Анализ стихотворения «Пророк» (М. Ю. Лермонтов)

Главная › Стихи › Философские стихи

03.06.2019

Содержание

  • 1 Композиция
  • 2 Средства художественной выразительности

Анализ стихотворения «Пророк» (М. Ю. Лермонтов)

Стихотворение «Пророк» было создано весной — в начале лета 1841 года. Оно было написано в записной книжке, подаренной Лермонтову Одоевским. В свете напутствия, сделанного Одоевским Лермонтову, это стихотворение звучит как ответ поэта князю.
Одоевский написал на титульном листе строки из послания Апостола Павла коринфянам, которое в современном переводе выглядит так:

Анализ стихотворения «Пророк» (М. Ю. Лермонтов)
Анализ стихотворения «Пророк» (М. Ю. Лермонтов)

Лермонтов начинает так:

Анализ стихотворения «Пророк» (М. Ю. Лермонтов)

Это произведение написано в жанре философской лирики. Лермонтов, как и Пушкин, пишет от первого имени, связывая себя с пророком. В этом стихотворении поэт выразил собственное мироощущение, собственное отношение с людьми. Он говорит о переживаниях, о собственном одиночестве.

Приближение к Богу отдаляет поэта и пророка от людей, потому что пророки частенько говорят не то, что хотят слышать люди. Люди хотят слышать оправдание собственным порокам и слабостям. Если вспомнить Библейских пророков, жития святых христианской эпохи,  то можно увидеть, что путь их был тернистым, нелегким, требовал самоотречения, подвижничества.

Бог призвал пушкинского пророка к такому служению, но люди не были готовы его принять. Пророк Пушкин погиб. Та же участь ждала и пророка Лермонтова.

Композиция

По композиции стихотворение можно разделить на 3 части. В 1-й части поэт говорит о том, что как только Бог открылся ему, он учение Божье нес людям.

2-я часть о том, что люди не приняли его пророчеств и безжалостно швыряли в него камни. Во вторую часть встраивается часть 3-я, разбивая вторую часть. Таким образом, вторая часть имеет кольцевое строение.

Пророк был вынужден удалиться в пустыню, где он понимал зверей. Звери и птицы покорялись ему, понимали его.

Анализ стихотворения «Пророк» (М. Ю. Лермонтов)

Когда в редкие дни пророк заходит в город, он старается пройти незаметно, не привлекая внимания, но слышит, как люди говорят о нем, показывая на него пальцем:

Анализ стихотворения «Пророк» (М. Ю. Лермонтов)

В стихотворении 7 строф. Наверное, это не случайно. В 7 дней Бог создал землю и жизнь на ней. Число 7 неоднократно упоминается в заповедях и законах, посланных Богом израильтянам. Рифма в стихотворении перекрестная, с чередованием мужских и женских стихов. Стихотворный размер – четырехстопный ямб.

Средства художественной выразительности

В произведении поэт применил следующие средства художественной выразительности:

  • Архаизмы, церковнославянизмы: судия, в очах, каменья, главу, тварь, предвечного;
  • Эпитеты – ближние, нищий, земная, самолюбивой,
  • Метафоры – вечный судия, чистые (ученья), звезды слушают, лучами играя, страницы злобы, Божьей (пищи).
  • Сравнения. Поэт сравнивает жизнь пророка с жизнью птиц.
  • Эмоционально-оценочная лексика – глупец.

Во второй, третьей и четвертой строфах, где пророк оторван от людей, встречаются строки, начинающиеся союзом и. Точно также в Библии встречаются стихи, начинающиеся этим союзом. Тем самым поэт стремится подчеркнуть связь его пророка с Богом. Лермонтовские строки

Анализ стихотворения «Пророк» (М. Ю. Лермонтов)

Отсылают нас к Евангелию от Матфея 6:26:

Анализ стихотворения «Пророк» (М. Ю. Лермонтов)

В заключении анализа стихотворения М.Ю. Лермонтова «Пророк» стоит вспомнить слова известного русского критика.

Анализ стихотворения «Пророк» (М. Ю. Лермонтов)

Стихотворение «Пророк» впервые было опубликовано после смерти поэта в 1844 году.

Анализ стихотворения Лермонтова «Пророк» Ссылка на основную публикацию Анализ стихотворения «Пророк» (М. Ю. Лермонтов)

Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Пророк» по плану

1. История создания

Стихотворение «Пророк» написано в мае — июне 1841 года, незадолго до гибели Лермонтова.

Это был тяжёлый период как в личной жизни поэта, так и в общественной жизни страны. После заговора декабристов и Польского восстания 1831 года Николай I создаёт тайную полицию, Третье отделение, агенты которого присутствовали в самых разных кругах общества.

Всякое инакомыслие безжалостно подавлялось, была введена жёсткая цензура. Лермонтов, выросший и творивший в атмосфере политических репрессий, по словам Белинского, стал ярким выразителем царивших в обществе настроений того времени.

Характер у Лермонтова был трудный, он не умел скрывать свои мысли, по этой причине у него было немало недоброжелателей, среди которых – сам царь, Николай I. Именно по его инициативе поэт был сослан на Кавказ.

Впервые читатели познакомились с этим произведением уже после смерти поэта, оно было напечатано в 32 томе «Отечественных записок» в 1844 году.

2. Литературное направление

Стихотворение «Пророк» относится к романтическому литературному направлению.

3. Род

Стихотворение можно отнести к философской лирике.

4. Жанр

Жанр – лирическая исповедь. Это лирическое стихотворение, в котором прослеживаются библейские мотивы.

5. Проблематика

Автор пытается проанализировать извечную проблему противостояния духовного и низменного в человеческой натуре.

6. Тематика

В этом стихотворении можно видеть своеобразную перекличку с пушкинским «Пророком». Но пророк у Пушкина только готовится идти из пустыни к соплеменникам, чтобы «глаголом жечь сердца людей», в то время как лермонтовский герой изгоняется из сообщества и возвращается в пустыню.

Главная тема стихотворения Лермонтова – тема одиночества нестандартной личности в социуме, противостояние толпы и поэта-пророка. Не благодарность, а травля – вот цена за то, что он несёт людям свет правды, проповедует идеи добра и любви.

Существует мнение, что к написанию стихотворения «Пророк» Лермонтова подтолкнули беседы с В.Ф. Одоевским, с которым поэт подружился в последние годы своей жизни. Тема признания поэта и его творчества была одной из причин их разговоров и споров.

7. Идея

Лермонтов продолжает пушкинскую тему о роли и предназначении поэта, его признании обществом.

Также в противовес городу воспевается природа, как более комфортная среда для существования человека.

8. Пафос

Романтичные стихи Лермонтова чаще всего грустны и даже пессимистичны.

Здесь же эмоциональный фон произведения становится пафосно-трагическим. Невозможность выполнить свою миссию делает пророка глубоко несчастным.

Некоторые критики считали, что поэт предчувствовал свою скорую кончину и называли это стихотворение пророческим.

9. Система образов

Художественные образы представлены в классической традиции. Образ лирического героя произведения, одинокого пророка, противопоставляется образу враждебной толпы.

Образ природы передан описанием пустыни, которая более благосклонна к пророку, чем человеческое общество. Пустыня позволяет ему жить, и всякая тварь земная в ней покорна пророку, там даже звёзды слушают его проповеди, «лучами радостно играя».

10. Центральные персонажи

Лирический герой произведения – пророк, призванный обличать человеческие пороки. Он одинок и несчастен, поскольку его изгоняют из общества за то, что он говорит людям о тёмных сторонах их натуры.

Автор сочувствует своему герою, поскольку понимает значимость такой личности для оздоровления человеческой натуры и общества в целом.

Лирическому герою-одиночке противопоставляется собирательный образ его соплеменников – толпа, не признающая в нём пророка.

11. Лирический герой

Лирический герой – смертный, по воле Бога ставший пророком. Ему досталась неблагодарная роль, – роль человека, несущего людям правду, – за что подвергается насмешкам и преследованиям со стороны сообщества, которое не верит его пророчествам.

12. Сюжет

Перед нами исповедь страдающего человека, которого не принимает общество.

Если пушкинский герой, находясь в пустыне, ещё только в начале своего пути, то лирический герой стихотворения Лермонтова уже попытался выполнить свою миссию и, в результате, оказывается в пустыне, спасаясь от преследования соплеменников.

Находясь среди людей, он ещё более одинок, чем в пустыне. Его дар никому не нужен. Люди не приемлют его речей, они не хотят знать правды ни о себе, ни о мире. В их глазах он видит лишь «страницы злобы и порока», а за «правды чистые ученья» в него швыряют камни.

  • Пророк обретает покой лишь в пустыне, где ему покорна всякая тварь земная, а звёзды слушают его, «лучами радостно играя».
  • Если же случается ему снова попасть в город, он снова слышит в свой адрес насмешки и упрёки.
  • Глупец, хотел уверить нас,
    Что бог гласит его устами!
  • Его показывают детям, как образец неподобающего поведения.

Смотрите ж, дети, на него:
Как он угрюм и худ, и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!

13. Композиция

Произведение состоит из семи строф и композиционно делится на три части.

  • Из двух первых четверостиший читатель узнаёт о ниспосланном герою пророческом даре и о крайне негативной реакции толпы на его проповедь «любви и правды».
  • В двух следующих строфах показана его отшельническая жизнь в пустыне.
  • В трёх заключительных строфах описывается отношение толпы к пророку и то, как он выглядит в глазах своих современников.

14. Художественное своеобразие произведения

Стихотворение написано высоким стилем, который придаёт ему звучание библейской притчи. Чтобы добиться этого, поэт использует старославянскую и библейскую лексику: град, старцы, судия, всеведенье, уста, глава, очи, тварь земная, дар божий, пророк, завет и другие.

15. Размер, рифма, строфика

  1. «Пророк» написан четырёхстопным ямбом и пиррихиями.
  2. Поэт использует чередование мужской и женской рифм.
  3. В шести строфах используется перекрёстная рифмовка (АБАБ), в заключительном четверостишии – опоясывающая (АББА).
Читайте также:  Итоговое сочинение по направлению «Между прошлым и будущим» (пример)

16. Средства художественной выразительности

  • Эпитеты: “вечный судия”, “божья пища”, “самолюбивая улыбка”, “шумный град”, “нагой”.
  • Метафоры: “страницы злобы и порока”, “читать в очах”, “посыпать пеплом главу”.
  • Сравнение: “как птицы”
  • Олицетворение: «звёзды слушают…, лучами радостно играя”.
  • Антитеза: противопоставление поведения толпы и пророка.
  • Перифраза: “вечный судия”, “предвечный”.
  • В двух последних четверостишиях используется также инверсия.
  • Звукопись: использование взрывных согласных усиливает напряжённое звучание строф.

17. Значение произведения

Белинский подчёркивал значимость этого произведения, называя его одним из лучших в творческом багаже Лермонтова.

Невозможно не согласиться с его высокой оценкой стихотворения: «Какая глубина мысли, – писал критик, – какая страшная энергия выражения!»

18. Актуальность

Несомненна актуальность «Пророка» и в сегодняшнем мире.

Незаурядная личность, понимающая больше других, во все времена встречала если не враждебное, то холодное к себе отношение. Разным слоям населения, людям разных конфессий, или просто имеющим разный жизненный опыт порою нелегко находить общий язык. А непонимание часто порождает конфликты.

Многие и сейчас враждебно настроено к тем, кто, как лермонтовский пророк, имеет смелость говорить неприятную правду.

19. Моё отношение

Нельзя не восхищаться поэтом и его произведением. В сжатой форме лирического стихотворения поэт сумел нарисовать яркое художественное полотно, наполненное глубоким философским смыслом.

20. Чему учит произведение

«Пророк» учит нас прислушиваться к окружающим и пытаться их понять. Учит проявлять сочувствие и, в какой-то степени, учит также мужеству говорить правду, что не всегда удобно и легко.

Анализ стихотворения «Пророк» М. Ю. Лермонтов – Помощник для школьников Спринт-Олимпик.ру

Стихотворение «Пророк» М. Ю. Лермонтова изучается на уроках литературы в 9 классе, оно считается лучшим произведением поэта. В нашей статье вы найдёте полный и краткий анализ “Пророк” по плану.

Полный текст стихотворения «Пророк»

  • С тех пор как вечный судия
  • Мне дал всеведенье пророка,
  • В очах людей читаю я
  • Страницы злобы и порока.
  • Провозглашать я стал любви
  • И правды чистые ученья:
  • В меня все ближние мои
  • Бросали бешено каменья.
  • Посыпал пеплом я главу,
  • Из городов бежал я нищий,
  • И вот в пустыне я живу,
  • Как птицы, даром божьей пищи;
  • Завет предвечного храня,
  • Мне тварь покорна там земная;
  • И звезды слушают меня,
  • Лучами радостно играя.
  • Когда же через шумный град
  • Я пробираюсь торопливо,
  • То старцы детям говорят
  • С улыбкою самолюбивой:
  • «Смотрите: вот пример для вас!
  • Он горд был, не ужился с нами:
  • Глупец, хотел уверить нас,
  • Что бог гласит его устами!
  • Смотрите ж, дети, на него:
  • Как он угрюм, и худ, и бледен!
  • Смотрите, как он наг и беден,
  • Как презирают все его!»

Анализ стихотворения Лермонтова «Пророк»

Вариант 1

Дата создания одного из последних лермонтовских произведений совпадает с годом его гибели — 1841. В «Пророке» автор продолжает тему предназначения творческого дара, заданную “Пророком” Пушкина. Аллюзии на строки мастера очевидны: аналогичное заглавие, обилие церковнославянской лексики, узнаваемые христианские мотивы и образы.

Изначальная интертекстуальная связь с пушкинским творением избавляет лермонтовского лирического персонажа от обязанности подробно объяснять свое прошлое: он пережил подобное преображение. Вместе с необыкновенным даром прорицатель обрел и высшую цель — нести слово божественной правды в общество. Отношения поэта-провидца и социума становятся темой страстного монолога лермонтовского героя.

Благородный миссионер не всколыхнул людские сердца. Явив миру свой уникальный дар, герой столкнулся с завистью, «злобой» и «пороком».

Публика не только осталась глуха к речам о «любви и правде», но проявила «бешеную» агрессию в ответ на призывы. От персонажа отвернулись и незнакомые слушатели, и «все ближние».

Ситуация непонимания и неприятия развивалась довольно бурно: для ее моделирования оказалось достаточно двух начальных катренов поэтического текста.

Тема пророчества через страдания, изображаемая Лермонтовым, имеет конкретный ветхозаветный источник, книгу пророка Иеремии. Иудейский предсказатель полвека призывал свой народ к покаянию и исправлению, прошел через многочисленные испытания: его бросали в темницу, угрожали убийством.

Глухота общества обернулась тяжелыми последствиями — разрушением Иерусалима и потерей свободы. Под тяжестью испытаний и людского непонимания Иеремия однажды посмел усомниться в Боге и бросить свое дело. Однако он преодолел временную слабость и прошел скорбный путь прорицателя до конца.

Лермонтовский персонаж лишен запаса терпения и упорства, присущего ветхозаветному образу. Утратив надежду наладить отношения с обществом, пророк выбирает стезю отшельничества, становится «нищим», живущим подобно птицам небесным. Уходя из города в пустыню, он движется по вектору, прямо противоположному пушкинскому «коллеге», который направлялся от места преображения к людям.

Перед бегством пророк поступает, как древний иудей: посыпает голову пеплом. Обычай, который призван напомнить смертному о его грешной природе, на практике применялся в знак скорби, невосполнимой потери. Лишившись веры в людской разум, герой полностью отделяется от социума. Известный обряд — видимый знак отречения от общества.

Оказалось, что и в пустыне можно выполнять высокую миссию. Благодарными слушателями пророка-нищего становятся «тварь земная» и звезды. Знаковые детали — покорность зверей и радостная игра лучей света — служат отрадными свидетельствами понимания между прозорливцем и природой. Последняя оказывается ближе к божественному началу, чем общество людей.

Нет надежды, что в будущем социум найдет силы исправиться. Этой идее посвящено содержание трех финальных катренов. Слова самолюбивых стариков, обращенные к маленьким слушателям, полны оскорбительных оценок в адрес провидца.

Его обвиняют в гордости, неуживчивости, глупости. В портрете героя используются однородные краткие прилагательные с коннотациями бедности, неудачливости. Анафоры «смотрите» и «как» усиливают негативный эмоциональный заряд прямой речи.

Отвергнув Божьего посланника, общество обрекло себя на бесперспективное будущее, которое «иль пусто, иль темно».

Продолжив классическую тему, поэт решает ее в романтическом ключе, концентрируясь на противостоянии одинокого героя враждебному миру людей.

Вариант 2

Приступая к анализу произведения, нужно в первую очередь обратить внимание на время его создания. 1841 год, до гибели М. Ю. Лермонтова оставались считанные недели.

Несмотря на то, что поэт был достаточно молод, его уже тревожили вечные вопросы бытия, правды и смысла жизни.

Возможно, что этим стихотворением он продолжил начатый с кем-либо спор о предназначении поэтов, возможно, ещё раз убедился, что жребий их печален в этом мире.

Горечь в стихотворении ощущается с первой строфы: «в очах людей читаю я страницы злобы и порока». Обобщение «людей» (ведь по размеру строфы вполне можно было написать «иных») показывает, насколько сильно его разочарование в ближних своих. Дар предвиденья, полученный от «вечного судии», может оказаться проклятием.

Зная, что именно должно быть ценимо в земной жизни, пророк не может молчать. Но, говоря об этом знании, о настоящих ценностях, он подвергается гонениям. И проявляет слабость — уходит от людей.

В пустыне лирический герой находит мир: живёт, «как птица, даром Божьей пищи», его слушают звёзды и ему покорны твари земные. Но таков ли удел предназначен тому, кого небеса наделили даром предвиденья? Возможно, пророк понимает, что не таков, иначе зачем бы ему возвращаться в шумный град, пусть он и «пробирается по нему торопливо». Но злобная критика, осмеяние вновь побеждают его.

Из семи строф стихотворения только одна, четвёртая, не проникнута горьким чувством. Во всех остальных есть слова, ударяющие словно плетью: «злоба», «бросали каменья», «бежал я нищий», «самолюбиво», «глупец». А последняя строфа полностью состоит из порицания: «угрюм, худ, бледен», «наг и беден», «презирают все его».

Горечь лирического достигает здесь своего апогея, и то, что стихотворение обрывается на высказывании самодовольного старца, не даёт никакой надежды на изменение отношения к пророку.

Это же подчёркивается и преемственностью поколений: «старцы детям говорят», то есть из года в год на поэтов (пророков) смотрят и будут смотреть, как на отверженных.

Поэтому после прочтения стихотворения остаётся впечатление полной безнадёжности.

Написанное четырёхстопным ямбом, произведение насыщено устаревшими словами и формами: «судия», «в очах», «главу», «град». Это придаёт словам пророка торжественность, вызывая ассоциации со священными текстами. Тем большее складывается впечатление, что ясновидение не обманывает лирического героя, и жизнь земная останется такой же бездуховной, и пророческий голос не будет услышан людьми.

Лермонтов, и всегда склонный к меланхолии, в этом стихотворении отчётливо выражает неверие в лучший мир на земле. Сравнивая себя с пророком, он приписывает и себе гонения и непонимание окружающих. И остаётся в уверенности, что любого поэта — настоящего поэта — постигнет та же участь.

Вариант 3

Начиная с 1836 г. тема поэзии получает в творчестве Лермонтова новое звучание. Он создает целый цикл стихов, в которых высказывает свое поэтическое кредо, свою развернутую идейно-художественную программу.

Читайте также:  Мое любимое стихотворение серебряного века

Это «Кинжал» (1838 г.), «Поэт» (1838 г.), «Не верь себе» (1839 г.), «Журналист, Читатель и Писатель» (1840 г.

) и, наконец, «Пророк» – одно из последних и наиболее значительных стихотворений Лермонтова, завершающее в его творчестве тему поэта.

Метафорическое изображение поэта-гражданина в образе пророка характерно для декабристской поэзии. Та же метафора развертывается в одноименном стихотворении А. С. Пушкина, полемическим ответом на которое в известной мере явился стихотворение Лермонтова.

В стихотворении «Пророк» свое развитие «пушкинской» темы Лермонтов подчеркнуто начинает именно с того момента, на котором остановился его предшественник: «С тех пор, как вечный судия Мне дал всеведенье пророка…». И вот показывает Лермонтов судьбу того, кто, вняв «гласу бога», явился в мир «глаголом жечь сердца людей»: «В меня все ближние мои Бросали бешено каменья».

В стихотворении «Пророк» звучит протест против непонимания поэта обществом. Лермонтов рассказывает о том, какова оказалась судьба поэта-пророка: его обличительные речи и высокие призывы встретили враждебное отношение со стороны людей, погрязших в «злобе и пороке». Жажда свободы и ее непостижимость – важная тема лирики Лермонтова.

«Пророк» – последняя капля в чаше его страданий. Если пушкинское последние стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» устремлено в будущее, то лермонтовский «Пророк» полон отчаяния, в нем нет надежды на признание потомков, нет уверенности в том, что годы труда не пропали даром.

Осмеянный, презираемый пророк – вот лермонтовское продолжение и опровержение строк Пушкина:

  1. Восстань, пророк, и виждь, и внемли, 
  2. Исполнись волею моей, 
  3. И, обходя моря и земли, 
  4. Глаголом жги сердца людей. 
  5. Лермонтовскому «Пророку» внемлет лишь мирная, незнающая людских пророков природа («И звезды слушают меня, Лучами радостно играя»), «шумный град» же встречает его насмешками «самолюбивой» пошлости, неспособной понять высокое аскетическое инакомыслие.

В соответствии со всем духом творчества Лермонтова тема «Пророка» раскрывается как трагическая. Она весьма многогранна: это и образ общества враждебного «любви и правде», и образ страдающей в таком обществе свободной творческой личности, и мотив трагичной разобщенности интеллигенции и народа, их взаимного непонимания.

Белинский относил «Пророка» к лучшим созданиям Лермонтова: «Какая глубина мысли, какая страшная энергия выражения! Таких стихов долго, долго не дождаться России!…».

Вариант 4

Знаменитое стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Пророк», написанное в год его гибели в 1841 году, является одним из последних творений, которые создал поэт перед тем, как уйти с этого мира.

Произведение несет в себе глубокий смысл, который обнажает людские сердца и будоражит мысли. Несмотря ни на что, для любого живого на первом месте будут искренние эмоции и то, что человек чувствует.

Каждая личность индивидуальна и невозможно угадать то, что творится в голове у другого.

В стихотворении хорошо прослеживается тема противопоставления добра и зла, что человек, утопая в собственном негативе может не видеть и не замечать то хорошее, что может происходить вокруг даже по отношению к нему самому. Пророк старался внести в этот мир добро, понимание, любовь, сочувствие к другим, но в мире, где в каждом живет зло – это довольно-таки трудно сделать.

Жанр произведения «Пророк» можно отнести к исповеди, которая плавно перетекает в лирику, также Лермонтов М.Ю. склоняется к библейскому мотиву. Борьба поэта с толпой, вот основная тема стихотворения.

По структуре композиции произведения, «Пророка» можно разделить на три части. В первой описывается жизнь главного героя с людьми, которые пытаются выжить его. Во второй части пророк пребывает в пустыне, где ему комфортно и гармонично живется в отдалении от зла и людей.

Третья часть снова возвращает читателя и главного персонажа к чувству ненависти, презрения.

В первой и второй части прослеживается противоположность окружающей обстановки, природа противопоставляется с людьми, а третья часть несет поражение пророка в донесении добра до общества.

В произведении используется такое понятие, как четырехстопный ямб, куда поэт вставляет различные средства художественной выразительности.

Анализ стихотворения «Пророк» (М.Ю. Лермонтов)

Михаил Юрьевич пережил смутное время после подавления восстания декабристов. Это отразилось в его стихах, пронизанных трагизмом, безысходностью, тоской. Многие из его современников считали его трагическим поэтом. В течение жизни он, то приближался к Богу, то отдалялся от него.

В душе его велась борьба двух начал. Чаще победу одерживало бунтарское, трагическое, порой даже злое направление. Он знакомо всем по образам Печорина, Мцыри, Демона. Другой Лермонтов предстаёт перед нами с летящим по небу ангелом, с внемлющей богу пустыней.

В жизни он нередко конфликтовал, не находил общего языка с собеседниками. Возможно, за этим он пытался скрыть свою ранимость и впечатлительность. Ведь внутренне он был одинок и чужд окружающему миру. Собственное поэтическое кредо автор высказывает во многих стихах.

Среди них: «Кинжал», «Не верь себе», «Поэт».

В некоторых произведениях поэта есть пророческие мотивы. Например, в «Предсказании » ещё в 15 лет он предрёк России революцию и гражданскую войну. А в одной из поздних работ «Сон» предсказал собственную гибель. Анна Ахматова говорила, что слово слушается Лермонтова, словно змея заклинателя.

При жизни он выпустил всего один сборник стихов, включающий и две поэмы. В романе «Герой нашего времени» причинами болезни века назвал он безверие, порочность, равнодушие. 28 июля 1841 года близ Пятигорска поэт был убит на дуэли.

Среди последних его стихов «Утёс», «Выхожу один я на дорогу», «Пророк». «Пророк» — одно из последних произведений, символическое прощание поэта В стихотворении совершается преображение поэта, обретение им дара прорицания.

Донесение божественной правды до народа и общества стало его высшей целью.

Пророк

С тех пор как вечный судия Мне дал всеведенье пророка, В очах людей читаю я Страницы злобы и порока.

Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья: В меня все ближние мои Бросали бешено каменья.

  Прекрасная Дама в лирике Александра Блока

  • Посыпал пеплом я главу, Из городов бежал я нищий, И вот в пустыне я живу, Как птицы, даром божьей пищи;
  • Завет предвечного храня, Мне тварь покорна там земная; И звезды слушают меня, Лучами радостно играя.
  • Когда же через шумный град Я пробираюсь торопливо, То старцы детям говорят С улыбкою самолюбивой:

«Смотрите: вот пример для вас! Он горд был, не ужился с нами: Глупец, хотел уверить нас, Что бог гласит его устами!

Смотрите ж, дети, на него: Как он угрюм, и худ, и бледен! Смотрите, как он наг и беден, Как презирают все его!»

Анализ Стихотворения Лермонтова «Пророк» №3

Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «Пророк» был написано М.Ю. Лермонтовым в 1841 году. Это последнее произведение поэта. Впервые оно было напечатано в 1844 году.

Основная тема «Пророка» — противостояние поэта и толпы. Жанр его — лирическая исповедь, также в произведении есть черты библейской легенды (сюжет Лермонтова основан на книге Пророка Иеремии).

В этом произведении Лермонтов продолжает тему пушкинс­кого пророка, недаром он начинает свое стихотворение с пуш­кинской концовки: «С тех пор, как вечный судия Мне дал всеведенье пророка. ». Пушкин в своем «Пророке» аллегорически изобразил преображение духовного облика человека в борьбе со своими собственными пороками.

Лермонтов показывает уже преображенного героя, лермонтовский «Пророк» — как будто продолжение пушкинского сюжета, однако продолжение, ли­шенное пушкинского оптимизма.

У Пушкина поэт, находясь в одиночестве, готовится к служению людям — у Лермонтова про­рок изображен уже среди людей, в обществе, и основной акцент сделан уже не на внутреннем, а на внешнем конфликте — конф­ликте достойного, мыслящего человека со средой.

Пушкин в сво­ем стихотворении утверждает огромный потенциал духовно бо­гатой личности, человека, победившего собственные пороки. Лермонтов же считает, что талантливый, достойный человек об­речен на конфликт с обществом, и лишь в природе герой нахо­дит созвучие своим чувствам и мыслям.

Таким образом, движение пушкинского и лермонтовского героев полностью противоположно. Если пушкинский пророк из «пустыни мрачной» движется к людям, то герой Лермонтова уходит от людей в пустыню.

Анализируя композицию, в стихотворении мы можем выде­лить три части. Первая часть — описание жизни пророка среди людей, гонений, которые устраивали на него окружающие. Вто­рая часть — описание гармоничного, благодатного существова­ния героя в пустыне.

Первая и вторая часть контрастны по свое­му настроению — миру людей автор противопоставляет мир при­роды. В третьей части вновь описан «шумный град», чувство пре­зрения, которое испытывают к пророку «старцы».

Читайте также:  Краткая биография Ф.И. Тютчева: жизнь и особенности творчества автора

В третьей же части утверждается невозможность для героя донести свои пророчества людям:

  1. Глупец, хотел уверить нас,
  2. Что бог гласит его устами!
  3. Таким образом, стихотворение имеет кольцевую компо­зицию.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом.

Поэт ис­пользует различные средства художественной выразительности: эпитеты («чистые ученья», «шумный град», «с улыбкою самолю­бивой»), метафору («В очах людей читаю я Страницы злобы и порока»), сравнение («И вот в пустыне я живу, Как птицы, даром божьей пищи»), анафору (шестая и седьмая строфа), инверсию («Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья»). Мы находим библейские слова, выражения высокого стиля — «про­рок», «очи», «завет», «тварь земная», «вечный судия», — придаю­щие речи торжественность, взволнованные интонации.

Произведение имеет большое значение для творчества М.Ю. Лермонтова. Оно раскрывает его мысли о высокой миссии по­эта, показывает обреченность свободной творческой личности в этом мире. В.Г. Белинский относил это стихотворение к луч­шим творениям Лермонтова: «Какая глубина мысли, какая страшная энергия выражения! Таких стихов долго, долго не дож­даться России!…».

История написания

«Пророк» анализ стихотворения Лермонтова по плану кратко – история создания, идея, средства выразительности

Стихотворение “Пророк” М. Ю. Лермонтова изучается на уроках литературы в 9 классе, оно считается одним из лучших произведений поэта. В стихотворении поднимается тема поэта и общества, при этом она связана с библейским сюжетом о пророке Иеремии. Полный и краткий анализ “Пророк” по плану поможет при подготовке к урокам.

  • Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории
  • Кучминой Надеждой Владимировной.
  • Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

  «Смерть поэта» – анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Пророк.История создания – написано в последний год жизни Лермонтова (между маем и июлем 1841 года).

Тема – участь поэта быть непонятым, толпа и поэт.

Композиция – эта лирическая исповедь написана от первого лица, состоит из 7 строф.

Жанр – лирическое стихотворение-исповедь. В нём подытожена тема поэта и толпы, чётко прослеживаются библейские мотивы.

  1. Стихотворный размер – четырёхстопный ямб, с перекрёстной рифмовкой.
  2. Метафоры – “страницы злобы и порока”, “читать в очах”.
  3. Эпитеты – “божья пища”, “вечный судия”, “самолюбивая улыбка”, “шумный град”.
  4. Перифраза – “вечный судия”, “предвечный”.

Два разных пророка

В произведении автор рассуждает на тему предназначения поэтического таланта, так близкую и А.С. Пушкину. Ясно просматривается аналогия с его стихотворением с подобным названием. Пересекаются также изобилующие образы христианства, обращение к церковнославянской лексике. В своём творении Михаил Юрьевич не только развивает идею, поднятую Пушкиным А.С.

, но и вступает с ним в своеобразный спор, в котором высказывается по отношению к происходящему более пессимистично. Лермонтовский пророк одинок и затравлен. Его удел – непонимание. Ведь правда его осуждала крепостничество и самодержавие. И финал у Лермонтова трагичен, характеризуется отсутствием надежды на взаимопонимание между поэтом – пророком и обществом.

Всё стихотворение Лермонтова пронизано мотивами гордого одиночества. Спокойствие и самоутверждение ждёт его лишь в пустыне. Тема судьбы обречённого поэта нитью проходит через всё стихотворение. В нём боль, разочарование в ближних людях и обществе в целом.

История создания

Анализ стихотворения «Пророк» (М.Ю. Лермонтов)

Выполняя анализ стихотворения «Пророк» (М.Ю. Лермонтов), стоит обратиться к дате его создания. Таким образом читателю легче понять несколько мрачное настроение лирического героя.

«Пророк» можно считать своеобразным итогом целого ряда стихотворений, которые стали отражением перемен в мировоззрении поэта. Эти перемены связаны, прежде всего, с отношением власти ко всем инакомыслящим после декабристского восстания на Сенатской площади. Да и настроения в обществе изменились настолько, что с бунтарями многие боялись поддерживать связь.

Лермонтов же никогда не чувствовал себя причастным к толпе, но с 1836 года чувство отчуждения особенно обострилось. Поэтому все чаще и громче звучит тема одиночества в стихах молодого поэта, а тема поэта и поэзии, наконец, обретает характерные лермонтовские черты.

Поэт тяжело переживает нравственные изменения в обществе. Он категорически отказывается принимать запреты на правду. Ему чуждо желание многих писателей подчиниться и стать угодным власти, иными словами, продать себя.

Но если в предыдущих стихотворениях еще читается призыв к поэтам опомниться, очнуться ото сна, то в «Пророке» Лермонтов теряет всякую надежду на какие-либо изменения. И не в силах принять новую реальность, он предпочитает стать отшельником, но остаться верным себе.

Именно в этом заключается идея стихотворения.

Все стихотворение пронизано мрачными нотами разочарования. Но в то же время мы видим и четкую позицию автора. У стихотворения даже есть сюжетная линия, которая объясняет причины его выбора. И в этом Лермонтова можно считать последователем его кумира Пушкина. Вот только пушкинский пророк стремился «глаголом жечь сердца людей».

Пророк Лермонтова также признает, что его дар дан ему свыше, но он оказался не нужен людям, и потому он выбирает скитание по пустыне, нежели терпеть камни, летящие от ближнего. Он нашел радость в том, что его слушают звезды и всякая тварь покорна ему.

А вот злая толпа продолжала презирать его даже после этого, обвиняя в гордыни, называя его глупцом.

Характерно и то в строении произведения, что композиция кольцевая. Все начинается с презрения и изгнания и заканчивается стихотворение тем же. В этом читается безысходность, отчаяние лирического героя, который уже давно не ищет от людей одобрения его дара. Но даже в одиночестве он не может найти покоя. Он вечный странник, вынужденный скитаться в пустыне.

Все творчество Лермонтова относится к эпохе романтизма. Поэтому, наверное, так пронзительны и остры его стихи. И возможно, есть в его противостоянии с толпой некоторая гордыня, ведь Лермонтов, как истинный сын романтизма, считал себя посланником божьим на земле, пророком, который должен нести правду людям. Но принесло ли это счастье поэту?

Нет, не найдет читатель у Лермонтова горящих глаз от возможности говорить с людьми. А его пророк получил жестокое наказание за горькую правду. А может быть, это дар пророка позволил увидеть поэту в глазах людей злобу и порок, чего не сможет заметить простой смертный человек? Так пишет об этом автор:

  • С тех пор как вечный судия
  • Мне дал всеведенье пророка,
  • В очах людей читаю я
  • Страницы злобы и порока.

Лирический герой посыпает голову пеплом в знак великой скорби. О чем он скорбит? Возможно, о том, что его дар, данный ему богом, оказался не нужен на земле, а может быть, он жалеет людей, не желающих знать правду, жить по законам нравственности и духовности.

Лирические герой мог бы остаться среди топы, если бы убаюкал их сладкой ложью, вот только честь была ему дороже признания.

И все-таки к концу стихотворения отчаяние и чувство безысходности сменяются смирением и прощением толпы. Об этом нам говорит образ нищего странника.

Он не ропщет на толпу, не злится на нее – он прощает людей, как прощают маленького ребенка, еще не научившегося отличать добро от зла. Так и Лермонтов к моменту написания стихотворения уже не ищет справедливости, не призывает никого быть честным перед самим собой.

В этот период он пишет особенно глубокие и, как отмечают многие литературоведы, пророческие стихи, как будто чувствует скорый уход.

Нужное настроение в стихотворении Лермонтову помогают передать средства художественной выразительности. В первую очередь, стоит отметить сравнения автора с нищим и пророком. Метафора «в очах людей читаю я…» очень эмоционально передает душевное состояние лирического героя, и, кажется, что он и правда пророк, умеющий читать по взглядам людей.

Но лучше всего передается идея стихотворения посредством возвышенной лексики. И в то же время автор не жалеет слов для выражения отношения толпы к пророку: «глупец», «угрюм, и худ, и беден». Поэт достаточно в грубой форме выражает голос толпы, и в этом, так или иначе, читается противопоставление его «чистым» намерениям.

В «Пророке» Лермонтова есть общее с одноименным стихотворением Пушкина. Лермонтова можно считать последователем своего кумира. И даже четырехстопный ямб напоминает нам стихи Александра Сергеевича.

Но возможно, время Лермонтову выпало иное, ведь так и не смог поэт при жизни стать любимцем народа.

Но несмотря на это образ поэта в этом стихотворении цельный, сложившийся, но, к сожалению, его дар стал для него наказанием.

Ссылка на основную публикацию