Анализ рассказа «кавказский пленник» (л. н. толстой)

Анализ рассказа «Кавказский пленник» (Л. Н. Толстой)

«Кавказский пленник» это рассказ, анализ которого будет крайне интересен школьникам. Создан тем великим автором, кто написал «Войну и мир», «Анну Каренину», а также множество других произведений, а именно Львом Николаевичем Толстым.

Сочинение показывает русского офицера, плененного горскими народами. Написано для школьного пособия «Азбука», первый раз его опубликовали в журнале «Заря». Год написания 1872.

Одно из более знаменитых произведений писателя, входит в школьную программу. Такие писатели как Самуил Маршак или Виктор Шкловский оставили свой отзыв о данном произведении.

История создания рассказа «Кавказский пленник»

История создания произведения связана с событиями, случившимися с автором во время службы на Кавказе. В своем дневнике он написал, что чуть не попался в плен.

Анализ рассказа «Кавказский пленник» (Л. Н. Толстой)

О влиянии Кавказа на его жизнь и творчество Толстой писал в 1859 году: Это было и мучительное и хорошее время. Никогда, ни прежде, ни после, я не доходил до такой высоты мысли, как в это время И всё, что я нашёл тогда, навсегда останется моим убеждением.

Об этой ситуации вспоминали родственники писателя, например, шурин и дочь Толстого. Последняя рассказывала, что отец со своим приятелем провожали обоз в крепость. Там было еще четверо провожатых.

Путь шел ущельем, и у горцев была возможность напасть на них. Им стало скучно и они решили обогнать обоз и поскакать вперед. Трое поехали внизу по расщелине, а Толстой со своим товарищем вверху. Они не успели выехать на хребет, как вдруг увидели бегущих на них чеченцев. К счастью у них получилось ускакать.

Краткое содержание для читательского дневника

Анализ рассказа «Кавказский пленник» (Л. Н. Толстой)

Мать прислала Ивану письмо, с просьбой проведать ее. Вот Жилин и выезжает из крепости с обозом.

Поскольку обоз едет медленно, Жилин с другим офицером по имени Костыли решают поехать сами вперед. Они встречают горцев. Костылин бросает Жилина и уезжает. Горцы подстреливают лошадь Жилина и берут его в плен. Позже в плен попадает и Костылин. Они живут в сарае.

Цитата из рассказа описывает состояние героев: «Жил так Жилин с товарищем месяц целый. Хозяин все смеется. — Твоя, Иван, хорош, — моя, Абдул, хорош. — А кормил плохо, — только и давал, что хлеб пресный из просяной муки, лепешками печеный, а то и вовсе тесто непеченое.

По ночам Жилин делает подкоп, но затея оказалась провальной. В конце концов ему удалось сбежать с помощью дочки хозяина Дины. Он добрался до русских войск, а те впоследствии спасли Костылина.

В произведении показан быт горцев, их обычаи, рассказано, как они жили, и также присутствует описание природы, благодаря чему можно лучше понять переживания персонажей.

Главные герои и их характеристика

Анализ рассказа «Кавказский пленник» (Л. Н. Толстой)Главными героями являются Жилин, Костылин, а второстепенными Дина и Абдул-Мурат. Иван Жилин — это главный персонаж «Кавказского пленника».

Кратко о нем можно сказать, что он настоящий русский офицер, ему присущи такие черты характера, как храбрость, бесстрашие.

Жилин упрямый, но в то же самое время он относится ко всем уважительно, в том числе и к себе.

Он требует уважения даже от пленивших его татар. Иван умеет хорошо чинить и, в отличие от Костылина, ему присуща сила воли.

Еще одним главным героем рассказа является Костылин. Эти персонажи противопоставляются. Главной чертой характера Костылина является трусость. Он полнотелый, медленный человек.

Одинаковый он и в поведении. Костылин грустный, все время жалуется. Этот герой даже к себе не имеет уважения. Из-за своего образа жизни он заболел. Костылин не может бороться за свободу.

Литературное направление и жанр

Л. Н. Толстой «Кавказский пленник» написал в стиле реализм. Автор работал в этом литературном направлении и хорошо его изучил. Лев Николаевич изображает реальную жизнь, какой она была. События произведений данного направления не выходят за пределы реальности.

Многие думают, рассказ это или повесть? Многие специалисты относят произведение к жанру рассказа, исходя из количества главных героев и сюжетных линий.

Тема и композиция

Анализ рассказа «Кавказский пленник» (Л. Н. Толстой)

Экспозиция довольна короткая, в ней всего пара предложений. Она рассказывает о том, что на Кавказе служил один офицер.

Завязка: Жилин получает письмо от мамы и отправляется, чтобы ее проведать.

Развитие событий: Иван попадает в плен, позже к нему присоединяется Костылин. Жилин продумывает побег, но убежать не получается. Офицеров Жилина и Костылина горцы сажают в яму

Кульминация повествует, что офицер Жилин благодаря помощи Дины выбирается из плена.

Развязка: побег удался. Потом русские привезли Ивана в крепость и спасли Костылина.

Тропы

В рассказе использованы различные тропы. Эпитеты: «с красной бородой», «кинжал серебряный», «кувшинчик жестяной», «пуховые подушки».

  • Метафоры: захолустная речонка, а речка была славная.
  • Сравнения: «мелкими как иглы зубами», «как сказочные японские петухи».
  • Олицетворения: шевелились и дрожали низкие звезды, картошка шипела.

Основная мысль рассказа

Анализ рассказа «Кавказский пленник» (Л. Н. Толстой)Главная мысль — не отчаиваться и бороться до конца, и тогда все будет хорошо. Автор противопоставляет двух главных героев Жилина и Костылина.

Жилин пытается вырваться из плена, а Костылин морально сдается. Можно задаться вопросом почему так назван рассказ, ведь в названии пленник один, а в рассказе два?

Смысл названия рассказа показывает, что в повести один пленник — это Жилин. Он не просто ждет освобождения, а пытается вырваться на свободу.

Проблематика

В произведении затронуто множество проблем. С первых страниц рассказа можно увидеть проблему предательства. Иван доверял своему другу, но именно это и обернулось против него. Из-за Костылина приключилась вся эта ситуация, так как он не прикрыл товарища.

Также в рассказе дается иллюстрация сословного неравенства. Богатый человек привык жить на всем готовом, а простой человек должен отдавать все силы, чтобы жить нормально.

И учитывая, то что действие происходит на Кавказе, Л. Н. Толстой затрагивает проблему войны. Император захотел подчинить себе горцев, и началась война. Это вынудило горные народы довольно жестоко пленить русских.

Темы произведения

Анализ рассказа «Кавказский пленник» (Л. Н. Толстой)

Ведь если бы у главного героя не было отваги, ему бы не удалось вырваться на свободу.

Писатель говорит о доброте, как о качестве, которое должно быть у всех людей.

Это можно посмотреть на примере Дины, которая воспитывалась среди работорговцев. Она ценила человека за личные качества, а не деньги.

Чему учит рассказ «Кавказский пленник»

Произведение учит, что вне зависимости от сложностей, которые предстают перед человеком, не нужно отступать, а следует взять себя в руки и двигаться только вперед, проявлять стойкость и упорство.

При этом не стоит забывать про милосердие и доброту по отношению к окружающим, и что не все можно купить деньгами.

Анализ рассказа Л.Н. Толстого "Кавказский пленник", как сделать?

В основу сюжета «Кавказский пленник» Лев Николаевич Толстой положил реальный случай, случившийся с ним, когда он служил на Кавказе. Он вместе с товарищем едва избежал плена. Его спасло то, что горцы хотели поймать их живыми и не стали стрелять. Боевым товарищам удалось доскакать до крепости и спастись.

Анализ рассказа «Кавказский пленник» (Л. Н. Толстой)

Анализ произведения

Сюжетная линия

В сюжетную линию рассказа положены события, которые развернулись на фоне Кавказской войны с русским офицером Жилиным. Рассказ начинается с повествования о том, как Жилин получил письмо от матери. Старушка просила сына навестить ее.

Жилин берет отпуск и отправляется в путь. По дороге он встречается с другим офицером – Костылиным. Теперь оба товарища едут вместе. Им на пути встречаются горцы, Жилина ловят, а Костылин убегает. Главного героя продают в плен богачу Абдул-Мурату.

Костылина ловят позднее. Обоих пленников держат в сарае.

Анализ рассказа «Кавказский пленник» (Л. Н. Толстой)

Татары задумали получить выкуп за пленных. Они заставляют Жилина и Костылина писать письма домой. Жилин знает, что за него выкуп никто не даст, поэтому пишет ложный адрес. Плененных русских офицеров водят по селу на прогулку. Жилин забавляет детей тем, что делает для них куклы. Он сумел расположить к себе хозяйскую дочь Дину. Жилин не расстается с мыслью о побеге и делает подкоп в сарае.

Анализ рассказа «Кавказский пленник» (Л. Н. Толстой)

В одной из прогулок Жилин узнает дорогу домой. Но побег пришлось отложить из-за похорон, которые проходят в ауле. Через три дня, когда похороны заканчиваются Жилин и Костылин убегают. Но их очень быстро ловят. Теперь беглецов держат под усиленной охраной в яме, из которой нет никакой возможности убежать. Его подкармливает Дина, она время от времени бросает в яму баранину и лепешки.

Дина узнает, что Жилина и Костылина собираются убить. Она приходит к ним на помощь и приносит длинную палку. Герои убегают из плена повторно.

Главные герои

Иван Жилин

Толстой создает положительный образ главного героя. Перед читателем предстает честный, открытый человек. Он уважительно относится к своим близким, сослуживцам и даже к тем, у кого в плену он оказался.

Несмотря на то, что из-за Костылина с главным героем приключились все его беды, он не держит на него зла. Уважение заслуживает верность и надежность Жилина.

Планируя побег, он заботится о том, чтобы и Костылин сбежал.

Костылин

Костылин физически непривлекательный, неуклюжий и грузный офицер. Толстой изображает Костылина слабым как духом, так и физически. Он трусливый и подлый. Из-за его трусости герои попадают в плен, он становится обузой Жилину в первом побеге. Настойчивость и целеустремленность не в его натуре. Он предпочитает смиренно принять роль пленника и дожидаться своей участи.

Лев Николаевич Толстой собрал воедино в этом герое такие человеческие пороки как трусость, подлость, предательство, малодушие, слабости воли. Он не способен преодолеть свои слабости и становится помехой для энергичного и свободолюбивого Жилина.

Общий анализ

Рассказ Льва Николаевича Толстого основан на идее противопоставления главных героев. Положительный образ крепкого, оптимистичного Жилина противопоставляется слабохарактерному, безынициативному Костылину.

Главный герой добивается успеха благодаря своему упорству, мужеству и смелости.

Главный посыл рассказа: нельзя опускать руки даже в безвыходных ситуациях, в каких бы трудных ситуациях ты не оказался, никогда не сдавайся.

Рассказ Толстого сродни притчи, в которой он иносказательным языком доносит до читателя главную мысль, что судьба благосклонна к храбрым. Она способна наградить инициативного и мужественного человека спасением.

Материалы для работы по анализу рассказа Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"

  • Жилин и Костылин.
  • О чём рассказали фамилии героев.
  • Жилин.
  • Жилистый

1.Имеющий заметно выступающие жилы.

2. Сухощавый, мускулистый.

3. разг. Сильный, крепкий, выносливый.

4. Имеющий много жил, сухожилий.

Костылин.

Костыль – 1. Высокая палка с поперечинами наверху и на уровне кисти руки, закладываемая под мышку и служащая опорой при ходьбе для человека без ноги или с больными ногами. Символизирует, с одной стороны, поддержку, с другой – хромоту, старость и нищету.

Фамилии героев указывают на силу и выносливость Жилина и моральные недостатки Костылина.

Что мы узнаём о Жилине в первой главе рассказа? (У Жилина есть старушка мать, которая его очень любит. Жилин, получив письмо, сразу решил взять отпуск, для того чтобы встретиться с нею. Он невысокий ростом, ладный, ловкий, очень живой, подвижный, приметливый).

– Как выглядит Костылин? О чём говорит это описание? (Костылин – мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льёт. Костылин неповоротлив, неуклюж).

Как вели себя офицеры при встрече с врагами?

(Жилин: «Выхватил шашку, пустил лошадь прямо на красного татарина». «На лошадь места не доскакал Жилин – выстрелили по нём сзади из ружей и попали в лошадь».

«Хотел он подняться, а уж на нём два татарина сидят, крутят ему назад руки.

Рванулся он, скинул с себя татар, да ещё соскакали с коней трое на него, начали бить прикладами по голове…» «Оглянулся Жилин на свою лошадь».

Костылин: «А Костылин, заместо того чтобы подождать, только увидал татар – закатился что есть духу к крепости. Плетью ожаривает лошадь то с того бока, то с другого».

Жилин храбр и решителен, он не отступает перед трудностями. Костылин слаб и малодушен. Такому человеку нельзя доверять в минуту опасности: спасая себя, он бросил товарища в беде).

Могли ли Жилин и Костылин избежать плена? (Костылин слаб и не может стойко переносить тяготы тяжёлого перехода. Он предложил Жилину ехать без сопровождения, хотя хорошо знал, что это грозит бедой. Оказавшись в опасности, он оставил товарища без ружья, «закатившись во весь дух к крепости». Возможно, вдвоём им удалось бы уйти от погони).

Кто рассказывает историю Жилина и Костылина? Сам Толстой? Или его мысли высказывает другой рассказчик? Каким вы его себе представляете? Чтобы ответить на этот вопрос, вдумайтесь в следующие фразы: «Пошёл он к полковнику, выправил отпуск…», «Лошадь под Жилиным была охотницкая…», «Припустил Жилин под кручь во все лошадиные ноги…». (Историю Жилина и Костылина мы слышим из уст рассказчика. Это простой человек. В его речи немало слов и выражений, присущих разговорному языку).

Читайте также:  Как вы понимаете фразу: «мечтать не вредно?»

Фразы в рассказе нередко начинаются с глагола, со сказуемого, за которым идёт существительное, подлежащее.

Для каких произведений свойственно такое построение фразы? (Язык «кавказского пленника» очень напоминает язык народных сказок и былей.

Строя фразы таким образом, писатель не только достигает стремительности в передаче событий, но и делает язык рассказа близким к разговорному).

Испытывает ли рассказчик неприязнь к горцам? Как он описывает быт татар? (Рассказчик с любопытством наблюдает за татарами, подробно описывая их быт. В его х звучит уважение к обычаям горцев).

Эпизод от слов «Тебя, – говорит, – взял Кази-Мугамед…» до конца 2 главы.

Как называют горцы Костылина и Жилина? Почему? (Костылина называют «смирным», а Жилина «джигитом». Смелость и решительность, пренебрежение к смерти, готовность стоять на своём Жилина во время спора о сумме выкупа вызвали симпатии хозяев аула. В словах Абдула звучит уважение: «Твоя хорош, моя хорош»).

– Жилин написал адрес, по которому письмо не дойдёт. Почему он поступил именно так? Только потому, что он из бедной семьи? (Жилину не на кого надеяться. Он небогат, у него одна старушка мать, которая только тем и жила, что он ей присылал. Кроме того, он не привык отступать перед трудностями. Жилин не может уронить честь русского офицера).

  1. Поведение Жилина и Костылина в плену (3 глава).
  2. Жилин: высматривает, выпытывает, ходит, насвистывает, рукодельничает, лепит, плетёт, вырезал валик, разобрал, разложил, сладил, стал немного понимать по-ихнему, пошёл посмотреть.
  3. Костылин: писал домой, ждал денег, скучал, сидит в сарае, считает дни, спит.

Жилин – мастер на все руки. Он не унывает, не теряет надежды на освобождение, пытается использовать все возможности, для того чтобы осуществить задуманное.

Костылин пассивен, ленив, ничего не пытается предпринять, не уверен в своих силах.

Как Жилин готовится к побегу? Принимает ли Костылин участие в подкопе? (Жилин, не жалея сил, готовится к побегу. Костылин не мог не заметить, что его товарищу трудно подкапывать под стеной дыру, однако он даже не попытался чем-либо помочь).

Как описание природы, данное в восприятии Жилина, помогает читателям понять состояние души героя, ощутить его стремление к воле? Обращение к иллюстрации М.С.Родионова. «Жилин смотрит в русскую сторону». (Прекрасная картина, открывшаяся взору Жилина, побудила воспоминание о жизни в крепости. Герой замечает детали, которые помогут выбрать правильное направление).

– Какое событие укрепило Жилина в решимости немедленно бежать из аула? (Жилин наблюдает похороны брата рыжего и понимает, что татары захотят отомстить за убитого).

Как реагирует Костылин на предложение Жилина немедленно бежать? (Костылина охватывает страх: «Мы и дороги не знаем… Да и не дойдём в ночь»).

Как ведут себя Жилин и Костылин, выбираясь из сарая? (Жилин делает всё для того, чтобы побег был удачным, все трудности берёт на себя (дыру раскопал пошире, чтобы толстый Костылин сумел пролезть, собаку прикормил на случай, если она услышит шум и поднимет лай), а Костылин не верит в возможность освобождения собственными силами и уходит из аула лишь под нажимом чужой воли; он небрежен, неосторожен (зацепил ногой камень, загремел)).

Как Жилин и Костылин ведут себя во время побега? Обращение к иллюстрации Ю.Н.Петрова «Жилин и Костылин во время побега». (Жилин терпеливо выносит все тяготы пути, заботится о товарище, утешает его, подбадривает.

Костылин постоянно жалуется, ноет, пугается всего окружающего.

В горах Костылин оказывается совершенно беспомощным, покряхтывает, отстаёт и охает, постоянно стонет: «… не дойду, не могу», «… сил моих нет», «Ой, больно!»)

Почему Жилин не бросает товарища даже тогда, когда тот выдал обоих своим криком? (Жилин не бросает Костылина, твёрдо следуя одному из своих жизненных принципов: «Бросить товарища не годится».

Он несёт Костылина на себе, стремится уйти от погони, хотя ясно, что с такой ношей ему далеко не убежать: «Тяжело Жилину, ноги тоже в крови, и уморился».

Всем своим поведением Жилин показывает, что во имя большой цели нужно терпеливо переносить трудности).

Почему Костылин так ведёт себя? (Костылин не привык к трудностям, не рассчитывает на свои собственные силы, надеется на то, что, заплатив выкуп, освободится из плена).

Какие качества характера проявляют герои в данных эпизодах? (Жилин проявляет волю, мужество, находчивость, стойкость, Костылин нерешительность, трусость, эгоизм).

– Жилин не смирился с неудачей. Он полон решимости начать подготовку к новому побегу.

Смог бы он осуществить свой замысел, если бы на помощь не пришла Дина? (Можно предположить, что упорство Жилина увенчалось бы успехом, одако намерения Абдула расправиться с пленными через две недели, если не придёт выкуп, оставляют мало надежды. Кроме того, хозяину пленников трудно противостоять требованиям враждебно настроенных татар).

– Почему Дина решилась помочь Жилину? (Дина – ребёнок. Детская душа наиболее восприимчива к доброте и любви. Девочка почувствовала, что Жилин чуток и добр. Именно этими качествами он отличается от окружающих её людей, исполненных злобы и ненависти к ни в чём не повинному человеку. Она чувствует, что законы человечности сильнее, чем законы ненависти и вражды).

В каких эпизодах наиболее полно проявляется чистосердечие Жилина, его чувство товарищеского долга, понимание своей ответственности за более слабого? (При первой возможности бежать Жилин снова предлагает Костылину свою помощь: «Ну, Костылин, пойдём, попытаемся последний раз; я тебя подсажу».

Герой знает, что Костылин его может выдать, но чувство ответственности за судьбу товарища не позволяет оставить его в беде. В решительный момент, когда дорога каждая минута, Жилин не забывает о безопасности Дины. Протягивая ей шест, Жилин говорит: «Снеси на место, Дина, а то хватятся – прибьют тебя».

Найдите сочетания слов, передающие отношение Жилина к Дине. Какие чувства испытывает герой? («Глазёнки блестят, как звёздочки», «Села на коленочки», «Прощай, Динушка», «Век тебя помнить буду…», «Спасибо… умница». Жилин с отцовской любовью относится к Дине. Так можно обращаться только к родному человеку. Он благодарен ей за доброту и участие).

Описания ночи, когда Жилин вторично бежит из плена, от слов «… перекрестился Жилин…» до слов «Выбрал Жилин местечко в лесу потемнее, сел отдыхать».

– Как передана стремительность движения героя? (Вместе с героем всё движется в нарисованной Толстым картине: месяц, свет от него, тени, бегущие по склонам гор, речка, журчащая под горой. Природа откликается на чувства героя).

фрагмент «Освобождение» от слов «Вгляделся – видит: ружья блестят…» до конца рассказа.

С помощью какой части речи передаётся состояние Жилина и атмосфера всего происходящего? (Глаголы передают динамику развития событий и чувств героя: вгляделся, видит, обрадовался, собрался, пошёл, думает, замахал, закричал, услыхали, вскочили, пустились, подхватил, окружили, спрашивают, сам себя не помнит, плачет и приговаривает, выбежали, обступили, прикрывает, разбивает, узнали, повезли, обрадовались, собрались, рассказал, остался служить).

  • Жилин:
  • добрый (думает о матери, жалеет ее); надеется на себя, обдумывает побег; деятельный человек;
  • сумел прижиться в ауле (он – Жилин!); работящий, не может сидеть без дела, мастер;
  • всем помогает, даже своим врагам – татарам; ему интересны другие люди, он любит детей;
  • великодушный (простил Костылина за то, что тот его бросил в бою).
  • Костылин:
  • слабый человек, на себя не надеется, ждет помощи от матери; очень ленивый;
  • способен на предательство (бросил Жилина); раскис, упал духом;
  • не понимает других людей, думает только о себе.
  • Костылин
  • добрый (думает о матери, жалеет ее)
  • слабый человек, на себя не надеется, ждет помощи от матери
  • надеется на себя, обдумывает побег
  • способен на предательство
  • деятельный человек
  • раскис, упал духом
  • сумел прижиться в ауле
  • не принимает других людей
  • работящий, не может сидеть без дела, мастер
  • всем помогает, даже своим врагам – татарам
  • ему интересны другие люди, любит детей
  • великодушный

Л.Н. Толстой показывает, что люди могут не понимать и даже ненавидеть друг друга, но у них есть возможность понять друг друга, хотя для этого надо приложить определенные усилия.

Костылин – не только в татарском плену, но и в плену своей слабости, своего эгоизма и из этого плена он не выбирается.

Жилин сумел выжить, прижиться во враждебном окружении, так как он сумел расположить к себе даже своих врагов; он решал свои проблемы сам, не перекладывая на плечи других; каким был сильным, «жилистым» не был.

Жилин сумел убежать из плена, а Костылин остался не только и не столько в татарском плену, сколько в плену своей слабости, своего эгоизма.

Л.Н.Толстой показывает, каким беспомощным, каким слабым физически оказывается Костылин, как он надеется только на выкуп, который пришлет его мать. Костылин находится в двойном плену, о чем мы говорили выше. Писатель, рисуя данный образ, как бы говорит, что, не выбравшись из внутреннего плена, нельзя выбраться и из плена внешнего.

Жилин, наоборот, на мать не рассчитывает, не хочет перекладывать на ее плечи свои трудности. Он включается в жизнь татар, аула, постоянно что-то делает, умеет расположить к себе даже своих врагов – он силен духом. Именно эту мысль, прежде всего, хочет донести до нас автор.

Жилин

  1. Костылин
  2. Смысл фамилии
  3. Жилы — кровеносные сосуды, сухожилия.Жилистый — сухощавый, мускулистый, с выступающими жилами
  4. Костыль — палка с поперечиной, закладываемой под мышку, служащая опорой при ходьбе хромым людям или тем, у кого больные ноги
  5. Внешность
  6. «А Жилин хоть не велик ростом, да удал был»
  7. «А Костылин мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льет»
  8. Предусмотрительность
  9. «— Надо выехать на гору поглядеть, а то тут, пожалуй, выскочат из-за горы и не увидишь».«Жилин уж наперед прикормил ее» (собаку)
  10. Отношение к лошади

«Лошадь под Жилиным была охотницкая (он за нее сто рублей заплатил в табуне жеребенком и сам выездил)…»«…Матушка, вынеси, не зацепись ногой…»

«Плетью ожаривает лошадь то с того бока, то с другого»

Храбрость — трусость

«— …Не дамся же живой…»«— …С ними что робеть, то хуже»

«А Костылин, заместо того чтобы подождать, только увидал татар, закатился что есть духу к крепости».«А Костылин заробел».

  • «Костылин так и упал со страху»
  • Поведение в плену

«Написал Жилин письмо, а на письме не так написал, — чтобы не дошло. Сам думает: „Я уйду“».«А сам все высматривает, выпытывает, как ему бежать. Ходит по аулу, насвистывает, а то сидит, что-нибудь рукодельничает — или из глины кукол лепит, или плетет плетенки из прутьев. А Жилин на всякое рукоделье был мастер»

  1. «Костылин еще раз писал домой, все ждал присылки денег и скучал. По целым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придет; или спит»
  2. Мнение татар о пленниках
  3. «Джигит»
  4. «Смирный»
  5. Наблюдательность, любознательность
  6. «Стал Жилин немножко понимать по-ихнему».«Встал Жилин, раскопал щелку побольше, стал смотреть»
  7. Выносливость, мужество
  8. «Попрыгивает с камушка на камушек да на звезды поглядывает»
  9. «Костылин все отстает и охает»
  10. Верность, преданность

«…не годится товарища бросать»

Костылин бросил Жилина в беде и ускакал на лошади

Выводы:Жилина можно считать настоящим героем, постоянно стремится к освобождению из плена. В характере Жилина – сильная воля, мужество, храбрость. В плену заботится о Костылине, ни в чём его не упрекает, хотя Костылин один виноват в плачевном положении их обоих.

Зная, что на Костылина нельзя надеяться, предлагает ему бежать из плена вместе, потому что ему не позволяет поступить по-другому офицерская честь. Во всём Жилин проявляет смекалку и находчивость. Несмотря на суровые условия, герой не озлобляется, мирные татарские жители ему не враги, он им помогает, чинит всё – кому часы, кому пистолет.

Жилин вызывает симпатию даже у врагов своей смелостью. Татары называют его джигитом. В эпизоде побега Жилин предстаёт наблюдательным человеком, понимающим природу. Терпеливо сносит трудности, несёт на себе Костылина – «не годится товарища в беде бросать». Не таит злобы и тогда, когда беглецов поймали. Снова предлагает ему бежать. Когда Костылин отказывается, по-братски прощается с ним.

Жилин – настоящий офицер русской армии, надёжный товарищ, добрый человек. К такому мнению подводит автор своих читателей. Трудно не согласиться с этим мнением.

Костылин заботится только о себе, о своём благополучии, не знает, что такое долг, верность в дружбе. Он безволен, безответственен, способен на предательство. Равнодушие, нежелание сопротивляться обстоятельствам, покорность – такими качествами характера наделяет Толстой своего героя.

Умалчивает Толстой об отношении Костылина к людям – это тоже средства характеристики героя. Автор только лаконично описывает его жизнь в плену: спит по целым дням, ждёт письма с выкупом. Когда Жилин предлагает Костылину бежать, тот колеблется, так как знает, что его отпустят, когда родственники пришлют выкуп.

Только страх, что его могут убить под горячую руку, заставляет Костылина согласиться на предложение товарища. В дороге герой ведёт себя как беспомощный человек, в нём нет ни военной выправки, ни чувства сострадания по отношению к Жилину. Обоим приходится нелегко. Он не способен выносить трудности. По вине Костылина срывается побег.

Читайте также:  Стихи про ветер для детей и взрослых: красивые стихотворения о ветре классиков

Второй раз не бежит из плена, надеется на выкуп. Костылин не герой, он не способен на большой поступок. Это слабый телом и духом человек. Татары не зря называют его «смирный».

– Мы пришли к выводу, что Жилин и Костылин – два непохожих человека. Один обладает героическим характером, другой характеризуется беспомощным поведением, слабым характером.

Толстой, Анализ произведения Кавказский пленник, План

Наша страна многое пережила и есть на страницах истории разные события, в том числе, и кровопролитные. Такой страничкой в истории страны является Кавказская война, которая произошла в средине девятнадцатого века.

Тогда Николай Первый отправил свои войска на Кавказ, чтобы завоевать земли на окраине. Наши солдаты боролись с горцами, и те, чтобы не отдать свои земли, устраивали засады, пленяя солдат. Побывал на войне и Толстой, который чуть было не попал и сам в плен.

В последствии писатель создал замечательное произведение Кавказский пленник, которое сегодня мы изучали на уроке.

Рассказ Толстого Кавказский пленник впервые вышел в свет 1852 году и сегодня для всех учащихся и тех, кто интересуется творчеством Толстого мы предлагаем произведение Толстого Кавказский пленник для читательского дневника, дабы познакомиться с произведением и выделить главную мысль данной работы.

Толстой Кавказский пленник

Пересказывая Кавказского пленника Толстого мы знакомимся с офицером Жилиным, которому пришлось служить на Кавказе.

Однажды, после полученного от матери письма, офицер отправляется проведать мать, но по дороге, где он встречает Костылина — другого офицера, его пленяют горцы, несмотря на то, что Жилин смело бросился в бой, готовый умереть, но не сдаться. Однако его захватили.

Сам же Костылин убежал, захватив единственное оружие. Жилина продают Абдул-Мурату. Но, Костылину также было суждено попасть в плен к тому же Абдул-Мурату.

И вот Костылин и Жилин оказались в одном плену. Костылин сломался, а вот Жилин нет, он не сломался и не испугался. Предводитель горцев заставляет написать пленников письма домой, чтобы родные внесли за них выкуп.

Костылин быстро воспользовался этим предложением, сам же Жилин, хоть и написал письмо, но адрес указал неверный, чтобы не расстраивать мать, тем более она все равно не сможет его выкупить. Жилин надеется только на себя.

Он разработал план побега и даже осуществил его, но из-за Костылина, которого офицер захватил с собой, их поймали.

Потом будет и вторая попытка, где Жилину поможет бежать дочь предводителя Дина, которой понравился офицер и его доброта. Жилин доберется до русской армии, а Костылина впоследствии выкупят.

Толстой Кавказский пленник главные герои

В произведении Толстого Кавказский пленник главными героями есть два русских офицера: Котылин и Жилин. Они противопоставляются друг другу. Так, Жилин, смелый и решительный, он трудолюбивый, мастер на все руки.

Несмотря на то, что он в плену, он помогал и своим врагам, тем самым, располагая многих к себе. Он умеет любить и заботится, поэтому всегда думал о матери, жалел ее чувства.

Он не смирился со своей судьбой и разрабатывает план побега.

Костылин же слабый и духом, и физически. Он надеется только на кого-то, например, на то, что его выкупят. Костылин с легкостью может пойти на предательство и без проблем оставить товарища врагам, лишь бы спасти свою шкуру.

Кстати, наверное не спроста автор подобрал для своих героев такие фамилии. Фамилии офицеров говорят сами за себя. Так Жилин представляется сразу сильным, жилистым, сильным и морально, и физически. А вот Костылин ассоциируется с костылями, теми палками, что предназначены для хромых. И этот герой таковым и являлся, хромым в переносном значении и никчемным.

Толстой Кавказский пленник главная мысль

Как мне кажется, в произведении Толстого Кавказский пленник главная мысль — никогда не сдаваться, в какую бы ситуацию вы ни попали. Опускать руки и раскисать нельзя, ведь из любой ситуации есть выход, главное идти к своей цели. Автор показывает нам, насколько важно иметь такие качества, как преданность, храбрость, смелость, трудолюбие.

План

1. Жилин получает письмо от матери 2. В дороге офицер попадает в плен 3. Костылин также в плену 4. Письма о выкупе 5. Место жительства в плену и условия проживания 6. Первая попытка побега. Неудачный побег 7. Помощь Дины и второй побег. Удачная попытка

Анализ «Кавказский пленник»

Начало рассказа «Кавказский пленник» основано на личных воспоминаниях Л. Н. Толстого, связанных с его военной службой на Кавказе. Писатель с несколькими товарищами подверглись нападению чеченцев в 1853 г., но смогли отбиться. Основная часть произведения, вероятно, основана на воспоминаниях полковника Ф. Ф. Торнау, который в середине 30-х гг. XIX в. находился в плену у горцев.

Рассказ был написан Толстым в марте 1872 г. и вскоре напечатан в журнале «Заря». С незначительными стилистическими изменениями произведение было включено писателем в четвертую «Русскую книгу для чтения». В 1885 г. «Кавказский пленник» был издан отдельной брошюрой.

Тема и сюжет

Главная тема произведения — война на Кавказе.

Толстой писал рассказ специально для детей, поэтому сюжет довольно-таки прост и понятен. Два русских офицера попадают в плен к горцам. Находчивый Жилин не может смириться с пленом. Он не сидит сложа руки и постоянно думает о побеге.

Слабовольный Костылин покорился судьбе и надеется только на то, что его смогут выкупить. По инициативе и стараниями Жилина офицеры совершают побег, но из-за Костылина вновь оказываются в плену.

Во второй раз Жилин бежит в одиночку и добивается успеха.

Жилин — ярко выраженный положительный персонаж. Этот образ наделен лучшими качествами русского офицера: мужеством, бесстрашием, смелостью, находчивостью. Даже непримиримые враги (горцы) относятся к нему с невольным уважением.

Костылин, напротив, является образцом трусости и малодушия. В самом начале рассказа он предает Жилина. В плену ведет себя пассивно и недостойно. Костылин, по сути, срывает первый побег. В финале он даже отказывается от второй попытки.

Проблематика

«Кавказский пленник» — не просто занимательный патриотический рассказ. Толстой обращает внимание юных читателей на причины кровавой вражды и пути ее преодоления. В этом плане большое значение имеет образ Дины.

Молодая дочка Абдул-Мурата еще никогда не видела русских. По рассказам взрослых у нее сложился четкий образ врага, мало напоминающий человека. Она, не отрываясь, смотрит на Жилина «как на зверя какого».

Постепенно Дина привыкает к виду пленников. Она видит, что это — точно такие же люди. Лед недоверия окончательно ломается, после того как Жилин начинает делать для девочки забавные куклы. Когда старуха разбивает игрушку, предпочтения Дины явно оказываются на стороне доброго Жилина.

Дружба русского офицера с кавказской девочкой доказывает, что даже абсолютно противоположные по языку, вере, традициям и обычаям люди могут найти общий язык. В этом заключается гуманистический смысл рассказа, осуждение писателем войны, как способе решения межнациональных проблем.

Без помощи Дины Жилину вряд ли бы удалось совершить второй удачный побег. В детской, еще не успевшей зачерстветь душе пробуждается чувство жалости к несчастному пленнику, которого ждет неминуемая смерть.

Нельзя сказать, что и Жилин просто воспользовался доверчивостью ребенка.

Он предупреждает ее об опасности («Снеси на место [шест], Дина, а то хватятся — прибьют тебя») и испытывает жалость при расставании («Кто тебе без меня кукол делать будет?»).

Многолетняя вражда и неприязнь русских и горцев во многом основаны на огромной разнице в культурных традициях. В плену Жилин обращает внимание на многие непонятные ему детали образа жизни своих врагов: «Едят руками, и руки все в масле»; «подули во все стороны и молитвы прочли»; «завернули мертвого в полотно, без гроба».

Некоторые жители аула постепенно избавляются от чувства неприязни к мастеру на все руки Жилину, остальные продолжают смотреть на него, «как на зверя». Легко объяснима ненависть к пленнику одного старика, у которого русские убили семь сыновей.

Нравоучительный смысл

В рассказе для детей Толстой, естественно, не углубляется в философские размышления, осуждающие войну.

Его задача заключается в том, чтобы пробудить в читателях любовь к положительным персонажам: Жилину и Дине. Представители воюющих народов резко отличаются от окружающих.

Для русского офицера и кавказской девочки войны словно бы не существует. Их отношения основаны исключительно на добре и милосердии.

Контраст между двумя русскими офицерами призван дать ребенку пример для подражания. Жилин и в плену остается мужчиной, не утрачивает, подобно Костылину, чувство собственного достоинства.

Оказавшись в казалось бы безвыходном положении, он не теряет надежды. Жилин оказывается на свободе благодаря своему упорству в достижении поставленной цели.

Таким, по мнению автора, и должен быть настоящий русский воин.

Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». Анализ произведения

Почему читатели и сам Толстой высоко оценили рассказ «Кавказский пленник»? Дело в том, что в небольшом произведении автору удалось затронуть ряд глубоких нравственных вопросов. Разобраться в них поможет анализ рассказа:

История написания

В основу сюжета «Кавказского пленника» легли сразу несколько реальных историй:

  • Одна из них произошла с автором, Львом Толстым, во время его службы на Кавказе в 1853 году.

Вместе с товарищем и сослуживцем Садо он оторвался от своего отряда, и офицеров настигли чеченцы. Их едва не взяли в плен, но Садо придумал припугнуть противников незаряженным ружьем. Благодаря его отваге и изобретательности офицерам удалось добраться до русской крепости, где им на помощь пришли казаки.

Кавказский пленникТекст

1

Служил на Кавказе офицером один барин. Звали его Жилин. Пришло ему раз письмо из дома. Пишет ему старуха мать: «Стара я уж стала, и хочется перед смертью повидать любимого сынка. Приезжай со мной проститься, похорони, а там и с богом, поезжай опять на службу. А я тебе и невесту приискала: и умная, и хорошая, и именье есть. Полюбится тебе, может, и женишься и совсем останешься».

Жилин и раздумался: «И в самом деле, плоха уж старуха стала; может, и не придется увидать. Поехать; а если невеста хороша – и жениться можно».

  «Королевство кривых зеркал». Краткое содержание (В. Губарев)

Пошел он к полковнику, выправил отпуск, простился с товарищами, поставил своим солдатам четыре ведра водки на прощанье и собрался ехать.

На Кавказе тогда война была. По дорогам ни днем, ни ночью не было проезда. Чуть кто из русских отъедет или отойдет от крепости, татары или убьют, или уведут в горы. И было заведено, что два раза в неделю из крепости в крепость ходили провожатые солдаты. Спереди и сзади идут солдаты, а в средине едет народ.

Дело было летом. Собрались на зорьке обозы за крепость, вышли провожатые солдаты и тронулись по дороге. Жилин ехал верхом, а телега с его вещами шла в обозе.

Ехать было 25 верст. Обоз шел тихо; то солдаты остановятся, то в обозе колесо у кого соскочит, или лошадь станет, и все стоят – дожидаются.

Солнце уже и за полдни перешло, а обоз только половину дороги прошел. Пыль, жара, солнце так и печет, а укрыться негде. Голая степь, ни деревца, ни кустика по дороге.

Выехал Жилин вперед, остановился и ждет, пока подойдет обоз. Слышит, сзади на рожке заиграли, – опять стоять. Жилин и подумал: «А не уехать ли одному, без солдат? Лошадь подо мной добрая, если и нападусь на татар – ускачу. Или не ездить?..»

Остановился, раздумывает. И подъезжает к нему на лошади другой офицер Костылин, с ружьем, и говорит:

– Поедем, Жилин, одни. Мочи нет, есть хочется, да и жара. На мне рубаху хоть выжми. – А Костылин – мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льет.

  • Подумал Жилин и говорит:
  • – А ружье заряжено?
  • – Заряжено.
Читайте также:  Краткое содержание рассказа Антона Чехова «Попрыгунья»

– Ну, так поедем. Только уговор – не разъезжаться.

И поехали они вперед по дороге. Едут степью, разговаривают да поглядывают по сторонам. Кругом далеко видно.

  1. Только кончилась степь, пошла дорога промеж двух гор в ущелье, Жилин и говорит:
  2. – Надо выехать на гору, поглядеть, а то тут, пожалуй, выскочат из-за горы и не увидишь.
  3. А Костылин говорит:

– Что смотреть? поедем вперед.

Жилин не послушал его.

– Нет, – говорит, – ты подожди внизу, а я только взгляну.

И пустил лошадь налево, на гору. Лошадь под Жилиным была охотницкая (он за нее сто рублей заплатил в табуне жеребенком и сам выездил); как на крыльях, взнесла его на кручь.

Только выскакал, глядь – а перед самым им, на десятину места, стоят татары верхами, – человек тридцать. Он увидал, стал назад поворачивать; и татары его увидали, пустились к нему, сами на скаку выхватывают ружья из чехлов.

Припустил Жилин под кручь во все лошадиные ноги, кричит Костылину:

– Вынимай ружье! – а сам думает на лошадь на свою: «Матушка, вынеси, не зацепись ногой; спотыкнешься – пропал. Доберусь до ружья, я им не дамся».

А Костылин, заместо того чтобы подождать, только увидал татар – закатился что есть духу к крепости. Плетью ожаривает лошадь то с того бока, то с другого. Только в пыли видно, как лошадь хвостом вертит.

Жилин видит – дело плохо. Ружье уехало, с одной шашкой ничего не сделаешь. Пустил он лошадь назад, к солдатам – думал уйти. Видит – ему наперерез катят шестеро.

Под ним лошадь добрая, а под теми еще добрее, да и наперерез скачут. Стал он окорачивать, хотел назад поворотить, да уж разнеслась лошадь, не удержит, прямо на них летит.

Видит – близится к нему с красной бородой татарин на сером коне. Визжит, зубы оскалил, ружье наготове.

«Ну, – думает Жилин, – знаю вас, чертей, если живого возьмут, посадят в яму, будут плетью пороть. Не дамся же живой».

А Жилин хоть невелик ростом, а удал был. Выхватил шашку, пустил лошадь прямо на красного татарина, думает: «Либо лошадью сомну, либо срублю шашкой».

На лошадь места не доскакал Жилин – выстрелили по нем сзади из ружей и попали в лошадь. Ударилась лошадь оземь со всего маху – навалилась Жилину на ногу.

Хотел он подняться, а уж на нем два татарина вонючие сидят, крутят ему назад руки. Рванулся он, скинул с себя татар, – да еще соскакали с коней трое на него, начали бить прикладами по голове. Помутилось у него в глазах, и зашатался.

Схватили его татары, сняли с седел подпруги запасные, закрутили ему руки за спину, завязали татарским узлом, поволокли к седлу. Шапку с него сбили, сапоги стащили, все обшарили, деньги, часы вынули, платье все изорвали. Оглянулся Жилин на свою лошадь.

Она, сердечная, как упала на бок, так и лежит, только бьется ногами, – до земли не достает; в голове дыра, а из дыры так и свищет кровь черная, – на аршин кругом пыль смочила.

Один татарин подошел к лошади, стал седло снимать. Она все бьется, – он вынул кинжал, прорезал ей глотку. Засвистело из горла, трепанулась, и пар вон.

Сняли татары седло, сбрую. Сел татарин с красной бородой на лошадь, а другие подсадили Жилина к нему на седло, а чтобы не упал, притянули его ремнем за пояс к татарину и повезли в горы.

Сидит Жилин за татарином, покачивается, тычется лицом в вонючую татарскую спину. Только и видит перед собой здоровенную татарскую спину, да шею жилистую, да бритый затылок из-под шапки синеется. Голова у Жилина разбита, кровь запеклась над глазами. И нельзя ему ни поправиться на лошади, ни кровь обтереть. Руки так закручены, что в ключице ломит.

Ехали они долго с горы на гору, переехали вброд реку, выехали на дорогу и поехали лощиной.

Хотел Жилин примечать дорогу, куда его везут, – да глаза замазаны кровью, а повернуться нельзя.

Стало смеркаться. Переехали еще речку, стали подниматься по каменной горе, запахло дымом, забрехали собаки.

Приехали в аул[1]. Послезли с лошадей татары, собрались ребята татарские, окружили Жилина, пищат, радуются, стали каменьями пулять в него.

Татарин отогнал ребят, снял Жилина с лошади и кликнул работника. Пришел ногаец[2] скуластый, в одной рубахе. Рубаха оборванная, вся грудь голая. Приказал что-то ему татарин. Принес работник колодку: два чурбака дубовых на железные кольца насажены, и в одном кольце пробойчик и замок.

Развязали Жилину руки, надели колодку и повели в сарай; толкнули его туда и заперли дверь. Жилин упал на навоз. Полежал, ощупал в темноте, где помягче, и лег.

2

Почти всю эту ночь не спал Жилин. Ночи короткие были. Видит – в щелке светиться стало. Встал Жилин, раскопал щелку побольше, стал смотреть.

Видна ему из щелки дорога – под гору идет, направо сакля татарская, два дерева подле нее. Собака черная лежит на пороге, коза с козлятами ходит, хвостиками подергивают. Видит – из-под горы идет татарка молоденькая, в рубахе цветной, распояской, в штанах и сапогах, голова кафтаном покрыта, а на голове большой кувшин жестяной с водой.

Идет, в спине подрагивает, перегибается, а за руку татарчонка ведет бритого, в одной рубашке. Прошла татарка в саклю с водой, вышел татарин вчерашний с красной бородой, в бешмете шелковом, на ремне кинжал серебряный, в башмаках на босу ногу. На голове шапка высокая, баранья, черная, назад заломлена. Вышел, потягивается, бородку красную сам поглаживает.

Постоял, велел что-то работнику и пошел куда-то.

Проехали потом на лошадях двое ребят к водопою. У лошадей храп мокрый. Выбежали еще мальчишки бритые в одних рубашках, без порток, собрались кучкой, подошли к сараю, взяли хворостину и суют в щелку. Жилин как ухнет на них: завизжали ребята, закатились бежать прочь – только коленки голые блестят.

Ссылки

  • Повести (Трилогия) Детство • Отрочество • Юность Два гусара • Альберт • Утро помещика • Казаки • Поликушка • Холстомер • Смерть Ивана Ильича • Крейцерова соната • Дьявол • Хозяин и работник • Отец Сергий • Хаджи-Мурат
    Рассказы Севастопольские рассказы (сборник)Набег • Записки маркёра • Рубка леса • Метель • Разжалованный • Люцерн • Три смерти •Кавказский пленник • Бог правду видит, да не скоро скажет • Много ли человеку земли нужно • Франсуаза • Дорого стоит • Кто прав? • После бала • Записки сумасшедшего • Фальшивый купон • Алёша Горшок • Корней Васильев • Ягоды • За что? • Божеское и человеческое • Ходынка • Что я видел во сне • Нечаянно •
    Драмы Власть тьмы • Плоды просвещения • Живой труп
    Учебные и методические пособия Азбука • Новая азбука • Арифметика • Первая русская книга для чтения • Вторая русская книга для чтения • Третья русская книга для чтения • Четвёртая русская книга для чтения
    Педагогические статьи О народном образовании • Воспитание и образование • Прогресс и определение образования • О народном образовании
    Публицистические произведения О переписи в Москве • Исповедь • Так что же нам делать? • О жизни • Голод или не голод? • Царство божие внутри вас
    Книги и статьи об искусстве Кому у кого учиться писать, крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят? • Несколько слов по поводу книги «Война и мир» • Об искусстве • Что такое искусство? • О Шекспире и о драме
    Другое Круг чтения

Характеристика главных героев

  1. Жилин – офицер из бедных дворян, в жизни привык надеяться только на себя, умеет делать все своими руками. Герой понимает, что из плена его никто не спасет: мать слишком бедна, сам он за службу ничего не накопил. Но он не падает духом, а охвачен деятельностью: роет подкоп, делает игрушки.

    Он наблюдателен, находчив, настойчив и терпелив – именно эти качества помогли ему освободиться. Мужчина не лишен благородства: он не может оставить своего товарища по службе, Костылина. Хотя последний бросил его при нападении горцев, из-за него не удался первый побег, Жилин не держит зла на «сокамерника».

  2. Костылин — знатный и богатый офицер, он надеется на деньги и влияние, поэтому в экстремальной ситуации оказывается ни на что не способным. Он изнеженный, слабый духом и телом, инертный человек.

    Подлость присуща этому герою, он бросил на произвол судьбы Жилина и при нападении, и когда не мог бежать из-за стертых ног (рана вовсе не большая), и когда не побежал второй раз (вероятно, думая о безнадежности предприятия). Вот почему этот трус долго гнил в яме в горном ауле и был выкуплен еле живой.

Суть

В данном рассказе мы знакомимся с жизнью молодого офицера, служащего в горах Кавказа. Главный герой, Жилин, получив письмо от больной матери, отправляется в путь вместе с Костылиным, богатым наследником.

На пути встает преграда в лице горцев, они пытаются пленить молодого офицера. Напарник подвел его, попытавшись сбежать, из-за этого оба оказываются в плену.

Волею судьбы, оба молодых человека снова встречаются в плену у нового владельца.

Офицерам дают шанс спастись, попросив выкупа. Костылин решил воспользоваться этим и попросил у родных денег взамен за свою жизнь, Жилин же схитрил, указав не верный адрес дома своей матери. Она слишком бедна, чтобы дать необходимую сумму.

Они пытаются бежать, но из-за неловкости, нытья и слабости Костылина их снова ловят и помещают в более строгие условия содержания.

В конечном итоге Жилину удается бежать с помощью молодой девушки Дины, дочери их похитителя. Они подружились, ведь пленник заинтересовал ее своей добротой. И вот, молодой офицер уже добрался до родины, в то время как Костылина только выкупили родственники.

Жанр, направление

«Кавказский пленник» хоть иногда называется повестью, все же является рассказом. Об этом говорят небольшой объем, ограниченное количество персонажей, одна сюжетная линия и повествование, которое ведется от первого лица.

Написан рассказ в направлении реализма. Все творчество Льва Николаевича было построено на данном литературном направлении, и «Кавказский пленник» не является исключением. Подтверждает это и то, что произведение основано на реальных событиях. Автор в рассказе изображает настоящую жизнь, без прикрас и романтизации описываемых действий.

Тематика

  • Многие вопросы затронуты в рассказе. Тема дружбы, искренней и настоящей со стороны Жилина и «дружбы по случаю» у Костылина. Если первый защищал второго, как самого себя, то последний бросил товарища на смерть.
  • Тема подвига также раскрывается в рассказе. Язык и описание событий естественные и житейские, ведь произведение для детей, поэтому подвиги Жилина описываются совершенно обыденно, но на самом деле кто будет защищать своего товарища в любой ситуации? Кто будет готов все отдать, чтобы освободиться? Кто добровольно откажется беспокоить старушку-мать непосильным для нее выкупом? Конечно, настоящий Герой. Для него подвиг – естественное состояние, потому он не гордится этим, а просто так живет.
  • Тема милосердия и сочувствия раскрыта в образе Дины. В отличие от «Кавказского пленника» А.С. Пушкина, героиня Л.Н. Толстого спасла пленника не из любви, ей руководили более высокие чувства, она пожалела такого доброго и умелого человека, прониклась к нему чисто дружеской симпатией и уважением.

Аудиопостановки

Существует несколько аудиоверсий рассказа:

  • Л. Толстой. «Кавказский пленник» — читает Бруно Фрейндлих, запись 1960 г.[11]
  • Л. Толстой. «Кавказский пленник» (Цикл/Серия: Аудиособрание сочинений. Том 4) — читает Вячеслав Герасимов. Студия АРДИС, 2003.[12]
  • Л. Толстой. «Кавказский пленник» — читает Владимир Шевяков. Художественный руководитель — заслуженная артистка России Наталия Литвинова. Общее время звучания — 67 минут. 1С:Аудиокниги, 2006. ISBN 5-9677-0344-6[13]

Другие персонажи

Дина – дочь Абдул-Мурата, «тоненькая, худенькая, лет тринадцати». Носила еду Жилину, когда он был в плену, помогла ему сбежать.

Абдул-Мурат – «хозяин», татарин, который выкупил Жилина и Костылина, отец Дины.

А ещё у нас есть:

  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Кавказский пленник»
  • для самых компанейских — Главные герои «Кавказский пленник»
  • для самых крутых — Читать «Кавказский пленник» полностью

Примечания

Ссылка на основную публикацию