Учение с увлечением сочинение изложение

изд-во: Детская литература,1979 г.

Учение с увлечением сочинение изложение

Попробуем  порассуждать.   Что   происходит,  когда   нам предстоит сесть за скучную работу? Мы заранее знаем, что она скучна, что ничего у нас не получится.

Работа еще не началась, а уже скучно! Действует «установка»: так, в цирке выходит клоун, еще ничего не сказал, а нам уже весело — мы заранее знаем, что будет весело, у нас установка на веселье. Однако установку можно изменять по собственной воле, потому что она поддается влиянию воображения. Это доказано в опытах.

Если бы мы могли вообразить, что будет интересно, мы внутренне настроились бы на интересную работу, а это как раз нам и нужно на первых порах! Вообразить? Это кажется доступным… Итак, задача сводится к тому, чтобы каким-то образом настроить себя на интересное, привести себя в хорошее настроение.

Но эту задачу решить можно, потому что известно: человек смеется, когда ему весело, но даже грустному становится веселее, если его каким-то образом рассмешить.

Некоторые психологи считают, что и грустно нам потому, что мы плачем, а не наоборот! И боимся мы потому, что дрожим, а не потому дрожим, что боимся! Это не совсем верно, но что связь между нашими действиями и нашими чувствами двусторонняя — это несомненно. В человеке все взаимосвязано, все причины и следствия постоянно меняются местами.

Его книга написана в жанре монолога, как будто читаешь или слушаешь лекцию увлеченного своим делом педагога. В ней содержится кладезь ценных советов, примеров из жизни, конкретных методик по следующим вопросам: как научить ребенка с удовольствием делать уроки и обучаться новым знаниям, как развивать усидчивость и волю. Книга предельно информативна, и такие советы никогда не устареют.

Спрашивают: разве может всякая работа быть увлекательной?

Может! Присмотримся к окружающим нас людям. Одни за всякую работу берутся серьезно, с охотой, даже если это мытье посуды или другая вроде бы нудная домашняя работа. Старое правило: все, что стоит делать, стоит и того, чтобы делать хорошо. Другие же, наоборот, стонут от всякой работы, она кажется им обременительной и скучной.

Ах! Опять эта посуда! Ах! Опять идти на работу! Ах! Ах! И всегда кажется, что есть на свете какие-то другие, более интересные дела… Катастрофическая неспособность увлекаться любой работой заложена в таких людях еще в детстве. Это самые несчастные люди. Среди них больше всего завистников.

Есть молодые люди, которые знакомятся с одной девушкой, потом с другой, третьей, и кажется им, что и та нехороша, и другая, и третья… А вот четвертая будет хороша. Но и четвертая будет не по душе, потому что молодой человек не умеет любить, не научился… Точно так же и с работой.

Исполнение долга приносит радость, чувство удовлетворения, и если этого нет, значит, что-то не так с человеком, неправильно он воспитан, неправильно понимает жизнь.

Методики Соловейчика помогают самим родителям обострять свою внимательность. Вот, какую историю рассказывал автор в одной из своих статей: он читал пятилетнему сыну сказку, хорошую сказку, содержавшую незамысловатое, но полезное поучение насчет того, что трудиться — хорошо, а лениться — плохо.

Он читал с выражением, стараясь привлечь внимание малыша к каждому слову, а мальчик странно ерзал на стуле, не успокаиваясь ни на минуту, но не сводил с отца внимательных глаз. Симон Львович признает, что в такие моменты невольно ощущаешь в душе раздражение — другое дело, что ни в коем случае нельзя ему давать волю.

И только, когда сказка, наказав ленивых и наградив трудолюбивых, закончилась, он, отложив книгу, понял, что же происходило.

«Я, — пишет он, — сидел за столом вполоборота, удобно облокотившись и раскрыв перед собой книгу; сыну очень понравилась эта уютная поза, и он захотел сесть так же, но малыш не мог дотянуться, стол был слишком высокий, и его локоть все время соскальзывал, а он все же вновь и вновь повторял эти попытки. Вот так и получилось, что я думал, что учу его трудолюбию, а оказалось, что всего лишь учил облокачиваться».

Умственная работоспособность человека не одинакова в течение суток. С двух часов дня она понижается. К четырем-пяти часам вновь повышается, а в семь-восемь часов вечера все показатели стремительно падают. Человек, который утром правильно решил сто арифметических примеров, в семь-восемь часов вечера решит только семьдесят.

Таким образом, самое невыгодное для себя, что мы можем только придумать, — это делать уроки вечером, после семи часов. Придется тратить времени на тридцать процентов больше. У первоклассника занятия наиболее продуктивны в течение часа, у ученика третьего-четвертого класса — полтора часа, у пяти-семиклассника — два или два с половиной часа.

После этого времени работоспособность существенно падает, а после трех часов работы усталость наступает так быстро, что сидеть за столом фактически бесполезно. Самая низкая трудоспособность — в субботу. Максимальная трудоспособность — во вторник и в среду. С четверга она начинает понемногу падать.

Это не значит, конечно, что в пятницу можно не делать уроков; но если есть задание на неделю, то выгоднее делать его в дни максимальной трудоспособности.

Он называл свой метод «воспитание без воспитания». Успехи в воспитании детей, прежде всего, зависят от степени родительского внимания, фантазии, а вовсе не от количества знаний, почерпнутых из нужных книг.

Но лучший способ развить внимание — научить себя быть внимательным к людям. Здесь нам придется говорить то, о чем уже говорилось в предыдущей главе, но это неизбежно. Учение в школе неразрывно связано с учением в жизни, с отношением человека к человеку. Все способности развиваются не только за книгами, но и в обычной жизни. Так и с вниманием.

Каждая встреча с другом, с знакомым, малознакомым, случайным человеком, каждая такая встреча, пусть самая мимолетная, заставляет собранных людей обратить все свое внимание именно на этого человека.

Не разговаривать рассеянно, ни к кому не относиться пренебрежительно, никогда не «спать» в момент общения, а полностью сосредоточиться на том, с кем мы разговариваем, заметить его состояние, постараться понять его.

Что значит сосредоточиться на том человеке, с которым мы разговариваем, работаем, играем, идем по улице? Это значит отвлечься от себя, от своих собственных мыслей и мыслей о себе самом. Но как раз эта способность отвлекаться от мыслей о себе, от своих забот — как раз эта способность и лежит в основе внимания, как раз она и необходима, когда садишься за уроки.

Читая Соловейчика, вспоминаешь документальные фильмы советской эпохи об известных педагогах, толкающих пламенные речи, дирижирующих указками. Наверняка автор был превосходным оратором, ораторская (эмоциональная, напористая) манера несколько сбивает, мешает концентрироваться на тексте. Но она же и вдохновляет, заставляя поверить в каждое слово.

Наша память устроена так, что она сама удерживает все, что нам интересно, важно, необходимо для жизни, и нетрудно понять, почему она так устроена. Иначе голова была бы захламлена тысячами ненужных вещей. Память удерживает только нужное!

Учить, не стараясь выучить, учить без цели, без желания — пустое занятие, глупая растрата времени и сил. Память изо всех сил сопротивляется, ей не нужно то, что мы учим — а мы вдалбливаем, вдалбливаем… Может ли быть более глупый способ заниматься? Это доказано и в опытах психологов.

Испытуемых просили выучить наизусть ряд бессмысленных слогов и записывали, сколько повторений для этого потребовалось. Потом старались как-то заинтересовать их в работе: устраивали соревнование или обещали награду.

И людям с той же самой памятью нужно было чуть ли не вдвое меньше повторений для заучивания таких же бессмысленных слогов. Интересно, что многие ребята на опыте своем открыли этот закон и научились пользоваться им.

Они старались мысленно поставить себя в такое положение, в котором сегодняшний урок крайне необходим, — и сразу обострялась память, и сразу становилось легче и интереснее учить даже самый ненавистный урок!

Очень трогательно выглядят цитаты из писем школьников, можно не сомневаться, что Соловейчику – как космонавту или артисту – присылали письма мешками.

Но не побоимся рядом с этими вечными строками поставить письмо маленького мальчика из Красноярска, пусть оно и закончит книгу: «Я Шакиров Вадим. Самый хороший предмет у меня русский язык. Плохого предмета у меня нет. Я по всем предметам учусь хорошо. Напишите ответ, что делать дальше».

Такие книги невозможно оценить, они вне времени – Соловейчик, Корчак, и еще много-много других известных педагогов, вошедших в историю. Особо рекомендуется для прочтения родителям школьников и тем, у кого дети вот-вот пойдут в школу. Напоследок – цитата из статьи, напечатанной в газете «Первое сентября», – кстати, основанной С.Соловейчиком.

«Он говорил неслыханные вещи, поэтому на него не могла не ополчиться казарменная педагогика. Да и сегодня многие ли с ним согласятся и, главное, многие ли из нас готовы за ним последовать?

“…своих детей надо оставить в покое…”

“…нельзя разоблачать детей, что бы они ни совершили…”

“…иногда приходится спасать детей от детского сада, от школы, от порядка…”

“…в школе нельзя публично обсуждать детские поступки и слабое учение…”

“…детей нельзя упрекать…”

«Учение с мучением» или «Учение с увлечением»

Школьное сочинение – это не обязательно сложно и скучно. Если тебя просят высказать свое мнение, это очень даже интересно. Например, учитель русского языка и литературы СОШ № 2 О.Г. Чернявская дала восьмиклассникам задание написать сочинение на тему «Учение с мучением» или «Учение с увлечением». Вот что по этому поводу думают школьники.

Учение с увлечением

Учиться можно с мучением и увлечением. Выучить урок с мучением – значит запомнить предмет на один день, а потом все забыть, с увлечением – выучишь и гордишься собой за это, помнишь предмет.

Мои любимые предметы в школе: алгебра, физика и литература. Мне очень нравится решать задачки по точным наукам, а также читать прозу и стихи.

Читайте также:  Сочинение 15.3 «Драгоценные книги» по тексту Лиханова

Труднее всего дается английский. Это неродной и непонятный мне язык. Нет, выучить я его могу, но с трудом и усилием. Особенно трудно даются английские слова и их произношение. Сядешь за стол и через «не хочу» начинаешь учить.

Вроде все выучила, даже написала правильно. Закрою книгу и берусь за другое дело, через некоторое время повторяю английский, а большую часть не помню.

Но бывают темы, которые понимаю легко, просто и быстро, вот тогда появляется желание учить неродной язык.

Скорее всего, причиной мучения является моя собственная лень. Не вызывает у меня интерес этот урок, и поэтому я не хочу его учить. Как устраняю причины моей нелюбви к предмету? Слушаю записи на английском языке, смотрю фильмы, пытаюсь читать больше на английском. Я понимаю, что знание иностранного языка мне очень пригодится в жизни.

Нужно учиться с увлечением, но для этого надо обязательно полюбить и понять предмет. Ведь учиться с увлечением гораздо легче и интереснее, чем с мучением.

Настя Кикота.

Учение с мучением

Что же такое учение с мучением? К сожалению, у многих учеников получается иногда учение с мучением. У меня самого так бывает. Нужно выполнить домашнее задание по химии. Этот предмет я не очень люблю.

И вот хожу по комнатам, посмотрю телевизор, поиграю с младшим братом, но никак не могу заставить себя пойти в свою комнату, сесть за стол и открыть учебник. Мысль о невыученных уроках не покидает меня. И тут раздается голос мамы: «Семен, быстро с химией ко мне!» Я раскрываю книгу, а в ней все так непонятно, скучно, неинтересно.

Под маминым присмотром я кое-как выучиваю устный материал и решаю задачи. С радостью откладываю этот учебник на несколько дней до следующих мучений.

А что же такое учение с увлечением? Я всегда с удовольствием выполняю домашние задания по русскому языку и алгебре. С радостью берусь за трудные упражнения и задачи, использую различные справочные материалы, иногда заглядываю в компьютер. Очень доволен, что мои труды не проходят даром и у меня все получается.

Я думаю, что причинами мучений является следующее: нежелание заставить себя что-то делать, неумение внимательно слушать на уроках, непонимание того, зачем нам это нужно.

Учась в восьмом классе, я еще не очень четко представляю себе свое будущее. Поэтому, наверное, и случается учение с мучением.

Семен Лысенко.

Учение с увлечением

…Вот главная причина наших школьных бед и неприятностей, вот что мешает многим из нас получить достойное образование: неумение заинтересоваться учением!..

Долгое время считали, что без скуки учения вообще нет, а нелюбовь к учению — обычное, естественное явление. В некоторых странах учителям до сих пор разрешено бить детей на уроках.

Считают, что это нормально: дети не хотят учиться, а учитель заставляет их…

…Учение с увлечением — это вовсе не учение с развлечением. Школа не цирк, она не может развлекать, не должна этого делать. Школа — труд, серьезный, долгий, иногда и тяжелый умственный труд…

Итак, учеба — это труд, а труд — это преодоление чего-то. Преодолеть что-то можно только приложив усилие физическое или умственное. Поэтому запомни: там, где нет преодоления, там нет развития. Но преодолевать будет легче, если есть интерес, мотив.

Например, играть в футбол интереснее, чем пробежать 3 км, но результат будет одинаковым.А как быть, если работа не интересна? Например, чтобы научиться играть на фортепиано, нужно 100 раз в день играть скучные арпеджио и гаммы.

Путь один: приучить себя везде работать с интересом, никогда не теряя чувства полноты жизни.

…Спрашивают: разве может всякая работа быть увлекательной? Может! Присмотримся к окружающим нас людям. Одни за всякую работу берутся серьезно, с охотой, даже если это мытье посуды или другая вроде бы нудная домашняя работа. Старое правило: все, что стоит делать, стоит и того, чтобы делать хорошо.

Другие же, наоборот, стонут от всякой работы, она кажется им обременительной и скучной. Ах! Опять эта посуда! Ах! Опять идти на работу! Ах! Ах! И всегда кажется, что есть на свете какие-то другие, более интересные дела… Катастрофическая неспособность увлекаться любой работой заложена в таких людях еще в детстве. Это самые несчастные люди. Среди них больше всего завистников.

Есть молодые люди, которые знакомятся с одной девушкой, потом с другой, третьей, и кажется им, что и та нехороша, и другая, и третья… А вот четвертая будет хороша.

Но и четвертая будет не по душе, потому что молодой человек не умеет любить, не научился… Умение работать с любовью на всякой машине, умение с увлечением заниматься любым необходимым и важным делом, умение искать и находить интерес в нем — это свойство характера самому можно воспитать в себе…

Могут ли все учебные предметы в школе быть интересными? Могут! Каждому человеку одними предметами легче увлечься, а для того, чтобы полюбить другие, требуются определенные старания. Культурному человеку это не страшно.

Культурный человек приучает себя ко всем предметам относиться творчески, увлеченно, с уважением. Он не позволяет себе делать какую-нибудь работу со скукой.

Здоровый, нормально развивающийся человек никогда не скучает, не знает, что такое скука…

…Вспомним какое-нибудь занятие, которое мы любим, са­мое простое. Ну, скажем, катание на коньках. Если мы любим кататься, значит, мы вполне прилично держимся на льду, не хуже других, и уж, во всяком случае, не стыдимся ходить на каток. Кто не может устоять на коньках, тому и мысль о катке ненавистна.

А кто не пробовал выйти на лед, тот просто равнодушен к катанию.Катание на коньках само по себе не интересно и не скучно: все зависит от того, насколько хорошо умеем мы кататься.И так все в жизни, тут нет никакого открытия: интерес прячется не в делах, не в занятиях, а в нас самих. Что умеем делать хорошо — то и любим. Чего не умеем — того и не любим.

Любовь всегда требует хоть немного взаимности!..

Порочный круг

…Неинтересно потому что не занимаешься, а не занимаешься потому что неинтересно!

Вот серьезная беда всех, кто не успевает в школе. К несчастью, эту беду не всегда замечают. Рассуждают просто: сиди да учись! И не принимают во внимание, что как раз это и есть самое трудное — сесть за книги. Сил не хватает, потому что нет интереса…

… сколько бы человека ни ругали, сколько ни объясняли бы ему, что география увлекательна, а геометрия полезна, а литература необходима, сколько бы ни повторяли, что не учиться — стыдно, дело с места не сдвинется, потому что причина слабого учения остается: заколдованный круг продолжает вертеться, одни только двойки слетают с него…

Интересный пример из жизни

…В начале века одного немецкого революционера посади­ли в тюрьму, да не просто в тюрьму, а в камеру-одиночку. Заключенных заставляли целыми днями заниматься нудной работой, вроде плетения дамских соломенных шляпок. Многие не выдерживали, заболевали от скуки, от тоски, сходили с ума, умирали.

Скука убивает, и чем моложе человек, тем опаснее скука для его здоровья.Что было делать революционеру, о котором идет речь? С отвращением плести шляпки? Его ждала гибель. Тогда он понял: единственная возможность спастись — самому заинтересовать себя работой.

Найти интерес в плетении дамских соломенных шляп! Надо, решил он, не просто плести их, с тоской выполняя ежедневный урок и ожидая с нетерпением окончания дня, а плести с увлечением, с азартом, с удовольствием! Каким-то образом — а каким, не известно — революционер сумел заинтересоваться плетением шляпок, стал работать с увлечением.

Время в ужасной одиночке потекло быстрее. Здоровье человека и ум его сохранились, он вышел из тюрьмы бодрым и энергичным и мог вновь приступить к подпольной работе…

Разрываем порочный круг

…Попробуем порассуждать. Что происходит, когда нам предстоит сесть за скучную работу? Мы заранее знаем, что она скучна, что ничего у нас не получится.

Работа еще не началась, а уже скучно! Действует «установка»: так, в цирке выходит клоун, еще ничего не сказал, а нам уже весело — мы заранее знаем, что будет весело, у нас установка на веселье.Однако установку можно изменять по собственной воле, потому что она поддается влиянию воображения. Это доказано в опытах.

Если бы мы могли вообразить, что будет интересно, мы внутренне настроились бы на интересную работу, а это как раз нам и нужно на первых порах! Вообразить? Это кажется доступным…

…Итак, задача сводится к тому, чтобы каким-то образом настроить себя на интересное, привести себя в хорошее настроение. Но эту задачу решить можно, потому что известно: человек смеется, когда ему весело, но даже грустному становится веселее, если его каким-то образом рассмешить.

Некоторые психологи считают, что и грустно нам потому, что мы плачем, а не наоборот! И боимся мы потому, что дрожим, а не потому дрожим, что боимся! Это не совсем верно, но что связь между нашими действиями и нашими чувствами двусторонняя — это несомненно.

В человеке все взаимосвязано, все причины и следствия постоянно меняются местами…

Генеральный план борьбы с порочным кругом, мешающим учиться.

…Если нам так важно садиться за работу с определенным настроением, а настроение зависит от поведения, то надо сначала посмотреть, что же с нами происходит, когда мы принимаемся за любимую работу.Мы потираем руки от удовольствия.Мы улыбаемся.Мы тщательно готовимся, предвкушая удовольствие.

Мы словно говорим себе: «Я люблю тебя, ботаника! Я с удовольствием почитаю, что написано в книге, и с удовольствием буду учить!» Другими словами, мы производим ряд физических (потирание рук) и мысленных действий.

Вот точно то же самое надо делать тогда — и особенно тогда! — когда садишься за приготовление уроков по нелюбимому предмету…

Психологическая подготовка плюс тщательность в работе…

…Глубокое заблуждение считать, будто мы плохо работаем оттого, что нам скучно и неинтересно. Дело обстоит как раз наоборот: нам неинтересно оттого, что мы работаем плохо, не тщательно, без духовной активности! …

…Кто старается работать лучше, тому интересно, кто отлынивает от работы — тому скучно…

Читать онлайн "Учение с увлечением" автора Соловейчик Симон Львович – RuLit – Страница 10

  • Но можно и ещё более решительно перестроить свою работу так, чтобы освободить время для общего развития.
  • Вот что советовал учитель Василий Александрович Сухомлинский своим ученикам: после того, как вы вернулись из школы домой (если уроки в первой смене), всю вторую половину дня надо проводить отчасти на воздухе, отчасти за книгами, не относящимися прямо к урокам, отчасти — в кружках, на факультативных занятиях, за работой в саду, в спортивных секциях.
  • Почти весь день — любимым, и только любимым занятиям!
  • Но как же быть с уроками?
  • Сухомлинский советовал: делайте большую часть уроков утром, до школы.
  • Вставайте в 6 часов утра, и за два утренних часа вы поработаете успешнее, чем за четыре вечерних!
  • Утром голова человека работает продуктивнее, и задачи решаются быстрее, и всё запоминается прочнее.

Утром никто и ничто не отвлекает. Никаких соблазнов. Нелепо же вставать в шесть утра, чтобы играть с котёнком!

Утром всё делаешь хорошо и быстро, потому что деваться некуда. Цейтнот — нехватка времени. А в цейтноте — и при большом желании, и если нет страха — ум человеческий работает очень быстро.

Менделеев долгое время мучился над своей таблицей, но вот настал день, когда ему надо было надолго уезжать из города и отрываться от работы. Именно в этот последний день, в цейтноте, утром блеснула у него догадка, а к вечеру готовая «таблица Менделеева» была послана в типографию, и учёный уехал по своим делам.

Разумеется, для того, чтобы рано встать, надо и спать ложиться пораньше. Кстати, Сухомлинский напоминал ребятам, что сон до 12 часов ночи полезнее и приносит больше отдыха, чем сон после 12-ти. Человек, который спит с 10 часов вечера до 6 часов утра (8 часов), высыпается лучше того, кто спит с 11 вечера до 8 утра (9 часов).

Одна женщина с Дальнего Востока рассказывает, как она использовала совет Сухомлинского в своей семье.

Читайте также:  Оценка пугачевского бунта Пушкиным и Есениным

У неё два сына-старшеклассника, в девятом классе и в десятом. Ребята сидели над уроками день и ночь, очень уставали, здоровье их пошатнулось, времени на любимые занятия не было. Что делать?

Установили такой режим: подъём в 5 часов 30 минут, зарядка, умывание, первый завтрак — стакан молока — 15 минут; 5 час. 45 мин. — 8 час. — приготовление уроков, 8 час. — второй завтрак (горячий); в 8 час. 15 мин. — уход в школу. После школы до 21 часа — время свободное. Перед сном (в 21 час) приготовить всё по расписанию на утро.

«Не описываю, как мы волновались, — рассказывает мама.

— Необычно, не верилось, что всё это возможно, что вместо 4—6 часов занятий — 2 часа, и лишь изредка (смотря по расписанию) занятия вечером — например, когда перевод большой или две математики.

Но ребята сразу оценили преимущества такого режима и только очень удивлялись: «Как же так, я стихотворение Маяковского ровно десять минут учил? Математика идёт утром очень легко, запоминаешь тоже быстро».

Ребята занимались по такому режиму целый год, стали хорошо учиться, и здоровье их улучшилось. Словом, утренние занятия пошли на пользу.

После долгих колебаний решено было рассказать об этой системе ребятам.

Некоторое время спустя вновь стали приходить отчёты об опыте. Всё-таки это очень интересно — экспериментировать с самим собой!

«Вначале было страшновато: а вдруг просплю и пойду в школу с невыученным заданием? Но всё-таки, несмотря на то, что учебный год подходил к концу, я начала жить по новому режиму. И теперь об этом не жалею.

Встал вопрос: как не проспать подъём? Но всё получилось лучше, чем я ожидала. Вначале я просыпалась лишь по звонку будильника, а потом и без него. Ровно в 5.30 уже на ногах!

Сначала я теряла много времени попусту. Потом дела пошли на лад. Я действительно выучивала стихи буквально за 10 минут, параграф запоминала после одного прочтения. Результаты, как и ожидалось, отличные. Я перешла в 8-й класс с хорошими оценками.

Вот уже прошла первая четверть нового учебного года. Я продолжаю жить по режиму Сухомлинского.

До свидания. Учение с увлечением!»

(Мария Копач, г. Инта, Коми АССР.)

«Я занимаюсь по системе Сухомлинского неделю. Уроки теперь делать значительно легче. Советую всем, кто переходит на систему Сухомлинского, делать пусть короткую, но энергичную утреннюю зарядку. Времени, отведённого мной на уроки, хватает, даже остаётся.

1,5 часа вместо 3—4! Свободное время я провожу в основном над книгами. Самое трудное было — научиться быстро засыпать. А то вечером лежишь без сна, а потом «клюёшь носом». Я сагитировал и моего друга Вову Злобина, и мы теперь занимаемся так вдвоём, хотя и по отдельности. Остальные ребята подшучивают.

Но уверен, в будущем году «утренников» будет гораздо больше!»

Итак, «утренник» — это не праздник в школе. «Утренник» — это человек, который делает уроки утром…

Вот ещё письма от «утренников» и «утренниц»:

«До этого я всегда делала уроки очень долго и томительно, всегда ужасно уставала. Никогда не оставалось времени на любимые занятия. Никогда я не выходила за пределы учебника.

Но вот я прочитала о совете Сухомлинского, Я решила испытать свою волю.

Два дня вставать не хотелось, и вместо того, чтобы вникать в условие задачи или в содержание параграфа, я высчитывала, сколько минут мне бы осталось поспать, но я не сдалась — попробовала раз, другой, третий, никаких сдвигов.

Я снова стала делать уроки днём. Но вот задали нам решить дома очень трудную задачу. Сколько я ни билась — решить не могла. И я решила ещё раз сделать её утром.

Встала в 6 часов утра. Умылась, убрала свою постель и стала решать задачу. Я не думала ни о чём, кроме задачи, и решила её за 30 минут. А вечером я её решала примерно 2 часа. С тех пор я встаю в 5 часов утра и делаю уроки, а днём я читаю, гуляю, записалась в спортивную секцию. Вот как помог мне совет Василия Александровича!»

(Люда Сазонова, г. Красноярск.)

«Я учусь в 5-м классе и занимаюсь в балетной школе. В общем, дел хватает. Часто я пропускала занятия в балетной школе из-за большого количества уроков, заданных в школе. А когда узнала об этом способе, я так обрадовалась, что и передать нельзя.

Теперь я прихожу из школы, немного гуляю, потом иду в балетную школу. Утром просыпаюсь в 5 часов и превосходно делаю уроки. Теперь я хорошо стала заниматься и в общеобразовательной школе, и в балетной. Огромное вам спасибо»

(Ольга Егорова, г. Куйбышев).

«Решил я провести этот «опасный» эксперимент. Для меня он не опасен, так как я учусь во вторую смену. Но, встав сегодня в 6 утра, я с 6.30 начал делать уроки по трём предметам и сделал… за 40 минут против 1,5 часа. Я вот что могу сказать по этому поводу.

Вряд ли здесь особенную роль играет то, что утром человек лучше запоминает, то есть что утром мозг работает лучше. Депо, видимо, в том, что утром легче сконцентрировать внимание на чём-то одном.

Постараюсь вести далее своего рода дневник, куда буду заносить все те данные, которые появятся»

(Николай Жернаков, с. Наровчат, Пензенской области).

«Я решила попробовать делать уроки утром. Начала я на следующий день. За всё время проведения этого опыта я ни разу не проспала. Вставала я около шести, иногда в полседьмого. Но утром я делала не только уроки, я занималась и другими делами. Всего у меня на уроки уходило минут сорок.

Зато днём у меня было много свободного времени. И успеваемость повысилась. Опыт я проводила с 29 апреля, а сейчас уже 14 мая. Но вообще-то я не считаю, что у меня есть сила воли или твёрдый характер. Просто я привыкла делать так, как захочу.

А когда делаешь то, что хочешь, и жить интересно»

(Альбина Эрбис, д. Большая Ченчерь, Тюменской области).

Однако обнаружились и затруднения.

Алла Москаленко из Челябинска никак не может встать утром: «Вот сегодня я хотела встать в 5 часов, и главное, меня разбудили честь по чести, и представляете, я не встала, вот не хватает воли подняться с постели, но я лежу с открытыми глазами и ругаю себя, что не поднимаюсь. Всё равно не могу, и всё».

Читать

Симон Львович Соловейчик.

Учение с увлечением

— Да какой это роман! — возмутится читатель, перелистав страницы книги. — Это не роман, а обман!

Нет обмана. Роман. Потому что о любви, потому что в книге десятки героев, а действие её происходит по всему миру. Чем не роман?

Это роман о любви к учению, такой же драматичной, как и всякая любовь: здесь страдания, страсти, томление, надежды и разочарования, через которые проходит каждый человек.

В учении всё зависит от науки, от учителя и от ученика.

О науке написаны десятки миллионов книг. Для учителя — миллионы, А для ученика?

Есть руководства для юных конструкторов, созданы инструкции по разведению рыбок в аквариуме, есть самоучители игры на гитаре. Но книги о любви к учению нет!

Ужасная несправедливость!

Этот роман — попытка исправить положение. Автор был бы мошенником, если бы уверял, будто всякий, кто в ночь прочтёт книгу, наутро проснётся отличником. Конечно, нет! Все советы в этой книге ещё нуждаются в дополнительной проверке, потому что главная наша цель — не советы, а исследование, опыты на себе.

На первых порах в исследовании участвовало больше трех тысяч экспериментаторов от десяти до шестнадцати лет. Они поставили первые опыты, провели первые наблюдения, и автор приносит им глубокую благодарность за труд, за веру и за самоотверженность.

Но кто продолжит это важное исследование в одной из самых таинственных областей человеческой жизни — в науке хорошо учиться?

Может быть, вы, читатель?

Учение с увлечением!

Глава 1.

Учение

1

Проделаем такой фантастический опыт. Помножим число людей на Земле на число мыслей, какие только приходят в голову человеку за всю его жизнь. Произведение получится огромным. Теперь прикинем, как распределяются мысли людей по содержанию, о чём люди думают.

  • Если не быть слишком строгими в подсчётах, то можно сказать, что приблизительно из каждых ста мыслей
  • девяносто — о практических заботах сегодняшнего дня, о себе и окружающих людях;
  • девять — о всей своей жизни и о всей стране;
  • одна мысль — о вечности и человечестве.

Люди думают о дне, о жизни и о вечности. Люди думают о себе, о стране и о человечестве. Мысли, не выходящие за границы сиюминутных забот, занимают почти всё наше время — иначе быть и не может. Нельзя вечно думать о вечном: человек живёт сейчас, а не в будущем. Но нельзя, невозможно не думать и о высоком — о людях, о стране, о вечности и человечестве.

Вот круг на плоскости. В нём можно разместить неисчислимое множество точек. Но только одна точка из этого множества — центральная, центр. Она одна в бесконечном числе других точек, но она определяет место всего круга.

Так и среди мыслей наших есть центральные мысли; и что с того, что мы не сосредоточиваемся на них с утра до вечера, что не каждый день они приходят в голову? Они есть, эти центральные мысли, и именно они определяют центр тяжести нашей души, её устойчивость, составляют духовную жизнь человека.

  1. Все остальные главы этой книги будут посвящены сугубо практическим вещам, деловым проблемам учения.
  2. Но несколько минут жизни, несколько первых страниц книги посвятим главным, трудным, центральным мыслям.
  3. 2
Читайте также:  Краткое содержание 17, 18, 19 глав повести Александра Куприна «Поединок»

Центральные мысли обладают тем свойством, что они касаются вопросов, на которые нет простого, абсолютно ясного и для всех одинакового ответа. Потому они и занимают людей тысячелетиями. Например: «Зачем человек живёт?» Или вытекающий отсюда вопрос: «Зачем человек учится?»

Само собой разумеется, что книга про учение должна открываться разъяснениями, зачем же человеку учиться. Пожалуй, и читатель будет расстроен, если автор не убедит его, что учиться — хорошо, а не учиться — плохо. Что хорошо учиться — лучше, чем учиться плохо. Что ученье — свет, а неученье — тьма.

Признаться, я с этого и начал: я написал не одну, а несколько глав, в которых доказывал, что учиться — это хорошо, а не учиться — плохо. Я привёл прямые доказательства и доказательства от противного, собрал мнения многих мыслителей, подобрал примеры из жизни великих людей, доказывающие, что ученье — свет, свет и свет, А неученье — тьма.

Темень тёмная и непроглядная.

Даже предельно невежественный человек, тот, для кого неученье не тьма, а именины сердца, — даже он, прочитав эти главы, дрогнул бы душой, задумался бы о своей неправильной жизни и, сам того не замечая, потянулся бы к учебнику ботаники, всем существом своим осознав, что ученье (вы слышали?) — свет, а неученье, что там ни говори, — тьма.

Но не дрогнет ничья душа. Никто не прочитает прекрасные главы. Я их выбросил. Никому они не нужны. Потому что любой читатель, только попроси его, с изумительным вдохновением докажет, что ученье — свет, а неученье… Докажет и это: что неученье — тьма!

Нет такого вопроса — «Зачем учиться?»

Сколько мир стоит, все, у кого была возможность, учились. И в древнем мире, о котором мы много знаем, и в средние века, о которых мы знаем меньше, и в «век девятнадцатый, железный», и в наш атомный век вопрос решался и решается просто: у кого есть средства учиться, тот и учится.

Состоятельные люди никогда не спрашивали, зачем учиться, а посылали своих детей в школы, гимназии и университеты. Никто из ныне здравствующих миллионеров не пишет в газеты письма с мучительным вопросом: «Зачем учиться?» Они отправляют своих детей в школы сверх дорогие и сверх прекрасные.

Возможность получить образование всегда сопутствовала богатству.

Вслушаемся в слова: образование дают, образование получают… Дают и получают — как наследство, как богатство.

В нашей стране образование бесплатное, чтобы все дети получили одинаковую возможность учиться, независимо от положения родителей. Но ведь и за это бесплатное образование народ платит своим трудом.

Из воздуха, сами собой, средства для содержания школ не появляются. Бесплатно — для семьи, но для народа — вовсе не бесплатно.

Так что же понапрасну рассуждать, зачем и для чего учиться? Что уж так интересоваться, свет учение или не свет? Есть один простой и деловой вопрос: какие у нас, у меня реальные возможности получить хорошее образование? Как этими возможностями воспользоваться?

Ещё не кончилась гражданская война, когда в зале на Малой Дмитровке, в Москве, где сейчас Театр имени Ленинского комсомола, собрались молодые люди со всех концов страны, многие — с фронта. Они знали, что должен выступить Ленин, и нетерпеливо ждали, что же он скажет, потому что этот человек, Ленин, вот уже почти четверть века говорил самое нужное людям.

Ленин приехал на этот съезд и действительно сказал точное и своевременное слово, хотя оно и показалось неожиданным. Слово было такое: учиться.

Слово «учиться» существовало всегда, но теперь это было как будто совсем новое слово, вновь открытое, вновь найденное, потому что в нём было совершенно новое содержание.

В то время, в 1920 году, многие люди думали, что достаточно лишить власти царя, помещиков, капиталистов, как сразу начнётся совсем прекрасная жизнь.

Но, оказывается, после победы революции почти всё начинает зависеть от того, как освобождённая страна будет учиться: учиться не только в школе, а всюду и во всём.

Учиться считать и планировать, учиться управлять, учиться работать сообща, учиться думать обо всей стране, учиться быть свободными людьми, учиться новой нравственности — «учиться коммунизму», как сказал Ленин.

«…Задачи молодёжи… можно было бы выразить одним словом: задача состоит в том, чтобы учиться», — сказал Ленин тогда, на Третьем съезде комсомола. Именно то, чего молодёжь всегда была лишена, теперь становилось не только доступным — обязательным!

С тех пор слова «учиться», «воспитывать», «овладевать культурой» стали одними из самых важных, самых распространённых слов в стране. Они сейчас привычны нам, а тогда ошеломили своей новизной. Учение всегда казалось благородным, но никак не самым важным делом. У людей и мысли в голове не было, что учиться должны и могут все.

Учение с увлечением

Лёзина Е.В.

  • Учение с увлечением
  • «Всякая дорога  в космос начинается с науки;
  •        дорога в науку начинается со школы»

       Ю.А. Гагарин     

«Кто такой Гагарин? Когда полетел в космос первый человек?» К нашему глубокому сожалению многие суворовцы затрудняются при ответе на такие вопросы Эта проблема связана не только с космонавтикой, но и с другими вопросами истории развития российской науки. Для того, чтобы дети получили более глубокие знания в этой области,  нами был реализован проект «История космонавтики в задачах»                                                    

Чуть больше 50 лет длится космическая эра. Но после того как в 1957 году первый искусственный спутник покинул пределы Земли, человечество совершило огромный скачок. Человек ступил на поверхность Луны, запущены аппараты  для исследования планет и Солнца. В космосе создаются орбитальные станции, на которых космонавты работают по несколько месяцев.

     Первыми в освоении неизведанного космического пространства были наши соотечественники. Этих людей можно назвать настоящими героями. Ради науки они жертвовали многим.

Советский Союз первым запустил в космос искусственный спутник. Это произошло 4 октября 1957 года.

Русскими были и первый космонавт планеты Юрий Гагарин, и первая женщина – космонавт Валентина Терешкова, и первый человек, вышедший в открытый космос, Алексей Леонов.

К сожалению, сегодня эти имена стали менее известными среди суворовцев. Эта проблема связана не только с космонавтикой, но и с другими вопросами истории развития российской науки. Наша задача – чтобы дети получили более глубокие знания в этой области, научились гордиться достижениями своих соотечественников.

Некоторых результатов в решении данной проблемы нам удалось добиться в процессе работы над проектом «История космонавтики в задачах». Работа велась с суворовцами трех курсов (1, 3 и 4 курсов).

Перед суворовцами была поставлена проблема: «Каким образом можно изучать историю космонавтики на уроках математики?»  В ходе обсуждения возникла идея использовать цифровой материал из истории космонавтики для составления задач по различным разделам математики.

Была создана инициативная группа из суворовцев трех курсов, которым была поставлена задача собрать фактический материал для составления задач. Суворовцы провели большую работу по сбору этого материала. Были исследованы интернет-ресурсы, литературные источники, специальная справочная литература.

После этого суворовцы под руководством учителей приступили к составлению задач, их оформлению и созданию презентации для каждой задачи. Так появились задачи, содержащие цифровой материал о датах и длительности полетов первых космонавтов, отдельных технических данных.

Эти факты легко ложились в задачи для первокурсников по темам, соответствующим программе (нахождение части от числа, числа по его части, перевод одних единиц измерения в другие, задачи на проценты). Ребята увлеклись работой, возникла идея составить задачи для старших.

Таким образом, был создан сборник задач, оформленный в виде компьютерной презентации  в формате Power Point и содержащий  около 40  задач по различным разделам школьной программы.

    Реализация данного проекта вызвала большой интерес у суворовцев, работавших над проектом. Так  как в работе принимали участие ребята разного возраста, то и обязанности в группе распределялись в соответствии с возрастом.

Старшие подбирали материал, составляли задачи и оформляли их в форме презентаций, младшие рисовали рисунки к задачам. В ходе работы ребята получили много информации, получили опыт работы по сбору материала, его обобщению, по созданию презентаций.

 Особенно  хочется отметить  положительный эффект от совместной  работы суворовцев разных курсов. Это не только передача опыта от старших к младшим, но и опыт общения с младшими в серьезной работе. Младшие с гордостью выполняли поручения старших.

И все получили удовлетворение от того, что совместными усилиями было создано полезное и интересное пособие, которое будет использоваться на уроках для их же товарищей, а учителя получили готовый материал, который можно использовать на своих уроках.

Наши задачи, с одной стороны, помогут расширить кругозор суворовцев по данной теме, воспитать в них гордость за своих соотечественников, за свою страну. Кроме того, они помогут сделать уроки более яркими и увлекательными, а главное – не потребуют от учителя дополнительной затраты времени при подготовке к уроку или внеклассному мероприятию.

У Плутарха есть известная притча о работниках, которые везли тачки с камнями. Работников было трое. К ним подошёл человек и задал каждому и них один и тот же вопрос: «Чем ты занимаешься?» Ответ первого был таков: «Везу эту проклятую тачку».  По- иному ответил второй: «Зарабатываю себе на хлеб». Третий воодушевлённо провозгласил: «Строю прекрасный храм!»

 Все они выполняли одну и ту же работу, но думали о ней по-разному, а, следовательно,  и выполняли её по-разному. Когда мы привели суворовцам эту цитату, то они заявили, что они, создавая презентацию, строили храм науки.

Ссылка на основную публикацию