Анализ стихотворения Блока «Незнакомка»

Самый Зелёный · 18.03.2019

Одно из самых прекрасных стихотворений Блока «незнакомка» было написано в 1906 году, в тяжелый для поэта период. Блок переживал измену жены, погряз в пьянстве, утратил все надежды и цели. Именно поэтому в стихотворении сталкиваются два противоположных мира: мечта и реальность.

История создания

Факт создание стихотворения был зафиксирован бывшим другом Блока, Андреем Белым в 1906 году в Озерках. В период создания стихотворения Блок переживал уход жены, его жизнь была разрушена, однако, благодаря таким тяжелым переживаниям был создан шедевр, всеми любимое стихотворение «Незнакомка». 

Прототип незнакомки существует, но его ФИО утрачено. Образ девушки поэт нашел в одном из баров, которые часто посещал. Восхитительное создание настолько восхитило Блока, что он решил посветить прекрасной незнакомке стихотворение. 

Семейная жизнь А. Блока и Л. Менделеевой была не из счастливых, потому что автор изначально видел в супруге лишь музу и не притрагивался к ней и пальцем, боясь развеять иллюзию.

Зато плотские утехи он находит в изменах, которые, однако, ничуть не мешали ему любить лишь одну супругу. В конце концов, женщине надоело такое обращение, и она решила искать счастья на стороне, раз уж в их браке это не считалось позорным.

Однако поэт был оскорблен подобным поведением музы, ведь он-то думал, что она — идеал, возвышенное и недосягаемое совершенство. Словом, именно в период разочарования в одном идеале он начал искать другой — тот, в котором невозможно разочароваться.

Главное, чтобы он был настолько далек, чтобы нельзя было разобрать ни одной приземленности или пошлости в его недосягаемой святости и чистоте.

Жанр, направление и размер

  • Блок был представителем модернистского течения под наименованием «символизм», в своих произведениях он использовал образы-символы, намеки и другие приемы для создания эффекта загадочности, таинственного изображаемого предмета.
  • Стихотворение написано ямбом с элементами пиррихия, рифма- перекрестная.
  • Жанр стихотворения «Незнакомка» — рассказ в стихах.

Композиция

Стихотворение состоит из двух частей: мечты и реальности. Поэт играет на противоположности двух миров, в этом заключена особенность композиции произведения.

В реальности Блок описывает Петербург, грязные заведения и вечно пьяных людей. Мечта — это девушка, которая внезапно появляется на пороге, она будто из другого мира, таинственна и загадочна.

Она как глоток свежего воздуха для блуждающей души поэта.

Одна часть стихотворения противопоставлена другой — это прием контраста, который позволяет показать конфликт ожиданий и действительности, идеала и реальности, разрывающий каждого из нас надвое. 

Образы и символы

Образ лирического героя пронизан одиночеством и отчаянием. Он утратил интерес к жизни, его постоянно окружает дешевая обстановка, отвлекают от раздумий пьяные люди, что еще больше подавляет героя. Тоску и заброшенность отражает замечание героя о том, что его единственный друг отражен в стакане — это и есть он. Только вино, а не компания, помогает ему забыться и найти утешение.

И каждый вечер друг единственный
В моем стакане отражен
И влагой терпкой и таинственной,

Как я, смирен и оглушен.

Незнакомка появляется каждый вечер, как будто видение во сне. Герой даже не уверен, существует ли она на самом деле. Она словно пробуждает лирического героя ото сна, она становится его мечтой, его недостижимым идеалом.

В финале он даже признает, что истина в вине, то есть понимает, какая сила воскрешает пленительный образ снова и снова. Быть может, и не было никакой женщины в траурной шляпе с перьями.

Это лишь пьяный бред, в котором, тем не менее, родилась чистая и святая иллюзия, которая просто не сможет его разочаровать, ибо не соприкасается с реальностью своим существованием.

Образ прекрасной девушки полон таинственности. Кто она? Как и зачем оказалась в этом отвратительном заведении? Ответов на эти вопросы у нас нет. Девушка вызывает в душе героя давно забытые чувства, он обретает новые идеалы и тут же с иронией замечает, что его мечта — полет сдобренной вином фантазии.

Стихотворение богато образами-символами:

  • Крендель булочной, загородные дачи — все это символы обывательского мира, в котором поэту скучно и мерзко находиться. 
  • Кавалеры приходят дам за шлагбаум и на дорогу с канавами — это обозначение пошлости и низости такого рода отношений, называемых любовными. Остряки «испытанные» — то есть это не первые дамы опираются на их руки. Все это говорит о мелочности и тоске земной любви.
  • Визг женщин, плач ребенка, крик лакеев — это музыка улиц, которая так угнетает героя. От нее он прячется в кабаке и в «терпкой влаге».
  • Туманы, древние поверья, траурный наряд, вуаль — все это символы таинственности и загадочности незнакомки, она бесконечно далека от героя, ведь все в ее облике скрывает, а не рассказывает историю этой женщины.

Темы, настроение и проблемы

  1. Проблема столкновения мечты и реальности часто поднимается в творчестве поэтов и писателей. Гнилой мир вымотал героя, и только вышедшая из пены воображения незнакомка пробудила в нем вновь веру в жизнь. Можно заметить, как меняется настроение героя с приходом Прекрасной Дамы.

    Если раньше все вокруг было грязным, затасканным и противным, то с ее приходом он перестает обращать внимание на действительность, он сосредоточен на рассматривании образа прекрасной девушки и думами о том, что привело ее в это (совершенно неподходящие ей) место.

  2. Также интересна проблема пошлости и скуки жизни.

    Лирический герой разочаровался даже в любовных свиданиях, ведь в гуляющих парах он видел лишь испытанных остряков и безликих дам, которые завтра сменятся другими. На их тропе он видит лишь канавы и шлагбаумы (символы преград и разочарования на пути влюбленных). В природе, которую раньше поэты воспевали, он видит лишь бессмысленность и тоску.

  3. Тему любви также затронул Александр Блок, ведь незнакомка вызвала в сердце героя трепет и влюбленность. Она становится для героя лучиком надежды в этом мире, далеким и призрачным символом вечной красоты. Он любовно и восторженно описывает каждую деталь этого манящего образа.

  4. Тема внутреннего мира тоже прозвучала в финальных строках. Герой решил искать успокоения и надежды в своей душе, где таятся сокровища, противопоставленные убожеству мира внешнего.

  5. Настроение в тексте неоднородное: сначала тоска и усталость, потом отчаяние и одиночество, затем эмоциональный подъем и восторг от обретения идеала в грациозном стане и темной вуали незнакомки.

Основная идея

В стихотворении герой жаждет новой жизни, ведь находит в своей душе сокровища, ключ от которых не у того, кого он потерял, а у него самого. Видя таинственную и совершенную красоту женщины, он находит в себе силы закрыть глаза на окружающую его убогую действительность.

Есть в этом мире то самое высокое и прекрасное, ради чего стоит жить! Это.и есть главная мысль произведения. Неудивительно, что после написания «Незнакомки» Блок уже не так сильно реагирует на проблемы, происходящие в его жизни. Стихотворение занимает особое место в биографии поэта.

Он пережил тяжелый этап, и именно «Незнакомка» помогла ему справиться.

Необходимо отметить двусмысленность последней реплики лирического героя: «Истина в вине!». Автор дает нам возможность поразмышлять: все это пьяный вымысел или же отказ героя от прежней жизни.

Может, вино помогло ему смириться с утратой и забыть огорчения, и в этом забытие он видит истину.

Может, сама незнакомка была навеяна винными парами, и он выдумал ее, но именно в воображении поэт узрел смысл бытия — искать сокровищницу своей души. 

Средства художественной выразительности

Для более красочного изображения происходящего поэт использует множество эпитетов, они сменяют друг друга.

  • для описания реальности- грубые: «пьяные окрики», «весенний и тлетворный дух»;
  • для описания незнакомки Блок использует более красивые и романтические эпитеты: «узкая рука», «упругие шелка», «очи синие, бездонные». 
  1. Также стихотворение кишит сравнениями: «пьяницы с глазами кроликов», «как я, смирен и оглушен» и метафорами: «бессмысленно кривится диск», «дыша духами и туманами».
  2. Анастасия Антонова

Полный анализ стихотворения «Незнакомка» (А.А. Блок)

Полный анализ стихотворения «Незнакомка», которое написал Александр Александрович Блок, показывает нам историю непростой любви поэта. То состояние, в котором автор прибывал в данный период жизни, помогло шедевру появиться на свет.

История создания

Данное стихотворение усидело свет в 1906 году, благодаря близкому другу Блока. Это был очень непростой период в жизни поэта, он очень болезненно переживал разрыв с женой. Казало, что все рухнуло и пошло под откос. Но, благодаря именно этим событиям, Блоку удалось написать шедевр.

Супружескую жизнь поэта нельзя назвать идеальной. С самого начала творец в своей жене видел только лишь музу, благодаря которой черпал свое вдохновение.

Он считал её идеалом всего, поэтому никогда не притрагивался к ней, боясь прикоснуться и омрачить небесное создание. Оно это не останавливало его искать удовлетворения на стороне, чему следовала череда измен.

Супруга долго терпела подобное поведение гения, но, впоследствии, решила строить свою жизнь так же с другим мужчиной.

Подобное поведение супруги очень задело Блока, так как он считал её идеальной и неспособной на такой подлый поступок. Он не мог понять, как такое недосягаемое создание как его жена, способно на измену.

Александр Александрович начинает поиск новой музы, в которой ему не придётся разочароваться. 

Написано стихотворение было реальному человеку, который встретился на жизненном пути поэта. В тот период жизни автор часто посещал бары, где и увидел источник своего вдохновения. Девушка была настолько мила, что умела покорить творца настолько, что он даже посвятил ей бессмертные строки.

Жанр, размер

В своем творчестве Александр Александрович использовал такое течение, как символизм. При помощи использования символов и образов, он создавал некий эффект загадочности.

При написании данного стихотворения автор использовал ямб, рифму же выбрал перекрестную.

Что же касается жанра произведения, то его можно отнести к рассказу в стихах.

Композиция

Композиционно стихотворение можно разделить на две части. Благодаря своеобразной игре реальности с мечтой, которые автор ставит друг другу в противовес, создается весьма необычная композиция.

Часть, посвященная реальному миру, описывает пейзажи Петербурга, его инфраструктуру.

  • По вечерам над ресторанами
  • Горячий воздух дик и глух,
  • И правит окриками пьяными
  • Весенний и тлетворный дух.
  • Вдали над пылью переулочной,
  • Над скукой загородных дач,
  • Чуть золотится крендель булочной,
  • И раздается детский плач.
  • Так же автор описывает людей, находящихся в алкогольном опьянении.
  • А рядом у соседних столиков
  • Лакеи сонные торчат,
  • И пьяницы с глазами кроликов

«In vino veritas!» кричат.

Когда же поэт переходит к описанию мечты, он начинает описывать девушку – таинственную незнакомку, так покорившую воображение Блока. В стихотворении она неожиданно оказывается на пороге заведения. Во всей этой топе она  выглядит как что-то иноземное, будто не с этой планеты. Для творца она как отдушина, как дуновение свежего ветерка.

  1. И каждый вечер, в час назначенный
  2. (Иль это только снится мне?),
  3. Девичий стан, шелками схваченный,
  4. В туманном движется окне.
  5. И медленно, пройдя меж пьяными,
  6. Всегда без спутников, одна
  7. Дыша духами и туманами,

Она садится у окна..

Во всем описании таинственной незнакомки автор использует большое количество эпитетов, которые как нельзя лучше передают его очарование таинственностью девушки.

Он опьянен её обликом, восхищаясь каждой малейшей деталью.

Именно благодаря тому, что автор сыграл на ярком контрасте девушки и её окружения, мы можем видеть неповторимую композицию стихотворения. Разница реальности и мечты – две вещи, которые так умело рисует Блок в стихотворении «Незнакомка».

Образы и символы

Тут стоит вспомнить, что все творчество Блока – это символизм. Он щедро использует образы и символы для достижения максимально яркой картины.

В образе лирического героя автор изобразил самого себя. Весь его образ излучает тоску и одиночество. Смысл жизни потерян, он коротает время в барах, называя содержимое стакана своим единственным другом. Вся обстановка выглядит удручающе, пьяные люди, такие же мысли – еще хуже начинают действовать на лирического героя. Они разрушают его, затуманивают его мысли и мешают творить.

  • И каждый вечер друг единственныйВ моем стакане отраженИ влагой терпкой и таинственной,
  • Как я, смирен и оглушен.

Образ незнакомки – это что-то среднее между явью и мечтой. Лирический герой даже не уверен в том, что видит её каждый вечер. Возможно, это просто предмет его воображения? Там муза, которую он так давно и тщетно ищет? Или же он уже настолько отчаялся найти ту единственную, что подсознание само нарисовало её образ?

Девушка настолько таинственна, и необычна, что поэт не может понять, что она делает в подобном  заведении. На фоне общей обстановки, она выделяется как белая ворона.

Образ девушки впитал в себя всю ту загадочность и недосягаемость, которой так не хватало поэту в последнее время. Кто она и откуда появилась?  Автор даже начинает склоняться, что это результат винного опьянения. Но, как бы там ни было, он счастлив тому, что, наконец, нашел тот образ, который способен его вдохновить и снова вдохнуть в него жизнь.

Прибегая к символам, автор умело показывает всю отвратительность того мира, который его окружает. Он подчеркивает всеми мелочами то, что ему тошно находиться там.

Описывая проходящих дам с кавалерами, он показывает всю пошлость отношений, которые попросту упали в его глазах. Он не приемлет подобные отношения, и уж точно, не может назвать это любовью.

Переходя к описанию звуков, которые доносятся отовсюду, он так же показывает угнетение. Он пытается спастись в барах и кабаках от этого всего. Ему противно и неприятно.

Наряд женщины, так покорившей автора, придает необыкновенной загадочности и тайны. Именно это выделяет её из этой всей серой массы.

Темы и проблемы произведения

Одна из главных проблем данного стихотворения – это проблема мечты и реальности. Реальность, с которой вынужден столкнуться поэт, очень мрачная и неприятная.

Со всех сторон веет тоской, грязью и отсутствием стремления. Людей устраивает их образ жизни и они не видят совершенно никаких проблем.

Отсутствие стремления и самореализации, низость и пошлость – все то, что наблюдает наш лирический герой.

Мечта же показана в образе таинственной незнакомки, поразившей героя как гром среди ясного неба. Она не такая. Она отличается от окружения, и вся обстановка вокруг отходит на второй план. Она одна сумела принести в этот мир то, ради чего стоит жить и творить.

Второй проблемой произведения смело можно назвать проблему пошлости и низости. Блок рисует картину опустившегося общества, которое интересуют лишь плотские утехи и саморазрушение. Дамы не видят ничего плохого в том, что их кавалеры каждый день ходят под ручку с разными леди. Полное падение моральных ценностей очень хорошо показано в этом произведении.

Тема любви так же поднимается в стихотворении. Ведь прекрасная незнакомка сумела пробудить в душе поэта самые светлые чувства, и подарить надежду на то, что не все  в этом мире ещё потеряно.

Для большего эффекта в тексте автор использует множество эпитетов и сравнений.

Основная мысль произведения

В стихотворении мы сталкиваемся с тем, что отчаявшийся и разочарованный лирический герой потерял веру во все, а в первую очередь в себя. Нахлынувшие семейные проблемы остро отразились на творчестве и жизни автора. Он пытается смириться с окружающим его убожеством, коротая время в барах.

Появление прекрасной девушки пробуждает его. Он видит, что в этом мире параллельно с низостью и ущербностью существует прекрасное. Она придает ему смысл жизни и дает новые силы для борьбы. Это все и постарался донести до нас автор.

Именно благодаря написанию стихотворения «Незнакомка» жизнь самого автора начинает налаживаться. То ли он смирился со своей участью, благодаря хмельному опьянению от вина, то ли он нашел в себе силы, благодаря прекрасной девушке, которая снизошла к нему с небес.

А. Блок «Незнакомка»: анализ стихотворения

«Незнакомка» является одним из самых любимых стихотворений Блока. Его знают и помнят даже люди, далекие от литературы модернизма и замысловатой элитарной поэзии. В этом смысле оно стало подлинно народным произведением. А все потому, что эта утонченная лирика стала символом романтичности, веры в красоту и любовь, без которых немыслима жизнь человека.

Отрывок стихотворения «Незнакомка»

  • По вечерам над ресторанами
  • Горячий воздух дик и глух,
  • И правит окриками пьяными
  • Весенний и тлетворный дух.
  • Вдали над пылью переулочной,
  • Над скукой загородных дач,
  • Чуть золотится крендель булочной,
  • И раздается детский плач.
  • И каждый вечер, за шлагбаумами,
  • Заламывая котелки,
  • Среди канав гуляют с дамами
  • Испытанные остряки.

Краткий анализ стихотворения “Незнакомка” Блок

Структуру сюжета стихотворения Блока о любви «Незнакомка» специалисты традиционно разделяют на две части — до и после явления лирическому герою Незнакомки. Помимо такого деления, мы можем обратиться и к другому варианту: к выявлению трёх частей данного произведения.

В первых шести строфах А. А. Блок приводит описание окружающей действительности, прибегая для этого к резким, неприятным образам визгов, криков, скрипа и бессмысленности. Следующие три строфы включают подробное изображение очаровательной Незнакомки.

Она наверняка одинока («всегда… одна»), как и лирический герой стихотворения («друг единственный в моём стакане отражён» — он один, сам себе единственный друг).

Оставшиеся четыре строфы поэт посвящает размышлениям лирического героя о самом себе: «смотрю за тёмную вуаль, и вижу берег очарованный…» — здесь передаётся единство духовной сути лирического героя с туманной прелестью Незнакомки.

«Тайны мне поручены» — эта строфа открывает читателю уникальность переживаний лирического героя, его индивидуальность отлична от интересов здешних «пьяниц».

Незнакомке и лирическому герою доступна некая «даль», словно уносящая их обоих прочь от изображённых в начале стихотворения мест и пошлости описанной поэтом жизни. «И все души моей излучины пронзило терпкое вино» — возможно, Незнакомка порождена опьянением лирического героя и является не более чем его фантазией. Однако он беспрестанно мысленно лелеет её образ («в моём качаются мозгу»).

Он относится к ней как к «сокровищу».

Вино помогает лирическому герою с восторгом созерцать это сокровище в своей душе, и этим он с одной стороны, отличается от прочих завсегдатаев этих мест (ведь лишь лирическому герою поручен «ключ» от этой сокровенной красоты).

С другой стороны, лирический герой, обращаясь к самому себе в заключительных строках произведения: «Ты право, пьяное чудовище, я знаю: истина в вине», отождествляет себя с пьяницами, кричащими неподалёку те же слова на латыни.

Незнакомка — анализ стихотворения по плану

Предыстория написания этого произведения довольно печальна — в период создания поэт переживал личную трагедию — его жена ушла к Александру Белому. Поэт пытался забыться, много пил и проводил время в местах сомнительных. Возможно, в одном и таких мест он и повстречал таинственную незнакомку.

Тема произведения

Автор описывает атмосферу вечернего города и обстановку некоторого злачного заведения: пыльный воздух и привычные слуху звуки городской жизни, окрики пьяных, женский визг, детский плач создают образ душного, как будто чем-то затянутого места. Во второй же половине стихотворения А. Блок описывает незнакомку — прекрасную, загадочную особу, всегда появляющуюся в одиночестве и совсем не вписывающуюся в интерьер питейного заведения.

Идея произведения, основная мысль

Стихотворение Незнакомка — ставшее переломным моментом в жизни и творчестве поэта. Возвышенный образ посетительницы явно противопоставляется атмосфере кабака, полного пьяных мужчин, людей, которые пытаются утопить свое горе в вине.

Хрупкая девушка оказывается сильнее всех их, она не опускается до пьянства, и поэт восхищается её духовной силой и задумывается над своей жизнью и над тем, как он её проводит.

Средства художественной выразительности

Цветопись: “Чуть золотится крендель булочной”, “И очи синие бездонные”. Эпитеты: “И правит окриками пьяными/Весенний и тлетворный дух”, “Испытанные остряки”, “И влагой терпкой и таинственной” и т.д.

Звукопись: в первой половине стихотворения повторяются звуки “к”, “х”, “п”, “р”, “т”, создается впечатление духоты, шума; во второй половине стихотворения больше гласных, повторяются звуки “л”, “н”, создается мягкий, как бы плавный образ незнакомки.

Метафоры: “А в небе, ко всему приученный/Бессмысленно кривится диск (имеется в виду луна)”, “И влагой терпкой и таинственной (т.е. вином)”, “И вижу берег очарованный/И очарованную даль(лицо девушки)” Риторическое обращение: “Ты право, пьяное чудовище!”

Особенности жанра, композиции

Написано в жанре рассказа в стихах, композиция выстроена на основе антитезы (противопоставление темного и светлого). Относится к символистской лирике.

Образ лирического героя

Образ лирического героя в этом стихотворении есть сам автор. Опьяненный вином, опустившийся до пьянства, запивая свое горе, встретивший что-то светлое и подвигнутый пересмотреть отношение к своей жизни, он находился в таком же кабаке и встречал незнакомку.

Стихотворный размер. Стихотворение написано четырехстопным ямбом, катренами, рифмовка – перекрестная.

История создания

Стихотворение написано в крайне сложный для поэта период. Жена изменила с его другом, Андреем Белым, кроме того, в этот же год Александр осуществляет разрыв с поэтами-символистами. Конечно, такие потрясения не могли не сказаться на его творчестве. Все эти скитания, душевные переживания и впечатления нашли отражение в «Незнакомке».

Видимо, автор решил создать для себя иллюзорную реальность, как убежище от земных страданий. Мечта об идеале, воплощенная в стихотворении, дала ему стимул жить и творить. Ведь если есть красота, облаченная в рифму, значит, есть и предназначение творца, данное Блоку свыше.

Анализ стихотворения А. Блока «Незнакомка»

Вариант 1

Это стихотворение Александра Блока принадлежит к периоду написания “Страшного мира”, когда главными в восприятии поэтом мира были ощущения тоски, отчаяния и неверия. Мрачные мотивы многих стихотворений данного периода выражали протест Блока против жестокости страшного мира, превращающего все самое высокое и ценное в предметы торга.

  1. Здесь царит не красота, а жестокость, ложь и страдание, и выхода из этого тупика нет. Лирический герой отдается отраве хмеля и буйного разгула
  2. И каждый вечер друг единственный 
  3. В моем стакане отражен 
  4. И влагой терпкой и таинственной, 
  5. Как я, смирен и оглушен.

В этот период поэт порывает со своими друзьями-символистами. От него ушла его первая любовь — Любочка, внучка знаменитого химика Менделеева, ушла к его близкому другу — поэту Андрею Белому. Казалось, что Блок топит отчаяние в вине.

Но, несмотря на это, главной темой стихов периода “Страшного мира” все же остается любовь. Но та, о ком поэт пишет свои великолепные стихи, уже не прежняя Прекрасная Дама, а роковая страсть, искусительница, разрушительница.

Она мучит и сжигает поэта, а он не может вырваться из-под ее власти.

Даже о пошлости и грубости страшного мира Блок пишет одухотворенно и красиво. Хотя он уже и не верит в любовь, не верит ни во что, но образ незнакомки в стихах этого периода все же остается прекрасным. Поэт ненавидел цинизм и пошлость, их нет в его стихах.

“Незнакомка” — одно из самых характерных и красивых стихотворений этого периода. Блок описывает в нем реальный мир — грязную улицу со сточными канавами, проститутками, царство обмана и пошлости, где среди льющихся помоев прогуливаются “испытанные остряки” с дамами.

  •     По вечерам над ресторанами 
  •     Горячий воздух дик и глух, 
  •      И правит окриками пьяными 
  •      Весенний и тлетворный дух.

Лирический герой одинок в окружении пьяниц, он отвергает этот ужасающий его душу мир, похожий на балаган, в котором нет места ничему прекрасному и святому. Мир травит его, но среди этого хмельного угара появляется незнакомка, и ее образ будит светлые чувства, кажется, она верит в красоту. Образ ее удивительно романтичный и манящий, и видно, что жива еще в поэте вера в добро.

Пошлость, грязь не могут запятнать образ незнакомки, отражающий мечты Блока о чистой, беззаветной любви. И хотя стихотворение и завершается словами “In vino ver­i­tas”, но образ прекрасной незнакомки вселяет веру в светлое начало жизни.

В стихотворении две части, а основным литературным приемом является антитеза, противопоставление. В первой части — грязь и пошлость окружающего мира, а во второй — прекрасная незнакомка; эта композиция позволяет донести главную идею Блока. Образ незнакомки преображает поэта, меняются его стихи и мысли.

На место бытовой лексики первой части приходят одухотворенные, поражающие своей музыкальностью строки. Художественные формы подчинены содержанию стихотворения, позволяя глубже проникнуться им.

Аллитерации в описании грязной улицы, нагромождения грубых согласных звуков сменяются далее ассонансами и аллитерациями сонорных звуков — [р], [л], [н].

Благодаря этому создается прекраснейшая мелодия звучащего стиха.

Это стихотворение не оставляет равнодушным никого, его нельзя забыть, прочитав однажды, и прекрасный образ волнует нас. Эти стихи трогают до глубины души своей мелодичностью; они похожи на чистую, великолепную музыку, льющуюся из самого сердца. Ведь не может быть так, чтобы не было любви, не было красоты, если есть такие прекрасные стихи.

  1. Вариант 2
  2. Самое известное стихотворение Блока, относящееся ко второму периоду творчества, — «Незнакомка» .
  3. Вся первая строфа этого стихотворения – фактически развернутая метафора, хотя многие исследователи утверждают, что можно с предельной точностью установить, где происходили события, описываемые в стихотворении. Сама картина не нуждается в подобной конкретизации:
  4.  «По вечерам над ресторанами 
  5.  Горячий воздух дик и глух, 
  6.  И правит окриками пьяными 
  7.  Весенний и тлетворный дух» 

Место действия у Блока не просто ресторан, но – ресторан, как будто вся грязь и пошлость большого города сконцентрирована на одном месте. «Горячий воздух дик и глух» — это не только о воздухе, может быть, и не только о нем, потому что логически с ним связан только первый эпитет.

  • Здесь говорится об атмосфере города, о выжигающей пустоте и безысходности жизни, дикой и глухой толпе, о человеческой душе, глухой к красоте, истине, к самой жизни.
  • Последующие три строфы еще более усиливают этот мотив, подчеркивая дисгармонию мира:
  •  «Над озером скрипят уключины, 
  •  И раздается женский визг, 
  •  А небе, ко всему приученный, 
  •  Бессмысленно кривится диск. » 

Обратим внимание: в классической поэзии «вечер» — самое поэтическое время суток, пора умиротворения, «месяц» — один из самых поэтических образов. Так постепенно развертывается в стихотворении картина бессмысленного существования, лишенного красоты и гармонии.

Эти картины подготавливают появление чуда: слишком велик контраст между прошлым и появлением прекрасной Незнакомки. Само видение возникает как бы из вечерних сумерек, из пошлого крика пьяниц, скрипа уключин, визга женщин, возникает как отрицание дисгармоничного мира.

Незнакомка среди ресторанных столиков, среди пьяниц. На то, что это может быть просто сон, указывает только одна неожиданная деталь – «дыша духами и туманами» , — немного поясняет слова автора. «Всегда и всюду больше и глубже всего лежит мирный туман..» . Этот образ тумана еще более усиливает таинственность появления Незнакомки.

Последующие три строфы заполнены сложной символикой, которая не поддается прямой расшифровке, да в ней и не нуждается.

Здесь все хрупко, основано на таинственности, душа освобождается от пошлого давления повседневности, улетает в иные миры, открывая в своей глубине неведомые миру сокровища.

Важно то, что душа человеческая на миг соприкоснулась с миром прекрасного. В таком контексте уже не режут слух слова:

 «И очи синие бездонные 

 Цветут на дальнем берегу». 

Это реальные женские глаза, полные тайны и очарованья, это и символ вечной красоты мира, весеннего и цветущего, который еще существует, несмотря на вселенскую власть душного города, существует пусть только в мечте. В этом сложном переплетении смыслов и дан весь этот образ.

Еще он нужен поэту для того, чтобы снова столкнуть в сознании читателя два мира: «пьяницы с глазами кроликов» — «очи синие бездонные» . Из этого столкновения, может быть, и рождается мечта о прекрасной Незнакомке, этим же столкновением она и гасится.

  1. Завершается стихотворение строфой, где есть два восклицательных предложения, смысл которых контрастно противопоставлен друг другу:
  2.  «В моей душе лежит сокровище, 
  3.  И ключ поручен только мне! 
  4.  Ты право, пьяное чудовище! 
  5.  Я знаю: истина и вине» . 

Но если внимательно присмотреться к этой строфе, в ней должно быть еще одно восклицание. Незнакомка придет, очарует на миг – и исчезнет, растает как туман, из которого она возникла, а может быть, и соткала. Прекрасная мечта осветит на миг все уголки человеческие души, приоткроет ее сокровенные тайны и скрытые богатства, снова вернет к пошлой действительности.

Полный текст стихотворения «Незнакомка»

  • По вечерам над ресторанами
  • Горячий воздух дик и глух,
  • И правит окриками пьяными
  • Весенний и тлетворный дух.
  • Вдали над пылью переулочной,
  • Над скукой загородных дач,
  • Чуть золотится крендель булочной,
  • И раздается детский плач.
  • И каждый вечер, за шлагбаумами,
  • Заламывая котелки,
  • Среди канав гуляют с дамами
  • Испытанные остряки.
  • Над озером скрипят уключины
  • И раздается женский визг,
  • А в небе, ко всему приученный
  • Бесcмысленно кривится диск.
  • И каждый вечер друг единственный
  • В моем стакане отражен
  • И влагой терпкой и таинственной
  • Как я, смирен и оглушен.
  • А рядом у соседних столиков
  • Лакеи сонные торчат,
  • И пьяницы с глазами кроликов

«In vino ver­i­tas!»* кричат.

  1. И каждый вечер, в час назначенный
  2. (Иль это только снится мне?),
  3. Девичий стан, шелками схваченный,
  4. В туманном движется окне.
  5. И медленно, пройдя меж пьяными,
  6. Всегда без спутников, одна
  7. Дыша духами и туманами,
  8. Она садится у окна.
  9. И веют древними поверьями
  10. Ее упругие шелка,
  11. И шляпа с траурными перьями,
  12. И в кольцах узкая рука.
  13. И странной близостью закованный,
  14. Смотрю за темную вуаль,
  15. И вижу берег очарованный
  16. И очарованную даль.
  17. Глухие тайны мне поручены,
  18. Мне чье-то солнце вручено,
  19. И все души моей излучины
  20. Пронзило терпкое вино.
  21. И перья страуса склоненные
  22. В моем качаются мозгу,
  23. И очи синие бездонные
  24. Цветут на дальнем берегу.
  25. В моей душе лежит сокровище,
  26. И ключ поручен только мне!
  27. Ты право, пьяное чудовище!
  28. Я знаю: истина в вине.
  29. 24 апреля 1906

"Незнакомка" – анализ стихотворения Александра Блока

Время на чтение: 13 минут

Анализ данного художественного произведения позволит читателю лучше понять и раскрыть тяжёлую драму, имевшую место в судьбе поэта.

История создания

Прежде чем приступить к анализу стихотворения «Незнакомка» Блока по плану, кратко стоит ознакомиться с процессом его появления. Также перед прочтением анализа рекомендуется прочитать само стихотворение на любом онлайн-сайте. В биографии поэта были тяжёлые периоды жизни. Одним из таких событий являлось предательство близких людей, которое стало для поэта сильным ударом.

У стихотворения «Незнакомка» Блока история создания довольна драматична. Жена Александра Блока вступила в романтические отношения с его самым близким другом — Андреем Белым.

Данная новость нанесла двойной удар по его эмоциональному состоянию.

В связи с этим автору было необходимо выплеснуть свои переживания и эмоции на бумагу, вследствие чего и было написано это неповторимое произведение русской литературы. Датой написания является 1906 год.

Кроме того, в этот период времени у поэта происходит разрыв с писателями, принадлежащими к классу символистов. Все эти события в его жизни привели к сильным изменениям в его творческой деятельности.

В «Незнакомке» автор создаёт иллюзорную или вымышленную реальность, которая является убежищем от земных страданий. Мечта об идеале, воплощенная в стихотворении, дала ему стимул для жизни и творчества.

Факт создания литературного произведения был зафиксирован самим Андреем Белым. В тот день Александр Блок отправился ходить по пригородам Санкт-Петербурга. Гуляя по его переулкам, автор открыл для себя Озерки и небольшой ресторан, где собралось множество пьяных местных.

После поэт приходил туда, заказывал вино и ненадолго впадал в задумчивость и забытье, чтобы отвлечься от душевных страданий и тягот.

Однажды после такой очередной прогулки автор вернулся домой, показав своей жене наброски стихотворения «Незнакомка». Свидетелем данного момента был и Андрей Белый.

Образ «Незнакомки»

Незнакомка, описанная в стихотворении, для поэта является прекрасной дамой, символом чистоты и настоящей любви. Она предстаёт перед читателем в качестве хрупкой и изящной женщины, одетой в тёмную вуаль. Незнакомка значительно выделяется на фоне грубого и пошлого мира, погрязшего в пьянстве и лишенного нравственности и моральных ценностей.

Образ незнакомки в стихотворении окутан некой таинственностью и притягательной недоступной красотой. Её глаза преисполнены шарма и очарования, которые так привлекают поэта.

Незнакомка является неким «спасательным кругом» для лирического героя, поскольку позволяет ему отвлечься от бренности бытия этого мира, забыть о своих страданиях и переживаниях. В тексте, описывающем образ таинственной героини, четко прослеживается раздвоенность сознания русского поэта.

Несмотря на то что прекрасная и загадочная незнакомка помогает поэту ненадолго отстраниться от душевных терзаний, суровый окружающий мир никуда не исчезает, а лишь временно отходит на второй план.

Романтичный образ прекрасной незнакомки является, несомненно, сокровищем для поэта. Она воплощает в себе добро, мечты и надежды, веру в настоящую любовь. Незнакомка не дает поэту упасть духом, а помогает ему вернуться к жизни и встать на верный путь.

Она советует ему отказаться от пьянства и найти в себе силы жить дальше. Незнакомка — истинное воплощение непорочности, душевной чистоты и романтики.

Композиция стихотворения

Композиция представлена в виде двух частей. В их основе лежит контраст противоположностей, что позволяет повысить выразительность произведения. Такой композиционный прием позволяет автору лучше раскрыть свои мысли, а также сделать их более доступными для понимания читателя.

Сюжет первой части произведения повествует о существующей окружающей действительности пошлого и низменного мира. Данный мир погряз в распущенности, пьянстве и разврате. Он вызывает отвращение и неприязнь у Александра Александровича Блока.

Вторая часть описывает читателю крайне противоположную действительность, возвышенную, тонкую и недосягаемую. Она настолько идеальна в понимании поэта, что кажется несуществующей и недоступной.

В данном возвышенном мире сосредотачиваются все основные мечты писателя, которые помогают ему уйти от глухой и мрачной реальности.

В то же время эти два мира являются параллельными, которые пересекаются друг с другом.

Из-за их несовместимости автору кажется, что один из них является лишь плодом его воображения, то есть обычной галлюцинацией.

Именно в противопоставлениях этих двух действительностей Блок стремился выразить свое стремление к чистой, невинной и беззаветной любви, которую не в состоянии запятнать низменный и пошлый мир.

Основная идея

Основная мысль, или идея, стихотворения «Незнакомка» заключается в том, что в даже в самом убогом мире, не имеющем каких-либо нравственных ценностей, можно найти ту чарующую любовь или красоту.

Главное — поверить в неё.

Хрупкая женственная натура, описанная в литературном произведении, является воплощением сильной личности, которая сможет справиться с жизненными трудностями лишь благодаря своим собственным силам.

Незнакомка заставляет глубоко задуматься о своем образе жизни. Она является неким мотивом действий для писателя. Он решает во что бы то ни стало исправить свои ошибки. Блок предается размышлениям о собственной жизни, а также анализирует свое поведение.

Поэт понимает, что нет смысла в бездействии и беспробудном пьянстве. Судьба человека зависит только от него самого, стоит лишь только собраться с силами и начать действовать.

Таким образом, главная идея стихотворения «Незнакомка» заключается в том, что человеческой душе необходимо научиться видеть и понимать прекрасное вокруг себя.

Именно красота воодушевила писателя и заставила его не пасть духом, забыть окружающую мрачную действительность и поверить в себя.

Для того чтобы научиться ценить прекрасное вокруг себя, человеку необходимо достичь душевной гармонии, являющейся залогом успеха. Именно сила духа поможет справиться со всеми испытаниями, выпавшими на судьбу человека. Данная проблема активно раскрывается во многих творениях русских писателей.

К примеру, данное стихотворение является продолжением мыслей Федора Михайловича Достоевского, который говорил, что «красота спасет мир».

Тематика произведения

Темой стихотворения «Незнакомка» является столкновение мечты с суровой и мрачной реальностью. Захудалый ресторан в пригороде Петербурга является олицетворением конфликта окружающего мира.

Мечты автора получили свое воплощение в образе прекрасной незнакомки, которая приходит в данное заведение.

При этом Блок не понимает, существует ли эта женщина на самом деле или же она — лишь плод его воображения.

Размер и жанр

Каждое творение имеет свой размер и только свой уникальный жанр. Говоря о параметрах данного литературного произведения, необходимо выделить следующие особенности:

  • жанром «Незнакомки» является рассказ в стихотворной форме;
  • способ или средство написания — четырехстопный ямб. Суть данного метода заключается в использовании определенного размера, при котором на каждый четный слог падает ударение;
  • использование четырехстопного ямба с пиррихиями, при котором осуществляется пропуск ударения при чтении вслух. Это направление позволяет поэту построить определенную мелодичность в произведении и придать ему легкость для понимания;
  • тип рифмы — перекрестная. При перекрестной рифме первая строчка рифмуется с третьей, вторая с четвертой и так далее;
  • использование четырехстопного ямба с катренами. При данном способе в стихотворении имеют место отдельные строфы, законченные по смыслу.

При создании того или иного произведения каждый автор оставляет за собой право при выборе как размера произведения, так и используемого жанра и композиционных приемов, позволяющих повысить его выразительность и улучшить доступность для понимания.

Средства художественной выразительности

Эпитеты, метафоры, а также антитезы относятся к средствам художественной выразительности, используемым во многих русских литературных произведениях.

Осуществляя подробный разбор стихотворения, можно найти множество данных средств, которые также могут быть и фонетическими.

Схема разбора стихотворения состоит из нескольких этапов. Для начала осуществляют поиск эпитетов. Они используются для образного или художественного определения в целях выразительного описания признака предмета, а также его качества и свойства.

Ниже представлен перечень эпитетов, используемых Александром Блоком в своем стихотворении «Незнакомка»:

  • «очарованный берег»;
  • «горячий воздух»;
  • «пьяные окрики»;
  • «детский плач»;
  • «испытанные остряки».

В процессе анализа стихотворения также осуществляют поиск метафор. Слова или выражения, используемые в качестве метафор, употребляются в переносном значении в целях сравнения предмета или явления на основании какого-либо общего признака.

  • Ниже представлен список метафор, которые Блок применяет в данном литературном произведении:
  • «бессмысленно кривится диск»;
  • «стан, шелками охваченный»;
  • «дыша духами и туманами»;
  • «дух правит окриками».

Также в стихотворении автор активно использует антитезы, основанные на резком противопоставлении определенных понятий и литературных образов. Особенно ярко это видно на эпитетах.

В первой части стихотворения Блок использует довольно грубые и некрасивые сравнения, описывающие мрачную и суровую окружающую действительность, в то время как во второй части он прибегает к достаточно поэтическим, нежным и романтическим эпитетам, характеризующим прекрасную незнакомку.

Поэт применяет и сравнения для изображения наиболее целостной и достоверной картины. Например, он сравнивает глаза пьяниц в ресторане, расположенном в пригороде Петербурга, с глазами кроликов.

При внимательном прочтении можно заметить определенные звуковые мотивы, придающие ещё большую выразительность тексту. Так, звук «р», присутствующий в словах «право», «тлетворный», «ресторан», «поручен», внушает читателю некое чувство тревоги, страха и дрожи.

В свою очередь, изобилие в стихотворении звуков «а» и «о» создают впечатление медленного и размеренного повествования. Использование звука «и» придает тексту некоторую резкость, а звуков «л», «м» и «н» — некое очарование, таинственность, нежность и загадочность.

Таким образом, «Незнакомка» является одним из самых глубоких творений Александра Блока. Данное литературное произведение по праву можно считать народным, поскольку его помнят и знают даже те люди, которые далеки от литературы модернистского направления. «Незнакомка» отличается своей простотой и доступностью для понимания.

Стихотворение, пронизанное утонченной лирикой, и по сей день является символом человечности, чистой и непорочной любви, верности и надежды. Поэт призывает не опускать руки в сложных жизненных ситуациях и проблемах, с которыми сталкивается практически каждый человек на протяжении своей жизни.

Главной целью является достижение душевной гармонии с собой, которую можно достичь с помощью веры в красоту. Не стоит уходить от проблем и пытаться достичь гармонии с помощью алкоголя, так как это только усугубит ситуацию и усилит чувство безысходности. Именно красота может наполнить жизнь человека определенным смыслом, поскольку она является неотъемлемой частью судьбы и жизненного пути.

Ссылка на основную публикацию