Береги честь смолоду — смысл эпиграфа в «Капитанской дочке»

180 лет назад, меньше чем за год до своей гибели, Пушкин пишет жене (из Москвы в Петербург, 18 мая 1836 года): “Твои петербургские новости ужасны. То, что ты пишешь о Павлове, помирило меня с ним. Я рад, что он вызвал Апрелева…

У нас в Москве всё, слава Богу, смирно: бой Киреева с Яром произвел великое негодование в чопорной здешней публике… По мне, драка Киреева гораздо простительнее, нежели…

благоразумие молодых людей, которым плюют в глаза, а они утираются батистовым платком, смекая, что если выйдет история, так их в Аничков не позовут…”

Береги честь смолоду — смысл эпиграфа в «Капитанской дочке»

Книга Натальи Михайловой перенесет читателя в эпоху Пушкина

Пушкин удивляется: откуда взялись эти благоразумные молодые люди, “которым плюют в глаза, а они утираются” вместо того, чтобы защищать свою честь? Иногда я чувствую, что мы вышли из шинелей именно этих смирных людей. Звон упругой стали более не слышится нам в слове “честь”, а бесчестие пугает куда меньше, чем курс рубля.

О чести и бесчестии вспоминают теперь, кажется, лишь тихие учительницы литературы, когда рассказывают о “Капитанской дочке” с ее эпиграфом “Береги честь смолоду”.

“Вы мне дадите сатисфакцию”

Письмо Пушкина было написано как раз в те дни, когда он работал над “Капитанской дочкой” – повестью о чести и бесчестии, о верности и предательстве, о любви и ненависти. По большому счету русскому человеку достаточно иметь под рукой одну лишь эту книгу, чтобы в любой момент сверить свои нравственные часы. Стоит хотя бы перечитать диалог Пугачёва и Гринёва:

Береги честь смолоду — смысл эпиграфа в «Капитанской дочке»

“Он с улыбкой подставлял себя под пули…” – 29 дуэлей Пушкина

“- Послужи мне верой и правдой, и я тебя пожалую и в фельдмаршалы и в Потемкины. Как ты думаешь?

– Нет, – отвечал я с твердостью. – Я природный дворянин; я присягал государыне императрице…”

“Капитанская дочка” – не только историческая повесть. Это послание Пушкина дворянству, которое после восстания декабристов прониклось страхом, потеряло независимость в мыслях, засуетилось перед монаршим престолом, который решил сделать своей опорой не дворянство, а полицию.

Александр Сергеевич поставил точку в повести 19 октября 1836 года, в день лицейской годовщины. В тот же день он переписал набело стихотворение “Была пора: наш праздник молодой…”, чтобы вечером прочесть его однокашникам-лицеистам. “Была пора… мы жили все и легче и смелей…” – вот одна из самых горьких строк в этом последнем послании Пушкина друзьям.

Поэт видел, как испуганное общество теряет способность к самостоятельным мыслям и отважным поступкам, как страх связывает всех и каждого в отдельности, а понятие чести становится декоративной условностью. Пушкин не мог, не хотел присоединиться к притихшему большинству.

Дуэль Петра Гринёва и мерзавца Швабрина была написана человеком, который уже шел на Черную речку.

“- А почему ты об ней такого мнения? – спросил я, с трудом удерживая свое негодование.

– А потому, – отвечал он с адской усмешкою, – что знаю по опыту ее нрав и обычай.

– Ты лжешь, мерзавец! – вскричал я в бешенстве, – ты лжешь самым постыдным образом.

Швабрин переменился в лице. Это тебе так не пройдет, – сказал он, стиснув мне руку. – Вы мне дадите сатисфакцию.

– Изволь, когда хочешь! – отвечал я, обрадовавшись…”

Николаю I вряд ли понравилась эта глава (“Капитанская дочка” появилась в печати в декабре 1836 года), ведь он всеми средствами боролся с дуэлями в армии, называя их “варварскими”, беспощадно карая и правых, и виноватых, и дуэлянтов, и секундантов. Правила русской дуэли и правда были необыкновенно жесткими, это был “сумасшедший с бритвою в руке”, но вместе с уничтожением дуэльной традиции исчезал и “вопрос чести”.

“Благородство души и чистая совесть”

И вот сегодня надо лезть в словарь Даля, чтобы вспомнить: что же это было такое, за что без раздумья человек шел под пистолет на десяти шагах? Во имя чего ставилась на карту жизнь, полная великих надежд, гениальных замыслов?..

Итак, “ЧЕСТЬ – внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть”. И тут же примеры: “Человек незапятнанной чести. По чести, уверяю вас честью. Поступок, несовместный с честью… Знал бы ты честь… Поле чести… Честь моя требует крови…”

Береги честь смолоду — смысл эпиграфа в «Капитанской дочке»

Публикация “Родины” о дуэлях Пушкина получила неожиданное продолжение

Честь требует крови. Вот почему за словом “честь” эхом следовало слово “дуэль”. Дуэль! Только этот разряд убийственной силы мог стремительно восстановить нравственное равновесие.

Нравственность быстрого реагирования!

Подлец знал, что его подлость может быть наказана не взиманием штрафа через год по приговору суда, а сегодня вечером. Самое позднее – завтра утром. Пошляк остерегался говорить двусмысленности вслух, боясь немедленного возмездия. Сплетник вынужден был осторожничать. Негодяй таился и соблюдал приличия.

В грозном свете дуэльных правил слова быстро отливались в свинец. За оскорбление или неисполненное обещание требовалось отвечать сразу.

Богатый повеса прежде, чем бросить обесчещенную девушку, невольно вспоминал об участи императорского флигель-адьютанта Новосильцева, которого от пули не спасло ни богатство, ни принадлежность к аристократии (подробности знаменитой дуэли поручика Чернова, вступившегося за честь сестры, и Новосильцева были известны даже детям).

И опять, и главное – Пушкин!

Какая непоправимая и бессмысленная гибель… Да, непоправимая, но не бессмысленная. Да, “невольник чести”, но ведь чести, а не чего-то другого!

“Клянусь честью!”

“Швабрин переменился в лице”. Дуэль с Дантесом должна была переменить не только наглое лицо заезжего гастролера, но и лицо тогдашней общественной жизни, столь похожей на нынешнюю. Сорвать маски приятных деловых улыбок, патриотического пафоса, притворной озабоченности мировыми проблемами и хамской снисходительности к собственному народу.

Береги честь смолоду — смысл эпиграфа в «Капитанской дочке»

В БДТ имени Товстоногова поставили пушкинского “Анджело”

Но маски остались, а наглец спокойно покинул Россию, так и не поняв, что произошло и кого он погубил.

Читайте также:  Образ С.А. Есенина в лирике

Всё в тот же день 19 октября 1836 года (вот уж поистине: “и дольше века длится день”!) Александр Сергеевич написал письмо Петру Чаадаеву в ответ на его публикацию “Философического письма”: “Это отсутствие общественного мнения, это равнодушие ко всякому долгу, справедливости и истине, это циничное презрение к человеческой мысли и достоинству поистине могут привести в отчаяние…”

Но Пушкин не был бы русским дворянином, если бы не продолжил свою мысль: “Но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал…”

И уже совсем незадолго до дуэли Пушкин написал князю Репнину: “Как дворянин и отец семейства, я должен блюсти мою честь и имя, которое оставлю моим детям”.

Вот и все, что остается детям: честь и имя.

Решу егэ

Прочитайте отрывок и ответьте на вопросы после текста.

Новое обстоятельство усилило беспокойство коменданта. Схвачен был башкирец с возмутительными листами. По сему случаю комендант думал опять собрать своих офицеров, и для того хотел опять удалить Василису Егоровну под благовидным предлогом.

Но как Иван Кузмич был человек самый прямодушный и правдивый, то и не нашел другого способа, кроме как единожды уже им употребленного. «Слышь ты, Василиса Егоровна, — сказал он ей покашливая. — Отец Герасим получил, говорят, из города…

» — «Полно врать, Иван Кузмич, — перервала комендантша, — ты, знать, хочешь собрать совещание, да без меня потолковать об _____________; да лих не проведешь!» Иван Кузмич вытаращил глаза.

«Ну, матушка, — сказал он, — коли ты уже все знаешь, так пожалуй оставайся; мы потолкуем и при тебе». — «То-то, батько мой, — отвечала она, — не тебе бы хитрить; посылай-ка за офицерами».

Мы собрались опять. Иван Кузмич в присутствии жены прочел нам воззвание _________, писанное каким-нибудь полуграмотным казаком.

Разбойник объявлял о своем намерении немедленно идти на нашу крепость; приглашал казаков и солдат в свою шайку, а командиров увещевал не супротивляться, угрожая казнию в противном случае.

Воззвание написано было в грубых, но сильных выражениях, и должно было произвести опасное впечатление на умы простых людей.

«Каков мошенник! — воскликнула комендантша. — Что смеет еще нам предлагать! Выйти к нему на встречу и положить к ногам его знамена! Ах он собачий сын! Да разве не знает он, что мы уже сорок лет в службе и всего, слава богу, насмотрелись? Неужто нашлись такие командиры, которые послушались разбойника?»

— Кажется, не должно бы, — отвечал Иван Кузмич. — А слышно, злодей завладел уж многими крепостями.

— Видно он в самом деле силен, — заметил Швабрин.

— А вот сейчас узнаем настоящую его силу, — сказал комендант. — Василиса Егоровна, дай мне ключ от анбара. Иван Игнатьич, приведи-ка башкирца да прикажи Юлаю принести сюда плетей.

— Постой, Иван Кузмич, — сказала комендантша, вставая с места. — Дай уведу Машу куда-нибудь из дому; а то услышит крик, перепугается. Да и я, правду сказать, не охотница до розыска. Счастливо оставаться.

Пытка в старину так была укоренена в обычаях судопроизводства, что благодетельный указ, уничтоживший оную, долго оставался безо всякого действия.

Думали, что собственное признание преступника необходимо было для его полного обличения, — мысль не только неосновательная, но даже и совершенно противная здравому юридическому смыслу: ибо, если отрицание подсудимого не приемлется в доказательство его невинности, то признание его и того менее должно быть доказательством его виновности. Даже и ныне случается мне слышать старых судей, жалеющих об уничтожении варварского обычая. В наше же время никто не сумневался в необходимости пытки, ни судьи, ни подсудимые. Итак, приказание коменданта никого из нас не удивило и не встревожило. Иван Игнатьич отправился за башкирцем, который сидел в анбаре под ключом у комендантши, и через несколько минут невольника привели в переднюю. Комендант велел его к себе представить.

А. С. Пушкин «Капитанская дочка»

Роль эпиграфов в произведении “Капитанская дочка”

Эпиграф – краткая фраза, цитата, помещаемая во главе произведения с целью указать его дух, смысл, отношение автора к описанным далее событиям. Данное произведение рассказывает о крестьянском восстании Пугачева. В анализе происходящего Пушкин, несомненно, участвует. Свое отношение к описанным в повести событиям он показывает в эпиграфах.

В некоторых случаях показано отношение героя (Петра Гринева), от лица которого ведется повествование. “Береги честь смолоду” Данная пословица достаточно ясно выражает общий замысел и атмосферу

повести. Ведь “Капитанская дочка” о чести, чувствах людей, помыслах. Слово честь можно толковать по-разному.

Это – гордость, порядочность, самолюбие. У каждого героя повести честь собственная. Для Швабрина, Маши, Гринева слово “честь” имеет совершенно разное значение.

Во главе “Сержант гвардии” в эпиграфе раскрывается значение офицерской службы для Петра Гринева и его отца. Андрей не хочет, чтоб сын “научился мотать да повесничать”. “Пускай его потужит”, так считает суровый отец.

Поэтому и отправляет молодого Петрушу служить в далекую Белогорскую крепость.

Эпиграфом

ко второй главе является старинная песня о том, как в сторону незнакомую завела добра-молодца молодецкая прыть. Быть может, автор имел в виду также ситуацию, сложившуюся с Зуриным и долгом. Петруша из-за своей азартности и бесшабашности проиграл сто рублей в биллиард, после чего сожалел об этом.

Так же из-за глупого упрямства Петр со спутниками попадает в метель. Эпиграфы отражают рутинность, обыденность скучной и размеренной жизни в крепости. “Старинные люди” – люди, живущие в крепости давно, строгие, суровые, огрубевшие, не болтливые. Они стали похожими на окружающую обстановку.

Отрешенность крепости от внешнего мира показывается в первой солдатской песне и в следующем далее описании “деревни”. “Ин изволь и стань же в позитуру…” – так начинается эпиграф к главе, описывающей конфликт между Швабриным и Гриневым. Эпиграф отражает весь пафос, самолюбие, оскорбительность, язвительность Швабрина.

“Изволь”, “Посмотришь, проколю я как… ” – эти выражения добавляют надменности, такое характерно Швабрину. Эпиграфы этой главы показывают чувства Марии Мироновой. Маша отказывается от женитьбы без благословения, а Петруша страдает от одиночества. “Лучше найдешь – позабудешь…” и слова Маши “Коли полюбишь другую…” схожи по смыслу.

Между эпиграфами и событиями в главе проводятся параллели. “Вы послушайте, молоды ребята, что мы, старики, будем сказывать” – эпиграф предсказывает, о чем пойдет речь в главе. Далее описываются события, произошедшие до прибытия Петра в крепость.

Но восстание повторяется, и Маше приходится уехать из крепости, так как “сказка”, рассказанная стариками, готова обернуться былью.

Общий смысл эпиграфов в первых главах – наиболее полно описать отношение автора к историческим событиям, героям. Пушкин выстраивает эпиграфы таким образом, чтобы до начал повествования обозначить некоторые понятия, темы, но, тем не менее, сохраняет интригу.

Читайте также:  Короткие басни крылова, которые легко учатся: читать маленькие, небольшие басни ивана крылова

(1 votes, average: 5.00

Смысл эпиграфа к первой главе капитанской дочки. Смысл эпиграфов в "капитанской дочке"

В конце 20-х – 30-х годов XIX века А.С. Пушкин обращается к изучению русской истории. Его интересуют великие личности, их роль в становлении государства. Писатель обращается к актуальной теме крестьянских выступлений. Результатом его трудов стали произведения – «История Пугачева», «Капитанская дочка», «Дубровский», «Медный всадник», «Борис Годунов», «Арап Петра Великого», «Полтава».

«Капитанская дочка» – итоговое произведение А.С. Пушкина. Она рассказывает о крестьянском восстании, предводителем которого был казак Емельян Пугачев. Повествование ведется от лица главного героя, который в молодости стал свидетелем и участником описываемых событий.

В романе «Капитанская дочка» проявилась типичная черта пушкинской прозы – ее аналитический характер. В этом произведении А.С. Пушкин выступает и как историк, и как художник-мыслитель, творчески осмысливающий и художественно воссоздающий историю своего народа, страны.

Поэта интересует эпоха 18 века. В этом веке выковывалось русское дворянство, а с ним и все русское общество. А.С. Пушкин обращается к новому для себя жанру исторического романа, в котором частная судьба показывается через историю, а история – через частную судьбу.

В основе сюжета повести «Капитанская дочка» судьбы обычных, «маленьких» людей, переплетенные с историей народа, страны. Автору интересен мир простого человека, его отношение к ценностям жизни, важнейшими из которых являются честь и достоинство.

Общий эпиграф — «Береги честь смолоду» — отражает главную мысль произведения, причем он характеризует не только главного героя Петрушу Гринева, но и других героев, их поступки: Швабрина, Маши Мироновой, капитана Миронова и его жены.

Пословица, взятая А.С. Пушкиным в качестве эпиграфа ко всему роману, обращает внимание читателя на идейно-нравственное содержание произведения: одна из главных проблем романа – проблема чести, нравственного долга.

В.Г. Белинский видел в повести «Капитанская дочка» «изображение нравов русского общества в царствование Екатерины».

Показывая в романе различные типы сознания: патриархального, дворянского, народного, индивидуалистического, А.С. Пушкин как бы ставил психологический эксперимент.

Мудрость русского народа, закрепленная в пословице, выступает здесь в качестве жизненного ориентира, нравственной основы общества.

Полностью эту пословицу вспоминает отец Петруши, Андрей Петрович Гринев, служивший при графе Минихе. Он ставит честь превыше всего – выше карьеры, состояния и душевного комфорта. Для сына своего он выбирает путь честного офицера, отправляя его не в блистательный гвардейский полк, к которому Петруша был приписан с рождения, а в армию, в далекий гарнизон.

Рассказывая о начале жизненного пути Петруши, обычного дворянского недоросля, А.С. Пушкин подчеркивает влияние отца на формирование его характера эпиграфом к первой главе «Сержант гвардии»:

  • -Был бы гвардии он завтра ж капитан.
  • – Того не надобно; пусть в армии послужит.
  • – Изрядно сказано! пускай его потужит…
  • – Да кто его отец?

В эпиграфе к главе «Сержант гвардии» раскрывается понимание Андреем Петровичем и Петрушей долга офицера. Петр Гринев – молодой дворянин, уездный недоросль. Он получил провинциальное образование у француза.

Отец его – Андрей Петрович Гринев рассматривал понятие долга с позиции офицера. Он считал, что офицер обязан выполнять все приказы начальства, «служить верно тому, кому присягнешь».

И службу надо начинать с низов, чтобы узнать трудности армейские.

  • Эпиграфом ко II главе «Вожатый» является старинная песня:
  • Сторона ль моя, сторонушка,
  • Сторона незнакомая!
  • Что, не сам ли я на тебя зашел,
  • Что, не добрый ли да меня конь завез:
  • Завезла меня, доброго молодца,
  • Прытость, бодрость молодецкая
  • И хмелинушка кабацкая.

Из данного эпиграфа нетрудно догадаться, что в этой главе кто-то из героев попадёт в трудную ситуацию, во многом из-за необдуманных действий, «прыткости, бодрости» молодецкой. Действительно, Петр Гринёв, не послушав ямщика, который указывал на предвещавшуюся бурю, попал в незнакомое ему место, как и говорится в эпиграфе.

  1. Эпиграф к третьей главе «Крепость» взят из солдатской песни:
  2. Мы в фортеции живём,
  3. Хлеб едим и воду пьём,
  4. А как лютые враги
  5. Придут к нам на пироги,
  6. Зададим гостям пирушку:
  7. Зарядим картечью пушку.

В третьей главе описывается жизнь в Белогорской крепости, поэтому А.С. Пушкин в качестве эпиграфа взял строки из солдатской песни, описывающие обычные занятия людей, живущих в крепости.

Эпиграф к четвертой главе «Поединок» взят у Княжнина: «Ин изволь и стань же в позитуру. Посмотришь, проколю как я твою фигуру!». Он не несет скрытого смысла. В этой главе рассказывается о дуэли между Швабриным и Гринёвым.

В пятой главе «Любовь» речь идет об обыкновенной русской девушке Маше, которая надеется встретить свою любовь. Через эпиграф автор обращается к девушке. В качестве эпиграфа служат строчки из народной песни:

  • Ах ты, девка, девка красная!
  • Не ходи, девка, молода замуж;
  • Ты спроси, девка, отца, матери,
  • Отца, матери, роду-племени;
  • Накопи, девка, ума-разума,
  • Ума-разума, приданова.
  • Буде лучше меня найдёшь, позабудешь,
  • Если хуже меня найдёшь, воспомянешь.

Внимание молодой девушки привлекает Швабрин, сосланный в Белогорскую крепость за участие в дуэли. Поначалу ее привлекает образованность и начитанность молодого офицера. Однако вскоре Швабрин совершает ряд подлых поступков, что заставляет Машу с негодованием отвергнуть его домогательства. Настоящую любовь Маша встречает в лице Гринева.

Автор как будто Маше советует не спешить выходить замуж, а подумать самой и спросить у родных. Но если смотреть на эти строки, то, скорее всего, они обращены к Гринёву, а не к Маше, ведь именно ему отец не дал благословения на женитьбу, сославшись на его молодость и неопытность. Второй эпиграф даёт понять читателю, что расставание героев, действительно, произошло.

Шестая глава «Пугачевщина» рассказывает о том, как стихийно надвигается на Белогорскую крепость «неведомая сила» – войско Пугачева. Пугачевское восстание несет с собой разрушение и гибель.

  1. В эпиграф к главе шестой поставлена песня:
  2. Вы, молодые ребята, послушайте,
  3. Что мы, старые старики, будем сказывати.
Читайте также:  Сочинение в чём причины вражды между людьми

В этой главе в Белогорскую крепость приходит известие о начале пугачёвского восстания. Основные действия в главе связаны с профессиональной деятельностью Иваном Кузьмича и его соратников, опытных служивых. Молодые офицеры столкнулись с реальной опасностью, с настоящими военными проблемами.

В седьмой главе «Приступ» отражена ключевая ситуация «Капитанской дочки» – взятие крепости Пугачевым и поведение при этом героев. Все участники событий оказываются в ситуации выбора жизни или смерти: каждый из них делает его в соответствии со своими представлениями о морали, чести и долга.

  • Эпиграф к этой главе – народная песня:
  • Голова моя, головушка,
  • Голова послуживая!
  • Послужила моя головушка
  • Ровно тридцать лет и три года.
  • Ах, не выслужила головушка
  • Ни корысти себе, ни радости,
  • Как ни слова себе доброго
  • И ни рангу себе высокого;
  • Только выслужила головушка
  • Два высокие столбика,
  • Перекладинку кленовую,
  • Ещё петельку шелковую.

Смысл эпиграфа к этой главе заключен в том, что служба, которую несли Иван Кузьмич, Гринёв и другие, не принесла им ни богатства, ни славы, а привела их лишь к виселице.

Эта глава является одной из ключевых, так как в ней описано взятие крепости Пугачёвым и поведение каждого в этой ситуации.

Кто-то, перешагнув через свои моральные принципы, мог присягнуть самозванцу, а кто-то, оставшись верным истинному государю, попадёт на виселицу.

В восьмой главе «Незваный гость» Гринев становится «незваным гостем» у Пугачева. Эпиграф к этой главе: «Незваный гость хуже татарина». На «странном военном совете» главный герой слышит «заунывную бурлацкую песню»: «Не шуми, мати зеленая дубровушка». Его «пиитическим ужасом» потрясает не только сама песня, сколько поющие ее люди, «обреченные виселице».

  1. В эпиграфе к главе «Разлука» содержится основная мысль:
  2. Сладко было спознаваться
  3. Мне, прекрасная, с тобой;
  4. Грустно, грустно расставаться,
  5. Грустно, будто бы с душой.

В этой главе предстоит «грустное» расставание двух влюбленных. Петр Гринёв покидает Белогорскую крепость и прощается с больной Марьей Ивановной. Однако и это, испытание разлукой, они достойно проходят.

  • В строках эпиграфа к десятой главе «Осада города» звучат слова Хераскова:
  • Заняв луга и горы,
  • С вершины, как орёл, бросал на град он взоры.
  • За станом повелел соорудить раскат
  • И, в нём перуны скрыв, в нощи привесть под град.

Гринев прибыл в Оренбург, началась осада этого города Пугачёвым. Он точно так, как в песне, окружил город. В этой главе Петр Гринев становится перед выбором: долг офицера или долг чувства. «В нощи» он пытается спасти Марью Ивановну.

  1. В эпиграфе к одиннадцатой главе «Мятежная слобода» звучат слова А. Сумарокова:
  2. В ту пору лев был сыт, хоть с роду он свиреп.
  3. «Зачем пожаловать изволил в мой вертеп?» –
  4. Спросил он ласково.

А.С. Пушкин сравнивает Пугачёва со львом. Но в «Мятежной Слободе» Пугачев принимает Гринева «ласково». Именно в этой главе Гринёв пришёл к Пугачёву просить разрешения выехать в Белогорскую крепость. Петр знал, что это опасно, но предводитель восстания живет по принципу: «Долг платежом красен». Поэтому он решается еще раз помочь Петру Гриневу спасти Машу от Швабрина.

  • Эпиграф к двенадцатой главе «Сирота»:
  • Как у нашей у яблоньки
  • Ни верхушки нет, ни отросточек;
  • Как у нашей, у княгинюшки
  • Ни отца нету, ни матери.
  • Снарядить – то её некому,
  • Благословить-то её некому.
  • Свадебная песня.
  • Он исполнен грусти и переживания за девушку-сироту.

В главе «Сирота» Гринев и Пугачев приезжают в Белогорскую крепость. Там они находят Машу «в крестьянском оборванном платье», «с растрепанными волосами». Она осталась сиротой, у нее «ни отца нет, ни матери». Все надежды на спасение капитанская дочка возлагает на возлюбленного Гринева. Однако главным спасителем является Пугачев, который изъявляет желание быть «посаженым отцом» на их свадьбе.

  1. В тринадцатой главе «Арест» для влюбленных появляется новое испытание: Гринев арестован и обвинен в предательстве. Эпиграф к этой главе: Не гневайтесь, сударь: по долгу моему
  2. Я должен сей же час отправить вас в тюрьму.
  3. Извольте, я готов; но я в такой надежде,
  4. Что дело объяснить изволите мне прежде.
  5. знакомит читателей с заключением этой главы, когда Зурин, приятель Гринёва, вынужден арестовать его, так как правительство, разузнав о «дружеских путешествиях» с Пугачёвым, прислало приказ об аресте.
  6. Эпиграф к четырнадцатой главе «Суд»: «Мирская молва – Морская волна».

Эта пословица в качестве эпиграфа выбрана Пушкиным, потому что именно из-за людской молвы Гринёв был отдан под суд. Но пословица также гласит, что эта молва неверна и шатка и проходит, как волна.

Так и Маша сумела изменить мнение императрицы. Ведь помилование Петруши происходит не благодаря императрице, а благодаря Маше.

Она отправляется в Петербург, именно Маша сумела объяснить, чем были вызваны поступки Гринева, именно она заставила императрицу поверить себе.

Таким образом, целая система эпиграфов использована А.С. Пушкиным в романе «Капитанская дочка». Эпиграфы отражают авторскую точку зрения. Каждый эпиграф является лаконичным «конспектом» содержания главы, указывает на ее эмоциональные особенности. Эпиграф подчеркивает основную мысль произведения и придает ему своеобразное освещение.

Вся история пугачёвского восстания разделяет людей на две группы: первая – дворяне, а вторая – простой народ. Пушкин тоже смог это сделать в своём произведении при помощи эпиграфов. Большая их часть — фольклорные тексты: пословицы и отрывки из народных песен. Они отражают истинно народный взгляд автора на события.

Проанализировав эпиграфы к «Капитанской дочке», понимаешь, что они — разгадка, ключ к пониманию авторской позиции по отношению к героям, ключ к нашему пониманию Пушкина — писателя и гражданина.

Моисеева Ангелина.

Литература. 7 класс. Проект. А.С.Пушкин “Капитанская дочка”. Значение эпиграфов.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Ссылка на основную публикацию