не вызывает сомнений.

установить по отношению к этой традиции, ощутив свое превосходство над нею и превратив ее в материал для иронической игры.

Вийон – поэт прежде всего, и по преимуществу пародирующий. Однако его пародирование имеет совершенно иное, нежели средневековый комизм, содержание и направленность. Хотя Вийон охотно прибегает к приемам “вывороченной поэзии”, эти приемы либо сами являются объектом насмешки, либо служат целям глубоко чуждым, даже враждебным духу веселого “снижения” и “удвоения”.

Его смех основан не на таком – буффонном – удвоении пародируемых норм, произведений и т. п., а на их ироническом и безжалостном разрушении, прежде всего на разрушении и обесценении канонов традиционной поэзии. Если творчество Вйиона и можно сравнить с вершиной средневековой поэзии, то лишь с такой, откуда он с откровенной насмешкой оглядывает почву, его породившую.

во всяком случае, определенного застоя: ее каноны все больше и больше превращались в штампы, в “общие места”, вызывавшие недоверчивое к себе отношение: во времена Вийона уже встречалось немало поэтов, заподозривших, например, каноническую трактовку темы любви в жизненной неадекватности; они по всем правилам описывали невероятные мучения “отвергнутого влюбленного”, с тем, однако, чтобы в последней строчке заявить: “Так принято говорить, но в жизни так никогда не бывает”.

Читайте также:  Любовь в рассказе «После бала» (Л. Толстой)

Вийон же распространил свое недоверие практически на всю поэтическую (и не только поэтическую) культуру Средневековья, превратив это недоверие в принцип своего творчества. В значительной мере этому способствовало и социальное положение Вийона – преступника и бродяги.

И как гражданское лицо, и как поэт, не находившийся на службе ни у кого из владетельных особ, не являвшийся также членом никаких поэтических корпораций (а ведь и то и другое было в XV веке само собой разумеющимся), Вийон оказался как бы на периферии средневекового общества, едва ли не полностью отрешенным от его норм и ценностей, что и позволило ему увидеть мир этих ценностей не изнутри, а как бы извне, со стороны. Отсюда – самобытность поэзии Вийона, отсюда же и ее исключительный внутренний драматизм, основанный на разладе между каноническими способами экспрессии, существовавшими в ту эпоху, и “неканоническим” взглядом на жизнь самого Вийона.

Принцип его поэзии – ироническая игра со всем твердым, общепринятым, раз навсегда установленным. Излюбленные средства этой игры – антифразис (употребление слов в противоположном значении) и двусмысленность.

“Балладе последней” “умирающий от любви” герой торжественно объявляет, что перед кончиной выпил красного вина под названием “морийон”.

Но слово “мор”, входящее в “морийон”, как раз и значит “смерть”, а то, что вино было красным (красный цвет – цвет любви), указывает как будто и на причину гибели бедного “мученика”.

Вместе с тем, поскольку “морийон” было винцом отнюдь не первого разбора, упоминание о нем раскрывает пародийный смысл строки и всей баллады (Вийон и не думал расставаться с жизнью из-за девицы легкого поведения, которую сделал героиней “Большого Завещания”). Но и это не все.

Вийон не только усиливает насмешливый смысл сказанного, но и переводит мысль своей аудитории в иной предметный план: в названии вина содержался намек на антипатичного Вийону (как и всей Сорбонне) аббата Эрве Морийона, который умер незадолго до того, как было написано “Большое Завещание”.

Предыдущая страница Оглавление Следующая страница

Городская лирика и поэзия Ф. Вийона. Основные мотивы лирики Вийона

Франсуа Вийона ( настоящая фамилия де Монкорбье или де Лож) – первый французский лирик позднего Средневековья. Родился в 1431 году в Париже. Мать не могла оставить при себе сына, и мальчика усыновил капеллан Гийом де Вийон, настоятель церкви св. Бенедикта, которая и стала для Франсуа родным домом.

Вийон довольно поздно получил диплом бакалавра по окончанию университета в 18 лет. Затем стал лиценциатом, а после и магистром. Однако, жизнь его была довольно не спокойной, неприкаянной. Он несколько раз бежал из Парижа, прячась от правосудия.

Был осужден на казнь, но подав прошение о помиловании, сумел избежать смерти, но вместо этого был изгнан на 10 лет из города. И все его произведения были написаны в самые трудные моменты его жизни. Поэтому биография и творчество Франсуа тесно связаны между собой. Большинство его произведений сочинены «на случай».

Жизнь Вийона – это череда арестов и изгнаний, судебных дел, где его обвиняют в тяжких преступлениях – кражах, убийствах. И это отражается в его лирике.

Она наполнена контрастностью и иронией, лирической субъективизмом и крайним сенсуализмом ( тяготением к чувственной стороне жизни ), вся Поэтика Вийона построена на этих моментах, и соответственно им можно различить несколько оттенков в лирических излияниях Вийона.

Он – реалист в том смысле, что в его поэзии – большое количество бытовых образов, сочетающихся друг с другом.

Ирония и пародийность лежат в основе замысла одного из крупнейших его произведений – «Testament» или «Завещание», здесь традиционная форма «поэтического завещания» представляется в комическом виде.

( предметом завещания являются безделицы вроде вывески кабака, кружки пива, пустого кошелька т.д.)

Баллада у Вийона также часто пародийно снижена; в виде пародии дает он и ультранатуралистические картинки попоек, притонов Парижа, говоря от лица кутилы, вышибалы. В эпизоде с «Прекрасной оружейницей» поэт детально описывает «увядшие прелести» и сравнивает их с былыми.

В «Эпитафии» описывает реальность с помощью гротеска: говорят повешенные, тела которых гниют, глаза которых выклевали птицы, и т.п.

; к этому присоединено обращение к «людям – братьям», просьба молиться за их души; стираются границы гротеска, пародии и философского размышления.

Поэзия Франсуа Вийона может показаться традиционной – он писал баллады, рондо, песни, нанизывал каламбуры, играл синонимами и рифмами, и внешне его творчество не выходит за рамки средневековой поэтики. Вийон унаследовал ее мотивы и темы, ее примеры. Но он не копировал их слепо.

То он неожиданно и дерзко переводил в иронический план, скажем, традиционные для средневековой лирики сетования на жестокость возлюбленной или славословия сильным мира сего, то, напротив, заострял и существенно углублял опять-таки традиционные споры «души с телом» или ламентации по поводу бренности всего земного, вскрывая в этих темах настоящие трагизм и безысходность.

Поэтому поэзия Вийона по сравнению с его предшественниками стала подлинной поэтической революцией.

Темами его произведений являются – тема одиночества, измены друзей и любимой, тема быстротечности земного. Свои лучшие лирические стихотворения Вийон создавал в манере чисто субъективного характера. Его поэзия носит прямой характер, народный и довольно грубый, но за всем этим читатель видит глубокую человечность.

Мудрость и жизненность отражаются в его строках. «Он был первым поэтом Франции, который жил не в небесах, а на земле и который сумел поэтически осмыслить свое существование. Поэзия Вийона – первое изумительное проявление человека, который мыслит, страдает, любит, негодует, издевается.

В ней уже слышана и та ирония, которая прельщала романтиков, и соединение поэтической приподнятости с прозаизмами, столь близкое современным поэтам – от Рембо до Маяковского», – Илья Эренбург. Поводом для творчества послужили его личные жизненные ситуации. Только пройдя тот или иной этап жизни, она мог осмыслить его и описать в своем произведении.

Ироничность и грубость его лирики полностью отражают то время, в которое Вийон жил и творил, тот жизненный слад.

Произведение «Диалог сердца с телом» и знаменитая «Баллада о дамах былых времён» – проникнуты глубоким пессимизмом. А молитва в форме баллады от имени матери Вийона помещенная в «Завещание» создает один из сильнейших контрастов в данном произведении.

Франсуа почти не выражает в своей поэзии социального протеста, и социальная значимость его творчества, крайне субъективного по своему характеру, выражается в картинах нищеты, порока, которых так много в его творчестве.

Вийон предвосхищает век Возрождения главным образом тем, что предметом искусства становится у него индивидуальная человеческая личность в ее земной, «мирской» жизни, до того подавленная официальной феодально-религиозной идеологией. Поэт выступил новатором, отказавшимся от аллегоризма.

В своем творчестве он не просто передал настроения человека переходной эпохи, но на собственном примере показал мучительные пути самопознания, печаль и радость критического мышления, утратившего старые верования, но еще не подготовленного к созданию ренессансного идеала.

В своей версификации Вийон строго соблюдает канон твердой формы стиха ( Твердая форма – это стихотворное или песенное произведение, обладающее как для автора, так и для потребителя рядом априорных формальных свойств, которые выделяют его из ряда других текстов и объединяют с аналогичными)

Первой книгой французской лирики, выпущенной типографским способом, были стихи Вийона. Огромное влияние оказал он и на поэтов конца средневековья и начала Возрождения, его творчество ценили и романтики, и сатирики, и реалисты.

Его лучшие произведения – «Эпитафия», вошедшая в лирический цикл «Codicille» , и «Завещание», впоследствии названное «Большое завещание» – были написаны в последние годы жизни. Кроме этих произведений, Вийону принадлежит ряд отдельных баллад, баллады на воровском жаргоне и не дошедшая до нас студенческая поэма.

Ссылка на основную публикацию