Аргументы на тему: Месть и великодушие в романе «Евгений Онегин» (А. С. Пушкин)

Внутренний мир

А.С. Пушкин не уделял особого внимания описаниям пейзажей, героев и прочего. Поэтому в произведении «Евгений Онегин» он не акцентируется на описании внешности героев. Про самого Онегина автор говорит лишь то, что он похож на «dandy», т.е. следует модным тенденциям.

Больше про внешность героя Пушкин ничего не говорит. Он больше обращает внимание на манеры, привычки и характер Онегина. подчеркивается типичность героя – он предстает как светский молодой человек, получивший более-менее сносное домашнее образование.

Ясно, что герой зависит от мнения людей, хотя его нельзя назвать глупым.

Татьяну же Пушкин описывает как печальную и молчаливую барышню. Про ее внешность также практически ничего не написано, понятно только одно – она не красавица. Зато девушка с детства любит читать книги и считает это занятие лучшим времяпрепровождением.

Так постепенно перед нами предстает образ девушки, мечтательной и романтичной, верящей «преданьям простонародной старины», «снам», «карточным гаданьям», видящей жизнь сквозь призму прочитанных книг.

Подчеркивая близость Татьяны к родной природе и всему русскому, национальному, Пушкин говорит о ее любви к зиме.

 И наконец, сопоставляя Татьяну со светскими барышнями, Пушкин отмечает ее индивидуальность, естественность, доверчивость, «милую простоту», способность безоглядно отдаваться чувствам. 

По-иному в романе представлен портрет Ольги. Здесь, напротив, акцент сделан на внешнем облике героини. Автор описал до мелочей, вплоть до цвета глаз. Хотя здесь же Пушкин отмечает, что, несмотря на яркую внешность, девушка была пустой и безжизненной. Автор стремился обозначить ее внутреннюю пустоту, бездуховность..

Про внешность Ленского тоже ничего нет, а вот про характер героя, можно многое узнать. Он является полной противоположностью Онегина. Таким образом, Пушкин заостряет внимание не на внешности героя, а на его характере и манерах. Мне кажется, что автор придерживается той позиции, что внешность человека не главное, куда важнее его поступки и действия.

Любовь

Постоянные романы, интриги, флирт – вот главные развлечения в Петербургском обществе. Естественно, Онегин в совершенстве овладел «искусством страсти нежной». Но в этих отношениях нет ни капли искренности.

Евгений достаточно быстро разочаровался в жизни и своем окружении. Он охладел ко всему вокруг. Через некоторое время Онегин уехал в деревню. Лишь несколько дней его интересовала простая деревенская жизнь.

Но потом герою вновь стало скучно. 

Именно во время такого «душевного холода» Евгений Онегин и встретил Татьяну. Молодая девушка мгновенно влюбилась в столичного франта. Она, в отличие от Онегина, умела сильно и искренно любить, отдаваясь этому чувству вся без остатка. Подтверждение тому – признание, которое героиня первая написала Онегину. 

Но Онегин был уверен, что никто уже не сможет взволновать его надолго. Онегин не отвечает героине взаимностью, давая ей отповедь. Пережив этот отказ, Татьяна, без любви, выходит замуж за другого.

      Онегин же, после убийства Ленского, некоторое время он странствовал, отошел от высшего общества, сильно переменился. Все наносное ушло, осталась лишь глубокая, неоднозначная личность. Спустя несколько лет, Евгений вновь встречается с Татьяной.

Теперь она замужняя женщина, светская львица. Но мы понимаем, что героиня по-прежнему любит Онегина. 

Да и изменившийся герой теперь способен любить и страдать, однако поздно – Татьяна отказывает ему, оставаясь верной своему мужу. 

Таким образом, герои Пушкина к финалу произведения пришли истинно любящими людьми. Это неудивительно, ведь сам Автор считает любовь главнейшим чувством в жизни человека: «И жизнь могущая дает И пышный цвет и сладкий плод». Способность любить – главный критерий в оценке литературных героев и людей для Пушкина.

Счастье

Роман в стихах “Евгений Онегин” ставит много проблем. Одна из них — проблема счастья и долга, которая коснулась родителей Татьяны Лариной, самой Татьяны и Евгения Онегина. 

Мать Татьяны любила одного человека, а должна была выйти замуж за другого, за Дмитрия Ларина.

Сначала она очень горевала, плакала и даже “с супругом чуть не развелась”, но со временем смирилась и привыкла к такой жизни.

Татьяну постигла та же участь, что и мать. Выйдя замуж за нелюбимого, она со временем обрела покой.

Но, обретя покой, Татьяна не обрела счастья: чувство к Онегину не прошло.

Евгений тоже раньше думал, что “вольность и покой замена счастью”, но впоследствии сам понимает, что это заблуждение.

Почему же не соединяются Татьяна и Онегин, в конце концов обретшие взаимную любовь? Почему Татьяна не оставляет мужа, не изменяет ему? Потому, что Татьяна выше собственного счастья ставит долг перед мужем, боится опозорить его, сделать ему больно. 

Татьяна не эгоистична, она высокоморальна. Духовная красота Татьяны не исказилась, когда она стала богатой, знатной и признанной в обществе дамой.

Только такой нравственный человек, как Татьяна Ларина, может предпочесть исполнение долга долгожданному счастью.

Дружба

Дружба Онегина и Ленского Дружба Онегина и Ленского произошла, по словам самого Пушкина, «от делать нечего». Действительно, они были совер­шенно противоположны по характерам, с различным жизненным опытом, с различными устремлениями.

Но их объединило поло­жение в сельской глуши. Оба они тяготились навязываемым об­щением со стороны их соседей, оба были достаточно умны (в от­ношении Ленского правильнее сказать, что он был образован).

Вне зависимости от убеждений каждый человек стремится к об­щению с себе подобными.

Уеди­нение Онегина было ему тягостно, и он был рад, что нашёлся, по крайней мере, хоть один человек, с которым ему не противно об­щаться. Тем более такое общение необходимо было Владимиру Лен­скому.

Таким образом, понятно, что в иных условиях Онегин и Ленский вряд ли бы стали общаться так тесно, но тем и особен­ны человеческие взаимоотношения, что различные ситуации сводят и разводят людей иногда совершенно парадоксальным образом.

Различие Ленского и Онегина было не столь фундаменталь­но, нежели их различие с соседскими помещиками, которые счи­тали Ленского полурусским, а Онегина — опасным чудаком и фармазоном. Говоря предельно обобщённо, Онегин и Ленский были противоположностями внутри одной системы, а их соседи вообще выходили за рамки системы.

Именно поэтому Владимир и Евгений инстинктивно нашли друг друга и объединились.

То, что их дружба была поверхностной и во многом фор­мальной, доказывает их дуэль. Какой друг будет стреляться с другом, да ещё вдобавок безо всяких объяснений?! Реально их связывало очень немногое, и порвать это немногое было доста­точно легко.

Доброта

В поэме Пушкина «Евгений Онегин» главный герой пренебрег добротой и убил товарища. С этого момента началось его подлинное несчастье: нигде он не нашел покоя. А ведь если бы он не заглушил в себе голос сердца, доброта его нашла бы слова для мирного урегулирования конфликта, ведь она подразумевает готовность к диалогу и стремление к гармонии.

Нравственный выбор

В романе А.С.Пушкина „Евгений Онегин” нравственный выбор встаёт перед главным героем: отказаться от дуэли с Ленским или не отказаться. С одной стороны, было мнение общества, которое осудит за отказ, а с другой – Ленский, друг, смерть которого не была нужна. Евгений сделал, на мой взгляд, неправильный выбор: жизнь человека дороже общественного мнения.

Проблема мести и великодушия. Аргументы к сочинению

 

  •    Проблема мести и великодушия важнейшая во многих произведения как русской, так и зарубежной художественной литературы.
  •    Источником мести всегда выступает гордыня человека, заставляющая думать, что он лучше и выше других, что обида, нанесённая ему, не может быть прощена, но только отомщена, очень часто жизнью обидчика.
  •    Великодушие, напротив, это умение прощать, способность откликнуться на просьбу о помощи и добровольно отказаться от собственных благ в пользу других – словом, всё то, что принято называть душевным благородством.
  • Так,

мы видим, что главный герой не хочет проявить великодушие и простить своего товарища – Владимира Ленского – за маленький обман, когда тот, приглашая Онегина на именины Татьяны Лариной, говорит, что будут лишь близкие люди, тогда как на праздник уже приглашены все соседи и дальние родственники. Евгений Онегин затевает игру и весь вечер флиртует с Ольгой Лариной – невестой Владимира Ленского. Итогом этой «мести» был вызов на дуэль, от которой главный герой не в силах отказаться. Онегин не может признать свою неправоту и попросить прощения. Его страшит «мненье света», который непременно осудит его за слабость и отказ от поединка.

   Переполнен местью и другой герой А.С. Пушкина.

не может простить главного героя – Петра Гринёва – за то, что тот оказался счастливее его и Маша Миронова отдала сердце не ему, Швабрину, а именно Гринёву. Швабрин вызывает Гринева на дуэль, где, воспользовавшись невнимательностью соперника, подло ранит его.

В дальнейшем Швабрин силой удерживает Машу Миронову у себя, принуждая её выйти за него замуж и грозясь в противном случае выдать её Пугачеву как дочь коменданта Белогорской крепости, оказавшего повстанцам сопротивление и за это повешенного.

Не прощает герой Гринёву и того, что тот, обратившись за помощью к Пугачеву, вызволяет Машу из плена Швабрина. Мы можем догадаться, что это именно Швабрин пишет донос на Гринёва, где сообщает, что тот якобы перешёл на сторону Пугачева и пользуется расположением главаря бунтовщиков.

В результате этого доноса Гринёв арестован и его ждет неминуемая смерть за предательство, от которой его спасает лишь любовь Маши и великодушие самой императрицы, которую растрогал рассказ героини обо всём случившемся, и она решает помиловать Гринёва.

   Великодушным в повести оказывается и сам Емельян Пугачёв. Так, он не забывает милости, оказанной ему Петром Гринёвым, когда тот дарит Пугачеву шубу как благодарность за своё спасение во время метели. Пугачёв узнаёт Гринёва и его дядьку Савельича и отпускает Гринёва на все четыре стороны даже после того, как главный герой в категоричной форме отказывается присягать бунтовщику на верность.

Читайте также:  Мэйти — Поэт на битах

   Великодушен лирический герой стихотворения

Он влюблён в женщину, но, зная, что сердце возлюбленной не может ему принадлежать, не хочет огорчать её непрошеными чувствами и лишь желает, чтобы её когда-нибудь любили так же нежно и искренне, как сейчас любит её он сам.

   Ещё одну героиню произведения А.С. Пушкина терзает чувство мести. Вернее, даже не героиню, а её призрак. Это графиня

Она жестоко мстит Германну за свою смерть и за обман, на который пошёл герой ради получения сведений о трёх заветных картах. Призрак графини зло смеётся над Германном, когда в игре ему выпадает не желанный туз, а дама. В результате герой сходит с ума и заканчивает свои дни в лечебнице для душевнобольных.

   Проблема великодушия и мести играет важную роль и

Грушницкий не может простить счастливого соперника Печорина за то, что княжна Мери отдаёт ему предпочтение. Он желает мстить и выбирает для этого очень некрасивый способ – клевету. Он обвиняет Печорина в том, что тот тайно посещает княжну Мери по ночам.

Конечно же, после таких слов, сказанных прилюдно, Печорин не мог не вызвать Грушницкого на дуэль. Но и во время дуэли Грушницкий продолжает вести себя подло, с помощью секундантов он решает дать своему сопернику пистолет с холостыми патронами, но Печорин по счастливой случайности узнаёт об этом.

Во время поединка, когда наступает очередь стрелять Печорину, главный герой просит заменить пистолет и, проявляя таким образом великодушие, обращается с призывом к Грушницкому отказаться от клеветы в свой адрес и примириться. Но обида Грушницкого так велика, что он отказывается признавать свою вину.

Для него лучше принять смерть, поэтому он говорит Печорину, что если тот оставит его в живых, то он встретит его однажды и посчитается с ним окончательно.

   Страшная месть за предательство своих земляков и Родины, да ещё и не просто от кого-то, а от рук собственного отца, ждала героя

Сын главного героя Андрий влюбляется в польскую панночку и ради неё предаёт казаков, перейдя в стан врага. Тарас Бульба не может простить сыну измены, для главного героя честь превыше всего, поэтому он убивает собственного ребёнка.

проявляет великодушие к своему идеологическому сопернику – Павлу Петровичу Кирсанову.

На дуэли, на которую Базарова вызвал Кирсанов, якобы оскорбившись отношением главного героя к Фенечке, Павел Петрович получает ранение.

Но Базаров проявляет великодушие и, вместо насмешек над неудачливым соперником, помогает ему. Перевязав рану Кирсанова, Евгений, не сказав о происшествии ни слова, уезжает из поместья.

мы видим, как Андрей Болконский страдает, желая отомстить Анатолю Курагину, уговорившему Наташу Ростову на побег и незаконный брак. Все мысли Болконского только о том, какое наказание он изберёт для своего соперника. Но всё меняется, когда во время Бородинского сражения Андрея тяжело ранят и он, лежа в лазарете, вдруг осознаёт, что, несмотря ни на что, любит Наташу, а вместе с нею и весь мир.

И, даже увидев на соседнем койке раненого Анатоля Курагина, не чувствует к нему прежних чувств вражды и мести. Вместо этого в его сердце пришла любовь, о которой так много говорила сестра Марья и которую прежде Андрей понять не мог. Эта любовь ко всем ближним, к угнетающим и оскорбляющим нас, любовь, что заставляет подставлять правую щеку, когда ударят по левой, та любовь, которой учит Бог.

   Великодушен и другой герой романа – Пьер Безухов. Он знает об изменах своей жены Елен, но продолжает содержать её и оплачивать безумные расходы на туалеты и драгоценности. Пьер не может по-другому, ведь для него брак – это в первую очередь ответственность.

И пусть жена перестала быть ему по-настоящему женой, перед Богом и людьми они венчаны, поэтому его долг быть с ней до конца. Пьер вызывает на дуэль любовника Елен Долохова, ранит его, но потом глубоко раскаивается в своём поступке, ему нестерпимо больно, что он мог опуститься до подобного, пусть даже его честь глубоко задета.

Великодушие Безухова проявляется и тогда, когда он всеми усилиями пытается спасти Наташу Ростову от позора после неудавшегося побега с молодым Курагиным: он ездит по знакомым и на все расспросы о случившемся отвечает, что было лишь предложение руки и сердца, на которое Наташа ответила отказом.

Он же даёт Анатолю деньги, лишь бы тот уехал подальше от Москвы и не подогревал интерес к произошедшему.

   Проблема великодушия занимает важнейшее место и в

Недаром писатель избирает в качестве эпиграфа фразу из Евангелия «Мне отмщение и аз воздам», что значит – не мстите за себя, но предоставьте это дело Господу. Муж Анны – Алексей Александрович Каренин – хочет простить жену за измену, но делает это больше умом, чем сердцем.

Только однажды он по-настоящему чувствует прощение по отношению к Анне: во время её родов, когда она, умирая, просит мужа простить её и позаботиться о новорожденной дочери. Сердце Алексея Александровича наполняется любовью и милосердием к страданиям жены.

Но длится это недолго: Каренин так и не смог до конца открыть свою душу состраданию, он запрещает Анне видеться с сыном Сергеем, а мальчику говорит, что мать умерла.

Сам же надевает маску глубоко обиженного человека, чтобы хоть как-то смягчить позор и склонить общественное мнение на свою сторону.

   Великодушен

Ценой собственной жизни он спасает мальчика больного дифтерией, отсасывая у него из горла дифтерийные плёнки, чтобы ребёнок не задохнулся. Дымов мог этого не делать, но долг врача и человеколюбие не позволили ему поступить иначе.

   Ещё одного литературного героя, но тоже доктора, также можно назвать человеком с большой душой. Это

Пирогов с радостью откликается на слова другого персонажа произведения – отца семейства Мерцаловых, доведенного до отчаяния бедностью и болезнями детей и уже готового наложить на себя руки. После осмотра доктор выписывает маленькой дочери Мерцалова рецепт, тайком оставляет крупную сумму денег и даже не называет своего имени.

также можно назвать великодушным человеком. Он любит свой народ и хочет вывести его из смрадных болот, где люди живут после, как их загнало туда более сильное и смелое племя. Данко не щадит собственного сердца, которое вырывает из груди, чтобы оно могло осветить путь соплеменникам, сбившимся с пути.

   Великодушен главный герой

Егор не выдаёт своего родственника Федора Ипатовича Бурьянова, когда тот с дружками избивает его до полусмерти за то, что, став вместо Бурьянова егерем, он запрещает охотиться и рыбачить в заповедном лесу. Бурьянов не может простить Егору обиду.

Сам, будучи человеком алчным, готовым за лишний рубль и всю липовую рощу на лыко ободрать, и рыбу динамитом глушить, Федор Ипатович не может понять бедного родственника Полушкина, за собственные деньги покупающего лебедей, чтобы вновь заселить их на Чёрном озере, отказывающийся от «дармовой», легкой наживы.

И Бурьянов мстит Егору за все – за потерю теплого местечка (хотя Полушкин никоим образом не напрашивался на место егеря), за наказание, что ждёт Бурьянова, если не предоставит начальству документы на лес, использованный при строительстве нового дома. Застигнутый Полушкиным во время того, как он с подельниками убивает лебедей на озере, Бурьянов избивает Егора.

Но даже при смерти Егор не выдаёт никого: он знает, что дома Бурьянова ждут маленькие дети, а может, надеется, что страх и раскаяние заставят Федора переосмыслить свою жизнь, стать другим человеком.

   Проявляют великодушие и героини

прощая маленькой Люсеньке то, что она съела единственную отраду девочек из детского дома – золотых аквариумных рыбок. В голодные годы Великой Отечественной войны в детском доме Люсенька была самой младшей, и старшие девочки мало интересовались, чем она живёт, что её волнует.

Узнав, что золотые рыбки пропадают по вине Люсеньки, девочки вначале злятся, но потом, хорошенько разглядев тонкую, почту прозрачную кожицу Люси, через которую просвечивают голубые жилки, прощают её и просят у нянечки кусочек хлеба, чтобы покормить ребенка, буквально умирающего от голода.

Нравственные проблемы романа «Евгений Онегин»

Роман Пушкина “Евгений Онегин” – шедевр русской литературы. В произведении автор раскрывает нравственные вопросы своего и даже нашего времени.

Нравственные проблемы романа «Евгений Онегин»Нравственные проблемы романа «Евгений Онегин»

Самая важная проблема, затронутая Пушкиным в романе, это поиск смысла жизни. Основные персонажи были заняты тратой денег, праздным образом жизни, балами и развлечениями. Они мучительно ищут истину и их идеалы меняются:

“Я думал: вольность и покой

Замена счастью. Боже мой!

Как я ошибся, как наказан.”

Ярко в романе выражена “золотая молодежь” и Евгений Онегин является ее ярким представителем. В обществе принимаются те люди, которые соблюдают его идеалы и не выделяются среди других. Для героев важно, чтобы “…

свет решил, что он умен и очень мил”. Здесь не принято проявлять индивидуальность, общество вынуждает героев быть, как все. Герои романа страдают от невозможности совместить личное счастье с общественными нормами.

Читайте также:  Краткое содержание 3-ей главы повести Ивана Бунина «Деревня»

Все они – заложники своего социального положения.

Находясь в деревне, герой не смог найти человека, с которым он мог бы поговорить. Малообразованные жители не понимают его, считая чудаком: “Сосед наш неуч; сумасбродит…”

Вопрос дружбы для Евгения не является важным, в его обществе «от делать нечего друзья». Я считаю, это не настоящая, а «светская» дружба, и если ее не станет, такие “друзья” не расстроятся. Ленский и Онегиным бы были добрыми “светскими” друзьями, но Евгений ставит светские идеалы выше нравственности, убив своего приятеля.

Нравственные проблемы романа «Евгений Онегин»Нравственные проблемы романа «Евгений Онегин»

Также Пушкин поднимает вопрос любви и чести. Татьяна любила Евгения всю жизнь, это показывает ее порядочность и верность. А позже, став «равнодушною княгиней», не смогла предать своего мужа: «Но я другому отдана, и буду век ему верна…» Татьяна выбрала не любовь, а спокойствие в браке с нелюбимым мужем.

Эти нравственные вопросы заставляют переоценить свои идеалы и понять для себя, что по-настоящему важно.

Пушкин показал нам, что нельзя жить в обществе и быть свободным от него, иначе человек теряет смысл своего существования. Автор хочет показать, что праздная жизнь никчемна, что она не способна принести человеку счастье.

По мнению автора, смысл жизни каждого человека заключается в свободной от общественного мнения жизни.

В статье использованы фотоматериалы с сайта Рixabay.

⚡ Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, пишите комментарии! Вас ждет много интересных статей на самые разные темы.

«Месть и великодушие» аргументы к сочинению / Блог / Справочник :: Бингоскул

Весомые аргументы по направлению «Месть и великодушие» легко подобрать в произведениях русских классиков. Литературные герои, как и реальные люди, очень часто выбирают между добром и злом, милосердием и жестокостью, прощением и наказанием.

Мстительность обычно считают отрицательным человеческим качеством, но как в таком случае расценить справедливую месть? Неоднозначно и понятие великодушия. Нередко чрезмерная мягкость к злодею может обернуться еще большими неприятностями.

Месть и великодушие нельзя разделить так же четко, как черное и белое. В различных ситуациях перед человеком всегда стоит непростой нравственный выбор между тем и другим.

Л.Н. Толстой «Война и мир»

    Андрей Болконский сильно разочаровывается в своей возлюбленной Наташе Ростовой, когда узнает, что девушка увлеклась молодым человеком Анатолем Курагиным. Он делится своими переживаниями с Пьером Безуховым, говоря ему, что «никого больше не любил я и не ненавидел, как ее». Но все же при встрече перед смертью смог проявить великодушие и простить девушку, чувства которой к нему оказались искренними и пылали с еще большей силой.

  • другие аргументы из произведения Толстого «Война и мир».

О. Генри «Последний листок»

Популярный американский писатель О.Генри известен благодаря добрым, романтичным новеллам. Он прожил непростую жизнь, но не утратил веры в человека. В его произведениях мы часто встречаем великодушных людей.

Яркий пример есть в новелле «Последний листок». Главная героиня Джонси сильно заболела и не боролась за жизнь.

Ее подруга Сью старалась поднять ей настроение, но это было сложно, потом что Джонси настроилась на худший финал, говоря, что, когда опадет последний листок с плюща, который рос напротив их окна на кирпичной стене, то уйдет и она.

Их сосед Берман тоже услышал глупость о листочках и рассердился. Он переживал за девушку, и однажды ночью в дождь вышел на улицу, чтобы нарисовать листок, потому что увидел, что последний настоящий упал.

Джонси, увидев листок утром, подумала, что даже растение борется за жизнь, поэтому и она должна. Она попросила поесть, и ее настроение стало лучше. Героиня быстро пошла на поправку, потому что ее воодушевил листок.

Но на самом деле это была заслуга художника, который проявил великодушие, помог выжить молодой героине. К сожалению, сам Берман заболел и не смог прожить долгую жизнь. Он пожертвовал всем ради Джонси, не требуя ничего взамен.

Это настоящий моральный подвиг великодушного человека.

Писатель показал, что настоящие шедевры создаются не для музеев, а для других людей.

М. Горький «На дне»

  • В пьесе М. Горького «На дне» отношения героев построены на ожесточенности и мести. Каждый из них, не задумываясь, мстит всем остальным за то, что свалился на дно жизни. Все эти бедняки тянут друг друга еще глубже, ведь обратной дороги не должно быть ни у кого, если ее нет у тебя самого. Это неписанный закон ночлежки. Например, Василиса тиранит младшую сестру из-за ревности. Ее любовник, Васька Пепел, проявлял к ней симпатию, и деспотичную женщину это возмутило. Кульминации ее месть достигла в финале, когда в результате драки погиб ее законный муж. Теперь Пеплу грозит верная каторга, но его бывшая дама сердца не делает ничего, чтобы его спасти, напротив: она усердно топит всех в своей клевете. Даже ее «любовь» к Ваське не останавливает мстительную натуру героини. Очевидно, что месть – чувство, разрушающее человека изнутри и изгоняющее из него все добродетели. В пьесе М. Горького «На дне» герои не склонны проявлять великодушие. Напротив, они стремятся задеть и уколоть друг друга больнее, ведь нищета изгоняет из них все то, что делает человека человеком. Но есть один странник, который разрывает порочный круг обид и оскорблений. Это Лука. Он тоже прожил непростую жизнь, даже намекал, что сбежал с каторги. Но эти испытания его не ожесточили. Старик находит для каждого собеседника ласковые слова поддержки и участия. В его глазах светится истинное великодушие ко всем, кто его окружает. Он дал обитателям дна надежду на светлое будущее, и они сами виноваты в том, что этого оказалось мало для их нравственного возрождения. В их едкой среде странник долго не продержался и ушел, наверное, поняв, что эти бедняки не имеют не только дома, но и сердца, раз безжалостно топят друг друга. К сожалению, великодушие не всегда может помочь людям.

А.И. Куприн «Поединок»

  • В книге А. И. Куприна «Поединок» главный герой ухаживает за женой офицера, и женщина поощряет его попытки сближения. Ромашов искренне влюблен, только вот Шурочка играет его чувствами. Она безжалостно обрекает его на смерть ради продвижения своего супруга. Не то, чтобы ей был важен близкий человек, она просто жаждет перевода в новое место, где можно будет развлекаться. Из-за сплетен и анонимных записок обманутый супруг назначает дуэль Ромашову. Он хочет отомстить за попранную честь. Шура заверяет героя, что стреляться они будут «понарошку», только для того, чтобы Николаева не сочли трусом. Молодой подпоручик верит любимой женщине, но на поединке ее муж убивает соперника, поднимаясь в глазах однополчан. К сожалению, в обществе того времени месть считалась нормой, поэтому ее жертвами становились сотни молодых людей, способных на большее. Можно сделать вывод, что месть опасна для людей тем, что из-за чувства мнимой справедливости они присваивают права распоряжаться чужими жизнями.
  • В книге А. И. Куприна «Поединок» Ромашов бросает надоевшую любовницу. Но женщина не хочет отпускать молодого человека и клянется, что отомстит ему любой ценой. Раиса Александровна Петерсон была отчаянной авантюристкой. Она решила, что нужно скомпрометировать новую связь подпоручика, однако у него с Шурочкой ровным счетом ничего не было. Но госпожа Петерсон из-за своей испорченности подумала иначе и разослала анонимные письма с разоблачением измены жены Николева. Обманутый супруг вспылил и потребовал дуэли. В результате интриг самой Шурочки Ромашов был убит, а муж победоносно «защитил честь семьи». Последствия мести всегда трагические: убит невиновный человек, и его уже не вернуть никакими ухищрениями.

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

  • В повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» великодушие присуще Пугачеву, когда, не смотря на репутацию разбойника, он поступает по совести: спасает жизнь Петру Гриневу, который в свое время проявил доброту к бунтарю. Благородство он проявляет и к Марье Мироновой, отпуская ее из крепости. За справедливость Гринев ценит Пугачева, поэтому казнь бунтаря вызывает у Петра грусть.
  • Другие аргументы из повести Капитанской дочки смотри здесь.

А.С. Пушкин «Пиковая дама»

  • Желая быстро разбогатеть, главный герой пьесы А.С. Пушкина «Пиковая дама» военный инженер Германн всеми способами пытается узнать секрет старой графини о трех беспроигрышных картах. Он начинает ухаживать за ее воспитанницей Лизой и, добившись взаимности, обманом проникает в дом, но не на свидание к девушке, а в покои старухи. Графиня не выдерживает допроса Германна и умирает. Но ее призрак проявляет великодушие к инженеру-неудачнику и раскрывает ему тайну выигрышной комбинации в обмен на обещание жениться на Лизе. Германн не сдерживает данного слова и проигрывает в последней партии все нажитое состояние, после чего сходит с ума. Таким образом, не стоит давать невыполнимых обещаний, это может грозить жестоким возмездием.

А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

  • В романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» месть привела к трагедии: был убит молодой поэт Ленский. Все началось с того, что главный герой получил письмо, где Татьяна признавалась ему в любви. Он отверг чувства девушки, ссылаясь на свою непригодность для семейных отношений. Естественно, он не хотел смущать ее своим присутствием, но восторженный друг приглашает его на именины Татьяны. Там же он рассчитывает провести приятный вечер с невестой. Евгений соглашается, но на самом вечере чувствует крайнюю степень неловкости. Во всем он винит Владимира и решает ему отомстить, заигрывая с его возлюбленной, Ольгой, ветреной кокеткой. Ленский был в ярости, ведь ему внимания девушки не досталось. Он вызвал соперника на дуэль, и Евгений не смог отказаться. В итоге Онегин убил товарища из-за своей мелочной и глупой мести. Вот, какими последствиями заканчивается мнимая погоня за справедливостью.
  • В романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» изображен идеал великодушной женщины. Это Татьяна Ларина. Ее душу поистине можно назвать великой, ведь она пренебрегла своей страстью ради сохранения семейного благополучия. Когда-то в юности девушка сильно полюбила приезжего дворянина, который не принял ее чувств всерьез. Но героиня сохранила их в своем сердце навсегда, хоть и вышла замуж за другого человека. Генерала она не любила, но уважала и была ему благодарна за то обожание, с которым он относился к ней. Когда через много лет Евгений вернулся из странствий по свету, он воспылал страстью к Татьяне. Но она была замужем и отказала тому, кого все еще беззаветно любила. Героиня великодушно отвергла собственное счастье, чтобы сохранить покой и радость близкого человека. Ведь настоящее великодушие требует самоотречения.
Читайте также:  Анализ рассказа «Старый гений» (Н. Лесков)

Прощение как форма великодушия

Великодушие может являть себя не только лишь в помощи к людям, нуждающимся в поддержке, но и в прощении провинившегося человека. Нужно быть поистине сильным и благородным человеком, чтобы переступить через ненависть и злость к обидчику и простить его в своем сердце.

Князь Андрей Болконский предстает перед читателем как человек благородной души, а потому способный простить предательство своей возлюбленной и её любовника.

Увидев, как потерявший на войне ногу Анатоль Курагин стонет от боли и изнемогает от мук на столе у военного хирурга, князь Болконский отпускает свои обиды, тревожившие его ранее.

Пройдя через злость, гнев и ненависть к людям, ранившим его сердце, князь Андрей приобретает опыт и зрелость в человеческих взаимоотношениях. В таких случаях обычно говорят, что время лечит.

В ситуации князя Болконского время не только вылечило, но и помогло осознать ценность прощения не столько для обидчика, сколько, в первую очередь, для самого Андрея. Жажда мести — это тяжкий груз, нести который на своих плечах отнюдь не легко.

Андрей Болконский простил измену, избавив себя от беспокойства и гневных мыслей, мучивших его на протяжении долгого времени.

А.С. Пушкин «Дубровский»

    В повести А.С. Пушкина «Дубровский» автор рассказывает, как одна месть породила другую. Пустяковый конфликт двух помещиков Дубровского и Троекурова перерастает в желание последнего отомстить за удар по самолюбию. Нечестным путем он отнимает имение у друга, в результате чего тот умирает от приступа. Сын Дубровского не может простить Троекурову смерть своего отца и становится разбойником и грабителем, отбирающим имущество у богатых помещиков. Только любовь к Маше Троекуровой заставляет его проявить великодушие и отступиться от главной мести.

Последствия жажды мести

Природа мести, как мы уже отметили выше, неоднозначна: с одной стороны, желание отомстить обидчику вполне оправдывается чувством собственного уважения, а с другой стороны, желание отомстить может преследовать человека долгое время, не давать ему покоя, сбивать с мыслей и попросту мешать жить и наслаждаться сегодняшним днём.

Элен Курагина, будучи женой Пьера Безухова, изменяла своему мужу с Долоховым, к чему молодой граф не остался равнодушным. В порыве гнева на очередном светском застолье Пьер, не сумевший стерпеть ехидной насмешки от Долохова, вызвал любовника своей жены на дуэль. Ранив своей оппонента, Пьер жалел о своем сиюминутном желании отомстить и раскаивался за содеянное.

Так, месть не успокоила Безухова, а наоборот привнесла в его жизнь новые переживания.

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

  • В романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» автор описывает трагические последствия мести на примере Казбича, который убил похищенную девушку, чтобы отомстить Печорину. В начале главы Максим Максимыч сообщает, что Григорий влюбился в кавказскую красавицу и решил выкрасть ее, подкупив ее брата. Он пообещал ему знаменитую на весь край лошадь Казбича, о которой мечтал Азамат. Сделка свершилась, Бэла оказалась в плену у Печорина. Но ее руки добивался Казбич, поэтому он сильно разозлился, узнав об этом, и решил отомстить обидчику. Когда Григорий с Максимом Максимычем отправились поохотиться, герой забрал девушку, но их быстро нагнали. Спасаясь от погони и понимая, что вдвоем им не уйти, похититель убивает жертву и бросает на дороге. Добился ли он справедливости своей местью? Нет. Он лишь убил прекрасную Бэлу, оставшись ни с чем.
  • В романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» доказана вся несостоятельность мести. Грушницкий пытался добиться ею справедливости, но сам же пал жертвой своего стремления. Дело в том, что он пытался произвести впечатление на княжну Мери. Он был влюблен, но девушка оставалась равнодушной к нему, ведь рядом с ней был более искусный кавалер – Печорин. Григорий влюбил в себя юную девушку, разыгрывая холодность к ней, что подстегнуло ее самолюбие и разожгло любопытство. В отчаянии юнкер решил отомстить удачливому сопернику. Вместе с друзьями он заметил, как Печорин ночью покидает дом княжны. Он уходил от своей любовницы Веры, но Грушницкий обвинил его в том, что он совращает Мери. Естественно, Григорий вызвал лжеца на поединок. Тогда трусливый клеветник решил не заряжать его пистолет, чтобы наверняка выиграть дуэль и избавиться от соперника. Но Григорий раскусил обманщика, и жертвой стал именно Грушницкий. Чего он добился своей местью? Ничего, кроме собственной смерти.

Александр Грин «Алые паруса»

Тема великодушие поднимается авторами во многих произведениях. В повести «Ассоль» А. Грина главная героиня проявляет великодушие к своему отцу.

От него отвернулись все жители городка из-за слухов о том, что он позволил утонуть трактирщику. К нему и его дочери относились с презрением. Родители не разрешали детям играть с Ассоль.

Но девочка не стала винить отца в своем одиночестве, а наоборот поддерживала его.

Чтобы выжить, Лонгрен делал кораблики с алыми парусами, а дочь носила их в город и продавала. Однажды в лесу она встретила волшебника Эгля и услышала от него пророчество о том, что спустя много лет она встретит принца, который приплывет на корабле с алыми парусами. С этого момента девочка стала вглядываться в море и ждать принца.

Но злые люди прозвали героиню «корабельной» Ассоль, намекая на ее безумие. Эти люди продолжали мстить девушке, уже даже не помня точно за что. Все привыкли потешаться над нею и ее отцом, и дело было не в мести за трактирщика, им просто нравилось вымещать злость на других. Но отец и дочь были благородными и не мстили за нанесенные им обиды.

Многие ли способны на такое?

Писатель рассказывает и о благородстве главного героя Артура Грэя. Этот мальчик с детства проявлял великодушие к окружающим. К примеру, он пожалел кухарку Бетси, когда она обожгла руку.

Чтобы понять ее боль, он тоже тайно ошпаривает себе руку, но не подает виду, что ему больно. Он ведет Бетси к врачу, ведь он теперь точно знает, как ей больно.

Так ребенок сам воспитывал в себе способность сопереживать.

Артур не остается в стороне и тогда, когда Бетси не может выйти замуж за любимого из-за того, что у них нет средств. Юноша разбивает свою копилку и отдает все деньги подруге. Герой — уникальная личность, потому что его не испортило богатство родителей, он не стал избалованным, а вырос благородным «принцем».

Именно его и дождалась благородная, но бедная главная героиня. Не удивительно, что приплыв случайно в Каперну, капитан Грэй не просто восхитился, увидев спящую на берегу Ассоль, но, узнав о ней больше, захотел помочь девушке выбраться из города, где никто не верил в чудеса.

Он создал для нее сказку из ее пророчества – купил алую ткань и сделал на своем корабле алые паруса. И когда она, как всегда, ждала чуда, Артур приплыл на этом корабле и увез ее с города навсегда. Вместе с ними поплыл и Лонгрен, потому что Ассоль не забыла о своем отце и попросила взять с собой.

Так великодушные главные герои обретают заслуженное счастье.

Н.В. Гоголь «Страшная месть»

    Месть стала причиной всех бедствий героев повести. В стремлении наказать Петра за собственную с сыном смерть, Иван, представ перед Богом, просит навести проклятие на весь род брата. Последний потомок убийцы рождается злым колдуном-душегубом, творящим страшные злодеяния. Петр под землей испытывает горькие мучения, а Иван, видя с небес, как страдают ни в чем не повинные люди, осознает свою ошибку, но ничего изменить не в силах. Ни один из братьев в свое время не проявили великодушие, за что и обрекли себя на вечные муки.

Введение

Проблема морального выбора часто фигурирует и в русских, и в зарубежных произведениях, в том числе проблема выбора между местью и великодушием.

Почему одни люди не умеют прощать и мстят, а другие предпочитают забыть обиды? Это зависит от благородства души человека, насколько он эгоистичен или великодушен.

Но причины для мести бывают разными, иногда это ущемление мелочных желаний и стремлений, а иногда посягательство на жизнь и честь. В зависимости от этого месть бывает мелочной или справедливой.

( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )

Ссылка на основную публикацию