В чем своеобразие звучания темы поэта и поэзии в лирике Пастернака?

В чем назначение поэта и поэзии? По мнению некоторых творцов двадцатого века, назначение поэта – это активное ‘жизнестроение’, всяческое содействие властям в построении социализма.

По мнению других, цель поэзии – пустить его в народ, сделать искусство массовым, поднять культуру. Третьи же видят назначение поэта в созерцании происходящего и его осмыслению.

Теме поэта и поэзии в творчестве Пастернака отведено особое место.

Своеобразие звучания темы поэта и поэзии в лирике Пастернака заключается в том, что он противопоставляет истинную поэзию суете литературной жизни, приспособленчеству, преследованию конкретных, практических целей в своем творчестве.

Познания сути вещей, явлений – есть смысл жизни поэта, как говорится в стихотворении Пастернака «Во всем мне хочется дойти до самой сути…» Поэзия, в понимании Пастернака, губка, которая впитывает в себя весь мир целиком, и, будучи выжатой, открывает для людей вечные истины. Эта четкая формула, выведенная Пастернаком еще в ранней лирике, становится неким определением Пастернаком поэзии. (« Поэзия! Греческой губкой в присосках / Будь ты..»).

Определению поэзии даже посвящено одноименное стихотворение Пастернака с анафоричным началом. «Это – слезы вселенной в лопатках. Это — с пультов и с флейт — Figaro низвергается градом на грядку».

Множественные метафоры, используемые автором, для представления простых, казалось бы, вещей – черта символизма.

Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Это стихотворение построено на конфликте ‘высокого’ и ‘низкого’ (Figaro и грядка), и что самое важное, «высокое и низкое» в поэзии неотделимы друг от друга, что еще раз подтверждает принцип губки – поэзия должна впитывать мир целиком. Ведь, как говорила Ахматова: «Поэт должен в любую эпоху питаться всем, что его окружает».

Пастернак в стихотворении «Быть знаменитым некрасиво» формулируют сентенцию – «Цель творчества – самоотдача». По Пастернаку, шумиха и успех – это не истинные мотивы творчества.

Поэт считает, что художнику слова важно сохранить индивидуальность, остаться живым, это с помощью лексического повтора выражено в последней строфе стихотворения: «И быть живым, живым и только, живым и только до конца».

Полезный материал по теме:

В чем своеобразие звучания темы поэта и поэзии в лирике Пастернака?

В чем своеобразие звучания темы поэта и поэзии в лирике Б.Л.Пастернака?Пастернак Б. Л.Стр. 1

Тема поэта и поэзии в творчестве Б. Пастернака

В русской литературе тема поэта и поэзии является одной из самых главных. Стихи такого рода всегда представляют собой своеобразный самоотчет, напряженную авторскую исповедь. Звучит эта тема и в лирике Б. Пастернака.

Своеобразен взгляд поэта на взаимоотношения лирического творчества и действительности. По глубокому убеждению Б. Пастернака, подлинным творцом является не человек, а природа. И потому стихи – не творение конкретной личности, а прямое следствие жизни.

Художник – тот, кто помогает творчеству природы, ничего не выдумывая,

ничего не привнося от себя: Бывало, снег несет вкрутую, Что только в голову придет. Я сумраком его грунтую Свой дом, и холст, и обиход. Всю зиму пишет он этюды, И у прохожих на виду Я их переношу оттуда, Таю, копирую, краду. О том, что искусство зарождается в недрах природы, написаны многие стихи Б. Пастернака. Природа поэтична изначально, поэт же только соавтор, соучастник, он лишь проясняет эту поэтичность. Следствием этого прояснения является то, что Б. Пастернак постоянно применяет литературные термины к явлениям природы: Для этой книги на эпиграф Пустыни сипли…

Отростки

ливня грязнут в гроздьях И долю, долю, до зари, Кропают с кровель свой акростих, Пуская в рифму пузыри.

Отождествление поэта и природы, передача авторских прав пейзажу – все это, в сущности, служит одной-единственной цели. Стихи, сочиненные самой природой, не могут быть подделкой. Так автор утверждает подлинность написанного.

Подлинность, достоверность, по Б. Пастернаку, – главная особенность истинного искусства. Каким же образом достигается эта подлинность? Самое важное здесь – “не исказить голоса жизни, звучащего в нас”.

Поэтому обостренная впечатлительность, повышенная восприимчивость ко всем ощущениям, ко всем движениям окружающего мира – главная черта подлинной поэзии. Так возникает у Б.

Пастернака образ “поэзии-губки”, развернутый в одном из ранних стихотворений: Поэзия! Греческой губкой в присосках Будь ты, и меж зелени клейкой Тебя б положил я на мокрую доску Зеленой садовой скамейки. Расти себе пышные брыжжи и фижмы, Вбирай облака и овраги, А ночью, поэзия, я тебя выжму Во здравие жадной бумаги.

Искусство в таком понимании предполагает обновленный взгляд на мир, который как бы впервые увиден художником. Б.

Пастернак считал, что творческий процесс начинается тогда, когда “мы перестали узнавать действительность”, когда поэт начинает говорить о ней, как Адам, – как будто бы раньше о ней не было сказано ни слова. Поэтому Б.

Пастернак в своей лирике постоянно подчеркивает необычность самых обыденных явлений, предпочитая ее всякого рода экзотике и фантастике.

Простое утреннее пробуждение таит в себе новый взгляд на мир (“Я просыпаюсь. Я объят открывшимся”). Поэт ощущает первозданную новизну всего, что происходит вокруг (“Вся степь, как до грехопаденья…”). Поздняя лирика Б. Пастернака добавляет к пониманию поэтического творчества важные моменты.

Идея нравственного служения здесь преобладает надо всем, и если раньше поэзия определялась как губка, то теперь, не отменяя прошлого, господствует иной мотив: Цель творчества – самоотдача, А не шумиха, не успех. Позорно, ничего не знача, Быть притчей на устах у всех.

Поэзия в его понимании – непрестанный труд души, движение, в котором главное – не итоги, а открытия. Совершая открытия, поэт делится ими с другими людьми, делает все возможное, напрягает все душевные силы, чтобы быть понятым.

И это для поэта гораздо важнее, чем слава и успех, потому что поэт прежде всего свидетельствует каждым своим произведением о величии жизни, о неизмеримой ценности человеческого существования.

Сила, чистота, непосредственность восприятия для Б. Пастернака – необходимое условие поэзии. Новаторство же совпало с поисками наибольшей естественности и достоверности изображения. В статье о творчестве Ф. Шопена Б. Пастернак отмечал, что оно “насквозь оригинально не из несходства с соперниками, а из сходства с натурой, с которой он писал”.

Эти слова в полной мере относятся к поэзии Б. Пастернака.

(1 votes, average: 5.00

Тема поэта и поэзии в лирике Б. Пастернака

    Б.Л. Пастернак (1890 – 1960) – «талант исключительного своеобразия», как однажды сказал о нем М. Горький. Пастернак оставил глубокий след во всей русской поэзии. Высокое мастерство, необычайной силы лирический талант поэта, своеобразие, непохожесть его стихов ни на чьи другие выдвинули Пастернака на одно из первых мест в поэтическом движении 1910 – 1920 годов.

    Очень многообразна тематика поэзии Пастернака. Одной из основных вопросов его творчества является тема поэта и поэзии. Особенно часто Пастернак обращается к этой теме в своих ранних произведениях.

    Стихотворения «Близнец в тучах» и «Поверх барьеров» относятся именно к раннему периоду творчества поэта. Поэтому эти произведения еще недоработаны, во многом наивны, но тем сильнее и ярче пробивается в них основная поэтическая мысль, выраженная в строчках:

    Очам и снам моим просторней

    Сновать в туманах без меня.

    Мы видим, что Пастернак как бы отдает стихам всю свободу, всю жизнь во всем ее многообразии. Получается, что поэт здесь взят жизнью «напрокат» как средство выражения, «уст безвестных разговор».

То есть, мы видим, что произведениям поэт особо не нужен. Он существует лишь для того, чтобы читать свои стихи.

Эта мысль Пастернака, выраженная в одном стихотворении, станет впоследствии одной из главных в его поэзии.

    Отношение поэзии, искусства к реальному миру, к миру людей и вещей раскрывается у молодого Пастернака через органы чувств: осязание, звучание, ритмику. Внутренняя тема стихотворения осмысливается поэтом, но она никогда не задается, не подсказывается им. 

    Как уже было сказано, стихотворение живет своей собственной жизнью. Оно рисует человека, картины природы и т.д. Мы чувствуем отношение в стихотворении ко всему этому, к миру вещей, к реальному миру. Так Пастернак раскрывает нам проблему поэзии и действительности.

    Вообще, у поэта с миром вещей свои, особенные, связи. У него все вещи, близкие человеку, тоже несут какие-то чувства, будто они живые. Возможно, что это происходит из-за того, что вещи постоянно сопровождают человека в жизни, беря от него частичку и становясь частично «живыми»:

    Сегодня мы исполним грусть его – 

    Так верно встречи обо мне сказали,    Таков был лавок сумрак, таково    Окно с мечтой смятенною азалий.    О, город мой, весь день, весь день сегодня    Не сходит с уст твоих печаль моя!

    Как видим, у Пастернака такие понятия, как «встречи», очеловечены: «встречи … сказали», «об окне с мечтой», «о городе в печали». Именно таким, живым, представляется поэту неживой мир природы, реальный мир.

    Мы понимаем, что поэт может «вставить» себя в мир вещей в стихотворении, показать себя миру:

    Взглянув в окно, даю проспекту

    Моей походкою играть…

    Но и тут он всего лишь «ненареченный некто». Поэт обезличен, его не видно в толпе таких же безликих людей.

    В «Поверх барьеров» Пастернак выразил одно из лучших своих определений поэзии:

    Поэзия! Греческой губкой в присосках

    Будь ты, и меж зелени клейкой    Тебя б положил я на мокрую доску    Земной садовой скамейки.    Расти себе пышные брыжи и фижмы,    Вбирай облака и овраги,    А ночью, поэзия, я тебя выжму    Во здравие жадной бумаги.

    Так рождался и складывался образ поэзии в лирике Пастернака. В стихотворениях Пастернака, где поэзия является темой, ее образ предстает в различных образах, взятых из жизни людей и из мира природы.

    В ранних сборниках Пастернака этот, своеобразный, образ поэзии пробивал себе дорогу среди других, которые были созданы до этого. Есть здесь и райская лира («Эдем»), и поэтические застолья («Пиршество»), и «нищенское ханство» поэтов-изгоев («Посвященье»).    Итак, мы видим, что тема поэта и поэзии является одним из главных тем в творчестве Пастернака. Эта проблема глубоко рассматривается поэтом на протяжении всего его творческого пути, развиваясь и получая новые оттенки, смыслы.

Читайте также:  Краткая биография Р. Рождественского: жизнь и творчество

Тема поэта и поэзии в творчестве Б. Пастернака ❤️

Тема творчества является одной из основных в поэзии Б. Л. Пастернака. Она возникает в самых ранних стихотворениях поэта и проходит через все его творчество.

Будучи символистом, футуристом или просто поэтом, Пастернак все время обращается к этой теме, определяя свое отношение к проблемам творчества, поэта и поэзии.

Тему творчества в поэзии Пастернака необходимо рассматривать в связи с этапами творческого пути поэта и изменениями его поэтических идеалов. Вступление Пастернака в литературу связано с его участием в литературных кружках, формировавшихся вокруг символистского издательства «Мусагет».

Символистские концепции, символистская эстетика определили особенности раннего творчества Пастернака. В 1913 году Пастернак примыкает к литературной группе «Лирика». В 1914 году «Лирика» издает первый сборник стихотворений Пастернака «Близнец в тучах».

Налет символизма в этой книге был достаточно силен. Стихотворения Пастернака той поры изобилуют метафорами, иносказаниями, ассоциативной образностью. В «Лирике» происходит раскол, и Пастернак примыкает к футуристическому течению русской поэзии, он входит в группу «Центрифуга».

В 1917 году Пастернак пишет статью для «Третьего сборника . Петроград 1916 г.». В этой статье Пастернак выражает свою радость от существования талантливого поэта Маяковского и высказывает два требования, которые должны быть применимы к настоящему поэту и которым отвечает поэзия Маяковского.

Во-первых, ясность творчества. Во-вторых, ответственность перед вечностью, которая является судьей настоящего поэта. В своей статье Пастернак соизмеряет творчество с категориями вечности и бессмертия.

Так Пастернак понимает роль поэта, и такое отношение к поэту и поэзии пройдет через все его творчество.

С 1918 года происходит постепенное освобождение Пастернака от эстетических требований разных литературных течений.

В статье «Несколько положений» Пастернак заявляет о себе как о поэте самостоятельном, не связанном эстетическими требованиями различных литературных деклараций.

Теперь Пастернак в своих стихах стремится к простоте, естественность становится для него важнейшим признаком настоящего искусства.

В 1922 году вышел следующий сборник Пастернака «Сестра моя — жизнь». Тема поэта и поэзии звучит в этом сборнике в цикле «Занятие философией». Пастернак пытается дать философское определение творчества в стихотворениях «Определение поэзии», «Определение души», «Определение творчества». Творчество по своей сути для Пастернака космично, оно генетически связано со вселенной.

Наиболее сложно тема творчества звучит в романе Пастернака «Доктор Живаго» и в последнем поэтическом сборнике поэта «Когда разгуляется».

Герой «Доктора Живаго» Юрий Живаго выражает взгляды самого Пастернака на миссию поэта в мире.

Живаго — творческая натура; в одном из писем Пастернак признавался: «Этот герой должен будет представлять нечто среднее между мной, Блоком, Есениным и Маяковским».

Юрий Живаго умирает в 1923 году, среди его бумаг обнаруживаются сочиненные им когда-то стихи, которые и составляют последнюю главу романа. Эти стихи выражают основную идею Пастернака о вечности поэзии, о бессмертии поэта.

Пастернак — христианский, православный поэт.

Творчество для него — это Божий дар, как и сама жизнь. От православной религии Пастернак берет идею полного принятия жизни во всех ее проявлениях, а также идею абсолютной свободы творчества.

Пастернак понимает, что только вера дает раскрытие всех творческих способностей.

Особенно сильно эта идея выражается в поздней лирике Пастернака, льющейся как бы лестницей, по которой поэт приближается к Богу.

В последнем сборнике Пастернака «Когда разгуляется» тема творчества звучит в стихотворениях «Во всем мне хочется дойти…», «Быть знаменитым некрасиво…», «Ночь» и др. Проанализируем три эти стихотворения.

  • В стихотворении «Во всем мне хочется дойти…» Пастернак говорит о том, что в творчестве поэта должна звучать сама жизнь. Поэт хочет написать обо всем:
  • О беззаконьях, о грехах, Бегах, погонях, Нечаянностях впопыхах, Локтях, ладонях.
  • Но прежде чем воспроизводить жизнь в стихах, ему надо понять суть всех явлений, которые происходят в жизни:
  • Во всем мне хочется дойти
  • До самой сути.
  • В работе, в поисках пути,
  • В сердечной смуте.

Познать тайны бытия, суть окружающего мира для лирического героя этого стихотворения Пастернака необходимо, чтобы рождался стих. Поэт хочет творить в своих стихах, как творит природа:

  • В стихи б я внес дыханье роз.
  • Дыханье мяты,
  • Луга, осоку, сенокос,
  • Грозы раскаты.

В стихотворении Пастернак утверждает, что творчество, как и природа, как и человеческая жизнь, — это Божий дар.

Стихотворение «Быть знаменитым некрасиво…» можно назвать поэтическим манифестом Пастернака. В нем Пастернак пишет о том, каким должен быть поэт. Истинному поэту не надо быть знаменитым, «не надо заводить архива, над рукописями трястись», ему должны быть чужды шумиха, успех и самозванство.

Пастернак определяет цель поэзии: «цель творчества — самоотдача», а также основные требования, которым должно отвечать творчество истинного поэта. Во-первых, это ясность и конкретность (в поэзии не должно быть «пробелов», белых пятен, то есть непонятностей).

Во-вторых, поэт должен быть самобытным, а его творчество индивидуальным, и, в-третьих, истинному поэту необходимо быть живым, то есть любить жизнь, быть близким к ее проблемам:

  • И должен ни единой долькой
  • Не отступаться от лица,
  • Но быть живым, живым и только.
  • Живым и только до конца.

И тогда поэт станет способным «привлечь к себе любовь пространства, услышать будущего зов». Свое понимание творчества Пастернак выражает в стихотворении «Ночь». Герой стихотворения, летчик, отождествляется с поэтом. Летчик предстает в контексте всего мира.

Он летит над городами, казармами, кочегарками, вокзалами, поездами, а также Парижем, материками, афишами. Летчик связан со всем этим, он часть этого мира, часть космоса.

Так и художник находится в неразрывной связи со вселенной, с космосом, он заложник вечности, времени:

  • Не спи, не спи, художник,
  • Не предавайся сну.
  • Ты вечности заложник
  • У времени в плену.

Многочисленные повторы, анафоры, трехстопный ямб, обилие глаголов создают впечатление вечного движения, динамики. Пастернак призывает поэтов идти в ногу со временем, не отрекаться от жизни.

Таким образом, пройдя через увлечение символизмом и футуризмом, освободившись от давления формы над содержанием, Пастернак приходит к действительной ясности, содержательности стихов.

В течение всей своей жизни Пастернак пытается определить цель искусства, поэзии, назначения поэта; особенно четко, ясно, конкретно это сформулировано в его поздней лирике. Тема поэта и поэзии имеет философское решение в творчестве Пастернака.

Она тесно связана с религиозными убеждениями поэта: творчество воспринимается Пастернаком как ценный Божий дар.

Что же касается «Гамлета», то судьба Гамлета связывается и с судьбой Христа, и с миссией поэта, творца, избранника.

Гамлет отказывается от себя, от своего права выбора, чтобы творить волю пославшего его. Он знает, что выполняет «замысел упрямый» Господа. Он одинок и трагичен в своем подвижничестве.

«Я один, все тонет в фарисействе» — определение положения подвижника, поэта в современном ему мире.

Тема «Гамлета» соотносится с темой стихотворения «Рассвет». Лирический герой берет на себя бремя людских забот. Слияние судьбы лирического героя с судьбой народа — завет свыше. Погружение в повседневность, в жизнь смертных становится не только заветом, но и необходимостью и неизбежностью.

Сроднение поэта с «толпой» — тема, отражающая понимание Борисом Пастернаком сути творчества. Поэзия, по словам Пастернака, как и душа поэта, — губка, впитывающая не только тайны мироздания, но и мелочи жизни.

Тема творчества в поэзии Бориса Пастернака на Сёзнайке.ру

Тема творчества является одной из основных в поэзии Б. Л. Пастернака. Она возникает в самых ранних стихотворениях поэта и проходит через все его творчество.

  1. Будучи символистом, футуристом или просто поэтом, Пастернак все время обращается к этой теме, определяя свое отношение к проблемам творчества, поэта и поэзии.
  2. Тему творчества в поэзии Пастернака необходимо рассматривать в связи с этапами творческого пути поэта и изменениями его поэтических идеалов.
  3. Важно

Вступление Пастернака в литературу связано с его участием в литературных кружках, формировавшихся вокруг символистского издательства «Мусагет». Символистские концепции, символистская эстетика определили особенности раннего творчества Пастернака.

В 1913 году Пастернак примыкает к литературной группе «Лирика». В 1914 году «Лирика» издает первый сборник стихотворений Пастернака «Близнец в тучах». Налет символизма в этой книге был достаточно силен.

Стихотворения Пастернака той поры изобилуют метафорами, иносказаниями, ассоциативной образностью.

В «Лирике» происходит раскол, и Пастернак примыкает к футуристическому течению русской поэзии, он входит в группу «Центрифуга». В 1917 году Пастернак пишет статью для «Третьего сборника . Петроград 1916 г.».

В этой статье Пастернак выражает свою радость от существования талантливого поэта Маяковского и высказывает два требования, которые должны быть применимы к настоящему поэту и которым отвечает поэзия Маяковского. Во-первых, ясность творчества. Во-вторых, ответственность перед вечностью, которая является судьей настоящего поэта.

В своей статье Пастернак соизмеряет творчество с категориями вечности и бессмертия. Так Пастернак понимает роль поэта, и такое отношение к поэту и поэзии пройдет через все его творчество.

  • С 1918 года происходит постепенное освобождение Пастернака от эстетических требований разных литературных течений.
  • В статье «Несколько положений» Пастернак заявляет о себе как о поэте самостоятельном, не связанном эстетическими требованиями различных литературных деклараций.
  • Совет
  • Теперь Пастернак в своих стихах стремится к простоте, естественность становится для него важнейшим признаком настоящего искусства.

В 1922 году вышел следующий сборник Пастернака «Сестра моя — жизнь». Тема поэта и поэзии звучит в этом сборнике в цикле «Занятие философией». Пастернак пытается дать философское определение творчества в стихотворениях «Определение поэзии», «Определение души», «Определение творчества». Творчество по своей сути для Пастернака космично, оно генетически связано со вселенной.

Наиболее сложно тема творчества звучит в романе Пастернака «Доктор Живаго» и в последнем поэтическом сборнике поэта «Когда разгуляется». Герой «Доктора Живаго» Юрий Живаго выражает взгляды самого Пастернака на миссию поэта в мире.

Живаго — творческая натура; в одном из писем Пастернак признавался: «Этот герой должен будет представлять нечто среднее между мной, Блоком, Есениным и Маяковским». Юрий Живаго умирает в 1923 году, среди его бумаг обнаруживаются сочиненные им когда-то стихи, которые и составляют последнюю главу романа.

Читайте также:  Легенда и современность в рассказе «Макар Чудра»

Эти стихи выражают основную идею Пастернака о вечности поэзии, о бессмертии поэта.

Пастернак — христианский, православный поэт. Творчество для него — это Божий дар, как и сама жизнь.

От православной религии Пастернак берет идею полного принятия жизни во всех ее проявлениях, а также идею абсолютной свободы творчества. Пастернак понимает, что только вера дает раскрытие всех творческих способностей.

Особенно сильно эта идея выражается в поздней лирике Пастернака, льющейся как бы лестницей, по которой поэт приближается к Богу.

Обратите внимание

В последнем сборнике Пастернака «Когда разгуляется» тема творчества звучит в стихотворениях «Во всем мне хочется дойти…», «Быть знаменитым некрасиво…», «Ночь» и др. Проанализируем три эти стихотворения.

  1. В стихотворении «Во всем мне хочется дойти…» Пастернак говорит о том, что в творчестве поэта должна звучать сама жизнь. Поэт хочет написать обо всем:
  2. О беззаконьях, о грехах,
  3. Бегах, погонях,
  4. Нечаянностях впопыхах,
  5. Локтях, ладонях.
  6. Но прежде чем воспроизводить жизнь в стихах, ему надо понять суть всех явлений, которые происходят в жизни:
  7. Во всем мне хочется дойти
  8. До самой сути.
  9. В работе, в поисках пути,
  10. В сердечной смуте.
  11. Познать тайны бытия, суть окружающего мира для лирического героя этого стихотворения Пастернака необходимо, чтобы рождался стих. Поэт хочет творить в своих стихах, как творит природа:
  12. В стихи б я внес дыханье роз,
  13. Дыханье мяты,
  14. Луга, осоку, сенокос,
  15. Грозы раскаты.

В стихотворении Пастернак утверждает, что творчество, как и природа, как и человеческая жизнь, — это Божий дар. Стихотворение «Быть знаменитым некрасиво…» можно назвать поэтическим манифестом Пастернака. В нем Пастернак пишет о том, каким должен быть поэт.

Истинному поэту не надо быть знаменитым, «не надо заводить архива, над рукописями трястись.», ему должны быть чужды шумиха, успех и самозванство.

Пастернак определяет цель поэзии: «цель творчества — самоотдача», а также основные требования, которым должно отвечать творчество истинного поэта. Во-первых, это ясность и конкретность (в поэзии не должно быть «пробелов», белых пятен, то есть непонятностей).

В чем своеобразие звучания темы поэта и поэзии в лирике б.л.пастернака? (сочинение)

Тип работы: Сочинение
Язык: Русский
Дата добавления: 11.03.2020
  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

По этой ссылке вы найдёте много готовых сочинений на любые темы:

Много готовых тем для сочинений

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

Введение:

Борис Пастернак полностью посвятил себя литературе, полностью посвятив себя искусству. Он, как и его отец, художник, смог в это время запечатлеть картины настоящего, навсегда остановив ход времени.

От этого его стихи полны живости, как будто вечность живет в каждой строке.

В своих стихах он изобразил реальность как нереальную, а выдумку – очень реалистичную, чтобы показать, насколько простой может быть жизнь в нашем мире…

Тема поэзии и поэзии является одной из ведущих в творчестве Б. Пастернака. Поэт неоднократно возвращается к ней на протяжении всей своей жизни, потому что его мучают вопросы о том, что такое поэзия и кто такой поэт.

В стихотворении «Во всем, куда я хочу пойти …» мы видим настоящего Пастернака, для которого поэзия очень много значит, а поэзия – смысл жизни. Поэт в этом стихотворении говорит, что написание хороших стихов – это великая мука.

Характер поэта не совсем прост: ему важно понять истину, понять, и это не легкая работа для него. Возможно, есть даже некоторые заметки отчаяния: «О, если бы я только мог …». Для Б.

Пастернака сад, который он пытается разбить, – трудная работа, потому что для создания сада нужно приложить немало усилий: «Достигнутое достижение / Игра и мука – / Натянутая тетива / Плотный лук».

В стихотворении «Определение поэзии» мы понимаем, как много это значит для поэта. Поэзия для Б. Пастернака – «дуэль двух соловьев». Я думаю, что эта строка говорит даже больше, чем вы можете сказать. Б.

Пастернак понимает, что на творческом пути всегда будут присутствовать трудности, и поэт с этим уже не спорит, но и с этим не мирится. Вообще в своей жизни Б. Пастернак редко смиряется и подчиняется обстоятельствам. И это показывает его выбор, его определение жизни и творчества.

Поэт говорит, что «вселенная – это глухое место», понимая, что общество не всегда будет склонно к его созданию.

В другом стихотворении «Гамлет» Б. Пастернак уже размышляет о своей судьбе, о выборе, который стоит перед поэтом. Недаром Б.

Пастернак называет свое стихотворение именем шекспировского героя, что приводит читателя к мысли, что Гамлет вовсе не бесхитростен, напротив, его драма – это драма долга и чести.

Гамлет – посланник воли высших сил; его внутренняя борьба – это борьба за свою судьбу. И в конце концов, в результате огромной человеческой драмы, вывод: «Жить жизнью – это не поле, которое нужно преодолеть».

Темы поэта и поэзии в творчестве Б. Пастернака – это единое целое, потому что одно неотделимо от другого, одно является продолжением другого. Поэзия и поэзия по Б. Пастернаку – сложная работа, требующая полного погружения и посвящения.

Неразрывная связь жизни человечества и природы в поэзии Б. Л. Пастернака, — читать школьное сочинение на УкрЛибе

  • Мы крепко связаны разладом,
  • Столетья нас не развели.
  • Я волхв, ты волк, мы где-то рядом

В текучем словаре земли…

А. Тарковский

Поэзия Бориса Пастернака во многом сложна и неоднозначна. В ней нет легких и простых мыслей, нет прозрачных образов, привычных тем. Так, например, в стихотворения о любви он нередко включает философские размышления о жизни, о человеческом предназначении.

Или рисуя историю, прослеживая судьбу отдельного героя, связывает его жизнь с огромным миром, с жизнью всей планеты. Связь поколений и миров, часто присутствующая в произведениях Пастернака, оправдывает восприятие времени как единого для Вселенной вообще.

Равенство всех предметов и существ мира в ней наиболее очевидно представляется после знакомства со стихотворением “Сестра моя— жизнь”:

  1. Что в мае, когда поездов расписанъе
  2. Камышинской веткой читаешь в купе.
  3. Оно грандиозней Святого писанъя
  4. И черных от пыли и бурь канапе.

Это стихотворение — концентрация мироощущения лирического героя: равенство человека и жизни, человека и мира, жизни и мира выводит на восприятие солнца, которое, “садясь, соболезнует мне”.

Равенство предметов мира идет из взгляда на все сотворенное кем бы то ни было, как имеющее одинаковые права на существование.

Вещь сотворена, и, следовательно, вместе со своим возникновением она вошла в историю и стала равна ей.

Естественно, в неразрывной связи с окружающим миром выступает и природа, составляющая одну из главных тем поэзии Б. Пастернака. У поэта мы не встретим определенно пейзажных стихотворений.

Говоря о творчестве Б. Пастернака, В. Альфонсов отмечал, что “стихи о природе у него много шире и емче по содержанию… Природа, в сущности, — один из образов, даже синонимов жизни”. Так, природа, как реальное проявление жизни мира, встречается в стихотворении “Плачущий сад”. Здесь виден очень интересный переход от описания сада к душевному миру самого лирического героя:

  • Ужасный! — капнет и вслушивается,
  • Все он ли один на свете.
  • Мнет ветку в окне как кружевце,
  • Если есть свидетель,
  • К губам поднесу и прислушаюсь,

Все я ли один на свете…

Жизнь в природе — единственная форма существования, в ко торой лирический герой ощущает себя способным к действию, при рода становится средством приобщения к истории. То же смещение образного восприятия лирического героя заметно и в стихотворениях “Зеркало”, “Девочка”:

Дорожкою в сад, е бурелом и хаос

К качелям бежит трюмо…

  1. Огромный сад тормошится в зале
  2. В трюмо — и не бьет стекла.
  3. Отождествление себя с садом становится для лирического героя средством самовыражения: сад, как мир, характеризуется общностью существующей в нем жизни:

Из сада с качелей…

  • Вбегает ветка в трюмо!
  • Родные, громадные, с сад,
  • А характером — сестра!
  • Второе трюмо!

Пастернак прекрасно осознавал сложность собственной поэзии. Поэтому он часто давал своим стихотворениям “разъясняющие” заглавия— “Март”, “Август”, “Бабье лето”, “Зимняя ночь”, “Февраль. Достать чернил и плакать…” и многие другие.

Поэт наделяет природу человеческими чертами, утверждая мысль о том, что человек является всего лишь частью Вселенной, частью природы. М.

Эпштейн писал: “Ни у кого природа не одушевлена так, как у Пастернака; причем у нее душа озорницы, проказницы, движения которой суматошны и порывисты”. И действительно, картины природы у поэта не просто одушевлены, они предстают как неотъемлемая часть человеческой жизни.

В ней, как и в самой жизни, преобладают сумятица, непостоянство, хаос. В ней — точно так же покой, тишина и красота сменяются шумом, порывом ветра, дисгармонией. А потом снова — умиротворение и благодать:

За окнами давка, толпится листва,

И палое небо с дорог не подобрано.

Все стихло. Но что это было сперва!

  1. Теперь разговор уж не тот и по-доброму.
  2. Сначала все опрометью, вразноряд
  3. Ввалилось в ограду деревья развенчивать,
  4. И попранным парком из ливня — под град,
  5. Потом от сараев — к террасе бревенчатой.
  6. Теперь не надышишься крепью густой.
  7. А то, что у тополя жилы полопались,—
  8. Так воздух садовый, как соды настой,
  9. Шипучкой играет от горечи тополя.

Природа и человек постоянно, почти во всех произведениях поэта, идут рядом, перевоплощаются друг в друга, отражают общую душу мироздания. Но особенно ярко слияние образа природы с миром человеческой души прослеживается в стихотворении “Март”. В первый месяц весны вся природа пробуждается ото сна. Просыпается и полной грудью вдыхает новые силы и человек.

  • Солнце греет до седьмого пота,
  • И бушует, одурев, овраг,
  • Как у дюжей скотницы работа,
  • Дело у весны кипит в руках.
Читайте также:  Итоговое сочинение: Образ учителей в рассказе «Человек в футляре» А.П. Чехова

Весна сравнивается здесь с “дюжей скотницей” неслучайно. Этот образ является неким символом силы, здоровья, трудолюбия.

В то же время скотница — это реальный человек, простая труженица, всю жизнь свою проводящая рядом с природой, в ее непосредственном окружении. Таким образом, автор вплотную приближает человека к природе, а природу — к человеку.

И жизнь, которой подчинено все вокруг, проникает в каждый уголок этого мира. Цветением жизни, весной охвачены и природные явления, и атрибуты человеческого быта:

  1. Настежь все, конюшня и коровник,
  2. Голуби в снегу клюют овес,
  3. И всего живитель и виновник, —
  4. Пахнет свежим воздухом навоз.

Будучи единым целым с окружающим миром, человек только в природе ощущает родственную душу, чувства которой созвучны его собственным настроениям. Радость, надежда, вдохновение или боль, тоска, одиночество — все эти чувства одинаково присущи как миру природы, так и человеческой душе.

Так, в стихотворении “Бабье лето” мы видим постепенное угасание летнего тепла, летних ярких красок. Вместе с гибелью лета человек также впадает в уныние и грусть. Неминуемый приход мертвой зимы соотносится с душевным состоянием человека, лишенного счастья жизни, измученного, обреченного на безрадостное существование.

Его жизнь, как проселочная дорога, “спускается в балку”:

  • Что глазами бессмысленно хлопать,
  • Когда все пред тобой сожжено,
  • И осенняя белая копоть
  • Паутиною тянет в окно.

Б. Пастернак обладал уникальной способностью “подсмотреть” в природе те состояния, которые сопутствуют любым переменам в мире.

Ведь всякий рост, любое развитие всегда связаны с усилием, иногда — болезненным, после которого все предстает в совершенно другом обличье. После болезни человек возрождается, становится сильнее.

Так же после долгой зимней спячки, после длительного забытья начинает гореть новыми красками и природа:

И блестят, блестят, как губы,

Не утертые рукою,

Лозы ив…

Всеобщая взаимосвязь и взаимообусловленность, взаимоподчиненность всех составляющих мироздания отражается не только в простых и естественных, “бытовых”, повседневных отношениях природы и человека. Через образы природы Пастернак дает и определение поэзии: “Это — ночь, леденящая лист, это — двух соловьев поединок…”

  1. Не спи, не спи, художник,
  2. Не предавайся сну.
  3. Ты — вечности заложник
  4. У времени в плену, —

призывает поэт в стихотворении “Ночь”. Творчество и природа сливаются воедино, потому что и то и другая по сути являются средствами постижения мира, постижения человеческой жизни.

Именно поэтому Пастернак заявляет, что он стихи разбил бы, как сад, внес бы в них “дыханье роз, дыханье мяты, луга, осоку, сенокос, грозы раскаты”.

“Божьим миром” называл Борис Пастернак мир природы, окружающий мир, кипящий настоящими страстями, живущий настоящими чувствами, изменчивый и непостоянный, как душа человека. И человек — Божье творение — тоже является частью этого мира.

Но он также несет этот мир в себе, в своем сердце. Поэтому провести грань между природой и человеком невозможно. Как невозможно провести грань между человеком и самой жизнью. И даже само мироздание — “лишь страсти разряды, человеческим сердцем накоплено”.

Конспект. Б.Пастернак. Краткие сведения.Тема поэта и поэзии в лирике

Б.Л.Пастернак. Краткие сведения о поэте. Тема поэта и поэзии в лирике Б.Пастернака. (анализ стихотворения « Февраль достать чернил и плакать»).

Цели:

1. Познакомить с основными этапами жизни и творчества Б. Л. Пастернака.

2. Осуществить первичное знакомство с лирикой Б. Пастернака; создать атмосферу “погружения” в творчество поэта; продолжать развивать речевые навыки учащихся.

3. Воспитывать у учеников чувство прекрасного к миру, гордость, человеческое достоинство на примере жизни писателя, философское восприятие жизни.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование:  выставка произведений Б. Л. Пастернака, презентация, аудиозапись стихотворения, видиоролик, приложение к уроку.

Ход урока

I часть: ввод в тему

1.1. Здравствуйте, ребята! В начале урока я предлагаю вам прослушать стихотворение.

1.2. Звучит аудиозапись стихотворения Б.Пастернака «Гамлет…»

II часть: актуализация знаний учащихся

2.1.Вопросы после прочтения стихотворения

  • – Знакомо ли вам это стихотворение?
  • -Какие чувства оно в вас вызывает?
  • -Какое впечатление производит?
  • -Какие слова вам запомнились?
  • – В какое историческое время оно было написано?
  • – Как называется поэзия начала 20-го века?
  • III часть: Знакомство с новым материалом.

3.1. Объявление темы урока и задач

  1. Слайд №1
  2. Слайд №2
  3. Оценивание ваших ответов на уроке:
  4. -за активную работу ;
  5. -за умение ставить вопросы;
  6. -за умение анализировать текст;
  7. – за умение выражать свои мысли и чувства;
  8. -за умение составлять связный текст.

3.2. У вас на партах лежат листочки с приложением к уроку, отроем их на 2-ой странице. А теперь прослушаем внимательно биографию Б.Л.Пастернака и заполним хронологическую таблицу (Приложение №1).

– Звучит видиоролик

– А теперь проверим вашу память. После хронологической таблицы запишите два вопроса, связанные с жизнью и творчеством Б.Пастернака. зададим теперь эти вопросы друг другу, соблюдая хронологическую последовательность. Ответы должны быть развёрнутыми, связными, полными. (ученики задают друг другу вопросы).

– Итак, мы видим, что Б.Пастернак жил в сложный период развития нашей страны, когда изменения в политической и экономической сфере требовали определённых перемен и в литературе. Поэтому лирика начала 20-го века изобилует различными направлениями и разнообразием тем.

3.3. – Какие из направлений в литературе 20-го века вы уже знаете? ( символизм, футуризм, акмеизм).

– Перечислите тематическую направленность стихотворений ( тема Родины, природы, историческая тематика, философская лирика, тема поэта и поэзии).

– Вспомним , какая тема есть в лирике любого поэта, начиная от М.В.Ломоносова, Г.Р.Державина……(тема поэта и поэзии).

– Откройте приложение №2. Здесь у вас даны цитаты из стихотворений разных поэтов, посвящённых теме поэта и поэзии. Прочитаем их и определим, кому они принадлежат.(М.Ломоносов, Г. Державин, А.Пушкин, М.Лермонтов).

– А теперь обратимся к лирике Б.Пастернака и посмотрим, как эта тема звучит у него. (Слайд №3). Прослушайте стихотворение «Февраль. Достать чернил и плакать» (чтение учителя).

– В каких строчках, по вашему мнению, наиболее отчётливо прозвучала тема поэта и поэзии? Прочитайте их. (Приложение №4).

  • (Под ней проталины чернеют,И ветер криками изрыт,И чем случайней, тем вернее
  • Слагаются стихи навзрыд).
  • – А теперь мы с вами посмотрим как эта тема развивается в стихотворении, какими образами пользуется автор для раскрытия внутреннего состояния лирического героя. Для начала поработаем над словами (Слайд №4)

– Перейдём к анализу стихотворения. Прочитаем первую строфу (Слайд №5).

Февраль. Достать чернил и плакать!Писать о феврале навзрыд,Пока грохочущая слякотьВесною черною горит.

– Какая картина предстаёт перед нами в первой строфе? ( конец февраля, наступает весна, она наполняет людей чувством радости полноты жизни, обновления, начала чего-то нового, половодьем чувств, которые нахлынули).

– Каким словом поэт передаёт сильные чувства лирического героя? (навзрыд).

  1. Прочитаем вторую строфу
  2. Достать пролетку. За шесть гривен,Чрез благовест, чрез клик колес,Перенестись туда, где ливень
  3. Еще шумней чернил и слез.

Как тема порыва чувств лирического героя передаётся во второй строфе? Какую часть речи использует автор для передачи движения? (Лирический герой не сидит на месте, он весь в движении. О нём рассказывают глаголы. Обратим внимание, что они стоят в форме инфинитива, которая имеет оттенок побуждения к действию со стороны природы).

Лирический герой бросается навстречу природе, её стихии, его не останавливает даже Благовест. Он мчится через него в неизведанную даль, тревожную, полную испытаний.

  • Прочитаем третью строфу
  • Где, как обугленные груши,С деревьев тысячи грачейСорвутся в лужи и обрушат
  • Сухую грусть на дно очей.
  • – Куда же мчится герой? ( герой мчится навстречу весне, навстречу чему-то новому, неизведанному)
  • – Как вы понимаете строчки:

Сорвутся в лужи и обрушат Сухую грусть на дно очей? ( Поэт всегда рисует не просто картину, а состояние души. Состояние природы раскрывает состояние самого героя. Образ «сухой грусти» , обрушившейся на «дно очей» предполагает рождение ассоциации с глазами влажными от слёз).

– Какими средствами художественной выразительности пользуется автор в этой строфе?( эпитет – «грохочущая слякоть», сравнение – «грачи, как обугленные груши», метафора – 2сухую грусть на дно очей»).

– Мы видим, что герой переполнен эмоциями. Его эмоциональность автор подчёркивает, употребляя приём аллитерации ( повтор звука р : груши, деревьев, грачей, сорвутся, обрушат, грусть).

Звук р сближает голос природы с голосом лирического героя, рыдающего навзрыд. Звук л рядом с плачем звучит как благовест, клик колёс, ливень, шумней чернил, лужи.

Этот звук рождает чувства благости, умиротворения.

  1. Прочитаем четвёртую строфу
  2. Под ней проталины чернеют,И ветер криками изрыт,И чем случайней, тем вернее
  3. Слагаются стихи навзрыд
  4. -Какая картина предстаёт перед нами в последней строфе?

( Весна вступает в свои права и чем больше чувств, переживаний испытывает поэт, тем вернее слагаются его стихи. Потому что только в творчестве поэт может выразить свои чувства. Для поэта в жизни всегда опорой будут стихи и в этом поможет ему природа, с которой он составляет неразрывное целое.)

– Такая противоречивость ( тревога, навзрыд – благость, умиротворение) была свойственна Б.Л.Пастернаку. Отсюда неслучайно в его творчестве приёма антитезы. Например, образ «сухой грусти», обрушившейся «на дно очей» в 3-ей строфе противопоставлен с «глазами влажными от слёз» в 1-ой строфе.

– Что в стихотворении становится средством сближения таких вещей как весна, грачи, проталины, чернила? ( Чёрный цвет.

Он у Б.Пастернака не лишён мрачности, он знаменует победу весны над зимой).

– Итак, творчество по Б.Пастернаку – это продолжение процессов, происходящих в природе через чувства поэта.

IV часть: Итоги урока

– А теперь ещё раз прочитаем стихотворение Б.Пастернака «Февраль. достать чернил и плакать» (читает ученик, выучивший предварительно стихотворение наизусть).

  • – Домашнее задание : выучить стихотворение наизусть, подготовить его анализ.
  • РЕФЛЕКСИЯ
  • – Звучит аудиозапись стихотворения Б.Пастернака «Во всём мне хочется дойти до сути»

– Что вы думаете о поэзии Б.Пастернака?

– Что вам понравилось в его стихотворениях?

Ссылка на основную публикацию