Творчество маяковского: анализ стихотворения «облако в штанах»

Поэма «Облако в штанах» занимает особое место в творчестве Маяковского. Если изучить анализ «Облако в штанах», то становится понятно, почему. Поэт вложил всю душу в его создание и наделил лирического героя чертами, которые также присущи ему самому.

Творчество Маяковского: анализ стихотворения «Облако в штанах»

Анализ поэмы «Облако в штанах»

Краткий анализ

История создания – написано произведение в 1914 году, в этот период поэт был влюблен в Марию Денисову, однако чувства его не получили ответа и были воплощены в стихах. Впервые оно было издано в 1915 году.

Тема поэмы – центральной можно назвать тему любви, однако к ней также добавляются тема поэта и толпы, нового искусства, отрицания господствующего строя и, наконец, отрицания Бога.

Композиция – поэма делится начасти, каждая из которых имеет собственную тему, причем если в первой части лирический герой ждет встречи со своей любовью, а после отрицает само это чувство, то в последней он обвиняет Бога в том, что тот не позаботился о человеке, не дал ему счастливой любви. Всего их четыре.

  • Жанр – поэма-тетраптих.
  • Стихотворный размер – свободный стих, в котором проявилось новаторство Маяковского как поэта.
  • Эпитеты – “окровавленный сердца лоскут“, “выжиревший лакей“, “засаленная кушетка“, “размягченный мозг”.
  • Метафоры – “и гостиная батистовая, чинная чиновница ангельской лиги“.
  • Гипербола – “вывернуть не можете, чтобы одни сплошные губы“.
  • Сравнение – “мужчины, залежанные, как больница“, “женщины, истрепанные, как пословица“.
  • Оксюморон – “пульс покойника“.

Развернутый анализ поэмы

История создания

Владимир Маяковский задумал свою поэму еще до знакомства с Марией Денисовой, первоначально она должна была называться “Тринадцатый апостол”. Но фактически история создания ее начинается во время поездки футуристов по России.

Знакомство с красавицей, которая отказалась вступать с ним в близкие отношения, глубоко ранило Маяковского и в то же время дало ему большой творческий толчок: поэму, начатую в 1914 году, он закончил уже в июле 1915-го.

В том же году произведение, уже под названием “Облако в штанах”, было опубликовано Осипом Бриком. Второе издание пришлось на 1916 года, и оба были сильно урезаны цензурой.

Тема

Поэма Маяковского интересна еще и тем, что, несмотря на наличие центральной темы, она многотемна, причем остальные можно проследить по главам.

Так, в первой главе лирический герой ждет свою возлюбленную (Маяковский никогда не скрывал, кому посвящено его произведение), причем ожидание это для него скорее мучительно, чем приятно. Он понимает, что надежды на ответное чувство нет, но все же готов выслушать слова Марии.

Тема второй части – поэзия, которая, по мнению Маяковского, должна быть поэзией борьбы – но далеко не все произведения и творцы соответствуют этому образу.

Третья часть – это отрицание всего государственного строя, который жесток и бесчеловечен. Здесь появляется образ тринадцатого апостола из первоначального названия поэмы – это человек, который противостоит хозяевам жизни.

Наконец, в четвертой части Маяковский снова возвращается к теме любви, которая на этот раз тесно связана с темой Бога – поэт не просто отрицает религию, он насмехается и над самим Создателем, который не подарил людям возможность счастливой любви. Лирический герой пытается донести свои чувства до возлюбленной – но остается с окровавленным сердцем.

Композиция

Произведение состоит из четырех частей. Четырехчастная композиция поэмы позволяет поэту рассмотреть все грани его чувства и высказать свои взгляды на жизнь, которые можно выразить простым лозунгом “Долой!” – и любовь, и современное общество, и самого Бога. Это основной смысл и посыл всего произведения.

Жанр

Жанр этого произведения – поэма. Сам Маяковский говорил, что это “четыре крика из четырех частей”. Он считал “Облако в штанах катехизисом современного искусства – оно действительно новаторское по своей форме и бунтарское по содержанию.

Средства выразительности

Поэзия Маяковского с самого была максимально резкой – он использовал многочисленные средства выразительности, чтобы наиболее ярко донести свою мысль до читателя. “Облако в штанах”, относящееся к дореволюционному периоду его творчества, уже выглядит как манифест.

В нем использованы:

  • эпитеты – “окровавленный сердца лоскут“, “выжиревший лакей“, “засаленная кушетка“, “размягченный мозг”;
  • метафоры – “и гостиная батистовая, чинная чиновница ангельской лиги“;
  • гиперболы – “вывернуть не можете, чтобы одни сплошные губы“;
  • сравнения – “мужчины, залежанные, как больница“, “женщины, истрепанные, как пословица“;
  • оксюморон – “пульс покойника“.

Ритмика стихотворения новаторская – использован модернистский подход, когда за ориентир берется маршевый ритм и биение пульса. Все выразительные средства в нем используются не для красоты слога, а для того, чтобы более точно и емко передать мысль, которую поэт вкладывал в свои строки.

О чем поэма Маяковского – сюжет

Поэт Владимир Маяковский всегда был отличителен своим особым видением мира и способом его описания. Его стихи почти всегда в точности раскрывали его чувства, чувства его лирических героев и их переживаний. Он всегда старался передать мир таким, каким он его видел. За что его очень уважали окружающие его люди.

Одно из произведений которым прославился Маяковский это “Облако в штанах”, которое стало его первой большой работой, над  которой он работал больше одного года. В произведении он знакомит нас с лирическим героем, который, в процессе повествования ожидает свою возлюбленную по имени Мария.

В произведении мы видим, что он ждёт её очень долго, практически не вытерпев, он всё – таки дожидается её. Но, к его превеликому сожалению, она сообщает ему, что она выходит замуж и что им лучше прекратить их общение. После чего герой огорчается в любви и начинает рассуждать над вопросом политики и своего государства, откровенно высмеивая все, что связанно с властью.

Само по себе произведение является агитационной пропагандой против власти, замаскированной под литературное произведение.

Сначала Маяковский хотел назвать своё произведение “Тринадцатый апостол”, но, побоявшись цензуры, он поменял название на “Облако в штанах” и произведение было издано практически без изменений, чего и добивался Маяковский. Он пытался высмеять действующую власть, дабы сорвать их порядок и разогреть революционные силы на бунт.

Данное произведение как бы показывает, насколько в то время люди были недовольны правящей силой, которая зачастую даже не прислушивались к народу и его просьбам, и данными произведениями авторы мотивировали людей на активное сопротивление, дабы они могли хоть что-то сделать.

Из всего вышесказанного мы видим, что Маяковский был потрясающим поэтом, чей особый стиль написания стихов был и остаётся неподражаемым литературным приёмом.

Своими произведениями он мог мотивировать людей на великие поступки, просто написав пару строк на бумаге и издав это на всеобщее обозрение. Его произведение также сыграло немаловажную роль в произведении многих людей прочитавших его.

Делая вывод из всего вышесказанного можно сказать, что Маяковский является отличным представителем имажинистского направления революционной поэзии и литературы двадцатого века. Это моё мнение, я считаю его обоснованным, и надеюсь, что приведенные аргументы имели вес в обосновании моего мнения.

Сочинение на тему «Облако в штанах»

Оригинальность и своеобразие поэмы «Облако в штанах» нам удаётся проследить уже в самом начале, когда мы узнаем, как она называется. Мало кто сразу и абсолютно точно сможет догадаться, о чем пойдёт речь, не прочитав текст, а просто взглянув на его название.

Безусловно, это предаёт произведению некую элегантность и выделяет его среди прочих, можно сказать, что оно само заставляет обратить на себя внимание.

Размер и композиция поэмы были не типичны для русской литературы. Знаменитая «лесенка» была придумана в Италии основателем футуризма Филиппо Маринетти. Он же разработал идейно-тематическое содержание нового течения, его манифест и эстетические принципы.

Известно, что Маяковский был ярым поклонником его таланта, поэтому перенял его литературный стиль. Однако Маринетти был, скорее, теоретиком, а не практиком, и именно русскому поэту удалось довести его идеи до совершенства.

Таким образом, в поэме «Облако в штанах» автор воплотил революционный дух модернизма и открыл новую страницу в отечественном искусстве, употребив новый размер, инновационный ритм, множество окказионализмов. У нас есть целая статья о новаторстве Маяковского.

Также, необычным и неожиданным для современников Маяковского и для нас, становится то, как автор отзывается о Боге и религии. Мало кто смог бы осмелиться в то время так отзываться об этом, называя Творца «недоучкой» и «крохотным божиком».

Владимир Владимирович Маяковский призывает обездоленных и бедных людей упорно и настойчиво требовать и добиваться своего счастья прямо здесь и сейчас. Он же готов воспевать и поддерживать протест, отрекаясь от буржуазной классической поэзии.

Автор полностью отвергает старые устои, которые не могут позволить человеку жить достойно и свободно, он выступает против бюрократии и буржуазии, предчувствует наступление революции и готов нести ее идеи в массы. Чувства и переживания лирического героя сопоставимы с переживаниями народа, и все они обобщены в одном образе.

Любовь, искусство, политический строй и религия должны быть абсолютно другими, поэт не принимает то, что происходит сейчас (происходило тогда), он уверен, что пролетарии деградируют и унижаются перед жизнью по вине неправильного искусства, лживой религии и несправедливого государственного режима.

Однако Маяковский не теряет веру и надежду на светлое будущее, он является сторонником переворота во всех сферах и направлениях. Автор убеждён, что если беспощадно разрушить убогое старое, можно создать яркое и совершенное новое.

Анализ стихотворения Облако в штанах

Поэма эта очень интересна и по форме, и по содержанию. Само название очень ярко, внутри себя контрастно. Как облако можно в штаны нарядить? Но Маяковскому и это удалось. У него иногда появляются страшные, отвратительные сравнения здесь.

В тексте это он себя так называет сам, когда обращается к возлюбленной, которая выходит за другого. Он говорит, что будет любым, каким она только захочет: строгим, нежным…

Но всё-таки название иронично, так как меньше всего похож его лирический герой на нежное облако. Герой тут молод, зол, полон энергии. Себя он противопоставляет обывателям, Игорю Северянину как поэту-эстету, даже самому Б‑гу.

Вся поэма – яркая речь самого Владимира с его необыкновенными сравнениями, метафорами, эпитетами. Рубленный ритм – визитная карточка этого поэта.

С самого начала первой части Маяковский обещает дразнить народ, как быка, кровавой тряпкой собственного сердца. И он рассказывает о любви своей к девушке «Джоконде», которую у него похитили.

Приводится сцена их резкого объяснения, его опустошение. В накале страстей вдруг звонок от мамы. И опять смена эмоций, ритма… Будто по синусоиде. И после опять пожар в сердце, откуда выбрасываются то дети, то женщины…

В третьей части доходит дело до Северянина, который стихами делает варево из соловьев и сердец. А стихи сейчас, по мнению Маяковского, нужно писать о важном, больном для народа.

В предпоследней части Маяковский обращается к иконе, с которой на него смотрит Мария. И это имя он даёт и своей возлюбленной. Просит у неё взаимности, простой любви – не возвышенной.

Себя тут Владимир сравнивает с Солнцем, обозначая этим свою силу. Его энергия направлена на разрушение старого. Он и всех зовёт в бой, а если у кого рук нет, то нужно биться лбом. И сам поэт готов, будто Данко, сердце вырвать ради людей.

Читайте также:  Сочинение: Характеристика персонажей рассказа Андрея Платонова «Юшка»

В последней части (по нарастающей) Маяковский беседует с Создателем, даже спорит, оскорбляет «божка» и бросается на него с ножом. Демиургу, как и всем, обвинение в том, что он застрял в «киселе обыденности», а ангелы его ещё и трусят.

Очень «громкая» поэма, кричащая о боли, которая заставляет что-то делать – бежать куда-то, менять что-то, точней, всё.

Характеристика городничего из Ревизора – комедии Н.В. Гоголя.

«Облако в штанах» — яркая, эпатажная и очень откровенная поэма Владимира Владимировича Маяковского. Это самое первое крупное произведение автора, над которым он работал в течение целого года. Произведение носит острый революционный характер и может заинтересовать читателя одним лишь неоднозначным названием.

«Облако в штанах» анализ поэмы Маяковского по плану кратко по главам, история создания – Помощник для школьников Спринт-Олимпик.ру

Поэма “Облако в штанах” занимает особое место в творчестве Маяковского. Если изучить краткий анализ “Облако в штанах” по плану, становится понятно, почему. Этот разбор можно использовать для проведения урока литературы в 11 классе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Облако в штанах.

История создания – написано произведение в 1914 году, в этот период поэт был влюблен в Марию Денисову, однако чувства его не получили ответа и были воплощены в стихах. Впервые оно было издано в 1915 году.

Тема поэмы – центральной можно назвать тему любви, однако к ней также добавляются тема поэта и толпы, нового искусства, отрицания господствующего строя и, наконец, отрицания Бога.

Композиция – поэма делится начасти, каждая из которых имеет собственную тему, причем если в первой части лирический герой ждет встречи со своей любовью, а после отрицает само это чувство, то в последней он обвиняет Бога в том, что тот не позаботился о человеке, не дал ему счастливой любви. Всего их четыре.

  • Жанр – поэма-тетраптих.
  • Стихотворный размер – свободный стих, в котором проявилось новаторство Маяковского как поэта.
  • Эпитеты – “окровавленный сердца лоскут“, “выжиревший лакей“, “засаленная кушетка“, “размягченный мозг”.
  • Метафоры – “и гостиная батистовая, чинная чиновница ангельской лиги“.
  • Гипербола – “вывернуть не можете, чтобы одни сплошные губы“.
  • Сравнение – “мужчины, залежанные, как больница“, “женщины, истрепанные, как пословица“.
  • Оксюморон – “пульс покойника“.

История создания

Владимир Маяковский задумал свою поэму еще до знакомства с Марией Денисовой, первоначально она должна была называться “Тринадцатый апостол”. Но фактически история создания ее начинается во время поездки футуристов по России.

Знакомство с красавицей, которая отказалась вступать с ним в близкие отношения, глубоко ранило Маяковского и в то же время дало ему большой творческий толчок: поэму, начатую в 1914 году, он закончил уже в июле 1915-го.

В том же году произведение, уже под названием “Облако в штанах”, было опубликовано Осипом Бриком. Второе издание пришлось на 1916 года, и оба были сильно урезаны цензурой.

Тема

Поэма Маяковского интересна еще и тем, что, несмотря на наличие центральной темы, она многотемна, причем остальные можно проследить по главам.

Так, в первой главе лирический герой ждет свою возлюбленную (Маяковский никогда не скрывал, кому посвящено его произведение), причем ожидание это для него скорее мучительно, чем приятно. Он понимает, что надежды на ответное чувство нет, но все же готов выслушать слова Марии.

Тема второй части – поэзия, которая, по мнению Маяковского, должна быть поэзией борьбы – но далеко не все произведения и творцы соответствуют этому образу. Третья часть – это отрицание всего государственного строя, который жесток и бесчеловечен.

Здесь появляется образ тринадцатого апостола из первоначального названия поэмы – это человек, который противостоит хозяевам жизни.

Наконец, в четвертой части Маяковский снова возвращается к теме любви, которая на этот раз тесно связана с темой Бога – поэт не просто отрицает религию, он насмехается и над самим Создателем, который не подарил людям возможность счастливой любви. Лирический герой пытается донести свои чувства до возлюбленной – но остается с окровавленным сердцем.

Композиция

Произведение состоит из четырех частей. Четырехчастная композиция поэмы позволяет поэту рассмотреть все грани его чувства и высказать свои взгляды на жизнь, которые можно выразить простым лозунгом “Долой!” – и любовь, и современное общество, и самого Бога. Это основной смысл и посыл всего произведения.

Жанр

Жанр этого произведения – поэма. Сам Маяковский говорил, что это “четыре крика из четырех частей”. Он считал “Облако в штанах катехизисом современного искусства – оно действительно новаторское по своей форме и бунтарское по содержанию.

Средства выразительности

Поэзия Маяковского с самого была максимально резкой – он использовал многочисленные средства выразительности, чтобы наиболее ярко донести свою мысль до читателя. “Облако в штанах”, относящееся к дореволюционному периоду его творчества, уже выглядит как манифест. В нем использованы:

  • эпитеты – “окровавленный сердца лоскут“, “выжиревший лакей“, “засаленная кушетка“, “размягченный мозг”;
  • метафоры – “и гостиная батистовая, чинная чиновница ангельской лиги“;
  • гиперболы – “вывернуть не можете, чтобы одни сплошные губы“;
  • сравнения – “мужчины, залежанные, как больница“, “женщины, истрепанные, как пословица“;
  • оксюморон – “пульс покойника“.

Ритмика стихотворения новаторская – использован модернистский подход, когда за ориентир берется маршевый ритм и биение пульса. Все выразительные средства в нем используются не для красоты слога, а для того, чтобы более точно и емко передать мысль, которую поэт вкладывал в свои строки.

ПредыдущаяСледующая

Анализ поэмы Маяковского «Облако в штанах» | СуперСоч

Пожалуй, одной из самых эпатажных, самобытных и при этом очень откровенных работ Владимира Маяковского является поэма «Облако в штанах». Работе над этим проникновенным произведением поэт посвятил год. Несмотря на острый революционный характер поэмы, Маяковский постарался быть максимально откровенным, и наделил лирического героя чертами, присущими ему самому.

 

Суть поэмы

Поэма «Облако в штанах» начинается с описания мучительного состояния героя, который ожидает свою возлюбленную. Предвкушение долгожданной встречи не дает герою покоя: он так взволнован, что даже  «у нервов подкашиваются ноги!».

Мысли его не слушаются, он не в состоянии совладать с душевным трепетом, ему кажется, что дождевые капли за окном издеваются над его томительным ожиданием, и нагло гримасничают. Герой уверен, что время течет невообразимо долго, оно будто остановилось в одной точке.

Внутри него бушует такой накал страстей, что ему хочется кричать на весь мир.

Упал двенадцатый час, как с плахи голова казненного

И вот, наконец, наступает час долгожданной встречи, однако она не приносит счастья герою – он узнает, что его ненаглядная Мария в скором времени выйдет замуж, и будет принадлежать другому.

Девушке понадобилось всего несколько слов, чтобы поклонник превратился в каменное изваяние: отныне его душа пуста, былой пожар любви потушен, и нет ни сил, ни желания испытать новое чувство.

Внешне он остается спокойным, но внутри него образовалась огромная, величиной с пропасть, дыра, и это состояние он называет «пульсом покойника».

Но, даже несмотря на сильнейшее разочарование и боль утраты, лирический герой не собирается забывать свою возлюбленную. Он хочет помнить ее имя, ее прекрасный облик. Разочаровавшись в любви, он пытается найти утешение в политике.

 Высмеивая государственный строй и бездумную толпу, слепо идущую вслед за этой властью, герой не сомневается, что все эти люди попросту не способны на сильные искренние чувства, и не в состоянии увидеть разницу между чистой любовью и грязной похотью.

  Желая забыться в праведном гневе обличения, он, все же, остается один на один со своим горем.

В итоге герой глубоко разочаровывается в Господе, который уже не кажется ему таким милосердным и всемогущим, каковым казался раньше.  Мужчина впадает в страшное отчаяние, замыкается в своем горе и одиночестве.

Я думал, ты всесильный божище, а ты недоучка, крохотный божик.

Понимая, что былые мечты о счастливой жизни с Марией канули в лету, герой не в состоянии перестать думать о свое возлюбленной. Переполненный болью и гневом, он грезит о революции, и готов целиком и полностью посвятить этому жизнь: в перестройке всего сущего он видит шанс на собственное исцеление.

 

Смысл названия

Первоначально поэма называлась совсем иначе – «Тринадцатый апостол».

  Однако подобное «антисоветское» название не пропустила цензура, и Владимир Владимирович был вынужден отказаться от своей задумки, и придумать произведению новое название.

Так появилось «Облако в штанах»- совершенно необычное, интригующее название, в котором самым удивительным образом были переплетены нежность, романтика, бытовая приземленность и даже откровенная грубость.

  • Хотите — буду от мяса бешеный — и, как небо, меняя тона —
  • хотите —
  • буду безукоризненно нежный, не мужчина, а — облако в штанах!

Мучительное, изматывающее душу чувство превращает сильного и уверенного в себе мужчину в податливую глину.

Внешне он остается по-прежнему спокойным и суровым, и даже сравнивает себя с грубыми штанами – олицетворением брутальности и мужской силы.

Но на деле лирический герой больше похож на мягкое, легкое  облако, облаченное в эти самые штаны. Так же, как облако, он нежен и чуток, и не стремится к тому, чтобы менять вокруг себя жестокий мир.

 

Композиция и жанр

 «Облако в штанах» написано в жанре поэмы, и при этом имеет форму тетраптиха – произведения, состоящего из четырех частей, объединенных общей смысловой линией и сюжетом.

Композиционно поэма «Облако в штанах» состоит из предисловия и четырех частей и, что характерно, именно в предисловии заложена основная мысль всего произведения – таким образом Маяковский пытался сразу настроить читателя на нужный лад.  Идея поэмы выражается в эмоциональном крике героя: «Долой вашу любовь, искусство строй, религию!».  Этот лозунг, полный душевного надрыва и глубокого разочарования, помещен как раз в предисловии.

Начало поэмы весьма лирично. В нем можно узнать о настоящих чувствах героя к Марии, его глубинных переживаниях.

Во второй части Маяковский уделил внимание творчеству и поэзии, которое, на его взгляд, обречено на погибель в буржуазном обществе. Он считал, что искусство способно возродиться после революции.

В третьей и четвертой частях поэт выразил активный протест старому буржуазному строю, в котором видел причину всех бед человечества.

Читайте также:  Короткие стихи про дочку: красивые со смыслом стихотворения про дочь

 

Образ лирического героя

Лирический герой поэмы «Облако в штанах» – фигура весьма яркая, харизматичная, которая вряд ли кого-то способна оставить равнодушным. Наполненный душевными страданиями и сильными эмоциями, он является точной проекцией самого Владимира Маяковского. Сквозь призму своего героя поэт пытался вылить на бумагу глубоко личные переживания, и тем самым выразить собственное «я».

Маяковский представляет своего героя чутким, ранимым, романтичным человеком, способным тонко чувствовать и переживать. Но при столь нежной душе внешне он выглядит как настоящий мужчина – твердый, уверенный, бескомпромиссный, способный отстаивать личную позицию.

Образ лирического героя буквально соткан из контрастов, но при этом его некая полярность не вызывает раздражения или недоумения. Напротив, становится понятно, что это сильная, яркая, эмоциональная личность, способная прямо и открыто говорить о своих чувствах, бороться не только за личное счастье, но и светлое будущее других людей.

Даже переживая любовную драму, он не остается холоден и безразличен к судьбе народа, его сердце болит за отечество.

Имея славу настоящего бунтаря, в глубине души он – настоящий романтик, поступками которого движут сильные чувства к девушке. Неизбежная разлука с ней ранит его до глубины души, становится для него настоящей трагедией. Но это лишь говорит о том, что герой способен на настоящие, сильные чувства, он не стесняется любви и не бежит от нее, и любит так сильно, как только может.

 

Характеристика главных героев

Поэма «Облако в штанах» не богата на действующих персонажей, но в этом то и заключается главная интрига произведения. Образы героев уникальны, поскольку для них характерна двойственная природа. Так, возлюбленная лирического героя неспроста получила от Маяковского имя Мария.

В четвертой главе поэт ненавязчиво сравнил ее с библейскими образами Марии Магдалины и Девы Марии, наделив, таким образом, некоей божественностью, одухотворенностью. Так девушка Мария в поэме «Облако в штанах» стала олицетворением неземной, возвышенной любви.

Однако Мария отвергла лирического героя, и тем самым обрекла его на страдания. По сути, она предала его, как Иуда: деньги и стабильность оказались для героини куда важнее, нежели сильная, неистовая любовь лирического героя.

Выбрав богатого жениха, Мария добровольно отказалась от богатства гораздо большего, нежели все золото мира. 

  1. Ничего, если пока тебя вместо шика парижских платьев
  2. одену в дым табака

Подобная двойственность характерна и для образа Бога, который незримо присутствует в поэме. В начале произведения герой обращается к нему с просьбой о помощи. Он считает его всесильным, могущественным, способным подарить ему надежду на счастье. Но в итоге герой глубоко разочаровывается во всем, в том числе и в Господе, который утратил в его глазах былое могущество и величие.

 

Религиозные аллюзии

Для Владимира Маяковского были свойственны иронические антирелигиозные высказывания. Скорее всего, вплетя в поэму библейский мотив, поэт высказал свой протест против религии.

Чтобы подчеркнуть всю бессмысленность упований на высшие силы, Маяковский искусно ввел в произведение современные ему политические взгляды.

  Они призывает быть реалистами: в любви, как и в других делах, Господь не в состоянии помочь, и все истории о его чудесном вмешательстве – не более, чем сказки для наивных обывателей.

Поэт намеренно вводит имя «Мария», которое у многих ассоциируется с матерью и возлюбленной Христа. Однако героиня Маяковского не обладает ни одним из качеств этих библейских женских персонажей.

Напротив, она предстает в совсем противоположном образе, и тем самым колеблет устоявшиеся представления.

В вариации Маяковского Мария – это холодая, циничная, продажная красавица, способная обменять пылкого возлюбленного на модное французское платье.

 

Тематика

  1. Центральная тема поэмы – это, безусловно, любовь. Но любовь не светлая, окрыляющая, а мучительная, безответная, которая тесно переплетается с другими темами произведения: одиночеством, атеизмом, разочарованием. Любовные страдания лирического героя настолько сильны, что под их влиянием он отрекается от былых идеалов.

  2. В произведении поднимается тема острых разногласий с политическим устройством. Будучи эмоциональной, импульсивной натурой, герой прямо и открыто выражает свой протест, и кричит: «Долой ваш строй!».

    Его обескураживает тот факт, что серая масса людей своими же руками порождают насилие, бесконечные войны, и потому лирический герой намеренно противопоставляет себя всему миру, в котором он видит одни лишь изъяны.

  3. Немаловажной темой произведения оказался и религиозный кризис, который особенно остро чувствовался в начале ХХ столетия.

    Маяковский намеренно принизил образ Господа, чтобы свести его влияние на массы к минимуму. Разочаровавшись в Боге и отрекшись от него, лирический герой стал верить лишь в собственные силы, поскольку не собирался сдаваться.

  4. В поэме «Облако в штанах» поднята и тема искусства.

    Владимир Маяковский открыто заявляет о своем отношении к миру культуры: он стремится стать глашатаем улицы, но никак не придворным комедиантом. Новый век открывает новые возможности в искусстве, и Владимир Маяковский не желает более признавать авторитет давно почивших классиков – их время ушло, и настал черед заявить о себе поэтам нового формата.

    «Я знаю — гвоздь у меня в сапоге кошмарней, чем фантазия у Гете» – этой фразой Маяковский хочет показать, что для него насущные проблемы пролетариата куда важнее абстрактных вопросах, о которых так любили поразмышлять классики.

  5. В произведении не осталась без внимания и тема революции.

    Маяковский называет себя ее предтечей, но для этого ему пришлось очистить свою душу мучительными страданиями. Он очень хочет, чтобы и читатели последовали его примеру – встретили новую жизнь с очищенными, обновленными мыслями.

  6. Немаловажная тема поэмы – разочарование, которое является тихим, неприметным, но верным спутником лирического героя: поначалу он разочаровывается в Марии, затем – в искусстве, и после – в религии. Устав от окружающего мира и выступая против него с протестами, он способен лишь критиковать все, что только можно.

 

В чем смысл произведения?

Обладая неистовой, мятежной натурой, Владимир Маяковский призывает всех обездоленных не принимать смиренно свое незавидное положение, а настойчиво добиваться личного счастья.

В свою очередь, поэт-бунтарь готов полностью отречься от классической «буржуазной» поэзии, чтобы тем самым поддержать этот протест, в котором он видит проявление свободы. В старых устоях он не видит будущего для общества, поскольку они ограничивают человека, не дают ему возможности достойно жить.

Открыто выступая против буржуазии, Маяковский предчувствует скорое наступление кардинальных перемен в стране, и готов нести идеи неизбежной революции в народ, стать ее певцом.

Мучительные душевные терзания лирического героя находятся на одной волне с переживаниями простого народа.

Поэт считает, что честный пролетарий не должен находиться в состоянии рабского унижения, а для этого должны полностью измениться все важные составляющие жизни: любовь, искусство, политический строй.

Народ находится в плену лживых представлений о счастье, однако Маяковский уверен, что во всех сферах произойдет грандиозный переворот, который откроет людям глаза на истину. Он уверен, что только беспощадно разрушив старые доктрины, можно создать нечто по-настоящему ценное.

 

Своеобразие поэмы

Уже в самом начале произведения остро чувствуется, насколько ярким, своеобразным и оригинальным оно является по своей форме и содержанию. На это, прежде всего, указывает название поэмы: невозможно даже представить, о чем пойдет речь в тексте с таким заголовком. Будучи мастером эпатажа, Маяковский уже одним необычным названием произведения смог привлечь к нему большое внимание.

Композиционно поэма «Облако в штанах» была написана в не типичной для русской литературы форме.

Чуждым оказался и размер произведения: так, знаменитая «лесенка» была придумана Филиппо Маринетти – «отцом» футуризма, разработавшим идейное-тематическое содержание и эстетические принципы нового течения.

Ни для кого не секрет, что Владимир Маяковский преклонялся перед творчеством Маринетти, и потому перенял его неподражаемый литературный стиль, который был ему очень близок.

И, если итальянский поэт был отличным теоретиком, то Маяковскому на практике удалось отшлифовать этот стиль, доведя его до совершенства. Таким образом Маяковский открыл новую страницу в отечественном искусстве, представив на суд читателя революционный дух модернизма с использованием нового размера, ритма и большого количества окказионализмов.

Поэма «Облако в штанах» необычна и тем, что Маяковский решает в ней высказаться о религии и Боге. Он сделал качественный рывок вперед, поскольку стал одним из первых, кто смело и открыто высказался о Господе в негативном ключе, назвав его «недоучкой» и «крохотным божиком». В монархической России, в которой православие ценилось и почиталось, подобный шаг был очень смелым.

Первоначально поэма Маяковского вышла неполной, поскольку автору пришлось избавиться от нескольких страниц, забракованных цензором. Лишь в начале 1918 года читатели смогли оценить полную версию произведения.

В восстановленном варианте Маяковский указал, что цензура вынудила его отказаться от названия «Тринадцатый апостол», но он уже не намерен возвращаться к нему.

Авантюрная история, которую довелось пережить поэме, привлекла к ней внимание широкой публики.

 

Проблематика

  1. Центральной проблемой произведения является тема страдания простого народа в условиях беспощадного капиталистического мира. В своей поэме Маяковский не перестает удивляться образу жизни своих соотечественников, которые не хотят что-либо в своем окружении, в самих себе, несмотря на то, что час перемен давно настал. На фоне открытого, бескомпромиссного, честного перед самим собой лирического героя иные персонажи кажутся поэту безликими, ущербными.
  2. Проблема борьбы с внутренними переживаниями – одна из центральных в поэме «Облако в штанах». Мучения лирического героя связаны с его несбывшимися мечтами, столкновением самой нежной потаенной части души с жестокой реальностью этого бездушного мира, в которой его любовь оказалась никому не нужной. Пережив буквально за несколько секунд мощный душевный подъем в ожидании возлюбленной и страшную боль после ее слов о предстоящей разлуке, герой оказывается опустошенным, его душа словно умирает. На фоне столь сильных личных переживаний герой начинает задумываться о более глобальных общественных проблемах, его начинает беспокоить безнравственность общества, и в итоге он полностью отвергает мораль.
  3. Проблема неискренности искусства не может не беспокоить творца. Маяковский видит, сколь губительным для людей является фальшивое творчество, которое обеспокоено лишь красотой формы и изяществом. Единственным способом борьбы с лицемерием в искусстве он видит полную откровенность, правдивое высказывание собственных мыслей и чувств.
  4. Политический застой – еще одна важная проблема, которую поднял Маяковский в своем произведении. Правительство, зацикленное лишь на собственном обогащении, не имеет права на существование – именно к такому выводу наталкивает Маяковский в поэме «Облако в штанах». Власть должна служить народу, быть полезной для общества.
  5. Маяковский поднимает проблему религии, поскольку не верит в сказки про всемогущего Бога, которыми вот уже много лет одурманивают русский народ. По мнению поэта, религия загоняет общество в каменный век, делает людей безынициативными, мешает его развитию и самосовершенствованию.

"Облако в штанах": анализ поэмы по частям – Маяковский В.В. Литература 20 века

«Облако в штанах» (1915) — новаторская поэма, революционная прежде всего в художественном смысле, — иллюстрирует поиски Маяковского-футуриста в области поэтики.

Поэт, отказавшись от классической поэзии, разрабатывает жанр лирической поэмы. Поэма служит примером того, как Маяковский превращает лирическую миниатюру в эпопею, «подняв ценность внутреннего мира личности до уровня современной „Илиады”».

Для поэмы как лиро-эпического жанра был необходим повествовательный или драматический сюжет. События «Облака в штанах» представляют собой банальную историю несчастной любви (сюжет складывается из двух свиданий с возлюбленной героя, на которых она отвергла его любовь), подобной ситуации вполне хватило бы для лирического стихотворения.

Маяковский использует устойчивые, традиционные, многократно повторяемые темы-сюжеты.

Ранние произведения поэта однотипны по общей композиции, по типологии лирического героя, по проблематике и развитию сюжета, который можно свести к определенной схеме: сначала герой противопоставляет себя «толпе» и мирозданию, затем он выходит в жизнь, «на улицу», в мир, он пытается обрести свое место и вступает в борьбу с миропорядком (Богом), с земными нормами существования, с толпой, которая его не понимает и не признает за ним право избранности (а он претендует быть пророком, предтечей, апостолом новой веры), с самим собой, в финале он подводит итоги борьбы: он снова одинок и отвергнут. Взяв за основу банальный сюжет, Маяковский наполняет его широким социальным смыслом, внося реалии современной ему жизни, но и герой и сам конфликт сохраняют обобщенный характер, требуя немедленного разрешения в действии.

Маяковский начал работать над поэмой во время футуристического турне в Одессе и закончил ее летом 1915 года в Куоккале.

Поэма «Облако в штанах» состоит из 4 глав с прологом, Маяковский называет ее тетраптих, отсылая к древнегреческому искусству, где ведущим жанром была трагедия, тем самым подчеркивая, что его произведение трагическое.

Лирический герой поэмы несет в себе характерные черты мироощущения поэзии раннего Маяковского: он проклинает, ниспровергает, призывает, умоляет, жалуется, ждет и надеется, что его услышат, поймут, полюбят, он хочет, преодолев отчуждение, равнодушие, сытость, самодовольство окружающей толпы, достичь абсолютного единства с мирозданием, поэтому его жажда любви, лежащей в основе гармонии, становится лейтмотивом поэмы. Маяковский «в рамках любовной темы конструирует целый мир в контрастных проявлениях высокого и низкого». Человек в художественном мире поэта стоит в центре мироздания, меняется привычная мировая иерархия: «Бог… комически снижен до уровня человеческого быта, а человек… заполняет собой весь мир». Особое значение приобретает использование художественных средств, таких как метафора и гипербола, выступающих как модель целого мира, который стягивается к человеку: мир без человека пуст и беспредметен при всем своем разнообразии.

В прологе поэмы «Облако в штанах» Маяковского дается сжатая художественная формула произведения: лирический герой противостоит окружающему миру, в нем намечаются контуры противостояния внутреннего (пространство души) и внешнего (мир толпы) пространства поэмы.

Каждое из этих пространств получает емкий метафорический образ: внутреннее — «окровавленный сердца лоскут», внешнее — «мысль, мечтающая на размягченном мозгу, как выжиревший лакей на засаленной кушетке». Зримая картина последнего намеренно усилена сниженными, материальными эпитетами (размягченный, выжиревший, засаленный).

Лирический герой ощущает мир как огромный гулкий зал, по которому он идет «красивый, двадцатидвухлетний» (ощущение гулкости создается, как отмечает Е. Эткинд, в трехкратном повторе ударного О в хореическом стихе «Мир огрОмив мОщью гОлоса») в ожидании любви. Как уже отмечалось, тема любви — центральная в поэме «Облако в штанах».

За внешне нарочитой грубостью, за вызовом, кроющимся в обращении к «нежным» грубого поэта, скрывается хрупкая, ранимая душа, которая может стать «сплошными губами». Антитеза «бешеный от мяса» — «безукоризненно нежный» разрешается в приниженно гротескном образе «облака в штанах», давшем название поэмы.

Он усиливает трагизм ожидания взаимной любви и невозможности счастья в мире, где «мужчины залежанные, как больница», и «женщины, истрепанные, как пословица».

  • Главная мысль поэмы «Облако в штанах» Маяковского заключена в утверждении: «мельчайшая пылинка живого ценнее всего, что я сделаю и сделал».
  • Поэтому лирический герой ощущает себя носителем живого, естественного, стихийного начала, которое включает в себя и плотское, вещное, оно противостоит искусственному, надуманному, мертвому, что было выражено, по мнению футуристов, в обывательских понятиях «здравого смысла» и «хорошего вкуса», характеризующих внешний мир, с которым борется герой в последующих четырех частях.
  • В первой части обманутое ожидание любви разворачивается в фантасмагорическую картину кошмаров, переполняющих внутреннее пространство души героя и отодвигающих внешний мир за стены гостиничного номера, где он безуспешно ждет возлюбленную.

В воображении, измученном ожиданием, рождаются образы, напоминающие химер собора Парижской Богоматери (химеры — скульптурные метафоры зла, ужасов, пороков, греха, отчаяния): «хохочущие канделябры», «полночь, с ножом мечась», «нервы, мечущиеся отчаянной чечеткой», «обгоревший клирос сердца». Маяковский применяет один из своих излюбленных приемов материализации метафоры.

Внутреннее состояние героя сопоставляется с «пожаром сердца». Эта метафора разворачивается и гиперболизируется до «горящих рук ,,Лузитании“». Время, проведенное в ожидании, преходящее, сиюминутное, противопоставляется вечному. Минута объяснения перечеркивает все ожидания героя.

В отвергнутой любви герой ощущает не только отчаяние отвергнутого возлюбленного, но и вечное одиночество человека. Его спасти никто и ничто не может. Звук «лязгнувшей двери» — символ ее прихода — озвучивает тему несостоявшейся любви и невозможности воссоздания гармонии между «я» лирического героя и миром.

Герой ощущает враждебность окружающего мира в кульминационный момент, когда ожидание постепенно перерастает в безумие и деформирует (гиперболизирует) картины окружающего мира.

Главная мысль второй части поэмы «Облако в штанах» определяется Маяковским как необходимость создания нового поэтического языка, который сумел бы найти адекватные образы тому, что происходит в душе героя. Он — простой земной человек, один из «мы» — «каторжан города-лепрозория».

Героя не устраивает состояние современного искусства, оно ложно, мертво, искусственно (его порождение — поэзия И. Северянина), так как оно не может облечь в слово переживания «безъязыкой улицы». Поэт, как и лирический герой, становится выразителем чувств «уличных тыщ» — студентов, проституток, подрядчиков.

За их внешней грубостью скрываются «душ золотые россыпи», и он противостоит тем поэтам, кто, «размокшие в плаче и всхлипе», «бросились от улицы».

«Я», «обсмеянный у сегодняшнего племени», становлюсь предтечей того, кто грядет «через горы времени», которого еще не видит никто, «я» пророчески вижу будущее в сиюминутный момент: «в терновом венке революции грядет 1916 год».

Вторая часть поэмы содержит эстетическую и этическую программу раннего Маяковского: необходимо отбросить искусственную словесность и заменить ее современной реальностью, заменить традиционную фигуру поэта героем современности, выражающим мироощущение нового городского человечества с такой же полнотой, с какой герои Ветхого и Нового завета выражали чувства своих современников и потомков. «Я» лирического героя — это «я» нового Христа, пророка, предтечи, учителя масс и их воспитателя, святого мученика. Новая эпоха требует новой речи, измененного подхода к Слову. Она нуждается в деятеле, в апостоле (отсюда первоначальное название поэмы «Тринадцатый апостол»).

Третья часть — кульминация поэмы, где лейтмотивом является тема отчаяния и безумия. Действие разворачивается во внутреннем пространстве души героя, которая «укутана в желтую кофту» от осмотра толпы. «Желтая кофта» — защита, маска, за которой прячется лирический герой. Мир воспринимается как арена, на которой разыгрывается трагическая клоунада — карнавал.

Лирический герой — клоун, который «весело поигрывает светилами и планетами». Сумасшествие героя заключается не только в отвергнутой любви, но и в неприятии его окружающим миром. Третья часть заканчивается монологом, обращением к Богоматери, чью икону он неожиданно встретил в кабаке, в котором герой пытается успокоить свою боль.

Он жалуется Богоматери, что опять предпочли Варраву «голгофнику оплеванному».

В четвертой части Маяковский возвращает читателя к ситуации первой главы. Лирический герой еще раз обращается к возлюбленной, умоляя ее отдаться ему.

Он убеждает ее в том, что еще не знал счастья любви, что не может заглушить в себе боль отказа, молит ее, как христиане молят Бога о насущном хлебе, однако она неумолима.

От бессмысленных молений лирический герой переходит к проклятиям, угрозам и оскорблениям: «Я думал — ты всесильный божище, а ты недоучка, крохотный божик.

Видишь, я нагибаюсь, из-за голенища достаю сапожный ножик» (Маяковский использует в данном случае суффиксальные неологизмы, выстраивая любимую антитезу, где на противоположных полюсах располагаются гипербола (божище) и литота (божик)). Герой кощунствует, угрожая: «Я тебя, пропахшего ладаном, раскрою отсюда и до Аляски».

Поэма заканчивается прямой угрозой мирозданию: «Эй, вы! небо! Снимите шляпу! Я иду!» Внутреннее пространство души лирического героя достигает космических масштабов. Глухота Вселенной усиливает чувство одиночества, тоски, отвергнутости миром лирического героя, претендующего на роль пророка.

В 1918 году Маяковский дал истолкование поэме как «четырем крикам четырех частей»: «Долой вашу любовь! Долой ваше искусство! Долой ваш строй! Долой вашу религию!» Эта формула, по словам литературоведа В.

Альфонсова, «заостряла объективную революционную направленность поэмы», она вписывала произведение в реальную совершающуюся революцию, утверждала единство задач нового искусства и революции в решении задач революционного обновления мира.

Любовная коллизия поэмы вмещала в себя аспекты остальных криков «долой!» Мотив сердца связывался с идеей новой, желаемой жизни. Герой поэмы был открыт навстречу жизни, но он ее лишь жаждал и ожидал ее окончательного, полного, абсолютного осуществления в будущем.

По мнению критика Е. Эткинда, Маяковский сознательно примитизировал поэму в 1918 году, превратив ее в политический плакат. Четыре «долой!» «Облака в штанах» трактовались с точки зрения «Окон РОСТА», когда поэт захотел стать большевиком.

Открытие Маяковского в поэме — это современный человек, одновременно живущий многими страстями, из которых каждая жизненно необходима.

Противоречивость современной жизни подчеркивает использование в поэме излюбленных приемов: контрастность и гиперболизм, материализация метафоры, использование неологизмов, столкновение высокого и низкого словоупотребления, рифмы (неточные и составные), работа над ритмом произведения (тонический, или акцентный, стих).

Источник: Русская литература XX века: Пособие для старшеклассников, абитуриентов и студентов / Под ред. Т.Н. Нагайцевой. – СПб.: “Нева”, 1998

Ссылка на основную публикацию