Анализ стихотворения «Полюбил бы я зиму…» («Снег» И. Ф. Анненский)

Анализ стихотворения «Полюбил бы я зиму…» («Снег» И. Ф. Анненский)

СНЕГИннокентий Анненский
 
Полюбил бы я зиму,
Да обуза тяжка…
От неё даже дыму
Не уйти в облака.

 
Эта резанность линий,
Этот грузный полёт,
Этот нищенский синий
И заплаканный лёд!
 
Но люблю ослабелый
От заоблачных нег —
То сверкающе белый,
То сиреневый снег…
 
И особенно талый,
Когда, выси открыв,
Он ложится усталый
На скользящий обрыв,
 
Точно стада в тумане
Непорочные сны —
На томительной грани

Всесожженья весны.

Из цикла «Трилистник ледяной»

Анализ стихотворения «Полюбил бы я зиму…» («Снег» И. Ф. Анненский)

Анализ стихотворения Анненского «Снег» 1 вариант

Практически у каждого поэта есть свое любимое время года, которое ассоциируется с наиболее приятными воспоминаниями или же знаковыми событиями в жизни.

Таким периодом для русского поэта Иннокентия Анненского была зима, которую автор неразрывно связывал не только с праздниками, но и с очищением земли, которая словно бы по мановению волшебной палочки может преобразиться за несколько часов, укутавшись в роскошную белую шаль.

Однако в свою последнюю зиму, чувствуя приближение смерти, Иннокентий Анненский написал весьма противоречивое стихотворение «Снег», в котором провел параллель между зимой и финалом жизни, указав, что именно в это время года мир впадает в тяжелую дрему. И далеко не каждому будет суждено дождаться пробуждения.

 
Говорят, что поэты обладают повышенной интуицией, поэтому могут предсказывать будущее. Видимо, Иннокентий Анненский чувствовал, что с каждой снежинкой, которая падала на землю в декабре 1909 года, судьба отмеряет часы его жизни.

Их он посвятил созданию одно из самых известных своих произведений, которое впоследствии вошло в посмертный сборник, изданный друзьями. О том, насколько важно было для поэта стихотворение «Снег», свидетельствует и тот факт, что после трагической смерти в бумагах поэта было найдено пять различных версий этого произведения.

Но лишь одна из них, которую автор посчитал наиболее значимой и удачной, была помещена в специальную папку для публикации.
 

О чем же это стихотворение? В первую очередь о том, что автор устал нести свой крест, и уже не может так же, как и прежде, радоваться жизни, получая удовольствие от созерцания снегопада, скрывающего грязь и неприглядность окружающего мира. Автор пишет о том, что он с радостью полюбил бы зиму, «да обуза тяжка».

Он понимает, что снежное убранство – это всего лишь временная маскировка, и за ней невозможно полностью скрыть все то, чего не хочется видеть.

То же самое происходит и в душе поэта, который мечтает избавиться от тяжелых воспоминаний, думая о приятном, но при этом осознает – жизнь прожита, и как бы теперь он не пытался ее приукрасить в собственных воспоминаниях, это по сути, уже ничего не изменит.

 

Преображающийся мир за окном собственного имения кажется Анненскому убогим и непривлекательным. «Резанность линий», «нищенский лед», блеск которого лишь издали можно принять за сверкание драгоценных камней, отливающий сиреневой снег, холодный и безучастный – все это вызывает в душе поэта волну противоречивых чувств.

С одной стороны, он все еще любит зиму с ее морозом и пронизывающим холодом.

Но, с другой стороны, видит, что такое преклонение перед обычной сменой времен года – очередная попытка уйди от самого себя, спрятаться в иллюзорном мире, который рано или поздно рассыплется на тысячи мелких осколков, оставив в душе чувство горечи и разочарования.

 

В то же время поэт признается, что зима для него действительно является любимым временем года. Однако особенно трепетно он относится к тому периоду преображения природы, когда мягкий и уже начинающий таять снег «ложится усталый на скользящий обрыв». Анненский боготворит зиму за то, что она является предвестницей весны и дарит ему «непорочные сны», наполненные грезами, мечтами и надеждами.

Но все же поэт понимает, насколько хрупкой является грань между настоящим и будущим, заглянуть в которое по силам далеко не каждому. И это осознание словно бы подводит черту под иллюзорностью бытия каждого человека, жизнь которого соткана из череды зим и весен, однако далеко не всем дано увидеть, как природа пробуждается от зимней спячки и преображается под ласковыми лучами теплого солнца.

Ещё по теме:  Иннокентий Анненский ~ Смычок и струны

Анализ стихотворения «Снег» Анненского 2 вариант

Стихотворение «Снег» Иннокентия Федоровича Анненского – образец русской философской лирики начала XX века, переходного периода от символизма к акмеизму. «Снег» вошел в посмертный сборник поэта, изданный его сыном. Стихотворение написано в 1909 году. К этому времени И. Анненский был автором всего одного прижизненного сборника стихов.

После неприятностей по службе в 1906 году поэт покинул должность директора Царскосельской гимназии, стал инспектором учебного округа, однако за месяц до смерти подал прошение об отставке. Последние месяцы его жизни были омрачены отсрочкой в публикации его новых стихов. В декабре 1909 года на улице, возвращаясь с работы, он скоропостижно скончался от инфаркта в возрасте 54 лет.

«Снег» по жанру — пейзажная лирика с философскими мотивами. Его размер — двухстопный анапест с перекрестной рифмой. В стихотворении 5 строф, по композиции оно делится на 2 части.

В первой части описывается зима, символ умирающего мира, бесприютности, нищеты, тоски. Во второй поэт смягчается и с теплотой отзывается о снеге, который ему даже чуть жаль: ведь грядет весна. Интересно, что весна у него ассоциируется не только с расцветом, но и со «всесожженьем» всего отжившего, былого.

В нем можно увидеть своеобразную перекличку со стихотворением «Осень» А. Пушкина, где тот объясняет, за что не любит, например, лето и весну. Лирический герой — сам автор.

«Снег» не стоит принимать за прощальное стихотворение поэта, размышления о жизни и смерти в нем типичны для поэзии И. Анненского, созданы в русле традиции Ф. Тютчева.

Эпитеты оригинальны: грузный полет, нищенский лед, ослабелый и усталый снег. Сравнение: точно стада в тумане сны. Восклицание: этот лед! Встречается анафора: этот грузный, этот нищенский; то сверкающе, то сиреневый. Цветопись снега: синий, белый, сиреневый. Олицетворение: снег усталый, ложится.

Устаревшие слова: томительной, ослабелый, заоблачных нег. Разговорное слово: обуза. Рядом с ним — союз «да» в значении «но». Инверсия: полюбил бы я. Многоточия как бы подчеркивают, что поэту трудно говорить. Обращает на себя внимание лексика: резанность. Дважды употребляет поэт слова: полюбил, люблю.

Это придает стихотворению более личный и резкий оттенок.

Ещё по теме:  Иннокентий Анненский ~ Две любви (+ Анализ)

Стихотворение «Снег» Иннокентия Анненского — и дань классической поэзии XIX века, и одна из вершин Серебряного века. Остались пять редакций этого произведения, что говорит о том, насколько дорого и созвучно оно было самому поэту в его последний год жизни.

Анализ стихотворения «Снег» Анненского 3 вариант

Несмотря на то, что зима была любимым временем года И. Анненского, стихотворение “Снег” наполнено печалью. И краткий анализ “Снега” по плану поможет понять, почему. Это образец пейзажной лирики с философскими мотивами начала XX века. Анализ можно использовать при подготовке к уроку литературы в 7 классе.

Краткий анализ

История создания

Иннокентий Фёдорович Анненский. «Снег» . Обсуждение на LiveInternet

Краткий анализ

История создания – стихотворение было написано незадолго до смерти поэта, в декабре 1909 года. Опубликовано уже после его кончины, в 1910-м.Тема стихотворения – зима как конец жизни, это время, которое избавляет от иллюзий.

Композиция – произведение делится на две части. В первой Иннокентий Анненский говорит о зиме как о времени года, которое его тяготит. Вторая часть посвящена предчувствию весны.

Жанр – пейзажно-философская лирика.

Стихотворный размер – анапест с перекрестной рифмовкой.

  Краткая история создания романа «Евгений Онегин» Пушкина

  • Эпитеты – “грузный полет”, “нищенский синий и заплаканный лед”, “ослабелый сиреневый снег”, “непорочные сны”.
  • Метафоры – “дыму не уйти в облака”, “выси открыв”, “снег ложится на обрыв”.
  • Сравнение – “точно стада в тумане непорочные сны“.

Анализ стихотворения Анненского «Снег»

В поэзии Анненского удивительным образом сливается реальный мир, глубокое интеллектуальное осмысление окружающего, эмоциональное восприятие. Реальность, интеллект и эмоции переплетаются самыми причудливыми и каждый раз новыми способами в том неповторимом изысканном стиле, который был присущ только Анненскому.

Стихотворение состоит из 5 строф. Размер-анапест. Стопа: трехсложная, с ударением на третьем слоге. Рифмовка-перекрестная.

  1. У Анненского особая символика цвета: синева льда сцеплена с нищенством, нищенский — потому и заплаканный, но лед заплакан, вероятно, еще и потому, что местами подтаял и на нем проступает вода.
  2. Анафора — это (единоначатие) повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание.
  3. Этот грузный полет,
  4. Этот нищенский синий
  5. То сверкающе белый,
  6. То сиреневый снег.

Эпитет — это слово, определяющее предмет или действие и подчеркивающее в них какое — либо характерное свойство, качество. Снег-талый, усталый, сиреневый.

Этот нищенский синий И заплаканный лед!

История создания

Иннокентий Анненский всегда любил зиму, но в 1909 году она стала для него символом увядания, символом того, что жизнь давит на плечи невыносимым грузом. Поэт сильно болел и, очевидно, предчувствовал свою смерть.

Он написал пять вариантов стихотворения “Снег”, история создания которого тесно связана с его мыслями о предстоящей кончине, но только один из них попал в папку произведений, который он хотел бы напечатать.

Достали его оттуда уже друзья поэта, в 1910 году опубликовавшие посмертный сборник его стихотворений.

История написания

Иннокентий Анненский всегда славил зиму в своих стихах так, что невозможно было не полюбить это чудеснейшее время года с его снегами, прерывистыми ветрами, морозными узорами, дремотностью природы, красным закатом.

Холодная пора 1909 года стала для автора последней в его жизни, что нагоняло на поэта особую тоску. Зима становилась для него непереносимым грузом, ведь Анненский серьезно болел и предчувствовал свою скорую кончину.

Читайте также:  Образ Пугачёва в произведениях Пушкина и Есенина

Им было написано пять вариантов стиха, история которого взаимосвязана с мыслями о смерти, о том, как идеал в виде любимой поры года становится роком в его судьбе.

Лишь один вариант стихотворения попал в сборник и на публикацию. Самый хороший из них Иннокентий Федорович поместил в отдельную папку.

Опубликован посмертный сборник Анненского был благодаря друзьям, решившим почтить так память гениального поэта.

Тема

Тема стихотворения – конец жизни и зима, которая напоминает автору об этом конце. Поэт описывает чувства, которые он испытывает в связи с тем, что прожито уже много лет и жизнь подошла к закату.

Он устал и нести свой крест, и даже радоваться зиме, которая когда-то была его любимой порой в году. Анненский видит, что преклонение перед природой, радость от смены времен года – это всего лишь иллюзорна попытка человека уйти в выдуманный мир.

И все же он любит этот мир и вспоминает о нем с ностальгией.

LiveInternetLiveInternet

  • Иннокентий Фёдорович Анненский
  • Полюбил бы я зиму, Да обуза тяжка… От нее даже дыму Не уйти в облака.
  • Эта резанность линий, Этот грузный полет, Этот нищенский синий И заплаканный лед!
  • Но люблю ослабелый От заоблачных нег — То сверкающе белый, То сиреневый снег…
  • И особенно талый, Когда, выси открыв, Он ложится усталый На скользящий обрыв,
  • Точно стада в тумане Непорочные сны — На томительной грани Всесожженья весны.

Практически у каждого поэта есть свое любимое время года, которое ассоциируется с наиболее приятными воспоминаниями или же знаковыми событиями в жизни. Таким периодом для русского поэта Иннокентия Анненского была зима, которую автор неразрывно связывал не только с праздниками, но и с очищением земли, которая словно бы по мановению волшебной палочки может преобразиться за несколько часов, укутавшись в роскошную белую шаль.

Однако в свою последнюю зиму, чувствуя приближение смерти, Иннокентий Анненский написал весьма противоречивое стихотворение «Снег», в котором провел параллель между зимой и финалом жизни, указав, что именно в это время года мир впадает в тяжелую дрему. И далеко не каждому будет суждено дождаться пробуждения.

Говорят, что поэты обладают повышенной интуицией, поэтому могут предсказывать будущее. Видимо, Иннокентий Анненский чувствовал, что с каждой снежинкой, которая падала на землю в декабре 1909 года, судьба отмеряет часы его жизни.

Их он посвятил созданию одному из самых известных своих произведений, которое впоследствии вошло в посмертный сборник, изданный друзьями. О том, насколько важно было для поэта стихотворение «Снег», свидетельствует и тот факт, что после трагической смерти в бумагах поэта было найдено пять различных версий этого произведения.

Но лишь одна из них, которую автор посчитал наиболее значимой и удачной, была помещена в специальную папку для публикации.

О чем же это стихотворение? В первую очередь о том, что автор устал нести свой крест, и уже не может так же, как и прежде, радоваться жизни, получая удовольствие от созерцания снегопада, скрывающего грязь и неприглядность окружающего мира. Автор пишет о том, что он с радостью полюбил бы зиму, «да обуза тяжка».

Он понимает, что снежное убранство – это всего лишь временная маскировка, и за ней невозможно полностью скрыть все то, чего не хочется видеть.

То же самое происходит и в душе поэта, который мечтает избавиться от тяжелых воспоминаний, думая о приятном, но при этом осознает – жизнь прожита, и как бы теперь он не пытался ее приукрасить в собственных воспоминаниях, это по сути, уже ничего не изменит.

Преображающийся мир за окном собственного имения кажется Анненскому убогим и непривлекательным. «Резанность линий», «нищенский лед», блеск которого лишь издали можно принять за сверкание драгоценных камней, отливающий сиреневой снег, холодный и безучастный – все это вызывает в душе поэта волну противоречивых чувств.

С одной стороны, он все еще любит зиму с ее морозом и пронизывающим холодом.

Но, с другой стороны, видит, что такое преклонение перед обычной сменой времен года – очередная попытка уйди от самого себя, спрятаться в иллюзорном мире, который рано или поздно рассыплется на тысячи мелких осколков, оставив в душе чувство горечи и разочарования.

В то же время поэт признается, что зима для него действительно является любимым временем года. Однако особенно трепетно он относится к тому периоду преображения природы, когда мягкий и уже начинающий таять снег «ложится усталый на скользящий обрыв». Анненский боготворит зиму за то, что она является предвестницей весны и дарит ему «непорочные сны», наполненные грезами, мечтами и надеждами.

Но все же поэт понимает, насколько хрупкой является грань между настоящим и будущим, заглянуть в которое по силам далеко не каждому. И это осознание словно бы подводит черту под иллюзорностью бытия каждого человека, жизнь которого соткана из череды зим и весен, однако далеко не всем дано увидеть, как природа пробуждается от зимней спячки и преображается под ласковыми лучами теплого солнца.

pishi-stihi.ru

Средства выразительности

Эмоциональная наполненность стихотворения очень высока. Чтобы передать свои чувства, Анненский использует многочисленные тропы. Эти средства выразительности помогают ему выполнить художественную задачу. В стихотворении “Снег” встречаются:

  • Эпитеты – “грузный полет”, “нищенский синий и заплаканный лед”, “ослабелый сиреневый снег”, “непорочные сны”.
  • Метафоры – “дыму не уйти в облака”, “выси открыв”, “снег ложится на обрыв”.
  • Сравнение – “точно стада в тумане непорочные сны”.

Благодаря этим тропам поэт смог передать, как ярко он ощущает хрупкую грань между настоящим и будущим, перешагнуть которую не всем суждено. Очевидно, сам он хотел бы увидеть пробуждение природы, но понимает, что этого не случится.

Анализ стихотворения Иннокентия Анненского «Снег»

10 февраля 2016

Во многих источниках указано, что для Иннокентия Федоровича Анненского зима была любимым временем года, она ассоциировалась у него с новизной и чистотой этого мира. С тем, что человечество хотя бы на краткий миг познает девственную красоту этого мира.

Но откуда тогда такие грустные, траурные стихи, преисполненные горечи и утомления? Почему зима для поэта стала тяжкой обузой, от которой не то, что человеку, даже дыму не уйти в облака?

Однако данное стихотворение автор написал на исходе жизни в свою последнюю зиму в декабре 1909 года. Благодаря высшей интуиции, которой часто наделены гении и поэты, Иннокентий Анненский предчувствовал свою смерть.

Оттого и стала зимняя пора для него тяжким грузом, от которого не уйти, не сбежать. То время, которое раньше поэт считал порой перерождения всего живого на земле, стало его временем гибели.

Для больного Анненского холод и снег были тяжелым препятствием для выхода на улицу. Это стихотворение он сложил, глядя, как за окном падает первый снег. И нет в нем больше будущего для поэта.

Иннокентий Федорович остался наедине со своим прошлым, тяжелыми мыслями, он устал от жизни и снежный покров не приносил ему более радости и мимолетного ощущения гармонии в окружающем мире. Теперь поэту казалось, что этот невинный снежный покров не скроет всей мирской грязи, не остановит суету – это всего лишь нищенский, заплаканный лед.

Но в то же время, в строчках стихотворения «Снег» Иннокентий Федорович Анненский признается зиме в любви, благодарит ослабелый от заоблачных нег, первый сверкающий белизной, переливающийся сиреневый снег за предвестие скорого избавления от мирской суеты, за прощальный привет и предвестие весны, которая неминуемо придет и избавит землю от сковывающего, заплаканного льда.

Стихотворение «Снег» вошло в посмертный сборник стихов Иннокентия Анненского, опубликованный друзьями поэта. Они же и нашли в записях и дневниках автора это произведение, причем в пяти различных вариантах.

По всему видно, что для Иннокентия Федоровича «Снег» был особенным стихотворением, которое он собирался опубликовать в ближайшем будущем.

Анализ Снег

Русские поэты часто в своих произведениях описывали времена года. Поэтическое слово – прекрасный инструмент, позволяющий раскрыть особенности природных явлений, погоду и окружающий пейзаж.

Особо излюбленными и колоритными являются литературные описания зимних дней. Читатель с легкостью рисует в своем воображении разные картины: морозный ясный день, бегущих по льду лошадей, а, может, и настоящую метель за окном и вьюгу в чистом поле.

Безусловно, главный герой зимних стихов – это сам снег.

Поэты Серебряного века, к которым причислял себя и Иннокентий Анненский, обладали удивительной способностью, отличавших их от всех прочих авторов жанра, — могли самым необычным образом при помощи нестандартных метафор, эпитетов и гипербол показать обычные явления, например, снег. В целом поэзия рубежа 19 и 20 веков наполнена глубоким смыслом, в лирических произведениях судьба человека отражает судьбу целой эпохи, а его внутренний мир с тайными закоулками души транслируется через восприятие природы. Но какой «Снег» Анненского?

Поэт показывает две ипостаси зимы, рисует два противоположных образа снега. Композиция произведения условно разделена на две смысловые части. В первых двух четверостишьях стихотворения мы видим зиму как тяжкую обузу, тяжелое бремя. В ней нет ничего прекрасного, ничто не радует глаз.

Лед вместо искристого и серебристого – «нищенски синий и заплаканный», сам снег не легкий и пушистый, как обычно пишут в стихах, а грузный. Такое описание этого времени года непривычно, оставляет тягостные впечатления.

Кажется, что душа поэта страдает, она наполнена тяжелыми предчувствиями.

Для лучшего понимания эмоционального настроя автора необходимо обратиться к событиям его жизни того времени. В 1906 году Анненский увольняется с должности директора знаменитого Царскосельского лицея. Его преследуют различные неудачи и неурядицы.

Расстраивает поэта и тот факт, что печать его новых произведений постоянно откладывается по соображениям царской цензуры. Стихотворение «Снег» написано зимой 1909 года, в этом же году поэт скоропостижно умирает от инфаркта.

Говорят, что творческие люди могут предчувствовать свою кончину. Среди его рукописей было обнаружено пять вариантов этого произведения, но только одну из них поэт положил в папку для публикации. Кажется, что Анненков выверял каждое слово и прочувствовал каждую строчку.

Произведение было напечатано друзьями поэта в посмертном сборнике.

Читайте также:  Аргументы: Равнодушие и отзывчивость в романе «Война и мир»

Содержание второй части стихотворения более позитивное и даже жизнеутверждающее. Автор говорит о том, что все-таки любит зиму.

Особенно его вдохновляет снег последний, талый, поскольку он является предзнаменованием наступления весны и долгожданного пробуждения природы. Поздний снег у Анненского «сверкающе белый» и «сиреневый».

Кажется, что от былой грусти не осталось и следа, потому что жизнь в эти моменты наполняется радостной гармонией.

Очевидно, что в одном произведении соединились два противоположных описания зимы. Одно – гнетущее, почти траурное, другое – легкое и оптимистичное. Мы можем предполагать, что автор при написании стихотворения испытывал противоречивые чувства. Прогрессирующая болезнь усугубляла моральное состояние Анненского.

Последние дни жизни больной поэт не имел возможности выходить из дома. В четырех стенах, находясь вдали от светской жизни, он продолжает творить. Снег, увековеченный в стихах, он наблюдал из окна.

Осознанно или случайно это стихотворение становится авторским прощанием с творчеством, друзьями и жизнью, его последним поэтическим вздохом.

Анализ стихотворения «Полюбил бы я зиму…» («Снег» И. Ф. Анненский)

Любимым временем года поэта была зима. Автор часто своими произведениями признавался ей в любви. Зима 1909 года стала последней в жизни поэта. Иннокентий Фёдорович обычно не датировал свои произведения.

Поэтому точного числа написания стихотворения мы не знаем, но, однозначно, это была зима (декабрь) 1909 года.

Стихотворение «Снег» резко отличается от предыдущих «зимних» стихов автора, что связано, скорее всего, с его предчувствием о приближающимся уходе из жизни.

https://www.youtube.com/watch?v=7_mhARmzT7E

Это произведение Иннокентий Анненский написал в пяти разных вариантах, и, выбрав одно, по мнению автора, самое лучшее, отложил его в отдельную папку. «Лучший» вариант и вошёл в книгу поэта «Кипарисовый ларец», в раздел «Трилистник ледяной», которую уже после его смерти опубликовал сын автора — Валентин Кривич.

Писать стихи поэт начал ещё в детстве, но первую книгу издал только в 1904 году, когда ему было 49 лет. И. Ф. Анненский оказал благоприятное влияние на многих русских поэтов, среди которых Н. С. Гумилёв, А. А. Ахматова.

«Анненский – несомненно, самый философический поэт 20 века» (А. А. Пурин)

Анализ стихотворения Иннокентия Анненского «Снег»

10 февраля 2016

Во многих источниках указано, что для Иннокентия Федоровича Анненского зима была любимым временем года, она ассоциировалась у него с новизной и чистотой этого мира. С тем, что человечество хотя бы на краткий миг познает девственную красоту этого мира.

  Расшифровка Блок. «Девушка пела в церковном хоре…»

Но откуда тогда такие грустные, траурные стихи, преисполненные горечи и утомления? Почему зима для поэта стала тяжкой обузой, от которой не то, что человеку, даже дыму не уйти в облака?

Однако данное стихотворение автор написал на исходе жизни в свою последнюю зиму в декабре 1909 года. Благодаря высшей интуиции, которой часто наделены гении и поэты, Иннокентий Анненский предчувствовал свою смерть.

Оттого и стала зимняя пора для него тяжким грузом, от которого не уйти, не сбежать. То время, которое раньше поэт считал порой перерождения всего живого на земле, стало его временем гибели.

Для больного Анненского холод и снег были тяжелым препятствием для выхода на улицу. Это стихотворение он сложил, глядя, как за окном падает первый снег. И нет в нем больше будущего для поэта.

Иннокентий Федорович остался наедине со своим прошлым, тяжелыми мыслями, он устал от жизни и снежный покров не приносил ему более радости и мимолетного ощущения гармонии в окружающем мире. Теперь поэту казалось, что этот невинный снежный покров не скроет всей мирской грязи, не остановит суету – это всего лишь нищенский, заплаканный лед.

Но в то же время, в строчках стихотворения «Снег» Иннокентий Федорович Анненский признается зиме в любви, благодарит ослабелый от заоблачных нег, первый сверкающий белизной, переливающийся сиреневый снег за предвестие скорого избавления от мирской суеты, за прощальный привет и предвестие весны, которая неминуемо придет и избавит землю от сковывающего, заплаканного льда.

Стихотворение «Снег» вошло в посмертный сборник стихов Иннокентия Анненского, опубликованный друзьями поэта. Они же и нашли в записях и дневниках автора это произведение, причем в пяти различных вариантах.

По всему видно, что для Иннокентия Федоровича «Снег» был особенным стихотворением, которое он собирался опубликовать в ближайшем будущем.

Жанр, направление, размер

Стихотворение «Снег» написано в жанре элегия, что полностью оправдывает задумчивое, печальное настроение, присущее данному жанру.

Может показаться, что И. Ф. Анненский принадлежит к такому течению, как символизм. Да, от части, это так. Но у автора свой, особый, преломлённый символизм, основанный на романтизме, которому больше подойдет определение «психологический символизм».

Описание природы, пейзажей, мотив некой печали и философичность, тайный смысл, переданный через символы и образы – это группа особых признаков, характерных для пейзажной лирики Анненского.

Размер стихотворения «Снег» – двустопный анапест. Рифмовка – перекрёстная, с чередованием женкой и мужской рифмы.

Рифмовка и размер

При этом «ты кроткий, ты тихий» зарифмовано с «палач с палачихой». Семантический вес рифмы, у Анненского вообще огромный, в данном стихотворении велик как мало в каких русских стихах.

Так, «тихий» сопоставлен с «палачихой», семантически ему противопоставленной.

Однако после того, как мы слышим эту рифму, нам уже не нужно доказательств на первый взгляд парадоксальной вине аполитичного художника, которая на самом деле, в своей неявности, превосходит явную вину отпетых палачей.

Стихотворение состоит из двенадцати строф, все зарифмованы обычной у Анненского перекрёстной рифмой. Размер – раздумчивый трёхстопный анапест: стопа трёхсложная, с ударением на третьем слоге.

  • «Среди миров», анализ произведения Анненского
  • «Снег», анализ стихотворения Анненского
  • «Смычок и струны», анализ стихотворения Анненского
  • Анненский Иннокентий, биография и краткий анализ творчества
  • «Мучительный сонет», анализ стихотворения Анненского
  • «Стальная цикада», анализ стихотворения Анненского
  • «Старая шарманка», анализ стихотворения Анненского

По писателю: Анненский Иннокентий Фёдорович

Композиция

Стихотворение «Снег» состоит из 5 катренов. Композиционно его можно разделить на две части.

  1. Первая часть – это первые два четверостишия, в которых автор пишет о неприятных для него нюансах зимы. Следует отметить, что Иннокентий Фёдорович провёл параллель между временем года «зима» и «зимним» возрастом человека. То есть, строки «от нее даже дыму не уйти в облака…» можно расшифровать, как неизбежность старости и всех изменений, связанных с возрастом.
  2. Вторая композиционная часть – это последующие 3 строфы, в которых автор, напротив, концентрирует всё своё и наше внимание на прекрасной детали – снеге.

Также можно отделить от второй части крайнюю строфу, обосновав это тем, что, по содержанию и настроению, она выделяется как из второй части, так и из стихотворения в целом. Третье четверостишие – это мысли о том, что весна уже не наступит. «На томительной грани всесожженья весны» — это размышление, предчувствие приближения ухода.

Опять же, проводя параллель и сопоставляя данное стихотворение с жизнью поэта, можно назвать его прощанием с жизнью, друзьями, творчеством.

  • Первая часть стихотворения – это описания тягот прогрессирующего недуга автора.
  • Вторую часть можно назвать поиском чего-то хорошего в сложившихся обстоятельствах, или же вторая часть – это тёплые воспоминания о прожитой жизни.
  • Третья часть – это смирение.

Средства выразительности

Эмоциональная наполненность стихотворения очень высока. Чтобы передать свои чувства, Анненский использует многочисленные тропы. Эти средства выразительности помогают ему выполнить художественную задачу. В стихотворении “Снег” встречаются:

  • Эпитеты – “грузный полет”, “нищенский синий и заплаканный лед”, “ослабелый сиреневый снег”, “непорочные сны”.
  • Метафоры – “дыму не уйти в облака”, “выси открыв”, “снег ложится на обрыв”.
  • Сравнение – “точно стада в тумане непорочные сны”.

Благодаря этим тропам поэт смог передать, как ярко он ощущает хрупкую грань между настоящим и будущим, перешагнуть которую не всем суждено. Очевидно, сам он хотел бы увидеть пробуждение природы, но понимает, что этого не случится.

  • Предыдущая
  • Анализ стихотворений«Родине» анализ стихотворения Белого по плану кратко – жанр, идея, тема
  • Следующая
  • Анализ стихотворений«Жди меня и я вернусь» анализ стихотворения Симонова по плану кратко – жанр, идея, смысл

Образы и символы

«С тех пор, как себя помню, люблю заниматься историей и словесностью и чувствую антипатию ко всему элементарному и банально-ясному» (И. Ф. Анненский)

Лирический герой в стихотворении «Снег» практически во всех произведениях поэта автобиографичен. Им является сам автор. Лирический герой ведёт борьбу с самим собой, со своими чувствами и мыслями, страхами; он мечтающий, но, в то же время, отрицающий свои мечты.

Поэт стремится отыскать в лирическом герое связь с природой, с окружающим миром. Описание чего-то конкретного в окружающем мире, природе имеет своё отражение в жизни человека.

Для достоверной передачи своих мыслей Иннокентий Фёдорович часто прибегает к использованию цвета как символа.

«Этот нищенский синий И заплаканный лед!»

Синий в произведениях поэта – это символ духовной углублённости, цвет покоя, но в то же время и символ печали. Причём, чем глубже цвет, тем сильнее и отчаяннее печаль и тоска. В нашем случае синева «нищенская», что сложно расшифровать, но можно предположить, что автор имеет ввиду положительную символическую составляющую, которая «обнищала» со временем.

«То сверкающе белый, То сиреневый снег…»

  • Сиреневый цвет в поэтике автора – это цвет нежности, весны, цвет мечты и сна, цвет спасения, поиска идеала, цвет промежуточного состояния, что-то между земным и неземным. То есть неопределённый, подстраивающийся.
  • Белый цвет у Анненского не символизирует чистоту и невинность, как принято считать. Белый цвет у поэта – это цвет тумана и забвения, цвет памяти, смерти и скорби.
Читайте также:  Краткая биография Г.Р. Державина

Прочитав эти строки отдельно от всего стихотворения, невозможно заметить что-то особенное: снег, обычно, белый, но, при определённом освещении может приобретать и другие оттенки, что вполне соответствует реальности. Но, опираясь на контекст и пользуясь историческими фактами об авторе, можно предположить связь лирического героя со снегом, что заставляет цвет играть «новыми красками».

Если снег воспринять как предметное определение внутреннего состояния лирического героя, то «сверкающе белое» состояние – это, скорее всего, память о былом, приятная тоска, которая сменяется «сиреневой» нежность, мечтами, пребыванием в некоем состоянии неги. Далее снег становится «ослабленно талым», что сопоставимо с небольшим угнетением духа, связанным с болезнью. Обо всех этих внутренних ощущениях лирический герой отзывается с любовью, он принимает их достойно, спокойно.

  «Поединок роковой…» (любовь в лирике Ф. И. Тютчева)

Говоря об образах в данном стихотворении, нельзя ни упомянуть о том, что зима – это образное определение жизненного заката, тогда как весна – это начало жизни, обновление.

«На томительной грани Всесожженья весны»

Данные строки можно воспринять как смирение с тем, что «Весны» в жизни лирического героя уже не будет, как осознание того, что он уже «на грани», между жизнью и неизбежным уходом.

Анализ Снег

Русские поэты часто в своих произведениях описывали времена года. Поэтическое слово – прекрасный инструмент, позволяющий раскрыть особенности природных явлений, погоду и окружающий пейзаж.

Особо излюбленными и колоритными являются литературные описания зимних дней. Читатель с легкостью рисует в своем воображении разные картины: морозный ясный день, бегущих по льду лошадей, а, может, и настоящую метель за окном и вьюгу в чистом поле.

Безусловно, главный герой зимних стихов – это сам снег.

Поэты Серебряного века, к которым причислял себя и Иннокентий Анненский, обладали удивительной способностью, отличавших их от всех прочих авторов жанра, — могли самым необычным образом при помощи нестандартных метафор, эпитетов и гипербол показать обычные явления, например, снег. В целом поэзия рубежа 19 и 20 веков наполнена глубоким смыслом, в лирических произведениях судьба человека отражает судьбу целой эпохи, а его внутренний мир с тайными закоулками души транслируется через восприятие природы. Но какой «Снег» Анненского?

Поэт показывает две ипостаси зимы, рисует два противоположных образа снега. Композиция произведения условно разделена на две смысловые части. В первых двух четверостишьях стихотворения мы видим зиму как тяжкую обузу, тяжелое бремя. В ней нет ничего прекрасного, ничто не радует глаз.

Лед вместо искристого и серебристого – «нищенски синий и заплаканный», сам снег не легкий и пушистый, как обычно пишут в стихах, а грузный. Такое описание этого времени года непривычно, оставляет тягостные впечатления.

Кажется, что душа поэта страдает, она наполнена тяжелыми предчувствиями.

Для лучшего понимания эмоционального настроя автора необходимо обратиться к событиям его жизни того времени. В 1906 году Анненский увольняется с должности директора знаменитого Царскосельского лицея. Его преследуют различные неудачи и неурядицы.

Расстраивает поэта и тот факт, что печать его новых произведений постоянно откладывается по соображениям царской цензуры. Стихотворение «Снег» написано зимой 1909 года, в этом же году поэт скоропостижно умирает от инфаркта.

Говорят, что творческие люди могут предчувствовать свою кончину. Среди его рукописей было обнаружено пять вариантов этого произведения, но только одну из них поэт положил в папку для публикации. Кажется, что Анненков выверял каждое слово и прочувствовал каждую строчку.

Произведение было напечатано друзьями поэта в посмертном сборнике.

Содержание второй части стихотворения более позитивное и даже жизнеутверждающее. Автор говорит о том, что все-таки любит зиму.

Особенно его вдохновляет снег последний, талый, поскольку он является предзнаменованием наступления весны и долгожданного пробуждения природы. Поздний снег у Анненского «сверкающе белый» и «сиреневый».

Кажется, что от былой грусти не осталось и следа, потому что жизнь в эти моменты наполняется радостной гармонией.

Очевидно, что в одном произведении соединились два противоположных описания зимы. Одно – гнетущее, почти траурное, другое – легкое и оптимистичное. Мы можем предполагать, что автор при написании стихотворения испытывал противоречивые чувства. Прогрессирующая болезнь усугубляла моральное состояние Анненского.

Последние дни жизни больной поэт не имел возможности выходить из дома. В четырех стенах, находясь вдали от светской жизни, он продолжает творить. Снег, увековеченный в стихах, он наблюдал из окна.

Осознанно или случайно это стихотворение становится авторским прощанием с творчеством, друзьями и жизнью, его последним поэтическим вздохом.

Темы, проблемы, настроение

Основные темы лирики Анненского сопоставимы с темами французских символистов эпохи декаданса, которым были присущи пессимизм, бросание вызова обществу. Тема смерти, тема тоски, одиночества, тема совести, тема любви являются основными в творчестве Иннокентия Анненского. Основная тема стихотворения «Снег» – это симбиоз двух тем, тоски и смерти.

  • Иннокентий Фёдорович был «не очень верующим». Создавая стихотворения на тему смерти, которых у автора достаточное количества, он не видел продолжение жизни, которую очень любил, после ухода, что не могло не нагонять тоску.
  • Тема тоски – это лейтмотив, проходящий через все произведения автора. Для него она определяется однообразием жизни, воспоминаниями об ушедшем.
  • Хотя темы не из ряда жизнерадостных, у Анненского они имели оттенок жизнелюбия. Во всех произведениях автора просматривается безграничное желание жить, что побуждает по-новому взглянуть на излюбленные автором темы.

Настроение стихотворения «Снег», опираясь на цветовой символизм автора, можно назвать «сиреневым». Оно нестабильное, меняющееся, как и мысли в голове, перетекающее. Послевкусие у данного стихотворения приятно-тоскливое, что так же непривычно для восприятия.

Михаил Юрьевич ЛермонтовАнализ стихотворений online

«Снег», анализ стихотворения Анненского

25 октября 1909 года, т.е. за два месяца до скоропостижной смерти Иннокентия Анненского, вышел в свет первый номер нового иллюстрированного журнала «Аполлон». В числе прочих произведений «нового искусства» в этом номере журнала был впервые опубликован «Ледяной трилистник» Иннокентия Анненского, состоящий из трёх стихотворений: «Ледяная тюрьма», «Снег» и «Дочь Иаира».

В посмертном сборнике (И. Анненский. Кипарисовый ларец: Вторая книга стихов. Посмертная. М.: Кн. изд-во «Гриф», 1910), согласно авторскому плану, «Трилистник ледяной» напечатан вслед за «Трилистником призрачным».

В Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ) сохранилось несколько автографов данного стихотворения, из них два с вариантами, а также два черновых незавершённых наброска, также имеющих к нему отношение, и машинописная копия. Всё это свидетельствует о длительной и упорной работе поэта над данным текстом.

Тема, жанр и литературное направление

Размещение «Трилистника ледяного» после «Трилистника призрачного» намечает в цикле «Трилистники» как бы контуры сквозного сюжета.

Ведь сквозной темой «Трилистника призрачного» является неудовлетворённость «тревожной пустотой» бытия и – конкретно – в последнем, третьем стихотворении этого «Трилистника» («Мучительный сонет») душевной суетой и мучительной пустотой обычного летнего дня, там же противопоставленного времени первоначального таянья зимнего снега и весенней мечты.

Но в первом же стихотворении «Трилистника ледяного» («Ледяная тюрьма») «мечта весны, когда-то голубая», уже поставлена лирическим героем под сомнение. А второе – «Снег» – также с некоторым сомнением обращено к зиме, начинаясь в сослагательном наклонении: «Полюбил бы я зиму…».

Таким образом, на поверхности эти два «Трилистника» объединяет простая пейзажно-музыкальная тема «времён года», глубокое её переживание современным человеком, излишне нервным, некстати сентиментальным (ср.

популярный музыкальный цикл П.И. Чайковского).

Однако мотив природы легко оборачивается у Анненского мотивом судьбы со всеми его атрибутами недобровольного «нахождения здесь», скрытого предназначения и неминуемой жертвы.

При этом даже в контексте первой публикации в журнале «Аполлон» данное стихотворение и «Ледяной трилистник» в целом трудно было бы причислить к символизму, господствовавшему в журнале на момент его открытия и лишь после смерти Анненского и здесь уступившему место акмеизму.

Автор даже этого отдельно взятого «трилистника» ярко обнаруживает черты предшественника акмеизма (каковым его считали и сами акмеисты).

Во всяком случае, выход на философскую тематику, как всегда у Анненского, совершается через быт, без претензию на расширенно символическую трактовку образов и переживаний лирического героя.

Тропы и образы

Так, метафорический финал данного стихотворения отнюдь не открыт в бесконечность символических значений. Он замкнут на ту же самую метафору огня из последнего стихотворения предыдущего, «призрачного» трилистника.

Ср. метафору огня из «Призрачного» и «Ледяного трилистника»:

О, дай мне только миг, но в жизни, не во сне,Чтоб мог я стать огнём или сгореть в огне!

(«Мучительный сонет»)

Точно стада в туманеНепорочные сны –На томительной грани

Всесожженья весны.

(«Снег»)

И в то же самое время эта метафора в последней строке возвращает нас к первой строфе:

Полюбил бы я зимуДа обуза тяжка…От неё даже дыму

Не уйти в облака,

где бытовой мотив (зима, топят печи, из всех труб валит дым), зимний пейзаж (дым застыл в морозном воздухе, не достигая высоких облаков) становится, по русской пословице «Нет дыму без огня», – знаком готовящейся огненной весенней жертвы, жертвы всесожжения.

Все краски зимнего пейзажа и оттенки переживания его лирическим героем вновь, как и в «Мучительном сонете», воссоздаются нагнетанием эпитетов: два к слову лёд во второй строфе (нищенски синий и заплаканный) и пять к слову снег в третьей и четвёртой строфах, причём два последних из этих пяти эпитетов ещё и зарифмованы (ослабелый от заоблачных нег, сверкающе белый, сиреневый, талый, усталый).

Размер и рифмовка

Размер стихотворения – двустопный анапест – обеспечивает коротким строкам напевность ритма и в то же время разговорность интонации. Рифмовка всех пяти строф перекрёстная, что придаёт стихотворной речи ровную монотонность. Чередование женских и мужских рифм тоже традиционно.

По писателю: Анненский Иннокентий Фёдорович

Ссылка на основную публикацию