Что такое сентиментализм?

Сентиментализм — это стиль в живописи, противопоставивший холодному классицизму теплоту естественных человеческих чувств. Само название стиля происходит от французского слова sentiment — «чувство».

Сентиментализм в живописи был частью широкого культурного тренда 1720-1780-х годов, охватившего и литературу, и театр, и различные ветви искусства (в России, в отличие от Европы, сентиментализм утвердился чуть позже, и доминировал в конце XVIII — начале XIX веков).

Сентименталисты провозгласили главенство чувств над разумом, а в своём творчестве воспевали милые радости человеческого бытия и «чувствительные темы», трогающие душу. Художники-сентименталисты внесли большой вклад в развитие портрета и пейзажа.

Что такое сентиментализм?

Сентиментализм: особенности стиля

Сентиментализм — что же это такое? Что отличает картины, написанные в этом стиле? Изучая творчество сентименталистов, можно выделить следующие черты этого художественного направления:

  • для картин характерны камерность и лиричность. Живописцев не интересуют эпические сюжеты легендарной и мифологической тематики, они не пишут торжественные парадные портреты;
  • герои картин изображаются в естественной обстановке — на природе, дома, иногда в гостях;
  • художники стараются вызвать у зрителей эмоциональные переживания, сочувствие персонажу;
  • лучшие работы в сентиментальном стиле передают настроение человека, раскрывают его душу.

Что такое сентиментализм? Что такое сентиментализм?

Назовём традиционные для сентиментального искусства мотивы и сюжеты:

  • идиллические отношения человека и природы;
  • мирная жизнь в кругу семьи, наслаждение семейными радостями;
  • изображение «бедных сироток» и других страдающих персонажей, но без глубокой драмы;
  • образы, вызывающие умиление — например, детские.

Что такое сентиментализм? Что такое сентиментализм?

История сентиментализма в живописи

Сентиментализм зародился в 1720-е годы в Англии и обрёл силу в середине XVIII столетия. Он поспособствовал развитию английского пейзажа, а также оказал влияние на развитие искусства акварели.

Что такое сентиментализм?

Из Великобритании сентиментальная живопись пришла и в другие страны Европы, достигнув пика популярности в 1760-х годах. А вот в Россию этот стиль явился чуть позже, к концу XVIII века.

Что такое сентиментализм?

Сентиментализм отчасти напоминает другой камерный стиль, развивавшийся в этот же период, — рококо, адепты которого также противопоставляли себя классицизму и воспевали идиллические радости. Но рококо был более аристократичен, игрив, фриволен и чувственен.

А вот у живописцев-сентименталистов вместо эротической чувственности доминируют сердечные порывы, настроение у картин более спокойное, персонажи — более естественны. Кроме того, сентименталисты порой вносили в свои работы дидактичность и назидательность.

Что такое сентиментализм?

Впрочем, были и примеры совмещения этих стилей в одном произведении, например — у Жана-Батиста Симеона Шардена (Jean Baptiste Siméon Chardin).

Что такое сентиментализм?

Часто сентиментализм сочетался с классицизмом или романтизмом. Иногда — вплетался в симфонию из нескольких стилей.

Что такое сентиментализм?

Угасание сентиментального искусства пришлось на 1780-е годы (в России — на начало XIX столетия), хотя некоторые авторы творили в этом стиле и позже — например, Луи-Леопольд Буальи (Буайи) (Louis-Léopold Boilly). Живописцев-сентименталистов критиковали за излишнюю «слащавость» и давление на чувства зрителя, за наигранные эмоции героев, за «выжимание слезы» простейшими живописными методами.

Тем не менее, художники-сентименталисты внесли немалый вклад в развитие живописи. Сентиментализм, обратившись к душе человека и его переживаниям, выступил предтечей романтизма, в котором психологические мотивы стали более глубокими.

Знаменитые художники-сентименталисты

Известные художники-сентименталисты были и в Англии, и во Франции, и в Германии, и в России. В этом стиле плодотворно работали:

  • английские пейзажисты Ричард Уилсон (Richard Wilson) и Томас Гейнсборо (Thomas Gainsborough), их немецкий коллега Якоб Филипп Хаккерт (Jakob Philipp Hackert);
  • певец «тихой жизни» Жан-Батист Симеон Шарден, умевший тонко слить сентиментализм с рококо;
  • ещё один французский жанрист и портретист — Жан-Батист Грёз (Jean-Baptiste Greuze), чьи произведения подчёркнуто-сентиментальны (его порой приводят в пример как «образцового» сентименталиста);
  • Луи-Леопольд Буальи — живописец, чьи работы называли «милыми» и «тонкими»;
  • мастер русских пасторалей Алексей Гаврилович Венецианов;
  • знаменитый портретист Владимир Лукич Боровиковский, в работах которого сочетаются классицизм и сентиментализм;
  • Николай Иванович Аргунов, писавший камерные портреты с нотами сентиментализма.

Произведения мастеров-сентименталистов нередко появляются на аукционах, позволяя коллекционерам пополнять свои собрания живописи.

А работы современных художников, творящих в эмоциональном стиле, можно приобрести на сайте Very Important Lot.

На этой платформе поклонники современного искусство имеют уникальную возможность связаться с автором и недорого купить картину — возможно, для своего интерьера, а может быть, в подарок ценителю эксклюзивных вещей.

Что такое сентиментализм

Обновлено 22 июля 2021 Просмотров: 307167 Дмитрий Петров

«Человек сентиментальный воображает, что любовь может длиться, —романтик вопреки всему надеется, что конец близок».

Френсис Скотт Фицджеральд, «Издержки хорошего воспитания»

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Рассматривая два течения в культуре XVII–XIX веков — разумный, упорядоченный классицизм (что это?) и восставший против него, полный сильных эмоций романтизм, мы обнаруживаем еще одно направление, больше всего проявившее себя в литературе.

Сентиментализм даже название свое получил благодаря роману англичанина Лоренса Стерна «Сентиментальное путешествие», в котором автор прославляет жизнь во всех ее проявлениях.

Что же такое сентиментализм — прослойка между двумя колоссами или вполне самодостаточное культурное явление? В чем его особенности? Как отличить сентименталиста от романтика?

Почему нельзя ставить знак равенства между понятиями сентиментальность и сентиментализм? Давайте разбираться.

Сентиментальность vs сентиментализм: в чем разница

В основе слов сентиментализм и сентиментальность лежит французский корень sentiment — чувство. Во французский язык слово пришло из латинского, где глагол sentire обозначал чувствовать, ощущать.

Не случайно, когда мы говорим о ком-то сентиментальный, подразумеваем, что перед нами человек чувствительный, остро воспринимающий происходящее. Правда, есть в этом слове какая-то нота негатива.

  • Сентиментальность — это чувствительность с перебором, чрезмерное проявление эмоций.
  • *Сергей Корсун, карикатура «Сентиментальность», 2010 год
  • «Неспособные любить склонны к сентиментальности точно так же,как неспособные к братству склонны к панибратству».
  • Фазиль Искандер, советский писатель
  • Сентиментализм — это художественное направление в искусстве и литературе, которое зародилось в 1710-х годах и в полную силу заявило о себе во второй половине XVIII века.
  • Разумность классицизма к этому времени сдает свои позиции, и литература начинает поглядывать в сторону обыкновенных людей и их простых человеческих чувств.

Главное открытие сентиментализма

Границы сентиментализма трудно определить — это течение еще сильно привязано к традициям классицизма, но уже стремится слиться с романтизмом (его иногда так и называют — предромантизм).

Более того, сентиментализм оказал огромное влияние на реализм (что это?), особенно на творчество Диккенса, Флобера, Достоевского. Даже Пушкин в сентиментальных романах Лоренса Стерна отбраковывал лишнюю, на его взгляд, вычурную чувствительность и восхищался реалистичной наблюдательностью автора «Сентиментального путешествия».

  1. Философский фундамент сентиментализма — идеи Жан-Жака Руссо о «естественном человеке» и сенсуализм английского мыслителя Джона Локка (1632–1704).
  2. *Джон Локк
  3. В человеке природой заложено нравственное чувство, с помощью которого он различает добро и зло и стремится к добродетели, но сохранить нравственную чистоту можно только вдали от цивилизации.

Открытие сентиментализма в том, что он переосмысливает человека и его связи с другими людьми. Чувствительность становится критерием нравственной ценности героя.

Сентименталистам не интересны ни героическое прошлое, ни яростная борьба страстей и пороков с добродетелью — все то, что так любили классицисты.

Круг интересов сентиментализма — частная жизнь простого человека.

Причем простого в самом демократическом смысле — героями сентиментальных произведений становятся представители низших сословий, но богатство внутреннего мира возвышает их над высшими слоями общества. Все это немыслимо для классицизма.

Основные признаки и черты сентиментализма

Выделим несколько базовых признаков сентиментализма:

  1. Главное достоинство личности — умение сочувствовать.
  2. Главные персонажи — простые люди.
  3. Нравственная чистота, чувствительность — врожденное качество человека.
  4. Во главе угла — богатый внутренний мир героев.
  5. Природа имеет огромное значение в жизни персонажей, чем ближе к природе человек, тем чище его душа.
  6. Задача искусства — направлять на путь доброты и внутренней гармонии.
  • *Жозеф-Дезире Кур, «Сборщица колосьев»
  • Больше всего сентименталисты почитали романы.
  • Чтобы читатель как можно глубже проник во внутренние переживания героя, авторы эпох сентиментализма находят новые жанры для произведений:
  • Часто повествование ведется от первого лица, а жанры произвольно смешиваются.

Сентиментализм в зарубежной литературе

Англия

Начало сентиментализму положили английские поэты Джеймс Томсон (1700–1748), Эдвард Юнг (1683–1765), Роберт Блэр (1699–1746), Томас Грей (1716–1771).

Их лирика (что это за жанр?) полна описаний природы, пронизана печальными мотивами, именно эти авторы продвигали жанр «кладбищенской поэзии», которая декларирует идею всеобщего равенства перед смертью.

Лоуренс Стерн (1713–1768), анонимно напечатавший первую часть своего романа «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена», взорвал общественность. Необычная манера повествования, множество авторских лирических отступлений, юмор, вольное обращение с временными рамками сюжета — все это позже возьмут на вооружение писатели XIX века.

*Лоуренс Стерн

«Сентиментальное путешествие» Стерна дало не только название течению сентиментализма, но и задало тон последующей литературе этого стиля — эмоциональную непринужденность, свободу выражения авторских мыслей и глубокий интерес к духовному миру и чувствам человека.

Читайте также:  Короткие стихи про деда мороза: маленькие, небольшие стихотворения для детей на новый год

Франция

  1. Первая скрипка французского сентиментализма — мыслитель, предвестник Французской революции, писатель Жан-Жак Руссо (1712–1778).

  2. Философ утверждает, что человеческий разум пассивен, и именно чувства вдохновляют человека на деятельность.
  3. «Вечно рассуждать — это мания мелких умов».

    Жан-Жак Руссо

  4. Особенности сентиментализма Руссо:
  5. У Руссо было множество последователей как во Франции, так и в других странах.

Германия

В Германии сентиментализм начался в 1740–х годах со споров о праве поэта на фантазию. В классицизме с этим были явные проблемы.

Вылились эти споры в громкое течение 70–80-х годов, известное под названием «Буря и натиск» по одноименной драме Клингера «Sturm und Drang». Штюрмеры считали, что творчество должно отображать отношение автора к описываемой им действительности.

  • Их взгляды на искусство опирались на идеи Руссо, традиции Шекспира.
  • Своеобразие «Бури и натиска» заключается в сплаве традиций сентиментализма с реалистической манерой изображения действительности.
  • Сентиментальный герой штюрмеров стремится к природе, признает начальное равенство людей, стремится к справедливости, но находится в тесном взаимодействии с обществом, часто выводится из узкого семейного круга на историческую арену, становится деятельным борцом за справедливость.
  • *Страдания, как они есть.Иллюстрация к роману «Страдания юного Вертера» художника Жана-Батиста Симоне

Раннее творчество Шиллера и Гете стало наиболее ярким образцом движения «Бури и натиска». А лирический роман Гете «Страдания юного Вертера» (1774) выводит немецкую литературу из разряда местечковой на невиданные доселе высоты, заодно вводя моду на самоубийства.

Сентиментализм в русской литературе

Первая волна сентиментальных романов началась в России в 1790 году с «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н.Радищева.

После него к жанру романа-путешествия обращались многие писатели: Карамзин, Сумароков, Измайлов, Шаликов и др. Такая форма открывала новые возможности для свободного выражения своих мыслей — это было важно для писателей-сентименталистов.

В романе-путешествии постоянно меняется картинка, чувства автора зависят от пейзажа за окном и от общения с простыми людьми.

Маленький человек приходит в русскую литературу именно в эпоху сентиментализма. Оказывается, что честь — это удел не только высших сословий. Доброе имя может быть у всякого человека, если у него чистая совесть.

В русской литературе сентиментализм расходится на два крыла:

  1. Одних авторов интересует социальный конфликт (это что?), они ищут причины несчастий человека в несправедливом устройстве общества, уж где-где, а в России с ее крепостным правом проблема маленького человека перед лицом социальной несправедливости была очевидна. Флагман этого направления А.Н.Радищев.
  2. Другие авторы обходили острые социальные конфликты стороной, сосредотачиваясь на чувствах и богатом духовном мире героев, пусть даже и низшего сословия. Здесь главную роль сыграл Н.М.Карамзин.

*А.Г.Венецианов, Портрет Н.М.Карамзина, 1828 г.

Признаки и черты сентиментализма в повести Бедная Лиза

Жемчужиной русского сентиментализма становится повесть Карамзина «Бедная Лиза» (1792) о роковой любви простой крестьянской девушки к дворянину.

Крестьянка в роли главной героини, да еще и наделенная способностью к высоким чувствам — такого русская литература до Карамзина и представить себе не могла! И хотя причиной неудавшейся любви становится социальная пропасть между героями, эту тему автор не поднимает.

В «Бедной Лизе» в полной мере раскрываются черты русского сентиментализма:

  1. высокий накал эмоций — герои постоянно рыдают и лишаются чувств;
  2. автор не покидает нас по ходу повести, и мы знаем его отношение к героям;
  3. пейзажные зарисовки отражают душевное состояние персонажей и автора;
  4. город противопоставлен пасторальным картинам сельской жизни, при этом тяжелый крестьянский быт представлен этаким чудным курортом;
  5. искренность становится добродетелью;
  6. идея равенства людей перед чувствами.

*О.А.Кипренский, «Бедная Лиза», 1827 г.

Повесть Карамзина стала предметом подражаний, а экспериментальный литературный язык, который вводит писатель в свои сочинения, вызвал бурные споры на несколько десятков лет вперед.

Наивность и далекие от реальности нравственные идеалы — признаки, характеризующие сентиментализм в «Бедной Лизе» и многочисленных сочинениях последователей Карамзина, тем не менее это литературное направление задало демократический вектор развития русской литературы.

Сентиментализм в живописи

В живописи сентиментализм — это то, что сегодня мы назвали бы «ми-ми-ми». Задача художника-сентименталиста — вызвать у зрителя эмоции сострадания или умиления.

В погоне за сочувствием художники часто перегибали палку, делая изображение чересчур приторными.

Грешили сентиментальные живописцы и излишним морализаторством, француз Жан-Батист Грёз, например, дополнял свои полотна нравоучительными ми, чтобы мы уже наверняка все поняли как надо. Такое направление в живописи называют дидактическим символизмом.

*Жан-Батист Грёз, «Отцовское проклятие» («Неблагодарный сын»), 1777 г.

К 20-м годам XIX века сентиментализм уходит с арены, уступая место романтизму.

Но традиции этого душещипательного направления часто встречаются в разных видах искусства. Произведения с эпитетом «сентиментальный» получают признание и в XIX веке, и в XX, и даже в нынешнем.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Главная/ ЧАстые ВОпросы/ Идеологии

СЕНТИМЕНТАЛИ́ЗМ

Авторы: Н. Т. Пахсарьян

СЕНТИМЕНТАЛИ́ЗМ (франц. sentimenta­lisme, от англ. sentimental – чув­ст­ви­тель­ный, франц. sentiment – чув­ст­во), ху­до­же­ст­вен­ное на­прав­ле­ние в ли­те­ра­ту­ре и ис­кус­ст­ве Зап. Ев­ро­пы и Рос­сии сер. 18 – нач. 19 вв. Ино­гда рас­смат­ри­ва­ет­ся в рам­ках бо­лее ши­ро­ко­го куль­тур­но­го дви­же­ния пред­ро­ман­тиз­ма.

За­ро­ж­де­ние С. свя­за­но с пе­ре­ос­мыс­ле­ни­ем ра­цио­на­ли­стич. прин­ци­пов клас­си­циз­ма с его мо­ну­мен­таль­но­стью, ри­го­ри­стич­но­стью и ге­ро­из­мом, про­ду­ман­но­стью норм и пра­вил; важ­на бы­ла и по­ле­ми­ка с ком­про­мисс­но-двой­ст­вен­ной мо­ра­лью ро­ко­ко. Фи­лос. ос­но­вой С. стал сен­суа­лизм (Дж. Локк), раз­ви­тый в тру­дах А.

 Шефт­с­бе­ри, со­глас­но воз­зре­ни­ям ко­то­ро­го мо­раль за­ло­же­на в са­мой при­ро­де че­ло­ве­ка и свя­за­на не с ра­зу­мом, но с осо­бым «нрав­ст­вен­ным чув­ст­вом»: че­ло­век об­ла­да­ет вро­ж­дён­ны­ми спо­соб­но­стя­ми от­ли­чать доб­ро от зла и стре­мить­ся к доб­ро­де­те­ли; че­рез от­кры­тое про­яв­ле­ние чувств он вы­ра­жа­ет при­над­леж­ность к об­ще­ст­ву и соб­ст­вен­ную ин­ди­ви­ду­аль­ность. Чув­ст­ви­тель­ность ос­мыс­ля­ет­ся как фун­да­мент гра­жд. об­ще­ст­ва, по­это­му на ран­нем эта­пе С. ока­зы­ва­ет­ся бли­зок про­све­ти­тель­ским иде­ям вос­пи­та­ния че­ло­ве­ка и со­вер­шен­ст­во­ва­ния ми­ра. Сен­ти­мен­та­ли­сты кон­цен­три­ру­ют вни­ма­ние на эмо­цио­наль­ной сфе­ре че­ло­ве­че­ской жиз­ни – «жиз­ни серд­ца» и «дви­же­ни­ях ду­ши»; на пер­вый план вы­дви­га­ют­ся не­зна­чи­тель­ные в мас­шта­бах ис­то­рии, но важ­ные для кон­крет­ной судь­бы со­бы­тия, про­ис­хо­дя­щие в се­мье, дру­же­ском кру­гу, ме­ж­ду влюб­лён­ны­ми. Культ «ес­те­ст­вен­но­го» (в С. обык­но­вен­но сов­па­даю­ще­го с «нрав­ст­вен­ным») в зна­чит. сте­пе­ни спо­соб­ст­во­вал по­пу­ля­ри­за­ции те­мы при­ро­ды, об­ра­ще­нию к пер­во­здан­ным ланд­шаф­там, а так­же к буд­ням сель­ских жи­те­лей – вла­дель­цев не­боль­ших по­мес­тий, де­ре­вен­ских свя­щен­ни­ков, кре­сть­ян, в жиз­ни ко­то­рых об­нару­жи­ва­ет­ся не­по­сред­ст­вен­ная связь ме­ж­ду при­род­ной доб­ро­де­те­лью че­ло­века и «доб­ро­той» при­ро­ды. Зна­чит. влия­ние на С. ока­за­ли идеи Ж. Ж. Рус­со о «ес­те­ст­вен­ном че­ло­ве­ке», спо­соб­ном со­хра­нить свою нрав­ст­вен­ную не­вин­ность и чис­то­ту вда­ли от со­блаз­нов ци­ви­ли­за­ции.

В ли­те­ра­ту­ре С. пер­во­на­чаль­но офор­мил­ся в англ. лит-ре. Его за­ро­ж­дение свя­за­но с по­эзи­ей Дж. Том­со­на («Вре­ме­на го­да», 1730), Э. Юн­га («Ноч­ные ду­мы», 1742–45), Т. Грея («Эле­гия, на­пи­сан­ная на сель­ском клад­би­ще», 1751); сен­ти­мен­та­ли­ст­ские тен­ден­ции за­мет­ны в пси­хо­ло­гич. ро­ма­нах С. Ри­чард­со­на, у позд­не­го Г.

 Фил­дин­га, но наи­бо­лее яр­ко во­пло­ще­ны в твор­че­ст­ве Л.Стер­на (назв. «С.» ут­вер­ди­лось в Ев­ро­пе по­сле вы­хо­да в свет в 1768 его ро­ма­на «Сен­ти­мен­таль­ное пу­те­ше­ст­вие по Фран­ции и Ита­лии»); сре­ди са­мых зна­чит. пред­ста­ви­те­лей – О. Голд­смит, Дж. Лил­ло и Э. Мур. Во Фран­ции с С. свя­за­но твор­че­ст­во Д. Дид­ро, Ж. Ж.

Рус­со (ро­ман «Юлия, или Но­вая Элои­за», 1761,– вер­ши­на франц. С.), Ж. Ф. Мар­мон­те­ля, Ж. П. К. де Фло­риа­на, Ж. А. Бер­нар­де­на де Сен-Пье­ра, Де­ту­ша, П. К. Н. де Ла­шос­се; в Гер­ма­нии – Ф. Г. Клоп­што­ка, Г. Э. Лес­син­га, мо­ло­до­го И. В. Гё­те (ро­ман «Стра­да­ния юно­го Вер­те­ра», 1774), К. Ф. Мо­ри­ца, по­этов «Сою­за ро­щи» (Л. К. Г.

Хёль­ти и др.), Жан По­ля; в Поль­ше – Ф. Кар­пинь­ско­го. В Рос­сии С. наи­бо­лее яр­ко про­явил­ся в твор­че­ст­ве Н. М. Ка­рам­зи­на; к сен­ти­мен­та­ли­стам от­но­сят М. Н. Му­равь­ё­ва, И. И. Дмит­рие­ва, Ю. А. Не­ле­дин­ско­го-Ме­лец­ко­го, В. В. Кап­ни­ста, Н. А. Льво­ва; чер­ты сен­ти­мен­та­ли­ст­ской по­эти­ки при­су­щи про­из­ве­де­ни­ям А. Н.

Ра­ди­ще­ва.

Ха­рак­тер­ные жан­ры по­эзии С. – эле­гия, идил­лия, по­сла­ние; дра­ма­тур­гии – слёз­ная ко­ме­дия, ме­щан­ская дра­ма; в про­зе пре­об­ла­да­ют эпи­сто­ляр­ный ро­ман, пу­те­вые за­мет­ки, днев­ни­ки и др. фор­мы с яр­ко вы­ра­жен­ным ис­по­ве­дальным на­ча­лом.

Стрем­ле­ние вы­звать у чи­та­те­ля ощу­ще­ние бли­зо­сти рас­ска­зы­вае­мой ис­то­рии к его соб­ст­вен­но­му жиз­нен­но­му опы­ту и её аб­со­лют­ной до­сто­вер­но­сти по­ро­ди­ло свое­об­раз­ные ме­ст­ные ле­ген­ды: напр.

, о су­ще­ст­во­ва­нии ре­аль­но­го де­ре­ва, под ко­то­рым си­дел Вер­тер, ге­рой ро­ма­на Гё­те; пру­да, где уто­пи­лась бед­ная Ли­за из од­но­им. по­вес­ти Н. М. Ка­рам­зи­на, и др.

Позд­ний С. от­ли­ча­ет по­сле­до­ва­тель­ный ин­те­рес к ир­ра­цио­наль­но­му в че­лове­че­ской ду­ше и в ок­ру­жаю­щем ми­ре, к сфе­ре та­ин­ст­вен­но­го, не­по­знан­но­го и страш­но­го, ко­то­рый на­хо­дит во­пло­ще­ние в жан­ре го­ти­че­ско­го ро­ма­на.

В ар­хи­тек­ту­ре и изо­бра­зи­тель­ном ис­кус­ст­ве С. во мно­гом со­при­ка­са­ет­ся с ро­ко­ко и клас­си­циз­мом. Для ря­да круп­ней­ших мас­те­ров 2-й пол. 18 – нач. 19 вв. С. – лишь од­на из со­став­ляю­щих их твор­че­ст­ва. В соз­да­нии пей­заж­ных пар­ков 18 в.

и ар­хи­тек­ту­ре рас­по­ло­жен­ных в них не­боль­ших двор­цов, па­виль­о­нов и др. строе­ний на­шли от­ра­же­ние свой­ст­вен­ные С. культ при­ро­ды, эле­гич. и пас­то­раль­ные на­строе­ния (ар­хи­тек­то­ры У. Кент, У. Чейм­берс в Ве­ликобритании, Ж. А. Габ­ри­ель, Р. Мик во Фран­ции, Ф. В.

Эрд­манс­дорф в Гер­ма­нии; в Рос­сии – Ч. Ка­ме­рон, П. ди Г. Гон­за­го, В. И. Не­елов). В изо­бра­зит. иск-ве ха­рак­тер­ны­ми при­зна­ка­ми С. мож­но счи­тать неж­ность, изя­ще­ст­во мо­де­ли­ров­ки и ко­ло­ри­стич. от­тен­ков, воз­душ­ность да­лей, ли­ст­вы и т. п.

; об­щий от­пе­ча­ток бла­го­род­ной про­сто­ты; ут­вер­жде­ние са­мо­цен­но­сти внутр. ми­ра че­ло­ве­ка – в по­этич­ных жен­ских, юно­ше­ских и дет­ских порт­ре­тах скульп­то­ров Э. М. Фаль­ко­не, М. И. Коз­лов­ско­го, жи­во­пис­цев Ж. Б. Грё­за, Ж. Л. Вуа­ля, М. Л. Э. Ви­же-Леб­рён, Т. Гейнс­бо­ро, А. Ка­уф­ман, В. Л.

Бо­ро­ви­ков­ско­го, в ме­лан­хо­лич­ных пей­за­жах с ан­тич­ны­ми руи­на­ми и пар­ко­вы­ми по­строй­ка­ми Ю. Ро­бе­ра, Се­мё­на Ф. Щед­ри­на и др.

В му­зы­ке вы­ра­зи­те­ля­ми сен­ти­мен­та­ли­ст­ских на­строе­ний бы­ли К. Ф. Э. Бах и др. пред­ста­ви­те­ли бер­лин­ской шко­лы сер. – 2-й пол. 18 в. (см. так­же Га­лант­ный стиль), в Рос­сии – О. А. Коз­лов­ский. Эс­те­ти­ка С.

ока­за­ла пря­мое воз­дей­ст­вие на раз­ви­тие опе­ры: в ха­рак­те­ри­сти­ке пер­со­на­жей ак­цен­ти­ро­ва­лись бо­гат­ст­во и утон­чён­ность эмо­ций, вро­ж­дён­ное бла­го­род­ст­во. Из­люб­лен­ным стал сю­жет­ный мо­тив «ис­пы­та­ния доб­ро­де­те­ли», где вы­со­кие мо­раль­ные ка­че­ст­ва гл. ге­роя (в ко­мич.

опе­ре обыч­но про­сто­лю­ди­на) про­ти­во­пос­тав­ля­ют­ся амо­ра­лиз­му его про­тив­ни­ков. Наи­бо­лее от­чёт­ли­во С. про­явил­ся в опе­ра-ко­мик («Де­ре­вен­ский кол­дун» Ж. Ж. Рус­со, 1752). В 1760–70-х гг. опе­ры в рус­ле эс­те­ти­ки С. соз­да­ва­ли П. А. Мон­си­ньи, Ф. Фи­ли­дор, А. Э. М. Грет­ри. Пред­ста­ви­те­ли С. в итал. опе­ре – Н. Пич­чин­ни, П.

 Ан­фос­си, от­час­ти Дж. Паи­зи­ел­ло («Ни­на, или Бе­зум­ная от люб­ви», 1789). В рус­ле С. пред­при­ни­ма­лись по­пыт­ки ка­че­ст­вен­но но­во­го син­те­за му­зы­ки и дра­ма­тич. дей­ст­вия в жан­ре ме­ло­дра­мы.

В сце­ни­че­ском ис­кус­ст­ве тео­ре­тич. ос­но­вы С. бы­ли за­ло­же­ны тру­да­ми Ж. Ж. Рус­со («Пись­мо к Д’Аламберу о зре­ли­щах», 1758), Л. С. Мер­сье («О те­ат­ре, или Но­вый опыт о дра­ма­тиче­ском ис­кус­ст­ве», 1773), Я. Лен­ца («За­ме­ча­ния о те­ат­ре», 1774). Но­вый ре­пер­ту­ар, от­каз от ра­цио­на­ли­стич.

мето­да, от дек­ла­ма­ции и ста­ту­ар­но­сти клас­си­циз­ма, культ чув­ст­ва и уг­луб­лён­ный ин­те­рес к внутр. ми­ру че­ло­ве­ка тре­бо­ва­ли от ак­тё­ра раз­ра­бот­ки бы­то­во­го по­ве­де­ния пер­со­на­жей, по­ка­за раз­ви­тия об­раза, пе­ре­да­чи ин­то­на­ций жи­вой взвол­но­ван­ной раз­го­вор­ной ре­чи.

Всё это спо­соб­ст­во­ва­ло на­ко­п­ле­нию реа­ли­стич. тен­ден­ций в ак­тёр­ском иск-ве, в разл. сте­пе­ни про­явив­ших­ся в твор­че­ст­ве вы­даю­щихся ак­тё­ров 2-й пол. 18 в. – Д. Гар­ри­ка (Ве­ли­ко­бри­та­ния), Ф. Л. Шрё­де­ра и И. Ф. Брок­ма­на (Гер­ма­ния). В Рос­сии влия­ние С. ска­за­лось в иг­ре А. Д. Ка­ра­ты­ги­ной (см.

Ка­ра­ты­ги­ны), Я. Е. Шу­ше­ри­на, В. П. По­ме­ран­це­ва (см. По­ме­ран­це­вы).

Сентиментализм как течение в литературе. Западноевропейский сентиментализм

На смену классицизму приходит сентиментализм (франц. sentimentalisme, от франц. sentiment – чувство) – художественное направление, характеризующееся особым вниманием к душевному миру человека, чувствительностью и идеализированным изображением людей, жизненных ситуаций, природы.

Произведения, написанные в рамках данного художественного направления, делают упор на читательское восприятие, то есть на чувственность, возникающую при их прочтении. В Европе сентиментализм существовал с 20-х по 80-е годы XVIII века, в России – с конца XVIII до начала XIX века.

Доминантой «человеческой природы» сентиментализм объявил чувство, а не разум, что отличало его от классицизма. Не порывая с Просвещением, сентиментализм остался верен идеалу нормативной личности, однако условием её осуществления полагал не «разумное» переустройство мира, а высвобождение и совершенствование «естественных» чувств.

Герой просветительской литературы в сентиментализме более индивидуализирован, его внутренний мир обогащается способностью сопереживать, чутко откликаться на происходящее вокруг. По происхождению (или по убеждениям) сентименталистский герой – демократ, а богатый духовный мир простолюдина – одно из основных открытий и завоеваний сентиментализма

Наиболее выдающиеся представители сентиментализма – Джеймс Томсон, Эдуард Юнг, Томас Грей, Сэмюэл Ричардсон, Лоренс Стерн (Англия), Жан Жак Руссо (Франция), Николай Карамзин (Россия).

Родиной сентиментализма была Англия.

В конце 20-х годов XVIII века Джеймс Томсон своими поэмами «Зима» (1726), «Лето» (1727) и «Весна», «Осень», впоследствии соединёнными в одно целое и изданными (1730) под названием «Времена года», содействовал развитию в английской читающей публике любви к природе, рисуя простые, непритязательные сельские ландшафты, следя шаг за шагом за различными моментами жизни и работ земледельца и, видимо, стремясь поставить мирную, идиллическую деревенскую обстановку выше суетной и испорченной городской.

В 40-х годах того же столетия Томас Грей, автор элегии «Сельское кладбище» (одно из известнейших произведений кладбищенской поэзии), оды «К весне» и др.

, подобно Томсону, старался заинтересовать читателей деревенскою жизнью и природою, пробудить в них сочувствие к простым, незаметным людям с их нуждами, горестями и верованиями, придавая вместе с тем своему творчеству задумчиво-меланхолический характер.

Другой характер носят знаменитые романы Ричардсона«Памела» (1740), «Кларисса Гарло» (1748), «Сэр Чарльз Грандисон» (1754) – также являющиеся яркими образцами английского сентиментализма.

Ричардсон был совершенно нечувствителен к красотам природы и не любил её описывать, – но он выдвинул на первое место психологический анализ и заставил английскую, а затем и всю европейскую публику живо интересоваться судьбою героев и особенно героинь его романов.

Лоренс Стерн, автор «Тристрама Шенди» и «Сентиментального путешествия» (по имени этого произведения и самое направление было названо «сентиментальным») соединял чувствительность Ричардсона с любовью к природе и своеобразным юмором. «Сентиментальное путешествие» сам Стерн называл «мирным странствием сердца в поисках за природою и за всеми душевными влечениями, способными внушить нам больше любви к ближним и ко всему миру, чем мы обыкновенно чувствуем».

Перейдя на континент, английский сентиментализм нашёл во Франции уже несколько подготовленную почву.

Совершенно независимо от английских представителей этого направления Аббат Прево («Манон Леско», «Клевеланд») и Мариво («Жизнь Марианны») приучили французскую публику восторгаться всем трогательным, чувствительным, несколько меланхолическим.

  • Под тем же влиянием создалась и «Юлия, или Новая Элоиза» Руссо (1761), который всегда с уважением и сочувствием отзывался о Ричардсоне.
  • Основные черты сентиментализма:
  • 1) культ чувства и природы;
  • 2) изображение богатого внутреннего мира человека из низшего сословия;
  • 3) дидактическая направленность.
  • Использована статья:
  • Сентиментализм

Сентиментализм

Сентиментализм это одно из основных, наряду с классицизмом и рококо, художественных течений в европейской литературе 18 века. Подобно рококо, сентиментализм возникает как реакция на господствовавшие в предыдущем столетии классицистические тенденции в литературе.

Свое имя сентиментализм получил после выхода в свет неоконченного романа «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» (1768) английского писателя Л.Стерна, закрепившего, как полагают современные исследователи, новое значение слова «sentimental» в английском языке.

Если раньше (первое употребление этого слова Большой Оксфордский словарь относит к 1749) оно означало либо «разумный», «здравомыслящий», либо «высоконравственный», «назидательный», то к 1760-м в нем усиливается оттенок, связанный не столько с принадлежностью к области разума, сколько — к области чувства.

Теперь «sentimental» значит также «способный к сочувствию», а Стерн окончательно закрепляет за ним значение «чувствительный», «способный к переживанию возвышенных и тонких эмоций» и вводит его в круг наиболее модных слов своего времени.

Впоследствии мода на «сентиментальное» прошла, и в 19 веке слово «sentimental» в английском языке приобретает негативный оттенок, означая «склонный потакать излишней чувствительности», «легко поддающийся наплыву эмоций».

Современные словари и справочники уже разводят понятия «чувство» (sentiment) и «чувствительность», «сентиментальщина» (sentimentality), противопоставляя их друг другу.

Однако слово «сентиментализм» в английском языке, равно как и в других западноевропейских языках, куда оно пришло под влиянием успеха романов Стерна, так и не приобрело характера строго литературоведческого термина, который охватывал бы целое и внутренне единое художественное направление.

У англоязычных исследователей до сих пор остаются в ходу главным образом такие понятия, как «сентиментальный роман», «сентиментальная драма» или «сентиментальная поэзия», тогда как французские и немецкие критики выделяют скорее «сентиментальность» (французское sentimentalite, немецкое sentimentalitat) как особую категорию, в той или иной мере присущую художественным произведениям самых различных эпох и направлений. Лишь в России, начиная с конца 19 века, предпринимались попытки осмыслить сентиментализм как целостное историко-литературное явление. Главной чертой сентиментализма все отечественные исследователи признают «культ чувства» (или «сердца»), которое в данной системе взглядов становится «мерилом добра и зла». Чаще всего появление этого культа в западной литературе 18 века объясняется, с одной стороны, реакцией на просветительский рационализм (при этом чувство прямо противопоставляется разуму), а с другой — реакцией на господствовавший ранее аристократический тип культуры. Тот факт, что сентиментализм как самостоятельное явление впервые возникает именно в Англии уже в конце 1720-х — начале 1730-х обычно связывают с общественными изменениями, наступившими в этой стране в 17 веке, когда в результате революции 1688-89 третье сословие стало самостоятельной и влиятельной силой. Одной из главных категорий, определяющих внимание сентименталистов к жизни человеческого сердца, все исследователи называют понятие «естественного», вообще очень важное для философии и литературы эпохи Просвещения. Это понятие объединяет внешний мир природы с внутренним миром человеческой души, которые, с точки зрения сентименталистов, созвучны и сущностно сопричастны друг другу. Отсюда проистекает, во-первых, особое внимание авторов этого направления к природе — ее внешнему облику и происходящим в ней процессам; во-вторых, напряженный интерес к эмоциональной сфере и переживаниям отдельного человека. При этом человек интересует авторов-сентименталистов не столько как носитель разумного волевого начала, сколько как средоточие лучших природных качеств, от рождения заложенных в его сердце. Герой сентименталистской литературы выступает как человек чувствующий, и поэтому психологический анализ авторов этого направления чаще всего основывается на субъективных излияниях героя.

Сентиментализм «нисходит» с высот величественных потрясений, разворачивающихся в аристократической среде, к будничному быту простых людей, ничем не примечательных, кроме силы своих переживаний.

Возвышенное начало, столь излюбленное теоретиками классицизма, сменяется в сентиментализме категорией трогательного.

Благодаря этому, отмечают исследователи, сентиментализма, как правило, культивирует сочувствие к ближнему, филантропизм, становится «школой человеколюбия», в противовес «холодно-рассудочному» классицизму и вообще «господству разума» на начальных этапах развития европейского Просвещения.

Однако слишком прямое противопоставление разума и чувства, «философа» и «чувствительного человека», которое встречается в трудах ряда отечественных и зарубежных исследователей, неоправданно упрощает представление о сентиментализме.

Зачастую при этом «разум» ассоциируется исключительно с просветительским классицизмом, а вся область «чувств» выпадает на долю сентиментализма. Но подобный подход, который основывается на другом весьма распространенном мнении — будто в основе своей сентиментальности целиком выводится из сенсуалистической философии Дж.

Локка (1632-1704), — затемняет гораздо более тонкие взаимоотношения между «разумом» и «чувством» в 18 веке, а кроме того, не объясняет суть расхождения между сентиментализмом и таким самостоятельным художественным направлением этого столетия, как рококо. Наиболее дискуссионной проблемой изучения сентиментализма остается его отношение, с одной стороны, к другим эстетическим направлениям 18 века, а с другой, — к Просвещению в целом.

Предпосылки для возникновения сентиментализма

Предпосылки для возникновения сентиментализма содержались уже в самом новом способе мышления, отличавшем философов и литераторов 18 века и определившем весь строй и дух эпохи Просвещения.

В этом мышлении чувствительность и рациональность не выступают и не существуют друг без друга: в противовес умозрительным рационалистическим системам 17 века, рационализм 18 века ограничен рамками человеческого опыта, т.е. рамками восприятия чувствующей души. Человек с присущим ему стремлением к счастью в этой, земной жизни, становится главным мерилом состоятельности любых воззрений.

Рационалисты 18 века не просто критикуют те или иные недолжные, по их мнению, явления действительности, но и выдвигают образ действительности идеальной, способствующей человеческому счастью, и этот образ в конечном итоге оказывается подсказан не разумом, а чувством.

Способность к критическому суждению и чувствительное сердце выступают двумя сторонами единого интеллектуального инструмента, который помогал литераторам 18 века вырабатывать новый взгляд на человека, отказавшегося от чувства первородного греха и пытавшегося обосновать свое существование, исходя из врожденного ему стремления к счастью.

Различные эстетические направления 18 века, включая сентиментализм, пытались по-своему рисовать образ новой действительности. До тех пор, пока они оставались в рамках просветительской идеологии, им в равной мере были близки критические взгляды Локка, отрицавшего с позиций сенсуализма существование так называемых «врожденных идей».

С этой точки зрения сентиментализм отличается от рококо или классицизма не столько «культом чувства» (потому что в данном специфическом понимании чувство играло не менее важную роль и в других эстетических течениях) или тенденцией изображать преимущественно представителей третьего сословия (вся литература эпохи Просвещения так или иначе интересовалась человеческой природой «вообще», оставляя за рамками вопросы сословных различий), сколько особыми представлениями о возможностях и путях достижения человеком счастья. Как и искусство рококо, сентиментализм исповедует чувство разочарования в «большой Истории», обращается к сфере частной, интимной жизни отдельного человека, придает ей «естественное» измерение. Но если рокайльная литература трактует «естественность» прежде всего как возможность выхода за пределы традиционно установленных нравственных норм и, таким образом, освещает в основном «скандальную», закулисную сторону жизни, снисходя к простительным слабостям человеческой натуры, то сентиментализм стремится к примирению естественного и нравственного начал, пытаясь представить добродетель не привнесенным, а врожденным свойством человеческого сердца. Поэтому сентименталистам был ближе не Локк с его решительным отрицанием всяких «врожденных идей», а его последователь А.Э.К.Шефтсбери (1671-1713), утверждавший, что нравственное начало заложено в самой природе человека и связано не разумом, а с особым моральным чувством, которое одно может указать путь к счастью. Поступать нравственно человека побуждает не осознание долга, а веление сердца. Счастье, следовательно, заключается не в тяге к чувственным наслаждениям, а в тяге к добродетели. Таким образом, «естественность» натуры человека трактуется у Шефтсбери, а вслед за ним и у сентименталистов, не как ее «скандальность», но как потребность и возможность добродетельного поведения, а сердце становится особым надындивидуальным органом чувств, соединяющим конкретного человека с общим гармоничным и нравственно-оправданным устройством мироздания.

Это будет вам интересно:  Новый журнализм

Поэтика сентиментализма

Первые элементы поэтики сентиментализма проникают в английскую литературу конца 1720-х, когда особенно актуальным становится жанр описательно-дидактических поэм, посвященных трудам и досугам на фоне сельской природы (георгики). В поэме Дж.

Томсона «Времена года» (1726-30) уже можно обнаружить вполне «сентименталистскую» идиллию, построенную на чувстве нравственного удовлетворения, возникающего от созерцания сельских пейзажей. Впоследствии подобные мотивы оказались развиты Э.Юнгом (1683-1765) и особенно Т.

Греем, открывшим элегию как жанр, наиболее подходящий для возвышенных медитаций на фоне природы (наиболее знаменитое произведение «Элегия, написанная на сельском кладбище», 1751). Значительное влияние на становление сентиментализма оказало творчество С.

Ричардсона, романы которого («Памела», 1740; «Кларисса», 1747-48; «История сэра Чарлза Грандиссона», 1754) не только впервые представили героев, во всем отвечавших духу сентиментализма, но и популяризовали особую жанровую форму эпистолярного романа, столь любимую впоследствии многими сентименталистами.

К числу последних некоторые исследователи относят и главного оппонента Ричардсона Генри Филдинга, «комические эпопеи» которого («История приключения Джозефа Эндруса», 1742, и «История Тома Джонса, найденыша», 1749) во многом строятся на основании сентименталистских представлений о человеческой природе.

Во второй половине 18 века тенденции сентиментализма в английской литературе крепнут, но теперь они все больше вступают в противоречие с собственно просветительским пафосом жизнестроительства, совершенствования мира и воспитания человека. Мир уже не кажется средоточием нравственной гармонии героям романов О.Голдсмита «Векфилдский священник» (1766) и Г.Макензи «Человек чувства» (1773).

Романы Стерна «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» (1760-67) и «Сентиментальное путешествие» являют собой образец едкой полемики с сенсуализмом Локка и многими расхожими взглядами английских просветителей. К числу поэтов, развивавших сентименталистские тенденции на фольклорном и псевдоисторическом материале, относятся шотландцы Р.Бёрнс (1759-96) и Дж.Макферсон (1736-96).

К концу столетия английский сентиментализм, все более склоняясь в сторону «чувствительности», порывает с просветительской гармонией между чувством и разумом и порождает жанр так называемого готического романа (Х.Уолпол, А.Радклиф и др.), который некоторые исследователи соотносят с самостоятельным художественным течением — предромантизмом.

Во Франции поэтика сентиментализма вступает в спор с рококо уже в творчестве Д.Дидро, испытавшего на себе влияние Ричардсона («Монахиня», 1760) и, отчасти, Стерна («Жакфаталист», 1773). Наиболее созвучны принципы сентиментализма оказались взглядам и вкусам Ж.Ж.Руссо, создавшего образцовый сентименталистский эпистолярный роман «Юлия, или Новая Элоиза» (1761).

Однако уже в своей «Исповеди» (опубл. 1782-89) Руссо отходит от важного принципа сентименталистской поэтики — нормативности изображаемой личности, провозглашая самоценность своего единственного и неповторимого «я», взятого в индивидуальном своеобразии. В дальнейшем сентиментализм во Франции тесно смыкается со специфическим понятием «руссоизм».

Проникнув в Германию, сентиментализм сначала оказал влияние на творчество Х.Ф.Геллерта (1715-69) и Ф.Г.Клопштока (1724-1803), а в 1870-е, после появления «Новой Элоизы» Руссо, породил радикальный вариант немецкого сентиментализма, получивший название движения «Бури и натиска», к которому принадлежали молодые И.В.Гёте и Ф.Шиллер. Роман Гёте «Страдания молодого Вертера» (1774) хоть и считается вершиной сентиментализма в Германии, на самом деле содержит скрытую полемику с идеалами штюрмерства и не сводится к воспеванию «чувствительной натуры» главного героя. Особое влияние творчества Стерна испытал на себе «последний сентименталист» Германии Жан Поль (1763-1825).

Сентиментализм в России

В России все наиболее значительные образцы западноевропейской сентименталистской литературы были переведены еще в 18 веке, оказав влияние на Ф.Эмина, Н.Львова, отчасти А.Радищева («Путешествие из Петербурга в Москву», 1790).

Наивысшего расцвета русский сентиментализм достиг в творчестве Н.Карамзина («Письма русского путешественника», 1790; «Бедная Лиза», 1792; «Наталья, боярская дочь», 1792, и др.). Впоследствии к поэтике сентиментализма обращались А.

Измайлов, В.Жуковский и др.

Слово сентиментализм произошло от английского sentimental, что в переводе означает — чувствительный; французского sentiment — чувство.

Ссылка на основную публикацию