Среди своих потомков Михаил Юрьевич прославился не только работой о свободолюбивом молодом человеке и любовной лирикой, но еще и серьезными философскими творениями о наболевших вопросах. Одним из таких является стихотворение Лермонтова «Дума». Анализ произведения будет полезен ученикам девятых классов при подготовке к уроку литературы.
История написания
«Дума» — одна из сильнейших работ Лермонтова. К созданию этого стихотворения автор приступил в 1838 году. Михаил Юрьевич жестко описывает поколение 30-х годов, погрязшее в безразличии и нигилизме. Спустя год литературный шедевр был напечатан в издании «Отечественные записки», а в 1840 вошел в цикл произведений, который был опубликован при жизни писателя.
Написанию произведения предшествовало знакомство поэта с бывшим декабристом. Действие происходит на Кавказе в период первой ссылки автора: мужчину поразила твердость и верность собственным принципам нового товарища.
Последний отличался от сытого и безразличного окружения Лермонтова. Такой контраст подтолкнул Михаила Юрьевича к выражению своих мыслей в поэтической форме. В результате появилось глубокое и правдивое стихотворение.
Жанр, композиция и направление
Изучая анализ стиха «Дума» Лермонтова, нельзя не упомянуть о его композиционной структуре. Произведение состоит из пяти строф, которые не отличаются особой связью. Она достигается посредством тематической целостности. Повествование происходит от второго лица, автор относит себя к пропавшему поколению, видит печальные симптомы не только в других, но и в себе. Подобная откровенность подкупает читателей, вызывая лишь жалость.
Произведение трудно отнести к какому-то определенному жанру. В стихотворении мастерски комбинируются сатира и элегия. Последняя проявляется в размере работы. Лермонтов создал «Думу» шестистопным ямбом. Объем строф прибавляет литературному творению грузности.
Выразительные средства
Различные тропы были использованы Лермонтовым в «Думе». Средства выразительности придают строкам мелодичность, позволяют увидеть глаза лирического персонажа, которые полны равнодушия и тоски. Стилистические приемы, которые применил автор в своей работе:
- Метафоры — неотъемлемая часть большинства литературных работ. В каждой строфе продемонстрированы необычные речевые обороты, скрытые сравнения. В первом восьмистишии персонаж описывает преемственность поколений и негативное воздействие на молодых людей опыта предков. Затем герой сравнивает существование с пиром «на чужом празднике жизни». В этом словосочетании выражается равнодушие и отсутствие стремления к любой деятельности.
- Анафора — еще один прием для придания монотонности звучания. В предпоследней строфе лирический персонаж доведен до крайней степени отчаяния.
- Эпитеты играют очень важную роль в произведении. С их помощью персонаж выражает презрение к прошлому и настоящему — «бесполезный клад», «толпой угрюмою», «презренные рабы».
Литературные и стилевые нюансы, присущие творчеству Михаила Юрьевича, делают стихотворение настоящим образцом философской лирики. Лермонтов затрагивает острые социальные проблемы, которые актуальны для детей и взрослых.
Образ лирического персонажа, посыл и основная мысль работы направлены на пробуждение в читателях желания перемен, чтобы жизнь не промчалась тускло и бессмысленно.
«Дума» М. Лермонтов
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее – иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом,
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.
К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно-малодушны,
И перед властию – презренные рабы.
Так тощий плод, до времени созрелый,
Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,
Висит между цветов, пришлец осиротелый,
- И час их красоты – его паденья час!
- Мы иссушили ум наукою бесплодной,
Тая завистливо от ближних и друзей
Надежды лучшие и голос благородный
Неверием осмеянных страстей.
Едва касались мы до чаши наслажденья,
Но юных сил мы тем не сберегли;
Из каждой радости, бояся пресыщенья, - Мы лучший сок навеки извлекли.
Мечты поэзии, создания искусства
Восторгом сладостным наш ум не шевелят;
Мы жадно бережем в груди остаток чувства –
Зарытый скупостью и бесполезный клад.
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
И предков скучны нам роскошные забавы,
Их добросовестный, ребяческий разврат;
И к гробу мы спешим без счастья и без славы,
- Глядя насмешливо назад.
- Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына - Над промотавшимся отцом.
Дата создания: 1838 г.
Анализ стихотворения Лермонтова «Дума»
В творчестве Михаила Лермонтова достаточно много социально значимых произведений, в которых автор дает оценку обществу и проводит анализ, направленный на то, чтобы понять – что именно ожидает людей в будущем.
Этот вопрос являлся для Лермонтова своеобразным краеугольным камнем, и попытки найти на него ответ нашли свое отражение не только в прозе, но и в поэзии. Одним из таких произведений является стихотворение «Дума», написанное в 1838 году, которое представляет собой смесь элегии и сатиры.
Первое свойство выражается в форме самого произведения, его размере и объеме. Второе – в содержании, так как автор не только дает оценку своему поколению, но и критикует его с присущей для себя язвительностью.
Первые строчки стихотворения свидетельствуют о том, что Лермонтов довольно скептически воспринимает действующий общественно-социальный строй, который не оставляет людям права выбора. Поэтому их «грядущее – иль пусто, иль темно».
Поэт объясняет подобную точку зрения тем, что у представителей его поколения отсутствуют цели и стремления, поэтому их ждет весьма незавидная участь – «в бездействии состариться», так и не сумев применить академические знания, полученные в процессе учебы.
Лермонтов подчеркивает, что его ровесники с рождения отягощены «ошибками отцов и поздним их умом», поэтому жизнь воспринимают с постыдным равнодушием.
В этой фразе кроется намек на восстание декабристов, которое отбило охоту у их потомков искушать судьбу и пытаться что-либо изменить.
В итоге представители нового поколения «иссушили ум наукою бесплодной», боясь признаться не только окружающим, но и сами себе в желании совершать благородные поступки. Более того, им вообще не свойственно пылкое проявление чувств.
Вне зависимости, касается это ненависти или же любви. Автор подчеркивает, что все происходящее в жизни его современников является мимолетным, случайным. Они не в состоянии насладиться радостью бытия в полную силу, равно как и не могут допустить мысли о том, что их предки могли позволить себе такую роскошь.
По мнению поэта, его поколение двойственно по своей сути, так как в их душе «какой-то холод тайный, когда огонь кипит в крови». В итоге даже самые лучшие из современников не в состоянии реализовать свои таланты, так как не видят в этом необходимости.
Точнее, не могут понять, ради чего они должны тратить свои силы и пытаться кому-то что-то доказать, если заведомо известно, что им не суждено быть услышанными. Поэтому, как отмечает автор, «к гробу мы спешим без счастья и без славы, глядя насмешливо назад».
То есть, отказываясь от своего прошлого, считая его глупым и никчемным, но, в то же время, абсолютно ничего не сделав для будущего.
Вопросы духовного наследия, которое достанется последующим поколениям, являлись для Лермонтова-поэта достаточно болезненными и злободневными. Именно поэтому свое творчество он считал несовершенным и лишенным права на вечность, которым, по его мнению, обладали произведения Пушкина.
Поэтому в стихотворении «Дума», пытаясь заглянуть в будущее, поэт предрекает, что «прах наш, с строгостью судьи и гражданина, потомок оскорбит презрительным стихом».
Однако это пророчество оказалось ошибочным, так как сегодня творчество Лермонтова является неотъемлемой частью классической русской литературы.
Однако такой чести удостоились лишь немногие поэты первой половины 19 века, которые не были «перед опасностью позорно-малодушны, и перед властию – презренные рабы», считая своим гражданским долгом открывать людям глаза на правду, какой бы горькой она ни была.
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Длинные стихи ✑
Полный анализ стихотворения "Дума" (М.Ю. Лермонтов)
История создания
Поэт приступил к написанию этого произведения в свои 24 года, когда являлся уже достаточно зрелым человеком, с определившимися взглядами на жизнь. Закончил автор его в 1838 году. В этот период жизни Михаила Юрьевича очень волновали проблемы нынешнего поколения, которое он считал безнравственным и потерянным. Он не видит перспектив в будущем, но и не может похвастаться прошлым.
Такой себе переломный период в жизни и творчестве автора очень отразился на его поэзии. В каждой строке мы можем прочувствовать его настроение и взгляды на жизнь.
Время создания
Стихотворение было написано в 1838 году и опубликовано в «Отечественных записках» в январе 1839-го. К его созданию Лермонтова подтолкнуло общение с декабристами (с одним из них он сошелся довольно близко) во время ссылки на Кавказ. Поэта поразили стойкость несломленного духа и верность идеям. Это были те качества, которых он не находил в своих сверстниках.
После расправы над декабристами в стране наступило время реакции, и любая деятельность стала невозможной.
В результате большая часть молодых образованных дворян, на которых возлагались надежды по переустройству общества и страны, пыталась замкнуться в себе и отойти от проблем.
Однако способность мыслить оставалась, и запретить думать не мог никто. Это произведение — результат постоянных размышлений поэта о необходимости возвращения к плодотворной деятельности и борьбе.
Анализ стихотворения «Вхожу я в тёмные храмы» Блока
Жанр, размер
Здесь трудно выделить определенный жанр, поскольку просматриваются черты элегии, но в то же время его можно назвать и сатирой.
Автор обращается к шестистопному ямбу при написании стихотворения, но переходит местами на пятистопный, и четырехстопный. Рифму использует перекрестную, что весьма характерно для его творчества.
Стихотворение состоит из пяти строф, которые вмещают в себя разное количество строк. Благодаря этому, стихотворение читается достаточно медленно.
Средства выразительности
Катрены из одного предложения (они объединены по 4 и по два в четыре строфы) имеют между собой довольно слабую связь. В большей мере их объединяют общая тема и настроение. Последнее обеспечивается за счет использования различных средств выразительности, которых в стихотворении «Дума» Лермонтова достаточно много.
Это эпитеты («рабы презренные», «насмешкой горькою»), метафоры («старость души»), сравнения («как ровный путь без цели»), гиперболы («богаты мы, едва из колыбели»), оксюморон (царствует в душе «холод тайный, когда огонь кипит в крови») и др.
Они помогают поэту донести мысль о том, что поколение, нищее духовно, бездеятельное, апатичное, ничего не оставит после себя, кроме проклятия потомков.
Темы и проблемы произведения
Темы в этом произведении поднимаются достаточно важные и актуальные.
Основной темой можно выделить жизнь современности. Автор подчеркивает всю бессмысленность существования, не имея ни идеалов, ни целей, ни стремлений. Люди живут просто для того, чтобы жить. Ему неприятно это осознавать, но он смирился, поскольку понимает, что один не в состоянии что-либо изменить. Он с презрением смотрит на свое окружение, поскольку совершенно не видит будущего для него.
Второй темой понимается «проблема отцов», что глядя на их опыт, молодое поколение начинает бездействовать. Научившись на ошибках старшего поколения, они не хотят повторить их снова. Поэтому выбирают другой путь – бездействовать и молчать.
- Богаты мы, едва из колыбели,
- Ошибками отцов и поздним их умом,
- И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
- Как пир на празднике чужом.
Лирический герой презирает власть и свое окружение. Он подавлен потому, что ему больно осознавать то, что он ничего не сможет оставить наследникам.
Образы и символы
- В бездеятельности поколения лирический герой винит «ошибки отцов». Под этим образом скрывается восстание декабристов 1825 года. Горькая попытка предков изменить своё положение научила будущее поколение не высказывать своё мнение, не стремится к справедливости. Потому с ранних лет их жизнь томит как «ровный путь без цели», а перед опасностью они «позорно малодушны».
- Лирический герой является частью своего поколения, поэтому везде пишет «мы». Но его отличает печаль, с которой он смотрит на недостатки своих ровесников. Он задумывается о будущем и грустит, что ничего не сможет оставить потомкам. Значит, его отличает сознательность, с которой он прозябает в праздности. Но он не властен над своей судьбой: таково ярмо его времени. Он – игрушка в руках рока и заложник паутины исторических и социальных закономерностей.
- Образ толпы раскрывается как бездушная масса людей, существующая без духовных ценностей, без высших стремлений. Однако лирический герой и себя относит к ней. Он понимает, что связан неразрывной нитью с окружающим обществом. Историческое прошлое обусловило эту нить.
- Символ раннего плода отражает состояние поколения, о котором пишет поэт. Эти люди рано взрослеют и столь же рано увядают, но толку от их созревания нет, ведь они бесполезны, будто фрукт, лишенный вкуса и запаха. Праздность губит их ум, а несвобода разлагает их души.
- В глаголах «иссушили», «извлекли (сок)» автор выражает сущность увядания своего поколения. Весь сок жизни, свои чувства они скрывают и умеряют, чтобы не быть осмеянными лицемерным обществом.
Композиция
Композиционно стихотворение делится на пять строф, но как таковая связь между ними отсутствует. Единственное, что объединяет их вместе, это поднятие одной темы и проблемы.
Автор передает отношение к современному поколению, к которому н так же причисляет и самого себя. Подобная честность похвальна. Он не лицемерит, и не пытается себя оправдать.
Он вызывает чувство жалости, потому что его внутреннее разочарование и отсутствие веры в будущее, полностью передается читателю.
- Печально я гляжу на наше поколенье!
- Его грядущее — иль пусто, иль темно,
- Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
- В бездействии состарится оно.
Жанр
Определённости жанра нет. Стихотворение можно отнести и к элегии, и к сатире.
- На элегию указывают композиция и размер произведения. Написанное шестистопным ямбом, оно делится на пять строф: одна состоит из двенадцати строк, а четыре других – из восьми. Именно такой объём обеспечивает медленное и «загруженное» прочтение, что, несомненно, позволяет более внимательно отнестись к сути.
- Сатира же проявляется в тематике и направленности произведения: поэт язвительно обличает порочность общества, описывает прошедшее и грядущее с явным негодованием.
Образы
Под «ошибками отцов» автор подразумевает восстание в 1825 году, которое научило будущее поколение не бороться за свои права, и не выражать свое отношение к той или иной ситуации. Им неведомо чувство справедливости и чести.
Судьба поэта. Анализ элегии «Умирающий Тасс»
В образе лирического героя мы видим современное общество, но он не разделяет их взгляды.
Ему грустно от того, что он видит столько недочетов в мыслях и поведении своих ровесников. Его беспокоит проблема будущего, что он не сможет оставить ничего после себя. Грустно же ему от того, что он не в силах что-то изменить.
Он стал своего рода заложником времени, в котором родился, живет и творит.
В образе толпы мы видим людей, у которых нет ни смысла, ни цели в жизни. Они просто живут, совершенно не задумываясь о будущем. Лирического героя настолько подавляет вся эта атмосфера, что он и себя начинает относить к людям этой толпы.
Символика, образы
- Безусловно, задевается проблема отцов и детей. Именно «ошибки отцов» герой считает причиной бездеятельности и безынициативности современного поколения. Под ошибками подразумевается декабристское восстание (1825 г). Попытка что-то изменить, которая не увенчалась успехом, убеждает молодёжь, что любое стремление к справедливости, выражение личного мнения не имеет смысла. Соответственно, с малых лет жизнь томит их, а опасность вызывает позорное малодушие.
- Лирический герой не обманывается и считает себя частью современного поколения. Однако осознанность и печальный взгляд на недостатки сверстников невольно выделяют его из общей массы. Он грустит о своей безысходности, ведь ярмо времени тянет его в праздность. Даже потомкам он не сможет оставить что-то стоящее. Он – заложник судьбы, обречённый нести бремя закономерностей исторических и социальных.
- Люди вокруг воспринимаются героем, как бездушное общество без духовности. Ни ценностей, ни стремлений, ни убеждений у таких существ нет. Однако герой не отрицает, что неразрывно связан с обществом и является таким же, как и они. Их объединяет вечная нить, обусловленная историческим прошлым.
- Ранний плод – символ современного поколения. Люди рано взрослеют, рано увядают, но их существование не несет никакой пользы. Будто фрукт, что не обрёл ни запаха, ни вкуса. Их ум погублен праздностью, а душа разлагается от несвободы.
- При прочтении цепляют глаголы «извлекли» (подразумевается сок), «иссушили». Этими словами автор намекает на увядание и гибель поколения. Они не ощущают вкуса, сока жизни, вынужденные скрывать свои эмоции и чувства, дабы не нарваться на насмешки лицемерного общества.
Основная мысль произведения
Основную мысль произведения автор доносит до нас через лирического героя, который разочарован во времени, в которое ему суждено было родиться. Здесь показывается безнравственное поколение, которое не ценит ничего. Ни любовь, ни ненависть не имеют для него никакого значения. Поколение бесчувственных циников, которые не оставят ничего после себя.
Да и что они способны оставить? Если у них у самих нет никаких целей и увлечений. Полное отсутствие мечты и желания развиваться – это то, что буквально убивает нашего лирического героя. Ему безумно больно понимать то, что это поколение обречено, но и он является частью этой бездушной толпы.
Он прекрасно понимает, что в одиночку он ничего не добьется. Остальные же, наученные горьким опытом своих предков, выбирают вариант не жить, а просто существовать. Им кажется, что так легче.
На самом же деле человек, лишенный способности мечтать, не способен оставить после себя ровным счетом ничего.
Анализ стихотворения «Дума»
Стихотворение «Дума» было опубликовано в январском номере «Отечественных записок» за 1839 год. Основная его мысль — размышление о судьбах поколения. Мысли о судьбе Родины, своего поколения, мысли о духовной разобщенности общества и необходимости его единения выражены наиболее точно и горько в этом стихотворении.
Время написания стихотворения — одно из наиболее мрачных в истории России. После поражения декабристов становится невозможной практически любая деятельность. В связи с этим в людях появляется стремление замкнуться в себе, уйти от жизни в мир дум.
Стихотворение не зря названо «Дума». Это не просто размышления по поводу какого-либо события, это именно дума — постоянная мысль, не дающая покоя человеку.
Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее — иль пусто, иль темно… Как это страшно осознавать, что не только твоя жизнь, но и жизнь всего поколения пройдет …без шума и следа, Не бросивши векам ни мысли плодовитой, Ни гением начатого труда. Лермонтов в этой думе не отделяет себя от своих соотечественников, он говорит «мы», испытывая горечь от того, что его поколение: «К добру и злу постыдно равнодушны…» и «Перед опасностью позорно малодушны…»
Автор обращает свой взгляд к последующему поколению, к тем, кто придет на смену этим людям.
Он убежден в том, что потомки должны строго осудить людей его поколения, так как они не только ошибались, но и при этом бездействовали.
Поэтому так суров его приговор: И прах наш, с строгостью судьи и гражданина, Потомок оскорбит презрительным стихом, Насмешкой горькою обманутого сына Над промотавшимся отцом.
Лермонтов в своем стихотворении уважительно вспоминает героическое поколение «отцов», прославивших свое время великими подвигами.
Он высказывает острую критику поколения «детей», в пассивности и равнодушии проживающих свой век, не принося никакой пользы обществу; а также выражает надежду на последующие поколения, которые осмыслят и исправят ошибки прошлого и станут достойными сынами своего народа, своей Родины.
Краткий анализ стихотворения «Дума» Лермонтова по плану
В стихотворении М. Ю. Лермонтова “Дума” присутствует ярко выраженная гражданская позиция поэта, слышна скорбь о судьбе нового поколения. Автор порицает равнодушие и эгоизм общества, отсутствие высоких идеалов и стремление к праздному существованию. Полный и краткий анализ “Дума” по плану поможет при подготовке к уроку литературы в 9 классе.
- Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории
- Кучминой Надеждой Владимировной.
- Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
История создания
Произведение было написано в 1838 году, впервые опубликовано в «Отечественных записках» в 1839 году.
Было время, когда Лермонтов очень хотел быть принятым в свете, но двери аристократических салонов были для него закрыты. Они открылись лишь тогда, когда к поэту пришла известность.
В конце 1838 года он напишет в письме к Лопухиной: «Целый месяц я был в моде, меня разрывали на части… самые красивые женщины выпрашивают у меня стихи и хвалятся ими как величайшей победой. Тем не менее, я скучаю».
Светская жизнь не оправдала его ожиданий. Поэт скучает, но продолжает посещать балы и салоны, поскольку, как признаётся в том же письме к Лопухиной, его главный недостаток – тщеславие и самолюбие.
Впечатления, полученные на балах и светских раутах, помогли Лермонтову лучше узнать своих современников – молодых аристократов. Результат его наблюдений и размышлений – стихотворение «Дума».
Темы и настроение
Главной темой стихотворения является сущность современного человека. Лирический герой поэзии с презрением относится к своему поколению и не видит у него великого будущего. Он считает, что нынешнее общество ведет бессмысленное существование, его представителям плевать на добро и зло, все грани стерты. У этих людей нет целей в жизни и нет принципов, которых они могли бы придерживаться.
Лермонтов также поднимает тему преемственности поколений. Ошибки родителей влияют на детей. Их опыт привел к тому, что у потомков отсутствует жажда к знаниям и они проживают пустую жизнь. Автор в лице лирического героя озадачен тем, какое духовное наследие оставит его поколение миру.
Михаил Юрьевич не только охарактеризовал свое время, но и поднял тему власти и описал свое презрение к ней. Общество он называет рабами, поскольку после восстания декабристов дворянство перестало участвовать в жизни страны. Его представители закрылись в своем беззаботном радостном мире и отказывались обращать внимание на насущные проблемы других слоев общества.
В самом произведение преобладают грустные настроения. В строках чувствуются нотки сожаления и безысходности. Лирический герой с тоской описывает пороки своего поколения и при этом относит самого себя к их представителям.
Проблематика
Лермонтов в «Думе» поднимает проблему нравственности и уровня гражданского самосознания в среде образованных, но избалованных и слабовольных, не способных к действию молодых людей, которые «к добру и злу постыдно равнодушны», «перед опасностью позорно-малодушны, / и перед властию – презренные рабы».
Косвенно затрагивается также проблема несоответствия между ожиданиями молодости и реальностью взрослой жизни. Золотая дворянская молодёжь, в большей своей части, не находила применения своим способностям и силам в обществе, многие жили словно по инерции, понапрасну растрачивая время на бессмысленное прожигание жизни.
Проблемы
Проблематика произведения тесно связана с идеей и говорит о том, что же поэт осуждает в людях, за что корит их.
- Праздность. Дворяне жили «на всем готовом», то есть не работали и не служили отечеству. Страна держалась на крестьянском труде, а элита лишь паразитировала на народе. Это состояние «ничегонеделания» развратило молодых людей. Они перестали развиваться и стремиться улучшить жизнь в России, хотя это именно их долг перед Родиной.
- Лицемерие. Современники Лермонтова скрывали свои истинные душевные порывы, чтобы не быть осмеянными. Это привело к тому, что они перестали получать удовольствие от жизни. Все эмоции были наиграны, речи – циничны, а душа оставалась одинокой и непонятой, поэтому все радости молодости стремительно пролетели мимо.
- Бессмысленность бытия. Герои того времени – пловцы по течению. У них нет целей, искренних чувств, возвышенных идеалов. Их циничная ухмылка – лишь стремление придать себе мнимой значимости. Они не наполняют свое бытие смыслом, просто прожигают жизнь. Именно поэтому героя страшит упрек сыновей, который они обратят к промотавшимся отцам.
- Равнодушие. Современники автора ко всему безразличны, даже их любовь случайна и легковесна. Их ничего не трогает, ничего не волнует, ничего не вдохновляет, значит, они пусты.
- Цинизм. Поколение Лермонтова лишь насмехается и упражняется в остроумии, но за едкими репликами скрывается пустота.
Тематика
«Дума» – одно из самых зрелых стихотворений Лермонтова гражданской тематики. Он обращается к теме потерянного поколения, поскольку и сам является его представителем.
Но если он пытается искать смысл жизни, большая часть его современников ведёт потребительское существование. Кочуя из одной гостиной в другую, они попусту растрачивают накопленные предками материальные средства, также равнодушно «потребляют» и ценности художественные, всё то, что было создано предыдущими поколениями:
Мечты поэзии, создания искусства Восторгом сладостным наш ум не шевелят; Мы жадно бережём в груди остаток чувства – Зарытый скупостью и бесполезный клад…».
Жанр, размер
Здесь трудно выделить определенный жанр, поскольку просматриваются черты элегии, но в то же время его можно назвать и сатирой.
Автор обращается к шестистопному ямбу при написании стихотворения, но переходит местами на пятистопный, и четырехстопный. Рифму использует перекрестную, что весьма характерно для его творчества.
Стихотворение состоит из пяти строф, которые вмещают в себя разное количество строк. Благодаря этому, стихотворение читается достаточно медленно.
Сюжет
Чётко выраженного сюжета, как и хронологического порядка в развитии действия нет. Произведение представляет собой описание образа жизни «светских львов» и резкую критику этого образа жизни.
Имея доступ к образованию и всевозможным материальным благам, это поколение неспособно дать что-то обществу взамен. Молодых аристократов жизнь «томит, как ровный путь без цели», поскольку по природе своей они эгоистичны, холодно-равнодушны и не способны к созидательной работе. Неудивительно, что грядущее этого поколения – «иль пусто, иль темно».
Образы
Под «ошибками отцов» автор подразумевает восстание в 1825 году, которое научило будущее поколение не бороться за свои права, и не выражать свое отношение к той или иной ситуации. Им неведомо чувство справедливости и чести.
В образе лирического героя мы видим современное общество, но он не разделяет их взгляды. Ему грустно от того, что он видит столько недочетов в мыслях и поведении своих ровесников. Его беспокоит проблема будущего, что он не сможет оставить ничего после себя. Грустно же ему от того, что он не в силах что-то изменить. Он стал своего рода заложником времени, в котором родился, живет и творит.
В образе толпы мы видим людей, у которых нет ни смысла, ни цели в жизни. Они просто живут, совершенно не задумываясь о будущем. Лирического героя настолько подавляет вся эта атмосфера, что он и себя начинает относить к людям этой толпы.
Художественное своеобразие произведения
В данном произведении поэт не отделяет себя от своего поколения. Но в отличие от многих его представителей, равнодушных и пассивных, «как тощий плод, до времени созрелый», он хочет оставить свой след в истории. Он непрерывно работает. И в «Думе» достигает новых вершин в изображении окружающего мира и общества.
Стихотворение имеет острую социальную направленность, декламационно-обличительный характер и высокую степень откровенности.
Белинский писал, что стихи эти «вышли из глубины оскорблённого духа: это вопль, это стон человека, для которого отсутствие внутренней жизни есть зло».
Основная идея
Стихотворение относится к философской лирике, потому основная часть произведения — размышления. Лирический герой приходит к тому, что несмотря на скрытые душевные порывы, его поколение обречено на неплодотворное существование. Оно не принесёт никакой пользы потомкам, ведь живет без любви, без высших стремлений, без тяги к наукам. Это и есть главная мысль текста.
Смысл, вложенный в эти строки, поэт будет развивать и дальше. Продолжением его размышлений на этот счет является роман «Герой нашего времени», где лицом поколения становится безнравственный циник Печорин, чья жизнь не имела смысла. Все его выдающиеся способности были растрачены на мелочи.
Средства художественной выразительности
В стихотворении много тропов. Здесь присутствуют эпитеты, метафоры, сравнения, метонимия и оксюморон (фигура речи, объединяющая взаимоисключающие понятия).
Ахматова Стихи О Петербурге — подборка стихотворений
- Эпитеты: «презренные (рабы)», «поздний (ум)», «тощий (плод)», «бесплодная (наука)», «осмеянные (страсти)», «сладостный (восторг)», «бесполезный (клад)», «тайный (холод)», «роскошные (забавы)», «угрюмая (толпа)», «презрительный (стих)», «горькая (насмешка»,
- Метафоры: «огонь кипит в крови», «мы вянем без борьбы», «иссушили ум», «тощий плод», «чаша наслажденья».
- Сравнения: «жизнь томит, как ровный путь без цели», «как пир на празднике чужом».
- Метонимия (с древнегреческого – «переименование»): «богаты мы едва из колыбели», «и к гробу мы спешим».
- Оксюморон: «добросовестный, ребяческий разврат».
План
- История создания
- Структура стихотворения
- Анализ содержания
Появление Лермонтова некоторые исследователи ознаменовывают как старт новой страницы в истории русской литературы. Его перу принадлежат многие выдающиеся произведения.
Творение уже зрелого Лермонтова «Дума» представляет собой некий итог имеющемуся душевному опыту автора. Само произведение при глубоком рассмотрении позволяет продемонстрировать размышления известного лирика о настоящем и будущем своей страны.
Анализ стихотворения Лермонтова «Дума» помогает обнаружить общественно-духовный кризис так называемого «последекабрьского поколения» и поставить точку в социальных и нравственных исканиях поэта.
Гражданский суд над современниками
Чтобы сделать стихотворение более ярким и доступнее выразить свою мысль, автор использовал обнажающие эмоции эпитеты, меткие метафоры, слова в переносном значении. Каждое четверостишие является законченной мыслью. Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Дума» осуждает интеллигенцию 1830-х годов, живущую «поздним умом отцов».
Декабристы обожглись и были жестоко наказаны за непослушание, следующее поколение признало борьбу бесполезной и примирилось с порядком вещей. У образованных людей нет твердых убеждений, целей, принципов, привязанностей, они идут ровной дорогой, но вот смысла в этом нет.
Лермонтов очень огорчен этим и упрекает себя в бессилии и бесполезности.
Лирику М. Ю. Лермонтова часто отличают пессимистические нотки и безверие. Одна из причин этого кроется в биографии поэта (ранняя смерть матери и разлука с отцом, длительная болезнь и т. п.). Другая в большей мере связана с исторической эпохой, в которую он жил. Именно таким настроением проникнуто стихотворение «Дума». Лермонтов с горечью говорит в нем о бесславной судьбе своего поколения.
Главная тема стихотворения
«Дума» Лермонтова свою сатиру направляет не на придворное общество, на которое раньше был зол поэт, а на всю дворянскую интеллигенцию 30-х годов XIX века. Писатель дает характеристику всему поколению, к которому принадлежит сам, не зря он использует местоимение «мы».
Михаил Юрьевич и себя упрекает в бездействии, приравнивает к беспомощным и жалким людям, ничего не сделавшим для потомков.
Поколение 1810-1820-х годов было совершенно другим, из него выросли свободолюбивые декабристы, пусть они ошиблись и жестоко за это поплатились, но они хотя бы попытались изменить страну к лучшему.
Поэт искренне сожалеет, что не родился на несколько десятилетий раньше, ведь его современники скучны и бесполезны для общества.
Они не интересуются искусством или поэзией, не разговаривают о добре и зле, всеми силами пытаются сохранять нейтралитет и не провоцировать гнев власти, отошли от общественной жизни, заняв себя «бесплодной наукой», а ведь совершенно не этого хотел Лермонтов.
«Дума», тема которой раскрывает характер всего поколения 1830-х годов, посвящена общественному поведению человека, она является криком измученной души поэта.
Полный анализ стихотворения "Дума" (М.Ю. Лермонтов)
История создания
Поэт приступил к написанию этого произведения в свои 24 года, когда являлся уже достаточно зрелым человеком, с определившимися взглядами на жизнь. Закончил автор его в 1838 году. В этот период жизни Михаила Юрьевича очень волновали проблемы нынешнего поколения, которое он считал безнравственным и потерянным. Он не видит перспектив в будущем, но и не может похвастаться прошлым.
Такой себе переломный период в жизни и творчестве автора очень отразился на его поэзии. В каждой строке мы можем прочувствовать его настроение и взгляды на жизнь.
Анализ кратко
«Дума», написанная в 1838 году – это одно из обличительных гражданских произведений в лирике Михаила Юрьевича Лермонтова. Поэт яро выражает свою гражданскую позицию. Лермонтов во многих стихотворениях выказывает свое презрение придворному свету. В негуманном, жестоком и пустом обществе ценится только бездеятельность и повиновение.
Оттого Лермонтов скорбит о судьбе нового поколения. С первых строк поэт будто смотрит на молодых издалека, предрекая их печальную участь. Но уже во втором четверостишии начинает звучать местоимение «мы». Лермонтов будто берет на себя ответственность за бездеятельность и пустоту поколения, объединяясь с ним.
Молодые люди полны огня, таланта и решимости. У них есть все, чтобы стать индивидуальностями, но окружающий мир не хочет принимать сильных личностей и подавляет их. Исход восстания на Сенатской площади 1825 года показал, что власть может подавить пылающий огонь протестующих.
Новое поколение не желает повторять ошибок отцов и живет в бездействии, порожденном страхом и неведением.
Стихотворение «Дума» полно сочувствия и содержит предостережение потомкам. Если народ не станет противостоять власти и неугодному порядку, он будет потворствовать преступлениям, духовному и личностному разложению.
9 класс
Жанр, размер
Здесь трудно выделить определенный жанр, поскольку просматриваются черты элегии, но в то же время его можно назвать и сатирой.
Автор обращается к шестистопному ямбу при написании стихотворения, но переходит местами на пятистопный, и четырехстопный. Рифму использует перекрестную, что весьма характерно для его творчества.
Стихотворение состоит из пяти строф, которые вмещают в себя разное количество строк. Благодаря этому, стихотворение читается достаточно медленно.
Настроение общества первой половины 19 века
- 1838 – год написания «Думы»
- — это время жесточайшей цензуры всей общественной жизни России со стороны полиции и цензурного аппарата, контролируемого самим императором.
- После настала эпоха разочарования и неверия в светлые идеалы, отсюда в обществе царили апатия, и бесцельность существования.
- Несмотря на экономический подъем (именно в этом году впервые было открыто железнодорожное сообщение между Петербургом и Царским Селом), любое проявление вольнолюбия
пресекалось на корню. «Поймут ли, оценят ли грядущие люди… всю трагическую сторону нашего существования», — писал Герцен о той эпохе.
Сам поэт
за смелое изъявление мыслейбыл сослан на военную службу на Кавказ . Именно там произошла знаменательная встреча Михаила Лермонтова с бывшим декабристом, который поразил поэта цельностью своей натуры, несгибаемой волей и верой в то, что «Россия воспрянет ото сна». С этого момента начинается история создания «Думы».
Темы и проблемы произведения
Темы в этом произведении поднимаются достаточно важные и актуальные.
Основной темой можно выделить жизнь современности. Автор подчеркивает всю бессмысленность существования, не имея ни идеалов, ни целей, ни стремлений. Люди живут просто для того, чтобы жить. Ему неприятно это осознавать, но он смирился, поскольку понимает, что один не в состоянии что-либо изменить. Он с презрением смотрит на свое окружение, поскольку совершенно не видит будущего для него.
Второй темой понимается «проблема отцов», что глядя на их опыт, молодое поколение начинает бездействовать. Научившись на ошибках старшего поколения, они не хотят повторить их снова. Поэтому выбирают другой путь – бездействовать и молчать.
- Богаты мы, едва из колыбели,
- Ошибками отцов и поздним их умом,
- И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
- Как пир на празднике чужом.
Лирический герой презирает власть и свое окружение. Он подавлен потому, что ему больно осознавать то, что он ничего не сможет оставить наследникам.
Средства художественной выразительности
В стихотворении использованы средства, художественной выразительности, помогающие Лермонтову ярче, рельефнее выразить свою мысль. Преобладают негативные олицетворения.
- Эпитеты: грядущее, богаты, ровный, чужом, созрелый, постыдно равнодушны, лучшие, промотавшимся отцом.
- Олицетворения: пусто, темно (о будущем целого поколения) наукою бесплодной, осмеянных страстей, Восторгом сладостным, зарытый скупостью и бесполезный клад, холод тайный, роскошные забавы, добросовестный, ребяческий разврат. мысли плодовитой, Насмешкой горькою;
- Метафоры: мы вянем, иссушили ум, огонь кипит,
- Сравнения: жизнь томит, как путь без цели, Так тощий плод
- Гипербола: презренные рабы.
- Антитезы: к добру и злу; надежды лучшие – неверие; и ненавидим мы, и любим мы; ни злобе, ни любви, холод – огонь.
В заключение анализ стихотворения Лермонтова «Дума» вспомним о том, что Белинский высоко оценил художественные достоинства и идейное содержание этого произведения.
Наряду с «алмазною крепостию стиха, громовою силою бурного одушевления, исполинскою энергиею благородного негодования и глубокой грусти», известный русский критик отмечал, что в этом стихотворении люди «нового поколения» найдут разгадку «собственного уныния, душевной апатии, пустоты внутренней…».
Композиция
Композиционно стихотворение делится на пять строф, но как таковая связь между ними отсутствует. Единственное, что объединяет их вместе, это поднятие одной темы и проблемы.
Автор передает отношение к современному поколению, к которому н так же причисляет и самого себя. Подобная честность похвальна. Он не лицемерит, и не пытается себя оправдать.
Он вызывает чувство жалости, потому что его внутреннее разочарование и отсутствие веры в будущее, полностью передается читателю.
- Печально я гляжу на наше поколенье!
- Его грядущее — иль пусто, иль темно,
- Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
- В бездействии состарится оно.
Проблематика
Проблемы стихотворения вытекают из основной идеи. Это пороки людей, которые поэт осуждает.
- Лицемерие. Страх перед обществом, нежелание быть осмеянными привели к сокрытию истинных чувств и душевных порывов современниками Лермонтова. Безусловно, такой подход к жизни лишает человека удовольствия, радости, искренности. Чтобы не потерять нить коммуникации с обществом, людям приходилось изображать наигранные эмоции, озвучивать только циничные речи. Это не позволяло раскрыться молодой и мятежной душе. За ролью терялись настоящие, возможно, великие личности, а радость молодости просто проходила мимо.
- Праздность. Дворянам не нужно было работать, отдавать долг Отчизне. У них было всё для хорошей жизни. И это «всё» обеспечивал непосильный крестьянский труд. Труд людей, которых не знали, но презирали. Безделье несёт за собой только развращение. Именно это происходило с ровесниками Лермонтова. Зачем стремиться к лучшему, развивать и прославлять страну, если и так всё есть?
- Равнодушие и цинизм. Лермонтова, обладающего тонкой душевной организацией, возмущала пустота современников. Они были остры на язык, не боялись задеть или оскорбить окружающих едкими высказываниями, которые, впрочем, несли мало смысла. Ничто не могло задеть их чувств, которых, вероятно, просто не было. Даже любовь была скорее случайностью и проходила быстрее, чем появлялась.
- Бессмысленность существования. Поколение, к которому относился и сам Лермонтов, не задумывалось о смысле жизни. Их целью была успешность в глазах других. Надменное выражение лица, высокопарная речь – всё, что нужно. Светские сплетни, интриги и заговоры – все интересы. Лирического героя страшат последствия такого поведения. А именно укор сыновей, обращённый к промотавшимся отцам.
Образы
Под «ошибками отцов» автор подразумевает восстание в 1825 году, которое научило будущее поколение не бороться за свои права, и не выражать свое отношение к той или иной ситуации. Им неведомо чувство справедливости и чести.
В образе лирического героя мы видим современное общество, но он не разделяет их взгляды. Ему грустно от того, что он видит столько недочетов в мыслях и поведении своих ровесников. Его беспокоит проблема будущего, что он не сможет оставить ничего после себя. Грустно же ему от того, что он не в силах что-то изменить. Он стал своего рода заложником времени, в котором родился, живет и творит.
Характеристика произведения “Доктор Живаго” Пастернака Б.Л.
В образе толпы мы видим людей, у которых нет ни смысла, ни цели в жизни. Они просто живут, совершенно не задумываясь о будущем. Лирического героя настолько подавляет вся эта атмосфера, что он и себя начинает относить к людям этой толпы.
Художественное своеобразие произведения
В данном произведении поэт не отделяет себя от своего поколения. Но в отличие от многих его представителей, равнодушных и пассивных, «как тощий плод, до времени созрелый», он хочет оставить свой след в истории. Он непрерывно работает. И в «Думе» достигает новых вершин в изображении окружающего мира и общества.
Стихотворение имеет острую социальную направленность, декламационно-обличительный характер и высокую степень откровенности.
Белинский писал, что стихи эти «вышли из глубины оскорблённого духа: это вопль, это стон человека, для которого отсутствие внутренней жизни есть зло».
Основная мысль произведения
Основную мысль произведения автор доносит до нас через лирического героя, который разочарован во времени, в которое ему суждено было родиться. Здесь показывается безнравственное поколение, которое не ценит ничего. Ни любовь, ни ненависть не имеют для него никакого значения. Поколение бесчувственных циников, которые не оставят ничего после себя.
Да и что они способны оставить? Если у них у самих нет никаких целей и увлечений. Полное отсутствие мечты и желания развиваться – это то, что буквально убивает нашего лирического героя. Ему безумно больно понимать то, что это поколение обречено, но и он является частью этой бездушной толпы.
Он прекрасно понимает, что в одиночку он ничего не добьется. Остальные же, наученные горьким опытом своих предков, выбирают вариант не жить, а просто существовать. Им кажется, что так легче.
На самом же деле человек, лишенный способности мечтать, не способен оставить после себя ровным счетом ничего.
Лингвистический анализ стихотворения
Автор стихотворения «Дума» — русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841).
Разочарования в действительности, тоска по идеалу свободной личности питали его ранние романтические стихи и зрелую лирику («Дума», «Пророк», «И скучно и грустно»; поэма «Мцыри»). Многие произведения Лермонтова пронизаны патриотическими чувствами.
Он ввел в русскую поэзию стих, отмеченный небывалой энергией мысли и мелодичностью. Многие произведения Лермонтова нашли отражение в русской музыке, изобразительном искусстве, кино.
Заглавие стихотворения — «Дума». В заглавии отражена основная мысль стихотворения, которая тесно связана с его темой — это размышление о судьбах поколения. Стихотворение не зря названо «Дума». Это не просто размышления по поводу какого-либо события, это именно дума — тяжелая, постоянная мысль, не дающая покоя человеку, являющаяся фоном, на котором проходит вся его жизнь.
Связь между четверостишиями и частями стихотворения поддерживается общей темой и эмоциональным строем. Каждое четверостишие — законченное предложение.
В первой части стихотворения основную эмоционально-смысловую нагрузку несут слова ораторского стиля: «печально», «томит», «вянем», «познанья», «сомненья», «добру», «злу» и прочие. Выразительны резкие оценочные эпитеты: «постыдно», «позорно». Они подготавливают высокую романтическую ноту, которой заканчивается первая часть:
Так тощий плод, до времени созрелый, Ни вкуса нашего не радуя. ни глаз, Висит между цветов, пришелец осиротелый, И час их красоты — его паденья час!
Во второй части слова ораторского стиля отсутствуют, их заменяют слова стиля элегического. Выразительный эффект достигается употреблением контрастирующих слов: «ненавидим» — «любим», «холод» — «огонь».
В последней части вновь появляются слова ораторского стиля в сочетании с лексикой, носящей философский оттенок: «ни мысли плодовитой», «судьи», «гражданина» и т. д.
Чем более развенчивается поколение, тем прозаичнее становится стиль.
Все это позволяет говорить о жанровом своеобразии стихотворения. Это не традиционная элегия, для которой характерно единство стиля и интонации, не философская элегия, не гражданская ода. Содержание стихотворения не вмещается в границы какого-либо определенного жанра.
Лермонтов не отделяет себя от поколения, поэтому в стихотворении нет слов «я» и «вы», но есть слово «мы». Именно в этом заключается трагедия поэта, неотделимая от трагедии и времени, поколения и страны.
Жанровое многообразие и композиционное построение
Не будет большим преувеличением утверждать, что «Дума» Лермонтова создана в особом литературном жанре , форма которого предопределена поэтами-декабристами.
Всё построение «Думы» основано на развитии мысли
. Вначале поэт отстраненно от своего лица судит и упрекает современников. Но уже после первого четверостишия автор замыкает круг на себе, определяя свою принадлежность к поколению лишних людей: «мы вянем без борьбы…», «мы иссушили ум…», то есть это не взгляд человека со стороны, а откровения личности, являющейся членом этого общества.
Композиция стихотворения
выстроена в форме обвинительного приговора – сначала выносится вердикт, затем следует его обоснование. Каждое новое четверостишие – это законченная мысль, а строфы объединены не только единой темой, но и страстным обличительным эмоциональным накалом.
Произведение состоит из трех частей:
- Первая – это прорисовка темы и описание молодых сверстников, здесь автор еще разделяет «я» и «они».
- В центральной — второй части — грань размывается и выстраивается единое «мы».
- В третьей — финальной — звучит тема грядущего.
Внимание!
Стихотворение написано высоким слогом, который использовали для написания оды. Это шестистопный ямб, или «александрийский стих». Выбранный размер подчеркивает значимость мыслей и обращений поэта, течение стиха, благодаря ямбической стопе, становится величаво неторопливым и замедленным.
Тема замкнутого, уставшего и непонятого лирического героя
, присущая музе Лермонтова, звучит и в «Думе», где он предстает в роли ни сколько обличителя, сколько персонажа, осознающего своё истинное положение в обществе. Грустное элегическое раздумье сменяется безрадостным обобщением, за романтичными нотами следует горький сарказм. Осуждая общество, в котором живет лирический герой, он одновременно судит и себя — иронично и беспощадно.