Анализ произведения «Золотой горшок» (Гофман)

Анализ произведения «Золотой горшок» (Гофман)

Ансельм – романтически настроенный студент, весьма стесненный в средствах. Он ходит в щучье-сером ста­ромодном фраке и радуется возможности заработать талер переписыванием бумаг у архивариуса Линдгорста.

Молодому человеку не везет в быту, его нереши­тельный характер становится причиной многих комиче­ских ситуаций: его бутерброды всегда падают на землю намазанной стороной, если ему случится выйти из дому на полчаса раньше обычного, чтобы не опоздать, то его обязательно обольют из окна мыльной водой.

В то же время Ансельм обладает “наивной поэтической душой”, спо­собной сбросить “бремя обыденной жизни”.

Вот ему-то и открывается поэтический сказочный мир, связанный со второй, фантастической жизнью Линдгорста (он же князь духов Саламандр из волшебной страны Атланти­ды) и его дочерей, которые являются Ансельму в облике золотисто-зеленых змеек. Фантастическое вторгается в гу­щу реальной повседневности. В одну из дочерей Сала­мандра – Серпентину Ансельм влюбляется.

Ансельм не сразу находит в себе силы оторваться от всего житейского и прозаического,

воплощением которого является Вероника, дочь чиновника Паульмана. Веро­ника мечтает выйти замуж за надворного советника, жить в “прекрасной квартире на Морицштрассе”, но­сить шляпку новейшего фасона и турецкую шаль.

Зная об успехах Ансельма в науках и возлагая надежды на его карь­еру, Вероника видит в студенте выгодную партию. По­могает Веронике завладеть Ансельмом, бывшая ее нянька Лиза, злая колдунья.

Не всегда удается Ансельму противостоять фи­листерскому влиянию, временами он готов плениться Вероникой, поэтому и попадает под стеклянный кол­пак, но не в силах смириться со своей мещанской учас­тью, разбивает стекло, чтобы выйти на волю, к Серпен­тине.

Поженившись, они счастливо живут в Атлантиде, получив в качестве свадебного подарка золотой гор­шок – символ мещанского счастья. Концовка произве­дения иронична. В сущности, Атлантида – это иллю­зорный мир поэтической мечты, уход в который тоже иллюзорен. Романтическая ирония Гофмана ставит под сомнение осуществимость поэтического идеала.

Глоссарий:

  • – гофман золотой горшок анализ
  • – гофман золотой горшок анализ произведения
  • – золотой горшок характеристика героев
  • – золотой горшок анализ произведения
  • – золотой горшок гофман анализ

«Золотой горшок», художественный анализ повести-сказки Гофмана

Одно из самых известных произведений Э.Т.А. Гофмана – повесть-сказка «Золотой горшок» создавалась под грохот снарядов в осаждённом Наполеоном Дрездене в 1814-м году.

Ожесточённые бои и залетающие в город пушечные ядра, разрывающие на глазах автора людей, естественным образом вытолкнули писателя из мира повседневности в невероятно яркую фантазию о чудесной стране Атлантиде – идеальном мире, в котором царит «священная гармония всего сущего».

Сам Гофман дал своему произведения характерный подзаголовок, определяющий его жанр – «сказка из новых времён». В разных исследовательских работах «Золотой горшок» назывался повестью, повестью-сказкой, литературной сказкой, новеллой.

Все эти жанровые обозначения справедливы, так как отражают те или иные особенности произведения: хроникальный сюжет (черта повести), упор на волшебную историю (сказка), относительно небольшой объём (новелла).

В «сказке из новых времён» и повести-сказке мы видим прямое указание на принцип романтического двоемирия, формирующийся у Гофмана путём воссоздания, взаимопроникновения и сопоставления двух миров – реального и фантастического.

«Новые времена»/повесть – начало XIX века, Дрезден; сказка – неопределённое течение времени (возможно, вечность), волшебная страна Атлантида.

Дрезден XIX века в «Золотом горшке» – реальный город с конкретными географическими местами (Чёрные ворота, Линковы купальни, Замковая улица, Озёрные ворота и т.д.

), с характерными особенностями бюргерского быта (народные гуляния в день Вознесения, катание на лодке, выпивка пунша в доме конректора Паульмана, визит барышень Остерс к подруге Веронике, поход девушки к ворожее фрау Рауэрин) и упоминанием исторических примет времени (названий должностей – конректор, регистратор, надворный советник, архивариус; горячительных напитков – пиво, пунш, желудочный ликёр Конради и т.п.).

Волшебная страна Атлантида – вымышленный писателем мир, в котором присутствует недостижимая в реальной жизни гармония между всем сущим. Сказочное пространство формируется в «Золотом горшке» в устных рассказах архивариуса Линдгорста (Саламандра) и его дочери Серпентины и в письменных историях, которые тщательно копирует главный герой повести – студент Ансельм.

Прекрасная долина, наполненная живописные цветами, источающими сладкие ароматы, яркие птицы, чей язык понятен человеку, изумительной свежести ручьи, изумрудные деревья – классические для романтизма маркеры – частично переносятся из Атлантиды в домашний сад архивариуса Линдгорста – одного из духов волшебной страны, изгнанного её князем Фосфором за любовь к Огненной лилии и разрушение прекрасного княжеского сада.

Владыка Атлантиды предсказывает Саламандру его будущее (жизнь на Земле вплоть до того времени, когда о чудесном забудут все живущие на планете, воссоединение с возлюбленной, появление трёх дочерей – зелёно-золотистых змеек и возвращение домой после того, как будут найдены три юноши, поверившие в возможность существования чуда), утверждая тем самым идею всемогущества сказочного мира и вечной проницаемости времени. Саламандр, как и Фосфор, обладает даром предсказывать будущее, которым он пользуется в отношении студента Ансельма. Те же способности есть и у дочери Драконьего пера (врага Фосфора и Саламандра) и свекловицы, выступающей в «Золотом горшке» под видом торговки яблоками (для студента Ансельма), фрау Рауэрин (для жителей Дрездена) и старой Лизы (для Вероники).

Художественные персонажи, вышедшие из сказочной Атлантиды, проникая в реальный мир, не теряют волшебных способностей к трансформации – как себя, так и окружающего пространства: архивариус Линдгорст предстаёт перед Ансельмом то достопочтенным немецким бюргером, то величественным князем духов; Вероника видит фрау Рауэрин то в образе мерзкой старухи, то знакомой с детства няньки – старой Лизы; торговка яблока пугает студента Ансельма зверским лицом, которое он видит в бронзовой дверной фигуре.

«Дрезденские» персонажи, принадлежащие реальному миру, – конректор Паульман, регистратор Геербранд, Вероника практически лишены способности наблюдать волшебство.

Конректор Паульман не признаёт ничего чудесного в принципе, считая его выражением душевной болезни; регистратор Геербранд даёт чудесному шанс только в рамках романтического видения мира (выдуманного, но не реального); Вероника, как влюблённая девушка, наиболее открыта для воздействия потусторонних сил, но как только на горизонте начинает маячить счастливое замужество с надворным советником и новые серёжки, тут же отрекается от всего волшебного.

Студент Ансельм – юноша с «наивной поэтической душой» – персонаж, вышедший из реального мира, но внутренне принадлежащий миру сказки.

С самого начала повести он не вписывается в окружающую действительность – опрокидывает корзину торговки яблоками, чуть не переворачивает лодку и постоянно думает о том, какой он неловкий и невезучий.

Как только молодой человек получает работу у архивариуса Линдгорста и влюбляется в Серпентину, всё у него налаживается – в обеих художественных пространствах.

Как только он предаёт любовь Серпентины (не по собственной воли) ситуация не возвращается на круги своя, а усугубляется в сказочном пространстве – студент Ансельм попадает в стеклянную банку, стоящую на библиотечном столе архивариуса Линдгорста. Рядом с собой молодой человек видит ещё пятерых страдальцев, но они в силу своей обычности не понимают собственной ограниченности и, более того, думают, что живут весело и богато, гуляя на специес-талеры по дрезденским кофейням.

Воссоединение с Серпентиной после финальной битвы добра со злом (архивариус Линдгорст против торговки с яблоками) открывает перед Ансельмом волшебную страну Атлантиду.

Вместе с прекрасной возлюбленной он получает чудесный золотой горшок – трансформированный Гофманом классический романтический символ возвышенной мечты, выводившейся до него в виде «голубого цветка» (Новалис).

Здесь проявилась присущая автору романтическая ирония: писатель не отрицает волшебных свойств приданого Серпентины, но видит в нём почти всё тот же образ мещанского счастья, к которому стремилась Вероника Паульман, чья помолвка состоялась над чашкой дымящегося супа.

  • «Золотой горшок», краткое содержание по главам повести-сказки Гофмана

  • «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер», художественный анализ новеллы Гофмана

  • «Щелкунчик и Мышиный король», краткое содержание по главам сказки Гофмана

  • «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер», краткое содержание по главам новеллы Гофмана

  • «Песочный человек», художественный анализ новеллы Гофмана

  • «Щелкунчик и Мышиный король», художественный анализ сказки Гофмана

  • «Песочный человек», краткое содержание по главам новеллы Гофмана

  • Эрнст Теодор Амадей Гофман, краткая биография

  • По произведению: «Золотой горшок»
  • По писателю: Гофман, Эрнст Теодор Амадей

Анализ сказки Гофмана Золотой горшок

История создания

Что бы помять что такое романтизм, то важно знать историю развития этого направления. Автор написал сборник «Фантазии в манере Калло» во времена Наполеоновской войны.

В этот сборник входит, и сказка «Золотой горшок», которую писатель написал в Дрездене в 1814г. Именно в этом году у Гофмана была рана на душе, поскольку его любимую выдали замуж за богатого коммерсанта.

Война и душевные раны подтолкли автора на написание сказки.

Жанр и направление

В начале сказки человек понимает, что его ждет загадочная история. Установление автором жанра – это «сказка из новых времён», а литературный жанр – повесть-сказка. Такое могло возникнуть только в связи романтизма, именно в те времена было популярно изучать фольклор. Так и получилась повесть-сказка.

Автор затрагивает общественные проблемы: желание не быть, а казаться, ревность, поведение презрительного мещанского человека. Поскольку фантастическая сказка вызывала у читателя улыбку, автор мог без наказания выразить осуждать общество. Таким способом воспользоваться не только Гофман, но и писатели классики.

Сюжет

Во время праздника студент сталкивается со старухой, которая торговала яблоками. За порчу товара старушка прокляла юношу. Он не знал, что это была колдунья, а яблоки – дети. После происшествия Ансельм сел под кустик и прикурил трубку, в которой был пользовательский табак. Там молодой человек слышит чей-то шепот.

Это шептались три змеи, одной из них молодой человек увлекается. Герой выискивает повод для свидания со змеей. Его принимают за сумасшедшего. На одном встречи персонаж делиться с Паульманом о своих ведениях. Их разговор привлек Геербранда, который направляет студента к архивариусу.

Старик берет его к себе на работу переписчиком, и поясняет ему что три змеи это его три дочери и что его возлюбленная это его младшенькая – Серпентина.

Но в студента влюбляется дочь Раульмана Вероника, которую мучает вопрос о взаимности чувств. Влюбленная девушка обращается в той самой гадалке с яблоками. После чего и начинается противоречие двух блоков.

Архивариус заключает студента в стеклянную банку, за то, что тот капну на оригинал документов чернилами. Это и стало заключением в борьбе. Ведьма предлагает свою помощь, но в замен она требует, чтобы студент отказался от Серпентины.

Юноша отказывается от помощи, оскорбив ведьму. Ведьму такая ругань привела к исступлению. Архивариус одерживает победу над старушкой и освобождает пленника. Юноша вступает в брак со своей возлюбленной.

Вероника отказавшись от своих надежд, выходит замуж за Геербранда.

Главные герои и их характеристика

Ансельм сначала сказки полный неудачник, потерявший работу и последние деньги. Но на протяжение сказки персонаж доказывает, что он не просто мечтатель, что он готов к борьбе за свою любовь.

Вероника, юная девушка которая мечтает выйти замуж и стать госпожой. В юноше они видела только потенциального жениха.

Линдгорст наказан непониманием. Его считают чудаком, который рассказывает небылицы от Атлантиде.

Тематика

Автор затрагивает четыре главные темы.

  1. Любовь. Студент не хочет брака по расчету, он видит лишь поэтический смысл, который вдохновляет человека на жизнь и творчество. Он думает о любви как об окрыление человека.
  2. Личность в обществе.  Окружающие люди смеются от студентом, и они не принимают его фантазию. Автор призывает читателей бороться за свое мнение и убеждения.
  3. Одиночество. Юноша и архивариус чувствуют себя непонятыми и отвергнутыми. Со временем студент понимает, что лучше стоять на воем.
  4. Мистика. Автор придумывает мир где бытовые проблемы не идут по пятам за человекам. Это хот и выдумка, но в ней есть свой тайный смысл.

Главная мысль

Автор дает свободу в выборе в трактовке: считать ее сказкой или повестью. Современный человек тоже выбирает: бытовые хлопоты или карьера и любовь. Герой выбирает счастье и любовь тем самым освобождается от иллюзии и рутины.

Основной конфликт произведения – это быть или казаться. Автор считает, что важен сам человек, а функции, которые он выполняет.

Вариант 2

Сказка «Золотой горшок» повествует о студенте Ансельме, с великой душой, уязвимыми чувствами и мечтательным видом, который всегда раздваивался в разных мирах жизни. Иногда его мысли уходили от реальности, и он погружался в другое измерение, теряясь в  реальных событиях.

В его голову приходили невероятные мысли, которые сбивали чувство реальности, и улетали вместе с ним, куда подальше.

Это состояние было понятно только ему, особенно когда он присел возле бузины и при виде очаровательной змеи отодвинулся, приговаривая что-то нелепое, по мнению окружающих.

С этим удивлением к нему пришла любовь, к чему-то невероятному с удивительными глазами, которых он не забудет никогда.

Здесь, в главном герое проявляется мужество и героизм против трудностей, бедности и отчаяния, настигших его в жизни. Этим, он учит читателя никогда не сдаваться, так как человек тоже живёт в своеобразном волшебном мире, только не все его замечают, а видят только злобу, нищету и жадность. 

Вероника заслуживает уважения, она собрала мужество отказаться от Ансельма, влюбившегося в её сестру, дав возможность, стать сразу же несколько людям стать счастливыми. Своим действием она учит читателя быть великодушным, что личное счастье каждого человека обязательно найдет его, не смотря на невзгоды, которые со временем проходят.  

Вероника своим отказом от этого студента дала возможность отцу видеть счастливым детей, не горевать из-за их неприятностей, от не взаимной любви, и, конечно же, всем людям окружающих их дала возможность порадоваться за счастье красивой пары – Серпантины и Ансельма.

Автор «Золотого горшка»  – Гофман, добавляя в сказку мифических образов, придает произведению красоту и волшебство, которые где-то глубоко – внутри живут в каждом из нас.  

Этим, он пробуждает в читателе некие помыслы и чувства, которые так долго залежались внутри нас, создавая холодную оболочку будней, тем самым защищая якобы нас, от жизненных невзгод.

Этими качествами был наделен архивариус Линдгорст, засидевший в своей кабинке в шорохах бумаг, день, ото дня терявший интерес к изменениям жизни.

Не зря писатель в своей новелле перечислял и указывал на профессии, тем самым давая понять, что деятельность человека тоже влияет на характер и судьбу людей, коем образом, создающую своими руками… 

Немецкий писатель Гофман был искусником, композитором и был хорошо обучен в области юриспруденции. Именно сказка «Золотой горшок» показывает все грани и обширный кругозор писателя.

 Именно в этой сказке автор хорошо описал развитие и затронул темы: параллельные вселенные, художество, чувства, благополучие, преграды, мечты, ложь и познание истины.

Данная сказка уникальна своей многогранностью.

Несколько интересных сочинений

Гофман Эрнст «Золотой горшок»

  • 1 класс
  • 2 класс
  • 3 класс
  • 4 класс
  • Читательский дневник
  • Биографии писателей

Автор admin

  • Эрнст Гофман.
  • Название: «Золотой горшок».
  • Число страниц: 120.
  • Жанр: мистическая новелла.
  • Главные герои: Ансельм, Серпентина, Вероника, Линдгорст, Рауэрин.
  • Второстепенные герои: Паульман, Геербранд.

Характеристика главных героев:

Ансельм — студент. Мечтатель и поэт. Верный и честный.

Серпентина — дочь архивариуса, змейка. Красивая и добрая.

Вероника — дочь чиновника. Красивая и расчётливая.

Линдгорст — дух огня, Саламандр. Изгнанный и могучий.

Рауэрин — ведьма. Злая. Дочь чёрного пера и свекольницы.

Характеристика второстепенных героев:

Паульман — чиновник. Солидный, степенный, серьёзный.

Геербранд — чиновник, влюблён в Веронику.

Краткое содержание сказки «Золотой горшок»

  1. Ансельм опрокидывает лоток с яблоками, и ведьма обещает ему оказаться в стекле.
  2. Студент сидит у куста бузины и видит трёх змеек, одна из которых смотрит на него синими глазами.

  3. Его принимают за сумасшедшего, но Вероника всё равно любит молодого человека и надеется стать женой надворного советника.
  4. Ансельм становится переписчиком у странного архивариуса Линдгорста, который является отцом трёх змеек и духом огня.

Вероника пытается приворожить студента, и ведьма проводит для неё колдовской ритуал. Ансельм садит кляксу на пергамент и его сажают в стеклянную бутылку.

Ведьма искушает Ансельма, но тот обещает вечно любить Серпентину. Саламандр убивает ведьму и выпускает студента.

Вероника выходит замуж за Геербранда, а Ансельм и Серпентина счастливо живут в Атлантиде.

План сказки:

  1. Торговка яблоками.
  2. Три змейки.
  3. На лодке.
  4. Медная ручка.
  5. Встреча с архивариусом.
  6. Огненное зелье.
  7. Вероника и ведьма.
  8. Золотой горшок.
  9. Рассказ Серпентины.
  10. Любовные чары.
  11. Клякса.
  12. В бутылке.
  13. Схватка Саламандра и ведьма.
  14. Атлантида.

Основная мысль произведения «Золотой горшок»

Главная мысль сказки в том, что любовь побеждает всё.

Основная идея произведения в том, что вера и любовь способны на любые чудеса.

Чему учит сказка

  • Учит верить и любить, никогда не предавать возлюбленных.
  • Учит честности и отзывчивости, стойкости и упорству.
  • Учит не желать другому зла.

Краткий отзыв по новелле «Золотой горшок» для читательского дневника

  1. Прочитав эту сказку, я подумала о том, что нет на свете ничего сильнее настоящей любви.
  2. Она может свернуть горы и осушить моря.
  3. Это очень интересная и волшебная история.

  4. Автору удалось рассказать о том, как любовь побеждает зло и дарит счастье.

Мне очень понравился мужественный и чувственный Ансельм.

Он стойко перенёс все испытания и оказался достоин великого счастья.

Я всем советую прочитать эту сказку и постараться отыскать свою настоящую любовь, потому что без неё наша жизнь оказывается пустой.

Пословицы к произведению:

  • Влюблённому и море по колено.
  • Вечная любовь в огне не горит и в воде не тонет.
  • С любовью везде простор, со злом везде теснота.
  • Где любовь и совет, там и горя нет.
  • Кто ищет, тот всегда найдёт.

Словарь неизвестных слов

  • Часы с репетицией — с боем.
  • Конректор — чиновник.
  • Пудермантель — накидка, которую надевали, когда пудрили парик.
  • Атлантида — мистическая страна, где живут стихийные духи.
  • Владыка — повелитель.

Отрывок из произведения, поразивший меня больше всего:

«Скорей сюда, сынок!» — закричала старуха, и чёрный кот, сделав прыжок, кинулся к двери на архивариуса, но серый попугай вспорхнул ему навстречу и схватил его своим кривым клювом за шею, так что оттуда потекла красная огненная кровь, а голос Серпентины воскликнул: «Спасён, спасён!» Старуха в бешенстве и отчаянии, бросив за себя золотой горшок, прыгнула на архивариуса и хотела вцепиться в него своими длинными сухими пальцами, но он быстро скинул свой шлафрок и бросил его в старуху. Тогда зашипели, и затрещали, и забрызгали голубые огоньки из пергаментных листов, старуха заметалась, завывая от боли, и всё старалась схватить побольше земли из горшка, вырвать побольше пергаментных листов из книг, чтобы подавить жгучее пламя, и, когда ей удавалось бросить на себя землю или пергаментные листы, огонь потухал, но вот как бы изнутри архивариуса вырвались и ударили в старуху извивающиеся шипящие лучи.

Ещё читательские дневники по произведениям Эрнста Гофмана:

  • «Песочный человек»
  • «Щелкунчик»

Библиотека произведений автора пополняется.

Предыдущая

Джанни Родари «Путешествие Голубой стрелы»

Следующая

Гофман Эрнст «Песочный человек»

2017 – 2021 Copyright© Все права защищены. По вопросам работы сайта обращайтесь на почту gdz-gramota@yandex.ru. Добро пожаловать!

You cannot print contents of this website.

2035. Анализ сказки Гофмана Золотой горшок Русский язык

История создания

Что бы помять что такое романтизм, то важно знать историю развития этого направления. Автор написал сборник «Фантазии в манере Калло» во времена Наполеоновской войны.

В этот сборник входит, и сказка «Золотой горшок», которую писатель написал в Дрездене в 1814г. Именно в этом году у Гофмана была рана на душе, поскольку его любимую выдали замуж за богатого коммерсанта.

Война и душевные раны подтолкли автора на написание сказки.

Жанр и направление

В начале сказки человек понимает, что его ждет загадочная история. Установление автором жанра – это «сказка из новых времён», а литературный жанр – повесть-сказка. Такое могло возникнуть только в связи романтизма, именно в те времена было популярно изучать фольклор. Так и получилась повесть-сказка.

Автор затрагивает общественные проблемы: желание не быть, а казаться, ревность, поведение презрительного мещанского человека. Поскольку фантастическая сказка вызывала у читателя улыбку, автор мог без наказания выразить осуждать общество. Таким способом воспользоваться не только Гофман, но и писатели классики.

Сюжет

Во время праздника студент сталкивается со старухой, которая торговала яблоками. За порчу товара старушка прокляла юношу. Он не знал, что это была колдунья, а яблоки – дети. После происшествия Ансельм сел под кустик и прикурил трубку, в которой был пользовательский табак. Там молодой человек слышит чей-то шепот.

Это шептались три змеи, одной из них молодой человек увлекается. Герой выискивает повод для свидания со змеей. Его принимают за сумасшедшего. На одном встречи персонаж делиться с Паульманом о своих ведениях. Их разговор привлек Геербранда, который направляет студента к архивариусу.

Старик берет его к себе на работу переписчиком, и поясняет ему что три змеи это его три дочери и что его возлюбленная это его младшенькая – Серпентина.

Но в студента влюбляется дочь Раульмана Вероника, которую мучает вопрос о взаимности чувств. Влюбленная девушка обращается в той самой гадалке с яблоками. После чего и начинается противоречие двух блоков.

Архивариус заключает студента в стеклянную банку, за то, что тот капну на оригинал документов чернилами. Это и стало заключением в борьбе. Ведьма предлагает свою помощь, но в замен она требует, чтобы студент отказался от Серпентины.

Юноша отказывается от помощи, оскорбив ведьму. Ведьму такая ругань привела к исступлению. Архивариус одерживает победу над старушкой и освобождает пленника. Юноша вступает в брак со своей возлюбленной.

Вероника отказавшись от своих надежд, выходит замуж за Геербранда.

Главные герои и их характеристика

Ансельм сначала сказки полный неудачник, потерявший работу и последние деньги. Но на протяжение сказки персонаж доказывает, что он не просто мечтатель, что он готов к борьбе за свою любовь.

Вероника, юная девушка которая мечтает выйти замуж и стать госпожой. В юноше они видела только потенциального жениха.

Линдгорст наказан непониманием. Его считают чудаком, который рассказывает небылицы от Атлантиде.

Тематика

Автор затрагивает четыре главные темы.

  1. Любовь. Студент не хочет брака по расчету, он видит лишь поэтический смысл, который вдохновляет человека на жизнь и творчество. Он думает о любви как об окрыление человека.
  2. Личность в обществе.  Окружающие люди смеются от студентом, и они не принимают его фантазию. Автор призывает читателей бороться за свое мнение и убеждения.
  3. Одиночество. Юноша и архивариус чувствуют себя непонятыми и отвергнутыми. Со временем студент понимает, что лучше стоять на воем.
  4. Мистика. Автор придумывает мир где бытовые проблемы не идут по пятам за человекам. Это хот и выдумка, но в ней есть свой тайный смысл.

Главная мысль

Автор дает свободу в выборе в трактовке: считать ее сказкой или повестью. Современный человек тоже выбирает: бытовые хлопоты или карьера и любовь. Герой выбирает счастье и любовь тем самым освобождается от иллюзии и рутины.

Основной конфликт произведения – это быть или казаться. Автор считает, что важен сам человек, а функции, которые он выполняет.

Вариант 2

Сказка «Золотой горшок» повествует о студенте Ансельме, с великой душой, уязвимыми чувствами и мечтательным видом, который всегда раздваивался в разных мирах жизни. Иногда его мысли уходили от реальности, и он погружался в другое измерение, теряясь в  реальных событиях.

В его голову приходили невероятные мысли, которые сбивали чувство реальности, и улетали вместе с ним, куда подальше.

Это состояние было понятно только ему, особенно когда он присел возле бузины и при виде очаровательной змеи отодвинулся, приговаривая что-то нелепое, по мнению окружающих.

С этим удивлением к нему пришла любовь, к чему-то невероятному с удивительными глазами, которых он не забудет никогда.

Здесь, в главном герое проявляется мужество и героизм против трудностей, бедности и отчаяния, настигших его в жизни. Этим, он учит читателя никогда не сдаваться, так как человек тоже живёт в своеобразном волшебном мире, только не все его замечают, а видят только злобу, нищету и жадность.

Вероника заслуживает уважения, она собрала мужество отказаться от Ансельма, влюбившегося в её сестру, дав возможность, стать сразу же несколько людям стать счастливыми. Своим действием она учит читателя быть великодушным, что личное счастье каждого человека обязательно найдет его, не смотря на невзгоды, которые со временем проходят.

Вероника своим отказом от этого студента дала возможность отцу видеть счастливым детей, не горевать из-за их неприятностей, от не взаимной любви, и, конечно же, всем людям окружающих их дала возможность порадоваться за счастье красивой пары — Серпантины и Ансельма.

Автор «Золотого горшка»  — Гофман, добавляя в сказку мифических образов, придает произведению красоту и волшебство, которые где-то глубоко — внутри живут в каждом из нас.

Этим, он пробуждает в читателе некие помыслы и чувства, которые так долго залежались внутри нас, создавая холодную оболочку будней, тем самым защищая якобы нас, от жизненных невзгод.

Этими качествами был наделен архивариус Линдгорст, засидевший в своей кабинке в шорохах бумаг, день, ото дня терявший интерес к изменениям жизни.

Не зря писатель в своей новелле перечислял и указывал на профессии, тем самым давая понять, что деятельность человека тоже влияет на характер и судьбу людей, коем образом, создающую своими руками…

Немецкий писатель Гофман был искусником, композитором и был хорошо обучен в области юриспруденции. Именно сказка «Золотой горшок» показывает все грани и обширный кругозор писателя.

 Именно в этой сказке автор хорошо описал развитие и затронул темы: параллельные вселенные, художество, чувства, благополучие, преграды, мечты, ложь и познание истины.

Данная сказка уникальна своей многогранностью.

Все сочинения

Гофман «Золотой горшок» читательский дневник: краткое содержание, главные герои, главная мысль, чему учит, отзыв

Сказка «Золотой горшок» наиболее полно отражает разнонаправленность и широкий кругозор её автора. Гофман был не только одарённым и успешным писателем, но ещё талантливым художником и композитором, а образование имел юридическое.

Именно поэтому в ней так живо переданы перезвоны хрустальных колокольчиков и краски волшебного мира. Кроме того, это произведение ценно тем, что здесь находят отражение все основные тенденции и темы романтизма: роль искусств, двоемирие, любовь и счастье, рутина и мечта, познание мира, ложь и истина.

«Золотой горшок» поистине уникален своей необычайной многогранностью.

Краткое содержание для читательского дневника

  1. Студент Ансельм торопился в Линковы купальни и случайно опрокинул корзину старой женщины, которая являлась на самом деле ведьмой.

  2. Он отдал все свои деньги торговке и не попал в Линковы купальни, ему пришлось расположиться под бузинным деревом, где он встретил трех зелено-золотых змеек и влюбился в одну из них.
  3. Друзья предлагают Ансельму устроиться переписывать манускрипты у Линдгорста.

    Он узнает о происхождении Линдгорста, о трех его дочерях. А когда начинает выполнять работу Серпентина, змейка в которую влюбился Ансельм, ему помогает.

  4. Вероника, услышав, что Ансельм, возможно, станет надворным советником, решила обратиться к ведьме, чтоб околдовать Ансельма и влюбить его в себя.

  5. Из-за колдовства ведьмы Ансельм допускает ошибку в своей работе у Линдсгорта и оказывается заточенным в хрустальной склянке.
  6. Ведьма пыталась украсть золотой горшок из дома Линдсгорта и убить Серпентину. Ансельм, беспокоясь за любимую, разбивает свою тюрьму. А Линдсгорт убивает ведьму.

  7. Ансельм и Серпентина благодаря лилии, выросшей из золотого горшка попадают в Атлантиду. Геербранд стал надворным советником, женился на Веронике, которая раскаялась в том, что пыталась околдовать Ансельма.

Жанр и направление

С первых страниц «Золотого горшка» читателя ждёт загадка. Стоит задуматься уже над авторским определением жанра – «сказка из новых времён», более литературоведческое определение – повесть-сказка.

Такой симбиоз мог родиться только в контексте романтизма, когда среди многих писателей набирает популярность изучение фольклора.

Так в одном творении соединились повесть (прозаический литературный труд средних размеров с одной сюжетной линией) и сказка (разновидность устного народного творчества).

В рассматриваемом произведении Гофман излагает не только фольклорные мотивы, но и острые общественные проблемы: филистерство, зависть, желание не быть, а казаться.

Посредством сказки писатель может безнаказанно и добродушно выражать свою критику в адрес общества, ибо фантастическая история способна вызвать только улыбку, а посмеяться над собой – самое большое наказание для читателя того времени.

Этим приёмом пользовались ещё литераторы периода классицизма, такие как Лабрюйер, Дж. Свифт.

Наличие фантастического элемента в произведении тоже весьма спорный факт. Если считать, что герой действительно побывал в волшебной Атлантиде, то это, безусловно, сказка.

Но здесь, как и в любой другой книге Гофмана, всё иллюзорное можно объяснить рационально. Все чудесные видения – не более чем сон, последствие употребления табака и алкоголя.

Поэтому только читателю решать, что это: сказка или повесть, реальность или вымысел?

Главные герои

  • 1) Ансельм – студент, у него хорошие познания в науках, но он немного неуклюжий.
  • 2) Коннектор Пульман – друг Ансельма, отец Вероники.
  • 3) Вероника – хорошенькая 16-летняя девушка, видит себя в качестве жены надворного советника, дочь коннектора Пульмана.
  • 4) Геербранд – друг студента Ансельма, регистратор.
  • 5) Линдгорст – тайный архивариус, происходит из рода Саламандр, отец трех дочерей-змеек.
  • 6) Серпентина – дочь Линдгорста.
  • 7) Рауэрин – торговка, ведьма.
  • Читайте по теме: Сказки Гофмана для читательского дневника

Тематика

  1. Тема любви. Ансельм видит в чувстве лишь возвышенный поэтический смысл, вдохновляющий человека на жизнь и творчество. Обыденный и мещанский брак, в основе которого лежит взаимовыгодное использование, не устроил бы его.

    В его понимании любовь окрыляет людей, а не пригвождает к земле условностями и бытовыми аспектами. С ним полностью солидарен автор.

  2. Конфликт личности и общества. Окружающие лишь насмехаются над Ансельмом, не принимают его фантазии.

    Людям свойственно бояться не типичных идей и незаурядных стремлений, они грубо их подавляют. Писатель призывает бороться за свои убеждения, даже если их не разделяет толпа.

  3. Одиночество. Главный герой, как и архивариус, чувствует себя непонятым и отторгнутым от мира.

    Его это поначалу расстраивает, заставляет усомниться в себе, однако со временем он осознает свою непохожесть на остальных и приобретает мужество ее отстаивать, а не идти на поводу у общества.

  4. Мистика.

    Писатель моделирует идеальный мир, где пошлость, невежество и бытовые проблемы не следуют за человеком по пятам. Эта выдумка хоть и лишена правдоподобия, таит в себе глубокий смысл. Нам просто необходимо стремиться к идеалу, одно стремление уже облагораживает душу и возвышает ее над рутинным существованием.

Горшок золота

Глава VI

В то утро Тощая Женщина из Иниш Маграта проспала допоздна, однако, едва проснувшись, в великом своем нетерпении едва ли помедлила, чтобы позавтракать.

Тотчас после того, как поела, нацепила она чепец да шаль и отправилась по сосновому бору к Горт на Клока Море. В скором времени достигла она каменистой пустоши и, подойдя к дереву на юго-востоке, подобрала камень и громко застучала им по древесному стволу.

Стучала она по-особенному: дважды подряд, затем трижды, следом один раз. Из дыры послышался голос.

— Кто там, будьте любезны? — спросил он.

Бан на Дройд

[26] из Иниш Маграта — и тебе это хорошо известно. — Таков был ответ.

— Сейчас поднимусь, благородная женщина, — произнес голос, и через миг из дыры выпрыгнул лепрекон.

— Где Шемас и Бригид Бег? — сурово спросила Тощая Женщина.

  “На поле Куликовом” – анализ стихотворения А.А. Блока

— Откуда же мне знать где? — отозвался лепрекон. — Разве не дома им сейчас быть?

— Были б дома, я б не явилась сюда, их разыскивая, — таков был ее ответ. — Сдается мне, они у тебя.

— Обыщи, — сказал лепрекон, распахивая жилетку.

— Они у тебя там, в домишке твоем, — ожесточилась Тощая Женщина, — и чем скорее ты их выпустишь, тем лучше для тебя самого и пятерых твоих братцев.

— Благородная женщина, — произнес лепрекон, — можешь спуститься сама в наш домишко и убедиться. Справедливее не скажу.

— Не протиснусь я туда, — сказала она. — Велика слишком.

— Ты знаешь способ, как сделаться маленькой, — заметил лепрекон.

— Но, может, я не смогу снова сделаться большой, — сказала Тощая Женщина, — и тогда ты и твои гнусные братцы одержите верх. Если не выпустишь детей, — продолжила она, — я подниму против тебя сидов

из Крохан Конайле. Сам знаешь, что приключилось с клуриконами с Ойлян на Гласа[27], когда похитили они дитя Королевы, — с вами случится что похуже. Если дети не явятся домой нынче вечером до восхода луны, я отправлюсь к своему народу. Просто передай это твоим пятерым братцам-уродцам. Чтоб тебе здоровья, — добавила она и отправилась прочь.

  1. — Здоровья чтоб тебе, благородная женщина, — произнес лепрекон и простоял на одной ноге, покуда не исчезла она из виду, после чего скользнул обратно в нору.
  2. Возвращаясь домой сосновым бором, Тощая Женщина увидела Михала Мак Мурраху — тот шел туда же, брови свиты от растерянности.
  3. — С Богом тебе, Михал Мак Мурраху, — сказала она.
  4. — С Богом и Марией[28] тебе, достопочтенная, — отозвался он, — сам я нынче в большой беде.

— С чего бы не быть тебе? — спросила Тощая Женщина.

— Я пришел потолковать с твоим мужем об одном деле.

  Какой принцип психологизма наиболее близок Достоевскому?

  • — Если потолковать надо, то ты явился в дельный дом, Михал.
  • — Сам-то[29] — человек могучий, то верно, — сказал Михал.
  • Через несколько минут Тощая Женщина заговорила вновь:

Эрнст Теодор Амадей Гофман «Золотой горшок»

Слайд 2

Эпиграф: Одну минуточку, я что хотел спросить: Легко ли Гофману три имени носить? О, горевать и уставать за трех людей Тому, кто Эрнст, и Теодор, и Амадей. А.Кушнер

  • Слайд 3
  • Произведения писателя
  • Слайд 4

Задание для 1-й группы (творческий уровень) и 2-й ( конструктивный уровень) Деловая игра: «Редактор издательства ЖЗЛ». Вы редактор издательства ЖЗЛ, вам необходимо доказать необходимость издания тома «Э.Т.А. Гофман. Жизнь замечательного человека». Приведите аргументы из биографии писателя, сформулируйте это в виде устного выступления перед членами редакционного совета. Убедите своих коллег.

Слайд 5

Вопросы викторины 3 группа (воспроизводящий уровень) Где и когда родился Э.Т.А. Гофман? В чем трагедия семьи Гофмана? 3. Назовите имена людей, дружбой с которыми всю жизнь дорожил писатель. 4.

Каков был круг чтения Гофмана в юности? 5. Свое третье имя «Вильгельм» Гофман заменил на «Амадей». С чем была связана такая замена? 6.

Какое образование получил Гофман и кем работал после окончания учебы?

Слайд 6

За что был сослан в Плоцк и потом часто преследовался, даже перед смертью? С чего началось творческое признание? Какую роль в жизни Гофмана сыграла Юлия Марк? В качестве кого выступал Гофман в бамбергском музыкальном театре? 11. Назовите произведение, которое принесло Гофману самую большую славу. 12. Назовите самые известные прозаические произведения Гофмана, написанные за последние 9 лет его жизни. 13. Назовите дату смерти писателя.

Слайд 7

Вопросы викторины 3 группа (воспроизводящий уровень) 1. Где и когда родился Э.Т.А. Гофман? (24 января 1776г. в Кенигсберге). 2. В чем трагедия семьи Гофмана? (В 1778г. родители развелись, Эрнст Теодор Вильгельм остался с матерью). 3. Назовите имена людей, дружбой с которыми всю жизнь дорожил писатель. (Теодор Гиппель, Эдуард Гитциг). 4.

Каков был круг чтения Гофмана в юности? («Страдания юного Вертера» Гете, «Исповедь» Руссо, Шекспир, Стерн, Жан-Поль). 5. Свое третье имя «Вильгельм» Гофман заменил на «Амадей». С чем была связана такая замена? (Любовь к музыке Моцарта – взял имя Моцарта). 6.

Какое образование получил Гофман и кем работал после окончания учебы? (Юридическое, исправным судебным чиновником).

Слайд 8

7. За что был сослан в Плоцк и потом часто преследовался, даже перед смертью? (За карикатуры на начальство и за то, что начальство узнавало себя в его героях) 8. С чего началось творческое признание? (С постановки в музыкальном театре «Веселых музыкантов») 9.

Какую роль в жизни Гофмана сыграла Юлия Марк? (Трагическая любовь) 10. В качестве кого выступал Гофман в бамбергском музыкальном театре? (Композитор, режиссер-постановщик, декоратор, либреттист, критик) 11. Назовите произведение, которое принесло Гофману самую большую славу.

(Ундина» на либретто Фуке) Назовите самые известные прозаические произведения Гофмана, написанные за последние 9 лет его жизни. («Фан тазии Калло», «Крейслериана», «Серапионовы братья», «Эликсиры дьявола», «Житейские воззрения кота Мур ра»,« Золотой горшок», «Щелкунчик», «Угловое окно» и др.) 13.

Назовите дату смерти писателя. (25 июня 1822г. – 46-ти лет)

Слайд 9

Вопросы для обсуждения Каков жанр этого произведения? Является ли эта сказка фольклорной? Что можно сказать о главном герое произведения? Что привлекает читателя в этом персонаже? Каков конфликт сказки? Как столкновение двоемирия Гофмана отражено в изображении любовной линии сюжета?

Слайд 10

Что собой представляют Серпентина и Вероника? Как в сказке через символ отражен мир быта? Что такое филистерство и как оно влияет на человека в изображении Гофмана? Как Гофман рисует торжество вещи над человеком?

Слайд 11

Что противопоставлено у Гофмана этому страшному миру вещизма? Кто из персонажей сказки относится к миру мечты? Что собой представляет мир, в котором живут эти персонажи? Всем ли этот мир открыт?

Слайд 12

Как ведет себя главный герой? Какой из миров выбирает? Какую роль в выборе Ансельма играет ощущение себя в закрытом стеклянном сосуде? Какой выбор делает герой?

Слайд 13

Почему для счастливого конца автор использует фантастический финал? Почему концовка пронизана иронией? Каков же эстетический идеал Гофмана?

  1. Слайд 14
  2. Связь с фольклором Сочетание реальности и фантастики Синтез искусств Гротеск Использование символики Сложность и противоречивость характера Позиция «естественного» человека Субъективизм Особенности романтизма
  3. Слайд 15

Вывод: Главный конфликт произведения – между мечтой и реальностью, которая отражается в построении произведения – в романтическом двоемирии. Эстетический идеал Гофмана – мир творческий, мир мечты, прекрасного.

Сочетание реальности и фантастики в повествовании еще сильнее подчеркивает несовместимость этих двух миров. Синтез искусств – музыка и поэзия – идеальные формы выражения романтического представления о мире и человеке, авторского «я».

В сказке доминирует субъективизм как ведущий принцип в подходе к миру и человеку в романтическом искусстве.

Слайд 16

Большую роль играет фантазия и воображение. Иронией Гофман разрушает нормативную эстетику. «Сказка» как «канон поэзии» (Новалис). Гротеск, связь романтизма с фольклором не только на уровне жанра. Поэтизация «естественного» человека как носителя индивидуального, неповторимого. Гофман развивает представление о сложности и противоречивости человеческой природы.

Слайд 17

Домашнее задание 2-я и 3-я группы – прочитать и проанализировать новеллу Гофмана «Кавалер Глюк». 1-я группа – прочитать и попробовать проанализировать повесть «Крошка Цахес, по прозвищу Циннобер».

Ссылка на основную публикацию