Анализ повести Гоголя «Старосветские помещики»

История создания

Повесть «Старосветские помещики» – первое произведение в цикле «Миргород» Николая Васильевича Гоголя. Датирована она 1835 годом, но замысел и основная работа приходятся на 1833 год, или начало 1834.

Незадолго до этого писатель прибыл с визитом на родину, в село Васильевку Миргородского уезда Полтавской губернии, где не был целых пять лет.

Именно эта поездка и полученные во время нее впечатления стали основой «Старосветских помещиков».

Жанр

Анализ повести Гоголя «Старосветские помещики»

«Старосветские помещики» — идиллия, жанр, на первом месте в котором стоит описание безмятежной жизни с патриархальными устоями. Еще одним признаком, помогающим определить жанровую принадлежность произведения, становится полная идеализация всего, что окружает помещиков. Будничные вещи наполнены особой прелестью в тексте Николая Васильевича Гоголя.

Название произведения и его смысл

Название повести можно трактовать следующим образом: «старосветские», значит, принадлежащие к старому свету. Лица старичков так дисгармонично смотрятся на фоне модных фраков, потому что абсолютно не уместны в этом новом свете.

Для жизни Афанасия Ивановича и его супруги все просто и понятно, дни идут так, как было давным-давно заведено, ничего не меняется.

Следует обратить внимание и на слово помещики, анализируя его, мы явственно обнаруживаем связь Товстогубов с землей, с тем, что она дает человеку.

Рассказчиком в повести «Старосветские помещики» выступает добрый знакомый четы Товстогуб. Герои доверяют рассказчику, а он может давать им свою оценку. Он, как добрый сосед, постоянно наблюдает за их жизнью и судьбой.

После смерти Пульхерии Ивановны рассказчик навещает вдовца, а после рассказывает о том, что с ним произошло. Интересная деталь образа повествователя заключается в том, что он, помимо всего прочего, является и независимым персонажем произведения.

Получается, что рассказчик и вовлечен в действие и является его сторонним наблюдателем.

Анализ повести Гоголя «Старосветские помещики»

Тема и идея произведения. Проблематика

Повесть Николая Васильевича Гоголя рассказывает о жизни обычных помещиков, которая наполнена пустотой, бессмысленностью и полным отсутствием социальной деятельности. Но это только одно тематическое звено. Если посмотреть с другой стороны, писатель показывает искренние и уважительные отношения двух людей, проживших вместе целую жизнь, сумевших пронести свои чувства через годы.

Соответственно, и проблематика произведения напрямую вытекает из заявленных тем. Гоголь заставляет задуматься о смысле жизни, о неминуемой старости и смерти, которая обязательно придет.

Тема любви. Гоголь любит людей с их достоинствами и недостатками. И в этом произведении я увидела, что он восхищается, по его мнению, настоящей любовью, которую Товстогубы пронесли через всю жизнь. Это повесть о великой любви.

Не зря ей противопоставляется рассказ автора о бешеной страсти одного молодого человека к юной даме, которая умирает. Пылкий влюбленный жутко страдает, несколько раз пытается покончить жизнь самоубийством, но проходит время, и он женится на другой. Прошлое сильное чувство забыто.

Это вообще, наверняка, не было любовью.

А вот между Афанасием Ивановичем и Пульхерией Ивановной возникло настоящее высокое чувство, на которое только способны люди. Они постоянно заботятся друг о друге. Пожилая хозяйка дома, как только понимает, что скоро умрет, наказывает ключнице беречь и ухаживать за Афанасием Ивановичем. Она знает, что ему будет очень тяжело без нее.

Анализ повести Гоголя «Старосветские помещики»

Боль от потери жены заполняет всю жизнь овдовевшего старика, ее не может вылечить даже время. Тоска и печаль по своей единственной подруге жизни не утихают. Он вскоре умирает.

Главная мысль

Многие современники совершенно по-разному поняли замысел автора. Ведь история помещиков Товстогубов может показаться пустой, скучной, бессмысленной. Ничего ценного и интересного в ней нет. Некоторые читатели увидели иронию Гоголя над старой супружеской парой, над их мыслями, желаниями.

Такой деятельный человек, как Николай Васильевич, думали они, не может по-настоящему любить таких никчемных стариков, жизнь которых прошла только вокруг разговоров о еде и засолке огурцов.

Но идея автора «Старосветских помещиков» заключается в том, чтобы показать тихую гавань настоящего искреннего чувства, которое не только объединяет двух людей, но и делает их добрее, мягче и счастливее.

По моему мнению, писатель начинает повесть именно с искреннего признания в любви их образу жизни, тому старому милому ему укладу, хотя и пишет, что очень был рад окунуться ненадолго в эту атмосферу спокойствия, доброты, радушия и чистосердечия. Их он противопоставляет шуму и толпе Петербурга, торгашам и ябедам, заполонившим столицу. Товстогубы прожили честную, спокойную жизнь. Автор открыто выражает им свою симпатию, хотя и считает их жизнь низменной буколической.

Сюжет

Анализ повести Гоголя «Старосветские помещики»

Сюжет повести складывается из нескольких основных эпизодов. Сначала Гоголь знакомит нас с героями своего творения, старичками, Афанасием Ивановичем и Пульхерией Ивановной, живущими тихо и уединенно в отдаленной деревне. Герои обитают в своем мире, лишенном волнений и тревог.

Детей у них нет, поэтому всю свою привязанность супруги отдают друг другу. В их доме любят угощать, да и сами они не прочь откушать вкусненьких блюд.

И вот однажды эту идиллию нарушает печальное событие – пропадает любимая кошечка Пульхерии Ивановны. Когда же она вернулась через три дня, в доме все равно не осталась, наелась и снова убежала в лес. Пульхерия Ивановна посчитала это дурным знаком, предчувствуя приход смерти, старушка слегла, перестала кушать и пить и вскоре ушла в иной мир.

Афанасий Иванович продолжает жить без своей спутницы, дом приходит в запустение без ее заботливых рук. Через пять лет он тоже умирает, услышав в саду зовущий его голос Пульхерии Ивановны. Теперь уже уютный домик совсем осиротел, а имущество постепенно растаскано.

Ключевым эпизодом повести является пропажа кошечки. Именно с этого неприятного момента начинается череда печальных событий в земном раю, обустроенном милыми старичками.

Система образов

В произведении буквально три основных образа: старичок Афанасий Иванович, его супруга Пульхерия Ивановна и сам рассказчик, который, как мы уже говорили выше, играет двойственную роль, являясь персонажем и сторонним наблюдателем. Есть и второстепенные герои – ключница Евдоха и приказчик Ничипор.

Анализ повести Гоголя «Старосветские помещики»

Главные герои

Афанасий Иванович – помещик, высок ростом, всегда ходит в одном и том же бараньем тулупе и беспрестанно дарит окружающим улыбки. Они с супругой были бездетны, и всю свою привязанность посвятили друг другу.

Муж очень ласково и нежно обращался к жене, является смешливым и разговорчивым собеседником, которому все любопытно.

Он с удовольствием расспрашивает рассказчика о том, что происходит в окружающем мире, так как сам не выбирается из своего родового гнезда.

Пульхерия Ивановна – помещица, кругленькая старушка с добрым лицом. Она не так оживлена и улыбчива, как муж, зато в хозяйство находится полностью на ее попечении. Именно она формирует меню, которое так нравится рассказчику.

Героиня – искушенная домохозяйка, она знает все кулинарные хитрости и балует ими супруга, руководя слугами, которые все это готовят.

Она – мужественная женщина: предчувствуя скорую кончину, она не впадает в отчаяние, а заботится о будущем мужа.

Рассказчик – это частый гость в доме старосветских помещиков. Он сентиментален, красноречив и наблюдателен. Его глазами мы видим пасторальный портрет героев, светящийся нежностью и добротой.

Композиция

Композиция повести строится по традиционной модели: завязка (представление рассказчиком главных героев), кульминационный момент (потеря кошечки и смерть Пульхерии Ивановны), развязка (опустение барского домика после смерти Афанасия Ивановича).

Анализ повести Гоголя «Старосветские помещики»

Художественные средства

Гоголь очень подробно описывает быт старосветских помещиков, обустройство их комнат, теплоту и уют их дома. Как всегда, с присущей талантливому писателю фантазией он пишет о поющих разными голосами дверях.

Все это навевает ему приятные воспоминания о деревенской жизни, в которой он вырос.

И читатель вместе с Гоголем, благодаря такому тщательному рассказу почти о каждой мелочи в доме, оказывается в гостях у добродушных помещиков Товстогубов.

Их жизнь во многом типична. Приказчик со старостой воруют безбожно у них под носом, люди в доме тоже, но всего оказывается в достаточном количестве, и остается незаметным для хозяйства.

https://www.youtube.com/watch?v=rxVK50zjag8\u0026t=24s

День Товстогубов состоит из поедания пищи и сна, причем на столе оказывается множество разнообразных блюд, которые непременно все съедаются. Хозяева они очень гостеприимные, и автор любит приезжать к ним и признается, что всегда сильно объедается, но, видно, воздух в Малороссии улучшает пищеварение.

Но вся их простая жизнь, состоящая из мелких забот, меркнет перед большим чувством. Они по-настоящему любили друг друга. Это и есть основная мысль в повести «Старосветские помещики». Весь их путь, кажущийся бестолковым, тонущим в бесполезной суете, освещает их сильная привязанность, искреннее чувство доброты к людям. В этом Гоголь видит настоящую человеческую ценность.

Отзыв о произведении

Повесть Н.В. Гоголя «Старосветские помещики» не оставила меня равнодушной, она заставляет задуматься о смысле жизни, о том, какое существование мы ведем, правильно ли поступаем. А еще, конечно, восхищает искренняя привязанность старичков, проведших вместе целую жизнь и не утративших своих чувств.

Читайте так же:

Н. В. Гоголь “Ночь перед Рождеством”: анализ

Н. В. Гоголь “Тарас Бульба”: анализ

Анализ повести Гоголя «Старосветские помещики»

Источник

Источник

Сборник "Миргород": Композиция и проблематика. Видеоурок. Литература 10 Класс

Произведение является составной частью прозаического сборника «Миргород» и имеет в качестве основной тематики изображение жизни пожилой супружеской пары помещиков, являющихся главными персонажами повести.

Композиционная структура повести выстраивается в двух частях, первая из которых представляет собой описание дома семейства Товстогубов, принятого в нем уклада, а также изображение характеристик главных героев.

Вторая часть повести представляет собой повествование основных событий в виде быстрой смерти супруги-помещицы и картины полного разорения усадьбы.

  • Повествование в повести ведется от лица рассказчика, представленного в образе частого гостя дома старосветских помещиков, отличающегося сентиментальностью, красноречием и наблюдательностью, описывающего пасторальные портреты персонажей со светящейся нежностью и добротой.
  • Главой семейства Товстогубов писатель представляет Афанасия Ивановича, изображенного в образе высокого помещика, одевающегося в один и тот же бараний тулуп, отличающегося постоянной улыбкой на лице, обожающего собственную супругу, относясь к ней с нежностью и лаской, являющегося смешливым и любопытным человеком, интересующимся событиями окружающего мира, поскольку лично не покидает родового гнезда.
  • В лице его супруги представляется Пульхерия Ивановна, описываемая в образе кругленькой помещицы, имеющей доброе лицо, самостоятельно ведущей собственное хозяйство, являющейся искушенной домохозяйкой, знающей кулинарные хитрости, отличающейся мужественностью и силой духа, которые проявляются в момент предчувствия ею своей скорой кончины, когда она не отчаивается и заботится о будущем Афанасия Ивановича.
  • Главная тема произведения сочетается с описанием писателем настоящей любви пожилой семейной пары, которую они сохраняют на протяжении всей жизни, подтверждением чего является уход из жизни овдовевшего Афанасия Ивановича, не выдержавшего боли от смерти жены.
  • Смысловая нагрузка повести заключается в демонстрации читательской аудитории тихой гавани настоящих искренних чувств, объединяющих людей и делающих их добрее, счастливее и мягче.
  • Жизнь стариков в атмосфере спокойствия, добра, радушия, взаимной заботы противопоставляется писателем шумным петербургским толпам, торговцам и жалобщикам, который заполнили российскую столицу.
  • В финале повести автором подчеркивается настоящая человеческая ценность, которая, с его точки зрения, заключается в проявлении людьми сильной привязанности, искреннего чувства доброты, несмотря на бесполезную суету жизненного существования.
Читайте также:  Сочинение на тему: Индивидуальность человека

2 вариант

Литературная работа «Старосветские помещики» стала глумлением писателя над аристократами в совокупности, над всей той эпохой и всеми остальными традициями, которые были вокруг писателя.

Писатель находит образ жизни аристократов как пресыщение главных нужд, прекращающихся физиологическими потребностями, и не более. Автор отважно отображает весь подтекст этого всего, а вернее нехватку его на жизненном пути аристократов.

Гоголь грустит о здравом народе, который исчезает.

Литературный творец детально показывает 2-х солидного возраста аристократов – это Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна.

«Добрые старички» олицетворяют в самих себе совокупность кретинизма, чревоугодничества и до такой степени неимоверных кухонных пристрастий, которые перещеголяли всякие остальные потребности.

Гоголь, как филантроп становится против подобного жизненного уклада, когда всё что совершает личность – это питается и дремлет каждый день. Тем более, автор касается не только народа, как следствие, но и по большому счету общественный порядок, все факторы, которые могут ввергнуть каждого в такой упадок.

На самом деле личность проживает жизнь дармоеда и это поедает ее, изменяет, уродует. Писателю представляется неприемлемой не имеющая целей человеческая жизнь, с отсутствием устремлений и эмоций. Со скорбью он усмехается над собственными персонажами, которые позволили себе подобные ужасные изменения.

Надо сказать, что благодушие писателя к главным персонажам истории двусмысленное. Гоголь предстает как обличитель, он преподносит на всеобщее обозрение вульгарность, низменность и извращенность. Но в то же время плечом к плечу с этим угадывается его неравнодушие к этим лицам, соучастии в их трагедии.

Не нужно считать, что Гоголь хочет оправдать аристократов либо причислить изъяны к достоинствам. А также не стоит забывать, что Гоголь являлся человеколюбивой личностью. Этим можно пояснить основной смысл сочинения – писатель глядит на личности касательно определенных находящихся рядом обстоятельствах.

Писатель показывает, что оба помещика – это, в первую очередь народ, они не звери, они не полоумные с малых лет, правда так можно предположить. Сквозь завесу унылости и ничтожности заметны их неплохие стороны, которые характерны обычным, порядочным лицам. Аристократы достаточно открыты и великодушны.

Работа является не просто обличением помещиков, это рассуждения Гоголя о действительности и мотивах, вовлекающих народ к бездушию и пустоте жизни. В этом описывается поэтическая часть работы – народ с хорошими душами умирает под давлением временных оков и социальных норм.

Автор рекомендует читателю жалеть не о том, что за ничтожная действительность у его главных персонажей, а о том, почему такое произошло.

Гоголь раздосадован тем, что видит на родине, в которой мощные народные массы очутились подавленными и угнетенными. Общество душит народ их же изъянами взамен того, чтобы данные изъяны изничтожать или хотя бы защищаться от них.

Писатель сожалеет о личности и, добавив к собственному плачу нотки юмора, показывает свою личную гуманность.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ произведения Старосветские помещики

Популярные сегодня темы

Если меня спросят о любимом художнике, то я, не раздумывая, отвечу, что это Иван Константинович Айвазовский. Все его картины настолько реалистичны и живы, что можно даже подумать, будто это фотография.

В своем романе «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтов изображает типичных представителей своего времени – тридцатых годов девятнадцатого века. Глубина и противоречивость характера главного героя наиболее отчетливо проявляется

У художника есть большое количество картин, на которые можно смотреть с замиранием сердца. Одна из таких его работ, это картина «Голубятник». Написана в 1873 году. На данный момент, она находится в Москве

Пожалуй, каждый из нас задумывался о том, что необходимо совершать победы над самим собой. Ведь это придает человеку уверенности, укрепляет его силу воли, характер, заставляет его проявлять себя даже в моменты

Александр Иванович любил животный мир, он часто включал в свои произведения моменты и случаи с животными, будь какая-то интересная выдумка или рассказ, основанный на реальных событиях.

«Старосветские помещики», анализ повести Гоголя

После успеха романтично-фантастичной книги «Вечера на хуторе близ Диканьки», Гоголь издает сборник «Миргород», в котором большинство произведений вполне реалистичны. К их числу относится и небольшая повесть «Старосветские помещики». Она совершенно не похожа на яркие, захватывающие и полные эмоций сюжеты из предыдущей книги.

  Драма “Гроза” А. Н. Островского в русской критике.

Что может быть особенного в описании жизни и смерти двух стариков из малороссийской глубинки? Пушкин назвал повесть «шутливой идиллией».

Белинский посчитал, что автор высмеял в этом произведении пустое и бездуховное существование провинциального дворянства. Словом, по-разному восприняли современники Николая Васильевича его произведение.

Даже самые талантливые и тонко чувствующие братья по перу не всегда понимали, не могли разглядеть глубину творчества Гоголя, которая объясняется одним словом – гуманизм.

Писатель любил людей с их достоинствами и недостатками, обличал пороки с единственной целью – сделать человечество лучше.

Поэтому «Старосветские помещики» – не бытописание жизни милых провинциальных старичков, не суровое разоблачение пустоты и серости их никчемного существования. Это своеобразная, ироничная притча о старости, смерти и любви, полная грусти и очарования.

Композиционно произведение состоит из двух частей. В первой Гоголь подробно описывает дом четы Товстогубов и принятый в нем уклад, дает развернутые характеристики своим героям. Читатель узнает об однообразном течении жизни Афанасия Ивановича и Пульхерии Ивановны. У них есть два развлечения – вкусно поесть и принять гостей.

Писатель с любовью рисует картины природы своей малой родины: пышный сад, лес с вековыми дубами, пруд, широкие поля. Не менее обстоятельно рассказывает он о домашней обстановке Товстогубов, вплоть до перечисления картин. Все здесь создает атмосферу старинного уюта и покоя, который Гоголь противопоставляет стремительному течению столичной жизни.

Автор признается, что в таких местах он отдыхает душой.

Идея произведения

Повесть Гоголя «Старосветские помещики» и ее герои вызывают неоднозначное отношение. Одни критики увидели в чете Товстогубов праздно живущих «небокоптителей». Они отмечали их ограниченность, сосредоточенность лишь на еде и «состоянии животного покоя» (И. А.

Виноградов). Другие, например И. Ф. Анненский, М. Н. Бойко, восхищались душевной чистотой и теплотой Пульхерии Ивановны, взаимной любовью и преданностью.

В любом случае герои с их естественностью, где-то даже детской непосредственностью вызывают у читателя восхищение и сочувствие.

Анализ произведения Гоголя Старосветские помещики

Повесть «Старосветский помещик» начинает сборник Н.В.Гоголя «Миргород». В отличие от привычных ярких, мистических сюжетов произведений автора повесть наполнена реальностью жизни.

Основная идея создания произведения- показ жизни людей-обывателей. Старые, добрые герои живут по установленным им правилам и ничего менять не собираются.

Их основные потребности еда в неограниченном количестве, глупые рассуждения о кулинарии и беседы, наполненные глупостями.

Гоголь хочет показать читателю, как животные потребности поглощают человеческий разум и автор призывает не подаваться пассивной старости.

Главные герои – семейная пара Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна. Более тридцати лет прожили супруги в мире и согласии.

Детишек Бог им не дал, и жили они исключительно друг для друга. Автор не делает акцента на прошлую жизнь, перед читателем пожилые люди, которые понимают, что их дни жизни сочтены.

До глубокой старости пара пронесла в сердце свою преданность и безграничную любовь.

Глава дома Товстогубов- высокий мужчина, одевается в одну и ту же одежду, состоящую из тулупа. Он постоянно радуется окружающей жизни, главным человеком в своей жизни считает любимую супругу. Афанасий Иванович никогда не покидал свой родной дом, а о жизни за его пределами знает лишь со слов других. Как и его супруга, он обожает принимать у себя гостей.

Пульхерия Ивановна – толстенькая помещица, изображает из себя домовитую хозяйку. Она как и муж, добрая и приветливая, все свое время она проводит в приготовлении пищи и делая несметные запасы, которые воруют все кому не лень.

В усадьбе нет жесткой руки руководителя, слуги воруют независимо от чина и положения, начиная от приказчика до обычной девки. Гости , приходящие в дом стариков, могли унести их имущество. Поместье постепенно разорялось , герои выживали лишь за счет ежегодного урожая.

Пропажа кота была растолкована хозяйкой как предвестник ее смерти. Женщина старается как можно лучше угодить супругу и беспокоится лишь о его благосостоянии после ее ухода. В этом и заключается великая сила любви.

После смерти супруги Афанасий Иванович не смог жить, он умирает и перед кончиной просит лишь об одном, чтобы его положили рядом с женой.

Тема любви – основная в повести. Через нее прослеживается неоднозначное отношение автора к своим героям. Он видит бессмысленность их существования, ему жалко их бесцельно прожитые годы, но в. то же время Н.В.Гоголь воспевает силу любви , верность супружескому долгу.

Возможно, повесть «Старосветский помещик» не самое значимое в творчестве писателя произведение, но отличает оно своим реализмом. Одно из самых чувствительных и горько смешных творений автора. Как ни в каком другом произведении, Гоголь описал в нем доброту человеческих отношений без какого-либо хамства и пошлости. В этом и заключается особенность повести Н.В.Гоголя «Старосветский помещик».

Анализ повести Старосветские помещики

Несколько интересных сочинений

Ипполит – молодой юноша, которому скоро предстоит оставить этот свет, он страдает от чахотки и полностью отгородился от мира. Молодой человек всего 17 лет размышляет как умудренный философ.

Настоящее искусство – отражение человеческой жизни, но каждый по своему дает определение этому понятию, я считаю так.

Лермонтов один из самых талантливых поэтов, наверно не возможно найти человека, который не читал его произведений. Бородино-одно из самых запоминающихся произведений этого великого поэта

В актуальной по сей день пьесе «Горе от ума» А. С. Грибоедов поставил множество проблем современной ему действительности. Автор затрагивает не только общечеловеческие темы, как любовь

Я считаю, что жить без людей, отрешенно – невозможно, или, по крайней мере, это не приведёт ни к чему хорошему. Человек – существо биосоциальное, то есть социум является для него такой же неотъемлемой частью, как и биологическая составляющая

Прототипы главных героев

Исследователи гоголевского творчества считают местом действия событий из повести «Старосветские помещики» Васильевку, где находилось имение рода писателя. В этом месте будущий мистический писатель провел все свое детство и юность.

Но и потом Николай Гоголь не забывал это место и часто приезжал в дом отца, чтобы навестить своих близких людей: сестер и родителей. Но не только место действия сюжета известно литераторам. Главные герои имеют прототипов.

Гоголю была известна история помещиков Гоголь-Яновских, которые были для писателя дедушкой и бабушкой. Бабушка в девичестве носила фамилию Лизогуб.

Итак, прототипом Пульхерии Ивановны оказывается Татьяна Семеновна, бабушка писателя. Образ Афанасия Ивановича писатель срисовал со своего дедушки – Афанасия Демьяновича.

Известна история женитьбы этих двух людей, а также и дальнейшая совместная жизнь, которая очень похожа на ту историю, которую поведал Николай Гоголь своим читателям. Поженились они, нарушив волю своих родителей.

Читайте также:  Важно ли осмысливать совершенные ошибки?

Случилось это так: Афанасий Демьянович в то время учился в Киеве в духовной академии. Влюбившись в Татьяну Семеновну, он тайно увозит свою любимую.

Литературоведы, изучающие жизнь предков писателя, считают, что жизнь их не была столь спокойной и умиротворенной, как у героев повести. И хотя между супругами были теплые отношения, как и у героев гоголевского произведения, дожить до старости вместе им не привелось.

Анализ повести Гоголя «Старосветские помещики»

«Старосветские помещики», анализ повести Гоголя

После успеха романтично-фантастичной книги «Вечера на хуторе близ Диканьки», Гоголь издает сборник «Миргород», в котором большинство произведений вполне реалистичны. К их числу относится и небольшая повесть «Старосветские помещики». Она совершенно не похожа на яркие, захватывающие и полные эмоций сюжеты из предыдущей книги.

Что может быть особенного в описании жизни и смерти двух стариков из малороссийской глубинки? Пушкин назвал повесть «шутливой идиллией». Белинский посчитал, что автор высмеял в этом произведении пустое и бездуховное существование провинциального дворянства. Словом, по-разному восприняли современники Николая Васильевича его произведение.

Даже самые талантливые и тонко чувствующие братья по перу не всегда понимали, не могли разглядеть глубину творчества Гоголя, которая объясняется одним словом – гуманизм.

Писатель любил людей с их достоинствами и недостатками, обличал пороки с единственной целью – сделать человечество лучше.

Поэтому «Старосветские помещики» – не бытописание жизни милых провинциальных старичков, не суровое разоблачение пустоты и серости их никчемного существования. Это своеобразная, ироничная притча о старости, смерти и любви, полная грусти и очарования.

Композиционно произведение состоит из двух частей. В первой Гоголь подробно описывает дом четы Товстогубов и принятый в нем уклад, дает развернутые характеристики своим героям. Читатель узнает об однообразном течении жизни Афанасия Ивановича и Пульхерии Ивановны. У них есть два развлечения – вкусно поесть и принять гостей.

Писатель с любовью рисует картины природы своей малой родины: пышный сад, лес с вековыми дубами, пруд, широкие поля. Не менее обстоятельно рассказывает он о домашней обстановке Товстогубов, вплоть до перечисления картин. Все здесь создает атмосферу старинного уюта и покоя, который Гоголь противопоставляет стремительному течению столичной жизни.

Автор признается, что в таких местах он отдыхает душой.

Основные события повести разворачиваются во второй части. Пульхерия Ивановна достаточно странно истолковывает поведение любимой кошечки.

Помещица вдруг решила, что животное убежало из дома не просто так, теперь осталось ждать смерти. Мы видим быстрое угасание женщины и большое горе Афанасия Ивановича, пережившего супругу.

Трогательно и грустно завершается произведение, перед читателем предстает картина полного разорения поместья.

Гоголь практически ничего не сообщает о прошлом семейной пары, лишь замечает вскользь о том, что тридцатилетний секунд-майор Товстогуб тайно увез Пульхерию Ивановну, поскольку ее родители были против такого союза. Но это короткое замечание многое проясняет в отношениях пожилых супругов. В основе их брака была большая любовь, ведь решиться сбежать, пойти против родительской воли – очень смелый поступок для девушки.

Писатель не зря указывает возраст Афанасия Ивановича и его жены. Простой арифметический расчет дает понять, что это был не скоропалительный порыв двух юных созданий, а взвешенное решение тридцатилетнего мужчины и двадцатипятилетней женщины.

Прошло тридцать лет их совместной жизни, но чувства не угасли. Гоголь называет это «привычкою», но читателю понятно, что так заботиться друг о друге могут только любящие люди.

Да и сам писатель в начале повести замечает: «Нельзя было глядеть без участия на их взаимную любовь».

Афанасий Иванович беззлобно подшучивает над своей супругой, с тревогой замечает, что она похудела, а Пульхерия Ивановна стремится накормить мужа вкусненьким и переживает, что некому будет присматривать за ним после ее смерти. У помещиков нет детей, поэтому пожилая чета сосредоточена друг на друге.

Конечно, Гоголь не идеализирует эту пару. Хорошо заметна ирония в описании бесконечных «перекусов» Афанасия Ивановича и его попыток давать наставления приказчику.

Хозяйственная деятельность Пульхерии Ивановны не менее поверхностна и сводится к приготовлению огромного количества запасов, которые растаскиваются и поедаются слугами.

Автор иронично называет ее «большой хозяйкой» за стремление хранить в разных ящичках, сундучках и мешочках мелочи, которые неизвестно когда и зачем могут понадобиться. Описание единственного выезда «пани» на проверку угодий – один из наиболее комичных эпизодов повести.

Полная наивность стариков в ведении дел оборачивается повсеместным ужасающим воровством. Крадут у Товстогубов все: войт, приказчик, лакеи, дворовые девки и даже гости. Но быт помещиков прост, все их интересы вращаются вокруг еды, а богатая малороссийская земля дает щедрые урожаи, поэтому хватает всем.

Гоголь ничего не сообщает о том, как проводит супружеская пара свой досуг. Кроме прогулок по саду и хозяйственных хлопот Пульхерии Ивановны, у помещиков нет никаких занятий.

Поэтому Товстогубы искренне рады гостям и всегда стараются им услужить.

Писатель отмечает полное отсутствие в «бесхитростных душах» угодничества, приторности, подобострастия, он несколько раз называет героев: «Добрые, милые старички».

Пульхерия Ивановна и Афанасий Иванович действительно очень добры. Они не притесняют крепостных, радушны, вежливы и внимательны друг к другу, скромны в быту. Старички не ворчливы, не завистливы, не ссорятся с соседями.

Товстогубы живут своим тихим, замкнутым мирком. Они ничего не дают обществу, но и ничего от него не требуют, «ни одно желание не перелетает за частокол, окружающий небольшой дворик».

Да, мы видим бездуховное, пустое, бесцельное существование, но разве причинили супруги кому-либо зло?

В «Старосветских помещиках» Гоголь заставляет задуматься о смысле жизни, неминуемой старости и смерти. Каждому ли дано гореть до конца и оставить на земле яркий след? Гоголь считает, что нет ничего предосудительного, в том, чтобы прожить последние годы в провинциальном затворничестве среди природы, оставаясь гостеприимными «милыми старичками».

  • «Старосветские помещики», краткое содержание повести Гоголя

  • «Портрет», анализ повести Гоголя, сочинение

  • «Мертвые души», анализ произведения Гоголя

  • «Мертвые души», краткое содержание по главам поэмы Гоголя

  • «Нос», анализ повести Николая Васильевича Гоголя

  • «Ревизор», анализ комедии Николая Васильевича Гоголя

  • «Шинель», анализ повести Николая Васильевича Гоголя

  • «Майская ночь, или Утопленница», анализ повести Гоголя

  • «Портрет», краткое содержание по частям повести Гоголя

  • «Майская ночь, или Утопленница», краткое содержание по главам повести Гоголя

  • «Ревизор», краткое содержание по действиям комедии Гоголя

  • «Нос», краткое содержание по главам повести Гоголя

  • «Шинель», краткое содержание повести Гоголя

  • «Вий», анализ повести Николая Васильевича Гоголя

  • «Ночь перед Рождеством», анализ повести Гоголя

  • По произведению: «Старосветские помещики»
  • По писателю: Гоголь Николай Васильевич

Гоголь Н.В. «Старосветские помещики», краткий анализ

Повесть «Старосветские помещики» была впервые опубликована в 1835 году. Она входит в сборник «Миргород». Этот сборник вышел в свет после сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Герои произведения

Главными героями повести являются:

  • Афанасий Иванович Товстогубов – помещик, имеет высокий рост, часто улыбается, одет в бараний тулуп, при беседе очень разговорчив, очень привязан к своей супруге.
  • Пульхерия Ивановна Товстогубова – помещица, немного полновата, лицо имеет доброе, хорошая и гостеприимная хозяйка, ее так же характеризует такая черта как мужественность, подтверждением этого является тот факт, что, предчувствуя свою скорую смерть, она не отчаивается, а заботится о будущем мужа.
  • Рассказчик – человек являющийся частым гостем в доме помещиков Товстогубовых, имеет чувственный сентиментальный характер, обладает красноречием. Благодаря его рассказу мы видим нежные и добрые характеры главных героев.

Второстепенными героями повести являются:

  • любимая кошка Пульхерии Ивановны
  • Явдоха — ключница
  • Ничипор — приказчик
  • дворовые девки
  • комнатный мальчик кучер

Сюжет произведения

Повесть «Старосветские помещики» состоит из двух частей. В первой части мы видим описание дома и быта помещиков, автор дает им характеристики, так же он рисует нам картины природы своей родины. Основные события повести развиваются во второй части произведения.

Главный герой повести Афанасий Иванович Товстогубов добродушный человек, он живет вместе со своей женой Пульхерией Ивановной в небольшой деревеньке. Они ведут тихий и спокойный образ жизни. В их тихом доме гостю, который случайно к ним заехал, кажется, что всех тех невзгод, которые есть в мире, и вовсе не существует.

Их дом небольшой и уютный является отражением их самих: дом окружен зеленым садом, комнаты маленькие, в них много всевозможных вещиц, двери поскрипывают, в кладовых томятся различные запасы.

Непорядочные приказчик и лакей обкрадывают стареньких помещиков, однако земля родит достаточно, что чета Товстогубовых не замечает пропаж.

У Афанасия Ивановича и Пульхерии Ивановны нет детей, поэтому всю любовь, нежность и заботу они дарят друг ругу. Они всегда обращаются друг к другу на «вы». Они уже заранее знают желания друг ругу и предупреждают каждое слово.

Товстогубовы очень гостеприимны и хлебосольны. Гостей они всегда принимают радушно, угощают своими припасами. Сами хозяева тоже любят вкусно поесть. Пульхерия Ивановна в заботе о муже предлагает ему то одно то другое кушанье.

Однако в семье помещиков происходит неприятное событие. У Пульхерии Ивановны была кошка, которая обычно всегда лежала у ног своей хозяйки. Дикие коты сманили кошечку в лес, который находился за садом Товстогубовых. Пульхерия Ивановна ищет свою кошку, и через три дня та появляется рядом с их домом.

Хозяйка хочет накормить кошку и погладить, но та не дается, она снова убегает на этот раз навсегда. После этого происшествия Пульхерия Ивановна рассказывает своему мужу, что это смерть приходила за ней и вскоре ей суждено умереть.

Однако мы не видим отчаяния в поведении старушки, она покорно принимает свою судьбу, а до момента своей кончины продолжает заботиться о муже.

Вскоре хозяйка дома умирает. Поначалу Афанасий Иванович не может поверить в произошедшее и на похоронах ведет себя странно. Вернувшись домой, он понимает, что его любимой жены больше нет, он начинает сильно переживать, плакать и не может остановиться.

После смерти Пульхерии Ивановны прошло пять лет. Но боль в душе Афанасия Ивановича не унимается. Во всех предметах дома он чувствует присутствие своей покойной супруги, тоска его по ней не стихает, он даже не может выговорить ее имя.

Однажды он прогуливался по саду, в этот момент он услышал позади себя голос, который произнёс его имя. Он изменяется в лице и понимает, что это Пульхерия Ивановна зовет его к себе.

Перед смертью он просит лишь об одном, чтобы его похоронили рядом с супругой. Его просьбы была исполнена.

Из помещичьего домика все имущество было разворовано дальними родственниками и слугами, он опустел и пришел в негодность.

Основная проблематика и тема произведения

После выхода повести «Старосветские помещики» многие современники Гоголя по-разному интерпретировали смысл этого произведения. Некоторые поняли рассказ о жизни помещиков Товстогубовых как рассказ о пустой, скучной и бессмысленной жизни.

По мнению некоторых критиков, в их жизни нет ничего ценного, нет смысла. Кто-то из критиков считал, что Гоголь относился к главным героям своей повести с иронией, автор посмеивался над мыслями и желаниями пожилых помещиков.

Современники Гоголя считали, что так как сам Гоголь был человеком деятельным, то он не мог по настоящими любить таких персонажей как Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна, жизнь которых была сосредоточена только на разговорах о еде.

Например, такого мнения был Белинский, он посчитал, что Гоголь в этом произведении высмеивал пустое и бездуховное существование провинциального дворянства.

Однако другие читатели считают, что главным в этом произведении является искренняя любовь двух людей и их забота друг о друге. Гоголь хочет показать нам тихую гавань теплых чувств, эти чувства делают главных героев добрым и счастливыми.

Замечание 1

Главной темой произведения является тема любви. Николай Васильевич в этой повести искренне восхищается теплыми чувствами двух людей, которые смогли сохранить любовь и уважение друг к другу на протяжении все своей долгой совместной жизни.

Отличительной чертой произведения Николая Васильевича является его вездесущий гуманизм. Гоголь любил людей и хотел, чтобы они стали лучше, именно поэтому часто он высмеивает человеческие недостатки в своих произведениях.

Можно сделать вывод о том, что повесть «Старосветские помещики» не является простым бытописанием старых помещиков, и не является разоблачением никчемности старого дворянства. Повесть представляет собой ироническую притчу, которая заставляет читателя задуматься о великой любви, неминуемой старости и смерти.

Эта работа Гоголя с одной стороны полна доброты, а с другой стороны в ней много грусти и печали.

"Старосветские помещики" – краткое содержание повести Н.В. Гоголя

Время на чтение: 11 минут

В статье представлено краткое содержание повести Н. В. Гоголя «Старосветские помещики». Для чтения полной версии рекомендуется воспользоваться онлайн и городскими библиотеками, где можно бесплатно взять на дом книгу. 

Пересказ, представленный ниже, передает основные моменты оригинального текста для тех, кто не имеет достаточного времени и желания на прочтение его целиком. Текст в сокращении подойдет для ведения читательского дневника и облегчит работу с ним, а также поможет написать сочинение, анализирующее повесть.

Главные герои повести Н.В. Гоголя

Главными и единственными героями повести являются пожилые муж и жена Афанасий Иванович Товстогуб и Пульхерия Ивановна Товстогубиха, в любви верности и заботе друг о друге прожившие свою жизнь. 

Как пишет в начале повести автор, эта супружеская пара является примером тех старичков уже прошедшего века, которые жили чисто и скромно в своих уединенных владениях. В повести рисуется идиллический мир людей, живущих по старозаветным канонам.

Важно! Не следует путать слова «старославянские» и «старосветские», где второе понятие обозначает то, что устарело и не соответствует современному образу жизни.

Краткое содержание повести «Старосветские помещики»

Товстогуб Афанасий Иванович и жена его Пульхерия Ивановна – тот тип помещиков, которые в народе принято называть старосветскими. Это удивительные старики с добрыми лицами, прожившие мирную спокойную и чистую жизнь. 

Хозяин поместья – Афанасий Иванович в возрасте 60-ти лет, высок, слегка согнут, неизменно носил бараний тулуп. Он любил читать газеты и слушать своих собеседников, что делал всегда с улыбкой на лице. Афанасий Иванович не имел привычки рассуждать о прежних временах, как о лучших годах, и никогда не упрекал новые нравы.

Пульхерия Ивановна была младше мужа на пять лет, казалась очень серьезной с виду, так как в отличие от мужа не имела привычки смеяться, но ее доброе лицо и нежный взгляд не требовали этого, улыбка для нее была уже лишней.

Вместе супруги прожили спокойную и ясную жизнь. Поженились они, когда Афанасию Ивановичу было 30 лет, ему даже пришлось выкрасть Пульхерию Ивановну из родного дома, так как родня не хотела ее за него выдавать. Но эти бурные молодые годы уже прошли, казалось, не оставив и следа, даже сами старики совсем позабыли это время, которое представлялось им сном или видением. 

Но, несмотря на прожитые годы, супруги удивительным образом сохранили чуткую взаимную любовь и нежность по отношению друг к другу. Возможно, причиной этому стало то обстоятельство, что они не имели детей и все свои чувства, всю нежность и заботу направили друг на друга. 

Отсюда родилась их сильная привязанность, которая с каждым годом скрепляла их между собой еще сильнее. Буйная молодость сменилась размеренной и уединенной жизнью.

В доме старосветских помещиков всегда было даже немного жарко, так как оба хозяина любили тепло. Обстановка была простой, деревянные стулья с высокими спинками, маленькие столики в углах, несколько картин на стенах и ковер возле дивана – это было самым примечательным в убранстве дома. 

Жизнь в поместье протекала по давно сложившемуся укладу. Утро начиналось с поющих дверей, каждая из которых имела свою особенную песню.

Очень любили старички покушать, их день начинался с чашечки кофе, затем небольшое время уделялось делам, после чего следовал перекус, далее время подходило к обеду, который начинался в 12 часов, после него хозяева отдыхали, съедали арбуз и отправлялись на прогулку. 

Ужин по обыкновению начинался в половине десятого, после чего в округе наступала тишина. Нередко и ночью Афанасий Иванович просыпался и долго не мог уснуть, после чего заботливая жена распоряжалась, чтобы ему принесли чего-нибудь перекусить.

Особенно любили хозяева принимать гостей. Афанасий Иванович всегда внимательно и с улыбкой выслушивал их рассказы, много спрашивал, интересовался. Пульхерия Ивановна любила угощать приезжавших, она подводила гостей к множеству графинов с настойками, а также угощала различными соленьями и выпечкой. 

  • Оба хозяина не просто любили гостей, но они полностью отдавали себя им, и делали это искренно и от чистого сердца. 
  • Хозяйством в доме заправляла именно Пульхерия Ивановна, и под ее руководством оно расцветало, давало огромные урожаи, в доме хватало всего и даже с избытком, несмотря на обман и хищения дворовых и приказчика, которым, к слову, хозяйка доверяла. 

Имелась в доме и девичья, в которой жили молодые девушки. Для них Пульхерия Ивановна была тетушка, она считала своим долгом присматривать за ними и сторожить, чтобы уберечь их нравственность, но это не всегда ей удавалось.

Афанасий Иванович нередко любил подшучивать над своей спутницей жизни. Говорил, что если наступит война, он обязательно на нее отправится или задавал ей странные вопросы о том, где же они будут жить, если вдруг дом их сгорит. Пульхерия Ивановна всегда волновалась в такие моменты, но знала, что муж ее подшучивает над ней.

Однажды размеренная жизнь супругов прервалась, казалось бы, одним обычным событием. У Пульхерии Ивановны была любимица, серая кошка, которая, привлеченная дикими котами, убежала из дому на некоторое время и долго не возвращалась. Старушка уже практически забыла про нее. 

Но однажды, когда Пульхерия Ивановна прогуливалась по саду, она услышала тихое мяуканье, вскоре увидела и свою потеряшку, которая одичала так, что не шла на ее зов. Пульхерии Ивановне удалось приманить ее в кухню, где она распорядилась, чтобы исхудавшую кошку накормили. 

Как только старушка протянула руку, чтобы погладить любимицу, как она это делала обычно, кошка моментально убежала через окно в сад и больше не появлялась. Этот эпизод как-то особенно повлиял на Пульхерию Ивановну, она весь вечер была сама не своя, а когда Афанасий Иванович поинтересовался, что произошло, сказала ему, что за ней приходила смерть и должно быть скоро ее не станет.

Эти ее слова сильно расстроили Афанасия Ивановича, он просил жену не говорить глупости, но она начала заботы по поводу своей близкой кончины. Занимало же ее в первую очередь не она сама, а то, как ее милый муж останется жить без нее. Сделав необходимые распоряжения, она через несколько дней слегла и в скором времени скончалась на глазах у мужа.

Афанасий Иванович был ошеломлен ее смертью, весь день находился в состоянии непонимания происходящего, практически не плакал, даже когда прощался с ней в последний раз, и когда ее могилку засыпали землей. Только вернувшись в дом и увидев, что в комнатах пусто, он прорыдал всю ночь.

Спустя пять лет после ее ухода, принимая в гостях одного из своих соседей, Афанасий Иванович все также выглядел потерянным, как и в первые дни после смерти жены. Имение было в запустении, повсюду чувствовалось отсутствие Пульхерии Ивановны. 

В разговоре с гостем, когда подавали кушанье, напомнившее ему о жене, он не смог произнести ее имени и расплакался неудержимыми горькими слезами. Этот человек, не знавший сильной страсти в своей жизни, переживал утрату гораздо глубже, чем многие молодые, сильно сокрушающиеся, но через год женящиеся на новых возлюбленных.

Вскоре после этого события ушел из жизни и Афанасий Иванович. Его смерть удивительным образом была похожа на смерть его жены. Также гуляя по саду, он однажды услышал голос, который позвал его по имени, обернулся, но никого рядом не было. 

Он обошел сад, так никого и не нашел, и вдруг просиял от счастья. Он решил, что его позвала Пульхерия Ивановна, и стал, как и она когда-то, готовиться к смерти. И в скором времени она за ним пришла.

Вот одна небольшая цитата из текста, еще раз подтверждающая его нескончаемую любовь к жене: «Желание его исполнили и похоронили возле церкви, близ могилы Пульхерии Ивановны».

Анализ произведения

Текст произведения «Старосветские помещики» не делится на главы, так как написан в жанре повести, цельного небольшого повествования, при издании включается в сборник с другими произведениями Н. В. Гоголя.

Повесть Николая Васильевича является очень точной иллюстрацией жизни, протекающей в удаленных помещичьих имениях в Малороссии на рубеже XVIII – XIX веков. Она описывает старый уклад жизни помещиков XVIII века. Гоголь рисует картину исчезновения таких поместий вместе со смертью их хозяев и последних представителей предыдущего века.

Наиболее важной в этом произведении является тема глубины человеческого сердца тех людей ушедшей эпохи. Главная мысль произведения заключена в создании образа людей, проживших удивительно простую жизнь, но умеющих чувствовать и любить по-настоящему. 

Недаром Николай Васильевич приводит в конце эпизод с молодым человеком, чья возлюбленная очень рано умерла. Гоголь описывает эти ярко выраженные его страдания, попытки самоубийства и сокрушения, а потом сообщает, что через год он уже был женат на другой девушке. 

И как иначе описывает он состояние Афанасия Ивановича, который почти не проронил и слезы на людях во время похорон, но проплакал всю ночь в уединении, а спустя пять лет чувствовал утрату также остро, что даже не мог спокойно произносить имя покойницы. И радовался приближению смерти, так как она приближала его встречу с горячо любимой супругой.

Ссылка на основную публикацию