Демьян бедный стихи: читать стихотворения демьяна бедного – поэзия, произведения, лирика поэта классика

Читать Том 1. Стихотворения 1908-1917

Демьян Бедный

Собрание сочинений в пяти томах

Том 1. Стихотворения 1908-1917

А. Волков. Демьян Бедный

Демьян Бедный вошел в историю советской литературы как один из ее основоположников, выдающийся мастер поэтического слова.

Его мужественная, всегда насыщенная острым политическим содержанием поэзия – сатира и патетическая лирика, поэмы, басни и эпиграммы – была глубоким выражением чувств и дум, чаяний и надежд народа.

Творчество поэта представляло собой художественную летопись борьбы, подвигов и достижений великого русского народа. Советское правительство уже в 20-е годы высоко оценило своеобразную и огромную по размаху деятельность Демьяна Бедного.

В обращении Президиума ВЦИК в связи с награждением поэта орденом Красного Знамени он был назван «поэтом великой революции». «Произведения ваши, – говорилось в обращении, – простые и понятные каждому, а поэтому и необыкновенно сильные, зажигали революционным огнем сердца трудящихся и укрепляли бодрость духа в труднейшие минуты борьбы».

Неразрывная связь с революцией, ясность, доступность широким трудящимся массам – таковы отличительные особенности поэзии Бедного. Они проявились еще в его дооктябрьском творчестве, они кристаллизовались и углублялись по мере идейного роста поэта, его активного участия в борьбе за победу революции, за победу социализма в нашей стране.

* * *

Детство Ефима Алексеевича Придворова, будущего пролетарского поэта Демьяна Бедного, было тяжелым и безрадостным.

Родился он в 1883 году, в деревне Губовке, Херсонской губернии, в крестьянской семье. Первые годы жизни провел в Елизаветограде, где обосновался его отец, Алексей Придворов, ушедший из деревни на заработки. Семи лет мальчик вновь попал в Губовку. Ему пришлось испытать там голод и холод, побои измученной и озлобленной непосильным трудом матери.

Единственным близким мальчику человеком был в эти годы его дед Софрон, отличавшийся большой житейской мудростью, душевной добротой и чистотой. О нем, уже став поэтом, Бедный вспоминал в ряде своих стихотворений. Окончив сельское училище, мальчик поступает в Киевскую военно-фельдшерскую школу.

Любознательный и способный подросток успешно учится, с увлечением читает произведения Крылова, Грибоедова, Пушкина, Лермонтова, Некрасова. В эти же годы он и сам пробует писать. В конце 90-х и начале 900-х годов появляются в печати первые, очень слабые, подражательные стихи Е. Придворова.

Два из них были напечатаны в газете «Киевское слово» за 1899 год, одно – в «Сборнике русских поэтов и поэтесс» 1901 года.

По окончании военно-фельдшерской школы Е. Придворов попадает на военную службу, которая тяготит его. Заветною мечтою юноши был университет. Успешно выдержав экстерном экзамен за восемь классов гимназии, Е. Придворов получает аттестат зрелости и в 1904 году поступает на историко-филологический факультет Петербургского университета.

Пребывание в университете совпало с нарастанием в стране освободительного движения, завершившегося первой русской революцией. Этот революционный подъем сказался на настроениях студенчества, горячо сочувствовавшего борьбе народа с самодержавием.

Окружавшей его передовой молодежи Ефим Придворов был в значительной степени обязан коренным переломом в своих ранее благонамеренных обывательских настроениях, которые привили ему царская военная школа и армия.

«После четырех лет новой жизни, новых встреч и новых впечатлений, – вспоминал он впоследствии, – после ошеломительной для меня революции 1905–1906 годов и еще более ошеломительной реакции последующих лет я растерял все, на чем зиждилось мое обывательски-благонамеренное настроение» [1].

И в годы реакции, последовавшей за первой русской революцией, стихотворения поэта были насыщены пафосом демократических идей. Уже в этих стихотворениях, обличавших зверские расправы самодержавия с народом, выражалась надежда на близость перемен в общественной жизни страны, на «конец лихолетья», реакции.

Молодого поэта одушевляла глубокая вера в победу восставшего народа, который произнесет суровый приговор царским палачам («Сынок», «О Демьяне Бедном, Мужике Вредном», «Чудных три песни…» и др.).

Не случайно некоторые из ранних стихов Придворова были или отклонены редакцией либерально-народнического «Русского богатства», или запрещены цензурой и появились значительно позже в большевистской газете «Звезда». Однако в годы столыпинской реакции Е.

Придворов не осознает еще всей сложности социальных противоречий окружающей его действительности, не выходит в своем творчестве за рамки общедемократических идей. Характер и пути грядущей революции пока еще не ясны для него.

Только сближение с большевистской печатью и – через нее – с партией и ее руководителями идейно воспитывает поэта, формирует его мировоззрение, превращает писателя-демократа Е. Придворова в поэта передового революционного пролетариата- Д. Бедного.

Связи поэта с большевистской прессой устанавливаютсяс 1911 года, со времени его работы в газете «Звезда». Революционный подъем 1912–1914 годов способствовал оживлению пролетарской литературы. Накануне первой империалистической войны вокруг легальных большевистских изданий, одним из которых являлась и газета «Звезда», объединяются передовые пролетарские писатели, бывшие в то же время профессиональными революционерами: А. А. Богданов, А. Гмырев-Михайлов, Л. Зилов и др. В их среду и входит молодой поэт Е. Придворов.

Вспоминая о начале его сотрудничества в «Звезде», правдист М. Ольминский писал: «Демьян Бедный не был новичком в печати. Его стихотворения за подписью „Е. Придворов“ появлялись в народнических и кадетских изданиях.

Он не был марксистом, но внутренне тяготел к наиболее левым течениям. И когда стала выходить „Звезда“ чисто большевистского характера, он почувствовал к ней особую симпатию; сначала стали получаться по почте его стихи, а затем явился и сам автор.

Вскоре он стал посещать ночную редакцию (в типографии) чуть ли не ежедневно. Здесь, в дружеских беседах, среди ночной газетной сутолоки, проявилась в Е. Придворове потребность в боевых литературных выступлениях, и родился на свет баснописец Демьян Бедный.

Его очень быстро стал высоко ценить т. Н Ленин, тогда как многие другие товарищи долго косились на пришельца».

Трудно переоценить идейное влияние большевистской прессы на Е. Придворова. Несомненно, что и общение его с редакторами и сотрудниками «Звезды», «дружеские беседы» с ними, о которых говорит Ольминский, и чтение работ В. И. Ленина и И. В.

Сталина – все это воспитывало молодого поэта, вело его в лагерь передового пролетариата. Именно в «Звезде», а потом в «Правде» формируется талант поэта революции Д. Бедного. Позже, вспоминая об этом периоде своей жизни, он говорил: «Мои перепутья сходились к одной дороге.

Идейная сумятица кончалась. Вначале 1912 года я был уже Демьяном Бедным» [2].

Творчество Демьяна Бедного накануне первой мировой войны приобретает новые черты и качества. Его гражданская патетическая лирика теряет свойственную ей ранее абстрактность. Теперь в его стихотворениях ощущается более отчетливое понимание социальных противоречий.

Все яснее осознается поэтом руководящая роль пролетариата в освободительной борьбе с угнетателями и поработителями народа. На ленский расстрел Д. Бедный ответил страстным, гневным стихотворением «Лена», в котором требовал возмездия палачам трудового люда.

Знаменательно напечатанное в первом номере дооктябрьской «Правды» стихотворение «Полна страданий наших чаша…». Старая тема о беспредельности горя народного, о переполненной уже чаше народных бедствий получает здесь свое новое решение.

Демьян Бедный зовет пролетариат к борьбе с самодержавием и твердо верит в конечную победу революции.

Не случайно, что в это время ведущим жанром в творчестве Д. Бедного является сатира. Жанр басни был действенным и острым оружием в борьбе с многочисленными врагами пролетарского революционного движения. Весьма знаменательно, что в эти годы Горький создает сатирические «Русские сказки», в которых беспощадно обличает многоликих врагов трудовых масс России.

Источник: http://online-knigi.com/page/259392

Демьян Бедный – Стихи

Здесь можно скачать бесплатно “Демьян Бедный – Стихи” в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Поэзия. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.На В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы

Описание и краткое содержание “Стихи” читать бесплатно онлайн.

Демьян Бедный

– Кларнет и Рожок – Колесо и Конь – Мой стих – Молодняк – Никто не знал… – Печаль – Проводы – Снежинки – Ум – Я верю в свой народ

ПЕЧАЛЬ Дрожит вагон. Стучат колеса. Мелькают серые столбы. Вагон, сожженный у откоса, Один, другой… Следы борьбы. Остановились. Полустанок. Какой? Не все ли мне равно. На двух оборванных цыганок Гляжу сквозь мокрое окно.

Одна – вот эта, что моложе,Так хороша, в глазах – огонь. Красноармеец – рваный тоже Пред нею вытянул ладонь. Гадалки речь вперед знакома: Письмо, известье, дальний путь… А парень грустен. Где-то дома Остался, верно, кто-нибудь.

Колеса снова застучали. Куда-то дальше я качу. Моей несказанной печали Делить ни с кем я не хочу. К чему? Я сросся с бодрой маской. И прав, кто скажет мне в укор, Что я сплошною красной краской Пишу и небо и забор. Души неясная тревога И скорбных мыслей смутный рой… В окраске их моя дорога Мне жуткой кажется порой!

О, если б я в такую пору, Отдавшись власти черных дум, В стихи отправил без разбору Все, что идет тогда на ум! Какой восторг, какие ласки Мне расточал бы вражий стан, Все, кто исполнен злой опаски, В чьем сердце – траурные краски, Кому все светлое – обман!

Не избалован я судьбою. Жизнь жестоко меня трясла. Все ж не умножил я собою Печальных нытиков числа. Но – полустанок захолустный… Гадалки эти… ложь и тьма… Красноармеец этот грустный Все у меня нейдет с ума! Дождем осенним плачут окна.

Дрожит расхлябанный вагон. Свинцово-серых туч волокна Застлали серый небосклон. Сквозь тучи солнце светит скудно, Уходит лес в глухую даль. И так на этот раз мне трудно Укрыть от всех мою печаль! 1920 Русские поэты. Антология в четырех томах.

Москва, “Детская Литература”, 1968.

МОЙ СТИХ Пою. Но разве я “пою”?

Мой голос огрубел в бою, И стих мой… блеску нет в его простом наряде.

Не на сверкающей эстраде Пред “чистой публикой”, восторженно-немой, И не под скрипок стон чарующе-напевный

Я возвышаю голос мой Глухой, надтреснутый, насмешливый и гневный. Наследья тяжкого неся проклятый груз,

Я не служитель муз: Мой твердый четкий стих – мой подвиг ежедневный.

Родной народ, страдалец трудовой,

Мне важен суд лишь твой, Ты мне один судья прямой, нелицемерный, Ты, чьих надежд и дум я – выразитель верный, Ты, темных чьих углов я- “пес сторожевой”! [Сентябрь 1917] Русские поэты. Антология в четырех томах. Москва, “Детская Литература”, 1968.

ПРОВОДЫ Красноармейская песня

Как родная мать меня

Провожала, Как тут вся моя родня

Набежала:

“А куда ж ты, паренек?

А куда ты? Не ходил бы ты, Ванек,

Да в солдаты! В Красной Армии штыки,

Чай, найдутся.

Без тебя большевики

Обойдутся. Поневоле ты идешь?

Аль с охоты? Ваня, Ваня, пропадешь

Ни за что ты.

Мать, страдая по тебе,

Поседела. Эвон в поле и в избе

Сколько дела!

Как дела теперь пошли:

Любо-мило! Сколько сразу нам земли

Привалило!

Утеснений прежних нет

И в помине. Лучше б ты женился, свет,

На Арине.

С молодой бы жил женой.

Не ленился!” Тут я матери родной

Поклонился.

Поклонился всей родне

У порога: “Не скулите вы по мне.

Ради бога.

Будь такие все, как вы,

Ротозеи, Что б осталось от Москвы,

Читайте также:  Тема любви в романе «мастер и маргарита»

От Расеи?

Все пошло б на старый лад,

На недолю. Взяли б вновь от вас назад

Землю, волю;

Сел бы барин на земле

Злым Малютой. Мы б завыли в кабале

Самой лютой.

А иду я не на пляс

На пирушку, Покидаючи на вас

Мать-старушку:

С Красной Армией пойду

Я походом, Смертный бой я поведу

С барским сбродом,

Что с попом, что с кулаком

Вся беседа: В брюхо толстое штыком

Мироеда!

Не сдаешься? Помирай,

Шут с тобою! Будет нам милее рай,

Взятый с бою,

Не кровавый пьяный рай

Мироедский,Русь родная, вольный край,

Край советский!” 1918 Русские поэты. Антология в четырех томах. Москва, “Детская Литература”, 1968.

СНЕЖИНКИ Засыпала звериные тропинки Вчерашняя разгульная метель, И падают и падают снежинки На тихую задумчивую ель.

Заковано тоскою ледяною Безмолвие убогих деревень. И снова он встает передо мною Смертельною тоской пронзённый день.

Казалося: земля с пути свернула. Казалося: весь мир покрыла тьма. И холодом отчаянья дохнула Испуганно-суровая зима.

Забуду ли народный плач у Горок, И проводы вождя, и скорбь, и жуть, И тысячи лаптишек и опорок, За Лениным утаптывавших путь!

Шли лентою с пригорка до ложбинки, Со снежного сугроба на сугроб. И падали и падали снежинки На ленинский – от снега белый – гроб. [1925] Русские поэты. Антология в четырех томах. Москва, “Детская Литература”, 1968.

НИКТО НЕ ЗНАЛ… (“22 апреля 1870 года”)

Был день как день, простой, обычный, Одетый в серенькую мглу. Гремел сурово голос зычный Городового на углу. Гордяся блеском камилавки, Служил в соборе протопоп. И у дверей питейной лавки Шумел с рассвета пьяный скоп. На рынке лаялись торговки, Жужжа, как мухи на меду.

Мещанки, зарясь на обновки, Метались в ситцевом ряду. На дверь присутственного места Глядел мужик в немой тоске,Пред ним обрывок “манифеста” Желтел на выцветшей доске. На каланче кружил пожарный, Как зверь, прикованный к кольцу, И солдатня под мат угарный Маршировала на плацу.

К реке вилась обозов лента. Шли бурлаки в мучной пыли. Куда-то рваного студента Чины конвойные вели. Какой-то выпивший фабричный Кричал, кого-то разнося: “Про-щай, студентик горемычный!” . . . . . . . . . . . . . . . .

Никто не знал, Россия вся Не знала, крест неся привычный, Что в этот день, такой обычный, В Рос

сии… Ленин родился! [1927] Русские поэты. Антология в четырех томах. Москва, “Детская Литература”, 1968.

Я ВЕРЮ В СВОЙ НАРОД Пусть приняла борьба опасный оборот, Пусть немцы тешатся фашистскою химерой. Мы отразим врагов. Я верю в свой народ

Несокрушимою тысячелетней верой.

Он много испытал. Был путь его тернист. Но не затем зовет он Родину святою,

Чтоб попирал ее фашист

Своею грязною пятою.

За всю историю суровую свою Какую стойкую он выявил живучесть, Какую в грозный час он показал могучесть, Громя лихих врагов в решающем бою! Остервенелую фашистскую змею

Ждет та же злая вражья участь!

Да, не легка борьба. Но мы ведь не одни. Во вражеском тылу тревожные огни.

Борьба кипит. Она в разгаре. Мы разгромим врагов. Не за горами дни,

Когда подвергнутся они

Заслуженной и неизбежной каре.

Она напишется отточенным штыком Перед разгромленной фашистскою оравой: “Покончить навсегда с проклятым гнойником, Мир отравляющим смертельною отравой!” 7 ноября 1941 Русские поэты. Антология в четырех томах. Москва, “Детская Литература”, 1968.

КЛАРНЕТ И РОЖОК

Однажды летом У речки, за селом, на мягком бережку Случилось встретиться пастушьему Рожку

С Кларнетом. “Здорово!”- пропищал Кларнет. “Здорово, брат,- Рожок в ответ,

Здорово! Как вижу – ты из городских… Да не пойму: из бар аль из каких?”

“Вот это ново,Обиделся Кларнет.- Глаза вперед протри

Да лучше посмотри, Чем задавать вопрос мне неуместный.

Кларнет я, музыкант известный. Хоть, правда, голос мой с твоим немножко схож, Но я за свой талант в места какие вхож?! Сказать вам, мужикам, и то войдете в страх вы.

А все скажу, не утаю:

Под музыку мою Танцуют, батенька, порой князья и графы! Вот ты свою игру с моей теперь сравни: Ведь под твою – быки с коровами одни

Хвостами машут!” “То так,- сказал Рожок,- нам графы не сродни.

Одначе помяни:

Когда-нибудь они Под музыку и под мою запляшут!” [1912] Русские поэты. Антология в четырех томах. Москва, “Детская Литература”, 1968.

КОЛЕСО И КОНЬ В телеге колесо прежалобно скрипело.

“Друг,- выбившись из сил,

Конь с удивлением спросил,

В чем дело?

Что значит жалоба твоя? Всю тяжесть ведь везешь не ты, а я!”

Иной с устало-скорбным ликом, Злым честолюбьем одержим, Скрипит о подвиге великом, Хвалясь усердием… чужим. [1916] Русские поэты. Антология в четырех томах. Москва, “Детская Литература”, 1968.

УМ

Однажды Барс перед Лисою Хвалился силою своею и красою: “Уж не прогневайся, я говорю любя:

Как погляжу я на тебя, Чем, думаю, со мной поспорить ты могла бы? И ростом ты мала, И силой не взяла, И ноги слабы… Тогда как у меня…”

“Прости свою рабу, Лиса ответила лукаво, Нашел ты с кем равняться, право! Я за одно лишь то благодарю судьбу, Что ты, по милости своей, со мною дружен. Твои достоинства… Я знаю их сама! Когда бы к ним еще немножечко ума…” “Что?- ухмыльнулся Барс.- Ум?!

Разве так он нужен?!” [1916] Русские поэты. Антология в четырех томах. Москва, “Детская Литература”, 1968.

МОЛОДНЯК

Годков тому примерно пять Помещик некий в лес заехал погулять.

На козлах Филька красовался,

Такой-то парень – богатырь! “Вишь, как тут заросло, а был совсем пустырь.

Молодняком помещик любовался.Как, Филька, думаешь? Хорош молоднячок? Вот розги где растут. Не взять ли нам пучок? В острастку мужикам… на случай своеволья!””М-да!- Филька промычал, скосивши вбок

Источник: https://www.libfox.ru/5634-demyan-bednyy-stihi.html

Бедный Демьян – Стихотворения, эпиграммы, басни, сказки, повести (1908 — октябрь 1917)

В годы войны Д. Бедный работает над переводом басен Эзопа. Из многочисленных произведений древнегреческого баснописца он выбирает те, которые могли восприниматься читателем, как отклик на злобу дня.

Большевистская пресса во время войны жестоко преследовалась, и Демьян Бедный для обхода цензурных рогаток попрежнему использовал все легальные возможности, помещая свои стихи в буржуазных журналах “Современный мир”, “Жизнь для всех”, в специальных изданиях (например, басня “Пушка и соха” была напечатана в кооперативном журнале “Объединение”).

Многие произведения Бедного, несмотря на все попытки поэта опубликовать их, так и не могли быть напечатаны до революции (“Морока”, “Усы да борода” и др.).

Поэт беспощадно обличал прикрытые лицемерными покровами “вечные истины” буржуазного общества и буржуазной морали, обнажал мерзость и запустение, царящие в эксплуататорском обществе, создавал сатирическую галерею врагов народа: лицемеров и ханжей, насильников и стяжателей, наживавшихся на бедствиях народа. В эти годы шовинистического угара Д.

Бедный мужественно славит великую силу мирного труда народа (“Пушка и соха”), разоблачает империалистов, представителей царской власти (“Феак”, “Анчутка-заимодавец” и др.).

В стихотворении “Приказано, да правды не сказано”, позднее включенном в повесть “Про землю, про волю, про рабочую долю”, проводится мысль о непримиримой противоположности интересов народа и интересов эксплуататоров, вскрывается грабительский характер империалистической войны:

Нам в бой идти приказано: “За землю станьте честно!” За землю! Чью? Не сказано. Помещичью, известно! Нам в бой идти приказано: “Да здравствует свобода!” Свобода! Чья? Не сказано. А только — не народа. Нам в бой идти приказано: “Союзных ради наций”. А главного не сказано: Чьих ради ассигнаций? Кому война — заплатушки.

Кому — мильон прибытку, Доколе ж нам, ребятушки, Терпеть лихую пытку?

Об этом сатирическом стихотворении, разоблачавшем лицемерно-крикливые лозунги Временного правительства, продажная буржуазная газета “Биржевые ведомости” писала, что в “шестнадцати строчках этой песни содержится вся соль, весь яд той большевистской проповеди, которая разложила столько частей нашей армии”.

Временное правительство, ставшее у власти после победы Февральской революции, попрежнему проводило империалистическую политику царизма, оно призывало народ продолжать войну до победного конца, проповедовало легенду о “единстве интересов всех классов” русского общества перед лицом “общей опасности”.

Временное правительство готовилось упразднить все те завоевания, которые были достигнуты народом в ходе Февральской буржуазно-демократической революции.

В связи с этим перед большевистской партией встала задача — разъяснить рабочим и солдатам, что пока власть принадлежит буржуазному правительству, а в Советах хозяйничают меньшевики и эсеры, народ не получит ни мира, ни земли, ни хлеба, что для полной победы необходимо передать власть Советам.

Этими задачами полностью определялось и творчество Демьяна Бедного в период от февраля до октября 1917 года.

В этот период сатира Демьяна Бедного становится еще более острой, резко усиливается ее боевой наступательный дух, она разнообразится и в жанровом отношении. Д.

Бедный создает фельетоны в стихах, эпиграммы, памфлеты, песни (“Петельки”, “Народная примета”, “Либердан”, “Социал-заики” и др.

), наносившие меткие удары по Временному правительству, русской буржуазии и ее прихвостням, меньшевикам и эсерам.

Разоблачая многочисленных врагов народа, Демьян Бедный в то же время стремится показать народным массам уже пройденный ими путь, сказать о достигнутых ими в ходе революционной борьбы успехах.

Всю сложность этого пути было невозможно воссоздать в произведениях малой формы, и Демьян Бедный пишет свое первое крупное произведение — стихотворную повесть “Про землю, про волю, про рабочую долю”.

В повести воссоздан ход исторических событий в России за период от первой мировой войны до октября 1917 года, отражена деятельность большевистской партии, политически воспитывавшей народ, готовившей его к борьбе с угнетателями.

В начале повести перед читателем развертывается, казалось бы, традиционная история двух любящих молодых людей, но в их личной судьбе воплощена судьба многомиллионных масс русского крестьянства. Война разлучает Ваню и Машу, и соответственно этому в повести развиваются две параллельные сюжетные линии.

Ваня оказывается в центре событий, происходящих на фронтах империалистической войны и в революционном Петрограде. Маша сначала живет в деревне, батрачит у кулака, а затем попадает на фабрику в Москву.

Такая композиция дает поэту возможность воспроизвести широкую панораму русской действительности в годы империалистической войны, показать судьбы рабочих, солдатских и крестьянских масс в этот период, рост их самосознания, постепенное постижение ими правды большевизма.

Образы путиловского слесаря Клима Козлова и деревенского парня Вани, поданные хотя и несколько схематично, отражали весьма существенные исторические сдвиги в жизни народа — все более крепнущий союз пролетариата и трудового крестьянства.

В образе Вани запечатлены лучшие черты русского национального характера: честность, смелость, горячий патриотизм, любовь к свободе и справедливости.

Верный жизненной правде, поэт рисует в повести всю сложность и трудность пути темного крестьянского парня к осознанию правды большевистских идей.

Значительностью идейного содержания повести “Про землю, про волю…”, ее тематической широтой определяется и художественное своеобразие этого произведения.

В работе над ним Бедный творчески использует поэтическое наследие русских классиков и замечательные традиции русского фольклора Нашей критикой не раз отмечалась связь повести “Про землю, про волю…” с произведениями Некрасова, посвященными крестьянской жизни.

Это родство проявляется в подлинно народном восприятии Бедным исторических событий, и в самой системе образов, и в народно-поэтической лексике, и даже в прямом воспроизведении имен некрасовских героев и названий деревень.

Так, в повести Бедного образы крестьян-правдоискателей Тита и Вани, смелой волевой девушки Маши напоминают героев произведений Некрасова (“Мороз, Красный нос”, “Кому на Руси жить хорошо”); отдельные персонажи прямо взяты из поэмы Некрасова (Яким Нагой), названия деревень также созвучны некоторым некрасовским (деревня Босово). Близок некрасовскому и плавный сказовый стих отдельных фрагментов повести (“Письмо Якима Нагого”).

Источник: https://fanread.ru/book/9194475/?page=3

Демьян Бедный. Критика. Творческая биография Д. Бедного

Демьян Бедный — один из зачинателей советской литературы, творческий путь его неразрывно связан с историей русского рабочего революционного движения. Всё своё дарование Демьян Бедный посвятил народу.

Читайте также:  Эротические, пошлые стихи о сексе: красивые сексуальные стихотворения русских поэтов о любви

Свой стих, юмор, беспощадную сатиру он отдал Родине, советской стране, воспевая ее победы и достижения, беспощадно разя врагов и в период гражданской войны, и в эпоху социалистического строительства, и в Великую Отечественную войну.

Ефим Алексеевич Придворов (таково настоящее имя поэта) родился в 1883 году в бедной крестьянской семье на Херсонщине: детство его прошло в обстановке страшной нищеты. Зарабатывая на жизнь, мальчик ходил в пастушонках, читал псалтырь по покойникам, составлял прошения односельчанам.

В 1886 году отцу удалось определить его на казенный счет в военно-фельдшерскую школу. Здесь он познакомился с произведениями Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Крылова.

К этому периоду относятся первые литературные опыты Придворова, которые свидетельствовали о его стремлении продолжить поэтические традиции русской классической литературы. Отбыв военную службу, в 1904 году Е.

Придворов поступает на историко-филологический факультет Петербургского университета и сразу попадает в новую для него среду революционно настроенного студенчества.

Политическое самосознание его пробуждает революция 1905 года. В это время и начинается политическое и творческое формирование поэта. В литературу Е. Придворов входит как поэт-лирик. Большое влияние на него оказывает поэт-народоволец П.Ф. Якубович-Мельшин, руководивший тогда стихотворным отделом журнала «Русское богатство», в котором в 1909-1910 годах Е. Придворов и печатает свои стихи.

Первые произведения поэта («С тревогой жуткою», «Под новый год») развивали характерные темы и мотивы гражданской поэзии 80-х годов. Но уже в этих ранних стихах Е. Придворова чувствуется внутренняя страстность, общественный пафос, которые так характерны для последующего творчества Д. Бедного.

Он ищет и новые формы поэтического выражения, опираясь на традиции гражданской лирики Некрасова и устного народного творчества. Этот период идейных и творческих исканий поэта завершается в 1911 году. «Дав уже раньше значительный уклон в сторону марксизма, — писал Демьян Бедный в автобиографии, — в 1911 году я стал печататься в большевистской — славной памяти — «Звезде».

Мои перепутья сходились к одной дороге. Идейная сумятица кончалась. В начале 1912 года я был уже Демьяном Бедным».

В 1911 году в «Звезде» было опубликовано стихотворение «О Демьяне Бедном, мужике вредном», в котором поэт звал тружеников к восстанию. Стихотворение сразу делается всенародно известным, имя героя стало псевдонимом поэта.

С возникновением «Правды» и до последних дней своей жизни Демьян Бедный печатается на её страницах.

В 1912 году в первом номере газеты публикуется его стихотворение, отразившее глубокую веру народа в победу новой революции:

Полна страданий наших чаша,Слились в одно и кровь и пот.Но не угасла сила наша:Она растет, она растет!Кошмарный сон — былые беды,В лучах зари — грядущий бой.Бойцы в предчувствии победы

Кипят отвагой молодой.

В «Звезде» и «Правде» поэзия Бедного обрела идейную четкость, революционную силу звучания, поэтическую ясность. Работа в газете обусловила и своеобразие стиля поэта. Революционная лирика органически сочетается в его творчестве с сатирой Основным поэтическим жанром Д. Бедного становится басня.

Выразив социалистические устремления пролетариата, Демьян Бедный отразил в своем творчестве интересы всех трудящихся. Его поэзия становится подлинно народной. Это определяет внутреннее единство его творчества при всем многообразии тематики.

Обращаясь к народным массам, Демьян Бедный широко пользуется фольклорными образами песенной и сказочной народной традиции. Поэт откликается на все события общественной жизни страны. Он разоблачает либералов, ликвидаторов, меньшевиков, клеймит всех предателей революций («Кашевары», «Рыболовы», «Пес» и другие).

В эти годы формируются эстетические взгляды Демьяна Бедного. Основа их — ленинский принцип партийности. Демьян Бедный говорит о великом значении традиций революционных демократов для развития передовой русской общественной мысли, борется с веховскими тенденциями в искусстве и эстетике.

Выступая за создание революционного, подлинна демократического искусства, он резко клеймит декадентов за отрыв от народа, от жизни, говорит о реакционном смысле декадентских эстетических теорий.

С Горького, Маяковского и Демьяна Бедного начинается новый этап развития русской революционной сатиры. Развивая традиции Крылова, Некрасова, Курочкина, Демьян Бедный новаторски преобразует жанр басни, сатирического стихотворного фельетона. Басня Д.

Бедного стала политической, публицистической басней, вбирающей в себя черты фельетона, памфлета, революционной прокламации. Новый смысл и новое назначение в баснях бедного приобретают традиционные басенные приемы.

Басенная дидактическая концовка превращается у него в революционный призыв, актуальный политический лозунг. Особое значение приобрели в его басне эпиграфы, заимствованные из газет, политических документов, хроники рабочего движения.

Он политически конкретизировал басню, публицистически заострял ее. Глубоко народная по своей форме басня Д. Бедного играла огромную роль в воспитании политического сознания широких слоев народа.

В стихах Бедного 1914-1917 годов отразился народный протест против империалистической войны и политики Временного правительства («Барыня», «Приказано, да правды не сказано» и другие). Выступая по свежим следам политических событий, поэт-большевик едко высмеивает меньшевиков, кадетов, контрреволюционных заговорщиков.

Размах революционных событий, многообразие задач революционного искусства — все это определило разнообразие жанров поэзии Д. Бедного и характер его поэтических средств. Теперь поэт пишет и памфлеты, и песни, и частушки, и эпиграммы.

Обращается он и к большой повествовательной форме. В 1917 году Д. Бедный публикует повесть в стихах «Про землю, про волю, про рабочую долю».

Повесть, являясь очень значительным произведением пролетарской поэзии, как бы подводила итог всему дооктябрьскому творчеству поэта. На широком историческом фоне последовательно изображены события от начала империалистической войны до дня Октябрьской революции.

Рассказывая о судьбах деревенского паренька Ивана и его подруги, поэт сумел убедительно показать, как идеи большевизма проникают в народные массы, овладевают ими.

Повесть — своеобразная, героико-сатирическая эпопея революции. Повествование о революционных событиях эпохи сочетается в ней с конкретной злободневной сатирой на врагов, документированным политическим памфлетом.

Стремясь сделать повесть максимально доступной народу, Д. Бедный ориентируется на народную поэтическую традицию и традиции Некрасова. Стихия устной народной поэзии чувствуется здесь во всем — но зключенных в повесть песнях, частушках, поговорках, прибаутках, в композиционной структуре частей поэмы.

Поэзия Д. Бедного этих лет, сочетавшая пафос революционной борьбы с острой политической сатирой, была очень близка по своей направленности поэзии В. Маяковского.

После Великого Октября все творческие замыслы Д. Бедного связаны с судьбами революции. Страстная заинтересованность в победе новых революционных сил отличает все выступления поэта.

В период гражданской войны творчество поэта приобретает огромную популярность у рабочих, крестьян, красноармейцев. Актуальное значение имели его лирико-патетические стихи (сборник «В огненном кольце», 1918). Но героическая лирика вновь органически сочеталась у Д. Бедного с сатирой.

Красноармейские песни («Проводы») и сатира на белогвардейцев («Манифест барона фон Врангеля»), шуточные стихи («Танька-Ванька»), антирелигиозные поэмы («Земля обетованная», «Новый завет без изъяна евангелиста Демьяна»), подписи к революционным плакатам и сатирические эпиграммы — так разнообразно проявлялось дарование поэта.

Сатира Д. Бедного этих лет очень близка щедринской сатире по принципам построения сатирического образа, характеру использования гротеска, гиперболы, иронии.

Сатирическая сила песен, частушек, эпиграмм Бедного, направленных против «иуденичей», «деник-воинов», «баронов-врангелей», «генералов Шкуро» и другого контрреволюционного «воронья», была огромна.

Смех его, усиленный комически снижающей грубоватостью, разил врага.

Основой сатиры Д. Бедного был высокий пафос. Стихи «пафосные» занимают в творчестве поэта тех лет особенно большое место.

Наиболее значительным произведением Д. Бедного первых лет революции явилась его поэма «Главная Улица» (1922), написанная к пятой годовщине Октября. В ней создан обобщенный образ революционного народа. Поэма исполнена романтического пафоса победоносной борьбы пролетариата: Движутся, движутся, движутся, движутся, В цепи железными звеньями нижутся, Поступью гулкою грозно идут,

Грозно идут,Идут,Идут,

На последний всемирный редут!..

Эта поэма — гимн в честь революции, в честь революционного народа. В 1923 году, во время празднования пятилетия Красной Армии, Д. Бедный одним из первых советских писателей был награжден орденом Красного Знамени.

В литературной борьбе 20-30-х годов Д.

Бедный отстаивал принципы партийности и народности искусства («Обида», «О соловье», «Бил бы лбом»), постоянно подчеркивая значение для развития современного искусства традиций русского реализма.

«Только враги или недоумки, – говорил Бедный в беседе с молодыми писателями в 1931 году, — могут уверять нас, что изучение классических творческих приемов есть уход от современности».

В годы восстановления и социалистической реконструкции народного хозяйства Д. Бедный пишет об успехах и достижениях строителей нового мира. Как и в годы гражданской войны, в его творчестве и в этот период сочетается пафосная героическая лирика и сатира, утверждение нового и отрицание старого.

Он воспевает смычку города и деревни, героический труд простых советских людей («Труд», «Памяти селькора Григория Малиновского»). В центре внимания поэта — воспитание социалистического сознания советских людей.

Значительное место в его творчестве занимает и «дипломатика» — сатирические произведения на темы международной жизни. Целевую направленность этих стихотворений очень хорошо передает заглавие одного из них — «На помощь Чичерину».

Поэт своими стихами помогает народу разобраться в темной дипломатической игре политиканов Запада и Америки, организовывавших антисоветские заговоры («Другу милому», «Сатирический диалог с Чемберленом» и другие).

Социалистическое строительство во всех областях хозяйственной и культурной жизни, рождение нового творческого отношения к труду и новых подлинно человеческих взаимоотношений — вот что становится «средоточием дум» поэта.

В годы Великой Отечественной войны Д. Бедный вновь на боевом посту, он вновь, как и в годы гражданской войны, «надел колчан и меч и застегнул броню и латы». Стихи его печатаются в «Правде», «Красной звезде», в армейских газетах и журналах, появляются на массовых боевых плакатах, в «Окнах ТАСС» Д. Бедный выступает с патриотической лирикой.

, сатирическими баснями, песнями. Обращается он и к героической повести («Орлята»). В самые тяжелые для страны дни, когда гитлеровцы подходили к Москве, он пишет стихотворение «Я верю в свой народ», проникнутое непоколебимым оптимизмом: Пусть приняла борьба опасный оборот. Пусть немцы тешатся фашистскою химерой, Мы отразим врагов.

Я верю в свой народ Несокрушимою тысячелетней верой.

Народ великих героических традиций непобедим. Это центральная мысль поэзии Бедного военных лет.

Л-ра: Литература в школе. – 1963. – № 2. – С. 82-85.

Биография

Произведения

  • Бывает час: тоска щемящая
  • Маяк
  • Печаль

Критика

Ключевые слова: Демьян Бедный, критика на творчество Демьяна Бедного, критика на стихи Демьяна Бедного, анализ стихов Демьяна Бедного, скачать критику, скачать анализ, скачать бесплатно, русская литература 20 века

Источник: http://md-eksperiment.org/post/20160725-demyan-bednyj-k-80-letiyu-so-dnya-rozhdeniya

Демьян Бедный

Викентьев И.Л.

Youtube

С 1912 года Демьян  Бедный – член РСДРП.

«Во время гражданской войны по его стихам учились читать многие красноармейцы. Его стихи заучивали наизусть и даже пели. Особенно популярной стала песня «Как родная мать меня провожала»:

Читайте также:  Сочинение 15.1 по цитате Сухорукова «Наша речь…»

Как родная мать меня провожала,как тут вся моя родня набежала:«А куда ж ты, паренёк? А куда ты?Не ходил бы ты, Ванёк, да в солдаты!В Красной Армии штыки, чай, найдутся.

Без тебя большевики обойдутся…»

Листовки с его стихами-агитками разбрасывались в тылу белогвардейцев, и это, действительно, работало: многие солдаты, вчерашние крестьяне, прочитав воззвание Бедного, отказывались воевать, дезертировали или переходили на сторону советской власти.

Что любопытно, противник не оставался в долгу.

Врангелевские лётчики сыпали на головы голодных будёновцев агитки Аркадия Аверченко, знаменитого русского юмориста, в которых, к примеру, сообщалось: «А мы сегодня отлично пообедали.

На первое – борщ с ватрушками, на второе – поросенок с хреном, на третье – пироги с осетриной и на заедку – блины с мёдом. Завтра будем жарить свинину с капустой».

Это также вызывало брожение и недовольство в армии Советов.

Демьян Бедный, говоря без преувеличения, был одним из любимейших народных поэтов. И, как это не покажется странным, – одним из нелюбимейших в кругу самих поэтов».

Казакевич А., Люди, как звёзды… : парадоксальные и малоизвестные факты из жизни знаменитых людей, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2007 г., с.101-102.

«Одна из таких черт в облике Демьяна Бедного – неприкрытая, почти наглая страсть к материальному достатку, проявлявшаяся в бесстыдном стяжательстве.

Вечно жалующийся на «невыносимую» нужду, постоянно выклянчивающий для себя гонорары и разного рода привилегии, он вызывал в кругу своих коллег сдержанную неприязнь и скрытое презрение.

Ленин, с которым Бедный был хорошо знаком, на предложение журналистов «Правды» отказаться от сотрудничества с таким малоприятным сотрудником, отвечал в одном из писем: «На счёт Демьяна Бедного – продолжаю быть за.

Не придирайтесь, друзья, к человеческим слабостям! Талант – редкость. Надо его систематически и осторожно поддерживать. Грех будет на вашей душе, большой грех (во сто раз больше «грехов» личных разных, буде есть таковые) перед рабочей демократией, если вы талантливого сотрудника не притянете, не поможете ему».

Казакевич А., Люди, как звёзды… : парадоксальные и малоизвестные факты из жизни знаменитых людей, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2007 г., с.103.

В 1918 году Демьян Бедный перехал вместе с Советским правительством из Петрограда в Москву, где получил квартиру в Большом Кремлёвском дворце, куда перевёз жену, тёщу, детей и их няню.

В Кремле Демьян Бедный собрал хорошую библиотеку из 30 000 томов, которой пользовался И.В. Сталин.

Для разъездов по странесоветскому поэту Демьяну Бедному был выделен личный вагон I-го (раньше принадлежавший одному из великих князей), а также ему был предоставлен в личное пользование автомобиль «Форд».

В 1920-е годы Демьян Бедный – фельетонист «Правды», где почти ежедневно (!) публиковал стихи на актуальные политические темы.

В.И. Ленин – судя по воспоминаниям Максима Горького – считал, что Демьян Бедный «идёт за читателем, а надо быть немножко впереди».

Максим Горький, Собрание сочинений в 30-ти томах, том 17, Рассказы, очерки, воспоминания (1924-1936), М., «Гослитиздат», 1949 г. с. 45.

В 1922 году первым из советских писателей Демьян Бедный стал депутатом Моссовета.

«Ещё одна малодушная уловка: отправлять одно и то же стихотворение в пять-шесть газет сразу. При этом он ухитрялся в каждой из них заранее получить аванс. То, что такое поведение не соответствовало писательской этике, Бедного ничуть не смущало. […]

В 1932 году Бедный набрал в «Известиях» кучу авансов, а стихи, по старой привычке, отдал сразу в несколько газет.

Журналист Рыклин обнародовал сей скандальный факт в фельетоне, опубликованном в ленинградской «Смене». Бедный пожаловался Сталину: мол, поклёп, происки врагов, и всё такое прочее.

Сталин вызвал к себе Рыклина и Гронского, редактора «Смены». Журналисты ждали строгой проработки, но Сталин им сказал:

– Правильный ли это фельетон? Правильный. Мы давно знаем, что Демьян любит деньгу. Ещё до революции в «Правде» мы никому не платили гонораров, а ему платили. Целесообразно ли было печатать фельетон? Нецелесообразно.

Не всё, что правильно, целесообразно. Вот, например, Горький приехал из Италии. Мы знаем, как он себя вёл. Плохо вёл. Есть материал о его ошибках. Целе-сообразно ли сейчас вспомнить об этом? Нецелесообразно.

Так что фельетон печатать не следовало.

Узнав, что Бедный получает за строчку пять рублей, в то время как другие поэты получали в два раза меньше, Сталин порекомендовал редактору платить Демьяну, как всем – два рубля пятьдесят копеек.

Казакевич А., Люди, как звёзды… : парадоксальные и малоизвестные факты из жизни знаменитых людей, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2007 г., с.104.

«По случаю премьеры пьесы Луначарского «Бархат и лохмотья» было устроено застолье. Демьян Бедный произнёс речь:  «Хочу поделиться мыслями о моём творчестве. Это поучительно для всякого творческого человека. Я много работаю.

За двадцать лет написал более двухсот тысяч строк. Понимаете масштаб? У Пушкина всего тридцать тысяч. Значит, если положить Пушкина, сверху Гоголя, Майкова и Некрасова – вот общее количество написанного мной. Почему я так много сделал? Была ударная работа.

Утром сажусь – к вечеру готово пятьдесят строк».

Борев Ю., История государства советского в преданиях и анекдотах, М., «Рипол», 1995 г., с. 76-77.

«В мае 1925-го в «Правде» Демьян Бедный опубликовал поэму из 37 глав под названием «Новый завет без изъяна евангелиста Демьяна».

В развязной манере Бедный представлял Христа как пьяницу, развратника и т.п. Этот пасквиль оскорбил не только верующих.

В ответ неким сотрудником «Крестьянской газеты» Николаем Горбачёвым было написано «Послание…», за которое впоследствии его сослали в Нарым.

Вот отрывок:

Но ты свершил двойной тяжёлый грех.Своим дешевым, балаганным вздоромТы оскорбил поэтов вольный цех,

И малый свой талант покрыл большим позором.

И в прессе, и в обществе разгорались богоборческие споры. Булгаков отразил их в первой главе «Мастера и Маргариты».

Автор подобной поэмы там – Иван Бездомный (в его образе спародирован и «комсомольский поэт» Александр Безыменский, Бедный + Безыменский = Бездомный). А оппонентом атеистам выступил… дьявол.

В который раз проявилась парадоксальность сатирического взгляда Булгакова».

Рылёв К.Э., Курс лечения от постмодернизма: путеводитель по современной культуре, М., «Крафт+», 2011 г., с. 396.

«В декабре 1930 года ЦК партии принимает закрытое решение, в котором выражает огромное неудовлетворение стихотворными фельетонами Д. Бедного. Возмущённый поэт апеллирует к Генеральному секретарю.

8 декабря 1930 года Бедный пишет Сталину письмо, в котором с огорчением отмечает, что его фельетон «Слезай с печки», который «расхвалили до крайности» Молотов, а затем и Ярославский, не встретил благожелательного отношения со стороны вождя.

«Я ждал похвалы человека, отношение к которому у меня всегда было окрашено биографической нежностью. Радостно я помчался к этому человеку по первому звонку. И что же?! К моему недоумению, меня крепко дёрнули за уши, я оказался в парализованном состоянии. Писать дальше не могу… Пришёл час моей катастрофы!» – так охарактеризовал сложившуюся ситуацию Бедный.

Вождь отвечает ему тотчас же. Этот ответ опубликован в 13-м томе его сочинений, и он довольно резок: «Десятки раз хвалил Вас ЦК, когда надо было хвалить. Десятки раз ограждал Вас ЦК (не без некоторой натяжки!) от нападок отдельных групп и товарищей из нашей партии.

Десятки поэтов и писателей одёргивал ЦК, когда они допускали отдельные ошибки. Вы всё это считали нормальным и понятным. А вот когда ЦК оказался вынужденным подвергнуть критике Ваши ошибки, Вы вдруг зафыркали  и стали кричать о «петле».

На каком основании? Может быть, ЦК не имеет права критиковать Ваши ошибки? Может быть, решение ЦК не обязательно для Вас? Может быть, Ваши стихотворения выше всякой критики? Не находите ли, что Вы заразились некоторой неприятной бо-лезнью, называемой «зазнайством»? Побольше скромности, т. Демьян…».

Казакевич А., Люди, как звёзды… : парадоксальные и малоизвестные факты из жизни знаменитых людей, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2007 г., с.120.

В 1932 году Демьяна Бедного выселяют из Кремля, но разрешают пользоваться оставшейся там библиотекой.

«В 1933 году он напишет: «Писательское ремесло – нелёгкое ремесло. Не каждому литературному ремесленнику удается сделаться литературным мастером. В приобретении мастерства играют роль – труд и способности.

Но и мастерство самое высокое может оказаться пустым, а то и вредным мастерством у того писателя, который безоговорочно, честно и горячо не поставит своё искусство на служение тому великому делу, которое называется – пролетарской революцией».

Демьян Бедный, О революционно-писательском долге / Собрание сочинений, Том 8, М., «Художественная литература», 1965 г., с. 325.

В 1938 году Демьян Бедный был исключён из ВКП(б) и из Союза писателей с формулировкой «за моральное разложение». Он бедствовал, жил продажей книг из библиотеки.

С началом Великой Отечественной войны публикации возобновились, сначала под псевдонимом Д. Боевой.

АВТОЭПИТАФИЯ (1945 год)Не плачьте обо мне, простёршемся в гробу,Я долг исполнил свой, и смерть я встретил бодро.Я за родной народ с врагами вёл борьбу, Я с ним делил его геройскую судьбу,

Трудяся вместе с ним и в непогодь и в вёдро.

В 1956 году Демьян Бедный посмертно восстановлен в партии.

«Хотелось бы остановиться на придворных конъюнктурщиках. Человека, вошедшего в историю литературы под именем Демьян Бедный, на самом деле звали Ефим Придворов. Фамилия оказалась говорящей. Большую часть жизни он провёл при «дворе» советских партийных вождей, неизменно воспевая и превознося тех, кто одерживал верх в кровавой борьбе за власть, и проклиная их поверженных соперников.

О вождях революции – Ленине и Троцком – Демьян Бедный писал на каком-то странном, картёжном сленге, называя их «нашей двойкой», которую не покроет никакой белогвардейский туз». Троцкий в долгу не остался. В «Литературе и революции» он на полном серьёзе утверждал, что Демьян «больше, чем кто бы то ни было, имеет право на звание поэта революционной России».

После смерти Ленина Демьян сделал верную ставку на сталинское большинство. Его даже послали на лечение за границу, выдав ему 1 500 долларов. Это была огромная сумма, соответствующая годовой зарплате высококвалифицированного специалиста в США.

Поэт разбогател, приобрёл огромную библиотеку; его часто можно было видеть в лучших московских ресторанах в обществе шикарных женщин.

Однако в стране произошёл поворот от революции к империи.

Ниспровергатели национальной истории и воинствующие безбожники оттеснялись на периферию общественной жизни. Появилось постановление, в котором отмечались фальшивые нотки в творчестве стихотворца. Демьян был потрясён. Он опасался высылки из Москвы. Ожидал ареста. […]

Демьян Бедный прожил ещё несколько лет, в годы Великой Отечественной войны его даже вновь стали печатать, после его смерти издали собрание сочинений, а на доме, где он жил, установили мемориальную доску.

Однако из всего поэтического наследия стихотворца для изданного в 1986 г. сборника «Три века русской поэзии» составителям удалось наскрести четыре стихотворения. Три из них, как считают литераторы, «чрезвычайно посредственные».

Иного и трудно было ожидать от человека, стремящегося к богатству, славе и пытающемуся любой ценой угодить сильным мира сего».

Саркисов С.К., Основы архитектурной эвристики, М., «Архитектура-С», 2004 г., с. 39-41.

Демьян Бедный подражал  в баснях и стихах И.А. Крылову и Н.А. Некрасову.

  • Совет старейшин в древнегреческих Афинах, который обладал политической, судебной и религиозной властью.

Источник: http://vikent.ru/author/3034/

Ссылка на основную публикацию