Анализ произведения «Цветы мне говорят прощай»

Анализ произведения «Цветы мне говорят прощай»

Визэль Просветленный (30440) 7 лет назад

Поэма “Цветы” (1924). Жанр определен самим Есениным. Перед нами лирическая поэма, в которой развито элегическое начало и которую автор создавал с мыслью “о том, что ты такое в пространстве”, как писал он П. Чагину. Характерно, что в ней, как и в “Двенадцати” А.

Блока, двенадцать глав; эта цифра была знаковой для поэта, являлась символом итога земной жизни, пограничного между жизнью и смертью состояния. В главе “Цветы мне говорят прощай.

” жизнь и смерть представлены как естественный процесс, проявление вечных, общих законов бытия:

“Любимые! Ну, что ж, ну, что ж! Я видел вас и видел землю, И эту гробовую дрожь Как ласку новую приемлю”.

В поэме использован прием уподобления: разнообразие цветов, их образы соотносимы с человеческой природой.

Размышления о смерти выражены в стихотворении в контексте образов родного поля, шума левкоев и резеды, вечной природы; так мыслям лирического героя Пушкина о неизбежной смерти соответствовал образ пережившего век отцов “дуба уединенного”.

И как в лирике Пушкина тема смерти соединена с темой радости земного бытия, так и меланхолическим настроениям лирического героя Есенина, его грусти о “васильках очей любимых”, о неповторимости чувств сопутствует ликование по поводу того, что мир — “не монашья схима”, что “все на свете повторимо”, что он готов вновь отдаться любви. Философская и интимная темы “Цветов” дополнены социальной (“Октябрь! Октябрь! / Мне страшно жаль / Те красные цветы, что пали”), это создает образ полнокровного, полифонического существования.

В отношении Есенина к жизни не было декаданса. В тридцать лет он писал стихи о своем увядании, но в нем был силен дух Возрождения, он гнал от себя уныние и аскетизм. Есенин был жизнелюбом и преодолевал отчаяние. Его девиз:

” Увядающая сила! Умирать — так умирать! До кончины губы милой Я хотел бы целовать. “

Анализ стихотворения Есенина «Цветы мне говорят прощай»

Анализ стихотворения Есенина «Цветы мне говорят прощай»

Анализ произведения «Цветы мне говорят прощай»

Поэма «Цветы» (1924). Жанр определен самим Есениным. Перед нами лирическая поэма, в которой развито элегическое начало и которую автор создавал с мыслью «о том, что ты такое в пространстве», как писал он П. Чагину.

Характерно, что в ней, как и в «Двенадцати» А. Блока, двенадцать глав; эта цифра была знаковой для поэта, являлась символом итога земной жизни, пограничного между жизнью и смертью состояния.

В главе «Цветы мне говорят прощай… » жизнь и смерть представлены как естественный процесс, проявление вечных, общих законов бытия: «Любимые! Ну, что ж, ну, что ж! Я видел вас и видел землю, И эту гробовую дрожь Как ласку новую приемлю».

В поэме использован прием уподобления: разнообразие цветов, их образы соотносимы с человеческой природой.

Размышления о смерти выражены в стихотворении в контексте образов родного поля, шума левкоев и резеды, вечной природы; так мыслям лирического героя Пушкина о неизбежной смерти соответствовал образ пережившего век отцов «дуба уединенного».

И как в лирике Пушкина тема смерти соединена с темой радости земного бытия, так и меланхолическим настроениям лирического героя Есенина, его грусти о «васильках очей любимых», о неповторимости чувств сопутствует ликование по поводу того, что мир — «не монашья схима», что «все на свете повторимо», что он готов вновь отдаться любви.

Философская и интимная темы «Цветов» дополнены социальной («Октябрь! Октябрь! Мне страшно жаль Те красные цветы, что пали»), это создает образ полнокровного, полифонического существования.

В отношении Есенина к жизни не было декаданса. В тридцать лет он писал стихи о своем увядании, но в нем был силен дух Возрождения, он гнал от себя уныние и аскетизм. Есенин был жизнелюбом и преодолевал отчаяние. Его девиз: » Увядающая сила! Умирать — так умирать! До кончины губы милой Я хотел бы целовать. «

Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворения Есенина «Цветы мне говорят прощай»

Цветы мне говорят прощай

Анализ произведения «Цветы мне говорят прощай»

Перпетум! Вообще-то, я говорил о перегруженности образами только в поэме “Цветы”. Все сказанное мной о критике Маяковского, я отношу только к поэме “Цветы”, которую я не считаю творческой удачью Есенина. А стихотворения “Цветы мне говорят. “, “Ах, как много на свете кошек. ” и многие, многие другие мне самому очень нравятся и они мне кажутся совершенными. Сорри, вы просто пропустили что-то из моего поста, когда читали. Увы. Бывает и так.

  • Хотела спросить, а никто не сталкивался с тем что существует другой вариант стихотворения?
  • Цветы мне говорят — прощай, Головками склоняясь ниже, Что я навеки не увижу
  • Ее лицо и отчий край.
  • Ну что ж, любимые, ну что ж! Я видел вас и видел землю И эту гробовую дрожь
  • Как ласку новую приемлю.
  • И потому, что я постиг Всю жизнь, пройдя с улыбкой мимо,— Я говорю на каждый миг,
  • Что все на свете повторимо.
  • Не все ль равно — придет другой, Печаль ушедшего не сгложет, Оставленной, но дорогой
  • Пришедший лучше песню сложит.
  • И, песне внемля в тишине, Любимая с другим любимым, Быть может, вспомнит обо мне
  • Как о цветке неповторимом.
  • Я впервые прочитала стихотворение именно таким и очень удивилась когда прочитала это же стихотворение таким:
  • Цветы мне говорят — прощай, Головками склоняясь ниже, Что я навеки не увижу
  • Ее лицо и отчий край.

Любимая, ну что ж! Ну что ж!Я видел их и видел землю, И эту гробовую дрожь

  1. Как ласку новую приемлю.
  2. И потому, что я постиг Всю жизнь, пройдя с улыбкой мимо,— Я говорю на каждый миг,
  3. Что все на свете повторимо.
  4. Не все ль равно — придет другой, Печаль ушедшего не сгложет, Оставленной и дорогой
  5. Пришедший лучше песню сложит.
  6. И, песне внемля в тишине, Любимая с другим любимым, Быть может, вспомнит обо мне
  7. Как о цветке неповторимом.

Я просмотрела все свои книги стихов, оказалось, что во всех книжках после 60-го года оно печатается именно таким ( Любимая, ну что ж! Ну что ж! Я видел их и видел землю, ), а в тех, что 56-го года -оно другое.

Просмотрела я feb-web, оказалось, что впервые стихотворение печаталось в журналах таким, как вверху ( Ну что ж, любимые, ну что ж! Я видел вас и видел землю ) (Кр. нива, 1925, № 50, 6 декабря, с. 1214; Кр. новь, 1925, № 10, декабрь, с.

110:) А второй вариант печатался по автографу, что хранился у С.А.Толстой-Есениной (Печатается по наб. экз. (список С.А.Толстой-Есениной).

Беловой автограф — ГЛМ, с датой, проставленной С.А.Толстой-Есениной,— 27 октября 1925 г. Москва. В наб. экз. помечено октябрем 1925 г. Датируется по автографу. )

  • Игорь Южанин писал(а): Привет всем!
  • Цветы мне говорят “Прощай!”
  • I Цветы мне говорят прощай, Головками кивая низко. Ты больше не увидишь близко
  • Родное поле, отчий край.

Любимые! Ну что ж, ну что ж! Я видел вас и видел землю, И эту гробовую дрожь

Как ласку новую приемлю.

Весенний вечер. Синий час. Ну как же не любить мне вас, Как не любить мне вас, цветы?

Я с вами выпил бы на «ты».

Шуми, левкой и резеда. С моей душой стряслась беда. С душой моей стряслась беда.

  1. Шуми, левкой и резеда.
  2. Ах, колокольчик! твой ли пыл Мне в душу песней позвонил И рассказал, что васильки
  3. Очей любимых далеки.

Не пой! не пой мне! Пощади. И так огонь горит в груди. Она пришла, как к рифме «вновь»

  • Неразлучимая любовь.
  • Цветы мои! Не всякий мог Узнать, что сердцем я продрог, Не всякий этот холод в нем
  • Мог растопить своим огнем.

Не всякий, длани кто простер, Поймать сумеет долю злую. Как бабочка — я на костер Лечу и огненность целую. ***

VII

Любовь моя! Прости, прости. Ничто не обошел я мимо. Но мне милее на пути,

Что для меня неповторимо.

Неповторимы ты и я. Помрем — за нас придут другие. Но это все же не такие —

  1. Уж я не твой, ты не моя.
  2. “Я – северный ваш друг и брат. “

Стихотворение Есенина С.А. «Цветы»

Анализ произведения «Цветы мне говорят прощай»

  • Цветы мне говорят прощай,Головками кивая низко.Ты больше не увидишь близко
  • Родное поле, отчий край.

Любимые! Ну что ж, ну что ж!Я видел вас и видел землю,И эту гробовую дрожь

Как ласку новую приемлю.

Весенний вечер. Синий час.Ну как же не любить мне вас,Как не любить мне вас, цветы?

Я с вами выпил бы на «ты».

Шуми, левкой и резеда.С моей душой стряслась беда.С душой моей стряслась беда.

  1. Шуми, левкой и резеда.
  2. Ах, колокольчик! твой ли пылМне в душу песней позвонилИ рассказал, что васильки
  3. Очей любимых далеки.

Не пой! не пой мне! Пощади.И так огонь горит в груди.Она пришла, как к рифме «вновь»

  • Неразлучимая любовь.
  • Цветы мои! Не всякий могУзнать, что сердцем я продрог,Не всякий этот холод в нем
  • Мог растопить своим огнем.
  • Не всякий, длани кто простер,Поймать сумеет долю злую.Как бабочка — я на костер
  • Лечу и огненность целую.
  • Я не люблю цветы с кустов,Не называю их цветами.Хоть прикасаюсь к ним устами,
  • Но не найду к ним нежных слов.
  • Я только тот люблю цветок,Который врос корнями в землю,Его люблю я и приемлю,
  • Как северный наш василек.
  • И на рябине есть цветы,Цветы — предшественники ягод,Они на землю градом лягут,
  • Багрец свергая с высоты.

Они не те, что на земле.Цветы рябин другое дело.Они как жизнь, как наше тело,

Читайте также:  Образ русской женщины в литературе

Делимое в предвечной мгле.

Любовь моя! Прости, прости.Ничто не обошел я мимо.Но мне милее на пути,

Что для меня неповторимо.

Неповторимы ты и я.Помрем — за нас придут другие.Но это все же не такие —

  1. Уж я не твой, ты не моя.
  2. Цветы, скажите мне прощай,Головками кивая низко,Что не увидеть больше близко
  3. Ее лицо, любимый край.

Ну что ж! пускай не увидать.Я поражен другим цветеньемИ потому словесным пеньем

  • Земную буду славить гладь.
  • А люди разве не цветы?О милая, почувствуй ты,
  • Здесь не пустынные слова.
  • Как стебель тулово качая,А эта разве головаТебе не роза золотая?Цветы людей и в солнь и в стыть
  • Умеют ползать и ходить.
  • Я видел, как цветы ходили,И сердцем стал с тех пор добрей,Когда узнал, что в этом мире
  • То дело было в октябре.
  • Цветы сражалися друг с другом,И красный цвет был всех бойчей.Их больше падало под вьюгой,Но все же мощностью упругой
  • Они сразили палачей.

Октябрь! Октябрь!Мне страшно жальТе красные цветы, что пали.Головку розы режет сталь,

  1. Но все же не боюсь я стали.
  2. Цветы ходячие земли!Они и сталь сразят почище,Из стали пустят корабли,
  3. Из стали сделают жилища.
  4. И потому, что я постиг,Что мир мне не монашья схима,Я ласково влагаю в стих,
  5. Что все на свете повторимо.
  6. И потому, что я пою,Пою и вовсе не впустую,Я милой голову мою
  7. Отдам, как розу золотую.

Стихотворение Есенина С.А. – Цветы

См. также Сергей Есенин – стихи (Есенин С. А.) :

Цветы мне говорят – прощай. Цветы мне говорят – прощай, Головками склоняясь ниже, Что я навеки не.

Чары В цветах любви весна-царевна По роще косы расплела, И с хором птичьег.

«Цветы» С.Есенин

Любимые! Ну что ж, ну что ж! Я видел вас и видел землю,

  • И эту гробовую дрожь
  • Как ласку новую приемлю.

Весенний вечер. Синий час. Ну как же не любить мне вас, Как не любить мне вас, цветы?

Я с вами выпил бы на «ты».

Шуми, левкой и резеда. С моей душой стряслась беда. С душой моей стряслась беда.

  1. Шуми, левкой и резеда.
  2. Ах, колокольчик! твой ли пыл Мне в душу песней позвонил И рассказал, что васильки
  3. Очей любимых далеки.

Не пой! не пой мне! Пощади. И так огонь горит в груди. Она пришла, как к рифме «вновь»

  • Неразлучимая любовь.
  • Цветы мои! Не всякий мог Узнать, что сердцем я продрог, Не всякий этот холод в нем
  • Мог растопить своим огнем.
  • Не всякий, длани кто простер, Поймать сумеет долю злую. Как бабочка — я на костер
  • Лечу и огненность целую.
  • Я не люблю цветы с кустов, Не называю их цветами. Хоть прикасаюсь к ним устами,
  • Но не найду к ним нежных слов.
  • Я только тот люблю цветок, Который врос корнями в землю, Его люблю я и приемлю,
  • Как северный наш василек.
  • И на рябине есть цветы, Цветы — предшественники ягод, Они на землю градом лягут,
  • Багрец свергая с высоты.

Они не те, что на земле. Цветы рябин другое дело. Они как жизнь, как наше тело,

Делимое в предвечной мгле.

Любовь моя! Прости, прости. Ничто не обошел я мимо. Но мне милее на пути,

Что для меня неповторимо.

Неповторимы ты и я. Помрем — за нас придут другие. Но это все же не такие —

  1. Уж я не твой, ты не моя.
  2. Цветы, скажите мне прощай, Головками кивая низко, Что не увидеть больше близко
  3. Ее лицо, любимый край.

Ну что ж! пускай не увидать. Я поражен другим цветеньем И потому словесным пеньем

  • Земную буду славить гладь.
  • А люди разве не цветы? О милая, почувствуй ты,
  • Здесь не пустынные слова.
  • Как стебель тулово качая, А эта разве голова Тебе не роза золотая? Цветы людей и в солнь и в стыть
  • Умеют ползать и ходить.
  • Я видел, как цветы ходили, И сердцем стал с тех пор добрей, Когда узнал, что в этом мире
  • То дело было в октябре.
  • Цветы сражалися друг с другом, И красный цвет был всех бойчей. Их больше падало под вьюгой, Но все же мощностью упругой
  • Они сразили палачей.

Октябрь! Октябрь! Мне страшно жаль Те красные цветы, что пали. Головку розы режет сталь,

  1. Но все же не боюсь я стали.
  2. Цветы ходячие земли! Они и сталь сразят почище, Из стали пустят корабли,
  3. Из стали сделают жилища.
  4. И потому, что я постиг, Что мир мне не монашья схима, Я ласково влагаю в стих,
  5. Что все на свете повторимо.
  6. И потому, что я пою, Пою и вовсе не впустую, Я милой голову мою
  7. Отдам, как розу золотую.

Анализ поэмы Есенина «Цветы»

В декабре 1924 года Есенин в письме, адресованном Галине Артуровне Бениславской – своему другу и литературному секретарю, упомянул черновик поэмы «Цветы». Новое произведение он назвал не просто хорошим, а, «пожалуй, лучшим, из того, что написал».

Примерно в то же время поэт отослал текст Петру Ивановичу Чагину, который тогда занимал должность редактора газеты «Арена». В письме ему Сергей Александрович охарактеризовал «Цветы» как вещь философскую. Кроме того, Есенин подсказал наилучший способ чтения поэмы.

По его словам, необходимо сначала немного выпить, затем «подумать о звездах, о том, что ты такое в пространстве и т. д.». Только тогда произведение станет в полной степени понятным. Впервые «Цветы» опубликовала вышеназванная однодневная газета «Арена». В «Собрание» произведение Сергей Александрович включать не стал.

Зато в октябре 1925 года было написано стихотворение «Цветы мне говорят – прощай…», в котором использовались некоторые строчки из поэмы.

«Цветы» — сочетание философской и социальной лирики. Анализируемый текст разделен на двенадцать частей. Главный литературный прием, используемый в произведении, — уподобление. Есенин сравнивает жизнь цветов с человеческим существованием.

Важнейшую роль здесь играют размышления о смерти, помещенные в контекст образов «отчего края», звона колокольчиков, шума левкоя и резеды. Природа – вечна, на протяжении многих столетий живет она практически по одним и тем же законам. Человеческий век – невероятно короток, постоянно сменяют друг друга люди на земле.

Лирический герой не спешит впадать в депрессию и предаваться отчаянию. Несмотря ни на что, он собирается «земную славить гладь».

Социальные мотивы вплетаются в поэму Есенина ближе к финалу, когда речь заходит о событиях, произошедших в октябре 1917 года. Лирический герой рассказывает, как сражались друг с другом цветы, как «красный цвет был всех бойчей».

Ему бесконечно жаль воинов, павших в борьбе за революцию. Противников – имеются в виду сторонники царского режима – он называет палачами. Завершается произведение возвращением к философским раздумьям.

Герой провозглашает, что не боится смерти, ведь мир для него – не монашеская схима, ведь «все на свете повторимо». Восприятие смерти, демонстрируемое в этой поэме, напоминает об известной элегии Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных…».

В ней воплощением вечной природы служит «дуб уединенный», а мысль о физической кончине не пугает лирического героя, так как «младая будет жизнь играть» у гробового входа.

Слушать стихотворение Есенина Цветы

Темы соседних сочинений

← Хулиган↑ ЕсенинЧары →

Анализ произведения «Цветы мне говорят прощай»

Анализ произведения «Цветы мне говорят прощай»

Guru · 18.07.2021

Стихотворение «Цветы мне говорят прощай» великий русский поэт Сергей Есенин написал в октябре 1925 года. Ему недавно исполнилось 30 лет, поэтому произведение отражает один из периодов его жизни – именно незадолго до этого он так предсказывал свою смерть.

Свое стихотворение Есенин относил к лирической элегии, в которой присутствует меланхолическое начало.

В письмах к своим взрослым читателям он считал это стихотворение самым лучшим философским творением, к чтению которого нужно приступать после определенной кондиции – он советовал перед этим принять немного на грудь, поразмышлять о широте мира и позиции человека в нем.

В стихотворении сочетаются ощущение одиночества, заброшенности и наступление конца – в его основу положено предвидение поэтом своей гибели. Именно в этом Есенин выглядит как предсказатель, угадавший за 30 дней до смерти ее близость.

В произведении поэт выражает свои заветные мысли, подводит итог своей жизни и творческого пути, пытаясь осознать смысл своего прихода на эту грешную землю – кто он, нужен ли его писательский дарт, можно ли его заменить другим.

А еще он как бы напоминает себе о том, что его жизнь – это великолепный, но короткий промежуток в пределах вечности, продолжить который способна только поэзия.

В произведении отчетливо слышатся печальные интонации об ушедших, невозвратных и незабываемых годах существования. Поэт не может смириться с мыслью, что он уйдет в мир иной и все самое лучшее уйдет вместе с ним.

Он утешает свое самолюбие верой в то, что все на земле сможет повториться – все, но только не он, такая яркая и творческая натура. Есенин, поняв это, перестает себе лгать, хотя и продолжает думать, что ему уже все равно – возможно, ему на смену придут более талантливые люди.

Они может быть будут еще лучше, напишут новый шедевр. Но поэту не унять ни боли, ни ушедшего таланта – в сердцах читателей он оставил свой лирический след, внес неоценимый вклад в развитие поэзии, поэтому навечно останется в списках талантливых людей.

Важную роль играет ассоциация Есенина с «неповторимым цветком», что так точно представляет его ипостась в огромном мире.

Это лирическое стихотворение-поэма – своеобразный памятник поэту. Уже первые строки стихотворения навевают печаль и грусть – вместе с поэтом как бы переживаешь его прощание с миром. Текст состоит из 12 частей – эта цифра была знаковой для поэта, потому что являлась символом итога земного существования, границей между жизнью и смертью.

Читайте также:  Настоящая смелость редко обходится без глупости

Композиция произведения не совсем проста! Так, в стихотворении в основном идет сравнение существования цветов и человека – цветы, как и люди, появляются на земле, растут и расцветают, а потом исчезают. Мысли о смерти описаны на фоне широкого поля, шума левкоев и резеды, голубых васильков, неповторимой и вечной природы.

Потом в стихотворении появляются нотки социальной лирики – это события Октябрьской революции. Поэт пытается понять происходящие события, даже поддерживает коммунистов, показывает единство народа, сочувствует павшим бойцам, когда красный цвет «бойчее всех».

В конце поэт снова становится философом, размышляет о мотивах гибели человека и не грустит, потому что лучший выход – отдать себя в дар другим.

Главными образами в стихотворении Есенина являются цветы – символ рода людского, образ «любимой» и Отечества. Цветочки прощаются с ним, низко склонив головы.

На протяжении всего произведения упоминается образ родины, которую он сравнивает с девушкой, величает «любимой» и искренне любит – о родном крае конкретно не говорится, но подразумевается. Автору грустно от того, что он больше не увидит лица отчего края, о чем без слов, но мимикой говорят ему окружающие.

Конфликт заключается в том, что он сопоставляет людей с простыми, обычными цветами, а сам – идеален и неподражаем. Счастье поэта в том, что он видел красоту земли – ему не страшна «гробовая дрожь», ее он готов принять как материнскую ласку.Создается впечатление, что автор сам не знал, как реагировать на строки стихотворения.

Сравнивая цветы и людей, он придерживается личной позиции – цветы не могут жить вечно в природе, их срезают, они умирают. Но никто не задумывался о том, как больно и страшно это выглядит. Правда, срезанные цветы можно поставить в воду – день-два они будут жить.

Но в других мирах цветы могут долго существовать, думать, дышать и радовать других. Люди же, наоборот, похожи на мусор, который можно топтать, закапывать, выбрасывать – так поэт старается показать мгновенную глупую смерть. До людей не доходит главное – истребляя природу, они уничтожают себя.

В произведении тесно переплетается мужская и женская, точная и неточная рифма – «ниже» — «увижу», «любимым» — «неповторимом». Все чувства поэта передаются с помощью выразительных языковых средств: олицетворения (цветы говорят, кланяются), сравнения (любимая – Родина; поэт – цветок), эпитетов (гробовая дрожь, неповторимый цветок).

Вывод напрашивается сам собой: Есенин этим стихотворением старается заставить людей проще относиться к жизни – с любовью смотреть на природу, жить в гармонии с собой. Лирический герой в лице поэта не боится смерти – главное, он не желает быть потерянным или уничтоженным цветком.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Сергей Есенин

Цветы мне говорят — прощай,
Головками склоняясь ниже,
Что я навеки не увижу

Ее лицо и отчий край.

Любимая, ну, что ж! Ну, что ж!
Я видел их и видел землю,
И эту гробовую дрожь

  • Как ласку новую приемлю.
  • И потому, что я постиг
    Всю жизнь, пройдя с улыбкой мимо,-
    Я говорю на каждый миг,
  • Что все на свете повторимо.
  • Не все ль равно — придет другой,
    Печаль ушедшего не сгложет,
    Оставленной и дорогой
  • Пришедший лучше песню сложит.
  • И, песне внемля в тишине,
    Любимая с другим любимым,
    Быть может, вспомнит обо мне
  • Как о цветке неповторимом.

Анализ стихотворения «Цветы мне говорят прощай» Есенина

Стихи «Цветы мне говорят прощай» Сергея Александровича Есенина – сочетание чувства сиротства, оставленности и приближения конца.

Стихотворение написано в конце октября 1925 года. Поэту исполнилось тридцать лет, он заключил очередной брак, теперь его избранницей стала С. Толстая, внучка знаменитого писателя. В эту же осень поэт повздорил в поезде с советскими чиновниками, против него возбудили дело. Единственный выход – скрыться в психиатрической клинике, этой возможностью С. Есенин и воспользовался.

Шел счет последним месяцам жизни поэта. В жанровом отношении – элегия, философская лирика, с охватной и перекрестной рифмовкой, 5 строф. Поэт в этот период особенно много читал А. Пушкина. Лирический герой – сам автор. О каких цветах он здесь вспоминает? В сущности, уже была глубокая осень.

И все же именно они, единственные, отдают последний поклон поэту, чей путь к смерти уже начался. Герою больше не увидеть «ее лицо и отчий край». В образе любимой, возможно, кто-то из юности поэта, а край, конечно же, рязанский. Он не хочет отнимать время у любимой, пропускает ее вперед, почти благословляет на новую жизнь без него.

Теперь «гробовая дрожь» в его крови, а не горячка любви. «Всю жизнь, пройдя с улыбкой мимо»: настойчивый мотив прохожего, человека неприкаянного, растерявшего все и всех. Что-то надломилось в душе, струна оборвалась и больше он не требует себе ни поклонения, ни вечной любви. Даже признания не нужно.

«Все повторимо»: поэт грустно переиначивает библейскую цитату из книги Экклезиаста о суете сует, о том, что ничего не ново. Лирический герой замедляет шаги, покидает авангард, остается один со своими горькими мыслями, сожалениями и беспощадной самоиронией.

В предпоследнем четверостишии «пришедший лучше песню сложит»: любимая утешится, его черты растворятся в облике другого человека. Все, непричастные тайне бренности этого мира, еще будут счастливы. Зазвучат новые песни, наверняка получше прежних. И, может быть, его возлюбленная вдруг вспомнит странного давно умершего человека из своего прошлого, его метания, любовь, слова.

Будто «о цветке неповторимом», мгновениях полноты хрупкого счастья. Ведь люди – тоже цветы. Тон стихотворения прозрачен и прост, интонация просветленная, но угасающая, замирающая вдали. Несколько фальшивых бодрых восклицаний: «ну что ж!» Лексика нейтральная и возвышенная, сравнение (как ласку), аллитерация, эпитеты (гробовую, неповторимом).

Некоторые мотивы и образы произведения «Цветы мне говорят прощай» С. Есенина были взяты поэтом из одноименной поэмы, писанной годом ранее.

Читать стих поэта Сергей Есенин — Цветы мне говорят прощай на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

Восприятие, истолкование, оценка стихотворения С.Есенина «Цветы мне говорят – прощай!»

Это стихотворение было написано в ноябре 1925 г. русским поэтом
Серебряного века Сергеем Есениным.

        В
основу этого стихотворения легли такие жизненные события в жизни поэта, как его
предчувствие близкой гибели, неважно какой насильственной или добровольной, но
важно, что – гибели. И в этом раскрывается суть его не только как поэта, но и
как пророка, предугадавшего за месяц до смерти ее близость.

        В
стихотворении выражены самые сокровенные чувства поэта, оно является как бы
итогом его жизни и творческого пути.

В нем он пытается проникнуть и познать
важность своего прихода на землю, понять, кто он такой в этом мире, что значит
его талант, можно ли его заменить другим; напомнить, что жизнь – короткий
отрезок в рамках вечности, пусть и яркий, но короткий, продлить который может
только его поэзия.

        В
этом стихотворении четко слышны грустные ноты о чем-то навсегда ушедшем,
безвозвратном, неповторимом. Поэту трудно осознавать, что он уйдет и всё, что
пело, звучало, дышало и любило, так же уйдет вместе с ним.

Поэтому он, стараясь
утешить себя, наивно считает «что всё на свете повторимо». Да, может быть и
все, но только не он, не эта яркая, творческая личность, чья самобытность
удивляет до глубины души. И он, ясно понимая это, перестает себя обманывать.

Хотя еще и продолжает: «Не все ль равно – 
придет другой», но за этой строкой следует другая: «Печаль ушедшего не
сгложет».

Пускай тот, другой, быть может, и «лучше песню сложит», но ему не
заглушить ни печали, ни таланта ушедшего, так как он уже оставил свой «след» на
«почве лирики» и в людских душах, он внес свой индивидуальный вклад в поэзию,
поэтому его не вычеркнешь из ее списков.

       
Большое значение имеет ассоциация Есенина с «цветком неповторимым», ведь
это максимально точно определяет его сущность в этом мире.

        Это
лиро-философское стихотворение по праву может считаться своеобразным есенинским
«Памятником», по своей философской силе оно сродни «Памятнику» Пушкина и
Державина.

С первых же  строк
погружаешься в печальное и грустное настроение, которым пропитано все
произведение, и заодно с поэтом переживаешь его тяжкое прощание с миром. Образ,
который проходит красной нитью через все стихотворение,- это образ родины в широком
смысле этого слова, России.

Как во многих стихах Есенина, Родина неизменно
присутствует в раздумьях поэта, он привязан к ней всей душой. И здесь он, хоть
и не говорит о ней конкретно, но ясно её подразумевает. Она занимает особое
место в произведении. Есенин сравнивает её с девушкой, называя «любимой».

Главная причина грусти Есенина заключается в том, что он навеки не увидит ее
лицо и «отчий край». Об этом безмолвно, но всем своим видом говорят ему
окружающие его люди, которых он сравнивает с цветами, но простыми,
обыкновенными, среди которых он один неповторим.

Но он счастлив только потому,
что «видел их и видел землю», шестой частью которой является «Русь», и поэтому
даже «гробовую дрожь он готов принять «как ласку новую». И пусть придет другой
поэт и сложит песню лучше, чем он, но не передать ему ярче печали и страданий
уходящего поэта по отношению к родине.

Читайте также:  Анализ художественного произведения «Она сидела на полу» Ф. И. Тютчев

       
Интересное значение имеет фраза «оставленной и дорогой». Ведь Россия
оставлена только им одним, а сколько еще таких, как он, для которых она так же
дорога, как для него. Есенин не совсем осознает свою великую важность для
Родины, раз неуверенно надеется, что Россия внемлит другим новым  песням, другому «любящему» её поэту: «Быть
может вспомнит обо мне, Как о цветке неповторимом».

  •          Главные образы в этом стихотворении – это
    цветы, как символ человечества, образ Родины, как символ «любимой». Эти образы
    воплощаются и изображаются в таких картинах :
  • «Цветы мне
    говорят – прощай!
  • Головками,
    склоняясь ниже»

А вот образ Родины: «Любимая, ну, что ж! Ну, что ж!

  1.                                       Я видел
    их и видел землю»,
  2.                                       «Не все
    ль равно – придет другой.
  3.                                        Печаль
    ушедшего не сгложет,
  4.                                       
    Оставленной, не дорогой
  5.                                       
    Пришедший лучше песню сложит.
  6.                                        И, песне
    внемля в тишине,
  7.                                        Любимая
    с другим любимым,
  8.                                        Быть
    может, вспомнит обо мне,
  9.                                        Как о
    цветке неповторимом».

        В
этом стихотворении чередуется мужская и женская рифма, она является в основном
перекрестной, в первой строфе 
опоясывающая. Преобладает точная рифма, но есть неточная: «ниже –
увижу», «любимым – неповторимом». Размер 
стихотворения –ямб.

        Мысли
и чувства автора в этом произведении помогают передать такие поэтическими
средства, как: олицетворения, когда цветам дано говорить и кланяться;
сравнения, где «любимая» есть Родина, а поэт – «цветок неповторимый»;  эпитеты «гробовую
дрожь», «цветок неповторимый».

Анализ поэмы Есенина “Цветы”

В декабре 1924 года Есенин в письме, адресованном Галине Артуровне Бениславской – своему другу и литературному секретарю, упомянул черновик поэмы “Цветы”. Новое произведение он назвал не просто хорошим, а, “пожалуй, лучшим, из того, что написал”. Примерно в то же время поэт отослал текст Петру Ивановичу Чагину, который тогда занимал должность редактора газеты “Арена”.

В письме ему Сергей Александрович охарактеризовал “Цветы” как вещь философскую. Кроме того, Есенин подсказал наилучший способ чтения поэмы. По его словам,

необходимо сначала немного выпить, затем “подумать о звездах, о том, что ты такое в пространстве и т. д.”. Только тогда произведение станет в полной степени понятным.

Впервые “Цветы” опубликовала вышеназванная однодневная газета “Арена”. В “Собрание” произведение Сергей Александрович включать не стал. Зато в октябре 1925 года было написано стихотворение “Цветы мне говорят – прощай…”, в котором использовались некоторые строчки из поэмы.

“Цветы” – сочетание философской и социальной лирики. Анализируемый текст разделен на двенадцать частей. Главный литературный прием, используемый в произведении, – уподобление. Есенин сравнивает жизнь цветов с человеческим существованием.

Важнейшую роль здесь играют размышления о смерти, помещенные в контекст образов “отчего края”, звона колокольчиков, шума левкоя и резеды. Природа – вечна, на протяжении многих столетий живет она практически по одним и тем же законам. Человеческий век – невероятно короток, постоянно сменяют друг друга люди на земле.

Лирический герой не спешит впадать в депрессию и предаваться отчаянию. Несмотря ни на что, он собирается “земную славить гладь”.

Социальные мотивы вплетаются в поэму Есенина ближе к финалу, когда речь заходит о событиях, произошедших в октябре 1917 года. Лирический герой рассказывает, как сражались друг с другом цветы, как “красный цвет был всех бойчей”. Ему бесконечно жаль воинов, павших в борьбе за революцию.

Противников – имеются в виду сторонники царского режима – он называет палачами. Завершается произведение возвращением к философским раздумьям. Герой провозглашает, что не боится смерти, ведь мир для него – не монашеская схима, ведь “все на свете повторимо”. Восприятие смерти, демонстрируемое в этой поэме, напоминает об известной элегии Пушкина “Брожу ли я вдоль улиц шумных…”.

В ней воплощением вечной природы служит “дуб уединенный”, а мысль о физической кончине не пугает лирического героя, так как “младая будет жизнь играть” у гробового входа.

Анализ стихотворения Цветы Есенина

Свое произведение Цветы, которое относится к жанру поэмы, Есенин в письмах современникам называл если не лучшим, то одним из лучших.

Он считал его творением философским, таким для чтения которого требуется определенное отношение, для которого нужно приобрести определенные кондиции и только потом приступать к чтению.

В частности Сергей Александрович прежде чем читать Цветы советовал немного выпить и поразмыслить об огромных просторах этого мира и положении человека в нем.

Суть поэмы состоящей из 12 частей, довольно легко описать простыми словами, но при этом нельзя сказать, что поэма была действительно проста. Содержательно в произведении заключено по большей части сравнение существования цветов с человеческим существованием. Цветы подобно людям появляются, расцветают и исчезают.

Образ человеческого существования рассматривается как незначительный узор, который появляется и исчезает на фоне природы, которая в свою очередь является вечным простором, не исчезающим и вечно пребывающим, включающим в себя обилие живых существ. Автор не испытывает печали и страданий касательно описываемого положения дел, наоборот он видит собственное предназначение в том чтобы «земную славить гладь».

Помимо сугубо философских рассуждений в поэме также присутствуют и элементы социальной лирики, которые по большей части рассматривают события революции.

Есенин старается дать оценку прошедшим событиям и стает на сторону коммунистов, описывая единение людей, когда «красный цвет был всех бойчей».

При этом он сострадает утратам и павшим воинам, которых погубили палачи – сторонники прежней власти.

Итогом являются снова философские размышления, которые как бы завершают предлагаемый слепок потока сознания, переходящего от общего к частностям.

Тут снова звучат мотивы гибели и конечности человеческого существования и они снова не приносят печали или разочарования.

Ведь «все на свете повторимо», то есть не имеет смысла сетовать об утрате, даже когда речь идет о собственной гибели и лучший выход в подобной ситуации отдать милой собственную голову как золотую розу, то есть принести себя самого в дар другому.

Анализ 2

Общение с цветами – такова обща тема стихотворения Есенина Цветы. Хотя оно является довольно известным из всего массива лирики позднего периода, на самом деле в нем наблюдается какая-то непоследовательность и даже полная разрозненность, которая создает ощущение диссонанса между разными частями.

Более всего удивительно выглядит начало второй половины стихотворения, где автор каким-то странным образом перескакивает с простого сравнения людей с цветами в исторические дебри и начинает сочувствовать революционерам и погибшим в период революции 1917 года.

Как известно, Есенин вообще не особенно сочувствовал революционерам и новой власти, а единственным публично афишируемым политическим взглядом, который он декларировал не без доли иронии и насмешки, являлся антисемитизм, на фоне общей аполитичности.

Поэтому, когда в стихотворении по своей сути философском вдруг возникает такое сравнение, оно выглядит немного странным.

Конечно, иногда бывает трудно понять особенности потоков сознания творческих людей.

Возможно на фоне какого-то внутреннего упадка, который чувствуется и в Цветах, где автор пишет про собственную бедовую душу, также в нем появлялась и надежда.

Возможно он увидел в новом времени действительно какую-то возможность и перспективу для страны, в которой в итоге сталь, срубающую розы, в итоге переплавят в корабли?

Конечно, такое является более-менее вероятным, но все-таки выглядит странным. Будто припиской, немного пошлой и непонятной, призывом сменить мечи на орала.

В остальном стихотворение представляет собой как будто кусочки из большой мозаики, которые просто кто-то сгреб и положил рядом, хотя они могут быть совершенно из разных кусков одного крупного рисунка на тему цветов.

Лейтмотивом в разных кусках звучит история о цветах, которые растут на земле и которые не похожи на такие которые растут на кустах или деревьях.

Эти цветы Есенин сравнивает с людьми и дает еще ряд интересных метафор, но все-таки по большей части куски остаются разрозненными и бессвязными.

Стоит предположить, эти строки были для Сергея Александровича довольно личными. Также как во многих своих поздних произведениях он подводит своеобразные итоги, оглядывается на прожитые года и пытается как-то резюмировать прежние времена. Повторяющийся в поздней лирике мотив гибели звучит и здесь, он отмечен философским безразличием.

Цветы мне говорят прощай.

Анализ стихотворения Цветы по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Песнь о собаке Есенин 6 класс
    Данное произведение было написано Сергеем Сениным в 1915 году, но опубликовали его только в 1919. По воспоминаниям современников автора, Есенин, читая стихотворение перед публикой, не стеснялся своих слёз, чем смешил добрую часть слушателей
  • Анализ стихотворения Грусть Бальмонта
    Поэт Бальмонт вошел в мир литературы уже довольно успешным и сформированным поэтом. Официальным появлением на арене литературы случилось в 1890 году, Бальмонт выпустил маленький сборник своих произведений, причем ему было всего 23 года.
  • Анализ стихотворения Северная береза Бунина
    Сборник, который Иван Бунин выпускает в 1906 году, является собирательным. Автор публикует стихотворения, написанные с 1903 по 1906 год. За это время за поэтом сохранилось звание «певца природы»
  • Анализ стихотворения Не избегай, я не молю Фета
    В семейной жизни Афанасию Фету трудно считать себя счастливым и состоятельным человеком. В 1857 году он заключает брак с Марией Боткиной, которая являлась состоятельной наследницей купца, продававшего чай.
  • Анализ стихотворения Музе Фета
    Стихотворение Афанасия Фета, получившее название «Музе», было написано в 1882 году. Ему недавно исполнилось шестьдесят, за это время он успел выпустить несколько сборников стихотворений,
Ссылка на основную публикацию