Анализ рассказа «тоска» (а. п. чехов)

Анализ рассказа «Тоска» (А. П. Чехов)

открытый урок литературы

в 9 классе

Вазагова З.А.,

  • учитель русского языка
  • и литературы МКОУ СОШ № 2
  • г. Беслана
  • 2018 г

Тема: А.П.Чехов «Тоска». Особенности рассказа.

Цели урока: углубить знания о личности и творчестве А.П.Чехова; повторить изученное по творчеству А.П.Чехова; раскрыть смысл чеховского рассказа; развивать способности обучающихся анализировать художественное произведение.

Оборудование урока:

  1. Проектор, экран, компьютерная презентация.

  2. Толковый словарь под редакцией С.И. Ожегова и В.Даля.

  3. Карточки для работы в группах.

  4. Словарные слова: козлы (сиденье для кучера)

  5. почин (начало какого-либо дела)

  6. седок (пассажир)

Ход урока

I. Организационный момент.

           Здравствуйте, ребята!

Сегодня мы продолжаем наше знакомство с писателем, о котором М. Горький сказал как-то: «Никто не понимал так ясно и тонко, как он… трагизм мелочей жизни, никто до него не умел так беспощадно правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни».

 А предметом нашего разговора станет рассказ А.П. Чехова «Тоска».

      Откройте тетради, запишите тему урока.

     Сформулируйте цели урока. Что мы должны узнать на уроке? Чему научиться? (продолжить знакомство с творчеством А.П. Чехова; развивать умение анализировать художественный текст; находить в нём художественные средства; учиться смело высказывать собственное мнение).

2. Слово о писателе.

80-е гг. XIX в. – эпоха разочарований, эпоха переоценки ценностей, эпоха поисков новых путей развития России. Чехов же не искал никаких новых путей, не изобретал средств спасения. Он просто эту Россию любил, любил искренне, со всеми ее недостатками и слабостями, и рисовал жизнь такой, какая она есть в ее повседневном течении.

В отличие от своих предшественников, героем своих произведений писатель делает не какую-то выдающуюся личность, а самого обыкновенного человека. Его интересует духовный мир человека, погруженного в поток обыденной жизни.

Основной темой творчества зрелого Чехова становится наблюдение за процессом постепенной нравственной деградации, утраты человеком истинных духовных ценностей. При этом для писателя важны не размышления героя, а его эмоции и переживания.

Чехов не дает советов, не поучает читателя и не раскрывает прямо психологическое состояние своих героев (которого они сами порой не понимают), а так воспроизводит это состояние, что читатель, проникаясь настроением героя, ставит себя на его место и чувствует вместе с ним.

Для создания такого настроя писатель часто пользуется приемом несобственно-прямой речи, которая в его произведениях вытеснила столь привычный внутренний монолог.

Чехов не вторгается в глубины человеческого подсознания, а воспроизводит внутренний мир человека косвенно. Такой прием называют приемом скрытого психологизма.

Наблюдая за повседневной внутренней жизнью человека, писатель приходит к выводу (и подводит читателя), что смутные, случайные душевные движения, малозначительные факты, постоянно накапливаясь, могут привести к серьезному изменению человеческой личности.

В его произведениях изображается то, что происходило и происходит всегда, что может случиться со всяким, а человек интересен писателю именно своей обыкновенностью, своей похожестью на других.

Вспомним этапы биографии и творчества писателя.

3. Сообщение учащегося о Чехове (индивидуальное задание).

4. Составление хронологической таблицы.

Годы

  1. Основные события жизни и творчества
  2. 17 (29) янв. 1860
  3. Родился в Таганроге в купеческой семье
  4. 1868–1879
  5. Учеба в Таганрогской гимназии, репетиторство
  6. 1879–1884
  7. Учеба на медицинском факультете Московского университета
  8. 1880–1884
  9. Первые юмористические рассказы в журналах «Стрекоза», «Будильник», «Осколки» и др.
  10. 1884
  11. Начало медицинской практики
  12. 1888
  13. Повесть «Степь» – итог чеховских исканий 80-х гг.
  14. 1890
  15. Поездка на Сахалин
  16. 1893–1894
  17. Книга «Остров Сахалин»
  18. 1892
  19. Поселился в приобретенной подмосковной усадьбе Мелихова. Определяется основная тема творчества – равнодушие, символом которого стал «человек в футляре»
  20. 1898
  21. Работа для Московского Художественного театра. Пьеса «Чайка»
  22. 1899
  23. Пьеса «Дядя Ваня»
  24. 1901

Пьеса «Три сестры». Женитьба на актрисе Художественного театра О. Л. Книппер

  • 1902
  • Вследствие заболевания туберкулезом переселяется в Ялту
  • 1903–1904
  • Пьеса «Вишневый сад»
  • 1904

В связи с обострением болезни выезжает на лечение на курорт Баденвейлер (Германия), где скончался 2 (15) июля. Похороны в Москве.

Рассказ, «Тоска», который станет предметом нашего анализа на уроке, был написан писателем в 1886 году.(запись в тетради)

5. Работа над содержанием рассказа.

К середине 80-х гг. в творчестве Чехова наметился некоторый перелом.

Все чаще в его произведениях начинают звучать серьезные нотки, появляются рассказы с симптоматичными заглавиями – «Горе», «Тоска», в центре которых – человек, оставшийся один на один со своим горем.

Это одиночество отдельного человека отражало общую ситуацию того времени, свидетельствуя о разрыве человеческих и общественных связей, что становится одной из ведущих тем чеховского творчества этого периода.

Слово учителя!  Ребята, скажите, какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите это слово – тоска.

  1.       Составление кластера.
  2.       Вопросы классу:
  3.       – Что значит быть одиноким?
  4.       – Может ли человек быть одиноким среди людей?
  5.       – Ощущаете ли вы себя одинокими?
  6.       Каково лексическое значение этого слова?    

     Обратимся к толковому словарю под ред. С.И. Ожегова.

Тоска  

1. Душевная тревога, уныние.

2. Скука, а также (разг.) что-нибудь очень скучное, неинтересное.

      В каком значении использовано это слово в рассказе?

      Назовите синонимы к этому слову (горесть, скорбь, огорчение, грусть, печаль, уныние).

      Почему же писатель предпочёл слово тоска? Предположите, как вы думаете. (Можно предположить, что ударная гласная а подчеркивает бесконечность, безграничность этого чувства, безысходность).

      Вы уже дома прочитали рассказ. Но просто прочитать рассказ Чехова недостаточно. Чтобы понять истинный смысл его произведений, надо обращать внимание на каждую деталь. С этой целью обратимся к тесту рассказа.

Фронтальная беседа по вопросам:

– Каково начало рассказа? Зачитайте.

 (Снег, сумерки, зажжённые фонари. Каждый предмет, живое существо опутано, отделено от внешнего мира холодным одеялом).

  • – Какое впечатление производит на вас этот зимний вечер?
  • (На душе становится сумрачно, холодно и одиноко).
  • – Какова роль данного описания?
  • (При помощи пейзажа передаётся внутреннее психологическое состояние человека).
  • – А как чувствует себя главный герой Иона?
  • (Ему тоскливо, плохо).

– А почему ему плохо? (У него умер сын.)

– Совершенно верно. Он похоронил сына и остался один. Скажите, как можно помочь человеку, оказавшемуся в такой ситуации?

(Поговорить с ним, выслушать, улыбнуться, проявить минимум ласки, сострадания и терпения).

– А пытался ли Иона рассказать о своём горе? (Да.)

  1. – Кому?
  2. (Военному, горбачу, дворнику, молодому извозчику.)
  3. – Проследим по тексту, как эти люди реагируют на рассказ Ионы о смерти сына.

  Поработайте в группах. Найдите и обсудите. Подготовьте выступающего от группы.

  • 1 группа: встреча Ионы Потапова с военным.
  • 2 группа: встреча Ионы Потапова с Горбачом.
  • 3 группа: Встреча Ионы Потапова с дворником.
  • 4 группа: встреча Ионы Потапова с молодым извозчиком.
  • – Итак, сделаем вывод:       

   Иона Потапов находится среди людей, но ему некому поведать свою печаль, потому что они равнодушные люди, они не умеют чувствовать боль другого человека, не умеют сострадать. Его горе никого не интересует. Каждый сам по себе.

  1. – Какие художественные средства использует Чехов, чтобы передать тоску героя?
  2.    Выполним это задание в группах.
  3. 1 группа:

Найдите эпитеты. Какие чувства вызывают они у читателя? Какова их роль в тексте?

      Эпитеты: тоска громадная, не знающая границ тоска. Эпитеты вызывают у читателя не очень светлые, не очень радостные ассоциации. Без сомнения, они передают чувство автора к изображаемым событиям, образам.

2 группа:

Найдите метафоры, олицетворения. Отрицательную или положительную эмоциональную нагрузку они несут? Как вы думаете, с какой целью использовал автор эти языковые средства?

  •       Метафоры: распирает грудь, весь свет залила бы, поместилась в скорлупу.
  • Метафоры, олицетворения, сравнения несут в себе отрицательную эмоциональную нагрузку, помогают почувствовать состояние Ионы.
  • 3 группа:

Найдите примеры градации, повторы. Какова их роль?

      Градация: вечерние сумерки – вечерняя мгла – потёмки.

Повтор: сын помер – от чего?…поезжай; сын помер – все помрем, погоняй;  сын помер – …. Данные приёмы усиливают выразительность высказывания.

    – Сделаем выводы о роли этих художественных средств:

  Использованные в тексте языковые средства не случайны, они помогают раскрыть тему произведения, выразить авторскую идею. В небольшом по объему произведении с помощью различных художественных приемов Чехов раскрывает большую беду в жизни  человека.

– Кому Иона излил душу? Кто всё же его выслушал? (Лошадь.)

– Почему Иона решил рассказать ей всё?

      (В лошади Иона Потапов видит родственную душу, Как он лишился сына, так она лишилась своего хозяина и овса. Он начинает вспоминать и говорить о сыне, а затем «увлекается и рассказывает ей все». Потому что в этой пустоте и безмолвии, в этом «бездушном» городе — это единственное существо, которое выслушало его, не оттолкнуло.)

  1. – Как Иона обратился к лошади? (Брат кобылочка)
  2.  – Меняется ли эмоциональная окраска этого слова на протяжении всего рассказа? (Да)
  3. (От презрительного лошаденка, к нейтральному – лошадь,  к уменьшительно-ласкательному – кобылочка.)
  4.  – Прочитайте выразительно последние два предложения рассказа.
  5.   – Как вы объясните многоточие?

   – Равнодушие- это лень души. Ведь так мало надо человеку от людей – надо чтобы его выслушали, сказали доброе слово, улыбнулись. Но и этой малости не то чтобы жалко – просто лень сочувствовать, понимать…

 – Обратим внимание на эпиграф рассказа. Прочитайте.

  •  – Как вы понимаете смысл эпиграфа?
  • (Рассказать некому, знает только сам человек и Бог).
  •  – Чехов во многих произведениях дает нам урок взаимоотношения людей, призывает нас быть чуткими, учит нас быть терпимыми друг к другу, гнать из нашего сердца равнодушие и самоуспокоенность.

Слово учителя! В основе рассказа – короткая бытовая сцена, показанная в грустно-лирическом свете. Бытовой случай помогает раскрыть глубокое психологическое содержание, которое неразрывно связано с социальным: писатель заставляет увидеть в личном несчастье людей отражение общей социальной несправедливости.

Современник А. П. Чехова С. Я. Елпатьевский писал: «Я несколько раз прочитывал рассказ «Тоска», и теперь, когда Чехов совсем ушел из жизни, я вспоминаю судьбу его, вспоминаю всего Чехова и не могу без волнения читать взятый им к этому рассказу эпиграф „Кому повем (поведаю) печаль мою?”».

6. Подведение итогов. Выставление оценок.

Выставление оценок за урок.

Всем спасибо за урок.

7. Задание на дом.

 вопросы 7, 9, 10, с. 39 (II часть учебника).

Критика о рассказе "Тоска" Чехова, отзывы (анализ, суть, смысл, идея)

И. А. Сикорский:

“Недостаточное развитие чувств, легкомысленное безразличие, черствость души, отсутствие отзывчивости изображены Чеховым в простом, но высоко-художественном рассказе “Тоска”, где представлен бедный, убитый горем извозчик, потерявший сына, скончавшегося в больнице.

Осиротелый отец пытается обратиться к людям, поделиться с ними своим тяжким горем, найти себе в этом утешение. Он силится вызвать к себе участие… После многих попыток найти у людей сердце, страдалец убеждается, что дальнейшее обращение к людям уже бесполезно… Он возвращается домой со своего промысла.

Здесь опять мрачная свинцовая тоска с новой силой охватывает его…

Животное слушало своего хозяина, согревая его холодные, тоскливые руки своим теплым дыханием. Этим простым, но глубокомысленным рассказом художник хочет нам сказать: люди забыли, что в природе существует боль, что в мире есть скорби и страдания; люди, разумные существа, забыли, что страдалец не может жить без согревающего участия ближних. И вот этого именно участия страдалец не нашел у людей, и только в душе бессловесного животного, которое, видя пред собой страдающего человека, слыша надорванные звуки его голоса, что-то смутно поняло своим инстинктом и ответило на его человеческое горе. Несчастный отец нашел себе первое участливое чувство в душе животного и сейчас рассказал ему про свои тяжкие страдания. Трудно представить себе более строгий приговор русскому интеллигенту и нашему воспитанию, как приговор, который содержится в только что разобранном рассказе Чехова “Тоска”.”
(И. А. Сикорский, “Психологические основы воспитания и обучения”, Киев, 1909 г.)

Читайте также:  Сочинение 15.3 «Что такое любовь?» по тексту Каверина

“Рязанские епархиальные ведомости, издаваемые при Братстве св. Василия Рязанского”:

“Над человеком стряслось горе – тяжелое, непоправимое горе. Душа болит, работа валится из рук, неодолимо хочется найти себе где-нибудь поддержку. И как часто, не имея возможности поделиться своим горем с человеком, несчастный обращается к животным и даже к неодушевленным предметам. Рассказ Чехова “Тоска”, где измученный извозчик жалуется на свое горе своей лошади, не выдумка, а психологическая истина.”
(“Рязанские епархиальные ведомости, издаваемые при Братстве св. Василия Рязанского”, 1911 г., № 1-12)

М.Семанова:

“К середине восьмидесятых годов Чехов был уже автором таких блестящих рассказов, как “Смерть чиновника”, “Хамелеон”, “Тоска”, “Унтер Пришибеев”.

В них он проникал в самую сущность жизни полицейско-самодержавной России того времени, изображал типическое: деспотизм, неограниченную силу имеющих власть и раболепие, холопство подчиненных.

Высмеивая чиновников, полицейских, Чехов высказывал свое горячее сочувствие людям из народы, заставлял читателя задумываться над их судьбой (“Тоска”, “Горе”, “Темнота” и др.).”

(М.Семанова, вступительная статья к книге “Рассказы. А.П.Чехов”, издательство “ДЕТГИЗ” (Москва), серия “Школьная библиотека”, 1954 г.) Это была критика о рассказе “Тоска” Чехова: отзывы о произведении (анализ, суть, смысл, идея рассказа).

Смотрите: 

Все материалы по рассказу “Тоска”
Все материалы по творчеству Чехова

«Тоска» (А. Чехов)

Цитата: «И Иона оборачивается, чтобы рассказать, как умер его сын, но тут горбач легко вздыхает и заявляет, что, слава богу, они наконец приехали».

Эпиграф

«Кому повем печаль мою?..»

Проблематика:

  • равнодушие людей друг к другу;
  • одиночество человека в мире.

Смысл названия: слово «тоска» отражает настроение главного героя и всё то, что с ним происходит. Весь мир этого рассказа — тоска.

  • Литературное направление: реализм. 
  • Литературный жанр: рассказ.
  • Жанровые особенности: Чехов создал совершенно особую жанровую разновидность малой прозы — короткие рассказы о проблемах бытия.
  • Время и место действия: действие рассказа происходит в Петербурге в конце XIX в.

Персонажи

  • Иона — извозчик.
  • Его лошадь.
  • Военный.
  • Компания молодых людей.
  • Дворник.
  • Молодой извозчик.

Краткое содержание

Извозчик Иона на работе. Идёт снег, холодно, мглисто. К нему в повозку садится военный. Иона везёт его и неожиданно сообщает, что у него, Ионы, умер сын. Военному это неинтересно: он приехал. Потом к Ионе садится шумная компания молодых людей.

Они насмехаются над Ионой, отвешивают ему подзатыльники. Иона хочет и им рассказать, что у него умер сын, но они не слушают. Уже вечер, Иона отправляется спать. По пути он замечает дворника.

Иона хочет заговорить с дворником, рассказать ему про смерть сына и про то, что у Ионы больше никого нет, но он не решается — только спрашивает у дворника, который час. Приехав на постоялый двор, Иона ищет собеседника. Но все уже спят.

Молодой извозчик встаёт напиться, и Иона говорит ему о своей трагедии. Но молодой не хочет говорить. И тогда Иона идёт к своей лошади и рассказывает о смерти сына ей.

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

О чём пытается всем рассказать главный герой рассказа «Тоска»?

Ответ. Герой хочет всем рассказать о смерти сына.

Кто в результате выслушивает рассказ Ионы?

Ответ. Все, кому Иона пытается рассказать о своём несчастье, не обращают на извозчика внимания. Иону слушает только его лошадь. Невероятное одиночество человека в большом мире очевидно в сцене, когда Иона рассказывает лошади о смерти сына.

Назовите основную проблему рассказа «Тоска».

Ответ. Равнодушие.

Поделиться ссылкой

Анализ рассказа «Тоска» (А. П. Чехов)

Рассказ «Тоска» — это совсем небольшое, но глубокое произведение, которое необходимо в своей жизни прочитать каждому образованному человеку. Его написал признанный классик русской литературы конца девятнадцатого – начала двадцатого века – Антон Павлович Чехов.

На его счету немало подобных рассказов – небольших, жизненных и остросоциальных. Даже спустя многие годы его читают последующие поколения, потому что в его книгах прописаны вечные истины. Данная статья посвящена подробному анализу его известного рассказа «Тоска».

Жанр и направление

«Тоска» является по жанру рассказом, так как это прозаическое произведение небольшого объема с повествовательным содержанием. Повествование ведётся от третьего лица.

Рассказ описывает реальную жизнь, максимально правдоподобные ситуации, чувства, в нем используется простонародный язык. Это значит, что он восходит к такому направлению, как реализм.

Можно смело утверждать, что все произведения Чехова относятся именно к реализму, как и проза других писателей второй половины девятнадцатого века.

То, что произошло с Ионой в рассказе, – это очень реалистичная и даже обыденная ситуация, но это не значит, что она не заслуживает внимания. Иногда в простых вещах и кроется проблема, решив которую, можно добраться до истины.

Суть

О чем же книга? Рассказ о старом извозчике Ионе, у которого умер сын. Его тоска была необычно огромна, беспредельна, и единственное, что могло облегчить ему страдания – это одна единственная живая душа, готовая выслушать его историю о сыне полностью. Но никто не был настроен слушать и вникать. Все люди, которые ему встречались, жили своими заботами, и никому не было дела до горя Ионы.

В конце концов, так и не найдя себе собеседника, он рассказал свою историю лошади. Таковые основные события, описанные в произведении. Подробно сюжет рассказывается здесь.

  Анализ и краткое содержание “Кармен” Мериме Проспера

Композиция

В рассказе присутствует эпиграф, задающий эмоциональную тональность произведению: «Ком повем печаль мою?». Далее следует небольшая экспозиция, описывающая условия, в которых будет развиваться конфликт.

Это описание времени года и суток, погоды, а также знакомство с главными героями.

Так, первое, что узнаёт читатель, это то, что на улице города сгущаются сумерки, идёт мокрый крупный снег, который набело красит извозчика и его лошадь, делая их почти неприметными.

Но уже совсем скоро статика повествования заменяется динамическим развитием событий: Иона начинает искать выход своему чувству. Он ищет людей, которым можно излить душу, но каждый раз его попытка рассказать о гибели сына заканчивается провалом. Напряжение держится почти до конца, затем следует развязка – это исповедь своего горя собственной лошадёнке.

История создания

Произведение «Тоска» было впервые напечатано в середине января 1886 г. в «Петербургской газете», в колонке «Летучие заметки». Во время издания писателю было 26 лет. Автор был уже известен в литературном обществе своими небольшими циклами сатирических рассказов и стихотворениями, которые печатал в этом же журнале под псевдонимом Антоша Чехонте.

Точно неизвестно, откуда появился замысел написания произведения «Тоска», но историки отметили, что за месяц до публикации рассказа писатель впервые приехал в Северную столицу и был просто поражен холодными и мрачными сумерками Петербурга и одиночеством, которое навевает этот город.

В определении слова «тоска» можно проследить несколько толкований. Первое — скука. Однако существует и другое, более глубокое определение — терзание, грусть, томление души, сомнение. Тоска в этом понимании — это то, что так мучает главного персонажа.

Антон Павлович в этом коротком произведении смог на примере своего героя Ионы Потапова раскрыть более масштабные проблемы, находящиеся в любом человеке.

Главные герои и их характеристика

  1. Главный герой рассказа – старый извозчик Иона. Он относится к такому популярному типу литературного героя, как «маленький человек». Это значит, что он — обладатель низкого социального статуса, не наделённый какими-либо особыми способностями и качествами, но и не причинивший никому никакого вреда.

    Иона – простой дворовый извозчик, зарабатывающий себе крохи на хлеб. Его желание очень скромное и простое – поделиться с кем-нибудь горем. Он не несёт этому миру никакого зла, но и героическими качествами также не наделён. Даже на грубость своих седоков он не отвечает той же грубостью, а лишь пытается завязать приятный разговор.

    Образ маленького человека подробно описан тут.

  2. Другим главным героем рассказа можно называть лошадь Ионы, так как без неё это произведение не имело бы той законченности, глубины, которой сумел добиться Чехов.

    Именно она – жалкое, обессиленное животное, является истинным другом Ионы, в конце концов, спасшим его от неизбывной тоски.

Краткое содержание рассказа Чехова «Тоска»

Рассказ начинается с описания заснеженного города. Ключевые персонажи – извозчик Иона Потапов и его старая, изможденная лошаденка. События, описываемые Чеховым в рассказе, охватывают один вечер, но, чтобы понять, в чем смысл «Тоски», нужно более подробно остановиться на сюжете.

Интересно! Чехов несколько раз пересматривал текст «Тоски». Первый раз произведение увидело свет в 1886 году после публикации в «Летучих заметках» столичной газеты. Позже, отредактировав рассказ, Чехов включил его в сборник «Пестрые рассказы». Очередные правки текста произошли перед изданием третьего тома произведений писателя, куда вошел и рассказ «Тоска».

Будни частного извоза

У извозчика Ионы несчастье – умер сын. От навалившейся на душу тоски мужчине тяжело шевелиться, он не обращает внимание на падающий на голову снег. Чтобы на душе стало хоть немного легче, извозчику нужно поделиться с кем-то навалившейся на него бедой, рассказать о сыне – как болел, о чем говорил перед смертью, как прошли похороны, рассказать о дочери, живущей в деревне.

Но как назло клиентов совсем нет. Надвигаются сумерки. Наконец появляется первый пассажир – военный. Иона по инерции двигается с места, подгоняя лошадь. Он едет, не разбирая дороги, сталкиваясь с движущимися навстречу каретами. Наконец извозчик решается поведать о своем горе седоку, но военный не проявляет интереса.

Возле трактира к Ионе подсаживаются трое подвыпивших молодых людей. Извозчик даже не торгуется, принимая любую плату. Главное, чувствовать за спиной людей, тогда не так одиноко. Но и в этих седоках герой не находит сочувствия. На робкие попытки рассказать о своем горе он слышит лишь, что все умрут. Больше попыток поговорить с пассажирами Иона не предпринимает.

Но тоска заполняет грудь, разрывая ее от боли. Встретив дворника, Иона пытается поговорить хотя бы с ним, но тот прогоняет извозчика.

Расстроенный мужчина отправляется на постоялый двор, где ночуют такие же извозчики. Иона надеется, что с ними удастся поделиться своей бедой, но уставшие после тяжелого трудового дня работяги не в настроении беседовать и ложатся спать.

Иона, не в силах больше терпеть, идет в конюшню и изливает свою боль лошади. Животное жевало сено, молчало и слушало старика. Ионе стало намного легче.

  Анализ поэмы «Полтава» (А.С. Пушкин)

Темы

  1. Основная тема рассказаэто тоска главного героя, у которого умер сын. Он — «маленький человек», которого никто не замечает. В огромном и суровом внешнем мире, где свирепствует метель и где мимо проходят сотни равнодушных людей, Иона — просто пылинка, но его внутренний мир наполнен чувствами.

    Его горе не излить, оно теснится внутри, и он остро нуждается в чужом сострадании. Но даже маленькая доля этого сострадания не достаётся старому извозчику, и он вынужден оставаться со страшной тоской один на один. Никто не желает облегчить его горе. В данном эссе подробнее описаны боль и тоска в изображении Чехова.

  2. Взаимоотношения людей и их питомцев. Однако, не всё так плохо, лучик света всё-таки находится. Удивительно, но «лошадёнка» Ионы оказывается как будто «человечнее» других людей. Она — единственный друг старика, друг, которому он может поведать всё как родственной душе. Потому что она хоть и лошадь, но действительно родственная душа.

    Иногда животные могут помочь хозяину даже больше окружения, и это – наглядный тому пример.

Проблемы

Проблематика произведения, несмотря на его размер, очень богата. Мы рассмотрим лишь главные ее аспекты.

  1. Основная проблема, поднимаемая автором в данном произведении, – это проблема одиночества «маленького человека» в большом многолюдном городе. Боль и тоска овладевают Ионой, и читатели проникаются к нему сочувствием, чего не скажешь об остальных героях произведения, с которыми он взаимодействует. Одиночество бывает страшным внутренним состоянием, и Чехов ярко и выразительно доносит это до умов и сердец читателей.
  2. Помимо этого, ещё одной проблемой, освещаемой в тексте, является проблема равнодушия. Никто из встретившихся Ионе за день пассажиров не проявил к нему должного внимания. Что военный, что трое молодых людей, которых он подвозил, что дворник и мужик со двора – все они, хотя знали о горе извозчика, но были заняты сугубо своими мыслями и планами. Более того, седоки грубо обращались с ним, когда старик правил не так умело, как им бы хотелось. Здесь мы можем увидеть и некоторую жестокость горожан по отношению друг к другу.

Основная тематика

Тематика произведения «Тоска» будет интересна даже современному читателю.

Чехов поднимает такие темы:

  1. Отношения между людьми, власть имущими и теми, кто слабей. В этом случае раскрыта настоящая сущность человека. И хоть речь заходит о героях давно прошедшего времени, но каждый читатель должен ответить на вопросы: «Знакомо ли ему сострадание?», «Готов ли он помочь другим, пускай даже словом?».
  2. Тоска. Это настроение отображает внутреннее состояние главного персонажа и его переживания.
  3. Тема народа в рассказе одновременно пересекается с религиозной тематикой: люди безучастны друг к другу, потому несчастливы. Если бы все проявляли обычное человеческое сочувствие, то их жизнь была бы намного гармоничнее.
  4. Внутренний мир. За крестьянским мужичком в рогожке скрывается тонко чувствующая личность, ищущая сочувствия. Причем этот человек, в отличие от своих богатых пассажиров, намного добродушнее и терпимее по отношению к людям.
  5. Природа также имеет немаловажное значение в рассказе. Зимний вечер и пурга — это моральное и психологическое описание Санкт-Петербурга, города, в котором все безразличны друг к другу.

Смысл

А. Чехов хотел показать читателям, как страшны на самом деле одиночество и равнодушие окружающих. Главная мысль заключается в том, что все мы должны быть более внимательными к другим людям, помогать в трудных ситуациях, быть чуткими и сострадательными.

Ведь в подобной ситуации, как у Ионы, мог бы оказаться каждый, а это очень тяжело. Рисуя грустную историю Ионы, автор позволяет нам взглянуть на ситуацию со стороны.

Ведь в обычной жизни мы могли бы не обратить внимания на обособленного от мира сего старика, хотя возможно, именно ему нужна наша помощь.

Поэтому крайне важно заботиться о других, а не только о себе. Добро умножает добро, и наоборот. Если идея сострадания не будет распространяться в мире, то никто не поможет другому в беде.

Чему учит автор? Учитесь быть чуткими к чужому горю, приходить на помощь людям, — как бы говорит Чехов, не поучая в своём рассказе напрямую, но подталкивая читателей на самостоятельные выводы. Такова его авторская позиция.

Анализ произведения

Прозаическое произведение о нелегкой доле старого извозчика относится к жанру рассказа, о чем говорит небольшое количество текста и единственная сюжетная линия.

На протяжении всего повествования, которое ведется от третьего лица, Чехов использует настоящее время, что, к слову, в литературе встречается не так часто.

Таким образом автор желает максимально вовлечь читателя в происходящие события, обеспечить ему мысленное присутствие рядом с главным действующим лицом.

Тоска — ключевой образ рассказа, который воплотился в Ионе Потапове. Это одновременно и гложущее героя чувство, и острая проблема, над которой Чехов призывает поразмышлять широкому кругу читателей. Тоска здесь не просто отражает упадническое настроение извозчика, а демонстрирует тяжкий душевный недуг, поразивший целый город.

Как и большинство творений гениального писателя, рассказ насквозь пропитан духом реализма. Реальность предстает перед читателями такой, какая она есть, без лишних красок, и, к глубокому сожалению, она не может радовать.

Во-первых, в глаза сразу бросается вопиющая социальная несправедливость: возможно, если бы Иона располагал нужной суммой денег, то врачи спасли бы его больного сына и трагической ситуации удалось избежать. Во-вторых, преобладание в обществе равнодушных людей.

Что мешало попутчикам Ионы проявить хоть чуточку сострадания к нему?

Писатель хотел показать, какую разрушительную силу несут в себе одиночество и равнодушие окружающих. Главная идея произведения заключается в том, чтобы заставить людей быть внимательными к другим, не игнорировать мольбы о помощи.

Никто не застрахован от попадания в такую же, по сути, безвыходную ситуацию. Бурная городская жизнь с ее бешеным ритмом и бесконечной суетой мешает думать о тех, кому требуется элементарное человеческое тепло.

Какими бы яркими красками заиграла жизнь, если каждый нашел хотя бы одно ласковое слово для того, кто попал в беду.

Анализ рассказа «Тоска» (А. П. Чехов)

Рассказ «Тоска» — это совсем небольшое, но глубокое произведение, которое необходимо в своей жизни прочитать каждому образованному человеку. Его написал признанный классик русской литературы конца девятнадцатого – начала двадцатого века – Антон Павлович Чехов.

На его счету немало подобных рассказов – небольших, жизненных и остросоциальных. Даже спустя многие годы его читают последующие поколения, потому что в его книгах прописаны вечные истины. Данная статья посвящена подробному анализу его известного рассказа «Тоска».

Жанр и направление

«Тоска» является по жанру рассказом, так как это прозаическое произведение небольшого объема с повествовательным содержанием. Повествование ведётся от третьего лица.

Рассказ описывает реальную жизнь, максимально правдоподобные ситуации, чувства, в нем используется простонародный язык. Это значит, что он восходит к такому направлению, как реализм.

Можно смело утверждать, что все произведения Чехова относятся именно к реализму, как и проза других писателей второй половины девятнадцатого века.

То, что произошло с Ионой в рассказе, – это очень реалистичная и даже обыденная ситуация, но это не значит, что она не заслуживает внимания. Иногда в простых вещах и кроется проблема, решив которую, можно добраться до истины.

Суть

О чем же книга? Рассказ о старом извозчике Ионе, у которого умер сын. Его тоска была необычно огромна, беспредельна, и единственное, что могло облегчить ему страдания – это одна единственная живая душа, готовая выслушать его историю о сыне полностью. Но никто не был настроен слушать и вникать. Все люди, которые ему встречались, жили своими заботами, и никому не было дела до горя Ионы.

  Краткое содержание Оперы Россини Севильский цирюльник

В конце концов, так и не найдя себе собеседника, он рассказал свою историю лошади. Таковые основные события, описанные в произведении. Подробно сюжет рассказывается здесь.

Анализ рассказа Чехова «Тоска»

Героем рассказа «Тоска» (1886) стал деревенский человек Иона Потапов, занимающийся извозом в Петербурге. Накануне у него умер единственный сын.

Речь повествователя передает состояние героя, а в одном из абзацев последней части рассказа она сменяется несоб­ственно-прямой речью: «Скоро будет неделя, как умер сын, а он еще путем не говорил ни с кем… Нужно поговорить с толком, с расста­новкой… Надо рассказать. Нужно описать похороны.

В де­ревне осталась дочка Анисья… И про нее нужно поговорить…». Повторение ударных зачинов («Нужно», «Надо», «Нужно») и незаконченных предложений, в тексте графически отмеченных троеточием, создает ритмическое движение фраз, которое выражает пе­реживания героя.

Изображение в аспекте героя не становится для автора препят­ствием в его стремлении осветить ситуацию всеохватно. Чехов вы­страивает свой рассказ таким образом, что читатель получает воз­можность посмотреть на происходящее и со стороны горюющего де­ревенского человека, и со стороны городских людей.

Деревенский человек твердо уверен, что он должен рассказать историю про сына, а его «слушатель должен охать, вздыхать, причитывать…».

И вот в большом городе несчастный отец попытался завязать разго­вор то с военным, отправившемся на Выборгскую сторону, то с мо­лодыми людьми, спешащими к Полицейскому мосту, но никто из и их не захотел выслушать его историю.

К горю извозчика все эти ез­доки оказались глухи, однако читатель понимает, что Иона Потапов иряд ли был вправе ожидать от них искреннего сочувствия: в боль­шом городе с несчастным отцом их свел всего лишь мимолетный случай.

В третий раз Иона Потапов обращается уже к одному из сво­их — к молодому извозчику, однако и тот, засыпая, не реагирует на сообщение старика о смерти сына. В городе нет тесной связи между людьми, здесь не найти слушателя, который «должен охать, вздыхать, причитывать…». Понимая это, читатель, тем не менее, вряд ли смо­жет принять сторону людей равнодушных к горю Ионы: человек вез­де вправе рассчитывать на сопереживание.

Ионе Потапову легче рассказать свою историю, чем «думать и ри­совать» себе образ сына, последнее для него «невыносимо жутко».

В конце дня извозчик, наконец, нашел единственного слу­шателя, им оказалась его собственная лошадь, сопровождавшая его на протяжении всего дня.

В финале рассказа читатель приходит к мысли, что глубокую боль утраты своих коренных связей каждому человеку все-таки суждено переживать в одиночку. В итоге для чи­тателя рассказа «Тоска» человеческое общение обретает статус он­тологической проблемы.

Источник: История русской литературы XIX века: в 3 т. Т. 3 / под ред. О.В. Евдокимовой. — М.: «Академия», 2012

Подобно врачу, добросовестно изучающему больного и его болезнь, Чехов всматривается во все встречающиеся на его пути явления жизни. Душевная чуткость писателя позволила ему увидеть в окружающей жизни то, что взгляд равнодушного человека часто не замечает. Так, в рассказе «Тоска» (1886) показано горе незначительного человека — кучера Ионы, до которого никому нет дела в большом городе.

Рассказ «Тоска» является одним из первых реалистических произведений Чехова, отразивших положение бедного человека в большом городе. Писатель-врач, Чехов изображает внутренний мир людей и социальные условия их жизни.

В дальнейшем действие многих рассказов Чехова, таких как «Ионыч», «Человек в футляре», «Душечка», будет происходить в маленьких провинциальных городах России, однако главная тема его творчества не изменится: социальная жизнь человека.

Действие рассказа «Тоска» происходит зимой: густой снег засыпает всё вокруг, и человек со своим горем становится словно призрачным и нереальным. Зима наступила и в сердце кучера Ионы: смерть сына сделала его жизнь бессмысленной, отняла надежду в старости. Мир для Ионы перевернулся.

«Чудное дело, смерть дверью обозналась… Заместо того, чтоб ко мне идтить, она к сыну…» — говорит Иона.

Кучер пытается поговорить с кем-нибудь, рассказать о своём горе, потому что «про сына, когда один, думать он не может», потому что «самому думать и рисовать себе его образ невыносимо жутко…».

Однако оказывается, что безысходное горе человека никого не трогает, его даже не слушают и не слышат. Не найдя живую душу, слушателя — человека, Иона рассказывает о смерти сына в конюшне своей лошади.

Чехов подчеркнул одиночество кучера Ионы тем, что назвал его именем библейского Ионы, оказавшегося отторженным от мира в чреве кита. Смысл рассказа отражён в эпиграфе к произведению: «Кому повем печаль мою?..

» В словах эпиграфа горько звучит жалоба человека на своё бесконечное одиночество и страстное желание быть услышанным.

Источник: Москвин Г.В. Литература: 7 класс: в 2 ч. Ч. 1 / Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина. — М.: Вентана-Граф, 2015

Композиция

В рассказе присутствует эпиграф, задающий эмоциональную тональность произведению: «Ком повем печаль мою?». Далее следует небольшая экспозиция, описывающая условия, в которых будет развиваться конфликт.

Это описание времени года и суток, погоды, а также знакомство с главными героями.

Так, первое, что узнаёт читатель, это то, что на улице города сгущаются сумерки, идёт мокрый крупный снег, который набело красит извозчика и его лошадь, делая их почти неприметными.

Но уже совсем скоро статика повествования заменяется динамическим развитием событий: Иона начинает искать выход своему чувству. Он ищет людей, которым можно излить душу, но каждый раз его попытка рассказать о гибели сына заканчивается провалом. Напряжение держится почти до конца, затем следует развязка – это исповедь своего горя собственной лошадёнке.

Тема и идея произведения

  • Тема:
  • Одиночество человека в мире.
  • Идея

  Краткое содержание Куприн Яма

содержится в эпиграфе: «Кому повем печаль мою. ». Это начало стиха «Плач Иосифа и быль»: Кому повем печаль мою, Кого призову к рыданию? Токмо Тебе, Владыко мой, Известна печаль.

Человек одинок среди людей в своём горе, никто не откликается на его боль. Невидимый Господь видит страдальца и любит его, но так хочется излить другому человеку свою боль, хочется участия. В рассказе Чехова звучит призыв к людям сочувствовать чужому горю, сопереживать, уметь выслушать.

Главные герои и их характеристика

  1. Главный герой рассказа – старый извозчик Иона. Он относится к такому популярному типу литературного героя, как «маленький человек». Это значит, что он — обладатель низкого социального статуса, не наделённый какими-либо особыми способностями и качествами, но и не причинивший никому никакого вреда.

    Иона – простой дворовый извозчик, зарабатывающий себе крохи на хлеб. Его желание очень скромное и простое – поделиться с кем-нибудь горем. Он не несёт этому миру никакого зла, но и героическими качествами также не наделён. Даже на грубость своих седоков он не отвечает той же грубостью, а лишь пытается завязать приятный разговор.

    Образ маленького человека подробно описан тут.

  2. Другим главным героем рассказа можно называть лошадь Ионы, так как без неё это произведение не имело бы той законченности, глубины, которой сумел добиться Чехов.

    Именно она – жалкое, обессиленное животное, является истинным другом Ионы, в конце концов, спасшим его от неизбывной тоски.

Краткое содержание

Произведение рассказывает о зимнем воскресном снежном вечере простого престарелого извозчика, которого зовут Иона Потапов. У него старенькая лошадка, на которой он развозит по Санкт-Петербургу постоянно торопящихся по своим делам горожан. У главного героя случилось очень большое несчастье — умер его сын.

И об этой печали ему жизненно необходимо поведать хоть какой-то живой душе. Однако в мрачной Северной столице он видит только грубость, бездушие, ожесточенность и злость.

Ни в каком месте и ни в одном человеке Иона не нашел сострадания, одиночество начало становиться все острей и выражается мучительной томительной болью в измученном теле.

Главный герой идет во двор, отправляется на конюшню и лишь в своей верной кобылке находит настоящий человеческий отклик. Только лошадь его выслушала, именно она одна поняла Иону в мрачном городе.

Темы

  1. Основная тема рассказаэто тоска главного героя, у которого умер сын. Он — «маленький человек», которого никто не замечает. В огромном и суровом внешнем мире, где свирепствует метель и где мимо проходят сотни равнодушных людей, Иона — просто пылинка, но его внутренний мир наполнен чувствами.

    Его горе не излить, оно теснится внутри, и он остро нуждается в чужом сострадании. Но даже маленькая доля этого сострадания не достаётся старому извозчику, и он вынужден оставаться со страшной тоской один на один. Никто не желает облегчить его горе. В данном эссе подробнее описаны боль и тоска в изображении Чехова.

  2. Взаимоотношения людей и их питомцев. Однако, не всё так плохо, лучик света всё-таки находится. Удивительно, но «лошадёнка» Ионы оказывается как будто «человечнее» других людей. Она — единственный друг старика, друг, которому он может поведать всё как родственной душе. Потому что она хоть и лошадь, но действительно родственная душа.

    Иногда животные могут помочь хозяину даже больше окружения, и это – наглядный тому пример.

Раскрытие проблем

Проблематика короткого произведения также довольно обширна.

Чехов поднимает следующие вопросы:

  1. Равнодушие людей. Извозчик не принят Петербургом, его горожанами. Ни один человек, которого он встретил, будь то проходящие мимо люди, дворники или его пассажиры, по отношению к Ионе просто равнодушны, даже озлоблены. На этой проблеме писатель акцентирует особое внимание, у извозчика получилось излить душу не людям, а лишь его верной кобылке.
  2. Одиночество. Через особые художественные приемы читатель слышит и видит шумный мрачный Санкт-Петербург с миллионами огней, со спешащими куда-то жестокими, обеспокоенными, одинокими людьми. В этой суматохе человек обречен остаться один на один со своим несчастьем, Чехов показывает это на примере Ионы.
  3. «Маленькие люди». К ним окружающие, как правило, чувствуют только пренебрежение, поскольку этот человек согнут под ударами судьбы, он не в состоянии ее поменять. Но к извозчику читатель вместе с писателем испытывает сочувствие.

Проблемы

Проблематика произведения, несмотря на его размер, очень богата. Мы рассмотрим лишь главные ее аспекты.

  1. Основная проблема, поднимаемая автором в данном произведении, – это проблема одиночества «маленького человека» в большом многолюдном городе. Боль и тоска овладевают Ионой, и читатели проникаются к нему сочувствием, чего не скажешь об остальных героях произведения, с которыми он взаимодействует. Одиночество бывает страшным внутренним состоянием, и Чехов ярко и выразительно доносит это до умов и сердец читателей.
  2. Помимо этого, ещё одной проблемой, освещаемой в тексте, является проблема равнодушия. Никто из встретившихся Ионе за день пассажиров не проявил к нему должного внимания. Что военный, что трое молодых людей, которых он подвозил, что дворник и мужик со двора – все они, хотя знали о горе извозчика, но были заняты сугубо своими мыслями и планами. Более того, седоки грубо обращались с ним, когда старик правил не так умело, как им бы хотелось. Здесь мы можем увидеть и некоторую жестокость горожан по отношению друг к другу.

Проблематика

  • равнодушие людей друг к другу;
  • одиночество человека в мире.

Смысл названия

: слово «тоска» отражает настроение главного героя и всё то, что с ним происходит. Весь мир этого рассказа — тоска.

Литературное направление

: реализм.

  Краткое содержание Тургенев Дым для читательского дневника

  1. Литературный жанр:
  2. рассказ.
  3. Жанровые особенности
  4. : Чехов создал совершенно особую жанровую разновидность малой прозы — короткие рассказы о проблемах бытия.
  5. Время и место действия
  6. : действие рассказа происходит в Петербурге в конце XIX в.

Смысл

А. Чехов хотел показать читателям, как страшны на самом деле одиночество и равнодушие окружающих. Главная мысль заключается в том, что все мы должны быть более внимательными к другим людям, помогать в трудных ситуациях, быть чуткими и сострадательными.

Ведь в подобной ситуации, как у Ионы, мог бы оказаться каждый, а это очень тяжело. Рисуя грустную историю Ионы, автор позволяет нам взглянуть на ситуацию со стороны.

Ведь в обычной жизни мы могли бы не обратить внимания на обособленного от мира сего старика, хотя возможно, именно ему нужна наша помощь.

Поэтому крайне важно заботиться о других, а не только о себе. Добро умножает добро, и наоборот. Если идея сострадания не будет распространяться в мире, то никто не поможет другому в беде.

Чему учит автор? Учитесь быть чуткими к чужому горю, приходить на помощь людям, — как бы говорит Чехов, не поучая в своём рассказе напрямую, но подталкивая читателей на самостоятельные выводы. Такова его авторская позиция.

Сюжет

Извозчик Иона Потапов и его лошадёнка долгое время стояли неподвижно, и белый снег присыпал их так, что они стали похожи на привидения. Каждый из них был погружён в свои мысли, и отсутствие работы ещё больше погружало их в состояние оцепенения. Лишь когда на город опустились сумерки, у Ионы появился первый клиент – военный, которому нужно было срочно попасть на Выборгскую.

Иона больше по привычке махнул кнутом, и сани тронулись. Неожиданно из темноты показалась карета, с которой столкнулся старик-извозчик, затем под его лошадь чуть было не попал какой-то прохожий.

Военный подгонял Иону и острил по поводу его нерасторопности. Извозчик с трудом прошептал, что у него на этой неделе умер сын: пролежал в горячке три дня в госпитале и скончался.

Военный равнодушно выслушал Иону и приказал ему поторапливаться.

Высадив военного, старик ещё несколько часов ждал новых клиентов. Ими оказались подвыпившие молодые люди. Они предложили ему слишком низкую цену, но Ионе сейчас было не до этого: лишь бы только были седоки и нужно было их куда-то везти. Приятели шумно хвастались друг перед другом количеством выпитого алкоголя, обсуждали женщин.

Иона назвал их весёлыми господами и попытался было рассказать об умершем сыне, однако его никто не собирался слушать. Дав напоследок извозчику подзатыльник, компания удалилась. Опять Иона остался один, в тишине. На него накатилась страшная, беспредельная тоска, и некому было излить своё горе, облегчить душу.

Он попытался заговорить с дворником, но тот посоветовал ему проезжать мимо.

Поняв, что обращаться к людям на улице бесполезно, Иона направился ко двору. В доме было полно народа – старые и молодые извозчики спали, и некому было выслушать горе Ионы.

А ему так хотелось в подробностях рассказать, как болел его сын, что говорил перед смертью, как умер, как проходили похороны. Иона оделся и вышел в конюшню, чтобы покормить свою лошадёнку.

Он и сам не заметил, как рассказал ей всё-всё …

Ссылка на основную публикацию