Что такое мечта?

?

major_fon_skripka (majorfonskrip) wrote, 2018-03-11 13:23:00 major_fon_skripka majorfonskrip 2018-03-11 13:23:00 Categories:

  • История
  • Общество
  • Психология
  • Наука
  • Cancel

Неясность этимологии слова “мечта” отразилась и на толковании данного понятия.Если обратиться к толковым словарям, то в отечественных распространенны толкования мечты как воображаемого образа, предмета желания, нечто нереального, неосуществимого: – в словаре Т.Ф. Ефремовой: 1) что-л. воображаемое или мысленно представляемое; создание воображения; призрак, видение;2) мысленный образ чего-л. сильно желаемого, манящего; предмет желаний и стремлений;3) что-л. нереальное, неосуществимое, недосягаемое. – в толковом словаре под редакцией Д.Н. Ушакова: 1) создание воображения, что-нибудь воображаемое, мысленно представляемое;2) мысленный образ чего-нибудь сильно желаемого, манящего, предмет желаний, стремлений; 3) в знач. сказуемого, чем-нибудь нереальном, несуществующем или неосуществимом.

Карикатура «Мечты, фантазии», Игорь Конденко.

Что такое мечта?– в словаре русского языка С.И. Ожегова: 1) нечто, созданное воображением, мысленно представляемое;2) предмет желаний, стремлений. С.А. Сергеевым был проведен анализ трактовок понятия “мечта” в русскоязычных словарях, что позволило ему выделить шесть признаков, которые составляют понятийную часть структуры концепта мечта: “образ”, “процесс”, “состояние”, “желание”, “ирреальность”, “хорошо”. Самыми частотными являются примеры, отражающие признаки “желание” (36,4 %), “образ” (25,2 %) и “процесс” (21,2 %).

Любопытны синонимы к слову мечта: мечтание, бредни, греза, дума, видение, привидение, иллюзия, призрак, причуда, самообман, самообольщение, утопия, фантазия, химера, воздушный замок, игра воображения, сон, бред, несбыточное желание, идеал, призрак; надежда, цель; чудо, стремление, вожделение.

В англоязычной словарях чаще всего встречаются представления о мечте как о фантастической, несбыточной, нереальной идее, иллюзорном воображаемом образе:– в “World English Dictionary: archaic a fanciful or visionary notion” мечта трактуется как:1) фантазия или нецелесообразная идея;2) грезы, которые никогда не будут реализованы . – в словаре П.М. Роджета ” The New Thesaurus”:1) рассеянность;2) абстракция, задумчивость, транс. – в словаре Вебстера “Revised Unabridged Dictionary 1913”: 1) задумчивость, воздушный замок;2) необоснованные надежды.

Картинка с joyreactor.com

В китайском толковом словаре существуют три варианта написания слова “мечта”:1. Мечта как иллюзия, обман чувств. Дается следующее определение: представление нереальных вещей, основанное на общественных или индивидуальных идеалах и надеждах. Данный тип мечты представлен в поэме Сыма Сян Жу “Там, где длинны ворота”.2. Мечта как сон наяву, пустое. Дается определение – несбыточные мечты. Такую трактовку мы встречаем в стихотворении Су Ши “Монастырь, который дарит прохладу…”3. Мечта как идеал, представление о том, как оно должно быть, трактуется как что-либо соответствующее надеждам.

Последний вариант один из наиболее распространенных в китайской литературе, достаточно вспомнить стихотворение Хэ Цифана “Я пою для мальчиков и девочек” или заветы педагога Ду Шияна: “мечта дает надежду и придает энтузиазм человеку; мечта придает мужества и решимости, для того, чтобы подняться и бороться; мечты помогают преодолевать сложности; мечта учит нас: “Никогда не сдавайтесь! “В немецких словарях мечта “Traum” чаще всего означает сон, сновидение, греза, иллюзия, воображение, галлюцинация. Первоначально этот термин характеризовал состояние сна, а более позднее значение “более или менее смутные представление о будущей действительности” получило широкое распространение с конца XV в.

В словаре братьев Гримм “der Traum” обозначается как “деятельность, продукт, состояние и сила духа, посредством которой возникают представления и мысли, не связанные с действительностью и истиной” .

В современных толковых словарях часто встречаются трактовки мечты как “пустякового образования”, “ложных представлений”, “невероятных предположений”, “более или менее неясных представлений о будущей действительности”.

Этим определениям присущи два характерных признака: “расхождение с реальностью” и “активная деятельность сознания (духа, силы воображения, фантазии т.д.)”, что позволяет прийти к заключению, что в немецком понимании мечта – это продукт активной деятельности сознания, образ ирреальной действительности. И.С.

Вершинин отмечает “немецкое слово “Traum” – при любых его интерпретациях подразумевает активность сознания”. Резюмируя изложенное, можно заключить, что у большинства народов мира издавна мечта определялась как образ чего-то нереального, нерационального, пустого. Ей придавалось значение “дурного занятия”, связанного с ленью.

Картинка с wallpapers.ru

И в настоящее время в житейском обиходе, как замечает А.Г. Маклаков, “мечтой, фантазией называют все то, что нереально, не соответствует действительности и что не имеет никакого практического значения”.

Вышесказанное нашло свое отражение и в трактовках понятия “мечта” у представителей научной общественности. До к. XVII в.

тема мечты, как правило, считалась недостойной упоминания в серьезной литературе ввиду бессмысленности мечтаний среднестатистического человека, чьи социальные положение, статус и роль были предрешены еще при рождении и не подлежали существенным изменениям на протяжении дальнейшей жизни.

Поэтому упоминания о мечтах крайне редко встречаются в трудах мыслителей древности. В трудах философов античности “фантазия” (в понятии “мечта”) представляет собой пассивное чувственное отображение такого же материально-чувственного предмета. А.Ф.

Лосев в “Истории античной эстетики” замечает: “Если исключить некоторые редкие оттенки, то “фантазия” почти всегда является у античных эстетиков обозначением вовсе не какого-нибудь творческого или построительного воображения. Почти всегда это есть только пассивное чувственное отображение такого же материально-чувственного предмета.

Это и соответствует общеантичному и с новоевропейской точки зрения сниженному пониманию человеческой личности и человеческого субъекта. Везде в этих случаях мы говорили и думали, что творческие акты приписываются в античности не человеческому субъекту, но окружающей его объективной действительности”.В современной науке можно выделить несколько подходов к определению мечты:

1. Как образ желаемого будущего.

Данный подход восходит к изложенной З.

Фрейдом во “Вводных лекциях по психоанализу” точке зрения о том, что мечта, в первую очередь, является образом желаемого: “Мы переживаем мечту в основном в зрительных образах; при этом возможны и чувства, могут вплетаться и мысли, а также возникать ощущения в других модальностях, но тем не менее она есть прежде всего именно образы.

Трудности осознания мечты как раз и заключаются в необходимости перевода языка образов в слова. “Я могу нарисовать ее, – часто говорит нам человек о своей мечте, – но я не знаю, как ее выразить словами”.Одним из современных исследователей мечты как образа желаемого будущего является уже упомянутый нами Э.

Клингер, который подразумевает под мечтой “призрачную фантазию, счастливые, приятные мысли, надежды, образ желаемого будущего, сценарии желаемого будущего, яркие, похожие на сон образы, которые часто связаны с определенными эмоциональными переживаниями”.

По мнению Клингера, мечты могут включать в себя как образы будущего, так и фантазии о простых, обычных людях, местах или вещах. Некоторые мечты формируются спонтанно, другие являются преднамеренными. Они помогают человеку справиться с трудными ситуациями и развеять скуку.

В статье “Сила мечты” Клингер выступает против распространенной позиции о том, что мечты в основной массе носят романтический, сексуальный или властный характер, ссылаясь на исследования, показывающие, что сексуальные мечты составляют лишь около 5% от всех мечтаний. Исследователь не согласен и с постулатом об особой склонности к мечтаниям больных шизофренией, т.к. исследования показывают, что шизофреники мечтают не больше, чем нормальные, здоровые люди. Более того, Клингер отмечает, что у постоянно мечтающих есть определенные психологические преимущества, например, в процессе обучения.

В центре представлений Клингера о мечте лежит отрицание господствующей точки зрения о мечте как средстве бегства от реальности. По Клингеру мечта – это способ развития человека, позволяющий облегчить скуку и справиться с жизненными неурядицами.

Карикатура «Зимний спорт: Мечта», Валентин Дубинин

Что такое мечта?Начиная с советского периода в среде отечественных исследователей мечты рассматриваемый подход встречается наиболее часто. Так в “Общей психологии” 1976 г. под редакцией А.В. Петровского отмечается: “В творческую деятельность включена фантазия, однако, далеко не всегда процесс воображения немедленно реализуется в практических действиях человека. Нередко этот процесс принимает форму особой внутренней деятельности, заключающейся в создании образа того, что человек желал бы осуществить. Такие образы желаемого будущего называются мечтой” .

По мнению современного исследователя Т.В. Юрьевой, “мечта – это постоянно создаваемая и совершенствуемая воображением идеальная модель желаемого, относительно удаленного будущего, а также образ себя как успешного участника этого будущего“.

Как образ желаемого мечту трактует А.А. Усманова.С.А.

Сергеев исследуя особенности объективации концепта “мечта” в русской языковой картине мира, приходит к следующему выводу: “Абстрактная, ментальная сущность мечта, непосредственно не воспринимаемая, не данная в ощущениях, познается посредством метафор, основанных на тактильном, зрительном, вкусовом восприятии.

Мечта описывается известными носителям языка образами (огонь, вода, птица и т.д.), формирующими картину мира.

Одним из способов описания концепта мечта является моделирование его в виде сценария с определенным количеством необходимых и взаимообусловленных компонентов, позволяющих представить ситуацию мечтания как событие, разворачиваемое во времени и пространстве.

Описанный сценарий позволяет говорить о том, что мечта в русской языковой картине мира может рассматриваться, во-первых, как состояние, во-вторых, как интенция, желание” . Если С.А. Сергеев представляет мечту как некий сценарий, то А.И.

Кравченко как жизненный план, указывая, что “жизненный план – это идеализированная картина предстоящей жизни, стержнем которой служит предполагаемая траектория социальной карьеры и сумма возможных достижений. В молодом возрасте жизненные планы принимают форму неопределенной мечты, смутных желаний, в зрелом – четко выстроенной должностной карьеры, а в пожилом возрасте они исчезают” .Исходя из понимания мечты как образа желаемого будущего, процесс формирования мечты – мечтание трактуется как “особая внутренняя деятельность, форму коей нередко принимает воображение; заключается в создании мысленного образа желаемого будущего”.

2. Как форма воображения.

Трактовка мечты как формы воображения наиболее популярна среди представителей психологических наук. Так, А.Г. Маклаков в “Общей психологии” пишет: “Особой формой воображения является мечта, которая заключается в самостоятельном создании новых образов”.

Одновременно с указанным утверждением в своем труде Маклаков разводит понятия мечты и творческого воображения и называет мечту уже не формой, а процессом воображения: “Мечта имеет ряд существенных отличий от творческого воображения.

Читайте также:  Аргументы для сочинения по направлению «Добро и зло»

Во-первых, в мечте человек всегда создает образ желаемого, тогда как в образах творческих вовсе не всегда воплощаются желания их создателя. В мечтах находит свое образное выражение то, что влечет к себе человека, к чему он стремится. Во-вторых, мечта – это процесс воображения, не включенный в творческую деятельность, т. е.

не дающий немедленно и непосредственно объективного продукта в виде художественного произведения, научного открытия, технического изобретения и т.д.Главной особенностью мечты является то, что она направлена на будущую деятельность, т.е. мечта – это воображение, направленное на желаемое будущее.

По сути дела, достичь мечты невозможно, т.к. на этом моменте заканчивается развитие. Воплощенная мечта вызывает новую потребность, а новая потребность порождает новую мечту”.

Коллаж «Мечтай», Михаил Маслов

Что такое мечта?По мнению большинства отечественных психологов, мечта является необходимым условием воплощения в жизнь творческих идей, если образы воображения не могут реализоваться немедленно по объективным или субъективным причинам. В таком случае мечта выступает в роли стимула, мотива деятельности, благодаря которому завершение начатого дела становится возможным. “Без мечты, – утверждал еще Д.И. Писарев, – невозможно было бы понять, какая движущая сила заставляет человека начать и довести до конца изнуряющие и большие по объему работы в царстве искусства, науки и практической жизни”. Однако Писареву принадлежит и другое высказывание: “шутить с мечтой опасно; разбитая мечта может составить несчастье жизни; гоняясь за мечтой, можно прозевать жизнь…”В труде “Воображение и его роль в познании” Л.С. Коршунова называет мечту “элементом научной интуиции, прогноза и планирования деятельности”.

По мнению Коршуновой, “Мечты могут быть реальными, действующими и нереальными, бесплодными. Действенность мечты – необходимое условие воплощения в жизнь творческих идей человека, направленных на реальное превращение в действительность.

Такие мечты в определенном смысле являются движущей силой действий и поступков человека, придают ему большей целеустремленности в жизни, помогают побороть трудности, противостоять неблагоприятным влияниям. Мечты могут быть пустыми, бесплодными, “маниловскими”.

Тогда они дезориентируют человека, лишают его способности видеть реальные жизненные перспективы, толкают на путь призрачного удовольствия, делают его неспособным противостоять невзгодам реальной жизни.

Позитивно на человека влияет только активная, творческая мечта, которая обогащает его жизнь, делает его ярким и интересным”.

Несмотря на то, что в настоящее время присутствует четкая тенденция к трактованию понятия “мечта” как позитивного феномена, встречаются и носящие ярко выраженный негативный характер мнения. Так, например, известный российский психиатр, кандидат медицинских наук, профессор В.А.

Жмуров в “Большой энциклопедии по психиатрии” определяет процесс конструирования мечты – мечтание как “довольно неструктурированное и относительно бесцельное психическое состояние, характеризующееся свободным течением образов фантазии.

Термин содержит коннотацию, что это субъективно приятное и до известной степени полезное состояние, поскольку возникающие в мечтании фантазии отражают нечто желаемое, связанное с фрустрированными потребностями индивида, но пока что или вообще для него недоступное”.

Продолжение следует…

Источники.

Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка: Толково-словообразовательный: Св. 136000 слов. ст., ок. 250000 семант. ед.: В 2 т. Т. 1: А-О. – М.: Русский язык, 2000.– 1213 с. Толковый словарь русского языка: В 4 т. Т. 2: Л – Ояловеть / Гл. ред. Б.М. Волин, Д.Н. Ушаков; Сост. В.В. Виноградов, Г.О. Винокур, Б.А. Ларин, С.И. Ожегов, Б.В. Томашевский, Д.Н. Ушаков; Под ред. Д.Н. Ушакова. – М.: Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1938. – 1040 с. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов. М.: Русский язык, 1989. – 750 с. Сергеев С.А. Особенности объективации концепта мечта в русской языковой картине мира: автореф. … канд. фил. наук. Кемерово, 2005.

World English Dictionary: archaic a fanciful or visionary notion. – Режим доступа: http://dictionary.reference.com/browse/reverie, свободный.

Roget's II: The New Thesaurus. – Режим доступа: http://education.yahoo.com/reference/thesaurus/, свободный. Webster's Revised Unabridged Dictionary Version published 1913 by the C. & G. Merriam Co. Springfield, Mass. Under the direction of Noah Porter, D.D., LL.D. – Режим доступа: http://www.websters-online-dictionary.org/credits/websters.html, свободный. 现代汉语词典(第5版)/中国社会科学院语言研究所词典编辑室编。- 北京:商务印书馆,2005

梦想 – Режим доступа: http://baike.baidu.com/view/16172.htm, свободный.

Что такое Мечта?. Статья. Поиск своего призвания. Самопознание.ру

Как много мы слышим о мечтах, о целях и желаниях. Как много написано и сказано по этому поводу: в книгах, фильмах, статьях и блогах… Как много историй — радостных и не очень о том, как кто-то достиг своей мечты или у кого-то этого не получилось (замечу — пока не получилось). Даже у наций есть свои мечты, например — великая американская мечта, слышали про такую?

Зачем же нам нужны мечты? Почему мы стремимся их реализовать? Зачем мы бьёмся, страдаем, падаем, снова встаём, зачем нам даны эти силы и выносливость?

И что такое мечта в конце концов?

В данном размышлении я не претендую на истину в последней инстанции, но я хочу раскрыть одну грань, которая дала бы большее понимание того, что такое мечта, и зачем она нам нужна.

Каждый из нас создан не для того, чтобы бессмысленно и бесполезно существовать в этом мире, мы не роботы, автоматически выполняющие заданную программу и не марионетки, пляшущие под чужую дудку.

Я твёрдо верю в то, что каждый из нас — уникальная индивидуальность, совершенно особенная и непохожая на других личность, обладающая огромным потенциалом к развитию, росту и самопревосхождению.

И, значит, каждый способен принести в этот мир что-то такое, чего не может принести никто другой. И тем самым мы и наполняем этот мир уникальностью и многообразием.

Чтобы человеку развить в себе творческий потенциал и научиться его реализовывать, он должен пройти определённый процесс, путь! Проходя этапы этого пути, человек многому учится, накапливает опыт, обретает силу и мудрость, учится любить и заботиться, выстаивать в сложных ситуациях, помогать другим людям… По ходу раскрывая свой истинный потенциал и принося его как дар своего сердца этому миру. Примеров реализации своего потенциала предостаточно. Взять хотя бы музыку — Бетховен, Моцарт, Григ, Чайковский, Штраус (отец и сын) и многие другие композиторы, как классики, так и современники. И в каждой сфере нашей жизни, будь то музыка, искусство, медицина, наука, образование, политика, экономика, религия, есть примеры реализации истинного потенциала человека…

Вы спросите — какое это отношение имеет к Мечте?

Я уверен, что Мечта — это важнейшая составляющая, побуждающая человека стремиться к чему-то. Это движок, мотор, на котором едет машина вашей жизни. Когда мы осознаём свою мечту и начинаем движение к своей цели, мы начинаем проходить уникальный процесс, персональный для каждого из нас, в котором мы учимся и получаем жизненно важный опыт во многих областях нашей жизни.

И подойдя к завершающему этапу реализации своей мечты, мы испытываем очень сильное чувство — Победу! Таким образом, шаг за шагом, мечта за мечтой, победа за победой, формируется наша уникальность, наш характер, наша индивидуальность. Реализовывая свои мечты, мы, в конечном итоге, становимся носителями ценнейшего опыта, так необходимого не только нам самим, но и всей Жизни.

А теперь, если вам эти рассуждения близки, давайте посмотрим на нашу текущую реальность. Часто она кажется бесцельной и пустой, многие не видят в ней особого смысла. Мудрые говорят, что большинство людей так и проживают всю свою жизнь, не приходя в сознание. Что это значит?

Это означает жизнь по инерции, или на автомате — “день сурка”, где каждый следующий день похож на предыдущий. Утром проснулись, оделись, пошли на работу, вернулись с работы, провели пару часов в кругу семьи, посмотрели телевизор, легли спать и снова проснулись.

Изредка мы позволяем себе вырваться из рутины и поехать в отпуск, чтобы там на некоторое время отключиться и отдохнуть пару недель перед ещё одним годом, наполненным похожими днями. Мы сидим в интернете или читаем книги, где какие-то люди описывают то, как они реализовали свои мечты.

Мы радуемся за них в течение нескольких секунд, думая: ну что, парень молодец, но у него всё получилось, потому что у него были деньги/мозги/сила/удача/и пр., а у меня этого и этого не хватает… После чего мы снова ложимся спать, чтобы завтра проснуться и снова провести день, как две капли воды похожий на предыдущий.

А потом, когда мы становимся старше, и пенсия не за горами, нас поглощает чувство, что мы что-то не сделали, что-то не успели, что-то упустили.

И становится грустно от бесцельно прожитой жизни, где лучшие годы были отданы работе, которая по большому счёту никому и никогда не была нужна! В нашей стране, как и во многих других, люди глушат боль и тоску алкоголем. Да и по сути неважно, как человек пытается убежать от себя, по сути, он гасит досаду от того, что он себя не смог выразить, выразить себя тем, кто он есть, какой он настоящий!

Да и как ему себя выразить, если в детстве, к примеру, он хотел быть строителем кораблей, а родители ему внушили, что нужно быть адвокатом. И он тратит свои лучшие годы на то, кем он не хотел быть, что он не хотел делать.

После института он начинает искать себе место “под солнцем”, где бы он смог применить полученные знания и начать жизнь, которая ему не была нужна.

Дальше он начинает в себя впитывать с различных рекламных источников то, что ему нужно купить, куда ему нужно съездить, с какой красоткой или красавцем встречаться, скольких детей иметь, в каком доме жить.

И вот он, совершенно уникальная ценность жизни, реализовывает мечты, которые к нему не имеют совершенно никакого отношения, а он, бедняга, думает, что вот оно счастье — дом, семья, дети, работа, дача, здоровье, пенсия и умерли они в один день… Человек живёт не свою жизнь, реализовывает не свои мечты.

К счастью, есть более мудрые и смелые родители, которые позволяют ребенку реализовывать то, что он хочет.

Повторюсь, то что он хочет! И вот он идёт и получает знания по интересной ему теме, причём получает не из-под палки, а по собственному желанию, с радостью, с ощущением того, что эти знания дадут ему возможность раскрыть себя и достичь того, о чём он мечтал, когда ещё был ребенком — когда все уже ложились спать, а он лежал, накрывшись с головой одеялом, и грезил, как огромные корабли, сконструированные им, будут перевозить миллионы людей с одного континента на другой. Окончив институт, он, конечно, встретится со многими сложностями, но его не испугают временные трудности, он будет готов начать своей путь хоть с дворника на какой-нибудь верфи, но день за днём, шаг за шагом, он будет становиться ближе к тому, чтобы построить свой корабль, корабль своей мечты! И однажды для него настанет день, когда на торжественном спуске корабля на воду, он размахнётся и разобьёт бутылку шампанского о нос корабля, который сконструировал он сам. И многие, кто потом будет плавать или управлять этим кораблём, будут восхищаться тем, как он легко и быстро скользит по воде, как он удобно построен, как безопасен и красив. И вот, пройдя этот путь реализации своей мечты, наш герой, накопив в себе уникальный опыт и знания, обогатит и нашу с вами жизнь, принесёт нам дар своего сердца и своего бытия. А если бы корабли строил тот, кто об этом никогда не мечтал, то это были бы просто корабли, и ничего большего!

Читайте также:  Сочинение: Отзыв о древнерусской поэме «Слово о полку Игореве»

Подумайте об этом — если бы каждый из нас проживал свою жизнь осознанно и реализовывал бы то, что он хочет всем своим сердцем, то наш мир бы преобразился.

Мечта, мои друзья, — это очень важная составляющая жизни и счастья каждого из нас, призванная раскрыть потенциал нашего существа и реализовать то, зачем мы здесь. Реализовывая свои настоящие мечты, мы сможем прожить жизнь, где не будет место такому понятию, как “день сурка”. Мечта — это огромная ценность! Не позволяйте себе “спустить её в унитаз” как нечто ненужное или недостижимое.

Ваши настоящие мечты — это вы и есть. И реализация ваших мечт равнозначна реализации вас теми, кто вы есть на самом деле!

Я не желаю вам, чтобы ваши мечты сбылись, я желаю вам чтобы ваша мечта взяла над вами верх, и вы наконец реализовали её!

Что такое мечта и зачем это нам нужно — 10 бонусов для мечтателя

Обновлено 24 июля 2021 Просмотров: 454204 Дмитрий Петров

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Все люди мечтают или мечтали когда-то, например, когда были маленькими. Но что из себя представляет это явление?

Почему кто-то мечтает о чуде, а кто-то о вполне приземленном и достижимом (осязаемом)? Зачем оно нам нужно? Хорошо ли быть мечтателем или это лишь напрасная трата времени?

Вопросы, на самом деле не простые, поэтому мы начнем с начала, а именно с определения мечты, выделения ее признаков, описания типов мечтателей. Ну, и закончим тем полезным, что дают нам «грезы наяву».

Определение мечты — что это

Толковый словарь Ожегова гласит:

мечта (определение) – это предмет желаний, нечто, мысленно представляемое.

Можно добавить, что это образ чего-то такого далекого, чего мы не можем получить в настоящем по разным причинам. Поэтому мы прокручиваем его в голове раз за разом, испытывая при этом позитивные чувства и эмоции.

Чем лучше у человека развито воображение, тем богаче, шире, фантастичней его мечта. Может поэтому самые невообразимые образы обычно бывают у детей: не зная многих законов жизни и науки, они не ставят перед собой никаких преград и мечтают о своем «изо всех сил».

Детская мечта – самая искренняя и сильная. Печально, но чем взрослее человек, тем приземленней его желанные образы: сталкиваясь с реальностью, мы уменьшаем свои амбиции и мечтаем уже не так отважно (недаром это стало темой итогового сочинения для выпускников).

С точки зрения психологии, мечта – это то, что не дает сойти с ума в нашем сложном мире, а именно:

  1. это способ снизить неудовлетворенность своей жизнью (помечтал и вроде бы не все так плохо, появляется надежда на светлое будущее);
  2. она мотивирует человека на достижение новых высот (всегда есть к чему стремиться);
  3. помогает переживать трудные ситуации и спасает от отчаянья (люди убегают в несуществующие миры, чтобы переждать бурю и набраться сил).

Как правило, мы мечтаем о чем-то для себя хорошем, идеальном. А так как у каждого свои ценности, мечты разных людей редко похожи друг на друга. Мы сильно желаем того, что, как нам кажется, сделает нас самыми счастливыми на земле.

И в это же время неосознанно создаем себе преграды на пути к этому. Ведь главное (но негласное) «правило» мечты – она не должна сбываться, потому что исполнившись, она заберет у человека смысл жизни, потолок его стремлений будет достигнут.

Поэтому, если так происходит, нужно немедленно придумывать новую! Или всегда иметь в загашнике запасную. Минута юмора на эту тему:

— Я мечтаю бросить пить – говорит алкоголик.— Ну, так брось! – справедливо замечает приятель.

— А как же жить без мечты? – вздыхает алкоголик.

Что такое мечта? Определения понятия "мечта" для сочинения

Определение понятия “МЕЧТА”для сочинения ОГЭ (9.3), ЕГЭ, итогового сочинения по русскому языку и литературе на тему: Как Вы понимаете значение слова МЕЧТА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение.

Напишите сочинение-рассуждение на тему “Что такое МЕЧТА?”, “Какую роль играет мечта в жизни человека”?

МЕЧТА – то, что создано воображением, фантазией.

предмет желаний и устремлений человека, отражающий его потребности и насущные заботы.

МЕЧТА1. Мысленное представление, воображение. 2. Сильное желание, стремление; предмет такого желания 

  • МЕЧТА – это эмоционально окрашенный образ желаемого будущего, имеющий субъективную значимость, ценность.
  • МЕЧТА – нечто созданное воображением; образ желаемого будущего – стремление, предмет желаний, стремлений.
  • Таким образом, мечта— это и желание, стремление, и предмет желаний и стремлений, и мысленный образ чего-либо желаемого.

Человек использует это слово во всех значениях. Но все-таки главное значение – это желание, стремление выразить себя.

Сочетаемость слова «мечта»

Лелеять мечту,  осуществить мечту, мечта исполнилась, мечта сбылась, мечты сбываются, осуществить мечту, сбылась мечта, 

Мечта (какая?) Эпитеты

Сокровенная мечта, заветная мечта, единственная мечта, несбыточная мечта, сбывшаяся мечта, давняя мечта, вековая мечта; красивые мечты, прекрасные мечты, восторженные мечты, радужные мечты, светлые мечты, пустые мечты.

Голубая мечта (часто ирон.) — о чём-нибудь далёком, маловероятном.

Мечта — важное качество души человека.

Не случайно считается, что если бы можно было видеть внутренний мир ближнего, то вернее многое можно было бы узнать о человеке по его мечтам. 

Мечта всегда нацелена на доброе, хорошее. Когда человек мечтает, он всегда видит себя героем, рисует себя исключительно с прекрасной стороны. В мечтах человек как бы сливается со своим «идеальным я», таким, каким бы хотел себя видеть. 

О существовании мечты нам известно, в первую очередь, из собственного опыта – каждый из нас когда-нибудь о чем-нибудь мечтал.

Если внимательно понаблюдать за собой, то легко обнаружить, что «мечтательными» фантазиями пронизан весь наш день: мечты могут застать нас за важной работой, разговором с друзьями, в метро, перед сном.

Это могут быть наши давние мечты, которые мы уже не раз представляли себе, или мимолетные фантазии о чем-то хорошем, которые, возможно, никогда больше не повторятся.

Мечта – одно из наиболее ярких событий нашей внутренней жизни. Образы, мечты создают в нашем воображении целый мир желаемого.

Они могут быть очень реалистичными или причудливыми и фантастичными, они могут уносить нас далеко в прошлое и будущее или мгновенно изменять происходящее здесь и сейчас.

Эти образы всегда притягательны, они приносят удовольствие и радость, иногда и грусть, и тоску, если действительность, в которой мы живем, сильно отличается от того, о чем мы мечтаем.

Вглядываясь в себя, человек в мечтах как бы проецируется в будущее, видит себя через годы. Видит или расплывчато, неопределенно, или в каком-то одном, избранном образе. Сколько людей— столько и мечтаний. 

Конечно, мечта не обязательно — дальнего прицела. Случается вдруг размечтаться по какому-то конкретному поводу. Тогда поводом к мечтам служит реальное событие: или неудача, которую хочется скорее пережить, или нерешенный вопрос, или не поддающееся, пока штурму жизненное препятствие, которое следует преодолеть. 

Если бы человек был лишен способности мечтать, он не смог бы забегать в своих делах вперед, он не смог бы вообразить себе, представить себе свои желания, намерения, цели.

Подростковый возраст – возраст самых смелых, амбициозных, альтруистических, героических и, порой, далеких от осуществления мечтаний.

Погружаясь в них, подросток нередко проживает и переживает созданные им сюжеты, как если бы все, о чем он мечтал, происходило в реальности.

Именно в этот период мечта занимает большую часть душевной жизни молодого человека. В этом смысле исследование мечты в подростковом возрасте

В художественной литературе можно встретить описание мечты героя, из которой мы больше узнаем о его личности и самых сокровенных желаниях. Из биографий известных ученых, художников, писателей мы узнаем, как мечта становилась двигателем научных открытий и многих других социальных достижений.

МЕЧТА, ЦЕЛЬ, ГРЁЗЫ

Понятие мечта может объединять целый круг явлений: это и грезы («сны наяву»), и сильные желания, и наиболее важные в жизни цели, и реализация важных для всех людей ценностей, – справедливость, равенство, милосердие, мир. 

Продолжая идею тесной связи мечты с центральными структурами личности и ее роли в проектировании будущего, мы предполагаем, что мечта в узком смысле – это идеальная форма и наиболее общее выражение ценностей человека, целей и мотивов жизненного пути личности. Мечта, являясь именно идеальным проектом и ориентиром, имеет самостоятельную ценность и не требует немедленного и полного осуществления. Мечта – не единственный образ-представление желаемого. 

Основные отличия мечты от близких к ней понятий – «желания», «цели» и «грезы». 

Желание, согласно А.Н. Леонтьеву, – это субъективное переживание потребности, оно осознанно и предметно. В отличие от мечты желание отнесено в настоящее и требует немедленного удовлетворения. Цель – осознанный образ желаемого результата.

Цель направлена в будущее, вместе с тем, она конкретна и принципиально осуществима. Грезы – это также продукты воображаемой реальности. Основное их отличие от мечты, как нам кажется, состоит в том, что они не стимулируют, не создают новую деятельность [10, 12].

В отличие от содержания грез, содержание мечты проецируется на личную и общественную жизненную перспективу.

Читайте также:  Можно ли всегда и во всём доверять чужому опыту?

Тема мечты в литературе:

И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»И.А. Гончаров «Обломов»Н.В. Гоголь «Мертвые души»Р. Бах «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»А. Грин «Алые паруса»Т. Драйзер «Американская трагедия»М. Горький «На дне»А.П. Чехов «Рассказ неизвестного человека»  и др.Примеры мечты для сочинения из литературы.Мечта и реальность в творчестве Лермонтова

Нужна ли человеку мечта: подробный психологический анализ

Этот вопрос, на который однозначно ответить сложно, сейчас является дискуссионным в научной психологии и педагогике. Но попробовать разобраться в нём можно. Как может жить человек, если у него нет мечты? Обычные люди, задумываясь над ним, формулируют этот вопрос немного иначе. Для чего мечта человеку нужна вообще?

Одним из ответов может быть таким. Она нужна человеку для того, чтобы поддерживать внутренние ресурсы для обновления, продвижения и стремления к новым начинаниям. Вышеизложенная точка зрения основывается на акмеологическом рассмотрении ресурсов человека. Для того, чтобы это заключение имело основания, необходимо разобраться, понять «что же такое мечта и для чего она нужна».

Одна мечта на двоих легче сбывается

Определение понятия мечта

На страницах большой психологической энциклопедии понятие «мечта» трактуется в качестве обязательного условия преобразования действительности, побудительной причины или мотива деятельности, завершение которой было отложено по тем или иным причинам.

В психологическом словаре определение понятия «мечта» толкуется, как особый вид воображения, представляющий собой создание новых образов и направлений, ориентирующих человека на новые достижения и выполнение желаний.

Мечтание может помочь или навредить человеку в его практической деятельности, в зависимости от реалий и полезности.
Это процесс, направляемый в будущее. При этом желаемые действия, то есть цель мечты, принимается человеком, как образное отображение желаний. Это то, к чему человек стремится. То есть мечта может рассматриваться как первый этап на пути к достижению цели.

Этапы мечтания

В этом случае можно выделить несколько этапов мечтания:

  1. Зарождение замысла мечты. То есть возникновение мысли о той цели, которую хотелось бы достичь, но думается, что она не сбыточная.
  2. Продумывание этапов достижения цели и инструментария, необходимого для её воплощения.
  3. Обдумывание реалистичности мечты.
  4. Если она реалистична, то воплощение в жизнь.

Признаки наличия мечты

Следует отметить, что мечта имеет следующие признаки того, что человек находится в процессе мечтания:

  • чёткое продумывание (конкретизирование) желаемого;
  • частичная ясность путей воплощения в жизнь желаемого;
  • эмоциональная насыщенность образа;
  • сопоставимость мечты с её осуществимостью;
  • творческий характер образа;
  • сочетание позитивности и конструктивности.

Дети имеют врожденную тягу к мечтанию

Пример мечты

Мечта — это один из феноменов, изучаемых разделом позитивной психологии. Сейчас люди проявляют к нему особый интерес в силу того, что наблюдается психологическая напряженность общества, сопровождаемая возникновением и наличием психологических синдромов.

Проблем, решаемых людьми через практическую психологию и работу с внутренними ресурсами, множество. Мечта выступает как один из внутренних ресурсов человека на пути к достижению цели.

Рассмотрим пример. У человека появилась мысль создать свой сайт с психологической помощью и статьями на определённую тему. Но он работает в сфере сельского хозяйства.

Когда мысль только зародилась, она является мечтой. Для кого-то несбыточной, для кого-то реалистичной. Важно здесь только то, что мечта выступает стимулом достижения новых вершин и целей.

Вот ответ на вопрос, для чего человеку нужна мечта.

Можно предложить два основных варианта:

  • инструмент по достижению целей;
  • обновление ресурса.

Если вернуться к рассмотрению мечты с акмеологической точки зрения, то необходимо обратить внимание, что мечта подразумевает энергетический, позитивный заряд человека.

Ведь в процессе мечтания все мысли направлены на то, как бы реализовать мечту. Человек представляет картинки того, как он идёт к своей цели для реализации своей мечты.

При обдумывании реализации мечты, мышление работает в направлении встраиваемости, позитивности.

Впервые мечтать человек начинает в детско-юношеском возрасте. Именно мечта служит основой личностного профессионального определения, о котором молодой человек или девушка задумываются, учась в шестом-девятом классе.

«Уходя в мир грёз», подросток простраивает свои жизненные и профессиональные планы в мельчайших подробностях.

Впоследствии, на протяжении всей жизни, человек стремится воплотить то, о чём он мечтал в детско-юношеском возрасте или в период юности.

Следует отметить тот факт, что не у всех людей детско-юношеские мечты претворяются в жизнь. Но стремится к их реализации необходимо, поскольку это один из важнейших элементов акмеологического развития человека.

Суть мечты

Суть мечты в том, чтобы поддерживать ресурс человека, когда он мечтает то автоматически мыслит позитивно.

Через мечту человек не просто достигает позитивного мышления, а выполняет определённые действия в этом направлении.

Позитивное мышление — это очень мощная сила, именно оно изменяет направление (вектор мысли), и вносит положительные изменения в жизнь человека.

Когда у людей нет позитивных мыслей, они больше думают о проблемах чем об успехе, даже если человек знает о том, что такое позитивное мышление, его нужно заставлять думать позитивно.

Из этого можно сделать вывод, что мечта принимает на себя функции инструмента по достижению положительного мышления. Именно по этой причине, когда человек мечтает, он автоматически находится в положительном расположении духа. Это позволяет ему углубиться в то, что дорого именно ему.

Мечта о хорошем отдыхе тоже нужна

Воплощение мечты в жизнь

Многие люди задаются вопросом нужно ли претворять свои мечты в жизнь?

Однозначного ответа на этот вопрос нет. Здесь можно привести мнение двух групп психологов.

Одни считают, что мечты нужно претворять в жизнь. Ведь её реализация подразумевает рост и личностное развитие акмеологического потенциала человека.

Другие склоняются к мнению, что мечты не нужно претворять в жизнь. Они должны оставаться элементом воображения, поскольку мечта, притворённая в жизнь, не является мечтою и не несёт в себе того волшебного позитивного влияния на организм и личность человека в целом.

С этой точкой зрения можно не согласиться, по той причине, что мечта, реализованная в жизни, даёт человеку понимание того, что его мысли были не беспочвенны и наделены смыслом. Из чего можно заключить, что замысел, возникший давно, был реалистичен и приносит пользу для других.

Рассмотрим пример. Мечта организовать психологический центр в дистанционном формате для того, чтобы в нём трудились лица с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Человек, который мечтает об этом, хорошо представляет себе весь процесс работы такого центра. Данная мечта реалистична.

После её претворения в жизнь, мечтатель получит очень много позитивной энергии, которая позволит ему двигаться к новым начинаниям. Из примера видно, что мечта выступает, как жизненная ориентация.

О верности своей мечте

Параллельно с рассмотренным выше вопросом, общество сегодня ставит перед собой ещё один: «нужно ли быть верным своей мечте».

Верность мечте — это внутреннее решение человека. В этом случае, оно помогает не сбиться с намеченного пути. А также является тем сдерживающим фактором, который не позволяет человеку усомниться в том, что его мечта может сбыться. Здесь также существуют две точки зрения психологов.

Часть из них считает, что верности мечте придерживаться не нужно, поскольку она нереалистична или иллюзорна, и может навредить человеку. Мнение других гласит о том, что верность мечте помогает прийти к ней, то есть добиться цели и реализовать её. Приверженность своей мечте, подразумевает неукоснительную веру в то, что замысел, казавшийся несбыточным, обязательно будет осуществим.

Важными аспектами веры в мечту является:

  • Поддержание человека «на плаву» и наполнение его позитивной энергией.
  • Вера в мечту не позволяет тратить время впустую. Находясь в процессе осмысления, человек производит работу. Иными словами, имея мечту и сохраняя ей верность, человек находится в непрерывном процессе деятельности.
  • Верность своей мечте и вера в её реалистичность является мотиватором достижения новых, параллельных с ней целей.

Простроение новых целей, основываясь на предыдущем опыте и знаниях о том, что мечта является их мотиватором, всегда будет поддерживать человека в позитивном настроении.

Практическое применение мечты

Мечта, как уже упоминалось выше, выступает инструментом по защите и развитии человека в положительном ключе.
Её применение известно сегодня в психотерапии, психологии и психологическом консультировании. Разработан метод направленного мечтания.

Также необходимо отметить, что способность мечтать влияет на адаптацию человека в жизни. Доказано, что процесс мечтания улучшает и конкретизирует модели личностно-профессионального определения. Ведь процесс мечтания представляет возможность представить себя в воображении в той или иной ситуации, как бы проработав сценарий действия на случай её реалистичности.

Заключение

  • Образ мечты, как модели будущего, отражает не только фрустрирующую ситуацию, но и способности человека развиваться и быть успешным именно в той области, о которой он мечтает, а также возможности этой ситуации.
  • Мечта является ориентиром деятельности, ее наличие помогает человеку осуществлять и реализовывать выбор.
  • Развитие способности мечтать является эффективным методом психотерапевтической практики, который поддерживает личностную целостность и создает перспективу будущего, способствуя гармоничному развитию личности.
  • Мечта – это один из важнейших элементов акмеологического развития человека.
Ссылка на основную публикацию