Анализ стихотворения «завещание» (м. ю. лермонтов)

Анализ стихотворения «Завещание» (М. Ю. Лермонтов)
Наедине с тобою, брат,
Хотел бы я побыть:
На свете мало, говорят,
Мне остается жить!
Поедешь скоро ты домой:
Смотри ж… Да что? Моей судьбой,
Сказать по правде, очень

  • Никто не озабочен.
  • А если спросит кто-нибудь…
    Ну, кто бы ни спросил,
    Скажи им, что навылет в грудь
    Я пулей ранен был,
    Что умер честно за царя,
    Что плохи наши лекаря
    И что родному краю
  • Поклон я посылаю.

Отца и мать мою едва ль
Застанешь ты в живых…
Признаться, право, было б жаль
Мне опечалить их;
Но если кто из них и жив,
Скажи, что я писать ленив,
Что полк в поход послали

Соседка есть у них одна…
Как вспомнишь, как давно
Расстались!.. Обо мне она
Не спросит… Всё равно
Ты расскажи всю правду ей,
Пустого сердца не жалей, –
Пускай она поплачет…

Незадолго до своей трагической гибели Михаил Лермонтов написал стихотворение «Завещание» (1840 г), которое, на первый взгляд, не имело никакого отношения к судьбе самого поэта. В нем автор изобразил умирающего солдата, который прощается со своим другом и братом по оружию, наказывая ему выполнить последнюю волю.

Солдат был сражен вражеской пулей и, находясь в лазарете, понимает, что жить ему осталось совсем немного. Он просит неизвестного собеседника передать поклон родной земле и рассказать тем, кто дорого солдату, о его смерти.

«Скажи им, что навылет в грудь я пулей ранен был, что умер честно за царя», – отмечает главный герой произведения. При этом он подчеркивает, что его другу вряд ли удастся застать в живых отца и мать. И это неудивительно, потому что в царской России в армию солдат призывали сроком на 25 лет.

И если им удалось выжить во многочисленных войнах, то дома они уже практически никого не заставали и своих близких. Поэтому главный герой стихотворения, с одной стороны, очень опечален тем, что его родители, вероятно, уже умерли. С другой же стороны он не хочет, чтобы они знали о его гибели.

Поэтому он просит друга не сообщать им об этом, если застанет стариков в живых. «Скажи, что я писать ленив, что полк в поход послали и чтоб меня не ждали», – отмечает солдат.

Лермонтов нарочно не указывает, кем был его герой в обычной жизни. Вероятнее всего, он – обычный крестьянский парень, которому служба армии сломала всю жизнь. сам же герой признается в том, что когда-то был влюблен в свою соседку. Однако он понимает, что избранница уже давно забыла о его существовании. Ей солдат разрешает рассказать о своей гибели.

«Ты расскажи всю правду ей, пустого сердца не жалей!», – отмечает главный герой. Действительно, его бывшая возлюбленная может оказаться единственным человеком, который искренне поплачет о погибшем. Но это печальное известие вряд ли затронет ее душу, потому что образ того, кого она когда-то любила, дано уже стерся из памяти этой немолодой уже женщины.

Рассказывая о судьбе неизвестного русского солдата, Михаил Лермонтов вкладывает в это стихотворение тайный смысл. Между строк можно прочесть завещание самого поэта, который знает, что его жизнь будет недолгой и интуитивно ищет смерти.

Сегодня многие исследователи творчества Лермонтова приходят к убеждению, что этот человек обладал пророческим даром и знал, что должен умереть. Если исходить из этого, то тайный смысл стихотворения «Завещание» становится явным. Ведь поэт также погиб от пули в грудь во время дуэли, хотя мечтал умереть на поле брани.

Точно так же, как и у главного героя произведения, у Лермонтова к тому моменту в живых не было ни отца, ни матери, а к родной бабушке он питал весьма сложные и смешанные чувства, не считая ее близким для себя человеком. Что касается образа девушки-соседки, то под это определения могут попасть многие женщины, которыми восхищался поэт.

Однако, вероятнее всего, автор подразумевает Варвару Лопухину, которая была его музой до самой смерти, хотя Лермонтов отказался связывать себя узами брака с женщиной, которую боготворил. Именно от был виноват в разрыве отношений с возлюбленной, считая, что не способен сделать ее по-настоящему счастливой.

Однако в стихотворении ситуация представлена с точностью до наоборот: автор фактически обвиняет свою избранницу в том, что она его забыла. И это – единственная неточность в произведении, которую можно считать неумелой попыткой Лермонтова оправдать свои поступки.

Он посчитал, что Лопухина гораздо легче перенесет известие о его смерти, если будет знать, что между ними все кончено. И – оказался неправ, потому что лишил возлюбленную возможности провести с ним последние месяцы жизни, о чем Варвара Лопухина сожалела до самой смерти.

Анализ стихотворения «Завещание» Лермонтова 2 вариант

Стихотворение «Завещание» было написано Лермонтовым в 1840 г., когда он уже находился во второй ссылке на Кавказе. Многие исследователи считают его пророческим завещанием самого поэта. Рассказ лирического героя действительно имеет большое сходство с судьбой Лермонтова. Возможно, он именно так и представлял свое скорое будущее.

Произведение представляет собой монолог смертельно раненого солдата, с которым он обращается к своему близкому другу. Лирический герой знает, что жить ему остается недолго, поэтому последние часы хочет провести наедине с самым верным ему человеком.

В этом выражается личная тоска Лермонтова, который постоянно страдал от одиночества. Немногочисленные преданные друзья поэта остались в России.

На Кавказе он так и не успел или не смог с кем-нибудь сблизиться, поэтому присутствие «брата» в момент смерти человека он считает очень ценным и важным.

Рассуждения умирающего созвучны мыслям Лермонтова. Он не сразу решается, к кому обратиться через своего посредника. Вся его жизнь и воинские заслуги никого не интересуют. Лирический герой с грустью понимает, что даже его смерть не сможет никого взволновать и вызвать искреннее сочувствие.

Во фразе «если спросит кто-нибудь…» заложена огромная горечь. Умирающий получает последний шанс высказаться перед смертью, но вынужден через друга обращаться, по сути, к первому попавшемуся человеку. Герой не описывает подробности своего смертельного ранения, только скромно замечает, что «умер честно за царя».

Он жалеет лишь о том, что будет похоронен на чужбине, и просит передать поклон «родному краю».

Родителей Лермонтова в то время не было в живых. Герой произведения уже давно находится на войне и не имеет сведений об отце и матери. В случае если кто-нибудь из них еще жив, он просит друга не усиливать печаль и сказать, что сын, вероятно, вернется не скоро.

В последней строфе появляется женский образ. Это давняя соседка солдата, в которую он, судя по всему, был влюблен. Из слов умирающего можно заключить, что когда-то она отвергла его любовь («пустое сердце»).

Но перебирая в памяти всю свою жизнь, он связывает с ней самые счастливые воспоминания. Он уверен, что женщина также не будет страдать от известия о его смерти, но все равно просит товарища рассказать ей обо всем.

Если же этот рассказ вызовет у бывшей возлюбленной скупые слезы, то «ей ничего не значит!».

Ещё по теме:  Михаил Лермонтов ~ Расстались мы; но твой портрет…(+Анализ)

Стихотворение «Завещание» было высоко оценено современниками. Оно очень точно выражает мироощущение поэта в последние годы жизни. Монолог умирающего – точная исповедь человека, который так и не смог занять свое место в обществе.

Завещание ???? краткое содержание, о произведении

  • Есть место: близ тропы глухой,
  • В лесу пустынном, средь поляны,
  • Где вьются вечером туманы,
  • Осеребренные луной…
  • Мой друг! ты знаешь ту поляну;
  • Там труп мой хладный ты зарой,
  • Когда дышать я перестану!
  • Могиле той не откажи
  • Ни в чем, последуя закону;
  • Поставь над нею крест из клену
  • И дикий камень положи;
  • Когда гроза тот лес встревожит,
  • Мой крест пришельца привлечет;
  • И добрый человек, быть может,
  • На диком камне отдохнет.

Краткое содержание

Анализ стихотворения «Завещание» (М. Ю. Лермонтов)

Р. Бачер. Уходящий. 1890

Раненый солдат осознавая, что жить ему совсем недолго,  старается найти ответы на неразрешимые, давно мучающие его вопросы. В последние минуты жизни он обращается к боевому товарищу,  прося о помощи.

Солдат вовсе не просит избавить его от адской боли, или проявить к нему сочувствие: он молит о том, чтобы память о нём сохранилась в сердцах близких людей, чтобы его не забывали в родном краю.

Умирающему солдату особенно важно, чтобы его помнила живущая по соседству девушка, к которой он не утратил любовь.

Солдат, заботясь о чувствах матери и отца, просит не сообщать им подробности своей кончины. Он просит друга сказать родителям, что его полк ушёл в далёкие края, совершая длительный военный поход.

Умирающий солдат детализирует своё ранение, сообщая о том, что неграмотным врачам не удалось вылечить его. Герой, будучи при смерти, признаётся в преданности императору и России, сожалея лишь о том, что больше никогда не сможет увидеть свою Родину.

История солдата рассказана понятным, простым, разговорным языком.

 История создания

Произведение появилось на свет в 1840 году, ровно за год до трагической гибели поэта.

В основу стихотворения положено наблюдение Лермонтова за бытом военных и гибелью простых солдат во время его второй ссылки на Северный Кавказ.

Большинство литературоведов считают, что данное произведение можно воспринимать, как биографическое. В нём нашли отражение эмоции поэта в последние годы жизни, а также чувство обречённого одиночества.

Ко времени второй, роковой ссылки поэта, его родителей уже не было в живых. Остались лишь редкие друзья, которые жили в Москве. На Кавказе Лермонтову не с кем было по-настоящему сдружиться, душевно сблизиться. К тому же, он очень болезненно переживал расставание с любимой женщиной Варварой Лопухиной, ставшей прототипом возлюбленной лирического героя.

Читайте также:  Итоговое сочинение по направлению «искусство и ремесло»

Жанр, направление, размер

По жанровой принадлежности – это лирическое послание, посредством которого поэт адресует свои просьбы другу. Также в произведении присутствуют глубоко личные и философские мотивы.

Стихотворение относится к литературному направлению «романтизм»: лирический герой одинок, он устремлён к достижению гармоничного и совершенного мира, но все его устремления разбиваются о «рифы» жестокой действительности.

Произведение построено из четырёх строф – восьмистиший. Лермонтов чередует четырёхстопный и трёхстопный ямб. В каждой строфе в двух последних строчках  происходит смена мужской рифмы на женскую. Такой приём позволяет продемонстрировать читателям незавершённость, незаконченность, возможность последующего развития мыслей героя.

Композиция

Произведение состоит из трёх строф. С формальной и смысловой точек зрения, композиция отличается предельной простотой. Мы видим обращение умирающего солдата к своему другу-сослуживцу, которое можно разделить на следующие смысловые части:

  1. Первая часть – это просьба друга поведать о смерти солдата всем, кто будет этим интересоваться.
  2. Вторая часть – это просьба, касающаяся родителей солдата.
  3. Третья часть – это просьба, касающаяся любимой им соседской девушки.

Образы и символы

В произведении представлено пять важных для понимания смысла всего стихотворения образов:

  • образ умирающего солдата – центральный. Всё повествование ведётся от его лица. Умирающий солдат является лирическим героем произведения. Не просто однозначно определить историю/происхождение данного персонажа. Мы не знаем о нём многого: простой ли это солдат – крестьянин, либо дворянин, высланный на Кавказ? Более того, речь героя наделена чертами интеллекта: он способен анализировать и страдать от одиночества. Возможно, образ умирающего солдата – это обобщённый образ раненного на войне человека;
  • образ соседки – прототипом данного образа считают возлюбленную поэта Варвару Лопухину. Соседская девушка описана человеком с «пустым сердцем», не способным понять  умирающего героя. Это особенно усиливает трагизм солдатского послания;
  • образ друга символизирует такие качества, как преданность, сочувствие и доверие. Умирающий лирический герой обращается именно к своему боевому товарищу с последними просьбами: он абсолютно уверен, что друг не обманет и не подведёт его;
  • образ родителей – мать и отец Лермонтова уже давно покинули этот мир, поэтому умирающий солдат даже не надеется, что другу удастся застать их в живых и поговорить с ними. Образ родителей символизирует родной дом, уют, малую родину. В строках о них чувствуется особая теплота и искренность;
  • образ Родины – умирающий солдат говорит о любви и преданности царю и Отчизне, нисколько не жалея, что отдал за них свою жизнь. Понятие Родины, и необходимости её защиты, являются оправданием столь трагического конца жизни молодого солдата.

Темы и настроение

Главными темами произведения являются следующие:

  1. Тема обособленности героя от мира – умирающий солдат говорит о том, что никому не интересна его судьба, никто не будет им интересоваться. Отчизна, за интересы которой он сейчас мученически умирает, ограничится всего лишь написанием короткой официальной сводки. Родители, скорее всего, давно покинули этот мир, а любимая соседская девушка немного всплакнув, легко о нём забудет.
  2. Тема поиска смысла жизни – поиск собственного предназначения обернулся для героя опустошённостью и безысходностью. Любовь так и не смогла для него стать «спасительным кругом», она стала для него очередным жестоким ударом лицемерного общества.
  3. Тема одиночества героя – чувство вселенского одиночества, испытываемое героем в последние минуты жизни, обусловливается ещё и тем, что никому не известна правда о его истинных чувствах и устремлениях. Умирающий солдат полностью разочаровался в жизни и её соблазнах.

Произведение проникнуто настроением глубокого трагизма. Текст окрашен в холодные, ироничные тона, за которыми скрыты огромное разочарование и боль лирического героя от невозможности быть до конца понятым даже самыми родными людьми.

 Основная идея

Лермонтов доносит до нас идею о том, что человек от рождения обречён на одиночество и непонимание. Неминуемость скорой смерти воспринимается лирическим героем как вполне закономерный итог жизни, и как способ навсегда избавиться от существования, в котором ему не нашлось места.

Средства выразительности

В произведении не так много художественных средств, это объясняется системой образов и особенностями представленного сюжета. В стихотворении представлены следующие средства выразительности:

  • эпитеты – «плохи лекаря». «умер честно», «родной край»;
  • метафоры – «пустого сердца не жалей»;
  • аллитерации – автор нанизывает слова с согласными звуками «З», «С», «Ж»: «признаться, право, было б жаль мне опечалить их».
  • риторические восклицания – «на свете мало, говорят, мне остаётся жить!»;
  • оборванные предложения – «а, если спросит кто-нибудь… Ну, кто бы ни спросил».

«Завещание» анализ стихотворения Лермонтова по плану кратко – художественные приемы, тема, идея

Одной из основных тем поэтического наследия М. Ю. Лермонтова является тема одиночества. Поэт создает яркие самобытные тексты, лирический герой которых остро ощущает обособленность от других людей и пытается отыскать свое место в мире.

Похожие мотивы звучат в стихотворении «Завещание», которое содержит горькую исповедь умирающего солдата и является своеобразным поэтическим завещанием самого поэта.

Многомудрый Литрекон предлагает Вашему вниманию анализ стихотворения «Завещание» по плану, который поможет наиболее полно рассмотреть особенности композиции и проблематики произведения.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Завещание.История создания – произведение было написано в 1840 г незадолго до гибели поэта, впервые вышло в печать в 1841 г. в журнале «Отечественные записки».

Тема стихотворения – приближение смерти солдата.

Композиция – Стихотворение написано в форме обращения умирающего солдата к сослуживцу. Обращение можно разделить на части: просьба рассказать о его смерти всем, кто будет интересоваться, просьбы, касающиеся родителей и соседки. Произведение состоит из трех строф.

  • Жанр – послание.
  • Стихотворный размер – разностопный ямб, в стихотворении использована перекрестная АВАВ и параллельная ААВВ рифмовка.
  • Метафоры – «пустого сердца не жалей».
  • Эпитеты – «плохи лекаря», «родной край», «умер честно».
  • https://youtu.be/ipIdN9AqpY4

Образы и символы

Повествование в стихотворении «Завещание» ведется от лица умирающего солдата, он является лирическим героем текста. Сложно однозначно определить историю и происхождение этого персонажа, простой ли это солдат-крестьянин или дворянин, сосланный на Кавказ.

С одной стороны, речь героя имеет много простых, народных слов и оборотов. С другой стороны, герой наделен чертами интеллигента, он склонен к анализу своего места в жизни, страдает от одиночества.

Возможно, Лермонтов стремился создать обобщенный образ, дополнив образ солдата-рассказчика собственными размышлениями и сомнениями.

Исследователями принято отмечать, что в герое «Завещания» нашли отражение черты и настроения самого поэта. Родители Лермонтова уже умерли, и герой не надеется, что товарищу удастся застать их в живых, но в строках о родителях звучит теплота воспоминаний о прошлом.

Образ соседки с «пустым сердцем», которая не смогла понять героя, усиливает трагическое звучание завещания солдата. Одним из прототипов этого образа исследователи называют Варвару Лопухину, в которую поэт долгое время был влюблен.

История создания

Стихотворение появилось в блокноте М. Ю. Лермонтова в 1840 г., вскоре поэт был убит на дуэли. Многие считают, что Михаил Юрьевич предчувствовал свою смерть, под влиянием чего и были написаны эти строки. На самом деле, автобиографических мотивов в «Завещании» немного.

М. Ю. Лермонтов погиб не на поле боя, а на дуэли, на момент написания стихотворения его родителей уже не было в живых. Под образом соседки скорее скрывается Варвара Лопухина, ведь именно к ней поэт испытывал самые сильные чувства. Хоть исследователи допускают, что героиня могла быть списана с любой музы поэта, поэтому считают образ сборным.

Можно предположить, что основой для создания произведения стала военная служба Лермонтова, во время которой ему не раз пришлось наблюдать, как умирают сослуживцы.

Впервые произведение опубликовали в журнале «Отечественные записки», изданном в 1841 г.

Темы, настроение и проблемы

Основными темами стихотворения «Завещание» становятся темы одиночества, обособленности героя от мира и неспособности найти свое место в обществе.

  • Обособленность героя от мира . Умирающий солдат сразу заявляет: вряд ли кто-то заинтересуется его судьбой. Родина, за которую он умирает, ограничится официальной сводкой о гибели, родителей, скорее всего, нет в живых, а любимая девушка поплачет и вскоре его забудет.
  • Поиск смысла жизни и своего места оборачиваются для героя ощущением безысходности и опустошенности. Любовь оказывается не средством исцеления, а лишь очередным ударом жестокого лицемерного общества.
  • Одиночество героя обуславливается еще и тем, что никто не знает правды о его настоящих чувствах и стремлениях. Рассказчик разочаровывается в жизни и ее соблазнах.

Текст «Завещания» окрашен в холодные, ироничные тона, за которыми скрывается глубокий трагизм этого разочарования и невозможности быть понятым даже самыми близкими людьми.

Тема

В стихотворении раскрывается традиционная для литературы первой половины XIX века тема гибели солдата. В центре произведения раненый лирический герой, который обращается к своему другу. Солдат знает, что ему жить ему осталось недолго, но не пытается цепляться за жизнь. В роковые минуты он открывает свою душу лишь близкому товарищу. К нему он обращается с несколькими просьбами.

Он признается брату-сослуживцу, что немногие будут интересоваться его судьбой. Все, же надеясь, что найдутся небезразличные, герой просит рассказать им о его смерти. При этом он делает акценты на деталях гибели: пуля пронзила его грудь, а плохие доктора не смогли помочь. Солдат заявляет, что умер за царя, но в этих словах чувствуется ирония. Зато он искренне передает родному краю поклон.

Читайте также:  А. А. Фет «Я тебе ничего не скажу»: анализ стихотворения

  Эпоха Маяковского: любовь и революция в жизни поэта

Лирический герой вспоминает родителей. Он не хочет их печалить, поэтому просит друга не рассказывать правду. А чтобы отец и мать не волновались, что от сына нет вестей, придумывает историю о походе.

Последняя строфа посвящена соседке. Заметно, что у солдата остались к ней чувства. Ему больно вспоминать о расставании. Парень догадывается, что возлюбленная не будет расспрашивать о нем. Даже при таких обстоятельствах он просит рассказать девушке всю правду, зная, что ее слезы ничего не будут значить.

Жанр, направление, размер

В своей лирике Лермонтов продолжал и развивал традиции Романтизма. Его герой одинок, он стремится к прекрасному гармоничному миру, и стремление это разбивается о суровую действительность.

Герой Романтизма не может найти свое место в обществе, поэтому вступает с ним в конфликт, отвергает его, отчего в финале часто погибает.

Таким предстает перед читателем рассказчик стихотворения, который в свой смертный час холодно и немного насмешливо отзывается об оставившей его возлюбленной и даже собственной неминуемой гибели. Он был чужим для мира, и потому не страшится его покидать.

По форме «Завещание» — это лирический монолог, исповедь смертельно раненого солдата. Он обращается к оказавшемуся в этот момент рядом товарищу с просьбой выполнить несколько поручений, поговорить с дорогими ему людьми.

С помощью композиционного и ритмического устройства текста Лермонтову мастерски удается создать ощущение живой разговорной речи.

Стихотворение «Завещание» строится из четырех строф-восьмистиший, поэт чередует четырехстопный и трехстопный ямб.

В каждой строфе мужская рифма сменяется в двух последних строках на женскую, что позволяет указать на незаконченность, возможность дальнейшего развития мысли героя.

Средства выразительности

Стихотворение не изобилует художественными средствами, что объясняется системой образов и особенностями изображенной ситуации. Монолог лирического героя прост с точки зрения средств выразительности, но эта простота помогает читателю почувствовать все, что ощущает солдат.

В обращение солдата автор вплел метафору: «пустого сердца не жалей», эпитеты – «плохи лекаря», «родной край», «умер честно». Языковые средства не отличаются оригинальностью, очень приближены к разговорной речи.

Важную роль для воссоздания эмоционального фона произведения играет интонация. В каждой строфе есть оборванные предложения, которые выражают задумчивость лирического героя, его грусть. Эмоциональный накал наблюдается в последней октаве, когда солдат вспоминает о соседке. В этой части стихотворения используются риторические восклицания.

Печаль лирического героя передается и посредством аллитерации. Во многих строках нанизываются слова с согласными «з», «с», «ж»: «признаться, право, было б жаль мне опечалить их».

Основная идея

В. Г. Белинский так определил смысл «Завещания» Лермонтова:

«…Это похоронная песнь жизни и всем ее обольщениям, тем более ужасная, что ее голос не глухой и не громкий, а холодно спокойный; выражение не горит и не сверкает образами, но небрежно и прозаично… Мысль этой пьесы: и худое и хорошее – все равно; сделать лучше не в нашей воле, и потому пусть идет себе как оно хочет…»

Через все стихотворение «Завещание» проходит главная мысль одиночества и обреченности героя. Неминуемая скорая гибель воспринимается им как закономерный итог и, возможно, как избавление от жизни, где ему не нашлось места.

Последние слова — о жизни и смерти

В последнем сражении воин получил тяжёлое ранение в грудь. Как человек мужественный, он стоически принимает известие о том, что жить осталось совсем немного. Превозмогая боль, умирающий старается высказать последнюю волю.

Речь прерывиста, но вполне доступна для понимания и даже структурирована. При этом каждая часть стиха оставляет ощущение недосказанности темы. Возможно, Михаил Лермонтов сознательно использовал это выразительное средство, чтобы подтолкнуть читателя к сопереживанию и «соавторству» в домысливании сюжета. Но от этого выразительность ничуть не пострадала.

Если составить план, произведение чётко делится на четыре части. Первая, вступительная, содержит краткий рассказ о герое произведения. Остальные повествуют о трёх самых драматичных моментах в жизни этого человека.

По жанру этот стих перекликается с народными песенными шедеврами. В нём герой точно так же вспоминает:

  • далёкую родину;
  • семью;
  • старых друзей и знакомых.

И подобно персонажам из фольклора воин надеется, что о нём хоть кто-нибудь вспомнит. При этом он щадит близких и не расписывает в красках своё состояние, ограничиваясь краткими и по-мужски сдержанными фразами.

Прощальная просьба и поручение

Из слов умирающего можно сделать заключение о том, что он любит родной край и тоскует на чужбине, куда он попал, вероятно, уже давно. Свой воинский долг он исполнил честно, из-за ранения в грудь принял смерть за царя и Отечество — так кратко просит герой рассказать, если вдруг хоть кто-то поинтересуется его судьбой. В подробности вдаваться ни к чему.

Связь с отчим домом прервалась, и мужчина даже не знает наверняка, живы ли его родные люди. Причины, из-за которых родители не переписывались с ним, умирающий не раскрывает.

Но всё же просит, чтобы не огорчали стариков печальным сообщением. Уж пусть лучше думают, что их сына отправили служить куда-то очень далеко, а писем он не присылает лишь по лености.

Эта трогательная забота говорит о любви и нежности к отцу и матери.

  Анализ стихотворений “Душа” и “Жизнь” Цветаевой М.И.

Совсем иначе смертельно раненный воин говорит о женщине, жившей по соседству с его семьёй. О той, которую, вероятно, любил когда-то, но без взаимности. Можно предположить, что мужчина продолжает страдать от неразделённого чувства, ему знакомы боль и гнев отверженного.

Обида пересилила всё, и умирающий просит не щадить чувства бывшей соседки, рассказать обо всём, что с ним произошло. Объясняет столь жёсткое решение тем, что «пустому сердцу» это не страшно. И сразу же противоречит собственным словам, высказывая надежду на то, что всё-таки женщина, которая уже наверняка забыла о прошлом, теперь «поплачет», услышав известие о его смерти.

Загадка главного героя

Здесь есть над чем подумать. Видимого сходства с самим поэтом как будто и нет, однако остаётся тайной, к какому общественному классу принадлежит мужчина, не упоминается и звание воина. Неизвестно, где именно служил умирающий, нет даже малейшего намёка на место роковой битвы.

Ещё одна загадка — лингвистическая. С одной стороны, в его беседе с другом присутствуют высказывания, характе́рные для простых людей. Врачей, например, он называет лекарями.

С другой стороны, в его монологе есть и такие фразы, которые, скорее можно услышать от человека интеллигентного, а не от необразованного солдата. Чего стоит хотя бы слова о весточках родным и якобы собственной лени их писать. Невольно возникает идея об офицере, дворянине, разжалованном в рядовые.

Герой, умирая, как бы подводит итог и старается проанализировать своё прошлое. Звенящей струной в его словах звучит горечь одиночества, отверженности. Это вполне может быть отголоском темы лишнего человека, такой типичной для разочарованного поколения интеллигенции, сверстников самого́ поэта.

Композиционная составляющая

Контекстуальная взаимосвязь частей в анализе стихотворения «Завещание» М. Ю. Лермонтова довольно проста. Композиция представлена в виде обращения погибающего военного к сослуживцу. Балладу кратко можно разделить на 3 плановые части:

  1. Первый стих представляет собой пролог произведения. Читателю открывается картина, где солдат, находясь при смерти, дает указания и поручения своему «брату по оружию». В этом эпизоде можно проследить настроение героя, который говорит, что он никому не нужен и о его жизни никто не беспокоится.
  2. В последующих трех строфах разворачиваются некоторые сферы жизни солдата: отношение к родной стране, родителям и любимой женщине. «Умер честно за царя» — стандартная причина гибели солдата, которую указывало правительство в письмах для родственников. Не составит труда понять, что подобное извещение не несет в себе особого смысла, за ним скрывается огромная история каждого солдата, множество пережитых моментов и несчастная смерть. Автор не скрывает свою печальную иронию в стихотворении, говоря о гибели за царя и врачах, но все же с уважением относится к родине.
  3. В последнем эпизоде лирический персонаж вспоминает о возлюбленной девушке, с которой жил неподалеку. Гнев и досада наполняют его после того, как в памяти проскользнули воспоминания о расставании. Солдат думает, что вряд ли она поинтересуется его судьбой, и не против использовать свою гибель, чтобы напомнить о существовании.

Анализ стихотворения «Завещание» (М.Ю. Лермонтов)

Анализ стихотворения «Завещание», которое написал Михаил Юрьевич Лермонтов, помогает узнать историю создания произведения, а так же разобраться в основных моментах стихотворения. Команда Литеровед.ру подготовила необходимый материал, благодаря которому изучение произведения займет намного меньше времени.

История создания

Неоднократно говорилось о том, что многие люди чувствуют приближение скорой смерти. Не стал исключением и Михаил Юрьевич Лермонтов. За год до своей смерти, отбывая вторую ссылку на Кавказе в 1840 году, поэт пишет свое стихотворение «Завещание». Основой стихотворения стали наблюдения автора за бытом, который царит на войне. Он видел смерть – как жили и гибли обыкновенные солдаты.

Существует мнение, что стихотворение является автобиографическим. Автор раскрывает свое мироощущение, которое сложилось у него за последние прожитые годы жизни. В последнее время он чувствовал свою обреченность и был очень одинок.

Родители поэта к этому времени уже умерли, друзья, которые были дороги Лермонтову, находились в Москве, а здесь, на далеком Кавказе, поэт так и е смог найти себе близких и родных людей.

Прототипом любимой лирического героя стала Варвара Лопухина, разлука с которой далась поэту так не просто.

Он разочаровался в жизни и больше не верил в возможное счастье. «Завещание» стало своего рода подведением итогов душевных поисков поэта.

Читайте также:  Анализ стихотворения «Я пришел к тебе с приветом…» (А. А. Фет)

Жанр, размер

Поэт продолжает развивать в своих лирических произведениях традиции Романтизма. Лирический герой испытывает одиночество, в его мечтах мир выглядит прекрасным и гармоничным. Но суровая реальность разбивает все мечты лирического героя.

Лирический герой так же несчастен из-за того, что все никак не может отыскать свое настоящее место в обществе, что впоследствии приводит его к конфликту. Общество не понимает и не принимает его, что в конечном итоге приводит к гибели героя.

Именно такого и видит читатель лирического героя, который с насмешкой относится к любимой женщине, которая бросила его, а так же о собственной неминуемой смерти. Окружающий мир не понял и не принял его, поэтому он так и остался для него чужаком. Поэтому герой не боится уйти из него.

Стихотворение представлено в виде лирического монолога, который является исповедью умирающего солдата. У него есть последняя просьба, с которой он обращается к товарищу, который оказался рядом с ним. Ему нужно, чтобы тот поговорил с людьми, которыми так дорожит лирический герой.

Благодаря композиции и ритмичности поэту удается создать впечатление живого разговора.

Стихотворение состоит из четырех строф. Что касается размера написания, то Михаил Юрьевич чередует четырехстопный и трехстопный ямб. Рифма так же чередуется мужская и женская, что придает стихотворению некую незаконченность, что позволяет развить мысль.

Композиция

Композиционно анализируемое стихотворение делится на четыре части.

В первой части произведения представлена экспозиция. Читатель знакомиться с умирающим солдатом, который просит своего боевого товарища выполнить последнюю его просьбу.

  • Поедешь скоро ты домой:
  • Смотри ж… Да что? моей судьбой,
  • Сказать по правде, очень
  • Никто не озабочен.

Во второй части произведения мы немного ближе узнаем лирического героя. Мы узнаем его отношение к Родине, родителям и возлюбленной. Рассказчику грустно становится от сложившейся ситуации, но все же он скучает по родному краю и передает ему низкий поклон.

  1. Что умер честно за царя,
  2. Что плохи наши лекаря
  3. И что родному краю
  4. Поклон я посылаю.

В третьей части стихотворения лирический герой говорит о родителях. Здесь изначально чувствуется тепло и нежность, с которой он относится к своим родителям. Он не уверен в том, что они живы, но боится расстроить их известием о его гибели. Именно поэтому он хочет, чтобы товарищ немного изменил реальность, заменив смерть дальним походом.

  • Но если кто из них и жив,
  • Скажи, что я писать ленив,  
  • Что полк в поход послали
  • И чтоб меня не ждали.

В заключительной части стихотворения лирический герой придается воспоминаниям о своей былой любви к девушке, живущей неподалеку. Он не уверен в том, что девушка вспоминает о нем. Но уверен, что его смерть станет для неё хорошим напоминанием.

Образы и символы

Главным героем стихотворения является умирающий солдат, о которого и происходит повествование. Здесь нет прямой информации о происхождении героя, единственное, что о нем известно – это то, что он был сослан на Кавказ.

В нем проскальзывают черты, как человека простого происхождения, так и интеллигента. Из этого можно сделать вывод, что целью поэта было создать обобщенный образ, который бы подходил к любому человеку.

Но так же автор наделяет его собственными мыслями и размышлениями.

Схожесть поэта с лирическим героем не осталась незамеченной – слишком много общего у них двоих.

В образе соседской девушки так же можно без труда узнать Варвару Лопухину, которую поэт любил продолжительный период времени.

Темы, проблемы

Главной темой стихотворения «Завещание» становится тема одиночества. Лирический герой не может найти свое место в мире, а так же в обществе, из-за чего очень страдает.

На пороге смерти солдат прекрасно осознает, что его смерть мало кого расстроит. Для Родины – он всего лишь один из тысячи, для которого достаточно будет и официальной сводки. Родители солдата, скорее всего, так же давно умерли, поэтому их так же не расстроит его кончина. Хотя о родителях он переживает, и , если они еще живы, не хочет их огорчать. А его возлюбленная быстро утешится.

Поиск своего места в этом мире так же не увенчались успехом. Он начинает осознавать всю безысходность своего положения. Он искал утешения в любви – но она обернулась для него лишь очередным ударом.

Средства художественной выразительности

В стихотворении «Завещание» поэт использует большое количество просторечных слов и выражений, благодаря чему добивается эффекта живого разговора.

В тексте автор использует всего одну метафору «пустое сердце». С её помощью он описывает чувства своей возлюбленной, которая так и не смогла понять и оценить его к ней отношения. Эти два слова как нельзя лучше передают ту пустоту, с которой довелось встретиться нашему лирическому герою.

Использование многоточий так же помогают создать впечатление живого монолога, который периодически сбивается из-за затрудненного дыхания.  Читатель словно находится рядом с умирающим солдатом, и слышит все то, что тот говорит в последние минуты своей жизни боевому товарищу.

В своем «Завещание» Михаил Юрьевич раскрывает самые значимые для себя темы: это тема одиночества и поиска собственного места в мире; его отношения в обществе; тема Родины; тема любви.

Стихотворение «Завещание» рассказывает читателю историю раненого солдата, параллельно становясь завещанием самого Лермонтова.

Основная мысль произведения

Главной мыслью стихотворения становится одиночество и обреченность лирического героя. Он понимает, что проживает последние минуты жизни. Но это ничуть не огорчает героя. Для него это становится неким избавлением от мира, где он так и не смог найти собственное место.

«Завещание» Лермонтова, анализ стихотворения

Стихотворение Михаила Лермонтова «Завещание» было написано в 1840 году. Прошло совсем немного времени, и Лермонтов погиб в неудачной дуэли. Современные литературоведы считают, что бессмертное произведение — это зашифрованное послание человечеству. Что явилось предпосылкой таких выводов? Проведем подробный анализ и попробуем добраться до истины.

Стихотворение «Завещание», краткий анализ

Композиция «Завещание» Лермонтова — это литературное произведение, написанное в стихотворной форме. В нем раскрыта характерная для литературы XIX века тема смерти солдата на поле брани. В центре сюжета раненый защитник родины, который высказывает последнюю просьбу другу.

Рассмотрим подробнее сюжет «Завещания» Лермонтова, анализ жанра и проблематику произведения.

Стихотворение написано в форме обращения умирающего солдата, смертельно раненного в бою. Передана его последняя воля, высказанная перед смертью. Предсмертное желание высказывается однополчанам, находящимся рядом.

  • Подводя итог анализа стихотворения «Завещание» Лермонтова, можно сделать следующие выводы:
  • ✔️ стихотворный размер — это разностопный ямб; ✔️ присутствует перекрестная и параллельная рифмовка; ✔️ произведение состоит из трех строф;
  • ✔️ жанр — послание.

Жанр и основная мысль Завещания

Характерный для стихотворения Лермонтова жанр — это послание, так как солдат адресует предсмертную просьбу своему другу. В стихотворении можно найти личные и философские мысли.

Раненый понимает, что жить ему уже недолго и пытается решить нерешенные вопросы. В эти тяжелые мгновения он открывает сердце, обращаясь к другу с просьбой о помощи. Солдат не просит избавить его от нечеловеческой боли или проявить сочувствие.

Умирающий просит о том, чтобы его вспоминали на родине, чтобы помнили не только родственники или знакомые, но и соседская девушка, к которой по-прежнему испытывает любовь.

Щадя чувства родителей, он просит не рассказывать подробности своей смерти, но сказать, что просто полк ушел в длительный поход.

Важно то, что раненый детализирует ранение, акцентируя то, что плохие доктора не смогли его вылечить. Герой и при смерти говорит о преданности царю и родной земле, которую больше никогда не увидит.

Разговорный жанр стихотворения «Завещание» Лермонтова способствует простоте восприятия сюжета.

Композицию условно можно разделить на две части:

✔️ Первая часть — это непосредственно сама просьба. В ней умирающий просит о том, чтобы о его смерти оповестили всех, кто его знал. ✔️ Вторая часть — это его воля относительно родителей и соседской девушки, которая возможна была к нему неравнодушна.

Рассматривая «Завещание» Лермонтова, анализируя стихотворение великого поэта, можно увидеть всю глубину проблемы, переданную в иносказаниях.

Проблематика произведения

Стихотворение очень простое, не имеет сильных художественных приемов и множества образов. Особенностью изображенной ситуации является простота и правдивость, понятная каждому человеку. Главный монолог героя очень простой и понятный. Это помогает читателю почувствовать все ощущения погибающего солдата.

  1. Языковые приемы, использованные автором, очень приближены к обычной человеческой речи, но не лишены метафор и эпитетов:
  2. ✔️ метафора — «пустого сердца не жалей»; ✔️ эпитет — «плохи лекаря», «умер честно».

Очень эффектным приемом, передающим боль и страдания раненого, являются короткие, оборванные фразы. Когда молодой человек говорит о соседке, чувствуется риторика, отражающая сильные чувства.

Хорошо передает настроение героя аллитерация, когда используются слова со свистящими согласными, передающими предсмертный хрип раненого. Исследователи считают, что стихотворение было своеобразным предсказанием поэта, чувствующего кончину. Но некоторые исторические факты доказывают, что «Завещание» — память Одоевскому.

Поистине бессмертное произведение великого автора не оставляет равнодушными читателей до сих пор, правдиво передавая чувства и переживания простого парня, отдавшего жизнь за Родину.

Ссылка на основную публикацию