Ведёт ли равнодушие к разрушению нравственности?

Ведёт ли равнодушие к разрушению нравственности?

Гюстав Доре. Отец, мне помощи уже не нужно.

Равнодушие людей не только наносит урон духовному развитию человека, оно часто становится опасным для окружающих, в особенности тех, которые просят о помощи. Безразличное отношение к жизни свидетельствует об абсолютном отсутствии у человека интереса к окружающей его действительности, крайне спокойном восприятии происходящих вокруг человеческих трагедий.

Проблема

В предложенном тексте Александр Иванович Куприн, русский классик конца 19 века, заставляет читателя задуматься о серьезнейших морально-нравственных категориях. Он поднимает проблему, которая не теряет своей актуальности до сих пор, – проблему человеческого равнодушия, «черствого благоразумия».

Комментарий

Проблему текста автор раскрывает на примере поведения семьи, которая среди зимней холодной ночи слышит чей-то призыв о помощи.

Люди, проживающие за крепкими заборами, закрытые на замки от нежданных гостей, не просто проявляют жестокое равнодушие по отношению к попавшему в беду, но и пытаются оправдать свое ужасающее безразличие, отказ в помощи заплутавшему человеку.

Обитателей дома волнует только спокойствие и безмятежность своей жизни, собственная безопасность. Герои один за другим пытаются объяснить, почему они не хотят помочь несчастному.

Отец отговаривается отсутствием ружья, дед говорит, что нормальный человек не станет гулять во время вьюги, мать претворяется, что вообще не слышит криков о помощи. Ребенок осторожно призывает взрослых помочь незнакомцу, но их действия учат малыша «не высовываться», радоваться тому, что у них все хорошо и они в безопасности. Сказка об особенных людях, которую рассказывает женщина, нацеливает ребенка на презрение к окружающим и уважение к себе.

Авторская позиция

После прочтения становится понятно, что люди проповедуют совершенно безнравственную, аморальную жизненную позицию. Автор старается напомнить читателю, что равнодушие, эгоизм, себялюбие – одни из самых ужасных грехов. Концовка находится за пределами текста, но вполне возможно, что человек, которому так безразлично отказали в помощи, погиб.

Своя позиция

Полностью поддерживаю позицию автора текста. Равнодушное отношение – причина множества несчастий, которых можно было не допустить.

И в наше время люди часто предпочитают притихнуть в квартирах, когда слышат душераздирающие крики о помощи за стенами своего жилища.

Об этом стоит напоминать людям, потому что  может случиться так, что когда-нибудь они сами окажутся в ситуации, когда окружающим будет безразлична их жизнь.

Аргумент №1

Многие русские писатели неустанно поднимают тему равнодушия и отзывчивости людей к судьбам других. В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» проблема раскрывается на примере образа княжны Марьи.

Девушка не устает помогать нищим странникам-аскетам, которые решили отказаться от привычных мирских благ во имя безоговорочного воспевания Христа. Она крайне отзывчива по отношению к ним, чем придает им силы идти дальше.

Хотя ничего особенного, кроме обычной еды и внимательного слушания, она им не дает. Всего лишь элементарное человеческое внимание способно сделать мир гармоничнее, а людей счастливее.

Аргумент №2

В рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» представлена история успешного предпринимателя, который главной ценностью собственного существования считает материальное благополучие. Чтобы как-то отметить  свое высокое положение, главный герой с женой и дочерью отправляется в путешествие на корабле.

Окружающие воспринимают его лишь как образец статуса и богатства, не видя его человеческих качеств. Когда герой внезапно прощается с жизнью, его семья оказывается лицом к лицу с безразличием людей, которым проще представить, что мертвого человека вообще нет на корабле, чем хоть как-то поддержать его близких.

Жизнь преподает герою урок высшей справедливости – за свое равнодушие Господин из Сан-Франциско получил безразличие в ответ.

Заключение

Равнодушие сродни омертвению души. Если оно поселилось в сердце человека, это плохо отразится на здоровье его внутреннего мира и эмоций. Нужно всеми силами искоренять безразличие в обществе, иначе оно приведет к скорой гибели человечества.

Стоит всегда помнить, что на месте оказавшихся в непростой жизненной ситуации может оказаться каждый из нас.

И если мы сейчас проявим отзывчивость и внимание к проблемам близких, доброта непременно вернется к нам в лице неравнодушных к нашему благополучию людей.

Равнодушие – болезнь нашего времени

«Худшее преступление, которое мы можем совершить по отношению к людям, – это не ненавидеть их, а относиться к ним равнодушно; в этом – суть бесчеловечности»Бернард Шоу

«Моя хата — с краю, ничего не знаю»; «Наше дело — сторона»; «Хоть трава не расти»; «Своя рубаха ближе к телу»… Такие поговорки сохранились со времен Киевской Руси, показывая, что равнодушие — очень древняя болезнь.

Русский писатель и драматург А.П. Чехов как-то сказал, что равнодушие — это паралич души и преждевременная смерть. Действительно, по миру ходят миллионы людей, которые, казалось бы, живые, но в то же время – мертвые. Мертвые по отношению к другим.

По причине равнодушия гибнут люди на улицах, оставаясь сутками лежать на обочинах дорог и на тротуарах. Эти люди могут быть не алкоголиками, не наркоманами, а просто теми, кому стало плохо.

Случай, который произошел с актрисой Натальей Негода, всколыхнул общество. Вот что пишет актриса: «В аптеке я упала в обморок. Очнулась от того, что меня трясли за плечо: «Женщина, вставайте! Мы закрываемся».

На протяжении всего дня никто не попытался помочь лежащей на полу аптеки Наталье, даже сам аптекарь-медик.

Делается страшно оттого, что всем все равно. Молодым все равно, потому что их так воспитали, взрослым — потому что хлебнули горя и стали апатичными. Многим всё — всё равно.

В основе равнодушия лежит, прежде всего, эгоизм. Но причиной равнодушия может стать также сребролюбие, гордость, карьеризм, чрезмерная любовь к наслаждениям, корысть, отсутствие любви.

Равнодушие хуже ненависти

Еще Бернард Шоу писал, что худшее преступление, которое мы можем совершить по отношению к людям, — это не ненавидеть их, а относиться к ним равнодушно. Если человек испытывает ненависть, то тот, кого он ненавидит, существует для него, то есть еще не все потеряно. Еще можно выяснить отношения, попытаться понять, как и что исправить, как повлиять на ситуацию.

Равнодушие к Богу

Можно быть равнодушным не только к людям, но и к Богу. Быть равнодушным – значит относиться к Богу так, словно Его нет.

Такие люди в Библии названы безумцами: «Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога» (Пс. 13:1). Однако Бог никогда не станет равнодушным к Своему творению. Он будет раз за разом стучаться в его сердце, давать много шансов, чтобы человек задумался о Творце и своем спасении.

Ведь нерадение о своем духовном состоянии может привести к печальным последствиям.Если человек не просвещает свой разум словом Божьим, не трудится над своим духовным возрастанием, он все больше погружается в пучину грехов, даже не осознавая этого. И именно поэтому в Библии сказано: «Хранящий заповедь хранит душу свою, а не радящий о путях своих – погибнет» (Пр. 19:16).

Работа над собой

Для того чтобы искоренить в себе равнодушие, надо знать и исполнять Золотое правило Библии: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними».

Хотелось бы вам остаться незамеченным на улице, когда вам неожиданно станет плохо? Или быть оставленным друзьями в трудную минуту? Следует чаще задумываться о том, что на месте другого можешь оказаться ты сам.

Если мы хотим видеть вокруг себя неравнодушных людей, то сами должны любить делом. Если еще не способны любить делом, то нужно любить людей хотя бы словом: говорить друг другу добрые слова.

У человека должно быть правило в общении, выраженное такими словами: «мне радостно радовать». Ведь, с каким чувством ты принимаешь участие в делах других людей, такое же чувство порождаешь в ответ. Делайте, что нужно и положено делать, и плюс еще чуть-чуть.

Нет ситуаций в жизни, в которых никак нельзя помочь человеку. Равнодушие — только отговорка для бездельников. Если в человеке есть сопереживание, то ему Бог даст совет, как помочь другому.

Равнодушные не войдут в Царство Небесное

Божья любовь отдала самое лучшее, что было на небе, за самое худшее, что было на земле. Иисус Христос умирал на кресте за грехи людей, а вокруг стояли равнодушные люди и просто смотрели на Его мучения. И сейчас многие так же реагируют на Его жертву. Вот почему равнодушные к Богу люди не войдут в Царство Небесное.

Равнодушный человек не получит спасение, потому что равнодушен к своему духовному состоянию и к Благой вести о спасении. Он также не может служить людям, жертвовать своими наслаждениями, любить, верить, сострадать. То есть своим равнодушием он нарушает Божьи заповеди.

Читайте также:  Эпоха возрождения кратко

И, напротив, неравнодушные к Богу люди сами возрастают духовно и распространяют Царствие Божие. Оно живет и движется любовью человека, постоянно готового пожертвовать своим удобством, счастьем, возможностями, только бы другим было хорошо.

Чтобы следовать библейской заповеди: «Не о себе только каждый заботься» (Флп. 2:4), надо задуматься о том, сколько раз мы задаем вопросы окружающим: «Чем могу помочь?»; «В чем нуждаешься?» Следуем ли мы примеру Иисуса Христа, Который помогал нуждающимся словом и делом?

Если человек осознает, как следовало бы поступить правильно, и не поступает так, то он грешит. Библия подчеркивает: «Кто разумеет делать добро и не делает, тому грех» (Иак. 4:17).

Пусть все, чтущие Бога, во всем уподобляясь Господу, будут людьми неравнодушными, использующими любую возможность послужить окружающим словом и делом.

Подготовил Алексей Перельман

Мудро сказано

  • Величайший грех человека – это не ненависть, а равнодушие к своим братьям.
  • Мать Тереза
  • Если ты равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь звания человека.
  • М. Саади
  • Наука изобрела лекарство от большинства наших болезней, но так и не нашла средства от самой ужасной из них – равнодушия.
  • Хелен Келлер

Не бойся врагов – в худшем случае они могут тебя убить. Не бойся друзей – в худшем случае они могут тебя предать.

Бойся равнодушных – они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существуют на земле предательство и убийство.

  1. Эберхард
  2. Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека.
  3. М. Горький
  4. Нравственное уродство – равнодушие к плохим поступкам и словам.
  5. Теофраст
  6. Равнодушие всегда было величайшим врагом нравственности.
  7. Альберт Швейцер

Наш образец Сочинение по направлению Равнодушие и отзывчивость

Равнодушие – это состояние человека, проявляющееся в безразличии, безучастности и холодности к чему-либо. На мой взгляд, равнодушие – одно из худших  душевных состояний, хуже даже ненависти, ибо безразличие  – признак не просто чёрствой, но мёртвой души.

Равнодушные люди не способны к сочувствию и сопереживанию, их «чувства добрые», говоря пушкинскими словами, невозможно пробудить.

Я согласна с мнением  Альберта Швейцера, так как  нравственный человек не может не сочувствовать горю или радости ближнего, а ведь нравственность – это совокупность душевных и духовных качеств, необходимых человеку в обществе.

О путях нравственного самоусовершенствования размышляет Л.Н.Толстой в романе-эпопее «Война и мир». Писатель считает: «Чтобы жить честно, надо рваться , путаться, биться, ошибаться. Начинать и бросать, и опять начинать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость».  Мне кажется, здесь «спокойствие» является синонимом равнодушия.

Именно такой спокойной и равнодушной показана Элен Курагина, типичная представительница «золотой молодёжи» начала ХIХ века. Она привыкла блистать  на балах, сражая всех своей «победительной красотой». Но кроме внешней привлекательности у Элен за душой  нет  ничего.

Поэтому она безразлична к переживаниям Пьера, ставшего её мужем, поэтому позволяет себе играть чувствами других людей (когда подсылает своего брата Анатоля к Наташе Ростовой, разрушая её жизнь),поэтому равнодушна и к судьбе Отечества (когда в день Бородинского сражения она находится на вечере в салоне Анны Павловны Шерер).

Элен, «никогда ничего не любившая кроме своего тела»,  в романе Толстого – воплощение зла и безнравственности, поэтому  и смерть её символична: «графиня Безухова умерла от страшного припадка angine pectorale», как пишет Толстой, то есть  от приступа грудной жабы, как называли тогда стенокардию, иначе сердечную недостаточность.

Она умерла  в те самые дни, когда решалась судьба России, и многие умирали за свою страну, о которой не думала Элен , но смерть не очистила ее в наших глазах, потому что умерла она аналогично тому, как жила: не думая ни о ком, кроме себя, запутавшись в бесконечномсвоем эгоизме, и смерть ее так же окружена ложью, как жизнь.

Причём такую фальшивую жизнь ведут многие из высшего света .

  Салонную Петербургскую жизнь автор «Войны и мира» показывает как формальное существование людей, равнодушных ко всему: «Все  совершали  приветствования  никому не известной,  никому не интересной и ненужной тётушки», гости в салоне Анны Павловны говорят «по привычке, как заведённые часы», сама хозяйка заводит «приличную разговорную машину». Этими подробностями Толстой показывает механистическую пошлую бездуховную жизнь людей, забывших о том , что «равнодушие – враг нравственности».

Однако среди русских дворян начала ХIХ века есть люди, знакомые со светскими условностями и этикетом, но сохранившие нравственность. Такими на страницах романа предстают все члены семьи Ростовых. Первому же изображению приёма у А.П.Шерер  толстой противопоставляет именины в доме Ростовых.

Здесь гостей радушно приветствует сам хозяин граф Илья Ростов, заинтересованно беседует с дамами хозяйка дома. Графиня Ростова искренне сочувствует своей подруге Друбецкой, участвуя в судьбе её сына Бориса и помогая деньгами, хотя сами Ростовы отнюдь не богаты.

Именно в такой семье выросла Наташа Ростова, одна из самых искренних и неравнодушных героинь романа Толстого. Эта в начале повествования «некрасивая, но живая девочка», искренняя, тонко чувствующая , открытая ко всему.

Она не может быть равнодушной к переживаниям своей подруги Сони, горько плачущей из-за Николая, и, не спрашивая ни о чём, плачет вместе с ней, а затем утешает и зовёт вместе петь.

Ей не безразлична судьба раненых, остающихся в Москве, захваченной французами, поэтому она предлагает отдать для них подводы, на которые было уложено последнее из её приданого. Она преданна в любви, ухаживая за смертельно раненным Андреем Болконским, и безутешна в своём горе после его смерти.

Но именно неравнодушие к чужому горю, сострадание горю материнскому, возвращает Наташу к жизни: она разделяет несчастье своей мамы после гибели Пети. В эпилоге мы видим Наташу женой Пьера Безухова.  Любимый и любящий муж, дети, дом – вот награда за честность, искренность, неравнодушие и благородство. Безусловно, Наташа Ростова – нравственный идеал Л.Н. Толстого.

Я считаю, что сохранить живую душу может только человек неравнодушный, отзывчивый, чуткий к другим.

Воспитание нравственности, конечно, труд нелёгкий и постоянный, во многом направляемый авторами любимых книг.

Один из моих любимых писателей, Максим Горький говорил: «Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека». Читая русскую классику, я убеждаюсь в правильности таких суждений.

Морозова Алина, 11-Г класс,

Академическая гимназия 56

Руководитель – И. Д. Плетцер

Проблема равнодушия и отзывчивости. Аргументы к сочинению

мы видим двух героев – Егора Полушкина и Фёдора Бурьянова. Показательно их отношение к природе родного края. Поставленный егерем, Бурьянов незаконно рубит лес себе на дом, безжалостно обдирает липу на лыко, за деньги водит людей на рыбалку и охоту в заповедный лес и на озеро. Он равнодушен абсолютно ко всему, кроме собственной выгоды. Но, как пишет Васильев, при этом герой – самый уважаемый человек в округе. Совсем другой Егор Полушкин: у него сердце щемит, когда туристы поджигают муравейник, мешающий отдыхать на природе, он горюет, что на деревообрабатывающий завод ушли почти все бескрайние раньше леса и не селятся больше на озере лебеди. Он не может работать «без сердца», просто ради денег, поэтому и не задерживается ни на одной работе подолгу, так как к любому делу подходит с душой, а не формально. Всё это, конечно же, не нравится начальству, которому нужен «срочный план». Став егерем вместо Бурьянова, Егор первым делом занимается облагораживаем и защитой родного леса. Так, он вырезает деревянные указатели в виде лесных зверушек, а вместо запретительных надписей вместе с сыном устанавливает щиты со стихами предупредительного характера, покупает на собственные деньги в Москве лебедей и привозит их на озеро. Защищая именно этих птиц, и погибает Егор от рук браконьеров, которых привёл в заповедник бывший лесничий Бурьянов, желающий отомстить Полушкину за своё потерянное «благополучие» и «всеобщее уважение».

Читайте также:  Стихи про армию известных поэтов для детей, школьников, взрослых: красивые стихотворения

   Давно потерявшим интерес к жизни, равнодушно взирающим на людей и события, представляется вначале

И хотя в продолжении произведения мы видим, как чувства Печорина ещё вспыхивают при мысли потерять единственную любовь своей жизни – Веру, это не опровергает его общего взгляда на жизнь – пустота, бессмысленность, всеобщее равнодушие.

Вспыхнувшие при прочтении прощального письма возлюбленной боль и отчаяние вскоре уступают место разочарованию, мыслям, что попытки сделать Веру счастливой бесплодны, так как он, Печорин, не способен на долгие чувства.

Лермонтов не зря называет Григория Александровича героем своего времени.

По мнению автора, эпоха, где умному, думающему человеку с собственными идеалами и идеями негде приложить свои силы, сделала героя таким апатичным, представляющим жизнь как картину, события которой не касаются его самого настолько, чтобы ранить, а тем более, чтобы заставить действовать, пытаться как-то изменить сложившуюся ситуацию.

   Равнодушен полковник из рассказа

такой блистательный, предупредительный, любящий и заботливый отец для Вареньки, в которую страстно влюблён главный герой произведения – Иван Васильевич, он безжалостен к солдату, подвергнутому страшному наказанию – битью шпицрутенами.

Полковника не в силах разжалобить стоны: «Помилуйте, братцы!» Он не позволяет ослабить наказание, но напротив, бьёт по лицу одного из солдат, не слишком сильно опустившего свою палку на спину наказуемого. Всё увиденное повергает в шок Ивана Васильевича, случайно ставшего свидетелей этой сцены.

Его буквально тошнит от ужаса, так как он не понимает, чем может быть вызвано подобное не просто равнодушное, но бесчеловечное отношение к людям. После этого главный герой принимает решение отказаться от какой бы то ни было карьеры, чтобы никогда в жизни никому, даже случайно, не причинить зла.

И из слов других героев мы узнаём, что всю жизнь он занимался помощью близким.

   Равнодушен Берг, зять семьи Ростовых,

Во время того как жители спешно покидают Москву, куда вот-вот должен вступить Наполеон, у Берга одно желание – подешевле купить дорогую мебель и прочие вещи, которые люди готовы отдать за бесценок. Он идёт в дом Ростовых просить лошадей и телегу, чтобы вывезти всё из города.

Перед своим тестем, графом Ростовым, Берг оправдывает себя тем, что этот подарок будет приятен дочери Ростова и его, Берга, жене – Верочке.

Каково же его удивление, когда он видит, как юная Наташа Ростова, кипя негодованием, буквально заставляет мать отдать подводы, приготовленные для перевозки вещей («приданого»), раненым солдатам, двигающимся после Бородинского сражения в тыл.

   Вообще, за редким исключением, высшее общество Петербурга и Москвы (эта, по словам Толстого, «великосветская чернь») показано писателем абсолютно безучастным к чему бы то ни было, кроме собственного благополучия.

Война для них – лишь возможность получить новые чины и награды, но никак не трагедия народа. Их ложный патриотизм комичен. Так, они отказываются говорить на французском языке, называя его языком «корсиканского чудовища», захватчика, тирана и убийцы – Наполеона.

Конечно, не таков Пьер Безухов, на собственные деньги снаряжающий целый полк, спасающий чужую девочку из горящего дома во время пожара в Москве и называющий себя её отцом, чтобы защитить от французских солдат.

Не равнодушен Андрей Болконский, отказывающийся от службы в чине адъютанта Кутузова при штабе и вместо этого становящийся полковым офицером, которого солдаты за заботу о них впоследствии ласково назовут «наш князь».

   Множество примеров равнодушия мы находим в произведениях А.П. Чехова. Так,  главный герой – хозяин ломбарда Иудин – совершенно безразличен к проблемам людей, приносящих ему вещи в последней надежде получить деньги. С притворной горечью рассуждая о социальной несправедливости, о скупости богатых и унизительном существовании бедняков, на которых высшим слоям общества наплевать, главный герой сам не стремится облегчить нелёгкую участь своих просителей. Ни одну вещь он не оценивает достойно, напротив, максимально снижает цену, говоря: «А то ведь и прогореть недолго».

   Другой герой Чехова

из бессребреника, врача, мечтающего помогать людям, постепенно превращается в человека, апатичного к любым проявлениям жизни – любви, природе, дружбе. Лишь одна страсть волнует его сердце – это деньги.

   Похожего героя мы находим в ещё одном 

всю жизнь мечтал об одном – купить поместье и разводить там крыжовник. Ко всему, кроме жизни барином и разведения крыжовника, герой был безучастен. Своей мечте он посвятил все силы, от жадности даже жену в могилу свёл.

Чехов показывает, как жалка жизнь героя, стремится донести до читателя, что равнодушие ко всему, кроме собственного благополучия и спокойствия, губительно для души человека. Чехов словами рассказчика обращается к читателям с призывом не быть равнодушными к проблемам других людей.

Используя образ человека с молоточком, который должен стоять за дверью у каждого счастливого и благополучного человека и стуком напоминать ему о том, что на свете есть те, кто нуждается в помощи, писатель восклицает: «Делайте добро!»

говорится о том, как люди отказываются выйти в глухую морозную ночь на крики, раздающиеся вдалеке. Это крики о помощи. Герои оправдывают себя тем, что испортилось ружьё, что это не их дело, да и вообще: кто будет ходить по лесу в метель. Они благодарят Бога за то, что заборы у них высокие, а во дворе злые собаки… Все они воплощение «чёрствого благоразумия».

   Совсем другого героя мы встречаем на страницах 

помогает семье Мерцаловых, оказавшейся в ужасающих условиях: отец в бесплодных поисках работы, смерть старшей дочери, тяжёлая болезнь младшей девочки.

Всех их ожидает гибель от голода или, в лучшем случае, – приют для бездомных.

Доктор помогает Мерцаловым, даже не называя себя, а на просьбу главы семейства сказать своё имя, чтобы дети могли помолиться за доброго человека, лишь машет рукой, отправляет его к семье и просит никогда не отчаиваться.

   Не остался безучастным к чужому горю и герой 

Андрей Соколов, переживший фашистский плен, потерявший во время войны всю семью, не очерствел. Его сердце ещё готово любить, поэтому он берёт на себя ответственность и берёт на воспитание мальчика-сироту Ванюшу.

рассказывается история шестнадцатилетнего Холдена Колфилда. Его главная проблема состоит в том, что он отказывается признавать равнодушие мира взрослых, которых волнует лишь материальная стабильность и собственное благополучие.

Лицемерие, обман, абсолютная безучастность ко всему, что не касается лично их, – таким представляется подростку мир взрослых. Отсюда и его постоянный конфликт с родителями и учителями. Герой ищет в мире любовь, искренность, добро, но видит это только в детях.

Причём в детях маленьких, именно поэтому его заветное желание – ловить детей, чтобы они не свалились в пропасть. «Над пропастью во ржи» – это метафора равнодушного мира взрослых.

Стремление ловить детей – это желание уберечь душу ребёнка от разрушающего эгоизма, чопорности, насилия, обмана взрослой жизни.

рассказывает историю Николая – владельца небольшой гостиницы. Но Николаем его уже почти никто не называет. Его прозвали как библейского персонажа – Ноем, а его гостиницу – Ковчегом.

Это произошло потому, что мужчина не стремится обогатиться за счёт туристов, напротив, часто бесплатно предоставляет жильё людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации. Трое из таких людей живут в гостинице уже долгое время и стали семьёй для Николая и его жены.

Именно неравнодушие главного героя, его доброта и милосердие к другим помогают герою в беде. Отцу Николая требуется дорогостоящая операция, но денег на неё нет. Выход – продать гостиницу, но тогда герой уже не сможет помогать нуждающимся, предоставляя им кров и пищу.

И здесь на помощь приходят разные люди, которых когда-то Николай поддержал. Они собирают нужную на операцию сумму денег, чтобы «Ковчег» и дальше мог служить пристанищем тем, кто в этом остро нуждается.

Равнодушие и отзывчивость

  • Равнодушие и отзывчивость
  • Определение понятий:
  • Равнодушие – безразличный, безучастный, пассивный, лишенный интереса ко всему окружающему, холодно спокойный.
  • Отзывчивость –  положительное духовно-нравственное качество личности, проявляющееся как склонность помогать нуждающимся, видеть нужду, бескорыстие, щедрость, великодушие, умение прощать, терпимость.
  • Синонимы для слова “Равнодушие”:
  • Бесстрастие, безразличность, безучастие, холод, бесстрастность, хладнокровие, безразличие, бесчувственность, жестокость.
  • Синонимы для слова “Отзывчивость”:
  • Душевность, сердечность, чуткость, участливость, внимательность, доброта, человечность, сострадательность, добродушие.
  • Пояснение к темам
Читайте также:  Краткий анализ романа "доктор живаго"

Тема равнодушия и отзывчивости как качеств человека – одна из основных в мировой литературе.

Сложно найти произведение, в котором бы в той или иной мере, в той или иной форме не раскрывалась бы эта вечная нравственная проблема. Литераторы обращали внимание на равнодушное отношение к близким, родным людям и просто к тем, кто находится рядом, к жизни в целом, к своему профессиональному долгу. Писатели рассуждали о причинах возникновения такого качества.

Наряду с героями с черствой душой в литературе немало примеров самоотверженных, честных, добрых персонажей, способных жертвовать собой ради других.

Жизнь сложна и многогранна, и порой сложно дать однозначную оценку поступкам людей, непросто объяснить мотивы их поведения, понять, абсолютно ли равнодушен человек или способен быть отзывчивым и сострадательным. Над этими непростыми жизненными вопросами и предстоит поразмышлять выпускникам при написании сочинения.

  1. В качестве опоры в своих рассуждениях можно обратиться к следующим произведениям:
  2. 1)В.Астафьев «Людочка»
  3. 2) И.Гончаров «Обломов»
  4. 3) Л.Толстой «После бала»
  5. 4) В Распутин «Уроки французского»
  6. 5) А.Куприн «Чудесный доктор»
  7. 6) Ф Достоевский «Преступление и наказание» (поведение Разумихина)
  8. 7) В.Шукшин «Чудик»
  9. 8) А.Платонов «Юшка»
  10. Список цитат, на которые можно опираться при написании итогового сочинения по литературе по направлению “Равнодушие и отзывчивость”.
  • Худший грех по отношению к ближнему не ненависть, а равнодушие; вот истинно вершина бесчеловечности. (Бернард Шоу)
  • Сочувствие — это равнодушие в превосходной степени. (Дон-Аминадо)
  • Как тягостно равнодушие к самому себе! (А.В. Суворов)
  • Я всегда полагаю и буду так полагать и впредь, что безразличие к несправедливости есть предательство и подлость. (О. Мирабо)
  • Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека. (Максим Горький)
  • Говорят, что философы и истинные мудрецы равнодушны.. Неправда, равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть. (А.П. Чехов)
  • Когда человек настолько уязвлен, что не в силах проявить великодушия, в эти минуты он особенно нуждается в сочувствии и поддержке.
  • Ты любишь всех, а любить всех — значит не любить никого. Тебе все одинакого безразличны. (О. Уайльд)
  • Не сочувствуй самому себе. Самим себе сочувствуют только примитивные люди. (Х. Мураками)
  • Там, где умеренность — ошибка, там равнодушие — преступление. (Г. Лихтенберг)
  • Равнодушие к живописи — явление всеобщее и непреходящее. (Ван Гог)
  • Принимать близко к сердцу радости и горести Отечества способен лишь тот, кто не может пройти равнодушно мимо радостей и горестей отдельного человека. (В. А. Сухомлинский)
  • Нет опаснее человека, которому чуждо человеческое, который равнодушен к судьбам родной страны, к судьбам ближнего. (М.Е. Салтыков-Щедрин)
  • Неблагодарный сын хуже чужого: это преступник, так как сын не имеет права быть равнодушным к матери. (Ги де Мопассан)
  • Холодность — следствие не только трезвой убежденности в своей правоте, но и беспринципного безразличия к истине. (Ч. Лэм)
  • Один очень талантливый писатель в ответ на мою жалобу на то, что я не нахожу сочувствия у критики, мудро ответил мне: «У вас есть существенный недостаток, который закроет перед вами все двери: вы и двух минут не можете поговорить с дураком, не дав ему понять, что он дурак». (Э. Золя)
  • Терпимость неизбежно ведет к равнодушию. (Д. Дидро)
  • Подростки, конечно, существа эмоционально нежные и в высшей степени ранимые, однако с сочувствием у них не очень. Это приходит позже, если вообще приходит. (С. Кинг)
  • Орлиный взгляд страстей проникает в туманную пропасть грядущего, равнодушие же слепо и тупо от рождения. (К. А. Гельвеций)
  • Легко скрывать ненависть, трудно — любовь, а всего труднее — равнодушие. (К.Л. Бёрне)Равнодушие — тяжкая болезнь души. (А. де Токвиль)
  • Самый непростительный грех по отношению к ближнему своему — это не ненависть, а равнодушие. Равнодушие — сущность бесчеловечности. (Дж. Б. Шоу)
  • Эгоизм — это первопричина рака души. (В. А. Сухомлинский)
  • Эгоизм семейный жесточе эгоизма личного. Человек, который устыдится пожертвовать благами другого для себя одного, считает своей обязанностью пользоваться несчастьем, нуждою людей для блага семьи. (Л.Н. Толстой)
  • Не бойся врагов — в худшем случае они могут тебя убить.Не бойся друзей — в худшем случае они могут тебя предать.Бойся равнодушных — они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство. (Б. Ясенский)
  • Равнодушие — есть наивысшая жестокость. (М. Уилсон)
  • Спокойствие — сильней эмоций.
  • Молчание — громче крика.
  • Равнодушие — страшней войны. (М. Лютер)
  • В пути нужен спутник, в жизни — сочувствие. (пословица)
  • Залог семейного счастья в доброте, откровенности, отзывчивости… (Э. Золя)
  • Встать на путь диалога — гораздо более эффективно и разумно, чем пытаться доказывать, каким эгоистичным или отзывчивым может быть каждый. (Х. Букай)
  • Отзывчивость ближних — это зачастую лучший психолог или психиатр. (Л. Виилма)
  • Жизнь многому учит, но только не такту, не отзывчивости, не умению помочь человеку в трудную минуту. (И. Шоу)
  • Больше всего в женщинах ценю застенчивость. Это красиво. Основа женственности не внешность, а повышенное чувство стыда и сочувствие окружающим. (Ф. А. Искандер)
  • Коль горе чужое тебя не заставит страдать,Возможно ль тебя человеком тогда называть? (Саади)
  • Чем более живешь, тем более убеждаешься в том, что возбудить к себе сочувствие — есть редкость и счастье — и что должно этим счастьем дорожить. (И.С. Тургенев)
  • Кто обрел способность искренне сочувствовать людскому горю, хотя бы в одном-единственном случае, тот, получив чудодейственный урок, научился понимать всякое несчастье, как бы на первый взгляд странно или безрассудно оно ни проявлялось. (С. Цвейг)
  • Настоящая помощь всегда приходит от того, кто сильнее тебя и кого ты уважаешь. И сочувствие таких людей особенно действенно… (Ф. С. Фицджеральд)
  • Одного сочувствия недостаточно. Поступки говорят громче слов. (Н. Вуйчич)Чрезмерное сочувствие часто становится преградой.
  • Сочувствие во время несчастья подобно дождю во время засухи. (индийская пословица)
  • Ведь надобно же, чтоб у всякого человека было хоть одно такое место, где бы и его пожалели! (Ф. М. Достоевский)
  • Не сочувствуй слишком людям, которые несчастны. Если кто-то несчастен, помоги, но не сочувствуй. Не внушай ему идею, что страдание — это что-то стоящее. (Ошо)
  • Она сказала в том смысле, что, когда умирает любимое животное, человек остаётся один со своим горем, никто сильно не сочувствует. Когда умирает близкий человек, тогда все понимают, и кто искренне, кто формально, а кто за компанию, но все понимают и сочувствуют. А вот умер кот, говорила она, и одиночество страшно обнажилось. (Е.В. Гришковец)

Темы сочинений:

Согласны ли Вы с утверждением Б.Шоу: «Худший грех по отношению к ближнему не ненависть, а равнодушие; вот истинно вершина бесчеловечности»?

Как вы понимаете слова А.В. Суворова: «Как тягостно равнодушие к самому себе!»?

  • Чем опасно равнодушие?
  • Может ли отзывчивость принести разочарование?
  • Что значит быть отзывчивым?
  •  Может ли равнодушие ранить человека?
  • Нужно ли учиться сочувствию?
  •   Как связаны понятия «равнодушие» и «эгоизм»?
  • Как Вы понимаете пословицу: «В пути нужен спутник, в жизни – сочувствие»?
  •   Когда отзывчивость может навредить?
  •  Как можно объяснить нежелание человека тратить душевные силы на чужую жизнь?
  •  Важно ли уметь прощать?
  •  Вы согласны с тем, что равнодушие «разъедает душу» человека?
  •  Какие жизненные уроки помогают развить в себе чувство сострадания?

Как Вы понимаете высказывание А.П. Чехова: «Равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть».

 Как связано равнодушие к отдельно взятому человеку с равнодушием к Родине?

  Согласны ли Вы с утверждением Ги де Мопассана: «Неблагодарный сын хуже чужого: это преступник, так как сын не имеет права быть равнодушным к матери»?

 Согласны ли Вы с утверждением Б. Ясинского: «Бойся равнодушных — они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство»? 

Почему, по вашему мнению, поступки говорят громче слов?

Ссылка на основную публикацию