Характеристика общества в комедии «Горе от ума» (А.С. Грибоедов)

[toggler title=”Открыть список из 10 героев (по клику)” ] Меню статьи:

[/toggler]

Всех героев комедии Грибоедова «Горе от ума» можно распределить на два лагеря. Один из них содержит в себе представителей «старых порядков» – людей, которые считают, что необходимо жить так, как жили наши родители, а любые отклонения от этой нормы непростительно губительны, второй нацелен на развитие и трансформацию общества.

Первый лагерь очень многочисленный, фактически можно сказать, что сюда принадлежит все аристократическое общество Москвы и люди, к нему приближенные, самым ярким представителем этой группы является Петр Фамусов, его именем символично и названа совокупность всех персонажей, поддерживающих эту же позицию.

Вторая категория не столь многочисленна и представлена всего лишь одним персонажем – Александром Чацким.

Павел Афанасьевич Фамусов

Павел Афанасьевич Фамусов – аристократ по происхождению. Он состоит на гражданской службе в должности управляющего.

Фамусов уже состоявшийся чиновник – он окружил себя родственниками в делах службы, такое положение вещей позволяет ему совершать необходимые бесчинства на службе и не бояться понести за это наказание.

Так, например, он официально оформляет Молчалина работником архива, но это всего лишь теоретически, на самом деле, Молчалин выполняет обязанности личного секретаря Фамусова.

Павел Афанасьевич не брезгует взятками, ему нравятся люди, готовые выслуживаться перед своим начальством.

Семейная жизнь Фамусова также сложилась не самым худшим образом – он был дважды женат. От первого барка у него есть дочь Соня. Фамусов всегда активно принимал участие в ее воспитании, но делал это не из-за своих убеждений, а потому, что так было принято в обществе.

Характеристика общества в комедии «Горе от ума» (А.С. Грибоедов)

На момент повествования она уже взрослая девушка на выданье. Однако Павел Афанасьевич не спешит выдать дочку замуж – он хочет подобрать для нее достойного кандидата. По мнению Фамусова, это должен быть человек значительного финансового обеспечения, который состоит на службе и стремится получить повышение.

Финансовое положение человека становится мерилом значимости его в обществе и благородства в глазах Фамусова. Он отвергает значимость науки и образования. Фамусов считает, что образованность не приносит должных положительных результатов – это всего лишь пустая трата времени. По этому же принципу он определяет значимость искусства в жизни человека.

Предлагаем ознакомиться с образом Фамусова – главного героя комедии А. Грибоедова “Горе от ума”.

Фамусов обладает сложным характером, он склонен к конфликтам и ссорам. Слуги его часто страдают от неправомерных нападок и брани со стороны своего хозяина. Фамусов всегда найдет к чему придраться, поэтому ни один день его не обходится без ругани.

Фамусов руководствуется основными физиологическими потребностями организма: утолением голода и жажды, потребности во сне и отдыхе, исходя из этой позиции ему сложно принять и понять достижения интеллектуального характера.

Для Фамусова не важен моральный облик человека. Сам он часто отступает от норм гуманности и морали и не считает это чем-то страшным, правильнее сказать, что он даже не задумывается о моральной стороне своих поступков, для Фамусова важно достижение его цели, неважно каким путем.

Его мало заботит, как обстоят дела на службе – большую значимость для Фамусова представляет необходимость и график его визитов к другим дворянам.

Такое положение вещей в первую очередь связано с его служением чиновникам, а не делу – другими словами, для Фамусова не важно качество и продуктивность его работы – он считает, что умение угодить вышестоящему чиновнику важнее, чем хорошо выполненная работа.

Алексей Степанович Молчалин

Алексей Степанович Молчалин – простой человек по происхождению, он приобретает звание дворянина с помощью Фамусова.

Алексей Степанович – человек бедный, но его богатство состоит в умении выслужиться и угодить своему начальнику. Именно благодаря этим умениям Молчалин настраивает Фамусова благосклонно по отношению к себе. Алексей Степанович по бумагам числиться работником архива государственного учреждения, в котором Фамусов служит управляющим.

Однако, фактически это не так. Молчалин выполняет обязанности личного секретаря Фамусова, а к работе в архиве не имеет никакого отношения – такое оформление было стратегически важным ходом – Фамусов экономит на зарплате своего секретаря (ему выплачивает за это государство).

Молчалин же не противится такому положению вещей, благодаря фиктивному оформлению

Молчалин совершает карьерный рост и даже получил дворянский чин. Больше всего на свете Алексей Степанович желает стать полноценным членом фамусовского, а значит, аристократического, общества.

Он готов заплатить за это любую цену. Для этого Молчалин все время старается угодить Фамусову, «играет в любовь» с его дочерью Соней и даже ходит по дому Фамусова на цыпочках, чтобы не потревожить домочадцев.

Характеристика общества в комедии «Горе от ума» (А.С. Грибоедов)

Как бы ни старался Молчалин, но его истинные желания время от времени прорываются наружу. Так, например, он ухаживает за Соней Фамусовой, но при этом испытывает настоящее чувство к служанке Лизе.

Выбор между Соней и Лизой для Молчалина автоматически означает выбор между аристократией и отказом от неё. Его чувства к Лизе настоящие, поэтому Молчалин ведет двойную игру, ухаживая за обеими девушками.

Софья Павловна Фамусова

Софья Павловна Фамусова – дочь Павла Афанасьевича Фамусова – важного чиновника и дворянина. Соня рано потеряла мать, ее воспитанием занимался отец, а затем французская гувернантка.

Софья получила базовое образование в домашних условиях, также она умела хорошо танцевать и играть на музыкальных инструментах – фортепиано и флейте.

На момент повествования ей 17 лет – она девушка на выданье.

Дорогие школьники! На нашем сайте вы можете ознакомиться с материалами для сочинений по комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”

Отец питает надежду, что ее будущим мужем станет Скалозуб, однако сама же Софья не имеет предрасположенности к этому грубому и невежественному человеку.

По мнению Чацкого у Сони есть потенциал для развития гуманистического начала, однако влияние на дочь отца и его ошибочных взглядов постепенно его снижают.

Софья не дорожит своими кавалерами – она играет с ними, как с живыми куклами. Девушке нравится, когда ей угождают и всячески восхваляют ее. Так как Молчалин лучше всего справляется с этой задачей, то, соответственно, он наибольше пользуется благосклонностью девушки.

Несмотря на то, то Фамусов считает Молчалина перспективным молодым человеком, все же его материальное положение неудовлетворительно – Соня богатая наследница и муж ее должен соответствовать ее положению – как социальному, так и финансовому.

Поэтому, когда Фамусов узнает о влюбленности молодых людей, это вызывает в нем бурю негодования.

Софья наивная и доверчивая – она считает, что отношения Молчалина по отношению к ней искренни и молодой человек действительно в нее влюблен, до последнего момента она не хочет поверить в очевидное – Молчалин просто использует ее для достижения собственной цели и только после того, как она сама стала свидетелем сцены, обличающей двуликость ее возлюбленного, девушка признала свою ошибку.

Сергей Сергеевич Скалозуб

Сергей Сергеевич Скалозуб – богатый военнослужащий, в чине полковника. В обществе его имя автоматически считается синонимом мешку с золотом – настолько велико его финансовое обеспечение. Полковник – типичный представитель аристократии, ведущий активную светскую жизнь, он постоянный гость балов и званых обедов, его часто можно видеть в театре или за карточным столом.

Он обладает заметной внешностью – рост его велик, а лицо не лишено привлекательности. Однако весь облик знатного человека московского общества портится его необразованностью и глупостью.

Цель в жизни Скалозуба – дослужиться до звания генерала, с чем он успешно справляется, но не доблестной службой, а деньгами и связями.

Однако нельзя и не брать во внимание тот факт, что Скалозуб принимал участие в военных походах, например, в компании против Наполеоновских войск и даже имеет несколько военных наград. Скалозуб, подобно Фамусову, не любит чтение книг и считает их всего лишь предметом интерьера.

Характеристика общества в комедии «Горе от ума» (А.С. Грибоедов)

При этом всем он неприхотливый человек, он мало обращает внимание на символичность и атрибутивность. Фамусов надеется, что Сергей Сергеевич станет ему зятем. Сам же Скалозуб не прочь жениться, но ситуацию усложняет неприязнь Сони и ее влюбленность в Молчалина.

Анфиса Ниловна Хлестова

Анфиса Ниловна Хлестова – свояченица Фамусова, а значит тетка Соне Фамусовой. Она также принадлежит к потомственным дворянам. На момент повествования она – женщина преклонного возраста – ей 65 лет. Вопрос о семейной жизни Хлестовой – спорный.

С одной стороны есть намеки в тексте, на наличие у нее семьи и детей, с другой же стороны, Чацкий называет ее девушкой, в значении старой девы. Вполне вероятно, что Александр применяет в этой ситуации сарказм и на самом деле Хлестова – замужняя женщина.

Анфиса Ниловна – женщина сложного характера, она редко бывает в хорошем расположении духа, в большинстве случаев Хлестова сердита и недовольна. От скуки Хлестова занимается воспитанницами и собаками, И тех, и других множество в ее доме.

Анфиса Ниловна, подобно всем членам «фамусовского общества» отрицает пользу образования и науки в целом.

Особой страстью Хлестовой является карточная игра – в которой старушка вполне успешна и время от времени остается с приличным выигрышем на руках.

Платон Михайлович Горич

Платон Михайлович Горич – дворянин по происхождению, хороший друг Фамусова. Всю свою жизнь он посвятил военной карьере и ушел в отставку о должности офицера. Еще недавно он был крепким и активным человеком, но выйдя в отставку стал вести размеренный и ленивый способ жизни, что негативно сказалось на его здоровье.

Он женатый человек. Женой его стала молодая женщина Наталья Дмитриевна.

Однако счастья Горичу женитьба не принесла, даже наоборот, он чувствует себя несчастливым человеком и искренне жалеет о том времени, когда он был свободным и независимым от семейной жизни.

Горич – подкаблучник, он все время подчиняется желанием жены и боится ей противоречить. Наталья Дмитриевна постоянно контролирует и опекает своего мужа, что раздражает Платона Михайловича, но он молча подавляет в себе негодование.

Горич очень сожалеет о своей отставке, ему очень не хватает беззаботности военной жизни. Маясь от скуки, он порой играет на флейте. Горич частый гость на балах и званых обедах.

Сам он ненавидит светскую жизнь, но выполняет желание жены и появляется вместе с ней в высшем обществе. Платон Михайлович обладает незаурядным умом и жизненной мудростью.

Читайте также:  Сочинение: Болконские в романе «Война и мир» (образ и характеристика семьи)

Александр Чацкий отмечает, что он положительный и хороший человек и испытывает к нему дружеские чувства.

Антон Антонович Загорецкий

Антон Антонович Загорецкий – завсегдатай балов и званых обедов. Он ведет активную светскую жизнь. О его роде деятельности ничего не известно.

Однако тот факт, что Загорецкий позволяет себе все время задерживаться на светских мероприятиях до победного и возвращаться домой с рассветом дает возможность сделать предположения о том, что Антон Антонович не состоит ни на военной, ни на гражданской службе. Антон Антонович – плут и шулер. Вся, без преувеличения, Москва знает о его карточных махинациях и выигрышах бесчестным путем.

Загорецкий – носитель всевозможных сплетен. Именно он разносит новость о сумасшествии Александра Чацкого. Загорецкий – глупый человек, он считает, что басни всерьез написаны про животный и не видит в них аллегорию и обличение человеческих пороков.

Князь и княгиня Тугоуховские

Петр Ильич Тугоуховский – человек преклонного возраста. Он вместе со своей женой воспитывает шестерых дочек. Петр Ильич полностью соответствует своей фамилии – он очень плохо слышит и использует специальный рожок, для усиления восприятия звуков, но, эта мера ему мало помогает – так как он очень плохо слышит, то он не берет участие в разговоре – его речь ограничена восклицаниями.

Княгиня Тугоуховская активно командует своим мужем, который беспрекословно выполняет все ее требования и приказы.

Князья Тугоуховский часто выезжаю в свет, чтобы найти достойного мужа для своих дочерей. Князь с княгиней считают, что в качестве зятя им может подойти только очень состоятельный человек, поэтому они приглашают к себе в гости только очень богатых людей.

Княгиня Тугоуховская в унисон всему фамусовскому обществу поддерживает мнение об абсурдности образования и науки.

Ее мерилом значимости человека, как и в случае с Фамусовым становятся чины и материальное обеспечение человека, а не моральность и честность его поступков.

Подобно многим аристократам, княгиня любит поиграть в карты, но не всегда у нее получается поиграть себе в пользу – проигрыши не единичное явление в жизни княгини.

Максим Петрович

Максим Петрович является дядей Павла Афанасьевича Фамусова. На момент повествования его уже нет в живых. Однако его смекалка и находчивость позволила этому человеку надолго закрепиться в воспоминаниях аристократии и стать предметом для подражания.

Максим Петрович состоял при дворе Екатерины II. Его материальная база была настолько велика, что позволила ему содержать у себя около ста слуг.

Однажды во время приема у императрицы, Максим Петрович оступился и упал. Императрицу очень развеселил этот инцидент, поэтому Максим Петрович, подметив это специально падает еще несколько раз. Благодаря этой хитрости, Максим Петрович получил благосклонность по службе и скорое продвижение по карьерной лестнице.

Репетилов

Господин Репетилов – давний знакомый Чацкого. У него очень много недостатков, но при этом всем он добрый и положительный человек.

Репетилов не обладает никакими талантами – он обычный человек, в свое время он начинал реализовывать себя в качестве гражданского чиновника, но ничего толкового из этого не получилось и Репетилов оставил службу. Он очень суеверный человек. Репетилов постоянно обманывает людей и врет. Окружающие знают об этой склонности молодого человека и высмеивают это его качество.

Репетилов не знает меры в выпивке и часто напивается до мертвецкого состояния. Он обожает балы и званые обеды. Репетилов осознает свои пороки и негативные черты характера, но при этом не спешит меняться.

Он считает себя глупым и неуклюжим человеком, это соответствует действительности. Репетилов питает отвращение к чтению книг. Репетилов – женатый человек, но как муж и отец он не состоялся – он часто обманывал свою жену и пренебрегал своими детьми.

Репетилов – имеет слабость к карточным играм, но при этом в картах ему очень не везет – он постоянно проигрывается.

Таким образом, фамусовское общество представляет собой симбиоз старых консервативных взглядов и необразованности. Представители этой категории все малообразованные – они считают, что науки не приносят пользы обществу и поэтому уровень личной образованности и образованности окружающих их мало интересуют.

В отношении к другим людям они редко когда бывают сдержаны и толерантны (если это не касается людей равного положения с ними в социальной и финансовой сфере или таких, которые находятся на ступень или несколько выше).

Все представители фамусовского общества преклоняются перед чинами, но при этом не все они карьеристы – лень становится частой причиной отсутствия у этих аристократов желания приступать к службе или же качественно выполнять свою работу.

Фамусовское общество в комедии «Горе от ума»

В комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова основным элементом изображения являются нравы московского консервативного дворянства.

Именно обличение устаревших, отживших свой век аристократических взглядов на острые социальные вопросы является основной задачей этой пьесы.

Все отрицательные черты помещиков-крепостников начала 19 века сосредоточились в многочисленных представителях «века минувшего» в комедии – в фамусовском обществе.

Главным защитником идей «века минувшего» в пьесе является Павел Афанасьевич Фамусов. Он занимает влиятельный пост, богат и знатен. Именно в его доме происходит действие комедии. Его именем названо в пьесе общество консервативных дворян. В образе этого персонажа отразились черты всей московской аристократии начала 19 века.

В произведении «Горе от ума» фамусовское общество изображено как лагерь людей, ценящих в человеке только высокий чин, деньги и связи. Личные качества в свете не имеют никакого веса.

Фамусов строго и категорично заявляет своей дочери: «Кто беден, тот тебе не пара». Он, «как все московские», желает видеть в зятьях богатого и знатного человека.

При этом деньги и чины в помещичьем обществе рассматриваются как высшая ценность человека: «Будь плохонький, ла если наберется душ тысячки две родовых, – тот и жених».

В образе Фамусова также отразилась привычка дворян проводить жизнь «в пирах и в мотовстве».

В календаре Фамусова, который он во втором действии читает со своим слугой, запланированы только званые обеды, поминки и крестины. И к своим делам по службе он относится формально.

Фамусов подписывает документы не глядя: «А у меня, что дело, что не дело, обычай мой такой, подписано, так с плеч долой».

Осуждению в комедии «Горе от ума» подвергается и привычка московского дворянства устраивать людей на выгодные места службы не по их деловым качествам, а исходя из родственных связей.

Фамусов признается: «При мне служащие чужие очень редки: все больше сестрины, свояченицы детки».
В лице Фамусова изображается Грибоедовым фамусовское общество в целом.

Оно предстает перед читателем как общество людей, испытывающих презрение к незнатным и бедным и преклоняющихся перед чинами и деньгами.

Самым желанным зятем для себя Фамусов видит полковника Скалозуба, который представлен в комедии как крайне глупый солдафон. Зато он достоин руки Софьи, дочери Фамусова, только потому, что он «и золотой мешок, и метит в генералы». Его звание получено тем же способом, каким добывается любой чин в Москве – с помощью связей: «Чтобы чины добыть, есть многие каналы…»

Скалозуб, как и Фамусов, оказывает протекцию своим родным и знакомым. Например, благодаря стараниям Скалозуба, его двоюродный брат «выгод тьму по службе получил».

Но, когда ему следовал высокий чин, он оставил службу и уехал в деревню, где стал вести спокойную и размеренную жизнь.

Ни Фамусов, ни Скалозуб отнестись с пониманием к этому поступку не способны, ведь оба они питают страстную любовь к чинам и положению в обществе.

Среди представителей фамусовского общества должны обязательно присутствовать дворяне не слишком высоких чинов, но стремящиеся к ним, которые будут выражать подобострастное отношение к старшему поколению, стараться выслужиться перед ним. Такова роль Молчалина в пьесе «Горе от ума»

В начале пьесы этот герой предстает перед читателем как молчаливый и скромный возлюбленный Софьи. Но как только девушке не удается сдержать на публике свои чувства к Молчалину, начинает открываться его истинное лицо.

Он, как и Фамусов, очень опасается людской молвы: «Злые языки страшнее пистолета». Чувств к Софье он не имеет, а изображает ее любовника, чтобы угодить дочери «такого человека».

Молчалина с детства учили «угождать… хозяину, где доведется жить», «начальнику», у которого он будет состоять на службе.

Безмолвен и услужлив Молчалин только потому, что пока не имеет высокого чина. Он вынужден «зависеть от других». Такие люди «блаженствуют на свете», ведь аристократическое общество только и ждет преклонения и услужливости в свой адрес.

Фамусовское общество в комедии «Горе от ума» довольно многочисленно. Кроме того его границы расширяются и за счет введение в пьесу внесценических персонажей.

Примечательным в этом отношении является образ Максима Петровича, дяди Фамусова, который вызывает восхищение у помещиков-крепостников своим умением «подслужиться». Его желание повеселить императорский двор, выставив себя на посмешище, Фамусов не считает унижением.

Для него это проявление смышлености. Зато Максим Петрович был «весь в орденах» и имел «сто человек к услугам».

Также Фамусов вспоминает покойного Кузьму Петровича. Его главная характеристика – «богат и на богатой был женат».

Упоминается в пьесе влиятельная Татьяна Юрьевна. С ней очень выгодно состоять в хороших отношениях, потому что «чиновные и должностные – все ей друзья и все родные».
Внесценические персонажи помогли Грибоедову дать более яркую и запоминающуюся характеристику фамусовскому обществу.

Московское аристократическое общество в комедии «Горе от ума» представлено как общество, страшащееся всего нового, прогрессивного, передового.

Читайте также:  Краткая биография Александра Грина

Любые изменения во взглядах дворянства угрожают их личному благополучию, привычному комфорту. На момент написания пьесы идеалы «века минувшего» были все еще очень крепки.

Но в обществе дворян уже назрели противоречия, которые приведут позднее к смене старых взглядов и ценностей новыми.

Гость завершил

Тест «Мастер и Маргарита»с результатом 9/16

Гость завершил

Тест «Горе от ума»с результатом 5/15

Гость завершил

Тест Диффузия по физикес результатом 8/10

Гость завершил

Тест «Горе от ума»с результатом 15/15

Гость завершил

Тест «Горе от ума»с результатом 13/15

Гость завершил

Тест Мышцыс результатом 3/10

Гость завершил

Тест «Отцы и дети»с результатом 13/15

Не подошло? Напиши в х, чего не хватает!

Московское общество в комедии "Горе от ума". Часть 1. Карьеризм, недобросовестность, матриархат

Наталья Дмитриевна Горич и Чацкий. В оформлении статьи использованы кадры из фильма-спектакля “Горе от ума” (режиссер – О. Меньшиков, 2000).Наталья Дмитриевна Горич и Чацкий. В оформлении статьи использованы кадры из фильма-спектакля “Горе от ума” (режиссер – О. Меньшиков, 2000).

Чацкий видит один из недостатков московского общества в том, что оно переменилось лишь внешне, формально: появились новая мода, увлечение всем иностранным, даже, в случае с героем-пародией Репетиловым, – увлечение «вольнодумством». Однако внутренне общество осталось таким же, как было в прошлом – в «век покорности и страха». Фамусов замечает внешние перемены и частично не принимает их, Чацкий, выражающий позицию автора, выступает с более глубокой, основательной критикой общества.

Подчеркивая пустоту и однообразие светской жизни, жестокость крепостного права, поклонение чинам, «мундиру», А. С. Грибоедов представляет нашему вниманию целую галерею светских типов.

Расскажем о героях, которые приходят к Фамусову на званый вечер.

Полковник Скалозуб.

Полковник Сергей Сергеич Скалозуб не отличается выдающимся умом и способностью критически мыслить, получил орден незаслуженно (за то, что отсиделся в траншее в 1813 году, не проявив себя в героическом 1812), но богат (по определению Лизы, “золотой мешок”) и “метит в генералы”. О возможностях карьерного роста герой рассуждает цинично:

Довольно счастлив я в товарищах моих,Вакансии как раз открыты; То старших выключат иных, Другие, смотришь, перебиты. (…)Я с восемьсот девятого служу;Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы; Об них как истинный философ я сужу: Мне только бы досталось в генералы. (Д. 2, явл. 5.

)

Можно заметить, что в первой же реплике Скалозуб допускает грамматическую ошибку: “Мне совестно, как честный офицер”.

(Грибоедовым использован анаколуф – прием, состоящий в неправильном грамматическом согласовании слов в предложении, ошибка, допущенная для придания характерности речи какого-либо персонажа; нам же важно наличие речевой характеристики.)

О том, что полковник – недалекий человек, свидетельствует и его суждение об отстроенной после пожаров 1812 г. Москве: “По моему сужденью, // Пожар способствовал ей много к украшенью”.

Выслушав сильный и беспощадный монолог Чацкого “А судьи кто?”, Скалозуб неожиданно, вопреки страху Фамусова, даже соглашается с главным героем: военный обращает внимание только на то, как хорошо показал Чацкий “предубеждение Москвы” к гвардии – элитным воинским частям.

По мнению полковника, слущащего в егерском полку, его сослуживцы не хуже: “А в Первой армии когда отстали? в чем? // Всё так прилажено, и тальи все так узки, // И офицеров вам начтем, // Что даже говорят иные по-французски”.

Если человек, о чем бы ни шла речь, переводит разговор только на себя, на знакомые ему темы, это говорит, скорее, о его ограниченности, а не о развитости.

Дополняет эти наблюдения и замечание о Скалозубе Софьи, беседующей с Лизой: “Куда как мил! и весело мне страх // Выслушивать о фрунте и рядах; // Он слова умного не выговорил сроду…” “Да-с, так сказать речист, а больно не хитер,” – соглашается Лиза.

Вместе с тем Скалозуб не может не понравиться читателю. У этого военного есть своеобразное чувство юмора (выражение “скалить зубы” означает в том числе “улыбаться, смеяться”). Ведь бывает так – чем менее интеллектуальна шутка, тем она смешнее. Иногда с назойливыми, пустословными Репетиловыми никто не способен разобраться лучше, чем Скалозубы (!):

Избавь. Ученостью меня не обморочишь,Скликай других, а если хочешь,Я князь-Григорию и вамФельдфебеля в Вольтеры дам,Он в три шеренги вас построит, А пикните, так мигом успокоит.(Д. 4. явл. 5.)Загорецкий.

Антон Антоныч Загорецкий – плут, сплетник, шулер, неблагонадежный человек, которого, тем не менее, принимают в высшем свете из-за оказываемых им услуг. Так, он может всеми правдами и неправдами достать Софье билет в театр, выигрывает в карты и дарит старухе Хлёстовой и ее сестре служанок-арапок.

В этом человеке как будто нашли воплощение вся низость, лживость, подлость представителей московского, фамусовского общества.

Не случайно Чацкий говорит, что в Молчалине “Загорецкий не умрет”, а Пушкин называет похожего на Загорецкого, олицетворяющего “общественное мненье” героя романа в стихах “Евгений Онегин” Зарецким (именно из-за того, что Ленский берет в секунданты “старого дуэлиста” и сплетника Зарецкого, Онегин не находит в себе сил отказаться от дуэли с другом).

ЗАГОРЕЦКИЙПлатон Михайлоч…ПЛАТОН МИХАЙЛОВИЧПрочь!Поди ты к женщинам, лги им и их морочь;Я правду об тебе порасскажу такую,Что хуже всякой лжи. Вот, брат, (Чацкому)рекомендую!Как эдаких людей учтивее зовут?Нежнее? – человек он светский, Отъявленный мошенник, плут:Антон Антоныч Загорецкий.При нем остерегись: переносить горазд;И в карты не садись: продаст.

ЗАГОРЕЦКИЙОригинал! брюзглив, а без малейшей злобы.ЧАЦКИЙИ оскорбляться вам смешно бы;Окроме честности, есть множество отрад:Ругают здесь, а там благодарят.ПЛАТОН МИХАЙЛОВИЧОх, нет, братец! у нас ругаютВезде, а всюду принимают.(Д. 3, явл. 9.)Супруги Горичи – Наталья Дмитриевна и Платон Михайлович.Супруги Горичи – Наталья Дмитриевна и Платон Михайлович.

Платон Михайлович Горич прежде служил в одном полку с Чацким и был его хорошим товарищем, мужественным и выносливым человеком: “Не в прошлом ли году, в конце, // В полку тебя я знал? лишь утро: ногу в стремя // И носишься на бОрзом жеребце; // Осенний ветер дуй, хоть спереди, хоть с тыла”. Теперь Горич женился и повторил участь “московских всех мужей” – оказался под каблуком у жены, боится сквозняков, твердит на флейте дуэт А-мольный, не имеет собственного мнения в угоду общественному. «Теперь, брат, я не тот», – говорит он Чацкому.

Характерно поведение жены Горича Натальи Дмитриевны – светской дамы.

Она возомнила, что муж слаб здоровьем, опекает его, как ребенка (сегодня такое явление, когда кто-то приписывает родственнику нездоровье, чтобы привязать его к себе, манипулировать им, называют делегированным синдромом Мюнхгаузена; это форма психологического насилия). На словах Наталья Дмитриевна обожает мужа, ей льстит, что он оставил для нее свои дела, она склонна даже преувеличивать его возможности:

Платон Михайлыч мой единственный, бесценный!Теперь в отставке, был военный;И утверждают все, кто только прежде знал,Что с храбростью его, с талантом,Когда бы службу продолжал,Конечно, был бы он московским комендантом.

Наталья Дмитриевна утверждает, что супруг любит город и не может жить в деревне. Однако на самом деле жить в Москве, а не “в глуши” желает сама героиня, а не ее муж.

Началась совместная жизнь, но удовлетворяются только потребности жены – ездить на балы, блистать в свете, демонстрировать внешность и наряды.

В заключительном монологе Чацкий говорит, что эгоистичная, сильная по характеру Софья видела свое будущее с Молчалиным именно таким:

Подумайте, всегда вы можете егоБеречь и пеленать, и спосылать за делом.Муж-мальчик, муж-слуга, из жёниных пажей -Высокий идеал московских всех мужей.(Д. 4, явл. 14.

)

  • О Репетилове, графинях Хрюминых, князьях Тугоуховских, старухе Хлёстовой и внесценических персонажах читайте в следующей статье.
  • ЧИТАТЬ ЧАСТЬ 2
  • Подписывайтесь на канал!

Факты из жизни А. С. Грибоедова, мимо которых сложно пройти

Комедия “Горе от ума”: история создания, реализм, жанр, сюжет, два конфликта

Краткое содержание комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”

  1. “Ум с сердцем не в ладу”: Чацкий как “лишний человек” с неубитыми чувствами (часть 1)
  2. “Ум с сердцем не в ладу”: Чацкий как “лишний человек” с неубитыми чувствами (часть 2)
  3. “Не надобно другого образца, когда в глазах пример отца”: образ Фамусова
  4. “Быть может, качеств ваших тьму, любуясь им, вы прИдали ему?”: образы Молчалина и Софьи

Московское общество в комедии “Горе от ума”. Часть 2. Эпигонство, душевная глухота, охота за женихами и матриархат

  • “Горе от ума”: два типа внесценических персонажей
  • “Горе от ума”: проблематика, содержание, художественные приемы
  • “Горе от ума”: вопросы для самопроверки и авторский тест в формате ЕГЭ

Фамусовское общество – сочинение для 9 класса

В произведении А.С. Грибоедова «Горе от ума» можно уловить нравы дворян девятнадцатого века. В комедии поднимаются остросоциальные вопросы тех времен. На протяжении всего произведения ведется борьба между людьми, которые придерживаются старых устоев и новых взглядов на жизнь.

Фамусовское общество представляет собой прошлый век. В него входят богатые персонажи, которые занимают высокое положение в обществе.

В этот коллектив входи сам Фамусов хозяин дома, его дочь София, семья Горичей, князь с супругой Тугоуховские, Скалозуб, старая тетушка Хлёстова. У всех них одинаковые взгляды и мнения, общие интересы. Все к чему они стремятся это богатство.

В фамусовское общество входят люди определенного статуса и чина. Эти люди ценят только подобных себе. Они безжалостно относятся к крепостным. Они свободно продают людей.

Фамусовское общество боится только одного. Это просвещение. Фамусов считает, что образование абсолютно неважно в современном мире. Он даже предлагает сжечь все книги.

Все представители общества являются ленивыми людьми, они не научены работа. Павел Афанасьевич к своим обязанностям по службе относится халатно и равнодушно.

Все фамусовское общество слепо поклоняется Западу. Они стремятся быть похожими на французов. Пытаются перенять их обычаи, нравы и культуру. Все они изучают французский язык.

Людям фамусовского общества присуща жадность и жажда власти. Они корыстолюбивы и эгоистичны. Все свое время они проводят абсолютно бесполезно. Они посещают балы и другие светские мероприятия. Здесь они общаются, распускают сплетни, лукавят и лицемерят.

Представители фамусовского общества стремятся продвигаться вверх по карьерной лестнице. Здесь нет искренности и сострадания. Все они готовы дружить даже с неприятными людьми ради того, что бы получать выгоду.

Читайте также:  Суть романа «Герой нашего времени» (М.Ю. Лермонтов)

Общество безразлично относится к обычным людям. Они не уважительно относятся к слугам и не считают их людьми. Одна из сцен на балу подтверждает это на сто процентов. Хлестова привела слугу Арапку на поводке. Это свидетельствует о том, что они приравнивают людей к животным.

Все они консерваторы и не желают ничего менять в жизни. Их устраивает быть эксплуататорами. У каждого члена общества насчитывается огромное количество крепостных крестьян.

Фамусовское общество не желает развиваться и идти в ногу со временем. Они не хотят работать, а хотят только богатеть. Они не ценят и не воспринимают образованных людей. Над такими они смеются и издеваются.

Рассуждение

Комедию А.С. Грибоедова «Горе от ума» можно по праву назвать прекрасной иллюстрацией дворянского общества XIX века. По этой причине пьесу ждала печальная судьба: она так и не была поставлена в театре из-за цензуры, а первая полная публикация вышла в свет спустя много лет после смерти автора.

Фамусов – один из центральных персонажей комедии. Он является типичным представителем московской аристократии. Вокруг его фигуры формируется светское общество, в котором нет места таким людям, как Чацкий. В идеологии Фамусова значительную роль играет чинопочитание, лицемерие и подхалимство.

Если понимать и принимать эти законы, можно вполне комфортно существовать в таком обществе. Такую линию поведения выбирает Молчалин, который ухаживает за Софьей лишь потому, что она дочь его начальника. Чацкий же отвергает фамусовское мировоззрение, и поэтому оказывается отторгнутым этими людьми.

В ближайший круг Фамусова входят Скалозуб, Тугоуховские, Хрюмины, Загорецкий и Репетилов. Все эти герои приезжают на бал, который сразу же превращается в ярмарку тщеславия и лицемерия.

Этих людей интересуют последние сплетни, они рассыпаются в самых сладких комплиментах, хотя на самом деле испытывают неприязнь друг к другу. Они судят человека не по его поступкам, а по его знакомым, с которыми он проводит время. Например, идеалом хозяина бала является его покойный дядя Максим Петрович.

В его высочайшую заслугу Фамусов ставит не военные подвиги, честность или служение родине, а то, что он смог рассмешить императрицу своей неловкостью, за что и был одарен всеобщей милостью.

Дворянам старого порядка, к которым можно отнести гостей Фамусова, не интересны истинно положительные качества человека (доброта, отзывчивость, справедливость и др.), на первое место они ставят манеры, умение вести себя в обществе и заводить полезные знакомства.

Таким образом, фамусовское общество с его прогнившими идеалами в пьесе противопоставлено человеку нового времени – Чацкому. Ему нет места среди этих людей, поскольку их жизненные принципы устарели.

С помощью иронии Грибоедов стремился показать своим современникам, что их представления о счастье и идеалы ложны. В такой среде нельзя нормально существовать и воспитывать детей.

Автор выражает надежду, что в недалеком будущем передовое дворянство будет представлено людьми образованными, честными, трудолюбивыми.

`

Фамусовское общество

Популярные сочинения

  • Образ Руси в поэзии Блока – сочинение 11 класс
    Тема Родины во все времена была самой освещаемой в поэзии. Всегда поэты старательно воспевали, а иногда и упрекали родную землю. Однако, в творчестве А. Блока данная тема приобретает
  • Сочинение Остап и Андрий – братья и враги (6, 7 класс)
    Если верить православной традиции, а рассматривать именно эту веру, когда речь идет о Гоголе, вполне естественно, так как по большей части русские писатели были православными
  • Анализ повести «Бедная Лиза» 9 класс (Карамзин)
    Путешествуя по европейским странам в конце 18 века, русский писатель Николай Карамзин много позаимствовал и, возвратившись на Родину, имел уже сформированные передовые взгляды, как на жизнь, так и на литературный процесс.

Ответы Mail.ru: Дайте характеристику Фамусовского общества в комедии "Горе от ума", срочно!! ! 🙂

БЕСПАРДОННЫЙ Высший разум (1025908) 8 лет назад Комедия «Горе от ума» была написана между 1815 и 1824 годом. Содержание пьесы тесно связано с историческими событиями. В это время в русском обществе правили за-щитники феодализма и крепостничества, но в то же время появлялось и прогрессивно мыслящее, передовое дворянство.

Таким образом, в комедии столкнулись два века — «век нынешний» и «век минувший» . «Век минувший» олицетворяет фамусовское общество. Это знакомые и родственники Павла Афанасьевича Фамусова — богатого, знатного барина, в доме которого происходит действие комедии. Это князь и княгиня Туго-уховские, старуха Хлестова, супруги Горичи, полковник Скалозуб.

Всех этих людей объединяет одна точка зрения на жизнь. В их среде считается нормальным явлением торговля людьми. Крепостные искренне служат им, иногда спасают их честь и жизнь, а хозяева могут выменять их на борзых собак. Так, на балу в доме Фамусова Хлестова просит Софью, чтобы та от ужина дала подачку для ее арапки — девки и собачки.

Хлестова не видит никакой разницы между ними. Сам Фамусов кричит на своих слуг: «В работу вас, на поселенья вас!» . Даже дочь Фамусова Софья, воспитанная на французских романах, . говорит своей горничной Лизе: «Послушай, вольности ты лишней не бери!» . Главное для фамусовского общества — это богатство. Их идеалы — люди в чинах.

Фамусов ставит в пример Чацкому Кузьму Петровича, который был «почтенный камергер» , «с ключом» , «богат и на богатой был женат» . Павел Афанасьевич желает для своей дочери такого жениха, как Скалозуб, ведь он «золотой мешок и метит в генералы» . Фамусовское общество отличает и безразличие к службе. Фамусов — «управляющий в казенном месте» .

Он занимается делами очень неохотно. По настоянию Молчалина Фамусов подписывает бумаги, несмотря на то, что в них «противуречье есть, и многое недельно» . Павел Афанасьевич считает: «Подписано, так с плеч долой» . В фамусовском обществе принято держать на службе только родственников. Фамусов говорит: «При мне служащие чужие очень редки..,» .

Эти люди ничем не интересуются, кроме обедов, ужинов и танцев. Во время этих увеселений они злословят и сплетничают. Они «низкопоклонники и дельцы» , «льстецы и подхалимы» . Павел Афанасьевич вспоминает о своем дяде Максиме Петровиче, большом вельможе: «Когда же надо подслужиться, и он сгибался вперегиб» .

Фамусов также с большим почитанием встречает предполагаемого жениха своей дочери Скалозуба, он говорит: «Сергей Сергеич, к нам сюда-с, прошу покорно…» , «Сергей Сергеич, дорогой, кладите шляпу, сденьте шпагу…» . Всех представителей фамусовского общества объединяет их отношение к образованию и просвещению.

Подобно Фамусову, они искренне уверены в том, что «ученье — вот чума, ученость — вот причина, что нынче, пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений» . А полковник Скалозуб, не отличающийся умом, рассказывает о новом проекте школ, лицеев, гимназий, где будут учить строевому шагу, а книги сохранят только «для больших оказий» .

Фамусовское общество не признает русскую культуру и язык. Им ближе французская культура, они преклоняются перед ней и перед французским языком. Чацкий в своем монологе говорит, что французик из Бордо, не нашел здесь «ни звука русского, ни русского лица» . Они все одинаково относятся к Чацкому, который является представителем всего нового и передового.

Им непонятны его идеи и про-

грессивные взгляды. Герой пытается доказать свою правоту, но это заканчивается для него трагически. Распространяется слух о его сумасшествии, так как общество не хочет взглянуть на окружающий мир по-другому. Так Грибоедов отразил конфликт между двумя лагерями: сторонниками крепостного права и передовыми мыслителями того времени.

Даша Скр Знаток (268) 4 года назад

Московское аристократическое общество представляют Фамусов, управляющий в казенном доме, его секретарь Молчалин, полковник Скалозуб, второстепенные и внесценические герои.

Алексей Егоров Ученик (172) 4 года назад

ссссссссссссммммммммерть

Александр Куликов Ученик (131) 2 года назад Одна из сюжетных линий комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” – противостояние прогрессивного “века нынешнего” и косного “века минувшего”. Чацкий – единственный представитель “века нынешнего”, а “век минувший” представлен “фамусовским обществом.”В это общество входит семья Павла Афанасьевича Фамусова и круг людей, с которыми он общается. Фамусов — богатый и знатный человек, помещик и чиновник (“управляющий в казенном месте”). Он – консерватор, и его взгляды типичны для русского общества тех лет, когда писалась комедия (1815-1824 годы).Люди фамусовского общества очень ценят богатство и высокое положение. Они искренне не понимают, как можно не хотеть чинов и быть равнодушным к богатству. Фамусов восхищается и ставит Чацкому в пример Кузьму Петровича, потому что тот был “почтенный камергер” (камергер – очень высокий чин), “богат и на богатой был женат”.А как восхищаектся Фамусов своим дядей Максимом Петровичем, сделавшем стремительную карьеру благодаря тому, что рассмешил царицу унизительным для себя трюком. “Когда же надо подслужиться, и он сгибался вперегиб” – другими словами, подхалимство для фамусовского общества – норма.Ученость и прогрессивные идеи в фамусовском обществе не в чести. Фраза “Уж коли зло пресечь, собрать бы книги все да сжечь” там никого не удивляет. Они скорее даже покивают утвердительно, что, мол, да, все зло от книг. Идея, что крепостные – тоже люди, тоже никому из них в голову не приходит. Поэтому гневная речь Чацкого “а судьи кто?…” цели не достигает. Представители фамусовского общества не способны понять, что, собственно, так возмутило Чацкого. Ну, обменял слуг на борзых собак – и что? Ну, балет поодиночке распродал, чтоб долг отдать… Для них что крепостной, что табуретка – все едино. Поэтому в фамусовском обществе никогда бы не поняли Чацкого.

Подробнее – на Znanija.com – https://znanija.com/task/10171132#readmore

Ссылка на основную публикацию