Агния барто стихи: читать стихотворения, тексты произведений писательницы агнии барто – список поэзии

Агния Барто стихи для детей: 35 маленьких шедевров

Агния Барто всеми любимая с детства поэтесса. Её стихи это первые произведения, которые читают малышам. Мы их любим и помним до сих пор и с радостью рассказываем своим детям. Короткие стихи понятны совсем маленьким деткам, они их легко запоминают. Предлагаем вам подборку из любимых стихов Агнии Барто, собранную специально для малышей.

***

Кораблик

Матросская шапка, Верёвка в руке, Тяну я кораблик По быстрой реке. И скачут лягушки За мной по пятам, И просят меня:

— Прокати, капитан!

***

Слон

Спать пора! Уснул бычок, Лёг в коробку на бочок. Сонный мишка лёг в кровать, Только слон не хочет спать. Головой кивает слон,

Он слонихе шлёт поклон.

***

Вот так защитник!

Я свою сестренку Лиду Никому не дам в обиду! Я живу с ней очень дружно, Очень я ее люблю. А когда мне будет нужно,

Я и сам ее побью.

***

Погремушка

Как большой, сидит Андрюшка На ковре перед крыльцом. У него в руках игрушка — Погремушка с бубенцом. Мальчик смотрит — что за чудо? Мальчик очень удивлён, Не поймёт он: ну откуда

Раздаётся этот звон?

***

Звенели птичьи голоса…

Звенели птичьи голоса, В саду цвела сирень, Весной Андрюша родился В один хороший день. Гордится мальчиком отец, А Света — Ей шесть лет — Кричит братишке: — Молодец,

Что родился на свет!

***

Грузовик

Нет, напрасно мы решили Прокатить кота в машине: Кот кататься не привык —

Опрокинул грузовик.

***

Мячик

Наша Таня громко плачет: Уронила в речку мячик. — Тише, Танечка, не плачь:

Не утонет в речке мяч.

***

Козлёнок

У меня живёт козлёнок, Я сама его пасу. Я козлёнка в сад зелёный Рано утром отнесу. Он заблудится в саду —

Я в траве его найду.

***

Флажок

Горит на солнышке Флажок, Как будто я

Огонь зажёг.

***

Воробей

Воробей по лужице Прыгает и кружится. Перышки взъерошил он, Хвостик распушил. Погода хорошая!

Чил-чив-чил!

***

Лягушата

Пять зелёных лягушат В воду броситься спешат — Испугались цапли! А меня они смешат: Я же этой цапли

Не боюсь ни капли!

***

Мой пёс

Мой пёс простудился И стал безголосым. Котёнок шмыгнул У него перед носом, А бедный больной Даже тявкнуть не мог. Вот до чего

Тяжело занемог!

***

Золотая осень

Осень листья рассыпает — Золотую стаю. Не простые, золотые Я листы листаю. Залетело на крыльцо Золотое письмецо.

Я сижу, читаю…

***

Самолёт

Самолёт построим сами, Понесёмся над лесами. Понесёмся над лесами,

А потом вернёмся к маме.

***

Смешной цветок

Смешной цветок поставлен в вазу! Его не полили ни разу, Ему не нужно влаги, Он сделан из бумаги. А почему такой он важный?

А потому, что он бумажный!

***

Зайка в витрине

Зайка сидит в витрине, Он в серенькой шубке из плюша. Сделали серому зайцу

Слишком длинные уши.

В серенькой шубке серой Сидит он, прижавшись к раме, Ну как тут казаться храбрым

С такими смешными ушами?

***

Кто как кричит

Ку-ка-ре-ку! Кур стерегу. Кудах-тах-тах! Снеслась в кустах. Пить, пить, пить! Воды попить. Мурр-мурр… Пугаю кур. Кра, кра, кра! Завтра дождь с утра. Му-у, му-у!

Молока кому?

***

Лошадка

Я люблю свою лошадку, Причешу ей шёрстку гладко, Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

***

Зайка

Зайку бросила хозяйка — Под дождём остался зайка. Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок.

***

Бычок

Идёт бычок, качается, Вздыхает на ходу: — Ох, доска кончается,

Сейчас я упаду!

***

Мишка

Уронили мишку на пол, Оторвали мишке лапу. Всё равно его не брошу —

Потому что он хороший.

***

Вот так защитник!

Я свою сестренку Лиду Никому не дам в обиду! Я живу с ней очень дружно, Очень я ее люблю. А когда мне будет нужно,

Я и сам ее побью.

***

Чудеса

Чудеса! — сказала Люба.- Шуба длинная была, В сундуке лежала шуба,

Стала шуба мне мала.

***

Лягушата

Пять зелёных лягушат В воду броситься спешат — Испугались цапли! А меня они смешат: Я же этой цапли

Не боюсь ни капли!

***

Ути-ути

Рано, рано утречком Вышла мама-уточка Поучить утят. Уж она их учит, учит! Вы плывите, ути-ути, Плавно, в ряд. Хоть сыночек не велик, Не велик, Мама трусить не велит, Не велит. — Плыви, плыви, Утёныш, Не бойся,

Не утонешь.

***

Лимон

Была зима за окнами, На улице мороз, У нас на подоконнике Лимон зелёный рос. Мы следили за лимоном, Каждый листик берегли, С каждым листиком зелёным Мы возились как могли. Каждый листик молодой Обмывали мы водой. Наконец-то через год Появился первый плод. К нам пришли недавно в гости Два танкиста, два бойца. Подарили мы танкистам

Все лимоны с деревца.

***

Резиновая Зина

Купили в магазине Резиновую Зину, Резиновую Зину В корзинке принесли. Она была разиней, Резиновая Зина, Упала из корзины, Измазалась в грязи. Мы вымоем в бензине Резиновую Зину, Мы вымоем в бензине И пальцем погрозим: Не будь такой разиней, Резиновая Зина, А то отправим Зину

Обратно в магазин.

***

Я лишний

Окапывали вишни. Сергей сказал: — Я лишний. Пять деревьев, пять ребят — Я напрасно вышел в сад. А как поспели вишни, Сергей выходит в сад.

— Ну нет, теперь ты лишний!

***

Любитель-рыболов

С утра сидит на озере Любитель-рыболов, Сидит, мурлычет песенку, А песенка без слов: «Тра-ля-ля, Тра-ля-ля, Тра-ля-ля», Озеро глубокое, Удачным будет лов. Сейчас поймает окуня Любитель-рыболов. «Тра-ля-ля, Тра-ля-ля, Тра-ля-ля». Песенка чудесная — И радость в ней, и грусть, И знает эту песенку Вся рыба наизусть. «Тра-ля-ля, Тра-ля-ля, Тра-ля-ля». Как песня начинается, Вся рыба расплывается…

«Тра-ля!»

***

Есть такие мальчики

Мы на мальчика глядим — Он какой-то нелюдим! Хмурится он, куксится, Будто выпил уксуса. В сад выходит Вовочка, Хмурый, словно заспанный. — Не хочу здороваться,— Прячет руку за спину. Мы на лавочке сидим, Сел в сторонку нелюдим, Не берет он мячика, Он вот-вот расплачется.

Думали мы, думали, Думали, придумали: Будем мы, как Вовочка, Хмурыми, угрюмыми. Вышли мы на улицу — Тоже стали хмуриться. Даже маленькая Люба — Ей всего-то года два — Тоже выпятила губы И надулась, как сова. — Погляди!— кричим мы Вове.

Хорошо мы хмурим брови? Он взглянул на наши лица, Собирался рассердиться, Вдруг как расхохочется. Он не хочет, а хохочет Звонче колокольчика. Замахал на нас рукой: — Неужели я такой? — Ты такой!— кричим мы Вове, Все сильнее хмурим брови.

Он пощады запросил: — Ой, смеяться нету сил! Он теперь неузнаваем. С ним на лавочке сидим, И его мы называем: Вова — бывший нелюдим. Он нахмуриться захочет,

Вспомнит нас и захохочет.

***

Двойняшки

Мы друзья — два Яшки, Прозвали нас «двояшки». — Какие непохожие!- Говорят прохожие. И должен объяснять я, Что мы совсем не братья, Мы друзья — два Якова,

Зовут нас одинаково.

***

Две сестры глядят на братца

Две сестры глядят на братца: Маленький, неловкий, Не умеет улыбаться, Только хмурит бровки.Младший брат чихнул спросонок, Радуются сестры: — Вот уже растет ребенок —

Он чихнул, как взрослый!

***

Колыбельная

Старший брат сестру баюкал: — Баюшки-баю! Унесем отсюда кукол, Баюшки-баю. Уговаривал девчушку (Ей всего-то год): — Спать пора, Уткнись в подушку, Подарю тебе я клюшку, Встанешь ты на лед.

Баю-баюшки, Не плачь, Подарю Футбольный мяч, Хочешь — Будешь за судью, Баю-баюшки-баю! Старший брат сестру баюкал: — Ну не купим мяч, Принесу обратно кукол, Только ты не плачь. Ну не плачь, не будь упрямой.

Спать пора давно… Ты пойми — я папу с мамой

Отпустил в кино.

***

Козленок

У меня живет козленок, Я сама его пасу. Я козленка в сад зеленый Рано утром отнесу.Он заблудится в саду —

Я в траве его найду.

***

На утреннике

Клоун — на сцене! Острит он неплохо, Скажет словечко — И слышится хохот. Школа взрывается Залпами смеха: Клоун — первоклассница! Ну и потеха! Хохот девчонок Особенно звонок! Но не смеется Одна из девчонок. Что-то нахохлилась Эта девица: — Мне неохота От смеха давиться! Девочки шепчутся: — Ей не до смеха, Танька не терпит

Чужого успеха

Источник: http://mamamozhetvse.ru/agniya-barto-stixi-dlya-detej-35-malenkix-shedevrov.html

Стихи Агнии Барто для детей. Список произведений — Библиотека для детей

 

Стихи русской поэтессы Агнии Львовны Барто для детей. Полный список произведений.  

Список стихотворений Агнии Барто

 

Блинчики

Болтунья
Ботаника больна
Буква «Р»
Бычок
В пустой квартире
В театре
В школу
Важный пленник
Веревочка
Выборы
Вот так защитник!
Весной Андрюша родился…
Всё на всех
Гуси — лебеди
Две бабушки
Две сестры глядят на братца
Двояшки
Дедушкина внучка
Дело было в январе…
Дикарка
Докладчик
Дом переехал
Его семья
Есть такие мальчики
Жадный Егор
Завитушки
Зайка
Зарядка
Звонки
Игра в стадо
К нам, на пестрые страницы…
Каникулы
Квартет
Козленок
Колыбельная
Копейкин
Кораблик
Королева
Леночка с букетом
Лето на весах
Летят, летят!
Любитель-рыболов
Любочка
Лялечка
Маляр
Мама-болельщица
Мишка
Мы в зоопарке
Мы очищали старый сад
Мячик
На школьном утреннике
Наш сосед Иван Петрович
Нет синиц: не прилетели!
Нужная песня
Однажды я разбил стекло
Олень
Откуда вы, синицы?
Отложу на потом
Очки
Первая любовь
Первый урок
Песня моряков
Петя утомлен
По дороге в класс
Помощница
Пора прощаться
Приходите мне помочь
Про ленивого Федота
Пчелиный яд
Резиновая Зина
Река разлилась
Рукодельница
Сверчок
Сережа учит уроки
Сила воли
Синицы возвратились
Скворцы прилетели
Слон
Снегирь
Сонечка
Сторож
У папы экзамен
Уехали
Урок в саду
Херувим
Хищница
Холодная весна
Хромая табуретка
Чудо на уроке
Шефы
Шуточка про Шурочку
Юный натуралист
Я выросла
Я знаю, что надо придумать
Я лежу, болею
Я лишний  

Перейти в раздел «Стихи и басни»
Читать все стихи Агнии Барто.Список стихотворений.

Барто Агния Львовна. Русская поэтесса

/4 февраля 1906 — 1 апреля 1981/
 

Детские стихи Агнии Барто известны и горячо любимы нами с самого глубокого детства. Можно сказать стихи писательницы стремительно вошли в нашу жизнь у укрепились где-то глубоко в подсознании. Её рифмы стали по настоящему народными.

 

Детские стихи Агнии Барто вырастили не одно поколение малышей, её смело можно назвать народной писательницей. Стихотворные фразы превратились в поговорки, детские образы легко перекочевали во взрослую жизнь, стали чем-то очень родным и близким для каждого из нас.

Читайте также:  Анализ повести «Портрет» (Н. Гоголь)

 

Писательница удивительна и многогранна, она не повторяется, хотя стиль ее можно узнать из тысячи авторов. Стихи Агнии Барто для детей – это всегда новая свежая идея, и писательница несет ее детям как самое драгоценное, что у нее есть, искренне, с любовью. Наверное, поэтому малышам детские стихи Агнии Барто читать не скучно, а интересно и весело.

 

Стихи Агнии Барто для самых маленьких детей

 

Сейчас, когда все тоненькие детские книжечки, которых выходило невероятное количество в самое разное время, собраны вместе стало отчетливо видно, чем именно привлекательны стихи Агнии Барто для самых маленьких. Оптимизмом, которым дышит каждая строчка, юмором, простым и понятным детям.

 

Маленький читатель интуитивно чувствует искреннего человека и талантливого педагога, который учит, а не поучает, ненавязчиво и весело передает свой жизненный опыт, мягко и по доброму ставит ребенку новые для него задачи: понимать и чувствовать музыку рифмы. Малышам стихи Агнии Барто читать весело и интересно.

  Барто всегда доверяла детским способностям к восприятию, никогда не считала, что ребенок чего-то может не понять. Она не старалась втолковывать детям то, что им подходит по возрасту, она давала им то, до чего они должны дорасти. Давала в такой легкой, доступной форме, что, казалось, совсем непростые идеи просто лежат на поверхности, и любой малыш разберется, что ему хотели сказать. А главное, правильно поймет подчас очень непростые, но полезные вещи, которые могут стать отправной точкой в судьбе нового человечка.  

Детские стихи Агнии Барто – это кусочки паззла под названием жизнь. И это отчетливо прослеживается, когда читаешь собрание сочинений писательницы.

Возможно, поэтому стихи Агнии Барто для самых маленьких актуальны и для нынешних малышей. Основные жизненные принципы вечны и не зависят от условий конкретного времени.

Во все времена ценилось умение удачно шутить, а уж шутить с детьми… А ведь юмор Агнии Барто действительно близок маленьким читателям.

——————————————

Стихи Агнии Барто для детей.
Читаем бесплатно онлайн

 

Перейти в раздел «Стихи и басни»
Читать все стихотворения Агнии Барто

Источник: http://skazkii.ru/stixi-agnii-barto-dlya-detej

Агния Барто

Годы жизни:

4 февраля 1906 — 1 апреля 1981.

Прошло уже более ста лет со дня рождения детского писателя Агнии Львовны Барто, а стихи её до сих пор помнят и знают все: дети, их мамы и папы, бабушки и дедушки. И это не удивительно. Ведь маленьким детям читают стихи родители.

Вырастают дети, сами становятся папами и мамами и читают эти стихи своим детям. Потом и эти дети вырастут, и их дети будут слушать стихи. А первые читатели Агнии Барто стали уже прабабушками и прадедушками.

И книжек её за эти годы вышло столько, что ими можно было бы уставить полки самого большого книжного магазина.

Лет восемьдесят тому назад, когда и меня-то на свете не было, в Ленинграде выходил детский журнал «ЁЖ». Придумал его Самуил Яковлевич Маршак, а печатались там такие замечательные писатели, как Даниил Хармс, Евгений Шварц, Александр Введенский.

Листая запылённую подшивку этих журналов, я вдруг обнаружил стихотворение Агнии Барто, которого никогда не встречал в её книгах. Было тогда Агнии Львовне всего двадцать лет, и она выпустила свою первую тоненькую книжку «Китайчонок Ван Ли и Мишка-воришка».

Вот это стихотворение:

Жара-жарища

Ой, жара! Ну, жара!

Лёг петух среди двора,

Развалилась курица,

Густо пылью пудрится.

Ой, жара! Жарища!

Свинки лужи ищут.

Разморило поросят,

Книзу хвостики висят.

А на крыше галка!

И смотреть-то жалко!

Вылез пёс из конуры,

Еле дышит от жары.

Ну, теплынь! Ну и день!

Шевельнуться лень.

Любила Агния Львовна потолковать с молодыми писателями о стихах и сказках, новых книжках для детей и вообще о литературе. Случалось и мне бывать у неё дома. Однажды я увидел на стене в рамке небольшой листок бумаги. На нём тянулась какая-то стихотворная строчка, и было подписано: ГАГАРИН.

И Агния Львовна рассказала мне такую историю. Приехал как-то в гости к писателям первый космонавт Земли Юрий Гагарин.

Самые знаменитые писатели окружили его плотной толпой и, как дети, тянули к нему блокнотики и ручки, прося автограф.

Агния Львовна скромно стояла в сторонке, понимая, что ей, слабой женщине, ни за что не протолкнуться к Гагарину. И вдруг космонавт протиснулся к ней и тихо спросил:

– Агния Львовна, можно я дам вам автограф?

Он вырвал из блокнота листок и написал:

Оказалось, что детский поэт Агния Барто знаменитее всех самых знаменитых писателей.

Леонид ЯХНИН

На сайте опубликованы стихотворения Агнии Барто «Грузовик», «Козлёнок», «По дороге в школу», «Мама или я», «Я знаю, что надо придумать»

«Пёстрые страницы» Агнии Барто из 5 номера журнала «Мурзилка» 2004 года.

Где синицы?

Из журнала улетели,

Скрылись две синицы.

И в «Мурзилке» опустели

«Пёстрые страницы».

Птиц искали мы везде.

Столько сил истратили!

Помогали нам в беде

Юные читатели.

Нам звонили ученицы,

Прибегали к нам чуть свет:

— На антенне две синицы,

Это ваши или нет?

Малыши бежали вслед

За каждою синицею.

Наших птиц всё нет и нет!

Хоть звони в милицию!

Наконец летят синицыК нам на «Пёстрые страницы».Вид у птичек жалкий,Мы их не узнали!Видно, в перепалке Птицы побывали.— Хоть бы весточка с путиВы прислали, птицы!— Мы сидели взаперти, -Говорят синицы.

Что рассказали наши корреспонденты

Вы не знаете Тараса?

Он — гроза второго класса,

Он идёт — дрожит весь класс.

Вот каков этот Тарас!

Мы решили не молчать.

А заметку дать в печать.

Он порвал заметку.

Посадил нас в клетку.

Дети ищут

— Где синицы?

А они сидят

В темиице!

Мы однажды ночью

Вырвались из клетки

И собрали клочья

Порванной заметки.

Мы в «Мурзилку» полетели.

(Ох, тряслись все жилки!)

Еле-еле долетели

До родной «Мурзилки».

— Молодцы наши синицы!Улетели из темницы!Принесли портрет Тараса.И Тараса больше часаСобирали из кусков.Посмотрите он каков!Вся редакция горда:Драчуна иль тунеядцаОсмеять не побоятсяНаши птицы никогда!Может шустрая синицаВ каждой школе появиться,Прилететь в один момент.Знай: она не просто птица —Это наш корреспондент.

Рис. В. ГОРЯЕВА

Источник: https://murzilka.org/izba-chitalnya/stikhi-i-rasskazy/agnija-barto/

Агния Барто. Стихи для детей читать, детские сказки

Спешит он высказаться «за»,

Когда глядит тебе в глаза,

Но почему-то за глаза

Всегда он «против», а не «за».

Повсюду, повсюду

Встречаю девчонок,

Косматых красавиц,

Собой увлеченных.

Одна — ангелочек,

Другая — волчонок.

А мне не нужны

Ни одни, ни другие,

У меня аллергия

От них,

Аллергия!

Читать дальше

Андрей не верит людям,

Конечно, он не прав!

Решили мы — обсудим

Его колючий нрав.

Читать дальше

Верба, верба, верба,

Верба зацвела.

Это значит верно,

Что весна пришла.

Это значит верно,

Что зиме конец.

Самый, самый первый

Прилетел скворец,

Засвистел в скворечне:

— Ну, теперь я здешний.

Читать дальше

Одной девчонке молодой

Была охота стать балдой.

Когда охота есть, ну что ж,—

Пошла девчонка на балдеж.

Читать дальше

Брату впору башмаки:

Не малы, не велики.

Их надели на Андрюшку,

Но ни с места он пока —

Он их принял за игрушку,

Глаз не сводит с башмака.

Читать дальше

Побывав в починке,

Дядины ботинки

Заскрипели, запищали.

Вот уж не было печали!

Читать дальше

Бегут ромашки по полю,

Красуясь на виду,

А я стою как вкопанный

И глаз не отведу.

Бегут ромашки по полю,

Не прячутся в траве…

А я с букетом топаю,

С цветами по Москве.

Читать дальше

Был дождик, слякоть, мокрота,

Вдруг около ворот

Нашла вожатая крота:

— Какой красивый крот!

Немножко он подслеповат,

Но в этом он не виноват.

Читать дальше

В почетном карауле

Стояли комсомолки.

Вздохнули…

Приумолкли.

И лишь одна девчонка

С замысловатой стрижкой

Была спокойна слишком:

Читать дальше

Произведения разбиты на страницы

Известная писательница Агния Барто – наверное одна из самых знаменитых и любимых людьми детских поэтов. Её произведения известны многим, и маленьким читателям и взрослым. Забавные и интересные детские стихи Агнии Барто хорошо понятны практически каждому малышу. Она имеет особый талант говорить с чадами.

Знаменитая поэтесса всю свою жизнь посвятила творчеству для детей, их воспитанию и их проблемам. Поэтому Барто стихи создавала в виде рассказов о обычных мальчишках и девчонках, с которыми ребенок общается в детском садике или в младшей школе.

Чаще всего это вовсе не примерные детки, среди них есть чада, совершающие совсем не образцовые поступки. Невероятно шутливо рассказывает она о разнообразных поступках своих героев, не забывая при этом, узнавать и хорошие их черты.

Когда родители начинают читать стихи Агнии Барто, их малыш непременно поймет, кому нужно подражать, а на кого не следует быть похожим.

Несмотря на то, что с течением времени многие воспоминания улетучиваются, или же становится ненужным, теряет свой исходный смысл, стихи для детей Агнии Барто бессмертны, и обязательно будут любимы, и уместны для будущих поколений. Ведь у этих стихотворений очень много преимуществ: они довольно-таки простые, легко запоминаются ребятами, и в тоже время невероятно интересные, их просто невозможно забыть.

А если Вы желаете, чтобы и Ваши дети любили и заучивали стихи Агнии Барто, то в этом Вам поможет наш сайт, где найдете стихи для детей Барто с забавными картинками для самых маленьких чад.

Прошло уже довольно много лет со дня рождения известной поэтессы, а произведения ее до сего дня помнят и знают многие: дети, их родители, бабушки и дедушки.

Все стихотворения Барто помогают замечательно воспитывать лучшие моральные качества: вежливость, честность, трудолюбие, любовь к флоре и фауне, внимательное отношение к ней.

Все сказки Агнии Барто – это классика для малышей, которая заставляет по настоящему задуматься от том, как правильно себя вести, а также какой личностью следует расти, как беречь природу, людей, как относится к чадам и их родителям.

Источник: http://VseSkazki.su/detskie-stihi/agniya-barto.html

Агния Барто. Стихи для детей

Агния Барто

Агния Барто, замечательная детская поэтесса, давно получила признание читателей всех возрастов. Первая её книга вышла в 1925-м, когда самой Агнии было всего 19. Своей главной темой Барто считала современность, главными героями – детей, главной задачей – воспитание нравственности. Задача эта решалась весьма своеобразно и свободно.

Агния Барто была верна своей позиции и стала одним из любимейших детских авторов благодаря политическому и педагогическому чутью, живой разговорной речи, которую нельзя ни с чем спутать, жизнерадостным ритмам и прекрасному чувствую юмора. Питалась поэзия Барто из источника, имя которому – детский фольклор.

Отсюда афористичность её стихов, разобранных на цитаты пословицы и поговорки. Примечательно то, что Агния Барто почти всегда говорит от лица ребёнка в своих стихотворениях. Читая их, понимаешь, что автор прекрасно понимает детей, их разговоры и их мысли. Барто получала тысячи детских писем, и общение с детьми вносило в её стихи всё новые и новые образы и сюжеты.

Стихотворения её – это страницы советского детства, то, что пережито несколькими поколениями детей. В стихах Агнии Барто, злободневных и 50 лет назад, и сейчас, раскрыты актуальные события жизни ребятишек, стадии роста их личностей вместе с первыми шагами во всех смыслах, со всеми огорчениями и радостями, обидами и благодарностями, усилиями и успехами.

Не самое известное, но весьма значимое произведение Агнии Барто – «Звенигород», написанное в 1947-м году, что называется, по горячим следам Великой Отечественной. В основу сюжета взят праздник в доме сирот, детей, потерявших родителей на войне. В эти строки вложен опыт страны, личный опыт поэтессы.

Дети берут из «Звенигорода» то, что они в состоянии воспринять в силу возраста, а взрослые видят большее – таким и должно быть настоящее произведение для детей. Для Агнии Барто характерно переплетение в её творчестве двух равноправных линий: лирической и сатирической.

Читайте также:  Сочинение: Дети войны

Эту поэтессу по праву можно считать родоначальником детской сатиры: она ввела в литературу для детей сатирические новеллы, портреты и шаржи. Многие, конечно, могут сомневаться: а нужна ли детям сатира, готовы ли они понимать её? Барто отвечает на эти вопросы со свойственной ей яркостью и точностью.

Смех был её главным помощником в воспитании «разумного, доброго, вечного». Сатира Агнии Барто остра, но не зла: автор уверена в том, что ребёнок в состоянии справиться со всеми слабостями с течением времени. Она знает, что ребёнок многое поймёт и почувствует, но чуть позже, поэтому сама шутит, что её стихи – «на вырост».

Сатира Агнии Барто также весьма разнообразна – это может быть высмеивание одной определённой черты в характере («Болтунья»), целый сатирический портрет («Наш сосед Иван Петрович»), высмеивание какого-либо бытового явления, ситуации в семье, в школе, например, «Три очка за старичка». Не только детские поступки затрагиваются в этих стихах, но поступки взрослых людей.

Это делает сатиру Агнии Барто ещё более действенной. Творчество Агнии Барто непрерывно развивалось, совершенствовалось. Не только сами стихи, словарь, рифма, размер, смысл – но и характеры героев, их нравственность, интеллект. Всё это незаметно прививает читателю доброту и житейскую мудрость.

«Всё равно его не брошу, потому что он хороший», – стихотворение об игрушке; или же в стихотворении о жуке, закрытом зимней рамой, ребёнок требует, чтобы насекомое освободили: «А он живой, он жив пока». Казалось бы, обычные детские стишки. Но нет. Они ведь о сострадании и любви, о развитии личности маленьких героев.

В детских стихах Агнии Барто часто раскрывается детское самосознание: ребёнок осмысливает своё «я»: «Я расту», «думают ли звери», «В пустой квартире». Герои совершают неожиданные для самих открытия и размышляют о них. Конечно, по-детски.

Стихи Агнии Барто разнообразны по своим интонациям: они ироничны, шутливы, задорны, грустны… Автор убеждена, что каждое стихотворение – это изобретение для неё самой и новое впечатление для читателя, новое переживание, новые мысль и чувство. Чем стихотворение изобретательней, тем сильней производимое им впечатление. Стихи Агнии Барто разнообразны по своим интонациям: они ироничны, шутливы, задорны, грустны… Автор убеждена, что каждое стихотворение – это изобретение для неё самой и новое впечатление для читателя, новое переживание, новые мысль и чувство. Чем стихотворение изобретательней, тем сильней производимое им впечатление.

Мишка

Уронили мишку на пол, Оторвали мишке лапу. Всё равно его не брошу, Потому что он хороший.

Бычок

Идёт бычок, качается, Вздыхает на ходу: — Ох, доска кончается, Сейчас я упаду!

Слон

Спать пора! Уснул бычок, Лёг в коробку на бочок. Сонный мишка лёг в кровать, Только слон не хочет спать. Головой кивает слон, Он слонихе шлёт поклон.

Лошадка

Я люблю свою лошадку, Причешу ей шёрстку гладко, Гребешком приглажу хвостик И верхом поеду в гости.

Грузовик

Нет, напрасно мы решили Прокатить кота в машине: Кот кататься не привык — Опрокинул грузовик.

Мячик

Наша Таня громко плачет: Уронила в речку мячик. — Тише, Танечка, не плачь: Не утонет в речке мяч.

Кораблик

Матросская шапка, Верёвка в руке, Тяну я кораблик По быстрой реке, И скачут лягушки За мной по пятам И просят меня: — Прокати, капитан!

Помощница

У Танюши дел немало, У Танюши много дел: Утром брату помогала — Он с утра конфеты ел. Вот у Тани сколько дела: Таня ела, чай пила, Села, с мамой посидела, Встала, к бабушке пошла. Перед сном сказала маме: — Вы меня разденьте сами, Я устала, не могу, Я вам завтра помогу.

Вот так защитник!

Я свою сестрёнку Лиду Никому не дам в обиду! Я живу с ней очень дружно, Очень я её люблю. А когда мне будет нужно,

Я и сам её побью.

Стихи, сказки для детей, о детстве, о детях.

 

««« Купить книгу »»»

 

««« Купить книгу »»»

 

««« Купить книгу »»»

Copyright © 2015 Любовь безусловная

Источник: http://lubovbezusl.ru/publ/ljubov/stikhi/i/42-1-0-1295

Агния барто: записки детского писателя

17 февраля Россия будет праздновать ровно 110 лет со дня рождения самой известной детской писательницы — Агнии Барто — автора стихотворений «Наша Таня громко плачет», «Мы с Тамарой» и многих других из нашего детства…

Агния Барто одна из самых популярных и любимых читателями детских поэтов в России. Наряду с Чуковским и Маршаком, ее произведения издавались огромными тиражами, входили в хрестоматии.

В течение многих лет поэтесса возглавляла Ассоциацию деятелей литературы и искусства для детей, была членом международного Андерсеновского жюри. В 1976 ей была присуждена Международная премия имени Андерсена.

«— О чем вы пишете стихи? — спросила меня одна из посетительниц. 

— О том, что меня волнует. 

Она удивилась: — Но вы же для детей пишете?  

— Но они-то меня и волнуют.» (Из воспоминаний Агнии Барто)

Большинство стихов Агнии Барто действительно написано для детей — дошкольников или младших школьников. Стиль очень лёгкий, читаемый, запоминающийся.

Вольфганг Казак назвал их «примитивно рифмованными». Автор как бы разговаривает с ребёнком простым бытовым языком, без лирических отступлений и описаний — но в рифму. И разговор ведёт с маленькими читателями, как будто их ровесница.

Стихи Барто всегда на современную тему, она словно бы рассказывает недавно случившуюся историю, причем её эстетике характерно называть персонажей по именам: «Мы с Тамарой», «Кто не знает Любочку», «Наша Таня громко плачет», «Лёшенька, Лёшенька, сделай одолжение» — речь будто бы идёт о хорошо знакомых Лёшеньках и Танях, у которых вот такие недостатки, а вовсе не о детях-читателях.

Поэтическое дарование Агнии Барто уже давно получило признание читателей: маленьких и больших. Ведь первая книга Агнии Барто вышла в 1925 году, когда автору было 19 лет.

Современность — ее главная тема, дети — основные герои, воспитание высокой гражданственности — ее постоянная задача. А источник, питающий поэзию Барто,— народное творчество, детский фольклор. Отсюда — афористичность, пословичность: некоторые стихи ее разобраны на пословицы и вошли в обиход именно в этом качестве.

Барто почти всегда в своих стихах говорит от лица ребенка, и она имеет на это право. Когда читаешь эти стихи, видишь, что автор живет не где-то рядом, а вместе с нашими детьми, слышит не только их разговоры, но и мысли, умеет читать между строк в детских письмах, которые получает тысячами.

Стихи Барто — это страницы советского детства. Может быть, потому их так хорошо помнят и те, кто давно выросли с тех пор, как она начала писать для детей.

Она права, конечно, но можно сказать, что и дети любят эти стихи за то, что перед ними, как в волшебном зеркале, отражены их детские годы, они сами, их восприятие мира, их переживания, чувства и мысли. В этом секрет жизненности поэзии А. Барто.

О Маяковском, Маршаке и Чуковском — откровения Агнии Барто

«Стихи я писала лет с четырех. Моим кумиром был Маяковский. Живого Маяковского я впервые увидела много позднее. Мы жили на даче, в Пушкино, оттуда я ходила на Акулову гору играть в теннис.

Меня в то лето с утра до вечера мучили слова, вертела их по-всякому, и только теннис выбивал из головы рифмы. И вот однажды, во время игры, приготовившись подавать мяч, я застыла с поднятой ракеткой: за длинным забором ближайшей дачи увидела Маяковского.

Сразу узнала его по фотографии. Оказалось, что он живет здесь. на своей даче.

Потом я не раз смотрела с теннисной площадки, как он шагает вдоль забора, что-то обдумывая. Ему не мешал ни голос судьи, ни возгласы игроков, ни стук мячей. Кто бы знал, как мне хотелось подойти к нему! Я даже придумала, что ему скажу:

Конечно, я не решилась подойти к даче Маяковского и, к счастью, не произнесла этой ужасной тирады.

Наша вторая встреча с Маяковским состоялась чуть позже. Помню, в Москве был впервые устроен праздник Детской книги — «Книжкин день». Ребята из разных районов шли по городу с плакатами, изображающими обложки детских книжек. Дети двигались к Сокольникам, где их ждала встреча с писателями.

На праздник были приглашены многие поэты, но из «взрослых» приехал один Маяковский. Мне и писательнице Нине Саконской повезло: мы попали в одну машину с Владимиром Владимировичем. Сначала ехали молча, он казался сосредоточенным на чем-то своем.

Пока я думала, как бы поумнее начать разговор, тихая, обычно молчаливая Саконская заговорила с Маяковским, мне на зависть. Я же, будучи отнюдь не робкого десятка, оробела и всю дорогу так и не открыла рта.

А поговорить с Маяковским мне было особенно важно, потому что мной овладевали сомнения: не пора ли мне начать писать для взрослых? Получится ли у меня что-нибудь?

Увидев в Сокольническом парке гудящую нетерпеливую толпу ребят, Маяковский взволновался, как волнуются перед самым ответственным выступлением.

— Вот это аудитория! Для них надо писать! — сказал он трем молодым поэтессам. Одной из них была я. Его слова многое для меня решили.

Вскоре я у знала, что Маяковский пишет новые стихи для детей. Написал он, как известно, всего четырнадцать стихотворений, но они с полным правом входят во «все сто томов» его партийных книжек. В стихах для детей он остался верен себе, не изменил ни своей поэтике, ни свойственному ему разнообразию жанров.

Принципам Маяковского я старалась (пусть ученически) следовать в своей работе. Мне было важно утвердить для себя право на большую тему, на разнообразие жанров (в том числе и на сатиру для детей).

Стремилась я это делать в форме органичней для себя и доступной детям. Все же не только в первые годы моей работы мне говорили, что мои стихи скорее о детях, чем для детей: сложна форма выражения.

Но я верила в наших детей, в их живой ум, в то, что маленький читатель поймет большую мысль.

Много позднее я пришла в редакцию «Пионерской правды», в отдел писем, надеясь, что в детских письмах смогу уловить живые интонации ребят, их интересы. Я не ошиблась и сказала редактору отдела:

— Спасибо, я так рада, что придумала почитать детские письма.

— Не вы первая это придумали,— улыбнулся редактор,— еще в 1930 году приходил к нам читать детские письма Владимир Маяковский.

°°°

Поэт Корней Чуковский читает стихи детям на своей даче в Переделкино. Архив

Читайте также:  Анализ баллады «Лесной царь» (В. Жуковский)

Писать стихи для детей учили меня многие, каждый по-своему. Вот, Корней Иванович Чуковский слушает мое новое стихотворение, улыбается, благожелательно кивает головой, хвалит рифмы. Я вся расцветаю от его похвалы, но он тут же добавляет не без ехидства:

— Очень мне интересно было бы послушать ваши безрифменные стихи.

Я растерянна: почему «безрифменные», если мои рифмы он хвалит? Я внутренне протестую.

Корней Иванович чуть позже пояснил в своем письме:

И все эти «рюшечки и оборочки» не дают мне покоя. Только постепенно, с огорчением, постигаю, что Чуковскому не хватает в моих стихах «лиричности». Помню его слова: «звучит смешно, но мелковато», «рифмы у вас свои, хотя великолепные чередуются с чудовищными», «здесь у вас эстрадное острословие, дорогая моя… только лиричность делает острословие юмором».

Если б знал Корней Иванович, сколько реальных, «лирических» слез было в те дни пролито мной в стихах, написанных только для себя, где я терзалась тем, что мне не хватает лиричности. Мокро было от этих слез в ящике моего стола.

Требовал от меня Чуковский не только лиричности, но и большей вдумчивости, строгости стиха. В один из своих приездов из Ленинграда пришел он ко мне в гости. Я, по обыкновению, рвусь прочитать ему новое стихотворение, но он преспокойно снимает с полки том Жуковского и неторопливо, с явным наслаждением читает мне «Ленору».

…И вот, как будто легкий скок
Коня в тиши раздался,
Несется по полю ездок!
Гремя к крыльцу примчался,
Гремя вбежал он на крыльцо,
И двери брякнуло кольцо…

— Вам бы попробовать написать балладу,— говорит Корней Иванович словно мимоходом. Мне казался чуждым «лад баллад», меня влекла ритмика Маяковского, я знала, что к нему с восхищением относится и Чуковский.

Почему же я должна писать балладу? Но случилось так, что через некоторое время я побывала в Белоруссии, на пограничной заставе; вернувшись домой, обдумывая увиденное, я, неожиданно для себя, начала писать именно балладу. Может быть, ее ритм подсказала мне сама обстановка лесной заставы. Но первым подсказчиком был, конечно, Корней Иванович.

Нелегко далась мне баллада, то и дело хотелось нарушить метр, ‘растрепать’ некоторые строки, но я твердила себе: ‘Строже, строже!’ Наградой для меня была похвала Чуковского. Вот что в статье ‘Урожайный год’ (‘Вечерняя Москва’) он написал:

Поставив суровый диагноз моим ранним стихам: «не хватает лиричности», Корней Иванович сам подсказал мне поэтические cредства, которые помогли мне набрать дыхания. Спасибо Корнею Ивановичу и за то, что он с искренним вниманием относился к моим ранним рифмам, среди которых в самом деле были «чудовищные». В одной из своих первых книжек для детей «пионеры» я умудрилась зарифмовать:

Мальчик у липы стоит,
Плачет и всхлипывает.

Мне говорили: какая же это рифма «стоит» и «всхлипывает». Но я убежденно доказывала, что надо читать так. Доказывала…

Чуковского насмешило мое «всхлипываит», но тяготение к игровой, сложной рифме, стремление играть словом он поощрял. И когда мне что-то удавалось, он радовался находке, несколько раз повторял сложную или каламбурную рифму, но считал, что рифма в детском стихе обязательно должна быть точной, он не любил ассонансы.( Прим. редакции — повторение одинаковых гласных)

И я стала искать рифму, в народе — в пословицах и поговорках… Первые же мои изыскания в области рифмы убедили меня в том, что поговорки, песенки, пословицы, наряду с точными рифмами, богаты и ассонансами.

Со страхом божьим прочла я Корнею Ивановичу одно из своих первых сатирических стихотворений «Наш сосед Иван Петрович». В то время педагогическая критика решительно отвергала этот жанр: — Сатира? Для детей? А тут еще сатира на взрослого человека! Чуковскому я читала с другой тревогой — вдруг опять скажет: Острословие? Но он обрадованно сказал: — Сатира! Вот так вы и должны писать!’

— Юмор подлинный? А до детей дойдет? — допытывалась я.

К моей радости, Чуковский поддержал мою «детскую сатиру» и всегда поддерживал. Да не упрекнут меня в нескромности, но приведу выдержки из его двух писем, чтобы не быть голословной.

— «Дедушкину внучку» (книжка сатиры для школьников. А. Б.) я прочитал вслух и не раз. Это подлинный Щедрин для детей… поэтичная, милая книжка…

— Ваши сатиры написаны от лица детей, и разговариваете Вы со своими Егорами, Катями, Любочками не как педагог и моралист, а как уязвленный их плохим поведением товарищ. Вы художественно перевоплощаетесь в них и так живо воспроизводите их голоса, их интонации, жесты, самую манеру мышления, что все они ощущают Вас своей одноклассницей…

Мое беспокойство: «Дойдет ли до детей?» — Корней Иванович понимал как никто. Прочитала я однажды Вовке, моему маленькому племяннику, «Мойдодыр». С первой строчки «Одеяло убежало, ускакала простыня» и до последней «Вечная слава воде» он слушал не шелохнувшись, но вывод сделал свой, совершенно неожиданный:

— Теперь не буду умываться! — почему? — опешила я. Оказалось: Вовка жаждет посмотреть, как будет убегать одеяло и скакать подушка. Картина-то заманчивая!

По телефону я, смеясь, рассказала об этом Корнею Ивановичу, но он не рассмеялся. Огорченно воскликнул:

— Странный у вас племянник! Приведите его ко мне! Прославленный автор любимейшего детьми ‘Мойдодыра’ искренне всполошился из-за нескольких слов четырехлетнего Вовки!

В последнюю нашу встречу, Корней Иванович подарил мне книжку — «пятый том Собрания сочинений», на ней он сделал такую надпись: «дорогому другу, любимому поэту Агнии Львовне Барто на память о 14 июня. 69 г.»

°°°

Самуил Маршак

Рассказать о том, как я училась у Маршака, пожалуй, мне труднее всего. Далеко не просто и не сразу сложились наши отношения. В чем-то были повинны обстоятельства, в чем-то мы сами.

К первым моим книжкам Маршак отнесся отрицательно, я бы даже сказала — нетерпимо. А слово Маршака уже имело тогда большой вес, и меня беспощадно ‘прославляла’ негативная критика.

В один из приездов Самуила Яковлевича в Москву он при встрече в издательстве назвал одно мое стихотворение слабым.

Оно и в самом деле было слабым, но я, уязвленная разраздраженностью Маршака, не стерпев, повторила чужие слова:

— Вам оно и не может нравиться, вы же правый попутчик!

Маршак схватился за сердце.

В течение нескольких лет разговоры наши велись на острие ножа. Сердила его мая строптивость и некоторая прямолинейность, свойственная мне в те годы.

К сожалению, слишком прямолинейно вела я себя и в разговорах с Маршаком. Однажды, не согласившись с его поправками к моим стихам, боясь утратить свою самостоятельность,чересчур запальчиво сказала:

— Есть Маршак и подмаршачники. Маршаком я стать не могу, а подмашмачником не хочу!

Вероятно, Самуилу Яковлевичу стоило немалого труда сохранить хладнокровие. Потом я не раз просила извинить меня за «правого попутчика» и «подмаршачников». Самуил Яковлевич кивал головой: «Да, да, конечно», но отношения наши не налаживались.

Мне было необходимо доказать самой себе, что я все-таки что-то могу. Стараясь сохранить свои позиции, в поисках собственного пути я читала и перечитывала Маршака.

Время шло, изредка я обращалась к Самуилу Яковлевичу с просьбой послушать мои новые стихи. Постепенно он становился добрей ко мне, так мне казалось.

Но хвалил меня редко, гораздо чаще ругал: и ритм меняю неоправданно, и сюжет недостаточно глубоко взят.

Похвалит две-три строчки, и всё! Почти всегда уходила я от него расстроенная, мне казалось, что Маршак не верит в меня. и однажды с отчаянием сказала:

— Больше не буду отнимать у вас время. Но если когда-нибудь вам понравятся не отдельные строчки, а хотя бы одно мое стихотворение целиком, прошу вас, скажите мне об этом.

Не виделись мы с С. Я. долго. Большим лишением для меня было не слышать, как он негромко, без нажима читает Пушкина своим как бы задыхающимся голосом.

Удивительно, как он умел одновременно раскрыть и поэтическую мысль, и движение стиха, и его мелодию. Не хватало мне даже того, как Самуил Яковлевич сердится на меня, беспрестанно дымя папиросой.

Но вот в одно незабываемое для меня утро, без предупреждения, без телефонного звонка, ко мне домой приехал Маршак. В передней вместо приветствия сказал:

— «Снегирь» — прекрасное стихотворение, но одно слово надо изменить: ‘Было сухо, но калоши я покорно надевал’. Слово «покорно» здесь чужое.

— Я исправлю… Спасибо вам! — восклицала я, обнимая Маршака.

Не только его похвала была бесконечно дорога мне, но и то, что он запомнил мою просьбу и даже приехал сказать слова, которые мне так хотелось услышать от него.

Наши отношения не сразу стали безоблачными, но настороженность исчезла. Суровый Маршак оказался неистощимым выдумщиком самых невероятных историй. Вот одна из них:

Попала я как-то осенью в подмосковный санаторий «Узкое», где как раз в те дни отдыхали Маршак и Чуковский. Они были весьма предупредительны друг к другу, но гуляли порознь, наверно, не сошлись в каких-либо литературных оценках. Мне повезло, я могла утром гулять с Маршаком, а после ужина — с Чуковским. Вдруг однажды молоденькая уборщица, орудуя веником у меня в комнате, спросила:

— Вы тоже писательница? Тоже в зоопарке подрабатываете?

— Почему в зоопарке? — удивилась я.

Выяснилось, что С. Я. сказал простодушной девушке, приехавшей в Москву издалека, что так как у писателей заработок непостоянный, то в те месяцы, когда им приходится туго, они изображают зверей в зоопарке: Маршак надевает шкуру тигра, а Чуковский («длинный из 10-й комнаты») одевается жирафом.

— Не плохо им платят,- сказала девушка,- одному — триста рублей, другому — двести пятьдесят.

Видимо, благодаря искусству рассказчика вся эта фантастическая история не оставила у нее никаких сомнений. Еле дождалась я вечерней прогулки с Корнеем Ивановичем, чтобы насмешить его выдумкой Маршака.

— Как это могло прийти ему в голову? — хохотала я. — представляете, он — тигром работает, а вы — жирафом! Ему — триста, вам- двести пятьдесят!

Корней Иванович, который сначала смеялся вместе со мной, вдруг сказал грустно:

— Вот, всю жизнь так: ему — триста, мне — двести пятьдесят…

Маршака я перечитываю часто. И стихи, и надписи на подаренных мне книгах. Все они мне дороги, но одна особенно:

«Шекспировских сонетов сто
И пятьдесят четыре
Дарю я Агнии Барто —
Товарищу по лире».

°°°

Самые известные цитаты Агнии Барто

— Справедливо некоторые врачи считают, что если ребенок нервный, надо прежде всего лечить его родителей.

— Все-таки самый искренний разговор-это разговор с самим собой!!!

— Время летит-удивительно быстро: Старятся кошки, взрослеют котята Так это, сядешь и поразмыслишь:

Все это — правильно, но не понятно

Источник: https://moiarussia.ru/agniya-barto/

Ссылка на основную публикацию