Воспитание в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»

Проблема воспитания в комедии «Недоросль»: как раскрывается тема воспитания добавить в закладки

Легендарное произведение Дениса Фонвизина было написано в 1781 году. Он точно охарактеризовал светскую молодежь восемнадцатого века, подчеркнув необразованность, невоспитанность. Любой крестьянин был умнее и проворнее дворянского инфантильного Митрофана. Однако XVIII век – период расцвета крепостничества, дворянства и помещества. Автор описывает начало столетия в комедии.

Петр Первый в 1714 году издал указ касательно образованности молодых людей. К двадцати одному году все должны были иметь документ о законченном образовании. В противном случае запрещалась женитьба, государственная, военная служба. Необразованных людей называли недорослями. Поэтому комедия названа «Недоросль». 

Воспитание в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»

Объяснить, как в комедии Фонвизина раскрывается тема воспитания, помогают его собственные взгляды на жизнь:

  • Поддержка просветительской направленности;
  • Стремление к образованности, знаниям;
  • Негативное отношение к невоспитанным дворянам;
  • Отрицательное восприятие российской системы образования, требующей реформации, изменений.

Проблема воспитания в комедии «Недоросль» кратко изложена в каждом эпизоде. Произведение написано в стиле классицизма, поэтому присутствует четкое разделение героев на два класса:

  1. Интеллигентные, воспитанные, грамотные персонажи. К ним автор относит Милона, Софью, Правдина, Стародума.
  2. Необразованные герои: Митрофанушка, Простаковы, Скотинин.

Воспитание в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»

Как в комедии «Недоросль» раскрывается тема воспитания

Писатель связывает недалекость дворянской молодежи с образом жизни родителей. Дети берут пример с отца, матери. Они видят поведение родителей относительно слуг, делают вывод о безнаказанности и вседозволенности. Рассмотрим проблему воспитания в произведении «Недоросль» на примере негативных персонажей:

  • Скотинин. Автор заведомо наделяет героя характерной фамилией. Власть открыла в нем все худшие качества. Герой получил воспитание от родителей, не имеющих нравственных ориентиров. Они не признавали обучение, принципиально отказывались учиться читать. Результатом стало поведение Скотинина, отношение к жизни и к людям;
  • Митрофан. В образе персонажа показана проблема чрезмерной заботы. С педагогической стороны, такое воспитание негативно сказывается на ребенке. Митрофанушка вырос грубым, невежественным, равнодушным к людям, учебе, труду. Он привык к материнской заботе. Шестнадцатилетний подросток не приспособлен к жизни;
  • Семья Простаковых. Фонвизин подчеркивает, что Простаков не похож на жену. Он ее боится, поэтому терпит побои, не спорит. Проблема воспитания в комедии «Недоросль» раскрывается в сравнении бескультурной жены Простакова и ее супруга. Они выросли в разных семьях, что сразу сказывается на поведении, характере. 

Проблема воспитания – «Недоросль», аргументы

Комедия предлагает рассмотреть молодое поколение восемнадцатого века с другого ракурса. Положительные герои – Софья, Милон. Они выросли в хороших условиях, получили достойное образование. Мужчина получил звание офицера. Софья – мудрая девушка, с уважением относится к старшим. 

Стародум – опекун Софьи, уважаемый человек. Он мудро рассуждает, образован, воспитан. Эти герои характеризуют другую, просвещенную часть русского народа. Автор противопоставляет две противоположных группы людей, указывая на значимость воспитания в жизни человека.

Смотри также: Характеристика Митрофана из комедии «Недоросль»: внешность, характер, поступки

Сочинение Воспитание и образование в комедии Недоросль

Фонвизин в своих произведениях всегда был тем автором, который пытается донести до читателя гораздо больше, чем просто интересная история с колоритными персонажами. Напротив, в своих произведениях Фонвизин очень часто старался донести до читателя достаточно интересные темы, которые читатель должен был найти в произведении, и поразмыслить над ними.

Одной из подобных тем стало воспитание и образование подрастающего поколения. В его время, образование очень часто принижали, из-за чего он очень сильно переживал, думая о том, что новое поколение вырастет не только не подготовленным к жизни, но и не думающим своей головой, а лишь выполняющим указания окружающих.

Отличным примером подобного произведения станет “Недоросль”.

В произведении “Недоросль” недостаток образования является одной из центральных тем.

В нём автор повествует нам об обществе в его время, его невежественности, довольно сильной алчности и злости, от чего страдало будущее поколение, потому автор и решил написать данное произведение, именно с данной темой в центральных позициях.

Само же повествование рассказывает о небольшой семье, в которой достаточно хорошие и добрые отношения, однако они, как и всё общество в то время достаточно не широко мыслят, и потому замкнуты в своём консервативном мире, из которого они даже не ищут выхода.

Проблема же недостатка образование и воспитания прослеживается на протяжении всего произведения, и, так или иначе, отражается на характерах персонажей. Сначала мы видим всех членов семьи, в которой практически у каждого человека недостаёт ни образования, ни воспитания. Каждый из них считает верхом счастья просто материальные блага, чаще всего деньги.

Желание этих материальных благ и затуманивает их разум, и они стремятся только к получению денег и выгоды.

И таким образом такие люди, которые не имели образования и не желают его получить, обучают новое поколение точно таким же взглядам на жизнь, после чего те начинают вести точно такой же образ жизни, что, конечно же, ужасно, и о чём говорил сам автор произведения.

Таким образом, мы видим, что автор раскрыл достаточно сложную тему в своём произведении, просто используя образы персонажей и их поведение. Однако даже такие небольшие и несложные эффекты помогли донести до читателя все его  мысли, которые впоследствии изменили умы многих людей.

Сочинение 2

Фонвизин написал чудесное произведение и назвал его «Недоросль». По названию комедии можно легко определить, о чем будет рассказываться в комедии. В произведении поднимается тема воспитания и образования. Все события оборачиваются вокруг Митрофанушки.

Родители Митрофана гордятся своей необразованностью. По их мнению, что бы быть богатым не обязательно хорошо учится и много знать. Они не развиты разносторонне и не всегда могут поддержать разговор с умным человеком. Своего сына родители пытаются обучить элементарным знаниям. Они хотят, что бы он умел читать и считать. Маманя, по всей видимости, не умела читать, но мастерски это скрывала.

Митрофанушке постоянно нанимают учителей, но он не желает учиться. Учеба у него не вызывает ни какого интереса. Учителя которые приходят в семью очень интересные персонажи.

Бывший военный преподает мальчику арифметику. Кучер Вральман прекрасно выдает себя за учителя немецкого языка. Все преподаватели далеко не компетентные люди.

Они сами не владеют знаниями, поэтому научить Митрофанушку они не могут.

Богатый дядя Стародуб считает, что не нужно учиться и забивать лишними мыслями голову. Он одобряет духовное развитие. Для Стародуба главное доброта и отвага в человек.

Митрофанушке попались неказистые педагоги. Они не могут научить этого лентяя, потому что сами не владеют знаниями. Воспитанием парня так же никто не занимается. Ему все позволено. Парень не видит перед собой достойного примера для подражания. В его семье принято смеяться над добрыми людьми. Митрофанушка страшный грубиян и хам.

Он часто обманывает. Родители такое поведение сына поощряют и не делают ему замечаний. Парень за свою жизнь научился подлизываться. Он агрессивно ведет себя в обществе, никого не слушает и не воспринимает советов. В конце комедии мама разочаровалась в Митрофанушке. Родители сами виноваты в плохом поведении сына.

Они его баловали и все позволяли.

Тема воспитания ярко описана Фонвизиным в своей комедии. Он показывает нам, то насколько примитивно высшее общество. Они не хотят заниматься саморазвитием, и учится чему то новому. Их интересуют только деньги.

Родители не занимались воспитанием своего Митрофанушки. Мама и  папа все позволяли сыну. Из-за такого воспитания Митрофанушка вырос подлым, наглым и непорядочным человеком.

Читая комедию «Недоросль» можно понять насколько важно хорошее образование и воспитание для становления личности человека.

Вариант 3

Д. И. Фонвизин – писатель – классицист и просветитель. Самыми яркими представителями этого направления в русской литературе являются М.В.Ломоносов, Г.Р.Державин, Д.И.Фонвизин.

Просветители считали, что можно изменить государственное устройство, сделать жизнь более справедливой, если дать хорошее образование и воспитание правящему классу – помещикам. Образованный человек, по мнению просветителей, не способен к жестокости, будет всегда справедлив и добр к своим крепостным.

Более того, писатели – классицисты проводили мысль о справедливом монархе, который установит в государстве главенство закона.

Но что происходит в реальной жизни? Вот стало известно, что в своем имении бесчинствует г-жа Простакова: крестьяне в ее имении совсем обнищали, она оскорбляет и избивает своих дворовых, да и родственников мучает и унижает, хочет принудить к замужеству со своим братцем сироту Софьюшку, дабы и ее деревеньки прибрать к рукам.

Сама г-жа Простакова невежественна, она убеждена, что главное родовитость: ее батюшка занимал доходное место и умер, сидя на сундуке с деньгами. Но и до нее дошло новое веяние: дворяне должны учить своих отпрысков, чтобы получить государственные места.

Вот Простакова и нанимает для своего ненаглядного сыночка Митрофана учителей: недоучившегося семинариста Кутейкина, бывшего солдата Цыфиркина, кучера в прошлом Вральмана. Даже те малые знания, которые могут дать «учителя», Митрофан не хочет усвоить.

Сцена «Урок Митрофанушки» демонстрирует полное невежество ученика: он не может ответить на самые простые вопросы. Его жизненное кредо: «Не хочу учиться – хочу жениться!»

Кто же по-настоящему занимается воспитанием и просвещением недоросля? Г-жа Простакова! Каждый день она подает негативный пример своему сыну (Митрофан – в переводе с греч. означает «подобный матери»). Она учит его жадности и жестокости.

Вот г-жа Простакова бранит крепостного портного Тришку, который «изряднехонько сшил кафтан, мамушка Еремеевна каждый день получает оплеухи, Простакова обирает своих крепостных, они голодают и больше не способны платить оброк.

Да и мужа своего Простакова бьет и бранит, с братцем затевает драку, как только узнает, что Софья – богатая наследница, а значит, должна выйти замуж за Митрофана. Безумная любовь к сыну, пожалуй, единственное ее положительное качество.

Читайте также:  Анализ романа Толстого «Анна Каренина»

Она не видит никакого проку в учебе: ни с кем не делись, если что нашел, зачем знать географию, если есть извозчики, которые отвезут туда, куда нужно, дверь от того, где она находится, может быть именем существительным или прилагательным, а история сводится к байкам кучера Вральмана. Ее убеждение: дворянство – высшее сословие, а крепостные и дворовые должны выполнять их указы. Скотинина – такова девичья фамилия матушки, и она является сутью образа оскотинившейся помещицы.

В конце комедии торжествует справедливость: чиновник Правдин изымает под государственную опеку имение Простаковых, Софьюшка выходит замуж за Милона и ее находит дядюшка Стародум, именно в уста этого героя автор вложил свои мысли: «Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время».

Заключительная сцена поистине трагична: г-жа Простакова ищет поддержку и опору у своего сыночка, но тот отталкивает ее со словами: «Отвяжись, матушка». Слова Стародума венчают комедию: «Вот воспитания достойные плоды».

Во времена Фонвизина слово «недоросль» означало недоучившегося подростка, не служившего еще в армии. Комедия «Недоросль» дала слову новое переносное значение – невежественный, необразованный, грубый подросток.

Тема образования и воспитания (Недоросль)

Комедия Фонвизина «Недоросль» была написана как олицетворение только вышедшего закона Петра I об образовании.

Сам царь считал, что люди, которые были необразованные и невоспитанные, не имели право находится в супружеских отношениях, и тем более руководить другими людьми.

Главная тема в произведении не только основывается на образовании, но также указывается на то, что нужно не просто воспитывать детей, а стать настоящим примером, на который необходимо равняться.

Тема воспитания:

Госпожа Простакова – настоящий пример необразованного, глупого, обладающего огромной жестокостью человека. Ее отношение к людям, к прислуге, и собственному мужу, так и говорит, человек не уважает никого, а любимого сыночка, готова подложить под всех ради собственной выгоды.

Ее воспитание любимого Митрофанушки приносит свои плоды. Он ленивый, глупый, безвольный, не уважающий собственных родителей. Перед этим юношей стоит очень неприятный пример родителей: глупый отец, который не может поставить жену на место, и жестокая мать, которая думает только о своей выгоде.

Собрав в себе все самые ужасные качества от родителей, любимый сын отказывается от матери при первой возможности. И именно из-за того, что родители не дали ребенку необходимого воспитания, закрывали на все его выходки глаза, и обвиняли других в том, что совершил юноша, он вырос настоящим эгоистом.

Тема образования:

Будущее страны и нации зависит от того, какое поколение будет после нас. Вкладывая с самого детства в умы детей любовь к учебе и образованию, можно не бояться, что страна окажется в самой нищете.

Простакова женщина необразованная, именно из-за этого она не считала образование важным вкладом для ребенка. Но, в тоже время, для Митрофана решает нанять учителей.

К сожалению, если у ребенка нет никакой заинтересованности в учебе, как бы не заинтересовывали учителя разными предметами, он учиться не будет. Однако, в случае с сыном Простаковой, больше сыграла роль собственная лень Митрофана, и слова его матери о том, зачем вообще эта учеба. Не говоря уже о том, что учителя, которых наняла Простакова, были, слабо говоря бездарными.

Воспитание и образование – самые ценные вложения в детей, в будущее поколение великой страны. Но, о каком воспитании можно говорить, когда такие ограниченные люди растят себе подобных? Именно так и продолжается круговорот глупости, хамства и неуважения.

`

Воспитание и образование в комедии Недоросль

Популярные сочинения

  • Сочинение на тему Мои увлечения и хобби
    В свободное время люди предпочитают заниматься своими любимыми делами. Кому-то нравится заниматься спортом, кто-то предпочитает посидеть с книгой, а кого-то увлекает рисование. Все эти занятия – различные хобби.
  • Сочинение по рассказу Золотой петух Куприна
    Наверно, каждый, когда-нибудь читал такое интересное, и по своей сути уникальное своими красочными эпитетами проведение, которое называется «Золотой петух» великого писателя, написавшего множество произведений.
  • Сочинение Данко и Ларра сравнительная характеристика по рассказу Старуха Изергиль Горького
    В рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» присутствуют два персонажа-антипода: Ларра и Данко. Оба героя обладают внешним совершенством, они молоды и красивы, однако по характеру, жизненным убеждениям герои совершенно разные

Тема воспитания в комедии Недоросль Фонвизина (проблемы воспитания и образования)

  • Сочинения
  • /

  • Литература
  • /

  • Фонвизин

В комедии «Недоросль» Фонвизин затрагивает не только социальную и политическую сферу, автор также раскрывает проблему воспитания и образования. В России 18 века недорослем называли молодого человека – дворянина, который не имел тяги к учебе и саморазвитию.

Еще во время правления Петра Великого был принят указ. Согласно последнему обучение дворянских детей мужского пола до 20 лет было обязательным. Необходимо было заставить ребенка получить образование, в противном случае он не сможет завести семью и принести благо Родине.

Проблема воспитания и образования тесно сплетены друг с другом. И на первое, и на второе влияет в первую очередь семейный уклад и окружение. Семейство Простаковых не грамотно и не образованно. Ни один член этой семьи не сможет прочитать даже строчки, ведь это им и не особо нужно. Они все как на подбор – невежи и грубияны.

  Анализ эпизода спора Обломова и Штольца об идеале.

Простакова – одна из главных героинь комедии. Женщина пылает безумной любовью к сыну – Митрофану, и желает для него только самого лучшего. Для нее не важны способы достижения этой цели. А Простаков – не обладает собственным мнением и во всем слушает супругу, но это его не заботит.

Любимый родителями Митрофан не получает необходимого образования. Его реплика «Не хочу учиться, хочу жениться» характеризует отношение молодого человека к учебе, но указ правителя все же приходится соблюдать. Родители во всем потакают отпрыску: «…коли ученье так опасно для твоей головушки, так по мне – перестань».

У юного дворянина мотивация для получения образования полностью отсутствует. Он не видит необходимости учиться. Когда наступает время уроков, сыну Простаковых сразу же становится плохо, и мама разрешает ему пропустить занятия. Митрофан понимает, что за прогул его не поругают, ведь родители слишком любят единственного ребенка, чтобы отчитывать за такую мелочь.

Сын довольно своеобразно относится к отцу и матери. Митрофан не пылает к ним ни любовью, ни благодарностью. Его воспитали приминать все старания родителей как должное.

«Вот и злонравия достойные плоды» — этим изречением Стародума заканчивается пьеса. В комедии этому герою отведена роль резонера, то есть автор через него доносится авторская точка зрения. Последняя заключается в следующем: любовь с жилкой бесчеловечности не сможет сделать счастливыми ни родителей, ни их отпрысков.

Фонвизин убежден, что, если у человека добрая сердце и душа, то он останется человеком при любых обстоятельствах: «Прямую цену уму дает благонравие. Без него и умный человек чудовище».

Сочинение 3

Чтобы показать собственное видение проблем воспитания и образования в обществе, каждый писатель по-своему показывает это в произведениях, наделяя героев яркими чертами, необходимыми для того, чтобы читатель мог сделать правильный вывод для себя. Для этого он создает ситуации, познакомившись с которыми, мы может проанализировать положительные и отрицательные стороны происходящего.

Герои комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» в отношении содержания вопросов образования и воспитания разделились на две противоборствующие стороны: это те, кто не видит смысла в обучении, и те, кто любым способом стремится к собственному развитию. Каждый эпизод произведения содержит подтверждение этому.

Появление на страницах комедии сына госпожи Простаковой – Митрофанушки – говорит о многом. Описание ценностей и смысла существования шестнадцатилетнего юноши укладывается в несколько слов: «Не хочу учиться, хочу жениться».

Его времяпровождение характеризуется ленью, отсутствием интереса к познанию. Слепая любовь матери приносит вред сыну тем, что поддерживает его в нежелании учиться: «коли ученье так опасно…, так перестань». Посещение им уроков – это лишь вынужденное исполнение указа царя.

Однако даже его учителями оказываются бывший кучер и отставной солдат.

Крепостной портной Тришка так же, как и его хозяйка не знает, что такое процесс обучения, поэтому отказывается шить ее сыну кафтан, объясняя это тем, что «не учился портяжному ремеслу».

Д. И. Фонвизин семье Простаковых дает характеристику образа «злонравных невежд». Это малообразованные люди. Отсутствие знаний не пугает их.

Так, например, хозяйка считает, что достаточно уметь считать деньги. Не умея навыков чтения, она не может даже прочесть письмо, адресованное Софье. Подобное мнение она внушает и окружающим.

Она готова бы дать сыну образование лишь для того, чтобы следовать моде.

Эти герои, у которых отсутствует культура, страдает воспитание, нет грамотности, выглядят жалкими, их действия и решения выглядят нелепыми. А на первое место выходят жадность, зависть, жестокость. Низкий уровень образованности приводит к драматическому финалу.

Понятие воспитанного человека не знакомо семье Простаковых и их близкому окружению. Потому они не понимают Софью, Стародума, Правдина, которые старались дать понять, что неискренность в отношении к гостям или близким будет всегда раскрыта, а слепая любовь хозяйки к сыну и жадность не приведут к добру.

По мнению Стародуба, в них не было благонравия, тех манер, той культуры и ума, без которых сложно занимать в обществе интеллигентных людей достойное место.

Ироничное отношение автора к отрицательным героям произведения помогает раскрыть не один порок общества. Он показывает последствия действий невоспитанного человека и отсутствия стремления к образованности, а симпатия к положительным героям поясняется их верными жизненными принципами. Главная мысль, которую автор передал героям – стремление не к наживе, а духовным ценностям и доброте.

Читайте также:  История любви Мастера и Маргариты (по одноименному роману М. А. Булгакова)

  Доброта и милосердие Наташи Ростовой в романе «Война и мир»

Содержание пьесы

Рассказ касается жизни деревенской семьи Простаковых. Барыня заказала у портного кафтан для сына Митрофанушки. Женщина рассердилась на мастера из-за того, что пошитая вещь оказалась узкой на шестнадцатилетнего подростка. При этом портной Тришка всячески пытался оправдаться, но барыня даже не хотела его слушать.

Кафтан шили специально ко дню обручения брата Простаковой Тараса Скотинина с его невестой Софьей (родственницей отца семейства). Софью растила в Москве её мать. Полгода назад матушка скончалась, и осиротевшую девушку взяли к себе Простаковы. О том, кто станет её женихом, Софья не знала.

Спустя некоторое время девушке пришло письмо от некогда пропавшего дяди, оставившего ей собственное состояние. Простаковы не умели читать, поэтому они попросили узнать, что в письме, своего соседа Правдина.

Услышав содержание записки, помещица решила женить на Софье вместо брата сынка Митрофанушку.

К Правдину приехал погостить его друг Милон, служивший офицером и испытывавший нежные чувства к Софье.

Но ему недолго пришлось радоваться неожиданной встрече с девушкой, поскольку она поведала ему о свадьбе с Митрофаном, которую ей прочила госпожа Простакова.

Эта новость огорчила Милона и заставила изрядно ревновать, но когда офицер узнал о недоразвитости подростка, быстро успокоился.

Скотинин, узнавший о планах своей сестры женить на Софье его племянника, набросился на Митрофана. Когда Простакова слышит об этом, то бежит драться с родным братом. Такую картину застаёт только приехавший дядюшка Софьи Стародум. Он хочет спасти свою племянницу от сумасбродной семьи и женить на достойном человеке.

Хозяйка поместья начинает льстить богатому родственнику, намекая, что неплохо было бы соединить узами брака Софью с её сынком. Она всячески расхваливает образованность Митрофана, представляет гостю его учителей. Стародум, пообщавшись с подростком, видит его недоразвитость и объявляет своё категорическое решение против этой свадьбы.

На следующее утро Софья с дядей и Милоном собираются уезжать в Москву. Простакова идёт на хитрость и организовывает похищение девушки, чтобы обвенчать её с Митрофаном. Но Милон препятствует этому.

В результате Стародум с племянницей всё-таки уезжают, а у Простаковых забирают право на управление имением. Помещики остаются ни с чем.

Образование и воспитание в комедии Недоросль

Фонвизин Денис Иванович – известный в своё время писатель, которого многие люди читают и до сих пор. Его комедия «Недоросль» — то, что невозможно «перерасти». Проблемы, затронутые в ней, были, будут и есть сейчас. Одна из главных тем этого произведения – тема воспитания и образования и того, как они влияют на человека.

Фонвизин считал, что образование – это то, что должно быть у каждого уважающего себя человека. Однако, образование – это не только учителя и родители, дающие ребёнку в руки книжку и заставляющие его читать, но ещё и самообразование, которое идёт с человеком рука об руку на протяжении всей его жизни.

Простакова не ратует за воспитание, но она хочет женить своего сына, а сама выйти в свет, и поэтому нанимает ему учителей. Тем не менее, женщина не проявляет никакого интереса к обучению, не помогает Митрофану.

Его учителя даже не были проверены на умение обучать, они не образованны сами, но хотят денег, поэтому «занимаются» с мальчиком.

В отличие от Митрофана и его матери, Стародум и Софья относятся к образованию серьёзно, они считают, что образование в первую очередь происходит для себя, человек должен расширять свой кругозор, учиться нравственности, моральным нормам. Стародум учит Софью, даёт ей наставления как более опытный человек, а она его покорно слушает, понимает и усваивает то, что он ей говорит.

Что касается воспитание, так и в этой сфере судьбы и мнения персонажей разделились на два лагеря. Плохо относясь к образованию, Простакова привила такою же модель поведения и своему сыну, она стала единственным учителем, у которого он действительно учился.

К сожалению, все эти «уроки» были дурными, ведь госпожа являлась злым тираном. Чему она могла научить сына? Врать, лениться, никого не уважать и далее по списку.

Плоды воспитания созревают в конце, когда Митрофан отказывается от своей матери – это результат дурного воспитания.

Софья – девушка, которая была воспитана хорошо, она, в отличие от Митрофана, являлась нравственным человеком и уважала людей. Точка зрения её, Стародума и Правдина одна – воспитание – это важная часть человеческой личности, поэтому воспитывать детей нужно в нравственных идеалах, в соответствии с честью и достоинством.

Образование и воспитания, по мнению Фонвизина, — два важнейших столпа, на которых стоит сформированный человек, личность.

Проблемы воспитания и образования писатель вывел на примере двух противоположностей – двух семей, которые имели совершенно разные точки зрения.

Денис Иванович показал, что хорошие воспитание и образование приведёт к счастью и хорошей жизни, а дурные – лишь к проблемам и краху всего, как в случае с Простаковой.

История написания

Свою комедию Денис Фонвизин вынашивал несколько лет и переделывал не один раз: произведение в окончательном виде значительно отличается от его первоначального варианта. Первый набросок автор написал в 1760 году, а завершить работу ему удалось лишь в 1782 (именно тогда комедию впервые поставили на сцене театра).

Изначально писатель задумал изобразить избалованного помещичьего сынка, которому из-за постоянного потакания глупой матери суждено вырасти невежественным человеком.

На страницах первых набросков произведения Фонвизин изображал безграмотного Иванушку с растущей бородой и его родителей, стремящихся обучить сына. Мать здесь представлена глупой, упрямой, но слабовольной.

Отец понимал, что ребёнка нужно учить, но не знал, как заставить его постигать азы науки. При этом Иванушка безнаказанно ругал и бил родителей.

Такие наброски пьесы не удовлетворили стремлений Фонвизина, поскольку автор хотел изобразить не только последствия плохого обучения, но и жестокость, грубость крепостного права.

Денис Иванович тщательно продумывал новые сцены, в которых хотел высветить произвол помещиков.

Комедия должна была показать отвратительность порядков при крепостном праве, когда одних людей приравнивают к собственности других.

Писателя возмущало отношение Екатерины Второй к своему дворянству. Она всё чаще стала назначать на высокие должности случайных приближённых, которые не имели перед Родиной никаких заслуг. Именно это подвигло Фонвизина ввести в своё произведение образ Стародума, служившего при императорском дворе, но бросившем дело из-за резкого осуждения дворцовых нравов.

В окончательной редакции «Недоросля» автор решил назвать главного героя Митрофанушкой.

Писатель особенно выделяет воспитание (точнее, отсутствие такового) у подростка, показывает дурное влияние крепостного уклада Простаковых и Скотининых на его характер и мировоззрение.

Из-за этого комедия перерастает в сатиру, обрушившуюся на главное зло тех времён — крепостничество. Денис Иванович стремился осуществить в своей пьесе сразу несколько затей:

  • высмеять воспитание сына помещиков;
  • изобличить бесчеловечность крепостного рабства;
  • указать на обманчивость блеска королевского двора.

Столкновение двух концепций и значение комедии

В сочинениях о проблеме воспитания в комедии Фонвизина «Недоросль» часто выделяют два побудительных мотива автора, повлёкших за собой создание этого произведения:

  • критика состояния образования и нравственного облика дворянства,
  • сатира на глупость, царящую внутри привилегированного класса.

Верно это лишь отчасти. Действительно, Фонвизин возмущён, что рано или поздно Простаковы придут к власти и окажутся причастны к управлению. Но представляется, что «Недоросль» не столько сатира на государственное устройство, сколько сатира на людей, формирующих общество.

Истинный смысл пьесы состоит в упрёке тем родителям, которые пренебрегая своими обязанностями, выпускают в свет детей бесталанных и вдобавок жестоких.

Автор понимает, что родители и не видят прока в образовании или в воспитателях, поэтому в финале вся материнская любовь Простаковой оказывается отвергнута, а Стародум произносит крылатую фразу: «Вот злонравия достойные плоды».

Нравственный урок комедии состоит именно в этом: глупость, жестокость и безразличие родителей являются причиной появления столь большого количества ни к чему не приученной молодёжи.

Финалом, где Простаковы лишились имения и сына, Фонвизин подчёркивает их вину и призывает задуматься над тем, какими путями можно было бы избежать такой развязки. Воспитание Митрофана в комедии «Недоросль» имеет определяющее значение именно в контексте обязанностей родителей по отношению к ребёнку.

Исправить же трагикомическую ситуацию с дверями-прилагательными можно лишь в том случае, если родители-Простаковы начнут совершенствовать мир с себя.

Образование и воспитание в комедии д. и. фонвизина «недоросль»

ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ В КОМЕДИИ

Д. И. ФОНВИЗИНА «НЕДОРОСЛЬ»

  • (урок-семинар)
  • Цели: обсудить проблемы
    гражданственности, воспитания и образования в комедии; рассмотреть проблему
    традиции и новаторства в пьесе.
  • Ход уроков

I. Проверка
степени осмысления содержания пьесы.

— В чем вы видите главный смысл пьесы? Убедительной ли
вам показалась ее финальная сцена?

— Кто же приводит в движение все действия комедии,
становится центром всех событий?

Конечно, не Стародум (появляется он, когда действие
уже набрало силу) и не Митрофан, хотя его именем и назвал Фонвизин свою пьесу.
Митрофан только «подобие» своей матушки и до поры до времени ее послушное чадо.
Главный персонаж комедии — госпожа Простакова.

Она ведет действие, она в
центре всех событий, из-за нее возникают постоянные стычки, столкновения.
Попробуем мысленно «удалить» ее из «Недоросля» — и все произведение разрушится.

Читайте также:  Анализ романа Драйзера «Американская трагедия»

Ее роль особенно четко осознается при воспроизведении основных событий сюжета:

  1. • Госпожа Простакова собирается выдать Софью за
    Скотинина;
  2. • Новые замыслы по отношению к Софье после письма от
    Стародума;
  3. • Приезд Стародума и старание госпожи Простаковой
    представить богатому дядюшке Софьи все достоинства Митрофана;
  4. • Попытка похитить Софью и насильно обвенчать с
    Митрофаном;
  5. • Потеря права на бесконтрольное управление имением и
    трагическое разочарование в сыне.

Таким образом, на Простаковой не только «дом
держится», как она хвалится перед Правдиным, но держится и вся комедия.

И если
как человек она вызывает у автора, читателя и зрителя острое неприятие
(«госпожа бесчеловечная», «презлая фурия» с «адским нравом», «злая помещица»),
то как художественное достижение Фонвизина этот образ сохраняет свою
выразительность и силу до сегодняшнего дня.

Это уже не классицистический
персонаж, характеризующийся одним качеством: госпожа Простакова не только зла,
жестока и невежественна, она хитра, лицемерна, расчетлива, предприимчива.

В ней
сочетаются умственная ограниченность и практическая сметка, нравственная
низость и самоотверженная любовь к сыну — все это вместе создает полнокровный
живой характер, запечатлевший эпоху и сохранивший общечеловеческий смысл до
нашего времени.

II.
Подготовка к написанию сочинения
.

1. Составление плана характеристики героя.

Учитель. Завершая обзор
комедии, мы попытались составить характеристику ее главного героя — госпожи
Простаковой.

А что такое характеристика? (Определение записать в
тетради.)

  • Характеристика — описание
    живого лица и характера, то есть устойчивых особенностей человека, зависящих от
    его воспитания, обстоятельств и образа жизни и проявляющихся в действиях,
    поступках и высказываниях.
  • План характеристики:
  • 1) Мысль, которую следует доказать всем содержанием
    работы.
  • 2) Общие сведения о персонаже.
  • 3) Приведение доказательств и иллюстраций к ним из
    текста.
  • 4) Вывод и переход к следующей мысли.
  • 5) Доказательство, обобщение и новая мысль.
  • 6) Итоговое обобщение.
  • Пример плана (к характеристике
    Митрофанушки):

1) Воспитание зависит от среды, условий формирования
молодого человека. Именно это утверждает Д. И. Фонвизин в своей комедии
«Недоросль». Это главная мысль произведения.

2) Митрофанушка — один из главных героев комедии. Это 15-летний
подросток, сын провинциальных помещиков, деспотичных и невежественных дворян (общие
сведения о персонаже).

  1. 3) Имя «Митрофан» по-гречески значит «похожий на мать»
    — логический переход к новой мысли.
  2. 2. Рекомендации к написанию сочинения:
  3. — не злоупотреблять цитатами;
  4. — пользоваться разными приемами цитирования; избегать
    повторения, подыскивать синонимы;
  5. — следить за правильностью связи слов в предложении;
  6. — ясно формулировать мысли; приводить аргументы;
  7. — следить за соответствием мысли и доказательств к
    ней;
  8. — следить за логической взаимосвязью между мыслями и
    частями сочинения.

3. Рекомендации по характеристике речи
персонажей.

— О чем свидетельствует речь персонажей? (Автор,
стремясь к жизненной правде, речью персонажа характеризует саму личность.)

— В чем особенности речи Цифиркина? Кутейкина? (Цифиркин
в прошлом был солдатом, а сейчас — преподаватель арифметики. В его речи звучат
постоянные подсчеты, а также военные термины. Кутейкин — недоучившийся
семинарист; его речь изобилует формами церковно-славянского языка: «тьма
кромешная», «горе мне, грешному», «звах бых и приидох» и др.)

А что еще характеризует речь этих персонажей? (Речь
Кутейкина характеризует его как человека хитроватого, а речь Цифиркина как
грубоватого, прямолинейного и честного.)

III. Работа по вопросам семинара (см.
домашнее задание после урока 9).

IV. Подведение
итогов семинара.

«Мысль о воспитании просвещенного дворянина во времена
Фонвизина не была новой. О необходимости просвещения говорили Петр I,
Ломоносов, Екатерина II и другие
великие люди ХVIII
столетия.

Но у Фонвизина все не так просто. Он понимает, что
одного просвещения мало.

«Наука в развращенном человеке есть лютое оружие
делать зло, — говорит Стародум. — Просвещение возвышает одну добродетельную
душу». Вначале надо воспитывать добродетель, позаботиться о душе, а уж потом —
об уме.

Как это сделать? Нужен такой закон, чтобы добродетель
стала выгодной И в злонравии своем и в невежестве не Простакова и
Скотинин виноваты, а те, кто устанавливает законы. А утверждает их государь.
Вот в кого метил Фонвизин». (Из книги «В мире литературы. 8 класс /под ред.
А. Г. Кутузова. — М., 1998.)

Учитель. Давайте вновь
посмотрим на комедию с точки зрения требований классицизма. И хотя его приметы
обнаруживаются в комедии (односторонне изображены положительные герои, сохранен
принцип единства времени, места и действия, в основе сюжета — любовная интрига,
в финале зло наказывается, добро торжествует), назвать «Недоросль» традиционным
классицистическим произведением уже нельзя.

Воссоздав мир Скотининых и Простаковых, Фонвизин сумел
придать своей комедии глубокий обобщающий смысл, вскрыв социальные корни
описываемых им событий.

Гуманистический пафос комедии направлен на то, чтобы
показать пагубность крепостного права для человека — как для дворовых «рабов»
(Тришка, Еремеевна, девка Палашка), так и для господ, забывших, что «угнетать
рабством себе подобных беззаконно», и утративших свое человеческое достоинство.

В лице госпожи Простаковой Фонвизин создал необычайно
яркий и жизненный характер и вопреки канонам классицизма смело показал, что
даже эта «презлая фурия» может испытывать чувство страдания, может хотя бы на
мгновение вызвать если не сочувствие, то во всяком случае понимание у читателя
или зрителя.

Эти особенности творчества драматурга конца ХVIII в.
Говорят о том, что классицизм уже изжил себя, что талантливые писатели обращались
к изображению реальной жизни во всей ее сложности и противоречиях.

Составление таблицы «Традиции
и новаторство в комедии «Недоросль» (по вариантам).

I вариант II вариант
  • В чем традиционность комедии «Недоросль»?
  • — Герои делятся на положительных и отрицательных;
  • — все герои наделены «говорящими» фамилиями;
  • — положительные герои являются воплощением одной черты;
  • — героем-резонером является Стародум;
  • — в основном соблюдены правила «трех единств»
  1. В чем Фонвизин отступает от традиций классицизма?
  2. — В комедии есть отступления от единства действия (две сюжетные линии);
  3. — отрицательные герои интересны и неоднозначны, вызывают разную читательскую реакцию;
  4. — при создании характеров героев используется речевая характеристика.
  5. Вывод: отход от правил классицизма в сторону развития реалистических тенденций
  • Домашнее задание:
  • 1) написать мини-сочинение «Каким я увидел(а)
    Митрофанушку (Простакову)», используя план характеристики героя;
  • 2) индивидуальные задания. Подготовить сообщения:

а) «Биография М. В. Ломоносова»;

б) «Открытия Ломоносова в области физики, химии,
прикладных наук».

Тема воспитания в комедии "Недоросль", проблемы образования

Тема воспитания является одной из центральных тем в комедии “Недоросль” Фонвизина. 

В этой статье представлены материалы о теме воспитания в комедии “Недоросль” Фонвизина, проблемах воспитания и образования в пьесе на примере Митрофана Простакова и других героев.

Г. А. Гуковский о теме воспитания в комедии “Недоросль”:
“…Воспитание для Фонвизина… – это основа и оправдание дворянских привилегий. Дворянское воспитание делает человека дворянином; невоспитанный дворянин недостоин пользоваться чужим трудом. Для Фонвизина тема воспитания – основная в его литературном творчестве; о воспитании дворянских детей писал Фонвизин в комедии “Выбор гувернера”, в статьях для журнала “Друг честных людей или Стародум”, о недостатках своего собственного воспитания скорбел в своей неоконченной автобиографии… И “Недоросль”, прежде всего, комедия о воспитании. Воспитание для Фонвизина – не только тема общих нравоучительных рассуждений, а животрепещущая злободневная политическая тема…” (Г. А. Гуковский, статья из книги “Недоросль. Фонвизин Денис Иванович”, 1935 г.)

В. О. Ключевский о проблемах воспитания и образования в комедии “Недоросль”:

“…В “Недоросле” показана зрителю зажиточная дворянская семья екатерининского времени в невообразимо хаотическом состоянии. Все понятия здесь опрокинуты вверх дном и исковерканы

Она [госпожа Простакова] любит сына [Митрофана] любовью собаки к своим щенятам, как сама с гордостью характеризует свою любовь, поощряет в сыне неуважение к отцу, а сын, 16-летний детина, платит матери за такую любовь грубостью скотины.

Она позволяет сыну объедаться до желудочной тоски и уверена, что воспитывает его, как повелевает родительский долг. … ненавидит науку до ярости, но бестолково учит сынка для службы и света…

Самый дорогой из учителей Митрофана, немец, кучер Вральман, подрядившийся учить всем наукам, не учит ровно ничему и учить не может, потому что сам ничего не знает, даже мешает учить другим, оправдывая перед матерью свою педагогику тем, что головушка у ее сынка гораздо слабее его брюха, а и оно не выдерживает излишней набивки; и за это доступное материнско-простаковскому уму соображение Вральман – единственный человек в доме, с которым хозяйка обращается прилично, даже с посильным для нее респектом.

…Митрофан – синоним глупого неуча и маменькина баловня. …воспитание изуродовало его…

Митрофану Фонвизина скоро 16 лет; но он еще состоит в недорослях… Митрофан по состоянию своих родителей учится дома, а не в школе: … закон дозволял воспитываться дома недорослям со средствами.

Митрофан учится уже года четыре, и из рук вон плохо: по часослову едва бредет с указкой в руке и то лишь под диктовку учителя, дьячка Кутейкина, по арифметике “ничего не перенял” у отставного сержанта Цыфиркина, а “по-французски и всем наукам” его совсем не учит и сам учитель, дорого нанятой для обучения этим “всем наукам” бывший кучер, немец Вральман. Но мать очень довольна и этим последним учителем, который “ребенка не неволит”.

…бледные добродетельные фигуры Стародума, Правдина и других, которые пришли сказать… людям, что времена изменились, что надобно воспитываться, мыслить и поступать не так, как они это привыкли делать, что дворянину бесчестно ничего не делать…”

(из статьи В. О. Ключевского “«Недоросль» Фонвизина”)

Ссылка на основную публикацию