Анализ поэмы есенина «анна снегина»

Время на чтение: 12 минут

История создания

Есенин написал поэму в начале 1925 году, незадолго до своего самоубийства. В это время он жил на Кавказе и много времени посвящал творчеству. История создания «Анны Снегиной» связана с его поездками на родину, в село Константиново. Литератор говорил, что творение из-под пера вышло бойко, легко и вдохновенно.

Поэт поделился взглядами на былые отношения. Неразделенная юношеская любовь, которую он пережил в молодые годы второстепенная в повествовании. События развиваются в период революции и войны, которые стали непростым испытанием для русской истории.

Поэт был весьма доволен результатом, и называл литературное произведение лучшим своим творением. В ней он рассказал о политических волнениях, революции и военных действиях, их печальных последствиях для истории России.

При анализе «Анны Снегиной» нужно отметить, что импульсом к написанию поэмы послужила встреча Есенина со своей первой любовью — Лидией Ивановной Кашиной. В молодые годы их связывали романтические отношения, они были неразлучны. Но затем девушка вышла замуж за офицера-белогвардейца, и их дороги разошлись. Лидия Кашина в произведении стала прототипом Снегиной.

Свое произведение автор назвал вымышленным именем, которое ассоциируется с чистым, белым снегом. Именно такой лик неоднократно предстает в произведении: в воспоминаниях автора, в полусонном бреду, когда он болеет. Для лирического героя облик Анны далекий, недосягаемый, безупречный, потому мил сердцу и пленит душу.

Общественность и ценители литературы восприняли творение Есенина прохладно: оно абсолютно не похоже на другие произведения автора, а смелые образы и политическая тематика не располагали к м.

Впервые поэма была напечатана в издании «Бакинский рабочий» в 1925 году. Она посвящена критику и активисту-революционеру Александру Вронскому.

Идейное своеобразие

Главная героиня имеет дворянские корни, она мужественно, смиренно воспринимает разорение своего хозяйства и месть крестьян. Но ее волнует судьба России, то, что она стала изгоем и, самое главное, разлука с милым сердцу лирическим героем. В душе Анны нет неприязни, там лишь живет романтическое чувство к Сергею, который становится для нее и образом любви, и образом Отчизны.

Произведение было создана в то время, когда образ классового врага создавался и в творчестве, и в обществе. Есенин один из немногих в русской литературе, кто на протяжении всей жизни оставался верен гуманистическим ценностям. Поэтому его герои также верят в культурные ценности. Это прослеживается при анализе поэмы «Анна Снегина».

Из развития любовной линии в произведении становится видно, что общечеловеческие ценности важнее всего. Поэма о разлученных революцией действующих героях, неудавшейся любви между аристократкой Анной и Сергеем. Тематическая и идейная линии произведения связаны с тремя различными образами героини:

  • прошедшая, настоящая и будущая эпоха;
  • благоухающий сад, деревня в период революции и чужеземные дали лондонского порта — трехмерное пространство;
  • переменчивое настроение рассказчика: грезы о счастье, упадок духа. В итоге он стал воспринимать действительность такой, какая она есть на самом деле, с горестями и радостями.

На судьбы всех героев произведения свой отпечаток накладывает политическая обстановка, она не оставляет им права выбора. Селяне не властны решить главный для них вопрос — земельный. Утратив стабильность, русские мужики не стали счастливее. Восстание и революционные волнения крестьян автор не поддерживает.

Тема и проблематика

Автор соединил в поэме ряд важных тем. Отличительной чертой произведения являются личные волнения и образы прошлого. Автор чувственно и красиво представляет родную деревню Константиново, которая в поэме носит название Радово, образы и нравы населяющих ее людей.

Герои произведения они привлекают к себе внимание разноплановостью и разнообразием. Им нельзя дать однозначную характеристику.

Есенин откровенно и по-особенному раскрыл тему любви: любимая для него — отражение прошлого, она далека от него, замужем за другим мужчиной, но все так же привлекает его.

Думы о том, что Анна по-прежнему его любит, окрыляют и утешают лирического героя.

Поэт кратко описал революционную тему, не приукрашая действительность, глазами очевидца, индифферентного в своих взглядах. Он не воин, не борец за справедливость, ему незнакомо бессердечие, непримиримость.

Каждый раз, когда поэт возвращался на малую родину, его ждало разочарование.

Поэма — иллюстрация напасти, которые приключились с родным селом в военные годы — деревня разрушена, кругом видны следы бесхозяйственного отношения.

Проблематика, поднятая автором поэмы разнохарактерна: бессердечие, социальная дифференциация, чувство ответственности, коварство и малодушие, война и все, что ее сопровождает.

Главная мысль и идея поэмы — жизнь меняется, а эмоции и чувства навсегда остаются в сердце. Из чего можно сделать вывод, что все в жизни непостоянно, но состояние счастья остается с человеком навсегда.

Композиция и краткое содержание

Произведение имеет пять самостоятельных глав, каждая представляет определенный период жизни поэта. Композиция построена с явно выраженной цикличностью, каждая последующая часть, с одной стороны, самостоятельна, с другой — развивает и поясняет мысль предыдущей:

  1. Первая глава дает читателю возможность наблюдать возвращение лирического героя на свою родину. Он устал от городской суеты и шума и мечтает отдохнуть в тиши родной деревни. Именно это место становится главным поставщиком продуктов и рабочей силы в период послевоенной разрухи, когда и город, и армия требовали больших вложений.
  2. Вторая часть поэмы знакомит читателя с историей прошлой жизни главного героя, людьми, обитающими в деревне. Можно наблюдать перемены в жизни сельских жителей, которые вносит политическая обстановка страны. Лирический герой встречает свою бывшую возлюбленную и между ними завязывается долгий разговор.
  3. В третьей главе можно наблюдать развитие отношений между основным персонажем и Снегиной. Симпатия их взаимна, несмотря на возраст. Однако обстоятельства их разъединяют: погиб супруг Анны, она угнетена и сломлена, упрекает своего друга в трусости и дезертирстве.
  4. Четвертая часть произведения наполнена трагизмом происходящего — имущество Анны отторгается судебными органами, она вынуждена переехать в дом мельника вместе с матерью. Между возлюбленными происходит объяснение. Близость между ними еще сильна, но ситуация складывается, таким образом, что герой вынужден возвратиться в город.
  5. Пятой главой заканчивается произведение. В ней описаны все ужасы и последствия Гражданской войны. Страна погружается в нищету и разруху. Снегина вынуждена покинуть родные места, она уезжает за границу.

Война изменила не только город. Деревня, ее жители и образ жизни меняются коренным образом. Люди начинают деградировать, попадают и пропадают в передрягах, путаются и теряются во вновь устанавливаемых порядках. И только самые родные люди, среди которых и мельник, по-прежнему остаются близкими.

Особенности жанра

Сюжет произведения наполнен лирикой, в нем переплетаются исторические события и личностные отношения героев. Есенин сам называл поэму лиро-эпической.

Автор очень любил это произведение и по праву считал поэму лучшим своим творением. Он откровенно признавался, что стремился создать произведение, ориентированное на классику русской поэзии, особенно на произведения Пушкина.

Большинство критиков сразу замечают влияние пушкинской лирики на создание и характер поэмы. Однако она очень многопланова. В ней переплетаются исторические события страны и сложные лирические взаимоотношения главных сюжетных героев.

Художественно-выразительные средства

Поэма «Анна Снегина» признана одним из лучших произведений поэзии, рожденных на рубеже веков. Автор подкупает своей простотой, искренностью и виртуальным мастерством.

Для этого ему пришлось использовать и переработать опыт, язык и манеру многих своих предшественников.

В произведении автором используется множество приемов и художественных средств, присущих стилю Есенина:

  • выразительные эпитеты;
  • яркие сравнения и метафоры;
  • интересные и неповторимые олицетворения, создающие особое настроение.

И хотя в поэме много трагических событий, автор настойчиво пытается сделать его более светлым, используя белый цвет в описании событий и деталей. В крестьянской жизни белизна является символом чистоты, радости и добродетели:

  • одежда белого цвета;
  • белые цветы вишни весной;
  • белый снег и дневной свет.

Даже фамилия героини поэмы ассоциируется со снежной белизной. Чтобы показать характер действующих лиц, автор успешно использует иронические сравнения, контрасты, смысловые и лирические нюансы.

Сад в поэме является особым символом. Как все крестьянские поэты, Есенин воспринимал сад, как символ добра, любви и покоя. Описывая его, он применяет яркие эпитеты, которые показывают динамику развития событий: прекрасная картина разросшегося сада противопоставляется состарившемуся плетню, олицетворяющему трагические социальные события.

Главной чертой поэмы является ее народность. Поэт использует в ней богатую разговорную речь родной деревни, соединив множество речевых приемов. Читатель встречает в поэме монологи, исповедь, воспоминания, диалогические речи, используется лексика, свойственная русскому романсу. Борьба полярных сил того времени находит отражение в поэме многоголосием.

Для многих произведений Сергея Есенина характерна резкая концовка. Такой прием присутствует и в этой поэме. События и судьбы народа неотделимы от участи родной страны. Последняя часть произведения показывает, что для лирического героя его прошлое и будущее тесно взаимосвязаны.

Очень многие сочинения Сергея Есенина основаны на фактах из личной жизни. Так и эта поэма создана под впечатлением его поездки в родное село сразу после революции. В ней он изложил свои переживания и переосмысливания, показав весь драматизм этого исторического периода страны.

Урок литературы "Анализ поэмы С.Есенина "Анна Снегина"

Тема урока: «Анализ поэмы Сергея Есенина «Анна Снегина».

Читайте также:  Кратчайшее содержание книги «старосветские помещики» для читательского дневника (н.в. гоголь)

Цель урока: показать, что «Анна Снегина» – одно из выдающихсяпроизведений русской литературы; обучить анализу худ. произведения;

показать народность творчества С.А.Есенина.

  • Методические приемы: лекция с элементами беседы; аналитическоечтение.
  • Разберемся во всем, что видели,
  • Что случилось, что сталось в стране,
  • И простим, где нас горько обидели
  • По чужой и по нашей вине.
  • Ход урока.

I. Вступительное слово учителя. Сообщение темы и цели урока. (слайды 2, 3)

II. Проверка ДЗ. (тест, слайды 4, 5)

IV. Словарная работа. (слайд 6)

V. Вступление.

1. Слово учителя.

– Поэма «Анна Снегина» закончена Есениным в январе 1925 года. В этой поэме сплелись все основные темы лирики Есенина: родина, любовь, «Русь уходящая» и «Русь советская». Сам поэт определил свое произведение как лиро-эпическую поэму. Он считал ее лучшим произведением из всех, написанных раннее.

2. Сообщение учащегося.

– Основная часть поэмы воспроизводит события 1917 года на Рязанской земле. В пятой главе содержится эскизный набросок деревенской послереволюционной Руси – действие в поэме кончается 1923 годом. Поэма автобиографична, в ее основе – воспоминания о юношеской любви. Но личная судьба героя осмыслена в связи с судьбой народной.

В образе героя – поэта Сергея – мы угадываем самого Есенина. Прообраз Анны – Л.И.Кашина, которая, однако, не покинула Россию. В 1917 году она передала свой дом в Константинове крестьянам, сама жила в усадьбе на Белом Яру на Оке. Там бывал Есенин. В 1918 году она переехала в Москву, работала машинисткой. Есенин встречался с ней в Москве.

Но прототип и художественный образ вещи разные, и худ. образ всегда богаче.

3. Слово учителя. (слайды 7, 8, 9)

– События в поэме даны эскизно, и нам важны не сами события, а отношение к ним автора. Поэма Есенина и о времени, и о том, что остается неизменным во все времена. Cюжет поэмы – история несостоявшейся судьбы героев на фоне кровавой и бескомпромиссной классовой борьбы.

В ходе анализа мы проследим, как развивается ведущий мотив поэмы, тесно связанный с основными темами: темой осуждения войны и темой крестьянства. Поэма лиро-эпическая. В основе лирического плана поэмы лежит судьба главных героев – Анны Снегиной и Поэта.

В основе эпического плана – тема осуждения войны и тема крестьянства.

VI. Аналитическая беседа.

– Речь какого героя открывает поэму? О чем он рассказывает? (Поэма начинается с рассказа возницы, который везет возвращающегося с войны героя в родные места.

Из его слов мы узнаем «печальные вести» о том, что происходит в тылу: жители когда-то богатого села Радова враждуют с соседями – бедными и вороватыми криушанами.

Эта вражда привела к скандалу и убийству старосты и к постепенному разорению Радова:

  1. С тех пор у нас неуряды.
  2. Скатилась со счастья вожжа.
  3. Почти что три года кряду
  4. У нас то падеж, то пожар.)

– Что общего между лирическим героем и автором? Можно ли их отождествлять? (Хотя лирический герой носит имя Сергей Есенин, его нельзя полностью отождествлять с автором.

Герой, в недавнем прошлом крестьянин села Радова, а ныне знаменитый поэт, дезертировавший из армии Керенского и теперь вернувшийся в родные места, конечно, имеет с автором много общего и, прежде всего, в строе мыслей, в настроениях, в отношении к описываемым событиям и людям.)

ТЕМА ВОЙНЫ.

– Как высказывается отношение к войне? (Военные действия не описываются; ужасы и нелепость, бесчеловечность войны показаны через отношение к ней лирического героя. Слово «дезертир» обычно вызывает неприязнь, это почти предатель) Почему же герой чуть не с гордостью говорит о себе: «Другую я явил отвагу – Был первый в стране дезертир»?)

– Почему герой самовольно возвращается с войны? (Воевать «за чей-то чужой интерес», стрелять в другого человека, в «брата» – это не геройство. Потерять человеческий облик: «Война мне всю душу изъела» – не геройство.

Быть игрушкой на войне, пока «купцы да знать» спокойно живут в тылу, а «прохвосты и дармоеды» сгоняют людей на фронт умирать – тоже не геройство. В этой ситуации отвагой действительно было то, что сделал лирический герой, дезертировал.

Он возвращается с войны летом 1917 года.)

  • СООБЩЕНИЕ УЧАЩЕГОСЯ,
  • Одна из главных тем поэмы – осуждение империалистической и братоубийственной гражданской войны. В деревне в это время плохо:
  • У нас теперь неспокойно.
  • Испариной все зацвело.
  • Сплошные мужицкие войны –
  • Дерутся селом на село.

Символичны эти крестьянские войны. Они являются прообразом большой братоубийственной войны, народной трагедии, от которой, по словам мельничихи, едва не «пропала Расея». Войну осуждает и сам автор, который не боится назвать себя «первым в стране дезертиром». Отказ от участия в кровавой бойне – не поза, а глубинное, выстраданное убеждение.

ВЫВОДЫ. ЗАПИСЬ ТЕЗИСОВ. (слайд 10)

ТЕМА КРЕСТЬЯНСТВА.

– Каким видится прошлое лирическому герою?( Прошло три года с тех пор, как герой покинул родные места, и многое ему кажется далеким, изменившимся. Он смотрит другими глазами: «Так мил моим вспыхнувшим взглядам состарившийся плетень», «разросшийся сад»,сирень. Эти милые приметы воссоздают образ «девушки в белой накидке» и вызывают горькую мысль:

  1. Мы все в эти годы любили,
  2. Но мало любили нас.)
  3. Здесь начинается ведущий мотив поэмы.

-Каковы настроения земляков поэта? (Люди встревожены событиями, которые докатились и до их деревень: «Сплошные мужицкие войны», а причина – «безвластье. Прогнали царя…».

Мы узнаем про «булдыжника, драчуна, грубияна» Прона Оглоблина, озлобленного пьяницу, убийцу старосты. Выясняется, что «Теперь таких тысячи стало/ Творить на свободе гнусь».

И как страшный итог: «Пропала Расея, пропала../Погибла кормилица Русь.)

-Какие вопросы волнуют мужиков? (Во-первых, это извечный вопрос о земле: «Скажи:/Отойдут ли крестьянам /Без выкупа пашни господ?». Второй вопрос – о войне: «За что же тогда на фронте / Мы губим себя и других?». Третий вопрос: «Скажи,/ Кто такое Ленин?».

-Почему герой отвечает: «Он – вы»? (Этот афоризм о Ленине – народном вожде- знаменателен.

Здесь герой поднимается до подлинного историзма в показе революционных событий Крестьяне-труженики, особенно деревенская беднота, горячо приветствуют советскую власть и идут за Лениным, т.к.

они слышали, что он борется за то, чтобы навсегда освободить крестьян от помещичьего гнета и отдать им «без выкупа пашни господ»).

-Что побудило героя обратиться к Ленину? (Вера, а, может быть,точнее –желание веры в светлое будущее)

-Какие предстают перед нами крестьяне? (Прон – русский традиционный мятежник, воплощение пугачевского начала. Лабутя,его брат, – приспособленец и тунеядец.)

-Есть ли в поэме положительный тип крестьянина? (Конечно, есть. Это мельник- воплощение доброты, человечность, близость к природе. Все это делает мельника одним из главных героев поэмы.)

СООБЩЕНИЕ.

С революционными событиями тесно связана судьба главных героев поэмы: помещицы Анны Снегиной, весь хутор которой во время революции крестьяне забрали; крестьянина-бедняка Оглоблина Прона, борющегося за власть Советов; старика мельника и его жены; рассказчика поэта, вовлеченного революционной бурей в «мужицкие дела». Отношение Есенина к своим героям проникнуто озабоченностью их судьбами. В отличие от первых произведений, воспевающих преображенную крестьянскую Русь как единое целое, в «Анне Снегиной» он не идеализирует русское крестьянство.

СООБЩЕНИЕ.

-Есенин предвидит трагедию крестьянства 1929-1933 годов, наблюдая и переживая истоки этой трагедии.

Есенина тревожит, что русский крестьянин перестает быть хозяином и работником на своей земле, что он ищет легкой жизни, стремится к наживе любой ценой. Для Есенина главное – нравственные качества людей.

Революционная свобода отравила деревенских мужиков вседозволенностью, разбудила в них нравственные пороки.

ВЫВОДЫ. ЗАПИСЬ ТЕЗИСОВ. (слайд 11)

-Теперь обратимся к нашим героям и посмотрим, как развивается ведущий мотив поэмы.

ЛЕЙТМОТИВ ПОЭМЫ («МЫ ВСЕ В ЭТИ ГОДЫ ЛЮБИЛИ…»)

– Как показаны чувства героев, Анны и Сергея, при встрече? (Диалог героев идет в двух планах: очевидном и неявном (гл.3). Идет обычный вежливый разговор людей, почти чужих друг другу. Но отдельные реплики, жесты показывают, что чувства героев живы.(ПРОЧИТАТЬ)).

Лейтмотив поэмы звучит уже оптимистично. («Есть что-то прекрасное в лете,/А с летом прекрасное в нас»)

-В чем причина разлада в отношениях героев?(Прон Оглоблин задумал отобрать у Снегиных угодья, а для переговоров взял «важного», как он считал человека, столичного жителя.

Приехали они совсем не вовремя: оказалось, что только что пришло известие о гибели мужа Анны. В горе она бросает обвинение Сергею: «Вы – жалкий и низкий трусишка./ Он умер…/А вы вот здесь…».

Все лето герои не виделись).

СООБЩЕНИЕ.

-Поэма «Анна Снегина» лиро-эпическая. Ее главная тема – личная, но через судьбу героев раскрываются эпические события. Само название говорит о том, что Анна – центральный образ поэмы. Имя героини звучит по-особому поэтично и многозначно.

В этом имени – полнозвучность, красота аллитерации, богатство ассоциаций. Снегина – символ чистоты белого снега, перекликается с весенним цветом черемухи, это имя – символ утраченной юности.

Возникают ассоциации с есенинскими образами: девушка в белом, тонкая березка, снежная черемуха.

Читайте также:  211. Согласны ли Вы с утверждением, что равнодушие обедняет жизнь человека?

-Лирический сюжет поэмы – история несостоявшейся любви героев – едва намечен, он развивается как череда фрагментов. Несостоявшийся роман героев происходит на фоне кровавой и бескомпромиссной классовой войны. Отношения героев романтичны, непрояснены, а чувства интуитивны.

Революция привела героев к расставанью, героиня оказалась в эмиграции – в Англии, откуда пишет письмо герою поэмы. Революция не у героев память о любви. То, что Анна оказалась вдали от Советской России, – печальная закономерность, трагедия многих русских людей того времени.

И заслуга Есенина в том, что он первым показал это.

-Как изображается в поэме новая власть?(Октябрь 1917 года герой встречает в деревне. О перевороте он узнает от Прона, который «от радости чуть не помер», «Теперь мы всех раз – и квас! / Без всякого выкупа с лета / Мы пашни берем и леса».

Мечта Прона отобрать землю у Снегиных сбывалась, подкрепленная новой властью,: «В России теперь Советы / И Ленин – старшой комиссар». Советская власть изображается иронически, даже саркастически.

Во власть полезли первые бездельники и пьяницы, вроде брата Прона Лабути, который «хвальбишка и дьявольский трус», «Такие всегда на примете./Живут не мозоля рук./ И вот он, конечно, в Совете»).

– Какие события происходят до следующего приезда героя в родные места? (Проходит 6 лет: «Суровые, грозные годы!» Добро, отобранное у помещиков, не принесло крестьянам счастья: зачем «чумазому сброду» «рояли» и «граммофон» – играть «коровам тамбовский фокстрот»? «Удел хлебороба гас» ).

-Откуда узнает герой о событиях в Криуше? (О событиях он узнает из письма мельника: Прон расстрелян дениковцами, Лабутя спасся – «в солому залез», а потом долго голосил: «Мне нужно бы красный орден / за храбрость мою носить», а теперь гражданская война утихла, «буря пошла в угомон»).

-И снова наш герой в деревне. Какое впечатление произвело на него письмо Анны? (Герой получает письмо с «лондонской печатью». В письме ни слова упрека, ни жалобы, ни сожаления о потерянном имении, только светлая ностальгия. ПРОЧИТАТЬ.Сергей остается по-прежнему холодным и почти циничным: «Письмо как письмо./Беспричинно. /Я в жисть бы таких не писал.»)

-Как меняется лейтмотив поэмы в заключительной ее части? (Здесь проступает «второй план», глубинный. Герой как будто не задет письмом, как будто делает все по- прежнему, но все ему видится уже другим. ПРОЧИТАТЬ.Что изменилось? «По-старому» заменилось на «по-прежнему», «состарившийся» плетень стал «погорбившимся».)

СООБЩЕНИЕ.

-Поэт – герой поэмы – постоянно подчеркивает, что его душа уже во многом закрыта для лучших чувств и прекрасных порывов: «Ничто не пробилось мне в душу,/ Ничто не смутило меня.» И лишь в финале звучит аккорд – воспоминание о самом прекрасном и навсегда-навсегда утраченном.

Разлука с Анной в лирическом контексте поэмы – это разлука с юностью, разлука с самым чистым и святым, что бывает у человека на заре жизни.

Но – главное в поэме – все человеческое прекрасное, светлое и святое живет в герое, остается с ним навсегда как память, как «живая жизнь»:

  • Иду я разросшимся садом,
  • Лицо задевает сирень.
  • Так мил моим вспыхнувшим взглядам
  • Погорбившийся плетень.
  • Когда-то у той вон калитки
  • Мне было шестнадцать лет,
  • И девушка в белой накидке
  • Сказала мне ласково: «Нет!»

Далекие, милые были!..

  1. Тот образ во мне не угас.
  2. Мы все в эти годы любили,
  3. Но, значит,
  4. Любили и нас.
  5. ЗАПИСЬ СХЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛЕЙТМОТИВА (слайд 12)

VII. Заключительное слово учителя. Возвращение к эпиграфу.

-«Далекие. милые» образы заставили душу помолодеть, но и пожалеть об ушедшем безвозвратно. В конце поэмы изменилось всего одно слово, но смысл изменился значительно. Природа, родина, весна, любовь – эти слова одного ряда. И прав тот человек, который прощает. (Чтение эпиграфа)

VIII. Итог урока и домашнее задание.

Анализ поэмы С.А. Есенина "Анна Снегина"

Тема урока: Поэма С.А. Есенина «Анна Снегина»: проблематика и поэтика

Цель урока: формирование представления об идейном содержании поэмы, о неонозначности оценки поэтом революции и ее результатов. Показать, что поэма С.А. Есенина «Анна Снегина» – одно из выдающихся произведений русской литературы.

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя. Сообщение темы и цели урока.

II. Актуализация знаний, проверка д/з.

III. Работа по теме урока:

1. Слово учителя

– Поэма «Анна Снегина» закончена Есениным в январе 1925 года. В этой поэме сплелись все основные темы лирики Есенина: родина, любовь, «Русь уходящая» и «Русь советская». Он считал ее лучшим произведением из всех, написанных раннее.

– О чем эта поэма? (о любви, революции и эмиграции)

– В действительности, это наиболее яркое и крупное произведение Есенина не только о первой любви. Основное действие происходит с весны до поздней осени 1917 года, в период русской революции.

«Мужицкие войны» двух соседних сел, зажиточного Радова и обделенного землей Криуши, причины деревенских «неурядов», захват усадьбы помещицы Снегиной и другие события даются здесь в оценке разных персонажей по-разному. Знаменательно и то, что поэма о революции рассказывает о любви, не получившей взаимности.

Это придает произведению особую многозначность и помогает Есенину впервые в литературе 20-х годов подойти к теме революции, эмиграции и разобщенности русской интеллигенции с позиций национальных и общечеловеческих ценностей.

– Как вы определили жанр произведения? (поэма)

– Сам Есенин определил жанр «Анны Снегиной» как лироэпическая поэма. Как вы понимаете это определение? (лирическое, потому что выражаются чувства, эмоции; эпическое – присутствует сюжет, повествуется о событиях из жизни героев).

– Основная часть поэмы воспроизводит события 1917 года на Рязанской земле. В пятой главе содержится эскизный набросок деревенской послереволюционной Руси – действие в поэме кончается 1923 годом. Поэма автобиографична, в ее основе – воспоминания о юношеской любви. Но личная судьба героя осмыслена в связи с судьбой народной.

– События в поэме даны эскизно, и нам важны не сами события, а отношение к ним автора. Поэма Есенина и о времени, и о том, что остается неизменным во все времена. Cюжет поэмы – история несостоявшейся судьбы героев на фоне кровавой и бескомпромиссной классовой борьбы.

В ходе анализа мы проследим, как развивается ведущий мотив поэмы, тесно связанный с основными темами: темой осуждения войны и темой крестьянства. Поэма лиро-эпическая. В основе лирического плана поэмы лежит судьба главных героев – Анны Снегиной и Поэта.

В основе эпического плана – тема осуждения войны и тема крестьянства.

IV. Аналитическая беседа

– Расскажите, как идет развитие сюжета в 1-й главе.

(Молодой поэт, бывший солдат-дезертир, возвращается после 4 лет отсутствия в свое родное село. Просит возницу подвести его к знакомому мельнику. В доме мельника его встречают как друга. После чая поэт идет спать на сеновал и тут вспоминает свою молодость:

  • Когда-то у той вон калитки
  • Мне было шестнадцать лет,
  • И девушка в белой накидке
  • Сказала мне ласково: «Нет!»
  • Далекие, милые были.

Тот образ во мне не угас…

  1. Мы все в эти годы любили,
  2. Но мало любили нас.
  3. Кроме сюжета даны в развитии и образы героев поэмы.)

– Да,  старый добрый мельник, на первый взгляд беззаботный и легкий человек, оказывается очень мудрым: местный большевик Прон для него не просто драчун, а защитник криушан, доведенных до отчаянья безземельем; Анна – не хладнокровная барыня, защищавшая свои угодья, а несчастная  женщина,  лишившаяся  и  мужа,  и  крова.   В  ходе  поэмы  узнаем историю Оглобина Прона: он гибнет от белоказацкой пули в «двадцатом годе».

– Даны в развитии и образы главных героев. Они придают произведению биографический характер.

1. Сообщение ученика о прототипах героев:

Анна Снегина имеет прототип, это дочь богатого помещика Лидия Ивановна Кашина, с которой поэта связывала дружба. Отцу девушки принадлежали имение в Константинове, родном селе Есенина, хутор Белый Яр, леса за Окой, тянувшиеся на десятки километров в глубь Мещеры, а также ночлежные дома в Москве на Хитровом рынке.

Л. Кашина была красивой и образованной женщиной. В 1904 г. с отличием окончила Александровский институт благородных девиц, владела несколькими языками. Есенин часто бывал в ее доме, где устраивались литературные вечера и домашние спектакли. «Матери нашей, – вспоминала сестра поэта, – не нравилось, что Сергей повадился ходить к барыне…

«Мне, конечно, нет дела, а я вот, что тебе скажу: брось ты эту барыню, не пара она тебе, нечего и ходить к ней»… Сергей молчал, и каждый вечер ходил в барский дом… Мать больше не пробовала говорить с Сергеем. И когда маленькие дети Кашиной приносили Сергею букеты из роз, только качала головой. В память об этой весне (1917 г.

) Сергей написал стихотворение Кашиной «Зеленая прическа…».

Однако образ и судьба хозяйки константиновского имения расходятся в главном – в отношении к революции. Если героиня поэмы не принимает революцию, покидает Россию, то Кашина в 1917 году сама передала дом крестьянам и переехала в Москву, где работала переводчицей, машинисткой и стенографисткой.

Но Есенин писал свою героиню не только с Лидии Кашиной. Происхождение имени и фамилии героини также имеет свою историю. Имя Анна, что означает «богатая, чудесная, грация, миловидность», не случайно совпадает с именем Анны Алексеевны Сардановской, внучатой племянницы священника села Константиново. Ею в юности также был увлечен поэт.

Читайте также:  Итоговое сочинение на тему: Человек и общество

Анна Сардановская напоминает «девушку в белой накидке» именем, возрастом, запоминающейся чертой внешнего облика – смуглой кожей («смуглая рука») и даже тем, что любила белые платья и белые цветы. Кроме того, она и была той девушкой, которая полюбила другого и ласково сказала поэту «нет».

Ранняя смерть Сардановской (скончалась в родах 7 апреля 1921 года) потрясла Есенина и романтизировала ее образ как образ единственной настоящей любви. И. Грузинов вспоминал, что весной 1921 года Есенин говорил ему: «У меня была настоящая любовь. К простой женщине. В деревне. Я приезжал к ней. Приходил тайно. Все рассказывал ей. Об этом никто не знает.

Я давно люблю ее. Горько мне. Жалко. Она умерла. Никого я так не любил. Больше я никого не люблю».

Но самые удивительные совпадения имеются с третьей женщиной, которая «дала» есенинской героине фамилию. Эта женщина – писательница Ольга Павловна Снегина (1881–1929), которая подписывала свои произведения «О. П. Снегина», «Ольга Снегина», «Снежинка» и др. Знакомство Есенина и О.

Снегиной состоялось в апреле 1915 года в ее литературном салоне. Известна дарственная надпись Снегиной на книге «Рассказы» (1911): «Весеннему Есенину за его «Русь». Полюбите Лизу из Морошкино и меня. 1915, апрель. Ольга Снегина».

Речь идет о маленькой поэме Есенина «Русь» и героине повести «Село Морошкино», помещенной в подаренной Есенину книге и высоко оцененной М. Горьким в письме к автору. Любопытно, что псевдоним «Снегина» – перевод фамилии мужа, литератора, англичанина по происхождению Е. Сно (snow – в переводе с английского – снег).

Так вот откуда появилось у Есенина в поэме упоминание «лондонской печати» на письме Снегиной! Эту печать он мог видеть на письмах, которые присылали ее родственники из Англии.

Главный персонаж носит имя автора, но здесь Сергей Есенин не автор, а герой, в прошлом крестьянин, а ныне знаменитый поэт, приехавший в «радовские поместья» отдохнуть и поохотиться. С ними связан лирический сюжет поэмы.

2. Аналитическая беседа:

– Речь какого героя открывает поэму? О чем он рассказывает? (Поэма начинается с рассказа возницы, который везет возвращающегося с войны героя в родные места.

Из его слов мы узнаем «печальные вести» о том, что происходит в тылу: жители когда-то богатого села Радова враждуют с соседями – бедными и вороватыми криушанами.

Эта вражда привела к скандалу и убийству старосты и к постепенному разорению Радова.)

– Что общего между лирическим героем и автором? Можно ли их отождествлять? (Хотя лирический герой носит имя Сергей Есенин, его нельзя полностью отождествлять с автором.

Герой, в недавнем прошлом крестьянин села Радова, а ныне знаменитый поэт, дезертировавший из армии Керенского и теперь вернувшийся в родные места, конечно, имеет с автором много общего и, прежде всего, в строе мыслей, в настроениях, в отношении к описываемым событиям и людям.)

  • – Итак, вместе с героем, известным поэтом, мы возвращаемся на его родину. И в самом конце первой главы перед читателем оживает воспоминание лирического героя о юности, о первой любви: возвращение на родину – это возвращение к самому себе после нравственных мучений на войне, с которой он дезертировал:
  • Война мне всю душу изъела.
  • За чей-то чужой интерес
  • Стрелял я в мне близкое тело
  • И грудью на брата лез.

Я понял, что я – игрушка…

– Во  второй  главе  мы  узнаем  о  том,  что  той  самой  девушкой  была Анна Снегина, дочь помещицы, живущей по соседству: «Он был забавно / Когда-то в меня влюблен».

Но герой уже не «скромный такой мальчишка», он стал не только писателем и «известной шишкой» – он стал другим человеком, и мысли, которые владеют им в эту минуту, вовсе не возвышенного характера: «Теперь бы с красивой солдаткой / Завесть хорошо роман». Потому и известие о Снегиных не вызывает в нем желания увидеться:

Ничто не пробилось мне в душу,

Ничто не смутило меня.

-Таков герой в начале произведения. Что происходит с ним в третьей части?

– Как изображает автор облик лирической героини, проглядывающий в смутных видениях болезни? ( «Белое платье», «привздернутый нос», «стройный лик», «перчатки и шаль» – вот и все, что заметил или что посчитал нужным описать поэт. Облик героини так же неуловим, как неуловимо то чувство, что некогда жило в сердце юноши и теперь осторожно стало напоминать о себе)

– Это почти забытое чувство влюбленности возвращается к поэту, и он не хочет нарушать его чистоту. И вот состоялась встреча.

3. Чтение эпизода по ролям:

«Я слушал ее и невольно…» и до слов «Есть что-то прекрасное в лете, / А с летом прекрасное в нас».

– Почему так насыщено многоточиями описание встречи поэта с Анной? (Появление этих знаков подобно занавесу, который задергивается всякий раз, когда любопытный и назойливый взгляд готов рассмотреть в складывающихся отношениях что-то пошлое.

Этот занавес отделяет его, сегодняшнего, прошедшего через кабацкий угар, пресыщенного легкими победами, и того – шестнадцатилетнего, впервые полюбившего юношу, чье возвышенное чувство, внезапно возрождающееся, прекрасно настолько, что с ним ни в какое сравнение не идет вполне возможный банальный «роман».

Сцены мучительных разговоров лирических героев открывают в Есенине не только мастера создания речевых характеристик, но и блестящего психолога.)

– Сопоставьте портретные детали четвертой части с прежними. На что они указывают? («Скривленный заботой красивый и чувственный рот» и «тело ее тугое» – эти отнюдь не романтические определения обрамляют монолог героини, признающейся в «преступной страсти», у которой, сознает она, нет и не может быть будущего.)

– Как подчеркивает автор то, что и чувства героини мучительны, и признание дается ей с неимоверным трудом и болью? (В первую очередь надо обратить внимание на многоточия: их на 17 строк ее монолога 12! Речь героини прерывиста, и эту прерывистость удивительно подчеркивает аллитерация: повтор звонкого «б», звучащего напористо: было, безумно, любила, болит, – сменяется глухим «т»: жестокость, суд, тайна, страстью преступной зовут.)

– С этим образом соотносится и облик героини.

        Развитие отношений по банальной любовной схеме разрушит очарование светлых воспоминаний и может лишить поэта самой дорогой и сокровенной частицы его души.

Это прозрение освещает слова героини: «Уже светает. Заря как пожар на снегу…» В ее речи опять многоточия (на 11 строк ее слов их 10):

В ее воображении воспоминания рождаются постепенно, трепетное детское чувство стерлось в памяти.

– Когда это светлое чувство вернется к героине? Об этом читаем в пятой части.

  1. – Какой предстает Анна перед читателем в конце поэмы?
  2. – Чем закончится этот необычный роман?
  3. Присланное из-за границы письмо сказало гораздо больше душе поэта, чем смогли выразить слова, доверенные бумаге.
  4. – Как вы думаете, что символизирует синий цвет, вдруг возникающий в словах Анны?
  5. (Синий цвет – это и цвет его души, и цвет горней обители, горнего мира, в котором соединяются души поэта и «девушки в белой накидке».)
  6. – Оттуда, издалека смогла разглядеть лирическая героиня любовь поэта и свою любовь; воспоминание о возвышенном и чистом чувстве венчает их ожившие в этой любви души навечно, и поэма становится книгой о неосуществившейся, но счастливой любви. Именно так можно осмыслить концовку поэмы, где высветился и предстал перед нами единственный значимый для поэта образ:

Далекие милые были!..

  • Тот образ во мне не угас.
  • Мы все в эти годы любили,
  • Но, значит,
  • Любили и нас.

– Обратите внимание, что обретение взаимности подчеркивается вводимыми изменениями в сравнении с первой частью: в отдельную строфу выделено двустишие с эмоциональным всплеском, обозначенным соединением восклицания с многоточием. А две строки, прежде говорившие о неразделенном чувстве, теперь превращаются в своеобразный венец – трехстишие, который венчает и взаимное чувство героев, и саму поэму.

Так в эпическое произведение о революции, о жизни в деревне в эти тревожные годы вплетается и лирический сюжет о любви и о горькой эмигрантской  доле  человека,  в  котором  не  умерло  чувство  любви  к родине:

Теперь я от вас далеко…

  1. В России теперь апрель.
  2. И синею заволокой
  3. Покрыта береза и ель.
  4. … … … … … … … …
  5. Я часто хожу на пристань
  6. И, то ли на радость, то ль в страх,
  7. Гляжу средь судов все пристальней
  8. На красный советский флаг.
  9. Теперь там достигли силы.

Дорога моя ясна…

Но вы мне по-прежнему милы,

Как родина и как весна.

V. Заключительное слово учителя.

– «Далекие, милые» образы заставили душу помолодеть, но и пожалеть об ушедшем безвозвратно. В конце поэмы изменилось всего одно слово, но смысл изменился значительно. Природа, родина, весна, любовь – эти слова одного ряда. И прав тот человек, который прощает.

Домашнее задание: Перечитать поэму С.Есенина «Чёрный человек»

Ссылка на основную публикацию