Время и пространство в романе «Мастер и Маргарита» (М. Булгаков)

Многие исследователи отмечали художественное своеобразие романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Так, М.

Крепс очень точно оценил жанровую природу произведения: «Роман Булгакова для русской литературы… в высшей степени новаторский, а потому и нелегко дающийся в руки.

Только критик приближается к нему со стандартной системой мер, как оказывается, что кое-что так, а кое-что совсем не так.

Время и пространство в романе «Мастер и Маргарита» (М. Булгаков)

Платье менипповой сатиры при примеривании хорошо закрывает одни места, но оставляет оголенными другие, пропповские критерии волшебной сказки приложимы лишь к отдельным… весьма скромным событиям, оставляя почти весь роман и его основных героев за бортом. Фантастика наталкивается на сугубый реализм, миф на скрупулезную историческую достоверность, теософия на демонизм, романтика на клоунаду».

Художественное время и пространство в романе раз-ноплановы. Так, у Булгакова представлено три основных мира, в каждом из которых свое время и своя жизнь. Это современный автору московский мир, мир библейский, ершалаимский и мир Вечности.

Ершалаимский мир приходит к нам из романа Мастера, он погружает нас в прошлое, открывает время историческое. Современный московский мир открывает нам настоящее. Временная разница между двумя этими мирами у Булгакова — 1900 лет.

Мир вечности объединяет в себе все типы времени, он вбирает в себя и прошлое, и настоящее. Исследователи отмечали, что все эти миры у Булгакова взаимосвязаны, персонажи и сюжетные ситуации в них коррелируют друг с другом.

Так, непосредственной связкой выступает образ Воланда, персонажа, фигурирующего во всех временах и во все эпохи. В ершалаимском мире с этим образом соотносится образ Понтия Пилата. В мире московском — образ директора психиатрической клиники профессора Стравинского.

Вес три героя объединены идеей власти. Понтий Пилат определяет судьбу Иешуа. Стравинский является вершителем судеб для пациентов своей клиники, для многих московских жителей. Воланд же пользуется своей властью в мире московском.

Герои из двух реальных миров — это Иешуа Га-Ноцри и Мастер. Третьего персонажа (из мира Вечности) мы не находим в романе Булгакова, однако предполагается связь этих героев с образом Христа.

Иешуа Га-Ноцри совершает подвиг, принося свою жизнь на алтарь истины. Он отстаивает свои убеждения, гибнет за добро и любовь. Мастер же совершает подвиг творческий, создав свой роман. Он исследует в нем вечные проблемы — трусости и душевной стойкости, вечных мук совести, наказания за грехи.

Однако это творение и сам автор оказываются мишенью критиков. Мастер подвергается гонениям, и, подобно Гоголю, сжигает свой роман. «Рукописи не горят», — говорит нам Булгаков, однако его герой оказывается неспособным к борьбе, дальнейшему творчеству. Мастер предстает в романе нравственно сломленным, бесконечно уставшим от жизни человеком.

Герой говорит Воланду: «Он мне ненавистен, этот роман… я слишком много испытал из-за него». В финале Мастер обретает желанный покой, но он не достоин света. Получив свыше божественный дар таланта, герой Булгакова не выполняет своего предназначенья. И в этом мы видим расхождение авторской позиции и позиции героя.

Мир московский соотносится в романе с миром Вечности рядом своих мотивов. Так, исследователи отмечали, что один из ведущих мотивов романа — мотив пира. В рамках современной Москвы он развивается в образе знаменитого ресторана — «Грибоедова».

В мире потустороннем этот мотив реализуется в сцене бала у Сатаны. Все это рождает у читателей ассоциации с «пиром во время чумы». Именно так описывает автор все происходящее в современной ему Москве.

В центре изображения писателя — творческая интеллигенция, литераторы МАССОЛИТа. Всех их объединяет отсутствие подлинного таланта, подмена литературных интересов интересами сугубо материальными.

Будучи членом МАССОЛИТа, можно решить не только «творческие проблемы, но и квартирные, и дачные, и продовольственные». С изображением этих «художников» связан особый сатирический пласт в романе. Отмечая сходство с поэмой Н.В. Гоголя «Мертвые души», критики писали, что перед нами предстают словно образы-маски, кружащиеся бесовским хороводом.

Это «румяногубый гигант, золотоволосый, пышнощекий» Амвросий-поэт, беллетрист Бескудников, писательница Настасья Лукинишна Непременова, известная под псевдонимом «Штурман Жорж», бездарный поэт Рюхин, критики Латунский и Лаврович, ставшие гонителями Мастера, председатель МАССОЛИТа Берлиоз.

Эти люди имеют определенный вес в литературном мире, однако они озабочены лишь собственной карьерой. Это искусные ремесленники, безнравственные, циничные прагматики, служащие не идее, а «социальному заказу», открывающему им путь к материальному достатку.

Характерна в этом плане сцена заседания правления МАССОЛИТа. Занятые мыслями о распределении писательских дач, эти псевдолитераторы страдают от духоты. И это авторское замечание в высшей степени символично. М.А. Булгаков замечает, что «ни одна свежая струя не проникала в открытые окна». Таким образом, все интересы этих людей сосредоточены сугубо в сфере материальных благ.

Та же самая атмосфера царит и в мире городских чиновников, в театральной среде, в мире простых обывателей. За четыре дня пребывания в Москве Воланд открывает читателям истинное лицо многих персонажей.

Так, Степа Лиходеев, директор варьете, — никчемный человек и пьяница; Никанор Иванович Босой — взяточник; буфетчик Фокин — вор; «тщательно маскирующийся под пролетария» поэт Рюхин — «левый поэт», лицемер и подпевала. В мире Вечности этим героям, по мысли автора, соответствуют свои персонажи — преступники, отравители, палачи, сводники.

Сатана же предстает у Булгакова в роли судьи и обличителя московского мира, в роли своеобразного защитника истины.

Однако традиционно этот герой — воплощение темных сил, символ зла.

Вместе с тем исследователи отмечали, что проделки Воланда несопоставимы в романе с настоящей московской действительностью, характерные черты которой — всеобщий развал, репрессии, узаконенное насилие.

Таким образом, Москва соответствует в романе древнему городу — Ершалаиму. И современная политическая жизнь перекликается с общественной жизнью в Ершалаиме.

В романе Булгакова сложно переплетаются два исторических времени: тридцатые годы двадцатого века и тридцатые годы первого века нашей эры. Причем период действия в московских и ершалаимских главах совпадает. События происходят в течение нескольких дней перед праздником Пасхи. В финале же современный и древний мир у Булгакова сливаются в мире Вечном, потустороннем.

Мастер и его возлюбленная обретают покой в Вечности. Мастер избавляется от своих страданий, навсегда остается с Маргаритой и своим творчеством. Понтий Пилат получает прощение и избавляется от мук совести, терзавших его две тысячи лет. Иешуа же остается верен своим идеалам.

Таким образом, время — это сложная философская категория в романе. Писатель говорит нам о том, что мир не меняется с течением времени, все так же существует в нем добро и зло, люди «напоминают прежних», и в любом времени есть свой Понтий Пилат и свой Иешуа.

Булгаков М.А. «Белая гвардия». Образ дома в романе «Белая гвардия». Основная тема романа

Связь времен в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Тема: Связь времен в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

  • Цели: 1) вызвать интерес к изучению романа «Мастер и Маргарита», познакомить с особой композиционной формой произведения ( «роман в романе» ) ;
  • 2) развивать аналитическое мышление, коммуникативные навыки, умение самостоятельно работать с различными источниками информации;
  • 3) воспитывать стремление к нравственному самосовершенствованию.

Оборудование: текст романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита», пространственно- временной план романа «Мастер и Маргарита», опорная схема

Ход урока

    Организация внимания учащихся.

    Слово учителя.

  1. – Знакомы ли вам эти прекрасные поэтичные строки?
  2. (Это начало последней главы романа «Мастер и Маргарита».)
  3. -Ощущали вы время, когда читали роман?
  4. – А что такое время?
  5. (Ответы учащихся)
  6. На экране
  7. Философский словарь даёт нам такое определение времени:

«Время – длительность существования материальных образований и соотношение каждого из них с предшествующим и последующим материальным образованием. Время необратимо, одномерно, однонаправленно ( от прошлого через настоящее к будущему)».

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова даёт нам такое толкование этого понятия:

  • Время – последовательная смена событий и состояний; продолжительность, длительность чего-либо;
  • промежуток деятельности;
  • определённый момент;
  • пора дня, года;
  • в истории – период существования кого-либо, чего-либо.
  • Слово учителя.
  • Мне кажется, что нам с вами нужно остановиться на понятии психологическое время.

Психологический словарь даёт такое определение: ВРЕМЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ — отражение в психике системы временных отношений между событиями жизненного пути. Иными словами, это время наших внутренних переживаний.

– Да, время – важнейший фактор существования мира и человека. Мы можем не ощущать времени, когда чем-то увлечены. Так были увлечены вы, при чтении романа Булгакова. Но вообще-то время – это всеобщая категория. В каких сферах жизни, в каких науках оно проявляется и необходимо ли вести ему счёт?

  1. (Ответы учащихся: биология, психология, астрономия, физика, химия, история, музыка, математика, язык, литература)
  2. Когда вы читали роман, вы не замечали времени, и оно пролетело незаметно.
  3. А что значит время в литературе?

В каждой культуре существует сакральное (священное) время и земное (повседневное) время. Сакральное время – это Вечность, в которой живут боги и бессмертные герои. Оно неподвижно или движется по кругу. Его нельзя измерить. А земное время определяется движением звёздного неба, его отмеряют часы, удары колокола. Оно напоминает линию, уходящую в бесконечную даль.

Читайте также:  Анализ стихотворения «Бессонница» (О. Мандельштам)

Какие главы романа Булгакова мы можем отнести к сакральному времени, а какие к земному?

Ответы…

Вывод учителя: Да, я согласна с вами, что все московские главы мы можем отнести к земному времени, а ершалаимские – к сакральному. Ребята, а давайте попробуем перечислить героев московских и ершалаимских глав.

Ответы ребят…

-Я тоже попыталась сделать это на слайде. Но подскажите мне, кого из героев романа мы не можем отнести ни к московским, ни к ершалаимским главам? И почему?

Ответы учеников

Вывод учеников и учителя: Воланд находится в романе вне времени. Вы правильно сказали, что он присутствовал при допросе Иешуа Понтием Пилатом, и он же разворачивает в Москве череду совершенно необычайных событий. Этот образ у Булгакова многомерен.

Он одновременно и характер, и идея, он и реален, автор наделяет его многими реалистическими подробностями, и он, безусловно, существо иного мира, фантастического, потустороннего. Ему же подвластна и категория пространства, так как она тесно связана с категорией времени.

Что такое пространство?

На экране:

Философский словарь даёт нам такое определение пространства:

«Пространство-протяжённость материальных образований и соотношение каждого из них с другими материальными образованиями; пространство трёхмерно. Наряду со временем является одной из объективных форм существования материи».

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова даёт нам такое толкование этого понятия:

  • Пространство – одна из форм существования материи, характеризующаяся
  • протяжённостью;
  • протяжённость, место, не ограниченное пределами;

промежуток между чем-либо и чем- либо. Психологическое пространство – это свободное пространство вокруг человека, необходимое ему для душевного комфорта.

Вывод:

Пространство так же многообразно, как и время. И Воланд многообразен, непредсказуем, он вне времени и пространства. Он над добром и злом. Он испытывает людей в их порочности, высмеивая и уничтожая всё, что отступилось от добра, изолгалось, развратилось, утратило высокий идеал. Воланд восстанавливает равновесие между добром и злом и этим служит добру.

Что значит пространство в астрономии?

В астрономии пространство трёхмерно и анизотропно, т.е. в космосе нет «верха» и «низа». Так же как и в романе.

В культурологии есть понятие сакрального (священного) и бытового пространства. Сакральное пространство – это центр, где находится святое место ( «пуп земли», храм, Кремль).

  1. Что значит пространство в живописи?
  2. В живописи пространство – это перспектива, густой голубовато-коричневый фон, символизирующий бесконечность.
  3. Что значит пространство в географии?

В географии пространства – это территории с определёнными географическими характеристиками, например, материки и океаны, климатические пояса и т.п.

  • Что значит пространство в истории?
  • В истории пространства государств отделены друг от друга границами, войны, перевороты и другие катаклизмы происходят в определённых точках пространства.
  • А в языке?
  • В языке существует понятие языковое пространство.
  • А в математике?
  • А в математике пространство представлено в виде системы координат.
  • – Скажите, где время может быть обратимо, а пространство не трёхмерно.

Конечно, только в литературе. Гениальный Булгаков в романе «Мастер и Маргарита» творит чудеса с пространством и временем. Герои романа совершенно свободно перемещаются в пространстве и во времени. Давайте и мы с вами совершим путешествие по страницам романа. Для этого используем пространственно-временной план

Глава Место Время
1 Москва, Патриаршие пруды 30-е годы 20 века, май, четверг накануне Пасхи, вечер
2 Ершалаим 1900 лет назад, 30-е годы 1 века
4 Москва 30-е годы 20 века, май, четверг накануне Пасхи, вечер 3 Москва, Патриаршие пруды 30-е годы 20 века, май, четверг накануне Пасхи, вечер
5 Москва, ресторан «Грибоедов» 30-е годы 20 века, май, четверг накануне Пасхи, вечер
6 Москва, психиатрическая клиника 30-е годы 20 века
7 Москва, квартира №50, ул.Садовая № 302-бис 30-е годы 20 века
8 Москва, психиатрическая клиника 30-е годы 20 века
9 Москва, квартира №50, ул.Садовая № 302-бис 30-е годы 20 века
10 Москва, варьете 30-е годы 20 века
11 Москва, психиатрическая клиника 30-е годы 20 века
12 Москва, варьете 30-е годы 20 века
13 Москва, психиатрическая клиника 30-е годы 20 века
14 Москва, варьете 30-е годы 20 века
15 Москва, психиатрическая клиника 30-е годы 20 века
16 Ершалаим, Лысая гора 1900 лет назад, 30-е годы 1 века, пятница
17 Москва, варьете 30-е годы 20 века
18 Москва, квартира №50 30-е годы 20 века
19 Москва, особняк Маргариты 30-е годы 20 века
20 Москва, особняк Маргариты 30-е годы 20 века
21 Москва и её окрестности 30-е годы 20 века
22 Москва, квартира №50 (Потусторонний мир)
23 Москва, квартира №50(Потусторонний мир)
24 Москва, квартира №50(Потусторонний мир)
25 Ершалаим 1900 лет назад, 30-е годы 1 века
26 Ершалаим 1900 лет назад, 30-е годы 1 века,суббота
27 Москва, квартира №50 30-е годы 20 века
28 Москва, квартира №50
29 Москва 30-е годы 20 века
30 Москва,подвал Мастера и Маргариты,особняк Маргариты, психиатрическая клиника 30-е годы 20 века
31 Москва, Воробьёвы горы
32 Потусторонний мир
  1. Сколько миров вы увидели, когда читали роман?
  2. Литературоведы и внимательные читатели видят три параллельно существующих мира: древний ершалаимский, вечный потусторонний и современный московский.
  3. – Как связаны между собой эти миры?
  4. Роль связующего звена выполняет Воланд.

– В 7 главе говорится, что люди из «нехорошей квартиры» исчезают неведомо куда, Мастер после ареста был неведомо где. Что имеет в виду М.А.Булгаков? Объясните.

Обратите внимание на парадокс: обыкновенная квартира не трёхмерна! Она помещается в обычном доме, но внутри пространство квартиры безгранично. В ней появляется бесконечная лестница и огромные залы во время бала Сатаны.

В противоположность калейдоскопу мистики и чудес в московских главах, сцены в Ершалаиме абсолютно реальны. Очертания людей и предметов точны и чётки, будто смотришь на них через идеально прозрачное стекло.

История Иешуа Га-Ноцри начинается с рассказа Воланда Бездомному и Берлиозу. Но этот рассказ был продолжен как сновидение Ивана Бездомного на больничной койке в Доме скорби.

А дальше эстафета передаётся Маргарите, читающей по обгоревшим тетрадям фрагменты романа Мастера.

Три точки зрения, а картина одна, созданная тремя разными повествователями. Она как бы трёхмерна, как мировое пространство, а потому так реальна и достоверна. В этом и есть парадокс романа: ершалаимские события более реалистичны, чем современные

Рассмотрите эту опорную схему. Она распечатана для каждого их вас.. Думаю, она поможет вам найти ответ на тот вопрос, который станет вашим домашним заданием.

Домашнее задание: Как пересекается спор Понтия Пилата с Иешуа об истине, добре с деятельностью Воланда в московских главах? Когда вы ответите на этот вопрос, тогда и в опорной схеме вы обязательно точно определите , где должен находиться Воланд.

Посмотрев на этот план и наполнив конкретным содержанием некоторые его пункты, вы убедились, как необъятно пространство романа Булгакова, какая разбросанность временная и пространственная. Однако это не мешает собрать всех героев в единую точку в конце.

Время и пространство в романе «Мастер и Маргарита» (М. Булгаков) Булгаков сумел проникнуть в душу человека и понять, что именно в ней сходятся небо и земля, суетное и вечное.

Читатель словно перемещается по художественной лестнице произведения, совершенствуясь вместе с булгаковскими героями.

Итак, пространство и время в конце романа соединяются в одной точке – в Вечности. Это и делает роман бессмертным.

Понятия, которые отличают Иешуа от других героев, соединяются в пространстве и времени.????

Сочинение на тему Пространство и время в романе «Мастер и Маргарита» ( : Булгаков Михаил)

«Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова — роман в романе. Совмещённые романы имеют по содержаниям большую разницу во времени, но именно это и сближает их. В основном романе говорится о произведении Мастера о Понтии Пилате, из-за которого начинаются все события, происходящие в настоящем времени.

В произведении существуют три пространства: пространство современной для Булгакова Москвы, пространство современного для Понтия Пилата Иерусалима и пространство Воланда и его свиты.

Время тоже показано во всех трёх мирах одним. Действия происходят в жаркое время года, а если быть точнее, перед Пасхой. Кроме того, во всех пространствах случается гроза.

Время продолжения событий — одна неделя.

Объединение всех миров стоит проследить в образах. У каждого героя существует свой двойник в другом измерении.

У Мастера это Иешуа, у Бездомного — Левий, у редактора — Понтий Пилат, Берлиоз схож с Каифом. Лишь Маргарита вне времени оказалась во всех трёх мирах. В современной Москве она является женой важного человека и тайной возлюбленной Мастера.

В мире Вечности девушка оказывается на балу у Князя Тьмы Воланда. Третий мир Маргарита посещает в момент прощения Фриды, которая задушила своего ребёнка платком.

Но и Мастер оказывается в трёх мирах, отпуская Понтия Пилата на вечный покой и самостоятельно получая вместе с Маргаритой спокойствие. Именно эти два героя свободны во времени и пространстве.

Объединение пространств происходит и потому, что поднимаются одни и те же проблемы, которые, как оказывается, не исчезают ещё со времён древнего Иерусалима несмотря на то, что между действиями древнего и современного города проходит около 2000 лет.

Читайте также:  Собственные страдания и трудности делают человека более отзывчивым

Пространство Воланда — мир, объединяющий таких героев, как Понтий Пилат, Мастер и Маргарита. Таким образом, можно сказать, что мир Вечности — скрепление важных героев, которые отвечают за раскрытие идеи романа.

Мир Москвы выглядит достаточно необычно. По сути, город не меняется, но после появления «иностранца» Воланда в городе происходят фантастические вещи. Мир Москвы намного шире, чем мир Понтия Пилата. Это можно заметить, так как к Москве присоединяется Ялта и Киев, то есть Москва — не просто город в романе, но и олицетворение всей России.

Самым большим миром нужно считать мир Воланда, так как этот мир не имеет определённых границ, и хозяин пространства бывает и в Москве, и в Ершалаиме.

Все три пространства объединяются лишь в конце романа и достаточное внимание отводиться на мир Воланда. В последних нескольких главах Мастер и Маргарита уходят на покой в мир Вечности, там же находятся и Иешуа, и Понтий Пилат.

Подводя итоги нужно сказать о том, что М. А. Булгаков отмечает героев своих времён, писатель изобразил одну из самых важных проблем — добро и зло. То есть, автор «Мастера и Маргариты» дал понять читателю, что эти противоположности могут уживаться вместе и самостоятельно каждый может выбрать, на какой стороне медали ему находиться.

Время и пространство в романе Мастер и Маргарита Булгакова

Пространство этого романа удивительно! В книге ведь совмещаются целых два романа. Они совсем разные, хотя и пересекаются. Действие одного происходит в Москве, современной Булгакову. Другого – в Иерусалиме времён Христа.

В обоих романах жаркая погода. Даже удивительно жаркая! В Москве с самого начала герои жалуются на жару, которая не очень хорошо переносится в каменном городе. В «Ершалаиме» тоже жарко, хотя его жители к ней привычны. (Кстати, головная боль Пилата и не вызвана жарой!) Во время казни несчастные мучатся ещё и от жары. То есть всё происходит летом.

И там, и там надвигается гроза, как и бывает после сильной жары. С одной стороны, дождь нужен. С другой – гроза пугает, разрушает привычную жизнь. На самом деле может быть опасной. В Москве тучи закрывают небо, когда Воланд уже уносит Мастера и его избранницу.

В обоих романах проходит примерно одинаковое время – неделя. Я бы сказал, что для Иешуа – чуть меньше, а для Мастера – больше. Кроме того, Мастер вспоминает прошлое – знакомство с Маргаритой, начало их жизни, свою болезнь.

А Воланд, вообще, говорит, что живёт очень долго – сам видел Христа. В конце романа появляется и Пилат, и один из апостолов, и сам Иешуа, то есть они вне понятия время – они вечны. И Мастеру тоже подарили вечный покой, хотя и не блаженство.

Но он счастлив, ведь он разделит свою участь с возлюбленной.

Пространство в московской части намного шире. Для Пилата есть его город, некоторые улицы, Голгофа… А вот Москва представлена большим количеством улиц. Важны «нехорошая квартира», Патриаршие пруды, дом Литератора, Варьете, подвальчик Мастера, психиатрическая лечебница, магазины… Один из персонажей даже оказывается в Ялте! И после упоминается вся страна, по которой идёт поиск «банды» Воланда.

Кстати, в Москве есть экскурсии по следам этого романа. И «нехорошая квартира» существует как музей Булгакова. Несколько лет назад я слышал, что от памятника Пушкину (на одноименной станции) отправляется стилизованный автобус по маршруту булгаковского романа. Это очень, по-моему, здорово! Понятно, что в Иерусалиме экскурсии по святым местам, которые и упомянуты в книге.

Мне нравится система романа. Интересно переноситься из Москвы в Иерусалим, из почти современности в древность… И стиль повествования меняется, настроение! Конечно, древний роман более серьёзен. Всё это хороший приём, и очень интересный роман.

Вариант 2

Мастер и Маргарита – гениальное произведение талантливого русского писателя, служащее настольной книгой для многих людей.

В относительно небольшом произведении автор смог: затронуть многие аспекты бытия цивилизации, добавить щепотку юмора и сатиры, поговорить с читателем о сущности культуры, коснуться религиозной и философской темы.

Привлекает в произведении и его эпохальность: писатель вместил многие географические и временные локации.

Незадачливый читатель может легко потеряться в многообразии сюжетных линий романа и не сразу вычленить общую канву повествования. Однако, в романе встречаются три основных мира: Москва времен советской России, Древний Ершалаим (аллюзия на Древний Рим), некий мир, находящийся в другом измерении.

Философский подтекст романа обоснован в древнем мире, где описаны отношения бродячего проповедника Иешуа и прокуратора Понтия Пилата. Эта античная история описана самим Мастером. В романе он коллега по цеху для Булгакова.

Порой читатель сам не замечает, как писательское перо ловко направляет его уже в библейскую эпоху, заставляя невольно послушать идеи как Ершалаимского чиновника, страдающего неизлечимой болезнью, так и божественного проповедника Иешуа.

Сатирическую основу романа составляет Москва тридцатых годов. Здесь явно видна изобличительная подоплека повествования. Автор высмеивает среду, в которой он варился большую часть своей жизни – среда московских литераторов. Рассматривает автор и вопросы быта и жизни горожан тех лет.

Начинается, как ни странно, роман вовсе  не с Мастера и не с Маргариты: начинается он именно в Москве на Патриарших прудах, с разговора двух литераторов на религиозную тематику. Есть эпизоды разоблачения деятелей культуры Воландовской дьявольской шайкой.

Имеется в произведении и мир фантастических сущностей. Ведь, по сути, главные персонажи романа  в реальном мире имеют лишь телесные оболочки. Они не люди и не животные – они представители дьявольской свиты. Жители мира грешников.

Венцом повествования в мистическом мире становится бал Сатаны, где почетной хозяйкой и была Маргарита.

В потустороннем мире находятся и все написанные рукописи, весь продукт духовной деятельности гениев, иначе как объяснить утверждение о том, что рукописи не горят.

Несколько интересных сочинений

Проблема пространства и времени в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Авторы: Ковригина Анастасия, Тарутина Ольга РУ-071 Г. Петропавловск-Камчатский. – презентация

1

2 Проблема пространства и времени в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Авторы: Ковригина Анастасия, Тарутина Ольга РУ-071 Г. Петропавловск-Камчатский 2010 год

3 проиллюстрировать возможности хронотопа на примере романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» дать полное определение хронотопа через анализ известных литературоведческих работ; определить аспекты хронотопа; проанализировать художественное время и пространство в романе «Мастер и Маргарита».

4 М.М. Бахтин «Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике» М.М. Бахтин «Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике» Б.М. Мягков «Булгаков. Булгаковская Москва» Б.М. Мягков «Булгаков. Булгаковская Москва» Л.Г.

Ионин «Две реальности «Мастера и Маргариты». Л.Г. Ионин «Две реальности «Мастера и Маргариты». А.А. Кораблев «Время и вечность в пьесах Булгакова» А.А. Кораблев «Время и вечность в пьесах Булгакова» Л.Л. Фиалкова «Пространство в романе Булгакова. Л.Л.

Фиалкова «Пространство в романе Булгакова.

5 Проблема пространства и времени в романе М.А.

Булгакова «Мастер и Маргарита» является актуальной, прежде всего потому, что с течением времени сам «вечный роман» не только не устаревает, но молодеет с каждым годом и становится все более и более современным, так как проблемы, поднятые в нем (добра и зла, жизни и смерти…), вечны и непреходящи. И анализ романа через призму хронотопа представляется наиболее удачным и интересным.

6 это атрибуты материи. это атрибуты материи. Пространство и время имеют объективный характер; ч Пространство и время имеют объективный характер; человек не может существовать вне времени и пространства, ибо он часть этого мира.

7 Хронотоп [греч. chronos время и topos место] – синтез пространства и времени в художественном произведении; особая литературная реальность.

  • 8 ПсихологическийФизическийИсторическийКультурныйФилософскийМифологический
  • 9 Время ПрерывистоеРазомкнутоеЛирическоеНепрерывноеЭпическоеЗамкнутое
  • 10 ПространствоКосмическоеВоображаемоеЗамкнутоеОграниченноеЗемноеБезграничноеОткрытоеРеальное
  • 11 Образ пространства «Дом»«Простор»«Порог» Образ времени «Идиллическое время» «Авантюрное время» «Мистерийное время»

12 « Всякое вступление в сферу смыслов совершается только через ворота хронотопов»1. « Всякое вступление в сферу смыслов совершается только через ворота хронотопов»1. М.М. Бахтин М.М. Бахтин

  1. 13 Прежде чем говорить об аспектах пространства и времени, в названном романе, следует сказать о том времени и пространстве, в котором жил и творил великий мастер – Михаил Афанасьевич Булгаков.
  2. 14
  3. 15

16 «…ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана..» «Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах…» 16 нисана 29 года 3 мая 1929 года

  • 17 «Идиллическое»: «Она приходила…готовила завтрак… в подвальчике слышался смех…» «Авантюрное»: дописав роман, Мастер «попадает» в мир литературы, потом мы видим его в психиатрической лечебнице… «Мистерийное»: решение Маргариты изменить свою жизнь, тяжелейший душевный кризис Мастера…
  • 18 Древний ершалаимский Вечный потусторонний Современный московский « Миры » романа
  • 19 реальное (Москва, ее улицы, переулки…) и воображаемое (древний Ершалаим…); открытое (Россия, глобус Воланда) и замкнутое (подвальчик Мастера, больница Стравинского); безграничное (полет Маргариты) и ограниченное (Дом Грибоедова); земное (Ершалаим, Москва) и космическое (планета, превратившаяся в глобус Воланда).

20 «Дом» – это подвал особнячка, Нехорошая квартира, больница. «Порог» – это порог квартиры Маргариты, откуда она уходит навсегда. «Простор» – это полет Маргариты и Великий бал у Сатаны.

Читайте также:  Чем опасно равнодушие к чужому горю?

21

22 Не зло, а добро. Не вера, а истина. Не власть, а свобода.

23 Герои «Мастера и Маргариты» – все без исключения – вырвались на простор вечности и очутились в бесконечном пространстве мировой истории.

И это свидетельствует о том, что никакие могущественные силы не властны над тем, кто несет в себе свой неповторимый нравственный и идейный «стержень».

Мастер живет в мире без социальных, национальных и временных границ… Как истинный Мастер, Булгаков (и его роман) принадлежит Вечности…

24 Акимов В.М. Свет художника, или Михаил Булгаков против Дьяволиады.- М., Акимов В.М. Свет художника, или Михаил Булгаков против Дьяволиады.- М., Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе.

Очерки по исторической поэтике Ионин Л.Г. Две реальности «Мастера и Маргариты» Ионин Л.Г. Две реальности «Мастера и Маргариты» «Кораблев А.А. Время и вечность в «Мастере и Маргарите» Булгакова.- Л., «Кораблев А.А. Время и вечность в «Мастере и Маргарите» Булгакова.- Л., Лакшин В.Я.

Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита»».- М., Лакшин В.Я. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита»».- М., М.А. Булгаков-драматург и художественная культура его времени: Сборник статей.- М., 1988 М.А. Булгаков-драматург и художественная культура его времени: Сборник статей.- М.

, 1988

25 Мягков Б.М. Булгаков. Булгаковская Москва.- М., Мягков Б.М. Булгаков. Булгаковская Москва.- М., Паршин Л. Чертовщина в американском посольстве или 13 загадок Михаила Булгакова.- М., Паршин Л. Чертовщина в американском посольстве или 13 загадок Михаила Булгакова.- М., Проффер Э.

Художник и власть: По страницам романа «Мастер и Маргарита» Проффер Э. Художник и власть: По страницам романа «Мастер и Маргарита» Соколов Б.В. Булгаковская энциклопедия. М., Соколов Б.В. Булгаковская энциклопедия. М., Соколов Б.В. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита».- М., Соколов Б.В. Роман М.

Булгакова «Мастер и Маргарита».- М., Чудакова М. Жизнеописание Михаила Булгакова.- М., 1988 Чудакова М. Жизнеописание Михаила Булгакова.- М., 1988 Фиалкова Л.Л Пространство в романе Булгакова Мастер и Маргарита» Фиалкова Л.Л Пространство в романе Булгакова Мастер и Маргарита» Яновская Л. Творческий путь Михаила Булгакова.- М.

, Яновская Л. Творческий путь Михаила Булгакова.- М., 1983.

Время и пространство в романе

/ Сочинения / Булгаков М.А. / Мастер и Маргарита / Время и пространство в романе

  Скачать сочинение
Тип: Проблемно-тематический анализ произведения

    Что такое время? А пространство? Разве могут они существовать отдельно друг от друга? В романе М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита” возможно все, и даже больше!
    Время – это определенный период, продолжительность которого измеряется секундами, минутами или часами, протекающий только в одном направлении (из прошлого, через настоящее, в будущее). Но не в этом произведении.

Воланд может одним лишь своим рассказом отмотать время далеко назад, до нужного ему момента. Понтий Пилат может две тысячи лет сидеть на одном месте и смотреть на луну, ни на секунду не отлучаясь. Мастер и Маргарита могут умереть и воскреснуть в один временной промежуток.

Разве это не разрушает все, что мы знали раньше? Наука вряд ли сможет это объяснить,но, очевидно, здесь замешана нечистая сила.
    Пространство – это объективная реальность, имеющая объем и протяженность, но, опять же, не здесь.

Эй, наука, говоришь, что пространство имеет объем? А как же таинственная квартира номер 50, которая может фантастическим образом вместить в себя огромный бальный зал и несколько фонтанов? А как же последняя глава романа? Где находятся главные герои? Это совершенно точно не Москва, не Ершалаим, да и на космическое пространство это мало похоже.

Автор раздвигает грани сознания, и в конце произведения ты уже готов поверить и в нечистую силу, и в Бога, и в Сатану, и тем более в летающих черных коней. Этот роман заставляет пересмотреть и переосмыслить все фундаментальные парадигмы нашей жизни.
    С наибольшей долей вероятности мы можем сказать только то, что московский мир – это реальное пространство и время.

Патриаршие пруды, Садовая улица, дом Грибоедова – это реальность. Булгаков с таким мастерством описывает Патриаршие, что мне хочется отправиться в ненавистную Москву и в полнолуние пойти туда, где Аннушка разлила масло, посидеть на той самой скамейке и подумать вещах, которые тревожили Иванушку Бездомного. От первых страниц буквально пахнет раскаленным асфальтом и сигаретами “Наша марка”.

    Пространство романа едино, но его можно попытаться разделить на три мирка, границы между которыми будут очень размытыми: мир московский, ершалаимский и фантастический (дьявольский). Мастер побывал везде. В Ершалаиме он – Иешуа. В Москве – сумасшедший писатель.

И наконец, только в вечности он тот, кто он есть на самом деле – гениальный Мастер и творец, который, надеюсь, наконец-то счастлив с Маргаритой. Вечный покой, вне пространства и времени – вот его награда. И это лучшее, что высшие силы могли ему предложить.

Фактически, Мастер прожил три жизни и, конечно же, очень устал, поэтому, единственным верным решением было оставить его наедине с возлюбленной в том мире, куда нам, смертным, точно нет дороги.

Добавил: Vernite2007

32099 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Пространство и время в творчестве М.А.Булгакова (по роману

Калининград 2006 г.

Оглавление I Введение II Основная часть: 1) Биография М.А.

Булгакова 2) История написания романа 3) Миры романа 4) Временная и пространственно-смысловая структура романа 5) Главные герои романа III Заключение IV Список использованной литературы Введение «Из всех писателей 20-х – 30-х гг. прошедшего века, наверное, Михаил Булгаков в наибольшей мере сохраняется в российском общественном сознании.

Сохраняется не столько своей биографией, из которой вспоминают обычно его письма Сталину и единственный телефонный разговор с тираном, сколько своими гениальными произведениями, главное из которых – «Мастер и Маргарита». Каждому следующему поколению читателей роман открывается новыми гранями.

Вспомним хотя бы «осетрину второй свежести», и придет на ум печальная мысль, что вечно в России все второй свежести, все, кроме литературы.

Булгаков это как раз блестяще доказал». – Вот так, в нескольких словах, Борис Соколов, известный исследователь творчества Булгакова, сумел показать, какой ощутимый вклад внес писатель в русскую и мировую литературу.

Выдающиеся творческие умы признают роман «Мастер и Маргарита» одним из величайших творений двадцатого века. В советские времена Чингиз Айтматов поставил этот роман рядом с «Тихим Доном» М. Шолохова, различив их по степени доступности широкому читателю.

Далеко не все способны осмыслить «Мастера и Маргариту» в том идеологическом философском ключе, который предлагает автор.

Конечно, чтобы вникнуть, понять все подробности романа, человек должен обладать высокой культурной подготовленностью и исторической осведомленностью по многим вопросам, но феномен восприятия произведения в том, что «Мастера…» перечитывают и юные. Стоит вспомнить, что первые рисунки к нему сделала талантливая девочка-художница Надя Рушева.

Дело в том, вероятно, что ребенка привлекает фантастичность произведения с элементом сказки, и даже если детский мозг не способен понять сложных истин и глубинного смысла произведения, он принимает то, что способно заставить работать воображение и фантазию ребенка.

По «Мастеру и Маргарите» написано много критических статей, что свидетельствует о широкой аудитории читателей.

Поднимаются вопросы о добре и зле, о том, что есть добро и что есть зло. Но в статьях к роману почти ничего не сказано о проблеме времени и пространства.

Сложность изучения данной темы заключается в том, что она имеет глубоко философские корни. «Ну что же, люди как люди.

Любят деньги, но ведь это всегда было… Ну, легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… в общем, напоминают прежних».

Граждане, воспитанные в социалистическом обществе, не должны иметь этих буржуазных пороков. Им следовало приветствовать равенство между людьми.

Поэтому первая реакция на выход романа могла быть другой. Тема пространства и времени помогает точно представить те места, где происходили действия в главах произведения, также она позволяет выделить несколько любопытных особенностей и схожесть характеров людей, когда бы они ни жили.

Этот вопрос является важным, потому что с его помощью можно проследить взаимосвязь между мирами романа, где на первый взгляд нет ничего общего.

Итак, изучение этой темы позволяет раздвинуть границы обычного читательского круга и получить более полное представление о романе и об особенностях его написания.

Изучение данной темы представляет определенные сложности, но я поставила перед собой цель: еще раз внимательно перечитав роман, разобраться детально с событиями, происходившими в 30-е годы XX столетия в России и тысячелетней давности в Ершалаиме, уловить связь пространства и времени, убедиться в том, что история имеет свойство повторяться, предупреждая людей об ошибках прошлого.

Ссылка на основную публикацию