Честь и бесчестье в рассказе «судьба человека» и повести «капитанская дочка»

Честь и бесчестье в рассказе «Судьба человека» и повести «Капитанская дочка» Честь и бесчестье в рассказе «Судьба человека» и повести «Капитанская дочка»

Тема “Честь и бесчестия” в повести М.А. Шолохова, показана на фоне самого кровопролитного времени во всей истории человечества, которым официально, а от того и безусловно, была Вторая Мировая война.

За время этого адского периода в истории, главный герой Андрей Соколов, пережил практически все тяготы, которые только могут выпасть на долю человека. Он попал в плен к нацистам с ранением, где большинство людей ломаются и погибают не выдержав испытания.

Однако здесь сама судьба, показывает, что человек в которого силою и волею судьбы, заложен такой колоссальный незгибаемый стержень, несомненно должен жить.

Причем это не простые слова, так как рассказ был написан, исходя из реальных событий, которые в своем повествовании, Шолохов, лишь транслировал, благодаря своему превосходному литературному таланту.

Казалось бы, что после того, как он перенес все эти беды и собрав волю в кулак, бежал, так же, не без помощи госпожи фортуны, человека должна была эта самая судьба уже вознаградить, и черная полоса, должна сменится, относительно белой, так как в адское время войны, по ходу ее течения, абсолютного просвета, конечно же быть не может.

Однако избавив человека от смерти, которая при последующих событиях, для многих вообще могла бы показаться подарком, главный герой, узнает, что потерял как жену, так и двух дочек.

Тут весь ад от потери и как видно по сюжетной линии тотальных невзгод, с новой силой, окутывает главного героя. Однако у него еще остается последний для него родной человек, его сын.

Судьба его сына во многом похожа и на судьбу самого Андрея Соколова, так как он тоже противостоит силе агрессора, которая стремиться захватить его родину.

В итоге как казалось в этот переломный момент, который по своей трагичности достиг апогея и пережив который, человек просто обязан приобрести хоть какую то частичку счастья, автор вновь показывает, что действительно есть люди, способные пережить и это.

Главный герой Андрей Соколов, мобилизует волю в кулак и идет воевать на фронт, подавляя ту силу, которая и породило все это бесчестье. При этом, в данном романе, происходит как не в каком другом, именно прямая конфронтация двух этих диаметрально противоположенных явлений.

Все потому, что по ходу его повествования, образцовому человеку, который олицетворяет собой эту самую честь, противостоит нацизм, фашизм и империализм.

Этот набор понятий, которые породили как ужасы Второй Мировой, так и концентрационные лагеря и бомбардировки, которые отобрали у главного героя здоровье, душевный покой, а самое главное, и всю семью, так как в последствии на фронте погибает и его последний сын.

Момент гибели его последнего сына, причем в последний день войны, становится как квинтэссенцией романа, так и как кажется его тупиком, так как становится непонятным, к чему ведет такого человека как сама жизнь, так как это было отображено через реальные основы бытия, так и фабула произведения, которая от этого, реально заходит в тупик. Все это демонстрируется в том, что главный герой, который уже реально все потерял и ничего не приобретя, сохранил лишь свою жизнь, которая ему как может показаться, уже не очень та и нужна. Все потому, что люди так устроены, что у них, должны быть стимул и мотивация, а проще говоря то, ради чего можно и нужно жить.

В итоге в финале повествования, когда уже все кажется плачевно в плане своей безвыходности, а от того в нравственном и психологическом тупике, именно судьба, дарит осмысленность жизни, которую как казалось по ходу повествования этой реальной истории, она целенаправленно забирала.

Дарит она этот луч света, в лице маленького мальчишки Вани, который как и главный герой Андрей Соколов, все потерял. Однако здесь, волею судьбы, встретились два человека, которые реально могут мочь друг другу, умаляя свое горе, через создания родственной связи и заботу друг о друге.

Дабы все это прошло относительно безболезненно и еще больше внушило мальчишке что он не один, Андрей Соколов, представляется ему его родным отцом, что в итоге, объединяет их еще более стремительно и делает картину повествования, в ее финале, радужной и благополучной.

При этом, она взаимосвязана и с теми горестями которые происходили в прямой сюжетной связи с ней, но при учитывая еще что в ее основе лежит подлинность и правдивая история, любой человек который будет близок к отчаянию и коснется своим взором этого романа, сможет понять, что всегда, есть ради чего жить.

Честь, бесчестие – аргументы. Честь и бесчестье в рассказе «Судьба человека» и повести «Капитанская дочка Честь и бесчестие в рассказе судьба человека

Честь и достоинство, сознание своей личности, сила духа и воли – всё это является показателями по-настоящему стойкого и сильного, волевого человека.

Он уверен в себе, у него есть своё мнение на любой счёт, он совершенно не боится его высказывать, даже если оно не совпадает с мнением большинства. Его практически невозможно сломить, подчинить, сделать рабом. Такой человек неуязвим, он личность.

Его можно убить, лишить жизни, однако лишить чести невозможно. Честь в данном случае оказывается сильнее смерти.

В рассказе Михаила Шолохова «Судьба человека» мы наблюдаем историю простого русского солдата – Андрея Соколова. Герой рассказа является самым обычным человеком, которому выпало несчастье жить во время Великой Отечественной войны.

История Андрея Соколова вполне типична, но через какие испытания ему пришлось пройти! Однако он сумел с честью перенести все невзгоды, не потеряв мужество и достоинство. Автор подчёркивает, что Андрей Соколов – самый обычный русский человек, показывая тем самым, что честь и достоинство – неотъемлемые черты русского характера.

Вспоминается поведение Андрея в немецком плену. Немцы с целью развлечься заставили измученного и голодного военнопленного выпить целый стакан шнапса, Андрей сделал это. На предложение закусить он мужественно ответил, что русские после первой не закусывают никогда.

Тогда немцы налили ему второй стакан и, несмотря на то, что он был очень голоден, он выпил его и снова отказался от закуски. После третьего стакана Андрей вновь отказался от закуски. И тогда немецкий комендант с уважением сказал ему: «Ты настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат! Я уважаю достойных соперников».

Произнеся эти слова, немец дал Андрею хлеба и сала. Все эти угощения он разделил со своими товарищами. Вот пример, демонстрирующий мужество и честь, которые даже перед лицом смерти русский человек не утратил.

Вспоминается также повесть Василия Быкова «Журавлиный крик», в которой самый молодой боец в батальоне – Василий Глечик – остался единственным выжившим против целого отряда немцев. Но врагам это было неизвестно, и они готовились нанести удар, собирая лучшие силы.

Глечик понимал, что ему придётся столкнуться лицом к лицу со смертью, однако он совсем не задумывался о побеге, дезертирстве или сдаче в плен. Честь русского солдата, русского человека – это бессмертное качество. Он до последнего вздоха готов был защищаться, несмотря на жажду жить, ведь ему было всего 19 лет.

Внезапно он услышал крик журавлей, посмотрел в небо, безграничное, бескрайнее, пронзительно живое, и проводил тоскливым взглядом этих свободных, счастливых птиц. Он отчаянно хотел жить. Пусть даже в такое страшное время, когда кругом стреляют, убивают, людям нечего есть, негде жить.

И вдруг он услышал жалобное курлыканье, вновь взглянул наверх и увидел раненого журавлика, который силился догнать свою стаю, но не мог. Он был обречён. Злоба овладела героем, невыразимое желание жизни. Но он сжал в руке единственную гранату и приготовился к своей последней битве.

Так из всего вышесказанного можно сделать вывод, что даже перед лицом неминуемой смерти у русского человека невозможно отнять честь и достоинство.

Читайте также:  Стихи о саратове, красоте родного края: стихотворения для детей, школьников русских поэтов

Вместе со статьёй «Сочинение на тему «Честь и бесчестие» читают:

Голосовать

Не претендуя ни на какое место в конкурсе, рада случаю поговорить о любимом произведении.

Страшна война, когда страна борется с врагом внешним, но ещё страшней воевать «со своим же народом», как «бывший подъесаул» в знаменитой песне Игоря Талькова.

Именно в дни гражданских волнений и народной смуты трудно удержаться на грани между сохранением чести и бесчестием и выбрать всё-таки первое.

Петру Андреевичу Гринёву, герою бессмертного произведения Пушкина «Капитанская дочка» это удалось.

«Береги честь смолоду» – не простой лозунг отца Петруши Гринёва, это жизненное кредо не одного поколения всей семьи. Как бы ни был юный Гринёв изначально ветрен, ленив и доверчив, искренние проявления этого качества мы видим в первых же его самостоятельных поступках.

И в том, как он настаивает на возврате карточного долга Зурину, расстроив бедного Савельича, и в том, как он без сожаления расстаётся с заячьим тулупом, отдав его малознакомому мужику с разбойничьей внешностью. Ещё ничто не предвещает страшной трагедии, но Петруша, когда-то мастеривший змея из географической карты, уже завоёвывает наше доверие.

Ведь честь включает в себя не только понятия воинской доблести, честности и самоотверженности. Верность – вот то качество, которое так ценит Пушкин в своём герое.

Влюбившись в Машу, Гринёв сразу берёт её под свою защиту от злостных нападок завистника Швабрина, а когда родители в своём письме запрещают ему жениться на Маше, он не отказывается от своих обязательств перед девушкой.

Швабрин и все его поступки – обратная сторона медали, то есть бесчестье во всех его проявлениях, начиная с грязной клеветы на девушку и заканчивая предательством Родины, нарушением присяги.

Казалось бы, недостойное поведение Швабрина в мирное время заключалось просто в его ревности и зависти к конкретному человеку – Гринёву, при чём же тут измена Родине? На примере Швабрина Пушкин показывает нам прямую связь между отсутствием благородства по отношению к женщине и предательством.

Ведь если любовь не делает его добрее и чище, тогда что может сделать война? Глубина падения Швабрина очевиднее с каждым его поступком: переход на сторону Пугачёва из страха перед смертью, попытки добиться Маши шантажом и угрозами и, наконец, лжесвидетельство на Гринёва – своего бывшего приятеля. А что же Гринёв? Он не кровожаден, не завистлив, он милосерден и добр. Искренне простив Швабрина, ранившего его на дуэли, Пётр Андреевич не испытывает к нему мстительного чувства. Даже после того, как вынужден нарушить приказ и отправиться в стан Пугачёва спасать Машу, Гринёв не проникается ненавистью к этому жалкому предателю.

История отношений Гринёва и Пугачёва открыла мне важную истину: люди чести, даже находясь во враждующих лагерях, способны понять друг друга и проявить милосердие и благородство. Вспомним, как Петр Андреевич отвечает Пугачёву: «Я не могу тебе служить, я присягал государыне императрице».

И ещё: «Для меня ты не государь, а вор и самозванец». Более всего поражает то, что в словах Гринёва нет ни тени страха за свою жизнь. На мой взгляд, это из-за только что пережитых потрясений: смерть капитана Миронова, казнь товарищей-сослуживцев, разлука с Машей.

Перед лицом невероятной трагедии у человека чести притупляются переживания, слёзы высыхают. На первый план выступают мужество, чувство ответственности.

Пугачёв, как сильный духом человек, которому не чуждо понятие чести, проявляет искреннее уважение к Петру Гринёву и помогает ему даже после того, как верный себе Гринёв отвечает ему, прослушав страшную калмыцкую сказку: «Для меня убивать людей – всё равно, что питаться мертвечиной».

Отношения личности и государства – также не последняя тема в романе. Пётр верен своему долгу, и поэтому впоследствии государство прощает его. Для Пушкина это важно, на мой взгляд.

Нарушение приказа не покидать Оренбурга не привело Гринёва ни к нарушению присяги, ни к измене Маше. Он смог, рискуя военной карьерой и своим добрым именем, спасти любимую девушку и сохранить при этом чистую совесть.

Верность присяге не помешала ему также проявлять сострадание к мятежнику Пугачёву, понимать мотивы поступков лжегосударя.

Пётр Гринёв к концу повествования вырастает в глазах читателя из легкомысленного юноши в мужественного человека, способного отвечать за каждое своё слово. С честью выдерживает все испытания и его возлюбленная – Маша Миронова, но и в этом я вижу заслугу главного героя: он смог пробудить в ней ту же ответственность, ту же стойкость характера, которые он смог воспитать в себе.

https://www.youtube.com/watch?v=aK7LP2ipWQY

Что помогло Гринёву достойно выдержать испытания? В памяти всплывает сюжет повести в стихах «Медный всадник», в котором аллегорически изображённое государство (в лице Медного всадника) губит Евгения – маленького человека со своим правом на счастье. Не пережив смерти любимой, Евгений сходит с ума, при этом обвинив Петра I в своей беде.

Итак, с одной стороны Пётр Гринёв, не отчаявшийся после гибели капитана Миронова и его жены, с другой – Евгений, маленький мир которого разрушило наводнение. Вспомним, что Евгений «не тужит ни о почиющей родне, ни о забытой старине». Ему не известно героическое прошлое ни его когда-то знаменитого рода, ни государства.

Читайте также:  Равнодушие и отзывчивость в романе «Евгений Онегин»

И во время общего страшного бедствия его волнует только его собственная судьба и гибель только близких ему людей.

А что же Гринёв? Почему, даже попав под суд, он не сетует на власть, на её несправедливость? Наверное, потому, что у него есть очень важное качество, которое Пушкин, мне кажется, вложил в своего героя – это осознание себя гражданином своей страны, ответственным за её будущее.

Поэтому и Пугачёв для него лично не враг, а скорее идеологический противник: сочувствие к самозванцу не покидает героя до конца повествования. «Не дай вам Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный», – эти слова Гринёва давно уже стали крылатой фразой. Гражданская идентичность – ещё одно нравственное понятие, напрямую связанное с честью, которое раскрывает нам автор через поступки своего героя.

Более полутора веков образ Петра Гринёва служит читателям примером человека безукоризненной чести. Мне кажется, что ни до А.С. Пушкина, ни после него не было создано образа более гармоничного в этом отношении.

Если говорить о воплощении Гринёва в действительности, то мне представляется Николай Степанович Гумилёв, так и не нарушивший присягу, данную царю: он не выдал новой власти своих товарищей, отказавшись участвовать с ними в эсеровском мятеже. Он знал все их планы, но не донёс на них.

Стихотворение «Заблудившийся трамвай», если прочитать его внимательно, многое объясняет в поведении поэта. Но об этом – другое эссе.

Что такое достоинство по рассказу судьба человека. Честь и бесчестье в рассказе «Судьба человека» и повести «Капитанская дочка. М. Шолохов "Судьба человека"

В конце 56г. М. А. Шолохов опубликовал свой рассказ Судьба человека. Это рассказ о простом человеке на большой войне, который ценой потери близких, товарищей, своим мужеством, героизмом дал право на жизнь и свободу родине.

Андрей Соколов скромный труженик, отец большого семейства жил, работал и был счастлив, но грянула война. Соколов, как и тысячи других, ушел на фронт.

И тут все беды войны нахлынули на него: был контужен и попал в плен, кочевал из одного концлагеря в другой, пытался бежать, но был пойман.

Не раз смерть смотрела ему в глаза, но русская гордость и человеческое достоинство помогали находить в себе мужества и всегда оставаться человеком.

Когда комендант лагеря вызвал Андрея к себе и грозил, лично расстрелять его, не потерял человеческое лицо Андрей, не стал пить за победу Германии, а сказал, что думал. И за это даже садист-комендант, лично бивший пленных каждое утро, зауважал его и отпустил, наградив хлебом и салом.

Этот подарок был разделен поровну между всеми пленными. Позже Андрей все таки находит возможность бежать, прихватив с собой инженера в чине майора, которого возил на машине. Но Шолохов нам показывает героизм русского человека не только в борьбе с врагом.

Страшное горе постигло Андрея Соколова еще до конца войны от бомбы, попавшей в дом, погибли жена и две дочери, а сына подстрелил снайпер уже в Берлине в самый день Победы, 9 мая 1945г.

Казалось, после всех испытаний, выпавших на долю одного человека, он мог озлобиться, сломаться, замкнуться в себе. Но этого не случилось: понимая, как тяжела утрата родных и безрадостно одиночество, он усыновляет мальчика Ванюшу 5 лет, у которого война отняла родителей.

Андрей пригрел, осчастливил сиротскую душу, и благодаря теплу и благодарности ребенка, сам начал возвращаться к жизни. Соколов говорит: Ночью то погладишь его сонного, волосенки в вихрах понюхаешь, и сердце отходит, становиться легче, а то ведь оно у меня закаменело от горя.

Всей логикой своего рассказа Шолохов доказал, что его герой не может быть сломлен жизнью, потому что в нем есть то, что сломать нельзя: человеческое достоинство, любовь к жизни, родине, к людям, доброта, помогающие жить, бороться, трудиться.

Андрей Соколов прежде всего думает об обязанностях перед близкими, товарищами, Родиной, человечеством. Это для него не , а естественная потребность.

И таких простых чудесных людей много. Именно они и выиграли войну, и восстановили разрушенную страну, чтобы жизнь продолжалась дальше и была лучше, счастливее. Поэтому Андрей Соколов близок, понятен и дорог нам всегда.

Читаешь рассказ, и кажется, будто прямо в душу тебе глядят опустошённые, как бы «присыпанные пеплом глаза Андрея, которые были наполнены такой неизбывной, смертной тоской».

Но оказывается, что эти глаза, видевшие муки и гибель, видевшие чудовищно изощрённого в своём стремлении убить в людях всё человеческое врага, на каждом шагу видевшие в глаза смерть, – не утратили способности видеть и чутко воспринимать всё чистое, прекрасное в природе, в окружающей жизни. Сердце Соколова исполнено доброты к живому, к людям.

Его потрясла судьба – Ванюшки, в чём-то схожая с его собственной печальной судьбой.

Много страданий выпало на долю Андрея Соколова: «Куда меня только не гоняли за 2 года плена! Половину Германии объехал за это время, и в Саксонии был, на силикатном заводе работал, и в Рурской области был, на шахте уголёк откалывал, и в Баварии на земляных работах горб наживал» Но каторжный труд зверства фашистов не сломили его, не убили в нём чувства долга, любовь к родной земле. Своими руками задушил А. Соколов предателя, грозившего своему взводному выдать его немцам. Стойко перенёс Соколов все муки концлагеря. Кто-то донёс начальству «горькие слова» Андрея о тяжести каторжного труда. И вот его привели к коменданту. Андрей понимает, что вот сейчас, может быть через несколько минут, его убьют, но он не испугался, не стал умолять о пощаде, а наоборот. «Захотелось мне им, проклятым, показать, что у меня есть своё русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались».

Необыкновенное мужество и достоинство, с которым Соколов вёл себя, вызвали уважение даже у фашиста, который благосклонно подарил Андрею жизнь, маленькую буханку хлеба и ещё более маленький кусок сала. Андрей Соколов понимал, что только поддержка товарищей помогла ему выжить, и, вернувшись в барак, Андрей делит добытый хлеб со всеми поровну.

С первых минут плена Соколова не покидала мысль о побеге. Первый раз побег не удался, но во второй раз Андрей не только сам вырвался из плена, но и привёз с собой «немца, инженера в чине майора армии» с очень важными документами.

Поправившись в госпитале, Андрей возвращается домой, но здесь новое тяжёлое горе сваливается на его плечи: гибель жены и дочерей.

Соколов снова возвращается а фронт и там узнаёт о геройской гибели сына, который оставался последней радостью и опорой в его жизни.

Встреча с Ванюшей сыграла большую роль в жизни А. Соколова. Этот мальчик-сирота, со «светлыми, как небушко, глазами», оживил его душу. Всю свою отцовскую любовь, всю теплоту своего сердца Андрей отдаёт этому мальчугану. Встреча этих двух людей, всё потерявших в годы войны, помогает им обоим «выдюжить».

Читайте также:  Сочинение : Идеалы и ценности «фамусовского общества» (А. Грибоедов «Горе от ума»)

Написано много произведений, но, на мой взгляд, ни в одной книге так не отражена сила духа советского человека, как в рассказе М. Шолохова «СЧ».

Сколько их, известных и безымянных героев, о которых уже написаны или только ещё пишутся книги и стихи. Мы всегда останемся в неоплатном долгу перед людьми. Защитившими мир от фашизма, перед солдатами, их матерями и вдовами. Они всегда жили и будут жить в памяти народа, всегда будут примером для нас, молодых. Именно к нам обращены слова «Реквиема» Р. Рождественского:

    Не плачьте! В горле сдержите Стоны. Памяти павших Будьте достойны, Вечно достойны.

Нужно скачать сочиненение?
Жми и сохраняй – » Тема чести человеческого достоинства произведениях Шолохова . И в закладках появилось готовое сочинение.

Андрий, младший сын Тараса Бульбы, совершил бесчестный поступок. Влюбившись в полячку, он предал Родину и перешел на сторону врага. Андрий был готов сражаться на стороне тех, кого совсем недавно желал перебить сам. Тарас Бульба не простил сыну этот поступок: старый казак убил Андрия. Для Тараса Бульбы честь выше родственных связей, он не намерен прощать .

А.С. Пушкин “Капитанская дочка”

При взятии Белогорской крепости Петр Гринев был готов принять смерть, но не потерять свою честь, присягнув самозванцу. Он руководствовался своими высокими нравственными принципами и помнил слова отца: “Береги рубаху снову, а честь смолоду”. Герой выбрал казнь, потому что сохранить жизнь он мог, предав Родину. Для Петра Гринева, человека чести, это было недопустимо.

Алексея Ивановича Швабрина мы можем назвать предателем и бесчестным человеком. Спасая свою жизнь, он перешел на сторону Пугачева. Для этого героя не существует понятия чести. Он готов на самые подлые поступки ради спасения своей жизни.

М. Шолохов “Судьба человека”

В плену у немцев Андрей Соколов был вызван к Мюллеру за свои слова о непосильном труде. Немец хотел его застрелить, но перед смертью предложил выпить “за победу немецкого оружия”. Андрей Соколов отказался от этого предложения, показав, что он – человек чести. Герой даже перед лицом смерти не мог выпить за победу врага.

Он согласился пить “за свою погибель”, при этом не закусывая, чтобы показать силу духа настоящего русского солдата. Андрей Соколов немного закусил лишь после третьей стопки. Мюллер с уважением отнесся к герою, увидев в нем достойного человека: Андрей Соколов был отпущен.

В минуты, которые могли стать последними в его жизни, он сохранил свою честь, показав характер русского солдата.

В. Распутин “Уроки французского”

Лидия Михайловна играла со своим учеником на деньги. Директор, узнав об этом, посчитал данный поступок бесчестным. Но если знать, зачем учительница делала это, можно сказать, что ее действия достойны уважения. Лидия Михайловна играла на деньги, чтобы помочь мальчику “заработать” себе на продукты. Совершая с виду бесчестный поступок, она преследовала благую цель.

Честь и достоинство, сознание своей личности, сила духа и воли – всё это является показателями по-настоящему стойкого и сильного, волевого человека.

Он уверен в себе, у него есть своё мнение на любой счёт, он совершенно не боится его высказывать, даже если оно не совпадает с мнением большинства. Его практически невозможно сломить, подчинить, сделать рабом. Такой человек неуязвим, он личность.

Его можно убить, лишить жизни, однако лишить чести невозможно. Честь в данном случае оказывается сильнее смерти.

В рассказе Михаила Шолохова «Судьба человека» мы наблюдаем историю простого русского солдата – Андрея Соколова. Герой рассказа является самым обычным человеком, которому выпало несчастье жить во время Великой Отечественной войны.

История Андрея Соколова вполне типична, но через какие испытания ему пришлось пройти! Однако он сумел с честью перенести все невзгоды, не потеряв мужество и достоинство. Автор подчёркивает, что Андрей Соколов – самый обычный русский человек, показывая тем самым, что честь и достоинство – неотъемлемые черты русского характера.

Вспоминается поведение Андрея в немецком плену. Немцы с целью развлечься заставили измученного и голодного военнопленного выпить целый стакан шнапса, Андрей сделал это. На предложение закусить он мужественно ответил, что русские после первой не закусывают никогда.

Тогда немцы налили ему второй стакан и, несмотря на то, что он был очень голоден, он выпил его и снова отказался от закуски. После третьего стакана Андрей вновь отказался от закуски. И тогда немецкий комендант с уважением сказал ему: «Ты настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат! Я уважаю достойных соперников».

Произнеся эти слова, немец дал Андрею хлеба и сала. Все эти угощения он разделил со своими товарищами. Вот пример, демонстрирующий мужество и честь, которые даже перед лицом смерти русский человек не утратил.

Вспоминается также повесть Василия Быкова «Журавлиный крик», в которой самый молодой боец в батальоне – Василий Глечик – остался единственным выжившим против целого отряда немцев. Но врагам это было неизвестно, и они готовились нанести удар, собирая лучшие силы.

Глечик понимал, что ему придётся столкнуться лицом к лицу со смертью, однако он совсем не задумывался о побеге, дезертирстве или сдаче в плен. Честь русского солдата, русского человека – это бессмертное качество. Он до последнего вздоха готов был защищаться, несмотря на жажду жить, ведь ему было всего 19 лет.

Внезапно он услышал крик журавлей, посмотрел в небо, безграничное, бескрайнее, пронзительно живое, и проводил тоскливым взглядом этих свободных, счастливых птиц. Он отчаянно хотел жить. Пусть даже в такое страшное время, когда кругом стреляют, убивают, людям нечего есть, негде жить.

И вдруг он услышал жалобное курлыканье, вновь взглянул наверх и увидел раненого журавлика, который силился догнать свою стаю, но не мог. Он был обречён. Злоба овладела героем, невыразимое желание жизни. Но он сжал в руке единственную гранату и приготовился к своей последней битве.

Так из всего вышесказанного можно сделать вывод, что даже перед лицом неминуемой смерти у русского человека невозможно отнять честь и достоинство.

Вместе со статьёй «Сочинение на тему «Честь и бесчестие» читают:

Ссылка на основную публикацию