Анализ повести «палата № 6» (а. п. чехов)

Произведения Антона Павловича Чехова отличаются глубиной мысли, пониманием человеческой природы, философским осмыслением жизни.

Не стал исключением и рассказ «Палата номер 6», в котором в полной мере раскрыта нравственная проблематика, подняты многие важные социальные темы.

Предлагаем ознакомиться с анализом произведения по плану, который будет полезен ученикам 10 класса при подготовке к уроку по литературе и предстоящему ЕГЭ.

Краткий анализ

Год написания – 1892 год.История создания – Толчком к написанию повести послужила поездка Чехова на остров Сахалин, где он изучал быт ссыльных и каторжников. Однако основная мысль повести нашла свое отражение и с реалиями России времен правления Александра III.

Тема – Равнодушие и безучастность всего общества. Невежество, нежелание брать ответственность за свои поступки, одиночество.

  • Композиция – Композиция простая, имеет традиционное построение: экспозиция (описание больницы и ее обитателей), завязка (знакомство с доктором Рагиным), развитие событий (знакомство доктора с Громовым), кульминация (помещение Рагина в палату для душевнобольных), развязка (смерть доктора Рагина).
  • Жанр – Повесть.
  • Направление – Реализм.

Громов и рагин сравнение таблица. Спор громова и рагина

спросил его, как бы выдать Моисейке сапоги, чтобы он не ходил босой. Никита обещал передать эту просьбу смотрителю. Дверь в палату была открыта. Оттуда послышался возмущенный крик Громова, который кричал, что наконец-то доктор удостоил их своим присутствием. Громов кричал, что его надо убить, как гадину, вора и палача.

Рагин был озадачен таким приемом и стал уверять, что он ничего не крал. Громов стал возмущаться, что его держат в таком ужасном месте. “Но ведь вы больны”, — возразил Рагин. Громов же сказал, что тысячи сумасшедших на воле, почему же он отдувается за всех. Над ним командуют люди в нравственном отношении неизмеримо ниже его. Громов просит Рагина, чтобы доктор отпустил его.

Рагин говорит, что не может этого сделать, т.к. его тут же задержат и вернут назад. Голос и вид молодого человека понравились Рагину. Он решил утешить больного. Они начинают спорить об истине, целесообразности существования сумасшедших домов и тюрем. Затем разговор перешел к разуму человека. Рагин утверждает, что мыслящий человек может быть везде счастлив, т.к. самодостаточен.

Громов же говорит, что ему хочется жить полной жизнью, наслаждаться свободой. Громов интересовался городскими новостями, новыми людьми, потом резко лег, отвернулся от доктора. Рагин попросил убрать в палате. Вспоминая Громова, доктор подумал: “Какой приятный молодой человек! Он первый, с которым можно поговорить. Он умеет рассуждать и интересуется именно тем, чем нужно.

” Утром он вспомнил, что вчера познакомился с умным и интересным человеком и решил сходить к нему еще раз при первой же возможности.

История создания

Повесть А. П. Чехова «Палата номер 6» стала откликом писателя на жесткий режим правления императора Александра III, при котором происходило подавление мыслящих людей и интеллигенции.

Большое влияние на Антона Павловича оказала и его путешествие на остров Сахалин в 1890 году, где он изучал быт ссыльных и каторжных. Результатом этой поездки стала книга «Остров Сахалин», а также ряд повестей, среди которых была и «Палата номер 6».

Наблюдение за суровой жизнью каторжных нашло свое отражение в повести, в которой герои имеют много общего с надзирателями и заключенными, а общая атмосфера так же тяжела и беспросветна.

Однако жестокое и несправедливое обращение с больными во многом перекликается не только с арестантской жизнью, но и с состоянием общества в России, в котором просвещенный человек был абсолютно беспомощен.

Этим и объясняется смысл названия повести – палата номер 6 стала тем страшным местом, куда отправляли всех вольнодумцев за их попытки жить согласно собственным мировоззрениям.

Посмотрите, что еще у нас есть:

  • для самых компанейских — Главные герои «Палата номер 6»

Жанр

«Палата номер 6» написана в жанре повести, поскольку обладает всеми чертами, характерными для этого литературного жанра: небольшим объемом и количеством героев, логически развивающимся сюжетом.

Как и большинство произведений А. П. Чехова, повесть принадлежит направлению реализм.

  1. Предыдущая
  2. Сочинения«Сашка» анализ произведения Кондратьева – проблематика, жанр, история создания, тема рассказа
  3. Следующая
  4. Сочинения«Война и мир» анализ романа Толстого – история создания, жанр, смысл названия, проблематика произведения

Тема

В своем произведении Чехов поднимает немало остросоциальных проблем. Так, он в полной мере раскрывает тему пошлости и ограниченности.

Общество, живущее лишь потребительскими интересами, обречено на деградацию и гибель. Погрязнув в обывательщине и мещанстве, люди перестают испытывать потребность в духовном и интеллектуальном развитии.

Смена жизненных ценностей, сопротивление любым переменам, нежелание развиваться заводит социум в глухой тупик.

Не менее важна в повести тема одиночества. По-настоящему одиноким был доктор, которому не с кем было разделить свои мысли, идеи, научные споры.

Он не представлял особого интереса для «сливок» общества, поскольку не был богат. А если в твоем кошельке не звенит монета, так что ж с тобой водиться? Именно так рассуждали практически все горожане.

Замкнутость в себе и уход в собственные иллюзии стали причиной гибели доктора.

  «Сероглазый король», анализ стихотворения Ахматовой

Также Чехов поднимает такую важную тему, как поиск жизненного призвания. Так, герой выбрал свой путь лишь по настоянию отца, однако итог такого выбора оказался весьма печальным. Он не принес никому пользы: ни обществу, ни своим близким, ни самому себе. В результате жизнь его оказалась жалкой и никчемной.

Все герои повести демонстрируют исключительную безответственность. Так, доктор находит любые оправдания собственной бездеятельности, приводя сложные философские теории в поддержку своей халатности.

Ему жаль своих пациентов, однако он не предпринимает решительно никаких мер, чтобы как-то им помочь.

Его товарищ, бездумно проигравший целое состояние, доводит до нищеты своих же близких, постоянно выпрашивая деньги и не возвращая их.

Безразличие друг к другу, жестокость, равнодушие по отношению к близким – главный бич любого общества, и эта проблема не утрачивает актуальности на протяжении многих лет.

Тематика произведения

Жизнь маленького больничного флигеля наводит Чехова на необычные размышления. В результате Антон Павлович написал «Палата № 6», затрагивая одновременно несколько тем:

  1. Одиночество. Врач был очень одинок, мужчине было ни с кем общаться. Стараясь спастись от этого, доктор погубил собственную карьеру. Он не мог найти человека, с которым можно было бы спорить и беседовать на научные темы. Жил персонаж небогато, поэтому с него нечего было взять. Аналогичным образом размышляли практически все горожане. Также автор демонстрирует последствия такого образа жизни: люди уходят в мечты, совсем не видя жизни.
  2. Ответственность. К сожалению, все персонажи показывают полную безответственность друг к другу. Врач, чтобы сидеть на месте, не предпринимая никаких действий, приводит целые теории. Доктор искренне сочувствует больным, но не делает попыток вылечить хотя бы одного из них. Его приятель много проигрывает, погружая в бедность своих товарищей, занимая деньги, а затем не отдавая их.
  3. Пошлость. Город живет исключительно потребительскими целями. В беседах обсуждаются обывательские тематики. Там совершенно ничего делать, даже некуда сходить. Люди запираются в своих «футлярах», пренебрегая окружающим миром. Ввиду того что единственным собеседником является Михаил Аверьянович, читатели могут представить, насколько глупее другие жители этого города. Следует отметить, что городская элита живет исключительно со сплетнями, не имея духовной надобности просвещения. Человеческое бытие строится на устаревших догмах и примитивных ценностях.
  4. Призвание. Если бы персонаж самостоятельно выбрал себе путь в жизни, его деятельность оказалась бы гораздо полезнее. Однако герой поступил неправильно. В итоге он не сделал ничего полезного для себя, семьи или окружающих. Этим автор показывает, что каждый должен самостоятельно определять род занятий.

Антон Павлович неспроста выбрал объектом рассказа больничный флигель маленького города. Это помогло автору поднять множество сложных тем и ярче отобразить основную идею повести.

Композиция

Проводя в повести «Палата номер 6» анализ произведения, необходимо подчеркнуть, что композиция отличается традиционным построением. В ней присутствуют все основные элементы сюжета:

  • экспозиция – знакомство с обстановкой психиатрической лечебницей и обитателями палаты номер 6;
  • завязка – подробное описание доктора Рагина, его жизненных принципов, особенностей его мировоззрения;
  • развитие событий – моральная усталость Рагина, его пресыщение работой, знакомство с Громовым;
  • кульминация – неожиданное водворение Рагина в палату для умалишенных, его переосмысление действительности;
  • развязка – смерть доктора.

Проблематика повести

В повести автор рассматривает множество различных проблем. Он говорит о невежестве, жестокости и безразличии человека к окружающему миру. В произведении врачи наплевательски относятся к больным, судьи к подсудимым и пр. Даже Михаилу Аверьяновичу нет дела до товарища Андрея.

Писатель раскрывает зло человеческого равнодушия — это главная проблема книги. Злоба правит везде и в итоге убивает главного персонажа. Никто не пришел к нему на помощь, ведь за всю жизнь мужчина сам никому не помог, выстраивая теорию оправданий.

Социальная проблема также имеется в повести. Читателям демонстрируется флигель лечебницы, в котором постоянно не хватает лекарственных препаратов. Кроме того, само здание требует срочного ремонта — все это результат халатности местных чиновников. У пациентов нет выбора, поэтому они вынуждены обращаться к безразличным медикам.

https://www.youtube.com/watch?v=buRzcQMHuSg\u0026t=11s

Философские темы самоопределения и сути человеческой жизни часто поднимаются в спорах Андрея и Ивана. Один утверждает, что люди должны равнодушно относиться ко всему, что происходит вокруг, якобы в этом и состоит истинная гармония.

Второй считает, что человек создан для свободы и радости, его назначение заключается в саморазвитии. Кто из героев прав, может решить только читатель.

17-18 главы. Новый больной

Краткое содержание «Палаты № 6» Чехова продолжается тем, что к Рагину приходит Никита, приносит ему больничный халат и указывает на его кровать. Андрей Ефимыч садится и начинает убеждать себя в том, что это место не отличается от комнат Беловой. Просыпается Громов и злорадно комментирует положение бывшего доктора.

Отчаяние овладевает Рагиным. Краткое содержание «Палаты № 6» Чехова описывает, как Андрей Ефимыч признается Громову, что окончательно пал духом. Теперь он понял правоту сумасшедшего – философствовать за решеткой не так прекрасно, как на воле.

Рагин решает выйти из палаты и начинает стучать в дверь. Но появляется Никита и сильно избивает бывшего доктора. Лежа на своей кровати, герой осознает, что все пациенты палаты № 6 терпели подобное многие годы, а он не хотел даже замечать этого.

10-11 главы. Философские беседы

С этих пор влечет Рагина палата № 6. Чехов находит для своего главного героя достойного собеседника – им оказывается Громов. Доктор часто ходит к умалишенному. Они ведут долгие и оживленные беседы и с увлечением спорят. Рагин получает от этих встреч огромное удовольствие.

О посещении Рагиным палаты № 6 узнает Хоботов. Он подслушивает философскую беседу начальника с сумасшедшим. Никита пребывает в том же недоумении, что и молодой врач. Тогда на следующий день Хоботов приводит Сергея Сергеевича. Слушая разговоры Рагина, они приходят к выводу, что доктор сошел с ума.

Читайте также:  Бродский и его «прекрасная» эпоха

Действующие лица

В повести Антона Павловича «Палата номер 6» было несколько главных героев. Краткая характеристика каждого поможет читателю ближе познакомиться с ними:

  1. Иван Громов — антагонист обывательского бытия. Добрый, интеллигентный мужчина с высокими моральными принципами. Это образованный персонаж, интересный собеседник. Он прекрасно разбирается в сущности окружающих людей. Герой — выходец из дворянской семьи, раньше работал судебным приставом и секретарем. Оказался в лечебнице для душевнобольных в результате несчастий в семье.
  2. Андрей Рагин — доктор в лечебнице. Пошел в медицину не по велению сердца, а по настоянию родителей. Это наложило огромный отпечаток на отношение героя к работе. Со временем безразличие привело к тому, что мужчина стал редко появляться на рабочем месте. Общаясь с Иваном, он поражается его здравомыслию, начинает чаще заходить в палату, чем вызывает недоумение со стороны руководства. Вскоре сам становится пациентом лечебницы. В конце произведения скончался от апоплексического удара.
  3. Михаил — почтмейстер, в свое время был зажиточным помещиком, но вскоре разорился. Уважительно относится к Андрею, часто навещает его, вступает в бессмысленные философские дискуссии. Отправляется с Рагиным в Москву, по дороге занимается пьянством и карточными играми.
  4. Никита — бессердечное существо, назвать которое человеком попросту не поворачивается язык — сторож лечебницы. Ради порядка избивает людей, вкладывая зверскую силу в эту процедуру. Помимо избиений, обворовывает больных.
  5. Евгений Хоботов — врач лечебницы, который с особым цинизмом и равнодушием относится к больным. Ему нет дела до боли пациентов. Высокомерный, подлый и лживый герой мечтает стать главным врачом, чтобы воровать еще больше.
  6. Семен — цирюльник, несколько раз в месяц приходит в лечебницу стричь больных.
  7. Дарьюшка — прислуга Рагина. Вместе с Михаилом была на похоронах Андрея.

Повесть Чехова «Палата № 6» затрагивает ряд важных проблем в обществе. Автор повествует о жизни душевнобольных и здоровых героев в психиатрической больнице, поднимает вопросы насилия над людской волей и угнетения разума человека.

https://www.youtube.com/watch?v=VkP-NCmX78Y

Это произведение наглядно демонстрирует пороки общества, которые актуальны по сей день.

15-16 главы. Жизнь на пенсии

Рагин нанял комнаты в небольшом домишке, принадлежащем мещанке Беловой. Здесь он много читал. Иногда ходил в больницу, но оттуда его выгоняли. Пенсии бывшему главврачу не назначили. Изредка к нему приходили Хоботов и Михаил Аверьяныч. Рагин все больше предавался философским размышлениям.

История о мыслящих людях и недалеких обывателях – вот что лежит в основе произведения «Палата № 6». Чехов (краткое содержание это подтверждает) избирает героя-философа и помещает его в уездный город, населенный мещанами, озабоченными только низменными проблемами.

Так, когда к Рагину пришли Хоботов и Михаил Аверьяныч, болтающие о всяких глупостях, бывший доктор, уставший от их разговоров, началах кричать на них и в конце концов выгнал. Однако на утро Рагин, промучившись всю ночь, отправился извиняться перед почтмейстером.

А затем бывший доктор оказывается в палате № 6.

«Палата номер 6» – анализ и краткое содержание повести А.П. Чехова

История создания

Во времена царствования Александра III в стране наблюдалось жесткое подавление индивидуального мнения интеллигенции. В 1890 г. Антон Николаевич совершил поездку на о. Сахалин, куда ссылали неугодных правительству граждан России. Жизнь каторжан до глубины души тронула писателя, что послужило поводом к написанию целого цикла повестей, который называется «Остров Сахалин» и критикует государственную политику.

Одним из ярких произведений этого цикла стала повесть «Палата № 6». Поскольку по основной профессии Чехов был врачом, он и выбрал место действия психиатрическую лечебницу, символизирующую болезнь общества и безысходность находящихся в нем мыслящих людей.

Впервые повесть была напечатана в журнале «Русская мысль» в 1892 г., редактором которой в то время был Виктор Александрович Гольцев. Именно он опубликовал произведение с минимальными цензурными поправками со стороны государственных критиков.

Действующие лица

Автор «Палаты номер 6» представляет читателю на рецензию не слишком много действующих лиц. Главными участниками событий, описанных в повести, являются:

  • Андрей Ефимович Рагин, который возглавлял городскую больницу с отдельной палатой для людей с психическими расстройствами;
  • Иван Дмитриевич Громов — бывший служащий судебного аппарата и пациент психотерапевтической палаты в настоящем;
  • Евгений Федорович Хоботов — молодой специалист, присланный из области;
  • Михаил Аверьянович — бывший помещик, теперь служащий начальником почтового отделения;
  • Сергей Сергеевич — представитель младшего медицинского персонала, имеющий, однако, богатый врачебный опыт;
  • Никита — бывший солдат, работает сторожем;
  • Семен Лазаревич — специалист по стрижкам и бритью пациентов;
  • Моисейка — еще один узник палаты, помешавшийся после пожара собственной шапочной мастерской;
  • Дарьюшка — дворовая девка, помогающая Рагину вести домашнее хозяйство.

Все герои имеют свои характерные особенности и смотрят на мир через призму собственного мнения.

Краткое содержание

В мрачном здании больницы, похожем на тюремное помещение, грязно и тоскливо. Шестая палата клиники предназначена для содержания пациентов с психическими расстройствами.

Автор знакомит читателя со всеми персонажами, обитающими в этом помещении.

Особенно подробно он останавливается на Громове, который очень эмоционален и обладает собственным мнением, нехарактерным для сумасшедшего.

После описания места действия повести и краткой характеристики сумасшедших, Чехов раскрывает перед нами образ главного действующего лица — доктора Рагина. По приезде в больницу по назначению земской управы врач сталкивается с запущенностью и безразличием властей к проблемам пациентов. Он отлично понимает всю сложность положения, но в силу своего характера не пытается что-то изменить.

Вначале своей трудовой деятельности он усердно работает, внимательно относится к больным, морально поддерживает их.

Но со временем рутина поглощает Рагина и он окунается в безразличие (даже не каждый день посещает больницу). Основным времяпровождением вне лечебного учреждения он выбирает чтение.

Книги настолько захватывают его сознание, что он тратит более половины своего жалованья на их приобретение.

Иногда к Рагину по вечерам заходит почтмейстер Михаил Аверьянович. Это крайне ограниченный в знаниях человек. Они подолгу беседуют на обыденные темы и выпивают.

Так происходит каждый день. Все скучно, однообразно и до смерти надоело.

Но однажды в серый осенний день у Рагина состоялся диалог с пациентом шестой палаты Громовым. Увлекшись беседой, они не заметили как перешли на обсуждение острых общественных проблем.

С этого вечера посещения доктором Рагиным психиатрического отделения стали продолжительными и регулярными.

Доктор призывает не обращать внимания на моральные и физические страдания, а Громов пропагандирует борьбу за свои интересы.

Эту взаимную заинтересованность между главврачом и умалишенным не мог не заметить молодой специалист Хоботов. С начала работы в больнице он мечтал сместить Рагина и занять должность заведующего. Нужен был только повод. И вот об этих встречах становится известно городскому начальству, которое ставит под сомнение его психологическое здоровье.

Узнав о неприятностях Рагина, почтмейстер предлагает врачу срочно покинуть город. Отъезд ускоряет решение городской управы об освобождении Рагина от должности заведующего больницей.

Рагин и почтмейстер отправляются в Москву, затем в Петербург и Варшаву. Во время поездки Михаил Аверьянович много пьет и играет в азартные игры.

В итоге он занимает у Рагина большую сумму, чтобы рассчитаться с карточным долгом. С тем и возвращаются они домой.

А в городе доктора ожидают неприятности: отчуждение людей и финансовые затруднения. Не выдержав психологической нагрузки, Рагин в один из вечеров вспылил и прогнал из дома своих гостей: Хоботова и почтмейстера. Утром, остыв от вчерашней стычки, он решил пойти извиниться. Выслушав доктора, Михаил Аверьянович настоятельно советует ему обратиться за помощью в больницу.

В тот же день Рагина посещает Хоботов, которому якобы необходим совет опытного врача. Рагин обещает помочь и спешит за молодым специалистом в отделение психиатрии. Как только Рагин зашел в палату, дверь за ним затворилась.

Через некоторое время сторож приносит ему больничную одежду. Доктор начинает скандалить, за что получает мощный удар в лицо от сторожа. К Рагину приходит отчетливое осознание того, что он никогда не покинет этих стен.

Им овладевает полное безразличие к своей участи и ощущение безысходности.

На следующий день доктор Рагин умирает. На похоронах присутствуют лишь кухарка Дарьюшка и пьяница-почтмейстер.

Проблематика повести

Анализ «Палаты № 6» Чехова позволяет понять смысл произведения, осознать, почему такой образованный человек, как доктор Рагин, оказался никому не нужным, раскрывает перед читателем суть проблем, существующих в обществе при правлении Александра III. Основными острыми вопросами в повести являются:

  1. Мещанство. Государство, в котором к высшим слоям общества относятся необразованные, занятые только физическим благополучием люди, обречено на деградацию.
  2. Одиночество. Представителем крайне одинокого человека является Рагин. Профессию ему выбрал отец, сам Андрей Ефимович не испытывал особого чувства к делу, которым занимался. А его личные интересы, увлечения, познания и мысли никого не интересовали. Поскольку для высшего общества главным критерием достойности являлось наличие капитала.

Композиция «Палаты № 6»

План композиции произведения соответствует классической модели.

В нем присутствуют все составляющие повесть элементы: экспозиция (описание здания больницы и черт характера обитателей палаты № 6), завязка действия (образ Рагина, его жизненная позиция), основное действие (осознание доктором собственной никчемности), кульминация (неожиданный поворот в жизни врача, его пожизненное заключение в психиатрической палате) и развязка (кончина Рагина).

Отзывы читателей

С удовольствием прочла повесть «Палата № 6». Считаю, что Чехов — один из самых доступных пониманию подростков писатель, который открывает нам все подробности чудовищного положения интеллигенции в царское время.

Изучая биографию и творчество Чехова, наткнулся в Википедии на рассказ «Палата номер 6». Будучи подростком, читал его и даже писал в школе сочинение. Сейчас, в зрелом возрасте, решил перечитать. Совсем другие впечатления. Более глубоко и проникновенно прочувствовал проблемы общества.

Анализ повести «Палата № 6» А.П. Чехова

Повесть «Палата № 6», написанная в 1892 году, – одно из замечательных созданий Чехова, выражающая новое умонастроение писателя.

Повесть эту Чехов начинает изображением общей картины условий жизни душевнобольных палаты № 6. Шесть человек палаты находятся во власти сторожа Никиты, простодушного, но тупого человека, нещадно бьющего вверенных ему больных. Вступительная глава сразу приковывает внимание читателя.

Среди этих шести больных центральным образом является Иван Дмитриевич Громов – бывший студент, бедный разночинец. Заболел он в результате ряда событий трагического характера, которые свалились на семью Громовых, некогда обеспеченную и уважаемую.

Молодой и не готовый к подобным обстоятельствам бедный студент не выдержал жизненных тягот и сошёл с ума. Особенности его душевной болезни являются характерными для эпохи политической реакции.

Он заболел манией преследования, что абсолютно объяснимо в его ситуации, боялся зажигать вечером огонь в квартире, а ночью не спал и все думал о том, что его могут арестовать и посадить в тюрьму.

Создавая образ Ивана Дмитриевича Громова, Чехов подбирает самые нежные тона, говоря, что ему нравится его «широкое, скуластое лицо, всегда бледное и несчастное, отражающее в себе, как в зеркале, замученную борьбой и продолжительным страхом, душу». Черты лица его были болезненны, часто на нём появлялись следы страдания.

Читайте также:  Итоговое сочинение по направлению «мечта и реальность» (пример)

Но даже несмотря на это, они были «разумны и интеллигентны, и в глазах теплый здоровый блеск». Возвращаясь к прошлому Ивана Дмитриевича, писатель подбором целого ряда черт закрепляет общую обаятельность Громова, а рассказывая о мечтах бедного безумца, Чехов берет лирический и приподнятый тон. Громов говорит «о человеческой подлости, о насилии, попирающем правду, о прекрасной жизни, какая со временем будет на земле, об оконных решетках, напоминающих каждую минуту о тупости и жестокости насильников».

И для того, чтобы еще более оттенить всю силу праведного гнева восприимчивого Ивана Дмитриевича, Чехов противопоставляет ему другого душевнобольного – круглого мужика с тупым, совершенно бессмысленным лицом, которое было неподвижным, он казался обжорливым и нечистоплотным животным, давно уже потерявшим способность мыслить и чувствовать. Когда его бьет сторож Никита, он «не отвечает на побои ни звуком, ни движением глаз, а только слегка покачивается, как тяжелая бочка».

Замысел Чехова в этой повести заключается в том, чтобы показать всю несостоятельность проповеди безразличия к окружающим нас условиям жизни. Сторонником этого равнодушия к общественным формам жизни является в повести доктор Андрей Ефимыч Рагин.

В противоположность облику Ивана Дмитриевича сама портретная зарисовка доктора, данная писателем, настораживает читателя: «Наружность у него тяжелая, грубая, мужицкая; своим лицом, бородой, плоскими волосами и крепким, неуклюжим сложением напоминает он трактирщика на большой дороге, разъевшегося, невоздержанного и крутого. Лицо суровое, покрыто синими жилками, глаза маленькие, нос красный». Андрей Ефимыч, являясь в повести сторонником безразличия, равнодушен к безобразной картине, больничных порядков. Будучи сторонником философии римского мыслителя Марка Аврелия, Андрей Ефимыч полагает, что подобные взгляды, символизирующие житейские гадости и мерзости необходимы, так как «они с течением времени перерабатываются во что-нибудь путное, как навоз в чернозем». Это с неизбежностью ведет Андрея Ефимовича к молчаливому сокрытию мерзости. Когда ему подносят для подписи «заведомо подлый счет, то он краснеет, как рак, и чувствует себя виноватым, но счет все-таки подписывает».

Глава девятая и десятая повести в интересной диалогической форме показывают нам столкновение двух миросозерцаний. Иван Дмитриевич верит, что «воссияет заря новой жизни и восторжествует правда», в то время как доктор Андрей Ефимыч пробует доказать, что «сущность вещей не изменится», а потому «полное презрение к глупой суете мира» является, по его мнению, самым разумным.

Но эта философия уже не пленяет теперь самого Чехова.

С помощью обрисовки мечтателя-безумца Громова, писатель отвергает равнодушие к общественным формам жизни.

С проницательностью интеллигента-разночинца Иван Дмитриевич Громов постигает кастовый характер учения, проповедующего «равнодушие к богатству, к удобствам жизни, презрение к страданию и смерти» – учения, вышедшего или из недр пресыщенной жизнью аристократии (М. Аврелий, Л.

Толстой), или из среды людей, впавших в отчаяние от своего бессилия изменить существующий порядок вещей. Возражая стороннику этой философии, Иван Дмитриевич говорит, что это учение «совсем непонятно для громадного большинства, так как это большинство никогда не знало ни богатства, ни удобства жизни».

Образ Ивана Дмитриевича раскрывается во всей своей красочности в десятой главе повести. Вся его обличительная речь призвана обнаружить полную несостоятельность философии, подходящей «для российского лежебоки».

Все дальнейшее развертывание повести направлено к тому, чтобы привести к краху сторонника философии римских стоиков и её толстовской разновидности. Поклонник этой философии доктор Андрей Ефимович сам попадает в палату № 6 в качестве её постоянного обитателя.

Происходит это потому, что сам Рагин начинает проникаться сочувствием к Громову, чем вызывает подозрение персонала больницы. Потом он подвергается позорному опросу-допросу у городского главы в присутствии нескольких свидетелей.

После чего доктора отправили в отставку, а потом упекли в больницу, в палату номер шесть. И вот здесь Чехов показывает все бессилие уже переодетого в больничный халат Андрея Ефимовича отделаться от охватившего его ужаса.

Вся эта картина имеет у Чехова явно символический смысл, ибо дело не только в данной палате номер шесть, а в наличии вообще кошмарных застенков, призванных сокрушить мечты об общечеловеческом братстве.

Но для Андрея Ефимовича эта палата является к тому же жестоким уроком: «Он отошел к окну и посмотрел в поле. Уже становилось темно, и на горизонте с правой стороны всходила холодная, багровая луна.

Недалеко от больничного забора, в ста саженях, не больше, стоял высокий белый дом, обнесенный каменной стеной. Это была тюрьма. «Вот она действительность», – подумал Андрей Ефимович, и ему стало страшно».

Этим сочетанием образов людей двух миропониманий и показом их взаимоотношений Чехов идет к посрамлению философии общественного безразличия. В этом отношении замечательным местом рассказа является та страница, где Андрей Ефимович окончательно признается побежденным жестокой действительностью. Андрей Ефимович уверял себя, что в багровой луне и в тюрьме «нет ничего особенного…

и что все со временем сгниет и обратится в глину, но отчаяние вдруг овладело им, он ухватился обеими руками за решетку и изо всей силы потряс её. Крепкая решетка не поддалась. Потом, чтобы не было так страшно, он пошел к постели Ивана Дмитриевича и сел. «Я пал духом, дорогой мой, – пробормотал он, дрожа и утирая холодный пот. – Пал духом.

– А вы пофилософствуйте, – сказал насмешливо Иван Дмитриевич».

Так завершается капитуляция проповедника «ясности и спокойствия духа». Последние страницы повествования передают весь ужас свалившегося на Рагина горя: возмущение Андрея Ефимовича и его вступление на путь протеста, действие на него кулаков сторожа Никиты и смерть от апоплексического удара – довершают потрясающую картину беспросветного мрака, созданную пером великого писателя.

В незабываемо художественной форме Антон Павлович Чехов обосновал свой отказ от попытки противопоставить огромности царящего в мире зла лишь «ясность и спокойствие духа». Когда-то Ибсен сказал, что в каждой своей новой драме он как бы «творит суд над самим собой».

Такой формой самоосуждения себя в прошлом и является для Чехова его незабываемая повесть. В своих воспоминаниях о Чехове В.

Короленко уже после смерти писателя сказал об этой повести: ««Палата № 6» – произведение поразительное по захватывающей силе и глубине, с каким выражено в нем новое настроение Чехова».

Анализ рассказа Чехова Палата № 6

Своим потрясающим талантом писать удивительные истории, способные задеть за живое, Антон Павлович Чехов поражает умы читателей. Зачастую бывшего врача волновали мысли, связанные с духовным развитием человека. Все собственные размышления излились в его рассказе “Палата №6”, написанном в 1892 году.

Особого внимания заслуживает герой, имя которого Иван Громов – это член психиатрической больницы, задолго до отправления в сию точку, он являлся обычным человеком со своими условиями жизни. Однако тяготы и невзгоды атаковали персонажа

так, что оказывать сопротивление было крайне сложно. И своим поведением в тяжелых ситуациях он проложил себе путь в палату номер 6.

Но как же трудно при тех обстоятельствах, которые отнимают у тебя любимых близких и родных, оставаться в здравом уме и сохранять рассудок! В основном гибель и потеря людей, что тебе дороги, способны довести до сумасшествия.

Хотя Иван Громов и угодил в палату, где вокруг все себе на уме, давно потеряли самообладание, сам главный герой отнюдь не глупый человек, у него имеются иные взгляды на жизнь, отличные от многих людей, находящихся в данной больнице.

И мысли его слишком человечные, чтобы осмелиться назвать персонажа сумасшедшим!

Есть в рассказе сторона людей, которые к происходящему с больными, к их душевным переживаниям, физическим мукам относятся хладнокровно, равнодушно. У них одна идеология: “Все равно все помрем”. Кто же этим герои? Это и сторож Никита, и уездный врач по имени Евгений Хоботов, и почтмейстер, и фельдшер.

Все это те, кому безразличны проблемы других.

Стоит учесть, что таким был и центральный персонаж Андрей Рагин – доктор, который добывал денежные средства путем лжи и обмана. Он понимал простые истины: все воруют, везде сплетничают, кругом шарлатанство. Однако что же с этим можно поделать!

Благодаря воли случая Андрей Ефимыч и Иван Дмитрич встречаются и ведут увлекательную беседу, наполненную необычным философским смыслом. Умение правильно выражать собственную мысль поразили Андрея Рагина, что он осознал, насколько мудр и сообразителен собеседник, с которым доктору посчастливилось познакомиться.

Ведя разговор, стало понятно, что людям, находящимся в палате действительно трудно и тяжко. Но, к сожалению, никто этого не осознает. Лишь Рагину удалось узреть печали и невзгоды больных.

А за то, что Андрей Ефимыч принял слова пациента всерьез, переняв некую долю страданий, он поплатился за сие действие тем, что сам оказался в данной палате…Вскоре он и умер…

И становится видно, как общество своим лицемерием, лживостью, тщеславием одерживает верх, а так быть не должно! В чем уникальность чеховских рассказов? В том, что они актуальны и по сей день!

Проблема взаимодействия общества и человека настолько популярна в наше время, что не говорить о ней просто невозможно! Поэтому “Палата №6” – это поразительное произведение Чехова, помогающее вовремя открыть глаза!

10 класс

«Палата номер 6» анализ произведения Чехова – проблематика, история создания, основная мысль, смысл рассказа

Произведения Антона Павловича Чехова отличаются глубиной мысли, пониманием человеческой природы, философским осмыслением жизни. Не стал исключением и рассказ «Палата номер 6», в котором в полной мере раскрыта нравственная проблематика, подняты многие важные социальные темы.

Предлагаем ознакомиться с анализом произведения по плану, который будет полезен ученикам 10 класса при подготовке к уроку литературы и предстоящему ЕГЭ.

  • Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории
  • Кучминой Надеждой Владимировной.
  • Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

Год написания – 1892 год.История создания – Толчком к написанию повести послужила поездка Чехова на остров Сахалин, где он изучал быт ссыльных и каторжников. Однако основная мысль повести нашла своё отражение и в реалиях России времён правления Александра III.

Тема – Равнодушие и безучастность всего общества. Невежество, нежелание брать ответственность за свои поступки, одиночество.

  1. Композиция – Композиция простая, имеет традиционное построение: экспозиция (описание больницы и её обитателей), завязка (знакомство с доктором Рагиным), развитие событий (знакомство доктора с Громовым), кульминация (помещение Рагина в палату для душевнобольных), развязка (смерть доктора Рагина).
  2. Жанр – Повесть.
  3. Направление – Реализм.

История создания

Повесть А. П. Чехова «Палата номер 6» стала откликом писателя на жёсткий режим правления императора Александра III, при котором происходило подавление мыслящих людей и интеллигенции.

Большое влияние на Антона Павловича оказало и его путешествие на остров Сахалин в 1890 году, где он изучал быт ссыльных и каторжных. Результатом этой поездки стала книга «Остров Сахалин», а также ряд повестей, среди которых была и «Палата номер 6».

Читайте также:  Роль пейзажа в повести «Олеся» (Куприн)

Наблюдение за суровой жизнью каторжных нашло своё отражение в повести, в которой герои имеют много общего с надзирателями и заключёнными, а общая атмосфера так же тяжела и беспросветна.

Однако жёсткое и несправедливое обращение с больными во многом перекликается не только с арестантской жизнью, но и с состоянием общества в России, в котором просвещённый человек был абсолютно беспомощен.

Этим и объясняется смысл названия повести – палата номер 6 стала тем страшным местом, куда отправляли всех вольнодумцев за их попытки жить согласно собственным мировоззрениям.

Посмотрите, что еще у нас есть:

  • для самых компанейских — Главные герои «Палата номер 6»

Проблематика повести А. П. Чехова «Палата №6»

Повесть А. П. Чехова «Палата №6» затрагивает острые общественные и философские проблемы.

В этом произведении автор пытается решить вопрос о насилии над человеческой личностью, праве и бесправии, смирении и борьбе за справедливость. В этом рассказе изображен маленький захолустный городок.

Но подробно автор останавливается на местной больнице, точнее, на одной палате — №6. В ней, как в фокусе, отразилась вся русская жизнь.

Это мрачное помещение сравнивается с тюрьмой. Душевно больные фактически обречены на медленную смерть. Условия существования для них просто невыносимы. Судьба этих пациентов никого не волнует.

В городе больница значится только формально, потому что она должна быть по предписанию. Чехов проводит прямое сравнение ее с тюрьмой. У больных свои арестантские одежды, решетки на окнах, жестокий сторож Никита. Среди хмурых обитателей палаты №6 автор уделяет особое внимание Ивану Дмитриевичу Громову.

Он болен манией преследования. Повествователь дает нам его предысторию. Эта болезнь вызвана невыносимыми условиями жизни, постоянным насилием одних и полным бесправием других.

Нужда не дала герою возможности окончить университет. Громов был вынужден вернуться в родной город.

Но здесь он начал страдать от нищеты духовной: «О чем, бывало, ни заговоришь с ним, он все сводит к одному: в городе душно и скучно жить, у общества нет высших интересов, оно ведет тусклую и бессмысленную жизнь, разнообразя ее насилием, грубым развратом и лицемерием; подлецы сыты и одеты, а честные люди питаются крохами». Мысль о насилии все больше овладевает сознанием впечатлительного героя. А жизнь на каждом шагу дает ему новую пищу для худших опасений.

Он видит вооруженных конвойных, которые ведут закованных в цепи арестантов. Перед Громовым постоянно мелькают полицейские надзиратели, исправники, городовые. При этом герой трагически чувствует полную беззащитность: «А судебная ошибка при теперешнем судопроизводстве очень возможна, и ничего в ней нет мудреного». Это и есть самое страшное. Человеку негде искать защиты, справедливости.

Его жизнь ничего не стоит. В обществе насилие считается «разумной, целесообразной необходимостью». Чехов очень точно описывает ход развития душевной болезни. Однажды в городе, на кладбище произошло убийство. Нервы Громова не выдержали.

  “Легенда об Арионе” – краткое содержание и история написания

Он подумал, что его могут подозревать в убийстве. Громов вдруг побежал по улице, а вокруг кричали люди, лаяли собаки. Так он оказался в палате №6.

В больнице работает скромный доктор Рагин. Когда он прибыл в город осмотреть больницу, то сразу понял, что это «учреждение высшей степени безнравственное и вредное для здоровья жителей».

По его мнению, «самое лучшее, что можно было сделать это — выпустить больных на волю, а больницу закрыть». Это были здравые мысли, но вслед за ними возникли другие, которые позволили молодому врачу оставить в больнице все, как было.

Коллеги помогли Рагину увидеть в этом решении «истинную мудрость».

У доктора своя жизненная философия. Он считает, что все в мире — «суета сует». Он привык лишь созерцать. Если нет условий для положительных изменений, то незачем и бороться. Рагин утверждает, что на этом свете все незначительно и неинтересно, «кроме высших духовных проявлений человеческого ума».

Жизнь — это досадная ловушка. Но это общее несчастье объединяет людей. Они чувствуют себя лучше, когда «сходятся вместе и проводят время в обмене гордых, свободных идей. В этом смысле ум есть наслаждение незаменимое».

Каждый день Рагин выписывает много газет, журналов. Он словно закрывается ими от реальной жизни. Философия Рагина заключена в смирении и терпении. Андрей Ефимович понимает, что жизнь неизбежно состоит из потерь, страданий, несправедливости, приводит человека к смерти. Какой смысл тогда с этим бороться?

Философия Рагина подчинена главной задаче — оправдать, обосновать его жизненную ничтожную практику. Рисуя образ Рагина, А. П.

Чехов думал не столько о тех философах, на имена которых ссылается Рагин, о другом вопросе.

Если вдуматься в позицию этого героя, то можно прийти к выводу, что она порождена атмосферой насилия и деспотизма в обществе. Один из исследователей творчества Чехова высказал интересную мысль.

Для того чтобы на самом деле презирать страдания, ничему не удивляться, быть всем довольным , надо довести себя до животного состояния. В таком состоянии находился один из самых мрачных обитателей палаты — заплывший жиром мужик. Жизнь сталкивает доктора Рагина и пациента Громова. Происходит конфликт их жизненных позиций.

Громов не любит высокопарных слов. Он защищает естественные человеческие порывы. Когда человеку плохо, он кричит, протестует, реагирует. Человеку не все равно, что происходит с ним. Рано или поздно любому терпению приходит конец.

Никакая философия не может остановить естественные чувства, желания. Учения, проповедующие равнодушие к богатству, удобствам жизни, страданиям и смерти, непонятны «для громадного большинства, так как это большинство никогда не знало ни богатства, ни удобств жизни. А презирать страдания значило бы для него презирать самую жизнь».

Философия доктора Рагина для Громова — это философия «российского лежебока»: «Нас держат здесь за решеткой, гноят, истязуют, но это прекрасно и разумно, потому что между этой палатой и теплым, уютным кабинетом нет никакой разницы.

Удобная философия: и делать нечего, и совесть чиста, и мудрецом себя чувствуешь». Эти слова Громова заставили Рагина о многом задуматься. Его философия оказалась не жизнеспособна.

После увольнения со службы Рагин отправился в путешествие вместе с развязным Михаилом Аверьянычем.

Во время поездки доктор очень быстро стал утрачивать философский взгляд на мир. Его коллеге, хитрому Хоботову, удается упрятать Рагина в палату №6. А сам он занял место Андрея Ефимыча. Только тогда Рагин почувствовал всю губительность своей философии.

Никита жестко ударил своего бывшего начальника.

Рагин закричал, стиснул подушку и впервые осознал, что такую же невыносимую боль должны были испытывать изо дня в день эти люди: «Как могло случиться, что в продолжение больше, чем двадцати лет он не знал и не хотел знать этого?».

Так сама жизнь разрушает все философские иллюзии доктора, совершает трагическое возмездие. Авторские симпатии принадлежат больному Громову за его ненависть к пассивности и насилию. Чехов подчеркивает его отзывчивость, порядочность, нравственную чистоту.

В искренних словах Громова автору «слышится что-то чрезвычайно хорошее». Вся его несчастная судьба, облик внушали повествователю «хорошее, теплое, грустное чувство». Название повести символично.

Палата №6 — это образ патологии общества, его реальное, неприглядное лицо. Это мрак, на который закрывают глаза одни и в котором беспомощно страдают другие. Думаю, Чехов хотел подчеркнуть, что серьезные общественные проблемы касаются каждого человека.

Если их не решать, не бороться с ними, то никто из нас не может ручаться за то, что рано или поздно ему не грозит попасть в палату №6.

  Краткий анализ стихотворения Анны Ахматовой «Мужество»

Тема

В своём произведении Чехов поднимает немало остросоциальных проблем. Так, он в полной мере раскрывает тему пошлости и ограниченности.

Общество, живущее лишь потребительскими интересами, обречено на деградацию и гибель. Погрязнув в обывательщине и мещанстве, люди перестают испытывать потребность в духовном и интеллектуальном развитии.

Смена жизненных ценностей, сопротивление любым переменам, нежелание развиваться заводит социум в глухой тупик.

Не менее важна в повести тема одиночества. По-настоящему одиноким был доктор, которому не с кем было разделить свои мысли, идеи, научные споры.

Он не представлял особого интереса для «сливок» общества, поскольку не был богат. А если в твоём кошельке не звенит монета, так что ж с тобой водиться? Именно так рассуждали практически все горожане.

Замкнутость в себе и уход в собственные иллюзии стали причиной гибели доктора.

Также Чехов поднимает такую важную тему, как поиск жизненного призвания. Так, герой выбрал свой путь лишь по настоянию отца, однако итог такого выбора оказался весьма печальным. Он не принес никому пользы: ни обществу, ни своим близким, ни самому себе. В результате жизнь его оказалась жалкой и никчёмной.

Все герои повести демонстрируют исключительную безответственность. Так, доктор находит любые оправдания собственной бездеятельности, приводя сложные философские теории в поддержку своей халатности.

Ему жаль своих пациентов, однако он не предпринимает решительно никаких мер, чтобы как-то им помочь.

Его товарищ, бездумно проигравший целое состояние, доводит до нищеты своих же близких, постоянно выпрашивая деньги и не возвращая их.

Безразличие друг к другу, жестокость, равнодушие по отношению к близким – главный бич любого общества, и эта проблема не утрачивает актуальности на протяжении многих лет.

Тематика произведения

В повести писатель поднимает важную в то время проблему — проблему ограниченности мышления и его последствий. Читая «Палату номер 6», мы видим, к чему приводит жизнь, главная цель которой — удовлетворение исключительно своих низменных потребностей. Общество, которое живёт исключительно потребительством, по мнению Чехова, обречено на гибель.

Говорит писатель и об одиночестве. Одиноким здесь показан врач, которому не с кем поделиться своими размышлениями, обсудить волнующие его вопросы. Он не представляет абсолютно никакого интереса для окружающих, поскольку не является богатым человеком.

Также Чехов утверждает, что важно самостоятельно выбирать свой жизненный путь. Профессию главный герой выбрал только потому, что так хотел его отец. И от того, что он не «горел» своим делом, жизнь его была прожита без всякого смысла как для окружающих, так и для него самого.

И наконец, в повести показано, как важно воспитывать в себе чувство ответственности. Доктор, которому доверены пациенты, неспособные позаботиться о себе самостоятельно, не находит в себе силы навещать их хотя бы раз в день. Он, безусловно, испытывает к ним жалость, но постоянно находит причины, по которым его халатность может быть оправдана.

Композиция

Проводя анализ повести «Палата номер 6», необходимо подчеркнуть, что композиция отличается традиционным построением. В ней присутствуют все основные элементы сюжета:

  • экспозиция – знакомство с обстановкой психиатрической лечебницы и обитателями палаты номер 6;
  • завязка – подробное описание доктора Рагина, его жизненных принципов, особенностей его мировоззрения;
  • развитие событий – моральная усталость Рагина, его пресыщение работой, знакомство с Громовым;
  • кульминация – неожиданное водворение Рагина в палату для умалишенных, его переосмысление действительности;
  • развязка – смерть доктора.
Ссылка на основную публикацию