Человек и природа в повести «Олеся» (Куприн)

Куприн Александр Иванович в своих произведениях уделяет особое внимание не только роли пейзажей и описанию ландшафтов, но и ощущениям главных персонажей. Четко прослеживается связь между человеком и природой в повести «Олеся». Эти составляющие нераздельны и просматриваются на всем протяжении сюжетной линии произведения.

Человек и природа в повести «Олеся» (Куприн)

Особенности произведения

Литературное творение было создано в 1898 году. Это одно из ранних и известнейших произведений автора в прозе, удостоившихся признания публики. Даже убежденные критики считали повесть образцом драматичности и искренности. Куприн, однако, имел другое мнение на этот счёт и недооценивал возможности своего творчества.

Человек и природа в повести «Олеся» (Куприн)

Чтобы написать сочинение на уроках литературы правильно, стоит привести аргументы к «Олесе» Куприна, указать отрывки и цитаты, которые помогут понять читателю, что большую роль в повести играет природа, она напрямую связана с героями произведения.

Основная тема — несчастная любовь. Иван Тимофеевич, богатый горожанин, и Олеся, простая, но проницательная деревенская девушка, были связаны крепкими узами, но по воле судьбы навеки разлучились. Акцент, делающийся на их чувства, переплетается с описанием природы.

Взаимосвязь между человеком и буйством стихии — не менее важный вопрос, поддающийся обсуждению по сей день. Страстные порывы превращаются в бесполезные метания, если нет связи с окружающим миром. Жизнь несправедлива, намерения сильны, а герои не перестают страдать, разочаровываясь все больше.

Чувства главных героев автор пытается выразить через описания пейзажей. «Олеся» Куприна (аргументы к сочинению необходимо указать, делая анализ повести на ЕГЭ) — это произведение, которое стоит прочитать, чтобы понять взаимосвязь природы и человека.

Литератор работал над произведением, пребывая в Полесье (Волынская губерния). Рассказывая о силах природы, он активно использует различные словесные обороты и тропы. Повествование ведётся от первого лица.

Главный герой творения — Иван Тимофеевич, состоятельный барин. Ему пришлось долгое время находиться в глухой деревне, промышляя охотой и прогуливаясь в свободные часы. Недолгие похождения помогали персонажу забыть о будничных неприятностях, на что Куприн неоднократно намекает, давая читателям понять:

  • вдали от суеты обретается надежда,
  • воплощаются честолюбивые мечты.

Главная героиня

Олеся не может представить собственную жизнь без природы. Она радуется каждому явлению, заботится об обитателях леса. Девушка красива не только внутренне, но и внешне. Ее внешность изысканна и необычна, сообразительная и сдержанная героиня наделена прелестными чертами.

Человек и природа в повести «Олеся» (Куприн)

Протагонистка имеет простое происхождение, но выражается подобно аристократке, используя верные речевые обороты. Великодушная возлюбленная Ивана Тимофеевича готова ради него на все. Внучка колдуньи жертвует своим достоинством и даже жизнью, соглашается работать в церкви ради благополучия дорогого человека.

Образы влюбленных противопоставляются, чему автор с охотой уделяет внимание. Олеся и природа — единое целое, они совершенно неразделимы. Городской барин и жители деревни — черствые, бесчувственные личности, забывшие о моральных устоях. Им не суждено распознать прелесть в том, что их окружает.

Предназначение ландшафтов

Полесская природа описывается автором с трепетностью и нежностью, словно таинственный мир, спрятанный от греховных натур. Там царствует красота, которую способны разглядеть только избранные. Природа, будто живой человек, наделена особыми свойствами и чувствами:

  • нет суеты, ссор и разногласий,
  • властвуют лишь успокоение и безмятежность.

Человек и природа в повести «Олеся» (Куприн)

Ощущения героев придают красочность описаниям литератора, делают их одухотворенными и незыблемыми. На страницах используются литературные средства выразительности, помогающие читателю живо представить происходящее. Жизнь торжествует, что проявляется в чудачествах природы: весенней капели, журчании родников, мелькании облаков в небесных просторах.

Отношение человека к окружающему миру определяет, насколько он совестлив и благороден. Это своеобразная оценка личности. Лишь тот, кто духовно богат, сдержан и способен прочувствовать многое, может быть неразрывно связан с природой, ощутить себя ее составляющей.

Главный герой обладает такими задатками. Он черпает вдохновение, находясь на охоте и любуясь бескрайними просторами. Весенняя пора наделяет его задумчивостью и искренностью, позволяет многое переосмыслить, забыть о тревогах и хлопотах. Ему вспоминается Олеся, красивая, честная, утонченная, податливая на ласку и склонная рассуждать бесхитростно.

Природа помнит и запечатлевает все, что происходит в ее лоне. Любые тайны остаются лишь с ней. Основные события происходят именно там, где персонажи чувствуют себя раскрепощенно и свободно.

Это самые незабываемые мгновения для них, дарующие прекрасные впечатления. Уединившись вместе в одну из ночей, возлюбленные становятся самыми счастливыми, перестают помнить, что их прежде заботило и утомляло.

Ландшафты в повести Куприна — не только фон, оттеняющий ощущения и намерения. Они отражают переживания, стремления и надежды протагонистов.

Человек и природа в повести «Олеся» (Куприн)

Окружающий мир является не безмолвным участником событий, а непосредственной составляющей лирического сюжета. Это становится заметно по окончании прочтения.

Куприн — искусный художник. Он описывает внутренний мир персонажей с поразительной точностью, позволяя читателям задуматься. Философский подтекст произведения поражает, идеологические мотивы впечатляют, как и словесные обороты, умело применяемые автором.

Сюжетная линия, композиция, средства выразительности, удивительный язык — все это переплетается с изображением не только природы, но и человеческих чувств. Писатель заставляет поразмыслить над главнейшими жизненными аспектами, сделать для себя определенные выводы.

Человек и природа в повести Александра Ивановича Куприна «Олеся» ℹ️ роль пейзажа в произведении, образы и характеристика главных героев, жанр

Барин Иван Тимофеевич приехал в глухую деревушку Переброд на окраине Полесья. На одной из охотничьих вылазок он заблудился и набрёл на одинокую неказистую хату, в которой жила ведьма Мануйлиха со своей внучкой Олесей — привлекательной темноволосой девушкой двадцати пяти лет, которая сразу же очаровала барина своей простой и естественной красотой.

Их встречи стали регулярными. Олеся провожала его через болота, демонстрируя по пути свои сверхъестественные способности — резала и залечивала заговором крови его руку, заставляла спотыкаться на ровном месте. Рассказала девушка и судьбу барина: влюбится он в темноволосую трефовую даму и невольно навлечёт на неё страшное горе.

Чуть позже несколько дней Иван Трофимович не приходил к Олесе из-за болезни. Но временная разлука только подтолкнула влюблённых признаться друг другу в чувствах.

Разговоры о замужестве смущали Олесю, ведь способности у неё якобы от нечистой силы, а невесте обязательно нужно будет венчаться. Наконец, она решилась и посетила церковную службу в честь праздника.

Собравшийся народ не мог спустить ей с рук это кощунство — ведьма пришла на святое место. Олеся чудом вырвалась от беснующихся баб, пообещав расплатиться.

В последнюю встречу Олеся стала прощаться с Иваном Тимофеевичем, но он не верил, что они расстанутся навсегда. Той же ночью град перебил в деревне весь урожай. Обвинили, конечно, ведьм. Утром барин опрометью поскакал к лесной избушке, но Мануйлиха и Олеся уже успели сбежать.

Читайте также:  Боб кауфман стихи: читать все стихотворения, поэмы поэта боб кауфман - поэзия

  Примеры сочинений для 1 класса на тему «Моя семья»

Проблематика повести

Тема человека и природы поднимается в произведении наряду с целым перечнем социально-нравственных проблем. Каждая из них проиллюстрирована Куприным с помощью конфликтов и выразительных персонажей.

В качестве основных проблем можно выделить следующие:

  • Трагическая любовь. Взаимные чувства безродной девушки и барина-дворянина. Они слишком разные — дитя природы и городской человек. Он не может остаться в Полесье, а она, если и согласится переехать в город, долго там не продержится.
  • Одиночество. Мануйлиха и Олеся вынуждены жить вдали от всех, в «хромой и печальной» избушке на болоте. Но одиноки они потому, что все в деревне обозлились на них, за своих не принимают, гонят, винят в любой случайной беде.
  • Нетерпимость. Люди боятся того, чего не понимают. Сверхъестественные способности Мануйлихи и её внучки вселяют в людей ужас перед необъяснимым. Страх настолько сильный, что старушку вместе с девушкой прогнали взашей, а «проклятое кубло» — их дом — разнесли в щепки.
  • Жестокость. Считалось, что ведьмы получают силы от дьявола, поэтому, когда Олеся отстояла службу в церкви, бабы буквально остервенели, уже на улице накинулись на неё толпой, избили, изорвали платье, хотели опозорить, измазав дёгтем.
  • Корысть. Иван Тимофеевич взывал к милосердию урядника, чтобы тот не выселял из избушки несчастных женщин. Урядник отказывался, ссылался на служебные обязанности и закон, но, получив дорогой подарок, тут же забыл о своих принципах.
  • Образование. В целой деревне не было ни одного грамотного человека. Даже староста не мог прочитать, под какими документами ставил печати. Ярмола просил барина научить его писать, чтобы хоть кто-то умел расписаться за всех.

Популярные сочинения

  • Характеристика и образ Пирогова в повести Невский проспект Одним из центральных героев, показанных в произведении, является Пирогов, который служит поручиком и приходится другом другого персонажа – Пирогова.
  • Печорин — странный человек сочинение Печорин главный литературный герой произведения М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Печорина действительно считали странным человек, но это было связано лишь с тем, что его поступки никто не мог понять
  • Сочинение Что я люблю Отношение к жизни, событиям, конкретному человеку у каждого свое. Это связано с тем, мы имеем право на свободу слова и мыслей, наделены индивидуальным мировоззрением.

Образ Олеси

Главная героиня повести, девушка Олеся, неразрывно связана с природой. Она выросла вдали от цивилизации, никогда не была в крупном городе, не умеет читать и писать. При этом человек она энергичный, с сильным характером, добрый по натуре, но и способный постоять за себя. Рассказчик признаёт, что гордость и независимость воспитал в ней полесский бор.

Олеся не боится жить среди топких болот в окружении леса она прекрасно ориентируется. Здесь её дом, её стихия, её мир. Даже жилище у них с бабушкой подчёркнуто сказочное — избушка на курьих ножках (т. е.

на сваях, чтобы не затопило в половодье).

Олеся любит и жалеет животных, что наглядно демонстрируется в сцене, когда она приносит в хату маленьких голодных зябликов и сажает на печку, туда, где уже живут скворцы.

Девушка безграмотна, общается практически только со своей бабушкой, но её всё равно нельзя назвать глупой. Ей открыты «бессознательные, инстинктивные, странные знания, которые часто опережают науку, смешиваются с суеверием и хранятся в народе как величайшая тайна».

Способности заговаривать кровь и предвидеть будущее у Олеси от природы, а вовсе не от дьявола, как она искренне считает.

Девушка руководствуется не научными знаниями, не чужим мнением, а интуицией, природным чутьём, собственными ощущениями. Этого ей более чем достаточно, чтобы жить в радости, идиллию нарушают только люди (деревенские жители обвиняют в любой беде, урядник грозит отправить бабушку по этапу, даже главный герой ненароком навлекает на Олесью несчастье).

Рассказчик упоминает, что облик прекрасной ведьмы навсегда слился в его памяти с природными образами: «пылающими вечерними зорями», пением птиц, «благоухающими ландышами и медом утрами». И красота, и любовь Олеси чисты, естественны. Она так далека от жеманства, кокетства и расчётливой хитрости.

Столкновение двух миров

Конфликт — один из лучших способов раскрыть в произведении конкретную проблему. Прямого противостояния между Олесей и Иваном Тимофеевичем в повести, конечно, нет, но через их взаимоотношения можно отчётливо увидеть столкновение двух полярно противоположных мировоззрений.

Они выходцы из разных сред с совершенно разным воспитанием. Он не понимает её мистического ужаса перед таинственными силами, неотвратимостью судьбы и удивляется, как ей не страшно жить вдали от людей, а она ни за что бы не променяла родную глушь на светский Петербург. Кроме того, противопоставление можно заметить также в некоторых других обстоятельствах:

  • Иван Тимофеевич занимается литературным искусством, а Олеся — девушка совсем необразованная, безграмотная;
  • он проводит досуг на охоте, убивает животных от скуки, а она любит птиц и зверей, жалеет их, признаёт, что им тоже хочется жить;
  • свои необычные способности она объясняет мистикой, а он пытается найти им научное обоснование.

Олеся от природы неотделима, и это понимают оба. Крупный город для девушки — страшное место. Говоря о городской жизни, Иван Тимофеевич обличает всю её противоестественность.

Возможно, именно Олеся помогла ему посмотреть на давно привычный мир с нового ракурса, увидеть его неприглядную сторону: людям в городских «маленьких конурках» тесно, душно, некоторые и вовсе подолгу не видят солнца, живут в сырых подвалах, заперты в квартирах, «точно птицы в клетках».

  Василь Быков: краткая биография и творчество писателя

Рассказчик не может представить, как милая полесская ведьма будет вести светские разговоры в гостиной, наряжаться в модные платья.

Читайте также:  Как выбрать ВУЗ по направлению «Журналистика»? (обзор московских вузов)

Вежливое лицемерие, тонкие порядки высшего общества ей чужды, непонятны. Вырвать Олесю из лона природы и перевезти в город — значит погубить собственными руками, всё равно что подрубить корни дереву.

Через образ Олеси Куприн показывает, что человек, живущий с детства вдали от цивилизации, избегающий общества людей, не обученный светским манерам — это необязательно бестактный дикарь и невежа. Жизнь в единении и гармонии с природой дарует знания, которые нельзя получить из книг, и умения, которые трудно объяснить, даже владея ими.

При всей своей необразованности и нелюдимости Олеся выросла с чутким, добрым и смелым сердцем, с пытливым и острым умом.

Мир природы и человеческих чувств в повести а. и. куприна «олеся»

МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЧУВСТВ. В 90-е годы XIX столетия в русской литературе появился целый ряд новых писателей, в творчестве которых ярко прослеживалось тяготение к реализму. Сознавая все недостатки и пороки общества, эти писатели объективно освещали их в своих произведениях, ра­зоблачали сами основы общественных отношений.

Высказывая ре­шительный протест общественному злу и насилию, писатели и по­эты стремились к поиску высоких идеалов, старались художественно исследовать и переосмысливать эпоху. Одним из ярких представи­телей этого направления является Александр Иванович Куприн. Он вошел в историю русской литературы как певец самых светлых и здоровых человеческих чувств.

Реальная действительность, которую описывал Куприн в своих произведениях, обусловливала в большин­стве случаев трагические мотивы. Но при всем этом в его повестях и рассказах чувствуется своеобразное жизнерадостное, оптимисти­ческое мировидение.

  • Оптимизм и вера в живую человеческую душу, которые, на мой взгляд, наиболее ярко проявились в повести «Оле­ся», побуждали его к поискам идеала некоего «естественного чело­века» .
  • В этом произведении Куприн углубляется в сферу народной жизни, показывая как всегда неповторимое мастерство психологи­ческого анализа.
  • Автор с глубокой симпатией относился к простому русскому человеку, именно в нем видя истоки духовного возрожде­ния всего русского народа.
  • Потому такими светлыми и радужными красками, с такой нежностью и любовью воссоздает он психологи­ческий портрет главной героини.

Большую роль в понимании этого образа играет ее портрет, от­ражающий в полной мере внешние и внутренние особенности Оле­си, в их единстве и непосредственной связи. Перед нами «высокая брюнетка лет около двадцати—двадцати пяти», которая «держалась легко и стройно».

«Оригинальную красоту ее лица, раз его увидев, нельзя было позабыть, но трудно было, даже привыкнув к нему, его описать.

Прелесть его заключалась в этих больших, блестящих, темных глазах, которым тонкие, надломленные посредине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности; в смугло-розовом тоне кожи, в своеобразном изгибе губ, из которых нижняя, несколько более полная, выдавалась вперед с решительным и капризным видом».

Уже один этот портрет выделяет героиню среди всех других жителей села, противопоставляя ее местным «дивчатам», «лица которых под уродливыми повязками, прикры­вающими сверху лоб, а снизу рот и подбородок, носят такое однооб­разное, испуганное выражение».^С мастерством настоящего психо­лога рисует писатель и внутренний мир Олеси, такой не похожий на внутренний мир других героев.

Внимательно анализируя взаимоотношения между людьми, ав­тор показывает различные состояния мыслей и чувств персонажей. Герои повести, при всех различиях в характерах и чувствах, сход­ны в одном — на них словно бы лежит печать общего неблагополу­чия, а как следствие — духовной опустошенности.

И все эти люди, объединенные общей скупостью чувств, пустотой души, безрадостно­стью жизни, не могут и не хотят понять и принять «лесную колду­нью» Олесю, называя «ведьмой», «чертовкой», обвиняя ее и ее баб­ку во всех мыслимых и немыслимых несчастьях, хотя сами жите­ли (и никто другой!) виноваты во всех своих бедах.

А Олеся — де­вушка чистая и светлая, наделенная чуткой душой, способная по- настоящему сопереживать, любить, радоваться и грустить. Она мо­жет даже пожертвовать собой, если этого требует ее натура, ее сер­дце, ее чувства и убеждения.

Только она и заслуживает настоящего счастья, которое, к сожалению, в реальной жизни не может для нее длиться вечно.

По твердому убеждению Куприна, только естественная жизнь на лоне природы, какую вела Олеся, близкое общение с ее гармонич­ным миром способны сохранить и воспитать человеческую душу не­замутненной, неиспорченной, искренней и прекрасной. Стремлению наиболее полно раскрыть духовный мир дочери лесов Олеси подчи­нено все в повести Куприна.

Особая роль отведена автором описанию богатейшего прекрасно­го нетронутого мира природы Полесья. Окружающая природа жи­вет своей полноценной, насыщенной, постоянно меняющейся жиз­нью. И главное в этом мире — абсолютная гармония, яркость и полнота чувств. Именно чувства героев призваны подчеркнуть все явления природы.

Да и сама природа оживает под пером писателя: «сердито пенясь», бегут ручейки, «быстро вертя щепки и гусиный пух », в глубоких лужах отражается бескрайнее голубое небо с « круг­лыми, точно крутящимися, белыми облаками», «звонкие капли» сыплются с крыш, наполняя все вокруг волшебным звучанием, а во­робьи кричат «так громко и возбужденно, что ничего нельзя… рас­слышать за их криком».

Повсюду в мире природы чувствуется «ра­достная, торопливая тревога жизни».

Именно природа, отношение к ней выступает в повести своеоб­разным критерием человеческих чувств. Только человек с богатым внутренним миром, способный на искренние, настоящие чувства, может увидеть красоту окружающего мира, ощутить себя неотъем­лемой его частью.

Таким богатым внутренним миром, чистой и свет­лой душой обладает и герой Куприна. Потому вместе с весенним воздухом вдыхает он и «весеннюю грусть, сладкую и нежную, ис­полненную беспокойных ожиданий и смутных предчувствий».

И вместе с этим воздухом возникает перед его мысленным взором образ прекрасной Олеси.

На фоне природы, все видящей, все понимающей и хранящей все человеческие тайны, происходят важнейшие события повести. Именно природа освещает самые прекрасные моменты в жизни ге­роев.

Ночь, которую проводят молодые люди вдвоем, когда они за­бывают обо всем, наслаждаясь своим счастьем, сливается «в какую- то волшебную, чарующую сказку».

«Взошел месяц, и его сияние причудливо пестро и таинственно расцветило лес, легло среди мра­ка неровными, иссиня-бледными пятнами на корявые стволы, на изогнутые сучья, на мягкий, как плюшевый ковер, мох.

Тонкие стволы берез белели резко и отчетливо, а на их редкую листву, казалось, были набросаны серебристые, прозрачные, газо­вые покровы. Местами свет вовсе не проникал под густой навес со­сновых ветвей… И мы шли, обнявшись, среди этой улыбающейся живой легенды, без единого слова, подавленные своим счастьем и жутким безмолвием леса».

И все же, при всей безмерности их счастья, любовь героев обре­чена. Иначе просто не может быть в мире, где чувства людей уми­рают, где сердца очерствели под влиянием внешних обстоятельств.

Читайте также:  Анализ стиха есенина «вот уж вечер»

Трагедия их любви в том, что они рискнули остаться в этом мире самими собой, сохранили нетронутой и чистой свою душу. И мир, который отверг в свое время Олесю и ее бабку, обрекает на гибель и героиню, и ее любовь.

Трагедию героев, гибель их счастья автор также рисует на фоне разбушевавшейся природной стихии. Приро­да чувствует неминуемое горе и разражается грозой: «Молния бли­стала почти беспрерывно, и от раскатов грома дрожали и звенели стекла в окнах моей комнаты».

И словно в подтверждение свершив­шейся непоправимой беды, «в одно из стекол вдруг с такой силой ударил громадный кусок льду, что оно разбилось, и осколки его со звоном разлетелись по полу комнаты». Казалось бы, разъяренная «громада» побеждает.

Но на самом деле у нее нет сил победить на­стоящие чувства, настоящую любовь. Потому что не в силах толпа бездушных, пустых людей победить саму природу.

Неповторимый художник слова, А. И. Куприн очаровывает точ­ностью, ясностью и благородной простотой преображения психоло­гической жизни людей. Он обладает простым и удивительно муд­рым волшебством слова.

Мастер языка, мастер сюжета и компози­ции, мастер в изображении природы и человеческих чувств, писа­тель оставил нам наследие, которое по художественному уровню яв­ляется достойным образцом русской классики.

Человек и природа в творчестве Куприна

/ Сочинения / Куприн А.И. / Олеся / Человек и природа в творчестве Куприна

  Скачать сочинение

    Образ природы органичен для художественного мира Куприна и неразрывно связан с его концепцией человека. Можно выделить целый ряд произведений писателя, в которых природа занимает важное место.

Таковы живописный Полесский цикл, лирические миниатюры «Вальдшнепы», «Ночь в лесу», размышления о природных явлениях — «Пустые дачи» (начало осени), «Золотой петух» (восход солнца). Сюда же примыкает цикл лирических очерков о балаклавских рыбаках «Листригоны».

    Впервые купринская концепция человека и природы была воссоздана как нечто целостное в произведениях Полесского цикла, основу которого составили такие рассказы, как «Лесная глушь», «Олеся», «На глухарей».

Единство цикла во многом обусловлено образом рассказчика-охотника, через восприятие которого изображается природа и который воспринимает ее как реальный и одновременно таинственный и загадочный мир, достойный наблюдения и осмысления, и равноценный миру человека в общем потоке бытия.

Чувство связи и родства с этим миром вызывает волнение героя: «затаил дыхание и замер», «осторожно», «стараясь не шуметь», «всматривался» и т. д. Соприкосновение с миром природы становится для рассказчика не только попыткой приблизиться к таинству мира, но и способом нравственного очищения.

Природа помогает ему забыть о житейских неурядицах и заботах и окунуться в новый поток времени. Купринское чувство природы космично. Писатель воспринимает ее как органическое целое, имеющее непосредственную связь с человеческим миром.

Оставаясь наедине с природой, купринский рассказчик переживает такие мгновения, которые позволяют ощутить движение времени, которые рождают у человека ощущение своей включенности в вечный поток космической жизни. Философскую окраску приобретает зимний пейзаж в повести «Олеся»: «Было так тихо, как только бывает в лесу зимою в безветренный день.

Нависшие на ветвях пышные комья снега давили их книзу, придавая им чудесный, праздничный и холодный вид. По временам срывалась с вершины тоненькая веточка, и чрезвычайно ясно слышалось, как она, падая, с легким треском задевала за другие ветви Снег розовел на солнце и синел в те- ни.

Мною овладело тихое очарование этого торжественного, холодного безмолвия, и мне казалось, что я чувствую, как время медленно и бесшумно проходит мимо меня…» В момент общения с природой купринский герой-рассказчик способен увидеть в мгновенном — вечное, ощутить свою сопричастность целому.

В эту минуту герой осознает себя частью Вселенной, воплощенной в образе тишины и бесшумно текущего времени, которые рождают ощущение мировой гармонии («чего-то стройного, прекрасного и нежного»).
    Образ природы опоэтизирован в «Олесе».

Куприн наделяет героя взглядом художника, способностью раскрывать красоту мира и видеть ее там, где, казалось бы, нет ничего примечательного. Так, описывая «черную от грязи» лесную дорогу во время весенней распутицы, герой отмечает, что в воде, которой были заполнены многочисленные колеи и следы лошадиных копыт, «отражался пожар вечерней зари». Природа видится герою сказкой, волшебством, сливающим красоту лунной ночи и таинство любви в единый прекрасный миг жизни: «И вся эта ночь слилась в какую-то волшебную, чарующую сказку. Взошел месяц, и его сияние причудливо пестро и таинственно расцветило лес, легло среди мрака неровными, иссиня-бледными пятнами на корявые стволы, на изогнутые сучья, на мягкий, как плюшевый ковер, мох Тонкие стволы берез белели резко и отчетливо, а на их редкую листву, казалось, были наброшены серебристые, прозрачные, газовые покровы. И мы шли, обнявшись, среди этой улыбающейся живой легенды, без единого слова, подавленные своим счастьем и безмолвием леса».

    Проблема взаимоотношений человека и природы поднимается Куприным в цикле очерков «Листригоны», в которых подчеркивается связь человека с природной жизнью, подчиненность труда рыбаков естественным природным ритмам. Образ природы в «Листригонах» эмоционально окрашен. В описаниях ночи, моря, тишины, звездного неба и т. д.

автор часто пользуется оценочными эпитетами, сравнениями, олицетворениями. Куприн показывает в своем творчестве, что разрыв человека с природой приводит к утрате космических связей и неполноценности бытия.

Купринские охотничьи сюжеты, описания природы явлены читателю как одна из попыток современного человека восстановить космическое мироощущение, столь актуальное для нашей эпохи.

41611 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Куприн А.И. / Олеся / Человек и природа в творчестве Куприна

Ссылка на основную публикацию