Анализ романа Джека Лондона «Мартин Иден»

Анализ романа Джека Лондона «Мартин Иден»

  • Ольга Ткачёва
  • Кандидат в члены РРО СПР
  • г. Шахты
  •                             Юноша, одержимый любовью
  •                                   (о романе Джека Лондона «Мартин Иден»)

           Творчество Джека Лондона (настоящее имя – Джон Гриффит Чейни) занимает выдающееся место в американской и мировой литературе. Его роман «Мартин Иден» был опубликован в 1909 году. В нём Джек Лондон рассказывает о трагедии молодого начинающего писателя Мартина Идена, пытающегося пробиться на литературный «Олимп» в Соединённых Штатах Америки в начале ХХ века.

          В сюжете романа события  находятся в причинно-временной связи. В нём есть завязка (первая встреча Мартина и Руфи), перипетии – (внезапные и резкие сдвиги в судьбах персонажей), кульминация (разрыв помолвки Мартина и Руфи), развязка (гибель Мартина).

          Композиция романа усложнённая – в центре события находятся главные герои (парень из народа Мартин Иден и девушка из высшего общества Руфь Морз), у которых завязываются отношения с другими действующими лицами.

Это многочисленные второстепенные герои (работница Лиззи Конолли, родители Руфи и её братья Артур и Норманн, сёстры Мартина – Гертруда и Мэриен, их мужья, квартирная хозяйка Мария, поэт Рэсс Бриссенден, Джо из прачечной) и эпизодические персонажи ( «настоящие люди» из окружения Рэсса Бриссендена, дети Марии, гости семьи Морз, работники редакций, знакомые Мартина Идена из народа и многие другие). Автором используются разнообразные композиционные приёмы: роман разделён на сорок шесть глав;  повествование в романе ведётся в хронологическом порядке; в основное повествование включены рассказы о прошлой жизни Мартина и его видения (галлюцинации). В романе присутствует социальный конфликт – столкновение интересов буржуазии и человека из народа; психологический конфликт – борьба противоположных чувств и мыслей в душе отдельного человека.

         Главный герой романа, парень из народа Мартин Иден, стремится к литературному успеху и  славе ради любви к девушке из высшего общества. Он надеется, что став богатым и знаменитым,  сможет жениться на ней.  Размышляя о своей любви к Руфи, Мартин вспоминает строки стихотворения, однажды прочитанные им: «Печальный юноша, он одержим любовью и в поцелуе умереть готов».

Они так поразили его, что он «…почувствовал себя тем самым юношей, который «одержим любовью», и гордился этим больше, чем мог бы гордиться возведением в рыцарское достоинство. Он постиг, наконец, смысл жизни и цель своего существования на земле».

  Влюблённый человек представлялся Мартину каким-то высшим существом, отмеченным благодатью, и ему был приятен образ юноши, «одержимого любовью», для которого уже не имеют цены все земные блага – богатство, знания, успех, – не имеет цены сама жизнь, ибо он «в поцелуе умереть готов…».

Любовь к девушке из высшего общества Руфи Морз превратила Мартина из неотёсанного матроса в мыслителя и художника. Автор пишет: «Любовь для него обитала на недосягаемых горных вершинах, высоко над долинами разума. Она была квинтэссенцией существования, высшей точкой напряжения жизни и не всякому выпадала на долю.

Чтобы добиться любви Руфи, Мартин решил: он «…будет писать поэзию, прозу, очерки и пьесы, как Шекспир. Это настоящая карьера, и это путь к сердцу Руфи. Ведь писатели – гиганты мира. Писать! Эта мысль жгла его, как огонь».

Он наивно полагал, что подлинную культуру можно найти только в высшем обществе, ведь он сам жил до встречи с Руфью «…в каком-то грязном болоте и теперь хотел очиститься и подняться в высшую сферу». Но при ближайшем знакомстве с высшим обществом Мартин убеждается, что всё, к чему он стремился, и что привлекало его в этом обществе, было фальшью, обманчивой видимостью. Жизненный путь Мартина превращается в цепь горьких разочарований.

       Любимую девушку Мартин Иден идеализирует: «…Она дух, божество, богиня, – такая возвышенная красота не может быть земной». Даже то, что Руфь при встрече обнялась и поцеловалась со своей матерью, служит неискушённому Мартину доказательством возвышенности её чувств.

Но Руфь Морз на деле оказывается заурядным человеком. Она не в состоянии понять истинной глубины личности полюбившего её человека, не верит в его «сочинительство» потому, что оно не приносит дохода. «Радость творчества» – для Руфи пустые слова.

Она стремится переделать Мартина сообразно понятиям людей её круга, настаивает, чтобы он поступил на службу в контору её отца. Отвернувшись от Мартина, когда он больше всего нуждался в её поддержке, она пришла к нему искать примирения, когда он стал знаменитым и богатым.

Но Мартин не смог примириться с ней, его «божество» было повержено, иллюзия развеяна.

          Повествование в романе ведётся от лица автора. Джек Лондон при написании романа широко пользуется  художественными средствами, употребляя  эпитеты:  кроткое сияние звёзд,  бархатная ночь; метафоры – «…пружины застонали, словно задыхаясь под тяжестью его тела; сравнения: «бицепсы здоровые, как у мула».

        Описания природы в романе красивы и отличаются пышностью –  «Золотая пора года умирала так, как жила,– прекрасной и нераскаявшейся грешницей, и казалось, самый воздух был напоен истомой сладких воспоминаний».

           Изображая убогую обстановку, в которой приходится жить Мартину, автор использует запахи и звуки:  «…в комнату больного ворвались облака пара. Запах мыльной воды и грязного белья»; «…визг ребёнка, словно ножом, резанул его слух».  Мартин сравнивает комнату, в которой он живёт, и дом Руфи: «Там всё было возвышенно и духовно; здесь – материально, грубо материально».

       Джек Лондон очень изобретательно подходит к описанию внешности героев романа.  Например, он показывает внешность главного героя Мартина Идена как бы глазами других действующих лиц романа, и каждый из них видит его по-своему.

Вот Мартин разглядывает себя в зеркале: «Он увидел копну каштановых волос, вьющихся над высоким крутым лбом…  Мартин спрашивал себя, видна ли душа в этих иссиня-серых глазах, которые часто становились совсем голубыми, точно вбирали в себя блеск морской глади, озарённой солнцем. Он гадал, могли ли его глаза нравиться ей.

  Рот у него был совсем как у херувима, но он любил крепко сжимать губы.  Это были губы воина и любовника.  Подбородок и чуть тяжеловатая нижняя челюсть подчёркивали властное выражение лица.  Сила уравновешивала в нём чувственность…».

Руфь, глядя на Мартина, видела, что «блеск тропического солнца запечатлелся у него на лице, а в его крепких железных мускулах была первобытная жизненная сила. Он весь был в рубцах и шрамах, полученных в том неведомом мире жестоких людей и жестоких деяний, который начинался за пределами её кругозора.

 Это был дикарь, ещё не приручённый, и ей льстила мысль, что он ей так покорен».  Друг Мартина Рэсс Бриссенден восхищён внешностью Мартина: «Ах вы, юный эллин! Вы недостаточно цените своё тело. Вы невероятно сильны. Вы прямо молодая пантера! Львёнок!».

          Портрет главной героини Руфи автор представляет читателю через восторженное восприятие Мартина при первой встрече: «…бледное воздушное существо с большими, одухотворёнными голубыми глазами, с массой золотых волос». Мартин мысленно сравнивает Руфь с «бледнозолотистым цветком на тонком стебле». Но Рэсс Бриссенден не разделяет восторгов Мартина и сравнивает  Руфь с «бледной молью».

         Описание внешности даже второстепенных героев очень оригинально. Так, например, глядя на профессора Колдуэлла, Мартин находил в нём «что-то общее с северо-восточным пассатом, неизменным, холодным и сильным.

Он был так же ровен и надёжен, однако, в нём было что-то смущающее.

Мартин думал о том, что профессор, вероятно, никогда не высказывался до конца, так же как и северо-восточный пассат, никогда не дует изо всех сил, а всегда оставляет себе резервы, которыми, однако, никогда не пользуется».

В романе присутствует ирония: «Только электрический фонарь стоял, как забытая веха прогресса».

        Цитаты из художественных произведений поэтов и писателей, цитаты из философских трудов автор использует для того, чтобы показать напряжённую умственную работу Мартина.

        Джек Лондон определял стиль  своего романа «Мартин Иден» как «вдохновенный реализм, проникнутый верой в человека и его стремления». Стилевыми доминантами в романе являются психологизм и яркие  описания природы и вещного мира. Характер образности в романе жизнеподобный, что важно для создания общего впечатления достоверности.

 Для художественного стиля речи персонажей романа характерны разноречие и эмоциональность. Речь девушки из высшего общества Руфи и её семьи литературна; Мартин до той поры, пока он не занялся самообразованием, говорит как человек из народа с употреблением жаргонных словечек из лексикона матросов; выходцы из Португалии говорят с акцентом: «Достанэт монэт – будет обэд.

Нэт монэт, нэт обэд. Такая дела…»

         Автор особенно много внимания уделяет принципу контрастности.

В романе «Мартин Иден», например, противопоставляются: благополучная жизнь буржуа и нищая жизнь рабочих; образованная Руфь и малообразованный Мартин; жадные зятья Мартина и его щедрый друг Рэсс Бриссенден;  бескорыстная любовь к Мартину фабричной работницы Лиззи Конолли, которая готова за него жизнь отдать, и расчётливая любовь аристократки Руфи Морз.

         Трагическая развязка романа, по моему мнению, произошла из-за того, что Мартин Иден  слишком глубоко сосредоточился на своей любви к Руфи. Когда она отвергла его из-за буржуазных предрассудков, Мартин вдруг «…ясно понял, что никогда не любил Руфь на самом деле.

Он любил некую идеальную Руфь, небесное существо, созданное его воображением, светлого лучезарного духа, воспетого им в поэмах любви. Настоящую Руфь, буржуазную девушку с буржуазной психологией и ограниченным кругозором, он не любил никогда!». Кроме того, он так и не нашёл своего места в жизни.

Добившись успеха в литературном творчестве ценою огромных усилий, тяжких лишений и разрыва со своим классом, потеряв любовь, Мартин ощутил страшное одиночество. Когда он пробовал пообщаться с матросами, каким был когда-то, он не смог найти в себе ничего общего с этими скучными, грубыми людьми.

А в высшем обществе он сам по себе никому не был нужен, и если буржуа искали его общества, то не ради него самого, а «ради славы, которая теперь окружала ореолом его имя, ради тех ста тысяч долларов, которые лежали у него на текущем счету в банке».

Для Мартина стало ясно, что искусство и литература являются, как и всякий товар, предметом купли-продажи, а успех любого произведения определяется модой и громким именем автора. Он понял всю тщетность принесённых им жертв, жизнь стала мучением,  и он нашёл избавление от неё  в «тёмной бездне»  океана.

         Но всё же, я думаю, что такой сильный человек, каким был Мартин Иден, смог бы выстоять и не погибнуть. В процессе самообразования он читал книги разных философов, в том числе и Карла Маркса, общался с социалистами из рабочего класса, к которому принадлежал сам.

Если предположить, что Мартина Идена заинтересовали  бы (после разрыва с Руфью) идеи социализма, он наверняка нашёл бы новую цель в жизни – борьбу за построение общества, где нет социального неравенства, ведь оно, в конечном счёте, стало причиной расставания Мартина с любимой девушкой.

Возможно, начав новую жизнь, он бы встретил настоящую любовь.

        Но в романе «Мартин Иден» социалистические идеи не заинтересовали главного героя. Видимо это произошло потому, что в них  разочаровался сам автор.

Джек Лондон в 1895 году вступил в «Социалистическую трудовую партию Америки», а в 1900 году стал членом «Социалистической партии Америки», из которой выбыл в 1914 году по причине «…отхода партии от пути революционного преобразования общества и взятый ею курс на постепенный реформаторский путь к социализму».  

         Недостатком романа «Мартин Иден» является, по моему мнению,  чересчур частое повторение уже высказанных ранее мыслей.

Например, почти в каждой главе автор назойливо приводит сравнения  девушки из высшего общества Руфи Морз и её мира с миром фабричных работниц и других женщин из народа, показывая много раз, какая пропасть лежит между ними.

  Во второй половине романа, когда Мартин Иден достигает успеха и становится знаменитым,  так же назойливо из одной главы в другую кочуют его сетования на то, что он сам по себе  никому не нужен, и что люди ценят только его славу и деньги.    

        Для современных  читателей роман Джека Лондона «Мартин Иден» интересен не только, как история талантливого «юноши, одержимого любовью».

Литераторы найдут на страницах романа рассуждения о том, как надо писать литературные произведения в условиях капитализма, чтобы они пользовались спросом у читателей и издателей.

Так же, как и во времена написания романа,  в наше время существует антагонизм между богатыми и бедными, праздностью одних и изнуряющим трудом  других. Идеи социализма, о которых Джек Лондон пишет в романе, как и прежде, волнуют общество, поэтому роман актуален и в наше время.

Анализ произведения Джека Лондона "Мартин Иден"

Роман – это самый распространённый прозаический жанр в литературе.

Время создания произведения. Основная проблема, тематика и идея

Знаменитый роман Джека Лондона «Мартин Иден» впервые был опубликован в 1908-1909 годах на страницах издания «Пасифик Мансли». В 1909 году роман вышел отдельной книгой. Это произведение, в котором повествуется об интеллектуальном развитии Мартина Идена, талантливого индивидуалиста, во многом оказалась автобиографичным.

Читайте также:  Страх может стать причиной смерти людей?

Замечание 1

Главной темой романа является несовместимость бескорыстной, поэтической личности и общества, где все решают положение и деньги.

Действие произведения начинается в двух направлениях, между собой взаимосвязанных: любовь главного героя к Руфи и его борьба за место в обществе, борьба за то, чтобы общество наконец признало писательский талант Мартина.

Джек Лондон в своем романе поднимает следующие темы:

  • Тема любви
  • Тема общества
  • Тема образованности
  • Тема стремления
  • Тема гуманности
  • Тема самосовершенствования.

Тема любви является одной из основных тем произведения. Именно эта тема – основополагающая в романе Лондона.

«Мартин Иден» – произведение романтического характера, и потому сутью взаимоотношений между персонажами является или любовь, или ненависть.

И бывает так, что человек сам не может до конца понять, какое именно чувство притягивает его к другому человеку – об этом свидетельствует позиция Руфи.

Общество читателю представляется как абсолютная противоположность главному герою романа, и это особенно ясно отражает его внутренний мир, его сущность.

Руфь, героиня произведения Лондона, является олицетворением буржуазного класса.

А Мартин Иден – яркий представитель класса рабочего, однако он смог поставить себе цель и стремиться к ней независимо от того, на каком уровне общественной иерархии он находится.

Во время создания романа считалось, что если человек относится к классу буржуазии, то он умен, образован и начитан, и это является отличительной особенностью людей этого класса.

Однако Джек Лондон в своем романе показывает, что его герой, находясь ниже по уровню обеспеченности, оказался гораздо умнее представителей буржуазного класса.

Если для них знания было как должное, то Иден стремится к этому сам.

Еще одна тема, затронутая в романе «Мартин Иден» – это тема стремления. Главного героя романа можно назвать одним из самых целеустремленных героев произведения. в первую очередь стремление – это преодоление самого себя, и это ясно видно на примере Мартина Идена.

В романе на противопоставлении главного героя с обществом писатель показывает еще одну тему – тему гуманности. Мартин всегда старается помогать своей сестре, друзьям и близким. Помог он даже совершенно незнакомому человеку, а тот, ради забавы, пригласил его к себе в гости, чтобы близкие посмотрели на человека из низшего общества.

Джек Лондон в романе поднимает такие проблемы, как неразделенная любовь, проблема пустого высшего класса общества, проблема доступности образования для представителей рабочего класса, проблема отсутствия у человека стремления к лучшему, к достижению успеха. Также автор поднимает актуальную во все времена проблему того, что далеко не каждый человек готов оказать помощь другому.

Замечание 2

Главная идея романа – давайте волю своим чувствам, а как оценит их общество, это совсем не важно.

Автор старается донести читателю ту идею, что любовь – это самое высокое, сильное чувство, которое испытывает человек, и она не должна питаться только внешним успехом и богатством.

Жанр, сюжет, композиция романа, его художественные особенности

«Мартин Иден» относится к жанру романа. А ярко выраженный автобиографический элемент придает роману убедительность. В произведении очевидны переклички жизненной истории главного героя произведения с биографией самого автора.

Действие произведения происходит в Окленде в начале 20 века. Главный герой романа Мартин Иден – простой рабочий парень, выходец из низов, моряк, случайно познакомился с девушкой из состоятельной семьи Руфью Морз.

Парень влюбился в нее с первого взгляда, и желая стать достойным девушки, активно берется за самосовершенствование. Руфь видит в Мартине «дикаря» и берет покровительство над его начинаниями.

Мартин твердо решает стать писателем, он уверен, что может писать намного лучше, чем авторы публикуемых в литературных журналах произведений.

Мартин работает над своим произношением и языком, много читает, начинает писать стихи и прозу. Со временем он становится опытным литератором, однако годы идут, а успех так и не приходит.

Руфь понимает, что влюбилась в Мартина, однако ее родители не одобряют выбор дочери, но все же решают не препятствовать открыто их помолвке. Они всячески стараются представить Идена недостойным в глазах Руфи, приглашают в дом состоявшихся молодых людей.

Книга Идена, которую одно издательство осмелилось напечатать, вызывает сенсацию. К Мартину приходит долгожданный успех, но он не приносит ему удовлетворения. Мартина постоянно приглашают на банкеты, обеды, заваливают предложениями и письмами.

Руфь сама приходит к Мартину, теперь уже не бедному работяге, а модному и состоятельному писателю и предлагает руку и сердце. Однако Мартин понимает, что его чувства погасли, и отказывает ей.

Герой вдруг осознает, что ему не нужна эта слава, не нужны большие деньги. Он решает купить небольшой островок в Тихом океане и укрыться там от суеты.

Композиция романа Джека Лондона отличается простотой и стройностью. Центром композиции является образ главного героя, без его участия не обходится ни одно событие в романе.

Стержнем сюжета является эволюция личности героя-художника, его движущей силой.

А центростремительное построение композиции обеспечивает возможность добиться максимальной концентрации внимания на внутреннем мире героя и на той работе, которая постоянно происходит в его душе.

Характеристика главных героев

Главным героем романа является Мартин Иден – представитель рабочего класса, моряк. Он смел, полон энергии и сил, открыт для новых знаний, уверен в себе и целеустремлен. Мартин вынослив, способен спать несколько часов в сутки, все остальное время посвящая работе.

Он всегда держит свое слово, стремится помочь нуждающимся. Смело высказывает свое мнение. Мартин может постоять за себя и за своих близких. Любовь к Руфи многое переменила в нем, благодаря этому чувству он стал меняться и внешне, и внутренне.

Многие положительные черты прежнего Мартина остались при нем, но к ним еще добавились изысканность манер, аккуратность, отказ от вредных привычек, речь стала более грамотой и отточенной. Но есть и обратная сторона характера Мартина.

Он индивидуалист, ставит личные интересы выше общественных.

Руфь Морз – возлюбленная главного героя, бакалавр искусств. Однако по своей сути девушка является обычной мещанкой, неспособной принять жизнь. Она мнимая представительница рефлексирующей интеллигенции.

Но Руфь не является отрицательным персонажем – в ней много искреннего, доброго, светлого. Она помогает Мартину, искренне жалеет Лиззи. Образ героини неоднозначен, так как во многом виновато ее окружение.

Смысл книги "Мартин Иден" Джека Лондона | Какой Смысл

Романы и рассказы Джека Лондона отличаются динамичностью сюжета, «живыми» образами персонажей и широтой поднимаемых писателем вопросов. Исключением не стал и «Мартин Иден». Книга повествует о жизни моряка Мартина, волей случая попавшего в высшие слои общества.

Ради завоевания сердца Руфи, девушки, в которую влюбился с первого взгляда, молодой человек усердно работает над собой и добивается общественного признания как писатель.

Но, увы, финал произведения счастливым не назовешь: получив от жизни всё, что только мог хотеть, Мартин впадает в экзистенциальный кризис и кончает свою жизнь самоубийством.

Разберемся, почему жизнь молодого и здорового юноши закончилась трагедией и какие темы озвучены в романе.

Образ Мартина

Мартин вызывает симпатию с самого начала повествования. Он предстает перед читателем как добрый и необузданный моряк, не «вписывающийся» в роскошный быт интеллигентной семьи. Влюбившись в Руфь, он стремится стать частью окружающей её элиты.

Мартин трудолюбив в любом деле. Всю жизнь он честно исполнял свои обязанности моряка, а, решив работать над своим духовным развитием, дни напролет читает книги. Он не отчаивается, когда его литературные произведения раз за разом отвергаются всеми издательствами.

Став знаменитым, Мартин не зазнался. Напротив, ему не доставляют радости ни восторженные реакции критиков и читателей, ни огромные гонорары за публикацию его произведений.

Главный герой книги, без сомнений, хороший и умный человек. Но чем больше внимания он уделял своему внутреннему миру, тем больше противоречий обнаруживал внутри себя. Именно те вопросы, на которые он никак не мог найти ответа, заставили его очутиться на дне океана.

Тема любви

Любовь — это вечная тема, которую поднимают в своих произведениях практически все писатели. И раскрывается это человеческое чувство каждый раз с новой стороны.

Джек Лондон показывает нам, как человек может влюбиться не в другого человека, а в те иллюзии, которые создал.

Руфь казалась Мартину небесным созданием, девушкой, достойной самого лучшего на свете избранника.

Но по мере того, как Мартин занимался саморазвитием, возвышенный образ Руфи в его глазах все сильнее развеивался. В конце повествования Руфь была готова быть вместе с Мартином до конца своих дней.

Но молодой человек осознал, что он никогда не любил саму Руфь — ничем не примечательную девушку, которая, как и все вокруг, ищет лишь наиболее выгодную партию. Он любил тот идеал, который создал сам и который существовал только в его сознании.

Тема жизненного пути и смысла жизни

Джек Лондон ставит перед читателем вопрос: действительно ли для счастливой жизни важно финансовое благополучие и признание окружающих?

Мартин, вероятно, прожил бы вполне счастливую жизнь, оставшись моряком. Ему бы хватало денег на развлечения и основные материальные блага. Быть может, он нашел бы жену в лице простой и доброй девушки.

Став известным писателем, Мартин всей душой желал вернуться к прежней жизни. Но, изменив свое мировосприятие, он уже не мог получать удовольствие от гулянок и празднеств.

Но и то положение, которого он добился большим трудом, не доставляло ему никакой радости.

Тема одиночества

То положение, в котором оказался Мартин, показывает нам, что одиноким можно быть и тогда, когда ты окружён вниманием и одобрением окружающих. Одиночество — это не столько отсутствие людей вокруг, сколько отсутствие тех, кто способен по-настоящему тебя понять.

Вывод

Роман «Мартин Иден» рассматривает те проблемы, которые будут актуальны во все времена. Судьба Мартина Идена заставляет читателя переосмыслить свое отношение к жизни.

«Мартин Иден», художественный анализ романа Джека Лондона

Роман «Мартин Иден» впервые появился на свет на страницах журнала «Пасифик Мансли» в 1908-1909 годах. В 1909 году издательство «Макмиллан Компани» выпустило его отдельной книгой.

Произведение Джека Лондона, повествующее об интеллектуальном развитии талантливого индивидуалиста Мартина Идена, оказалось во многом автобиографичным: в нём писатель воссоздал историю своей жизни, в которой был и изнуряющий труд в море и прачечной, и любовь к девушке из буржуазной английской семьи, и упорная литературная работа, приведшая писателя к популярности и смерти.

Главный герой романа отличается от Джека Лондона только философским настроем: он является приверженцем материалистического эволюционизма Спенсера и индивидуализма Ницше.

Близкие автору социалистические идеи входят в произведение через образы второстепенных персонажей: рабочих, собирающихся на словесные прения в Муниципальном парке; выходцев из богатых семей, ведущих простую трудовую жизнь; мистера Морза и судьи Блаунта, ориентирующихся, по мнению Мартина Идена, в своей общественной деятельности на принципы всеобщего равенства.

Джек Лондон периодически сталкивает своего героя с теми или иными социалистами, давая понять и ему, и читателю, что только этот путь развития общества наиболее приемлем для человечества.

Тема любви в романе также имеет автобиографическую основу.

Сюжетная схема взаимоотношений Мартина Идена и Руфь Морз почти полностью повторяет любовную «канву» Джека Лондона и Мейбл Эпплгарт: у Руфь, как и у Мейбл, есть брат, с удовольствием общающийся с простым моряком (Артур в романе – Эдвард в жизни); она, как и свой прототип, просит жениха поступить на службу (журналистом или в контору отца в романе/на почту в жизни); героиня романа, как и реальная девушка, не становится женой Мартина Идена (в романе Руфь отворачивается от Мартина под влиянием сословных предрассудков, навязанных ей родителями/в жизни Мейбл предпочитает остаться с матерью, потерявшей мужа). После разрыва с Руфь Мартин Иден тесно общается с влюблённой в него простолюдинкой Лиззи Конноли, но отказывается жениться на ней, объясняя это «болезнью». Джек Лондон после расставания с Мейбл жениться на её подруге – Бесси (1900), с которой разводится через несколько лет, после того, как она ему надоедает, чтобы жениться ещё раз на новой возлюбленной Чармиан (1905).

Художественный образ Мартина Идена несколько идеализирован: в своём стремлении к утверждению идеи сильной личности, которая может пробить себе дорогу в жизни, он становится слишком бескомпромиссным.

Наравне с неустрашимостью, упорством и трудолюбием, главный герой постепенно уходит в открытое правдолюбие, выражающееся в начале – в стычках с идейными противниками, а затем в постепенном разочаровании в людях и отказу от общения с ними.

Интеллектуальное развитие Мартина происходит слишком быстро: несколько лет упорного самостоятельного обучения и литературного труда в сочетании с изнуряющей физической работой в прачечной и постоянной бедностью и недоеданием заканчиваются  для него социальным успехом и внутренним крахом.

Эволюция сознания главного героя проходит в несколько этапов, в каждом из которых принимает участие Руфь Морз. Любовь к хрупкой, воздушной девушке оказывает благотворное воздействие на манеры Мартина Идена. Стремление стать достойным своей мечты приводит героя к идее стать писателем.

Читайте также:  Сочинение: мой любимый поэт – марина цветаева

Врождённое трудолюбие, небывалая любознательность, развитый ум и внимание к деталям позволяют Мартину Идену быстро освоиться в новой профессии. Знание жизни простого народа и взгляд на окружающее через призму материализма Спенсера вооружает его великолепной логикой.

Внутренняя сила и юношеский максимализм (на момент встречи с Руфь герою нет ещё даже двадцати одного года) придают произведениям Мартина жизненную правду и мощь, которой не хватает рафинированной буржуазной литературе, ориентирующейся на устоявшуюся в обществе мораль и обязательный счастливый конец.

Начинающий писатель и сам поначалу принимает участие в создании шаблонных любовных рассказов, пользующихся популярностью у публики. Мартин делает это ради заработка, открывающего ему возможность жить и работать над Настоящим.

Молодой человек пробует себя и в других «литературных поделках» – юмористических стихах, сатирических зарисовках, небольших литературных заметках. Первое время он получает отказы из всех издательств и редакций.

Затем его рукописи постепенно начинают выкупать, но жить на это он всё ещё не может. Успех приходит к Мартину неожиданно – после публикации его философского очерка «Позор солнца», получившего признание у литературных критиков.

Рассказы и повести писателя начинают пользоваться спросом, но он очень быстро понимает, что всё это было делом случая, а не признания его таланта.

Разрыв с Руфь, предваряющий литературный успех Мартина, открывает второй этап жизни героя, в котором он проходит обратный путь – от очарования буржуазной средой к разочарованию всем, что его окружает.

Близкие родственники писателя (сёстры, зятья), друзья из высшего общества, семейство Морз, торговцы, у которых он покупает продукты, долгое время считавшие Мартина ничего не представляющим из себя лентяем, начинают приглашать его на обеды, забывают старые обиды, с интересом выслушивают все суждения «мистера Идена» и почитают за честь водить с ним знакомство. Мартин тяжело переживает подобное отношение к себе. Общаясь с людьми, он только и думает о том, что в нём самом ничего не изменилось: всё, что сейчас превозносится окружающими, уже было написано в тот момент, когда о нём отзывались, как о бездельнике.

Приход Руфь на мгновение вырывает героя из тягостного существования, но понимание того, что она решила вернуться к нему по той же причине, по которой с ним теперь общается весь мир, окончательно добивает Мартина. Разочарование людьми становится настолько острым, что герой решает сбежать из опостылевшего ему Сан-Франциско.

Находясь на корабле, по пути на Таити, Мартин понимает, что это решение было ошибочным: его тяготит не окружающий мир, а он сам в его отношении к той лжи, которую он видит и не принимает в людях. Популярный писатель не может любить, не видит цели в жизни, не хочет ничем заниматься.

Он проводит время в одиночестве и постоянном сне, который завершается для него сном вечным – в водах столь любимых им когда-то Южных морей.

  • «Мартин Иден», краткое содержание романа Джека Лондона

  • «Любовь к жизни», художественный анализ рассказа Джека Лондона

  • «Любовь к жизни», краткое содержание рассказа Джека Лондона

  • «Белый Клык», краткое содержание по главам повести Джека Лондона

  • «Белый Клык», анализ повести Джека Лондона

  • «Бурый волк», анализ рассказа Джека Лондона

  • «Зов предков», анализ повести Лондона

  • «Зов предков», краткое содержание по главам повести Лондона

  • «Бурый волк», краткое содержание рассказа Джека Лондона

  • Джек Лондон, краткая биография

  • «Белое Безмолвие», анализ рассказа Джека Лондона

  • «Закон жизни», анализ рассказа Джека Лондона

  • «Костёр», анализ рассказа Джека Лондона

  • По произведению: «Мартин Иден»
  • По писателю: Лондон Джек

«Мартин Иден» как средство социалистической пропаганды

Роман «Мартин Иден» всегда сильно отличался от других произведений Джека Лондона. Здесь нет дикой природы, колоритных аборигенов и героев-первопроходцев, зато есть критика «американской мечты», бунт против буржуазного общества и трагический финал.

  Немного размышлений о том, почему «Мартин Иден» всё же далеко не биография автора, и что не так с его заглавным героем.
                                                                              Нетипичный роман Следует сказать, что в автобиографичности других книг Джека Лондона сомневаться не приходится.

И дело не только в том, что сопоставлять произведения этого автора с его насыщенной биографией предельно просто: «Рассказы рыбацкого патруля» — работа юного Джека в бухте Сан-Франциско в составе рыбацкого патруля, «Морской волк» — его путешествие к берегам Японии для ловли морских котиков, «Сын волка» — опыт Лондона-золотоискателя в верховьях реки Юкон, и так далее. 

Рисунок на витрине салона «Первый и последний шанс» в Окленде, в который более ста лет назад заходил Джек Лондон

Просто лирический герой этих произведений, как правило, очень органичен, прекрасно вписан в окружающую его действительность, «честный авантюрист», пионер-первопроходец; суровый человек на фоне суровой природы, он приковывает к себе внимание читателя силой и цельностью своей личности.

Именно благодаря этому во всём мире (но, наверное, более всего для советских детей) — Джек Лондон навсегда заслужил репутацию «писателя для юношества» — автора, который учит подрастающее поколение отваге, благородству, вкладывает в юные головы кристально чистые идеалы честной борьбы с трудными жизненными обстоятельствами.Именно про книги Джека Лондона, Вальтера Скотта и Жюля Верна Владимир Высоцкий пел в своей «Балладе о борьбе»:                                                        «… Если, путь пpоpубая отцовским мечом,                                                              Ты соленые слезы на ус намотал,                                                              Если в жарком бою испытал, что почем,-                                                              Значит, нужные книги ты в детстве читал!»

                                                                           Нетипичный герой

И в первых главах «Мартина Идена» мы, казалось бы, видим всё того же классического лондоновского персонажа — сильного и смышленого моряка Мартина, выходца из американского рабочего класса. Разве что на этот раз героя мы встречаем в не совсем обычной для него обстановке — не на пустынных берегах новых земель, а в гостиной зажиточного семейства. Как он там оказался?Однажды Мартин вступился за студента, которого незаслуженно хотели избить какие-то портовые хулиганы. Студент решил отблагодарить моряка приглашением на обед в своё почтенное семейство. Так Иден волею случая знакомится с сестрой спасенного студента, прекрасной Руфь Морз. Потрясенный обаянием и умом Руфь, а также атмосферой образованности и благополучия, царящей в семействе Морзов, Мартин решает во что бы то ни стало получить образование, стать известным писателем, и, заработав таким образом деньги и славу, быть достойным своей избранницы.

Памятная доска Джека Лондона в Окленде

И поначалу всё складывается как нельзя благополучно: обладающий от природы живым, острым умом Мартин впитывает новые знания, как губка, и, несмотря на перерывы в обучении, вызванные необходимостью зарабатывать на хлеб насущный, в скором времени он получает прекрасное образование.

Руфь влюбляется в Мартина и соглашается стать его женой, а Морз-старший, пусть и скрепя сердце, — принять моряка-самоучку в свой дом и устроить в свою юридическую контору.

Казалось бы, тут и должен окончиться роман, прославляя «американскую мечту» и Мартина Идена, как классический пример self made man.

Но беда Мартина в том, что он не хочет останавливаться на достигнутом и становиться заурядным отцом семейства, говорящим прописные банальности на званых обедах. Мартин решил во чтобы то ни стало стать известным писателем, ведь он чувствует, что может «писать гораздо лучше современных писак»

Главный герой, сам пока не понимая того, серьезно обгоняет в интеллектуальном развитии свою возлюбленную Руфь, которая несмотря на университетский диплом и звание «бакалавра изящных искусств» остается очень ограниченной и несвободной во взглядах и суждениях.

И между ними всё то же расстояние, которое отделяло когда-то грубого моряка от утонченной студентки университета. Просто теперь моряк ушел далеко вперед.

«…Мартин не знал, что для Руфи “радость творчества” — пустые слова.

Она, правда, часто употребляла их в беседе, и Мартин впервые услыхал о радости творчества из ее уст. Она читала об этом, слышала на лекциях университетских профессоров, даже упоминала, сдавая экзамен на степень бакалавра искусств.

Но сама она была настолько заурядна, настолько лишена всякого творческого порыва, что могла лишь слепо повторять то, что говорили о творчестве другие.»

Далее, с каждой главой, отношения главных героев становятся всё драматичнее: Мартин терпит неудачи в писательском ремесле, Руфь уговаривает его бросить это гиблое дело. Мартин просит у неё два года на то, чтобы сделать карьеру писателя. 

Руфь На протяжении этих двух лет Мартин периодически голодает, сдает в ломбард единственный фрак, спит по четыре часа в сутки, совершенствует свой писательский стиль…и не добивается ничего — почти все его произведения журналы присылают обратно, а за немногие принятые платят копейки.Но безденежье — это ещё полбеды.

Мартин, который, будучи простым моряком, благоговел перед «утонченными» беседами в доме Морзов, получив образование, начинает понимать, что Морзы и их гости очень ограничены (если не сказать глупы), изрекают важным тоном банальности и осуждают каждого, кто осмеливается отстаивать взгляды, не принятые в их теплом кружке самодовольных буржуа.

Новый друг Мартина, умный и талантливый писатель-социалист Ресс Бриссенден еще больше укрепляет подозрение бывшего моряка о том, что «умных людей следует искать не в гостиных Морзов».

На очередном обеде у Морзов Мартин вступает в перепалку с их гостем, судьей Блаунтом, членом верховного суда штата, что еще больше расшатывает их отношения с Руфью, — она устала терпеть его бестактность и иллюзорные мечты о писательской карьере, он — тупость её окружения.

Лживая статья о Мартине как о «лидере местных социалистов», вышедшая из-под пера жадного до сенсаций журналиста, ставит точку в их отношениях — два года истекли, Мартин так и не стал писателем, да еще и связался с «плохим обществом». Руфь расторгает помолвку.И тут ко всё потерявшему Мартину приходит писательская слава.

Его произведения начинают печатать, сначала маленьким тиражом, потом всё большим, Мартин становится богатым и уважаемым человеком. Морзы, еще недавно заклеймившие его как неудачника, вновь зовут его на обеды. Руфь предлагает ему возобновить отношения. Но Мартин уже разочаровался и в этих людях, и в обществе в целом. Он отвергает предложение Руфь. Финал произведения трагичен.

                                                                 Социализм и индивидуализм

Кроме любовной канвы у романа есть и канва философская. Образованный и обучившийся Мартин вырабатывает собственную оригинальную философию, представляющую собой смесь материалистических идей Герберта Спенсера и философских максим Фридриха Ницще.

Социализм Мартин, несмотря на свое пролетарское происхождение, подвергает жесточайшей критике:

«…А меня вы называете социалистом только потому, что я отрицаю равенство и утверждаю как раз тот принцип, который вы, в сущности говоря, доказываете всей своей жизнью.

Республиканцы – самые лютые враги равенства, хотя они и проповедуют его где только возможно. Во имя равенства они постоянно нарушают равенство. Поэтому-то я называю их глупцами. А я индивидуалист. Я верю, что в беге побеждает быстрейший, а в борьбе сильнейший.

Эту истину я почерпнул из биологии, или по крайней мере мне кажется, что я ее почерпнул оттуда. Повторяю, что я индивидуалист, а индивидуалисты вечные, исконные враги социалистов.»

Собственно только в политических воззрениях и состоит главное отличие Джека Лондона от его героя — автор «Железной пяты» был убежденным социалистом — в остальном же история Мартина Идена почти полностью совпадает с историей взаимоотношений Лондона с его первой любовью — Мейбл Эпплгарт.

В итоге в «Мартина Идена» закралось противоречие, сбившее с толку многих литературных критиков.

С одной стороны, по задумке самого Лондона, роман должен был утвердить мысль о том, что талантливый творческий человек не может существовать в буржуазном обществе: он задыхается в нём, и выход здесь может быть только в переходе к обществу социалистическому, с другой — сам Мартин Иден, главный протагонист романа, столь убедительно критикует социализм, что читатель поневоле начинает ему верить.

«Это — книга, которую не поняло большинство критиков. Написанная как обвинение индивидуализма, она была истолкована, как обвинение социализма…Да будь Мартин Иден социалистом, он бы не погиб»Автограф Джека Лондона на одном из экземпляров книги, апрель 1910 года

Роман выглядит, как склейка из двух частей, с двумя разными героями. Первая часть — это история о моряке, который решил завоевать девушку своей мечты, поэтому занялся самообразованием и задумался о карьере писателя. Потенциально это должна была быть типичная «история успеха».

Вторая — история талантливого, но невостребованного писателя, который интеллектуально сильно превосходит свое окружение, в результате чего сюжет романа начинает очень сильно напоминать «Горе от ума» Грибоедова, разве что место обвинений в «сумасшествии» заняли обвинения в «социализме».

Впрочем, вероятнее всего Фамусов и Морз-старший подразумевали под этими разными словами примерно одно и то же.Как уже было сказано, сам Лондон вкладывал в роман идею о несправедливости капиталистического общества к по-настоящему талантливым творческим людям.

Но что у него в итоге получилось? Так ли уж плохи Морзы, Блаунты, и неужели из-за них так трагично окончил свой путь Мартин Иден?Ведь и Руфь и её семья никогда не скрывали своих идеалов. Пусть приземленных, глуповатых и скучноватых для гениального Идена. Да, Морзы были слишком самодовольны и нетерпимы, но вполне честны.

Так же как и Руфь была абсолютно честна с Мартином: она дала ему два года на то, чтобы сделать карьеру в, по ее мнению, заведомо неподъемной для него области.

Когда этот срок прошел, а Мартин ничего не добился, но всё еще продолжал настаивать на своем выборе, да ещё и начал говорить «опасные» фразы на званых обедах — она, вполне в соответствии со своей логикой, решила, что он человек пропащий.

И опять-таки не её вина в том, что воображение Мартина превратило заурядную девушку в живое божество, которое по умолчанию должно быть идеальным и всепонимающим.Мартин погиб прежде всего потому, что разочаровался в том, на что потратил столько времени и сил.

Вырвавшись из рабочей среды при помощи таланта и недюжинной воли, он вдруг обнаружил, что тот сказочный мир обеспеченных людей, в который он так рвался, подобен одной большой гостиной Морзов, в которой царит глупость, нетерпимость ко всему новому и дурновкусие.В конце романа читатель вынужден прийти к выводу, что все, чего может добиться сильная личность, по мере достижения перестает иметь для нее ценность. И Руд Морз оказывается вдруг буржуазной пустышкой, и деньги — бумагой, и писательская слава, и заискивание общества начинают тяготить, а не радовать. Любая выполнимая задача слишком мелка для людей типа Мартина Идена.

В этом смысле Лондон был, конечно, прав, когда замечал, что, будь его герой социалистом, он бы не покончил с собой. Ведь социализм ставит перед собой цели заведомо недостижимые (вроде всеобщего равенства и братства), значит, и не обесценивающиеся. 

Добиться бессмертия: «Мартин Иден» Джека Лондона

Писательница и литературный антрополог Ольга Брейнингер рассказывает о поисках красоты и бессмертия Мартина Идена – одного из главных героев Джека Лондона, который мечтал не о славе и успехе, а о вечности.

В моем постсоветском детстве было очень много Джека Лондона. Много томов, прочитанных, но осевших в памяти лишь названиями: «Морской волк», «Белый клык», «Сердца трех».

Книги казались скучными, но таков был стандартный список чтения для подростков в то время. И только одна книга Лондона почти потерялась в памяти, но осела в подсознании.

Два десятка лет спустя я воскрешаю ее и перечитываю для этого эссе.

«Кто твои любимые герои, кумиры, на кого ты хочешь быть похожей?» — обычный вопрос, который нам задают все и всегда. Родители, одноклассники, друзья, незнакомые люди.

Кажется, я всегда говорила, что революционеры. Кажется, что кто-то из начала двадцатого века. Кажется, но я не могла вспомнить точно.

https://www.youtube.com/watch?v=F1XX8_njn8w

Но это было почти точно — ведь на утраченной навсегда советской киноленте Мартина Идена играл Владимир Маяковский.

А режиссер изумительно красивой итальянской экранизации 2019 года Пьетро Марчелло открыто признает, что хотел, чтобы исполнитель роли Идена был внешне похож на Маяковского.

Так и вышло: Лука Маринелли действительно напоминает поэта-революционера. Тот же упрямый взгляд, тяжелый подбородок и необъяснимое ощущение масштаба, размаха личности.

Мартин Иден — вот один из моих ранних героев.

Режиссер изумительно красивой итальянской экранизации 2019 года Пьетро Марчелло открыто признает, что хотел, чтобы исполнитель роли Идена был внешне похож на Маяковского.

Джек Лондон ассоциируется у нас с сильными личностями, превозмогающими обстоятельства и всегда одерживающими победу.

И «Мартин Иден», если снять пену политических терминов — социализм, анархизм, левые, красные, — история о человеке, поставившем себе цель стать великим писателем.

Идея достаточно объемная для того, чтобы породить множество толкований и кардинально отличающихся интерпретаций. Отличающихся в первую очередь объяснением решения и жизненной траектории Мартина Идена, ответом на вопрос «зачем»?

Зачем? Ради чеков и гонораров, ради тщеславия, ради любви — вот три популярных прочтения романа.

Начнем с истории матроса, решившего стать писателем ради заработка (может быть, когда-то эта версия звучала не так смешно, как сегодня). Материальная, бытовая сторона писательства и вправду описана Джеком Лондоном точно и беспощадно — но одновременно и с теплым юмором, и с любовью.

Чего стоят сцены, где Мартин Иден наведывается в журналы «Трансконтинентальный ежедневник» и «Шершень», чтобы вытрясти из редакций свои гонорары. Визит в «Шершень» — один из лучших эпизодов романа: игровой, ребяческий и полностью опровергающий утверждение о прагматизме главного героя.

Не откажу себе в удовольствии привести его целиком:

В редакции «Шершня» сидели какие-то молодые гладко выбритые люди, настоящие бандиты, которые привыкли грабить всех и каждого, в том числе и друг друга.

Мартин успел поломать кое-что из мебели, но в конце концов редактор (в студенческие годы бравший призы по атлетике) с помощью управляющего делами, агента по сбору объявлений и швейцара выставил Мартина за дверь и даже помог ему очень быстро спуститься с лестницы. — Заходите, мистер Иден, всегда рады вас видеть! — весело кричали ему вдогонку. Мартин поднялся с земли, тоже улыбаясь.

— Фу, — пробормотал он, — ну и молодцы ребята! Не то, что эти трансконтинентальные гниды! В ответ снова послышался хохот. — Нужно вам сказать, мистер Иден, — сказал редактор «Шершня», — что для поэта вы недурно умеете постоять за себя.

Где это вы научились этому браруле? — Там же, где вы научились двойному пельсону, — отвечал Мартин, — во всяком случае у вас будет синяк под глазом! — Надеюсь, что и у вас почешется шея, — любезно возразил редактор. — А знаете что, не выпить ли нам в честь этого? Разумеется, не в честь поврежденной шеи, а в честь нашего знакомства. — Я побежден — стало быть, надо соглашаться, — ответил Мартин.


  • И все вместе, грабители и ограбленный, распили бутылочку, дружески согласившись, что битва выиграна сильнейшими, а потому пятнадцать долларов за «Пэри и жемчуг» по праву принадлежат «Шершню».
  • Итак, победа и гонорары принадлежат сильнейшему, и Мартин Иден с легкой душой отказывается от них и легко принимает этот проигрыш — как легко принять то, что не меняет нашей картины мира и хода жизни.

В противовес этому легкому развенчанию, прочтение романа как истории яростного, саморазрушительного подвига ради любви кажется более убедительным. «Мартина Идена» вполне можно прочитать именно так.

Ведь именно встреча с Руфью становится отправной точкой романа; именно Руфь вдохновляет Идена на перемены, на работу над собой и желание стать образованнее.

Все это кажется Идену важным, потому что образование как будто обещает лучше понимать красоту — а именно «красота неодолимо влекла его». Другое дело, что по мере работы над собой Мартин не только учится по-новому видеть мир, но и по-новому видит свою невесту.

И ее идеальный образ постепенно тускнеет, приобретает бытовые краски, легкий оттенок чеховской пошлости, мещанства — и, в конце концов, образ теряет красоту, которую раньше видел в ней Мартин.

По мере работы над собой Мартин не только учится по-новому видеть мир, но и по-новому видит свою невесту. И ее идеальный образ постепенно тускнеет, приобретает бытовые краски, легкий оттенок чеховской пошлости.

В первой главе романа есть маленький, но важный эпизод, своего рода mise en abyme: впервые придя в гости к Морзам, Мартин Иден восхищается картиной в гостиной. Однако, подойдя, чтобы рассмотреть ее ближе, он видит только расплывающиеся мазки краски, лишенные красоты.

То же происходит и с Руфью: Мартин восхищается ею, когда она кажется недостижимо красивой, недостижимо образованной, недостижимо умной, тонко разбирающейся в литературе. Но по мере приближения к ней (не сближения, а именно преодоления интеллектуальной бездны, которая, казалось ему, их разделяла) он видит совсем другую Руфь.

Ее красота оказывается внешней — таким же «глупым фокусом», каким он когда-то посчитал картину в доме Морзов.

Поиск красоты — неявный, но самый важный лейтмотив романа. И здесь важно разглядеть то, что за перо Мартин Иден берется не из жадности, не из тщеславия и даже не из желания завоевать земную женщину. Скорее, он движим желанием приблизиться к красоте вообще; красота, которая значит для него много больше, чем просто источник визуального удовольствия.

Вот как Джек Лондон описывает его первую встречу с Руфью:

Ее тело было чем-то особым; казалось даже, что оно не было подвержено обыкновенным телесным недугам и слабостям. Оно было не только обиталищем ее души, — оно было эманацией духа, чистейшим и прекраснейшим воплощением ее сущности.


Мартин никогда не верил в божественное. Он всегда был человеком без религии и весело смеялся над священниками и над произведениями, толкующими о бессмертии души.

Никакой жизни «там», говорил он себе, нет и не может быть; вся жизнь здесь, а дальше — вечный мрак. Но то, что он увидел в ее глазах, была именно душа — бессмертная душа, которая не может умереть.

И его вдруг охватило честолюбивое желание добиться бессмертия.

Добиться бессмертия — самая прекрасная из всех возможных целей. Выйти за пределы, стать большим, чем может стать человек. И сделать это через писательство — вот в чем состоит поиск Мартина Идена. Вот почему его так разочаровывает Руфь, вот почему он бросает писать, увидев, как литературный мир склочно принимает «Эфемериду», поэму его наставника Бриссендена.

Иден перестает верить в связь красоты и бессмертия, в то, что красота является дорогой в запредельное. В то, что слава венчает достижения, к которым он стремился, а не зависит от моды и случайных совпадений. Именно поэтому собственная слава Идена тяготит и даже злит его.

Если тщеславие и было ему свойственно, то лишь до тех пор, как он действительно стал известным, — очередной «глупый фокус».

Добиться бессмертия — самая прекрасная из всех возможных целей. Выйти за пределы, стать большим, чем может стать человек. И сделать это через писательство — вот в чем состоит поиск Мартина Идена.

Финал романа — одна из самых мощных развязок, которую я могу вспомнить навскидку в зарубежной прозе. Мощная — потому что она исполнена той самой суровой красоты, которую искал Мартин Иден: реалистической правды жизни в сочетании с возвышающим человека романтизмом.

Настоящая дорога Идена заканчивается не в тот момент, когда он перестает писать. Она заканчивается тогда, когда он заставляет себя перестать существовать: по собственному желанию прекратить жизнь и принять смерть.

Его самоубийство превращается в романе в акт силы воли, в победу духа над разумом и телом, ведь Иден запрещает себе последовать инстинктам, вынырнуть из воды, дышать. Он заставляет себя перестать бороться и умереть.

И в момент, когда Мартин Иден умирает, он, преодолевая границы человеческого в себе, становится бессмертным.

Наверное, вот кем были мои герои — теми, кто преодолевает себя. Впрочем, никто из них не знал, что бессмертие состоит не в том, чтобы не умирать — а в том, чтобы умереть и одновременно остаться.

Я тоже этого не знаю. Мне неоткуда знать.

Ольга Брейнингер

Ссылка на основную публикацию