Анализ повести «Сотников» В.Быкова

Большинство произведений Василя Быкова рассказывают о Великой Отечественной войне. Это во многом объясняется тем, что автор сам через нее прошел.

Он задевает вопросы нравственности, описывая поведение человека в бесчеловечных условиях.

Анализ произведения «Сотников» поможет школьникам во время подготовки к уроку и объяснит, почему эта повесть одна из самых правдивых и психологичных произведений о войне.

Краткий анализ

Анализ «Сотников» Быкова следует начинать с истории создания. Она затрагивает реальную жизнь поэта и описывает его переживания.

  1. Повесть была написана в 1869 году, первая публикация состоялась в 1970 году. Причиной написания стала встреча автора с однополчанином. Его всего считали погибшим, хотя в действительности мужчина попал в плен и предал родину. С момента встречи и до создания повести прошло 20 лет.
  2. Тема — нравственность и последствия принятых решений, проблема жизни и смерти.
  3. Композиция — двухчастная, строится на сравнении двух центральных персонажей.
  4. Жанр — повесть.
  5. Направление — реализм. Произведение строится на событиях, что произошли в реальной жизни.

После публикации повесть получила положительные отзывы критиков. Даже Папа Римский вручил Василю Сотникову специальную награду католической церкви за произведение. Это только подчеркивает ее нравственность и то, что автор вложил в своего «Сотникова» одну из основных религиозных идей — понимания и прощения.

История написания

Создание повести непосредственно связано с реальной жизнью автора. В 1944 году он встретил своего однополчанина, которого считал погибшим. Как стало известно, солдат не умер, а попал в плен. Там, чтобы остаться в живых, он согласился сотрудничать с противником.

Анализ повести «Сотников» В.Быкова

В прошлом Василь считал этого человека образцовым и в полку его ставили в пример. После мужчине дали звание героя и ставили в пример новоприбывшим солдатам. Все считали, что он умер, выполняя свой долг.

В конце войны он же попал в плен, как прислужник власовцев и был совершенно потерян и угнетен морально. Мужчина честно рассказал писателю, что сначала просто старался выжить и всей душой верил, что у него получится сбежать, а потому не проявлял жестокости и не стрелял.

Цена решения оказалась ужасной, ведь он до конца жизни теперь будет считаться предателем.

Разговор так сильно потряс Быкова, что он создал повесть, в которой хотел показать читателю две грани выбора, что делает человек. За основу образа Рыбака лег его реальный товарищ.

Автор при этом не осуждал ни его, ни чьих-либо еще поступков и был нейтрален в своих суждениях.

Писатель часто вгоняет своих персонажей в сложные жизненные ситуации, в которых они просто вынуждены делать судьбоносный выбор и он не всегда оказывается верным.

Василь Владимирович сам прошел через войну и знает обо всей ее жестокости и нечеловечности, а потому всегда очень правдоподобно описывает понятия, что ему хорошо известны:

  • трусость и героизм;
  • страх и предательство;
  • сила воли и нравственный выбор.

В начальной версии Быков назвал произведение «Ликвидация». Но спустя время автор решил сделать акцент в названии на центральном персонаже.

Работа над произведением была завершена в 1969 году. После публикации в 1970 году критики положительно приняли повесть.

Жанр и направление

Анализ повести «Сотников» В.Быкова

По жанру «Сотников» является повестью, а по литературному направлению относится к реализму. Произведение основано на настоящей истории, произошедшей в года Великой Отечественной войны. Писатель оголяет весь смысл партизанских отрядов, их цели и методы работы. Потому как он сам был на войне, многие события описываются от первого лица.

Быков после публикации говорил, что философский подтекст произведения основывается на идеях экзистенциализма, то есть человеческая жизнь считается непостижимой разуму, иррациональной. Два разных человека оказались в одинаковых условиях, и пусть один погиб, а другой остался в живых — они оба обречены.

Основная тема

Быков, говоря об основных темах повести, вспоминал, что его в первую очередь интересовало описание двух моральных проблем. Их можно сформулировать следующим образом:

Анализ повести «Сотников» В.Быкова

  1. Что такое человек перед уничтожающей силой бесчеловечных обстоятельств?
  2. На что он способен, когда возможности защитить жизнь исчерпаны им до конца и предотвратить смерть невозможно?

Именно ответы на эти вопросы искал автор в своем произведении. Действительно, в истории повествуется о двух товарищах-партизанах, которых отправили за пропитанием для отряда.

Обстоятельства, в которых оказываются персонажи, кажется, становятся все сложнее с каждой минутой: болезнь, раны, голод — все это выбивает их из колеи. Но и настоящее лицо человека и друга познается в беде.

И поэтому Быков берет за основу ситуацию, где не могло быть третьего решения: живой предатель или погибший герой.

Рыбак решает, что во всем, что относится вопроса жизни «каждый сам за себя «и этим он оправдывает свое мнение. Желание жить, моральная незрелость или инстинкт самосохранения, но что-то не дало персонажу сделать последний шаг, умереть, но не чувствовать мук совести.

Писатель так детально выстроил ситуацию, что желания осуждать Рыбака за предательство не возникает. Читатель невольно начинает думать, а как бы он поступил на его месте. Повесть не учит осуждению или оценки действия.

Наоборот, она показывает, что любой человек заслуживает доброты и сочувствия.

Суть и идея произведения заключается в том, что, сделав выбор, приходится нести ответственность за его последствия. Погибнуть или перешагнуть грань морали, потеряв себя — это выбор каждого.

Писатель описывает двух молодых мужчин, которые в одних условиях воспитывались, жили, росли и учились всему, пока формировались их характеры и ценности.

Но при этом в плену Сотников сумел остаться преданным родине, стойко выдержал все пытки и принял смерть, а его друг поддался искушению и наслал смерть на своих товарищей. Писателя всегда интересовало психология и поведение человека в условиях войны, в жестоких условиях.

Проблема нравственного выбора в повести «Сотников», война и ее влияние на судьбы людей и цена жизни — это тематика повести.

Композиция произведения

Композиция повести двухчастная: она поделилась на «до» и «после» того, как два партизана попали в плен. Она строится на противопоставлении двух центральных персонажей — Рыбака и Сотникова .

  • Анализ повести «Сотников» В.Быкова
  • Проблематика произведения построена на это же: как себя чувствует человек перед самым важным выбором в своей жизни.
  • Диалоги между персонажами, их воспоминания и раздумья были вставлены, чтобы раскрыть, казалось бы, два похожих мировоззрения, но с совершенно разными нравственными убеждениями. Повествование описывает события только двух дней, но содержание выглядит более объемным и насыщенным событиями за счет того, что автор вставил:
  • отрывки сознания;
  • диалоги героев с совестью;
  • сцены из прошлого;
  • описал сны персонажей.

Василий Быков правдиво раскрывает персонажей с разных сторон, не тая правды он то приближает, то отдаляет каждого из героев, давая читателю сильнее понять их характер и взгляды на жизнь.

Сначала сам Рыбак предстает душевным человеком, он помогает больному Сотникову, делиться с ним последней едой и даже не оставляет раненым умирать в лесу.

Но последнее герой уже делал с мыслями о том, что же о нем подумают другие партизаны, брось он его тут в лесу. После погони он впервые почувствовал страх за свою жизнь.

Анализ повести «Сотников» В.Быкова

Когда героев нашли на чердаке у Демчихи, Рыбак хотел, чтобы первым встал Сотников. Но тому стоило слишком больших усилий подняться на ноги и он встал первым. На допросе трусость героя дает о себе знать все сильнее.

Он говорит полицаям только правду и тем самым выдает немцам все тайны и предает боевых товарищей. Но герой, несмотря на то что потом убил Сотникова, так и не стал очередным слепым предателем.

Его мучила совесть, он мечтал про побег и месть оккупантам.

Иным представлялся Сотников, он с самого начала был упрямым и своевольным. Но он пошел на опасное задание, так как другие не хотели. Мужчина выдержал все трудности с гордостью и до последнего не сдавал однополчан и хотел спасти Демчиху. Он был способен умереть во имя подвига. Ведь если ты не можешь достойно принять смерть, зачем тогда вообще жизнь.

При этом в повести совершенно отсутствует оценка автором героем, его отношение к ним и описываемым событиям.

Он рассказывает о них, раскрывая сущность персонажей, но не приводя свои аргументы в чью-либо пользу.

Перед читателем открываются тонкие и психологически точные картины, у Быкова дар создавать героев близкими, родными и страшно несчастными. Эта относится ко всем работам писателя на военную тематику.

В становлении человека первоосновой должны стать благородные идеалы людей, боровшихся и отдавших жизнь за будущее своего народа и своей страны. Анализ произведения поможет в составлении сочинения по повести, конспекта или же стихотворения на основе своих впечатлений.

Анализ произведения «Сотников»: история создания, тема, проблематика и жанр произведения В. Быкова

Большинство произведений Василя Быкова рассказывают о Великой Отечественной войне. Это во многом объясняется тем, что автор сам через нее прошел.

Он задевает вопросы нравственности, описывая поведение человека в бесчеловечных условиях.

Анализ произведения «Сотников» поможет школьникам во время подготовки к уроку и объяснит, почему эта повесть одна из самых правдивых и психологичных произведений о войне.

Краткий анализ

Год написания – 1969 год. В 1970 году повесть опубликована в редакции “Нового мира”.

История создания – повесть написана на основе встречи Быкова с однополчанином, который считался погибшим, но на самом деле попал в плен и стал предателем. Двадцать лет прошло с момента встречи до воплощения сюжета в творчестве автора.

  • Тема – цена выбора, жизнь и смерть, проблема нравственного выбора и его последствия.
  • Композиция – двухчастная композиция, построенная на сопоставлении двух главных героев.
  • Жанр – повесть.

Направление – реализм. Быков описывает прошедшую войну, судьбы людей, основанные на реальных событиях.

История создания

Сюжет повести Быкова “Сотников” взят из реальной жизни: после встречи писателя в 1944 году с однополчанином, считавшимся погибшим. Оказывается его боевой товарищ попал в плен, а после, чтобы выжить, согласился на сотрудничество.

Читайте также:  Как Вы относитесь к известной формуле, оправдывающей дурные поступки: «среда заела»?

https://www.youtube.com/watch?v=nU6E59BKVBw

Вспоминая прошлое, автор рассказывает о том, что этот человек считался образцом и примером для однополчан, “посмертно” его наградили как героя и ставили в пример молодым бойцам. Все были уверены, что он погиб.

И вот в конце войны он оказался в плену, как прислужник власовцев, потерянный и морально угнетённый. Товарищ честно рассказал Быкову, что поначалу думал, что удастся сбежать, не стрелял в людей, не проявлял жестокости, пытался выжить.

Цена такого выбора слишком страшна, чтобы до конца жизни быть предателем.

Эта встреча настолько взволновала писателя, что он “списал” образ Рыбака с боевого друга и постарался показать обе грани выбора, который делает человек, не осуждая, не оценивая чужих поступков. Василий Быков часто ставит своих героев в экстремальные ситуации, на самую грань, когда человек вынужден принять судьбоносное решение.

Писатель, прошедший войну, знает её в лицо и пишет правдиво и остро о том, что ему близко: героизм и трусость, опасность и предательство, сила характера и нравственный выбор.

Первоначально повесть была названа “Ликвидация”. Однако позже автор акцентировал смысл названия на главном герое.

Критика приняла повесть положительно, Быков был известен, как мастер слова, опытный и талантливый писатель.

Второстепенные персонажи

Петра выбрали старостой, но он по натуре своей не предатель. Он знал, на что шел, но уверен, что поступил правильно, и односельчане когда-нибудь это поймут. Согласился на эту должность, чтобы жителям деревни жилось легче во время оккупации. Петр прятал от немцев еврейскую девочку Басю, которая погибает из-за национальной принадлежности.

Демчиха, еще одна героиня повести, является матерью троих детей. Она много работала, чтобы они были одеты и накормлены. Когда партизаны пришли к ней в дом, она не прогнала их, а накормила и помогла в уходе за раненым.

На казнь шла спокойной и непобежденной, издевательства врагов не сломили ее дух, и она не выдала старосту, прятавшего Басю.

Тема

История о двух товарищах-партизанах, которые отправляются за провизией для отряда, развивается стремительно. Обстоятельства, которые окружают героев усложняются с каждым шагом: болезнь, голод, ранение. Именно “в беде” познаются товарищи. Поэтому автор выбрал ситуацию, в которой не может быть третьего решения: быть живым предателем или мёртвым героем.

Наташа Ростова и Пьер Безухов в романе «Война и мир» сочинение на тему любви и взаимоотношений героев

В ситуации, которая касается жизни, “каждый за себя”, именно так решает Рыбак, пытаясь оправдать свою позицию.

Инстинкт самосохранения, моральная незрелость, жажда жизни – что-то не даёт герою сделать последний шаг, тот, который мог бы спасти его от совести.

Автор построил повествование так, что читатель воспринимает ситуацию детально и не берётся осуждать предательство Рыбака, невольно приходит мысль: “А какой выбор сделал бы я?”.

Осуждать и оценивать – это не то, чему учит нас повесть; сделать выбор и нести ответственность за его последствия, перешагнуть грань, за которой человек теряет себя или погибнуть – вот суть и идея произведения.

Быков показывает двух молодых людей, которые воспитаны в одинаковых условиях, они росли и формировали свои характеры, зрели и учились жизни.

  Золушка – краткое содержание для читательского дневника

Однако в плену Сотников смог остаться человеком, выдержал пытки и достойно принял смерть, а его товарищ сломался, предал своих, стал палачом своим товарищам.

Страшная правда войны, ставящая человека в нечеловеческие условия – это то, что всегда интересовало писателя.

Таким образом, тематика повести: нравственный выбор человека, война и её роль в судьбах людей, цена человеческой жизни.

Жанр и направление

По жанру «Сотников» является повестью, а по литературному направлению относится к реализму. Произведение основано на настоящей истории, произошедшей в года Великой Отечественной войны. Писатель оголяет весь смысл партизанских отрядов, их цели и методы работы. Потому как он сам был на войне, многие события описываются от первого лица.

Быков после публикации говорил, что философский подтекст произведения основывается на идеях экзистенциализма, то есть человеческая жизнь считается непостижимой разуму, иррациональной. Два разных человека оказались в одинаковых условиях, и пусть один погиб, а другой остался в живых — они оба обречены.

Композиция

Композиция повести двухчастная: действие разделено на “до” и “после” того, как герои попадают в плен. На этом же строится и проблематика произведения: каков человек перед самым страшным выбором в своей жизни? Вся композиция построена на противопоставлении двух героев Сотникова и Рыбака.

Их диалоги, внутренние монологи, воспоминания из прошлого – призваны раскрыть два, с виду похожих, мировоззрения, но абсолютно не совпадающих нравственных позиций. Повествование, вмещающее всего двое суток, кажется объёмнее и насыщеннее благодаря авторским приёмам: сны, отрывки сознания, разговор героев с совестью, сцены из прошлого.

Писатель раскрывает персонажей многогранно и правдиво, то приближая, то отдаляя каждого из них, чтобы глубже понять их характер, поступки, жизненную философию.

Нет ни оценки автора, ни намёка на его отношение к героям, только события в плену показывают сущность героев.

Картины, которые открываются читателю тонкие и психологически точные, у писателя есть замечательный дар – делать героев родными, близкими и пронзительно несчастными. Эта особенность свойственна всем произведениям военной тематики В. Быкова.

Основные персонажи повести

Главные герои:

  • Сотников – бывший командир артиллерийского батальона, до войны закончил учительский институт; красноармеец, партизан; был повешен полицаями.
  • Рыбак – бывший старшина пехоты; красноармеец, партизан; чтобы избежать смерти, согласился стать полицаем.

Другие персонажи:

  • Петр Качан – староста села Лясины, поневоле стал прислуживать немцам.
  • Авгинья Демчиха – мать четырех детей; спрятала Сотинкова и Рыбака, из-за чего попала к полицаям и была повешена.
  • Портков – следователь у полицаев, который допрашивал пленников.

Жанр

Для воплощения своей творческой идеи Быков выбрал именно повесть. Она больше всего подходит для реалистичного сюжета, небольшого по объёмы описываемого отрезка времени. События, описываемые автором достойны романа, они монументальны в плане раскрытия характеров и судеб людей.

Но своеобразное ограничение по жанру было вполне оправдано. Это излюбленный жанр Быкова, его привычная форма, она традиционна и универсальна для писателя. Повествовать о войне так, как это делает Быков, масштабно и правдиво, в рамках далеко не простого жанра повести – особое искусство.

  1. Предыдущая
  2. Сочинения«Вечером» анализ произведения Аверченко – жанр, чему учит рассказ
  3. Следующая
  4. Сочинения«Макар Чудра» анализ рассказа Горького – смысл, направление, история создания произведения

Сюжет повести «Сотников» Быков

«Сотников» Быков краткое содержание произведения:

Глава 1

Рыбак и Сотников шли лесом, «по глухой, занесенной снегом дороге». Сотников едва тащился: он был сильно простужен, кашлял. Рыбак спросил, почему тот согласился идти на задание. Сотников ответил: «Потому и не отказался, что другие отказались».

  • Глава 2
  • После недавнего перехода шоссе, когда Рыбаку и Сотникову выпало прикрывать отход отряда, красноармейцы сблизились и последние дни держались вместе.
  • Глава 3

Мужчины вышли к деревне. Женщина, жившая в крайней избушке, сказала, что деревня называется Лясины и показала, где живет местный староста – Петр Качан. Рыбак и Сотников, не стучась, зашли в дом старосты.

Хозяин не был удивлен. На вопрос Рыбака служит ли он немцам, Качан ответил, что «приходится». На стене в доме висела фотография сына старосты, который ушел на фронт.

Рыбак отметил, что староста опозорил своего сына, боровшегося против немцев.

Жена старосты накрыла на стол. Сотников отказался есть, он чувствовал себя очень плохо. Рыбак же с охотой поел. Красноармейцев удивило, что в доме старосты была Библия.

Глава 4

Рыбак сказал хозяину выйти с ним на улицу. Хозяйка начала причитать, но Сотников не поддавался на это. Красноармеец помнил, как в прошлом году «чрезмерная доверчивость к такой же вот тетке едва не стоила ему жизни»: та женщина предложила его накормить, и пока солдат ел, позвала полицаев. Рыбак забрал у старосты овцу.

Глава 5

Мужчины выдвинулись обратно. У Рыбака появилось легкое недовольство напарником: без него он бы ушел далеко. Мужчины долго шли по полю, но нужной дороги все не было.

Рыбак заметил приближающихся людей и скомандовал Сотникову бежать. Рыбак не успел сориентироваться и оказался на той дороге, по которой ехали полицаи.

С овцой на спине он еще быстрее побежал вперед, преодолел пригорок, оставив Сотникова позади.

Преследователи начали стрелять. Рыбак спешил вперед, но в последний момент опомнился, бросил овцу и решил вернуться к товарищу.

Глава 6

Сотников, пытаясь убежать, был подстрелен в бедро. Сев на снегу, мужчина начал стрелять в преследователей, пытаясь их задержать. Он не боялся смерти – «страшно было стать для других обузой». Сотникову становилось все хуже, как он неожиданно услышал рядом голос Рыбака.

Глава 7

Рыбак и Сотников поползли к кустарнику. Рыбак, помогая товарищу, сам начал выбиваться из сил. Они едва вышли к дороге и направились в сторону рощи.

Глава 8

Сотников не чувствовал стопы, бедро мучительно болело, но он продолжал идти. Мужчины вышли к деревенскому кладбищу, зашли в ближайшую избу. Дома были только четверо детей. Дочь хозяйки сказала, что мамы Демчихи нет дома, угостила мужчин картошкой и огурцами.

Глава 9

Рыбак злился на Сотникова, так как не мог оставить раненого товарища на детей, и приходилось ждать прихода хозяйки. Вернувшись домой, Демчиха сердилась на незваных гостей, но увидев, что Сотников ранен, сделала ему перевязку. Рыбак заметил в окно троих полицаев. Демчиха сказала партизанам спрятаться на чердаке.

Когда полицаи обыскивали избу, Сотников начал громко кашлять. Партизанам пришлось сдаться.

Глава 10

Сотников не боялся, что его могут убить, но «мучительно переживал оттого, что так подвел Рыбака да и Демчиху». За то, что женщина спрятала «бандитов» полицаи ее тоже арестовали. По дороге Рыбак «проклинал себя за неосмотрительность». Он «уже отчетливо сознавал, что, если бы не Сотников, не его простуда, а затем и ранение, они наверняка добрались бы до леса».

Глава 11

«В том, что они пропали, Сотников не сомневался ни на минуту». Сотникова отвели к следователю Портнову, начали допрашивать. Пленник понял, что полицаи знают об их визите к старосте. Несмотря на напор следователя, Сотников отказался давать сведения о своем отряде. Тогда Портков вызвал Будилу – «здешнего полицейского палача».

Читайте также:  Мой любимый герой в «Слове о полку Игореве»

Глава 12

Рыбака и Демчиху заперли в подвале. В камере, куда посадили красноармейца, находился староста Петр. Рыбак старался придумать способ если не избежать, то хотя бы оттянуть наказание.

Рыбака вызвали на допрос. Он начал правдоподобно врать, назвав фамилию капитана другого отряда и сказав, что якобы их отряд находится в лесу. Довольный допросом Портнов сказал, что возможно помилует Рыбака, поможет ему вступить в полицию и служить Германии.

Глава 13

«Сотникова спасала его немощность: как только Будила начинал пытку, он быстро терял сознание». Пленному ломали кости рук, срывали ногти. Через полчаса пыток Сотникова бросили в камеру к старосте и Рыбаку. Рыбак подумал, что «если Сотников умрет, то его шансы значительно улучшатся. Он сможет сказать, что вздумается».

Рыбак попытался договориться с Сотниковым о том, чтобы они давали одинаковые показания, но тот отказался. Сотников, понимая, что товарища зовут в полицию, сказал: «Это же машина! Или ты будешь служить ей, или она сотрет тебя в порошок!».

Глава 14

После допроса Петр рассказал, что его просили выведать у Рыбака и Сотникова про отряд, но он отказал. После допроса к ним в камеру бросили еврейскую девочку и Демчиху.

Глава 15

Рыбак начал понимать, что «теперь выхода не было», хотя «всегда и всюду он ухитрялся найти какой-нибудь выход». «Нет, на гибель он не мог согласиться, ни за что он не примет в покорности смерть».

Глава 16

Сотников решил, что «завтра он скажет следователю, что ходил в разведку». Ему приснился отец, который, как показалось Сотникову, цитировал Библию.

Глава 17

Утром пятерых пленников вывели на улицу. Сотников крикнул вышедшему начальству: «Я партизан. Это я ранил вашего полицая. Остальные ни при чем. Берите одного меня». Но полицаи никак не отреагировало на его слова.

Рыбак заметил среди начальства Портнова и лично обратился к нему со словами, что ни в чем не виноват. Портнов подозвал Рыбака к себе, спросил, согласен ли он вступить в полицию. Рыбак согласился. «Сволочь!» – крикнул Сотников.

  1. Портнов распорядился вести пленных дальше, Рыбаку сказал «подсобить» Сотникову.
  2. Глава 18
  3. Сотникову было обидно за то, что он собирался спасти других.

На перекладине уличной арки висело «пять гибких пеньковых петель». По одному пленников «начали разводить вдоль виселицы». Сотников взошел на стоявший под петлей чурбан. Рыбак придерживал в это время подставку. Полицай накинул ему на шею петлю, радом громко плакала Демчиха. Рыбак сказал товарищу: «Прости брат!» – «Пошел к черту! – коротко бросил Сотников».

Глава 19

«Рыбак выпустил подставку и отшатнулся – ноги Сотникова закачались рядом, сбитая ими шапка упала на снег». После казни немцы начали расходиться «в бодром, приподнятом настроении, как после удачно оконченного, интересного занятия».

Увидев стоящего на тротуаре Рыбака, старший полицай приказал ему стать в строй. На минуту смешавшись, Рыбак присоединился к колонне. Он понял, что «из этого строя дороги к побегу уже не было» и «этой ликвидацией его скрутили надежнее, чем ременной супонью». «Теперь он всем и повсюду враг. И, видно, самому себе тоже».

Во время перекура Рыбак зашел в нужник, надеясь повеситься на ремне, но только сейчас вспомнил, что ремень забрали еще перед допросом. Вчерашняя мечта стать полицаем обернулась для него катастрофой. «Такова судьба. Коварная судьба заплутавшего на войне человека».

Заключение

В повести «Сотников» Василь Быков противопоставляет двух главных героев – Рыбака и Сотникова. С первых глав кажется, что активный, хитрый Рыбак более приспособлен к условиям войны, чем болезненный малоинициативный Сотников.

Однако с раскрытием персонажей становится понятно, что Сотников обладает большей нравственностью, духовной силой. До самой смерти он остается верен своим принципам, в отличие от Рыбака, который становится врагом самому себе.

Это интересно: Повесть «Иван» Богомолова была написана в 1957 году. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Иван» по главам, которое пригодится как для читательского дневника, так и при подготовке к уроку литературы. Это трагический и правдивый рассказ о мальчике-разведчике, который решил положить собственную жизнь в борьбе с фашистскими захватчиками.

Проблема нравственного выбора в повести В.В. Быкова "Сотников"

  • Урок литературы
  • 11 класс
  • с использованием современных образовательных технологий

«Проблема нравственного выбора в повести В.В. Быков «Сотников»

Гулимова Т.О.

  1. Учитель ГБОУ СОШ № 210
  2. Санкт-Петербург
  3. Задачи урока:
  4. Личностные
  1. совершенствование духовно- нравственных качеств, уважительного отношения к русской литературе;
  2. совершенствование умения решать познавательные задачи с помощью различных источников информации.

Метапредметные

  1. развивать умение понимать проблему, выдвигать гипотезу;
  2. развивать умение подбирать материал для аргументации собственной позиции, формулировать выводы;
  3. развивать умение работать с разными источниками информации.

Предметные

  1. развивать умение понимать связь литературных произведений с эпохой их написания, выявлять заложенные в произведении вневременные нравственные ценности и их современное звучание;
  2. развивать умение анализировать литературное произведение, определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров;
  3. развивать умение понимать и формулировать тему и идею произведения, нравственный пафос произведения;
  4. развивать умение характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  5. закрепление умения определять элементы сюжета произведения, роль изобразительно-выразительных средств языка;
  6. закрепление умения понимать авторскую позицию и формулировать свою позицию по отношению к ней;
  7. закрепление навыка отвечать на вопросы по прочитанному тексту, вести диалог
  8. закрепление умения писать сочинение, связанное с проблематикой изученного произведения.
  • Ход урока
  • Нравственный человек много делает ради
  • своих друзей и ради отечества, даже если бы
  •  ему при этом пришлось потерять жизнь.
  • Аристотель

       20 век – век глобальных перемен, катастроф, век революций и жесточайших войн. Это переломная эпоха в истории человечества.

Люди, попавшие в жернова истории, вынуждены были делать свой нравственный выбор: совершить благородный поступок и погибнуть, отказаться от своих нравственных принципов и сохранить себе жизнь. Что важнее – это каждый решал для себя сам.

Порой этот выбор был невыносимо тяжек, раздавливая человека, отступившего от понятий чести, справедливости и добра. Порой и порядочные, честные люди не могли совладать с естественным желанием спасти свою жизнь во что бы то ни стало.

Эпоха ломала человеческие души и крушила представления человека о морали, этике, заставляя отрекаться от привычных нравственных ценностей. И только те люди, которые сумел сохранить человеческое достоинство, которые остались верны своим убеждениям, которые не предали свои идеалы, достойны именоваться героями.

В повести Василя Быкова, как и во многих других произведениях 20-го века, проблема нравственного выбора является основной. Обсуждению этой проблемы мы и посвящаем сегодня урок литературы. Раскрыть тему нравственного выбора невозможно без сопоставительной характеристики главных героев повести – Сотникова и Рыбака.

(На доске) «… прежде всего и главным образом меня интересовали два нравственных момента, которые упрощенно можно определить так: что такое человек перед сокрушающей силой бесчеловечных обстоятельств? На что он способен, когда возможности отстоять свою жизнь исчерпаны им до конца и предотвратить смерть невозможно?»

  1. Слово о писателе (сообщение ученика)

Василь Владимирович Быков (1924 – 2003)

        Родился в деревне Бычки Ушачского района Витебской области в крестьянской семье. В июне 1941 года экстерном сдал экзамены за 10 класс. Война застала его на Украине, где он участвовал в оборонных работах. Во время отступления, в Белгороде, отстал от своей колонны и был арестован и чуть не расстрелян как немецкий шпион.

Воевал в составе армейского инженерного батальона. Призван в армию в 1942 году, окончил Саратовское пехотное училище. Осенью 1943 года присвоено звание младшего лейтенанта. Участвовал в освобождении Румынии, с действующей армией прошёл по Болгарии, Венгрии, Югославии, Австрии; старший лейтенант, командир взвода полковой, затем армейской артиллерии.

О войне в книге воспоминаний «Долгая дорога домой»  вспоминал так:

«Предчувствую сакраментальный вопрос про страх: боялся ли? Конечно, боялся, а, может, порой и трусил. Но страхов на войне много, и они все разные. Страх перед немцами — что могли взять в плен, застрелить; страх из-за огня, особенно артиллерийского или бомбежек. Если взрыв рядом, так, кажется, тело само, без участия разума, готово разорваться на куски от диких мук. Но был же и страх, который шел из-за спины — от начальства, всех тех карательных органов, которых в войну было не меньше, чем в мирное время. Даже больше»

В 1955 г. Окончательно демобилизовался из армии. С конца 1997 г. Жил за границей в политической эмиграции в Финляндии, Германии, Чехии. Похоронен в Минске.

Повесть «Сотников» была написана в 1970 году.

  1. Сравнительная характеристика Сотникова и Рыбака

– Сравните портреты героев. Какой вывод можно сделать?

Параметры Сотников Рыбак
Портрет, физическое состояние Физически нездоров Полон жизненных сил
Социальное происхождение Интеллигент, до войны работал учителем Деревенский парень, привык к тяжёлому крестьянскому труду
Выносливость, способность справляться с жизненными трудностями Преодолевает трудности партизанской жизни благодаря силе духа, упорству. Перед тем как попасть в окружение, подбил несколько танков. Преодолевает тяготы партизанского быта благодаря физической силе и крепкому здоровью
Как оказался в партизанском отряде
  1. По идейным соображениям;
  2. после того как трижды совершал попытки выйти из окружения;
  3. стремился бороться с врагом в любых условиях
Пошёл в партизаны, потому что так поступали многие; оставаться в деревне было опасно – его могли отправить в германское рабство
  • – Какие качества характера располагают к Рыбаку?
  • – В какой момент по отношению к нему появляется настороженность?
  • 2) У старосты

– Как в отказе Рыбака расстрелять старосту Петра, вопреки требованиям Сотникова, проявилось различие нравственных позиций товарищей? На чьей стороне автор?

Склонность к компромиссам

Сотников Рыбак
К компромиссам не склонен вообще. Готов идти на компромисс с врагом.
Прекрасно понимает законы войны: если ты пощадишь врага, то погибнешь сам; война диктует свои жёсткие условия Он терпимее к старосте Петру, служащему немцам.
Уже знает, что такое предательство. Пожалев старосту Петра, партизаны подставляют под удар самих себя. Ему недостаёт твёрдости характера и последовательности в своих действиях.
  1. – Как проявляют себя герои повести в эпизоде перестрелки с полицаями?
  2. – Почему струсивший было Рыбак всё же возвращается на выручку товарищу?
  3. (Только мысль о том, как он объяснит произошедшее командиру отряда, заставила Рыбака вернуться за раненым)
  4. Отношение к товарищу
Читайте также:  Стихи есенина про алкоголь и пьянство: лучшие стихотворения
Сотников Рыбак
Стреляет, задерживая врага и давая возможность товарищу уйти Хочет уйти, но возвращается, боясь объяснений в отряде
  • – Как ведёт себя Дёмчиха во время ареста партизан?
  • – Сравните поведение женщины и Рыбака.
  • (Дёмчиха не упрекает партизан в своей трагедии, несмотря на то, что её дети останутся круглыми сиротами.)
  • – Что тревожит каждого из героев?
Дёмчиха Рыбак Сотников
Винит в своей беде палачей-фашистов. Даже страх за детей не способен пересилить в ней ненависть к полицаям. В своих неудачах и аресте винит Сотникова, из-за которого он вынужден был вернуться и попал в плен к фашистам. Винит себя в аресте женщины и Рыбака.

– Как изображены в повести полицаи: Стась, Будила, Портнов?

– Найдите в тексте слова, дающие экспрессивную характеристику этих персонажей.

(Автор глубоко презирает предателей. Отступив от нравственных законов, они перестали быть людьми. Полицаи в повести «взвизгивают», «вызвериваются», «ощетиниваются», т.е. ведут себя, как шавки, выслуживающиеся перед своими хозяевами. Стась предал даже родной язык, говоря на дикой смеси белорусского с немецким»: «Яволь в подвал! Биттэ прошу!»)

– Какую роль в повести играет сцена допроса русского полковника, свидетелем которой оказался Сотников во время допроса в плену?

(Невозможны уступки злу во имя добра. Вступив на путь измены, впоследствии с него не свернёшь. Отказ полковника от любых компромиссов стал его последней победой над врагом. Поступок полковника – идеал поведения истинного патриота.)

– Что ужаснуло Рыбака, когда он увидел Сотникова, вернувшегося после допроса?

(Пётр: «Звери». Рыбак: это же самое будет с ним.)

– Какую позицию во время допроса избрал Рыбак?

(Подстраиваться, хитрить.)

– Что раздражает его в Сотникове? (Принципиальность.)

– А Сотникова? (Молчание. Сначала хотел взять все на себя, чтобы закрыть других.)

– Почему Рыбака не пытали?

– Чем закончится его путь?

– В чём видит Сотников причину падения (предательства) Рыбака? (Партизан он хороший, а человеческие качества не дотягивают.)

– Какой нравственный выбор делают Сотников и Рыбак?

Сотников Рыбак
Любую цену за возможность выжить не принимает. Ради жизни способен пойти на предательство

– Прокомментируйте сон героя.

Сон: отец во сне говорит: «Был огонь, и была высшая справедливость на свете…». Есть Высший суд, перед которым ответственны все без исключения. Мальчик в будёновке – олицетворение грядущего поколения: Сотников должен повторить подвиг русского полковника перед лицом будущего, передать завет грядущим поколениям.

(Сотников берёт на себя всю вину, пытаясь спасти других людей – для него важно достойно умереть, совершив добро.)

– Обратите внимание, как меняется лексика героя в финале. Отступает на второй план физическая немощь. Мы слышим голос мудрого, уставшего человека. В его речи звучат слова высокой духовности, вневременные.

  1. (Совесть – мерило поступков. Милость, терпеть, совесть, нравственность, Бтблия)
  2. – Нет слова Бог, не звучит молитва, но слова молитвы прочитываются в семантике текста. Пророк Исайи:

Горе тем, которые зло называют добром, и добро злом, тьму почитают светом, и свет тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое горьким!Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою!..Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло;Научитесь делать добро; ищите правды…

(Книга пророка Исаии: гл. 5: 20-21; гл. 1:16-17)

– Как будто звучат строки из отцовской Библии. Кажется, что взошёл Сотников не на эшафот, а на какую-то немыслимую высоту, с которой мог посмотреть без злости даже на Рыбака.

  • – Подтвердите текстом эту высоту Сотникова и падение Рыбака.
  • – Что видит Сотников с этой высоты?
  • (Природу, глаза ребёнка, церковь – мир, который его не предаст.)
  • – Почему Сотников, глядя на приготовленную ему петлю, думает: «Одна на двоих»?

(Рыбак собственноручно казнит товарища. И хотя он спасён от физической смерти, он обрекает себя на долгую, позорную смерть предателя, Иуды. Рыбак, как Иуда, пытается повеситься, и нигде иначе, как в уборной, среди вони человеческих отходов, даже готов броситься головой вниз, но не решается. Унизительное рабское существование становится для него пожизненным наказанием.)

На доске изображение старой церкви.

– Церковь… Опишите её… («Заброшенная людьми, но недалеко от деревни» – надежда на то, что может быть, люди снова обратят свой взгляд на неё, и, тогда вновь вернется то, что потеряли их души.)

– Глаза мальчика. В русской литературе есть художественный прием, который Блок позже назовет «встречей глаз». Искра – духовное понимание – преемственность здесь.

Л.Н. Толстого благодаря такой встрече глаз французский офицер не отправил на смерть Пьера Безухова. У Достоевского встреча светлых глаз Сонечки и темных Раскольникова объединяет их.

– В трудной ситуации выбора Рыбак оказался Иудой, предавшим и Сотникова, и товарищей, он сам определил цену своей жизни перед лицом грозившей смерти.

Сотников перед лицом неумолимой смерти делает единственно возможный для себя выбор заветов отца – спасения чести, совести, души.

И, как знать, может быть, будь в последние минуты жизни у Сотникова Библия отца, он перечитывал бы именно эти строки…

Прислушайтесь и вы к ним. Постарайтесь найти отзвук в собственной душе:

Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать…И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне…Входите тесными вратами; потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими;Потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их.

(Евангелие отМатфея: гл. 10:19, 28; гл. 7:13-14)

– Как вы понимаете финал повести?

(Оступившись один раз, человек уже не может остановиться, как бы он того ни хотел. Жизнь, купленная предательством, достойна только презрения. Человек, не изменивший своим нравственным убеждениям, даже погибнув, остаётся вечно живым в памяти потомков.)

      А) Слово учителя

Для прозы Быкова характерно противопоставление физического и нравственного здоровья человека. Однако ущербность души раскрывается не сразу, не в обыденной жизни: необходим «момент истины», ситуация категорического нравственного выбора.

В партизанскую разведку отправляются двое: полный жизненных сил Рыбак и не отличающийся мощью интеллигентный Сотников, сам вызвавшийся пойти на задание, несмотря на хворь. Сотников – сугубо штатский человек, до войны работавший учителем в школе.

Физическую силу ему заменяет упрямство и сила характера.

Рыбак же с 12 лет занимался тяжёлым крестьянским трудом, он легче переносил физические нагрузки и тяготы партизанского быта. Рыбак более склонен к нравственному компромиссу.

Он отказывается расстрелять старосту Петра, служившего фашистам. Но то, что хорошо в мирной жизни, губительно в условиях войны.

Сотников прекрасно понимает законы войны, он познал, что такое плен, предательство, потому на компромиссы с совестью не шёл.

Быков не жалеет чёрных красок для изображения полицаев: люди, отступившие от нравственных законов, перестают быть для него людьми.

Рыбак пытается перехитрить своего врага, не понимая, что уже вступил на путь предательства, потому что поставил собственное спасение выше законов чести, товарищества.

Шаг за шагом он постепенно уступает врагу, предавая сначала Дёмчиху, затем Сотникова. Сотников, в отличие от Рыбака пытается взять на себя вину других людей, чтобы спасти их, для него важно достойно умереть.

Как Христос, Сотников идёт на смерть за «други своя», во имя человечества. Как и Христос, он будет предан товарищем.

 Б) Оценка выступлений и работы учащихся на уроке.

(Отчёт о принятом в группе решении, о том, как работала группа. Оценивание работы в группах проводят сами учащиеся.)

  1.  В) Задание для тех, кто не сумел проявить себя в ходе семинара:
  2. – Дайте толкование следующим словам и выражениям: нравственность, нравственный выбор, честь, предательство, благородство, патриотизм.
  3.  Г) Записать вывод по теме урока в рабочую тетрадь. 
  4. Написать развёрнутый ответ на вопросы:
  5. – «В чём заключается суть подвига Сотникова?»
  6. – «Как Рыбак становится предателем?»
  7.  Приложение
  8. Задание к уроку по группам
  9. Задание для всех групп:

– Найдите в тексте повести портреты Сотникова и Рыбака, сопоставьте их. Чем отличаются герои повести друг от друга? Как каждый из них попал в партизаны?

– Как вы понимаете финал повести? Объясните его смысл.

1 группа:

– Как в отказе Рыбака расстрелять старосту Петра, вопреки требованиям Сотникова, проявилась разность нравственных позиций товарищей? На чьей стороне автор?

  • – Как проявляют себя герои повести в эпизоде перестрелки с полицаями?
  • 2 группа:
  • – Почему струсивший было Рыбак всё же возвращается на выручку товарищу?
  • – Какую роль в повести играет сцена допроса русского полковника, свидетелем которой оказался Сотников во время допроса в плену?
  • 3 группа:

– Как ведёт себя Дёмчиха во время ареста партизан? Сравните поведение женщины и Рыбака в этой ситуации?

– Как изображены в повести полицаи: Стась, Будила, Портнов? Найдите в тексте слова, дающие экспрессивную характеристику этих персонажей.

  1. 4 группа:
  2. – Какой нравственный выбор делает Рыбак, пытаясь спастись?
  3. Можно ли его назвать закоренелым негодяем?

– Какой нравственный выбор делает Сотников? Как он ведёт себя накануне смерти? Прокомментируйте сон героя.

– Почему Сотников, глядя на приготовленную ему петлю, думает: «Одна на двоих»?

Ссылка на основную публикацию