Валентин берестов: стихи: читать стихотворения поэта валентина дмитриевича берестова

Стихотворения Валентина Берестова

Даты жизни: 1 апреля 1928 — 15 апреля 1998

В далёком трудном военном году на улице Самарканда знаменитый поэт Корней Чуковский повстречал никому неизвестного мальчика. Мальчик писал стихи и почти умирал от голода. Корней Иванович был человеком очень чутким к чужой беде. Он помог мальчику. Что же касается стихов, то они привели старого писателя в восторг.

Мальчика звали Валя Берестов. Благодаря Чуковскому его стихи стали появляться на страницах журналов и газет. О нём начали говорить. Лучшие детские писатели страны — Самуил Маршак, Алексей Толстой, Агния Барто, Сергей Михалков, Борис Заходер — дарили молодого поэта своей дружбой.

Тут бы самое время поступить в Литературный институт. Как бы не так! Берестов становится учёным-археологом. И понятно почему: археологические раскопки сулят больше неожиданных открытий, чем литературное ремесло. А Берестов — человек открытия. Но оказалось, что наука и искусство прекрасно уживаются в его душе.

От открытия к открытию складывается биография замечательного русского поэта Валентина Дмитриевича Берестова.

Родилась дочь Марина — он открыл в себе прекрасного детского писателя.

Открывая для себя новые страны, поэт в стихах делится своими открытиями с читателями.

И так всю жизнь: поиски – находки — открытия. Порою совсем неожиданные.

В серии передач «В нашу гавань заходили корабли» Валентин Берестов открыл в себе два новых дара — композитора и певца, исполнителя собственных песен.

Такой вот он удивительный человек.

Ирина ТОКМАКОВА

На сайте опубликовано стихотворение Валентина Берестова «Нофелет», «Новогоднее происшествие».

Стихотворения Валентина Берестова

из «Мурзилки» № 5, 1999 года:

Чайки

Чайки, чайки! Где ваш дом?

Чайки, чайки, где ваш дом?

На земле? На волне?

Или в синей вышине?

— Ну, конечно, на земле!

На земле рождаемся.

Ну, конечно, на волне!

На волне качаемся.

Ну, конечно, в вышине!

В вышине летаем.

Край земли, волну и небо

Домом мы считаем!

Богатыри

На лбу бывали шишки,

Под глазом — фонари.

Уж если мы — мальчишки,

То мы — богатыри.

Царапины. Занозы.

Нам страшен только йод!

(Тут, не стесняясь, слёзы

Сам полководец льёт.)

Пусть голова в зелёнке

И в пластырях нога.

Но есть ещё силёнки.

Чтоб разгромить врага.

Упрямые.

С утра мы

Опять на бой,

в дозор! …

От тех сражений шрамы

Остались до сих пор.

Я не на палке. На коне!Высокий дух кипит во мне.Забыты камни и рогатки.Сверкают сабли в честной схватке.С тех пор как сел я на коня.Честь — вот что важно для меня.Я перерос возню и драку.Я— рыцарь. Я скачу в атаку.

Куча мала

Вдруг на кого-то причуда нашла:— Куча мала!Бой! Нападение из-за угла!Куча мала!Валим и валимся. Ну и дела!Куча мала!Наземь повержены наши тела.Куча мала!Ни у кого ни обиды, ни зла.Куча мала!Всех примирила, от драки спаслаКуча мала.

Рис. Г. МАКАВЕЕВОЙ

Дата добавления: 13.10.2018 00:01:49 ответить

Источник: https://murzilka.org/izba-chitalnya/stikhi-i-rasskazy/valentin-berestov/

Валентин Берестов. Стихи для детей

Стихи, сказки для детей, о детстве, о детях.

Валентин Берестов

Когда-то русский поэт Николай Гумилев своим ученикам говорил: «Для поэта самое важное – сохранить способность видеть мир преображенным, до самой старости нужно иметь детское сердце. У поэта должно быть счастливое детство, так как эта самая важная часть жизни». Конечно, не каждому выпадает такая судьба, но вот поэту Валентину Дмитриевичу Берестову повезло.

Родился поэт в семье учителя, а по образованию он сам археолог. Любовь к чтению у мальчишки развилась рано, и уже подростком стал что-то сочинять Берестов, стихи для детей у него получались лучше всего. Корней Чуковский сказал тогда о нем: «Этот 14-летний парнишка обладает великим талантом, которым он может удивить многих знатоков».

Берестова стихи для детей впервые были опубликованы в книге «Про машину», которая вышла в 1957 году. Затем читатели смогли познакомиться с другими стихотворениями для малышей:«Улыбка», «Картинки в лужах» и «Веселое лето»:Ходят ножки босикомПо дорожке прямиком.Стало сухо и тепло.

Лето, лето к нам пришло!Анна Ахматова, с которой поэт познакомился еще в детстве в эвакуационном Ташкенте, так говорила Берестову: «Стихи для детей и юмористические произведения у тебя получаются превосходно. Отнесись к ним серьезно, так писать никто не умеет».

А поэт Наум Коржавин тоже охарактеризовывал Валентина Берестова, прежде всего, как веселого лирического поэта. Даже, если обратить внимание на заголовки его произведений, сразу заметно, что сочинял Берестов стихи для детей с позитивными мыслями и юмором.

Вот некоторые из них – «Определение счастья», «Первый листопад», «Как найти дорожку», «Пятая нога» и «Заяц-барабанщик»:За уши зайцаНесут к барабану.Заяц ворчит: —Барабанить не стану!Нет настроения.Нет обстановки.Нет подготовки.Не вижу морковки.

Какие бы веселые или серьезные не создавал Берестов стихи для детей, на его творчество огромный отпечаток наложила пушкинская поэзия. Валентин Дмитриевич стремился понять, почему детская поэзия Александра Сергеевича так прекрасна и волшебна.

Учась на археолога, Берестов никогда не собирался стать детским поэтом, стал он им по вине взрослых, так как они плохо воспринимали поэтическую гармонию, ритм и лад. Берестов стихи для детей собирал из лучей света, паутинок и травинок.

По его мнению, только малыши могли понять его поэтический мир, поэтому можно смело заявить, что дети открыли Валентина Дмитриевича для русской поэзии. Поэзия Берестова помогала малышам познавать мир, делать добрые поступки и наталкивала на желание учиться. Вспомним его стихотворение «Устный счет»:Числа сходятся где-то во тьме,И глаза начинают светиться,И кругом только умные лица,Потому что считаем в уме.

В последние годы своей жизни поэт выпускал детские сказки вместе с женой, которая была по профессии художник-архитектор. Несомненно, и многие другие детские поэты и писатели получили путевку в жизнь и сделали первые шаги в литературе благодаря Берестову, стихи для детей которого сегодня имеются у каждого ребенка в библиотеке.

Кошкин щенок Был у кошки сын приёмный – Не котёнок, а щенок, Очень милый, очень скромный, Очень ласковый сынок. Без воды и без мочала Кошка сына умывала; Вместо губки, вместо мыла Язычком сыночка мыла. Быстро лижет язычок Шею, спинку и бочок. Кошка-мать – животное Очень чистоплотное. Но подрос Сынок приёмный, И теперь он пёс огромный. Бедной маме не под силу Мыть лохматого верзилу. На громадные бока Не хватает языка. Чтобы вымыть шею сыну, Надо влезть ему на спину. – Ох, – вздохнула кошка-мать, – Трудно сына умывать! Сам плескайся, сам купайся, Сам без мамы умывайся. Сын купается в реке. Мама дремлет на песке.

Песня лягушек

У нас глазища, как алмазы, А кожа цвета изумруда. И мы рождаемся три раза, А это, братцы, просто чудо. Икринка малая в комочке, И головастик в резвой стайке, И вот лягушечка на кочке Сидит иль скачет по лужайке. Вмёрзла в лёд – и вновь жива.

Вот лягушка какова! Мы дышим жабрами, как рыбы. Мы дышим лёгкими, как люди. Как птицы, мы летать могли бы. Но лучше петь, как птицы, будем! Конечно, неплохие трели Порой выводят птицы эти! Зато мы первыми запели, Когда их не было на свете.

Лет мильон, а может, два Слышал мир одно «ква-ква!» Мы и на суше рекордсменки И в кажой луже чемпионки. У нас прыгучие коленки, У нас на лапках перепонки. Конечно, мы холодноваты, Но наши песни так напевны.

Мы в ваших баснях глуповаты, Но в ваших сказках мы – царевны! Стань царицею – ква-ква!

Царствуй силой волшебства!

Урок листопада «А дальше, ребята, урок листопада. Поэтому в класс возвращаться не надо. Звонок прозвенит, одевайтесь скорей И ждите меня возле школьных дверей!» И парами, парами следом за нею, За милой учительницею своею Торжественно мы покидаем село. А в лужи с лужаек листвы намело! «Глядите! На ёлочках тёмных в подлеске Кленовые звёзды горят, как подвески Нагнитесь за самым красивым листом В прожилках малиновых на золотом. Запомните все, как земля засыпает, А ветер листвою её засыпает». А в роще кленовой светлей и светлей. Всё новые листья слетают с ветвей. Играем и носимся под листопадом С печальной, задумчивой женщиной рядом.

Светлячок

У меня в руках мохнатый червячок. Он везёт зеленоватый огонёк. И зовут его ребята – светлячок. Так свети же ярче, маленький! Свети! Жаль, что в детстве не пришлось тебя найти! Я сказал бы: «Это мой светлячок!» Я бы взял тебя домой, светлячок. Положил бы я тебя в коробок, И уснуть бы я от радости не мог.

Потому ль я не нашёл тебя, что мать Слишком вовремя укладывала спать? Потому ли, что трусливым в детстве был И по лесу вечерами не бродил? Нет, бродил я, злым волшебникам назло. Очевидно, мне тогда не повезло. А потом пришёл пылающий июль. Грохот взрывов. Блеск трассирующих пуль. Покидая затемнённый городок, Потянулись эшелоны на восток.

Потерял я детство где-то на пути… Так свети же ярче, маленький! Свети!

Прятки

Снова, как и много лет назад, Захожу в знакомый двор и в сад. Двор пустой. И никого в саду. Как же я товарищей найду? Никого… А всё же кто-то есть. Пусто… Но они должны быть здесь.

Раз-два-три-четыре-пять, Я иду искать! Я от глаз ладони оторву. Эй, ребята! Кто упал в траву? Кто в сарае? Кто за тем углом? Кто там за берёзовым стволом? …Я не верю в опустевший двор.

Читайте также:  Уроки Мармеладова в романе Достоевского «Преступление и наказание»

Я играю с вами до сих пор.

Конь

Я для дочери моей Самый лучший из коней. Я умею громко ржать и цокать звонко. И верхом, верхом, верхом На коне своём лихом Так и носится наездница-девчонка. А наутро нет коня. Он уходит на полдня, Притворяется сердитым, Деловитым, Но мечтает об одном: Стать бы снова скакуном И, дрожа от нетерпенья, бьёт копытом.

Урок рисования

Учитель положил на стол морковку. Раскрыл альбом прилежный ученик. “Вон тот бочок в тени. Дадим штриховку. А этот на свету. Положим блик”. Малыш трудился, не жалея сил, Штриховку на морковку наносил. И все ж явились рядышком с морковкой Два зайца, пароход, солдат с винтовкой.

Устный счет

Ну-ка, в сторону карандаши! Ни костяшек. Ни ручек. Ни мела. Устный счет! Мы творим это дело Только силой ума и души. Цифры сходятся где-то во тьме, И глаза начинают светиться, И кругом только умные лица. Потому что считаем в уме!

Треугольник

В старших классах каждый школьник Изучает треугольник. Три каких-то уголка, А работы – на века.

Три дороги

Приходил я в первый класс По одной их трех дорог. Приходилось каждый раз Выбирать одну их трех. Первая из них была Длинной улицей села. Там из окон, из ворот Все поглядывал народ. Я товарищей встречал, Различал их за квартал, То кого-то поджидал, То кого-то догонял.

А вторая за мостом Потаенною тропой Вьется в ельнике густом. Птиц послушай. Песню спой. Посиди чуть-чуть на пне Сам с собой наедине. Третья тропка коротка. Три минуты до звонка. Мчишься, голову сломя, Между первыми двумя.

Скрижаль познанья – классная доска

И целых десять лет по той скрижали Рисунки, цифры и слова бежали. И чья-нибудь стирала их рука. Налево – окна чуть не во всю стену, Направо дверь, как будто вход на сцену. А позади? Но ты гляди вперед. Не вздумай оглянуться – попадет!

Бабушка Катя

Вижу, бабушка Катя Стоит у кровати. Из деревни приехала Бабушка Катя. Маме узел с гостинцем Она подает. Мне тихонько Сушеную грушу сует. Приказала отцу моему, Как ребенку: “Ты уж, деточка, сам Распряги лошаденку!” И с почтеньем спросила, Склонясь надо мной: “Не желаешь ли сказочку, Батюшка мой?”

Уроки

Учил уроки. Повторял уроки. Уроки сделав, на уроки мчал. Как слушал я уроки на уроке! Как у доски уроки отвечал! А заслужив укоры иль упреки, Я тут же извлекал из них уроки. За педагогом следовал я взглядом. Меня не отвлекало ничего. А кто тогда сидел за партой рядом, Пусть он простит, не слышал я его.

Ученье… Человеком правят страсти, А я у этой страсти был во власти. В любом из нас сидит школяр-невольник, Боящийся, что вызовут к доске. В любом из нас живет веселый школьник, Чертящий теоремы на песке. За школьный дух без примеси школярства, Как за коня, готов отдать полцарства.

В магазине игрушек

Друзей не покупают, Друзей не продают. Друзей находят люди, А также создают. И только у нас, В магазине игрушек, Огромнейший выбор Друзей и подружек.

Заяц-барабанщик

За уши зайца Несут к барабану. Заяц ворчит: — Барабанить не стану! Нет настроения. Нет обстановки. Нет подготовки. Не вижу морковки.

Петушки

Петушки распетушились, Но подраться не решились. Если очень петушиться, Можно пёрышек лишиться. Если пёрышек лишиться, Нечем будет петушиться.

Весенняя сказка

Дружно Ударились Рыбы Об лёд, И на реке Начался Ледоход.

Гололедица

Не идётся и не едется, Потому что гололедица. Но зато Отлично падается! Почему ж никто Не радуется?

Коза

В дверь вошло животное До того голодное: Съело веник и метлу, Съело коврик на полу, Занавеску на окне И картину на стене, Со стола слизнуло справку, И опять пошло на травку.

Песочница

Посреди двора — гора На горе идёт игра. Прибегайте на часок, Залезайте на песок: Чистый, жёлтый и сырой Хочешь — рой, А хочешь — строй, Хочешь — куклам испеки Золотые пирожки. Приходите к нам, ребята Не забудьте взять лопаты Экскаваторы, совки, Вёдра и грузовики. Тут и крики, тут и смех И работа есть у всех.

Читалочка

Как хорошо уметь читать! Не надо к маме приставать, Не надо к бабушке идти: – Прочти, пожалуйста! Прочти! Не надо умолять сестрицу: – Ну, почитай еще страницу! Не надо звать. Не надо ждать. А можно взять И почитать!

Он руку над партою тянет и тянет

Он руку над партою тянет и тянет.

Неужто никто на него и не взглянет? Он – весь нетерпенье: “Спросите меня!” Как будто, загнав по дороге коня, Сюда он примчался со срочным пакетом, Со срочным пакетом и точным ответом.

Не нужно отметок в журнал и в дневник, Довольно того, что он в тайну проник, Что чудо свершилось, задача решилась… Спросите, пожалуйста! Сделайте милость!

Где право, где лево

Стоял ученик на развилке дорог. Где право, где лево, понять он не мог. Но вдруг ученик в голове почесал Той самой рукою, которой писал. И мячик кидал, и страницы листал. И ложку держал, и полы подметал. “Победа!” – раздался ликующий крик. Где право, где лево, узнал ученик.

Третья попытка

Ты не сразу бросаешь арену И не сразу подводишь черту. Три попытки даются спортсмену Для того, чтобы взять высоту. Неудача, но ты не в убытке: Снова близок решающий миг. Ты готовишься к третьей попытке, Наблюдая попытки других. Разбежался. Взлетел. И – готово! …

Возвещая о новой борьбе, Выше ставится планка, и снова Три попытки даются тебе. А не вышло (попытка – не пытка), Стиснув зубы, готовься и жди. И выходит, что третья попытка Остается всегда впереди.

Файл для скачивания Произведения Валентина Берестова 136 КВ (Стихи о детях, «Наказание», «Мысли не пахнут», «Веселое лето», «Светлые силы», «Атавизм», «Алло, Парнас!», «Ох, уж эти влюбленные!»)

Copyright © 2015 Любовь безусловная

Источник: http://lubovbezusl.ucoz.ru/publ/stikhi/detstvo/valentin_berestov_stikhi_dlja_detej/50-1-0-1229

Стихи Берестова для детей читать онлайн бесплатно

Пожилой человек смотрит с черной-белой фотографии. Добрый взгляд из-под массивных очков. Неизменная улыбка. С его творчеством мы знакомимся задолго до того, как научаемся складывать буквы в слова.

Потому что стихи Берестова для детей давно стали классикой.

Не только родители, но и бабушки и дедушки сегодняшних малышей с теплотой вспоминают эти стихотворения, как кусочек своего беззаботно-радостного детства.

Валентин Дмитриевич Берестов – замечательный поэт. Вряд ли можно назвать этого человека рупором эпохи. Его имя не связано с рейтингами и скандалами, гонениями и интригами. Зато стихи Валентина Берестова наполнены теплом и любовью, домашним уютом и радостью.

Родом из детства

Валентин Берестов родился в 1928 году в небольшом городке Мещовске Калужской области. Он очень рано научился читать и с детства полюбил чтение. Первые стихи Валентин написал, когда ему было восемь лет. Однако, среди мальчишек того времени считалось не престижным быть поэтом. Мальчик писал стихи, но особо не афишировал свои способности.

Во время войны Валентин с мамой были эвакуированы в Ташкент. В этом городе юному поэту довелось познакомиться с Надеждой Мандельштам и Анной Ахматовой. Здесь же Валентин представил свои стихи Корнею Чуковскому. Чуковский был очарован поэзией мальчика. Эта встреча стала началом творческой биографии Берестова.

Не только стихи

Валентин Дмитриевич в то время иначе распорядился своим дарованием. Он поступил в Московский Государственный Университет на исторический факультет и десять лет жизни посвятил истории, археологии, этнографии.

Для детей и их родителей

Первый сборник стихов для детей Валентина Берестова увидел свет в 1957 году. Он назывался «Про машину». Затем были сборники «Картинки в лужах», «Веселое лето», «Улыбка» и еще множество книг, на которых воспитывались три поколения детворы.

Современные дети, как и их мамы и папы, открывая букварь, именно от Валентина Берестова узнают, как же это все-таки хорошо – уметь читать! Стихи Берестова для детей не громкие и пафосные, а добрые и нежные. Они ведут ребенка в мир игры и сказки, но между прочим, исподволь, знакомят с серьезным, невыдуманным миром взрослых. А стихи, обращенные к родителям, помогают им не забывать своё детство.

Безусловно, стихи Валентина Берестова стоят того, чтобы познакомиться с ними. И не важно, сколько вам лет, четыре, четырнадцать, двадцать или сорок. Чтение доставит вам огромное удовольствие!

Источник: http://www.hobobo.ru/stihi/stihi-berestova/

Стихи

Алфавитный указатель стихотворений →

Читайте также:  Сенека - как приобретать друзей: читать стих, текст стихотворения поэта классика

Лирика

• В извечной смене поколений. Стихи сороковых
• Отплытие. 1950-1957
• Дикий голубь. 1958–1968
• Семейная фотография. 1967-1971
• Три дороги. 1972-1977
• Ракитов куст. 1978-1984
• Подземный переход. 1985-1998
• Из Мориса Карема

Стихи для детей

Магазин игрушек

От составителя

Взрослые напрочь забывают и логику, и ценностную матрицу детства, в их памяти остаются лишь разрозненные и не связанные общей логикой картинки.

Своими не детскими стихами о детстве Берестов подарил русскому читателю свое детство и тем вернул его собственное.

И он же, как подметил учившийся у ВД поэт Михаил Яснов, первым из русских детских поэтов стал говорить с ребенком на равных, как взрослый со взрослым.

Всё дело в том, что он не был поэтом только взрослым, или только детским. Как слово дитя в русском языке – слово общего рода, так и Валентин Дмитриевич был поэтом рода общего, человеческого. На равных он говорил и мировой культурой, и с мировой историей (а те, – представьте себе! – ему отвечали. Иногда строкой или неожиданным подарком, но чаще им же и предсказанным событием).

Мы лишь начинаем путь к пониманию, чем обязаны Берестову.

Впрочем, это еще Маршак, один из его учителей, сформулировал:

Мы принимаем то, что получаем, За медную монету, а потом Порою поздно пробу различаем

На ободке чеканно-золотом.

При составлении избранной лирики и корпуса собственно детских стихов неоценимую помощь мне оказала московский библиограф Вера Семенова, которая уже много лет занимается составлением полного каталога собрания сочинений Берестова.

Перед читателем наиболее подробное (на сегодняшний день) издание избранной лирики и детских стихов Валентина Берестова. Я включил в него лучшие стихотворения поэта. Их оказалось чуть более 800 (из примерно тысячи опубликованных в периодике и в отдельных сборниках).

Я не ставил себе задачи дать всю палитру авторских вариантов, это дело академического будущего. Поэт многократно возвращался к своим стихам (см. мою заметку «Правило слабой строки») и правил их. При этом методе работы последняя прижизненная публикация не всегда оказывается законом для текстолога.

В нескольких (исключительных!) случаях будущий текстолог заметит мелкую правку, которую он не сможет подтвердить документально. Объяснимся: когда-то Берестов по просьбе самого Маршака редактировал стихи Маршака. В семидесятых такую же обязанность Берестов доверил мне. (Зову в свидетели друзей-поэтов – Михаила Яснова и Олега Хлебникова, а также филолога Нину Аршакуни.

) Хотел бы надеяться, что цеховой обязанностью «настройщика стихов» я не злоупотребил.

Уверен, впрочем, что собрание это еще будет уточнено и пополнено, а не вошедшие в него стихи составят отдельный раздел.

В алфавитном указателе названия стихотворений даны прописными буквами, а первые строчки – строчными.

Стихи, имеющие явные признаки «общего рода» (то есть одновременно и детские, и не детские), публикуются дважды.

Андрей Чернов 2 октября 2011

Источник: http://berestov.org/?page_id=8

Валентин Берестов

1 апреля 1928 года в Калужской области (г. Мещовск) в семье учителя истории родился мальчик, которому суждено было стать великим русским поэтом и писателем.

Читать маленький Валентин научился уже в 4 года благодаря своей слепой прабабушке. Она любила  газету «Известия» и просила маленького внука описывать картинки в газете словами, так как читать сама не могла.

Так юный поэт прочел свое первое слово – СССР!

Книги мальчик любил с раннего детства, как и единственную городскую библиотеку. Любимыми его произведениями были “Одиссея” и “Гекельберри Финн”, сказки Андерсена и баллады Жуковского. Даже учился Валентин некоторое время в селе имени Льва Толстого.

Очень рано мальчика охватило стремление писать стихи, однако его первый опыт закончился грустно. Его одноклассники не разделяли его творчества, за что восьмилетнему Валентину доставалось достаточно часто. Не это не отвратило его от затеи писать. Он продолжал писать, но теперь уже в свою тетрадь, которую долгое время держал в тайнике.

В 1942 году война заставила семью Берестовых перебраться в Ташкент. В местном Дворце пионеров преподаватель английского языка, Надежда Яковлевна, заметила талантливого ребенка и отвела его к Анне Андреевне. Так Валентин познакомился с Анной Ахматовой и Надеждой Мандельштам.

Но настоящим подарком судьбы было знакомство с Корнеем Ивановичем Чуковским, который спас Берестову жизнь, когда тот серьезно заболел. Ему же четырнадцатилетний мальчик и решился показать свою заветную тетрадь. Так началось становление его поэтического таланта.

В 1944 году Берестов переезжает в Подмосковье и поступает в МГУ на исторический факультет, а затем в Институт этнографии на аспирантуру.

Учеба в институте и также работа над археологическими раскопками в Новгороде и Хорезме заставляют поэта на 10 лет забыть о любимом деле.

Впоследствии Валентин Берестов опишет свои путешествия в двух замечательных повестях – «Меч в золотых ножнах»(1964) и «Два огня» (1966).

В 1946 году Берестов начинает публикацию в периодических изданиях, а в 1957 году появляется на свет малюсенькая книжка для детишек дошкольного возраста «Про машину» – первое издание поэта для детей. Затем выходят сборники «Картинки в лужах», «Весёлое лето»,  «Улыбка».

Валентин Дмитриевич становится литератором-профессионалом. Читатели любых возрастов и пристрастий найдут в нем своего автора. Берестов не только лирик и философ, но и добрый сказочник.

В последние годы жизни поэт писал и выпускал сказки вместе со своей любимой женой, художницей и архитектором Татьяной Александровой. Основной работой Берестова в те годы было составление вместе с супругой «Избранного» по «Толковому словарю» В. И. Даля.

В 2001 г. мир уже знакомится с этой книгой. В эти же годы Валентин Дмитриевич уделяет значительную часть времени  передачам по радио и телевидению, пишет музыку для своих стихов, выступает с музыкальными группами.

«Человек столетия!» – так говорила о Валентине Дмитриевиче известный литературовед Новелла Матвеева, и это воистину так.

15 апреля 1998 года в Москве ушел из жизни этот замечательный человек, оставив теплоту в сердцах детей и взрослых.

Источник: http://znayka.net/stihi-dlya-detej/valentin-berestov/

Валентин Берестов – Стихи для детей

1 апреля 1928 г.- 15 апреля 1998 г.

НаименованиеПримечание
Весёлое лето
В магазине игрушек “В магазине игрушек”, “Больная кукла”, “Мяч”.
Заиньки “Заиньки”,”Заяц-барабанщик”.
Медвежонок “Медвежонок”,”Мишка, мишка, лежебока!”
Стихи про животных “Барашек”, “Бычок”, “Воробушки”, “Котёнок”, “Котофей”,”Лошадка”, “Лягушата”, “Петушки”.
Ночная считалочка
Праздник мам
Читалочка

О Валентине Берестове

Валентин Дмитриевич Берестов — пушкинист, историк, археолог, лирик и переводчик. К сожалению, стихотворения этого поэта неизвестны широкому кругу читателей. Валентин Дмитриевич был знаком с А. Ахматовой, К. Чуковским, которые сыграли роль в его поэтическом становлении. Между прочим, его супруга Александрова Т. И. была автором истории о шкодливом домовёнке Кузе.

А слова для песен в мультфильме про забавного Кузю придумал сам Валентин Дмитриевич. Московская квартира, принадлежащая супружеской чете, в 70-е годы была местом сбора творческой молодёжи.
Герои его стихотворений постоянно заняты делом: отбившийся бычок ищет стадо, игривый котёнок вечно носится за чем-нибудь, распетушившиеся петушки собираются драться.

Его стихи примечательны и тем, что их несложно читать вслух детям. А ещё они, как знаменитые «Ладушки», подходят для громкого чтения по ролям. Они научат ещё не говорящих малышей подражать звукам различных животных. Благодаря им можно формировать у детей мимику и умение передавать при помощи голоса чувства героев.

Его «Ночная считалочка» обязательно пополнит коллекцию считалок, так необходимых в детских играх.

Валентин Берестов

  · Published<\p>

Восьмое марта, праздник мам, Тук-тук! — стучится в двери к…

Валентин Берестов

  · Published<\p>

В магазине игрушек Друзей не покупают, Друзей не продают. Друзей…

Валентин Берестов

  · Published<\p>

Барашек Стригут барашку под машинку Бочок кудрявенький и спинку. Не…

Валентин Берестов

  · Published<\p>

Медвежонок Медведица ласково сына качает. Малыш веселится. Малыш не скучает….

Валентин Берестов

  · Published<\p>

Заиньки Маленькие заиньки Захотели баиньки, Захотели баиньки, Потому что маленьки….

Валентин Берестов

  · Published<\p>

Как хорошо уметь читать! Не надо к маме приставать, Не…

Источник: http://detskie-stihi.com/valentin-berestov/

Сокровища Валентина Берестова

Валентин Дмитриевич Берестов

(1928-1998 гг.)

Мастер доброй улыбки

В далеком трудном военном году на улице Самарканда знаменитый поэт Корней Чуковский повстречал никому неизвестного мальчика. Мальчик писал стихи и почти умирал от голода.

Корней Иванович был человеком очень чутким к чужой беде. Он помог мальчику. Что же касается стихов, то они привели писателя в восторг. Мальчика звали Валя Берестов.

Благодаря Чуковскому его стихи стали появляться на страницах журналов и газет. О нём начали говорить.

Сегодня Валентина Дмитриевича Берестова знают и взрослые и дети. Все буквари нашего детства кончались бессмертными строчками:

Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать,

Читайте также:  Сравнительная характеристика Жилина и Костылина

Не надо бабушку трясти:

«Прочти, пожалуйста! Прочти!»

Не надо умолять сестрицу:

«Ну, прочитай еще страницу.

Не надо звать,

Не надо ждать,

А можно взять

И почитать!

Родился Валентин Берестов в небольшом городке Мещовске. Дата рождения писателя – 1 апреля 1928 года. В воспоминаниях Берестов писал о себе – «социальная полукровка»: одна бабка – крестьянка, другая – дворянка. Мать Валентина Берестова, Зинаида Федоровна, была дочерью известного в округе помещика, она талантливо играла в  театральной самодеятельности.

Отец – Дмитрий Матвеевич преподавал историю в школе. Обладая прекрасным голосом, он пел в детстве в церковном хоре, а в юности писал стихи, и сумел привить сыну любовь к чтению. Семья Берестовых жила не богато, любимые книги покупались не всегда. Читать маленький Валя научился рано, в 4 года. От него прятали книги про любовь, но мальчик их находил и начинал читать.

Когда все книги в доме бы перечитаны, он пошел в библиотеку. И там:

…чаще всех

В читальню я еще до школы хаживал.

Меня, чтоб взрослым не мешал мой смех,

Библиотекарь на крыльце усаживал.

Поэтические способности у Вали обнаружились очень рано. Первые стихи он написал в первом классе. Это были дразнилки. Например, своему обидчику Борьке Кожухову, от которого ему частенько доставалось он написал:

Иди прямо, прямо, прямо.

Там помойная яма.

В ней сидит Борис Кожух,

Председатель дохлых мух.

Борька не обиделся, а сразу же подружился с юным поэтом, охранял его.

А ещё был такой случай, – вспоминал Берестов, – после очередных летних каникул мне говорят: «Валя, ты у нас поэт! Сочини в стенгазету, как ты провёл лето без забот и вот пришёл учиться, тебе пятёрку поставили…» А я издевательски написал стихотворение, переложив это слово в слово:

Возьми-ка книгу и дневник,

Товарищ школьный ученик,

Приди в родную школу

Довольный и весёлый.

Ты прожил лето без забот,

Начни же свой учебный год

Отличною отметкой

И будь хорошей деткой!

Так и напечатали, все хохотали!

В.Берестову было 13 лет, когда началась Великая Отечественная война. «Вот когда я с детством распростился» – так он писал в стихотворении «Калуга!» (1941).

Отца на фронт призвали.

И по такой причине

Я должен жить отныне,

Как следует мужчине.

Вот ещё пронзительные стихи «Первый вечер войны»

Шёл первый вечер, 

              Быть может последней войны.

Как на поминках едим со слезами блины.

Долго сидим, и едим, и глядим на отца.

Тихо, так тихо, что слышно,

                                как бьются сердца.

Сладок чаёк, да на лицах печали печать.

Что ж не приходит рассыльный

                              повестку вручать?

Может, и с этой, как с Первой войны мировой

Или с Гражданской, отец возвратится живой.

Нитки. Иголка. Опасная бритва. Блокнот.

Сборы и правду недолги в далёкий поход.

Выйдет пехота планету спасать и страну.

Как на работу, собрался отец на войну.

Валентину Берестову везло на счастливые встречи. В 1944 году в Москве он знакомится с известными детскими писателями – С.Я. Маршаком и С.В. Михалковым. Тут бы самое время молодому поэту поступить в литературный институт. Как бы не так! В.

Берестов поступает на исторический факультет МГУ, и становится ученым-археологом. И понятно почему: археологические раскопки сулят больше неожиданных открытий, чем литературное ремесло. А Берестов – человек открытия.

Но оказалось, что наука и искусство прекрасно уживаются в его душе.

Стихи Валентин Дмитриевич продолжает писать. В 1957 году вышел сборник стихов «Отплытие», он предназначался для взрослых читателей.

Первые стихи для детей Берестов написал, когда появилась на свет его маленькая дочь Марина.

А он их, как сам говорил, написал «случайно» – просто пересказал знакомому детскому писателю забавный эпизод из дочкиной жизни, а потом родились стихи «Про машину». Девочка играет с машиной как с куклой:

На, машина, чашку,

Ешь, машина, кашку!

Вот тебе кроватка,

Спи, машина, сладко!

Я тобою дорожу,

Я тебя не завожу.

За этими стихами последовали другие, и вышли сборники стихов и сказок «Веселое лето», «Как найти дорожку», «Что всего милее» и многие другие. Вместе с художницей и писателем Татьяной Ивановной Александровой (женой поэта) Берестовым написана сказка «Катя в игрушечном городе».

Стихи В. Берестова привлекают нас добрым юмором, простотой, легкостью, в его книгах каждый находит для себя что-то важное и интересное. Валентин Берестов писал стихи для всех, кому они нужны. Нужны они, оказались многим.

Люди любого возраста находят в его сборниках то, что им созвучно, близко и интересно. А какие стихи для детей, какие – для взрослых, какие для подростков, определяет сам читатель.

Однажды крупнейшие учёные физики-атомщики, радостно сообщили Берестову, что наконец-то отыскали для своей работы точное, умное, весёлое четверостишие и наперебой благодарили поэта.

А он был просто изумлён – ведь это была знаменитая искалочка для куколки Кати из игрушечного городка:

Если где-то нет кого-то,

Значит, кто-то где-то есть.

Только где же  кто-то

И куда он мог залезть?

А с двустишием «Обида» получилось всё наоборот. Его Валентин Дмитриевич считал всегда «взрослым». Но однажды на встрече с писателем второклассник назвал его своим любимым стихотворением и с чувством прочитал наизусть:

    Гляжу с высоты на обиду,

   Теряю обиду из виду

Нам не дано предугадать, когда и где встретится созвучное душе поэтическое слово, что утешит, поможет, окрылит, вдохновит… Давайте перелистаем книги В.Берестова, возможно, в них живут стихи для каждого из нас.

Источник: http://aprlib.ru/?p=2026

Берестов валентин дмитриевич

Берестов валентин дмитриевич (1928 – 1998)

Родился 1 апреля 1928 года в городе Мещовске Калужской области в семье учителя.
Поэт, прозаик, переводчик, автор мемуаров о многих выдающихся людях двадцатого века, исследователь фольклора, литературы, авторской песни.

Стихи начал писать с детства. Во время войны, в 1942г., в эвакуации в Ташкенте познакомился с К.И.Чуковским и А.А.Ахматовой, которые отнеслись к нему и к началу его творчества с большим интересом и заботливостью. В то время К.И.Чуковский писал: “Этот четырнадцатилетний хилый подросток обладает талантом огромного диапазона, удивляющим всех знатоков.

Его стихи классичны в лучшем смысле этого слова, он наделен тонким чувством стиля и работает с одинаковым успехом во всех жанрах, причем эта работа сочетается с высокой культурностью, с упорной работоспособностью. Его нравственный облик внушает уважение всем, кто соприкасается с ним”.

После войны Берестов окончил исторический факультет МГУ, затем аспирантуру. Став археологом, много бывал в экспедициях. Эта работа явилась основой для художественных произведений познавательного характера (повести “Государыня пустыня”, “Меч в золотых ножнах”, “Приключений не будет”), а также для многих стихов и песен.

“Раскопки – это своего рода общение с древними людьми, с человечеством”, — писал В.Берестов.

Первый сборник стихов “Отплытие” вышел в 1967г. и получил признание читателей, поэтов и критиков. В этом же году выходит первая книга для детей “Про машину”.

Затем последовали сборники стихов детям: “Веселое лето”, “Как найти дорожку”, “Улыбка”, “Жаворонок”, “Первый листопад”, взрослым – “Определение счастья”, “Пятая нога” и многие другие.

“Берестов, — писал поэт Коржавин, — это прежде всего талантливый, умный и, если можно так выразиться, веселый лирический поэт”. Анна Ахматова о коротких юмористических стихах Валентина Дмитриевича говорила ему: “Отнеситесь к этому как можно серьезнее. Так никто не умеет”.

Пушкинистика Берестова отличается глубинным прочтением произведений поэта. “Я стремился понять, почему его стихи так прекрасны. И на этом пути сделал некоторые находки, связанные с биографией Александра Сергеевича”. Также увлекательны его статьи о Дале, Блоке, Есенине, Мандельштаме, о творчестве Высоцкого.

Он написал мемуары о детстве и о великих современниках (Чуковском, Ахматовой, А.Толстом, Пастернаке, В.Пудовкине и многих других).

Он занимался пересказами библейских преданий, переводами, и в первую очередь – переводами стихов близкого ему по духу бельгийского поэта Мориса Карема, получившего в Париже титул “Короля поэтов”.

Главная работа Берестова в девяностые годы – это составление вместе с женой, архитектором Н.И.Александровой “Избранного” по “Толковому словарю” В.И.Даля. В 2001г. эта книга вышла в свет. В эти же годы Валентин Дмитриевич много времени уделяет передачам по радио и телевидению.

Он сочиняет музыку для своих стихов, выступает с музыкальными группами.
Валентин Берестов — лауреат Государственной премии Российской Федерации (1990), имеет почетный диплом IBBU (1988), Дипломы университетов разных стран. Его стихи высечены на каменной книге в городе Арпино, родине Цицерона (Италия). В 2000г.

ему было присвоено звание почетного гражданина Калужской области…”

Валентин Берестов умер 15 апреля 1998 года в Москве.

Перейти к стихам В. Берестова http://lad-lad.ru/stihi/63-berestov.html

Источник: http://lad-lad.ru/stihi/63-berestov/369-berestov.html

Ссылка на основную публикацию