Главные образы в творчестве ф. и. тютчева

Особенности лирики Тютчева: характеристика творчества добавить в закладки

Особенности лирики Тютчева выделяют его стихотворения на фоне поэзии других авторов. Лирический герой постоянно пребывает в сомнениях, он ищет нечто, находится на краю пропасти. Автор часто упоминает о том, что жизнь заканчивается, ее конец всегда трагичен. Он повествует о мучительных переживаниях, с которыми сталкивается герой, но продолжает стремиться к единству с принципами бытия. 

Нельзя сказать, какая тема в поэзии является основной. По мнению исследователей, Тютчев в одном произведении поднимает несколько важных вопросов, объединяя их общими характеристиками. Ключевые тематики:

  • Любовная;
  • Пейзажная;
  • Философская;
  • Гражданская;
  • Хаос и космос.

Главные образы в творчестве Ф. И. Тютчева Главные образы в творчестве Ф. И. Тютчева

Художественные особенности лирики Тютчева – кратко

Каждое стихотворение знаменитого поэта носит лирический характер. Часто он писал короткие произведения, которые сложно причислить к определенному жанру.

Своеобразие лирики Тютчева заключается в его подходе к созданию стихов. Он не продумывал тему заранее, не искал подходящий момент.

Поэт действовал импульсивно, эмоционально, опираясь на внезапное ощущение, душевное переживание, впечатление от увиденного явления.

 Особенности поэзии Тютчева о любви проявляются в отсутствии конфликта между лирическим героем и обществом. Стихи строятся на базе метафизического принципа. Все люди одиноки относительно конечности жизни, вечности. Они не умеют выражать эмоции, ощущения, потому что чувства человека нельзя вложить в слова. Основные темы стихотворений Федора Ивановича:

  • Россия, Родина;
  • Весна, природа, душа, осень, зима, лето;
  • Любовь, человеческий образ перед вечностью бытия;
  • Смерть, конечность жизни, трагизм разрыва с миром;
  • Философские направления, борьба чувств, жизнь.

Писатель создал много детских стихотворений, литературных шедевров для школьников. Особенности творчества Тютчева для детей – это уникальные эмоции и чувства, которые автор смог передать в своих строках. Они наполнены добротой, надеждой, верой в будущее, любовью к природе.

Особенности творчества Тютчева – кратко о философии поэта

Писатель не считал, что поэзия – это его основная деятельность. Он создавал шедевры по велению сердца, многие из них не были опубликованы. Федору Ивановичу нравилась его работа дипломата.

Благодаря ей он часто бывал за границей, но всегда тосковал по родине, будучи в отъезде. Исторические воззрения поэта формировались на основании сравнения жизни в России и других странах.

К анализу истории автор подходил с философской точки зрения. 

Характеристика творчества Тютчева показывает, что многие стихи гражданской, философской тематики имеют общий пафос. Автор изучает вечность, хаос, бытие. Он излагает мысль столь оригинально, что читатели невольно проникаются видением поэта. Федор Иванович подолгу размышлял о вопросах хаоса в мировых масштабах, выстраивал зависимость между днем и ночью. Это ярко отражено в стихотворениях:

  • «О чем ты воешь, ветр ночной»;
  • «Сижу задумчив и один».

В большинстве работ Тютчева преобладает философская лирика, даже если писатель рассказывает о красоте природы, любви или Родине. Он поставил для себя три главных цели:

  • Осмысление жизни человека;
  • Поиск гармонии между людьми и природой;
  • Изучение всех мировых тайн.

Особенности лирики Тютчева – кратко о значении природы

Федор Иванович – один из лучших поэтов, которые описывали природные пейзажи. Он изображает все одушевленным, одухотворенным. Каждое растение, каждый сезон обретает тайное, невидимое творческое начало. Стихотворения о природе:

  • «Люблю грозу в начале мая». На написание стиха автора натолкнули впечатления от первой грозы, увиденной им в мае. Он посчитал ее веселой, расцветающей, ведь она символизирует приход весны;
  • «Есть в осени первоначальной». Писатель красочно описывает осеннюю природу, вкладывая в строки глубокие переживания, возникающие в эту пору года;
  • «Есть в светлости осенних вечеров». Благодаря глубоким, точно подобранным словам читатель на себе ощущает умиротворяющее действие осени;
  • «Рим, ночью», «Полдень» – также прекрасные шедевры, посвященные окружающей природе.

Через описание природных красот автор размышляет о сущности человека, его предназначении: «Не таково ль твое значенье,

Не такова ль судьба твоя».

Художественные особенности лирики Тютчева в стихах о любви

Любовная поэзия поэта наполнена философскими мотивами. Он старается понять суть мощных чувств, страсти, размышляя на тему их возникновения.

Автор уверен, что передать всю красоту и полноту любви словами невозможно.

Присутствуют космические мотивы, единение, борьба с собой в любовных стихах Тютчева: «Как в буйной слепости страстей мы то всего вернее губим, что сердцу нашему милей!». Шедевры о любви:

  • «Не раз ты слышала признанье»;
  • «Она сидела на полу»;
  • «В разлуке есть высокое значенье»;
  • «Последняя любовь» и другие.

Смотри также: Природа в стихах Тютчева: раскрытие темы природы в поэзии

Творчество Тютчева

Главные образы в творчестве Ф. И. ТютчеваТворчество Федора Ивановича Тютчева сильно своей философской составляющей. Оно благотворно повлияло на становление русской поэзии. Работы Тютчева принадлежат к лучшим созданиям русского духа. Всё написанное поэтом Тютчевым носит на себе печать истинного и прекрасного таланта, самобытного, грациозного, исполненного мысли и неподдельного чувства.

Начало поэтической деятельности
Сборник, состоящий из трёхсот стихотворений, треть из которых — переводные, ряд писем, да несколько статей – это творческий багаж Тютчева. Века проходят, а работы автора остаются востребованными и любимыми читателями.

Творческая судьба Ф.И.Тютчева была необычной. Довольно рано поэт начинает печатать свои стихотворения, но они долго остаются незамеченными. В девятнадцатом веке считалось, что его лирические монологи, внушённые картинами природы, были прекрасны. Но русская публика находила описания природы и в «Евгении Онегине», автор которого отзывался при этом на всё, что волновало современных читателей.

  • Так, бурный 1825 год вызвал у Тютчева два любопытных стихотворения. В одном, обращаясь к декабристам, он замечал:
  • «О жертвы мысли безрассудной,
    Вы уповали, может быть,
    Что станет вашей крови скудной,
    Чтоб вечный полюс растопить.
    Едва, дымясь, она сверкнула,
    На вековой громаде льдов;
    Зима железная дохнула —
  • И не осталось и следов».

В другом стихотворении он говорит о том, как «грустно идти навстречу солнцу и движенью за новым племенем плести», как для него «пронзительны и дики сей шум, движенье, говор, крики младого пламенного дня».

«Ночь, ночь, о, где твои покровы,
Твой тихий сумрак и роса?..»

Это писалось в то время, как Пушкин с ободряющим словом привета обращался «во глубину сибирских руд» и восклицал: «Да здравствует солнце, да скроется тьма».

Пройдут годы и только тогда современники разглядят несравненную словесную живопись Тютчева.

В 1836 году А.С.Пушкин основал новый журнал «Современник». С третьего тома в «Современнике» начали появляться стихотворения, в которых было столько оригинальности мысли и прелести изложения, что, казалось, только сам же издатель журнала мог быть их автором. Но под ними весьма чётко выставлены были буквы: «Ф.

Т». Носили они одно общее название: «Стихотворения, присланные из Германии» (Тютчев тогда жил в Германии). Они и были из Германии, но не подлежало никакому сомнению, что автором их был русский: все они написаны были чистым и прекрасным языком и многие носили на себе живой отпечаток русского ума, русской души.

С 1841 года это имя уже не встречалось в «Современнике», в других журналах оно тоже не появлялось, и, можно сказать, с того времени оно вовсе исчезло из русской литературы. Между тем, стихотворения господина Ф.Т. принадлежали к немногим блестящим явлениям в области русской поэзии.

Лишь в 1850 году фортуна улыбнулась — в журнале «Современник» Н.А.Некрасов лестно отозвался о русском поэте Тютчеве, и о нём заговорили в полный голос.

Одухотворение природы в поэзии Тютчева
«Ночная душа» Тютчева ищет тишины. Когда ночь спускается на землю и всё принимает хаотически неясные формы, его музу в «пророческих тревожат боги снах».

«Ночь» и «хаос» постоянно упоминаются в стихотворениях Тютчева 20-30-х годов девятнадцатого века. Его «душа хотела б быть звездой», но только невидимой для «сонного земного мира» и горела бы она «в эфире чистом и незримом».

В стихотворении «Лебедь» поэт говорит, что его не прельщает гордый полёт орла навстречу солнцу.

«Но нет завиднее удела,
О лебедь чистый, твоего!
И чистой, как ты сам, одело
Тебя стихией божество.
Она, между двойною бездной,
Лелеет твой всезрящий сон,
И полной славой тверди звездной
Ты отовсюду окружен».
.

И здесь та же картина ночной красоты. Война 1829 года, взятие Варшавы нашли негромкий отклик в душе Тютчева.

«Душа моя, Элизиум теней,
Что общего меж жизнью и тобою?»,

Так спрашивает себя поэт. В мраморно-холодном и прекрасном стихотворении «Silentium» (в переводе с латинского «Молчание») Тютчев повторяет слово «молчи».

«Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои!
Пускай в душевной глубине
И всходят и зайдут оне
Как звезды ясные в ночи:

Любуйся ими — и молчи».

У многих поэтов мы находим указания на эти муки слова, бессильного полно и правдиво выразить мысль, так чтобы «мысль изреченная» не была ложью и не «возмущала ключей» нравственного чувства. Молчание не могло быть спасением от этого состояния.

Тютчев молчал только о тех мыслях, которые навевались «буйной годиной» современности, но с тем большим «пристрастьем» отдавался он впечатлением ночной и правдивой природы. Созерцая южное небо, вспоминая о родном севере, он вырывается из-под власти окружающих его красот природы, доходит до любви ко всей Вселенной.

При взгляде на коршуна, высоко взвивавшегося к небу, поэту становится обидно, что человек, «царь земли, прирос к земле».

  1. Нужно понять, полюбить всю природу, найти в ней смысл, обожествить её.
  2. «Не то, что мните вы, природа —
    Не слепок, не бездушный лик:
    В ней есть душа, в ней есть свобода,
  3. В ней есть любовь, в ней есть язык».
  4. Даже губительные силы природы не отталкивают поэта. Своё стихотворение « Mal’aria» он начинает строками:
  5. «Люблю сей божий гнев, люблю сие, незримо
    Во всем разлитое, таинственное зло…»
  6. Стихотворение «Сумерки» выражает сознание близости поэта к замирающей природе:
  7. «Час тоски невыразимой!
    Все во мне – и я во всем…»
  8. Поэт обращается к «тихому, сонному» сумраку, зовёт его «вглубь своей души»:
  9. «Дай вкусить уничтоженья,
    С миром дремлющим смешай».
Читайте также:  Анализ рассказа «кавказский пленник» (л. н. толстой)

Поэт всюду говорит о природе, как о чём-то живом.

У него «зима на весну ворчит», а «та ей в глаза хохочет»; весенние воды «бегут и будят сонный берег», природа сквозь сон улыбается весне; весенний гром «резвится и играет»; гроза «опрометчиво-безумно вдруг на дубраву набежит»; «ночь хмурая, как зверь стоокий, глядит из каждого куста» и т.п. («Весна», «Весенние воды», «Ещё земли печален вид», «Весенняя гроза», «Как весел грохот летних бурь», «Песок сыпучий по колени»).

  • Высшие проявления человеческого духа поэт не выделяет из всех других явлений природы.
  • «Дума за думой, волна за волной –
    Два проявленья стихии одной».
  • Развитие той же мысли мы находим в замечательном стихотворении «Колумб»:
  • «Так связан, соединён от века
    Союзом кровного родства
    Разумный гений человека
    С творящей силой естества.
    Скажи заветное он слово —
    И миром новым естество
    Всегда откликнуться готово
  • На голос родственный его».
  • В этом пункте мировоззрение Тютчева соприкасалось с мировоззрением Гёте, и недаром так близки были отношения обоих поэтов, познакомившихся во время заграничной жизни Тютчева.

Пейзажная лирика Тютчева родом из тех четырёх времен года, что дарит нам природа. В поэзии Федора Ивановича нет разделяющей грани между человеком и природой, они – одной стихии.

Любовная лирика Тютчева не замыкается сама на себя, хотя во многом автобиографична. Она гораздо шире, общечеловечнее. Любовная лирика Тютчева – образец нежности и проникновенности.

«Еще стремлюсь к тебе душой —
И в сумраке воспоминаний
Еще ловлю я образ твой…
Твой милый образ, незабвенный,
Он предо мной везде, всегда,
Недостижимый, неизменный,

Как ночью на небе звезда…»

Творчество Тютчева преисполнено глубокого философского смысла. Его лирические размышления, как правило, не отвлечённые, они тесно связаны с реалиями жизни.

  1. Приоткрыть занавес перед секретами мироздания, по мнению лирика, невозможно, но это может произойти для человека, находящегося на грани дня и ночи:
  2. «Счастлив, кто посетил сей мир
    В его минуты роковые!
    Его призвали всеблагие,
    Как собеседника на пир…»
  3. «Цицерон»

Большое ли творческое наследие надо оставить после себя, что стать великим? На примере судьбы Ф.И.Тютчева, можно сказать: «Нет». Достаточно написать несколько гениальных творений – и потомки не забудут о вас.

Мотивы и образы лирики Ф. И. Тютчева

В творчестве Тютчева раскрыты многие темы, которые прошли через его стихи горячими волнами любви и чувства, участия и непревзойденного дара сопереживать. Тютчев многогранен и каждая грань его творчества идет от чистого и откровенного сердца. Лирика Тютчева оказал огромное влияние на развитие всей русской поэзии.

  • Одним из мотивов его творчества является мотив родины – России. Кто не помнит его знаменитое стихотворение:
  • Умом Россию не понять,
  • Аршином общим не измерить:
  • У ней особенная стать –
  • В Россию можно только верить.
  • Именно

эта вера и пронизывает стихи Тютчева; не поэтому ли его так любит Русская земля, воспетая им и, кажется, слушающая его? Читая эти строки каждый из нас яснее видит “тайну” русского народа, проникается, несмотря на сомнения, верой в большое будущее России.

  1. Мотив природы, и прежде всего русской природы, четко проведен в стихотворениях Тютчева рядом вопросов, которые остаются без ответа, но поражают своей одухотворенностью и музыкальностью:
  2. Что ты клонишь над водами,
  3. Ива, макушку свою?
  4. И дрожащими листами,
  5. Словно жадными устами,
  6. Ловишь беглую струю?
  7. Трепетная и нежная любовь к родине вошла особым, трогательным мотивом в творчество Тютчева:
  8. Эти бедные селенья,
  9. Эта скудная природа –
  10. Край родной долготерпенья,
  11. Край ты русского народа!
  12. Тютчевская природа полна движения и жизни – порой затаенных, порой плещущих через край:
  13. Гремят раскаты молодые,
  14. В лесу не молкнет птичий гам,
  15. И гам лесной, и шум нагорный –
  16. Все вторит весело громам.

Великолепны Тютчевские пейзажи. Они открыты не вдаль, в пространство, а во время (в прошлое, настоящее, будущее). Живописуя мгновения в жизни природы, поэт представляет его как звено, связующее прошлое, настоящее и будущее.

Ярким примером служит стихотворение “Весенние воды”, в котором дается вся картина весны. Начинается ледоход, бурный поток: “Еще в полях белеет снег, А воды уж весной шумят”. А заканчивается стихотворение размышлением о том, что будет в мае: “И тихих, теплых майских дней Румяный светлый хоровод Толпится весело за ней”.

  • Прошлое здесь – зима, настоящее – весна, а будущее – май.
  • В творчестве Тютчева заметно развиты темы человека и политики. На протяжении всего его творчества эти темы как пересекаются, так и просто идут рядом как два самостоятельных направления:
  • Когда дряхлеющие силы
  • Нам начинают изменять…
  • Спаси тогда нас, добрый гений,
  • От малодушных укоризн,
  • От клеветы, от озлоблений
  • На изменяющую жизнь…

Тютчев свято верит в необходимость и правомерность всех изменений и перемен, он знает, что ничто не вечно, но вместе с тем ничто в этом мире не имеет конца. Как истинный сын своей отчизны, Тютчев всегда откликался на те или иные события.

При этом его стихотворения направлены в будущее, в даль и в наше время являются актуальными.

Так, стихотворение, написанное в поддержку восстания христианского населения на острове Крит, и в наше дни имеет смысл, более того, она как будто написано про настоящее время:

  1. Ты долго ль будешь за туманом
  2. Скрываться, Русская звезда…
  3. Проснись – теперь иль никогда…

Среди стихов Тютчева есть строки, проникнутые глубокой философской мыслью. “Как мало реален человек, как легко он исчезает! Когда он далеко – он ничто. Его присутствие – не больше чем точка в пространстве, его отсутствие – все пространство”, сказал однажды сам поэт.

Как дымный столп светлеет в вышине! –

Как тень внизу скользит, неуловима!..

  • “Вот наша жизнь, – промолвила ты мне, –
  • Не светлый дым, блестящий при луне,
  • А эта тень, бегущая от дыма…”

Жизнь в понимании Тютчева – это неизменно что-то прекрасное, но в то же время неизменно хрупкое и не имеющее цены. Так может быть дорога пыльца, которую мы стираем с крыльев бабочки, так дорога звездная пыль, так дороги цветущий папоротник и черная орхидея – потому что это только прекрасная легенда, которая, тем не менее, пережила своих творцов.

Особенности лирики в поэзии Тютчева

За свою жизнь Федор Иванович Тютчев написал не так уж и много произведений. Обладая писательским даром, он не считал литературное творчество своей профессией и писал непроизвольно.

При этом многие его работы так и оставались на листе бумаги, и лишь по настоянию друзей, некоторые из них попадали в печать, и становились доступны широкой публике.

Но даже эти немногочисленные творения становятся достойным наследием и своеобразной лептой, которую внес в литературу Ф.И. Тютчев.

Особенности лирики Тютчева

Чтобы понять особенности лирики Тютчева достаточно окунуться в мир его поэзии. Свои стихи Тютчев пишет только под влиянием некоего озарения, когда чувствует необходимость выразить свои мысли на бумаге. Вот и получается, что лирика Тютчева наполнена интимностью личных внутренних переживаний и больше похожа на дневник, где он запечатлевает свои мысли и размышления.

Ценность стихотворений поэта в том, что в этих небольших работах автор создает искренние и своеобразные образы. К тому же художественной особенностью поэзии Тютчева является и то, что они наполнены глубоким философским содержанием.

Особенности любовной лирики

Раскрывая тему художественной особенности поэзии Тютчева, стоит поговорить и об особенностях любовной лирики поэта. Представлена она немногими произведениями, которые посвящались разным женщинам. В жизни Тютчев был любвеобильным, страстным и увлеченным человеком.

Так, его ранние стихотворения были посвящены первой любви, женщине, которую он повстречал в Мюнхене. Это была Амалия. Стихи же назывались Я помню время золотое или же Я встретил вас. Но судьба их разлучила, и уже через год он влюбляется в Элеонору Петерсон, которая стала его женой.

Однако и здесь судьба была жестока к поэту. Смерть забирает его возлюбленную. Уже посмертно писатель посвятил Элеоноре Петерсон стихотворения В часы, когда бывает и Еще томлюсь тоской желаний. Следующей будет встреча с Эрнестиной Дернберг и женитьба.

Эта женщина стала Музой для Тютчева, под влиянием которой появляется стихотворение Она сидела на полу.

Но самыми знаменитыми стихами поэта стали работы, что вошли в денисьевский цикл. Елена Денисьева стала последним увлечением писателя. Их связь была незаконной, и самым известным стихом того периода стала работа Последняя любовь.

Если первые стихотворения любовной лирики Тютчева изображают любовь, как страсть. В них поэт делится своими эмоциями и описывает эмоции возлюбленной. То в поздних работах поэта чувствуются мотивы скоротечности счастья, его вины перед возлюбленной.

Теперь любовь ассоциируется с безнадежностью, а романтика гибнет под влиянием общества, которое отвергало все прекрасное своим непониманием. Любовь у писателя — это не только страсть, но и безнадежность, страдание и борьба.

Особенностью лирики Тютчева было то, что он в своих работах отображал настоящие, не придуманные чувства.

Читайте также:  Краткое содержание произведения «Ашик-Кериб» для читательского дневника (М.Ю. Лермонтов)

Особенности изображения природы

Федор Тютчев по праву считается певцом природы. Как говорил Некрасов, достоинством пейзажной лирики Тютчева было в том, что его природа была разной, живой и грациозной.

Особенно нравилась писателю весенняя и осенняя природа. В эти периоды возрождения и увядания у автора появлялись неповторимые образы.

При этом природа могла быть спокойной, как в стихотворении Осенний вечер, так и буйной, как в работе Весенняя гроза.

Тютчев любил очеловечивать природу, наделять ее человеческими характерами и чертами. И в этом особенность тютчевской природы. Писатель сопоставляет каждое природное явление с человеческим настроением.

Особенности философской лирики

Несмотря на вышеперечисленные темы, которые затрагивал Тютчев в своих стихах, основным направлением его работ была философская лирика. Можно даже сказать, что в любовной и пейзажной лирике Тютчева прослеживаются философские мотивы. Писатель стремился постигнуть все тайны мира, осмыслить жизнь, найти гармонию с природой.

Особенностью философской лирики Тютчева было то, что писатель не просто пишет на темы бытия, хаоса и вечности. Его работы заставляют читателя сначала вслушаться, а затем вдуматься в каждое слово. Очень часто Тютчев размышляет о человеке, о его месте в мире. Очень часто писатель размышляет о прошлом и настоящем, обращается к теме памяти.

Основные мотивы лирики Тютчева Ф.И. – Тютчев Ф.И. Литература 19 века

Основные мотивы лирики Тютчева вытекают из его мировоззрения: человек и природа и его разлад с ней, мотив невыразимого (души и мысли), любовь.

О своем восприятии природы Тютчев написал в стихотворении «Не то, что мните вы, природа…» (1830-е гг.).Для Тютчева природа – «орган жизни» или живое существо, у которого есть душа, язык.

В пейзажной лирике Тютчев стремился воссоздать живую душу природы, ее космический характер. В стихотворении «Осенний вечер» (1830) описано состояние души перед смертью. Стихотворение «Видение» (1829) отражает космический характер природы.

 Час «всемирного молчанья» – это миг слияния неба с землей, Бога и человека, духа и плоти. Природа для Тютчева – идеал, в слиянии с ней человек достигает гармонии. Лишь Муза принадлежит и земному миру и небесному, но и ее душу тревожат в этот миг боги в пророческих снах.

Поэт использует античные образы, и в целом раннему творчеству Тютчева свойственно мифологическое мышление.

  • В стихотворениях более позднего периода возникает мотив разлада человека и природы.
  • Откуда, как разлад возник?
  • И отчего же в общем хоре
  • Душа не то поет, что море,
  • И ропщет мыслящий тростник? (1865)
  • «Душа не то поет, что море», потому что между людьми нет гармонии, какая существует между явлениями природы.

Ф.М. Достоевский назвал Тютчева «первым поэтом-философом». В стихотворении «Фонтан» напоминает библейский образ Вавилонской башни сам образ фонтана. Познание, цивилизация – это Вавилон, который рано или поздно будет разрушен.

По мнению Тютчева, душа и мысль невыразимы. Поэтому передать их состояние можно только с помощью метафор. Высшее состояние души – Silentium (молчание). Этому посвящено одноименное стихотворение Тютчева. Озаглавлено на латинском языке, потому что здесь молчание выступает как философская категория.

В конце стихотворения восклицательный знак, так как все стихотворение призывает к молчанию. Человек должен жить по законам природы и быть самодостаточным, как она. Если ручьи или деревья разговаривают, то они не высказывают никаких суждений.

Это стихотворение об одиночестве людей, их неспособности понять друг друга.

Поздний Тютчев во многих стихотворениях отмечал мучительную раздвоенность человека на его божественную и земную, человеческую сущность. «О вещая душа моя!..» (1855), «Е.Н. Анненковой» (1859), «Хоть я и свил гнездо в долине…» (1860) и др. Но в конце концов раздвоенность разрешается у Тютчева удивительно просветленным стихотворением «Чему бы жизнь нас ни учила» (1870).

Чему бы жизнь нас ни учила,

Но сердце верит в чудеса.

Теме любви в разные периоды жизни Тютчева им посвящены многие стихотворения. Наибольшей известностью пользовался «денисьевский цикл». Он содержит 30 стихотворений: «О, как убийственно мы любим…», «Предопределение», «Я очи знал, – О, эти очи..

!», «Не говори: меня он, как и прежде, любит…», «Сияет солнце, воды блещут», «Последняя любовь». «Денисьевский цикл» полифоничен, включает лирического героя и героиню. Их голоса равноправны.

Любовь у Тютчева – это «поединок роковой», это убийство того, кто нежнее.

Возвращение Тютчева в Россию вызвало новый подъем его творчества. Появляются русские мотивы. Трагизм русской женщины Тютчев видел в том, что она выходит замуж не по любви («Русской женщине»). Тютчев очень любил Россию, верил в ее высокое предназначение.

Источник: Тусичишный А.П. Русская литература второй половины XIX века — М. : ФЛИНТА, 2013

Образы поэзии Ф.И. Тютчева – 4

Федор Иванович Тютчев — первый в истории русской литературы поэт, центральной темой творчества которого являются «предельные основания бытия», общие вопросы мироустройства.

Ею лирический герой не является выразителем какой-то определенной философской концепции, он только задастся «проклятыми», не имеющими ответа вопросами: что есть человек? для чего он заброшен в мир? для чего сотворена сама природа? в чем загадка природного бытия? Тютчев «последовательно противоречив» в своей философской позиции относительно сущности природного бытия — прежде всего и вопросе о том, обращен ли природный мир к человеку. В ряде тютчевских стихов природа действительно одушевлена: ручьи «гласят» и «предвещают», родник «шепчет», вершины берез «бредят», море «ходит» и «дышит», поле «отдыхает». С другой стороны, автор говорит о глухоте природы к мольбам своих детей, о ее равнодушии как к смерти человека, так и к его страданиям и страстям. Тютчевские деревья олицетворяют бесстрастность, самодостаточность природы, равнодушие к духовной жизни людей: «Красуются, шумят, — и нет им дела, / Чей прах, чью память роют корни их». Природа не просто лишена души, памяти, любви — она, по Тютчеву, превыше и души, и любви, и памяти, и человека, как творец превыше своего творения: …перед ней мы смутно сознаем Себя самих — лишь грезою природы. Здесь, как и в ряде других стихотворений, звучит мотив бездны (хаоса) — один из ключевых мотивов тютчевской лирики. В стихотворении «От жизни той, что бушевала здесь…» бездна мыслится как одна из частей или одна из функций физического мира: Природа знать не знает о былом… Поочередно всех своих детей, Свершающих свой подвиг бесполезный, Она равно приветствует своей Всепомогающей и миротворной бездной, — с жутковатой иронией («приветствует») пишет поэт.

В.Соловьев первым поставил Тютчева в один ряд с Гёте и первым упомянул о его философской лирике. Н.А Некрасов в 1850 г. пишет статью «Русские второстепенные поэты», где представляет Тютчева первостепенным талантом.

Философская лирика составляет суть творчества Тютчева, в котором органично соединились традиции двух литературных направлений рубежа ХVII-ХIХ вв.: поэт наследовал особенности русского философского романтизма и продолжил линию классицистической поэзии.

Его лирический герой остро ощущает разрыв внешнего и внутреннего:

  • Душа моя – Элизиум теней,
  • Что общего меж жизнью и тобою!
  • Меж вами, призраки минувших, лучших дней,

И сей бесчувственной толпою?..

(«Душа моя – Элизиум теней..», )

Тютчев – романтик, его романтизм называют философско-психологическим.

С романтизмом его роднит созерцательное в своей основе отношение к действительности, отталкивание от нее и уход в сложный замкнутый мир субъективного «Я», романтическое неверие в возможность слова для выражения сложного дух мира человека, использование системы романтических деталей, основанной на восприятие зрительных и слуховых впечатлений от окружающей среды, передача сложного эмоционального ощущения, вызываемого в человеке явлениями в природе(а не просто пейзаж в стихах), поэтизация природы, доведенная до высшей точки своего выражения. Некоторые романтические мотивы (мотив невыразимого, «бедности и слова», «поэт и толпа» и др.).

Тютчев занимает вершину русской романтической философско-психологической лирики. При этом она не является отвлеченной, философствующей, основанной на абстракциях, — она ВСЯ ЗЕМНАЯ, вся пронизана чувством и приметами конкретного исторического времени.

Если рассматривать произведения Тютчева как единый текст, то они заключают относительно законченную концепцию. У Тютчева это пантеистическая концепция мира (обожествление природы).

Философское восприятие природы составляет основу тютчевского видения мира. Большое влияние на творчество Тютчева оказала философия Шеллинга (его учение об абсолютном тождестве).

В своих произведениях Тютчев дал собственное неповторимое решение философских проблем жизни и ее течение во времени.

Еще одна философская тема – тема любви. Тютчев пытается понять: что есть любовь. Концепция любви Тютчева: гибнет тот, кто больше любит.

Для любовной лирики Тютчевасвоственнны романтизм и трагизм. Героиня – женщина, которая страдает и даже умирает (автобиографичность). В жизни Тютчева была поздняя любовь- соученица дочери Тютчева – Денисьева, в несвоевременной смерти которой Тютчев винил себя.

В цикл включены стихотворения, в которых отражены основные моменты истории любви: 1-я встреча, встречи, болезнь героини, ее смерть, память о ней (Стихотворение «О, как убийственно мы любим…»).

В цикле есть стихотворение, написанное от лица героини («Не говори, меня он как и прежде любит…») – мотив вины, упрека.

Драматизм и психологизм – ведущие способы раскрытия внутреннего мира героев, придают любовной лирике особую проникновенность.

Читайте также:  Анализ повести «Портрет» (Н. Гоголь)

«В поэтическом мире Ф.И.Тютчева»

  • Урок – лекция для 10 –го кл.
  • подготовила: учитель I категории
  • МБОУ СОШ № 16 г.Владимир

Шутова Е.Б.

 «В поэтическом мире Ф.И.Тютчева»

      Второе столетие живет литературное наследие Федора Ивановича Тютчева, волнуя читателей поэтическими созданиями, полными глубоких философских раздумий о мире и страстных порывов человеческого сердца.

Начало его пути было связано с карамзимским периодом в литературе, его творчество достигло на пушкинском этапе, вторая вершина его литературного развития – на том этапе, который ознаменовался деятельностью Некрасова.

      Особая роль Тютчева в русской литературе определялась и образом жизни (22 года провел внеродины, в Германии, на дипломатической службе), и складом личности (не считал себя профессиональным литератором, не стремился публиковать свои произведения и активно участвовать в литературной жизни), и, конечно, особенностями его творчества, сущность которого составляют «вечные вопросы» о вселенной и мире: земном, о жизни и смерти, о красоте, о любви, о человеке и его судьбе, о времени, истории, судьбе России. В русской литературе 19-го века Тютчев шел романтическими дорогами. Романтик Тютчев был сыном своей эпохи, человеком, отнюдь не отрешенным от бурь, гроз и волнений житейского моря.

      Современник сказал о Тютчеве, что он насквозь поэт. Это было действительно так. Поэтическое творчество не было для него работой, требующей принуждения и усилия, а процессом самой жизни, таким же непосредственным, как другие естественные состояния человека.

Его впечатления носили поэтический характер, повседневные размышления складывались художественно сформированные философские выводы. Состояние творческого вдохновения, видимо, почти всегда ему сопутствовало, легко им овладевало.

Интеллект и чувство в равной мере управляли им, нередко конфликтуя между собой.

Противоречивость душевных движений не учитывала своеобразной цельности и устойчивости поэта, его верности самому себе: в жизни и в поэзии, в юности и в старости мы узнаем сходные проявления поэта-романтика, лирика и философа.

      В условиях социальных кризисов, разладов и разобщения он отстаивал концепцию единства мира. Поэт призывал смотреть и слушать мировую историю (средневековая драма на библейскую тему). И те, кто не способны к этому – глухонемые:

  1. Они не видят и не слышат,
  2. Живут в сем мире, как впотьмах,
  3. Для них и солнцы, знать, не дышат
  4. И жизни нет в морских волнах
  5. Не их вина: пойми, коль может,
  6. Органа жизни глухонемой!
  7. Увы, души в нем не встревожит
  8. И голос матери самой!

Тютчев необычайно чувствителен к красоте. В своих письмах он постоянно давал эстетические оценки тому, что видел. «Очень красиво», «чудный», «дивный», «прелесть» – излюбленные тютчевские эстетические определения. Красота – это разнообразие «дивного мира» матери-Земли. Нет его – нет жизни.

«Ни звуков здесь, ни красок, ни движенья – жизнь отошла» – говорит поэт о северном крае. Красота в цветении природы: «цветущий мир», «цветущее блаженство мая», «яблони, цветами убеленные», розы в «жарком румянце».

В этом мире красоты все живое испытывает блаженство: «блаженна тень кипариса», весна «блаженно-равнодушна, как подобает небесам». Красота – это всеет, «блеск и движение». Светом, блеском залиты стихи поэта о природе.

Он любуется «радужным видением» на небе, сияющим, огнецветным фонтаном, блеском морской волны, листвы. Красота – праздник, веселое и яркое оживление:

  • На бесконечном, на вольном просторе
  • Блеск и движение, грохот и гром…
  • Тусклым сиянием облитое море,
  • Как хорошо ты в безлюдье ночном!

Стихотворения Тютчева не только музыкальны и живописны (Некрасов называл многие стихотворения «картинками природы»), но они также и сценичны. Для человека как бы приоткрывается занавес на мир природы, и он видит явления которые, вместе взятые, воспроизводят мировой «спектакль».

Тема России в лирике Тютчева

Последние годы жизни Тютчева отмечены многими трагическими событиями: 1864 г. – смерть Е.А. Денисьевой, 1865 – смерть дочери Елены и годовалого сына Николая, 1868 – смерть сына Дмитрия, 1870 – дочери Марии и старшего брата Николая.

Эти трагические события не могли не отразиться на мироощущении поэта, не раз признававшегося в своих письмах, что он не числит себя среди живых. Однако была одна тема, неизменно заставлявшая Тютчева хотя бы на время забывать о горестных утратах, вырывавшая его из отчаяния, – судьба России.

Как показывает в своей биографии Тютчева В.В. Кожинов, последние годы жизни поэта отмечены его «многообразной деятельностью в сфере русской политики»: после назначения министром иностранных дел А.

Горчакова Тютчев активно  включается в решение внешнеполитических вопросов, пытаясь влиять на позицию не только Горчакова, но и императора Александра Второго, и нередко достигает успеха. Поэт, – утверждает исследователь, – «так или иначе участвовал в выработке направления внешней политики».

Позицию Тютчева, его отношение к судьбе родины отчетливо передает стихотворение, написанное к юбилею Н.М. Карамзина в 1866 г., где поэт назвал своего старшего современника «верноподданным России» и именно это служение родине расценил как его величайшую заслугу.

В полной мере и самого Тютчева следует назвать «верноподданным России».

Его истинно патриотическая позиция: беспредельная любовь к Родине, гордость ее историей, надежды на возрождение ее роли в судьбах мира – все это становится темой тютчевских стихотворений политического характера, его писем московским публицистам (прежде всего И.С. Аксакову), его разговоров с Горчаковым.

Тютчев – инициатор и вдохновитель многих выступлений И. Аксакова в печати, судьбоносных решений, принятых А. Горчаковым. О глубоком и плодотворном воздействии Тютчева справедливо писал известный поэт А. Майков, утверждавший, что именно знакомство с поэтом дало ему «высокие точки зрения на жизнь и мир, Россию и ее судьбы в прошлом, настоящем и будущем».

Тема России – одна из самых значимых в поздней лирике Тютчева. Как отметили исследователи, она возникает после духовного переворота, который переживает поэт в конце 1840-х годов, и обретает пророческую глубину и силу в лирике конца 1860 – начала 1870-х гг.

Тема эта многоаспектна: стремясь осознать «русскую идею», миссию России в мире, Тютчев обращается и к древней российской истории, глубоко переживает ее печальное и трагическое настоящее, ее таинственную и великую судьбу, которую предвещает история России.

Тютчеву принадлежат ставшие хрестоматийными строки, которые многократно цитировались:

Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить:У ней особенная стать –В Россию можно только верить.

В поэзии Тютчева Россия уподобляется или утесу («Утес и волны») или стене («Славянам», 1867) – образам, которые несут идею прочности, незыблемости, непоколебимости, первозданности, вечности.

Так, обыгрывая в стихотворении «Славянам» слова австрийского министра иностранных дел барона фон Бейста: «Славян должно прижать к стене», Тютчев создает образ «упругой стены» – «гранитной скалы», обошедшей «шестую часть земного круга», «боевой твердыни», защищающей славян:

Они кричат, они грозятся:«Вот к стенке мы славян прижмем!»Ну, как бы им не оборватьсяВ задорном натиске своем!..

Да, стенка есть – стена большая Ужасно та стена упруга,Хоть и гранитная скала, –Шестую часть земного кругаОна давно уж обошла…

Ее не раз и штурмовали –Кой-где сорвали камня три,Но напоследок отступалиС разбитым лбом богатыри…

Именно в судьбе и облике России Тютчев видел воплощение истинно-христианского идеала. В стихотворении, написанном в годы Крымской войны, обнаружившей скрытую вражду к России европейских держав и окончившейся для России позорным поражением, Тютчев и написал стихотворение, которое выразило задушевные мысли и других русских писателей – Л. Толстого и Ф.М. Достоевского:

  • Эти бедные селенья,Эта скудная природа –Край родной долготерпенья,Край ты русского народа!
  • Не поймет и не заметитГордый взор иноплеменный,Что сквозит и тайно светитВ наготе твоей смиренной.
  • Удрученный ношей крестной,Всю тебя, земля родная,В рабском виде Царь небесныйИсходил, благословляя.

В облике России поэт подчеркивает только ее «бедность», «скудость», смиренную наготу. И именно в этих чертах России поэт провидит тайный «свет», знак божественного присутствия, богоотмеченности.

Бедная, смиренная в своей наготе Россия представляет собой воплощенный идеал богочеловека – Христа, Царя небесного, исходившего Россию «в рабском виде» и благословившего ее на путь праведный и страдальческий. 

Этой высокой верой в Россию и ее народ, глубоким прозрением в тайны человеческой души – «жилицы двух миров», Тютчев и оказался не просто близок следующим поэтическим поколениям: он стал предтечей русского символизма и акмеизма.

Вопросы о творчестве Ф.И. Тютчева

  1. В чем исследователи видят открытие Тютчева-поэта? 
  2. В чем своеобразие темы природы в лирике Тютчева? Какой предстает природа в лирике поэта? В чем особенность пейзажной лирики Тютчева?
  3. Почему А.Белый назвал Ф.И.Тютчева «древним эллином»?
  4. Каким предстает человек в лирике Тютчева?
  5. Какую роль играют природные образы в размышлениях поэта о человеке?
  6. В чем видит Тютчев смысл жизни? Какие метафоры находит поэт для воплощения своего понимания смысла жизни?
  7. В чем Тютчев видит назначение поэта и как он понимает роль поэзии? Какие образы-символы поэта находит Тютчев?
  8. Какие мотивы становятся центральными в тютчевской любовной лирике? Что нового вносит поэт в звучание этой темы? Как исследователи определяют значение любовной лирики поэта?
  9. Какой предстает Россия в лирике Тютчева? Какие образы-символы передают в лирике поэта его представление о назначении России?

  другие статьи о творчестве Ф.И. Тютчева:

 Перейти к оглавлению книги Русская поэзия XIX века

Ссылка на основную публикацию