Аргументы на тему: Доброта и жестокость в романе-эпопее «Война и мир» (Л. Н. Толстой)

Добросердечные люди все же, бывает, проявляют жестокость к тем, кто их окружает, а иногда и к самим себе. Это может проявляться в агрессии действий, совершаемых ими, но действия эти совершаются неспроста, им находятся основания.

Однако сложно определить, могут ли эти основания явиться оправданием жестокости, ведь не каждый может с ней справиться. Доброта и жестокость в романе «Война и мир» раскрываются благодаря автору произведения, Л. Н.

Толстому, на эту тему написано много сочинений.

Доброта — слабость это или сила

В произведении образцом чуткости является княжна Марья Болконская. Она кроткая, деятельная и очень милосердная девушка, что проявляется в каждом ее действии. Она бескорыстно любит всю свою семью и всегда горит желанием помогать бедным крестьянам, которые в этом нуждаются.

Ее отец, князь Николай Болконский, сильно отличается от своей дочери в этом плане:

  • он очень жесток, всегда угрюм и многого требует;
  • жестокость для князя является стержнем его характера, а доброта — его слабость;
  • он проявляет грубость, агрессию и категоричность, воюя со старческой немощностью, которая, как он считает, заключается в такте, милосердии, обходительности;
  • князь без уважения относится к своей дочери и постоянно ее ругает, даже по мелочам.

Аргументы на тему: Доброта и жестокость в романе-эпопее «Война и мир» (Л. Н. Толстой)

Однако истинная причина его постоянного недовольства кроется в том, что он не желает мириться с добротой Марьи и пытается ей противостоять. Он отстаивает свой выбор быть другим по отношению к окружающим, и его раздражает, что в этом его дочь на него отнюдь не похожа.

Но жизнь все разложила по полочкам: герой осознал, как сильно он ошибался, когда действительно стал тем самым нуждающимся в помощи и поддержке человеком, превратился в немощного старика.

У Марьи совсем не осталось защиты, она вынуждена была сама заботиться и о племяннике, и об отце, а также решать вопросы с крестьянами, которые постоянно бунтовали. Она мужественно преодолевала все свои страхи, взяв полную ответственность на свои хрупкие женские плечи, в то время как престарелый князь ничего не мог изменить своей жестокостью.

Крестьяне боялись князя и не любили его, они стали вести себя ужасно, когда поняли, что князь больше не будет кричать на них, когда он слег. Николай Ростов помог бедной женщине в трудную минуту справиться с ее задачами — таким образом в романе проявляется добродетель.

Именно доброта и осуществляет истинную силу характера, а жестокость является проявлением слабости.

Как не стать жестоким от испытаний

Пьер Безухов является персонажем, которому пришлось пережить сложную судьбу, но он не остался равнодушным и продолжал быть добрым человеком, даже несмотря на все те испытания, которые уготовила ему жизнь:

Аргументы на тему: Доброта и жестокость в романе-эпопее «Война и мир» (Л. Н. Толстой)

  1. Он потерял отца.
  2. Его предали жена и друг.
  3. Он попал на войну и в плен.

Тем не менее лучшие черты характера он пронес через всю свою жизнь и через все свои обиды. Он продолжал оставаться добрым, немного наивным и способным сочувствовать и быть милосердным. Он не понимал зла, которое совершили по отношению к нему другие люди. Он легко всех прощал и отпускал негатив, который скапливался вокруг него.

Даже несмотря на то, что его жена ему изменяла, и не раз, он смог наладить с ней отношения. Пьер смог простить Долохова за то, что тот был соблазнителем Элен. Он не держал обиды на Курагина, из-за которого чуть не остался без титула и наследства. Кроме того, что Пьер сам являлся таким человеком, он пытался научить своих друзей быть такими же, искренне желал им счастья и благополучия.

Например, он объяснял Андрею, что тот должен простить Наташу за побег с Анатолем, который у них не удался, но Андрей так и не смог этого сделать. Когда князь уже был на смертном одре, он пожалел об этом, но было поздно.

Перед своим уходом из жизни он всё же простил Наташу и умер без груза в душе. Умение прощать всегда было и будет необходимым условием добродетели, так как без этого умения человек остается без положительных черт характера, они просто теряют свою ценность.

Возможно ли научить быть добрым

Аргументы на тему: Доброта и жестокость в романе-эпопее «Война и мир» (Л. Н. Толстой)

В семье Ростовых — прекрасная атмосфера любви и понимания, из-за чего Наташе не свойственно быть жестоким человеком, не обладающим милосердием. Она никогда не сможет быть такой, какой была Элен Курагина. Даже когда Наташа совершает ошибки, она делает это не со зла, просто так требует ее молодая душа.

Несмотря на то что у самой Наташи ничего нет, она находит что отдать нуждающимся, тем, кто абсолютно всего лишился из-за войны. Девушка всячески пытается помочь им хоть как-то наладить жизнь.

Только добрый человек, не имея ничего сам, сможет придумать, как помочь другим.

Причина того, что Наташа обладала этой чертой характера, кроется не в том, откуда она, ведь среди дворян таких людей встретить сложно.

Ее воспитание идет от семьи, к ней относились с нежностью и заботой, объясняли, какой должна быть девушка и вообще — человек. Отец Наташи с детства подавал детям хороший пример: это видно в отрывке, где он находит деньги, чтобы выплатить долг сына, который проиграл в карты. Если бы эти деньги не были отданы, сын бы потерял честь, но отец спас ее.

А также Ростовы содержали племянницу Соню, хотя они были бедные, но понимали, что больше некому ей помочь. Именно поэтому Наташа смогла пронести эту доброту и милосердие во взрослую жизнь.

Это значит, что если родители хотят чему-то обучить своего ребенка, им нужно самим вести себя подобным образом, чтобы у ребенка был яркий пример для подражания.

Добро побеждает зло

Война — это место, где сталкивается не только оружие, но и интересы людей, которые воюют. Именно на поле битвы каждый человек показывает свой настоящий характер, а также то, добрый он или жестокий. Часто бывает так, что проявляется доброта на войне. Аргументов тому достаточно.

Аргументы на тему: Доброта и жестокость в романе-эпопее «Война и мир» (Л. Н. Толстой)

Платон Каратаев является пленным солдатом, но страдает только от нехватки материальных благ, потому что его душа наполнена лучшими человеческими качествами, он добродушный, милосердный человек.

Платон делит последнюю картошку с Пьером Безуховым, чтобы тот почувствовал, как вкусна жизнь, ведь граф не узнал этого в течение жизни ни на одном бале или приеме.

Каратаев считал жестокость «ненужной вещью», которая является причиной всех конфликтов и войн, возникающих в мире.

Он думает, что миром управляет добро и все бойцы — добрые люди, но не любой может это в себе раскрыть. Как это ни странно, но даже в плену Платон сохраняет в себе любовь к животным и людям. Благодаря его поддержке Безухов остался жив.

Каратаев смог противостоять всему хаосу, который происходил вокруг, всей буре крови и смерти. Он победил, и благодаря его усилиям Пьер не только остался жив, но и обзавелся семьей. Он всю жизнь помнил доброту и жизненную мудрость Платона.

Только благодаря доброте могут зарасти любые раны.

Жестокость — это душевная слабость

Аргументы на тему: Доброта и жестокость в романе-эпопее «Война и мир» (Л. Н. Толстой)

Анатоль Курагин — жестокий человек, относящийся равнодушно ко всем, кто его окружает. От него не веет никаким добром, у него холодное сердце. Он тратил большие суммы на то, чтобы где-то развлечься, и вел разгульный, ужасный и неприемлемый для мужчины образ жизни.

Анатоль компрометировал семью, и из-за его действий отец оказывался в тяжелом финансовом положении. Курагин никогда не задумывался о том, что принесут его поступки, и о том, какая ответственность его может ждать за это.

Возможная причина всему этому — неправильное воспитание.

Он был готов принимать участие в интригах, которые плел его отец. Он искал, как бы оказаться в более выгодном положении, но не мог до конца завершить ни одно дело. Он был увлечен Наташей Ростовой и даже осмелился украсть эту девушку, зная, какой позор он ей нанесет. Однако жениться он не мог никаким образом, ведь он уже состоял в браке, о чем Наташе предпочел не говорить.

К счастью для Наташи, Соня смогла предотвратить это похищение, так как рассказала обо всем ее родителям.

Анатоль даже не извинился ни перед Наташей, ни перед ее семьей: он совершенно не раскаивался в своем проступке, точнее, в том, что ему вообще могло прийти это в голову. Чтобы не нести ответственности за свою подлость, он просто уехал из города. Однако один плюс у героя все же есть: в нем нет ложной доброты.

Жестокость Анатоля является его проблемой, проявлением слабости, так как он старается все делать втайне, чтобы его гадкие поступки оставались незамеченными, возможно, в глубине души он чувствует стыд за это и понимает, что поступает неправильно. На его примере можно сделать вывод о том, что жестокость является уделом трусливых людей, которые не хотят нести ответственности.

Добро и зло в «Войне и мире», как в одном из самых известных произведений классической литературы, проявляется по-разному, но точно понятен главный тезис: доброта — черта сильных людей, а жестокость — это слабость, которая проявляется только у трусов, и ее ничем нельзя полноценно оправдать.

Доброта Наташи Ростовой – сочинение на тему

Понятие доброты многогранно. Проявление ее в человеке связывают с различными поступками. Чаще доказать истинную доброту можно отношением к людям, заботой и лаской. У Толстого подход к пониманию человеческого качества свой, особый. Классик показывает, как близка доброта к патриотизму.

Человек с доброй душой любит свою страну. Наталья раскрывает патриотизм во время отъезда из Москвы. Девушка стремится помочь раненым, но она слаба и наивна. Ростова отдает все свое приданое, подводы.

Наталья не просчитывает потерю, не задумывается, как будет объяснять отсутствие того, что копилось годами. Щедрость доброй души подтверждается действием. Для спасения мужчин, вставших на защиту Родины, ей не жаль вещей. Они теряют ценность по сравнению с человеческой жизнью.

Таким качеством может обладать только по-настоящему добрый человек. Пример добродетельного поведения Наталья получила в семье.

Княжна Болконская

Жизнь Марии является примером самоотречения во имя интересов близких людей. Дочь терпит своенравного отца с христианской покорностью и преданностью, не требуя от сурового человека благодарности за свою трогательную заботу. Проявляя дочернюю смиренность, Мария понимает, что без нее старому графу будет очень плохо, не жалуется, не озлобляется на окружающий мир, подавая бедным прохожим:

…Утешительную мечту и надежду эту дали ей божьи люди – юродивые и странники, посещавшие ее тайно от князя.

Княжна находит в себе силы, любовь, доброту и ласку, чтобы заменить племяннику умершую мать, посвятив себя полностью его воспитанию. Едва услышав о ранении брата, женщина отправляется к нему, не смотря на тяжесть дороги и беспокойное время. Лишь одну родственную душу встречает девушка в Ярославле, это Наташа.

После замужества княжна следит, чтобы вспыльчивый граф Ростов не бил крестьян в порыве восстановления справедливости. Когда Николай однажды ударил провинившегося мужика, графиня повела себя так строго, что муж никогда потом не позволял себе распускать руки.

Доброта и очарование

В образе Натальи соединяются два других качества: очарование и доброта. К девушке с первых встреч ощущается любовь автора. Нельзя не замечать интереса к персонажу. Ростова привлекает своей непосредственностью, искренностью и открытостью. В поступках нет злости или обиды.

Есть страх быть незамеченной (сцена бала), неправильно понятой, отвергнутой. С первых страниц от персонажа веет теплом. Она как лучик теплого солнца согревает всех вокруг себя, вселяет надежду на будущее, заставляет восхищаться собой.

Очарованием наполняется Наталья, повзрослев и став грациозной элегантной дамой высшего света.

Доброта и умение любить

Роман с Курагиным показал, насколько искренне Ростова ищет любви. Она верит в лживые слова, открыта для отношений. Доброе сердце переполнено чувствами, именно поэтому так тяжело девушка переживает утрату веры в мужчин.

Метания души Натальи описаны автором со всех сторон: изнутри, с позиции девушки, внешне, глазами стороннего наблюдателя. Наталья задает себе вопросы, на которые не может ответить. Только человек с доброй душой мог так мучиться от переживаний. Злые красавицы искали бы в любви выгоду для себя, не проникаясь в суть отношений.

Меняя возлюбленных, в их мыслях не было бы осуждения и раскаяния. Ростова – благородная и искренняя.

Отдельный роман можно выделить из всего текста и посвятить его любви к Болконскому. Во всех эпизодах Наталья добра и человечна, с первого бала до сцен ухаживания за раненным князем. Смерть любимого поразила женщину, изменила ее характер, но не лишила чувств человечности и доброты.

Ростова любит Пьера. Она преображается из уставшей, печальной, бледной девушки в жизнерадостную заботливую мать, вскармливающую своих детей грудным молоком. Так делали крестьянки, так поступает графиня.

Читайте также:  Сочинение какими качествами должен обладать герой своей страны

Что лежит в основе этого поступка? Доброта и забота. Наталья оттает всю себя детям, выбирает то, что нужно им, забывая о себе.

Доброта и умение создать семейный очаг, счастье материнства описаны в конце романа.

Характер Ростовой многогранен. Он воспринимается реально, кажется, что Наталья может быть подругой современных девчонок. Черты характера можно найти в описании собственных идеалов.

Написать сочинение «Доброта Натальи Ростовой на войне», используя предложенный материал, станет намного проще. Можно найти признаки сострадания и человечности во всех поступках героини, даже в тех, где она проявляет наивность и неопытность.

Аргументы на тему: Доброта и жестокость в романе-эпопее «Война и мир» (Л. Н. Толстой)

Нередко человек с чутким сердцем и доброй душой становится жестоким по отношению к окружающим и даже к самому себе — это проявляется в агрессивной направленности его действий, которые, однако, имеют под собой веские основания. Но могут ли они оправдать жестокость? Способен ли человек победить ее? Может ли доброта окружения помочь ему в этой борьбе? Л. Н. Толстой в своём романе «Война и мир» раскрыл ответы на эти вопросы.

  1. (Доброта – это слабость или сила?) Княжна Марья Болконская — образец чуткости, кротости и милосердия, которое проявляются едва ли не в каждом её поступке: от бескорыстной и деятельной любви ко всей семье до желания помочь нуждающимся крестьянам. В отличие от дочери, князь Николай Болконский — человек жесткий, угрюмый и требовательный. Жесткость для него — стержень характера, а доброта — слабость. Поэтому он не уважает свою дочь и все время бранит ее по каждому мелкому бытовому поводу. Но причина его недовольства сложнее: видя доброту Марьи, князь инстинктивно пытается противостоять ей, отстаивая свое право вести себя иначе. Проявляя категоричность, грубость и агрессию, он объявляет войну старческой немощи, которую он видит в такте, обходительности и мягкосердечии. Однако жизнь все расставила по своим местам: герой понял свою ошибку, когда силы действительно покинули его. Марья осталась без защиты с маленьким племянником на руках и бунтующими крестьянами, когда на их земли надвигался враг. Но доброта девушки стала ее оружием, а слабостью. Молодая женщина не бросила отца, несмотря на опасность, не оставила и племянника. Она доблестно сражалась со страхом и приняла на себя всю ответственность за семью, пока старый князь со своей жестокостью ничего не мог поделать. Крестьяне боялись, но не любили его, поэтому, когда он слег, они отбились от рук. Только добродетель помогла в трудную минуту: хорошей женщине помог Николай Ростов. Таким образом, именно доброта является настоящей силой характера, а вот жестокость – это всего лишь проявление слабости и неуверенности в себе.
  2. (Как не ожесточиться от жизненных испытаний?) Петр Безухов — персонаж с нелегкой судьбой, но он не потерял своё добродушие после всех пройденных испытаний: смерти отца, предательства жены и друга, войны и плена. Он сохранил прекрасные свойства своего характера, пронес их через пепелища сражений и личные обиды. Герой так и остался добрым, слегка наивным и способным на милосердие и сочувствие. Как же он смог это сделать? Причина проста: Пьер не помнил зла, он умел прощать и отпускать негативные эмоции. Мужчина даже смог помириться с супругой после ее многочисленных измен, сумел простить Долохова, который соблазнил Элен. Он не таил зла на Курагина, который едва не лишил его наследства и титула. Более того, Безухов пытался научить этому своих друзей, щедро одаривая их добротой своей души. К примеру, он советовал Андрею простить Наташу за неудавшийся побег с Анатолем, но Болконский не смог. Князь пожалел об этом на смертном одре, когда все-таки сбросил груз с души и отпустил эту обиду восвояси. Таким образом, умение прощать – основа жизни в обществе и необходимое условие добродетели, ведь без него человек ожесточается и теряет положительные свойства характера.
  3. (Как научить человека доброте?) В семье Ростовых царит атмосфера взаимопонимания и любви — именно поэтому Наташа Ростова не может быть жестокой и бессердечной девушкой, как Элен Курагина, например. Несмотря на собственные лишения, она отдаёт «последнее» людям, потерявшим на войне абсолютно все, всячески помогая им наладить жизнь. Только по-настоящему добрый человек может ограничить себя ради благосостояния других. Откуда же у Наташи такое качество? В дворянской среде встретить его непросто, ведь знатные господа относились к войне равнодушно, их патриотизм и любовь к ближним – показные чувства. Причина формирования добродетели у героини кроется не в ее социальном статусе, а в семейном воспитании. Ростовы показывали детям хороший пример с рождения. Так, отец пожертвовал едва ли не последними деньгами, чтобы заплатить карточный долг сына и спасти его честь. Кроме того, супружеская чета Ростовых содержала бедную родственницу Соню, хотя семья была бедна. Видя такое поведение отца и матери, Наташа стала вести себя точно также. Значит, научить ребенка вести себя хорошо можно, только если его родители показывают достойный пример для подражания.
  4. (Доброта на войне, добро побеждает зло) Война — место столкновения не только военной техники, но и интересов враждующих сторон. Именно на поле боя раскрывается истинный характер человека, его доброта или жестокость. Платон Каратаев — солдат, захваченный в плен, страдает только от недостатка материальных благ, тогда как его душа наполнена милосердием, состраданием и добродушием: он делится куском последней картошки, чтобы Пьер Безухов почувствовал «вкус жизни», которого граф так и не познал ни в масонской ложе, ни на приемах и балах. Для Каратаева жестокость — ненужная вещь, из-за которой и случаются кровопролитные конфликты, в мире, по его мнению, правит только добро, и все бойцы добрые, только далеко на каждый открывает в себе это качество. Удивительно, но даже в плену этот простой человек сохранил любовь к людям и животным. Его поддержка спасла Безухову жизнь. Посреди буйства смерти и крови Платон противостоял этому хаосу и победил его, ведь его стараниями Пьер выжил, завел семью и всегда помнил о милосердии и мудрости простого солдата. Только доброта может остановить войну и залечить раны, нанесенные ею.
  5. (Жестокость – слабость души). Анатоль Курагин всегда был равнодушен и жесток по отношению к окружающим людям. Он растрачивал огромные суммы на кутежи и развлечения, вел позорный образ жизни, компрометируя семью и ставя отца в сложное финансовое положение. Герой не задумывался о последствиях своих поступков, не думал об ответственности за свои деяния. Анатоль согласен был участвовать в гнусных интригах отца, искал выгодную партию, но даже это дело он не смог завершить до конца. Он увлекся Наташей Ростовой и решил похитить ее, опозорив девушку. Жениться он не мог, так как был уже женат, но героиня не знала об этом. К счастью, похищение предотвратила Соня, рассказав о нем родителям Наташи. Но молодой человек даже не раскаялся в содеянном зле, он просто покинул город, чтобы не отвечать за свою подлость. Его жестокость – это настоящее проявление слабости, ведь он все делает тайком, боясь огласки и наказания, как будто он маленький мальчик, который всю жизнь прячет осколки любимой маминой вазы. Анатоль стесняется себя, скрывает биографию, лишь бы спрятаться от неминуемых трагических последствий. Его пример доказывает нам, что жестокость – удел трусов.

Чего-то не хватило? Пишите, добавим!

Алина Прошина Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Война и мир»
  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Война и мир»
  • для самых компанейских — Главные герои «Война и мир»
  • для самых занятых — Читательский дневник «Война и мир»
  • для самых любопытных — Анализ «Война и мир» Толстой

Тест по произведению

( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )Аргументы на тему: Доброта и жестокость в романе-эпопее «Война и мир» (Л. Н. Толстой)

Доброта и жестокость (Война и мир) – сочинение по произведению

Доброта в романе представлена в любимых автором и читателем персонажах: Пьер Безухов, Наташа Ростова и вся ее семья, княжна Марья.

Очевидная жестокость представлена в таких персонажах как Князь Николай, Анатоль и Элен Курагины и вся чета Курагиных.

Через разницу в поведении положительных и отрицательных персонажей Толстой показывает, что доброта приводит к положительным результатам, в то время как жесткость – это деструкция личности, выражение трусости и слабости.

Один из ярких примеров контраста доброты и жестокости читатель может наблюдать в семье Болконских. Князь Николай не допускает проявлений доброты. Для него это выражение слабости. Все время он унижает свою дочь Марью, обвиняет ее во всем.

Княжна Марья в свою очередь человек добрый и отзывчивый. Для нее доброта – это образ жизни. Даже оказавшись лицом к лицу с опасностью, с маленьким ребенком на руках, она остается доброй, не бросает своего отца, который не давал ей спокойно жить.

А вот князь со своим полным неприятием доброты оказывается слаб перед лицом опасности

Мужские положительные образы

В романе «Война и мир» читатель знакомится с добрыми, сострадательными мужскими персонажами. К ним относятся:

  1. Пьер Безухов. На протяжении всего повествования Пьер находится в поисках самого себя. Его образ меняется, но доброта остается неизменным качеством. Андрей Болконский говорил, что у Безухова золотое сердце. Это простой человек, немного рассеянный и неуклюжий. Автор описывает, как Пьер спасает женщину при пожаре, раздает бедным деньги. Желание совершать положительные, благородные поступки приводит его к масонам. Безухов был единственным человеком, который понял причину измены Наташи Ростовой и выразил ей свое сочувствие. В конце книги Пьер становится супругом Наташи и вместе с ней находит счастье, которое ему не удавалось вкусить ни в светской жизни, ни в масонской ложе.
  2. Николай Ростов. Персонаж напоминает ребенка, он отличается излишним простодушием и прямотой, но вместе с тем это очень положительный человек. Николай обладает моральными принципами, он думает о чувствах других людей. Во время одной битвы Ростов оказывается ранен, и ему приходится убегать от приближающихся к нему французов. В этот момент перед Николаем проносится вся его жизнь, он начинает задумываться о смысле существования и причинах своих поступков. Ростов не понимает, зачем он отправился на войну, ведь у него очень добрый и мягкий характер, он не хочет убивать и творить зло. Николай не теряет своих истинно человеческих качеств, участвуя в страшных сражениях, его поведение можно приводить в качестве аргумента — доброта на войне. Конечно же, на формирование характера молодого человека повлияла его семья. Родители уделяли много времени воспитанию Николая и подавали ему положительный пример.

Толстой умел создавать не только ярких положительных героев, но также описывать отрицательных и в то же время интересных персонажей. В романе можно встретить примеры негативных качеств как со стороны мужчин, так и от лица женщин.

Доброта – черта характера

В положительных персонажах произведения доброта заложена в характере, она принимается как должное и не подвергается сомнению. Например, Пьер Безухов имеет нелегкую судьбу, но это не делает его жестоким и озлобленным.

Ему приходится через многое пройти, но все удары судьбы он принимают через призму позитивного мышления, доброта помогает ему справиться со всеми жизненными неурядицами. В то же время его жена Элен жестока по своей природе. Она не склонна к раскаянию, делает все только ради своей выгоды.

Даже когда Пьер простил ее за измену, дал возможность исправится, она все равно делала все как удобно только ей.

Еще один пример врожденной, воспитанной доброты, которая не подвергается сомнению – Наташа Ростова. Она росла в семье, где царило понимание и уважение друг к другу. Доброта заложена в ней с пеленок, она не только черта природного характера, но качество, воспитанное поведением и примером родителей.

  Сочинение на тему: «Петр Андреевич Гринев»

Даже на войне есть место доброте. Жестокости всего положения противопоставляются людские характеры, для которых убийство является тяжелым испытанием. Один из примеров добрых людей на войне – Платон Каратаев. Он уверен, что миром правит добро, и даже в плену сохраняет любовь ко всему миру.

Доброта и жестокость. Доброта и жестокость на войне

Итоговое сочинение по литературе

Читайте также:  Борис поплавский стихи: читать все стихотворения, поэмы поэта борис поплавский - поэзия

Что такое доброта? Я думаю, что это душевное, сердечное отношение к другим людям, к животным, ко всему окружающему миру. А жестокость – это одно из проявлений зла. И то, и другое вечно существуют в нашей жизни. Чего больше?

На этот вопрос вряд ли можно ответить. Наиболее ярко эти душевные качества людей проявляются в критических ситуациях, во время тяжёлых испытаний, бедствий, на войне, потому что именно тогда человек раскрывается, обнажаются все его хорошие и плохие черты.

Проблема доброты и жестокости во время военных действий рассматривается и в художественной литературе. Обратимся к примерам.

Не бывает войны без смертей и жестокости. А в основе произведения Гоголя «Тарас Бульба» – война украинского народа за свою независимость. Вспомним эпизоды из этой повести. Один из них – это описание того, как Тарас убивает своего младшего сына Андрия. Молодой казак изменил своей Отчизне, своим товарищам из-за любви к прекрасной паночке.

«Я тебя породил, я тебя и убью», — говорит Бульба сыну. Жестоко ли поступает Тарас по отношению к нему? Конечно, жестоко. Но, на его взгляд, справедливо. Андрий – изменник. А Тарас Бульба не только отец, но и атаман запорожских казаков, которые борются против польских панов, захвативших Украину.

Поэтому он не может поступить иначе, не должен прощать сына.

Беспощадной была война казаков против ляхов. Тарас со своим полком немало погубил народу в Польше. И ляхи так же сурово поступают с самим Бульбой. В конце повести автор рассказывает о смерти главного героя. Тараса сжигают на костре на высоком берегу Днестра. Всё это примеры жестокости, которая, однако, является проявлением исторических условий того времени.

Но война – это не только походы и сражения. Воюют люди, и в тяжёлых военных условиях проявляются их различные качества: смелость и трусость, жадность и щедрость, жестокость и доброта. В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» есть такой эпизод. Русские солдаты в ночном лесу грелись у костра. К ним вышли два француза, слабые, измученные.

Да, это были враги, но те, кто не мог уже причинить зла. Солдаты проявили милосердие, доброту к несчастному противнику: согрели, накормили французов, отнесли замёрзшего офицера в избу, потому что в это время эти люди были для них уже не врагами, а теми, кому требовалась помощь.

Автор хочет сказать, что даже во время тяжёлых испытаний важно оставаться человеком, не добивать слабого, проявлять сострадание и доброту.

В русской литературе о Великой Отечественной войне много примеров того, как жестоко расправлялись фашисты с нашими людьми. Пытали, вешали, сжигали их на оккупированных землях, сотнями тысяч убивали в концентрационных лагерях. Один из примеров – повесть Василя Быкова «Сотников».

В конце произведения автор описывает, как пытали Сотникова, когда того вместе с Рыбаком схватили немцы. Щипцами срывали ногти, стягивали ремнями тело, избивали. От мучений Сотникова спасало только то, что он быстро терял сознание. Но пытки не сломили духа этого героя повести.

Он и в последние минуты перед смертью держался достойно. Тяжело перечитывать эти сцены насилия над человеком. Война не должна оправдывать жестокостей и зверства.

Такие произведения о Великой Отечественной войне учат читателя не забывать о том, каким путём досталась победа, сколько испытаний перенесли наши предки, чтобы защитить Родину от врагов.

В заключение хотелось бы сказать, что доброта и жестокость существовали всегда и будут существовать. Чего будет больше в нашей жизни, зависит от нас самих.

Итоговое сочинение по литературе

Жестокость – удел слабых

Жесткие люди, как правило, проявляют такую черту характера, чтобы не показаться слабыми. Но парадокс заключается в том, что именно слабость и проявляется через жестокое поведение. Такие люди бегут от себя.

Они слишком слабы для доброты и великодушия, для того, чтобы признать эти качества сильной чертой. В унижении, увечиях, физическом превосходстве над другими они видят себя в качестве победителей. Но это совсем не так. Анатоль Курагин жестоко поступает с Наташей ради собственной выгоды.

Но когда его замысел раскрыт, он трусит принять ответственность и просто бежит из города.

Таким образом, жесткость и доброта показаны в «Войне и мире» как два контрастных явления, которые характеризую личность. Данная статья поможет грамотно написать сочинение «Доброта и жестокость «Война и мир», описать эти качества в персонажах романа.

  Сочинение на тему: Достопримечательности моего города

Добро и зло в романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир»

метки:

Рассуждение, Аргумент, Сочинение, Человек, Краткий, Андрей, Князь, Жизнь Школьное сочинение на тему Добро и зло в романе «Война и мир».

Если поставить вопрос о том, в чем заключается главная идея творчества Льва Толстого, то, видимо, самой точной ответом будет следующий: утверждение общения и единения людей и отрицание разобщения и разъединения. Такие две стороны единой и постоянной мысли писателя.

В эпопее резко противопоставлены два лагеря тогдашней России — народный и антинародный. В итоге развития романа на протяжении двух томов, до той половины, которая посвящена событиям тисяча восемьсот двенадцатого года, главные герои остаются обманутыми действительностью во всех надеждах.

Процветают только незначительности: Трубецкие, Берды, Курагины. Лишь эпоха 1812 смогла вывести героев с их состояния неверия в жизнь. Андрей Болконский нашел свое место в жизни, в героической общенародной действия.

Князь Андрей — этот рыцарь без страха и упрека — в итоге мучительных духовных исканий присоединяется к народу, потому что он отказался от прежних своих мечтаний о командной наполеоновскую роль отношении народа. Он пришел к пониманию того, что история делается здесь, на поле боя.

Он говорит Перу: «Французы разорили мой дом и идут разорить Москву, оскорбили и оскорбляют меня всякую секунду. Эпоха 1812 разрушила преграды между князем Андреем и людьми.

Нет больше в нем высокомерном гордости, аристократической кастовости. Автор пишет о герое: «Он был предан делам своего полка, он был заботлив о своих людях и офицеров и ласковый с ними. В полку его называли «наш князь», им гордились и его любили «. Подобно этому, Пьера солдаты назовут «нашего господина.

Всю свою жизнь Андрей Болконский искал возможности участвовать в настоящем, большом действия, важном для жизни, для людей, сливает в себе «мое» и «общее». И он пришел к пониманию того, что возможность такого действия — только в единении с народом.

Участие князя Андрея в народной войне сломало его аристократическую замкнутость, открыло его душу для простого, естественного, помогло понять Наташу, понять свою любовь к ней и ее к нему.

В Пьера и испытываю те же мысли и чувства, что и князь Андрей, именно в Бородинский главах возникает особенно острая сознание того, что они — солдаты, ополченцы, народ, — только они и являются истинными выразителями действия. Пьер увлекается их величием и самопожертвованием. «Солдатом быть, просто солдатом!» — Думал Пьер, засыпая.

5 стр., 2051 слов

Михаил Андреевич Осоргин «Человек, похожий на Пушкина»

… здоровяк и будет биться до последней капли крови, но у Пушкина толстая палка. И вдруг человек, похожий на Пушкина, поднял голову, посмотрел грустными глазами и ответил: Пожалуйста, благодарю вас. … то как ты сосал рачью клешню, так у тебя и застряла корочка. Человек, похожий на Пушкина, пил пиво большими глотками, ласково кивал, иногда отвечал односложно, целовал Петю толстыми …

В «Войне и мире» речь идет о такой эпохе, когда человек находится на первом плане. Люди, сами непосредственно отвечающие за развитие действия, создающие ее (эпоху), становятся из «маленьких» людей большими людьми. Именно это и показано Толстым в картинах Бородинськоги мир «.

С первой своего появления на страницах произведения и до смерти от ран в доме Ростовых жизнь Болконского подчинена своей внутренней логике. И в военной службе, и в политической деятельности, и в свете, и, что самое удивительное, в любви Андрей остается одиноким и непонятным.

Замкнутость и скептицизм — вот отличительные черты Андрея даже в его общении с любимыми людьми: отцом, сестрой, Пером, Наташей. Марья говорит ему: «Ты всем хорош, но в тебе есть какая гордость мысли». Но он далеко не человеконенавистник.

Он всей душой желает найти применение своему уму и способностям, «он так всеми силами души искал одного: быть вполне хорошим …» Но его жизнь похожа не на поиски нового, а на бегство от старого.

Острый ум подталкивает его к деятельности, но внутреннее ощущение стихии жизни останавливает, указывая на тщетность усилий человека. Начинания Андрея заканчиваются разочарованиями. Его желание служить родине, делу сталкивается с общей безразличием.

Человек с трезвым и скептическим умом, князь Андрей не мог найти себе места в среде лживого корыстолюбия и льстивого карьеризма, царствовавшие Епископ и военном жизни ..

Его патриотизм и ответственность за дело наиболее ярко проявляются на службе у Сперанского и в войне 1812 года: «Он весь был предан делам своего полка, он был заботлив о своих людях и офицеров и ласковый с ними.

В полку его называли «наш князь», им гордились и его любили «. Но постепенно он приходит к выводу, что всего его старания — не более чем суета.

Жизненный путь князя Андрея — это история разочарований, но одновременно и история постижения смысла жизни. Болконский постепенно избавляется от иллюзий — стремления к светской славы, воинской карьере, к общественно-полезной деятельности.

Он в споре с Пером отрицает возможность преобразований даже в пределах имения. Однако сам реформирует свое хозяйство и отпускает крестьян на волю, что было по тем временам неслыханным новшеством. Главное в натуре Андрея Болконского — честность и искренность, поэтому он боится громких слов и обещаний.

Лучше молчать и бездействовать, а если что-то делать, то тоже без лишних слов.

Даже со Сперанским он ведет себя настороженно, хотя в душе приветствует его начинания.

Всякие же разговоры о любви к «ближним» князь считает ханжеством. Любить надо в первую очередь себя и своих родных. А, уважая себя и поступая по чести, человек неизбежно будет полезен людям, во всяком случае, не навредит им. Ответственность за других людей Андрей считает непомерным бременем, а принятие за них решений — безответственностью и самовлюбленностью.

Похожие сочинения:

Примеры похожих учебных работ

Болезнь и смерть князя Андрея Болконского (Толстой, «Война и мир») по русской литературе …

… их души «перед сознанием простого и торжественного таинства смерти, совершившегося перед ними». Жизнь и смерть глазами Андрея Болконского Жизнь князя Андрея резко меняется, когда ему приходится пересмотреть ценности, поменять …

Отношение к жизни героев романа “Война и мир”

«Война и мир»: аргументы

10.09.2019

Подборка аргументов для итогового сочинения в 2019-2020 году по направлению «Война и мир» (для выпускников 11 класса).

Что помогает победить на войне? Л.Н. Толстой “Война и мир”

В одиночку выиграть войну невозможно. Только сплоченность народа перед лицом всеобщей беды, подкрепленная храбростью, преодолевающей страх, открывает путь к победе. Читатель с остротой ощущает чувство единства русского народа во время войны.

Борьба за жизнь, свобода объединила самых разных людей. Одержать победу над армией французов и защитить родную землю, русским помог боевой дух, солдатская храбрость, вера в свои силы.

Описание сражений под Шенграбеном, Аустерлицем, Бородино, наиболее ярко демонстрирует сплоченность защитников отечества. Победителями в этой войне выходят не те, кто гонится за наградами и чинами, не карьеристы, а простые солдаты, ополченцы, крестьяне, которые совершают подвиги ежеминутно.

Перед глазами читателя проходят образы Тушина – скромного командира батареи, Тихона Щербатого, Платона Каратаева, купца Ферапонтова, юного Пети Ростова. В них объединились основные черты характера русского народа, которые помогли противостоять врагу.

Все эти люди сражались по собственной воле. Им не нужен был приказ – они встали на защиту собственного дома, земли, родных и близких. И победили.

Война в романе Л.Н. Толстого “Война и мир”

Описывая картины войны 1812 года, Толстой интересуется не солдатскими и офицерскими образами, а поведением и проявлением людских характеров.

В рассказах о партизанах героях ощущается любовь и уважение к ним автора, который показывает, что Денисов, Долохов и Тихон Щербатый (обычный русский мужик), совершая свои подвиги, не демонстрировали жестокость по отношению к врагу.

В партизанском отряде сам командир проявляет жалость к французам, находящимся в плену, по возможности заботится о них. Хотя поведение Долохова, которого в первую очередь волнует карьера, а не пленные, скорее исключение, чем норма.

Автор показывает не только проявление смелости, отваги на войне, но и черствости, безжалостности. Так, смерть Пети Ростова совершенно не трогает Долохова, который мечтает о мести. Ему нужна кровь побежденного врага. Победа в войне добыта русским народом, имеющим добрую душу, а не жестокими карьеристами типа Долохова.

Читатель видит, как искренно Денисов переживает гибель Пети во время атаки на французские позиции. Даже казаки были удивлены реакцией и стоном, напоминавшим «собачий лай», вырывающимся из груди офицера. Но, несмотря на боль утраты, Денисов держит себя в руках и не сгоняет злобу на пленных французах, не выказывает жестокости к ним.

Читайте также:  Анализ стихотворения «я научилась просто, мудро жить» (а. а. ахматова)

В романе Толстой акцентирует внимание читателя на мысли о гуманности русского народа, об отсутствии у него жажды мести, чтобы любой ценой пустить кровь врагу, даже уже побежденному.

Об этом высказывается в книге главнокомандующий Кутузов, с сочувствием говоря о пленных французах: «Когда они были сильными, их не надо было жалеть, а сейчас можно, поскольку они ведь тоже люди».

Как война раскрывает характер человека? Л.Н. Толстой “Война и мир”

Война заставляет человека проявить свои внутренние черты, то есть показать себя трусом или храбрецом. Примеры можно найти в романе.

Например, Шенграбенское сражение открывает характер офицера Жеркова, из-за трусости которого погибает множество солдат и офицеров.

Багратион поручает ему доставить приказ об отступлении на левый фланг войска. Жерков трусит, он не готов рисковать жизнью ради победы.

Именно в это время французы атакуют левый фланг, приводя защитников в смятение. Командиры не знают что делать. Приказа отступать нет, а вперед идти невозможно. Начинается неразбериха: пехота бежит в лес, гусары решают атаковать врага. Из-за малодушия Жеркова огромное количество русских солдат гибнет.

Совсем по-другому проявляет себя юный Николенька Ростов, который вместе с гусарами отважно бросается в атаку. И, несмотря на полученное ранение, продолжает сражаться. За проявленное мужество его производят в офицеры.

Читатель в этом эпизоде видит последствия страха на войне, который одних парализует, а других толкает на подвиги. Гарантировать спасение жизни не может ни бегство от реальности, ни яростная борьба. Но отвага помогает сохранить честь, увеличивает силы в бою, а это повышает шансы на выживание.

Уроки войны. Л.Н. Толстой “Война и мир”

В романе на примере прозрения одного из главных героев, автор показывает уроки войны. А.Болконский, отправился на войну с восторженным настроением, с предвкушением, что его ждет блестящее будущее кадрового военного. Он готовился к ратным подвигам – карьере офицера. Для осуществления задуманного, он покинул семью, друзей, близких и пошел на войну за славой.

Но на деле все оказалось по-другому. Его охватила горечь и разочарование в тот момент, когда он понял, что его личная битва проиграна.

Все его эпические представления о блеске батальных сцен, окрашенных героическим сиянием, в реальности оказались жуткой кровавой бойней, лишенной привлекательности, наполненной человеческими страданиями, болью.

Увидев все это, герой прозрел, понимая, насколько война страшна и неприглядна. В ней нет ничего стоящего, кроме боли.

Осознав и приняв личное поражение, Болконский переоценил свою жизнь, отдав приоритет семье, дружбе, любви, отодвинув на второй план признание и славу.

Жестокость войны. Л.Н Толстой “Война и мир”

Зачастую романтические представления о неизвестном явлении рушатся, столкнувшись с суровой реальностью.

Яркий пример этому – сцена из романа «Война и мир», когда главный герой А.Болконский сталкивается с войной. Собираясь на фронт, чтобы сражаться с Наполеоном, он рисует в своем воображении героические картины, наполненные доблестью, храбростью, красотой подвига.

Но первое же боевое соприкосновение с французами, сбрасывает ореол романтики и показывает изнанку войны. Под непрерывным обстрелом, среди падающих снарядов, русская армия старается преодолеть мост через реку.

Болконский видит хаос, неразбериху, жуткие крики раненых, растерзанные тела убитых, бегущих солдат, грязь, кровь.

Эта картина поражает его своей реалистичностью и правдой жизни, приносит понимание, что война – не романтика и красота, а жестокость, боль и кровь.

Дети на войне (В. Катаев “Сын полка”)

Детям не место на страшной, бесчеловечной войне. Там люди гибнут, теряют близких, ожесточаются от боли и ужаса. Понимая это, взрослые изо всех сил стараются уберечь детей от кошмаров войны, хотя далеко не всегда это удается. Такова судьба Вани Солнцева, описанная в рассказе Катаева.

Потеряв на войне всех родных, он остается совсем один – бродит по лесу, не зная, как быть, пытается перейти линию фронта, чтобы попасть к «своим».Голодного, напуганного мальчика находят в лесу разведчики. Берут его с собой и приводят в лагерь, доложив командиру о «находке».

Капитан Енакиев, умудренный жизнью человек, понимает, что на фронте не должно быть детей, и отсылает Ваню в детский приемник для сирот. Но мальчик желает воевать и мстить за погибших родителей. Он сбегает, не доехав до места назначения, и возвращается (хоть и не с первой попытки).

Енакиеву ничего не остается делать, как смириться и оставить Ваню в отряде. Он видит его неимоверное желание помочь общему делу, принести пользу. Проявив инициативу, Ваня отправляется на разведку, зарисовывая на страницах букваря план местности, но попадает в руки немцев.

На его счастье, у них начинается суматоха, о нем забывают на время, Ване удается сбежать и вернуться к «своим». Командир восхищен патриотизмом ребенка, продолжая волноваться за него. Стремясь спасти мальчику жизнь, Енакиев отсылает его с важным поручением подальше от линии фронта.

Ваня приносит в батарею письмо от командира. Понимая, что расчету первого орудия предстоит тяжелая битва (по сюжету весь расчет в ней погибает), Енакиев пишет в послании прощальные слова с просьбой позаботиться о Ване.

Ответственность человека за поступки, которые он совершил на войне. В. Гроссман “Авель”

В рассказе автор рассуждает о войне, касаясь одной из ее трагических страниц, небольшого эпизода – взрыва урановой бомбы над Хиросимой, изменившего судьбы людей, городов, стран и всего человечества. Гроссмана интересует война не только как общечеловеческая беда или экологическая катастрофа, а как персональная трагедия человека, вовлеченного в нее разными обстоятельствами.

Читатель знакомится с экипажем самолета, поставившим ранним утром 6-го августа смертоносный груз в небо над Японией. Автор рисует разные характеры, с различным отношением к происходящим событиям и отличной друг от друга реакцией. Самый молодой в экипаже Дж. Коннор – бомбардир.

Именно ему довелось нажать на кнопку, пустившую бомбу в свободное падение на ничего не ведающий, просыпающийся город. И эта ответственность тяжелым бременем ложится на Джозефа. Для него это личная война, на которой каждый солдат – человек, со свойственным ему страхом, слабостью, стремится остаться в живых.

Но бывают ситуации, когда лучше умереть, чем потерять достоинство.

В рассказе автор старается донести, что истинной человечности присуща сопричастность к происходящим событиям и, как следствие, ответственность за них.

Члены экипажа, каждый по-своему реагирует на трагедию 6-го августа. Не всех трогает это событие, не все ощущают себя в ответе за произошедшее. В разговорах звучит оправдание беспрецедентного (даже с точки зрения фашистов) акта разрушения, ставшего якобы общественной необходимостью борьбы с фашизмом всеми силами. Но Дж.

Коннор очень остро, даже болезненно воспринимает случившееся. Испытывает вину и персональную ответственность. Он постоянно моет руки, стараясь смыть с них кровь невинных жертв. Обостренное чувство Мира, дисциплинированность, исполнительность солдата, привитые системой воспитания и государством, не могут ужиться в его сознании, что для юноши становится роковым.

В итоге он сходит с ума, не в силах вынести ношу, выпавшую на его долю.

Нравственная оценка войны. М. Зусак “Книжный вор”

Главная героиня романа – Лизель. Ей девять лет и буквально перед самой войной она попадает к приемным родителям. Из-за связи родного отца Лизель с коммунистами, мать решает отдать дочку на воспитание в чужую семью, чтобы защитить ее от фашистов.

У Лизель начинается новая жизнь в незнакомой обстановке, вдали от родных. Обживаясь, она учится читать, писать, проходит через конфликт со сверстниками, обзаводится новыми друзьями. Но в обычную жизнь ребенка вносит коррективы война, добавляя к детским заботам боль, страх, разочарование.

У девочки никак не укладывается в голове, почему люди убивают людей. От приемного отца она учится доброте и состраданию, невзирая на то, что эти качества во время войны могут принести одни неприятности. Лизель бесстрашно помогает родителям укрывать в подвале дома еврея. Читает ему книжки, ухаживает.

Вместе с другом, которого зовут Руди, дети разбрасывают куски хлеба по дороге, где должны провести колонну пленных. Лизель ощущает уверенность в чудовищности и непостижимости войны.

Как понять, почему люди не хотят жить, радоваться, а начинают убивать, арестовывать тех, кто против, сжигать книги, и повсюду царит смерть.

Показательно, что в книге рассказ ведется от лица Смерти – этой вечной противницы жизни, спутницы войны.

Как дети переживали военные события? Л. Кассиль и М. Поляновский “Улица младшего сына”

Во время войны Родину защищали все: и взрослые, и дети. Невзирая на возраст, ребята стремились помочь родным, городу, стране в тяжелый период борьбы с врагами. Герой повести – обычный мальчик. Его зовут Володя Дубинин, а живет он в Керчи. Действие произведения начинается в послевоенное время.

Подростки, увидев улицу, носящую имя их сверстника, очень удивляются, и у них возникает желание узнать историю Володи. Для этого они отправляются в музей, встречаются с мамой пионера-героя, знакомятся с его товарищами, школой, где он учился. Они узнают, что Володин отец был капитаном военного корабля. Он воспитал в сыне храбрость и стойкость.

Мальчик мечтал, как все обычные ребята о мирной счастливой жизни, строил планы на будущее, но война их жестоко разрушила. Володя храбро встал на защиту своей земли. Ушел в партизанский отряд и стал разведчиком. Рискуя жизнью, добывал ценные сведения из вражеского тыла.

Он первым сообщил новость о готовящемся отступлении немцев – во время проведения разминирования прохода к каменоломне подорвался на мине и погиб.

Володя Дубинин – настоящий герой, который, не страшась, каждый день, совершал подвиг, как многие взрослые, и отдал свою жизнь, чтобы спасти других. Родной город не забыл отважного героя, назвав его именем одну из солнечных улиц.

Забота о ближних в годы войны. Е. Верейская “Три девочки”

Главные героини повести – Наташа, Катя, Люся – подружки, живущие в одной большой ленинградской коммунальной квартире, которые учатся в одной школе. Беззаботное детство девочек оборвалось с приходом войны – впереди трудные испытания, которые ложатся на хрупкие детские плечи.

Школа разрушена, учиться негде. Уроки преподает сама жизнь, заставляя быстрее взрослеть. Еще недавно легкомысленная хохотушка Люся становится организованной и ответственной, Наташа – вдумчивой, Катя приобретает уверенность в своих силах.

Несмотря на сложные жизненные обстоятельства, девочки не утрачивают человеческое достоинство, окружая заботой близких. Трудности еще больше сплачивают их. Огромная коммунальная квартира превращается в одну дружную семью, где каждый думает в первую очередь о другом.

До слез трогает эпизод, когда доктор, не задумываясь большую часть хлебного пайка, отдает маленькому мальчику.

Несмотря на голод, слабость, рискуя умереть голодной смертью, люди всем, что имеют, делятся с ближними. Это объединяет, поддерживает, укрепляет веру в победу. Такие отношения, основанные на любви, заботе, творят чудеса. Они помогли людям пережить тяжелый период истории страны, выпавший на их долю.

Почему люди хранят память о войне? О. Берггольц “Стихи о себе”

Необходимо хранить память о войне, несмотря на то, что тяжелые воспоминания, вызывают боль и сожаления. У тех, кому пришлось столкнуться с потерей близких, на чьих глазах погибли родные, у матерей, потерявших детей – навсегда отпечатались в памяти страницы печальной истории страны. Но это должны помнить и современники.

Сохранить память помогают книги, кинофильмы, песни, стихи, рассказывающие о страшном прошлом. Например, ленинградская поэтесса О. Берггольц обращается к читателям с призывом никогда не забывать военное время, а особенно людей, которые сражались на фронте, терпели лишения и умирали в блокадном Ленинграде от голода.

Автор стихов обращается к желающим уменьшить «в робкой памяти людей» трагические воспоминания, уверенно заявляя, что не позволит забыть «как падал ленинградец на желтый снег пустынных площадей». Поэтесса сдержала слово.

Она прошла всю войну, потеряла мужа в блокаду и как завещание потомкам оставила стихи, очерки, записи в дневниках, чтобы память о войне продолжала жить.

Ссылка на основную публикацию